Описание картины борисова мусатова дама в голубом. Борисов-Мусатов: биография и картины художника. Мир, отражённый на воде

Фотограф и художник Виктор Борисов-Мусатов , Россия

Фотоэтюд для картины «Одиночество». На снимке: Е.Э. Мусатова, сестра художника.


Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов
(1870-1905) - русский художник.

Борисов-Мусатов обратился к фотографии в поисках средства, способного фиксировать идеи, зыбкие впечатления, ассоциации с четкостью и быстротой, неподвластной традиционным средствам графики. Художник желал иметь возможность не просто воскресить в памяти творческую идею, возникшую когда-то, но воссоздать ее во всех подробностях, не упуская ни единой детали. Он приобрел камеру "Кодак", которая и по сей день хранится в сратовском доме-музее Борисова-Мусатова, и терпеливо обучался фотоделу. Первые фотографические опыты начались еще в парижский период, в это время художник вел фотодневник, закрепляя знания, и продолжились уже в родном городе, где Борисов-Мусатов начал снимать портретные этюды. Моделями часто избирались близкие художника: сестра Елена, знакомые девушки, их подруги. Часть этих фотоэтюдов послужила основой для живописных и графических произведений. Со временем, Борисов-Мусатов стал фотографировать не только для вспомогательных целей, но организовывал сложные постановочные съемки, снимал серии этюдов, которые "переросли" рамки "пособия", превратившись в самостоятельный вид творчества. Фотографическое наследие Борисова-Мусатова - это более семидесяти пластинок и отпечатков, каждый из которых - цельное произведение, заслуживающее внимания и интереса.

Портрет Е.Э. Мусатовой, сестры художника. Фотография.

«Девушка с ожерельем». Подготовительный рисунок для композиции «Реквием». Калька, графитный карандаш. 1905 год. Государственная Третьяковская Галерея.

«Реквием». Акварель. 1905 год. Государственная Третьяковская Галерея.

Фотоэтюд для картины «Автопортрет с сестрой». На снимке: Е.Э. Мусатова.

«Автопортрет с сестрой». Холст, масло, темпера. 1898 год. Государственный Русский Музей.

Фотоэтюд для картины «Портрет сестры. Девушка с розами». На снимке: Е.Э. Мусатова.

«Портрет сестры. Девушка с розами». Холст, масло. 1902 год. Казахская государственная художественная галерея им. Т.Г.Шевченко.

Фотоэтюд к картине «Спящая девушка». На снимке: Ю.Ю. Домбровская.

«Спящая девушка». Бумага, пастель. 1901 год. Астраханская государственная картинная галерея им. Б.М. Кустодиева.

Фотоэтюд для картины «Одиночество». На снимке: Е.Э. Мусатова.

«Одиночество». Пастель.

Фотоэтюд. На снимке: Ю.Ю. Домбровская.

«Сидящая девушка» (?)

Фотоэтюд к картине «Последний луч». На снимке: Ю.Ю. Домбровская.

«Последний луч». Эскиз. Бумага папиросная светло-коричневая, акварель, уголь. 1901 год. Собрание семьи художника.

Неизвестная на диване. Анна Иеронимовна Воротынская (?) Фотография.

«Портрет неизвестной». Бумага, пастель. 1902 год.

Е.Э. Мусатова на террасе. Фотография.

«Леди в синем». Акварель. 1902 год. Государственная Третьяковская Галерея.

Фотоэтюд. На снимке: Н.Ю. Станюкович.

«Портрет Н.Ю. Станюкович». Холст, масло. 1903 год. Государственный Русский Музей.

Е.Э. Мусатова в старинном платье. Фотография.

«Осеннее настроение». Холст, темпера. 1901 год. Государственная Третьяковская Галерея.

Фотоэтюд. На снимке: М. Ягодская.

«Изумрудное ожерелье». Холст, темпера. 1903 год. Государственная Третьяковская Галерея.

Натурщицы в старинных костюмах. Фотография.

«Летний день». Акварель.

Е.Э. Мусатова и Е.В. Александрова на фоне пруда. Фотография.

«Пруд». Холст, темпера. 1902 год. Государственная Третьяковская Галерея.

Е.В. Александрова, Е.Э. Мусатова, С. Стеблова, Т.С. Шемшурина на фоне усадьбы Введенское. Фотография.

«Прогулка на закате». Холст, темпера. 1903 год. Государственный Русский Музей.

Праздник зеленого маскарада. Фотография.

Праздник зеленого маскарада. Раскрашенная фотография.

Старинный гобелен из Радищевского музея. Фотография.

Старинный гобелен из Радищевского музея. Фрагмент. Фотография.

«Дама у гобелена». Портрет Н.Ю. Станюкович. Бумага, пастель. 1903 год. Государственная Третьяковская Галерея.

Усадебный дом в поместье Зубриловка. Фотография.


«Фантомы». Холст, темпера. 1903 год. Государственная Третьяковская Галерея.

