Яндекс художник борисов мусатов. Виктор Борисов-Мусатов – биография и картины художника в жанре Символизм – Art Challenge. Появление на свет художника

Ви́ктор Эльпидифо́рович Бори́сов-Муса́тов (2 (14) апреля 1870 - 26 октября (8 ноября) 1905) - русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд».

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Виктор Борисов-Мусатов родился в Саратове 2 (14) апреля 1870 года в семье Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых, бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию. Отец был железнодорожным служащим.

В 1890-х учился изобразительному искусству в студии Саратовского общества изящных искусств, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в петербургской Академии художеств, где его учителем был Павел Петрович Чистяков.

Учился также в студии Ф. Кормона в Париже. Был близок художникам «Мира искусства».

С 1898 год жил в основном в Саратове, с 1901 года - в имении Зубриловка Саратовской губернии. Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами. В 1902 году Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой - будущей женой.

Его сестра Елена вспоминала: Глубокая осень в Зубриловке также увлекла брата по своим блеклым тонам красок умирающей природы… Возле дома, где он нас писал в солнечные летние дни, краски уже были печальные, серые, все гармонировало с темным осенним небом, покрытым тучами. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Это и дало настроение брату написать картину - «Призраки»… Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома - «все уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин. Эти две поездки в усадьбу нашли отражение в работах «Гобелен» (1901), «Прогулка при закате» (1903), «Призраки» (1903), «Сон божества» (1904-1905).

С 1903 года он жил в Подольске и Тарусе.

Борисов-Мусатов скончался в Тарусе 26 октября (8 ноября) 1905. Похоронен на окраине Тарусы, на высоком берегу реки Оки. На могиле художника в 1910 году был установлен памятник работы его однокашника-саратовца скульптора А. Т. Матвеева.

ТВОРЧЕСТВО

Художник вступил на творческий путь накануне нового столетия. Он болезненно переживал равнодушие буржуазного общества к духовным идеалам, которыми жил. Веря в преобразующую роль искусства, художник обретал силы и смысл творчества в романтической жажде утвердить светлый мир красоты и поэзии в противовес прозе и сухому рационализму.

Персонажи его картин — воплощение мечты художника об идеале.

Он стремится в живописи передать безмолвное, но внятное собеседование человеческих душ, как бы прислушивающихся к себе и к миру в поисках отзвуков извечных законов красоты.

Разумеется, эмоционально-лирическую стихию невозможно воплотить прямолинейно, протокольным воспроизведением натуры, определенностью бытового сюжета. Мироощущение и особый строй образов раскрываются в жанровых, колористических и композиционных поисках, в обращении к языку иносказаний.

Пейзажные этюды составляют большую часть его ранних произведений. С середины 1890-х годов художника все больше привлекает изображение человека в пленэре. Задача штудирования обнаженной натуры, изучение эффектов солнечного освещения, стремление достигнуть декоративности, используя локальный цвет, в этюде «Мальчик с собакой» (1895), сочетаются с попыткой образного решения мотива. В застывшей в неудобной позе детской фигурке видится не напряженность натурщика, а самозабвенная поглощенность игрой. Естественность ребенка наедине с природой рождает ощущение интимности образа.

Полотно «Гармония» (1900) было важной вехой в формировании художественной системы мастера. Он пытался в нем передать согласно звучащую красоту искусства, человеческого творчества и красоту природы в самом сюжете (дамы в парке слушают кавалера, декламирующего стихи). Созданная в 1902 году картина «Водоем» знаменует вступление Борисова-Мусатова в пору зрелости и расцвета. Этим же годом датирован «Портрет дамы», в котором убедительно передана индивидуальность модели и вместе с тем в кем ощутим проникновенный лиризм.


Так же, как в этом портрете, в картинах «Осенний мотив», «Дама в голубом платье», «В парке» каждый раз раскрывается новая грань идеала одухотворенной женственности. «Девушка в ожерелье» (1904) — этюд к одному из самых совершенных по воплощению и самому светлому по строю чувств созданию мастера — к картине «Изумрудное ожерелье». В этюде переданы очаровательная непосредственность, застенчивая милая неуклюжесть, даже некоторая простоватость юной девушки. Перенесенное в картину, то же лицо преображается отсветом душевного движения, та же фигура приобретает благородное изящество. Красивая, легкая гамма этюда, строящаяся на сочетании зеленого с розово-сиреневым и золотисто-желтым, в картине становится строже, архитектоничнее, но и сложнее, обогащаясь фактурной аранжировкой.


Важную страницу творческой биографии художника занимает работа над эскизами неосуществленных панно на тему «Времена года», предназначавшихся для украшения интерьера частного дома. Как и другие листы цикла, «Летняя мелодия» свидетельствует о мастерстве акварелиста, о его большом декоративном даре, музыкальном чувстве ритма.

«Венки васильков» — последний замысел художника. Его помешала осуществить преждевременная смерть. Над эскизами к этой картине художник работал летом 1905 года в Тарусе. Венки и гирлянды, по-видимому, были для него эмблемой печали, утраты. Но образ произведений Борисова-Мусатова всегда многозначен. Звучная цветовая гамма — яркая синева цветов, ослепительная белизна облака — знаменуют преодоление скорби, растворение ее в восторге перед вечной красотой природы.

Художник Борисов-Мусатов.

Борисов-Мусатов. Символист русской старины.
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (2 (14) апреля 1870 - 26 октября (8 ноября) 1905) остался в истории русского искусства одним из самых поэтичных и одухотворенных живописцев.
Всё его наследие - это тихое, долгое, печальное сновидение. Природа полуденно-сонна или вечерне-утомлена, героини - то ли заколдованные девы, то ли сами тянущие нить заговоров между молитвами помещицы, то ли забытые драгоценные куклы...а может быть это образы душ давно умерших прекрасных дам. И всё это в атмосфере, которая источает летний аромат, которой хочется дышать.
В дневниках Мусатова есть запись: «Мои помыслы - краски, мои краски - напевы». И еще: «Когда меня пугает жизнь, я отдыхаю в искусстве и в музыке»
"Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики," - говорил Андрей Белый. "Тончайшим и нежным горбуном" назвал он Борисова-Мусатова.

