Когда был создан музей мадам тюссо. Необычная история мадам Тюссо и ее музея (9 фото). Полезная информация для туриста: режим работы, схема проезда, стоимость билетов

Вероятно, музей мадам Тюссо известен каждому из нас. Основная экспозиция музея расположена в Лондоне, а филиалы его есть практически во всех европейских столицах, и даже в Китае и на американским континенте: в Копенгагене, Гонконге, Берлине, Амстердаме и наиболее крупных городах США. Еще в 19-м столетии гостеприимно распахнул двери музей, но и сегодня он пользуется огромнейшей популярностью на зависть своим конкурентам. Все как минимум слышали или даже мечтают посетить и увидеть собственными глазами музей восковых фигур мадам Тюссо, но мало кто интересовался, кем и когда он был основан, а также биографией этой уникальной женщины.

Краткая биографическая справка

В декабре 1761 г. в немецком городке Страсбурге в семье палача Иогана-Жозефа Гросхольца и Анны родилась дочь Мария. Всего за 2 месяца до этого Иоган погиб на войне. Но его супруга Анна нисколько не расстроилась по этому поводу, поскольку с юности была влюблена в молодого и талантливого врача и скульптора Филиппа Вильгельма Курция.

Потеряв мужа, Анна с маленькой дочерью отправляется навстречу своему счастью в Берн, где устраивается на работу экономкой к возлюбленному. Курций, кстати говоря, наряду с врачебной практикой, успешно преподавал, а для наглядности собственноручно готовил учебные пособия внутренних органов из воска. А учитывая более чем скромное жалованье врача и природный талант Курция, он также подрабатывал, изготавливая из воска бюсты людей и декорируя их элементами гардероба.

В 1763 г. Филипп Курций вместе с Анной и 6-летней Мари переезжает в Париж. Отцовская привязанность к Мари толкала Филиппа на длительные регулярные занятия с девочкой: сначала он тренировал ее память, давая задания рисовать людей, которых они случайно встречали на улице, а затем стал привлекать девочку к изготовлению восковых фигур в своей медицинской мастерской. Именно в те далекие годы и закладывались основы создания воскового музея мадам Тюссо.

В 1771 г. Курций приобрел славу, выставив в своем выставочном зале скульптуры новобрачных Людовика XVI и Марии-Антуанетты. Именно отчим Марии - Филипп Курций - изобрел идею создавать восковых двойников знаменитостей, осуществленную позднее Тюссо. В числе завсегдатаев музея был даже Людовик XVI. Мария в те времена лишь продавала билеты у входа.

Творческий путь Марии Гросхольц

А уже к 16 годам девушка умела самостоятельно изготавливать полноценные фигуры. Первой стала статуя Франсуа Вольтера, который, кстати, вскоре скончался. Сегодня эта самая первая фигура Марии занимает весьма почетное место в музее мадам Тюссо в Лондоне.

В 19 лет девушка переехала в Версаль по приглашению Людовика обучать его сестру Елизавету своему умению. Уже спустя 9 месяцев Мари вместе с членами династии оказалась в Бастилии. Несколько месяцев Мари находилась в камере с небезызвестной Жозефиной - супругой Наполеона в будущем. Освободившись из Бастилии, девушка не растерялась и, несмотря на явный спад интереса французского общества к музею, обратилась к главному революционеру Робеспьеру с предложением создать его фигуру для музея. Его примеру последовали и другие знаменитые революционеры. Среди прочих знаковым стало создание композиции из воска, увековечившей гибель главного революционера Марата от рук Шарлотты Кордэ. С Шарлоттой, кстати, Мария также познакомилась во время своего злосчастного заключения в Бастилии.

Затем Мария, как будто инстинктивно, вернулась к промыслу отца - стала сотрудничать с палачами, отдававшими ей головы жертв. Мария снимала с них посмертные маски и выставляла в музее. Одной из популярнейших стала композиция «Смерть титана», изображающая гибель Робеспьера.

Как создавался восковой музей мадам Тюссо

Как уже упоминалось, начало музею положил Филипп Курций - отчим Марии Гросхольц (Тюссо в замужестве). В 1794 г. Мария унаследовала музей в связи со смертью Филиппа и продолжила его блестящее развитие. Спустя год девушка выходит замуж за Франсуа - успешного инженера, и берет его фамилию Тюссо. С разницей в 2 года у пары появляются на свет двое сыновей. Карьера женщины пошла на спад, когда Жозефина пригласила ее к себе с просьбой создать фигуру Наполеона.

В начале 19-го столетия Мария рассталась с супругом и уехала в Англию. Так обрывается связь великой женщины-скульптора с блистательной Францией.

Какое-то время Мари путешествует по Англии, неустанно продолжая работу над коллекцией. Музей мадам Тюссо, скульптуры которого отображали в основном историческим личностям Франции, пополнился новыми лицами - Ричард І, Кромвель, Генрих VII встали в ряд с другими. Здесь Мари помогли ее старые связи с французскими палачами. В 1804 г., во время путешествия в Ливерпуль, музей постигла печальная участь - корабль потерпел крушение, и все фигуры затонули. Но Мария со свойственным ей упорством, работая круглосуточно, восстановила все утраченные фигуры по резервным слепкам.

Со временем подросшие дети активно встали в ряды семейного «бизнеса». В коллекции музея появились наследники престолов и даже сама Королева UK Виктория. После этого практически сразу музей мадам Тюссо в Лондоне стал одной из наиболее знаменитых достопримечательностей Великобритании. Да, впрочем, и с гениальной владелицей «кукол» музей щедро поделился своей славой, подарив ей титул одной из знаменитейших и успешных женщин во всем мире.

На лаврах славы

Вплоть до 1835 года Мария с музеем гастролировала по территории Англии и за ее пределами, а затем осела в своем особняке в Лондоне. Даже старость не смогла умерить творческий пыл этой поистине удивительной женщины - до 81 года она продолжала активно работать над созданием экспонатов. Кстати, последней фигурой стал автопортрет Марии. Непосредственно перед смертью Мария увлеклась созданием карикатур.

Новейшая история воскового музея мадам Тюссо

Общеизвестно, что для того, чтобы быть увековеченным в музее Тюссо, нужно быть действительно выдающейся личностью. И только лишь один-единственный человек за всю историю отказался от создания своей фигуры - мать Тереза. На сегодняшний день лондонская экспозиция насчитывает свыше 1000 экспонатов.

  • В конце 19-го столетия в коллекции музея было всего около сотни фигур, причем все они хранились от 2 до 3 лет, а затем приходили в негодность. И только сыновья Тюссо изобрели метод «консервации» фигур, чтобы воск не портился.
  • Если вначале в музее были выставлены в основном политики, то сейчас их ряды пополнили актеры и певцы, ученые и телеведущие, и даже порноактрисы!
  • Часть фигур, представленных в экспозиции, умеют совершать несложные движения и даже разговаривать!
  • Нынешняя стоимость музея составляет порядка 2 млрд долларов.
  • Детям до 9 лет в музей вход воспрещен.
  • Некоторые фигуры умеют не только двигаться и говорить, но даже краснеть от нескромных взглядов посетителей (такие как Дженифер Лопес)!

