Комментариев. Потанин виктор - управление культуры курганской области

Потанин Виктор Фёдорович - прозаик, очеркист.

Родился в семье сельских учителей. Детство и юность прошли в Зауралье, в деревне. Отец погиб на фронте в 1941. Мать, Анна Тимофеевна,- учитель русского языка и литературы. Ее и учителя Утятской школы Р.Ярова Потанин называет своими наставниками, которые оценивали его первые опыты - стихи и рассказы.

В 1953-58 Потанин учился в Курганском педагогическом институте, занимался в литературно-творческом кружке.

В 1958 начал работать корреспондентом в областной молодежной газеты «Молодой ленинец», где публиковались его новеллы, короткие рассказы, очерки, зарисовки.

В 1958 участвовал во Всероссийском совещании молодых прозаиков, организованном недавно созданным СП РСФСР. Знакомство и общение с В.Астафьевым, Ю.Казаковым, Г.Горышиным, по свидетельству Потанин, сыграло определяющую роль в выборе дальнейшего жизненного и творческого пути.

Первым выступлением в большой печати стал рассказ «Шальная весна» (Урал. 1961), затем последовали публикации в «Смене», «Сельской молодежи», еженедельнике «Литературная Россия». Крестным отцом многих из них (а в дальнейшем и книг) стал С.П.Антонов, с которым Потанин познакомился на Кемеровском зональном семинаре молодых писателей.

В 1961-67 заочно учился в Литературном институте (отделение прозы). Первая книга, небольшой сборник рассказов «Журавли прилетели», вышла в Кургане в 1963. Уже ранние книги («Подари мне сизаря», «Последние кони», «Наследник солдата») принесли Потанину всероссийскую известность. Проникнутые, по определению самого писателя, «лирическим автобиографизмом и эгоцентризмом», выразившихся в преобладании очеркового начала и выборе дневниковой формы, они сразу определили его приверженность к нравственной проблематике и конфликтам, которые он остро ощущал, но не умозрительно, а в гуще самой жизни. Не случайно события его произведений происходят в пределах Зауралья. Вспышка «деревенской прозы» в 1960-е принесла с собой открытие особого человеческого мира, «крестьянского космоса», дегероизацию литературы, проявившуюся в интересе к маленьким людям.

В произведениях 1970-х Потанин исследует нравственные конфликты, состоящие в разрушении корневых связей с «почвой», в отпадении героев, соблазненных городским интеллектуализмом, от «анахронической» сердечности семейного уклада, их «межеумочное» состояние («чистая и горькая», по отзыву В.Астафьева, повесть «Пристань»). Но писатель не судит своих героев, скорее сочувствует, поэтому нередки в покаянных монологах его героев авторские интонации.

Творческую манеру Потанина во многом определяет любовь к живому народному языку, он восстанавливает в правах строй и звучание по-песенному раскованной и естественной местной речи, которая составляет основу его лирико-исповедального стиля. Сюжетно-структурную цельность определяет авторская позиция, «однодумность» (Н.Кузин), которая взволнованно откликается на «болевые» точки жизненного материала. Покаянный мотив деревенской прозы получает у Потанина индивидуальное преломление, проявляясь в то и дело прорывающемся внутреннем напряжении авторской интонации. Это роднит поэтику прозы Потанина с Ю.Казаковым, В.Лихоносовым, Г.Семёновым.

Проза Потанина 1980-90-х продолжает ставить самые острые и жгучие вопросы сегодняшней жизни. Сложные и драматические судьбы встают со страниц повестей «Легкая», «Телефон доверия», «Большой хитрец». Поисками смысла жизни заняты и герои большинства рассказов. Любовь к человеку диктует Потанину такие светлые, бескорыстные и жертвенные судьбы, как Антонина Ивановна из повести «Легкая». Это его версия праведницы, без которых «не стоит земля наша». «Дивное торжество совести» (В.Распутин) показывает героиня в каждой из своих ипостасей - жены, матери, работницы.

«Умную печаль», «благорасположенность ко всему» считают главными чертами индивидуальности Потанин его коллеги В.Астафьев и В.Распутин. Писатель не признает грубости ни в общении, ни на страницах своих книг. Он «не может принять зло как неизбежность, согласиться с его агрессивным полноправием, и любые проявления зла заносит на бумагу с очевидным страданием» (В.Распутин). Повесть «Доченька» выпадает из этого ряда, так как она - о взаимной «чуждости», нарастающей между поколениями отцов и детей, о нравственном вызове младших старшим. Писатель переживает этот конфликт с позиции невольной вины и своего поколения, и своей лично. В поздней прозе Потанина (книги «Плакала кукушка», «На обрыве», «Танцуем без перерыва», «Украденная жизнь») все отчетливее звучат метафизические мотивы, особенно обостренно - тема жизни и смерти. Появляются и мистические мотивы, в свое время реабилитированные «деревенской прозой» (повесть «Украденная жизнь»).

Основу прозы Потанин составляет опора на традицию русского реалистического письма. Недаром критика называет его приверженцем аксаковской традиция, в основе которой лежит свойство писательской памяти «помнить, а не фантазировать» (С.Т.Аксаков). Памятливость писателя, обогащенная новыми впечатлениями, восходит к нравственным первоначалам, по которым он продолжает оценивать своих героев и себя. Иногда писателю хочется сказать как можно больше, он не всегда доверяет «выговариванию» самой жизни, отраженной в произведении, которая может заставить читателя думать самому.