«Одиночество» или На балконе. Пастель. Серпуховский художественно-исторический музей, Серпухов

В 1873 году в возрасте трех лет с Виктором Мусатовым произошел несчастный случай. Резвый, подвижной мальчик повредил себе спину, упав со скамейки. Этот ушиб вызвал хронический воспалительный процесс в позвоночнике. Родители болезненно переживали постигшее его несчастье. Они сделали все от них зависящее, чтобы добиться его излечения. Но ни в Москве, ни в Петербурге, куда отец возил мальчика, ничем не смогли помочь, и Виктор остался «с прекрасной, гордо взнесенной головой и горбатым туловищем»,- по словам одного из его биографов.
"Был он болезненный, маленький, горбатенький человек с острой бородкой, - писал М. Добужинский, - очень изысканно одевался и носил золотой браслет".
"Он был трогателен, мил и сердечен", - вспоминал близко друживший с Борисовым-Мусатовым И. Грабарь.


Весна. 1898-1901. Холст, темпера. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Прогулка при закате. 1903. Холст, темпера. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Летняя мелодия. 1904-1905. Эскиз неосуществленной фрески изх цикла Времена года. Бумага, акварель, тушь, кисть, карандаш. Частное собрание


Весенняя сказка. 1904-1905. Эскиз неосуществленной фрески из цикла Времена года. Бумага, акварель, графитный карандаш, перо, кисть.


Осенний вечер. 1904-1905. Эскиз неосуществленной фрески из цикла Времена года. Бумага, акварель, графитный карандаш, перо, кисть.

Сон божества. 1904-1905. Эскиз неосуществленной фрески из цикла Времена года. Бумага, акварель, перо, кисть.


Гобелен. 1901. Холст, темпера. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Автопортрет с сестрой. 1898. Холст, масло, темпера. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Художник был безвозвратно влюблен в супругу своего товарища- Надежду Юрьевну Станюкович. Сопровождая мужа на Русско-турецкой войне она работала в госпитале и пережила глубокий нервный срыв после чего заболела и 21 августа 1905 года скончалась.
«Меня поразил болезненный, измученный вид брата,- вспоминала его сестра Елена,- да и вообще перемена в лице была очень заметна». Мусатов хочет создать картину «Реквием» по умершей. 15 сентября он пишет М. Е. Букинику: «Ведь для меня она не умерла, потому что я художник. Нет, она даже живет теперь как-то ярче. И я ее напишу еще так, чтобы она навсегда не умерла и для него [В. К. Станюковича -его друга и мужа умершей]».Эта картина – лебединая песнь Борисова-Мусатова, его самое совершенное и высокое творение.


Реквием. 1905. Бумага на картоне, акварель, черный карандаш, сангина. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В центре, несколько особняком, - женщина в платье, которое выделяется своей белизной даже среди светлых прозрачных одеяний остальных. Она резким движением оборачивается назад, нарушая плавный ритм шествия, приковывая к себе взгляд зрителя. Черты ее лица - черты Надежды Юрьевны Станюкович. С тяжелыми локонами, с застывшим взглядом, отрешенная от всех земных треволнений, почти тень живой женщины.
Этот прекрасный, светлый и печальный женский образ присутствует здесь как воспоминание о безвременно ушедшей навеки.
Слева - высокая дама с обнаженными плечами и веером в опущенных руках. Моделью для нее служила жена Мусатова. Остальные действующие лица играют роль равнодушных зрительниц и лишены, по сути, психологических характеристик. Они необходимы для создания ритмичной, декоративной композиции.
Все продумано и гармонично: теплые тона - желтоватые и розовые ритмично чередуются с холодными - голубыми и синими. На втором плане - зеленовато-голубые купы деревьев. – это не реальный парк, на картине он словно встает в торжественном воспоминании».
Ни в одной из его работ еще не выражались с такой силой самые сокровенные чувства: страстная жажда прекрасного в жизни и связанные с этим скорбь и надежда.
«Реквием» не был вполне закончен. Так же как «Реквием» Моцарта, он стал реквиемом самому художнику.


Изумрудное ожерелье. 1903-1904. Холст, масло, темпера. Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Изумрудное ожерелье» полно жажды жизни, ликования. Восемь женщин, одна за другой в парке, они то ли стоят, то ли идут, но какая устойчивость, уверенность в такой фронтальной композиции, а в красках - сколько нежности, гармонии, покоя! Такими картинами можно лечить неустойчивую психику современного человека.


Венок васильков. 1905. Этюд. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Осенняя песнь. 1905. Бумага, пастель. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Художник смотрит с высокого берега Оки на желтые кроны берез, образующих справа и слева кулисы. В воде отражается холодное бледно-серое небо. Над широкой полосой покрытого поблекшей травой берега поднимается синий лес. Четкие горизонтали стволов контрастируют с мягкими плавными линиями опущенных, как бы усталых ветвей, создавая удивительный декоративный эффект. Замыкает композицию, придавая ей законченность, треугольник журавлиной стаи, черная цепочка, как бы прочерченная пером.
Это одна из последних работ художника.


