Пейзажи маслом белорусских современных художников. Белорусский художник пишет пейзажи родной природы, которые скупают ценители живописи со всего мира. Рычащий лев киноиндустрии

Этого белорусского художника называют современным импрессионистом. Его картины полны жизни и эмоций. Невозможно пройти мимо его ярких полотен, написанных в необычной технике.

Талантливый белорусский художник Леонид Афремов не перестает удивлять пользователей социальных сетей своими работами. Его картины всегда эмоциональны, они вызывают только положительные и радостные эмоции, несмотря на то, что художник изображает осень. Афремов рисует не кистями. Он использует мастихин (специальный нож-лопатка), с помощью которого масляными красками виртуозно накладывает нужные мазки.

Многие сравнивают Афремова с великими мастерами прошлого. Но художник настаивает на том, что он нашел свой собственный стиль. Его работы могут расцениваться как современное искусство, которое основывается на традициях прошлого.

Сам художник отмечает: «Человеческий разум своеобразен. Мы склонны цепляться за прошлое и быть сверхкритичными по отношению к настоящему. Мы сравниваем новые творения с классическими шедеврами и выискиваем малейшие недостатки. Возможно, трава и была зеленее несколько веков назад, но талантливые люди рождаются и сегодня».

Леонид Афремов предпочитает выкладывать свои работы в социальные сети, а не делать персональные выставки в галереях. Его художественная философия основывается на идее того, что искусство не должно быть доступно только элите.

Удивительно, мы можем размышлять над творчеством Ван Гога, обсуждать импрессионизм Клода Моне и Эдгара Дега, спорить о популярности «Джоконды» да Винчи и «Сикстинской мадонны» Рафаэля и в то же время почти ничего не знать о белорусских художниках. Между прочим многие выходцы из Беларуси находятся в списке самых именитых мастеров кисти мира. Их работы не хуже остальных удивляют, вдохновляют, а иногда и шокируют.

«Портрет жены с цветами и фруктами», 1838 г.

Хруцкого считают основоположником русского натюрморта. Семнадцати летним парнем он, сын униатского священника, ученик религиозного лицея, отправился в одиночку в Петербург, чтобы заняться рисованием. И, видно, не зря. Хруцкому так удалось развить свой талант, что в двадцатом веке его натюрморты были почти что в каждом доме. Не оригиналы, конечно, копии — большинство людей не могли позволить себе настоящие картины. Творчество Хруцкого ежедневно наблюдаем и мы с вами — русская тысячная купюра украшена фрагментом картины Хруцкого «Портрет жены с цветами и фруктами». На самой знаменитой картине художника изображена молодая женщина у стола, который заставлен корзинами с фруктами, графином с водой и букетом в керамической вазе.

Художественный проект «Фрагменты Вавилонской башни»

Лауреат Государственной премии Беларуси и руководитель Центра современных искусств Виктор Ольшевский сегодня за рубежом выставляется чаще, чем в Беларуси. Работы Виктора, которые отличают глубокий символизм и фигурность, находятся в галереях и частных коллекциях в Беларуси, Италии, Германии, Израиле, Польше, Швеции, Швейцарии, США, Франции, Турции и других странах. А его знаменитый проект «Фрагменты Вавилонской башни» вообще успел объездить полсвета: Нью-Йорк, Берлин, Будапешт, Гданьск... Проект состоит из 13 полотен — 13 фрагментов Вавилонской башни, в которых отображаются элементы культур народов мира: Древний Египет и Китай, Иран и Камбоджа, пирамиды майя и кремлевские куранты, польская Варшава и белорусский Мир.

Марк Шагал (1887-1985) «Над городом», 1914

Шагала часто называют французом, потому что просто не могут поверить, что такой художник — авангардный, новаторский, эмоциональный и фантастически талантливый — мог родиться в небольшой и далеко не всем известной Беларуси. Уроженец Витебска буквально покорил мир своими необычными пейзажами, портретами и жанровыми композициями. Интересно, что почти каждый штрих на холсте или бумаге Шагала о любви. О любви к своей нежной и дорогой жены и музы Беллы. Главная фишка художника — фигурки его и Беллы, а иногда и других лиц, которые летают на картинах, игнорируя все законы гравитации и физики. Из наиболее известных работ художника — «Над городом». Маленькие домики, наклонены платы, бытовые сцены... И влюбленные, полета которых ни препятствует никакая прозаичность жизни.

