В каком городе родился шостакович. Дмитрий шостакович краткая биография. Награды и премии

Приписывается

  • Хосе Марти (1853-1895) - кубинский поэт и революционер. Упоминается некоторыми, что он сказал это до Ибаррури.
  • Эмилиано Сапата (1879-1919) - мексиканский революционер. Приписывается ему ошибочно, Сапата выразил ту же мысль, но в иной форме:
  • Долорес Ибаррури (1895-1989) - испанская коммунистка. Из выступления на митинге в Париже (3 сентября 1936):

«Если позволить фашистам продолжать преступления, которые они совершают в Испании, агрессивный фашизм обрушится и на другие народы Европы. Нам нужна помощь, нужны самолеты и пушки для нашей борьбы … Испанский народ предпочитает умереть стоя, нежели жить на коленях ».

использовали:

Античные предшественники

Восходит к римскому историку Тациту (ок. 55-120 гг. н. э.), который писал («Агрикола», 33):

В музыке

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Honda серия P
  • Honey, Honey

Смотреть что такое "Лучше умереть стоя, чем жить на коленях" в других словарях:

    Лучше умереть стоя, чем жить на коленях - Слова видного деятеля испанской коммунистической партии Долорес Ибаррури (1895 1989), которую товарищи по партии называли «Пассионарней» («Пламенная») за ее страстные выступления против франкистского режима и в защиту демократических ценностей. В … Словарь крылатых слов и выражений

    Долорес Ибаррури - Гомес Dolores Ibárruri Gómez Псевдонимы: Пасионария Дата рождения: 9 декабря 1895 Место рождения: Гальярта, провинция Бискайя Дата смерти: 12 ноября 1989 Место смерти: Мадрид Гражданство … Википедия

    Ибаррури Д.

    Ибаррури Долорес - Долорес Ибаррури Гомес Dolores Ibárruri Gómez Псевдонимы: Пасионария Дата рождения: 9 декабря 1895 Место рождения: Гальярта, провинция Бискайя Дата смерти: 12 ноября 1989 Место смерти: Мадрид Гражданство … Википедия

    колено - , а, ср. ** Лучше умереть стоя, чем жить на коленях. Высок. Афоризм из речи, произнесенной 3 сект. 1936 г. в Париже видной деятельницей Испанской коммунистической партии Арлорес Ибаррури. ◘ Кругом портреты Дудаева, десятки лозунгов:… … Толковый словарь языка Совдепии

    Александр Лукашенко - (Alexander Lukashenko) Александр Лукашенко это известный политический деятель, первый и единственный президент Республики Беларусь Президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко, биография Лукашенко, политическая карьера Александра Лукашенко … Энциклопедия инвестора

    ГЕРОИ - Героизм это род смерти, а не образ жизни. Габриэль Лауб Поклонение героям наиболее развито там, где наименее развито уважение к человеческой свободе. Герберт Спенсер Культ героев в Америке развит необычайно, а герои всегда выбираются среди… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Ибаррури, Долорес - Долорес Ибаррури Гомес Dolores Ibárruri Gómez Псевдонимы: Пасионария … Википедия

    9 декабря - Международный день борьбы с коррупцией Международный день борьбы с коррупцией объявлен ООН 9 декабря 2003 года в день открытия для подписания Конвенции ООН против коррупции (впервые был отмечен 9 декабря 2004 года). Тогда в Мексике открылась… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Революция через социальные сети - «Революция через социальную сеть» или акции «молчаливого» протеста название серии гражданских акций протеста в Беларуси, вызванных недовольством части населения действиями руководства страны, приведшими к финансовому кризису, девальвации… … Википедия

Книги

  • Как утопили в крови Языческую Русь. Иго нового Бога , Прозоров, Лев Рудольфович. Девятое издание бестселлера, открывшего глаза на самую долгую и жестокую войну в нашей истории. Эта книга доказывает: вопреки церковным мифам, Крещение Руси не былони добровольным, ни…