В 1970-98 Потанин работал литконсультантом Курганской писательской организации, редактором регионального книжного издательства. Продолжает активно печататься в журнале «Москва», «Урал», «Бежин луг».

Член правления и секретарь СП России, имеет звание «Заслуженный работник культуры», награжден орденом «Знак Почета» и орденом Почета. Лауреат премии Ленинского комсомола (1979), премии им. Ивана Бунина (1994), Всероссийского литературного конкурса им. В.М.Шукшина (1999), Всероссийской литературной премии им. Д.Н.Мамина-Сибиряка (2002).

Живет в г.Кургане.

К.И.Шарафадина

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 109-111.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Журавли прилетели: сборник рассказов. Курган, 1963;

Шальная весна: рассказы. М., 1969;

Пристань: повести. Челябинск, 1970;

Ради этой минуты. Новосибирск, 1973;

Память расскажет: очерки. М., 1975;

Когда прошли дожди. М., 1978;

Избранное: Повести и рассказы. М., 1982;

Поезда не возвращаются: Повести, рассказы. М., 1985;

Голубая жемчужина: Повести, рассказы, дневники. М., 1989;

Плакала кукушка: Повести и рассказы. М., 1992;

Танцуем без перерыва: Повести и рассказы. Курган, 1995;

Украденная жизнь: Повести и рассказы. Курган, 2000.

Литература:

Селезнев Ю. Вечное движение. М., 1976;

Виктор Федорович Потанин: биобиблиографический указатель. Курган, 1980;

Кузин Н. На орбите душевности // Потанин В.Ф. Пристань: Повести и рассказы. Свердловск, 1980;

Яновский Н. [Послесл.] // Потанин В.Ф. Избранное. М., 1982;

Астафьев В. Чистая душа // Астафьев В. Всему свой час. М., 1985;

Распутин В. Добрый рыцарь совести и слова // Потанин В.Ф. Украденная жизнь: повести и рассказы. Курган, 2000. С.3-8;

Бондаренко М. Только бы не остыла душа... О писателе Викторе Потанине // Литература в школе. 2003. №5. С.41-46.

Правила правдописания с Виктором Потаниным

Говорят, что разговоры о литературе сегодня не в моде. Но о чем же еще говорить с писателем накануне его 75-летия? Рубеж немалый…Издав десятки книг, обретя российскую известность, изведав горькое и сладкое, познав светлое и темное, наш земляк - лауреат многих литературных премий, член Высшего творческого совета Союза писателей России Виктор Потанин, наверняка, выработал для себя некоторые законы правдописания. Ведь есть, должны быть не только правила правописания, но и правила правдописания. И не может быть, чтоб они были для всех писателей одинаковыми. Иначе не было бы литературы. Мы не просто спросим, что думает по этому поводу писатель Потанин, а попросим его участвовать в нашем эксперименте.

Дорогой Виктор Федорович! Предлагаем пять цитат из произведений пяти авторов, каждый из которых составляет славу русской литературы. В какой степени их «правила» созвучны вашей творческой судьбе? Согласны ли вы с великими? Начнем с Пушкина, а дальше - по хронологии.

Итак, Александр Пушкин: «Поэт, не дорожи любовию народной…».

Слово «правда» очень многозначно и часто смыкается со словом «свобода». И потому я убежден в том, что следовать правилам правдописания может только по-настоящему независимый, то есть свободный художник слова. Таковым и был сам Пушкин. Он всегда утверждал, что свобода - самое главное для поэта. Этому посвящено стихотворение «Поэту», из которого и взяты данные строки. Кстати, дальше, по ходу стиха, эта мысль как бы расшифровывается, точнее сказать, объясняется: «Ты царь: живи один. Дорогою свободной иди, куда влечет тебя свободный ум…». И поэт так и выстраивал свою судьбу. Он никогда не угождал властям и в течение всей своей жизни думал о свободе личной и свободе общественной, и все эти думы нашли отражение в стихах. И все-таки - почему написалось «не дорожи любовию народной»? Думаю, потому, что в данном случае поэт подразумевал под народом толпу, некую общность людей, которая часто не может определить ценность художественного произведения. Впрочем, давайте обратимся снова к тексту самого стиха и там найдем: «восторженных похвал пройдет минутный шум: услышишь суд глупца и смех толпы холодной…» А дальше прочитаем самое главное: «Ты сам свой высший суд; всех строже оценить умеешь ты свой труд». Думаю, что эти слова стали нравственным законом для многих моих литературных собратьев, да и для меня тоже. И это - правда, ведь на моих книжных полках стоят сразу несколько портретов поэта, и его глаза, его строгий изучающий взгляд постоянно говорят мне и наставляют: «Пиши только правду и ничего, кроме правды!» И никуда уже мне не деться и не спрятаться от этого взгляда.

- Николай Некрасов: «Сомнения в себе - есть пытка творческого духа».

