Как выглядит уильям шекспир. Их ласковый и нежный бард. Коббовский и янссеновский портреты

Поклонники и исследователи Шекспира делятся на две категории: те, кто уверен в том, что автор "Гамлета" и "Макбета" существовал во плоти, и те, кто убеждены в обратном: не было на свете гениального и предприимчивого простолюдина из Стратфорда-на-Эйвоне, а под его именем скрывался кто-то из чрезвычайно образованных и одаренных аристократов елизаветинской эпохи. Но вот два британца - профессиональный реставратор и чрезвычайно уважаемый литературовед - опубликовали данные о предполагаемом прижизненном портрете Шекспира, на котором Бард изображен ухоженным миловидным мужчиной в полном расцвете сил и в богатом наряде, настоящим джентльменом.

Ранние, то есть XVII века, портреты Шекспира, а их известно с полдюжины, занимают умы шекспироведов уже много лет: до сих пор никому не удалось доказать, что хотя бы один из них является прижизненным. Алек Кобб (реставратор) и Стэнли Уэллс (литературовед) предприняли 9 марта 2009 года очередную и далеко не самую неубедительную попытку.

Итак, портрет. Алек Кобб унаследовал его от своих родственников, которые, в свою очередь, владели им с начала XVIII века. Правда, на протяжении трехсот лет никто и не думал, что это - изображение Шекспира. Предполагалось, что на портрете кисти неизвестного художника запечатлен кто-то из елизаветинцев, возможно - сэр Уолтер Рэли, придворный поэт, отважный мореплаватель и авантюрист, ходивший в фаворитах королевы в 1580-х годах.

В 2006 году Алеку Коббу довелось побывать на выставке "В поисках Шекспира", целиком посвященной проблеме шекспировских портретов. Среди прочих известных изображений там был представлен так называемый портрет Янссена, названный так по имени фламандского живописца XVII века Корнелиуса Янссена. Кобб обнаружил, что хранящаяся у него картина и янссеновский портрет, привезенный из Фолджерской Шекспировской библиотеки (Вашингтон), чрезвычайно похожи и, скорее всего, один из них является копией другого. Кобб привез свою картину в Национальную портретную галерею. Музейщики подтвердили сходство обоих портретов, но до серьезной аналитической работы дело не дошло.

Алека Кобба эти околичности не очень смутили, и он взялся за дело с другой стороны, решив провести независимую экспертизу своей картины. Во-первых, была исследована доска (портрет написан маслом по дереву), и по годовым кольцам ее датировали 1610-ми годами. Во-вторых, картину изучали при помощи рентгеновских лучей и инфракрасной рефлектографии. Результаты проведенных физических анализов, считают Кобб и призванный им на помощь Стэнли Уэллс, мировая величина в шекспироведении, свидетельствуют, что портрет Кобба является оригиналом, с которого скопированы портрет Янссена и три других изображения Шекспира. Кобб и Уэллс полагают, что гравюра Мартина Дройсхута, воспроизведенная на фронтисписе Первого фолио, тоже перерисована с портрета Кобба, но не прямо, а с еще одной - неизвестной нам - копии.

Стэнли Уэллс, руководящий авторитетными изданиями Шекспира и о Шекспире, выходящими в Оксфордском университете, утверждает, что существование копий с портрета Кобба свидетельствует о большой популярности драматурга. Уэллс ссылается на анонимную пьесу рубежа XVI-XVII веков, герой которой - настоящий поклонник Барда. Он не только цитирует строки из "Ромео и Джульетты", но и сообщает, что хранит портрет "дорогого господина Шекспира" в своем кабинете.

Происхождение портрета Кобба тоже представляет собой немалый интерес. Предки нашего современника каким-то образом унаследовали часть коллекции графа Саутгемптона, патрона Шекспира и предполагаемого адресата нескольких его сонетов. У Кобба и Уэллса нет прямых доказательств, что портрет Шекспира (или сэра Уолтера Рэли) действительно принадлежал Саутгемптону, но им обоим очень бы хотелось в это верить. Они готовы пойти на такое допущение, что Саутгемптон сам и заказал портрет.

