Предложения с описанием внешнего вида ильи муромца. II. Словарная работа. Значение в русской культуре

В. Г. Белинский назвал роман Пушкина «Ев-гений Онегин» «энциклопедией русской жиз-ни». Ведь в романе, как в зеркале, отразился «век и современный человек». Но каков он, современник Пушкина? Когда читаешь, а точ-нее — наслаждаешься чтением пушкинского шедевра, то кажется, что поэт писал о себе. Он называет своего главного героя «добрый мой приятель», среди персонажей друзей Онегина друзья самого Пушкина, да и сам ав-тор постоянно незримо присутствует в рома-не. Однако слишком примитивным было бы утверждение, что Онегин — это автопортрет. Слишком сложна личность Пушкина, слишком многогранна и богата для того, чтобы отра-зиться в одном «типичном представителе» «золотого века». Кроме того, юный идеалист Ленский — тоже часть души поэта, хотя и представлен в романе как противополож-ность Онегина. Как неизбежно кончается мо-лодость, как неотвратимо приходит зрелость ума, а вместе с нею и конформизм, так неот-вратима для Пушкина в романе гибель юного романтика.

Евгений Онегин получает типичное аристо-кратическое воспитание. Пушкин пишет: « Сперва мадам за ним ходила, потом мосье ее сме-нил». Учили его всему шутя, но Онегин все же получил тот минимум знаний, какой считался обязательным в дворянской среде. Пушкин будто вспоминает свою молодость:

Мы все учились понемногу ,

Чему - нибудь и как - нибудь ,

Но воспитаньем , слава богу ,

У нас немудрено блеснуть ...

Онегин — типичный светский молодой че-ловек:

Он по - французски совершенно

Мог изъясняться и писал ,

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно .

Чего вам больше ? Свет решил ,

Что он умен и очень мил .

Онегин знал немного классическую литера-туру, имел представление об Адаме Смите, чи-тал Байрона, но все это не приводит ни к ро-мантическим, пламенным чувствам, как у Лен-ского, ни к резкости политического протеста, как у грибоедовского Чацкого. «Резкий, охлаж-денный ум» и пресыщение удовольствиями света привели к тому, что Онегин теряет инте-рес к жизни, впадает в глубокую хандру:

Хандра ждала его на страже ,

И бегала за ним она ,

Как тень иль верная жена .

От скуки Онегин пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности. Он много читает, пробует писать, но эти попытки ни к чему не приводят: « Н о ничего не вышло из пера его».

В деревне, куда Онегин едет за наследст-вом, он предпринимает еще одну попытку практической деятельности:

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил ;

И раб судьбу благословил .

Зато в углу своем надулся ,

Увидя в этом страшный вред ,

Его расчетливый сосед ...

Отвращение к труду, привычка к праздности и покою, безволие и чрезвычайный эгоизм — такое наследие Онегин получил от «высшего света».

В образе Ленского дан другой тип дворян-ской молодежи. Этот персонаж очень важен для постижения характера Онегина. Ленский получил образование в Германии:

Он из Германии туманной

Привез учености плоды ,

Дух пылкий и довольно странный ...

Духовный мир Ленского связан с романти-ческим мировоззрением, он «поклонник Кан-та и поэт». Он верит в любовь, в дружбу, в по-рядочность людей — это непоправимый иде-алист, который живет в мире прекрасных мечтаний. Ленский искренне любит Ольгу, вздорную и пустую кокетку.

Что общего между Онегиным и Ленским? Оба принадлежат к привилегированному кру-гу, они умны, образованны. Но романтичес-кая душа Ленского всюду ищет прекрасное. Онегин же опустошен жизнью, устал от лице-мерия и пошлости. Пушкин пишет о Ленском: «Он сердцем милый был невежда, его лелея-ла надежда, и мира новый блеск и шум». Оне-гин слушал пылкие речи друга с улыбкой: «И думал, глупо мне мешать его минутному блаженству, и без меня пора придет, пускай покаместь он живет да верит мира совершен-ству. Простим горячке юных лет и юный жар, и юный бред». Для Ленского дружба — ост-рая потребность натуры, Онегин же дружит «скуки ради», хотя по-своему привязан к Лен-скому.

Онегин, презирая свет, все-таки дорожит его мнением, боится насмешек и упрека в трусос-ти. Из-за ложного чувства чести он губит не-винную душу. Кто знает, как сложилась бы судьба Ленского, если б он остался жив. Воз-можно, он стал бы декабристом, а может быть, и простым обывателем. Белинский считал, что Ленского ждал второй путь. Пушкин пишет: « Во многом он бы изменился, расстался б с муза-ми, женился, в деревне, счастлив и рогат, но-сил бы стеганый халат».

Я думаю, Онегин все-таки внутренне богаче Ленского. Его «резкий, охлажденный ум» го-раздо более привлекателен, чем возвышен-ный романтизм Ленского, который быстро бы сменился обычной пошлостью. Неудовлетво-ренность жизнью способны испытывать толь-ко натуры глубокие. Думается, и Пушкину ближе Онегин:

Я был озлоблен , он угрюм ,

Страстей игру мы знали оба ,

Томила жизнь обоих нас ,

В обоих сердцах жар угас .

Автор открыто признается в симпатиях к сво-ему герою в лирических отступлениях. Онегин жестоко страдает: «Зачем я пулей в грудь не ранен? Зачем не хилый я старик, как этот бед-ный откупщик? Я молод, жизнь во мне крепка! Чего мне ждать? Тоска. Тоска».

Пушкин воплотил в Онегине многие из тех черт, которые позднее унаследуют персо-нажи Лермонтова, Тургенева, Герцена, Гон-чарова. Но и тип романтика Ленского также будет воспринят и развит русской литера-турой.

В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ НАТУР ОНЕГИНА И ЛЕНСКОГО? (ПО РОМАНУ А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН».)

Герои романа «Евгений Онегин» — это сложные, живые, порой противоречивые характеры. Онегин и Ленский близки по своему социальному и географическому положению: они помещики — соседи. Оба имеют обра-зование, их духовные запросы не ограничиваются сельским бытом, как у большинства соседей. Онегин родился и вырос в Петербурге. Ленский учился в Германии, в Геттингенском университете, так что в деревенской глуши ему трудно было найти собеседника. Пушкин отмечает, что оба героя хороши собой. Онегин «очень мил», жизнь в петербургском свете приучила его следить за внешностью.

Различие между героями отчетливо видно и в их отношении к любви. Ленский «пел любовь, любви послушный», он собирается жениться на сво-ей избраннице — Ольге Лариной.

Онегин давно уже забыл, что такое любовь: за восемь лет светской жизни в Петербурге он привык заменять серьезное чувство «наукой страсти нежной», а в деревне откровенно скучал. Пушкин приводит ряд антонимов, подчеркивая противоположность характеров героев: «волна и камень, стихи и проза, лед и пламень».

В образах Онегина и Ленского Пушкин воплотил типичные черты современной ему молодежи. Герои различаются по характерам и мировоззрению. Онегин погубил лучшие годы на пустые светские забавы и превратился в скучающего эгоиста. Ленский еще слишком молод, наивен, романтичен, но он мог бы превратиться в заурядного помещика.

ПОЧЕМУ ДРУЖБА ОНЕГИНА И ЛЕНСКОГО ПРИВЕЛА К ТРАГИЧЕСКОЙ РАЗВЯЗКЕ?

