Урок чтения м пришвин ребята и утята. III. Постановка целей урока. Добрый пример – лучше ста слов

О братьях наших меньших (12 ч.)

1.Сформировать систему знаний по теме братья наши меньшие в произведениях русских писателей.

2. Воспитывать бережному отношению к животным, братьям нашим меньшим.

3.Развивать умения речи обучающихся.

Пересказывать фрагменты с использованием слов из текста, кратко и подробно.

Определять основную мысль произведения.

Объяснять поведение героев.

Определять свое отношение к персонажам, обосновывать его.

Сравнивать героев произведений, главные мысли произведений.

Выделять из списка слова, близкие по смыслу.

Находить в словаре и в сносках значение незнакомых слов.

Выделять нужный эпизод, пересказывать фрагменты текста. Читать по ролям , передавать интонацию говорящих.

Описывать внешний вид персонажа.

Сопоставлять персонажей разных произведений.

Делить произведение на части и озаглавливать их, составлять план произведения.

Составлять план произведения.

Привлекать прошлый читательский опыт для оценки персонажей.

Рассказывать о прочитанном, обосновывать свое отношение к произведению

Передавать в рисунке впечатление, произведенное литературным произведением.

Работать в паре: выслушивать мнение партнера, оценивать его, вырабатывать общую позицию.

Оценивать свое отношение к учебе.

Объяснять значение устойчивых выражений.

Находить сходство и различие в значении однокоренных слов.

Выяснять значение слов в толковом словаре в конце учебника.

Соотносить литературный текст, его экранизацию, театральную постановку.

Находить нужные книги в библиотеке.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

КОНСПЕКТ УРОКА

Учитель: Мартынова Е.В

    Класс: 2

    УМК: «Школа России»

    Учебный предмет: литературное чтение

Климанова, Л. Ф., Горецкий, В. Г., Голованова, М. В. Литературное чтение: учебник для 2 класса в 2-х ч.

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Рабочая тетрадь в 2-х ч

    Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята»

    Цели урока в соответствии с ФГОС НОО: создать условия для развития умения пересказывать текст по плану и опорным словам; учить анализировать произведение; воспитывать бережное отношение к природе, к животным.

Планируемые результаты обучения:

Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.

Метапредметные:

Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения, самостоятельно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанного произведения.

    Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новогоматериала.

    Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, портрет писателя, толковый словарь И.С. Ожегова, выставка произведений М.М. Пришвина, картинка «утка с утятами»

Технология проведения

Время

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация учебной деятельности

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок,

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи.

Организует начало урока

Проверка необходимых учебных принадлежностей.

Личностные: самоопределение; регулятивные: Целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Какой раздел изучаем? (Братья наши меньшие). У кого есть братья? (У людей) Толковый словарь русского языка:БРАТ, - 1. Сын тех же родителей или одного из них по отношению к другим их детям. 2. Фамильярное или дружеское обращение к мужчине (разговорное). 3. Человек, близкий другому по духу, по деятельности, вообще кто-нибудь близкий (высок.). Братья по перу. Братья по оружию. 4. Монах, член религиозного братства (обычно в обращении). Братья наши меньшие (книжное) - о животных по отношению к человеку. Ваш (наш, их) брат (разговорное) - вы, ты (мы, я) - как и все другие мне, вам, нам, им подобные. Знаю я вашего брата, мальчишек. Свой брат (разговорное) - близкий, свой человек, а также (обобщённо) близкие, понимающие друг друга люди.

В начале изучения темы какой вопрос мы себе поставили? Можно ли животных считать братьями? С какими произведениями раздела уже познакомились?

(На доске).

Изучая предыдущие произведения, какие сходства мы нашли у животных и людей? (Карточки на доску) :

Жив-е Человек

Растут Не навреди!

Повадки поступки

Забота забота.

Как Николай Сладков называет животных?

Почему мы называем их братьями нашими меньшими?

Сегодня мы продолжим работу: Но сначала проверим дом. задание. Что значит прочитать выразительно? (голос, интонация, мимика).

На доске:

Проверка д/з.

« Братья наши меньшие»

« Что связывает человека и животных. Сходство и различие.»

Странные существа – в шерсти, перьях, чешуе.

«Они приспосабливаются к нам – и мы должны им в этом помочь. Ведь они наши соседи и земляки. И нас связывает с ними общее – жизнь. Самое удивительное явление на земле. И самое уязвимое…»

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков

3. Постановка учебной задачи.

Почему это произведение поместили в этот раздел?

Какой жанр произведения? Можем определить по названию? Давайте посмотрим в учебнике на с. 132 Почему не стих-е? Сказка или рассказ?

О чем пойдет речь? Что можно сказать о героях?

Ребята, давайте определим цель и задачи урока.

1.Определить жанр произведения.

2.Узнать с какой стороны можно увидеть человека и животное.

3.Составить план произведения.

4.Подготовить пересказ.