Портрет Кобба, Шекспир на нем изображен или не Шекспир, отправится в апреле 2009 года на выставку в Стратфорд-на-Эйвоне и станет главной приманкой для туристов, навещающих родину драматурга в год 445-летия со дня его рождения. В будущем Кобб не собирается продавать картину, а оставит ее у себя.

Прижизненный портрет Шекспира - это британский литературоведческий Грааль. Но если подлинность изображения из собрания Кобба не будет доказана, то в распоряжении поклонников останутся еще условно аутентичные гравюра Дройсхута и бюст из церкви Святой Троицы в Стратфорде, водруженный над могилой поэта через несколько лет после его смерти. Подлинность так называемого портрета Чандоса останется, скорее всего, недоказуемой, но людям непредвзятым он тоже должен нравиться: Бард изображен на этой картине заметно лысеющим, в скромном одеянии и с серьгой в левом ухе. На этой картине он больше похож на поэта, актера и предпринимателя, чем на довольно-таки приторном и рафинированном портрете Кобба.

О внешности Шекспира судить трудно. Мы не располагаем надежно датированными прижизненными портретами или описаниями внешности драматурга. О портретах, сделанных после смерти Шекспира, сложно сказать, насколько точно они отражают оригинал. Тем не менее, будущая реставрация одного из самых известных портретов Шекспира позволяет надеяться, что мы сможем взглянуть на его истинное лицо.

Существует около дюжины портретов Шекспира, которые, возможно, созданы при его жизни или вскоре после смерти, мы расскажем о трех из них, с каждым из которых связаны свои загадки. Когда в 1623 году, то есть через семь лет после его смерти, было напечатано «Первое фолио», на титульном листе была помещена гравюра с портретом. Они известна как «Друшаутский портрет» (Droeshout portrait), так как в качестве автора гравюры был указан Мартин Друшаут (Martin Droeshout).

Титульный лист «Первого фолио» Шекспира

Подпись гравера под портретом

В стихотворном предисловии «К читателю» Бен Джонсон, знавший Шекспира лично, говорит, что гравюра хорошо отражает черты Шекспира. Друшаутский портрет известен в двух вариантах, отличающихся в деталях. Первый вариант редок, он известен лишь в четырех экземплярах. Исследователи полагают, что это были пробные оттиски гравюры, после которых Друшаут внес в резную доску изменения.

Друшаутский портрет в первом и втором вариантах

Имя автора гравюры известно благодаря подписи. Но Друшауты были целой семьей художников, переселившихся в Англию из Брюсселя, и имя Мартин из них носили двое. Большинство исследователей полагает, что портрет сделал Мартин Друшаут Младший (1601 - после 1639). Поскольку Мартину было 15 лет в год смерти Шекспира, возможно, он никогда не видел драматурга, а гравюру создал с какого-то портрета. Но у Мартина-Младшего был дядя, брат отца, Мартин Друшаут Старший (1560-е - 1642). О нем известно, что он был членом гильдии лондонского Сити, объединявшей живописцев и маляров (Worshipful Company of Painter-Stainers), сохранились его рисунки, так что он тоже мог быть автором гравюры.

В 1991 году в Мадриде были найдены несколько гравюр 1635 - 1639 годов, подписанных фамилией Друшаут. Стилистически они похожи на работу из «Первого фолио», а один из них - портрет священника Франсиско де ла Пенья - вообще очень походит на портрет Шекспира. Историк Христиан Шукман (Christiaan Schuckman), обнаруживший испанские гравюры, предположил, что портрет из «Первого фолио» был сделан Мартином-младшим, который затем принял католичество и бежал в Испанию.