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов - один из первых русских живописцев, соединивших в своем творчестве жизненную правду с символикой, страстную любовь к природе с остро индивидуальным ее преломлением. Он входит в русское искусство в 1890-е годы - время энергичной борьбы за усиление эмоционального звучания живописи, за обогащение ее светом, воздухом, движением. Его творческая зрелость совпадает с началом XX века - эпохой лихорадочных исканий и многообразных направлений. В лице таких художников, как Врубель и Борисов-Мусатов, на смену искусству, непосредственно отражавшему реальную жизнь, приходит искусство, строящее на основе преображенной действительности свой особый мир.

По традиции считается, что Борисов-Мусатов был человеком одиноким и в жизни, и в искусстве. Это его одиночество - скорее легенда, чем истина. Энергичный, деятельный, он по натуре своей был организатором и вожаком. В русское искусство, несмотря на свою трагически короткую жизнь, Борисов-Мусатов вошел как создатель живописного направления, и имел счастье видеть молодежь, которая развивала его находки и идеи.

Борисов-Мусатов родился 2 (14) апреля 1870 года в Саратове в семье мелкого железнодорожного служащего из бывших крепостных. В раннем детстве с мальчиком случилось несчастье, - после неудачного падения у него образовался горб. Несмотря на это Борисов-Мусатов рос общительным, живым, хотя и мечтательным ребенком. На формирование его индивидуальности оказали влияние и бережное отношение родителей к его раннему увлечению рисованием, и уроки молодого саратовского живописца, выпускника Петербургской Академии художеств В. Коновалова; но главное - это впечатления от природы окрестностей Саратова, от голубой шири и глади Волги, покрытых лесом прибрежных холмов, выжженных солнцем, дышащих зноем заволжских степей. Недаром можно говорить о волжской школе живописи, к которой относятся такие прекрасные русские художники, как сам Борисов-Мусатов, Петров-Водкин , Павел Кузнецов , Уткин , Карев, Матюшин, чья живопись напоена светом, удивительно насыщена цветом.

В 1890 году, когда Борисову-Мусатову исполнилось двадцать лет, он счел себя готовым для получения систематического образования в столичных художественных школах. В течение четырех лет он учится в Москве и Петербурге, возвращаясь ежегодно на лето в Саратов. Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Петербургская Академия художеств и особенно частная мастерская замечательного русского педагога П.П. Чистякова, посещения Третьяковской галереи и Эрмитажа, знакомство с новым живописно-эмоциональным направлением в русском искусстве, сочетавшим лиризм переживания, правду видения и достижения пленэризма – все это расширяло кругозор Борисова Мусатова. Большое влияние на формирование вкуса молодого художника оказало знакомство с творчеством В. Серова, И. Левитана, К. Коровина, А. Архипова, А. Васнецова, Н. Ге.

Первые произведения Борисова-Мусатова, показанные на ученических выставках, вызвали резкие нападки критики, причислившей его к “декадентам”, недовольство училищного начальства и горячие симпатии соучеников. Постепенно энергичный и целеустремленный художник становится главой кружка молодых живописцев, увлеченных поисками новых путей в искусстве. Способствует этому и внутренняя культура, утонченность духовного мира Борисова-Мусатова, его влечение к музыке, литературе, современной поэзии (по преимуществу символистской и неоромантической), философии.

В 1895 году Борисов-Мусатов покидает Училище и отправляется в Париж, где в течение трех зим, совершенствуясь в рисунке, работает в мастерской посредственного исторического живописца, но опытного педагога Ф. Кормона. Встреча с современным французским искусством сыграла в жизни и творчестве Борисова-Мусатова решающую роль. “Мои художественные горизонты расширились , - рассказывал он впоследствии, - многое, о чем я мечтал, я увидел уже сделанным, таким образом, я получил возможность грезить глубже, идти дальше в своих работах” .

Борисова-Мусатова увлекают два направления в современной живописи. Он знакомится с импрессионизмом в чистом, “классическом” проявлении. Одновременно ищет он и другое: живопись, в его представлении, должна быть одухотворенной, наполненной высокой поэзией. И поэтому не случайно пристальное внимание к явлениям современного искусства, отмеченным чертами символизма, затронувшего в последние десятилетия века европейскую литературу и искусство. При этом Борисову-Мусатову оказываются достаточно чуждыми философские основы символизма, особенно в мистических проявлениях, полных безысходного мрака. Привлекают же его в работах художников этого направления искренние поэтические ноты, то, что он называл “мечтой о гармонии”.

Летние месяцы Борисов-Мусатов проводит в Саратове, настойчиво работая над этюдами. В маленьком садике на сбегающей к Волге тихой улице пишет обнаженных мальчиков-натурщиков, стремясь передать с наибольшей точностью изменения цвета под влиянием меняющегося в течение дня освещения. Пишет он и свою постоянную модель - младшую сестру. Все это - подготовка к будущим большим картинам.

В 1898 году Борисов-Мусатов окончательно возвращается в Россию. В течение пяти лет он живет в родном городе, проводя лето в старинных помещичьих усадьбах Слепцовке и Зубриловке , в тенистых парках которых рождаются замыслы картин. Жизнь художника заполнена столь напряженной работой, что кажется, будто он знает, как мал срок, отпущенный ему судьбой.