От Пушкина до Некрасова тянется очень прямая, наторенная дорога. Есть здесь и промежуточные станции, Лермонтов, например. Можно назвать и другие вершины, но правда все же в ином. Она в том, что Некрасов усвоил и впитал в себя все лучшие пушкинские традиции, а они огромны, как океан. И если сказать об этом поэте одним словом, то, конечно же, Некрасов - гений. А такие личности, как правило, стремятся к еще большему совершенству. Отсюда и эти слова: «Сомнения в себе - есть пытка творческого духа». Но почему все-таки пытка? Да потому, что в жизни Некрасова случались большие трагедии и неудачи. Со школьных лет мы знаем, что свой первый поэтический сборник «Мечты и звуки» поэт полностью скупил в магазинах, а потом сжег его, не оставив следов. Он посчитал, что этот сборник стоит вне Поэзии, а значит, и не имеет права на жизнь…

Знаем мы и о другом, - что всю жизнь Некрасов отбивался как мог от своих хулителей и критиков, которые упрекали его в псевдонародности и даже в неискренности. Особенно часто подвергались нападкам такие его стихи, как «Тройка», «Коробушка», «Меж высоких хлебов затерялося…». Не спасало их даже то, что еще при жизни поэта они стали любимыми народными песнями и прочно вошли в душу народа, слившись с фольклором. Но, может быть, именно это и раздражало таких, с позволения сказать, «эстетов». Их шокировали, прежде всего, некрасовская любовь к мужику, демократический пафос его поэзии, но больше всего - живой народный язык, который присутствовал в каждом произведении поэта. Конечно же, возня вокруг его имени больно переживалась Некрасовым. Были минуты сомнений, отчаяния, но все это заканчивалось победой поэта над самим собой, и его перо создавало очередной шедевр. А сам он на журнальных страницах заявлял о том, что «литература должна ни на шаг не отступать от своей цели - возвысить общество до своего идеала - идеала добра, света и истины! Иначе она потеряет все свое благодетельное влияние и придет к самым безрадостным результатам…»

Слова эти как-то печально сбываются сегодня. Да, это так. Мы видим, что литература постепенно изгоняется из школьных программ. Ее уже не считают в школе основным предметом, а о самом Некрасове говорят нынче торопливой скороговоркой, потому что все школьные часы по литературе преступно урезаны, и нет конца этим экспериментам. А что в итоге? А в итоге будет подорвано духовное здоровье народа.

- Александр Блок: «Сотри случайные черты - и ты увидишь: мир прекрасен».

И снова хочется вспомнить Пушкина. Поэт много писал и размышлял о счастье. Но всегда считал, что в окружающем мире бушуют порочные страсти и безумства, и потому счастье - случайный дар судьбы, его очень легко смять и разрушить. Так же думал и Блок, особенно в ранней юности. Да и само его творчество начиналось с отвлеченно-романтической лирики, с погружения в «сны» и «туманы», с уходом в «миры иные». Такие настроения посещали поэта и в зрелом возрасте, и его душу часто захлестывали волны неуемной тоски и печали. Отсюда и такие горькие строки:

Зарыться бы в свежем бурьяне, Забыться бы сном навсегда! Молчите, проклятые книги! Я вас не писал никогда!

Убежден, что комментарии здесь излишни. И все же тоска и отчаяние не сломили поэта. Спасала его все та же литература - Пушкин, Некрасов… Под их влиянием он стал глубже и вдумчивей вглядываться в жизнь, и сама жизнь предстала перед ним в иных красках - более радужных и прекрасных. Что это значило? Да только одно: Блок вышел из своей уединенной кельи поэта-мистика, и перед ним открылся живой и реальный мир во всем своем многообразии и красоте. И поэт воскликнул: мир прекрасен! Родилась и та знаменитая строка - «О, весна, без конца и без края, без конца и без края - мечта…» Словом, свершился один из законов и правил правдописания - оптимист победил пессимиста, и Добро возвысилось над Злом. Думаю, это достойный урок для всех нас, пишущих. В каждом нашем произведении должен пробиваться животворящий солнечный лучик - надежда. И в этом литература смыкается с нашей родной православной верой, которая дана душе во спасение.

- Михаил Зощенко: «Жизнь проще, обидней и не для интеллигентных людей».

- Дмитрий Лихачев: «Совесть - опорное понятие русской литературы».