Исследователи не оставляли надежды найти оригинальный портрет, с которого Друшаут сделал гравюру. В XIX веке семейство Флауэр подарило Королевскому шекспировскому обществу портрет Шекспира, схожий с гравюрой Друшаута. Ставший известным как «флауэровский портрет» он написан на подлинной доске XVII века, а на изображении стояла дата - 1609 год. Но в 1905 году историк искусства Марион Шпилман (Marion Spielmann) обнаружил, что флауэровский портрет соответствует второму варианту гравюры, поэтому исследователь заподозрил, что портрет был сделан позже, уже по существующей гравюре. Наконец, в 2005 году исследование с применением рентгеновских лучей и химического анализа красок показало, что портрет Шекспира был написан поверх картины XVII века, изображавшей Мадонну с младенцем Христом и Иоанном Крестителем. А в изображении нашелся желтый хром - пигмент, который начали использовать лишь в XIX веке.

Флауэровский портрет - поддельный портрет Шекспира

С гравюрой Друшаута связаны некоторые из конспирологических теорий, которых и без того немало вокруг Шекспира. Сторонники гипотезы о том, что под именем Шекспира на сцене ставились пьесы какого-то другого автора, увидели в гравюре удвоенную линию левой щеки и подбородка. По их мнению, она должна была показывать, что изображенное лицо - на самом деле маска, и намекать, что и актер театра «Глобус» Шекспир тоже был маской для подлинного автора.

Двойная линия на портрете

Не все согласны увидеть на гравюре маску, но, даже признавая портрет подлинным, многие хотели разглядеть в нем того человека, которого они считали автором шекспировских произведений. Сначала вручную, а в наши дни - с помощью компьютера Друшаутский портрет сравнивают с портретами кандидатов, пытаясь найти анатомические соответствия. Правда, одни уверены, что перед ними Фрэнсис Бекон, а другие - что Елизавета I.

Второй портрет известен как коббовский портрет (Cobbe portrait), так как принадлежал Чарльзу Коббу (1686-1765), англиканскому архиепископу Дублина, и его потомкам. Сейчас этот портрет вместе с другими предметами из коллекции семьи Коббов (она известна в первую очередь старинными музыкальными инструментами) экспонируется в поместье Хэтчлендс-Парк в Суррее, принадлежащем Национальному фонду.

Коббовский портрет

Изучение картины современными средствами показало, что она написана на дубовой доске вскоре после 1595 года. Форма воротника заставляет предположить примерно 1610 год. Видно определенное сходство в композиции с друшаутским портретом. Существует по крайней мере пять ранних копий коббовского портрета, в течение долгих лет считающихся изображениями Шекспира. Наличие большого числа копий портрета, сделанных в первой половине XVII века, указывает, по мнению исследователей, на популярность изображенного человека.

Есть и косвенный довод в пользу Шекспира. Еще одна картина из коббовской коллекции изображает Генри Ризли, графа Саутгемптона - покровителя Шекспира и, возможно, того самого «прекрасного друга» (Fair Youth), к которому обращены шекспировские сонеты с первого по сто двадцать шестой. Предполагается, что оба портрета достались Чарльзу Коббу от Элизабет Нортон, жены его двоюродного брата. Она была правнучкой графа Саутгемптона и унаследовала многие его реликвии. Ризли, по мнению ученых, мог заказать неизвестному художнику и свой портрет, и портрет Шекспира. Долгое время считалось, что на портрете изображена сама Элизабет Нортон, и лишь в 2002 году было установлено по ряду характерных черт, что это Генри Ризли.

Портрет Генри Ризли из коллекции семьи Кобб

Противники гипотезы о Шекспире на коббовском портрете нашли своего кандидата - сэра Томаса Овербери (крещен в 1581 - 14 сентября 1613), придворного Якова I и поэта, написавшего поэму «Жена». В историю портретов Шекспира Томас Овербери попал еще в 1964 году, когда предположили, что он изображен на янсенском портрете. С тех пор этот портрет подвергся реставрации. В восстановленном первоначальном варианте изображенный на нем человек оказался куда менее лысым, чем раньше. Но сходство с Томасом Овербери все равно сохранилось.