Восковые фигуры: что еще?

Кроме тысяч восковых фигур знаменитостей разных жанров, эпох и народов, в залах музея можно также посетить палату ужасов, и даже отправиться в уникальное путешествие на такси сквозь века.

Как попасть в музей мадам Тюссо в Лондоне?

Проще простого! Достаточно стать легендой спорта, мировым политическим лидером, звездой эстрады международного масштаба… Ну или прилететь в столицу Великобритании и отправиться в путь до станции метро «Бейкер-стрит» (да-да, после музея Тюссо можно и к Шерлоку Холмсу в гости заглянуть!), а в 2 мин ходьбы на Мэрилебон расположен искомый музей.

Музей мадам Тюссо в Амстердаме

По всему миру функционируют 40 филиалов музея восковых фигур, а самый первый из них (разумеется, после Лондонского офиса) был открыт в Амстердаме. Здесь представлены фигуры звезд спорта, таких как Дэвид Бекхэм, Роналдиньо и Рафаэль ван дер Ваарт. В зале, посвященном членам королевской семьи, вы почувствуете себя как минимум царственной персоной - такая атмосфера роскоши здесь царит. А в зале культуры и искусства вы получите уникальную возможность сфотографироваться с Пикассо, Ван Гогом и Рембрандтом. А заодно и вдохновиться и создать свой собственный шедевр. Но самым популярным, особенно у молодежи, является зал звезд шоу-биза - здесь вы познакомитесь с Джей Ло, Бредом Питтом, Бейонсе и даже Джорджем Клуни. Особо изобретательные могут даже прилечь на диван рядом с Робби Уильямсом!

Открытый в Берлине музей Тюссо уникален своей живостью, реалистичностью. Во-первых, здесь имеется целых 7 тематических выставочных залов. А во-вторых, здесь вы можете не только посмотреть на скульптуры, мастерски созданные из воска, или сфотографироваться с ними, но и напрямую поучаствовать в экспозициях! Вы сможете взять урок лунной походки у поп-короля Майкла Джексона, спеть караоке или создать свое фото в стиле поп-арт Энди Уорхола. Ну и, наконец, вы даже сможете пройти за кулисы и воочию убедиться, насколько это тонкое мастерство - создание шедевров из воска. А в качестве сюрприза вы можете заказать в музее восковый отпечаток своей ладони или даже бюст.

Музей восковых фигур мадам Тюссо может похвастаться и количеством экспонатов, и количеством филиалов во всем мире, и количеством посетителей, но, к сожалению, и количеством подделок. В музее Тюссо фигуры настолько поражают своей реалистичностью, что порой создается ощущение, что вы и впрямь попали в Великобританию 19-го столетия, и окружают вас французские революционеры и сам Наполеон Бонапарт.

(Я) К:Музеи, основанные в 1835 году

Первая выставка восковых работ Филлипа Кёртиса состоялась в 1770 году и пользовалась большим успехом. В 1776 году выставка состоялась в Пале-Рояль в Париже . Следующая выставка на бульваре дю Тампль в 1782 явилась предшественником Кабинета ужасов .

В 1884 году коллекция перебралась в новое здание на Мэрилебон-роуд . В 1925 году пожар уничтожил многие фигуры. Поскольку формы не пострадали, фигуры удалось реконструировать.

Музеи за пределами Лондона

Америка

Европа

Азия

Австралия

Ссылки

  • - Официальный сайт

Напишите отзыв о статье "Музей мадам Тюссо"