Почти сразу же после возвращения Борисова-Мусатова охватывает чувство, которое ныне получило название “ностальгии конца века”. Причина в болезненно острой реакции на социальные противоречия “железного, воистину жестокого века”, особенно ощутимые в растущем, богатеющем и вместе с тем глубоко провинциальном Саратове. Желание уйти от “грязи и скуки”, от “чертова болота”, от духа стяжательства и пошлого быта становится у Борисова-Мусатова все настойчивее. И возможность вырваться, хотя бы духовно, из своего окружения он находит в создании совершенно особого живописного мира, полувымышленного, полуреального. Такой уход в собственный мир чувств и образов - удел многих русских и европейских художников, поэтов, композиторов рубежа двух столетий.

Период творческих успехов, полного расцвета таланта Борисова-Мусатова открывается 1901 годом. Продлится он недолго - всего пять лет, и оборвется смертью художника. Сделав две-три попытки обратиться к сюжетам античности (в оставленной на стадии эскизов картине “Рабы”, в пастушеской идиллии “Дафнис и Хлоя”), Борисов-Мусатов бесповоротно отдается живописно-лирической теме: милой его сердцу поэзии русской природы и старины, прекрасной своей одухотворенностью русской женщине. Именно в эти годы вырабатывае он и живописную систему, последовательную и гибкую одновременно, декоративную по сути, но обогащенную живым отношением художника, прошедшего школу импрессионизма, к проблемам света, к всегда динамичной фактуре картины.

Первым произведением, в котором художник сумел синтезировать впечатления от натуры, увидеть в частном, конкретном общее, стала “Весна”. Именно эта работа дает возможность проследить, как импрессионистические начала вытесняются в творчестве мастера декоративными. И если трепетный мазок, фактура красочной поверхности остаются импрессионистическими, то картина в целом, с ее продуманной композицией, определенностью и равновесием цветовых плоскостей, изысканностью рисунка цветущих ветвей - произведение уже иной системы - декоративной. Слышатся в ней и отголоски японского искусства, сильно влиявшего на европейскую живопись (и графику) последних десятилетий XIX века.

Основной работой 1901 года стала картина “Гобелен”, самое название которой говорит о декоративных задачах, поставленных художником. Реальные впечатления, лежащие в основе “Гобелена”, были почерпнуты Борисовым-Мусатовым в Зубриловке. Отныне место действия большинства его картин - терраса, пандусы, лестница чудесного зубриловского дома, построенного в 80-х годах XVIII века, лужайки, аллеи таинственного и романтического зубриловского парка. Пейзаж входит теперь во все произведения Борисова-Мусатова не фоном, а важнейшим компонентом. В этой картине, как и в настоящих гобеленах, когда-то поразивших воображение юноши, художнику не нужна психологическая выразительность образов, жизненная достоверность происходящего. Поэзия картины, при всей ее камерности, чрезвычайно действенна. “Гобелен” звучит как приглушенная мелодия, в которой воскресают старинные музыкальные пьесы с их отвлеченной темой, прозрачной формой, отчетливым ритмическим рисунком.

Как всегда у Борисова-Мусатова, поэзия томительной грусти о прошлом достигается приемами сугубо современными, более того, новыми для русской живописи этого времени вообще: художник отказывается от каких бы то ни было элементов иллюзорности; условность колорита поддержана плоскостностью композиции, ритмичным чередованием вертикалей и горизонталей, темных и светлых пятен. Так, в пейзаже “Гобелена” как бы извлечена из повседневности романтическая прелесть темных крон деревьев, изящных узоров ветвей и листвы, солнечных лучей, скользящих по стене дома и светлой зелени газона.

Во второй половине 1902 года Борисов-Мусатов создает “Водоем”, картину, ставшую такой же кульминацией живописных исканий первых лет XX века, какими были “Девушка, освещенная солнцем” Серова для конца 1880-х годов, “Демон” Врубеля для 1890-х, “Купанье красного коня” Петрова-Водкина для начала 1910-х годов. Для самого Борисова-Мусатова “Водоем” - главная его картина, наполненная предельно интенсивным лирическим чувством, монументально-декоративная и поэтически-реальная одновременно.

“Водоем” - первое произведение Борисова-Мусатова, которое можно назвать монументально-декоративным панно. Монументальность его обусловлена, конечно, не размером холста (хотя “Водоем” - самая большая из всех его картин), а равновесием масс, найденным с предельной точностью, обобщенностью и лаконизмом цвета, более глубокого и звучного, чем прежде. Полностью отказываясь от иллюзорной передачи пространства, Борисов-Мусатов строит замкнутую в своей плоскостности композицию, сближая первый и второй планы, исключая линию горизонта. Ритмы картины чрезвычайно продуманны. В “Водоеме” особенно четко проявились две стороны художнической натуры Борисова-Мусатова: почти математический расчет прирожденного декоративиста сочетается здесь с эмоциональностью поэта, способного втягивать зрителя в пленительный мир вымысла.