3 февраля круглая годовщина трагедии, которую нацисты назвали в своё время "Мюльфиртельская охота на зайцев".
В ночь со 2 на 3 февраля 1945 года заключенных концлагеря Маутхаузен подняла с нар пулеметная стрельба. Доносившиеся снаружи крики «Ура!» не оставляли сомнений: в лагере идет настоящий бой. Это 500 узников блока №20 (блок смертников) атаковали пулеметные вышки.
Летом 1944 года в Маутхаузене появился блок №20, для русских. Это был лагерь в лагере, отделенный от общей территории забором высотой 2,5 метра, по верху которого шла проволока, находящаяся под током. По периметру стояли три вышки с пулеметами. Узники 20-го блока получали ¼ общелагерного рациона. Ложек, тарелок им не полагалось. Блок никогда не отапливался. В оконных проемах не было ни рам, ни стекол. В блоке не было даже нар. Зимой, прежде чем загнать узников в блок, эсэсовцы заливали из шланга пол блока водой. Люди ложились в воду и просто не просыпались.
«Смертники» имели «привилегию» - они не работали, как другие заключенные. Вместо этого они целый день занимались «физическими упражнениями»- безостановочно бегали вокруг блока или ползали.
За время существования блока в нем было уничтожено около 6 тыс. чел. К концу января в блоке №20 оставалось в живых около 570 человек.


За исключением 5-6 югославов и нескольких поляков (участников варшавского восстания), все заключенные «блока смерти» были советскими военнопленными офицерами, направленными сюда из других лагерей.
В 20-й блок Маутхаузена направлялись узники, даже в концлагерях представлявшие собой угрозу III Рейху вследствие своего военного образования, волевых качеств и организационных способностей. Все они были взяты в плен ранеными или в бессознательном состоянии, и за время своего пребывания в плену были признаны «неисправимыми». В сопроводительных документах каждого из них стояла буква «К», означавшая, что заключенный подлежит ликвидации в самые короткие сроки. Поэтому прибывших в 20-й блок даже не клеймили, поскольку срок жизни заключенного в 20-го блок не превышал нескольких недель.
* * *

В назначенную ночь около полуночи «смертники» начали доставать из тайников свое «оружие»- булыжники, куски угля и обломки разбитого умывальника. Главным «оружием» были два огнетушителя. Были сформированы 4 штурмовые группы: три должны были атаковать пулеметные вышки, одна в случае необходимости - отбить внешнюю атаку со стороны лагеря.
Около часа ночи с криками «Ура!» смертники 20-го блока начали выпрыгивать через оконные проемы и бросились на вышки. Пулеметы открыли огонь. В лица пулеметчиков ударили пенные струи огнетушителей, полетел град камней. Летели даже куски эрзац-мыла и деревянные колодки с ног. Один пулемет захлебнулся, и на вышку тотчас же начали карабкаться члены штурмовой группы. Завладев пулеметом, они открыли огонь по соседним вышкам. Узники с помощью деревянных досок закоротили проволоку, побросали на нее одеяла и начали перебираться через стену.
Из почти 500 человек более 400 сумели прорваться через внешнее ограждение и оказались за пределами лагеря. Как было условлено, беглецы разбились на несколько групп и бросились в разные стороны, чтобы затруднить поимку. Самая большая группа бежала к лесу. Когда ее стали настигать эсэсовцы, несколько десятков человек отделились и бросились навстречу преследователям, чтобы принять свой последний бой и задержать врагов хоть на несколько минут.
Одна из групп наткнулась на немецкую зенитную батарею. Сняв часового и ворвавшись в землянки, беглецы голыми руками передушили орудийную прислугу, захватили оружие и грузовик. Группа была настигнута и приняла свой последний бой.
Около сотни вырвавшихся на свободу узников погибли в первые же часы. Увязая в глубоком снегу, по холоду (термометр в ту ночь показывал минус 8 градусов), истощенные, многие просто физически не могли пройти более 10-15 км.
Но более 300 смогли уйти от преследования и спрятались в окрестностях.
В поисках беглецов, кроме охраны лагеря, были задействованы расквартированные в окрестностях части вермахта, части СС и местная полевая жандармерия. Пойманных беглецов доставляли в Маутхаузен и расстреливали у стены крематория, где тут же сжигали тела. Но чаще всего расстреливали на месте поимки, а в лагерь привозили уже трупы.
В немецких документах мероприятия по розыску беглецов именовались «Мюльфиртельская охота на зайцев». К розыскам было привлечено местное население.
Бойцы Фольксштурма, члены Гитлерюгенда, члены местной ячейки НСДАП и беспартийные добровольцы азартно искали в окрестностях «зайцев» и убивали их прямо на месте. Убивали подручными средствами - топорами, вилами, поскольку берегли патроны. Трупы свозили в деревню Рид ин дер Ридмаркт, и сваливали во дворе местной школы.

