Концерт металлики в 1991. Posts from This Journal by “! «Коммунисты ушли от власти, началась новая жизнь»

28 сентября 1991, когда некогда могущественный Советский Союз доживал свои последние месяцы, на поле аэродрома Тушино состоялся рок-фестиваль «Монстры рока», который собрал на своей сцене известнейшие команды данного музыкального направления со всего мира. Фестиваль посетило от 500 тысяч до целого миллиона слушателей; 11 000 стражей порядка участвовало в охране фестиваля, но со своей задачей справиться не смогли. Предлагаю вспомнить некоторые интересные моменты того памятного дня.

Перестройка — начало новой жизни и конец коммунизма

Фестиваль состоялся всего через месяц после путча. Организатором с советской стороны выступил будущий основатель MTV-Russia Борис Зосимов, который только начинал свою продюсерскую карьеру. Связавшись с Date 2 Warner Inc - компанией, возившей «Монстров» по миру, он предложил организовать шоу в СССР, что вышло бы весьма символично.

«Как-то ко мне на день рождения пришел один приятель. Он рассказал, что сейчас по всему миру идет фестиваль «Монстры рока». Там участвуют Metallica, AC/DC, еще кто-то. Можно, говорит, попробовать их в Москву затащить. Сегодня я бы и не шелохнулся - задача-то нереальная! Но тогда я этого не понимал, потому, видимо, и ухватился за эту идею. Связей за границей у меня не было, интернета тоже. Единственное, что дал мне приятель - номер телефона сына президента Warner Bros, Марка Росса. Позвонил ему и с ходу стал рассказывать сказки: мол, в России только что произошла революция, коммунисты ушли от власти, началась новая жизнь и все такое. Я сразу понял, что на этом можно сыграть» , - вспоминал позже Зосимов.


Это и сработало, менеджеры «Монстров» согласились провести концерт в СССР. Первоначально была идея выступить на Ходынском поле, но побоялись, что в случае побоев пресса будет сравнивать фестиваль с давкой в Ходынке; в итоге, концерт перенесли в Тушино, однако побоев и сравнений избежать не удалось.

Все дороги ведут в Москву

Фанаты, узнав о предстоящем событие, съезжались со всего Союза. Вход был абсолютно бесплатным, а от количества прибывших удивлялись не только организаторы, но и власти, которые заранее об охране и не позаботились. В последний момент к аэродрому стянули милицию и военных. Над полем кружил вертолет. Люди в форме пытались навести порядок довольно жестокими методами, вступая в драки и избивая фанатов.

«Я был в шоке, когда увидел, как солдаты бьют зрителей прямо по головам дубинками. Я ходил и не понимал, что происходит. Зачем они это делают? Люди пришли послушать музыку, почему с ними нужно так поступать? Мне хотелось все это остановить» , - добавил барабанщик Metallica Ларс Ульрих.

Не пили только святые, или Тушинское попоище

Из-за неконтролируемого попадания алкоголя на фестиваль толпа была абсолютно неуправляемой. Возможно, именно поэтому стражи порядка были вынуждены применить грубую силу.


«Приехало на рок-фестиваль (а не в филармонию) около полумиллиона молодежи, из которых не выпивали разве что язвенники, да мы. Как вам кажется, найдется ли среди этих слушателей несколько, скажем так, не совсем дисциплинированных лиц? Да, именно так, их было чуть больше, чем несколько»
, - пишет курсант Военного института, бывший в тот день в оцеплении.

В официальной сводке указывалось, что в результате столкновений пострадали 76 человек (16 из них - сотрудники милиции и военные), 51 человек госпитализирован, 30 фанатов задержаны в пьяном виде, один - в состоянии наркотического опьянения, девять металлистов были пьяны настолько, что их отправили в вытрезвитель.


«К 18:00, в момент выступления Мetallica, в милицейском штабе мне удалось получить первую приблизительную сводку правонарушений: 25 человек в тяжелом и среднем состоянии (в основном переломы рук и сильные ушибы) доставлены в больницу, более 20 отправлены в медвытрезвители. Гиннесс со зрителями не получился, зато по милицейским сводкам мы смогли переплюнуть и «Вудсток», и «Уайт», и «Централ Парк», и даже концерты Rolling Stone s»,
- говорится в статье «Комсомольской правды».


Очевидцы и участники концерта говорили и о погибших. По некоторым свидетельствам их было 11(на «Вудстоке» их было всего 3, но там никто никого и не бил). Однако официально данная информация до сих пор не подтверждена.

Pantera

Началось «тушинское попоище» по принципу «с места в карьер»: концерт открыли безжалостные американцы Pantera. Решение поставить самую агрессивную из всех участников Монстров Рока группу на разогрев удивляет до сих пор. Часть запечатленного выступления Пантеры вошла в релиз 3 Vulgar Videos From Hell, вышедший в 1999 году на DVD-носителе. Название видео прекрасно отразило всю суть концерта в Тушино. Наверное, и самому большому фанату чада и кутежа Пауку в тот день было предостаточно «ада и вульгара».

The Black Crowes и E.S.T.

Продолжила концерт американская группа The Black Crowes, чей традиционный блюз-рок был бы куда уместней в качестве разогрева. Черные Вороны отыграли всего две песни и быстренько уступили сцену советским рокерам E.S.T., еще во главе с легендарным Жаном Сагадеевым. Последний факт, кстати, широко используют фанаты Жана, периодические устраивающие с поклонниками Валерия Кипелова эпические срачи и холивары на тему «Кто круче и метальнее, Ария или ЭСТ?»

Metallica

Затем тысячи советских последователей рок-культа наконец-то узрели живьем настоящих «монстров» – легендарных американцев Metallica. Каждую песню группы фанаты встречали с неподдельным восторгом, многократно усиленным алкоголем и еще бог весть чем. Особенно сильно народ колбасился под каверы «Last Caress», а также «Am I Evil?». Милиция в очередной раз безуспешно пыталась укротить бесноватую публику, но в стражей порядка полетели бутылки и прочая дрянь. Зарубежные гости вообще не понимали, что происходит, а успокоить публику помогло лишь обращение организаторов: «Ради безопасности музыкантов мы прекращаем концерт, слушайте Ласковый Май!» Кстати, во время выступления барабанщик Металлики Ларс Ульрих повредил указательный палец, что, к счастью, на выступлении группы никак не отразилось.

AC/DC

Кульминацией тушинского попоища стал ураганный сет-лист австралийских AC/DC. Ангус Янг в школьной форме, пьяные фанаты, мочившиеся не отходя от сцены… Да уж, такого Советский Союз точно раньше не видывал. Закончился концерт пальбой из пушек и фейерверком под признанный рок-гимн всех времен и народов For Those About To Rock.

Итоги

Конечно, раньше никто и представить не мог, что в рамках одного фестиваля в Москве выступят сразу столько звезд мировой рок-сцены. Ознаменовав собой наступление долгожданной свободы в Советском Союзе, Монстры Рока в Тушино и по сей день активно обсуждаются в Интернете, став притчей уже для нескольких поколений рокеров России и стран СНГ.

28 сентября 1991 года на Тушинском аэродроме в Москве состоялся легендарный концерт Monsters of Rock с участием групп Metallica, Pantera, AC/DC и ЭСТ из Москвы. Впоследствии фестиваль был назван Тушинским побоищем из-за массовых драк и избиения толпы фанатов милицейскими силами. Предлагаю узнать, а некоторым из вас и вспомнить как проходил фестиваль.

Накануне

Публика начала подтягиваться на Тушинский аэродром с вечера 27 сентября. Настроение у ребят было хорошее, в рюкзаках весело позванивали бутылки. По некоторым оценкам, в ночное вышло около полутора тысяч человек. Жгли костры, подкреплялись, слушали музыку, сами пели.

Ночевали меломаны прямо на земле - благо, ночь выдалась довольно теплая. И все же с утра ребятам захотелось согреться. Вместо зарядки перевернули машину с продуктами. После чего, видимо, подустали и решили еще немного отдохнуть. К началу концерта кое-кто опять спал богатырским сном.

Вид сверху

С борта вертолета концерт смотрелся очень эффектно: огромная сцена, масса народу. Вдруг в публике возникает какое-то оживление, люди устремляются в сторону... Вот маршируют колонны военнослужащих и милиции... Да и за сценой, похоже, народу почти столько же, сколько и перед сценой. Красотища!

Вид сбоку

Сверху, конечно, виднее. Но с земли понятнее. Суета в публике - это на самом деле попытка укрыться от града бутылок, впервые обрушившегося на головы слушателей примерно в 15 час. 15 мин.

Передвижения "военной силы" действительно имели место: то и дело формировались колонны, которые маршировали в разных направлениях, в том числе и в туалеты, чем создавали впечатление полновесных маневров. И веселое оживление за сценой - тоже правда. Здесь, похоже, собрались все, кто имеет хоть какое-то отношение к советскому шоу-бизнесу: музыканты, менеджеры, продюсеры, видеорежиссеры, а также жены и подруги всех вышеперечисленных категорий трудящихся. Но если их присутствие на таком мероприятии вполне оправдано, то появление здесь шефа внешнеэкономической ассоциации "Интерагро" И. Кивелиди сначала показалось неожиданным: несколькими днями назад он неплохо смотрелся в телерепортаже о встрече советских предпринимателей с М. С. Горбачевым, и вдруг... Оказалось, ассоциация, вкладывающая деньги в различные музыкальные фестивали (например, "Голос Азии"), решила поддержать и "Монстров Рока".