Академик Лихачев сказал замечательные и мудрые слова. Вот с них бы и начать нашу беседу. Думаю, Пушкин и Некрасов, Блок и Зощенко на нас бы не обиделись, ведь они тоже так считали. Но что значит само слово «совесть»? Наверное, у меня не хватит сил, чтобы ответить. Также не могу точно сказать, что такое «любовь» или какой смысл вкладывается в слово «правда». Наверное, во всех этих словах много смыслов, значений, а если сказать еще проще, то выйдет - сколько на свете людей, столько и смыслов. Но, к счастью, среди этих людей есть личности, лидеры, люди-Боги. Среди них, к примеру, Василий Шукшин. И вот теперь, немного подумав, я все же признаюсь: для меня этот писатель как раз и олицетворяет Совесть. Совесть во всем - она присутствует в его книгах, в его фильмах и в его личной жизни. И за это его любят и уважают наши люди. Недавно, буквально на днях, мне посчастливилось вновь побывать на родине писателя - на Алтае. Там проходил большой Всероссийский кинофестиваль, посвященный Василию Шукшину, а в Сростках в эти же дни открылись традиционные Шукшинские чтения. И, конечно, на Алтай опять приехали знаменитые актеры и писатели, а самое главное - собрались тысячи и тысячи его поклонников, для которых Шукшин превратился почти в святого. И я с ними солидарен, потому что моя душа тоже не расстается с этим писателем. Об этом я много раз уже писал и размышлял в своей публицистике. Но для меня в облике Шукшина есть еще одна черта, о которой мы вообще не говорим или говорим очень мало, как-то стеснительно прикрывая рот рукавом. Да, мы совсем забываем о том, что Шукшин был величайший мечтатель и романтик. Его душа буквально постанывала от счастья и умиленья, когда он оказывался на Алтае, и он мгновенно превращался в очарованного странника, и его губы без конца могли шептать: «Горы, горы, а простор такой, что душу ломит. Какая-то редкая, первозданная красота…» И, наверное, глубоко был прав Виктор Астафьев, когда сказал о нем, что Шукшин во всем походил на свою Родину. Трудно что-то добавить к этим словам. Кроме одного - сегодня и самой Родине - нашей России - так не хватает Шукшина. Но особенно его не хватает нашему подрастающему поколению, которое не устает задавать себе этот сакраментальный вопрос: «С кого брать пример в сегодняшней жизни, кому подражать?» Задают такой вопрос и нашим братьям-писателям, и я бы на их месте отвечал так: «А давайте прямо сегодня сходим в горячую баньку или примем холодный живительный душ, а потом оденемся в чистую белую рубашку и подойдем к книжным полкам и… откроем книги Шукшина. И начнем их читать - его рассказы, романы и повести. И будем читать ежедневно. И пусть пролетают дни и недели, а вы все продолжайте читать и читать, и тогда ваше сердце омоется, словно живой водой, и воспрянет. Ведь такая литература и есть наш главный учитель и хранитель самого ценного на земле. Такого, как Совесть, как Правда…»

http://clck.ru/1OT_r

Такие люди - драгоценная редкость

Я, Бутакова Римма Ивановна, бывший главный бухгалтер Курганской писательской организации, где проработала с момента ее создания в 1965 году до 1997 года. Столько же лет я знаю Виктора Федоровича Потанина. После газеты «Молодой ленинец» он работал в писательской организации литературным консультантом, занимался с молодыми авторами, будущими писателями, чем занимается и сейчас.

Хочу сказать, что это прекрасный человек во всех отношениях. Добрый, воспитанный, интеллигентный, отличный семьянин. Все его звания - заслуженный работник культуры РФ, почетный гражданин Кургана и Курганской области - заработаны трудом и талантом. Такие люди - драгоценная редкость.

Виктора Федоровича всегда уважали и ценили в Союзе писателей СССР, в Союзе писателей РСФСР. Он долгие годы был членом Правления, членом приемной комиссии Союза писателей.

Ко всем авторам и коллегам Виктор Федорович относится с уважением и вниманием. За долгие годы совместной работы я ни разу не слышала, чтобы он на кого-то закричал, был бы чем-то недоволен. Всегда в настроении, всегда с улыбкой. Хотя времена были трудные, и в писательской нашей организации и вокруг всякое бывало. Творческие люди не из легких. Но наши руководители, Иван Павлович Яган и Виктор Федорович Потанин, вели Курганскую писательскую организацию так, что нас уважали и в Москве, и в соседних городах - Челябинске, Свердловске, Омске, Тюмени. Мы часто бывали в гостях друг у друга.

Я счастлива, что проработала 32 года среди одаренных людей, самой яркой звездой из которых был и остается Виктор Потанин. Добрейшей души человек! Талантливый писатель!

С юбилеем вас, Виктор Федорович!

http://clck.ru/1OT_x

Виктор Потанин

Поле битвы - душа
Доклад на Первых Всероссийских Ильинских молодежных научно-богословских Чтениях (28-29 октября 2008 г.)

Иван Ильин не раз занимался своей автобиографией и порой подробно объяснял многие свои мысли и суждения. Мне, к примеру, чрезвычайно интересно такое его утверждение: "...Нашему народу предстоит встать из долгого унижения, покаяться в своих соблазнах и в своем падении..., вновь утвердить свой национальный духовный лик и заткать новую ткань новой жизни. Это будет нескольких поколений, но оно будет осуществлено и достигнуто". Конечно, в этих словах таятся две знаковых и ударных мысли - покаяние и утверждение национального духовного лица новой русской жизни.

И сразу же возникает вопрос - как это сделать и где рецепты? К тому же каяться-то должна наша душа. Так что вопрос этот совсем не простой. И все же ответ на него совсем рядом - стоит только поднять глаза и мы сразу, сразу же увидим Божий храм и бесконечную небесную синь. Это и есть пристанище для нашей души, для нашей живой души. А поскольку душа живая, то она все время растет, набухает, она даже как бы физически продвигается во времени и пространстве, а раз это так, то не нужно вставать на ее пути и не нужно грешить человеку против самого себя. Вот мы почти и дошли до сути. И сразу же на нас повеяла чем-то недавно слышанным и прочитанных в самых лучших и дорогих книгах. Таких, к примеру, изданиях, как сборник "Будь верен до смерти" - собрание проповедей Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Высокопреосвященнейшего Иоанна. Когда я прочитал этот сборник, то почувствовал, что некоторые мысли из сборника и мысли и И.Ильина как бы тождественны и синхронны, и еще я почувствовал, что вечно живой в нашей памяти Митрополит Иоанн как бы углубил эти идеи и приспособил к нашим тревожным дням. Да, это правда. Но что значит "приспособил"?