Здесь же эсэсовцы вели подсчет, зачеркивая нарисованные на стене палочки. Спустя несколько дней эсэсовцы заявили, что «счет сошелся».
Однако остался в живых один человек из группы, уничтожившей немецкую зенитную батарею. Девяносто два дня, рискуя жизнью, скрывала на своем хуторе двух беглецов австрийская крестьянка Лангталер, сыновья которой в это время воевали в составе вермахта. 19 бежавших так и не были пойманы. Имена 11 из них известны. 8 из них остались в живых и вернулись в Советский Союз.

В 1994 году австрийский режиссер и продюсер Андреас Грубер снял фильм о событиях в округе Мюльфиртель ("Hasenjagd – Vor lauter Feigheit gibt es kein Erbarmen"). Фильм стал самым кассовым в Австрии в 1994-1995 гг. Фильм взял несколько премий:
- специальный приз жюри на кинофестивале в Сан-Себастьяне, 1994;
- приз зрительских симпатий, 1994;
- премия культуры Верхней Австрии;
- премия «Австрийский фильм», 1995.
Любопытно, что у нас этот фильм так и не показали. Мало кто об этом фильме слышал вообще. Разве только специалисты-кинематографисты. Но их такие сюжеты не интересуют. Почему-то…

http://cccp-2.su/url?e=simple_click&blog_post_id=4....livejournal.com%2F640731.html
7 февраля, 14:03

ПОСТСКРИПТУМ: ,Ещё бы у нас показали такой фильм. Тогда советский человек показывался как зомбированный придурок, а весь российский "бомонд" рукоплескал Михалкову с его генералом Котовым. Вкусили печенюшки не до конца в отличие от креаклов. Немцы занимаются антифашистским воспитанием, а мы, получается, упустили. Мы - это все бывшие республики СССР. И сегодня мы имеем Украину, мы имеем русских, воюющих в Игил, в батальонах Яроша...
В Москве стоял и продолжает стоять памятник генералам, солдатам и карательным частям СС, виновным в массовых убийствах гражданского населения России, Украины, Белоруссии, Польши и Югославии. Никакие убеждения не повлияли на суд и власть, правительство Москвы и Московскую гордуму и в 1994 г.
Среди фамилий - Краснов и Шкуро, воевавшие в войсках СС на стороне Гитлеровской Германии. Весной 2014 я ездил туда - до сих пор стоит... Правда не совсем в надлежащем виде, но... все-таки."

Физико-математического факультета Петербургского университета, был сыном сосланного в Сибирь революционера, впоследствии занявшего пост управляющего иркутским отделением Сибирского торгового банка. Мать, урожденная Софья Кокоулина, дочь управляющего золотыми приисками, занималась по классу фортепиано в Петербургской консерватории.

Первоначальное музыкальное образование Дмитрий Шостакович получил дома (уроки фортепиано у матери) и в музыкальной школе в классе Глиссера (1916-1918). К этому времени относятся и первые опыты сочинения музыки. Среди ранних произведений Шостаковича — "Фантастические танцы" и другие пьесы для фортепиано, скерцо для оркестра, "Две басни Крылова" для голоса с оркестром.

В 1919 году 13-летний Шостакович поступил в Петроградскую консерваторию (ныне Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова), где занимался по двум специальностям: фортепиано — у Леонида Николаева (окончил в 1923 году) и композиции — у Максимилиана Штейнберга (окончил в 1925 году).

Дипломная работа Шостаковича — Первая симфония, премьера которой состоялась в мае 1926 года в Большом зале Ленинградской филармонии, принесла композитору мировую известность.

Во второй половине 1920-х годов Шостакович концертировал как пианист. В 1927 году на первом Международном конкурсе пианистов имени Ф. Шопена (Варшава) он был награжден Почетным дипломом. С начала 1930-х годов выступал в концертах реже, главным образом, участвуя в исполнении собственных произведений.

В годы учебы Шостакович также работал пианистом-иллюстратором в ленинградских кинотеатрах. В 1928 году работал в театре Всеволода Мейерхольда как заведующий музыкальной частью и пианист, тогда же написал музыку к спектаклю "Клоп", поставленному Мейерхольдом. В 1930-1933 годах был заведующим музыкальной частью в Ленинградском Театре рабочей молодежи.