Отрывок, характеризующий Музей мадам Тюссо

Сын, опустив глаза, спокойно шел за нею.
Они вошли в залу, из которой одна дверь вела в покои, отведенные князю Василью.
В то время как мать с сыном, выйдя на середину комнаты, намеревались спросить дорогу у вскочившего при их входе старого официанта, у одной из дверей повернулась бронзовая ручка и князь Василий в бархатной шубке, с одною звездой, по домашнему, вышел, провожая красивого черноволосого мужчину. Мужчина этот был знаменитый петербургский доктор Lorrain.
– C"est donc positif? [Итак, это верно?] – говорил князь.
– Mon prince, «errare humanum est», mais… [Князь, человеку ошибаться свойственно.] – отвечал доктор, грассируя и произнося латинские слова французским выговором.
– C"est bien, c"est bien… [Хорошо, хорошо…]
Заметив Анну Михайловну с сыном, князь Василий поклоном отпустил доктора и молча, но с вопросительным видом, подошел к ним. Сын заметил, как вдруг глубокая горесть выразилась в глазах его матери, и слегка улыбнулся.
– Да, в каких грустных обстоятельствах пришлось нам видеться, князь… Ну, что наш дорогой больной? – сказала она, как будто не замечая холодного, оскорбительного, устремленного на нее взгляда.
Князь Василий вопросительно, до недоумения, посмотрел на нее, потом на Бориса. Борис учтиво поклонился. Князь Василий, не отвечая на поклон, отвернулся к Анне Михайловне и на ее вопрос отвечал движением головы и губ, которое означало самую плохую надежду для больного.
– Неужели? – воскликнула Анна Михайловна. – Ах, это ужасно! Страшно подумать… Это мой сын, – прибавила она, указывая на Бориса. – Он сам хотел благодарить вас.
Борис еще раз учтиво поклонился.
– Верьте, князь, что сердце матери никогда не забудет того, что вы сделали для нас.
– Я рад, что мог сделать вам приятное, любезная моя Анна Михайловна, – сказал князь Василий, оправляя жабо и в жесте и голосе проявляя здесь, в Москве, перед покровительствуемою Анною Михайловной еще гораздо большую важность, чем в Петербурге, на вечере у Annette Шерер.
– Старайтесь служить хорошо и быть достойным, – прибавил он, строго обращаясь к Борису. – Я рад… Вы здесь в отпуску? – продиктовал он своим бесстрастным тоном.
– Жду приказа, ваше сиятельство, чтоб отправиться по новому назначению, – отвечал Борис, не выказывая ни досады за резкий тон князя, ни желания вступить в разговор, но так спокойно и почтительно, что князь пристально поглядел на него.
– Вы живете с матушкой?
– Я живу у графини Ростовой, – сказал Борис, опять прибавив: – ваше сиятельство.
– Это тот Илья Ростов, который женился на Nathalie Шиншиной, – сказала Анна Михайловна.
– Знаю, знаю, – сказал князь Василий своим монотонным голосом. – Je n"ai jamais pu concevoir, comment Nathalieie s"est decidee a epouser cet ours mal – leche l Un personnage completement stupide et ridicule.Et joueur a ce qu"on dit. [Я никогда не мог понять, как Натали решилась выйти замуж за этого грязного медведя. Совершенно глупая и смешная особа. К тому же игрок, говорят.]
– Mais tres brave homme, mon prince, [Но добрый человек, князь,] – заметила Анна Михайловна, трогательно улыбаясь, как будто и она знала, что граф Ростов заслуживал такого мнения, но просила пожалеть бедного старика. – Что говорят доктора? – спросила княгиня, помолчав немного и опять выражая большую печаль на своем исплаканном лице.
– Мало надежды, – сказал князь.
– А мне так хотелось еще раз поблагодарить дядю за все его благодеяния и мне и Боре. C"est son filleuil, [Это его крестник,] – прибавила она таким тоном, как будто это известие должно было крайне обрадовать князя Василия.
Князь Василий задумался и поморщился. Анна Михайловна поняла, что он боялся найти в ней соперницу по завещанию графа Безухого. Она поспешила успокоить его.
– Ежели бы не моя истинная любовь и преданность дяде, – сказала она, с особенною уверенностию и небрежностию выговаривая это слово: – я знаю его характер, благородный, прямой, но ведь одни княжны при нем…Они еще молоды… – Она наклонила голову и прибавила шопотом: – исполнил ли он последний долг, князь? Как драгоценны эти последние минуты! Ведь хуже быть не может; его необходимо приготовить ежели он так плох. Мы, женщины, князь, – она нежно улыбнулась, – всегда знаем, как говорить эти вещи. Необходимо видеть его. Как бы тяжело это ни было для меня, но я привыкла уже страдать.
Князь, видимо, понял, и понял, как и на вечере у Annette Шерер, что от Анны Михайловны трудно отделаться.
– Не было бы тяжело ему это свидание, chere Анна Михайловна, – сказал он. – Подождем до вечера, доктора обещали кризис.
– Но нельзя ждать, князь, в эти минуты. Pensez, il у va du salut de son ame… Ah! c"est terrible, les devoirs d"un chretien… [Подумайте, дело идет о спасения его души! Ах! это ужасно, долг христианина…]
Из внутренних комнат отворилась дверь, и вошла одна из княжен племянниц графа, с угрюмым и холодным лицом и поразительно несоразмерною по ногам длинною талией.
Князь Василий обернулся к ней.
– Ну, что он?
– Всё то же. И как вы хотите, этот шум… – сказала княжна, оглядывая Анну Михайловну, как незнакомую.
– Ah, chere, je ne vous reconnaissais pas, [Ах, милая, я не узнала вас,] – с счастливою улыбкой сказала Анна Михайловна, легкою иноходью подходя к племяннице графа. – Je viens d"arriver et je suis a vous pour vous aider a soigner mon oncle . J`imagine, combien vous avez souffert, [Я приехала помогать вам ходить за дядюшкой. Воображаю, как вы настрадались,] – прибавила она, с участием закатывая глаза.
Княжна ничего не ответила, даже не улыбнулась и тотчас же вышла. Анна Михайловна сняла перчатки и в завоеванной позиции расположилась на кресле, пригласив князя Василья сесть подле себя.
– Борис! – сказала она сыну и улыбнулась, – я пройду к графу, к дяде, а ты поди к Пьеру, mon ami, покаместь, да не забудь передать ему приглашение от Ростовых. Они зовут его обедать. Я думаю, он не поедет? – обратилась она к князю.
– Напротив, – сказал князь, видимо сделавшийся не в духе. – Je serais tres content si vous me debarrassez de ce jeune homme… [Я был бы очень рад, если бы вы меня избавили от этого молодого человека…] Сидит тут. Граф ни разу не спросил про него.
Он пожал плечами. Официант повел молодого человека вниз и вверх по другой лестнице к Петру Кирилловичу.

Пьер так и не успел выбрать себе карьеры в Петербурге и, действительно, был выслан в Москву за буйство. История, которую рассказывали у графа Ростова, была справедлива. Пьер участвовал в связываньи квартального с медведем. Он приехал несколько дней тому назад и остановился, как всегда, в доме своего отца. Хотя он и предполагал, что история его уже известна в Москве, и что дамы, окружающие его отца, всегда недоброжелательные к нему, воспользуются этим случаем, чтобы раздражить графа, он всё таки в день приезда пошел на половину отца. Войдя в гостиную, обычное местопребывание княжен, он поздоровался с дамами, сидевшими за пяльцами и за книгой, которую вслух читала одна из них. Их было три. Старшая, чистоплотная, с длинною талией, строгая девица, та самая, которая выходила к Анне Михайловне, читала; младшие, обе румяные и хорошенькие, отличавшиеся друг от друга только тем, что у одной была родинка над губой, очень красившая ее, шили в пяльцах. Пьер был встречен как мертвец или зачумленный. Старшая княжна прервала чтение и молча посмотрела на него испуганными глазами; младшая, без родинки, приняла точно такое же выражение; самая меньшая, с родинкой, веселого и смешливого характера, нагнулась к пяльцам, чтобы скрыть улыбку, вызванную, вероятно, предстоящею сценой, забавность которой она предвидела. Она притянула вниз шерстинку и нагнулась, будто разбирая узоры и едва удерживаясь от смеха.
– Bonjour, ma cousine, – сказал Пьер. – Vous ne me гесоnnaissez pas? [Здравствуйте, кузина. Вы меня не узнаете?]
– Я слишком хорошо вас узнаю, слишком хорошо.
– Как здоровье графа? Могу я видеть его? – спросил Пьер неловко, как всегда, но не смущаясь.
– Граф страдает и физически и нравственно, и, кажется, вы позаботились о том, чтобы причинить ему побольше нравственных страданий.
– Могу я видеть графа? – повторил Пьер.
– Гм!.. Ежели вы хотите убить его, совсем убить, то можете видеть. Ольга, поди посмотри, готов ли бульон для дяденьки, скоро время, – прибавила она, показывая этим Пьеру, что они заняты и заняты успокоиваньем его отца, тогда как он, очевидно, занят только расстроиванием.
Ольга вышла. Пьер постоял, посмотрел на сестер и, поклонившись, сказал:
– Так я пойду к себе. Когда можно будет, вы мне скажите.
Он вышел, и звонкий, но негромкий смех сестры с родинкой послышался за ним.
На другой день приехал князь Василий и поместился в доме графа. Он призвал к себе Пьера и сказал ему:
– Mon cher, si vous vous conduisez ici, comme a Petersbourg, vous finirez tres mal; c"est tout ce que je vous dis. [Мой милый, если вы будете вести себя здесь, как в Петербурге, вы кончите очень дурно; больше мне нечего вам сказать.] Граф очень, очень болен: тебе совсем не надо его видеть.
С тех пор Пьера не тревожили, и он целый день проводил один наверху, в своей комнате.
В то время как Борис вошел к нему, Пьер ходил по своей комнате, изредка останавливаясь в углах, делая угрожающие жесты к стене, как будто пронзая невидимого врага шпагой, и строго взглядывая сверх очков и затем вновь начиная свою прогулку, проговаривая неясные слова, пожимая плечами и разводя руками.
– L"Angleterre a vecu, [Англии конец,] – проговорил он, нахмуриваясь и указывая на кого то пальцем. – M. Pitt comme traitre a la nation et au droit des gens est condamiene a… [Питт, как изменник нации и народному праву, приговаривается к…] – Он не успел договорить приговора Питту, воображая себя в эту минуту самим Наполеоном и вместе с своим героем уже совершив опасный переезд через Па де Кале и завоевав Лондон, – как увидал входившего к нему молодого, стройного и красивого офицера. Он остановился. Пьер оставил Бориса четырнадцатилетним мальчиком и решительно не помнил его; но, несмотря на то, с свойственною ему быстрою и радушною манерой взял его за руку и дружелюбно улыбнулся.