Кто есть кто

Источник:

Сам термин "Монстры Рока" - типичное для хэви-метала преувеличение. Музыканты, игравшие в субботу на Тушинском аэродроме, - никакие не монстры, нормальные люди. Настоящие монстры - это те, кто кидал в сторону сцены пустые бутылки. И те, кто без разбору молотил публику резиновыми дубинками.

Мы не будем сейчас разбираться в том, кто кого провоцировал: публика милицию или наоборот. И тех, и других примеров мы увидели предостаточно. Но факт остается фактом: надежды на то, что концерт пройдет мирно, не оправдались. А светлые идеи, вроде "Рок Против Террора", быстро забываются.

Спаси и сохрани

Берт Кляйнман из американской фирмы "Уэствуд-1" так прокомментировал увиденное: "В общем, все то же самое, что и в Штатах. Только у нас на концерты публика приходит не такая пьяная. И потом, на Западе охраной подобных мероприятий занимаются специализированные фирмы, а тут и милиция, и армия... Как они согласовывают свои действия?"

Ответ: плохо. Генерал-майор милиции, на которого, судя по всему, была возложена охрана порядка, возмущался: "Как я могу за все отвечать, когда к летному полю движется колонна армейских грузовиков, а я не знаю, кто их сюда послал и зачем?"

Согласно нашим наблюдениям, порядок в тот день обеспечивали: милиционеры (пешие и конные), спецназ, курсанты школы милиции, военнослужащие в погонах СА и ВВ, курсанты военных училищ, американская служба безопасности, венгерская служба безопасности, наши люди в полувоенной униформе (похоже, агентство "Алекс") и совсем уж непонятные люди в штатском (впрочем, не отличающиеся ни выправкой, ни профессионализмом). Были еще и "Ночные волки", которые, впрочем, охранных функций не выполняли. (Извините, если кого не назвали).

А теперь скажите: можно ли достичь согласованности действий между таким количеством служб? Поэтому то и дело возникали проблемы: в какую зону можно проходить, в какую нельзя. Правила менялись каждые 2-3 часа и под конец окончательно запутались. Милицию на некоторых постах инструктировали просто: не пускать никого. "Но вот же мой пропуск", - пытался доказывать кто-то. "Ничего не знаю", - следовал лаконичный и, главное, очень точный ответ.

Pantera

Источник:

Началось «тушинское попоище» по принципу «с места в карьер» – концерт открыли безжалостные американцы Pantera. Решение поставить самую агрессивную из всех участников «Монстров Рока» группу на разогрев удивляет до сих пор. Часть запечатленного выступления Пантеры вошла в релиз «3 Vulgar Videos From Hell», вышедший в 1999 году на DVD-носителе. Название видео прекрасно отразило всю суть концерта в Тушино в 1991-м – наверное, и самому большому фанату чада и кутежа Пауку в тот день было предостаточно «ада и вульгара».

The Black Crowes и E.S.T.

Источник:

Продолжила концерт американская группа The Black Crowes, чей традиционный блюз-рок был бы куда уместней в качестве разогрева. Черные Вороны отыграли всего 2 песни и быстренько уступили сцену советским рокерам E.S.T., еще во главе с легендарным Жаном Сагадеевым.

Последний факт, кстати, широко используют фанаты Жана, периодические устраивающие с поклонниками бессмертного Валерия Кипелова эпические срачи и холивары на тему "Кто круче и метальнее, Ария или ЭСТ?" Кстати, сами E.S.Т. тоже не преминули воспользоваться неожиданной удачей и нехило попиарились на концерте зарубежных гостей, наснимав концертных клипов и живых записей.

Metallica

Источник:

Затем тысячи советских последователей рок культа наконец-то узрели живьем настоящих «монстров» – легендарных американцев Metallica. Каждую песню группы фанаты встречали с неподдельным восторгом, многократно усиленным алкоголем и еще бог весть чем. Особенно сильно народ колбасился под каверы Last Caress культовых The Misfits, а также Am I Evil? пионеров NWOBHM Diamond Head.

Спустя годы Metallica включили оба трэка в сборник кавер-версий, изветсный как "Garage Inc" и вышедший в 1998 году. Милиция в очередной раз пыталась безуспешно укротить бесноватую публику, но в стражей порядка полетели бутылки и прочая дрянь. Зарубежные гости вообще не понимали, что происходит, а успокоить публику помогло лишь обращение организаторов: «Ради безопасности музыкантов мы прекращаем концерт, слушайте Ласковый Май!» Кстати, во время выступления барабанщик Металлики Ларс Ульрих повредил указательный палец, что, к счастью, на выступлении группы это никак не отразилось.

AC/DC

25 лет назад, 28 сентября 1991 года на московском поле аэродрома в Тушино прошёл международный рок-фестиваль «Монстры Рока». На него приехали самые известные рок-группы мира, концерт которых собралось слушать более миллиона человек - столько не собиралось ни на протестные митинги против ГКЧП ни в защиту умиравшего на глазах СССР. Из-за обильных возлияний тот концерт прозвали ещё «тушинским попоищем», а из-за избиений гостей милицией - «тушинским побоищем».

Редактор LJ Media

в сообществе :

Фестиваль «Монстры рока» в Тушино 1991. Фестиваль попал в книгу рекордов Гинесса... И был благополучно забыт через несколько лет... Концерт прошёл вскоре после поворотного августовского путча ГКЧП (19–21 августа) и был заключительным в концертном турне фестиваля «Monsters of Rock». В фестивале приняли участие «суперзвезды» мировой рок-музыки - «AC/DC», «Metallica», «Pantera» и «Black Crowes», советскую сцену представляла метал-группа Э.С.Т. Число посетителей стало рекордным - воспользовавшись свободным входом, на фестиваль съехались любители рока со всей страны: различные источники оценивают число от 600 тыс. до 1 млн человек.


Из блога

Тушинский концерт прошёл под охраной почти 11 тыс. военнослужащих (по другим данным - 20–25 тысяч) внутренних войск, милиционеров, работников ОМОН и порядка 300 автоинспекторов. Однако беспорядков не удалось предотвратить: 51 человек госпитализирован, около 100 обратились в медпункты, 50 задержаны с холодным оружием и наркотиками, 1 - с огнестрельным оружием. Поскольку не был ограничен пронос любого алкоголя (в том числе в бутылках и канистрах), на концерте присутствовало значительное количество зрителей, активно его употреблявших, и вскоре в народной среде возник оборот «тушинское попоище».

Металлический рок властвовал в тот день над тушинским полем. Асы металла закладывали головокружительные музыкальные виражи, а народ, слушая «Металлику» и «АС/ДС», думал, что он сошел с ума,- в Москву приехали настоящие монстры рока! Кто бы мог подумать, что спустя всего месяц после крупнейшего ежегодного хард-рок-события - фестиваля «Монстры рока» в местечке Касл-Донингтон (Англия) три из пяти выступавших там коллектива приедут в Москву.


Из блога

Приятно - теперь нашу столицу не будут числить рок-периферией. К тому же мы воочию увидели легендарного Ангуса Янга - и он оправдал все ожидания. В припадке маниакального рок-безумия он бился в истерике на сцене, разбрызгивая слюну и пот во все стороны. Именно этого нашим рокерам в годы тоталитаризма и не хватало - убедиться воочию, приобщиться, «потрогать руками». Что ж, теперь это стало реальностью. Помимо прочего, мы вновь убедились, что ИХ аппаратура лучше, что ИХ музыканты профессиональнее, что ИХ техники работают в белых перчатках. Мы посмотрели на настоящий шоу-бизнес. Посмотрели в очередной раз со стороны. Организаторы не удосужились провести даже подобие пресс-конференции. Аккредитация носила чисто символический характер, а половина блюстителей порядка не имела представления, по каким пропускам кого и куда пускать. Но есть еще что-то более общее и серьезное, что принижает эйфорию.

Десятки раненых и покалеченных? Полноте! Какое сборище в несколько сот тысяч молодых людей обходится без подобной печальной статистики? В том же Касл-Донингтоне в 1988 году двоих вообще задавили насмерть. Но шоу-бизнес немедленно сделал выводы: на следующий год фестиваль отменили, а специалисты ломали голову над сооружением таких конструкций для безопасности зрителей, чтобы и воздух был, и наблюдать зрелище было удобно. У нас же, по-моему, сколько концертов ни проводи, сколько жертв при этом ни имей, все равно ничего не изменится. И вот уже опять послышалась старая песенка: «Запретить!»