Янсенский портрет до и после реставрации

Единственный аутентичный портрет Томаса Овербери, хранящийся в Бодлеанской библиотеке в Оксфорде, действительно поражает сходством с человеком на коббовском и янсенском портретах. Сходны даже детали: прическа, форма левого уха, указывающая, что мужчина носил тяжелую серьгу.

Портрет Томаса Овербери

Однако Руперт Физерстон (Rupert Featherstone) из Института Гамильтона Керра Кембриджского университета, исследовав прописи обоих портретов, пришел к выводу, что на них изображены разные натурщики. Но его исследование показалось убедительным далеко не всем. Например, Тарния Купер (Tarnya Cooper) - куратор отдела XVI века в Национальной портретной галерее - полагает, что как на коббовском портрете, так и на копии, выполненной Янсенсом, изображен Томас Овербери. Сэр Рой Стронг (Roy Strong), бывший директор музея Виктории и Альберта и Национальной портретной галереи, ведущий специалист по портретам эпохи Елизаветы и Якова I назвал гипотезу Стенли Уэллса чепухой. Полемика продолжается и поныне, исследователи усиленно обсуждают линию волос на портретах и прочие детали.

Интерес представляет и латинская надпись на коббовском портрете: principum amicitias! Она взята из оды Горация (II, 1), адресованной его другу Гаю Азинию Поллиону, который помимо прочего был поэтом и драматургом:

Времен Метелла распри гражданские,
Причина войн, их ход, преступления,
Игра судьбы, вождей союзы
(principum amicitias),
Страшные гражданам, и оружье,
Неотомщенной кровью залитое,
Об этом ныне с полной отвагою
Ты пишешь, по огню ступая,
Что под золою обманно тлеет…
(перевод Г. Ф. Церетели)

На отсылку к Горацию указывает, что словосочетание стоит в винительном падеже, точно как в оде, а не в именительном, как ожидалось бы при употреблении вне контекста. Те, кто считают, что на портрете изображен Шекспир, склонны видеть в цитате из Горация дополнительный намек на мир поэзии.

Наконец, третий портрет - единственный, которые Национальная портретная галерея признает сделанным при жизни Шекспира. Он известен как «чандосовский портрет», так как до 1856 года находился в коллекции герцогов Чандос.

Чандосовский портрет

По преданию, портрет написал великий английский актер и друг Шекспира Ричард Бербедж , первый исполнитель многих ролей в пьесах Шекспира. Но первые упоминания о портрете сохранились только с послешекспировских времен. О нем говорится в записных книжках гравера и антиквара Джорджа Вертью (1684 - 1756), который всю жизнь вел записи относительно произведений искусства. Более сорока томов архива Вертью после его смерти приобрел известный писатель Гораций Уолпол и издал их под названием «Анекдоты о живописи Англии». Там есть запись 1719 года, где говорится, что портрет Шекспира принадлежит адвокату Ричарду Кеку. Картина была написана художником Джоном Тейлором и по его завещанию досталась сэру Уильяму Давенанту (William Davenant (1606-1668), поэту и драматургу. Сохранились упоминания, что Давенант был крестником Шекспира, а согласно слухам (которые он сам поддерживал) даже внебрачным сыном. После смерти Давенанта портрет купил Томас Беттертон, а когда умер и он, картину приобрел Кек, который коллекционировал вещи, связанные с Шекспиром.

Возможно, автор картины был тем же Джоном Тейлором, что входил в существовавшую до 1603 года труппу актеров-мальчиков, составленную из хористов собора святого Павла (Children of Paul"s). По крайне мере, Вертью упоминает, что Джон Тейлор играл в пьесах Шекспира. Но сведений о ранних годах художника Тейлора немного, а с 1620-х он упоминается только как художник и видный член гильдии живописцев, в которой он достиг ранга магистра. Кэтрин Дункан-Джонс (Katherine Duncan-Jones) из Университетского колледжа Лондона полагает, что «Джон Тейлор» было написано по ошибке и следует читать «Джо Тейлор». По ее мнению, автором картины был Джозеф Тейлор - актер, ставший лидером труппы Шекспира после Ричарда Бербеджа.