Рассказ учителя о писателе по слайдам.

Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.

На доске.

Слайды 1-3

«Ребята и утята»

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Учащиеся сами формулируют цель урока:

Цель: Связь человека и животного через художественное произведение.

Познакомиться с новым произведением М.М.Пришвина.

Определить почему это произведение поместили в этот раздел.

Определить жанр произведения.

Узнать с какой стороны можно увидеть человека и животное.

Составить план произведения.

Подготовить пересказ.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

4. Первичное усвоение знаний.

Построение проекта выхода из затруднения.

1) Первичное чтение.

2) Выявление первичного восприятия.

Определите жанр произведения. Докажите.

Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный?

Почему этот рассказ мы изучаем в разделе «Братья наши меньшие»?

Предлагает способ знакомства с произведением.

Задает вопросы

Прослушивание записи.

Отвечают на вопросы.

Высказывают свою точку зрения.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные- моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Первичное закрепление.

В тексте вам встретились незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.

3) Словарная работа. Предложить самим определить значение слов по словарям и справочникам: Словарь Ожегова, справочник – определитель, словарь терминологии.

(справочник - определитель)Чирок-свистунок- птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоёмах.Оказывается, существует очень много различных пород уток. Одна из них- чирок-свистунок. Это самая маленькая из речных уток, вес её всего 200-500гр. Самец весной имеет коричнево- рыжую голову с черно-зеленой полоской и белой полоской по бокам. Зоб бледно охристый с черными пятнышками. Бока серые с темным струйчатым рисунком. Самка темно- бурая с рыжими пестринками. Чирок-свистунок -одна из самых обычных уток, широко распространенных на Алтае и по его предгорьям. Утка гнездится по заросшим озерам, берегам рек, прудам и болотам.

Узнаете эту уточку, если встретите?

Именно с такой уточкой мы сегодня встретимся в рассказе. (словарь Ожегова)Верста – русская мера длины равная 1,06 км. (словарь терминологии) Паровое поле – отдохнувшее, не занимаемое посевами в течение всего вегетационного периода или части его и содержащееся в рыхлом и чистом от сорняков состоянии.

Работа по группам

Слайды 5-13

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные –умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

4) Анализ и выборочное чтение.

Почему уточка устроила своё гнездо далеко от озера?

Докажите строчками из

произведения.

Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?

Что значит для утят свобода?

Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?

Сколько надо было идти до озера?

Сколько это километров?

Это много или мало для человека?

А для маленьких утят?

Прочитайте, как шла мать –уточка с утятами.

Почему уточка-мать шла позади утят?

Какие враги были у уток?

Кто страшнее? Почему?

Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?

Докажите строчками из произведения.

Зачем ребята это делали?

Как вела себя уточка, когда ловили её утят?

Докажите строчками из произведения.

Могла ли утка кричать?

Её немота, беззащитность, отчаяние- всё в этих движениях.

А какое чувство пережили утята?

Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?

А какое вы слово кричите, когда боитесь?

А ваша мама переживает за вас?

Как она ведёт себя при этом?

А какая она мама?

Вам жалко её?

Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы ещё маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведёт себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

Какие пословицы о маме вы знаете?

Утята пойманы, что собираются делать ребята?

Докажите строчками из произведения.

Кто помешал мальчишкам?

Смогли ли они объяснить свой поступок?

Какое приказание дал им взрослый? Найдите и подтвердите.

Назовите слова, которые показывают строгость автора.

Что делали бы вы, оказавшись рядом?

Можно ли сказать, что ребята были жестокими?

Что сделала уточка-мать, когда её детей отпустили?

Докажите строчками из произведения.

Как шла уточка-мать в начале рассказа?

А почему сейчас она побежала впереди?

Как М. Пришвин попрощался с утятами?

Что он сделал при этом? Докажите строчками из произведения.

Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?

Перед кем этот знак уважения?

Как мальчишки на это прореагировали? Почему?

Что пожелали люди уточке?

Почему? Докажите строчками из произведения.

Нужно ли было пожелание уточке?

6) Беседа по содержанию в целом.

Работа над иллюстрацией. Работа в парах.

Посмотрите на иллюстрацию стр.132-134.

Кто изображён на переднем плане?

Что они делают?

Кто изображён на заднем плане?

Что они делают?

Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией.

Для чего М. Пришвин написал свой рассказ?

Что его волновало?

Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица?

Кто именно?

А кто нет?

7)Выявление совпадений первичных с окончательными.

8)Определение главной мысли рассказа.

Чему научил М. Пришвин ребят и нас своим рассказом?

Что же вы можете сказать о М. Пришвине? Какой он человек?

а) добрый

б) строгий

в) неравнодушный

Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотном лесу.

На свободу.

Вода, корм, озеро.

Решилась наконец-то.

3 версты.

Чуть больше 3 километров.

Очень много.

Мать шла позади.

Чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду.