В январе 1930 года в ленинградском Малом оперном театре состоялась премьера первой оперы Шостаковича "Нос" (1928) по одноименной повести Николая Гоголя, которая вызвала противоречивые отклики критики и слушателей.

Важнейшим этапом творческой эволюции композитора стало создание оперы "Леди Макбет Мценского уезда" по Николаю Лескову (1932), воспринятой современниками как произведение, по драматизму, эмоциональной силе и виртуозности музыкального языка сравнимое с операми Модеста Мусоргского и "Пиковой дамой" Петра Чайковского. В 1935-1937 годах опера исполнялась в Нью-Йорке, Буэнос-Айресе, Цюрихе, Кливленде, Филадельфии, Любляне, Братиславе, Стокгольме, Копенгагене, Загребе.

После появления в газете "Правда" статьи "Сумбур вместо музыки" (28 января 1936 года), обвинившей композитора в чрезмерном натурализме, формализме и "левацком уродстве", опера была запрещена и снята с репертуара. Под названием "Катерина Измайлова" во второй редакции опера вернулась на сцену лишь в январе 1963 года, премьера состоялась в Академическом музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.

Запрет этого произведения стал причиной психологического кризиса и отказа Шостаковича от работы в оперном жанре. Его опера "Игроки" по Николаю Гоголю (1941-1942) осталась незавершенной.

С этого времени Шостакович сосредоточился на создании произведений инструментальных жанров. Им были написаны 15 симфоний (1925-1971), 15 струнных квартетов (1938-1974), фортепианный квинтет (1940), два фортепианных трио (1923; 1944), инструментальные концерты и другие произведения. Центральное место среди них заняли симфонии, большинство из которых воплощают в себе антитезу сложного личного бытия героя и механистической работы "машины истории".

Широкую известность получила его 7-я симфония, посвященная Ленинграду, над которой композитор работал в первые месяцы блокады в городе. Впервые симфония была исполнена 9 августа 1942 года в осажденном Ленинграде в Большом зале филармонии оркестром радио.

Среди наиболее значительных произведений композитора других жанров — цикл 24 прелюдий и фуг для фортепиано (1951), вокальные циклы "Испанские песни" (1956), пять сатир на слова Саши Черного (1960), шесть стихотворений Марины Цветаевой (1973), сюита "Сонеты Микеланджело Буонарроти" (1974).

Шостакович также написал балеты "Золотой век" (1930), "Болт" (1931), Светлый ручей" (1935), оперетту "Москва, Черемушки" (1959).

Дмитрий Шостакович вел преподавательскую деятельность. В 1937-1941 годах и в 1945-1948 годах он преподавал инструментовку и композицию в Ленинградской консерватории, где с 1939 года занимал должность профессора. Среди его учеников был, в частности, композитор Георгий Свиридов.

С июня 1943 года по приглашению директора Московской консерватории и своего друга Виссариона Шебалина Шостакович переехал в Москву и стал преподавателем композиции и инструментовки Московской консерватории. Из его класса вышли композиторы Герман Галынин, Кара Караев, Карэн Хачатурян, Борис Чайковский. Учеником Шостаковича по классу инструментовки был известный виолончелист и дирижер Мстислав Ростропович.

Осенью 1948 года Шостакович был лишен звания профессора Московской и Ленинградской консерваторий. Поводом к этому послужило Постановление ЦК ВКП(б) об опере Вано Мурадели "Великая дружба", в котором музыка крупнейших советских композиторов, в том числе Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича и Арама Хачатуряна, объявлялась "формалистической" и "чуждой советскому народу".

В 1961 году композитор вернулся к педагогической работе в Ленинградской консерватории, где до 1968 года руководил несколькими аспирантами, в числе которых были композиторы Вадим Биберган, Геннадий Белов, Борис Тищенко, Владислав Успенский.
Шостакович создавал музыку для кино. Один из его маленьких шедевров — мелодия "Песни о встречном" для кинофильма "Встречный" ("Нас утро встречает прохладой", на стихи ленинградского поэта Бориса Корнилова). Композитор написал музыку к 35 кинофильмам, среди них "Броненосец "Потемкин" (1925), "Юность Максима" (1934), "Человек с ружьем" (1938), "Молодая гвардия" (1948), "Встреча на Эльбе" (1949), "Гамлет" (1964), "Король Лир" (1970).

