Развитие культуры в русских землях во второй половине. Культура русского возрождения

Русская культура второй половины XIII - XV веков.

Начало XIII века ознаменовалось резко возросшим давлением католичества на православный мир. В Новгородских и Прибалтийских землях активизировалась миссионерская деятельность католиков среди местного, прежде всего нерусского, населения. Тяжелый урон понесла культура. За столетие с середины XIII до середины XIV века резко снизилась грамотность на Руси. Истребление и увод в плен ремесленников привели к падению уровня ремесленного производства. Были забыты многие технические приемы и навыки, некоторые виды ремесла вообще исчезли. В археологическом инвентаре исчезли многие предметы, обычные для предшествующих эпох. Например, исчезли шиферные пряслица и сердоликовые бусы, стеклянные браслеты и амфоры-корчаги. Навсегда было утрачено искусство перегородчатой эмали, пропала полихромная строительная керамика, почти два века не было филиграни и тиснения металла.

Пострадало и русское зодчество, многие памятники были разрушены, на полвека прекратилось каменное строительство из-за отсутствия материальных средств и строителей. Когда же оно возобновилось, то оказались утраченными основные виды используемых ранее видов строительных материалов и техники, поэтому здания этого времени были недолговечны. Погибло огромное количество памятников письменности, пришло в упадок летописание, прикладное искусство, живопись.

В результате политических событий XIII-XIV веков различные части древнерусской народности оказались разделены, оторваны друг от друга. Вхождение в различные государственные образования затрудняло развитие экономических и культурных связей между отдельными регионами прежде единой Руси, углубляло различие в языке и культуре, существовавшее и ранее. Это привело к сложению на основе древнерусской народности трех братских народностей: русской, украинской и белорусской.

Основу культур этих народностей составляли традиции древнерусской культуры, что предопределило наличие в них общих черт, но вместе с тем каждая культура приобретала свои специфические черты, отражая складывающиеся этнические особенности народа и конкретные исторические условия его экономического, политического и культурного развития.

С XIV века появилось название Малая Русь, оно сначала относилось к Галицко-Волынской земле, а затем и к Поднепровью, подчеркивая неразрывную связь края со всей Русью. Название Украина стало употребляться чуть позже, хотя еще с конца XII века это слово встречается в летописи, для определения пограничного положения некоторых земель (например, Переяславского княжества). В дальнейшем это наименование приобрело новое значение и относилось в основном к среднему Поднепровью, а затем распространилось на все юго-западные земли Руси. Постепенно название Украина закрепилось в сознании народа и с XVI веке перешло в официальные документы и литературу.

В XIV веке появилось и новое название Белая Русь. Населявшие край жители называли себя русскими, лишь в XV веке за ними укрепилось название белорусы

2. Можно наметить несколько этапов историко-культурного процесса на Руси от второй половины XIII до конца XV в., соответствующих этапам общеисторического развития.

Первый этап (от монголо-татарского вторжения в 1237 г. - приблизительно до середины XIV столетия) характеризуется заметным упадком различных сфер материальной и духовной культуры; но вместе с тем уже в конце XIII столетия наблюдаются первые признаки начинающегося возрождения. В Твери, Новгороде, потом в Москве возобновляется каменное зодчество, появляются новые центры летописания (Москва, Тверь).

Второй этап (примерно с середины XIV до середины XV столетия) - это хозяйственный подъем Руси, укрепление местных государственных образований, подъем Москвы, Твери, Новгорода, Нижнего Новгорода, Рязани как крупных и сильных экономических и политических центров. Куликовская битва знаменует важный этап на пути освобождения страны от ига иноземных захватчиков и объединения ее под властью Москвы.

Новый этап в историко-культурном процессе относится ко второй половине XV в. и продолжается еще в начале XVI столетия. В это время происходит объединение русских земель, усиливается взаимопроникновение местных культур. Псковские зодчие появляются в Москве, местное летописание пристально следит за событиями в Москве. Становясь государственным центром страны, Москва превращается в центр формирующейся культуры русской народности. Предшествующий этап расцвета культуры местных центров обогатил культуру страны в целом, и теперь она сливается в общем потоке, хотя местные черты сказываются еще долго. Еще более расширяются и усиливаются связи со странами Запада, но культурному общению препятствуетцерковь с ее упорной борьбой против «латинства», против всего нового и иноземного. Это связано прежде всего с особенностями социально-экономической основы Российского государства, возникавшего и развивавшегося на базе феодализма и крепостничества.

Таким образом, XIV-XV вв. - время восстановления и подъема культуры русских земель, начало формирования культуры русской (великорусской) народности.

3. Главной темой УНТ становится борьба против татаро-монгльского ига, шведских и немецких захватчиков. Вокруг этих событий складываются целые циклы устных народно-поэтических произведений. Среди них - сказания о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем и о рязанском богатыре Евпатии Коловрате, о подвигах Меркурия Смоленского, о Невской битве и Ледовом побоище.

Наивысшего подъема достигает героический былинный эпос. Герои древних былин начинают бороться с татарами.

В этот период оформляется новый жанр устного народного творчества - исторические песни. В отличие от былин герои и события в исторической песне изображаются более реально, и в них передается отношение народа к определенным событиям истории. В песнях отразился подвиг простых людей, пытавшихся остановить полчища Батыя: «Песнь о князе Романе и Марье Юрьевне»«Песнь об Авдотье Рязаночке», «Песнь о Щелкане Дуденьтьевиче» (отклик на восстание в Твери в 1327 году против Чол-хана).

Разновидностью этого жанра являются песни о татарском полоне, в основном о девушках полонянках, где в центре повествования не судьба государства, а частные человеческие судьбы («Девушка спасается от татар», «Мать встречает дочь в татарском плену» и др.).

Со второй половины XIV века начинается новый подъем русской культуры. Распространяется грамотность среди городских ремесленников и купцов. Есть многочисленные сведения об училищах для детей, которые существовали при храмах, а учителями было низшее духовенство. Обучение начиналось с 7 лет, учили письму, счету, церковному пению. В XV веке такие училища появляются и в сельской местности.

К уникальным находкам относятся берестяные грамоты второй половины XIII в. - «учебные тетрадки» Найдена и деревянная дощечка с азбукой, по которой учили новгородских ребятишек читать и писать.

Стены новгородских и псковских церквей покрыты многочисленными надписями, процарапанными на камне и очень похожими на письмо берестяных грамот. Люди верили, что надпись, начертанная на стене «божьего храма», поможет им или будет иметь силу клятвы Подъем культуры со второй половины XIV века сопровождался развитием книжного дела. Уже в XIV веке на Русь начали ввозить бумагу из Италии и Франции. Это был более удобный материал, чем береста, и более дешевый, чем пергамент. С появлением бумаги книги начали дешеветь и их стало больше. Книжные мастерские существовали не только при монастырях, но и в городах, где важными центрами письменности были княжеские и вечевые канцелярии. На Руси были профессионалы-писцы, многие из них были светскими людьми, не принадлежащими к духовному сословию. Орудиями письма были гусиные перья, для приготовления которых пользовались особыми «перочинными» ножами. Изменилась графика письма.В XIV-XV вв. вместо строгого «уставного» письма с его геометрически правильными четкими буквами появился так называемый «полуустав». Теперь линии букв потеряли прежнюю стройность, стали неровными, одинаковое расстояние между буквами не выдерживалось, появилось большое количество сокращенных слов. Обозначился наклон в почерке - знак того, что писали теперь размашисто и быстро. А в XV в. появилась так называемая «скоропись». Еще более стали сокращаться слова, буквы выносятся над строчкой, пишутся слитно, концы букв выходят за строчки - появляются «хвосты» и росчерки. Теперь уже нет единообразия в самом рисунке букв - пишут так, как удобнее и быстрее.

Страницы рукописных книг украшались цветными заставками и миниатюрами. Часто применялся «чудовищный» орнамент, составленный из изображений фантастических существ.

Книги изготовлялись, как правило, на заказ. Преобладали богослужебные книги. Появляются так называемые «четьи» книги, то есть книги, предназначенные для индивидуального чтения.

В этот период распространяются специальные устройства для счета - абаки. Распространяются математические понятия и терминология, появляется геометрия под названием землемерие, распространяются некоторые знания по медицине и фармакологии. Среди технических новшеств - башенные часы и водяная мельница, долгое время являвшаяся единственным двигателем на Руси.

5. Особенность средневековой литературы в том, что в основе произведений лежали конкретные исторические факты, а персонажи литературных произведений были реальными историческими лицами. Центральной темой литературы этого периода была борьба с татарами. Житийная литература проникнута публицистическими идеями о главной роли Москвы и княжеской власти, но при первенстве церкви.

В конце XIV века в житийной литературе получил распространение риторическо-панегирический (экспрессивно-эмоциональный) стиль или стиль «плетения словес». В тексты вводились пространственные и витиеватые монологи, авторские риторические отступления, рассуждения морально-богословского характера, больше внимания уделялось чувствам героя, его душевному состоянию. Появились психологические мотивировки поступков действующих лиц. Во второй половине XV века в русской литературе стал распространяться жанр сюжетной повести. Летописание. Подъем летописания относится к XIV-XV векам. В местных великокняжеских летописях обычно много внимания уделялось прошлому того или иного княжества при одностороннем подходе освещения событий объединения земель Руси. Таким образом, характерной чертой русского летописания был патриотизм в своеобразной религиозной окраске.