Во-первых, автор очень мудро определил, что самые тяжелые грехи у человека - это грехи против самого себя. И потому никогда, никогда, вы слышите - никогда не следует предаваться унынию и отчаянию, не нужно даже и думать о смерти, как о каком-то бегстве от тяготей земных. И, во-вторых не надо пытаться разрушать себя излишествами - пьянством и прочим дурманом... А в-третьих, нельзя тратить впустую свое личное время, а нужно активно работать, постоянно трудиться для ближнего и для всего общества. А в паузах между трудами прилагать все усилия к своему духовному росту и просвещению. Согласитесь, как все ясно, доступно! Соблюдай эти три единства - и ты спасешь свою душу, не потеряешь никогда своего лица. И вот сейчас я прервусь...

Ведь кто-то из вас может заметить, что все эти изначально здоровые начала в нынешней России могут осуществиться с превеликим трудом. Но почему? Вот потому, что основная масса людей (врачи, учителя, люди науки) нынче озабочены не столько созиданием, а выживанием, а сама духовность то и дело впадает в политическую услужливость, а на этом далеко не уедешь. Да и согласитесь, ведь получается грустное зрелище, когда писатель, художник или деятель науки еще вчера славил либералов и социал-демократов, а сегодня с таким же рвением он славит уже других и третьих, а завтра, что будет выгодно, он выберет в зависимости от конъюнктуры, новых кумиров....Горько это, что русская интеллигенция - всегда загадка. Откуда в ней столько энергии разрушения, столько зла по отношению к своей истории, столько восторженной и безудержной любви к Западу и нелюбви к России.

Иван Ильин: "Ей (России - В.П.) не нужно слепое западничество! Ее не спасет славянофильское самодовольство! России нужны свободные умы, зоркие люди и новые религиозно укоренные творческие идеи. И в этом порядке нам придется пересматривать и обновлять все основы нашей культуры" (ст. "Что нам делать?" журнал "Бежин луг" 1994г.).

Но обновлять можно по-разному. Мы, русские писатели, никогда не забудем день 2 июня 2008г. Он стал горьким и безрадостным днем в жизни отечественной словесности... Впервые за всю историю школы выпускники 2008года не только не писали сочинения или изложения по литературе, но и получили возможность вообще не сдавать этот экзамен. Произошло это по причине произвола чиновников Министерства образования РФ, которые самовольно, не взирая на общественное мнение и требования современного образования, исключили литературу из числа обязательных экзаменов, которые сдаются учащимися по окончании средней школы. Т.е. по сути дела эти чиновники отменили саму литературу, видимо, забыв, что литература - это тот предмет, с помощью которого юные граждане нашей страны осваивают духовный, нравственный, культурный и исторический опыт жизни. Именно литература формирует любовь к Отечеству, учит распознавать, что есть Добро, а что есть зло. И вот теперь литература насильно исключается в школе.

Конечно же, писатели России не могли промолчать. И они обратились с открытым обращением "Спасите нашу литературу" к президенту Д.А. Медведеву и председателю Правительства РФ В.В. Путину. Писатели России потребовали, чтобы Министерство образования РФ вернуло экзамен по литературе за курс средней школы на территории всей страны. Более того, писатели потребовали, чтобы экзамен по литературе проходили в форме сочинения и устного экзамена или же в форме ЕГЭ. Недавно это обращение было опубликовано в центральных СМИ, в том числе и в нашей газете "Новый Мир".

Думается, узнай об этих играх с литературой в современной России И.Ильин, задал бы он и много других вопросов, касающихся и нашего образования и наших ультрасовременных реформ. Великий философ, к примеру, мог бы спросить, почему нынешняя либерально-радикальная интеллигенция последовательно и неутомимо борется с русским патриотизмом? Или: почему нынче в наших книгах и журнальных публикациях исчезла тема труда? Словно бы тему эту кто-то навек заминировал или загородил от читателя колючей проволокой, по которой пустили электрический ток? Он бы задал, наверное, и самый главный, на мой взгляд, вопрос: почему наша нынешняя интеллигенция не замечает или проходит мимо бед и печалей, а то и настоящих трагедий, которые происходят с нашим родным русским языком. Надо ли говорить, а наверное, надо, что слово наше - это великая тайна и такая же великая надежда, потому что каждый народ надеется не затеряться в веках, ведь именно в словах и в грамматических формах проявляется душа народа (ох, уж эта душа!..).

Впрочем, в прошлом были такие моменты, когда рушились целые цивилизации, исчезали народы, оставляя после себя только десяток слов. И этой капельки иногда хватало, чтобы восстановить в знании те далекие эпохи. Но, к сожалению, случилось и такое, когда народы провалились в небытие, ничего после себя не оставляя: ни единого шороха на просторах Вселенной. И тогда наступало забвение... Вот почему каждый народ сохраняет свой язык, боясь любого насилия над ним. Сказать по правде, любой народ по отношению к своему родному языку стоит на консервативных, охранительных позициях. И это происходит на уровне инстинкта. Мы как бы не думаем о языке, но при этом остаемся на страже. Это можно сравнить с дыханием. Разве замечает человек, как он дышит?.. Вот мы и произнесли сейчас такие знаковые, такие фундаментальные слова, как "дыхание", как "душа". И эта душа постоянно что-то вспоминает, сопоставляет, печалится. И в первую очередь вспоминает ту чудесную, живую и яркую народную речь, которая звучала в нашем детстве на родной улице где-нибудь в родной деревне или в родном городке. И порой даже не верится - а было ли все это с тобой, было ли? И все-таки было.