Лето 1903 года Борисов-Мусатов с женой, художницей Е.В. Александровой, проводит в двухстах километрах от Саратова, в местечке Черемшаны под Хвалынском. Здесь, среди дубовых рощ, начинает он новую картину - “Изумрудное ожерелье”. В какой-то мере она оказывается воплощением его старого замысла - воспеть лето, молодость, стремление к счастью. Недаром Борисов-Мусатов назовет “Изумрудное ожерелье” самой “языческой” своей картиной. В его понимании “язычество” - синоним пантеизма. И некрасивые, но полные женственной прелести девушки “Изумрудного ожерелья” так же бессознательно тянутся к солнечным лучам, как поворачиваются к солнцу дубовые листья и белые шары одуванчиков.

В “Изумрудном ожерелье” Борисов-Мусатов по-иному, чем в “Водоеме”, решает проблему декоративизма. Он отказывается от замкнутости построения картины. Ритмичность присуща и цветовому решению картины, которое строится на градациях темно-зеленых, сине-зеленых, изумрудных, оливковых, желто-зеленых цветов и оттенков. В образах женщин чувствуется возврат к условности и обобщенности “Гобелена”.

Борисов-Мусатов заканчивал “Изумрудное ожерелье” в Подольске, под Москвой, куда он в конце 1903 года переехал из Саратова. Близость к Москве была крайне важна для него. Уже в течение ряда лет он был признанным лидером, идейным руководителем и одним из организаторов выставок Московского товарищества художников, прогрессивного объединения, вокруг которого постепенно начинают группироваться молодые последователи Борисова-Мусатова - выходцы из Саратова Павел Кузнецов, Уткин, Матвеев и их друзья Сарьян, Сапунов, Судейкин, Арапов. Известность Борисова-Мусатова растет. Появление на выставках “Гобелена”, “Водоема” и других картин привлекает внимание художественных кругов, хотя пресса продолжает относиться к его живописи скептически.

В 1904 году в Германии с большим успехом проходит персональная выставка Борисова-Мусатова; весной следующего года его произведения, в том числе и “Водоем”, экспонируются в парижском Салоне Национального общества изящных искусств, а сам художник избирается его членом.

Несмотря на это, материальное положение Борисова-Мусатова остается тяжелым. Лишь в последние годы жизни коллекционеры начинают приобретать его картины. Покупает несколько акварелей и Третьяковская галерея в Москве.

Еще одно произведение Борисова-Мусатова развивает и завершает искания, начатые в “Изумрудном ожерелье”. Это “Реквием”, большая тонко проработанная станковая акварель, посвященная памяти близкого друга Борисова-Мусатова Н.Ю. Станюкович. Глубокая скорбь художника по прекрасному, безвременно умершему человеку вылилась в “Реквиеме” в отвлеченные, классические формы. Несмотря на тщательность прорисовки, женщины “Реквиема” превращены Борисовым-Мусатовым в тени; заменяя живой образ символом, он ближе, чем когда-либо ранее, подходит в “Реквиеме” к символизму в его мистическом преломлении. “Реквием” был написан в Тарусе, маленьком городке на берегу Оки, где Борисов-Мусатов провел весну, лето и осень трагического и героического 1905 года. Он был далек от вмешательства в общественную жизнь, если это не было вызвано интересами творчества. Но, живя в почти сельской тишине, куда доходили лишь слухи о забастовках, о крестьянских волнениях, он лихорадочно читал газеты и ждал наступления “Российской республики”, как он писал А. Бенуа. И отнюдь не случайно, что художник именно в этот год обратился к пейзажу, олицетворяющему в его представлении Россию...

И в прежние годы он не раз писал живую природу, - это были то этюды к картинам, то самостоятельные пейзажи и изображения цветов. Но вершины в пейзажной живописи Борисов-Мусатов достигает в последние месяцы своей жизни. В акварели “На балконе. Таруса”, в пастелях “Куст орешника” и “Осенняя песнь” природа как бы растворена в чувстве художника. Необычайно простые по композиционному решению, с ясно ощутимыми ритмами линий и красок, полные прозрачной голубизны и бледного золота осени, эти произведения - прекрасные образцы открытого Борисовым-Мусатовым особого вида пейзажа - декоративного пленэра.

Борисов-Мусатов скончался неожиданно, 26 октября 1905 года, и был похоронен в Тарусе, на высоком берегу Оки. Через несколько лет на могиле был поставлен памятник работы его друга и почитателя, прекрасного русского скульптора А. Матвеева. Спящий мальчик на саркофаге - память о том, как когда-то в Саратове Борисов-Мусатов пытался спасти тонущего ребенка. Вместе с тем, это напоминание о бессмертной красоте человека и его творчества.

Известие о смерти Борисова-Мусатова прошло почти незамеченным. Но постепенно к художнику пришла настоящая известность. Весной 1906 года на выставке “Мира искусства” в Петербурге произведениям Борисова-Мусатова был отведен целый зал. В 1907 году в Москве, а в 1908 году в Петербурге прошла ретроспективная выставка его работ. В статьях и книгах были сделаны попытки определить место Борисова-Мусатова в русском искусстве.