В «энциклопедии русской жизни», романе в стихах «Евгении Онегине» А.С. Пушкин затрагивает многие важные стороны человеческой жизни - и семья, и любовь, и патриотизм, и быт и нравы, и культура… Не обошел он стороной и тему дружбы.

Она раскрывается на примере взаимоотношений Онегина и Ленского. С самого начала автор дает нам понять, насколько разные это люди: они как «волна и камень», «лед и пламень», «от делать нечего друзья».

Онегин - скептик, холодный и «думающий», Ленский же - романтик, восторженный поэт, живущий чувствами. Отношения их были начаты со скуки, по крайней мере, со стороны Онегина.

Все бы ничего, молодые люди находят о чем поговорить, о чем повздорить, но однажды случается событие, меняющее жизнь героев - один из них переходит грань. Онегин, желая подтрунить над Ленским и поиграть с его чувствами, начинает оказывать знаки внимания возлюбленной Ленского Ольге, пригласив ее на танец, чем вызывает у того сильную ревность и злость. И тут в дружбу между героями вступает новая сила - общественное мнение. Ленский с его наивным взглядом на мир, окутанным романтизмом, вызывает из-за такой мелочи друга на дуэль, а Онегин, боясь осуждения общества в случае отказа от дуэли, соглашается на него. Он не может поехать к Ленскому объясниться, поговорить с ним, потому что боится сплетен, злых языков, хоть и понимает, что дуэль - величайшая глупость. Но в герое нет мужества и решимости, именно поэтому он взводит курок над Ленским, для которого дуэль эта - очередная романтичная игра, и убивает его.

Таким образом, дружба между двумя молодыми людьми завершается трагически. Происходит это не только из-за разности героев, из-за изначальной их несовместимости, но и из-за их неспособности превозмочь обстоятельства, которые не могли стать помехой истинной дружбы.

Роман “Евгений Онегин” невозможно охарактеризовать одним понятием, одним словом. Каждый, кто читал его на протяжении двух столетий, находил что-то новое, давал еще одно объяснение, определение этому удивительному произведению. Это и “энциклопедия русской жизни”, как назвал роман В. Белинский, и первый русский реалистический роман, и свободный роман, открытие А. С. Пушкина, послужившее началом развития всей последующей литературы как XIX, так и XX века. “Пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница” — так сказал сам автор о своем произведении в письме к П. А. Вяземскому. То, что этот роман свободный, дало возможность существованию разных точек зрения в нем. А. С. Пушкин предоставляет выбор, свободу в восприятии героя, не навязывает своей точки зрения.

А. С. Пушкин в своем романе впервые отделил автора от героя. Автор в романе присутствует наравне с другими героями. И линия автора, его точка зрения существует сама по себе, отдельно от точки зрения главного героя, Онегина, иногда пересекаясь с ней. Третий же герой романа, Ленский, совершенно не похож ни на автора, ни на Онегина, с ним связана еще одна точка зрения, иная позиция, противопоставляющаяся в первую очередь позиции Онегина, так как автор на протяжении всего романа нигде не сталкивается с Ленским, он лишь показывает свое к нему отношение.

А. С. Пушкин с мягкой иронией рассказывает о Ленском, этом восторженном романтике, который

Пел разлуку и печаль,

И нечто, и ту манну даль.

А также с некоторой издевкой говорит о том, как писал Ленский:

Так он писал, темно и вяло

(Что романтизмом мы зовем,

Хоть романтизма тут нимало

Не вижу я...).

Романтизм уже ушел из жизни, как уходит и Ленский. Его смерть вполне логична, она символизирует собой полный отказ от романтических идей. Ленский не развивается во времени, он статичен. Отличаясь от тех людей, среди которых вынужден жить (и в этом он схож с Онегиным), Ленский был способен только на то, чтобы быстро вспыхнуть — и угаснуть. И даже если бы Онегин не убил его, скорее всего, в будущем Ленского ждала обыкновенная жизнь, которая охладила бы его пыл и превратила в простого обывателя, который

Пил, ел, скучал, толстел, хирел

И, наконец, в своей постеле

Скончался б посреди детей,

Плаксивых баб и лекарей.

Такой путь, точка зрения нежизнеспособны, что и доказывает Пушкин читателю.

Совершенно другая точка зрения Онегина. Она в чем-то схожа с точкой зрения автора, и поэтому в какой-то момент они становятся друзьями:

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность...

Они оба сходятся в своем отношении к свету, оба бегут от него. Оба скептики и вместе с тем интеллектуалы. Но Онегин, как и автор, развивается, меняется, и его отношения с автором тоже меняются. Автор постепенно отдаляется от Онегина. Когда же Онегин идет на дуэль, испугавшись общественного мнения, и убивает на ней Ленского, когда оказывается, что его точка зрения не основывается на твердых нравственных принципах, автор совершенно отдаляется от своего героя. Но еще и до этого видно, что их точки зрения расходятся по многим вопросам: это и их отношение к искусству, к театру, к любви, к природе. То, что один из них поэт, а другой не может отличить ямба от хорея, конечно, сильно отдаляет их друг от друга. И скорее всего, А. С. Пушкин показывал, что точка зрения Онегина, например, его отношение к театру:

На сцену

В большом рассеянье взглянул,

Отворотился — и зевнул —

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать... —

просто не имеет права существовать.

Онегин, будучи “гением” науки любви, упустил возможность счастья для себя, оказался неспособным на истинное чувство (вначале). Когда же он смог полюбить, то все равно не достиг счастья, было уже слишком поздно. В этом заключается истинная трагедия Онегина. И его путь оказывается неправильным, ненастоящим. Позиция автора иная, его не раз волновали страсти, любовь была неизменным спутником жизни:

Замечу кстати: все поэты —

Любви мечтательной друзья.

И конечно, именно отношение к Татьяне во многом определяет их точки зрения, отдаляя друг от друга. Чем ближе Пушкин к Татьяне, тем больше отдаляется он от Онегина, который нравственно намного ниже ее. И только когда Онегин будет способен на высокое чувство, когда он влюбится в Татьяну, критические оценки А. С. Пушкина исчезнут.

Одно из основных различий между ними — это в том числе их отношение к природе. Онегин далек от нее, как и от всего остального, автор же “предан душой”, “рожден для жизни мирной, для деревенской тишины”.

Пушкин показал, что такая позиция, точка зрения Онегина уже не могут существовать. Правда, он оставляет ему выбор. Онегину еще не поздно измениться, поэтому-то финал романа открытый. С позиции же автора, только его собственная точка зрения возможна для мыслящего человека, она наиболее приемлема для жизни.

Уникальность этого романа, непохожесть этого романа ни на один другой заключается в том, что автор смотрит на Онегина уже не как на героя своего романа, а как на вполне определенного человека со своим мировоззрением, со своими собственными взглядами на жизнь. Онегин совершенно независим от автора, и это как раз и делает роман по-настоящему реалистическим, более того — гениальным творением А. С. Пушкина.

ПОЧЕМУ В.Г. БЕЛИНСКИЙ НАЗВАЛ ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА «ЭГОИСТОМ ПОНЕВОЛЕ»?

Роман «Евгений Онегин», действительно, произведение многогранное, энциклопедичное. Так, затронув все стороны русской жизни, особенно точно и ярко А.С. Пушкин создал картину жизни русского человека, принадлежавшего высшему сословию.