И как доказательство этого - книги В.Распутина, В. Шукшина, В. Белова, В. Астафьева, В. Личутина, В. Крупина и наших Шадринцев - Александра Виноградова и Василия Юровских и книги их молодых учеников. Только вот трудно сегодня этим ученикам - продолжателям живого почвеннического языка в нашей литературе. Ведь поддерживается сегодня совершенно другое крыло нашей литературы, западное, в основном. И эти новые писатели, заласканные либеральной критикой, как-то опасно равнодушны к живому народному слову. И Слово это для них - всего лишь определенная функция и уж совсем не чудо, не кровинка, не воплощенная в плоть красота. Вспоминается в этой связи холмогорский мужик Михайло Ломоносов, который, отвечая на вопрос императрицы, - как наградить его, - попросил императрицу пожаловать его в немцы. Конечно же, за этой просьбой стоит обличение засилья немцев в русской науке, засилье Запада.

Это засилье, это унижение и подчинение западным догмам осуждал и Владимир Даль. Ведь размывание языка - это размывание и наших нравственных ориентиров. И конечно же, все это уводит язык от православия и обрекает его на исчезновение. Очень сурово и энергично высказывается по этим проблемам и Иван Ильин. Впрочем, судите сами: "Мы не смеем упрощать и снижать проблему нашего национального возрождения. Мы должны честно, как перед лицом Божиим, исследовать наши слабости, наши раны, нашу упущения, признать их и приступить к внутреннему очищению и исцелению. Мы не смеем предаваться церковным раздорам, партийным распрям, организационным интригам и личному честолюбию. Мы должны строить себя заново...." ("Что нам делать?" журнал "Бежин луг", 1994г.) Говоря об этом новом строительстве, великий философ обращался уже к молодому поколению - жителям новой России... Обращался от своего страдающего русского сердца.

http://clck.ru/1OTaR

ПОТАНИН ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ родился 14 августа 1937 г. в с. Утятское Притобольного района Курганской области в семье учителей. Отец - Федор Степанович, погиб в первый же год Великой Отечественной войны, а мать-Анна Тимофеевна, овдовев, осталась учительствовать в селе.
После окончания школы Виктор решил пойти по стопам родителей, поступив в Курганский педагогический институт, закончил его в 1958 г., но школьным учителем не стал, непреодолимо тянуло к «воспитательной» работе на другом фронте - в журналистике, так как эти две профессии - учитель и журналист - в чем-то главном схожи. Для себя писатель так определил эту схожесть: «Журналисту, как и учителю, нужно очень любить свою Землю и Человека». Печататься начал в районной газете в 1954 г. (рассказ «Невысказанное»). Затем стал корреспондентом газеты «Молодой ленинец», ездил в командировки, исколесил всю Курганскую область. Его материалы печатались в журналах «Урал», «Сельская молодежь», «Смена», в еженедельнике «Литературная Россия» и в других периодических изданиях, передавались по Всесоюзному радио. Первый сборник рассказов писателя «Журавли прилетели» вышел в свет в Кургане в 1963г.
В 1967 г. он окончил Литературный институт им. Горького. Книги «Подари мне сизаря», «Туман на снегу» и другие принесли молодому писателю, которому тогда не было и тридцати, всероссийскую известность. Но первыми его читателями и судьями были его земляки. Для них он и писал.
У героев большинства произведений писателя разные характеры, но роднит их одно – это люди зауральской деревни. Образы его любимых героев выразительны и трогательны, вызывают читательское сочувствие и уважение. Люди, природа и быт Зауралья вошли на страницы его произведений, став достоянием читателей.
В 1966 г. молодой писатель был принят в Союз писателей СССР.
Свою жизнь, свою творческую судьбу Виктор Федорович Потанин измеряет встречами с единомышленниками. Навсегда в его памяти кемеровский семинар молодых писателей, где встретился с писателем Сергеем Антоновым. В начале 80-х годов вместе с прозаиком Виктором Лихоносовым Потанин странствовал по Михайловскому, Святым Горам, Тригорскому. Неизгладима для писателя встреча с Василием Шукшиным. Были поездки по России вместе с Сергеем Залыгиным, Дмитрием Балашовым, Виктором Беловым. Среди наставников Потанин называет Юрия Бондарева. На особом месте Виктор Астафьев.
Вот уже в течение десятилетий имя Виктора Федоровича Потанина ставится в рядах тех, кто составляет авангард современной прозы, в плеяду тех писателей, которые сохраняют национальные и нравственные ценности.
Виктор Федорович-лауреат премии им. Ленинского комсомола, Союза писателей РСФСР им. И.А Бунина, Всероссийской литературной премии им. В.М. Шукшина, литературной премии имени Д.Н. Мамина-Сибиряка, Имперской премии Эдуарда Володина «За высокое служение литературе».
Ему присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР», «Почетный гражданин Курганской области», «Почетный гражданин ордена Трудового Красного Знамени г. Кургана», награжден орденом «Знак Почета», орденом Почета и медалью им. М. Лермонтова.
На Х съезде Союза писателей России Виктор Федорович избран членом высшего творческого совета, работает в Приемной коллегии Союза писателей России. Многие годы В.Ф. Потанин является членом редакционных советов издательства «Современник» и журнала «Урал», консультантом Курганской писательской организации. А сколько помимо этого дел! Член попечительского совета Курганского университета, руководитель литературной студии. А разве откажешься от многочисленных выступлений перед читателями родного Зауралья.
Когда у Виктора Федоровича спрашивают, почему он не переселился в столицу, где кипит литературная жизнь, располагаются «толстые» журналы, крупные издательства, он отвечает: «Провинция крепко держит нас в своих объятиях. Да мы и не особенно-то вырываемся. Потому что здесь держит нас детство, родительские могилы, родной язык, природа».