Андрей Смоляк (родился в 1954 году). Проект «Ожившие картины», 2010

Художник известный мастер не только кисти, но и эпатажа. Идея его популярного проекта «Ожившие картины», который начался три года назад, заключается в желании объединить известных, талантливых и заслуженных людей Беларуси через искусство живописи. Суть проекта — политики и артисты, поэты и бизнесмены, режиссеры и спортсмены «примеряют» на себя образы героев произведений художника. На картины Смоляка уже попали певица Лариса Грибалева и актриса Вера Полякова, теннисист Максим Мирный и биатлонистка Дарья Домрачева, народный артист Анатолий Ярмоленко и многие другие. Работы художника находятся сегодня в государственных и частных коллекциях в Беларуси, а также во Франции, Италии, США, Бельгии, России и Голландии.

Казимир Малевич (1879-1935) «Черный квадрат», 1915

Большой художник, авангардист, который изменил мир и предсказал будущее архитектурных зданий, отец супрематизма, создатель театра футуризма, «художник-философ» — примерно так можно прочитать про Малевича в любой бумажной или электронной энциклопедии. И еще один обязательный дополнение к всех регалий художника — автор знаменитого «Черного квадрата». По признанию самого художника, он писал картину несколько месяцев. Кто-то шутит, что художник просто не успевал закончить картину в срок и замазал ее черной краской. Однако эксперты в искусстве видят в картине глубинный философский смысл. Впоследствии Малевич выполнил несколько копий «Черного квадрата» (по некоторым данным, семь). Малевичем были также написаны картины «Красный квадрат» в двух экземплярах и один «Белый квадрат».

Хаим Сутин (1893-1943) «Мясная туша», около 1923 г.

Десятый ребенок в бедной еврейской семье из небольшой белорусской деревни Смиловичи, Хаим с детства непреодолимо желал рисовать, хотя это и было запрещено иудеям. Несмотря на препятствия, постепенно добился своего: сначала занимался в частной школе Якова Кругера, затем три года учился в Вильнюсе. И наконец Париж! Годы страданий, брожения, голода, болезней... Это стоило того, чтобы о Сутина заговорил весь мир, чтобы его экспрессивные, безумные, похожие на ураган картины измерялись на аукционах миллионами долларов. К примеру, на недавнем майском аукционе christie"s его картина «Маленький кондитер» ушла с молотка за 18 миллионов долларов! А среди счастливых обладателей его работ были Изабелла Росселини, семьи Чаплина, издателя Галимара, потомки Шагала, Фрэнсиса Форда Копполы... Ли не самой знаменитой картиной художника можно считать экспрессивную «Мясную тушу», изображенную в двадцатых годах прошлого века.

Когда разговор заходит об известных белорусских художниках, то редко продвигается дальше пары-тройки фамилий. И не потому, что не было в нашей стране больше талантливых мастеров, просто не так много мы говорим о белорусском искусстве. В трендах держатся всемирно признанные творцы, а лидеры национального искусства остаются в тени. решил исправить эту оплошность и рассказать о прекрасных белорусских художниках, знать о которых стоит.

Иван Хруцкий (1810—1885) — известен своими натюрмортами и групповыми портретами, работал в русле русской академической школы. Родился на Витебщине в семье греко-католического священника. Среднее художественное образование получил в Полоцке. В 17 лет переехал в Санкт-Петербург, где брал уроки английского живописца Джорджа Доу, одновременно занимаясь в Императорской Академии художеств.