6. Каменное строительство, прекратившееся из-за татаро-монгольского нашествия, возобновилось лишь в конце XIII века. С этого времени ожили и получили новое развитие традиции областных архитектурных школ, сложившихся в предшествующий период.

В 1367 году в Москве Дмитрий Донской возводит единственный в XIV-XV веке во всей Северо-Восточной Руси каменный кремль.

Живопись второй половины XIII-XIV веков развивалась в едином русле с архитектурой. Монументальная живопись практически не сохранилась в результате многочисленных войн. Живопись начала XIV века приобретает сумрачный характер: заостренные лики, размягченность письма, схематичность образов. Новым для русской живописи было вторичное сближение с искусством Византии («Спас яркое око», «Борис и Глеб»). В конце XIV-начале XV веков ведущее место занимает Московская школа иконописи. Наиболее известным ее представителем был Андрей Рублев (около 1360-70 годов-около1430). XIV век ознаменовался появлением иконостаса. Его предшественником считают невысокие алтарные преграду, бывшую в некоторых храмах. Скульптура. Развивалось искусство резьбы на памятных и поклонных крестах. В середине высекался образ Христа, а на ветвях изображение Богородицы и Иоанна Предтечи и других святых или архангелов. В последней четверти XIV века в русской скульптуре появились первые произведения статуарного искусства.

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В РУССКИХ ЗЕМЛЯХ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIII- XIV В.

Вопросы в тексте параграфа

Как возрождение русских земель после монгольского нашествия сказалось на развитии русской культуры?

Освоение новых территорий, объединение земель вокруг Москвы, десятилетия отсутствия набегов Орды, успехи в хозяйственном развитии способствовали возрождению русской культуры. Центр политической и культурной жизни постепенно перемещался в Москву, возглавившую борьбу против Золотой Орды. Идея единства Русской земли и борьбы с иноземным владычеством стала одной из ведущих во всех русских землях. Она проходила красной нитью через произведения устного народного творчества, письменности, живописи, архитектуры. В культурном развитии Руси начался период переосмысления роли русского человека, его мироощущения и жизни в едином русском государстве.

Что такое эпоха Возрождения?

Эпоха Возрождения или Ренессанса представляет собой период европейской истории, ознаменованный многими культурными преобразованиями. Эпоха Возрождения пришла на смену Средним векам и стала промежуточным звеном между ними и эпохой Просвещения. Эпоха Возрождения европейской культуры имела мировое значение. Точные годы Ренессанса установить невозможно, тем более что для каждого европейского государства они отличаются. Однако принято считать, что эпоха Возрождения началась в XIV веке, а закончилась в начале XVII века.

В этот период на смену средневековому религиозному фанатизму пришла светская культура и гуманизм. Именно тогда возрождается интерес к забытой античной культуре. Собственно, от этого и происходит термин «Возрождение». По сути, эпоха Возрождения – это переход от феодального общественного устройства к буржуазному. Именно тогда формируются национальные государства, между которыми начинает процветать торговля, и устанавливаются международные дипломатические отношения. Быстрыми темпами развивается наука, а книгопечатание увековечивает этот исторический период на века. Географические открытия и появление естествознания стали переломным моментом в осознании человеком самого себя. На новый уровень выходят литература, живопись, музыка. Закладывается основа будущих значимых научных теорий и открытий.

Узнайте, когда и где в Европе впервые появилась бумага

Около 1100 года производство бумаги было завезено в Испанию маврами, впервые появляется бумажная мельница в Хативе (Испания). Также в X-XI веках бумага уже активно использовалась в скрипториях Византии.

Почему, на ваш взгляд, в былинах повествуется о событиях, связанных с историей Древней Руси?

В устном народном творчестве Древняя Русь, стольный град Киев, Владимир Красное Солнышко, былинные богатыри представали как воплощение единства Руси. Именно эта идея стала очень популярной в народном творчестве новой Руси XIV века.

В чем вы видите главное отличие жанра былины от жанра исторической песни?

В отличие от жанра былины, героями исторической песни представлялись не идеализированные герои и правители, а простые люди. В песнях рассказывалось об их героизме, подвигах, чувствах и судьбе. Уж очень свежи были в памяти события противостояния Орде, когда во всей красе проявился героизм простых людей.

Найдите изображения церкви Николы на Липне в Интернете. Сравните их с русскими храмами домонгольского времени. Сделайте выводы.

Каменный храм, заложенный в 1292 году, стал первым каменным храмом, построенным на Новгородской республике после монгольского нашествия на Русь. При строительстве храма зодчие ориентировались на одну из последних домонгольских церквей - церковь Рождества в Перынском скиту, которая в свою очередь является новгородской переработкой принципов смоленской архитектуры. Это такой же квадратный в плане, крестовокупольный, четырёхстолпный, одноглавый и одноабсидный храм, только более крупный и широкий. Лопатки на трёхлопастном фасаде присутствуют только на углах. Над западным входом в храм находится ниша, в которой раньше были фрески. В верхней части барабана, над «бровками» окон и под трёхлопастными абрисами фасадов располагаются аркатурные пояса, аналоги которых по мнению некоторых исследователей следует искать в романской (или переходной романо-готической) архитектуре Ливонии. Кроме того, храм оформлен небольшими нишами с каменными рельефными крестами.

В это церкви впервые можно увидеть новую строительную технику. По сравнению с более древней техникой, которая состояла из чередующихся рядов камня и плинфы на растворе извести с примесью кирпича-цемянки, храм Николы в большей степени сложен из волховской плиты на растворе песка с известью. В кладке церкви Николы в некоторых местах применен еще и кирпич более усовершенствованной удлиненной формы. Именно такая система кладки вскоре станет характерной особенностью каменного новгородского зодчества 14-15 веков.

Церковный зодчий решил последовать за строителями церкви Перынского скита и отказался от былой системы посводного покрытия. Он перешел к трехлопастному завершению здания, являющегося отличительной особенностью практически всех памятников знаменитого новгородского зодчества 14-15 веков. Зодчий храма Николы решил переменить членения фасадов лопатками, что станет характерной чертой зодчества первой половины 14 века. Для того чтобы создать художественный облик церкви Николы, были применены вытянутые пропорции, что и стало одной из характерных черт новгородских памятников 14-15 веков.

В отличие от суровых новгородских церквей домонгольского периода храм Николы отличается легкостью, нарядностью и торжественностью форм. В храме с особой отчетливостью выступили черты, которые свидетельствовали о начале полного переосмысления былых архитектурных традиций.

Как вы думаете, какие творческие причины могли побудить Феофана Грека покинуть Византию и обосноваться на Русской земле?

Феофан стал признанным мастером в Византии, но его искусство «переросло» строгие византийские каноны. Его искусство оказалось последним цветком на иссохшей почве византийской культуры. Многие талантливые люди Византии того времени стремились уехать в Италию, где зарождалась эпоха Возрождения. Феофан так же мог уехать в Италию, но не смог отказаться от своей православной веры и поехал реализовывать свои творческие амбиции на Руси.

На Руси, переживавшей период подъема, связанного с началом активной борьбы за освобождение и объединение русских земель вокруг Москвы, Феофан нашел плодотворную почву для развития своего могучего творческого дара. После его приезда в Новгород его искусство, идущее от византийских традиций, развивается в тесном взаимодействии с русской культурой. Византийский мастер нашел на Руси вторую родину. Его страстное, вдохновенное искусство было созвучно мироощущению русских людей, оно оказало плодотворное влияние на современных Феофану и последующие поколения русских художников.

Известно, что на Руси Феофан Грек принимал участие в росписи десятков церквей. К сожалению, большинство его работ утрачено и неизвестно, принадлежит ли ему самому или его ученикам целый ряд первоклассных произведений, ему приписываемых. Достоверно известно только, что им была расписана церковь Спаса Преображения в Новгороде.

Конечно живопись Феофана Грека была созвучна уходящей золотоордынской Руси. Но она не соответствовала настроениям новым, мечтам о светлом будущем, о нарождающемся могуществе Московского царства. В Новгороде творчество Феофана вызвало восторг и подражание. Победоносная Москва встретила его благосклонно, но утвердила кистью Андрея Рублева иной стиль живописи – «светло радостный», гармонический, лирико-этический.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Назовите причины культурного возрождения русских земель.

  • освоение новых территорий;

2. Какие новые жанры и идеи появились в устном народном творчестве в XIII-XIV вв.?

В устном народном творчестве XIII-XIV веков наивысшего расцвета достиг былинный героический эпос. Создатели обращались к славному прошлому своей страны, к временам Киевской Руси. В устном народном творчестве Древняя Русь, стольный град Киев, Владимир Красное Солнышко, былинные богатыри представали как воплощение единства Руси. Именно эта идея стала очень популярной в народном творчестве новой Руси XIV века.

Наряду с героическим эпосом, былинами, сформировался новый жанр устного творчества – исторические песни. В отличие от жанра былины, героями исторической песни представлялись не идеализированные герои и правители, а простые люди. В песнях рассказывалось об их героизме, подвигах, чувствах и судьбе. Уж очень свежи были в памяти события противостояния Орде, когда во всей красе проявился героизм простых людей.

3. О чём идёт речь в «Повести о разорении Рязани Батыем»? Определите жанр этого произведения.

Повесть о разорении Рязани Батыем посвящена реальному историческому событию, поражении русских князей и о разорении Рязани ханом Батыем. Все герои повести - реальные исторические персонажи. Евпатий Коловрат показан в образе былинного богатыря, уважение к подвигу которого выказал даже сам Батый. Произведение создано в жанре военной повести и прославляет героизм русских людей, их веру, стойкость, готовность к самопожертвованию ради своей страны.