Капуста. 1893. Этюд. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов


Майские цветы. 1894. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Прогулка. 1901. Картон, темпера. Одесский художественный музей, Одесса


Мотив без слов. 1900. Бумага на картоне, акварель, пастель, графитный карандаш. Государственная Третьяковская галерея, Москва


В ожидании гостей. 1894. Бумага, тушь, гуашь. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Волга. Нижний Новгород. 1894. Бумага, гуашь. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Отблеск заката. 1904. Холст, темпера. Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород


Водоем. 1902. Холст, темпера. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Круглый водоем - и две женщины, беседующие на берегу, но в водоеме ярко отражаются голубизна неба и белые облака. Вода написана с более высокой точки, а дамы - с более низкой. Синее платье гармонирует с голубизной неба, а белые облака - с белой кружевной накидкой дамы, стоящей боком.
«Водоем» он писал для своей возлюбленной Надежды Юрьевны Станюкович., и она его приобрела. Ее похвала, вырвавшийся из ее груди восторг при виде картины «Водоем» были сильнее, чем какие-либо статьи критиков.


Призраки. 1903. Холст, темпера. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Усадебный дом и поместье Зубриловка. Бывшая усадьба князей Голицыных-Прозоровских. Фотография.
В 1899 году художник Виктор Борисов-Мусатов написал управляющему усадьбой Н. В. Соколову письмо, с просьбой посмотреть старинное имение. Его просьба была удовлетворена и в 1901 году художник приехал в Зубриловку. Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами. В 1902 году Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой - будущей женой. Его сестра Елена вспоминала: Глубокая осень в Зубриловке также увлекла брата по своим блеклым тонам красок умирающей природы… Возле дома, где он нас писал в солнечные летние дни, краски уже были печальные, серые, все гармонировало с темным осенним небом, покрытым тучами. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Это и дало настроение брату написать картину - «Призраки»… Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома - «все уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин. Эти две поездки в усадьбу нашла отражение в работах «Гобелен» (1901), «Прогулка при закате» (1903), «Призраки» (1903), «Сон божества» (1904-05).


Усадьба. 1902. Холст, масло. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А.Коваленко, Краснодар


На террасе. 1903.


Дама в голубом. 1902. Бумага на холсте, акварель, пастель. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Сидящая женщина. 1899. Этюд к картине Гармония. Воронежский областной художественный музей им. И.Н.Крамского, Воронеж


Окно. 1886. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Дама в саду. 1903.


Пруд. Начало 1900-х. Этюд к картине Дафнис и Хлоя. Бумага, акварель


На балконе в Тарусе. 1905.


Куст орешника. 1905. Бумага, акварель, пастель. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Это одна из последних работ художника

Ранняя осень любви умирающей.
Тайно люблю золотые цвета
Осени ранней, любви умирающей.
Ветви прорваны, аллея пуста,
В сини бледнеющей, веющей, тающей
Странная тишь, красота, чистота...

Стихотворение Валерия Брюсова «Ранняя осень», написанное за месяц до пейзажа Мусатова


"Дама в голубом" 1904


Девушка в ожерелье. 1904. Этюд к картине Изумрудное ожерелье. Холст, масло. Частное собрание

Женщина в голубом. 1905. Бумага, пастель. Национальная галерея Армении, Ереван


Портрет дамы. 1902. Холст, акварель, пастель, гуашь. Частное собрание


Осенний мотив. 1901. Холст, масло. Киевский государственный музей русского искусства, Киев


Кавалер, читающий стихи. 1899. Этюд к картине Гармония. Холст, темпера. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов


Терраса. 1903. Частное собрание


Мальчик с собакой. 1895. Холст, масло. Харьковский государственный музей изобразительных искусств, Харьков


У реки. 1894. Этюд. Холст, масло. Курская государственная картинная галерея им. А.А.Дейнеки, Курск


Дерево. Этюд. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов


Спящая девушка. 1890-е. Бумага цветная, пастель. Астраханская областная картинная галерея им. Б.М. Кустодиева, Астрахань


Дама у гобелена (Портрети Н.Ю.Станюкович). 1903. Бумага, пастель. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Портрет Надежды Юрьевны Станюкович. 1903. Этюд к неоконченному портрету из ГРМ. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Девушка с агавой. 1897. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Гармония. 1900. Холст, темпера. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Девушка в желтой шали. 1903-1904. Этюд к картине Изумрудное ожерелье. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Осенний мотив. 1899. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов


За вышиванием. 1901. Холст, темпера. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Капуста и ветлы. 1894. Холст на картоне, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва


"Колокольчики" 1903

Борисов-Мусатов, увлекаясь фотографиеей, сам снимал портретные этюды. Моделями часто избирались близкие художника: сестра Елена, знакомые девушки, их подруги. Часть этих фотоэтюдов послужила основой для живописных и графических произведений.
Счастливым стал для художника день, когда его знакомая подарила ему целый сундук старинных платьев, юбок с кринолинами, шалей, кружев и т.п. Стало легче воплощать свои видения, мечтания о прошлом.
Борисов-Мусатов, как и Блок, ощущал не просто время, но и его будущую жестокость, агрессивность. Он хотел жить тем, что дорого,- образами тургеневских девушек, Татьяной Лариной, ими он грезил, они стали его героинями. А действие он переносил не только в XIX век, но и дальше, вглубь, к XVIII веку.




Е.В. Александрова, Е.Э. Мусатова, С. Стеблова, Т.С. Шемшурина на фоне усадьбы Введенское. Фотография.


Фотоэтюд к картине «Спящая девушка». На снимке: Ю.Ю. Домбровская.


Фотоэтюд для картины «Одиночество». На снимке: Е.Э. Мусатова, сестра художника.


Фотоэтюд для картины «Портрет сестры. Девушка с розами». На снимке: Е.Э. Мусатова.


Праздник зеленого маскарада. Фотография.


Праздник зеленого маскарада. Фотография, раскрашенная Борисовым-Мусатовым.


Фотоэтюд. На снимке: Ю.Ю. Домбровская.


Фотоэтюд к картине «Последний луч». На снимке: Ю.Ю. Домбровская.


Неизвестная на диване. Анна Иеронимовна Воротынская (?) Фотография.