Основные моменты

Каждый год знаменитый лондонский музей посещает порядка 2,5 млн человек. Этот показатель говорит сам за себя: интерес к уникальной коллекции огромен. Персонажи, представленные в Музее мадам Тюссо, всегда актуальны. Они отражают наше прошлое и настоящее, оставаясь при этом над временем и воспринимаясь как часть общемировой истории. Собранные мадам Тюссо и ее последователями коллекции учат нас толерантности, способности оценивать разные эпохи со стороны и делать это объективно и непредвзято.

Конечно, экспозиция не носит познавательного характера, и в этом плане Музей мадам Тюссо в Лондоне уступает Лувру в Париже или Государственному Эрмитажу в Санкт-Петербурге. Но посетители со всех уголков планеты приходят сюда не за новыми знаниями, а чтобы посмотреть на известных деятелей и собственных кумиров. Причем для многих это не развлечение, а единственная возможность воплотить сокровенную мечту увидеть их если не вживую, то хотя бы в копиях, максимально приближенных к оригиналам, посмотреть им в глаза. Человек так устроен, что он всегда стремится к звездам. И неважно, что они на Земле и сделаны из воска…

Кто такая мадам Тюссо?

Рассказать о музее и при этом не поведать о его основательнице – это было бы неправильно. Кто же она, мадам Тюссо? Как оказалось, личность с самобытной и насыщенной биографией.

Мария Тюссо, урожденная Анна Мария Гросхольц, появилась на свет 1 декабря 1761 года в Страсбурге, в бедной семье. Ее отец погиб в Семилетней войне незадолго до рождения дочери. В этом городе в ту пору жил и творил доктор Филипп Кёртис, в доме которого мама нашей героини работала экономкой. Он занимался изготовлением моделей из воска, целиком отдаваясь любимому делу. Девочка наблюдала за ним, проявляла интерес. Он с готовностью делился с ней секретами мастерства, обучал и наставлял, видя, что у нее не просто детское любопытство.

В 1765 году мсье Кёртис изготовил поистине шедевр – восковую фигуру любовницы «короля-солнце» Людовика XIV Марии Жанны Дюбари. Через пять лет учитель Марии представил на суд публики свою первую коллекцию, впоследствии пользовавшуюся большой популярностью. Следующие выставки были организованы в Париже: в 1776 году во дворце Пале-Рояль, в 1782-м – на бульваре дю Тампль. Примерно в это же время начала заявлять о себе и будущая мадам Тюссо. Ее первой работой стала восковая копия Вольтера, изготовленная в 1777 году. За ней последовали модели Жан-Жака Руссо, Бенджамина Франклина.

Она же создала посмертные слепки членов королевской династии Бурбонов, свергнутой во время Великой Французской революции 1789 года. В 1794 году случилось событие, ставшее поворотным в ее судьбе: скоропостижно умер Филипп Кёртис и богатое собрание восковых фигур перешло к ней. Это стало наградой за тридцатилетнюю преданность, за помощь в организации выставок доктора, ведении его дел. В 1795 году Мария вышла замуж за инженера Франсуа Тюссо. В браке родились два сына: Жозеф и Франсуа. Однако счастливым этот союз не стал. Ее супруг стал злоупотреблять алкоголем и пристрастился к картам, в которые проигрывал практически всё, что она зарабатывала на выставках.

В 1802 году, решив оставить безнадежно опустившегося мужа, мадам Тюссо вместе с коллекцией перебралась в Лондон. Но через год началась очередная англо-французская война, которая закрыла ей путь к возвращению на родину. Мария решила гастролировать со своей выставкой по Великобритании и Ирландии, и так продолжалось вплоть до 1835 года, пока по настоятельному совету сыновей не решила «осесть» по постоянному адресу. Известный скульптор скончалась во сне 18 апреля 1850 года в возрасте 88 лет, оставив после себя единственный в своем роде музей восковых фигур. Впоследствии филиалы Музея мадам Тюссо открылись в таких городах, как Амстердам и Вашингтон, Нью-Йорк и Гонконг, Лас-Вегас и Копенгаген, Берлин и Шанхай, Вена и Лос-Анджелес.

Экскурс в историю музея

Власти Лондона в 1835 году выделили Марии помещения на знаменитой улице Бейкер-стрит, известной нам по произведениям Конан Дойла о Шерлоке Холмсе. Одно из центральных мест в музее занимал так называемый «Кабинет ужасов», предшественником которого стала уже упомянутая выставка на парижском бульваре дю Тампль. В соседних помещениях расположились фигуры павших в ходе Французской революции, а также убийц и других преступников, имена которых были тогда на слуху. В дальнейшем коллекция пополнилась моделями других известных людей. Например, постоянную «прописку» тут получили всемирно известный писатель Вальтер Скотт и именитый британский вице-адмирал Горацио Нельсон (разумеется, восковые).

Первоначально общее количество фигур не превышало трех десятков, и они смотрелись как живые. Однако потом реалистичность стала теряться, поскольку с течением времени ухудшалось качество материала. Поиск способа, как продлить жизнь моделям, стал задачей номер один. И он был найден и запатентован. С тех пор фигурам ничего не угрожало, если не считать большого пожара, который случился в 1925 году, и разрушительных бомбардировок немецкой авиации в 1941-м. После этого музей пришлось восстанавливать из руин, этим занимались правнуки Тюссо. Тогда он находился уже по новому адресу – в районе Мэрилебон.

Музей мадам Тюссо: что посмотреть?