Евгений Онегин - молодой человек восемнадцати лет, но в столь юном возрасте он уже пресыщен жизнью, устал от развлечений, которыми заполнен весь его день. Он родился и вырос в Петербурге, роскошная жизнь привела к тому, что Евгений с детства не привык ни в чём себе отказывать. Вся его жизнь нацелена лишь на получение удовольствий: клубы и театры, званые обеды и ужины, балы, одежда по последней моде. Образование герой получил поверхностное, так как учил его гувернёр-француз, сам не отличавшийся большими познаниями в науках. Но даже этого достаточно в обществе, где вращается Онегин. Он читает Адама Смита, разбирается в политэкономии, но, к сожалению, нигде не может использовать свои знания:

Его не увлекают литература:

Искусство также не интересует: звезда балета того времени, знаменитая Евдокия Истомина, вызывает у Онегина зевоту.

Но, по мнению, автора, главный герой не виноват в том, что он так избалован. Онегин, перефразируя название романа М.Ю. Лермонтова - «герой своего времени». Именно эпоха, по мнению Пушкина, сформировала Евгения. Обратимся к истории и вспомним, что это было время после декабристского восстания, когда в стране, управляемой Николаем I, был введён ряд жёстких мер, имевших целью пресечение любого вольнодумия. Именно николаевская эпоха вошла в историю как эпоха циркуляров, предписаний, строгой дисциплины и военной муштры. Белинский пишет, что Онегин - добрый малый, каких немало среди людей, но одновременно он сильно отличается от окружающих своим умом и незаурядностью. Как человеку незаурядному, мыслящему, ему трудно было где-либо приложить свои таланты, и, не поставленный в условия, когда необходимо работать, чтобы прокормить себя, он все свои силы направляет на получение жизненные удовольствий. Таким образом, Онегин, человек эгоистичный сам по себе, попав под влияние эпохи, становится заложником сложившейся социально-экономической ситуации, то есть «эгоистом поневоле».

Так, мы видим, что Евгений с целью как-то занять себя, избавиться от скуки, пытается писать, читает произведения различных авторов, но… Не приученный к постоянному труду, бросает все дела, едва приступив к ним. Казалось бы, герою предоставился прекрасный случай изменить свою жизнь - отъезд в деревню, но и там, начав прогрессивные изменения и заменив барщину оброком, за что крестьянин-раб «судьбу благословил», Онегин вскоре охладевает ко всему.

так говорит о нём Белинский.

Разочаровавшись в жизни так рано, Онегин и другим людям приносит лишь несчастья и боль: из-за его малодушия и неспособности противостоять мненью света, погибает Ленский, Татьяна Ларина, продолжая испытывать чувства к Евгению, выходит замуж за нелюбимого человека. Но, вчитавшись внимательнее в пушкинские строки, умный читатель понимает: всё, что он видит в начале романа, лишь внешняя сторона жизни героя, так как суета и пошлость общества не убили в нём чувства. Белинский, характеризуя Онегина, кроме определения «эгоист поневоле», дал ему и ещё одно - «страдающий» эгоист. И действительно, он тяжело переживает смерть Ленского, погибшего по его вине. Он сумел по достоинству оценить печальную и молчаливую Татьяну, разглядеть её богатый внутренний мир, её самобытность, искренность. Хотя и достаточно жёстко, но герой честно признается девушке, что не создан для брака и не хочет обманывать её, так как не сможет сделать счастливой. Несколько лет спустя, вернувшись в Петербург и вновь повстречав Татьяну, Онегин влюбляется в неё. Мы видим, каким искренним чувством горит его письмо-признание, как он страдает от отказа. Но и здесь герой во многом ведёт себя эгоистично: его в первую очередь заботят собственные эмоции, а не то, как Татьяна, замужняя женщина, переживает сложившуюся ситуацию.

Подводя итог всему сказанному, можно утверждать, что Белинский, называя Онегина «эгоистом поневоле», имел в виду то, что он, безусловное порождение своего времени, будучи умным и незаурядным человеком, так и не смог найти своё жизненное призвание, ничего не совершил для мира. А «страдающим эгоистом» его делает неспособность отказаться от условностей общества, которое он презирает, и любовь, отвергнутая вначале и так мучившая героя в конце романа.

КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ РОМАНА А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»?

В романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин повествует о молодом юноше - типичном представителе повесы из светского общества. Молодой не обремененный никакими заботами Онегин все свое время посвящает развлечениям - увеселительным балам, театрам, светским беседам ни о чем. С «ученым видом знатока» Евгений может легко рассуждать на любую тему. Ведь он учился, как и многие его сверстники, особо не утруждаясь, не вникая в детали и тонкости предметов обучения «чему-нибудь» и «как-нибудь». Высшее общество - это та атмосфера, в которой вырос Онегин. Бесполезное однообразное времяпрепровождение наскучило юноше, но он не ведает другой среды. Поэтому вырваться и оставить то, что знакомо и привычно с детства ему не под силу. Зависимый от мнения окружающих, он без колебаний отправляется на дуэль с Ленским, хотя понимает, что кровопролития не миновать. Только после смерти друга Онегин начинает осуждать себя и сожалеть о том, что вовремя не остановился. Когда в его судьбе появилась Татьяна Ларина, юноша всерьез заинтересовался девушкой. Но испорченный вниманием женщин, он не может и не пытается до конца разобраться в своих чувствах. Милую умную и скромную Татьяну Онегин отвергает, опасаясь, что ей непохожей на других светских львиц он не сможет дать того счастья, на которое девушка заслуживает. Таким образом, Онегин пытается сбежать от настоящего, непривычного ему и всему его обществу чувства любви. Это чувство заставляет Онегина искренне переживать, изменив его отношение к окружающему миру. Встреча через годы с замужней Татьяной заставляет его сердце трепетать, и он понимает, как дорога ему эта женщина. Наигранность, фальшивость, игра - все это уходит безвозвратно. Повзрослевший Онегин, претерпевший боль утраченной любви, обретает возможность чувствовать и любить по-настоящему. На примере молодого повесы Евгения Онегина автор показывает, что истинная любовь может изменить человека и разбудить в нем самые лучшие чувства.

Евгений Онегин был молодым петербуржцем, на время нача¬ла романа ему двадцать шесть лет. Автор описывает коротко его жизнь: он учился «чему-нибудь и как-нибудь», то есть был со¬вершенно не приучен к серьёзной последовательной работе. Но так как способностями от природы он был одарён в достаточной степени, то они всё равно каким-либо образом должны были про¬явить себя.

Светскую жизнь он начал вести лет в шестнадцать, и очень скоро она ему наскучила, потому что была предсказуема и од¬нообразна. Вместе с тем она в значительной мере развратила Евгения, и без того не привыкшего к напряжению («Но был ли счастлив мой Евгений?»). Лицемерие и холодный флирт убили в нём юношескую мечтательность и романтику, сделали его ску¬чающим циником. Евгений мастерски изображал чувства, чтобы преуспеть в светском обществе («Чем меньше женщину мы лю¬бим, / Тем легче нравимся мы ей»). Но став в этой игре виртуо¬зом, достигнув предела, невольно он вышел за него и разочаро¬вался («В большом рассеянье взглянул, / Отворотился — и зевнул»).

Произошло это потому, что человек может, конечно, приспо¬собиться практически к любой системе отношений, вот только при этом такое приспособление будут сопровождать определён¬ные реакции («Короче: русская хандра / Им овладела понемно¬гу»). У человека есть вполне определённая нравственная приро¬да, человек при призванию — творец, искренне любящий других людей. Но для выявления истинного предназначения того или иного человека желательно его существование в соответствую¬щей социальной среде, которая стимулирует именно высшее, творческое начало. Если общество построено на искажённых ос¬нованиях, то и человек искажается под его воздействием. Он мо-жет сопротивляться искривлённой среде, но тогда на его положе¬ние будет наложена печать драматизма.