Е.Э. Мусатова на террасе. Фотография.


Фотоэтюд. На снимке: М. Ягодская.


Е.Э. Мусатова в старинном платье. Фотография.


Е.Э. Мусатова и Е.В. Александрова на фоне пруда. Фотография.


Фотоэтюд. На снимке: Н.Ю. Станюкович.


Натурщицы в старинных костюмах. Фотография.

Последние месяцы своей жизни художник провел в Тарусе по приглашению искусствоведа И.В. Цветаева, где поселился вместе с семьей на снимаемой Цветаевым даче "Песочная".
Гуляя и любуясь окрестными пейзажами, он как-то раз в шутку сказал, что хотел бы быть похоронен здесь, на берегу Оки. Кто бы мог подумать, что жизнь художника внезапно оборвется в 35 лет. В.Э. Борисов - Мусатов скончался 26 октября 1905 года. Он был похоронен, как завещал, на высоком берегу Оки, на кладбище у Вознесенской горы.
В 1911 году на его могиле было установлено надгробие, созданное его другом известным скульптором А.Т. Матвеевым и являющееся одной из наиболее интересных работ этого мастера. На постаменте красного гранита в форме параллелепипеда покоится вырезанная фигура мальчика – подростка, напоминание о том, как когда-то Мусатов пытался спасти тонувшего ребенка, которого, несмотря на все усилия, не удалось оживить. На торцевой стороне постамента надпись "1870 - 1905", спереди постамента надпись "Борисов - Мусатов" и изображение православного креста.



Борисов-Мусатов явился непосредственным предшественником художников «Голубой розы», которых объединяло, в частности, глубокое уважение к его наследию.
Небольшое дополнение о месте захоронения Борисова-Мусатова. В непосредственной близости от могилы Мусатова, рядом на берегу лежит валун, на котором коротко написано, что здесь хотела бы лежать Марина Цветаева.
ogis.sgu.ru/ogis/newsrad/musatov/tarusa
territa.ru;

Русский художник, представитель символизма. Перенесенная в детстве травма сделала его горбуном и подорвала здоровье, но не помешала стать одним из прекраснейших лирических художников своего времени. В молодости Борисов-Мусатов проявил особый интерес к живописной системе импрессионистов, что сказалось на его ранних работах В1898 году художник написал картину «Автопортрет с сестрой», впервые пытаясь создать свой прекрасный мир. где реальность переплетена с вымыслом Он рисовал молодых женщин в старинных нарядах на фоне русских усадеб, соединяя материальность предметов и эфемерность мечты. Но это были не костюмированные реконструкции прошлого, а элегическая поэма о безвозвратно ушедшем («Гобелен», 1901; «Водоем». 1902). Своей эстетской утонченностью, отрешенностью от земных забот дамы Борисова-Мусатова напоминали героинь полотен М. Дени, Творчество мастера было высоко оценено в России и за рубежом, однако это не принесло ему достатка на протяжении всей жизни художник бедствовал.

Обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. После жил и работал в Париже. Под влиянием французской школы живописи сформировался особенный стиль художника. Критики отмечали новаторское, экспериментальное начало в его картинах. Был одним из руководителей Московского товарищества художников. Просмотреть картины Борисова-Мусатова Биография и творческая деятельность

Известный русский художник Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов родился в Саратове 2 (14) апреля 1870 года. Вследствие несчастного случая мальчик в трехлетнем возрасте сделался горбатым. В 1881 году будущий художник поступает в саратовское реальное училище. Именно здесь проявились художественные способности молодого человека. Из всех предметов Виктор больше нравилась живопись. Его первым педагогом по рисованию был выпускник петербургской Академии художеств В. Коновалов, который и посоветовал мальчику посвятить себя живописи.

В 1890 году Борисов-Мусатов успешно сдал экзамены в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, однако предпочел переехать в Петербург. Здесь он становится вольнослушателем Академии художеств, начинает посещать частную мастерскую П. Чистякова, учениками которого в разные годы были И. Репин, В. Серов, М. Врубель. Этот петербургский период стал важным этапом становления художника Борисова-Мусатова. Однако в 1893 году вследствие обострившейся болезни живописец покидает Петербург и возвращается в Москву. Здесь он окунается в атмосферу творческих исканий. Молодые художники - И.И. Левитан, М. Нестеров, В.А. Серов, К.А. Коровин, А.Е. Архипов - новаторы в живописи - боролось за обновление искусства. Знакомство с творчеством Н.Н. Ге и его новой картиной «Распятие», а также их беседы оказали большое влияние на творческое мировоззрение молодого художника. Борисов-Мусатов продолжил обучение в МУЖВЗ под руководством В. Поленова, а в 1895 уехал учиться в Париж. В Париже за три года ежедневных посещений Лувра и мастерской Кормона художник выработал свой стиль и получил признание. Борисов-Мусатов уже собирался возвращаться в Россию, однако внезапное обострение болезни вынудило его задержаться. По возвращении в Россию в 1898 году живописец поселяется в Саратове, где продолжает много работать.

Смерть матери и необходимость заботиться о малолетней сестре заставили его переехать в Москву. В 1899 году Борисов-Мусатов вступает в члены московского Товарищества художников и становится одним из руководителей этой организации. В его обязанности входило организация выставок Товарищества в Москве и Петербурге, на которых, кстати, были показаны все наиболее значимые работы художника.

1901 год - период наибольшего творческого расцвета мастера. С 1901 по 1904 годы Борисов-Мусатов создает наиболее значительные свои произведения, некоторые из которых были признаны шедеврами русской живописи. Можно отметить полотна «Весна», «Гобелен» (1901), «Водоем» (1902), «Изумрудное ожерелье» (1903 - 04), «Призраки» (1903). Критика отмечала новаторское, экспериментаторское начало в его картинах. По словам К. Петрова-Водкина, Борисов-Мусатов придал поэзии «прочную живописную форму». Его произведения отличались почти архитектурной выстроенностью. Его стилистические открытия оказали большое влияние на художественный язык русского искусства на рубеже XIX и XX веков. Он создал живописную систему, суть которой - единение реального мира и мира условного, призрачного видения.