Люди, лисица, ястреб.

Высказывают

своё мнение.

Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками.

Просто так, для забавы.

Всё время, пока они ловили утят, мать бегала с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении.

Страх, испуг,…

Переживает..Высказывают своё мнение.

Заботливая.

Вспоминают пословицы.

Ребята собрались закидать шапками мать и поймать её.

Нет. Они струсили.

Живо,- приказал я ребятам, -идите и отдайте ей всех утят!

Строго спросил.

Каждый высказывает своё мнение как бы он поступил.

Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей.

Мать шла позади.

Считала себя виноватой.

Радостно снял шляпу и, помахав ею, крикнул: -Счастливый путь, утята!

Знак уважения.

Перед маленькими утятами, М. М Пришвин неравнодушный человек.

Они засмеялись.

Счастливого пути. Все разом закричали ребята:

До свидания, утята!

Нет. По- своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята.

Утка- мать и утята.

Машут шапками, кричат.

По овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала своё путешествие к озеру.

Чтобы мы не совершали глупых поступков.

Утята могли погибнуть.

Маленькие утята.

Они, не подумав, совершили глупость.

Сравнивают свои, делают вывод.

Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитывать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.

Доказывают.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

2) Творческая работа. Работа в группе

Работа с заглавием.

Придумайте своё заглавие к рассказу.

Работа с пословицами.

Соберите пословицы, определите, к кому из действующих лиц рассказа подходит каждая.

3) Чтение по смысловым частям и их озаглавливание, наблюдение за состоянием чувств, вызванных произведением.

ПОМНИТЕ, ЧТО КОГДА СЛУШЕШЬ И ЧИТАЕШЬ, НАДО ДУМАТЬ, ПРЕДСТАВЛЯТЬ, ПОНИМАТЬ, ЗАПОМИНАТЬ.

Какие испытывали чувства при чтении и слушании?

План. Чувства

    Путешествие к озеру. Спокойствие

    Не выпускать из виду. Тревожность

    В величайшем волнении

Волнение. страх

    Живо возвратите утят! Негодование

    До свидания, утята!

4) Пересказ по плану.

От чьего лица ведется повествование? /от лица автора/

А как М.М.Пришвин относится к героям рассказа? К утятам?

В парах (на партах пословицы).

Умел ошибиться- умей и поправиться.

Сей добро, посылай добро, оделяй добром.

На доску:

План. Чувства

1.Путешествие к озеру. Спокойствие

2Не выпускать из виду. Тревожность

3.В величайшем волнении. Страх, волнение

4.Живо возвратите утят! Негодование

5.До свидания, утята! Радость.

Самостоятельная работа. Осуществляет самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

7.Рефлексия деятельности (итог урока)

Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание: (слайд 18)

Мои молодые друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину".

« Любить и охранять природу- значит любить и охранять Родину» . М Пришвин

Как вы понимаете эти слова?

Что связывает человека и животных? Почему это произведение помещено в этот раздел?

Чему вас научил урок?

Зеленый – работал активно, все получалось

Желтый – работал хорошо, иногда обращался за помощью

Красный – было трудно, не все получилось

Домашнее задание:

Кому захотелось создать иллюстрацию к произведению?

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.