4. Расскажите о достижениях русского зодчества конца XIII-XIV в.

Русское зодчество конца XIII-XIV века развивало и переосмысливало традиции Древней Руси. Именно в этот период возникла национальная русская архитектура, потому что появились первые русские зодчие, способные самостоятельно вести строительство. Также в этот период увеличилось количество построек, и особенно каменных зданий. Русские мастера выбирали место для строительства, учитывая окружающий ландшафт.

Памятники русского зодчества в основном рассказывают о мире средневекового православного человека. Все они строились по единым канонам – храмы были крестово-купольными. Венчал храм крест. Несмотря на каноны на Руси сложились уникальные архитектурные школы. Так, для владимиро-суздальской архитектуры были характерны резьба по камню, аркатурные пояса из полуколонн. Новгородскую архитектурную школу отличала простота и строгость форм и внутреннего убранства, отсутствие резных элементов.

Во второй четверти XIV века начинается каменное строительство в Москве. Построен Успенский и Архангельский соборы, церкви Иоанна Лествичника и Спаса на Бору. Свидетельством возрастания могущества Москвы стало возведение белокаменного Кремля. Все здания в Москве возводились в духе традиций владимирского зодчества (пышность, торжественность), что было призвано подчеркнуть идею преемственности столичного положения Москвы.

Своеобразием отличалось зодчество Пскова. Поскольку эта земля находилась на окраине Руси, то распространение получило именно оборонное строительство. Примером тому служит каменная крепость Изборск, ставшая одним из крупнейших военных сооружений страны. Вся архитектура самого города Пскова имела крепостной облик, здания были суровы и лаконичны.

5. Какая важная для историка информация содержится в названии московской церкви Спаса на Бору?

Полное название церкви - Собор Спаса Преображения на Бору. Это монастырский собор, располагавшийся в Московском Кремле, во дворе Большого Кремлёвского дворца. Название «на Бору» произошло от окружавших храм хвойных лесов, давших название и самому Боровицкому холму. Сама история праздника Преображения Господня предполагает наличие горы или холма, поэтому храмы, посвящённые этому празднику, стараются строить на возвышенности. Стоял он на том месте, где, по преданию, стояла в чаще бора низкая хижина, в коей спасался отшельник Букал.

6. Перечислите живописные шедевры, созданные на Руси в конце XIV в.

В конце XIV века самым известным художником считался Феофан Грек. Его работы - фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде, в частности фреска Спасителя на куполе церкви, Икона Донской Божьей Матери, Иконостас Благовещенского собора стали шедеврами конца XIV века. В начале XV века в русском живописном мире появляются новые имена – Андрей Рублев, Дионисий.

7. Подтвердите фактами утверждение, что русская живопись всё более освобождалась от византийского влияния и приобретала свои самобытные черты.

Монументальная живопись пришла на Русь в конце десятого века вместе с христианской верой. Князья возводили храмы и церкви, которые требовалось расписывать и украшать иконами. Своих мастеров ещё не было, и волей-неволей приходилось приглашать греческих художников. Так византийская школа живописи и церковные каноны надолго вошли в культуру древней Руси. Однако, после свержения монголо-татарского ига сложились, наконец, свои, русские традиции изобразительного искусства.

С начала двенадцатого столетия начинается период политической раздробленности на Руси. Именно тогда начинает складываться самобытная русская школа иконописи и монументальной живописи. Княжества были разделены, Русь потеряла культурные связи с Византией, и поэтому в каждом городе искусства развивались независимо друг от друга и внешнего мира. Культурным центром стало Владимиро-Суздальское княжество. Там греческие каноны приобрели новый, самобытный вид. Иконопись обрела монументальный и торжественный вид, но потеряла плавность линий византийской техники. Одним из таких шедевров является икона св. Дмитрия Солунского.

Следующий период знаменуется монгольским владычеством. Русь по сути была изолированной. Культура пришла в упадок. Новые церкви почти не строились, и поэтому искусство мозаики и фрески уступило место иконописи. И только в Новгороде, куда не дошли разорительные орды кочевников, сохранилась и даже продолжала развиваться живопись. Некоторые учёные считают, что новгородская иконопись 13-15-ых веков просто упростила византийские образцы: изображаемые образы потеряли объём, стали простыми и грубоватыми. Считается, что именно так живопись обрела национальный колорит. Новгородские иконы этого периода отличаются более выразительными, эмоциональными образами. Также в них прослеживается европейское влияние. Линии фигур стали жёсткими, цвета контрастными, преобладает красный фон. Примером новгородской иконописи 13-15-ых столетий является икона «Иоанн Лествичник с Георгием и Власием».

После освобождения от зависимости от Орды и объединения Руси наступило время расцвета и возрождения культуры. На русскую живопись оказали своё влияние новгородская школа, работы таких великих мастеров, как Андрей Рублёв, Феофан Грек и Дионисий. В этот век окончательно сложилась настоящая русская школа живописи. Ей свойственна смесь византийского искусства с национальным колоритом.

Работаем с картой

Рассмотрим карту на странице 27 атласа

1. Найдите на карте города, в которых началось каменное строительство в конце XIII-XIV в.

Названия городов, в которых началось каменное строительство в конце XIII-XIV в . подчеркнуты синим цветом. Это Тверь, Москва, Коломна, Великий Новгород, Псков.

2. Покажите на карте города, которые в XIII-XIV вв. стали новыми центрами летописания.

Названия городов, которые в XIII-XIV вв. стали новыми центрами летописания подчеркнуты зелёным цветом. Это Ростов, Суздаль, Псков и Москва.

Изучаем документ

1. Какова была творческая манера Феофана Грека? Чем он отличался от большинства художников того времени?

Феофан Грек был гением в живописи и как положено всем гениальным художникам он не просто делал роспись, он творил. Автор текста о Феофане Греке подчеркивает именно умение художника создавать картину сначала в своей голове, а потом воплощать ее на холсте или штукатурке храма. Феофан свои картины творил, а не копировал. Этим он, по мнению автора, отличался от большинства художников того времени. В образах Феофана - огромная сила эмоционального воздействия, в них звучит трагический пафос. Острый драматизм присутствует и в самом живописном языке мастера. Манера письма Феофана резкая, стремительная, темпераментная. Он прежде всего живописец и фигуры лепит энергичными, смелыми мазками, накладывая яркие блики, что придает лицам трепетность, подчеркивает напряженность выражения. Цветовая гамма, как правило, лаконична, сдержанна, но цвет - насыщенный, весомый, а ломкие острые линии, сложный ритм композиционного построения еще более усиливают общую экспрессивность образов. Росписи Феофана Грека созданы на основе знания жизни, психологии человека. В них заложен глубокий философский смысл, ясно ощущаются проницательный ум, страстный, кипучий темперамент автора.

2. Какое влияние оказал Феофан Грек на дальнейшее развитие русского искусства?

Страстное, вдохновенное искусство Феофана Грека первоначально было созвучно мироощущению русских людей и, несомненно, оказало плодотворное влияние на современных Феофану и последующие поколения русских художников. Они начали творить. Высокое мастерство Феофана, его умение подчинять многофигурные росписи храма единому замыслу, живой динамизм и психологическая глубина созданных им образов нашли отклик и у русских мастеров.

Правда, тема сурового аскетизма, которую столь блестяще разработал византийский мастер, не получила дальнейшего развития. Она не соответствовала новым настроениям русского народа, мечтам о светлом будущем, о нарождающемся могуществе Московского царства. В Новгороде творчество Феофана вызывало восторг и подражание. Победоносная Москва встретила его благосклонно, но утвердила кистью Андрея Рублева иной стиль живописи – «светло радостный», гармонический, лирико-этический.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Какие общие явления в развитии культуры стран Западной Европы и Руси в XIII-XIV вв. вы можете указать?

Развитие культур Руси и стран Западной Европы в XII-XIV веках условно можно назвать одним общим словом – Возрождение. Вернее, этот период знаменуется началом эпохи возрождения культуры, переосмысления места человека в мире, роли церкви и государства.

Конечно же развитие культуры на Руси и в странах Западной Европы шло своими собственными путями, однако есть и некоторые общие тенденции. Например, в европейской литературе начинает прослеживаться тенденция к развитию так называемой «городской» или «крестьянской» литературы, которая по сути является народной песней, записываемой на бумаге. В таких произведениях главными героями являются простые люди с их достоинствами и недостатками. В них отражается народная мечта о свободе, достоинстве, благородстве простого человека. Широко стали распространены героические баллады - большую известность получил цикл баллад, посвященных легендарному разбойнику Робин Гуду - любимому герою английского народа. Похожие тенденции мы видим и в развитии русской литературы и устного народного творчества.

2. Можно ли говорить о взаимопроникновении культур разных народов, оказавшихся под властью Золотой Орды? Приведите примеры взаимного влияния культур. Подготовить исследовательский проект «Взаимопроникновение культур разных народов, оказавшихся под властью Золотой Орды».

Скорее да, мы можем говорить о некотором взаимопроникновении культур разных народов. Влияние монголо-татар в большей степени выражено в элементах русской бытовой культуры, привнося изменения в быт, одежду, украшения, сферу торговых отношений. Изменилась одежда: наряду с длинными белыми славянскими рубахами и длинными штанами в обиход вошли были золотые кафтаны, цветные шаровары и сафьяновые сапоги, женские украшения как бисер, бусы, раковины и т. д. Монголы привнесли в русскую культуру счеты, валенки, пельмени.