Из блога

После концерта стала разрабатываться идея, что даже 11 тысяч блюстителей порядка недостаточно для такого шоу. Но их не хватило бы, даже если пригнать по одному милиционеру на каждого зрителя. Потому что ЭТА милиция никакого порядка блюсти не может, уважения или даже страха не вызывает. Милиция на тушинском поле олицетворяла иные ценности, чем перед Белым домом в августовские дни. В Тушине она олицетворяла ЗАПРЕТ, чем тут же восстановила против себя большинство присутствующих.

Представьте себе, уже в 12 часов дня - за два часа до концерта - свободное перемещение сбоку от сцены было перекрыто: всех гнали в центр. Хмурые курсанты не видели вокруг себя людей: клепаные куртки, рваные джинсы, небритая щетина - что церемониться с эдакой шпаной? В первых рядах прижатые к металлической ограде и стиснутые со всех боков люди стояли лицом к лицу с милицейской цепью. Ограда держалась прочно. В нее вдавливались. Добрые милиционеры выдергивали из толпы теряющих сознание, злые - пускали в ход дубинки. Вскоре в них полетели бутылки. А вы как думали? Я не хочу сказать, что милиционеры - это плохо. Но в силу нашей объективной действительности, тяжелой и надоевшей жизни на тушинском поле, как и везде в стране, незримо присутствовал дух озлобления. Даже не дух - душок скорее. Ведь на этот раз никого не убили. А могли.

Нет, как ни говорите, а в самом слове «Тушино» так и слышится нечто роковое - «туша», «тушить»... И в истории нашей - то «тушинский вор», то бесподобный «Пульс Тушина»... Тяжел и темен ты, русский рок.

Из блога

Попробуйте как-нибудь провести такой эксперимент - задайте нескольким случайно выбранным из круга своих знакомых людям простой вопрос: «Где и когда состоялся величайший рок-концерт в истории человечества?». Самый распространенный ответ, который вы получите, разумеется, будет «не знаю». Несколько более продвинутых граждан покопаются в анналах собственной памяти и вспомнят про «три дня мира и музыки» в американском Вудстоке. И только один или, может быть, два человека скажут, что данное событие имело место 23 года тому назад и не где-нибудь «у них», а в Москве...

Москва в тот месяц ни про каких монстров еще не знала и знать не хотела - по улицам ездила бронетехника, по телевизору шло ГКЧП и «Лебединое озеро», а казавшийся незыблемым СССР вдруг как-то внезапно начал «трещать по швам», а на его окраинах перестали размахивать палками и начали потихоньку стрелять. Казалось, что сама история вдруг начала грохотать и лязгать затворами «калашниковых» и танковыми траками так, что заглушить ее было бы не под силу никакой «Металлике»...

Музыканты требовали обычных для подобного рода мероприятий жилых трейлеров с бытовыми секциями и душевыми. Таковых в СССР просто не было, и вместо них было решено поставить переоборудованные армейские палатки. Молотки для сборки сцены выменяли за водку в ближайшей воинской части. Чтобы обеспечить американцев привычным для их желудков питанием, были мобилизованы «Чайки» из гаража Совета Министров, «челночными рейсами» их гоняли в первый московский «Макдональдс» на Пушкинской.

Вопрос о выборе площадки тоже оказался далеко не так прост. Изначально фестиваль предполагали «поставить» на Ходынском поле, но продюсерам не давал покоя исторический контекст. Случись что, и на следующий день пресса вовсю живописала бы подробности «новой Ходынки». И тут редактор металлического фэнзина Zarazza Алексей Трофимов вспомнил про Тушинский аэродром. И, как оказалось, удачно. В результате это место на следующие 20 лет стало одной из важнейших точек на карте концертной Москвы - впоследствии там проводились фестивали «Крылья» и «Максидром».

Публика стала появляться на поле еще ночью. Около полутора тысяч человек поставили палатки на еще мокром после вчерашнего дождя поле и жгли костры. Некоторые ночевали в подъездах ближайших домов, их выгоняла милиция, но они возвращались. Тогда же случились и первые драки - группа неустановленных граждан перевернула машину с питанием для обслуживающего персонала... А утром на поле повалила публика, в которой поклонники металла со всех концов страны оказались перемешаны с подмосковными гопниками, привлеченными халявой, выпивкой и перспективой сломать кому-нибудь нос... «Cвободный вход» означал отсутствие каких бы то ни было кордонов на этом самом входе. Разумеется все, кто хотел пронести с собой пресловутые «напитки в стеклянной таре» - их пронесли, а бутылки потом полетели в милицию... На поле были замечены: спецназ, морская пехота, срочники советской армии и внутренних войск, пешая и конная милиция, курсанты московских милицейских школ и военных училищ, автоинспекторы ГАИ, американские и почему-то венгерские «секьюрити» и отечественные «бойцы» из охранного кооператива «Алекс».

Больше всех «отличились» обычные солдаты, многим из которых в этот день впервые дали в руки резиновую дубинку, но не объяснив толком, как и в каких случаях ее следует применять. Некоторые из них кидались избивать людей за любое неправильное по их мнению действие, другие наоборот оставляли свой пост, отпивали из чужих бутылок и окончательно смешивались с толпой зрителей.

Один из таких, ошалевших, снял китель и залез на вышку с аппаратурой. Через секунду ему в голову прилетела бутылка. Милиция сумела удержать ситуацию буквально в шаге от катастрофы, разбив людское море на отдельные условные сектора.

Основное «месиво» началось во время выступления Pantera и выглядело со сцены настолько страшно, что представители Warner Inc потребовали немедленно остановить концерт и закрыть фестиваль от греха подальше. Их с трудом уломали... К слову сказать, милицейский протокол по итогам «Тушинского побоища» получился совсем не впечатляющим: всего за медицинской помощью обратились 76 человек, 53 было госпитализировано, в основном с черепно-мозговыми травмами (из них - 16 военнослужащих и сотрудников милиции), 50 человек были задержаны с холодным оружием и наркотиками, была изъята одна единица огнестрельного оружия.

На всем пути от метро до Тушинского поля стеклянные автобусные остановки - внебрачные потомки провалившегося горбачевского «сухого закона» - были полностью разгромлены. Да еще журналист «Комсомольской правды» Дмитрий Шавырин немного подрался с ведущим «Росмузимпорта» Артемием Троицким. Одним словом, для такого количества народа, к тому же разогретого всевозможными напитками, результат вышел на редкость смехотворным. Особенно после знаменитого «черного Вудстока», организованного группой Rolling Stones в Алтамонте, где после массовой драки, устроенной «Ангелами Ада», с поля вывезли пять трупов, а количество раненых не установлено до сих пор... Что касается «Металлики», то этот концерт сами музыканты считают лучшим в истории группы за все 90-е...

Фест с участием Metallica и AC/DC стал знаковым событием 91-го года. Ельцин, перебои с продуктами, ГКЧП и Лебединое Озеро стали со временем трендовыми зарисовками того времени. А для многих и символом передела мира, в котором все они выросли. Он был так давно, что казался вечным - и вдруг рухнул.

В том мире концерты этих групп невозможно было представить. Международный музыкальный фестиваль мира в Лужниках в 89-м (Bon Jovi, Scorpions, Ozzy, Motley Crue, Cinderella, Skid Row и наш Gorky Park) остался в памяти данью глэм-роковой моде - и Оззи, и Бон Джови, не говоря об апологетах стиля Motley Crue, звучали слишком мягко. То ли дело трэш - музыка настоящих мужчин, в понимании подростка!

К 91-му благодаря нескольким ларькам с кассетами в округе я изучил как творения посетителей Москвы-89, так и будущих покорителей аэродрома, хотя и не всех. И все равно весть о Тушинском фесте буквально валила с ног - впервые к нам приезжали не «ветераны третьей свежести», как величали Uriah Heep (88-й год, Олимпийский), Pink Floyd (89-й год, Олимпийский) или Yngwie Malmsteen’s Rising Force (88-й год, Питер, по тем временам очень круто!), а самый «свежак»! В самом соку!!!

Понятное дело, речь шла о Metallica. Кто будет до и после, не слишком интересовало. Просачивались сведения (я уже ездил на Горбушку), по Европе с ними ездили Queensryche... Итак, настало 28 сентября 1991-го, суббота, погожий осенний денек. С утра я сходил на урок Начальной Военной Подготовки (НВП), и часам к 12 мы с братом прибыли на станцию Тушинская. Здесь явно было не так, как всегда. С одной стороны, наэлектризованность воздуха и ожидание чуда, с другой - хмурые взгляды, как на хулиганов.

Вышли на улицу. Движение по Волоколамке было перегорожено, милиция, парапеты... Сквозь обширную дырку в заборе на месте Тушинского рынка (его тогда и в помине не было) мы прошли на поле (вход был бесплатный) и сразу увидели огромную сцену вдалеке и толпу народа перед ней. Стало ясно - журнал для автографов, взятый из дома, вряд ли пригодится. Да и откуда мне было знать таинственные слова backstage, аккредитация, секьюрити, и прочие заградительные отряды на пути к людям на сияющем Олимпе! (ирония)

Действительно, было много пьяных, навскидку процентов 30%. В диапазоне от «ща упаду» до «дайте, я ему ​**ну!». И это за два часа до начала концерта! Что-то не срасталось в сознании - неужели всем этим людям музыка на концерте НЕВАЖНА?!