Литературное чтение 7.12.2015г
Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята»
Цели урока: создать условия для развития умения пересказывать текст
Задачи:
учить анализировать произведение;
развивать умение выразительно читать произведение
воспитывать бережное отношение к природе, к животным.
Оборудование:компьютер и проектор, мультимедийная презентация, портрет писателя, толковый словарь И.С. Ожегова, выставка произведений М.М. Пришвина, картинки «утка с утятами»
Ход урока
1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.
Приветствие:
Прозвенел звонок и смолк – Начинается урок. Вы за парты тихо сели, На меня все посмотрели.
Ваши ушки на макушке, Глазки широко раскрыты. Слушайте, запоминайте, Ни минуты не теряйте!
2. Речевая разминка:
Мы будем выговаривать
Мы будем разговаривать
Правильно и внятно,
Чтобы было всем понятно.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши,
Что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше,
Это утка в камыше.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша,
Выходи из камыша.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше,
Нет уж утки в камыше.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши.
Что же шепчут камыши?
А ещё
Думать, размышлять,
На вопросы отвечать,
Выразительно читать.
II. Проверка домашнего задания.
-На прошлом уроке мы познакомились со сказкой-несказкой В. Бианки «Сова»
«Верно – неверно!» (выполняют индивидуально, взаимопроверка по слайду)
Главный герой сказки «Филин»
Сказку написал В.Бианки
В этой сказке мыши хотели разорить шмелиные гнёзда.
Старик называл сову «Отчаянной головой»
Сова не приносит природе никакой пользы.
У коровы не будет молока, если она не будет есть клевер.
Всё в природе взаимосвязано.
Сова помогла избавиться от мышей.
В конце сказки старик пил чай с молоком.
«Восстановите цепочку»
Сова-мыши-шмели-клевер-корова-молоко(Один ученик выходит к доске, восстанавливает и объясняет последовательность)
IV. Первичное усвоение новых знаний.
- Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.
– Какого человека можно назвать неравнодушным?
– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.
- Итак, к кому мы сегодня отправляемся в гости?
(Чтение детьми имени, отчества, фамилии писателя)
- Давайте поставим перед собой задачи, чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя?
(на доске – слова- помощники: узнать, познакомиться, определить)
* Узнать о жизни и творчестве писателя
* Познакомиться с новым произведением
* Определить тему произведения, которое будем изучать на уроке
-Итак, тема нашего урока: творчество Михаила Михайловича Пришвина.
Выставка книг.
- М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей. Вот небольшая выставка его произведений. Их можно взять в нашей школьной библиотеке и прочитать, или обменяться друг с другом.
Биография писателя. Вика
Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он из бедной купеческой семьи, проживавшей в Елецком уезде Орловской губернии. Он получил хорошее естественнонаучное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет. Пришвин был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.
Ксения А.
Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату».
Даниял.
Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места мира, прекрасно знал Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями.
Он хотел найти в природе такое, чего сам еще не видел, и, может быть, никто еще в своей жизни с этим не встречался».
«Незаконченное предложение»
Михаил Пришвин любил … ;Он писал о … ;На фотографии у него … ;Писатель жил … .)
VI. Первичное усвоение новых знаний.
-Сегодня мы прочитаем одно из произведений этого автора.с. 92
Прочитайте заглавие рассказа.
– “Ребята и утята”
– Как вы думаете, кто главные герои этого произведения?
– Кто видел маленьких утят?
– Где?
– Утки бывают не только домашние, но и дикие.
Оказывается, существует очень много различных пород уток. Одна из них- чирок-свистунок. Это самая маленькая из речных уток, вес её всего 200-500гр. Утка гнездится по заросшим озерам, берегам рек, прудам и болотам.
Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин.
VII. Первичная проверка понимания
– Сейчас приготовьте карандаш. Диктор будет читать этот рассказ, а вы отмечать непонятные слова.
(Дети следят по учебнику и отмечают непонятные слова)
- Понравился рассказ?
- Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему вы так считаете? Чему он учит?
Словарная работа:
При чтении этого произведения попадутся “хитрые слова”. Давайте прочитаем и объясним значение этих слов.
Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.
Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.
Овсяное поле – поле, засеянное овсом.
Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.
Кузница – помещение, где работают кузнецы.
(Слова читаем хором, обращая внимание на ударение)
VIII.ФизкультминуткаТанец «Утят»
После выполнения упражнений можно поинтересоваться у детей, как они себя чувствуют, понравилось ли им “быть утятами”, и др.)IX. Первичное закрепление изученного материала
Анализ и выборочное чтение произведения.
– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?– Докажите строчками из произведения.– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?– На свободу.– Что значит для утят свобода?– Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?– Докажите строчками из произведения.– Сколько надо было идти до озера?– 3 версты.– Сколько это километров?– Чуть больше 3 километров.– Это много или мало для человека?– А для маленькой уточки?– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.– Почему уточка-мать шла позади утят?– Какие враги были у уток?– Докажите строчками из произведения.– Кто страшнее?– Почему?– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?– Докажите строчками из произведения.– Зачем ребята это делали?– Просто так, для забавы.– Как вела себя уточка, когда ловили её утят?– Докажите строчками из произведения.– Могла ли утка кричать?– Докажите строчками из произведения.– Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.– А какое чувство пережили утята?– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?– А какое слово вы кричите, когда боитесь?– Мама!– А ваша мама переживает за вас?– Как она ведет себя при этом?– Как в рассказе чаще всего называют уточку?– Мать.– А какая она мама?– Заботливая.– Вам её жалко?
Вывод: Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.
X. Обобщение
* Работа над иллюстрацией.
– Посмотрите на иллюстрацию.
– Кто изображен на переднем плане?
– Что они делают?
– Кто изображен на заднем плане?
– Что она делает?
– Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией.
(И около кузницы при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их впереди)
– Посмотрите на вторую иллюстрацию.
-Кто изображен здесь?
-Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией.
(Вот тут их и увидели ребята и зашвыряли шапками)
– Для чего М.Пришвин написал свой рассказ?
– Что его волновало?
– Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица
– Кто именно?
– А кто нет?
– Почему?
* Работа в паре.
Работа с пословицами.
– Давайте попробуем продолжить пословицы, записанные на доске:
– Вслух прочитает первую пословицу …
Умел ошибиться – умей и …(исправиться)

– Почему?
– Вслух прочитает вторую пословицу …
добрый пример, лучше ста… (слов).
– Продолжите пословицу.
– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?
– Почему?
XI. Итог урока
-С творчеством, какого писателя мы познакомились?
-Как называется произведение?
-Почему автор назвал рассказ «Ребята и утята»?
- К чему нас призывает?
XII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
- пересказ текста
- пересказ от лица писателя
- пересказ от лица мальчиков
XIII.Рефлексия- Оцените свои действия на уроке с помощью «Лестницы успеха»
(учащиеся выходят к доске и прикрепляют смайлик к соответ. ступеньке)

ГОУ СОШ №294
Разработка урока

по литературному чтению

во 2 классе

Учитель: Клюева И.А.