Секретариат правления Союза писателей России и редакция "Российского писателя" от всей души поздравляют известного русского писателя Виктора Фёдоровича Потанина с 75-летием!

Многая лета Вам, дорогой Виктор Фёдорович!


(14.08.1937) - советский прозаик, очеркист.

Родился 14 августа 1937 г. в с. Утятское Притобольного района Курганской области в семье учителей. Отец - Федор Степанович, погиб в первый же год Великой Отечественной войны, а мать-Анна Тимофеевна, овдовев, осталась учительствовать в селе.
После окончания школы Виктор решил пойти по стопам родителей, поступив в Курганский педагогический институт, закончил его в 1958 г., но школьным учителем не стал, непреодолимо тянуло к «воспитательной» работе на другом фронте - в журналистике, так как эти две профессии - учитель и журналист - в чем-то главном схожи. Для себя писатель так определил эту схожесть: «Журналисту, как и учителю, нужно очень любить свою Землю и Человека». Печататься начал в районной газете в 1954 г. (рассказ «Невысказанное»). Затем стал корреспондентом газеты «Молодой ленинец», ездил в командировки, исколесил всю Курганскую область. Его материалы печатались в журналах «Урал», «Сельская молодежь», «Смена», в еженедельнике «Литературная Россия» и в других периодических изданиях, передавались по Всесоюзному радио. Первый сборник рассказов писателя «Журавли прилетели» вышел в свет в Кургане в 1963 г.
В 1967 г. он окончил Литературный институт им. Горького. Книги «Подари мне сизаря», «Туман на снегу» и другие принесли молодому писателю, которому тогда не было и тридцати, всероссийскую известность. Но первыми его читателями и судьями были его земляки. Для них он и писал.
У героев большинства произведений писателя разные характеры, но роднит их одно - это люди зауральской деревни. Образы его любимых героев выразительны и трогательны, вызывают читательское сочувствие и уважение. Люди, природа и быт Зауралья вошли на страницы его произведений, став достоянием читателей.
В 1966 г. молодой писатель был принят в Союз писателей СССР.
Свою жизнь, свою творческую судьбу Виктор Федорович Потанин измеряет встречами с единомышленниками. Навсегда в его памяти кемеровский семинар молодых писателей, где встретился с писателем Сергеем Антоновым. В начале 80-х годов вместе с прозаиком Виктором Лихоносовым Потанин странствовал по Михайловскому, Святым Горам, Тригорскому. Неизгладима для писателя встреча с Василием Шукшиным. Были поездки по России вместе с Сергеем Залыгиным, Дмитрием Балашовым, Виктором Беловым. Среди наставников Потанин называет Юрия Бондарева. На особом месте Виктор Астафьев.
Вот уже в течение десятилетий имя Виктора Федоровича Потанина ставится в рядах тех, кто составляет авангард современной прозы, в плеяду тех писателей, которые сохраняют национальные и нравственные ценности.
Виктор Федорович-лауреат премии им. Ленинского комсомола, Союза писателей РСФСР им. И.А.Бунина, Всероссийского литературного конкурса им. В.М.Шукшина, литературной премии имени Д.Н.Мамина-Сибиряка, Имперской премии Эдуарда Володина «За высокое служение литературе».
Ему присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР», «Почетный гражданин Курганской области», «Почетный гражданин ордена Трудового Красного Знамени г. Кургана», награжден орденом «Знак Почета», орденом Почета и медалью им. М.Лермонтова.

См. также http://www.az-libr.ru/Persons/FEK/af37107b/index.shtml

Гражданство:

СССР
Российская Федерация

Род деятельности: Направление: Жанр: Язык произведений: Дебют:

рассказ «Невысказанное» (1954)

Премии: Награды:

Виктор Фёдорович Пота́нин (род. 14 августа 1937) - советский и российский писатель, публицист.