К сцене было не подобраться - первое полукольцо оцепления стояло, как говорили, с раннего утра, второе, охватом пошире, поставили только что - чтобы избежать давки. Мы встали у дальнего от входа экрана и периодически наблюдали попытки прорвать второй кордон. В прорывах участвовали на глаз порядка 100-200 человек, в основной массе поддатых, выстроившихся «свиньей». Несколько раз свинья накатывалась на солдатиков оцепления, те дубинками отгоняли их обратно и тогда сзади летели бутылки. Когда же строй удавалось поколебать, дубинки начинали мелькать вдвое быстрее, на место прорыва подтягивалась милицейская поддержка. Никакого ОМОНа не было и в помине, так что милиционерам приходилось несладко.

Милиции в целом было много. Кому-то покажется, слишком много. Но они занимались не патрулированием мелкими группами, а поддержанием упомянутых полуколец вокруг сцены. Словом, если термин Тушинское попоище еще как то соответствует истине, то побоище - едва ли. Конечно, живописно было снимать ряды оцепления и в кровь разбитые головы - для Европы и Америки это в диковинку. Но поди справься с пьяной толпой, прущей напролом - если кого задавит, спросят-то с тебя!

Локальные конфликты быстро исчерпывались, и к моменту выхода на сцену неизвестной американской группы Pantera (на этот раз без иронии - их действительно тогда никто не знал) прекратились. Гримасы лысого вокалиста, скачки кудрявого хаератого гитариста и басиста тоже с немаленькими волосами по сцене соседствовали со звуком а-ля саундчек: бочки (только бочки!) занимали примерно 50% звука, процентов по 20% отнимали себе гитара и вокал, и 10% отводилось на все остальное. По первости составить мнение не получилось, да и публика их воспринимала, как разогрев. Сейчас-то, конечно, многие бы завыли и заскакали - ни фига себе, это же PANTERA-COWBOYS-FROM-HELL!!! Но скакать поздновато - нет уже ни группы, ни волосатенького гитариста, остался только вклад в музыку - что и говорить, впечатляющий!

Пантера играла примерно полчаса, потом полчаса на пересменок - и выходит группа Э.С.Т., собравшая больше всего голосов по телефонному голосованию. Выставлялись там же Ария, Мастер, Черный Обелиск, Легион, и немногие другие тяжелые группы, имевшие у народа вес, но ЭСТ победили с большим отрывом и вполне заслуженно - при всем уважении представить там, на этой сцене угрюмый Мастер, или смазливую Арию, или даже Обелиск со Стеной было никак невозможно.

Народ оживился. Первые две песни прошли так себе, зато третья - Батька, пожалей коней - буквально подняла всех на уши. Не читавшие, согласно тексту, ни Маркса, ни Бакунина, ни вообще что-либо умное пролетарии возобновили стычки с милицией, интенсивно оборонявшейся. Правда, эти события имели место довольно далеко от нас с братом, экрана и музыки.

Сет ЭСТ завершился хоровым пением Катюши. Простой татарин Жан Сагадеев играл на струнах русской души, как на гуслях. Пертурбации с составом не отпугивали, а отдавались на откуп - ему виднее, как лучше! Так, на сцене не оказалось ни Миши Сагала, ни гитариста Билошицкого, а были косой Гриша Безуглый, Петр Макиенко на басу (на котором время от времени играл сам Жан), еще один гитарист и Александр Филоненко на барабанах. Звучало все, как надо!

Сразу после окончания ЭСТовского триумфа вышел Стас Намин и сказал, если не прекратите буянить, закроем фест! Угроза, как ни странно, подействовала, а еще лучше подействовал выход модной тогда в Америке группы The Black Crowes - слегка приглэмованный блюз-рок, или будущий грайндж. Здесь они были абсолютно не к месту. Народ заскучал и перестал пробивать лбом милицейскую стену - ради кого? Вот этих вот дундуков?!

Еще час прополз черепахой. От скуки я даже не заметил конца выступления Crowes, зато народу заметно прибавилось. Было пять часов вечера с копейками, потом копейки стали расти, и... Вдруг сцена погасла. По толпе прошел рокот голосов, все усиливаясь - было ясно, сейчас начнется! Интро (Ecstasy Of Gold) привело в какой-то невообразимый восторг - неужели вот прямо сейчас... Вот они!

Мда... Что еще сказать, кроме того, что это было круто?! Однако, начав никому не известной песней, Metallica слегка народ просадила - если можно просадить внимание сотен тысяч людей, которым интересен именно ты, и некоторые ради концерта приехали за трое суток из Сибири и дневали-ночевали у сцены... Да - чуть не забыл: эта песня впоследствии стала известна как Enter Sandman с не менее буйно разошедшегося по миру альбома Black Album. А второй была, по-моему, Creeping Death с многоголосым хором Дай! Дай! Дай! Дай!... Третья - Harvester Of Sorrow. Тоже хорошо, но я так ждал песен с Master Of Puppets... Народ вокруг вовсю сходил с ума. Стоя на вбитых в землю горлышком вниз бутылках из-под шампанского (их вокруг было во множестве), я видел Богов всего в полукилометре от себя - маленькие фигурки в лучах света - и купался в лучах агрессивного восторга, полностью поглотившего сознание. Хотя и не забывал записывать трэк-лист концерта. Боюсь, для многих останется непонятым жажда информации в мире без Интернета, с тремя газетами (одной - МК - молодежной), где Звуковая Дорожка выходила два раза в месяц! А то и один... Я с приятелем собирал названия песен с тяжелых альбомов - что говорить, если и альбомы-то эти было не достать, и названия были знаком присутствия их (его) у тебя в руках - примерно, как магнитики сейчас могут показать, где ты был. Что толку собирать названия (магнитики), если весь Интернет (ящик на антресолях) ими завален?! А тогда было круто... Например, с Лешей Морозовым (Костя Хоперкин из Конклава, Rockmusic.ru, Звуки.ру, Paul Di Anno) я познакомился благодаря названиям, равно как и с устроителем первого концерта Nazgul в Кунцево. Вот как бывает!

Но это было потом. А сейчас Metallica жгла, не жалея музыкального глагола, и люди - пик посещаемости, порядка 700 тысяч! - тратили силы не менее эмоционально. Трудно назвать таинством концерта коллективное безумство огромного количества народу, но оно - было! Удивительное чувство...

Через полтора часа после интро Боги закончили. Исходя из событий 91-го года, невозможно было предсказать, когда такое счастье случится снова, и случится ли вообще, ведь ждать от времени и судьбы - как своей, так и страны - можно было чего угодно...

За два часа стемнело окончательно. Пробираясь к выходу сквозь изрытое тысячами ног пастбище Тушинского аэродрома (к слову, он до сих пор в ведомстве Министерства Обороны РФ), мы внезапно снова поблагодарили AC/DC - за салют под завершающую песню For Those About To Rock! Стреляли пушки, стоявшие над сценой, благодаря им на короткое время на поле стало светло. Когда они утихли, мы буквально на карачках доползли до Волоколамского шоссе и, одухотворенные, добрались до дома пешком. Дом 3, напротив Гидропроекта, я там прожил 17 с лишним лет.

Итог дня: мы - в трезвом уме и твердой памяти - не получив ни одного удара от кого бы то ни было, посетили за пять копеек на метро один из лучших концертов в моей жизни. Такого больше не будет - в этом я уверен. Что было недавно - в Лужниках, в Олимпийском - хорошее, но другое. Этой атмосферы, надеюсь, не повторится. Это как если бы в Северную Корею приехал бы с визитом в одном лице основатель династии и рок-герой. Как если бы людям, воспитанным на манной каше, дали бутылку водки и тонко намекнули, продолжения может и не быть... Или наоборот.