Евгений Онегин не был выдающимся человеком для того, чтобы суметь справиться с разлагающим влиянием неправильно устроенного общества, но он ясно понимал его фальшь и устра¬нился из такой жизни. При этом он не нашёл равноценной заме¬ны, потому что его затворничество было бы благом при упорном систематическом труде, но «труд упорный ему был тошен». При этом он был рачительным хозяином. Автор совершенно без иро¬нии сообщает, что Онегин «читал Адама Смита» и «Ярем он барщины старинной / Оброком лёгким заменил».

В деревне он продолжал скучать. Познакомившись с Вла¬димиром Ленским, он полюбил общаться с ним, потому что тот напоминал его молодые годы, когда он сам был полон энергии, кипуч и горяч, не успев ещё разочароваться в том ми¬ре, куда так страстно стремился. Онегина подкупала непосред-ственность и незаурядность молодого друга («Он слушал Лен¬ского с улыбкой», «Он охладительное слово / В устах старался удержать»).Случайное знакомство с семейством Лариных Онегина ни¬чуть не воодушевило, однако он уже тогда выделил Татьяну:

«Неужто ты влюблён в меньшую?»

«А что?» — «Я выбрал бы другую,

Когда б я был, как ты, поэт...»

Поразительный факт — девушек новому гостю даже не пред¬ставили.

Внезапная любовь Татьяны у Онегина не вызвала ответного чувства — он был ещё слишком пресыщен, «Но обмануть он не хотел / Доверчивость души невинной» и смог достойно объяс¬ниться с Татьяной, отдав ей должное:

Когда б семейственной картиной

Пленился я хоть миг единый, —

То верно б, кроме вас одной,

Невесты не искал иной.

Евгений Онегин недаром устранился от света. Он продол¬жал оставаться благородным человеком, хоть его благородство и было пассивно. Ссора с Ленским была им самим целиком вы¬думана. Он сам это прекрасно сознавал («На тайный суд себя призвав, / Он обвинял себя во многом...»), но оказался неспосо¬бен уйти от формальных привычек и правил света даже факти¬чески уйдя из него. Великосветские игры и маски в его душе оказались сильнее твёрдого осознания эпизода («Но дико свет-ская вражда / Боится ложного стыда»). Он испугался «шёпота, хохотни глупцов» и убил своего друга, этим самым убив что-то и в себе.

Онегин уехал, потому что хотел убежать от самого себя, но душевных сил на глубокое раскаяние и перемену жизни у него не было. Встреча с Татьяной спустя несколько лет поразила его. Татьяна превратилась в богиню, сохранив свою душевную мощь, и Онегин понял, что его бегство было напрасно.

Но в возраст поздний и бесплодный,

На повороте наших лет,

Печален страсти мёртвой след...

Жизнь так или иначе привела Онегина к логическому завер¬шению его молодости — это полный крах, пережить который можно, только жесточайшим образом переосмыслив предшест¬вующую жизнь. Для усиления эффекта Пушкин заставил Онегина влюбиться именно в Татьяну, но это могла быть другая женщина. Суть в том, что внушённые с ранней юности маски и роли терпят жестокое поражение и жизнь таким образом даёт герою шанс на обновление нравственных чувств, шанс на новые смыслы суще-ствования. Известно, что в последней, зашифрованной главе, Пушкин приводит своего героя в стан декабристов.

ПОЧЕМУ А.С. ПУШКИН НАЗЫВАЕТ ТАТЬЯНУ СВОИМ «МИЛЫМ ИДЕАЛОМ»?

Многие критики, в частности Белинский задавались вопросом, почему пушкинский роман назван “Евгений Онегин”, а не “Татьяна Ларина”, ибо поэт не раз называет Татьяну своей любимой героиней, “милым идеалом”. Пушкин отождествляет ее со своей “ласковой музой, являвшейся ему в саду барышней уездной с печальной думою в очах, с французской книжкою в руках”. Именно эта героиня вдохновляла поэта, стала воплощением идеального пушкинского женского образа. Пушкин наделяет Татьяну многими присущими ему самому чертами: любовью к русской природе, особую красоту и поэтичность которой Пушкин, как и его героиня, тонко чувствовал, понимая свою духовную связь с природой; суевериями, интересом к преданьям старины, присущим поэту и переданным Татьяне...

Чтобы понять, почему она стала идеалом Пушкина, необходимо рассмотреть особенности ее личности.

Татьяна — единственная героиня романа, идеально сочетающая в себе близость к русским национальным традициям и влияние европейской культуры. С одной стороны, “ей рано нравились романы, „они ей заменяли все, она влюблялася в обманы и Ричардсона, и Руссо”. Мечтательная и романтичная, Татьяна жила в мире “бесподобного Грандисона, Вольмаре, Юлии де Линара, Мален-Адели”, невольно проникаясь своеобразной культурой французских романов. В то же время она была очень суеверна, “ верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны”. Одной из ее любимых книг был сонник Мартына Задеки, “гадателя, главы халдейских мудрецов”. По словам Белинского, “это дивное сочетание грубых предрассудков с страстию к французским книжкам и с уважением к глубокому творению Мартына Задеки возможно только в русской женщине”. И, конечно, только русской душе присущи Татьянина любовь к природе, которая является неотъемлемой частью образа Татьяны. Прекрасные картины разных времен года, которые нередко даются глазами Татьяны, умевшей, как никто другой в романе, видеть неповторимую красоту русской природы, во многом воплощают тонкость и поэтичность ее собственной души. “Она любила на балконе предупреждать зари восход, когда на бледном небосклоне звезд исчезает хоровод”; Татьяна любила русскую зиму, “сиянье розовых снегов и мглу крещенских вечеров”, и даже во сне Татьяны мистический зимний пейзаж исполнен необычайной поэтичности.

Героиня эта, несомненно, “существо исключительное”, “натура глубокая”, незаурядная. Она явно не входит в мир уездных франтов Петушковых, советников Фляновых, “сплетников, обжор и взяточников”, супругов Пустяковых, “истинных французов типа Трике” и других представителей поместного дворянства. Даже “в семье своей родной она казалась девочкой чужой”. “Дика, печальна, молчалива”, Татьяна “в толпе детей играть и прыгать не хотела”, “куклы в руки не брала”, “в горелки не играла” и “часто целый день одна сидела молча у окна”. Ее одиночество обусловлено нестандартностью, нетипичностью Татьяны, высоким уровнем развития ее личности. Очевидно, в Онегине, которого Татьяна страстно полюбила, героиня почувствовала его глубокий ум, сильную натуру, неординарность, увидела единственного человека, способного ее понять, и открылась ему: “...я здесь одна, никто меня не понимает, рассудок мой изнемогает, и молча гибнуть я должна”.