9 августа 1975 года Дмитрий Шостакович скончался в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Композитор был почетным членом Шведской Королевской академии музыки (1954), Итальянской академии "Санта-Чечилия" (1956), Королевской академии музыки Великобритании (1958), Сербской академии наук и искусств (1965). Являлся членом Национальной академии наук США (1959), членом-корреспондентом Баварской академии изящных искусств (1968). Он был почетным доктором Оксфордского университета (1958), Французской академии изящных искусств (1975).

Творчество Дмитрия Шостаковича было отмечено различными наградами. В 1966 году он был удостоен звания Героя социалистического труда. Лауреат Ленинской премии (1958), Государственной премии СССР (1941, 1942, 1946, 1950, 1952, 1968), Государственной премии РСФСР (1974). Кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени. Командор Ордена искусств и литературы (Франция, 1958). В 1954 году удостоен Международной премии Мира.

В декабре 1975 года имя композитора было присвоено Ленинградской (ныне Санкт-Петербургской) филармонии.

В 1977 году именем Шостаковича в Ленинграде (Санкт-Петербурге) названа улица на Выборгской стороне.

В 1997 году в Петербурге во дворе дома на Кронверкской улице, где жил Шостакович, открыт его бюст.

Трехметровый монумент композитора установлен на углу улицы Шостаковича и проспекта Энгельса в Петербурге.

В 2015 году в Москве перед зданием Московского международного Дома музыки был открыт памятник Дмитрию Шостаковичу.

Композитор был трижды женат . Первой его супругой была Нина Варзар, которая скончалась после 20 лет брака. Она родила Шостаковичу сына Максима и дочь Галину.

Непродолжительное время его женой была Маргарита Кайонова. С третьей супругой, редактором издательства "Советский композитор" Ириной Супинской, Шостакович прожил до конца своих дней.

В 1993 году вдова Шостаковича основала издательство DSCH (монограмма), главная цель которого — выпуск полного собрания сочинений Шостаковича в 150 томах.

Сын композитора Максим Шостакович (1938 года рождения) — пианист и дирижер, ученик Александра Гаука и Геннадия Рождественского.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

М. Г. Иванова, Н. В. Рамазанова

Дмитрий Дмитриевич Шостакович часто становился моделью художников. Его облик воссоздавался ими в разных жанрах. Во множестве дружеских шаржей в заостренной, несколько преувеличенной манере передавались характерные особенности внешности и род занятий музыканта. Шаржи на Шостаковича рисовали Кукрыниксы (1942, 1944), Ирина Шмидт (1944) и другие карикатуристы.

Примерно к 1930-м годам относятся карандашные наброски к портрету молодого Шостаковича, на бланке сатирического еженедельника «Ревизор» художницы, графика, иллюстратора Алисы Ивановны Порет (второй жены Б. С. Майзеля). Алиса Ивановна была ученицей К. С. Петрова-Водкина и П. Н. Филонова. По приглашению Филонова она, вместе с членами художественного объединения «Мастера аналитического искусства» (МАИ) принимала участие в иллюстрировании книги карельского эпоса «Калевала». Порет сотрудничала с журналами «Чиж» и «Ёж» и работала над художественным оформлением детских книжек, в числе которых было первое в Советском Союзе издание «Винни-Пуха» в переводе Б. В. Заходера, вышедшее в 1960 г.

В 1920-1930-х гг. у художницы в доме образовался своеобразный литературно-художественный салон, где собирались поэты-обэриуты Д. И. Хармс, А. И. Введенский, Н. М. Олейников, пианисты М. В. Юдина и В. В. Софроницкий, органист И. А. Браудо, музыковед И. И. Соллертинский. Этот салон посещал и Д. Д. Шостакович. А. И. Порет написала портрет молодого композитора, кроме того, на страницах ее тетради «Записки, рисунки, воспоминания», созданной в середине 1960-х гг. есть литературная миниатюра с юмористическим рисунком под названием «Диалоги. № 1. Муся Малаховская и Дм. Дм. Шостакович. (Трамвай. Все сидят, они висят)».

Характерные признаки внешности Шостаковича, а также его эмоциональное состояние, и, насколько это было возможно, внутренний мир композитора, художники стремились передать в жанре портрета.