Дата фестиваля: 28 сентября 1991 года
Место проведения: Москва, поле Тушинского аэродрома
Состав участников фестиваля:

«PANTERA» (США)
«E.S.T. » (Россия)
«THE BLACK CROWES» (США)
«METALLICA» (США)
«AC/DC» (Австралия)

Сет-лист фестиваля «Monsters of Rock-1991» в Тушино:

«PANTERA»:

1. Cowboys from Hell
2. Primal Concerte Sledge
3. Heresy
4. Domination
5. Psycho Holiday

«E.S.T. »:

1. Интро
2. Bully
3. Moscow Outskirts
4. Батько, пожалей коней
5. Сука
6. Десять весёлых лет
7. Проклятая Алиса
8. Запомни, Катюша…

«THE BLACK CROWES»:

1. Stare It Cold
2. Rainy Day Woman

«METALLICA»:

1. The Ecstasy of Gold (intro)
2. Enter Sandman
3. Creeping Death
4. Harvester of Sorrow
5. Fade to Black
6. Sad But True
7. Master of Puppets
8. Seek and Destroy
9. For Whom the Bell Tolls
10. One
11. Whiplash
12. Last Caress (The Misfits cover)
13. Am I Evil? (Diamond Head cover)
14. Battery

«AC/DC»:

1. Thunderstruck
2. Shoot To Thrill
3. Back in Black
4. Hell Ain’t a Bad Place to Be
5. Rising Power
6. Fire Your Guns
7. Jailbreak
8. The Jack
9. Dirty Deeds Done Dirt Cheap
10. Moneytalks
11. Hells Bells
12. Are You Ready
13. High Voltage
14. Highway to Hell
15. Whole Lotta Rosie
16. Let There Be Rock
17. T.N.T.
18. For Those About to Rock (We Salute You)

У фестиваля «Monsters of Rock-1991» в Тушино, этого во всех смыслах неожиданного и более чем своевременного подарка из рук бизнесмена Бориса Зосимова отечественным тинейджерам начала 1990-х, истосковавшимся по настоящему, актуальному року, был не менее легендарный прототип, а именно – Московский международный фестиваль мира, организованный и проведённый Стасом Наминым в Лужниках в августе 1989-го с участием таких заграничных рок-идолов, как Оззи Осборн, «Scorpions», «Bon Jovi», «Mötley Crüe» и «Cinderella», а также рождённых в СССР «Парка Горького», «Нюанса» и «Бригады С». В отличие от анархического, стихийного и реально безбашенного Тушинского феста, мероприятие 1989-го выглядело как парадная, сверкающая неоном витрина по сравнению с передвижным балаганом, волею судеб занесённым на размытые дождями просторы развалившейся на дымящиеся части империи. Но одно дело восьмидесятые годы, а совсем другое – девяностые. В первом случае я отслеживал события посредством телевизора и радио, а во втором имел счастье в компании друзей и приехавших в гости родственников лично лицезреть столь знаковое для своего времени мероприятие.

Так уж вышло, что на летние школьные каникулы в 1991 году мы уходили одними, а в сентябре многие (впрочем, не берусь говорить за всех) вернулись уже совсем другими. Я, например, во время поездки на юг неудачно упал при забеге в море, заработав ощутимое растяжение связок на ноге – и начал учебный год хромым. А если серьёзно, были тем летом и более глобальные причины измениться. 18-21 августа в стране состоялась попытка государственного переворота: президент СССР Михаил Горбачёв был временно изолирован в Крыму, где проводил отпуск, а власть в свои трясущиеся от страха руки попытался взять так называемый ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению), состоящий из вице-президента СССР Геннадия Янаева, ряда руководителей ЦК КПСС, правительства СССР, армии и КГБ СССР. Злополучный комитет провозгласил себя органом «для управления страной и эффективного осуществления режима чрезвычайного положения», решения которого общеобязательны. Был наложен запрет на митинги, собрания, деятельность политических партий и организаций, установлен контроль над СМИ и приостановлен выпуск столичных и областных печатных изданий. В город были введены танки и БТРы, и никто не мог поручиться за мирный исход противостояния гражданских лиц с военными. В дни августовского путча погибло трое молодых ребят (двое застрелены, один задавлен). Государственный мятеж, слава Богу, провалился, и уже в первых числах сентября моя одноклассница Ульяна вполне резонно задала нашему учителю истории вопрос: «ЗАЧЕМ ВЫ НАМ ВСЁ ВРЕМЯ ВРАЛИ?». Историк, который с первой половины 1980-х годов твердил нам о несомненных и научно доказанных преимуществах коммунистической идеологии над ценностями капитализма, зримо стушевался – он и сам ещё не знал, чем всё в итоге обернётся и как на это реагировать. Центральное телевидение менялось в те дни буквально на глазах: место безликих дикторов заняли улыбчивые ведущие с открытыми эмоциональными лицами, допускавшие в речи ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ интонации, а вечерами, включив телеящик, можно было увидеть, к примеру, фрагменты прошедшего в апреле того же 1991-го в Сетуни фестиваля «Рок против террора»! В общем, шлюзы были открыты, и бурлящие потоки неминуемо хлынули.

Где-то в районе 18 сентября (может, даже и позже, поскольку всё происходило стремительно!) по телевизору был объявлен телефонный опрос для молодёжи: какая отечественная группа тяжёлого направления должна представлять страну на фестивале «Монстры рока» в Москве с участием групп «Pantera» , «Metallica» и «AC/DC» ? Одного факта приезда к нам «Металлики» и «AC/DC» было более чем достаточно, чтобы воспламенить надеждой беспокойные юные сердца! Группа «AC/DC» издавна была культовой в Союзе, а выпущенный в 1990 году альбом «The Razor`s Edge», набитый хитами под завязку и поддержанный эффектными видеоклипами, и вовсе наделил коллектив народным статусом. Что касается «Металлики», то 12 августа 1991-го и без того популярнейшая среди российских подростков группа выпустила в свет долгожданный, одноимённый номерной диск, и мы получали своих любимцев фактически «горяченькими» — с только что испечёнными суперхитами «Enter Sandman» и «Sad But True», а также целой обоймой не менее зажигательных песен с четырёх предыдущих пластинок. Попросту не было в ту пору у учащейся молодёжи (за более старшее поколение говорить не берусь) групп популярнее, чем «AC/DC» и «Metallica» (чуть позже к списку присоединится «Nirvana», но альбом «Nevermind», записанный летом 1991-го, увидел свет буквально в 20-х числах сентября, и до нас тогда ещё не докатилось его эхо). Ну, а в лидеры телефонного опроса выбилась московская группа «E.S.T. », выпустившая незадолго до того свою первую в России пластинку «Проба пера», хотя в тусовке ещё долгое время ходили слухи, что опрос показал лидерство то ли группы «Мастер», то ли возрождённого к тому времени «Чёрного Обелиска» (справедливости ради нужно отметить, что анархический и бесшабашный «E.S.T. » был в народе реально более популярен и «раздёрган на цитаты», нежели ударившийся в бескомпромиссный трэш-метал «Мастер», переключившийся исключительно на англоязычную лирику, или элитарный «Обелиск», являвшийся к тому времени нашей «Металликой» с довольно-таки схематичными, пронизанными духом зрелого академизма текстами). О группах «Pantera» и «The Black Crowes» мы тогда ровным счётом ничего не знали. Как бы то ни было, ждать концерта оставалось совсем недолго, тем более, фестиваль должен был состояться не где-нибудь , а на родном Тушинском аэродроме , в окрестностях которого (и на котором) прошло всё детство (лично я там не только беспечно проводил летние каникулы, сидя с удочкой на заросшем травой берегу Москвы-реки, но и учился играть в футбол перед тем, как записаться в соответствующую секцию при близлежащем стадионе «Красный Октябрь») и, собственно, неподалёку располагалась наша с друзьями школа. Сам аэродром функционировал с 1935 года: именно на нём проходили легендарные авиационные парады с участием высшего руководства СССР, а в военные годы с лётного поля взлетали истребители и бомбардировщики. Москва с годами разрасталась, и Тушино постепенно утрачивало стратегическое значение. Со временем аэродром, находящийся в 14 километрах от центра города и являющийся базой при спортивном аэроклубе имени Чкалова, утратил государственное значение, и его ворота вплоть до середины девяностых годов были открыты, в принципе, для любого желающего (если поздней весной или жарким летом пересечь аэродром пешком или на велосипеде, обгоняя по дороге вышедших на обеденный перерыв подышать свежим воздухом сотрудников местного НИИ, можно было через 15 минут упереться в невысокую насыпную дамбу Москвы-реки, близ которой мы с пацанами и тусовались всё детство, время от времени наведываясь вплавь на борт какой-нибудь баржи). Раз в год на аэродроме в честь Дня воздушного флота СССР устраивался авиационный праздник (в такой день, каждое третье воскресенье августа, перекрывалось шоссе, а к метро сгонялась конная милиция и выстраивался «живой коридор» из служивых), а весной, летом и осенью на асфальтированной площадке при входе тусовались авиамоделисты.