Первое, с чем придется столкнуться посетителю знаменитой сокровищницы восковых шедевров, это... очередь. Она поистине огромна и кажется нескончаемой. Но всё же слишком долго ждать не придется: минут 30-40, и вот вы уже у кассы, где можно приобрести заветный билет. На входе гостей встречает фигура худощавой пожилой женщины в черном, но с добрым лицом и круглыми очками на носу. Знакомьтесь: это сама мадам Тюссо. Точнее, скульптура-автопортрет, которую основательница музея собственноручно изваяла из воска – только не удивляйтесь! – в 81-летнем возрасте. Она как бы приглашает войти.

Итак, входим… Перед нами несколько тематических залов, по которым рассредоточены экспонаты. Осмотреть все за короткое время не получится, на это понадобится часа два-три, а то и больше. Все фигуры в Музее мадам Тюссо настолько примечательны, что буквально каждую хочется сфотографировать на память. Также можно сделать собственный снимок на фоне той или иной знаменитости, поэтому еще до экскурсии позаботьтесь, чтобы в фотоаппарате хватило заряда. И постарайтесь не израсходовать его на «Мировой арене» – самом большом зале, где собраны фигуры политиков и деятелей культуры, охватывающие период от Средних веков и до наших дней. Особый трепет вызывают старейшие из них, ведь их изготавливала сама мадам Тюссо.

Оскар Уайльд и Вильям Шекспир, королева Великобритании Елизавета II и ее супруг принц Филипп, принцесса Диана и ее сыновья принцы Уильям и Гарри, герцогиня Кембриджская Кейт Миддлтон – это далеко не полный список известных людей, фигуры которых находятся в этом зале. Тем более что в другой его половине «поселились» главнейшие политические и религиозные деятели, чьи решения оказали заметное влияние на ход человеческой истории. Среди них самый известный британский премьер Уинстон Черчилль и одиозный нацистский лидер Адольф Гитлер, погибшая от пуль сикхских сепаратистов Индира Ганди и бывший французский лидер Николя Саркози. Вокруг фигуры 44-го президента США Барака Обамы даже воссоздана обстановка знаменитого Овального кабинета в Белом доме. Слева от американского коллеги стоит фигура российского президента Владимира Путина, сохраняющего спокойствие и уравновешенность.

Самым известным залом Музея мадам Тюссо в Лондоне является «Комната ужаса». Уже название говорит о том, что детям до 12 лет, будущим мамочкам и лицам с лабильной психикой предпочтительнее сюда не заглядывать. Собранные здесь экспонаты являют перед нами мрачные и откровенно кровавые страницы человеческой истории. Орудия средневековых пыток – самое безобидное, что можно здесь увидеть. Настоящий ужас вселяют отрубленные головы всех восьми жен английского короля Генриха VIII Тюдора, фигуры отъявленных убийц и маньяков, «прославившихся» ужасными преступлениями на весь мир.

Адреналина и острых ощущений добавляют и сотрудники музея. Они, одетые в черное, внезапно выныривают из темноты и хватают за руки посетителей. Если попадают на женщину, то громкий визг гарантирован. Впрочем, подобные «спецэффекты» не останавливают иных туристов, которые в погоне за острыми ощущениями изъявляют желание… остаться тут на ночь. 100 фунтов стерлингов в кассу – и мечта исполняется. И таких смельчаков, говорят, предостаточно.

Отвлечься от политики и ужасов поможет другая часть зала «Мировая арена». Она посвящена музыке и музыкантам. Вот на диванчике расположилась знаменитая ливерпульская четверка «Битлз». Робби Уильямс и Фредди Меркьюри в компании с Джимми Хендриксом и Бейонсе словно смотрят куда-то в зрительный зал и ждут аплодисментов. А вот и кокетливая Кристина Агилера, готовая дать автограф. Во взгляде Джастина Тимберлейка, девятикратного призера «Грэмми», читается недоверчивость: может, показалось? Пласидо Доминго, как и подобает легенде оперной сцены, аристократично расположился чуть поодаль от всех.

Заглянем в следующий зал Музея мадам Тюссо. Он носит название «Вечеринка списка А». Здесь словно в элитном клубе для избранных собрались мировые селебрити. Неразлучные Анджелина Джоли и Брэд Питт сидят за одним столиком с Джорджем Клуни. Рядом – звездная пара Дэвида и Виктории Бэкхем. Поклонники нашумевшего фильма-катастрофы «Титаник» с удовольствием жмут руку Леонардо ди Каприо, который исполнил роль Джека Доусона. Немало желающих получить фото с Робертом Паттинсоном, сыгравшем Эдварда Каллена в вампирской саге «Сумерки». Нет отбоя и от желающих поближе рассмотреть эротичные формы американской актрисы Дженнифер Лопес.

Настоящей меккой для киноманов стала «Ночь премьеры» – зал, в котором собраны восковые фигуры звезд американского Голливуда. Взгляд сразу фокусируется на Арнольде Шварценеггере, который представлен в образе своего культового героя Терминатора. Здесь же находятся копии Майкла Дугласа, Джима Керри, Харрисона Форда. Не обделены вниманием и звезды индийской «фабрики грёз». Знаменитый Болливуд представлен фигурами таких актеров, как Амитабх Баччан, Айшварья Рай, Шахрухк Кхан, Матхури Дикшит, Салман Кхан, Ритик Рошан. Последний, один из наиболее сексуальных актеров Индии, входит в десятку самых зацелованных скульптур Музея мадам Тюссо в Лондоне.

С изваяниями реальных актеров соседствуют копии мультипликационных героев: Человека-Паука, Халка, Шрека. В Музее мадам Тюссо можно увидеть и других персонажей комиксов Marvel Comics. Их сняли в 10-минутном 3D-фильме, который полюбился как детям, так и взрослым. Реалистичности анимационному действу добавляют движущиеся кресла, ветер и даже настоящие брызги.

Особенности создания фигур

Восковые фигуры в Музее мадам Тюссо не просто впечатляют – они буквально потрясают своей реалистичностью. Знаменитости нередко фотографируются здесь со своими двойниками и выставляют снимки в социальные сети. Рассматривая их, отличить живого человека от музейного клона получается далеко не всегда. Такое сходство является результатом кропотливого труда коллектива талантливых мастеров, руками которых создаются настоящие произведения искусства.

Перед тем, как приступить к работе, они тщательно снимают все мерки. Звезды политики и искусства, бывает, задерживаются у скульпторов по несколько часов. Но они стойко выдерживают эту рутину, ведь быть увековеченным в воске почитается за честь.

А как быть, если прототипа будущей модели уже нет в живых? С кого снимать мерку? В таких случаях на помощь приходят фотографии.

Непосредственно изготовление скульптуры начинается с выбора позы и ее закрепления. Этот этап обходится без воска: ноги делают из твердых металлов, а руки – из податливого алюминия. Через неделю, когда каркас будет готов, его покроют слоем глины. Со слепков на ее основе потом отливают восковые детали. Чем качественнее слепок, тем реалистичнее будущий экспонат.