Проживание по соседству и постоянное взаимодействие русских с народами Орды не могло не повлиять и на язык. Так, в русский язык пришло множество тюркских слов, которые современниками уже и не расцениваются как заимствованные. Сохранилось много монгольских слов, относящихся к государственному (казак, караул, ярлык) и экономическому устройству (казна, тамга (откуда таможня), товар). Другие заимствования относятся к таким сферам как строительство (жесть, кирпич, лачуга), украшения (бирюза, жемчуг, серьга), огород (арбуз, ревень), ткани (бязь, войлок, миткаль, тесьма), одежда и обувь (башмак, кафтан, кушак, фата, чулок, штаны). К лексическим заимствованиям этого периода относятся и такие широко известные слова, как барсук, булат, карандаш, кинжал, мишень, слон, таракан, тюрьма.

О тесном переплетении двух культур свидетельствует и обогащение истории родословных русских семей вкраплением монголо-татарских корней. Влияние служилой тюркской знати на историю России трудно переоценить, выходцы из этой среды даже становились государями всея Руси. Вот примеры известных русских фамилий, происходящие от татаро-монгольских корней: Бунины, Карамзины, Рахманиновы, Скрябины, Тургеневы и т.д.

Таким образом, монголо-татарское завоевание оказало в целом значительное влияние на древнерусскую цивилизацию. Помимо прямых последствий ордынской политики здесь наблюдаются структурные деформации, которые в конечном счете привели к изменению типа феодального развития страны. Московская монархия не была непосредственно создана монголо-татарами, скорее наоборот: она складывалась вопреки Орде и в борьбе с ней. Однако опосредованно именно последствия воздействия завоевателей обусловили многие сущностные черты этого государства и его общественного строя, что проявилось культуре этого периода.

Заимствования у монголов сказались и на военном деле, прежде всего на устройстве конницы. По мнению евразийцев, Русь заимствовала такие черты воинской доблести монгольских завоевателей, как храбрость, выносливость в преодолении препятствий. Также в русском языке сохранилось много монгольских слов, относящихся к деньгам и налоговому обложению, это было связано со сбором дани и различных налогов. Кроме того, московские правители восприняли у монголов этикет дипломатических переговоров. Их знакомство с монгольским способом ведения дипломатии очень помогало в отношениях с восточными державами, особенно с теми, которые стали преемниками Золотой Орды, но случались недоразумения в отношениях со странами Запада вследствие несовпадения норм этикета.

Но самое главное, что нам удалось почерпнуть или скорее даже воспитать в себе во время Ордынского владычества – это терпимость к вероисповеданию и традициям других народов, что позволило на этих принципах в дальнейшем построить новую многонациональную Россию.

Возможные дополнительные вопросы на уроке

Как отразилось Батыево нашествие на культурной жизни Руси?

Серьезнейший удар был нанесен по культуре русских княжеств. После Батыева нашествия строительство каменных зданий на Руси надолго прекратилось.

Какие факторы могли способствовать возрождению русской культуры?

Факторы, способствовавшие возрождению русской культуры:

  • освоение новых территорий;
  • успехи в хозяйственном развитии;
  • усиление Московского княжества, начало процесса объединения Северо-Восточной Руси;
  • идея единства Русской земли и борьбы с ордынским владычеством.

Этапы развития русской культуры в XIII–XV вв. 2-й этап – середина XIV в. – середина XV в. Характеризуется хозяйственным подъемом, укреплением княжеской государственности, появлением новых политических центров, борьбой за объединение. Осознается единство русской земли. Постепенно преодолевается замкнутость русской культуры. Складываются противостоящие друг другу московское и тверское летописание. Появляется цикл литературных памятников, связанных с Куликовской битвой. Достигает расцвета новгородское зодчество. Создаются шедевры фресковой живописи и иконописи – произведения Феофана Грека и Андрея Рублева.


Этапы развития русской культуры в XIII–XV вв. 1-й этап – От Батыева нашествия до середины XIV в. Характеризуется глубоким упадком материальной и духовной культуры, разрывом культурных связей Руси с другими странами, особенно европейскими, падением культурной роли старых центров: Киева, Чернигова, Ростова, Суздаля, Владимира. Сохраняют ведущее культурное значение лишь Новгород и Псков. В конце периода наблюдаются первые признаки возрождения. Возобновляется каменное строительство, появляются новые центры летописания: Москва и Тверь.


Этапы развития русской культуры в XIII–XV вв. 3-й этап – вторая половина XV в. – начало XVI в. Характеризуется объединением русских земель в единое государство, слиянием местных культур в единую русскую культуру, превращением Москвы в общерусский культурный центр. Усиливаются связи с западноевропейской культурой. Достигает расцвета московское зодчество, формируется ансамбль Московского Кремля. Крупнейший художник эпохи – Дионисий.


Грамотность Грамотными на Руси были священники и горожане. Подтверждением широкого распространения грамотности среди горожан стали берестяные грамоты, найденные археологами в Новгороде, а впоследствии – и в других городах, в т.ч. в Москве. Грамоты содержат личную переписку, долговые расписки, хозяйственные записи, упражнения учеников и т.п. Найдено уже более 1 тыс. грамот XIV–XV вв. Берестяные грамоты XIII в.: рисунок и прописи мальчика Онфима.


Грамотность Писали на Руси не только на берестяных грамотах, но и на вощеных дощечках – церах. Для письма применяли заостренные палочки – писала. Известны также надписи на глиняных и медных сосудах, бочках, других ремесленных изделиях. Чаще всего это имена мастеров. Надпись на потире 1499 г.: «А делал Иван Фомин». Берестяные грамоты, церы и писала, найденные на раскопках в Новгороде.


Письменность Важнейшими центрами письменности являлись монастыри и княжеские канцелярии. Во многих монастырях имелись обширные библиотеки. Писцы объединялись в мастерские, выдерживая специализацию: одни переписывали текст, другие рисовали заставки и миниатюры, третьи готовили пергамен, краски и чернила. В XIV в. на смену пергамену пришла импортная (итальянская) бумага. Поначалу она была не дешевле, но позволяла писать быстрее. В XV в. бумагу стали ввозить также из Франции, а позднее – из Германии. Отослание апостолов на проповедь. Миниатюра из Сийского Евангелия 1339 г. – древнейшей московской рукописи.


Письменность Манера письма в XIV в. изменилась: на смену древнему уставу пришел полуустав. Буквы стали мелкими, не такими геометрически правильными, расстояния между ними – разными, появились надстрочные знаки, обозначающие сокращения, обозначился наклон в начертании букв. Чем были вызваны такие изменения в почерке? Остромирово Евангелие 1057 г. Древний устав. Лаврентьевская летопись 1377 г. Полуустав. ?


Письменность Листы бумаги склеивали в виде свитков (столбцов) или складывали в тетради (греч. «тетрас» означает «четыре» – четыре листа). Несколько тетрадей сшивали в книгу. Деревянный переплет обтягивали кожей, украшали бархатом, серебряным позолоченным окладом, драгоценными камнями. Книги стоили целое состояние. Евангелие XV в. Ризница Троице-Сергиева монастыря.


Письменность Рукописные книги украшались цветными заставками и миниатюрами. В XIII–XIV вв. часто использовался «чудовищный» орнамент, составленный из изображений фантастических существ. В XV в. распространился плетеный и растительный орнамент. Евангелист Иоанн, диктующий Прохору. Миниатюра из Федоровского Евангелия XIV в.


Литература Основная форма литературных произведений XIII–XV вв. – повесть. Литературные повести той эпохи дошли до нас в составе летописей, житий святых, различных сказаний. Центральная тема литературы XIII–XIV вв. – борьба против завоевателей. Наиболее известные произведения: «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели Русской земли» (вступление к дружинной повести об Александре Невском). Повесть о разорении Рязани Батыем. Миниатюра. Лицевой свод XVI в.


Литература На рубеже XIV–XV вв. важной темой русской литературы стала Куликовская битва. Крупнейшие произведения: «Задонщина» (конец XIV в.) и «Сказание о Мамаевом побоище» (начало XV в.). О набеге Тохтамыша рассказывала «Повесть о московском взятии от царя Тохтамыша и о пленении земли Русской». Миниатюра из «Сказания о Мамаевом побоище». XVII в. ГИМ.


Литература Во второй половине XV в. стал распространяться жанр сюжетной повести. В этих произведениях появлялись вымышленные литературные сюжеты и герои. «Повесть о Петре и Февронии» рассказывала о любви муромского князя и крестьянской девушки. Почему Петр и Феврония стали почитаться как покровители счастливого брака и супружеской верности? Петр и Феврония Муромские. Икона XVI в. Музей им. Андрея Рублева?


Литература «Повесть о Меркурии Смоленском» рассказывала о подвиге богатыря, в одиночку спасающего Смоленск от полчищ Батыя, в то же время изображала его тайным подвижником, праведником и постником, действующим по велению Богородицы. В «Повести о Петре, царевиче ордынском» рассказывается о том, как Петр изменился под воздействием христианского учения. Это была первая попытка показать внутреннее перерождение человека, до этого герои были либо только отрицательными, либо только идеальными. Св. Меркурий Смоленский.