В 1904 году персональная выставка Борисова-Мусатова с успехом прошла в Германии. Работы художника вызвали восторженные отклики критики. В это же время живописец получил заказ в Москве на исполнение двух циклов монументально-декоративных росписей. Однако этим замыслам не суждено было воплотиться. Последние месяцы жизни художник провел в Тарусе, создал ряд великолепных пейзажей, выполненных акварелью и пастелью. В планах художника была большая картина «Венки васильков», он создал немало эскизов для циклов росписей, начал работу над «Реквиемом».

Загружаю видео...

Россия

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов - один из первых русских живописцев, соединивших в своем творчестве жизненную правду с символикой, страстную любовь к природе с остро индивидуальным ее преломлением. Он входит в русское искусство в 1890-е годы - время энергичной борьбы за усиление эмоционального звучания живописи, за обогащение ее светом, воздухом, движением. Его творческая зрелость совпадает с началом XX века - эпохой лихорадочных исканий и многообразных направлений. В лице таких художников, как Врубель и Борисов-Мусатов, на смену искусству, непосредственно отражавшему реальную жизнь, приходит искусство, строящее на основе преображенной действительности свой особый мир.

По традиции считается, что Борисов-Мусатов был человеком одиноким и в жизни, и в искусстве. Это его одиночество - скорее легенда, чем истина. Энергичный, деятельный, он по натуре своей был организатором и вожаком. В русское искусство, несмотря на свою трагически короткую жизнь, Борисов-Мусатов вошел как создатель живописного направления, и имел счастье видеть молодежь, которая развивала его находки и идеи.

Борисов-Мусатов родился 2 (14) апреля 1870 года в Саратове в семье мелкого железнодорожного служащего из бывших крепостных. В раннем детстве с мальчиком случилось несчастье, - после неудачного падения у него образовался горб. Несмотря на это Борисов-Мусатов рос общительным, живым, хотя и мечтательным ребенком. На формирование его индивидуальности оказали влияние и бережное отношение родителей к его раннему увлечению рисованием, и уроки молодого саратовского живописца, выпускника Петербургской Академии художеств В. Коновалова; но главное - это впечатления от природы окрестностей Саратова, от голубой шири и глади Волги, покрытых лесом прибрежных холмов, выжженных солнцем, дышащих зноем заволжских степей. Недаром можно говорить о волжской школе живописи, к которой относятся такие прекрасные русские художники, как сам Борисов-Мусатов, Петров-Водкин , Павел Кузнецов , Уткин , Карев, Матюшин, чья живопись напоена светом, удивительно насыщена цветом.

В 1890 году, когда Борисову-Мусатову исполнилось двадцать лет, он счел себя готовым для получения систематического образования в столичных художественных школах. В течение четырех лет он учится в Москве и Петербурге, возвращаясь ежегодно на лето в Саратов. Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Петербургская Академия художеств и особенно частная мастерская замечательного русского педагога П.П. Чистякова, посещения Третьяковской галереи и Эрмитажа, знакомство с новым живописно-эмоциональным направлением в русском искусстве, сочетавшим лиризм переживания, правду видения и достижения пленэризма – все это расширяло кругозор Борисова Мусатова. Большое влияние на формирование вкуса молодого художника оказало знакомство с творчеством В. Серова, И. Левитана, К. Коровина, А. Архипова, А. Васнецова, Н. Ге.

Первые произведения Борисова-Мусатова, показанные на ученических выставках, вызвали резкие нападки критики, причислившей его к “декадентам”, недовольство училищного начальства и горячие симпатии соучеников. Постепенно энергичный и целеустремленный художник становится главой кружка молодых живописцев, увлеченных поисками новых путей в искусстве. Способствует этому и внутренняя культура, утонченность духовного мира Борисова-Мусатова, его влечение к музыке, литературе, современной поэзии (по преимуществу символистской и неоромантической), философии.

В 1895 году Борисов-Мусатов покидает Училище и отправляется в Париж, где в течение трех зим, совершенствуясь в рисунке, работает в мастерской посредственного исторического живописца, но опытного педагога Ф. Кормона. Встреча с современным французским искусством сыграла в жизни и творчестве Борисова-Мусатова решающую роль. “Мои художественные горизонты расширились , - рассказывал он впоследствии, - многое, о чем я мечтал, я увидел уже сделанным, таким образом, я получил возможность грезить глубже, идти дальше в своих работах” .

Борисова-Мусатова увлекают два направления в современной живописи. Он знакомится с импрессионизмом в чистом, “классическом” проявлении. Одновременно ищет он и другое: живопись, в его представлении, должна быть одухотворенной, наполненной высокой поэзией. И поэтому не случайно пристальное внимание к явлениям современного искусства, отмеченным чертами символизма, затронувшего в последние десятилетия века европейскую литературу и искусство. При этом Борисову-Мусатову оказываются достаточно чуждыми философские основы символизма, особенно в мистических проявлениях, полных безысходного мрака. Привлекают же его в работах художников этого направления искренние поэтические ноты, то, что он называл “мечтой о гармонии”.

Летние месяцы Борисов-Мусатов проводит в Саратове, настойчиво работая над этюдами. В маленьком садике на сбегающей к Волге тихой улице пишет обнаженных мальчиков-натурщиков, стремясь передать с наибольшей точностью изменения цвета под влиянием меняющегося в течение дня освещения. Пишет он и свою постоянную модель - младшую сестру. Все это - подготовка к будущим большим картинам.