Тема: М. Пришвин «Ребята и утята»

Тема урока: «М.Пришвин. Ребята и утята.»
Цель: Учить анализировать произведение, формировать навыки чтения, умение выразительно читать, развивать речь, мышление, прививать любовь к животным, окружающему миру.

Оборудование: презентация , компьютер, интерактивная доска, аудиозапись.

Ход урока

I. Орг. момент

Ребята, отгадайте загадку.

Не дерево, а с листочками,

Не рубашка, а сшита.

Не растение, а с корешком

Не человек, а с разумом. (Книга)

Правильно. Скажите, ребята, а зачем человеку книги?

Книга действительно наш лучший друг, т.к. знакомит нас с окружающим миром, учит и воспитывает в нас добро, уважение, любовь к природе и многое другое.

II.Проверка домашнего задания.

1.А теперь давайте обратимся к нашей книге, к родной речи и проверим как вы подготовили д/з.

Какую тему мы начали с вами изучать?

Кого называют братьями нашими меньшими?

2.Выразительное чтение стихотворений.

Кто знает историю, когда животные воспитывали не своих детёнышей?

III.Изучение нового материала

1.Вступительное слово.

Сегодня мы продолжаем знакомство с произведениями о братьях наших меньших, и будем читать рассказ М. Пришвина. М. Пришвин был одним из певцов природы, завещавший детям любить её, познавать её тайны, не стремясь что-то в ней ломать и переделывать. Вот уже несколько десятков лет нет писателя с нами, но его книги продолжают свою жизнь. Книги Михаила Михайловича Пришвина читаются не спеша. В своих произведениях автор открывает что-то очень важное, близкое каждому человеку. Нас самих он делает добрее, мудрее, умнее и великодушнее.

Прочитайте заглавие рассказа. Кто видел маленьких утят? Где?

Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М. Пришвин. (рассматривание картинки)

2. Словарная работа.

При чтении этого произведения попадутся «хитрые слова». Давайте прочитаем и объясним значение этих слов.

ХОЛМ - небольшой бугорок.
ВЕРСТА – русская мера длины.
ЧИРОК-СВИСТУНОК – уточка.
ПРОЧНОЕ МЕСТО – безопасное место.
КУЗНИЦА – там работает кузнец.
ПАРОВОЕ ПОЛЕ – отдохнувшее поле.
ВОДА СПАЛА – стало меньше воды.

РАЗЛИВАЛОСЬ ЗАШВЫРЯЛИ ПЕРЕЛЁТЫВАЛА

ВЕЛИЧАЙШЕМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ОБРАДОВАЛИСЬ

ПРОДОЛЖАЛА ПУТЕШЕСТВИЕ ЗАПЫЛЁННЫЕ

РАДОСТНО
3.Чтение рассказа учителем.

Когда и за кого вы волновались и радовались? А когда сердились и кого осуждали?

5. Повторное чтение детьми.

6.Работа над содержанием.

Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?

Каким был этот путь?

Как Пришвин по-другому называет уточку?

Кого уточка считала опасным для своих детей?

Как она оберегала птенцов, прочитайте.

Какой она была матерью?

Как вела себя уточка, когда ловили её утят, прочитайте?

Вам её жалко?

Зачем это делали ребята?

Смогли ли они объяснить свой поступок?

Какое приказание им дал взрослый?

Как они его выполнили?

Что делали бы вы, оказавшись рядом?

Что можно сказать о ребятах?

Можно ли сказать, что на самом деле ребята были жестокими? (они даже обрадовались приказанию рассказчика возвратить утят)

Вызывают ли сочувствие действующие лица рассказа? Кто именно? А кто нет? Почему?
IV.Подведение итогов урока.

Итоговая беседа учителя с классом.

Почему автор назвал рассказ «Ребята и утята»? (Автор делает ребят и утят главными действующими лицами рассказа, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, и как сказал Н. Сладков, нас связывает с меньшими братьями общее – жизнь)

Что главное в рассказе? Чему научил М. Пришвин ребят и нас всех своим рассказом?(Не совершать бездумных поступков. Любить природу, уметь охранять и беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитывать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь)

Сейчас мы с вами прослушаем детскую песенку Шаинского “ Не дразните собак”.


(Прослушивание произведения.)

- Как вы думаете, почему я предложила именно это произведение вам прослушать?
(Ответы детей)

V . Домашнее задание. По выбору: пересказ текста или пересказ текста от имени мальчиков.