На фото: живой коридор от аэродрома к вестибюлю станции метро «Тушинская» во время авиационного праздника в августе 1988 года (ту же самую картину можно было наблюдать и после «Монстров рока» в сентябре 1991-го)

Что касается подоплёки этого фестиваля, то вкратце предыстория такова. Ежегодный рок-фестиваль «Monsters of Rock» впервые был организован в Англии в 1980 году (и проходил вплоть до 1996 года). В 1991 году всё шло по отработанному плану: в этом году в туре принимали участие группы «Metallica», «AC/DC», «The Black Crowes», «Queensrÿche» и «Mötley Crüe». Первый концерт фестиваля состоялся 10 августа в Копенгагене, а далее в его дорожной карте значились остановки в 12 странах: Великобритании, Голландии, объединённой Германии, Италии, Венгрии, Польше. На 24 сентября было запланировано последнее шоу в Мадриде. Планы были существенно откорректированы, когда воодушевлённый победой над ГКЧП российский бизнесмен Борис Зосимов, возглавлявший корпорацию «BIZ Enterprises», позвонил Марку Россу – сыну президента «Warner Bros. Inc». Марк Росс, помимо всего, занимался в те дни делами «открытой» им для широкой публики грув-металической команды «Pantera», выпустившей в 1990-м знаковый для своего времени альбом «Cowboys From Hell». Зосимову удалось уговорить неуступчивого поначалу Росса, сыграв на личном интересе (группы «Queensrÿche» и «Mötley Crüe» для концерта в России были заменены на группу «Pantera»), а российскую группу выбрали методом голосования (согласимся с устаканившейся версией) отечественные рок-фэны. Так и сложился состав «Монстров рока» в Тушино. Благодаря любимому всеми Юрию Никулину Зосимов получил благословение мэра Москвы Юрия Лужкова, а дальнейшие организационные вопросы решались так (обратимся к архивам электронных СМИ):

«Встал вопрос о 300 американцах, для которых не было ни виз, ни приглашений, словом вообще ничего. Зосимов напечатал письмо на бланке своего кооператива и направил с ним человека в аэропорт: «Умри, но сделай так, чтобы пропустили». Где разместить? О, как раз только что достроили гостиницу «Radisson-Slavyanskaya», но официально открыть ещё не успели. Договорились и с гостиницей. Словно бы сама ситуация, когда СССР уже почти закончился, а Россия еще толком не началась, создала уникальную «точку невероятности», в которой на мгновение стало возможно всё. Ещё сложнее оказалось выполнить присланный из-за границы райдер. Музыканты требовали обычных для подобного рода мероприятий жилых трейлеров с бытовыми секциями и душевыми. Таковых в СССР просто не было, и вместо них было решено поставить переоборудованные армейские палатки. Молотки для сборки сцены выменяли за водку в ближайшей воинской части. Чтобы обеспечить американцев привычным для их желудков питанием, были мобилизованы «Чайки» из гаража Совета Министров, «челночными рейсами» их гоняли в первый московский «Макдоналдс» на Пушкинской. Вопрос о выборе площадки тоже оказался далеко не так прост. Изначально фестиваль предполагали «поставить» на Ходынском поле, но продюсерам не давал покоя исторический контекст. Случись что, и на следующий день пресса вовсю живописала бы подробности «новой Ходынки». И тут редактор металлического фэнзина «Zarazza» Алексей Трофимов вспомнил про Тушинский аэродром. И, как оказалось, удачно. В результате это место на следующие 20 лет стало одной из важнейших точек на карте концертной Москвы - впоследствии там проводились фестивали «Крылья» и «Максидром».

Мы, повторюсь, жили совсем близко от аэродрома – в двух шагах от метро «Тушинская». 25 числа ходили смотреть, как монтируют огромную сцену. Уже вечером в пятницу, 27 сентября, патлатые рок-фэны начали активно стягиваться к месту концерта, устраивая ночёвку прямо в ближайших дворах, а в ночь с пятницы на субботу самая оголтелая братва лихо обворовывала не успевших сориентироваться кавказцев, торговцев дынями. Остатки этих дынь поутру можно было увидеть в радиусе километра, а уцелевший товар продавцы чуть ли не даром отдавали оголодавшим и трясущимся с утреннего похмелья поклонникам тяжёлого рока (что-то же им нужно было есть). В 7.40 утра 28 сентября под окнами начали раздаваться вопли: «Народ, выпить есть у кого?» и «ОЙ, ПОМИРАЮ! Хочу пива!!!». Часа через два народ повалил довольно плотной толпой – не только из метро, но и с пригородных электричек. Напротив «Тушинской» тогда стояло кафе «Момент», возле которого каждый день собирались местные ребята. Этим утром все они были на месте и готовились в боевой поход – с флагами и в соответствующем прикиде. Небо с утра и весь день было пасмурное – казалось, вот-вот пойдёт дождь. Для начала мы с компанией друзей сделали пробную вылазку к месту концерта: прекрасно помню чувство необычайного воодушевления и единения, когда идёшь в толпе среди СВОИХ. Краем глаза удалось заметить, что чуть ли не все ближайшие автобусные остановки были за ночь раскурочены вдребезги, не повезло и окнам местного детского садика. Вход на аэродром был свободным, никого не проверяли и не обыскивали (вообще, сначала милиции и солдат было не так уж много, но откуда, чёрт возьми, их столько взялось позже?). Первое, что видели пришедшие утром 28 сентября на Тушинский аэродром – множество спящих в траве парней и девчат, тут и там виднелись обугленные пятачки ночных костров. Каждый, минуя ворота, проходил через импровизированные торговые ряды: продавали рок-атрибутику, журналы и виниловые пластинки таких групп, как «Hellraiser», «ЭВМ», «Мастер», «E.S.T. », «Коррозия металла». Всё это разлеталось прямо из коробок, как горячие пирожки.

Фестиваль открылся около 14.00 сетом мало кому тогда известной у нас группы «PANTERA» . Едва группа начала играть, куда-то пропал звук! Фил Ансельмо предстал перед публикой в красной маске демона, натянутой на голову, но через некоторое время сбросил маску и продолжил рубиться уже в своей не менее брутальной, но – человеческой ипостаси (к слову, бритоголовой и щедро покрытой татуировками). В какой-то момент неподалёку от сцены заработал один из нескольких экранов (нужно отметить, что экраны у нас на концертах до той поры не использовались, это был первый раз!), но проработал экран недолго – так что «Pantera» в этот день осталась, как бы это сказать, недораспробованной. В группе, помимо Ансельмо, играли: гитарист Даймонд Даррелл, басист Рекс Рокер и барабанщик Винни Пол.

Группа «Pantera» в Москве, сентябрь 1991 года

Народ постепенно вошёл в ритм, и в заполненном пространстве поля начались стихийные перемещения толпы. В какой-то момент в спины фэнов, стоящих лицом к сцене, полетели пустые бутылки, милиция отреагировала – и начались бесконечные вспышки ментовской агрессии по отношению к публике, продолжавшиеся весь фестиваль. Был так: ты спокойно стоишь, вдруг летит пара бутылок, и вот уже вокруг – буйная движуха с участием солдат, милиционеров и перемещающихся туда-сюда волосатых персонажей. На сцену выходили какие-то чиновники (чуть ли не зам.префекта Северо-Западного округа или даже сам префект, точно не помню), ещё какие-то люди – и все увещевали зрителей вести себя прилично, иначе концерт будет немедленно прекращён в целях безопасности. В ответ фэны хором выкрикивали своё мнение относительно адреса, по которому следовало бы пройти стоящим в этот момент на сцене товарищам в галстуках. Обожаемая многими группа «E.S.T. » вышла в обновлённом специально для данного выступления составе: Жан Сагадеев (вокал), Марат Микаэлян (гитара), Григорий Безуглый (гитара), Пётр Макиенко (бас-гитара) и Владимир Козиненко (барабаны). Жан, одетый в чёрный пиджак поверх распахнутой на груди белой рубахи, был зримо подшофе. Легендарное выступление началось с затяжного гитарного соло Гриши Безуглого, а дальше на упорно не желавшем становиться громче звуке (были версии, что причиной тому – происки зарубежных гостей) прозвучали две песни на английском языке: «Bully» («Хулиган») и «Moscow Outskirts» («Московские окраины»). Группу «E.S.T. » всегда называли отечественной версией «Motörhead», но на выступлении в Тушино группа прозвучала как некий аналог «Slade» или даже «AC/DC» — во всяком случае, обычно рычащий Жан Сагадеев чуть ли не через фразу норовил в этот раз выдать голосом высокую ноту. После первой песни Жан воскликнул: «Ваше здоровье!» и демонстративно осушил гранёный стакан, после чего выкинул его куда-то под сцену. Когда зазвучал традиционный «эстовский» репертуар («Батько, пожалей коней», «Сука», «Десять весёлых лет», «Проклятая Алиса»), звук, наконец, прорезался! Песню «Батько, пожалей коней» Жан представил так: «Следующая песня… вы её узнаете по первым аккордам на барабанах. И просьба ожесточённее подпевать в припевах!». Во время исполнения «Суки» маэстро Сагадеев всячески забавлялся с микрофонным шнуром, в определённый момент (горький кадр в воспоминаниях) обмотав его вокруг шеи… Особенно впечатлила раскладка на два гитарных соляка в песне «Десять весёлых лет». Жан держался на сцене вполне раскрепощённо и был взволнованно-прекрасен. В какой-то момент его отозвали в глубь сцены, после чего он вернулся к микрофону и изрёк: «Иностранные дяденьки просят прекратить кидаться бутылками. А то вы повредите аппаратуру фирменную!». Песня «Проклятая Алиса» воодушевила, кажется, всех присутствовавших на аэродроме: исполняя её, лидер «E.S.T. » кидался на колени, истово крутил микрофонную стойку и верещал ничуть не хуже вокалиста «AC/DC» Брайана Джонсона. Кодой выступления «Электро-Судорожной Терапии» стала песня «Запомни, Катюша…», которую группа исполнила хором со всеми фэнами. Жан в финале выступления скинул пиджак, оставшись в белой рубахе, и порадовал лихим разбойничьим свистом. На том группа раскланялась и удалилась.