Будучи наделенной от природы “умом, и волею живой, и своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным”, Татьяна, “послушная влечению чувства”, любит Онегина искренне, “без искусства”, она умеет “любить не шутя”, глубоко и сильно. Влюбленная, она проявляет решительность и смелость; открывшись Онегину, Татьяна своим искренним письмом фактически бросает вызов светским условностям (барышням не подобало первым признаваться в любви). Отказ же ее в финале произведения, когда Онегин влюбляется уже в Татьяну — светскую даму, объясняется ее необычайным благородством, высокими нравственными принципами, понятиями о чести и долге. Храня в душе любовь к Онегину (“я вас люблю, к чему лукавить”), Татьяна “другому отдана” и будет “век ему верна”. Она желает оградить от позора и страданий своего мужа, которого, несомненно, хотя не любит, но уважает, ибо он герой, “в сраженьях изувечен”. Кроме того, Татьяна не только не верит в то, что Онегин способен на подлинное чувство, помня сложившийся для нее образ “москвича в Гарольдовом плаще”, “пародии”, но она своим отказом спасает Онегина от бесчестного поступка по отношению к его другу, своему мужу. Как писал Достоевский, “...логика отказа чисто русская — лучше я буду страдать, чем загублю жизнь другого человека”.

В отношении Татьяны к жизни проявляется цельность ее натуры. Она “создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей”. Будучи уже светской дамой, Татьяна остается по сути своей все той же “простой девой, с мечтами, с сердцем прежним”. “...Без взора наглого для всех, без притязаний на успех, без этих маленьких ужимок, все тихо, просто было в ней” — знатной даме, “законодательнице зал”. Татьяна не изменила своим привязанностям, высоконравственным понятиям, духовным ценностям в угоду светскому обществу, сохранила в своей прекрасной душе присущие ей искренность и чистоту. Светскую жизнь она считает “блеском, мишурой, ветошью маскарада”, которые “рада отдать за полку книг, за дикий сад”, за “бедное жилище”... Таким образом, Татьяна, в которой соединяются наиболее важные, ценные и знакомые для Пушкина личностные черты, является воплощением идеального образа русской женщины, в котором отражаются пушкинские понятия о нравственности, благородстве, чести. И роман назван “Евгений Онегин”, а не “Татьяна Ларина” лишь потому, что Пушкину важно было показать тенденцию общественного развития, возникновение “болезни века”, явление невостребованности умных и ярких людей, их бездеятельность как доказательство социального неблагополучия, что поэт и сделал с помощью образа Онегина. Образ же Татьяны, которая по уровню духовного развития, несомненно, выше Онегина, образ этой “немногословной, но глубокой и сильной” натуры, “чья жизнь проникнута целостностью и единством”, служит для рассмотрения не социальных, временных проблем, а нравственных, вечных.

«Я так люблю Татьяну милую мою!» — восклицает автор-повествователь в романе «Евгений Онегин». Авторское отношение к героине изначально открыто и не изменяется на протяжении всего повествования: Татьяна Ларина — любимый идеал Пушкина. Идеальное начало в Татьяне чувствуют и другие герои. Онегин в 4 главе (сцена свидания с Татьяной) откровенно признается:

То, верно б, кроме вас одной Невесты не искал иной.

Скажу без блесток мадригальных:

Нашед мой прежний идеал,

Я, верно б, вас одну избрал В подруги дней моих печальных,

Всего прекрасного в залог,

И был бы счастлив... сколько мог!

Создание положительного персонажа — задача, напрямую связанная с утверждением тех ценностей, которые представляются писателю бесспорными. В этой связи стоит проанализировать образ Татьяны, который позволит глубже понять смысл всего романа, уяснить, что притягивает, а что отталкивает автора в людях.

Прежде всего следует отметить подход автора к созданию портрета героини, которая намеренно лишена признаков внешне броской красоты («Никто б не мог ее прекрасной назвать»). Это не мешает автору в 8 главе назвать Татьяну «неприступною богиней роскошной, царственной Невы».

Источником ее очарования является естественность, отсутствие светских «ужимок», вульгарности («все тихо, просто было в ней») и, конечно, наличие богатой внутренней жизни души. Татьяна — поэтичная, самобытная, оригинальная натура, обладающая неповторимой индивидуальностью. Не случаен мотив отчужденности героини от пошлой среды («Никто меня не понимает...»). Автор неоднократно подчеркивает любовь Татьяны к родной природе, ее связь с народными корнями («Татьяна — русская душою»). Ей присущи мечтательность, открытость, искренность душевных движений, непосредственность, доверчивость, неприятие фальши.

Татьяна не просто умна, она обладает даром воображения, умеет интуитивно постигать мир. Ей присуща мудрость души, без которой был бы невозможен ее пророческий сон, в котором Онегин предстает в окружении бесов.

Но самое главное в Татьяне — способность глубоко и преданно любить, быть верной данному слову. Будучи внутренне свободным человеком, Татьяна знает законы нравственного долга и умеет им следовать. В острой ситуации выбора она принимает единственно правильное решение. На признание в любви Онегина Татьяна отвечает искренним признанием во взаимном чувстве и отказом перешагнуть границы дозволенного. Она принимает мудрое решение за двоих, не желая предавать мужа, понимая всю необратимость некогда принятых решений.

Пушкинский идеал предполагает верность себе, т.е. цельность личности, естественность, благородную простоту, высокие моральные устои, близость народным корням, глубинное родство с природой. Именно эти черты обусловили стойкость героини в жизненных испытаниях, оберегли ее от растлевающего влияния света, помогли отличить «ветошь маскарада» от подлинной жизни.

Пушкину удалось воплотить в образе Татьяны собственное представление о совер-шенстве, при этом создав образ в полном смысле реалистичный. Читатель верит в возможность существования такого типа личности. Неслучайно слово «идеал» согрето ласковым эпитетом «милый».

ПОЧЕМУ ОТНОШЕНИЯ ТАТЬЯНЫ И ОНЕГИНА СКЛАДЫВАЮТСЯ ДРАМАТИЧЕСКИ?

Давайте представим на миг, что очутились в середине девятнадцатого века. Мы окажемся в том обществе, в котором жили герои романа А.С. Пушкина Татьяна Ларина и Евгений Онегин. Несмотря на то, что Евгений и Татьяна жили в одно время и в одном обществе, но восприятие этого общества у них очень различно. Мир Онегина — это светский мир пышных приёмов и балов, а Татьяна — натура поэтическая, мечтательная и одухотворённая. Невольно спросишь у себя: могли ли Евгений и Татьяна быть вместе? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Для начала нужно определить: что же общего между ними? Я думаю, что единственное, что их объединяет, — желание любить и быть любимыми. Возможно, они могли быть вместе, если бы не влияние того общества, в котором они жили. Общества, где нет любви, где есть только игра в любовь. Поэтому Онегин и во что не верит: ни в счастье, ни в любовь. Годы, проведенные в искусственном мире иллюзий доброты, оставили определенный отпечаток на его дальнейшей жизни. После многочисленных лет своей жизни проведенной во лжи и предательстве Евгений просто не может поверить в свое счастье. Этим и объясняется его трагическое непонимание Татьяны. Написав письмо, Татьяна совершает необычный смелый поступок, не свойственный девушке того времени, нарушая все правила, общепринятые в её среде, так как за такой поступок могли бы не только не понять девушку, но и оклеветать. Но её признание не было услышано охлаждённым сердцем Онегина. Он не способен ответить на любовь Татьяны, так как его чувства искажены обществом. Он не понял Татьяну: она пишет ему о любви, а он говорит ей о женитьбе. Исповедь Онегина, возможно, на первый взгляд очень благородна. Он же не обманул Татьяну, а, наоборот, сразу сказал ей всю правду. Но если задуматься, то можно с уверенностью сказать, что герой мёртв душой и у него каменное сердце. Онегин своими руками погубил нежданно выпавшее на него счастье. Возможно, он просто испугался любви и побоялся сделать или сказать Татьяне что-то не то. Ведь, в то время многие девушки просто забавлялись с юношами, не испытывая при этом абсолютно ничего. Наверное, поэтому Евгений и испугался такого счастья. Он всегда был одинок, но когда другой человек протянул ему руку, раскрыл своё сердце, — он оказался нравственно слепым и глухим. Я думаю, что когда-то он мечтал о такой девушке, как Татьяна, но со временем всё переменилось. Общество, в котором он жил, убило в нём всё прекрасное, что было когда-то. Кажется, что Онегин намного выше общества, которое его окружает, он в то же время он является его узником. Последняя сцена — самая удивительная во всём романе. В ней Онегин всё же решается сказать Татьяне о своих чувствах, но уже спустя годы, когда они встретились на балу. Когда же Татьяна становится знатной дамой, то с грустью вспоминает свою прежнюю сельскую жизнь. Татьяна по-прежнему любит Евгения. Даже при встрече она осталась верной своему супругу. Исходя из всего, я могу точно утверждать, что отношения между Евгением и Татьяной не могли бы закончиться иначе, так как они даже спустя годы так и не смогли понять друг друга, а в отношениях, я считаю, самое главное — понимание.