Но по-настоящему память о нем продолжала жить в искусстве целой плеяды прекрасных живописцев. В творчестве мастеров, объединившихся вокруг выставки “Голубая роза” (1907), а впоследствии ставших крупными советскими художниками - Павла Кузнецова, Уткина, Сарьяна, их друга Петрова-Водкина, в разной степени и у каждого по-своему, возрождается композиционная построенность картин Борисова-Мусатова, их логичность и эмоциональность, живет умение чисто живописными средствами достичь подлинной высокой поэзии.

Использованные материалы: - Борисов-Мусатов.//Автор вступительной статьи и составитель альбома А.А. Русакова. - Л.: Худож.изд-во "Аврора", 1975.
- В. Борисов-Мусатов: Из собрания Государственной Третьяковской галереи.//Автор-составитель И.М. Гофман. - М: "Изобразительное искусство", 1989.
- Савельева Е. Дом, удобный для вдохновения. - Памятники Отечества: Сердце Поволжья. - М.: Памятники Отечества, 1998.

Ви́ктор Эльпидифо́рович Бори́сов-Муса́тов (2 (14) апреля 1870 - 26 октября (8 ноября) 1905) - русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд».

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Виктор Борисов-Мусатов родился в Саратове 2 (14) апреля 1870 года в семье Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых, бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию. Отец был железнодорожным служащим.

В 1890-х учился изобразительному искусству в студии Саратовского общества изящных искусств, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в петербургской Академии художеств, где его учителем был Павел Петрович Чистяков.

Учился также в студии Ф. Кормона в Париже. Был близок художникам «Мира искусства».

С 1898 год жил в основном в Саратове, с 1901 года - в имении Зубриловка Саратовской губернии. Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами. В 1902 году Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой - будущей женой.

Его сестра Елена вспоминала: Глубокая осень в Зубриловке также увлекла брата по своим блеклым тонам красок умирающей природы… Возле дома, где он нас писал в солнечные летние дни, краски уже были печальные, серые, все гармонировало с темным осенним небом, покрытым тучами. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Это и дало настроение брату написать картину - «Призраки»… Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома - «все уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин. Эти две поездки в усадьбу нашли отражение в работах «Гобелен» (1901), «Прогулка при закате» (1903), «Призраки» (1903), «Сон божества» (1904-1905).

С 1903 года он жил в Подольске и Тарусе.

Борисов-Мусатов скончался в Тарусе 26 октября (8 ноября) 1905. Похоронен на окраине Тарусы, на высоком берегу реки Оки. На могиле художника в 1910 году был установлен памятник работы его однокашника-саратовца скульптора А. Т. Матвеева.

ТВОРЧЕСТВО

Художник вступил на творческий путь накануне нового столетия. Он болезненно переживал равнодушие буржуазного общества к духовным идеалам, которыми жил. Веря в преобразующую роль искусства, художник обретал силы и смысл творчества в романтической жажде утвердить светлый мир красоты и поэзии в противовес прозе и сухому рационализму.

Персонажи его картин — воплощение мечты художника об идеале.

Он стремится в живописи передать безмолвное, но внятное собеседование человеческих душ, как бы прислушивающихся к себе и к миру в поисках отзвуков извечных законов красоты.

Разумеется, эмоционально-лирическую стихию невозможно воплотить прямолинейно, протокольным воспроизведением натуры, определенностью бытового сюжета. Мироощущение и особый строй образов раскрываются в жанровых, колористических и композиционных поисках, в обращении к языку иносказаний.

Пейзажные этюды составляют большую часть его ранних произведений. С середины 1890-х годов художника все больше привлекает изображение человека в пленэре. Задача штудирования обнаженной натуры, изучение эффектов солнечного освещения, стремление достигнуть декоративности, используя локальный цвет, в этюде «Мальчик с собакой» (1895), сочетаются с попыткой образного решения мотива. В застывшей в неудобной позе детской фигурке видится не напряженность натурщика, а самозабвенная поглощенность игрой. Естественность ребенка наедине с природой рождает ощущение интимности образа.

Полотно «Гармония» (1900) было важной вехой в формировании художественной системы мастера. Он пытался в нем передать согласно звучащую красоту искусства, человеческого творчества и красоту природы в самом сюжете (дамы в парке слушают кавалера, декламирующего стихи). Созданная в 1902 году картина «Водоем» знаменует вступление Борисова-Мусатова в пору зрелости и расцвета. Этим же годом датирован «Портрет дамы», в котором убедительно передана индивидуальность модели и вместе с тем в кем ощутим проникновенный лиризм.


Так же, как в этом портрете, в картинах «Осенний мотив», «Дама в голубом платье», «В парке» каждый раз раскрывается новая грань идеала одухотворенной женственности. «Девушка в ожерелье» (1904) — этюд к одному из самых совершенных по воплощению и самому светлому по строю чувств созданию мастера — к картине «Изумрудное ожерелье». В этюде переданы очаровательная непосредственность, застенчивая милая неуклюжесть, даже некоторая простоватость юной девушки. Перенесенное в картину, то же лицо преображается отсветом душевного движения, та же фигура приобретает благородное изящество. Красивая, легкая гамма этюда, строящаяся на сочетании зеленого с розово-сиреневым и золотисто-желтым, в картине становится строже, архитектоничнее, но и сложнее, обогащаясь фактурной аранжировкой.