Группа «E.S.T. » на сцене фестиваля «Monsters of Roсk» в Тушино (28 сентября 1991 года)

Фестиваль был бесплатным, и в течение всех шести часов можно было, в принципе, абсолютно свободно перемещаться – уходить с аэродрома и возвращаться снова. Мы не стали оставаться на короткий сет блюз-роковой команды «THE BLACK CROWES» («Чёрные Вороны»), а отправились домой обедать – благо, идти было всего пять минут. В 1990 году читатели журнала «Rolling Stone» назвали «The Black Crowes» команду «Лучшей новой американской группой», и к моменту визита в Россию на счету группы имелся лишь дебютный альбом – «Shake Your Money Maker». Позже я, отсмотрев концертные видео, определил для себя звучание «The Black Crowes» как «Роллинг Стоунз», истово изображающих «Aerosmith», исполняющих Боба Дилана». В Тушино команда выступила в составе: Крис Робинсон (вокал), Рич Робинсон (гитара), Джефф Сиз (гитара), Джонни Кольт (бас), Стив Гормэн (барабаны). Возможно, ожидания относительно этой группы были слегка завышены.

Группа «The Black Crowes», не нашедшая широкой поддержки у московских фэнов тяжёлого рока

Чего не скажешь о выступлении группы «METALLICA» ! Вот когда включились все экраны и как следует заработала аппаратура! Вот когда все ожидания сполна оправдались, и даже летающие над головами бутылки не омрачили праздника. Сет «Металлики» в Тушино – сильнейшее впечатление, навсегда врезавшееся в память. У меня к тому времени имелась их двойная пластинка «…And Justice for All», буквально не покидавшая домашний проигрыватель, и лицезреть «Металлику» в момент её блеска и славы было невероятно круто. На сцене рубились великие и прекрасные Джеймс Хэтфилд (вокал, гитара), Кирк Хэммет (соло-гитара), Джейсон Ньюстед (бас-гитара, вокал) и, конечно же, обожаемый всеми Ларс Ульрих (ударные), который столь истово делал своё дело, что в итоге повредил руку и обагрил пластик ведущего барабана собственной кровью. Сет начался с духоподъёмной инструментальной композиции «The Ecstasy of Gold» композитора Эннио Морриконе, звучащей в культовом вестерне 1966 года «Хороший, Плохой, Злой». Этой интродукцией «Metallica» с момента основания группы открывает свои концерты. А дальше по первым рядам ничего не успевших понять зрителей дали огненный залп две пушки и грянул свежайший к тому моменту «Enter Sandman» — и ураган из величайших хитов смёл всё вокруг. Большинство зрителей (а всего в этот день на аэродроме и его окрестностях побывало, по разным подсчётам, от 350 000 до миллиона поклонников рока, что составило абсолютный рекорд посещения подобного рода мероприятий — тем более, в нашей стране!) наблюдало концерт «Металлики» непосредственно на экранах (изредка переводя взгляд на сцену), поскольку именно на экранах можно было рассмотреть каждую черту лица одухотворённого развернувшимся действом Хэтфилда или уловить подмигивание обнажённого до пояса Ульриха, бросающего в толпу сломанные барабанные палочки. Впоследствии я бывал на московских концертах некоторых забугорных рок-монстров («Iron Maiden», «Motörhead», «Deep Purple», «KISS»), но такого физического ЕДИНЕНИЯ публики, как на первом московском концерте группы «Metallica», больше не видел. Это было сродни древнему языческому празднику или боевому крещению, не иначе. И обстановка вокруг была более чем боевая (не забудем о постоянном агрессивном натиске вооружённой дубинками милиции на толпу и о граде летающей стеклотары, от которой время от времени приходилось уворачиваться).

Группа «Metallica» в Москве, сентябрь 1991 года

Что касается сета «AC/DC» на «Монстрах рока», то многие офигевшие от выступления «Металлики» фэны, счастливые и выжатые до последней капли, предпочли раньше намеченного срока покинуть поле Тушинского аэродрома, поскольку большинству из них предстояло ещё в сырых осенних сумерках добираться на электричках и метро до противоположных концов Москвы (а кому-то – до подмосковных городов и ещё дальше). Ну, а самые стойкие получили зубодробительный концерт пребывавшей на пике формы хард-рок легенды в составе: Брайан Джонсон (вокал), Ангус Янг (соло-гитара), Малкольм Янг (ритм-гитара, вокал), Клифф Уильямс (бас-гитара, вокал), Крис Слэйд (барабаны). Тон задала песня «Thunderstruck», открывающая новейший к тому времени альбом «The Razor`s Edge», а дальше состоялось великое рок-шоу «AC/DC», состоящее их забойных хитов, фирменных «утиных пробежек» Ангуса Янга по сцене с ревущей гитарой наперевес, денежного дождя из долларовых AC/DC-купюр в коде песни «Moneytalks», мрачных ударов огромного колокола с логотипом группы перед песней «Hells Bells», демонстрации огромной надувной куклы «Рози» (мгновенно сдувшейся, как только отзвучал последний аккорд песни «Whole Lotta Rosie»), хрестоматийного катания на плечах бегающего по сцене Джонсона во время гитарного соло в «Let There Be Rock», фирменного стриптиза с демонстрацией — нет, не привычной по концертной видеохронике голой задницы, а всего лишь плавок находчивого Ангуса Янга, — и салютом из, наверное, полдюжины пушек в финале шоу, озарившим небо над изрядно истоптанным и закиданным стеклотарой полем Тушинского аэродрома. Когда отзвучала легендарная песня «For Those About to Rock (We Salute You)» и отстрелялись пушки, фестиваль подошёл к концу.

Легендарная группа «AC/DC», хэдлайнер фестиваля «Monsters of Rock-1991»

А дальше началась печальная для многих часть. До метро «Тушинская» были по заведённому издавна порядку выставлены «живые коридоры» из солдат и милиции, как это происходило ежегодно во время проведения авиационных шоу на аэродроме. По этому коридору разом снявшаяся с места толпа тянулась несколько часов плотным потоком, то и дело подхватывая голосовую распевку песни «Thunderstruck» из репертуара только что отгремевших «AC/DC». Мы наблюдали всё происходящее с балкона, поэтому как на ладони видели весь творившийся беспредел, когда наиболее активных или чересчур накачанных спиртным фэнов выхватывали из «живого коридора» и, затащив за вестибюль метро, избивали дубинками. Откуда взялось столько пьяных, если спиртного в окрестностях не продавали? Дело в том, что на поле то и дело сновали местные старички и старушки, которые не только собирали пустую тару, но и потихоньку продавали по завышенной цене припасённые заранее твёрдые и жидкие припасы. Кого-то из спрессованной толпы солдаты, пользуясь властными полномочиями и поддержкой конной милиции, попросту обчищали. Когда подъехал автобус с ОМОНом, дело приняло совсем крутой оборот: тогда уже многие наблюдавшие это люди кричали из окон и с балконов близлежащих домов: «Что ж вы творите, нелюди? Что вам сделали безоружные мальчишки?». Кстати, нужно отметить доброжелательность местных жителей, выносивших оголодавшим и томившимся жаждой ребятам и девчонкам, сумевшим прорваться сквозь живой забор, какую-то еду и вёдра с водой – попить и умыться.

По следам фестиваля «Monsters of Rock in Moscow-1991» клипмейкер Уэйн Айшем, прославившийся, в частности, работой над клипами группы «Mötley Crüe» и сотрудничавший с группой «Metallica» во время съёмок клипа на песню «Enter Sandman», смонтировал 84-минутный фильм – «For Those About to Rock», увидевший свет в 1992 году. Группа «AC/DC» позже выпустила несколько треков из московского выступления на своих концертных релизах. Московская группа «E.S.T. » в том же 1992-м выпустила свой начисто перезаписанный в студии Тушинский сет (с другим составом музыкантов, отредактированными репликами и наложенным шумом толпы) на пластинке «Live in Moscow Outskirts», впоследствии переизданной в цифровом формате под более доходчивым названием «E.S.T. » в Тушино». Как бы то ни было, этот концерт, организованный совместными усилиями компании «Time Warner», фирмы «BIZ Enterprises» (СССР) и генерального спонсора в лице внешнеэкономической ассоциации «ИнтерАгро», стал настоящей вехой в истории современной музыки, и тем отраднее осознавать, что всё происходило в месте, с которым у тебя лично столько всего связано. Вдарив в сентябре 1991-го всей своей 500-киловаттной мощью по не слышавшим до той поры столь оглушительных и дерзких звуков просторам, «Монстры рока» заставили нас, восторженных очевидцев, помнить о себе несколько последующих десятилетий. Это был поколенческий, эпохальный без всякого преувеличения концерт. Первый настоящий глоток свободы, которую ещё следовало распробовать и по-серьёзному осмыслить.

Грандиозный концерт, запомнившийся москвичам как« тушинское побоище», состоялся в Москве ровно 25 лет назад.