Урок литературного чтения по теме: М. Пришвин "Ребята и утята"
2 класс, УМК «Начальная школа 21 века»
Автор: Набиуллина И. М., учитель начальных классов
Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством
М.М.Пришвина; эмоционально­эстетического восприятия произведения; выражать при
чтении свое отношение к прочитанному, создать условия для формирования УУД:
личностных: мотивация учения, нравственно­этическое
оценивание (оценивание
усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей,
обеспечивающие личностный моральный выбор), воспитание любви к природе,
бережного отношения к ней;
познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение
информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и
критериев для сравнения, классификации объектов, установление причинно­
следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование,
коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование,
контроль, коррекция, оценка.
Ход урока
1. Оргмомент.
­ Начинаем урок литературного чтения. Сегодня на уроке мы будем изучать новый
материал, познакомимся с новым литературным произведением.
Китайская пословица гласит:
«Я слышу – я забываю,
Я вижу – я запоминаю,
Я делаю – я понимаю»
Мы будем слушать, запоминать, понимать и размышлять. Ведь чтение без размышления
– пустое развлечение. Давайте постараемся, чтоб урок прошёл интересно и
познавательно.
Напоминаю вам о правилах сотрудничества
1. Осмысливать задания
2. Выслушивать мысли каждого
3. Отстаивать, доказывать свою точку зрения
4. Не перебивать друг друга
5. Соблюдать правило поднятой руки
2. Актуализация знаний

Мы продолжаем путешествовать по страницам нашего учебника.
­ Как называется раздел, который сейчас познаем? («Весна, весна красная …»)
­ Как называют весну поэты и писатели?
(Весна красная. Весна – художник. Весна – утро года.)
Весна ­ это прекрасное время года, время пробуждения природы, время надежд.
О весне написано много стихов, песен, сказок, рассказов, пословиц, поговорок, загадок.
1) Проверка домашнего задания
(Творческое задание с предыдущего урока)
­А какие вы подобрали пословицы, поговорки и загадки об этом замечательном
времени года?
­ Как в народе говорят о весне? (поговорки)
­ Какие пословицы о весне вы знаете?
­ Какие загадки о весне вы знаете?
2)Антиципация
Работа со стр. 130 ­132 учебника
Работа с заголовком, иллюстрацией к произведению.
– Прочитайте название. Рассмотрите иллюстрацию. Можно ли по ним определить, кто
будут герои нашей рассказа?
­ Почему автор назвал рассказ « Ребята и утята»? (Ответы учащихся. Варианты
ответов)
 В рассказе говорится о ребятах и утятах
 Ребята и утята маленькие, им нужно подрасти.
 Говорится о взаимоотношениях человека и животных.
 Ребята поступили не правильно по отношению к утятам.
 Ребята поняли, что маленьких нельзя обижать, о них надо заботиться.)
Работа с опорными фразами
­ Давайте посмотрим на фразы записанные на листах и на экране и попробуем
предположить, как будут развиваться события в произведении? (ответы детей)
1 часть – утка – чирок, озеро
было их ловить?
3 часть – ребята обрадовались, мать бросилась спасать, семья продолжила свое
путешествие, «До свидания, утята!»
Постановка цели и задач
Учитель.
­ А как проверить все наши предположения, о которых мы с вами говорили?

Учащиеся.
Давайте поставим перед собой задачи?

2. Проанализировать текст.

Работа с текстом до чтения
Словарная работа
­ В тексте вам встречается незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.
(слайды)
 Холм – небольшой бугорок.
 Чирок­свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших
водоемах.
 Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1км.
 Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.
 Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.
 Кузница – помещение, где работают кузнецы.
3. Первичное восприятие произведения.
Работа с текстом во время чтения (1 часть читают ученики)
Чтение с комментированием(с остановками), озаглавливание части.
1 остановка. Вот тут их увидели ребята….
­ Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
(Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти
только версты за три на коске, в болотном лесу)
­ Сколько надо было идти до озера?
­ 3 версты
­ Чуть больше 3 километров.
­ Это много или мало для человек?
­ А для маленькой уточки?
­ Почему уточка­мать шла позади утят?
­ Какие были опасности на пути у уток? (лисицы, ястребы, люди)
­ Докажите строчками из произведения.
Как можно озаглавить первую часть? Озаглавьте.
1 часть. Путь к озеру.
2 часть. Встреча с ребятами.
3 часть. До свидания, утята!