Картина принадлежала потомкам Ричарда Кека до 1789 года, когда его правнучка вышла замуж за Джеймса Бриджеса, третьего герцога Чандоса. В этом семействе портрет оставался до 1848 года. Потом его купил Фрэнсис Эгертон, 1-й граф Элсмир, который передал ее в 1856 году только что открытой Национальной портретной галерее. Поскольку это была первая картина в коллекции музея, она получила инвентарный номер NPG 1. Исследования показали, что выполнен портрет был примерно в 1610 году.

Ученые давно обратили внимание на портрет. И многие отказывались узнавать на нем Шекспира, да и сам портрет им не нравился. Шекспировед XVIII века Джордж Стивенс (George Steevens), который ознакомился с одной из копий чандосовского портрета, сказал, что поэт на нем имеет «облик еврея или больного желтухой трубочиста». С ним соглашался литератор Джеймс Хейн Фрисуэлл (James Hain Friswell): «Невозможно представить себе нашего по сути английского Шекспира смуглым, грузным человеком, иностранного облика, с явно еврейской физиономией, тонкими вьющимися волосами, похотливым ртом, покрасневшими глазами, распутными губами, неотесанными видом и серьгами в ушах». Иракский писатель Сафа Хулуси (1917 - 1995) считал портрет подтверждением своей оригинальной теории, согласно которой Шекспир был арабом.

Большинство ученых, впрочем, не склонны видеть на портрете иностранца и скорее согласны с тем, что это Шекспир. Но они сомневаются, что нынешний вид портрета отражает с достаточной точность облик модели. Вызывает тревогу и состояние картины. Тарния Купер и ее коллеги, изучавшие портрет три с половиной года, установили, что он перенес неудачные расчистки, истончившие красочный слой, и обширные доделки, из-за которых борода стала более длинной и заостренной. Удлинились также и волосы. Поверхность картины покрылась трещинами и утратила оригинальные цвета из-за потемневшего лака.

Ранняя копия портрета (около 1670) может дать представление о первоначальной форме бороды

С момента появления в Национальной портретной галерее картина не реставрировалась. Теперь реставраторы планируют начать работу по ее очистке и консервации. Окончательное решение о том, что именно можно сделать с портретом, будет принято в 2017 году. Пока специалисты уверены только в том, что необходимо снять поздние слои лака.

Планы реставраторов особенно интересны, так как дают шанс получить дополнительные сведения об изображенном на портрете человеке. Возможно, удастся найти новые аргументы в пользу того, что это Шекспир (или наоборот), а также увидеть портрет, а значит и внешность знаменитого драматурга такой, какой ее видели его современники.

А существовал ли Шекспир? Утверждение, что Шекспир не был творцом своих великих произведений, давно уже стало расхожим из-за скудности сведений о жизни поэта. В 70-е годы XVIII века возникла гипотеза, согласно которой автором пьес был не Уильям Шекспир, а другое лицо, пожелавшее остаться неизвестным. За два столетия существования споров и дискуссий выдвинуты десятки гипотез, и сейчас, пожалуй, нет ни одного более-менее известного современника Шекспира, которому не приписывалось бы авторство гениальных пьес. Мария Молчанова приводит доводы «за» и «против» шекспировского вопроса.

Существует более десятка претендентов на авторство произведений Шекспира


Обстоятельства жизни великого английского драматурга Уильяма Шекспира сравнительно малоизвестны, ведь он разделяет судьбу подавляющего большинства других авторов своей эпохи, личностью которых современники особо не интересовались. Говоря об изучении биографии драматурга, стоит в первую очередь выделить группу ученых-«нестратфордианцев», члены которой отрицают авторство актера Шекспира из Стратфорда и считают, что это имя, под которым скрывалось иное лицо или группа лиц, причем, скорее всего, реальный актер Шекспир сам дал разрешение на использование своего имени. Отрицание традиционной точки зрения известно, начиная с 1848 года, хотя среди нестратфордианцев нет единства относительно того, кто именно был настоящим автором шекспировских произведений.