Затем в глиняные формы заливают очищенный и подогретый до 74 градусов пчелиный воск, в который подмешивают краситель, чтобы придать ему естественный оттенок человеческой кожи. Заключительный этап называют «косметическим»: с остывшей поверхности фигуры удаляют неровности и заусенцы. Работа над одной моделью обычно длится больше месяца, поэтому коллекция Музея мадам Тюссо в Лондоне пополняется медленно, всего по 15-20 экземпляров в год. Стоимость каждой – 50 тысяч долларов и выше.

Время работы, как проехать, билеты

Местоположение Музея мадам Тюссо остается неизменным на протяжении почти полутора века, это район Мэрилебон – один из самых фешенебельных в столице Туманного Альбиона. Полный адрес на английском языке: Marylebone Road, London, NW1 5LR.

Здание, в котором располагаются экспонаты, прежде занимал планетарий, и находится оно недалеко от Риджентс-парка (Regent’s Park), раскинувшегося между историческим районом Вестминстер и лондонским боро Камден.

Ближайшая станция метрополитена: улица Бейкер-стрит (Baker Street). Доехать можно на автобусе. Номера маршрутов: 3, 13, 18, 27, 30, 74, 82, 113 и 274.

Музей мадам Тюссо в Лондоне принимает посетителей ежедневно. В будни он работает с 10:00 до 17:30, по субботам и воскресеньям с 9:30 до 17:30, а в праздники – до 18:00. Свои коррективы в график вносит туристический сезон: в июле-сентябре он открыт до 19:00.

Стоимость посещения разная и зависит от многих обстоятельств. На официальном сайте www.madametussauds.com билеты можно приобрести со скидкой 25%. Если будете платить в кассу, то придется выложить полную стоимость.

Существенная экономия ждет тех, кто решит побывать в музее вечером. С чем это связано, трудно сказать, но факт остаётся фактом. Экскурсия после 17:00 обойдется всего в 15 фунтов стерлингов.

Лондон, как и любая мировая столица с древней историей, богат достопримечательностями. Здесь и знаменитое Вестминстерское аббатство, и Букингемский дворец, и Гайд-парк, где разворачивается действие сказки про Питера Пена. Музей восковых фигур мадам Тюссо – такой же символ Лондона, как и Биг-Бен, но с одним отличием: это достопримечательность с человеческим лицом. Точнее, с тысячью лиц – именно столько фигур насчитывает на сегодняшний момент коллекция музея.

Ежегодная посещаемость музея составляет 2,5 миллиона человек. Эта цифра – признание заслуг Марии Тюссо, два века назад положившей начало великому делу, интерес к которому не угасает и по сей день.

Мария Тюссо (в девичестве Гроссхольц) родилась в Страсбурге в 1761 году. Будущая основательница музея обучалась мастерству художественной лепки из воска у доктора Филиппа Кёртиса, у которого мать Марии работала экономкой. Девочка оказалась очень способной ученицей и уже в 16 лет сделала свою первую фигуру – самого Вольтера. Следующими её работами стали Жан-Жак Руссо и Бенджамин Франклин.

В течение 30 лет Мария помогала своему учителю организовывать выставки и вести дела. Кёртис по заслугам оценил такую преданность, и после его смерти в 1794 году Марии отошло всё собрание работ доктора. Вынужденная покинуть родину в связи с очередной англо-французской войной, в 1802 году Мария Тюссо переезжает в Лондон.

Несколько десятков лет коллекция восковых фигур была передвижной выставкой, с которой Тюссо колесила по английским городам и весям. И вот в 1835 году по настоянию сыновей она решилась дать своему собранию постоянное пристанище.

Первоначально музей располагался на знаменитой Бейкер-стрит, а количество выставленных персонажей не превышало 30.

Основную сложность представляло обеспечение сохранности фигур, ведь по истечении нескольких лет качество воска падало, и они теряли свою реалистичность.

Поэтому первоочередной задачей сыновей мадам Тюссо, которая ушла из жизни в 1850 году во сне, стало изобретение способа повысить продолжительность жизни восковых экспонатов. Такой способ был найден и запатентован, и в 1884 году, когда уже стало понятно, что делу Марии Тюссо суждено жить в веках, музей переехал на новое место, где и стоит по настоящее время.

Потомки мадам Тюссо оказались достойными продолжателями дела своей прабабушки. Музей пережил разрушительный пожар в 1925 году и полное восстановление из руин после немецкой бомбардировки в 1941 году, однако каждый раз правнуки Марии Тюссо восстанавливали коллекцию. За два века своей истории музей значительно разросся – его филиалы открылись в 19 городах мира, – но во все времена оставался семейным делом.

Коллекция музея Тюссо в Лондоне

Первое, с чем придётся столкнуться любому желающему посетить музей Тюссо в Лондоне, это огромная очередь, и кажется, что добраться до её конца невозможно. Однако движется она довольно быстро, и уже через 40 минут можно приобрести билет в кассе.

На входе посетителей встречает сама мадам Тюссо. Вернее, фигура-автопортрет, сделанная ею собственноручно ещё при жизни. Этой работой открывается коллекция музея, которая помещается в нескольких тематических залах.

На осмотр всех экспонатов уйдёт не один час, а наиболее распространённая рекомендация бывалых путешественников тем, кто только собирается посетить музей восковых фигур, – заряд фотоаппарата должен быть полным.

Внутри музей представляет собой галерею залов, где собраны персонажи, объединённые одной тематикой. Самый большой из них называется «Мировая арена». Здесь расположены фигуры политических и культурных деятелей от Средневековья до наших дней.

Старейшие экспонаты хранят тепло рук самой мадам Тюссо – их сделала основательница музея. Среди фигур адмирала Нельсона и Вальтера Скотта располагаются движущиеся слепки Людовика XV и его любовницы мадам де Бержи, а компанию Оскару Уальду составляет Шекспир. Здесь же присутствует и королевская чета, принцесса Диана, принцы Уильям и Гарри. Венценосная династия совсем недавно пополнилась фигурой герцогини Кембриджской – Кейт Миддлтон.

Другая часть этого зала посвящена главнейшим политическим и религиозным фигурам истории.

В так называемом Овальном кабинете нашли себе пристанище Адольф Гитлер, Уинстон Черчилль, Индира Ганди, Николя Саркози и другие выдающиеся политики разных времён.

Вокруг Барака Обамы воссоздана обстановка настоящего Овального кабинета в Белом доме, а слева от него хранит неизменное спокойствие Владимир Путин. В этом зале у каждого посетителя есть уникальная возможность пожать руку мировому вождю или высказать своё мнение о его деяниях.

Ещё одна часть экспозиции «Мировой арены» посвящена музыке . Вот кокетливо позирует Кристина Агилера, недоверчиво глядит Джастин Тимберлейк, а в стороне расположился Пласидо Доминго. Разумеется, в этом зале не обошлось без сцены.