­ Как дальше будут развиваться события?
Работа с текстом (2 часть читает учитель)
2 остановка. – Что вы будете делать с утятами? – спросил я строго у ребята… (От
чьего имени идет повествование?)
­ Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?
­ Докажите строчками из произведения.
(Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками)
­ Зачем ребята это делали?
­ Просто так, для забавы.
­ Как вела себя уточка, когда ловили ее утята? (была взволнованная)
­ Докажите строчками из произведения.
­ А какое чувство пережили утята? Кто их мог защитить?
­ Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
­ А какое слово вы кричите, когда боитесь?
­ А ваша мама переживает за вас?
­ Как она ведет себя при этом?
­ Как в рассказе чаще всего называют уточку?
­ Мама
­ А какая она мама?
­ Мать.
­ Заботливая.
­ Вам ее жалко?
Кластер «Уточка» в парах
­ Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской
любви. Очень часто мать ценной собственной жизни, собственного благополучия
спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к
животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот
ужас, который испытала уточка­мать. Но вы можете представить, как поведет себя
мама, когда вам грозит опасность или вас кто­то обижает.
Чтение отрывка по ролям.
Учитель:
­ Кто помешал мальчишкам?
­ Смогли ли они объяснить свой поступок?
­ Какое приказание дал им взрослый?
­ Докажите строчками из произведения.
­ Назовите слова, которые показывают строгость автора.

­ Что можно сказать о ребятах? (глупые, несмышленые, беззаботные, трусливые)
Какими словами охарактеризуем автора? (строгий, неравнодушный, добрый)
Работа по заполнению таблицы
Рассказ о писателе (портрет писателя)
М. М. Пришвина за годы своей жизни он был охотником, агрономом, учителем. Он
собирался заняться наукой, но стал писателем. М. Пришвин написал много книг для
детей и взрослых. Он много рассказывал о животных и природе.
Этот человек, путешествуя по лесам, по степям с дорожной сумкой и охотничьим
ружьем, наблюдал за природой. Любовался ее красотой. Это был не просто
наблюдательным человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.
Так вот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе.
Работа с текстом (3 часть читают ученики) (до слов ­ пять штук)
Ответы на вопросы после чтения, озаглавливание части.
­ Что сделает уточка­мать, когда увидит, что ее детей отпустили?(закончить работу
над кластером)
Все слова характеризируют её, как заботливую мать ­ материнская забота.
3 остановка. Ребята надо мной засмеялись.
­ Как Пришвин попрощался с утятами?
­ Что он сделал при этом?
­ Докажите строчками из произведения.
­ Что означает этот жест: снять перед кем­то шляпу?
­ Знак уважения.
­ Как мальчишки на это прореагировали?
Предложите, как поступит М.М. Пришвин дальше?
Чтение до конца.
­ Что можно сказать о ребятах?
­ Как их назвал рассказчик? (глупыши)
­ Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
­ Поэтому­то автор и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно,
по глупости.
­Можно ли сказать, что ребята осознали свой поступок?
­ Что пожелали люди уточке?
(До свидания, уточки!)
­ Можно ли озаглавить 3 часть этими словами?

Работа с планом.
1.
Путь к озеру.
2. Встреча с ребятами.
3. До свидания, утята!
4. Работа с текстом после прочтения.
Подбор пословиц к произведению.
– Прочитайте пословицы, найдите из них, которые подходят к рассказу
М.М.Пришвина.
Умел ошибиться – умей и поправиться.
Добрый пример лучше ста слов.
Кто скоро помог, тот дважды помог
– К кому из действующих лиц рассказа подходит эти пословицы?
– Почему?
Рефлексия.
­Какие задачи вы перед собой ставили?
1. Познакомиться с произведением.
2. Проанализировать текст.
3. Понять, что хотел донести до нас автор.
­ Чему научил М. Пришвин ребят и нас своим рассказом?
­ Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь ее, чутко и бережно
относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитывать в себе готовность
защищать животных и оказывать их помощь.
5. Проверка восприятия и понимания
Сейчас мы проверим, как внимательно вы читали и как поняли это произведение
Работа по карточкам теста
Вопрос
п/н
1. Произведения «Ребята и утята» ­ это сказка
2.
Главными героями были дети и семья уточки
3. При встречи с утятами ребята пропустили их вперед
4. Уточка пыталась спасти утят, бегая за мальчишками и утятами
5. Пришвин разговаривал с ребятами ласково
6.
Ребята смогли объяснить свой поступок
Ответ +/­

7. Уточка бросила своих утят
8.
Рассказ учит нас не обижать беззащитных, не проходить мимо
беды
Самопроверка и оценивание.
6. Итог урока
­ Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.М. Пришвина. Но для нас с вами
он оставил послание:
Мои молодцы друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами
жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах
разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И
охранять природу – значит охранять родину.
7. Домашнее задание.
1) Подготовить пересказ по плану от имени ребят.
2) Подготовить пересказ по плану от имени человека, который наблюдал этот
случай со стороны.
3) Выполнить иллюстрацию к одной части рассказа и подготовиться рассказать по
иллюстрации. ­ План поможет восстановить содержание рассказа.
4) Написать синквейн со словами: ребята, утка, природа…
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Маршрутный лист.
Работа с опорными фразами
Как будут развиваться события в произведении?
1 часть – утка – чирок, озеро
2 часть – ребята, зашвыряли шапками, величайшее волнение, « Зачем вам надо
было их ловить?