Известнейшее полотно художника — «Портрет неизвестной с цветами и фруктами» (1838), фрагмент которого изображён на купюре в 1000 рублей 2000 года

После смерти отца Хруцкий вынужден был уехать из культурной столицы, ведь без главной опоры осталась его мать и пятеро младших братьев и сестёр. Мальчишек художник забирает в Петербург, где сам продолжает трудиться в поте лица, зарабатывая на жизнь написанием портретов. А после возвращается в родные места и покупает под Полоцком землю, где по своему проекту строит дом и разбивает сад. Если ознакомиться с дальнейшими событиями в жизни живописца, можно сделать вывод, что множество тайн его биографии так и не было раскрыто.


Иван Хруцкий. «Портрет мальчика в соломенной шляпе»

Леон Бакст (1866—1924) — художник, сценограф, иллюстратор и дизайнер, один из законодателей европейской моды на экзотику, участник знаменитого объединения «Мир искусства». Произвёл в своё время настоящий фурор во Франции. А родился в Гродно, в ортодоксальной еврейской семье. После окончания гимназии уехал в Санкт-Петербург, был вольнослушателем в Академии Художеств. В свободное время подрабатывал созданием книжных иллюстраций. Дальше Бакста ждала целая вереница событий: художественные выставки, жизнь в Париже, общение с единомышленниками, преподавание живописи детям великого князя Владимира, брак с дочерью основателя знаменитой Третьяковской галереи и связанное с этим принятие другой веры, развод и возвращение к иудаизму…


Леон Бакст. «Древний ужас» (1908). Одна из наиболее известных картин художника

С 1910 года Бакст живёт в Париже, где раскрывает свой талант в создании театральных декораций.


Эскиз к балету Сергея Дягилева «Шахерезада» (1910)
Эскиз костюма Жар-птицы к балету «Жар-птица» (1922). Одно из немногочисленных произведений художника, возвращённых на родину, в Беларусь

Язеп Дроздович (1888—1954) — один из самых необычных белорусских мастеров ХХ века. Родился в бедной дворянской семье на хуторе Пуньки Глубокского района. Учился в Виленской рисовальной школе у профессора живописи Ивана Трутнева. Служил в армии, работал учителем рисования в столичной женской гимназии, как иллюстратор активно сотрудничал с журналами и газетами. Писал ковры, собирал народные песни и обрабатывал для словарей лексику народного языка. Издал популярную книгу по астрономии «Нябесныя бегі», написал графическую серию картин на космическую тему.


Язеп Дроздович «„Сатурнианский“ пейзаж» (1931)

Вышеперечисленные факты дают право утверждать, что Язеп Дроздович был всесторонне развитой личностью. В наши дни его сравнивают с Константином Циолковским, Микалоюсом Чюрлёнисом и даже Леонардо да Винчи. Тем не менее, необычный и многогранный талант художника был не понят его современниками. Он умер в возрасте 65 лет в крайней нужде.

Витольд Бялыницкий-Бируля (1872—1957) — живописец-пейзажист конца XIX — первой половины XX века, представитель лирического направления. Уроженец Могилёвщины. Родился в семье мелкого арендатора. Отец мальчика работал в днепровском пароходстве и часто брал его на плавание по Днепру, Припяти и Сожи. Бялыницкий-Бируля учился сначала в Киевском кадетском корпусе, а затем перешёл в Киевскую рисовальную школу. Позже поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В Москве познакомился с Исааком Левитаном, работал в его мастерской. Под влиянием педагогов увлёкся пейзажем.


Витольд Бялыницкий-Бируля. «Зимний сон» (1911)

Художник постепенно набирал популярность, демонстрируя свои картины на различных выставках, удостаиваясь высоких званий и наград. Большую часть своей жизни мастер провёл в небольшой усадьбе в Тверской губернии под названием «Чайка», которую сам и отстроил. Белорусским писателем Виктором Карамазовым была написана повесть «Крыж на зямлі і поўня ў небе », посвящённая жизненному и творческому пути живописца.


Витольд Бялыницкий-Бируля. «Ранняя весна» (1913)

Виталий Цвирко (1913—1993) — белорусский живописец и педагог, лауреат Государственной премии БССР. Родился на Гомельщине в семье сельских учителей. Отец будущего художника во многом содействовал формированию художественного вкуса у своего сына: стены дома семьи Цвирко были увешаны репродукциями работ таких русских художников, как Василий Перов, Илья Репин, Иван Крамской. Когда они переехали в Минск, рисунки Виталия Цвирко были замечены школьными педагогами, которые стали давать ему частные уроки. Особое влияние на развитие творческой личности художника, к слову, оказал белорусский писатель, поэт и драматург Кондрат Крапива.