Архитектура Русское зодчество понесло тяжкие утраты в период Батыева нашествия. Когда на Руси после нашествия возобновилось каменное строительство? Это произошло лишь в конце XIII в., через полвека после нашествия. Крупнейшим центром зодчества стал не пострадавший от нашествия Новгород. Новгородские церкви XIII–XIV вв. были не только культовыми, но и оборонительными постройками, Церковь Николы на Липне близ Новгорода г. ?


Архитектура Новгородские храмы этого времени строились на средства отдельных бояр, купеческих объединений или городских концов. Они невелики по размеру, имеют мощные стены с окнами-бойницами, один купол. Вместо традиционных трех апсид осталась одна. Здания выглядят массивными и монолитными. Церковь Спаса на Ковалеве. Новгород г. Разрушена во время Великой Отечественной войны. Восстановлена реставраторами.


Архитектура Новгородские зодчие перешли от позакомарного перекрытия к трехлопастному, а затем – к восьмискатному. Вместе с тем, во второй половине XIV в. возвращается стремление к декоративности. Церковь Федора Стратилата украшают пояса арочек и треугольничков (по барабану), фасад расчленен лопатками, по апсиде спущены валики. Церковь Федора Стратилата на Ручью. Новгород гг.


Архитектура Еще более обилен декор церкви Спаса на Ильине улице. В дальнейшем такой обильный декор в Новгороде не применялся. Многие новгородские церкви XV в. следовали более ранним образцам. Церковь Спаса на Ильине улице. Новгород г. Церковь Петра и Павла в Кожевниках. Новгород г. ? Какую церковь напоминает храм в Кожевниках?


Архитектура Самая ранняя каменная постройка на Руси после Батыева нашествия – Спасо-Преображенский собор в Твери (). Шестистолпный крестово-купольный храм с богатой резьбой и майоликовым полом не сохранился: был разобран в 1763 г. Почему именно в Твери каменное строительство развернулось раньше всего? Тверские князья в конце XIII в. задумывались о борьбе за великокняжеский престол и стремились всемерно повысить свой авторитет. Церковное строительство в Твери не было широким, возможно, из-за напряженных отношений между тверскими князьями и митрополитами. ?


Архитектура Каменное строительство в Москве началось в связи с ее превращением в резиденцию великих князей и митрополитов. Первоначально в Кремле были построены несколько небольших каменных храмов в традициях владимиро-суздальского зодчества. До наших дней они не сохранились: были разобраны в конце XV в. Успенский собор в Московском Кремле. 1326–1333 гг. Реконструкция.


Архитектура Древнейшие сохранившиеся памятники московского зодчества – в Подмосковье. Успенский собор «на Городке» в Звенигороде построен Юрием Звенигородским в гг. (по другой версии в 1407 г.). Белокаменный одноглавый четырехстолпный трехапсидный храм. Подражание владимирским храмам, но меньше, более приземист, беднее декором: нет ни аркатурных поясов, ни барельефов. Успенский собор «на Городке» в Звенигороде. Первоначальный вид. Реконструкция.


Архитектура В том же стиле построены Рождественский собор Саввино- Сторожевского монастыря в Звенигороде (1405 г.) и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422 г.) Рождественский собор Саввино- Сторожеского монастыря. Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря.


Архитектура В 1427 г. был построен Спасский собор Андроникова монастыря – древнейшее из дошедших до наших дней здание Москвы. Здесь традиционный для владимирского зодчества кубический объем нарушен: средние своды возвышены над боковыми. Как это повлияло на внешний вид собора, на его зрительное восприятие? Спасский собор Андроникова монастыря. ?


Архитектура Новый этап развития русского зодчества наступил в конце XV в., когда в связи с браком Ивана III и Софьи Палеолог Москва стала претендовать на роль центра мирового православия. По распоряжению Ивана III обветшавшие постройки времен Ивана Калиты были разобраны. В 1472 г. началось строительство нового Успенского собора. Но в 1474 г. уже подведенные под своды стены неожиданно рухнули. Тогда великий князь пригласил в Москву итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Успенский собор Московского Кремля. Арх. Аристотель Фиораванти.


Архитектура Аристотель Фиораванти, приступая к строительству, ознакомился с традициями русского зодчества во Владимире, Ростове, Ярославле. В итоге в 1475–1479 гг. итальянец создал произведение типично русской архитектуры, обогатив его приемами итальянского Возрождения. Успенский собор – пятиглавый, по стенам украшен аркатурным поясом. Этим он схож с Успенским собором Владимира. Но этим сходство почти исчерпывается. Успенский собор Московского Кремля. Южный фасад. Арх. Аристотель Фиораванти.


Архитектура Владимирский Успенский собор был белокаменным, московский – кирпичным, причем стены его необычайно тонкие для русских храмов. Во владимирском Успенском соборе три апсиды, в московском – пять. Во Владимирском соборе 14 столпов, в московском – шесть, причем четыре из них круглые, а два восточных, отделяющие алтарную часть, – квадратные. Апсиды собора необычайно глубоки и как бы вдвинуты в алтарную часть. Успенский собор Московского Кремля. План.


Архитектура «Бысть же та церковь чюдна вельми величеством, и высотою, и светлостию, и звоностию, и пространством, такова же прежде того не бывала в Руси, опроче Владимирской церкви, а мастер Аристотель». Успенский собор Московского Кремля. Южный фасад. Арх. Аристотель Фиораванти.


Архитектура В 1485 г. началось строительство новых кирпичных стен и башен Кремля взамен обветшавших белокаменных времен Дмитрия Донского. В строительстве принимали участие итальянские архитекторы Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо, Алевиз Фрязин. Московский Кремль при Иване III. Худ. А.М. Васнецов. В Кремле было построено 18 башен, в т.ч. 6 проездных. Строительство завершилось в 1516 г.


Архитектура В 1489 г. псковские мастера построили в Кремле Благовещенский собор – домовую церковь государя. Подобно раннемосковским храмам он был трехглавым. Две западные главы были достроены в 1564 г. В 1572 г. пристроено крыльцо. Благовещенский собор как и другие московские храмы, построен из кирпича (в Пскове строили из белого камня). Собор сочетает московские традиции (узорчатые пояса, килевидные закомары и порталы) и псковские (квадратные столбы, повышенные подпружные арки). Благовещенский собор Московского Кремля.


Архитектура В 1487–1491 гг. в Кремле была построена Грановитая палата для приема иностранных послов. Это был самый большой зал в тогдашней Руси. Своды опирались на огромный центральный столп. Грановитая палата Московского Кремля. Арх. Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари.


Архитектура В 1505–1508 гг. итальянский архитектор Алевиз Новый выстроил Архангельский собор – усыпальницу великих князей. В отличие от строгого Успенского собора Архангельский чрезвычайно декоративен и внешне походит на дворец. В его облике особенно много от приемов итальянского Возрождения. Архангельский собор Московского Кремля. Вид с северо-востока. Арх. Алевиз Новый.


Живопись В XIV в. сложилась новгородская школа иконописи. Характерные особенности: узкие вытянутые фигуры, обилие изящных миниатюрных деталей, многослойные композиции, богатая цветовая гамма, особенно киноварный (алый) цвет. Новгородская икона XIV в. «Сошествие Христа во ад». Новгородская икона XIV в. «Георгий-змееборец»


Живопись Крупнейший художник конца XIV – начала XV в. – Феофан Грек. Живопись Феофана отличается свободой композиции, индивидуальными чертами изображаемых персонажей, необычайной выразительностью. Фрески Феофана выглядят суровыми и грозными. Феофан оказал большое влияние на новгородскую живопись. Специалисты полагают, что роспись церкви Федора Статилата выполнена учениками Феофана. Спас Вседержитель. Роспись купола церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде. Феофан Грек г.


Живопись В Москве Феофан расписал Архангельский и Благовещенский соборы, церковь Рождества Богородицы, дворец Василия I. В связи со сносом этих построек при Иване III росписи Феофана до нас не дошли. Зато сохранились иконы, написанные им для иконостаса Благовещенского собора. Фигуры написаны мягко, пластично, выражают спокойную сосредоточенность. Архангел Гавриил. Деталь иконы из иконостаса Благовещенского собора. Феофан Грек г.


Живопись Иоанн Предтеча. Деталь иконы Деисусного ряда Благовещенского собора. Феофан Грек г. Богоматерь. Деталь иконы Деисусного ряда Благовещенского собора. Феофан Грек г.


Живопись Величайшим русским художником XV в. считается Андрей Рублев (ок. 1360–1430), инок Троице-Сергиева, а позднее Спасо-Андроникова монастыря. Деисусные иконы Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря, написанные Рублевым, отличает мягкая манера, чуждая византийской суровости Феофана Грека. Спас Вседержитель. Центральная икона Деисусного чина. Рождественский собор Саввино- Сторожевского м-ря. Андрей Рублёв, 1410–1420-е гг.


Живопись В 1405 г. Рублёв участвовал в росписи Благовещенского собора Он также написал для этого собора несколько икон, отличающихся многофигурной композицией и точно найденным общим ритмом движения. Благовещение. Икона Праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора. А. Рублёв г. Преображение Господне. Икона Праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора. А. Рублёв г.


Живопись Самая знаменитая икона Рублёва – Троица Ветхозаветная. Каков сюжет этой иконы? В христианской традиции ангелы считаются воплощением Троицы. Вопреки прежней традиции, Рублёв исключил из иконы Авраама, Сарру, слугу, закалывающего тельца. Все внимание – фигурам ангелов. Композиция подчинена ритму кругового движения, создающему настроение бесконечности, спокойствия и гармонии. Троица Ветхозаветная. Храмовая икона иконостаса Троице-Сергиева монастыря. Андрей Рублев гг. ?