Любовь - это, наверное, одно из самых часто употребляемых в литературе и в повседневной жизни слов. В то же время, именно это слово содержит в себе наибольшее количество противоречивых смыслов. Из-за любви люди шли на подвиг, и из-за нее же совершали страшные преступления. Ею наполнены все романтические сюжеты, многие виды искусства в культуре всех времен художественной жизни человека. Это то чувство, которое философы разных времен определяли как «корень жизни», «восхитительнейшее благо», «мерило человечности», «то, чем держится мир».

О том, что называется любовью, вечно размышляли, спорили, спрашивали друг друга и отвечали, снова спрашивали - и никогда не находили точного ответа. Уж очень хотелось понять, почему человеку невыносимо жить без любви и почему так трудно любить? Не всегда чувства приносили человеку только радость. В литературе, которая является отражением жизни, ее зеркалом, есть множество примеров несчастной любви. И этих примеров больше, чем положительных. Иногда несчастье приносит неизбежная разлука влюбленных. Но чаще всего оказывается, что любит только один, а другой не испытывает и малой толики нежных чувств.

Трагична любовь Татьяны Лариной и Евгения Онегина, описанная в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Эта любовь терпит фиаско дважды: первый раз - по вине героя, второй - по вине героини. Но почему двое подходящих друг другу людей отказываются от великого счастья - от любви?

Пушкин даёт на это ответ. Забегая вперед, можно сказать, что виновником всех бед писатель считает светское общество, точнее - его нравы и обычаи. А кому, как не Пушкину, знать о нравах того времени? Недаром он называет Онегина своим «старым приятелем». Он настолько хорошо знает все его привычки и мысли, что невольно возникает ощущение: в противоречивости образа Онегина, в описании его уклада жизни Пушкин в какой-то мере выразил себя. Может быть, именно поэтому он позволяет себе иногда быть очень суровым к своему персонажу.

И действительно, роман Пушкина в стихах «Евгений Онегин» - это срез современной писателю эпохи. Пушкин был первым, кто проницательно разглядел черту, которой было суждено развиться в русском обществе: одиночество в нём каждого, кто так или иначе возвышался над средним уровнем. Автор «Евгения Онегина» проследил истоки этого явления: поверхностное воспитание, бездумное подражание европейской культуре, условность дворянского уклада жизни, отсутствие духовных и общественных интересов. Пагубное влияние этого явления Пушкин проследил на примере образа главного героя.

Образ Онегина открывает знаменательную главу в поэзии и во всей русской литературе. Следом за Онегиным явились Печорин и Рудин. Этих героев назовут впоследствии «лишними людьми».

Скука приводит Онегина в деревню, где от блистательности нашего героя не остаётся и следа. Лишь ярче стали нелюдимость и презрительность в общении с окружающими. Живительный чистый воздух, призванный будить в человеке прекрасное, не повлиял на героя, а лишь стал ему так же скучен, как и атмосфера Петербурга. В то время Онегин просто не мог оценить чистой души Татьяны, безумно влюбленной в столь близкого ей по духу человека.

Ведь Татьяна совершенно не похожа на тот тип женщин, общаться с которыми привык наш герой. Её родители - провинциальные дворяне, которые

…хранили в жизни мирной

Привычки милой старины…

Татьяна была «дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива». С ее образом автор связал своё представление о народе. Даже имя "Татьяна" указывает на это. Так обычно называли дворовых девок, а не барышень. На деревенскую природу, на русскую весну, на русскую осень, зиму Пушкин смотрит глазами героини. Благодаря ей в романе появляются святочные гадания при луне, сказочные мотивы во сне. Онегин не умел этим наслаждаться.

Отказ Онегина сильно изменил характер Лариной. Именно поэтому, когда судьба вновь сводит их вместе, уже Татьяна дает решительный отказ:

Но я другому отдана

И буду век ему верна.

Образ Татьяны строится по принципу композиционного параллелизма. Героиня резко меняется к концу произведения. В ее перемене виноват не только Онегин, отвергший её любовь, но и общество, которое диктует свои правила игры. Неслучайно автор называет Татьяну «законодательницей зал», как бы отождествляя её с окружающим «светом».

В восьмой главе романа перед нами предстаёт изменившаяся Татьяна и другой Онегин. Он повзрослел, стал богаче духовно, глубже и искреннее. Письмо к Татьяне - тому подтверждение. Онегин готов к любви, но уже поздно: Татьяна несвободна. Путешествие сильно изменило героя, но отказ Татьяны изменит его еще сильнее:

И здесь героя моего,

В минуту, злую для него,

Читатель, мы теперь оставим,

Надолго… навсегда.

КАК В РОМАНЕ А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» РАСКРЫВАЕТСЯ ПРОБЛЕМА НЕРЕАЛИЗОВАННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ?

Образ Онегина послужил основанием для создания целой плеяды «лишних людей» в русской литературе. Вслед за ним появляются образы Печорина («Герой нашего времени» Лермонтова), Рудина («Рудин» И. С. Тургенева), Обломова («Обломов» И. А. Гончаров). Онегиным Пушкин наметил основные социальные и человеческие черты характеров, не реализовавшихся в современную им эпоху.

Онегин с самого начала романа предстает перед нами как человек светский, причем светский не только по образу жизни своему, но и «по духу»: он прекрасно чувствует себя в «высшем» обществе, он впитал в себя светскую мораль с ее лицемерием, цинизмом, фальшью. Его образ жизни, его воспитание делают героя неспособным к упорному труду — в этом причина его раздвоенности и скуки. Следствием его жизненного опыта становится самоуверенность и безапелляционность. Онегин не верит в возможность счастья. Страдая от бесконечной скуки, он, в сущности, не задумывается над смыслом человеческого существования. Жизнь Онегина пуста, это вечный скиталец в русской земле. Пушкин оставляет ему возможность духовного возрождения, способность обретения любви, однако счастье для него навсегда потеряно. Трагедия Онегина не в его жизненных обстоятельствах, а, прежде всего, в его мироощущении.

«Евгений Онегин» - одно из самых великих и значительных произведений русской литературы, в котором Александр Сергеевич Пушкин блистательно и ярко отразил дворянина того времени. Им было поймано то мимолетное веяние эпохи, которое существует всего лишь несколько мгновений, а потом стремительно исчезает и никогда более не возвращается. В этом и есть одна из главных заслуг любого писателя - запечатлеть определенный момент времени с неотразимой легкостью и точностью.