Виталий Цвирко. «Зимний пейзаж» (1976)

В 1929 году будущий художник поступил в Витебский художественный техникум, по окончании его жил и работал в Минске. Колоссальный успех на выставке в Москве приводит его в Московский Художественный институт имени Сурикова, где он учится у известных мастеров русского пейзажа. В 1944 году Цвирко вернулся в Минск и активно занялся творчеством и преподавательской деятельностью.


Виталий Цвирко. «Бабье лето» (1980)

Михаил Савицкий (1922—2010) — культовая фигура в белорусском искусстве. Родился в деревне Звенячи Толочинского района Витебской области. Юность будущего Народного художника Беларуси совпала с кровавыми событиями Великой Отечественной войны. В возрасте 20-ти лет он участвовал в боях за Севастополь, прошёл несколько концлагерей — эти события оказали мощное влияние на мировоззрение Савицкого, что и отразилось позже в его творчестве. Художественное образование он получил после демобилизации: окончил Минское художественное училище в 1951 году, затем учился в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова. Жил и работал в Минске. Первым в стране награждён орденом Франциска Скорины (в 1997 году).


Савицкий — создатель уникальной серии картин «Цифры на сердце», посвящённой узникам концлагерей. «Проклятие фашизму» (1979) — одна из картин этой серии)
Михаил Савицкий. «Партизанская мадонна» (1978). Одна из известнейших работ мастера

Многие работы Михаила Савицкого получили мировую известность. В центре творчества художника были как исторические, так и современные темы. Раскрывал он их публицистически, с экспрессией. В 2012 году в Минске была открыта Художественная галерея Михаила Савицкого, с экспозицией которого Адукар советует ознакомиться.

Перепечатка материалов с сайта сайт возможна только с письменного разрешения редакции.

Чем живет художественная сцена страны-соседа

31 марта в "Изоляции" (Набережно-Луговая, 8) открывается "ZBOR. Движение белорусского искусства " - первая в Украине выставка современного искусства Беларуси. По просьбе Buro 24/7 кураторы ZBORа - художники Андрей Дурейко и Максим Тыминько рассказали о главных современных белорусских художниках в возрасте до 35 лет.

1.

Сергей Шабохин

Представитель молодого поколения, чья художественная деятельность маркирует стратегический переход национальной арт-сцены от "партизанских" к "активистским" стратегиям. Шабохин занимается кураторской деятельностью, нелегально ведет образовательные курсы для студентов Академии искусств, является основателем и главным редактором портала о современном белорусском искусстве Art Aktivist, а также сооснователем и редактором исследовательской платформы Kalektar. Живет и работает в Минске.



2.

Андрей Ленкевич


Представитель новой волны фотографического сообщества в Беларуси, пришедший из фотожурналистики в сферу современного искусства и мультимедиаисследований. В 2015 году проект Андрея Ленкевича Goodbye, Motherland получил главную премию "Арт-Беларусь" на "Осеннем салоне с Белгазпромбанком" "за исторически ответственный подход к созданию произведений современного искусства и за вклад в формирование художественной среды".



3.

Марина Напрушкина


Инициатор образовательной платформы на стыке политики, искусства и феминизма "Беларусь//Институт будущего" (Belarus//The Institute of the Future) в Минске, а также инициативы по поддержке беженцев "Новое соседство //Моабит" (Neue Nachbarschaft//Moabit) в Берлине. Живет и работает в Берлине.



4.

Жанна Гладко

Представительница молодого поколения художников, работающая при помощи разнообразных медиа с темой гендера в контексте актуальных феминистских теорий.

5.

Юра Шуст


В своем творчестве фокусирует внимание на политически ангажированном искусстве. Кроме того, является лидером концептуальной аудиовизуальной группы IOD.



6.