Живопись Последний великий живописец конца XV – начала XVI в. – Дионисий (ок или 1450 – после 1519). До наших дней сохранилась часть фресок Дионисия в Успенском соборе Московского Кремля, но полнее всего творчество Дионисия представлено в Ферапонтовом монастыре. Христос Вседержитель. Роспись подкупольного пространства собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Дионисий.


Живопись Фрески Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря сохранились почти полностью и никогда не записывались. Фигуры легкие, стройные, удлиненные (маленькие головы, длинные ноги, высокие талии), как бы парящие в воздухе. Краски напоминают нежные акварельные полутона (вопреки легенде Дионисий использовал не местные, а итальянские краски). Архангел Михаил Архангел Гавриил


Источники иллюстраций Слайд 5. Слайд 6. Слайд 7. Слайд 8. Слайд 9. Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд BE%D1%80%D0%BE%D0%B4; BE%D1%80%D0%BE%D0%B4


Источники иллюстраций Слайд kultury/arhitektura/pics/mk/1.jpghttp:// kultury/arhitektura/pics/mk/1.jpg Слайд D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд 31.

Во время княжения святого благоверного князя Димитрия Ивановича Донского (правил с 1362 по 1389 г.) наступил перелом самого хода всей исторической жизни Северо-Восточной Руси. Развитие национального самосознания народа, пробуждающееся стремление к государственному единству, укрепление политического влияния Москвы сделали теперь возможным нанести первый сокрушительный удар по Орде.

В третьей четверти XIV в. Русь постепенно усиливает свою военную мощь. В Москве впервые строится белокаменная крепость Кремля. Все более реальной становится идея сбора общенародного ополчения. Результаты подобных перемен не замедлили сказаться.

Своеобразным прологом к знаменитой Куликовской битве послужило сражение на рязанской реке Воже, где в 1378 г. князь Димитрий вместе с князем Пронским Даниилом наголову разбил татарский отряд Бегича.

Как рассказывает летописец: «Татары же сразу побросали копья свои и побежали за реку за Вожу, а наши стали преследовать их, рубя и коля, и великое множество перебили их, а многие из них в реке утонули... А когда приспел вечер, и зашло солнце, и померк свет, и наступила ночь, и сделалось темно, то нельзя было гнаться за ними за реку.:. а татары, как побежали вечером, так и продолжали бежать всю ночь» Повесть о битве на реке Воже // Воинские повести Древней Руси. С. 157-158. . Дело, разумеется, этим кончиться не могло. В отместку за поражение Бегича хан (точнее, военачальник - «темник») Мамай собрал к осени 1380 г. огромное войско и двинул его на Русь.

К ордынской рати готовы были присоединиться отряды литовского князя Ягайлы и князя Рязанского Олега, вынужденного пойти на соглашение с татарами (расположенная на юге Рязань всегда первой подвергалась татарскому разорению). Получив об этом тревожные известия, князь Димитрий, по словам летописца, помолившись в соборном храме, сказал: ««Пойдем против окаянного и безбожного, нечестивого и темного сыроядца Мамая, за правую веру христианскую, за святые церкви и за всех младенцев и старцев, и за всех христиан... И возьмем с собою скипетр Царя Небесного - неодолимую победу». ... И воззвав к Богу, сказал: «Господи, прислушайся к мольбе моей, Боже, на помощь мне поспеши! Пусть устыдятся враги, и посрамлены будут, и узнают, что Имя Твое - Господь, что Ты - один Всевышний во всей земле!»» О сражении на Дону и о том, как великий князь бился с Ордой// ПЛДР. XIV - середина XV века. М., 1981. С. 115.

Как сообщает нам «Житие преподобного Сергия», князь затем «прииде» к троицкому игумену, «великую веру имея к старцу, - чтобы узнать у него: повелит ли ему выйти против безбожных; ведь он знал его как человека добродетельного и имеющего пророческий дар. Святой же, когда услышал об этом от великого князя, благословил его, молитвою вооружив, и сказал: «Подобает тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Пойди против безбожных, и с Божией помощью победишь и здрав в свое отечество с великою славою возвратишься»» См.: Житие Сергии Радонежского // ПЛДР. XIV - середина XV века. С. 386.

В ответ на это, как повествуется в другом древнем сказании, великий князь «сказал: «Дай мне, отче, двух воинов из своей братии - Пересвета Александра и брата его Андрея Ослябю, тем ты и сам нам поможешь». Старец же преподобный велел тем обоим быстро сготовиться идти с великим князем, ибо были известными в сражениях ратниками (ранее, до пострига, брянскими боярами. - Ю.М.), не одно нападение встретили... И дал он им вместо оружия тленного нетленное - крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золоченых возлагать его на себя. И передал их в руки великого князя, и сказал: «Вот тебе мои воины, а твои избранники»... И осенил Христовым знамением все войско великого князя - мир и благословение» Сказание о Мамаевом побоище // Там же. С. 147. .

По преданию, Димитрий получил еще одно, укрепившее его дух свидетельство правильности избранного им пути: неподалеку от Москвы, на пути его следования в Коломну, была «обретена на древе» икона святителя Николая. Князь тогда же дал обет построить здесь по возвращении новую обитель. Ныне это московский Николо-Угрешский монастырь.

Вскоре Димитрий прибыл в Коломну, где собиралось тогда все русское войско. Союзниками великого князя стали князья Ольгердовичи: Андрей, князь Полоцкий, с псковичами, и Димитрий, князь Брянский (оба они были старшими братьями Ягайлы), а также брат Димитрия Московского, князь Серпуховской и Боровский Владимир Андреевич.

Около 2(15) сентября княжеские дружины и народные ополченцы направились к Дону. Тогда же из собора Коломны они взяли с собой - как священное духовное знамя - икону Пресвятой Богородицы «Умиление», получившую после Куликовской битвы наименование «Донская» По преданию, этот образ Божией Матери (или же, что все-таки вероятнее, список с него начала 1390-х годов, письма прославленного иконописца Феофана Грека) перенесли затем в Москву, где в честь иконы и в благодарность за явленную через нее помощь Пресвятой Богородицы основали известный Донской монастырь. .

На пути к Дону князь Димитрий получил новое свидетельство духовной поддержки преподобного Сергия - от святого старца «пришла грамота с благословением... чтоб бился с татарами: «Чтобы ты, господин, так и пошел, а поможет тебе Бог и Святая Богородица»» О сражении на Дону... //ПЛДР. XIV - середина XV века. С. 119. .

8(21) сентября 1380 г., в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские войска перешли Дон и остановились у устья реки Непрядвы.

С утра Куликово поле закрыл туман, но вот, как рассказывает летописец, «повелел Господь тьме отступить и свету пришествие даровал» О сражении на Дону... //ПЛДР. XIV - середина XV века. С. 121. . Открывшееся тогда взору должно было потрясти многих... Никогда Русь не видела такого количества противостоящих воинов. Недаром летописец восклицает: «О крепкое и твердое дерзновение мужества! О, как [великий князь] не устрашился, не смутился духом, увидя такое множество воинов!» О сражении на Дону... //ПЛДР. XIV - середина XV века. С. 123. И действительно, по подсчетам историков, в Куликовской битве с обеих сторон участвовали не менее 300-350 тысяч ратников! Но Димитрий, продолжает летописец, «верою в Бога вооружившись, силою Честного Креста укрепившись и молитвами Святой Богородицы оградившись, Богу помолился, говоря: «Помоги мне, Господи, Боже мой, спаси меня милостью Своею, видишь, как умножилось число врагов моих. Господи, за что умножились досаждающие мне? Многие поднялись на меня, многие борются со мной... все народы обступили меня, но Именем Господним я противился им».

И в шестой час дня появились поганые измаильтяне в поле, - а было поле открытое и обширное. И тут выстроились татарские полки против христиан... И, увидев друг друга, двинулись великие силы, и земля гудела, горы и холмы сотрясались от бесчисленного множества воинов. И обнажили оружие - обоюдоострое в руках их. И орлы слетались, как и писано, - «где будут трупы, там соберутся и орлы»» О сражении на Дону... //ПЛДР. XIV - середина XV века. С. 123. .

И сошлись грозно обе силы великие...» Сказание о Мамаевом побоище // ПЛДР. XIV - середина XV века. С. 175, 177.

Летописная повесть о Куликовской битве так рисует - почти былинными красками - картину сражения: «И вот двинулась великая рать Мамаева, все силы татарские. А с нашей стороны - князь великий Димитрий Иванович со всеми князьями русскими, изготовив полки, пошел против поганых половцев со всею ратью своею. И, воззрев на небо с мольбою и преисполнившись скорби, сказал словами псалма: «Братья, Бог нам прибежище и сила» См.: Пс. 45, 2. . И тотчас сошлись на многие часы обе силы великие, и покрыли полки поле верст на десять - такое было множество воинов.

И была сеча лютая и великая, и битва жестокая, и грохот страшный; от сотворения мира не было такой битвы у русских великих князей, как при этом великом князе всея Руси. Когда бились они, от шестого часа до девятого, словно дождь из тучи, лилась кровь и русских сынов, и поганых, и бесчисленное множество пало мертвыми с обеих сторон... И воздвиг Бог десницу нашего князя на одоление иноплеменников. А Мамай, в страхе затрепетав и громко восстенав, воскликнул: «Велик Бог христианский и велика сила Его! Братья измаиловичи, беззаконные агаряне, бегите не готовыми дорогами!» И сам, повернув назад, быстро побежал к себе в Орду» О сражении на Дону... // Там же. С. 123, 125. .