Портрет Уильяма Шекспира


Сторонники этой теории полагают, что известные факты об актере Шекспире из Стратфорда противоречат содержанию и стилю шекспировских пьес и стихотворений. Были выдвинуты многочисленные теории относительно предполагаемых кандидатур, и к настоящему времени их насчитывается несколько десятков.

Семья Шекспира была неграмотна, а вместо подписи ставили крест



Театр Глобус в Лондоне, где ставились пьесы Шекспира

Лексический словарь произведений Уильяма Шекспира составляет 15 тысяч различных слов, в то время, как современный ему английский перевод Библии короля Якова — только 5 тысяч. Однако, писатели-современники Шекспира (Марло, Джонсон, Джон Донн) были не менее скромного происхождения (к слову сказать, отец Шекспира из Стратфорда был богат и входил в число управляющих города), но их ученость превосходила шекспировскую.

Среди современников Шекспир считался одаренным писателем-самоучкой


Среди современников Шекспир-драматург никогда не считался высоко образованным, скорее интуитивно одаренным писателем-самоучкой.


Королева Елизавета I в паланкине во время процессии, ок. 1601 г. Роберт Пик, XVII в.

Портрет Фрэнсиса Бэкона

Другим претендентом на авторство стал Эдуард де Вер, граф Оксфордский. 17-ый граф Оксфорд был придворным поэтом королевы Елизаветы I и занимал должность камергера Англии. Его стихотворения имеют сходство с поэмой Шекспира «Венера и Адонис». К тому же герб графа — лев, потрясающий сломанным копьем, а сам известный аристократ своей эпохи был в курсе дворцовых интриг, отраженных во многих пьесах Шекспира.

В изданиях Шекспира содержатся тайные послания об английском дворе



Портрет Эдуарда де Вера

Еще одним кандидатом является современник Шекспира, драматург Кристофер Марло. Есть предположение, что он создал псевдоним «Шекспир», чтобы после своей инсценированной смерти в 1593 году продолжать творить как драматург.


Портрет Кристофера Марло (1585 год)

Другой кандидатурой считается Роджер Мэннерс, граф Рэтленд. В колледже Рэтленд имел прозвище «Потрясающий Копьем», а позднее он учился в Падуанском университете вместе с Розенкранцем и Гильденстерном (действующими лицами пьесы «Гамлет»).


Портрет Роджера Мэннерса

Последним из наиболее популярных претендентов является Уильям Стэнли, граф Дерби. Его старший брат содержал собственную актерскую труппу, в которой, как считают некоторые, и начал свою карьеру актер Уильям Шекспир.

В Великобритании обнаружили единственный прижизненный портрет Шекспира. Ни одному ученому в мире не пришло бы в голову искать портрет великого драматурга в ботаническом справочнике 1598 года. На титульном листе, кажется, традиционный для старинных книг орнамент. Но когда книга попадает в руки настоящего специалиста, открывается неизведанное.

Марк Гриффитс , историк, биолог: «Я обнаружил, что все фигуры, изображенные на титульном листе, соответствуют реальным людям. Один из них — сам автор книги, всемирно известный в то время фламандский ботаник, лорд, а вот личность четвертого мне была неизвестна».

Мужчина средних лет, с пышными усами и аккуратной бородкой, одетый в римскую тогу, как утверждается, и есть Уильям Шекспир. На открытие ученого-ботаника натолкнули, естественно, растения в руках поэта. В правой руке он зажал редкий вид фритиллярии, известной как «голова змеи». Этот цветок упоминается в эротической поэме Шекспира «Венера и Адонис», опубликованной за пять лет до появления книги. Инициалы WS, изображенные здесь же, не оставили у ученого сомнений.

Марк Гриффитс : «Чем дольше я рассматривал этот портрет, тем больше убеждался, что это Шекспир. Здесь ему 33 года, так он выглядел на самом деле».