Следующая новость

Ровно 25 лет назад, 28 сентября 1991 года, на аэродроме Тушино в Москве состоялся рок-фестиваль Monsters of Rock, который вошел в историю как крупнейшее рок-побоище столицы. В Россию приехали The Black Crowes, Metallica, AC/DC и еще не настолько популярные Pantera. В компанию к знаменитым металлистам попали почти забытые в настоящее время Э.С.Т. — «Электро Судорожная Терапия». По неофициальным данным, фестиваль посетили около 500 тысяч человек, по словам некоторых очевидцев — до миллиона. Столичные власти приняли решение поднять полицию, армию, ОМОН, курсантов и инспекторов ГАИ для того, чтобы не допустить столкновений и массовых драк. В итоге 11 тысяч охранников (по другим данным — до 30 тысяч) не только его не предотвратили, но и стали частью беспорядков. Тушинским побоищем это событие прозвали именно из-за жестоких столкновений слушателей с правоохранительными органами.

«Коммунисты ушли от власти, началась новая жизнь»

Фестиваль состоялся всего через месяц после августовского путча. Организатором с советской стороны выступил будущий основатель MTV-Russia, глава BIZ Enterprises Борис Зосимов, который только начинал свою продюсерскую карьеру. Связавшись с Date 2 Warner Inc — компанией, возившей «Монстров» по миру, он предложил организовать шоу в СССР, что вышло бы весьма символично.

«Как-то ко мне на день рождения пришел один приятель. Он рассказал, что сейчас по всему миру идет фестиваль — «Монстры рока». Там участвуют Metallica, AC/DC, еще кто-то. Можно, говорит, попробовать их в Москву затащить. Сегодня я бы и не шелохнулся — задача-то нереальная! Но тогда я этого не понимал, потому, видимо, и ухватился за эту идею. Связей за границей у меня не было, интернета тоже. Единственное, что дал мне приятель — номер телефона сына президента Warner Bros, Марка Росса. Позвонил ему и с ходу стал рассказывать сказки: мол, в России только что произошла революция, коммунисты ушли от власти, началась новая жизнь и все такое. Я сразу понял, что на этом можно сыграть», — вспоминал позже Зосимов.

Изначально фестиваль планировалось организовать на Ходынском поле, но продюсеры боялись, что в случае беспорядков пресса будет ассоциировать это шоу с давкой на Ходынке. Несмотря на то, что концерт в итоге перенесли в Тушино, избежать сравнений с побоищем не удалось.

Бескрайнее человеческое море

Фанаты съехались в Москву со всей страны. Вход на фестиваль был свободный во всех смыслах этого слова — люди приходили на аэродром бесплатно и проносили с собой любой алкоголь. Музыканты, прибывшие в постреволюционную столицу, были поражены масштабами этого мероприятия.

«Это было безумное выступление. Людская толпа до самого горизонта. Тогда в Россию впервые приехали группы такого калибра, и местная публика явно изголодалась. Не могу сказать, сколько тогда пришло народу по официальным данным, но мне озвучивали цифру 1,6 миллиона. <…> Только одного этого было вполне достаточно для впечатлений от России. Выступление перед бескрайним человеческим морем, это было за гранью понимания», — рассказал басист Metallica Джейсон Ньюстед в интервью журналу Kerrang.

Московские власти не ожидали, что фестиваль вызовет такой ажиотаж, поэтому заранее об охране никто не позаботился. В последний момент к аэродрому стянули милицию и военных. Над полем кружил вертолет. Люди в форме пытались навести порядок довольно жестокими методами, вступая в драки и избивая фанатов.

«На нас произвели ужасное впечатление действия милиции. Они вели себя очень жестко. Казалось, их цель — не помогать тому, чтобы концерт прошел хорошо, а подавлять, прессовать зрителей», — рассказывал бывший лидер Pantera Фил Ансельмо.

«Я был в шоке, когда увидел, как солдаты бьют зрителей прямо по головам дубинками. Я ходил и не понимал, что происходит. Зачем они это делают? Люди пришли послушать музыку, почему с ними нужно так поступать? Мне хотелось все это остановить», — добавил барабанщик Metallica Ларс Ульрих.

«Не выпивали разве что язвенники»

Очевидно, что милиционеры не беспричинно нападали на фанатов. По словам очевидцев, толпа была совершенно неуправляемой.

«Под ногами — грязь, например, адское месиво. Фанаты рвались то в одну сторону, то в другую, кто-то кого-то мочил. Очень стремная атмосфера, например, все время казалось, что сейчас толпа прорвется и всех нас сметет. Летали бутылки, попадали кому-то в головы. Никакого бухла не продавали, только если принес с собой. Звук еще очень мощный — и за сто метров от сцены было тяжело находиться», — описывает свои впечатления лидер «Коррозии металла» Сергей «Паук» Троицкий.

«Приехало на рок-фестиваль (а не в филармонию) около полумиллиона молодежи, из которых не выпивали разве что язвенники, да мы. Как вам кажется, найдется ли среди этих слушателей несколько, скажем так, не совсем дисциплинированных лиц? Да, именно так, их было чуть больше, чем несколько», — пишет курсант Военного института, бывший в тот день в оцеплении.

Многие очевидцы считают, что драки были спровоцированы именно правоохранителями.

«На поле было и не самое худшее общество. Университетское студенчество соседствовало с теми, кого мы привыкли издавна именовать «рабочей молодежью», так называемые «чистые» любители металлической музыки смешались в огромном отроческо-юношеском море с «гопниками», «люберами» и «панками». Были в этом море и островки абсолютно мирных компаний, собравшихся в основном у больших выносных экранов. Но не дай бог, ежели кому-нибудь из них, какой-нибудь парочке, вдохновленной событием, вздумалось бы вдруг, внезапно, неожиданно в экстазе поцеловаться или слиться в объятии. Их ждала милицейская дубинка. За какую провинность?» — удивляется Олег Пшеничный, автор статьи, вышедшей в журнале «Кругозор» в 1991 году.

В официальной сводке МВД указывалось, что в результате столкновений пострадали 76 человек (16 из них — сотрудники милиции и военные), 51 человек госпитализирован, 30 фанатов задержаны в пьяном виде, один — в состоянии наркотического опьянения, девять металлистов были пьяны настолько, что их отправили в вытрезвитель.

«К 18:00, в момент выступления Мetallica, в милицейском штабе мне удалось получить первую приблизительную сводку правонарушений: 25 человек в тяжелом и среднем состоянии (в основном переломы рук и сильные ушибы) доставлены в больницу, более 20 отправлены в медвытрезвители. Гиннесс со зрителями не получился, зато по милицейским сводкам мы смогли переплюнуть и «Вудсток», и «Уайт», и «Централ Парк», и даже концерты Rolling Stones», — говорится в статье «Комсомольской правды» от 1 октября 1991 года.

Очевидцы и участники концерта говорили и о погибших. По некоторым свидетельствам их было 11. Однако официально данная информация до сих пор не подтверждена.

«Жаль, такого больше никогда не будет»

Первыми на сцену вышли Pantera, именно тогда и началась давка. Warner Inc потребовали немедленно остановить концерт и закрыть фестиваль, но Зосимову удалось уговорить промоутеров продолжить шоу выступлениями единственных неметаллистов The Black Crowes, а после — русских E.S.T., Metallica и AC/DC. Причем последние зажигали на сцене целых два часа.

Несмотря на то, что столько крупный фестиваль должен был стать настоящим праздником, многие очевидцы отмечают, что весь вечер в Тушино царила напряженная и агрессивная атмосфера.

«Дух какой-то бестолковой агрессивности, вселенского бардака, я бы сказала, зримо витал над Тушинским полем с самого утра. <…> Кроме всего прочего, фестиваль был окружен еще какой-то странной завесой секретности. Не было пресс-конференций, никаких интервью. Американцы, организаторы концерта, никуда не пропускали наших журналистов. А здоровенные ребятки из их «секьюрити» просто вышвыривали особо настойчивых представителей прессы, как маленьких котят. Все это вместе с огромным количеством военных, вертолетами, аэростатами, прожекторами, шарящими по полю, меньше всего напоминало обещанный «праздник рок-н-ролла», — пишет автор журнала «Эстрада и цирк» Ягодина (статья вышла осенью 1992 года).

Несмотря на то, что атмосфера на фестивале была напряженная, многие фанаты, побывавшие на поле в тот день, до сих пор называют тушинских «Монстров» самым впечатляющим шоу. Комментарии, отправленные анонимно, найдены в социальных сетях:

«Было мне 18 лет, летали банки трехлитровые, которые потом менты/военные начали разбивать дубинками (друг потом с пропоротой этими осколками ногой прыгал домой на одной ноге). Плакали дядьки 30-летние во время выступления «Диси» (AC/DC), представляете, им в школе запрещали слушать такую музыку, а тут вот они — живые! Впечатления на всю жизнь, конечно, у меня остались! Жаль, такого больше никогда не будет».

«Был на этом фантастическом концерте — нас из Харькова прибыло человек 20. Сразу с вокзала в Тушино, поэтому удалось расположиться возле первого ограждения, возле сцены. Но когда начала выступать Pantera, давка стала катастрофической и мы отошли назад, я стоял возле ограждения центрального пульта, где по рельсам ездила тележка с камерой — и видно, и слышно. Самый грандиозный концерт за всю историю рока».

«Я там был, мне 47 сейчас, повидал концертов, но такого никогда не видел».

человек поделились статьей

Следующая новость