Для того, чтобы запечатлеть облик Д. Д. Шостаковича, художники приезжали в Дом творчества композиторов в Репино, где он часто бывал. Здесь были созданы все условия для того, чтобы никакие бытовые проблемы не мешали творческому процессу музыкантов. Как писал в своих воспоминаниях В. П. Соловьев-Седой:

«Пожалуй, лучший памятник наших дел - Дом творчества композиторов в Репино: пятнадцать гектаров, на которых сооружено двадцать семь трехкомнатных дач, великолепно обставленных, с роялями, радиоприемниками и проигрывателями, с отделанными кафелем ванными, с горячей и холодной водой. Живи, работай, радуйся. Одно только осталось по-старому: количество заявлений на путевки в Дом творчества намного превышает количество новых сочинений, написанных там. Когда в Доме творчества завели “Летопись” и попросили всех обитателей дома записывать, над чем они работали, чтобы, таким образом, создать своеобразную хронику нашей современной музыкальной жизни, то кроме Д. Д. Шостаковича, А. П. Петрова, С. М. Слонимского и еще нескольких авторов, никто ничего в “Летопись” не записал» .

Именно в Репино в Доме творчества художником Иосифом Александровичем Серебряным был написан портрет Д. Д. Шостаковича за работой. В 1966 г. художник был награжден за него Серебряной медалью Академии художеств.

Свидетелями работы Серебряного над портретом были композитор Борис Сергеевич Майзель и его жена Мария Андреевна Козловская. «Мы постоянно общались с Иосифом Александровичем и наблюдали за процессом создания этого портрета », - сообщила Козловская в комментариях к черно-белой фотографии, сделанной с портрета Шостаковича самим художником. Эту фотографию он подарил супругам, оставив на ней дарственную надпись:

«Глубокоуважаемым Марии Андреевне и Борису Сергеевичу, - моим первым зрителям этого портрета, - с благодарностью за его признание и доброе отношение к его автору. 26 декабря 1964 г.» .

Другим художником, стремившимся запечатлеть облик композитора, был близкий друг Шостаковича Гавриил Давидович Гликман . В разные периоды жизни Дмитрия Дмитриевича с помощью различных художественных средств он создал целую галерею образов композитора: его бюст (1934 г.), графический рисунок (1961 г.) и живописные портреты (1980 г. и 1983 гг.).

Д. Д. Шостакович высоко ценил произведения Г. Д. Гликмана, о чем свидетельствует его письмо к П. Ц. Радчику от 23 июня 1970 г., в котором он поддерживает намерение установить в Доме творчества в Репино скульптурный портрет Бетховена:

«Я хорошо знаю работу Г. Д. Гликмана над образом Бетховена и считаю его работу выдающейся» .

Существует еще один, малоизвестный портрет Дмитрия Дмитриевича, созданный Г. Д. Гликманом в апреле 1979 г. - рисунок шариковой ручкой, находящийся в архиве Б. С. Майзеля.

В заключение можно сказать, что документы Шостаковича из разных архивов РНБ, напоминают рассредоточенные фрагменты мозаики, которые, в соединении с другими его материалами, складываются в единую картину, давая более полное представление о создании того или иного произведения, о его восприятии современниками. Ценность немногочисленных музыкальных сочинений Д. Д. Шостаковича, хранящихся в Отделе рукописей, заключается не только в их содержании, но и в том значении, какое они имели для людей, получивших их из рук композитора в тех или иных обстоятельствах и сохранивших эти материалы для последующих поколений. Дневники, воспоминания, письма свидетельствуют о чувствах и эмоциях музыкантов, знавших Шостаковича и ценивших его творчество.

XX век в музыкальном искусстве - время поисков новых средств выразительности, стремление композиторов к развитию уже сложившихся классических жанров, к созданию собственного неповторимого стиля. Это проявляется и в творчестве музыкантов, и в их высказываниях об искусстве. Так, в очерке Дмитрия Алексеевича Толстого «Прогулки отечественных перипатетиков . Рассуждения о музыке в форме философских диалогов» есть такие строки:

«Говорят, все делает гений, талант. То есть сила индивидуальности, которая перерабатывает все влияния и рождает из них свой собственный, присущий только ей, неповторимый облик» .

Такой силой обладал Дмитрий Дмитриевич Шостакович, творческий гений которого оказал огромное влияние на мировую музыкальную культуру.

Неустановленный художник. Д. Д. Шостакович. Дружеский шарж. Б. д. Синие чернила. – Ф. 1575 (И. Б. Семенов), № 244.