Как предает корреспондент НТВ Антон Вольский , до сих пор все известные портреты Шекспира были написаны после его смерти. Каноническими признаны два изображения: портрет начала XVII века, который был напечатан в первом собрании сочинений поэта, и его бюст, установленный в церкви, где, как считается, похоронен Шекспир. Некоторое сходство с новым изображением конечно есть, однако историки скептически относятся к открытию.

Люси Монро , шекспировед: «Картина действительно интересная, но поверить в то, что прижизненный потрет писателя поместили на обложку ботанического справочника, довольно сложно».

Британская национальная портретная галерея, где хранится канонический потрет Шекспира, даже выпустила специальное заявление: «Версии о том, как выглядел Шекспир, появляются с завидной регулярностью. Мы серьезно рассматриваем каждую из них. Но в данном случае предположение нам не кажется заслуживающим доверия. Мы по-прежнему считаем, что единственным прижизненным портретом поэта является картина, хранящаяся в нашем музее».

Шекспир до сих пор остается самым известным и самым загадочным драматургом в мире. Его родной дом в городе Стратфорд-на-Эйвоне ежегодно привлекает сотни тысяч туристов, изображения Шекспира расходятся многомиллионными тиражами, а его книги переиздаются на всех языках.

Интересно, что чем больше времени проходит с момента смерти Шекспира, тем больше появляется информации. При жизни не было ни одного портрета, а сейчас их уже несколько. И даже лондонский театр «Глобус», при Шекспире сгоревший, в наше время был отстроен заново. И это не единственный шекспировский театр в Британии. Не исключено, что в ближайшие десятилетия нас ожидают еще более ошеломляющие открытия из жизни Уильяма Шекспира.


Уильям Шекспир – одна из самых известных и неоднозначных личностей и мире литературы. Его творения, созданные рубеже XVI – XVII веков и сегодня не оставляют равнодушными ценителей литературы. Сегодня Шекспир является самым известным и цитируемым англоязычным поэтом, а его влияние на современную культуру – от театра до кино, от философии до социологии переоценить сложно. В нашем обзоре малоизвестны и весьма любопытные факты из жизни Уильяма Шекспира.


Согласно наиболее точным историческим источникам, Шекспир был крещен 26 апреля 1564 года. По традиции того времени, детей крестили на третий день после рождения, поэтому наиболее вероятно, что Шекспир родился 23 апреля. Однако, поскольку Шекспир родился по юлианскому летоисчеслению, то по григорианскому календарю датой его рождения является 3 мая. Другими словами, Шекспир - Тельцом.


Он родился в большой семье и у него было семь братьев и сестер. Наиболее известным из родственников Шекспира был двоюродный брат его матери по имени Уильям Арден. Его арестовали за заговор против королевы Елизаветы I, заключили в лондонский Тауэр и в конце концов казнили.


Не многие люди знают, что помимо написания некоторых из самых легендарных пьес и сонетов в истории, Шекспир был также актером. Он выступал во многих из своих собственных драм, а также в постановках других драматургов.


Жена Шекспира, Энн Хэтэуэй, была на восемь лет старше его, что было немного необычно для того времени. Ему было восемнадцать, а ей было двадцать шесть лет на время свадьбы, причем Энн была на третьем месяце беременности.


"Уильям Шекспир" является анаграммой "I am a weakish speller" (у меня плохо с правописанием).


Когда Шекспир стал очень известным драматургом в Лондоне, он не отказался от своей предыдущей профессиональной деятельности в своем родном городе Стратфорде (недалеко от Бирмингема), где жили его жена и дети. Всякий раз, когда он приезжал в свой родной город, то уделял много внимания деловым отношениям и расширению своей собственности. Люди, которые хорошо его знали, отзывались о Шекспире, как о строгом бизнесмене, далеком от благотворительности.


Его семейный дом в Стратфорде назывался New Place. Дом стоял на углу Чапел-стрит и Чапел Лейн и был, по всей видимости, вторым по величине домом в городе. Это явно неплохое доказательство того, настолько богатым и способным бизнесменом был Шекспир.