Потери русских войск были неисчислимы: берега Дона и Непрядвы были усеяны телами погибших. Как сообщает летописец, «страшно, братья, зреть тогда, и жалостно видеть и горько взглянуть на человеческое кровопролитие: как морское пространство, а трупов человеческих - как сенные стога: быстрый конь не может скакать, и в крови по колено брели, а реки три дня кровью текли» Сказание о Мамаевом побоище // Там же. С. 181. .

Великий князь, прозванный за эту победу Донским, возвратился в Москву и почти весь октябрь провел в Троицкой обители, поминая усопших. С тех пор на Руси было установлено совершать в ближайшую субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского, что празднуется 26 октября (8 ноября), особое ежегодное поминовение павших на Куликовом поле - в так называемую Димитриевскую субботу. Она и поныне остается днем поминовения всех воинов, «положивших душу за други своя», за Россию.

Благодарный народ неизменно почитал и память великого князя Димитрия. В 1988 г. князя причислили к лику святых.

Однако в народной памяти он давно был почитаем как защитник Православия от «безбожных агарян». Недаром неизвестный автор «Слова о житии великого князя Димитрия Ивановича» (ок. сер. XV в.) подчеркивает, что князь выступил против Мамая, когда тот «подстрекаемый лукавыми советниками», заявил: «Захвачу землю Русскую и церкви христианские разорю, и веру их на свою переменю, и повелю поклоняться своему Магомету» Слово о житии великого князя Димитрия Ивановича // ПЛДР. XIV - середина XV века. С. 211. .

В этом же «Слове...» дается и краткая оценка личности князя как особенно благочестивого «Царя», который с юных лет «духовным предался делам, праздных бесед не вел и непристойных слов не любил, и злонравных людей избегал, а с добродетельными всегда беседовал. И Священное Писание всегда с умилением он слушал, о церквах Божьих усердно заботился. И на страже земли Русской мужественно стоял, беззлобному отроку уподобляясь, а умом - зрелому мужу» Слово о житии великого князя Димитрия Ивановича // ПЛДР. XIV - середина XV века. С. 209. . Как истинный христианин, он «очи всегда опускал к земле, из которой и взят был, душу же и ум обращал к Небу, где и подобает ему пребывать» Слово о житии великого князя Димитрия Ивановича // ПЛДР. XIV - середина XV века. С. 215. . И потому, когда он преставился ко Господу, «озарилось лицо его ангельским светом» Слово о житии великого князя Димитрия Ивановича // ПЛДР. XIV - середина XV века. С. 219. .

Вполне под стать князю по духовной высоте была его супруга - княгиня Евдокия (+ 1407), с которой они прожили душа в душу 22 года. Более пяти веков память ее особенно молитвенно почиталась в основанном ею Вознесенском девичьем монастыре в Московском Кремле до тех пор, пока его не разрушили «агаряне» XX в. (большевики взорвали обитель в 1929 г.).

Как пишет один из церковных историков, тяжка была для Евдокии утрата любимого мужа, «но, любя добродетель, набожная великая княгиня не любила ее личину. Изнуряя свое тело постами, она нарочно казалась тучной, для чего носила на себе несколько одежд, украшалась бисером, являясь везде с лицом веселым и радовалась, что злословие представляет сомнительным ее целомудрие (по сути это была одна из форм юродства. - Ю.М.). Молва эта волновала и ее сыновей, особенно князя Юрия, не скрывавшего волнения от матери. Тогда, призвав сыновей, она свергнула с себя часть одежды. Сыновья ужаснулись, видя худобу ее тела и кожу, совершенно иссохшую от неумеренного воздержания. «Верьте, - сказала она, - что ваша мать целомудренна; но виденное вами да будет тайной для мира. Кто любит Христа, должен сносить клевету и благодарить Бога за оную»» Тальберг Н.Д. Святая Русь. Спб., 1992. С. 17. .

Перед кончиной княгиня Евдокия приняла в Вознесенской обители монашеский постриг с именем Евфросиния. С этим именем она и почитается нашей Церковью в чине преподобных.

Победа на Куликовом поле положила начало будущему освобождению Русской земли и значительно подорвала силы Орды. Главное же - она укрепила веру Руси в возможность грядущего возрождения, хотя татарские набеги на нее еще продолжались. Так, в 1382 г. хан Тохтамыш, неожиданно вторгшись в московские пределы, полностью разорил столицу, и князь Димитрий на время был даже вынужден удалиться в Кострому. Народ, однако, уже понял, что ордынцев можно победить, если взяться за это дело сообща; на Куликовом поле он еще раз смог убедиться в правоте своей любимой пословицы: «Не в силе Бог, а в правде».

Окончательное падение татарского ига отныне было предрешено.


Героический пафос этого времени все явственнее начинает звучать в древнерусской культуре и искусстве. В Москве и прилегающих к ней землях строятся все новые и новые белокаменные храмы; их, как правило, украшают прекрасными фресками и иконами, среди которых, например, можно упомянуть о великолепной, чисто воинской по духу иконе конца XIV - начала XV в. «Архангел Михаил, с чудесами», издревле находящейся в Архангельском соборе Московского Кремля. В центре композиции представлена мощная крылатая фигура предводителя Небесных сил, в алом плаще и золоченых доспехах, грозящего своим высоко поднятым мечом всем врагам христианства.

На рубеже XIV-XV столетий создаются и значительные литературные произведения в эпическом жанре (например, «Сказание о Мамаевом побоище»), более последовательно начинает составляться московская летопись. В это же время значительно расширяются культурные связи с родственными православными славянскими странами - Сербией, Болгарией, а также с монастырями Афона.

Развитию подобных контактов весьма содействовал еще один выдающийся церковный деятель - писатель, проповедник и переводчик византийской «книжности» святитель Киприан, митрополит Киевский и всея Руси (эта древняя титулатура русских митрополитов все еще сохранялась, хотя на самом деле они уже более полувека святительствовали не в Киеве, а в Москве). Болгарин родом, афонский монах, искушенный в тонкостях государственной и церковной политики, Киприан по воле Константинопольского Патриарха отправился на Русь, где перенес немало испытаний и не сразу занял престол Московских митрополитов. Поначалу он пробыл в Москве недолго (вероятно, с мая 1381 г. по август 1382 г.) и был вынужден уехать в Киев в качестве митрополита Малой Руси и Литвы. Окончательно Киприан возглавил Московскую митрополию лишь в 1390 г., продолжая затем руководить здешней церковной жизнью вплоть до самой кончины в 1406 г.

В основной период своего святительского служения в великокняжеской столице он более всего занимался улучшением церковных порядков и одновременно старался способствовать росту общерусского авторитета великого князя.

Немаловажное значение имели и труды Киприана по распространению среди монашества идей исихазма, или «молчальничества», древнего православного учения об особо углубленном молитвенном делании (постоянном внутреннем совершении Иисусовой молитвы), приводящем инока к лицезрению Божественного Света и личному обожению через благодать Божию, или Божественные энергии. Внедрение византийского исихазма в русскую монашескую среду привело не только к усилению созерцательного начала в молитвенной практике русского монашества, но и наложило свой возвышенно-интеллектуальный отпечаток на творчество таких великих художников Древней Руси, как Феофан Грек, преподобный Андрей Рублев, Даниил Черный.

Наиболее исихастски окрашенным художеством того времени безусловно следует признать творчество знаменитого Феофана (предположительно ок. 1330/35 - ок. 1405/10), выходца из Греции, ставшего прославленным русским мастером.

Динамичный и достаточно непривычный для северян экспрессивный характер Феофана, гениальная спонтанность его творчества (насколько она была возможна в рамках православного художественного канона), внутренняя свобода его личности, притом полностью воцерковленной, так, по-видимому, поражали современников, что известный писатель начала XV в. Епифаний Премудрый даже счел необходимым особо рассказать о встречах с ним в послании к некоему Кириллу Тверскому. Епифаний с восторгом писал о мастере: «Когда я был в Москве, жил там и преславный мудрец, философ зело искусный, Феофан Грек, книги изограф (художник, миниатюрист. - Ю.М.) опытный и среди иконописцев отменный живописец... ... Когда он... рисовал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо смотрел на образцы, как делают это некоторые наши иконописцы, которые от непонятливости постоянно в них всматриваются, переводя взгляд оттуда - сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы. Он же, кажется, руками пишет изображение, а сам на ногах, в движении, беседует с приходящими, а умом обдумывает высокое и мудрое, острыми же очами разумными разумную видит доброту (т.е. «внутренним», духовным зрением прозревает духовную же красоту. - Ю.М.). ... ... Дивный и знаменитый человек» Письмо Епифания Премудрого к Кириллу Тверскому // ПЛДР. XIV - середина XV века. С. 445. .

Учение о Божественных энергиях как созидающей первооснове тварного мира - основное философское содержание Феофановой эстетики и основной подтекст его художественных образов. Именно эта ориентированность Феофана на исихастское учение и определила такие важнейшие свойства созданных им произведений, как нередко необычайно экспрессивные типы представленных ликов, сдвиги пластической формы, подчеркнутая резкость контрастов светлого и темного - для усиления активности светового пространства, повышенная графическая динамика, сугубая ирреальность колорита, наконец, почти немыслимая мощь световых вспышек «небесного нетварного огня», пробивающихся сквозь относительно инертную материю земной, тварной плоти.