Важную страницу творческой биографии художника занимает работа над эскизами неосуществленных панно на тему «Времена года», предназначавшихся для украшения интерьера частного дома. Как и другие листы цикла, «Летняя мелодия» свидетельствует о мастерстве акварелиста, о его большом декоративном даре, музыкальном чувстве ритма.

«Венки васильков» — последний замысел художника. Его помешала осуществить преждевременная смерть. Над эскизами к этой картине художник работал летом 1905 года в Тарусе. Венки и гирлянды, по-видимому, были для него эмблемой печали, утраты. Но образ произведений Борисова-Мусатова всегда многозначен. Звучная цветовая гамма — яркая синева цветов, ослепительная белизна облака — знаменуют преодоление скорби, растворение ее в восторге перед вечной красотой природы.

Борисов-Мусатов - фамилия замечательного, своеобразного российского художника, произведения которого мгновенно узнаваемы. Его часто называют «певцом дворянских гнезд». Можно было бы добавить и «певцом сирени» - такая она красивая на его полотнах, и так ее много - ее можно увидеть на таких полотнах, как «Автопортрет с сестрой», «Весна», «Майские цветы».

Серебряный представитель Серебряного века

Творчество этого мастера, лучшего и самого знаменитого представителя Волжской художественной школы, относится к символизму, вернее, ко второму его этапу. Художник Борисов-Мусатов входит в плеяду гениальных творцов Серебряного века. Строки А. Ахматовой «…и серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл…», давшие название этому периоду, очень подходят к полотнам художника. Красота, ясность, тишина и спокойствие…

Возникновение знаменитой фамилии

Кто же он такой - В. Э. Борисов-Мусатов? Инициалы имени и отчества художника расшифровываются как Виктор Эльпидифорович. Редкое имя отца занимает свою нишу в военной истории России - во времена Первой мировой войны несколько канонерских судов носили такое название.

2 апреля 1870 года железнодорожный служащий Эльпидифор Борисович Мусатов стал отцом, у него родился мальчик. Будущий художник очень любил семью, особенно деда, личность яркую и незаурядную, гордился им настолько, что его имя - Борис - взял приставкой к родовой фамилии Мусатов. В результате этого мир знает художника, имя которого - Борисов-Мусатов.

Перекличка времен

Конечно, можно прожить век и ничего не знать об этом замечательном мастере. Но если довелось увидеть его картины, причем желательно ретроспективу (их не так много, всего 77 - жизнь художника была очень короткой), они запоминаются навсегда, оставляя в душе тот же след, что и некоторые произведения Тургенева, воспевшего мир провинциального дворянства. Виктор Борисов-Мусатов не был современником гениального писателя. Некоторые критики обвиняют его картины в постановочности и манерности. Но к таким произведениям, как «Дворянское гнездо», «Ася», полотна этого художника - «Водоем», «Ожидание гостей», «Одиночество» - являются лучшими иллюстрациями. Специалисты называют его работы картинами-элегиями.

Трагический случай

Сам художник с детства был окружен любовью, которая помогла ему не озлобиться и вырасти очень приятным и доброжелательным человеком. Он всегда был окружен симпатизирующими ему людьми. Трагический случай, произошедший с ним в возрасте трех лет - он упал со скамьи, и в результате повреждения позвоночника у маленького Вити стал расти горб - очень подорвал здоровье мальчика. В дальнейшем Борисов-Мусатов, биография которого так коротка, не смог из-за тяжелого климата закончить Петербургскую художественную академию.

Первые позывы к творчеству

Рисовать мальчик пробует с 6 лет, в 14 окончательно решает стать с художником и в 1886 году становится учеником частной студии художника-передвижника В. В. Коновалова. Занимается в ней 4 года, попутно посещая воскресную школу Н. Ананьева. Окончив обучение в училище в 1898 году, продолжает набираться знаний в студии при Саратовском обществе любителей искусства.

В Саратове, крупном купеческом центре (известно, что купцы являлись меценатами), была очень хорошая коллекция произведений мировой живописи. Наш юный творец посещал ее систематически и брал уроки у заезжего итальянского художника Г. Баракки. Так, Борисов-Мусатов успешно освоил технику К 1898 году относится одна из его первых работ, сохранившаяся до наших дней, прекрасная, тщательно выписанная и овеянная романтикой картина «Окно».

Начало серьезного обучения

С 1890 года Борисов-Мусатов - студент Московского художественного училища. Но стремясь овладеть как можно большим мастерством, он уезжает в Петербург, в класс П. П. Чистякова. Из-за плохого здоровья Борисов-Мусатов возвращается в Москву, где с 1893 года учится у В. Д. Поленова. Стремясь к дальнейшему совершенству, художник в 1895 году едет в Париж и поступает в под названием «Ателье Кормона». Хозяином ее был известный французский живописец Фернан Кормон, удостоенный в 1880 году за свое творчество ордена Почетного легиона, а в 1898 году возглавивший французскую Национальную школу изящных искусств. А его частную школу из российских живописцев посещали Рерих и Исаак Батюков.