Награды и премии

Сочинения

  • «Журавли прилетели» Курган, изд. «Советское Зауралье», 1963
  • «Подари мне сизаря» Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1966
  • «Молодые мы» Москва, изд. «Советская литература», 1966
  • «Наследник солдата» Москва, изд. «Советская Россия», 1967
  • «Туман на снегу» Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1968
  • «Шальная весна» Москва, изд. «Советская Россия», 1969
  • «Ради этой минуты» Новосибирск, Западно-Сибирское книжное издательство, 1971
  • «Слышит земля» Москва, изд. «Советская Россия», 1971
  • «Над зыбкой» Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1972
  • «Ожидание моря» Москва, изд. «Современник», 1973
  • «До будущей осени» Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1974
  • «Память расскажет» Москва, изд. «Советская Россия», 1975
  • «Тихая вода» Москва, изд. «Современник», 1976
  • «Последние кони» Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1977
  • «Когда прошли дожди» Москва, изд. «Советская Россия», 1978
  • «Сельские монологи» Москва, изд. «Молодая гвардия», 1979
  • «Поздний гость» Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1980
  • «Пристань» Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1980
  • «Четыре повести» Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1981
  • «Избранное» Москва, изд. «Молодая гвардия», 1982
  • «Иван Иванович» Москва, изд. «Малыш», 1983
  • «На вечерней заре» Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1984
  • «Поезда не возвращаются» Москва. Изд. «Советский писатель», 1985
  • «Пристань», 1986
  • «Белые кони» Москва, изд. «Детская литература», 1986
  • «На обрыве» Москва, изд. «Современник», 1986
  • «Октябрь в моей судьбе» Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1987
  • «Провинциальный человек» Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1987
  • «Где солнышко спит» Москва, изд. «Детская литература», 1987
  • «На чужой стороне» Москва, изд. «Детская литература», 1988
  • «Письма к сыну» (1989)
  • «Голубая жемчужина» Москва, изд. «Современник», 1989
  • «Плакала кукушка» Москва, изд. «Советский писатель», 1992
  • «Танцуем без перерыва» Курган, 1995
  • «Украденная жизнь» Курган, изд. Зауралье», 2000
  • «Мой муж был летчик-испытатель» Москва, серия «Роман-газета», № 24, 2000
  • «Золотой ковчег» Москва, серия «Роман-газета» № 8, 2007
  • Собрание сочинений в пяти томах. Курган, изд. «Зауралье», 2007

Многие рассказы переведены на все основные европейские языки. Общий тираж составляет около 7 млн. экз.

ПОТАНИН ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ Родился 14 августа 1937 г. в с. Утятское Притобольного района Курганской области в семье учителей. Отец - Федор Степанович, погиб в первый же год Великой Отечественной войны, а мать-Анна Тимофеевна, овдовев, осталась учительствовать в селе.
После окончания школы Виктор решил пойти по стопам родителей, поступив в Курганский педагогический институт, закончил его в 1958 г., но школьным учителем не стал, непреодолимо тянуло к «воспитательной» работе на другом фронте - в журналистике, так как эти две профессии - учитель и журналист - в чем-то главном схожи. Для себя писатель так определил эту схожесть: «Журналисту, как и учителю, нужно очень любить свою Землю и Человека». Печататься начал в районной газете в 1954 г. (рассказ «Невысказанное»). Затем стал корреспондентом газеты «Молодой ленинец», ездил в командировки, исколесил всю Курганскую область. Его материалы печатались в журналах «Урал», «Сельская молодежь», «Смена», в еженедельнике «Литературная Россия» и в других периодических изданиях, передавались по Всесоюзному радио. Первый сборник рассказов писателя «Журавли прилетели» вышел в свет в Кургане в 1963г.
В 1967 г. он окончил Литературный институт им. Горького. Книги «Подари мне сизаря», «Туман на снегу» и другие принесли молодому писателю, которому тогда не было и тридцати, всероссийскую известность. Но первыми его читателями и судьями были его земляки. Для них он и писал.
У героев большинства произведений писателя разные характеры, но роднит их одно – это люди зауральской деревни. Образы его любимых героев выразительны и трогательны, вызывают читательское сочувствие и уважение. Люди, природа и быт Зауралья вошли на страницы его произведений, став достоянием читателей.
В 1966 г. молодой писатель был принят в Союз писателей СССР.
Свою жизнь, свою творческую судьбу Виктор Федорович Потанин измеряет встречами с единомышленниками. Навсегда в его памяти кемеровский семинар молодых писателей, где встретился с писателем Сергеем Антоновым. В начале 80-х годов вместе с прозаиком Виктором Лихоносовым Потанин странствовал по Михайловскому, Святым Горам, Тригорскому. Неизгладима для писателя встреча с Василием Шукшиным. Были поездки по России вместе с Сергеем Залыгиным, Дмитрием Балашовым, Виктором Беловым. Среди наставников Потанин называет Юрия Бондарева. На особом месте Виктор Астафьев.
Вот уже в течение десятилетий имя Виктора Федоровича Потанина ставится в рядах тех, кто составляет авангард современной прозы, в плеяду тех писателей, которые сохраняют национальные и нравственные ценности.
Виктор Федорович-лауреат премии им. Ленинского комсомола, Союза писателей РСФСР им. И.А Бунина, Всероссийского литературного конкурса им. В.М. Шукшина, литературной премии имени Д.Н. Мамина-Сибиряка, Имперской премии Эдуарда Володина «За высокое служение литературе».
Ему присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР», «Почетный гражданин Курганской области», «Почетный гражданин ордена Трудового Красного Знамени г. Кургана», награжден орденом «Знак Почета», орденом Почета и медалью им. М. Лермонтова.
На Х съезде Союза писателей России Виктор Федорович избран членом высшего творческого совета, работает в Приемной коллегии Союза писателей России. Многие годы В.Ф. Потанин является членом редакционных советов издательства «Современник» и журнала «Урал», консультантом Курганской писательской организации. А сколько помимо этого дел! Член попечительского совета Курганского университета, руководитель литературной студии. А разве откажешься от многочисленных выступлений перед читателями родного Зауралья.
Когда у Виктора Федоровича спрашивают, почему он не переселился в столицу, где кипит литературная жизнь, располагаются «толстые» журналы, крупные издательства, он отвечает: «Провинция крепко держит нас в своих объятиях. Да мы и не особенно-то вырываемся. Потому что здесь держит нас детство, родительские могилы, родной язык, природа».