М.М.Пришвин «Ребята и утята»

Цели: 1)дать представление о том, что в описании обстановки, поступков и размышлений героев выражается авторское отношение к героям; 2)формировать умение видеть авторскую оценку героя в описании обстановки, поступков и размышлений героев; 3)развивать представление о том, в чём заключается заботливое, бережное отношение человека к окружающему миру. Ход урока 1 Подготовка к восприятию - Сегодня мы встретимся с писателем Михаилом Михайловичем Пришвиным – природоведом, фотографом. М.М.Пришвин прожил долгую и интересную жизнь. Он много видел, наблюдал за природой. Всё это с необычайной полнотой отразилось в маленьких и больших рассказах М.М.Пришвина. Посмотрите на его портрет. Что вы можете о нём сказать? (У М.М.Пришвина добрый и очень внимательный взгляд, хочется подойти и поговорить с ним). – Главная тема произведений М.М.Пришвина – мир природы, прекрасный, неотразимый, гармоничный, который живёт своей жизнью. И в этот мир приходит человек. Порой своими поступками он наносит большой вред миру природы. Вот об этом поведал М.М.Пришвин в рассказе «Ребята и утята». 2 Первичное восприятие Начало рассказа читает ученик, кульминацию – учитель, со слов «Они как будто…» - ученик, концовку – учитель. 3 Выяснения первичного восприятия и постановка учебной задачи - С каким настроением выслушали рассказ? - Итак, в мир природы пришёл человек. Перечитаем рассказ ещё раз и подумаем над тем, правильно ли он себя ведёт. 4 Выборочное чтение и анализ текста 1) – Прочитайте 1 абзац и найдите ответ на вопросы: 1 ряд – когда? Происходили весной 2 ряд – где? события в в болотном лесу 3 ряд – с кем? рассказе с маленькой уточкой - Почему уточке пришлось так далеко свить гнездо от озера? (Озеро далеко разливалось и прочное место для гнезда…). – Вода спала, и уточка отправляется со своими утятами в озеро, на свободу. 2)Один ученик читает 2 абзац, остальные ищут слова, с помощью которых автор показывает, как вела себя уточка – мать во время перехода («Мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду»). – Почему уточка – мать вела себя так? (это как мать человека, ведь путешествие было очень опасным). – Кто же представляет опасность для уточки в этом путешествии? («глаз человека, лисицы и ястреба»). – Обратите внимание на порядок слов. Не заметили ли вы чего-то необычного в этом порядке? (на первом месте стоит человек). – Человек, как ни странно, представляет для уточки наибольшую опасность. И действительно то, чего больше всего боялась уточка-мать и произошло. Утят с уточкой увидели ребята. Поразмышляйте, как поведут себя дети? (мнения детей). 3) Ученик читает 3 абзац. Остальные работают по вариантам. 1 вариант- находят слова, которые показывают действия ребят; 2 вариант- находят слова, которые показывают действия уточки. 1 в. 2 в. Зашвыряли шапками, мать бегала за ними с раскрытым ловили утят, собирались клювом и перелётывала в разные закидать шапками мать стороны - Как эти действия характеризуют ребят? (бездушные, злые, заставили страдать уточку). – А как эти действия характеризуют уточку-мать? (заботливая, как настоящая мать). – А теперь давайте пофантазируем. Предположите, что могло произойти дальше с уткой и утятами? - Но почему этого не произошло? («Но тут подошёл я»). – Кто такой я? (Автор, М.М.Пришвин) - Давайте посмотрим на отношение автора к действиям ребят. Я сейчас прочитаю отрывок, а вы найдите слова, которые помогут увидеть это отношение. («строго спросил, сказал я очень сердито, приказал я ребятам»). – Автор возмущён действиями ребят, в его словах слышится осуждение. Расскажите, как поступили ребята после разговора с автором. – Найдите предложение «Они как будто…» . Почему автор берёт это слово «как будто»? (1-струсили, 2-одумались). – Самое главное, что не произошла трагедия. Мать и дети остались живы, «…семья продолжила своё путешествие к озеру». И автор от этого испытывает чувство радости. («Радостно снял шапку и, помахав ею, крикнул:»!Счастливый путь, утята!»). Он хочет, чтобы это чувство радости испытали и ребята, и поэтому автор обращается к ним: -Что вы смеётесь, глупыши, -сказал я ребятам.- Думаете, так-то легко попасть утятам на озеро? Снимайте живо все шапки и кричите «До свидания». 5 Обобщение. Итоги урока - Верно ли вели себя ребята? Как они должны были поступить сразу? - Над чем заставил вас задуматься рассказ М.Пришвина «Ребята и утята»? 6 Домашнее задание - Подготовить выразительное чтение кульминационной части.