На ней собрались музыкальные легенды, живые и уже почившие. Робби Уильямс и Бейонсе, Джимми Хендрикс и Фредди Меркьюри замерли в ожидании аплодисментов. На диванчике поодаль расположилась ливерпульская четвёрка – «Битлз».

Второй зал музея называется «Ночь премьеры». В нём собраны фигуры звёзд Голливуда. Под огромной надписью Hollywood расположились Харрисон Форд, Майкл Дуглас, Джим Керри и Арнольд Шварценеггер в образе Терминатора.

В отдельном углу застыли звёзды индийской «Фабрики грёз» – Болливуда. Примечательно, что звёздами в музее мадам Тюссо признают не только реальных актёров, но и нарисованных, таких как Шрек, Халк и Человек-Паук.

К слову, персонажи комиксов Марвел стали героями недавнего музейного нововведения, которое очень нравится детям – 4D-шоу включает в себя 10-минутный 3D-фильм, а ощущения зрителям добавляют ветер, брызги и движущиеся кресла.

Следующий зал под названием «Вечеринка списка А» вмещает в себя мировых селебрити. Джордж Клуни расположился за отдельным столиком рядом с Анджелиной Джоли и Бредом Питтом, а те, в свою очередь, соседствуют с четой Бэкхем.

Также в этом зале можно пожать руку Леонардо Ди Каприо, сфотографироваться с Робертом Паттинсоном и рассмотреть со всех сторон знаменитые формы Джей Ло.

Любители острых ощущений также найдут в музее развлечение себе по душе.

Наверное, самый известный зал музея называется «Комната ужаса», а его экспонаты иллюстрируют самые мрачные и кровавые страницы истории.

Здесь можно найти полную коллекцию отрубленных голов жён Генриха Восьмого, фигуры самых известных маньяков и убийц, а также орудия средневековых пыток. Невероятные ощущения усиливают сотрудники музея, которые в тёмных одеждах выскакивают из темноты и хватают за руки посетителей.

Экскурсия в этот зал обычно сопровождается женским визгом. Для тех, кому понравилось, есть возможность за дополнительную плату (£100) провести здесь целую ночь. Говорят, желающих находится достаточно.

Ещё одна фишка лондонского музея Тюссо – возможность изучить историю английской столицы, проехавшись в передвижном вагончике по экспозиции с видами Лондона от его истоков и до нынешнего времени.

Интересные факты и особенности музея мадам Тюссо

Единодушное мнение тех, кому посчастливилось побывать в музее мадам Тюссо, гласит: «Это невероятно! Они как настоящие!» И действительно, взглянув на фото, где знаменитость стоит рядом со своим восковым двойником, не всегда можно с точностью найти подделку. Такой результат – заслуга целой бригады мастеров, в чьих руках бесформенный воск обретает человеческие черты.



Прежде всего, делаются тщательные замеры. Если человек, с которого делается слепок, жив, ему предстоит провести несколько часов у скульптора, которые снимет с него около 500 мерок. Не самое приятное занятие, однако мировые знаменитости не жалуются, почитая за честь быть запечатлёнными в воске. Если же прототип будущей фигуры скончался, скульптор работает исключительно по фотографиям.

Следующий этап – выбор позы и её закрепление в металлическом каркасе. Ноги делают из жёсткого металла, а руки – из мягкого алюминия. Только на изготовление каркаса уходит неделя. А дальше начинается волшебство.

Каркас равномерно покрывают слоем глины, на основе слепков которой будут отлиты восковые детали. Глиняные слепки должны быть проработаны детально, ведь от их качества зависит реалистичность будущего экспоната.

Затем формы из глины, смоченные тёплой водой, заливают пчелиным воском, очищенным и подогретым до температуры 74°C. Предварительно в воск подмешивают красящие пигменты для придания ему цвета, максимально приближенного к естественному тону кожи. После этого воску дают остыть в течение часа. Завершающий этап – шлифовка, в течение которого с поверхности фигуры удаляются технологические швы и заусенцы.

В общей сложности работа над одной фигурой длится около 800 часов. Поэтому ежегодно коллекцию пополняют не более 20 экземпляров. Неудивительно, что стоит каждый экспонат более $50 000.

Полезная информация для туриста: режим работы, схема проезда, стоимость билетов

Местоположение музея мадам Тюссо неизменно с 1884 года. Это улица Марлибон, полный адрес таков: Marylebone Road London NW1 5LR. Это здание бывшего планетария неподалёку от Риджентс парка. Ближайшая станция метро – Бейкер-стрит. Добраться до музея можно автобусами №№ 274, 113, 82, 74, 30, 27, 18, 13 или 3.

График работы музея следующий:

Понедельник – пятница: 10:00 – 17:30

Суббота – воскресенье: 9:30 – 17:30

В праздничные дни музей открыт до 18:00, а в период с середины июля по сентябрь – туристический сезон – до 19:00. Этим можно воспользоваться, чтобы сэкономить на входном билете.

Если билет приобретается в кассе, заплатить за него придётся полную стоимость. Бывалые туристы советуют приобретать билет на официальном сайте музея со скидкой 25 %. Ниже представлены цены на билеты в кассе и на сайте.

  • Детский £30 на кассе и £22,5 на сайте
  • Взрослый £25,8 на кассе и £19,29 на сайте
  • Семейный £111,6 на кассе и £83,69 на сайте

Как видно, разница ощутимая. Чтобы сэкономить ещё больше, можно посетить музей вечером. На сайте предлагают начать экскурсию после 17:00 за £15. Помня о том, что музей в туристический сезон работает до 19:00, этот вариант стоит попробовать. Кроме этого, проездные билеты железных дорог Великобритании дают право пройти в музей по схеме 1=2, то есть 2 человека по цене 1.

Из музея восковых фигур мадам Тюссо посетитель не вынесет новоприобретённых знаний, как из Эрмитажа или Лувра. Его экспозиция носит не познавательный характер. Но это не мешает очереди, не поддающейся никакому исчислению, даже в самую пасмурную погоду обвивать его здание.

Для многих коллекция Марии Тюссо не просто развлечение и занятные фотографии. Это шанс воплотить свою мечту и посмотреть в глаза тому, о ком так много написано и снято, о ком столько было мыслей и снов. Ведь во все времена люди стремились прикоснуться к звезде, пусть хотя бы к той, что на земле и из воска.