В 1898 году Борисов-Мусатов окончательно возвращается в Россию. В течение пяти лет он живет в родном городе, проводя лето в старинных помещичьих усадьбах Слепцовке и Зубриловке , в тенистых парках которых рождаются замыслы картин. Жизнь художника заполнена столь напряженной работой, что кажется, будто он знает, как мал срок, отпущенный ему судьбой.

Почти сразу же после возвращения Борисова-Мусатова охватывает чувство, которое ныне получило название “ностальгии конца века”. Причина в болезненно острой реакции на социальные противоречия “железного, воистину жестокого века”, особенно ощутимые в растущем, богатеющем и вместе с тем глубоко провинциальном Саратове. Желание уйти от “грязи и скуки”, от “чертова болота”, от духа стяжательства и пошлого быта становится у Борисова-Мусатова все настойчивее. И возможность вырваться, хотя бы духовно, из своего окружения он находит в создании совершенно особого живописного мира, полувымышленного, полуреального. Такой уход в собственный мир чувств и образов - удел многих русских и европейских художников, поэтов, композиторов рубежа двух столетий.

Период творческих успехов, полного расцвета таланта Борисова-Мусатова открывается 1901 годом. Продлится он недолго - всего пять лет, и оборвется смертью художника. Сделав две-три попытки обратиться к сюжетам античности (в оставленной на стадии эскизов картине “Рабы”, в пастушеской идиллии “Дафнис и Хлоя”), Борисов-Мусатов бесповоротно отдается живописно-лирической теме: милой его сердцу поэзии русской природы и старины, прекрасной своей одухотворенностью русской женщине. Именно в эти годы вырабатывае он и живописную систему, последовательную и гибкую одновременно, декоративную по сути, но обогащенную живым отношением художника, прошедшего школу импрессионизма, к проблемам света, к всегда динамичной фактуре картины.

Первым произведением, в котором художник сумел синтезировать впечатления от натуры, увидеть в частном, конкретном общее, стала “Весна”. Именно эта работа дает возможность проследить, как импрессионистические начала вытесняются в творчестве мастера декоративными. И если трепетный мазок, фактура красочной поверхности остаются импрессионистическими, то картина в целом, с ее продуманной композицией, определенностью и равновесием цветовых плоскостей, изысканностью рисунка цветущих ветвей - произведение уже иной системы - декоративной. Слышатся в ней и отголоски японского искусства, сильно влиявшего на европейскую живопись (и графику) последних десятилетий XIX века.

Основной работой 1901 года стала картина “Гобелен”, самое название которой говорит о декоративных задачах, поставленных художником. Реальные впечатления, лежащие в основе “Гобелена”, были почерпнуты Борисовым-Мусатовым в Зубриловке. Отныне место действия большинства его картин - терраса, пандусы, лестница чудесного зубриловского дома, построенного в 80-х годах XVIII века, лужайки, аллеи таинственного и романтического зубриловского парка. Пейзаж входит теперь во все произведения Борисова-Мусатова не фоном, а важнейшим компонентом. В этой картине, как и в настоящих гобеленах, когда-то поразивших воображение юноши, художнику не нужна психологическая выразительность образов, жизненная достоверность происходящего. Поэзия картины, при всей ее камерности, чрезвычайно действенна. “Гобелен” звучит как приглушенная мелодия, в которой воскресают старинные музыкальные пьесы с их отвлеченной темой, прозрачной формой, отчетливым ритмическим рисунком.

Как всегда у Борисова-Мусатова, поэзия томительной грусти о прошлом достигается приемами сугубо современными, более того, новыми для русской живописи этого времени вообще: художник отказывается от каких бы то ни было элементов иллюзорности; условность колорита поддержана плоскостностью композиции, ритмичным чередованием вертикалей и горизонталей, темных и светлых пятен. Так, в пейзаже “Гобелена” как бы извлечена из повседневности романтическая прелесть темных крон деревьев, изящных узоров ветвей и листвы, солнечных лучей, скользящих по стене дома и светлой зелени газона.

Во второй половине 1902 года Борисов-Мусатов создает “Водоем”, картину, ставшую такой же кульминацией живописных исканий первых лет XX века, какими были “Девушка, освещенная солнцем” Серова для конца 1880-х годов, “Демон” Врубеля для 1890-х, “Купанье красного коня” Петрова-Водкина для начала 1910-х годов. Для самого Борисова-Мусатова “Водоем” - главная его картина, наполненная предельно интенсивным лирическим чувством, монументально-декоративная и поэтически-реальная одновременно.

“Водоем” - первое произведение Борисова-Мусатова, которое можно назвать монументально-декоративным панно. Монументальность его обусловлена, конечно, не размером холста (хотя “Водоем” - самая большая из всех его картин), а равновесием масс, найденным с предельной точностью, обобщенностью и лаконизмом цвета, более глубокого и звучного, чем прежде. Полностью отказываясь от иллюзорной передачи пространства, Борисов-Мусатов строит замкнутую в своей плоскостности композицию, сближая первый и второй планы, исключая линию горизонта. Ритмы картины чрезвычайно продуманны. В “Водоеме” особенно четко проявились две стороны художнической натуры Борисова-Мусатова: почти математический расчет прирожденного декоративиста сочетается здесь с эмоциональностью поэта, способного втягивать зрителя в пленительный мир вымысла.

Лето 1903 года Борисов-Мусатов с женой, художницей Е.В. Александровой, проводит в двухстах километрах от Саратова, в местечке Черемшаны под Хвалынском. Здесь, среди дубовых рощ, начинает он новую картину - “Изумрудное ожерелье”. В какой-то мере она оказывается воплощением его старого замысла - воспеть лето, молодость, стремление к счастью. Недаром Борисов-Мусатов назовет “Изумрудное ожерелье” самой “языческой” своей картиной. В его понимании “язычество” - синоним пантеизма. И некрасивые, но полные женственной прелести девушки “Изумрудного ожерелья” так же бессознательно тянутся к солнечным лучам, как поворачиваются к солнцу дубовые листья и белые шары одуванчиков.