Парижский период

В Париже Борисов-Мусатов был потрясен полотнами Пюви де Шаванна, французского символиста, в мастерскую которого в качестве ученика ему не удалось попасть. Конечно же, за время пребывания в этом признанном центре мирового искусства русский живописец не мог не познакомиться с творчеством импрессионистов и постимпрессионистов. Очень близким ему оказалось Поля Гогена и До чего же хороша картина, написанная в это время, «Капуста и ветлы»! Как она перекликается с творчеством импрессионистов! Но особенно близкими и созвучными ему становятся картины-панно символистской группы «Наби» (что означает в переводе с древнееврейского языка "пророк, избранный" - так скромно именовали себя набиды). В нее входили Поль Серюзье (руководитель), Эдуард Вюйар и Морис Дени.

Ренессанс - фундамент живописи

Впитывая в себя все современные веяния, основываясь на художественных традициях старых мастеров, Виктор Борисов-Мусатов, картины которого являются отражением этого взаимопроникновения, разработал свою, узнаваемую манеру письма. И, конечно же, как и все художники мира, он в Лувре изучал работы известных творцов. Кумиром его был Леонардо да Винчи, которому, кроме всего прочего, как никому другому, удавались сфумато (прозрачные тени). По свидетельству современников, русский живописец никогда не расставался с репродукцией «Джоконды».

Но больше всего на картины Борисова-Мусатова влияние оказали такие гении итальянского Возрождения, как Фра Анджелико и Сандро Боттичелли. На творчестве талантливого человека, жизнь которого полностью принадлежит искусству, не могли не отразиться произведения представителей великой Венецианской школы - Тинторетто, Тициан и Веронезе. Некоторые поздние картины Борисова-Мусатова написаны под впечатлением, в манере итальянцев (на крупнозернистый холст рисунок наносился темперрой).

Возвращение на Родину

Одной из первых картин вернувшегося на родину художника стал полотно «Автопортрет с сестрой», в котором он впервые пытается представить свое творческое кредо - изображение реального мира в виде отголоска ушедшего прекрасного прошлого. Его картины, по мнению некоторых авторов, полны очарованного созерцания жизни. За творение «Гобелен», моделью для которой послужила все та же сестра Елена, на выставке Московского товарищества художников Борисов-Мусатов в 1902 году получил премию.

Чтобы полностью представить общую картину стран, времен и мастеров, оказавших влияние на формирование художественного кредо художника, нельзя не упомянуть великого а также японскую гравюру, которая в эпоху русского модерна была чрезвычайна популярна.

Становление мастерства

После «Автопортрета с сестрой» пару картин, а именно «Осенний мотив» и «Гармонию», специалисты относят к авторским неудачам - они выглядят как пышные костюмированные постановки. В начале XX века Борисов-Мусатов, биография которого, к сожалению, уже приближалась к концу, был особенно счастлив. В Саратове у него была школа художников-единомышленников, выставивших свои работы в 1904 году на экспозиции «Алая роза». Сюда входили П. Кузнецов, А. Матвеев, М. Матюшин, Уткин и К. Петров-Водкин. В это время он очень подружился с Андреем Белым и Валерием Брюсовым. Они посвятили картинам Борисова-Мусатова циклы стихотворений. Об отношениях прославленных поэтов Серебряного века можно судить по посмертной статье Андрея Белого, посвященной Борисову-Мусатову, «Сиреневые гирлянды».

Самые счастливые годы

В 1903 году художник женится на своей соратнице Елене Александровой, любимой и любящей женщине, ставшей его другом, музой, матерью родившейся в 1904 году дочери Марианны. Картины этих лет становятся шедеврами. Они мало покупаются, но художник признан во всем мире. Все складывается, он энергично и самозабвенно работает, рисуя по 6-7 картин в год. Семья переезжает в Подольск, но лето всегда проводят на даче в Тарусе. Сам художник, описывая свою жизнь и творчество того времени, говорил, что живет в мире грез и фантазий «среди березовых рощ, задремавших в глубоком сне осеннего тумана».

Самые красивые полотна

Особого внимания заслуживает полотно, которое в 1901 году написал Борисов-Мусатов. «Весна», как считается, обозначила начало нового периода в творчестве художника. В ней уже полностью отсутствует повествовательная линия. О ней один из дореволюционных биографов говорит, что здесь полностью «отсутствует элемент исторической были». Творчество Борисова-Мусатова представляет собой квинтэссенцию всего… Он - «последний звук бесконечно далекой мелодии, оборвавшийся в наши дни».

Специалисты, благодаря этой непрерывности мелодии, сравнивают его с Вагнером. Картины «Гобелен», «Водоем», «Реквием» (последняя посвящена безвременной смерти Надежды Станюкевич, жены ближайшего друга писателя) бесконечно красивы.

Смерть расставляет все по местам

Но, как это всегда бывает, подлинное признание приходит после смерти. Художник умирает внезапно летом 1905 года на даче в Тарусе. Он был совсем не стар, но многочисленные мучительные операции не могли не сказаться на здоровье. Борисов-Мусатов был похоронен здесь же, в любимой Тарусе, на высоком берегу Оки. В 1907 году открывается выставка «Голубая роза», название которой дал Андрей Белый, и костяк которой составили представители ближайшего окружения Борисова-Мусатова, он был признан их идейным вождем. Картины увидели свет, выставки проводились во многих странах Европы, одно из полотен купил Андре Жид - звезда французского модернизма. И, конечно же, его творчество сказалось на работах последующих мастеров, особенно авангардистов.