Денис Лимонов


19 декабря 2010 года в Беларуси прошли президентские выборы, которые в очередной раз выиграл Александр Лукашенко. В Минске на площади Независимости была жестко разогнана демонстрация гражданского протеста.

22 марта 2011 года в Беларуси начался финансовый кризис. 11 апреля 2011 года в Минске на станции метро "Октябрьская" произошел взрыв самодельной бомбы, в результате которого 15 человек погибли и 203 человека пострадали.


13 апреля 2011 года Лукашенко заявил о раскрытии теракта, были задержаны Дмитрий Коновалов и Влад Ковалев и позже приговорены к расстрелу. Реагируя на происходящее, Денис Лимонов отправил письмо генпрокурору Республики Беларусь, в котором заявил о причастности своей арт-группы "Липовый цвет" к терактам, в которых обвинили Коновалова и Ковалева.

Кроме того, он объявил, что эти преступления являются художественным произведением, и посвятил их жертвам кровавой государственной машины. В завершение письма Лимонов открыто подписался своим именем. В первую очередь художник хотел остановить скорое приведение наказания в силу, попытавшись затянуть процесс расследования теракта. "Письмо Дениса Лимонова генпрокурору РБ" не достигло заявленной цели, поскольку официальный ответ от прокуратуры не был получен, а обвиняемые в преступлении были казнены. Акция привела к развалу группы. Сейчас Лимонов живет и работает в Москве.

7.

Захар Кудин


Художник, живописец, представитель радикальной позиции в новой абстрактной живописи Беларуси, сторонник подхода обновления "живописи как грандиозной концепции". Автор масштабных работ, исполненных в широкой экспрессивной манере. Живет и работает в Минске.


8.

Алеся Житкевич

Художница новой генерации, в своих работах исследует взаимосвязи сексуальности и политики при помощи самых разных медиа.


9.

Семен Мотолянец


Как в индивидуальном, так и в коллективном творчестве использует принцип "взаимоисключающих параграфов", работая на грани традиций академизма и требований актуального искусства. Лауреат премии "Инновация - 2009". Живет и работает в Петербурге.



Современная белорусская живопись – это явление неординарное, интересное и, конечно, имеющее своих поклонников. Последним непременно захочется посетить выставку «12+», которая открылась в здании Национальной библиотеки.

В Минск экспозиция прибыла с горячих просторов Абу-Даби, где жители ОАЭ смогли проникнуться современными реалиями белорусской культуры. Свое название выставка получила по количеству художников, чьи работы могут увидеть зрители. Всего представлено тридцать пять произведений, выполненных в различных техниках и отличающихся жанровой направленностью. Есть среди них и прекрасные пейзажи, и картины по мотивам народных сказок, экспрессию и буйство цвета сменяют декоративность и выразительность.

Впрочем, для ценителей искусства выставка может стать знаковой: прохаживаясь между вывешенными картинами, можно наглядно увидеть все те новшества, которые появились в белорусской живописи за последние годы, оценить, как традиции плавно переплетаются с новомодными веяниями и попытаться проследить пути развития этого вида искусства.

  1. Современные беларуские художники

Народный художник Республики Беларусь Александр Михайлович Кищенко родился в 1933 году в России, учился на Украине, творческий путь его неразрывно cвязан с Белоруссией, жил в Минске.

Жилин Евгений Ильич

Родился 20 марта 1939 г. Года в Гомеле (Белорусская ССР). Отец - Илья Жилин. Мать - Алевтина Жилина.

В 1961-1966 г. учился в Минском художественном училище.

В 1966-1971 г. учился в Белорусском государственном театрально-художественном институте. Учителями Жилина были народный художник Михаил Савицкий, Анатолий Барановский, народный художник Виталий Цвирко.

В начале 1972 года художник впервые принял участие в Республиканской выставке в Минске, однако настоящий успех и известность пришли только после его третьей выставки, также состоявшейся в Минске в 1977 г. На этой выставке впервые были показаны его акварельные работы «Рассвет», «Утро в деревне», «Портрет неизвестной», в то же время художник начал свой цикл пейзажей «Белорусское Полесье».