В “Изумрудном ожерелье” Борисов-Мусатов по-иному, чем в “Водоеме”, решает проблему декоративизма. Он отказывается от замкнутости построения картины. Ритмичность присуща и цветовому решению картины, которое строится на градациях темно-зеленых, сине-зеленых, изумрудных, оливковых, желто-зеленых цветов и оттенков. В образах женщин чувствуется возврат к условности и обобщенности “Гобелена”.

Борисов-Мусатов заканчивал “Изумрудное ожерелье” в Подольске, под Москвой, куда он в конце 1903 года переехал из Саратова. Близость к Москве была крайне важна для него. Уже в течение ряда лет он был признанным лидером, идейным руководителем и одним из организаторов выставок Московского товарищества художников, прогрессивного объединения, вокруг которого постепенно начинают группироваться молодые последователи Борисова-Мусатова - выходцы из Саратова Павел Кузнецов, Уткин, Матвеев и их друзья Сарьян, Сапунов, Судейкин, Арапов. Известность Борисова-Мусатова растет. Появление на выставках “Гобелена”, “Водоема” и других картин привлекает внимание художественных кругов, хотя пресса продолжает относиться к его живописи скептически.

В 1904 году в Германии с большим успехом проходит персональная выставка Борисова-Мусатова; весной следующего года его произведения, в том числе и “Водоем”, экспонируются в парижском Салоне Национального общества изящных искусств, а сам художник избирается его членом.

Несмотря на это, материальное положение Борисова-Мусатова остается тяжелым. Лишь в последние годы жизни коллекционеры начинают приобретать его картины. Покупает несколько акварелей и Третьяковская галерея в Москве.

Еще одно произведение Борисова-Мусатова развивает и завершает искания, начатые в “Изумрудном ожерелье”. Это “Реквием”, большая тонко проработанная станковая акварель, посвященная памяти близкого друга Борисова-Мусатова Н.Ю. Станюкович. Глубокая скорбь художника по прекрасному, безвременно умершему человеку вылилась в “Реквиеме” в отвлеченные, классические формы. Несмотря на тщательность прорисовки, женщины “Реквиема” превращены Борисовым-Мусатовым в тени; заменяя живой образ символом, он ближе, чем когда-либо ранее, подходит в “Реквиеме” к символизму в его мистическом преломлении. “Реквием” был написан в Тарусе, маленьком городке на берегу Оки, где Борисов-Мусатов провел весну, лето и осень трагического и героического 1905 года. Он был далек от вмешательства в общественную жизнь, если это не было вызвано интересами творчества. Но, живя в почти сельской тишине, куда доходили лишь слухи о забастовках, о крестьянских волнениях, он лихорадочно читал газеты и ждал наступления “Российской республики”, как он писал А. Бенуа. И отнюдь не случайно, что художник именно в этот год обратился к пейзажу, олицетворяющему в его представлении Россию...

И в прежние годы он не раз писал живую природу, - это были то этюды к картинам, то самостоятельные пейзажи и изображения цветов. Но вершины в пейзажной живописи Борисов-Мусатов достигает в последние месяцы своей жизни. В акварели “На балконе. Таруса”, в пастелях “Куст орешника” и “Осенняя песнь” природа как бы растворена в чувстве художника. Необычайно простые по композиционному решению, с ясно ощутимыми ритмами линий и красок, полные прозрачной голубизны и бледного золота осени, эти произведения - прекрасные образцы открытого Борисовым-Мусатовым особого вида пейзажа - декоративного пленэра.

Борисов-Мусатов скончался неожиданно, 26 октября 1905 года, и был похоронен в Тарусе, на высоком берегу Оки. Через несколько лет на могиле был поставлен памятник работы его друга и почитателя, прекрасного русского скульптора А. Матвеева. Спящий мальчик на саркофаге - память о том, как когда-то в Саратове Борисов-Мусатов пытался спасти тонущего ребенка. Вместе с тем, это напоминание о бессмертной красоте человека и его творчества.

Известие о смерти Борисова-Мусатова прошло почти незамеченным. Но постепенно к художнику пришла настоящая известность. Весной 1906 года на выставке “Мира искусства” в Петербурге произведениям Борисова-Мусатова был отведен целый зал. В 1907 году в Москве, а в 1908 году в Петербурге прошла ретроспективная выставка его работ. В статьях и книгах были сделаны попытки определить место Борисова-Мусатова в русском искусстве.

Но по-настоящему память о нем продолжала жить в искусстве целой плеяды прекрасных живописцев. В творчестве мастеров, объединившихся вокруг выставки “Голубая роза” (1907), а впоследствии ставших крупными советскими художниками - Павла Кузнецова, Уткина, Сарьяна, их друга Петрова-Водкина, в разной степени и у каждого по-своему, возрождается композиционная построенность картин Борисова-Мусатова, их логичность и эмоциональность, живет умение чисто живописными средствами достичь подлинной высокой поэзии.

Использованные материалы: - Борисов-Мусатов.//Автор вступительной статьи и составитель альбома А.А. Русакова. - Л.: Худож.изд-во "Аврора", 1975.
- В. Борисов-Мусатов: Из собрания Государственной Третьяковской галереи.//Автор-составитель И.М. Гофман. - М: "Изобразительное искусство", 1989.
- Савельева Е. Дом, удобный для вдохновения. - Памятники Отечества: Сердце Поволжья. - М.: Памятники Отечества, 1998.