Главный герой романа довольно-таки интересный человек, чей характер необычен: Евгений рано разочаровался в жизни, весь окружающий его мир его не интересует, ему скучно, и большая часть его поступков совершается лишь с одной целью - развлечь себя от скуки, отогнать гнетущую и измождающую молодого человека тоску. Однако, несомненно, что Онегин - человек перспективный, но не сумевший реализоваться в тех обстоятельствах, в которых он оказался.

Во-первых, общество вокруг героя не дает ему возможности раскрыть себя полностью. Он оказывается в чуждой ему среде (в деревне), которая ему совершенно не по душе, в которой он не может найти применение своим талантам и способностям. Евгений не принимает те правила, которые существуют в той среде, где он оказался: он устанавливает свои законы («…ярем он барщины старинной оброком легким заменил…»), однако это мгновенно воспринимается другими людьми, как опаснейшее чудачество и глупость:

Что он опаснейший чудак.

Он вынужден существовать внутри общества помещиков, к которому он чужд и неприспособлен, отчего все сразу настраиваются против него:

…"Сосед наш неуч; сумасбродит;

Он фармазон; он пьет одно

Стаканом красное вино…

Таким образом, среда, внутри которой оказался Евгений, не дает ему возможности реализоваться в полной мере. Любой его порыв не дает ему свободы, а только укрепляет его убеждение в своей ненужности, убеждает его в том, что он, действительно, «лишний» человек на этом «празднике жизни».

Во-вторых, сухой и запрограммированный круг дворянской жизни, которую Онегин не может изменить, рано наскучивает ему: испробовав все радости, все развлечения, он приходит в уныние, его посещает тоска, и он обречен на своеобразную хандру, которая теперь неотступно следует за ним, куда бы он ни подался. Таким образом, рано познав жизнь, он рано познает и оборотную её сторону - скуку, от которой теперь не может скрыться. Онегин гораздо умнее, чем все светское общество, и это не может не привести его к разочарованию. Видя бессмысленность всего вокруг, он не может реализовать себя, ибо это никому не нужно в том обществе, где все живут по заведенным ранее порядкам:

…Нет: рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы не долго были

Предмет его привычных дум;

Измены утомить успели;

Друзья и дружба надоели…

Можно сказать, что читатель, постепенно знакомясь с судьбой Евгения, постигает его натуру, задавленную неблагоприятными обстоятельствами; характер «лишнего» человека в том обществе, в той среде, в которую он оказался помещен не по своей воле.

Именно среда и люди вокруг препятствуют реализации возможностей Евгения, которые, вероятно, раскрылись бы, если бы Онегин находился в ином свете. Он был человеком новой эпохи, не желавшей поддерживать царизм и старые устои государства, он не хотел переходить в стан молчалиных, отчего был обречен на бездействие в том обществе, которое он обогнал в развитии.

А.С. Пушкин очень точно показал не только трагедию «лишних» людей в дворянском обществе, но еще и четко обозначил её основные причины

1. Идеальные представления народа.
2. Гиперболическое описание.
3. Богатырские слабости.

Признавшись в своей слабости, человек становится сильным.
О. де Бальзак

В былинах перед нами раскрывает особый мир подвигов, сказочных превращений и противников, которые постоянно пытаются завоевать Русь. Но им в таком стремлении непременно противостоит главное действующее лицо многих былин богатырь, единственный, кто может победить неприятеля в любой схватке. Поэтому он всячески прославляется и восхваляется на страницах произведений. С помощью таких образов авторы показывают не только отвагу русского человека, но и величие всего государства. Они становятся словно визитной карточкой, в которой отражен «идеал социальной справедливости». Богатыри показывают идеальные представления народа о мужественном и преданном служении народу и родине. Возможно, поэтому вражеской силе они противостоят, как правило, в одиночку. Однако каждый их них имеет свои особенности, которые показывают одну из сторон их образа. Среди них такие, как самый сильный русский богатырь Илья Муромец, добрый и храбрый Добрыня Никитич, хитрый и смекалистый Алеша Попович. Но, несмотря на такое разнообразие, все эти качества являются обобщенной характеристикой, созданной русским народом, который в своих произведениях хотел показать противостояние любой силе, стремящейся его покорить.

При создании образа богатыря в произведении используется как идеализация, так и гиперболизация. Подобное описание касается не только главных героев, но и тех, кто им помогает, например верный конь. Таковым является Бурушка-косматушка Ильи Муромца в былине «Илья-Муромец и Соловей-разбойник»: он «с горы на гору перескакивает, реки-озера перепрыгивает, холмы перелетает».

Но богатыри не только сражаются с темными вражескими силами. Они делают много полезных дел для блага самого народа. В своем стремлении они могут не только улучшать жизнь нуждающихся, но быть в какой-то степени сильнее самих животных. Илья Муромец «левой рукой Бурушку поддерживает, а правой рукой дубы с корнем рвет, настилает через болота настилы дубовые. Тридцать верст Илья гати настелил — до сих пор по ней люди добрые ездят».

Не меньше гиперболических черт используется и при описании противников, с которыми богатырям приходится встречаться на своем пути. Таким образом, создается не столько пугающий облик неприятеля, сколько в очередной раз показывается сила русского богатыря, который смог противостоять ему. Например, образ Соловья-разбойника: «Сидит за рекой Соловей-разбойник на трех дубах, на девяти суках. Мимо тех дубов ни сокол не пролетит, ни зверь не пробежит, ни гад не проползет». Но это не только не останавливает богатыря, но и заставляет его с удвоенной силой приняться за дело, чтобы обезвредить противника.

Образу богатыря также чужда любая корысть. Он не гонится за деньгами, тем более за теми, которые собраны благодаря человеческим страданиям. В этом тоже отражаются чаяния русского народа, который видит в богатыре не только сказочного спасителя, но и заступника. Поэтому Илья Муромец не берет тех денег, что предлагает ему жена Соловья-разбойника: «Они добыты слезами детскими, они политы кровью русскою, нажиты нуждою крестьянскою».

Во многих былинах главным героем становится не только богатырь, но и государь — князь Владимир. В разных текстах отношение к нему у богатырей складывается противоречивое. Например, они могут явиться по первому же зову для того, чтобы защитить Русь. С другой стороны, князь Владимир может обидеть богатыря, который таит в себе обиду, но потом, в минуту опасности, обязательно прощает упреки и поступки Владимира. Либо он сразу довольно-таки резко отвечает на любые нелестные высказывания в свой адрес. В былине «Илья-Муромец и Соловей-разбойник» представлен третий вариант отношений. Алеша Попович оскорбляет Илью Муромца, говоря, что тот не мог проехать через Соловья-разбойника. Но Владимир в такой ситуации поступает мудро. Он просит показать того, кого смог одолеть богатырь. В этот момент Соловей-разбойник пошел на хитрость и свистнул очень громко, что нанесло большой урон близ стоящим строениям. Тогда Илья доводит свое дело до конца: он срубает голову разбойнику, чтобы тот больше никому не мог принести вреда. В конце этой былины авторы обращаются еще к одной грани образа богатыря. Князь Владимир отметил для себя поведение Ильи, который не поддался на упреки в свой адрес со стороны Алеши Поповича. Поэтому он выбирает его старшим в дружину. Но Алеша Попович и в этот момент пытается «насолить» Илье Муромцу, говоря о том, что во главе не может стать «деверевенщина лесная неумытая». Но не социальное положение, а деяние богатырей определяют их статус и положение в этом обществе: «Да и не по роду-племени слава идет, а по богатырским делам да подвигам». В этой фразе выражено понимание русским народом того, кто должен стоять на страже и во главе дружины — человек, храбрость и отвага которого проявляется на деле, а не на словах.