Мария Гросхольц, которую мы знаем как мадам Тюссо, осталась без отца, еще не успев появиться на свет. Он погиб в 1761 году на Семилетней войне за два месяца до рождения долгожданной дочери. Мать, Анна Гросхольц, горевала недолго. Не прошло и полугода после смерти мужа, как она закрутила роман с Филиппом Кюртюсом, у которого работала помощницей по хозяйству. Он был младше ее на двадцать с лишним лет и занимался совершенно необычной для того времени наукой — анатомией. Вскоре Анна вместе с годовалой дочерью переехала в Париж вслед за Кюртюсом, где тот начал осваивать неизвестное доселе ремесло: открыл лавку и занялся изготовлением на заказ небольших бюстов из воска. За его работой наблюдала маленькая Мария. Филипп не только заменил ей отца, но и стал ее первым и единственным наставником и в жизни, и в работе.

Смерть Вольтера на удачу

Мария не получила должного образования и в отличие от большинства девушек той эпохи не тяготела к музыке и рукоделию. Долгие зимние вечера она проводила в мастерской Кюртюса, понемногу обучаясь необычному искусству. Однажды она в очередной раз спешила в лавку Филиппа, но по дороге неожиданно столкнулась с ним. Отчим схватил девушку за руку и потащил на улицу Бон, где, по его словам, остановился великий Вольтер. Далекая от политической деятельности семнадцатилетняя Мария плохо представляла, о ком говорит Кюртюс, но благоговейно внимала ему: «Нам очень повезло, что Вольтер согласился позировать. Это будет твой первый урок по моделированию лица».

Спустя три месяца знаменитый мыслитель скоропостижно скончался. Уже на следующее утро после его смерти восковой бюст был выставлен в витрину лавки Филиппа, и это привлекло внимание парижан. С этого дня их бизнес стал идти гораздо лучше. Мария училась восковому моделированию, вела бюджет магазина, занималась поиском выгодных предложений. Она взяла на себя обязанности по размещению и освещению фигур в галерее, занималась закупкой материалов… Кюртюс уже тогда понимал, что Мария — настоящее сокровище и достойная смена, и ему не надо было думать о наследниках.

Популярное

Посмертные маски великих друзей

Вскоре в жизни мадемуазель Гросхольц настал новый этап: ее пригласили в Версаль, чтобы заниматься художественным образованием Елизаветы, сестры короля Людовика XVI. В сравнении с той жизнью, которую Мария вела до сих пор, существование при дворе казалось легким и ярким. Не нужно было считать каждую копейку, бегать по Парижу в поисках самого дешевого воска или договариваться с палачами о поставке волос с голов казненных. Но счастье длилось недолго: с началом Великой французской революции Париж в одночасье стал столицей хаоса. Революционеры захватили Версаль и арестовали Марию, обвинив в роялизме. Ей грозила смертная казнь. Впрочем, судьба ее хранила: новое правительство предложило художнице сделать посмертные маски с казненных на гильотине Марии-Антуанетты и Людовика XVI. Девушка понимала: или она будет снимать слепки с убитых друзей, или скоро в чьих-то руках окажется и ее голова. Она стала сотрудничать с революционерами. С ужасом она снова и снова бралась за работу, а ее коллекция стремительно пополнялась фигурами казненных. «Я заплатила за эти реликвии тем, что руки мои были в крови. Эти воспоминания не покинут меня, пока я жива», — рассказывала Мария.


Кровавые слепки с истории Франции

По воле случая она оказалась в одной камере с Жозефиной Богарне, будущей женой Наполеона и императрицей Франции(потом она попросит ремесленницу создать фигуру своего великого мужа). Уроки Кюртюса не прошли даром: Мария уговорила Робеспьера стать моделью. Она понимала, что совсем скоро вождь революции станет частью истории Франции. Эта скульптура привлекла внимание к творчеству Марии. И не только зрителей, но и новых заказчиков: ей удалось снять слепки с лиц Дантона, Демулена, Эбера и даже Марата — правда, уже мертвого. В день его убийства девушка сидела в мастерской и подсчитывала расходы за прошедший месяц. Вдруг распахнулась дверь, вошли несколько представителей власти и потребовали следовать за ними, взяв необходимое для работы. Окровавленный Марат еще лежал в ванне, Мария поспешно делала свою работу и одновременно внимательно рассматривала задержанную стражей его убийцу Шарлотту Корде, стараясь как можно точнее запомнить черты ее беспристрастного лица, чтобы потом создать ее восковую копию. Именно тогда у художницы родилась идея: не выставлять фигуры героев трагической сцены поодиночке, а выстроить сюжетную экспозицию. Это и стало первым шагом к созданию принесшего ей славу музея.

Мария становится Тюссо

Через несколько лет после этих событий умер Кюртюс, и Мария унаследовала его дело. А вот о семейной жизни она задумалась, только разменяв четвертый десяток. В 1795 году Мария вышла замуж за инженера Франсуа Тюссо. Она родила двоих сыновей: Жозефа(по некоторым свидетельствам, он был назван в честь Жозефины) и Франсуа, а также прославила фамилию мужа на весь мир. Однако счастливого брака не сложилось: месье Тюссо оказался картежником. Мария приносила в семью деньги, он их проигрывал. Это всё чаще и чаще приводило к скандалам и конфликтам, о былой любви уже не шло и речи. Мадам Тюссо долго терпела, однако всему есть предел. И она решилась на отчаянный шаг: собрала вещи и покинула дом мужа. На косые взгляды окружающих она решила не обращать внимания, отвезла младшего сына к матери, а вместе со старшим отправилась в путешествие по Британским островам.

Одинокая, смелая и талантливая

Художница пополняла свою коллекцию фигурами английских политических деятелей и показывала ее в Великобритании, где быстро заработала безупречную репутацию. Приезд мадам Тюссо становился долгожданным событием для многих городов великой монархии. Но испытания на ее жизненном пути еще не закончились: корабль, перево­зивший экспонаты в Ирландию, попал в шторм. Некоторые фигуры удалось спасти, но большинство из них не подлежало восстановлению или утонуло. Однако, даже потеряв значительную часть коллекции, мадам Тюссо не упала духом и со временем востановила её по сохранившимся муляжам. После смерти матери Тюссо забрала младшего ребенка и окончательно переехала в Лондон. Она получила британское гражданство и основала музей на знаменитой Бейкер-стрит.


Как попасть к мадам Тюссо? Быть королевой!

Со временем быть частью коллекции мадам Тюссо стало невероятно престижно, ее новыми персонажами становились самые знаменитые люди эпохи: сэр Вальтер Скотт, лорд Байрон, адмирал Нельсон… Снова и снова изготавливая слепки и маски, семидесятилетняя мадам Тюссо понимала, что годы берут своё. И всё, чего ей хотелось теперь, — увидеть счастливую семейную жизнь сыновей. В конце концов судьба вознаградила Тюссо за пережитые страдания: ее старший сын женился, у него родились трое детей. Вдохновленная гордым званием бабушки, Мария начала лепить из воска известных всему миру детей — принцев и принцесс. Самым знаменитым экспонатом новой коллекции стала фигура будущей королевы Виктории, которая посетила музей в 13 лет, а через 4 года взошла на британский престол.