В это же время продолжалась его активная работа по иллюстрации книг. Особый интерес представляют его иллюстрации к детским книгам.

С 1974 г. член белорусского Союза художников.

С 1978 г. работы Жилина представлены в Белорусском Государственном Художественном Музее.

В 1996-1999 г. довольно продолжительное время работал и проводил выставки в Германии на персональных выставках, посвящённых в том числе чернобыльской трагедии.

В Минске персональные выставки проходились в крупнейших белорусских музеях и выставочных залах в 1983, 1989, 1994, 1999 и 2004 годах.

В 1993 году участвовал в создании творческого объединения «Верасень» и долгое время был его председателем.

Принимал участие в организации благотворительных выставок в пользу детей - жертв Чернобыльской катастрофы в ряде европейских стран.

Ранние работы Жилина в общем можно отнести к реализму. К их числу можно отнести такие работы выполненные в технике акварели, как цикл пейзажей «Белорусское Полесье», серия литографий «Пейзажи Минска», другие пейзажи и натюрморты.

С 1989 года постепенно происходит поворот творчества художника к стилю, который близок к экспрессионизму, а содеожательную сторону можно обозначить как «романтические фантазии». Сюда относятся такие вещи как «Сон королевы» (холст, масло 1994 г.), «Когда мужчины дарили цветы» (холст, масло 1994 г.), «Предсказатель судьбы» (холст, масло 1994 г.).

Тем не менее его творчество нельзя отнести к какому-либо определённому стилю. Если реалистическое видение характерно для натюрмортов, пейзажей, выполненных в акварели, то в живописи маслом художник использует более широкий способ передачи своих чувств и ощущений. В технике маслом характерны творческие эксперименты, проводимые художником.

Щемелев Леонид Дмитриевич

Родился 5 февраля 1923 г. в Витебске. В 1941-1947 гг. во время Великой Отечественной войны служил в рядах Советской армии. После окончания войны поступил в Минское художественное училище, затем в Белорусский государственный театрально-художественный институт, по окончании которого получил диплом по специальности «художник-живописец». В 1959-1966 гг. преподавал рисунок, живопись и композицию в Минском художественном училище, затем до мая 1974 года работал педагогом-художником Республиканской школы-интерната по музыке и изобразительному искусству. С июля 1977 г. по август 1979 г. был заместителем председателя правления Союза художников БССР, затем до ноября 1984 года являлся секретарем правления Союза художников БССР. В 1997 году получил почетное звание «Заслуженный деятель искусств БССР», в 1983 году – «Народный художник БССР». В 1976 году награжден орденом Отечественной войны II степени, в 1985 году – орденом Отечественной войны I степени. В 1993 и 2001 году награжден медалью и орденом Франциска Скорины.

За 50 лет творческой деятельности художника интересовали и вдохновляли самые разные темы, сюжеты и образы: прошлое и настоящее, история и современность, родная земля и человек на этой земле, героика и неутихающая боль Великой Отечественной войны, драма братоубийственной гражданской войны, светлые лица великих россиян и белорусов, запечатленных в образах А.Пушкина и С.Рахманинова, В.Мулявина и В.Короткевича, И.Репина и М.Богдановича, Я.Купалы и Я.Коласа, Г.Свиридова и Е.Аладовой, В.Цвирко и М.Гусовского.

Полотна Л.Д.Щемелева, начиная с его знаменитой картины «Мое рождение», получившей высокую оценку на Всесоюзной выставке 1967 года в Москве, узнаются в любой экспозиции, так как в работах художника не просто отражение каких-то фактов, явлений, а рассуждение об увиденном, пережитом, призванное выявить внутреннюю суть предметов и явлений. Произведения Л.Д.Шмелева находятся в крупнейших музеях Беларуси, России и других стран.

В 2003 году открыта именная Городская художественная галерея работ Л.Д.Щемелева, в дар которой художник передал 60 живописных полотен.

Владимир Гусаковский

Живописью занимается с 1983 года.

Учился на реставрационном отделении Минского художественного училища, но особенный акцент в процессе учебы - это частные уроки у известных педагогов, последователей школы В.Фаворского.