Однако богатыри в произведении не всегда выражают только идеальное представление о жизни. Для них характерны определенные слабости, которые также находят отражения в произведениях. Например, в былине «Илья-Муромец и Соловей-разбойник» это представлено в поведении Алеши Поповича, который с первой встречи враждебно относится к богатырю. Сначала он обвиняет его во лжи, а потом в том, что тот не имеет соответствующего социального положения для того, чтобы возглавлять дружину. Но подобное поведение можно объяснить молодостью героя и в какой-то степени его неопытностью. Однако индивидуальные черты видны и в других образах героев таких произведений. В частности, в былине «На заставе богатырской».

Первая ошибка богатырей в этом повествовании заключается в том, что они были поставлены для охраны на заставу молодецкую, но в «недобрый час» разбрелись. Такое халатное отношение к своим обязанностям, могло привести к беде, так как в это время в сторону Киева проехал незнакомец, лошадь которого может отставлять след размером с полпечи.

В былине также появляется Алеша Попович, который получает нелестную характеристику от Ильи Муромца: «Алеша роду поповского, поповские глаза завидущие, руки загребущие. Увидит Алеша на чужанине много серебра да золота, позавидует и погибнет зря». Подобное описание не говорит том, что Алеша плохой богатырь, но в этом эпизоде представлены не только его слабые стороны, но мудрость и рассудительность Ильи Муромца. В этом описании Алеша Попович становится своеобразным контрастным образом по отношению к другому богатырю. И никто не говорит о том, что они оба слабые, просто они наделены различными человеческими пороками и достоинства.

Но и в образе Добрыни, который в этой былине едет наказать чужанина, проявляются свои слабости. Когда противник к нему начал приближаться, то богатырский конь упал на колени. Добрыня лишился своего основного помощника, поэтому он понял, что не может дать боя неприятелю: «Испугался Добрыня, повернул коня, поскакал обратно на заставу. Приезжает ни жив, ни мертв...». Тогда Илья Муромец решает сам наказать чужанина. В начале произведения говорилось только о следе лошади, который остался недалеко от заставы, и только перед битвой богатырей представлен портрет самого неприятеля. Главной отличительной его чертой становится не в описании внешности, а похвальба своей силой: «Он кидает в небо палицу железную весом в девяносто пудов, на лету ловит палицу одной рукой, вертит ею, словно перышком». Увиденное не пугает Илью Муромца, он только просит своего коня помочь ему отстоять заставу богатырскую. Он въезжает на правое дело и наказывает чужанина не только за своевольное пересечение заставы, но и за похвальбу своей силой, которую тот выставлял напоказ.

В образе богатырей выразились нравственные представления народа о защитнике. Они могут сразиться с любым неприятелем. Чем страшнее и могущественнее описан противник в былине, тем сильнее кажется сам богатырь, так как смог победить его.

Появляющийся в произведении гиперболизированные образы отражают скорее не действительность, а чаяния народа о тех, кто может постоять за них и правое дело, которое они считают самым важным в своей жизни. Но при этом в образе каждого богатыря представлены отдельные черточки, говорящие об их характере. Подобное описание не умаляет силу и достоинства богатырей, но приближает образ к реальному человеку. Возможно, это один из приемов, позволяющих верить в то, что богатыри когда-то жили на Руси и могли защитить ее рубежи от любого врага, который хотел не только покорить ее, но и показать свою великую силу.

Славный русский богатырь и герой древнерусских сказаний и былинных историй - Илья Муромец знаменит не только в нашей стране, но и в сопредельных государствах. К слову, в поэмах Германии, относящихся к 13 веку, встречается упоминание о могучем витязе Илье Русском.

Между тем речь идет вовсе не о сказочном персонаже, а о реально жившем в то время человеке, чьи останки находятся в пещерах Киево-Печерской Лавры. Илью Муромца русская православная церковь канонизировала и с тех пор 1 января в календаре - это день его памяти. В наши дни Ракетные войска стратегического назначения РФ почитают богатыря своим небесным покровителем, к нему принято обращаться за поддержкой в трудную минуту.

Характеристика героя

(По происхождению Илья Муромец - крестьянский сын. Отец - Иван Тимофеевич, мать - Евфросинья Яковлевна )

Мужество, верность слову и долгу, сила и любовь к родине - вот основные черты былинного образа Ильи Муромца. В легендах говорится, что до 33 лет он был прикован к постели в доме своем в селе Чернигове рядом с городом Муромом. И лишь когда пришли к нему три старца и чудесным образом исцелили Илью, смог встать он и обрести свою богатырскую силу. Наказали ему старцы отправиться в Киев для служения князю. С того времени ведет отсчет история славных побед героя над врагами внутренними (разбойниками и лихими людьми) и внешними (печенегами, половцами, хазарами).

(Знаменитая картина "Три богатыря" В.М. Васнецова )

Былины описывают Илью, как человека могучего телосложения и роста (больше 180 см), с русыми кудрями, черными бровями, бородой с проседью. Его облачение - традиционное для того времени: шлем и кольчуга, а из оружия - палица, копье и щит. За высокий воинский дух и боевые качества назначил князь Илью Муромца старшим над всеми богатырями своими.

(Сокрушение Соловья-разбойника )

Самые известные подвиги - это победа над Соловьем-разбойником (объединяющий образ бандитов, промышлявших на дорогах), Идолищем Поганым, Калином-царем и другими врагами земли русской. Много подвигов совершил за свою жизнь богатырь, а как стал стар, удалился в монастырь. Но несмотря на прошедшие века, слава его не утихла, а в образе слились черты всех защитников Отечества, положивших жизнь за людей и их свободу.

Образ героя

(Илья Муромец - доблестный богатырь, защитник народа на Руси )

Народный эпос надел образ Ильи Муромца традиционными чертами богатыря. В каждой былине портрет его приобретает новые черты, только дополняющие общую картину. Так, перед тем, как уйти из дома в Киев, воин кланяется родителям и просит у них христианского благословения.

Даже к своему коню Илья относится как к ратному товарищу. К нему обращена речь его, ему он отдает приказы. Во многих былинах цель богатыря озвучена весьма точно: защищать Русь святую и веру православную. Он готов помочь обиженному и несправедливо угнетенному. Когда Илья Муромец освобождает от захватчиков город Чернигов, его жители приглашают освободителя занять место воеводы. Однако, богатырь не согласен, ведь его цель совсем в другом, а служит родине он бескорыстно.

(Все почитали Илью и приходили к нему за любой помощью )

Примечательно, что семьи в обычном понимании - жены, возлюбленной у героя нет. И это не случайно. Вся сила могучего воина направлена на защиту Руси, которой он поистине необходим весь без остатка. Смысл его жизни дать возможность обычным людям просто жить, строить свои дома, заводить семьи и не бояться набегов врагов.

Несмотря на бессчетное количество побед, Илья не был хвастливым. Былинные сказители особо подчеркивают, что он никогда не гордился победами и не демонстрировал их напоказ. Часто говорится, что побежденного врага, если на то не было приказа (как в случае с Соловьем-разбойником), то и отпускал на все четыре стороны. Это особое отношение к поверженному врагу прослеживается и в образах других былинных героев, а позднее стало традиционным для русского воина-защитника.