Русский художник, представитель символизма. Перенесенная в детстве травма сделала его горбуном и подорвала здоровье, но не помешала стать одним из прекраснейших лирических художников своего времени. В молодости Борисов-Мусатов проявил особый интерес к живописной системе импрессионистов, что сказалось на его ранних работах В1898 году художник написал картину «Автопортрет с сестрой», впервые пытаясь создать свой прекрасный мир. где реальность переплетена с вымыслом Он рисовал молодых женщин в старинных нарядах на фоне русских усадеб, соединяя материальность предметов и эфемерность мечты. Но это были не костюмированные реконструкции прошлого, а элегическая поэма о безвозвратно ушедшем («Гобелен», 1901; «Водоем». 1902). Своей эстетской утонченностью, отрешенностью от земных забот дамы Борисова-Мусатова напоминали героинь полотен М. Дени, Творчество мастера было высоко оценено в России и за рубежом, однако это не принесло ему достатка на протяжении всей жизни художник бедствовал.

Обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. После жил и работал в Париже. Под влиянием французской школы живописи сформировался особенный стиль художника. Критики отмечали новаторское, экспериментальное начало в его картинах. Был одним из руководителей Московского товарищества художников. Просмотреть картины Борисова-Мусатова Биография и творческая деятельность

Известный русский художник Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов родился в Саратове 2 (14) апреля 1870 года. Вследствие несчастного случая мальчик в трехлетнем возрасте сделался горбатым. В 1881 году будущий художник поступает в саратовское реальное училище. Именно здесь проявились художественные способности молодого человека. Из всех предметов Виктор больше нравилась живопись. Его первым педагогом по рисованию был выпускник петербургской Академии художеств В. Коновалов, который и посоветовал мальчику посвятить себя живописи.

В 1890 году Борисов-Мусатов успешно сдал экзамены в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, однако предпочел переехать в Петербург. Здесь он становится вольнослушателем Академии художеств, начинает посещать частную мастерскую П. Чистякова, учениками которого в разные годы были И. Репин, В. Серов, М. Врубель. Этот петербургский период стал важным этапом становления художника Борисова-Мусатова. Однако в 1893 году вследствие обострившейся болезни живописец покидает Петербург и возвращается в Москву. Здесь он окунается в атмосферу творческих исканий. Молодые художники - И.И. Левитан, М. Нестеров, В.А. Серов, К.А. Коровин, А.Е. Архипов - новаторы в живописи - боролось за обновление искусства. Знакомство с творчеством Н.Н. Ге и его новой картиной «Распятие», а также их беседы оказали большое влияние на творческое мировоззрение молодого художника. Борисов-Мусатов продолжил обучение в МУЖВЗ под руководством В. Поленова, а в 1895 уехал учиться в Париж. В Париже за три года ежедневных посещений Лувра и мастерской Кормона художник выработал свой стиль и получил признание. Борисов-Мусатов уже собирался возвращаться в Россию, однако внезапное обострение болезни вынудило его задержаться. По возвращении в Россию в 1898 году живописец поселяется в Саратове, где продолжает много работать.

Смерть матери и необходимость заботиться о малолетней сестре заставили его переехать в Москву. В 1899 году Борисов-Мусатов вступает в члены московского Товарищества художников и становится одним из руководителей этой организации. В его обязанности входило организация выставок Товарищества в Москве и Петербурге, на которых, кстати, были показаны все наиболее значимые работы художника.

1901 год - период наибольшего творческого расцвета мастера. С 1901 по 1904 годы Борисов-Мусатов создает наиболее значительные свои произведения, некоторые из которых были признаны шедеврами русской живописи. Можно отметить полотна «Весна», «Гобелен» (1901), «Водоем» (1902), «Изумрудное ожерелье» (1903 - 04), «Призраки» (1903). Критика отмечала новаторское, экспериментаторское начало в его картинах. По словам К. Петрова-Водкина, Борисов-Мусатов придал поэзии «прочную живописную форму». Его произведения отличались почти архитектурной выстроенностью. Его стилистические открытия оказали большое влияние на художественный язык русского искусства на рубеже XIX и XX веков. Он создал живописную систему, суть которой - единение реального мира и мира условного, призрачного видения.

В 1904 году персональная выставка Борисова-Мусатова с успехом прошла в Германии. Работы художника вызвали восторженные отклики критики. В это же время живописец получил заказ в Москве на исполнение двух циклов монументально-декоративных росписей. Однако этим замыслам не суждено было воплотиться. Последние месяцы жизни художник провел в Тарусе, создал ряд великолепных пейзажей, выполненных акварелью и пастелью. В планах художника была большая картина «Венки васильков», он создал немало эскизов для циклов росписей, начал работу над «Реквиемом».

Загружаю видео...

Россия