1992 г. - персональная выставка в Париже - Франция

1994 г. - персональная выставка в Германии, г. Бонн, Берлин

1995 - 1998 гг. - персональная выставка в Беларуси, г. Минск

1999 г. - персональная выставка в Российской Федерации, г. Москва, выставочный зал "На Каширке".

Работы находятся в частных коллекциях многих стран мира.

Косцова Ирина Константиновна

1996-2002г.г. студентка отделения монументально-декоративной живописи Белорусской Художественной Академии. Ученица В. Зинкевича, В. Ольшевского, А. Барановского.

2002 получила диплом.

Дипломная работа – «История любви». Левкас, темпера. Размер 200 х 300 см.

С 2004 член молодёжного Союза художников.

2003-2005 г. г. работа в Творческих Мастерских М. А. Савицкого.

В период учёбы принимала участие в студенческих коллективных выставках.

Роспись в кафе «Габрово»

Роспись в средней школе № 11.

Цикл икон для Экзархата Беларуси.

Работы находятся в «Музее Современного Искусства» Минска. «Дома культуры и Техники» в Варшаве, в посольствах Индии, Израиля, Китая, Литвы, а так же в частных коллекциях Беларуси, России, Германии, Польши, Литвы, Норвегии, США, Чехии, Израиля, Индии, Китая, Канады.

Петр Лукьяненко

Один из современных художников Беларуси, работающий в области станковой живописи. Творчество художника отличается многоплановостью тем и жанров, а также разнообразием техники и манеры исполнения.

В публицистических картинах художник отражает важные социально-экономические и политические аспекты того или иного исторического периода. Публицистические работы 80-х годов иллюстрируют глубокую противоположность между официальной идеологией и реальной жизнью. Они рассказывают о драматических моментах советской истории и побуждают навсегда запомнить эти уроки.

В более поздних публицистических работах художник осмысливает резкие перемены, происходящие в постсоветстких странах с начала 90-х. Привычный образ жизни миллионов людей, существовавший десятилетиями и казавшийся незыблемым, рухнул в одно мгновение. Идеалы и ценности переосмысливались. Что-то изменилось, а что-то осталось прежним под новыми вывесками.

Концептуальные картины затрагивают более универсальные вопросы, актуальные на протяжении различных исторических эпох. В лаконичных символах философских работ художник выражает свое видение фундаментальных понятий нашего мира.

В других концептуальных работах он создает собственные воображаемые миры. Они побуждают зрителей к размышлению об отношениях между мужчиной и женщиной, красоте, искусстве и многих других составляющих человеческой жизни.

Петр Лукьяненко также работает в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта. Художник чутко улавливает красоту окружающего мира и показывает ее зрителю. При этом не обязательно создавать на холсте копию увиденного. Главное - передать чувства, возникшие при восприятии.

Сам художник считает любую классификацию изобразительного искусства условностью. В своем творчестве он не стремится соответствовать требованиям какого-либо стиля или направления живописи, а выражает свои мысли наиболее подходящими изобразительными средствами.

В былые времена, когда художник ставил где-то в углу свой мольберт, чтобы нарисовать картину рыночной площади, на него смотрели, как на чужака с любопытством, страхом и, быть может, удивлением. Ведь посторонний мог только созерцать объект, но не манипулировать с ним. За исключением тех ситуаций, когда художник буквально, т. е. физически, стоял у кого-то на пути, он никак не смешивался с окружающей его жизнью. У людей не возникало ощущения, что за ними подсматривают или следят, если, конечно, они в тот момент случайно не оказывались на скамейке перед художником; ведь всем было очевидно, что художника интересуют не актуальные события, а нечто совсем другое. Только сиюминутное является личным, а художник непосредственно наблюдал за тем, что в данный момент не было, потому что это было там всегда. Живопись никогда никого не разоблачала." (Статью можно почитать на "старом" "Фотоскопе")

Эту мысль надо помнить всегда, особенно надо осознать это всем "фото-бэйзд-артистам". Фотография, подвергнутая тем или иным манипуляциям больше уже не работает как фотография, как зеркало реального...