«Мои помыслы — краски, мои краски — напевы... Когда меня пугает жизнь, я отдыхаю в искусстве и в музыке»
Виктор Борисов-Мусатов

"Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики"
Андрей Белый

«Одиночество» или На балконе. Пастель. Серпуховский художественно-исторический музей, Серпухов



Весна. 1898-1901. Холст, темпера. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Прогулка при закате. 1903. Холст, темпера. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Летняя мелодия. 1904-1905. Эскиз неосуществленной фрески изх цикла Времена года. Бумага, акварель, тушь, кисть, карандаш. Частное собрание


Весенняя сказка. 1904-1905. Эскиз неосуществленной фрески из цикла Времена года. Бумага, акварель, графитный карандаш, перо, кисть.


Осенний вечер. 1904-1905. Эскиз неосуществленной фрески из цикла Времена года. Бумага, акварель, графитный карандаш, перо, кисть.


Гобелен. 1901. Холст, темпера. Государственная Третьяковская галерея, Москва.


Автопортрет с сестрой. 1898. Холст, масло, темпера. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Венок васильков. 1905. Этюд. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Капуста. 1893. Этюд. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов


Майские цветы. 1894. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Прогулка. 1901. Картон, темпера. Одесский художественный музей, Одесса


Мотив без слов. 1900. Бумага на картоне, акварель, пастель, графитный карандаш. Государственная Третьяковская галерея, Москва


В ожидании гостей. 1894. Бумага, тушь, гуашь. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Волга. Нижний Новгород. 1894. Бумага, гуашь. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Отблеск заката. 1904. Холст, темпера. Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород


Усадьба. 1902. Холст, масло. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А.Коваленко, Краснодар


Сидящая женщина. 1899. Этюд к картине Гармония. Воронежский областной художественный музей им. И.Н.Крамского, Воронеж


Окно. 1886. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Дама в саду. 1903


Пруд. Начало 1900-х. Этюд к картине Дафнис и Хлоя. Бумага, акварель


На балконе в Тарусе. 1905


Куст орешника. 1905. Бумага, акварель, пастель. Государственная Третьяковская галерея, Москва


"Дама в голубом" 1904


Девушка в ожерелье. 1904. Этюд к картине Изумрудное ожерелье. Холст, масло. Частное собрание

Женщина в голубом. 1905. Бумага, пастель. Национальная галерея Армении, Ереван


Портрет дамы. 1902. Холст, акварель, пастель, гуашь. Частное собрание


Осенний мотив. 1901. Холст, масло. Киевский государственный музей русского искусства, Киев


Кавалер, читающий стихи. 1899. Этюд к картине Гармония. Холст, темпера. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов


Терраса. 1903. Частное собрание


Мальчик с собакой. 1895. Холст, масло. Харьковский государственный музей изобразительных искусств, Харьков


У реки. 1894. Этюд. Холст, масло. Курская государственная картинная галерея им. А.А.Дейнеки, Курск


Дерево. Этюд. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов


Спящая девушка. 1890-е. Бумага цветная, пастель. Астраханская областная картинная галерея им. Б.М. Кустодиева, Астрахань


Дама у гобелена (Портрети Н.Ю.Станюкович). 1903. Бумага, пастель. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Портрет Надежды Юрьевны Станюкович. 1903. Этюд к неоконченному портрету из ГРМ. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Девушка с агавой. 1897. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Гармония. 1900. Холст, темпера. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Девушка в желтой шали. 1903-1904. Этюд к картине Изумрудное ожерелье. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Осенний мотив. 1899. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов


За вышиванием. 1901. Холст, темпера. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Капуста и ветлы. 1894. Холст на картоне, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Е.В. Александрова, Е.Э. Мусатова, С. Стеблова, Т.С. Шемшурина на фоне усадьбы Введенское. Фотография.


Фотоэтюд к картине «Спящая девушка». На снимке: Ю.Ю. Домбровская


Фотоэтюд для картины «Одиночество». На снимке: Е.Э. Мусатова, сестра художника


Фотоэтюд для картины «Портрет сестры. Девушка с розами». На снимке: Е.Э. Мусатова


Праздник зеленого маскарада. Фотография


Праздник зеленого маскарада. Фотография, раскрашенная Борисовым-Мусатовым


Фотоэтюд. На снимке: Ю.Ю. Домбровская


Фотоэтюд к картине «Последний луч». На снимке: Ю.Ю. Домбровская


Неизвестная на диване. Анна Иеронимовна Воротынская (?) Фотография


Е.Э. Мусатова на террасе. Фотография


Фотоэтюд. На снимке: М. Ягодская


Е.Э. Мусатова в старинном платье. Фотография

<
Е.Э. Мусатова и Е.В. Александрова на фоне пруда. Фотография


Фотоэтюд. На снимке: Н.Ю. Станюкович


Натурщицы в старинных костюмах. Фотография

Последние месяцы своей жизни художник провел в Тарусе по приглашению искусствоведа И.В. Цветаева, где поселился вместе с семьей на снимаемой Цветаевым даче "Песочная".

Гуляя и любуясь окрестными пейзажами, он как-то раз в шутку сказал, что хотел бы быть похоронен здесь, на берегу Оки. Кто бы мог подумать, что жизнь художника внезапно оборвется в 35 лет. В.Э. Борисов - Мусатов скончался 26 октября 1905 года. Он был похоронен, как завещал, на высоком берегу Оки, на кладбище у Вознесенской горы.

В 1911 году на его могиле было установлено надгробие, созданное его другом известным скульптором А.Т. Матвеевым и являющееся одной из наиболее интересных работ этого мастера. На постаменте красного гранита в форме параллелепипеда покоится вырезанная фигура мальчика - подростка, напоминание о том, как когда-то Мусатов пытался спасти тонувшего ребенка, которого, несмотря на все усилия, не удалось оживить. На торцевой стороне постамента надпись "1870 - 1905", спереди постамента надпись "Борисов - Мусатов" и изображение православного креста.