Из-за вспышки чумы в Европе, Шекспир начал писать стихи, потому что все театры в Лондоне закрылись на два года - с 1592 по 1594. Поскольку, соответственно, не было никакого спроса на спектакли в течение этого времени, он завершил свой первый сборник сонетов в 1593 году.



Похоже, что самоубийство не было табу для известного писателя. Оно происходит тринадцать раз в его пьесах. Самым известным примером является "Ромео и Джульетта".


Различные ученые считают, что Шекспир любил носить золотую серьгу-колечко в левом ухе, что придавало ему творческий и богемный вид. Эту серьгу можно увидеть на Чандосовском портрете, одном из самых популярных изображений драматурга.


"Комедия ошибок" - самая короткая пьеса Шекспира, состоящая всего из 1770 строк. Эта постановка длится в три раза меньше, чем "Гамлет", который идет чуть более четырех часов.


По данным Оксфордского словаря английского языка, Шекспир ввел в английский язык почти три тысячи новых слов. Согласно различных оценок, его словарный запас составлял от семнадцати тысяч до невероятных двадцати девяти тысяч слов.


Шекспир был большим поклонником Гомера, грека, который считался отцом эпической поэзии, а также открыто восхищался работами Чосера. Он использовал несколько стихов Чосера в качестве источников для его пьес.

15. "Елизаветинский драматург"


Хотя Шекспира обычно называют "елизаветинским драматургом", но на самом деле большинство из его самых известных пьес были написаны после смерти Елизаветы I. Шекспир творил в эпоху Якова.

16. Женские роли играли мужчины и мальчики


Так же, как и в древнегреческом театре, женщинам не было разрешено участвовать в театральных постановках в течение жизни Шекспира. Поэтому все женские роли играли мужчины или мальчики. Во время "Восстановления" (периода, когда монархия вернулась к власти при Карле II) на английской сцене стали появляться первые женщины.


За свою писательскую карьеру Шекспир написал по меньшей мере 37 пьес, 154 сонета, а также ряд других стихотворений. Многие историки предполагают, что существует целый ряд "утерянных пьес" и что Шекспир писал или сотрудничал с другими драматургами.


"История Карденио" и "Бесплодные усилия любви" - две пьесы, которые достоверно были написаны Шекспиром, но которые были утеряны для потомков.


Несмотря на то, католицизм был строго запрещен при жизни Шекспира, в соответствии с дневниками англиканского архидиакона Ричарда Дэвиса из Личфилда, Шекспир был преданным католиком.


Шекспир умер в возрасте пятидесяти двух лет в 1616 году. Изначально на его могиле установили памятник в виде мешка с зерном, но жители Стратфорда заменили этот памятник на мешок с пером в 1747 году.


На момент своей смерти Шекспир сделал много подарков друзьям и родственникам, но оставил почти все свое имущество своей дочери, Сусанне. Единственное упоминание о его жены в завещании Шекспира было следующим: "Я завещаю своей жене вторую по качеству кровать в моем доме вместе с постельным бельем".


Согласно Литературной энциклопедии, Шекспир является вторым самым цитируемым английским писателем. Лидерство удерживает переведенная на английский язык "Библия короля Якова".


Президент Авраам Линкольн был преданным поклонником великих произведений Шекспира. Он часто зачитывал отрывки из его спектаклей в беседах со своими друзьями. Как ни странно, убийца Линкольна Джон Уилкс Бут был известным актером, играющим в постановках Шекспира.


Вопреки распространенному мнению и несмотря на то, что он был отличным бизнесменом, Шекспир никогда не опубликовывал какие-либо из своих пьес в коммерческих целях. На самом деле, это двое его коллег-актеров, Джон Хеминг и Генри Кондел Condell издали тридцать шесть пьес Шекспира после его смерти под названием "Первое фолио".


Некоторые теоретики заговора утверждают, что Шекспир фактически не являлся автором своих пьес. Тем не менее, все основные ученые утверждают, что существует множество документальных свидетельств о том, что великий драматург сам писал свои работы.