При этом показательно, какой внутренней силой обладала древнерусская художественная среда той эпохи, а значит, и стоявшая за нею русская духовность, если среда эта смогла оказать огромное влияние на столь выдающегося мастера, как Феофан. Даже малоискушенный в стилистических тонкостях средневекового искусства зритель без особого труда может подметить, что и знаменитые новгородские фрески мастера, и его иконы рубежа XIV-XV столетий («деисусный чин» в иконостасе Благовещенского собора в Московском Кремле, икона «Богоматерь Донская» в Государственной Третьяковской галерее, икона «Святые апостолы Петр и Павел» в Кремлевском Успенском соборе) явно отличаются и техникой, и основными формально-художественными средствами выразительности от привычных, более спокойных, мягких по образам и менее экспрессивных по духу русских икон.

И тем не менее искусство Феофана, расцветшее на Руси - его второй родине, еще дальше отстоит от искусства взрастившей его Византии: вряд ли константинопольское искусство могло явить, например, образ Богоматери, подобный «Донской», в котором кристальная ясность классической византийской иконописной формы сочетается с чисто русской задушевностью и внутренней мягкостью, почти нежностью, ликов Марии и Младенца Христа. Своеобразная «русификация» творчества Феофана объясняется, разумеется, не слабостью его художнической позиции, а, напротив, необычайной духовной и творческой свободой великого иконописца, способностью его отзывчивой души воспринять глубинный опыт русской культуры.

Гармоничному проникновению элементов святоотеческой византийской - греческой и южнославянской (болгарской, македонской, но более же всего сербской) - духовности в церковно-культурную жизнь Московской Руси в первую очередь всячески способствовал именно митрополит Киприан. В связи с явно возраставшим тогда интересом к идеям исихазма (особенно, по-видимому, в кругу учеников преподобного Сергия) Киприан содействовал привозу на Русь и переводу соответствующей святоотеческой литературы - трактатов (и на греческом языке, и в переводе на славянский язык) выдающегося философа-мистика псевдо-Дионисия Ареопагита и, возможно, святителя Григория Паламы (1296-1359), архиепископа Фессалоникийского, замечательного богослова-полемиста, неутомимого защитника Православия от еретиков.

Митрополит Киприан и сам нередко брался за перо. В частности, под его руководством и при непосредственном участии как редактора был создан ряд древнерусских литературных памятников: «Житие митрополита Петра» (1381), вероятно - начальные редакции летописной «Повести о Куликовской битве» и «Повести о нашествии Тохтамыша»; участвовал он и в составлении Московского летописного свода (так называемой Троицкой летописи), доведенного затем до событий 1408 г.

С именем этого Митрополита также связано весьма знаменательное событие в церковно-общественной истории Руси. В 1395 г., во время очередного нашествия 400-тысячного войска Тамерлана, по благословению Киприана из Владимира в Москву - для ее небесной защиты - принесли икону «Владимирской» Божией Матери. Жители столицы с молитвенным плачем встречали икону единственной «Заступницы рода христианского» - и необъяснимым, казалось бы, образом Москва была спасена: Тамерлан ушел обратно в степь. Тогда же святитель Киприан благословил отмечать этот день, 26 августа (8 сентября), особым церковным празднованием в честь Сретения иконы Божией Матери «Владимирской». На месте самой встречи вскоре основали одноименный монастырь (некоторые позднейшие его сооружения, XVII-XIX вв., сохранились и доныне) Монастырь этот при советской власти долгое время находился в разорении, но сейчас здесь вновь восстановлена весьма почитаемая москвичами иноческая обитель. .

Как и преподобный Сергий, митрополит Киприан неустанно призывал в своих проповедях к нравственному очищению Руси: «Приобретем братолюбие и сострадание. Нет иного пути ко спасению, кроме любви, хотя бы кто [и] измождал тело свое подвигами. ... Кто достиг любви, достиг Бога и в Нем почивает» Акты исторические, созданные и изданные Археографическою комиссией. СПб., 1841-1842. Т. 1. С. 482. .

Вновь и вновь Русская Церковь продолжала обращаться к самой совести своего народа, вновь и вновь стучалась в самое сердце его, ибо только в чистоте и святости народной души усматривала она единственный залог истинно христианского устроения свободной Руси.

Развитие культуры в Русских землях во второй половине xiii-xvi в.РА З В И Т И Е К УЛ ЬТ У РЫ В
РУСС К И Х З Е М Л Я Х В О ВТО Р О Й
П ОЛ О В И Н Е X I I I - X V I В.
Презентацию подготовила:
Ученица 6Б класса
Пашкова Кристина

Что мы узнаем из этой презентации?

ЧТО МЫ УЗНАЕМ ИЗ ЭТОЙ
П Р Е З Е Н ТА Ц И И?
1) Какие общие явления в развитии культуры
произошли в странах Западной Европы и Руси в XIII-XIV в.
2)О живописных шедеврах, созданных на Руси в конце
XIV в.
3) О достижениях русского зодчества конца XIII-XIV в.
4) О причинах культурного возрождения русских земель.

В этой презентации вы увидите такие изображения как:

В Э Т О Й П Р Е З Е Н ТА Ц И И В Ы У В И Д И Т Е
ТА К И Е И З О Б РА Ж Е Н И Я К А К:
1) Спаситель. Роспись купола церкви Спаса
Преображения на Ильине улице в Новгороде. (Художник:
Феофан Грек)
2) Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в
Новгороде. XIV в.
3)Успенский собор в Коломне. XIV в.

Начало возрождения культуры в русских землях

Н АЧ А Л О В ОЗ Р ОЖ Д Е Н И Я
К УЛ ЬТ У Р Ы В Р УСС К И Х З Е М Л Я Х
Батыево нашествие нанесло большой урон культуре. Лучшие
ремесленники, мастера погибли или были угнаны в рабство. В
результате многие виды ремесла были надолго утрачены. Тем не
менее примерно через 100 лет, почти в одно время с началом эпохи
Возрождения в Западной Европе, со второй половины XIV в.
Начинается постепенное культурное возрождение русских земель.

Что способствовало

Ч ТО С П О СО Б С Т В О ВА Л О
1) Освоение новых территорий
2) Успехи в хозяйственном развитии
3) Центр политической и культурной жизни постепенно
перемещался в Москву
4) Единство Русской земли стала одной из ведущих во
всех русских землях.

Книжное дело, летописание

К Н И Ж Н О Е Д Е Л О, Л Е Т О П И С А Н И Е
С XIV В. НА РУСЬ СТАЛИ ВВОЗИТЬ БУМАГУ-БОЛЕЕ УДОБНЫЙ
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПИСЬМА, ЧЕМ БЕРЕСТА, И ЗНАЧИТЕЛЬНО БОЛЕЕ
ДЕШЕВЫЙ, ЧЕМ ПЕРГАМЕНТ.
КНИГ СТАЛО БОЛЬШЕ, ОНИ ПОДЕШЕВЕЛИ. ИЗМЕНИЛАСЬ И ТЕХНИКА
ПИСЬМА. НА СМЕНУ УСТАВУ, КОГДА БУКВЫ ВЫПИСЫВАЛИСЬ С
НЕОБЫЧАЙНОЙ ТОЧНОСТЬЮ И ТОРЖЕСТВЕННОСТЬЮ, ПРИШЕЛ
ПОЛУУСТАВ-БОЛЕЕ БЕГЛОЕ И СВОБОДНОЕ ПИСЬМО.
В КОНЦЕ XIII-XIV В. СЛОЖИЛИСЬ НОВЫЕ ЦЕНТРЫ ЛЕТОПИСАНИЯ –
ПСКОВ, СУЗДАЛЬ, РОСТОВ, МОСКВА.

Устное народное творчество, литература

У С Т Н О Е Н А Р ОД Н О Е Т В О Р Ч Е С Т В О,
Л И Т Е РА Т У РА
Наивысшего расцвета достиг в XIV в. Былинный
героический эпос. Слагатели былин обращались к славному
прошлому своей страны, к временам Киевской Руси.
Любимым героем былин стал князь Владимир Красное
Солнышко. А стольный град Киев представал в них как
воплощение единства Русского государства. Так же освоился
новы жанр устного творчества – исторические песни.

Зодчество

ЗОДЧЕСТВО
С конца XIII в. на Руси возобновилось каменное
строительство: в Твери по образу владимиро Успенского
собора был построен собор Спаса Преображения. При Иване
Калите построили Успенский и Архангельский соборы, церкви
Иоанна Лествичника и Спаса на Бору. На кануне Куликовской
битвы в коломне начали возводить Успенский собор,
превосходивший по размерам все московские храмы.

Живопись

ЖИВОПИСЬ
С XIV в. Начался расцвет русской живописи. Большой
вклад в ее развитие внес Феофан Грек, работавший сначала
в Новгороде, а затем в Москве. Он приехал на Руст из
Византии в 70-х гг.XIV в. Уже известным живописцем.
Одной из лучших работ мастера являются фрески церкви
Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде.

10. Иллюстрации

ИЛЛЮСТРАЦИИ
Успенский собор в Коломне
Церковь Спаса
Преображения
на Ильине улице
в Новгороде
Спаситель. Роспись купола церкви
Спаса Преображения на Ильине
улице в Новгороде