Анализ павла петровича. Кирсанов, Павел Петрович (персонаж)

Необходимое лицо для понимания идейного содержания романа И. С. Тургенева. Он потомственный дворянин, аристократ, сторонник либеральных идей, яростный противник демократических взглядов. Сталкивая Павла Петровича с Базаровым, Тургенев показывает суть разногласий между демократами – разночинцами, дворянским сословием.

Портрет

Его внешность, убеждения, контрастирует с обликом Базарова. Безупречный внешний вид: накрахмаленные воротнички, ухоженные руки, отполированные ногти — выглядят неуместно на фоне деревенской жизни. Изысканные аристократичные манеры, пафосная речь вызывают недоумение, насмешки простого народа. Жизнь Павел Петрович устроил на английский лад. Он одевается, как англичанин, читает английские книги, газеты, поизносит непонятные окружающим английские фразы.

Предыстория

Сейчас Павел Петрович живет в имении брата Марьино. Бездельничает, скучает, ведет уединенный образ жизни. Он замкнут, необщителен, загадочен.

Его жизнь сложилась трагически нелепо. Сын генерала, мечтавший продолжить традиции, добился больших успехов. Успешная карьера, светские развлечения, любовные романы — все внезапно рухнуло. Павел Петрович повстречал загадочную женщину, прелестную княгиню Р. Страстное чувство блестящего офицера осталось безответным, жизнь закончилась, так и не начавшись. Оставив службу, растеряв друзей, Павел Петрович доживает век в деревенской глуши. Аркадий жалеет дядюшку, Базаров осуждает изнеженного аристократа.

Внутренний облик

Автор наделил героя рядом достоинств. Кирсанов старший умен, хорошо образован. Он честен, благороден, щедр, смел. Эти качества проявляются в поступках персонажа. Павел безвозмездно помогает деньгами брату. Бросает вызов Базарову, защищая честь Фенечки. Смело отстаивает свою точку зрения.

Павел Кирсанов считает себя патриотом. На самом деле далек от российской действительности. Утверждает, что любит, понимает простой народ. Однако, общаясь с ним, презрительно нюхает надушенный платок.

Финал

Последние страницы романа повествуют о решении Павла Петровича посетить Дрезден, остаться жить за границей. Ему невыносимо больно видеть счастливую семейную жизнь брата и племянника, в которой ему нет места.

В образе героя собраны лучшие черты аристократического дворянского общества, стремительно уходящего в прошлое. Оно не находит себе применения, не понимая происходящих изменений общественной жизни страны.

Опубликованный в 1862 году. Годом ранее царь Александр Второй принимает указ, отменивший крепостное право в России. В этот период энергично развивается промышленность и прогрессируют естественные науки. Крепнут экономические и культурные связи с Европой. Русское общество разделяется на «славянофилов» и западников. Поколение молодых людей приветствует нововведения, приходящие с запада, и отвергает старинный уклад жизни. Павел Петрович Кирсанов, один из главных героев романа, относится к лагерю отцов.

Биография Кирсанова

Карьера военного

Павел Кирсанов родился в семье отставного генерала, человека грубого и полуграмотного. Мать мальчика принадлежала к категории «матушек-командирш», любила носить нарядные чепцы и красивые шелковые наряды. До четырнадцати лет юного барина воспитывали дешёвые гувернёры.

Будучи сыном боевого генерала, Павел Петрович Кирсанов имел право обучаться в Пажеском корпусе. Зачисление в престижное военное училище производилось по высочайшему указу царствующего монарха. В программу обучения входили следующие дисциплины :

  1. Русский и иностранные языки.
  2. Точные науки - математика, физика, география.
  3. Военное дело, геральдика, генеалогия.
  4. Гуманитарные дисциплины - история, философия, мораль, право.

Кроме того, пажей обучали танцам и придворному этикету. Занятия проводили профессора и преподаватели санкт-петербургского университета. Павел Петрович Кирсанов, характеристика которого после окончания училища была блестящей, начинает службу в гвардии.

Такое право предоставлялось лучшим выпускникам элитного учебного заведения . В полку Кирсанов проявил себя как смелый и ловкий офицер. К 28 годам он дослужился до чина капитана. Стремительное продвижение по служебной лестнице предвещает блестящее будущее.

Молодой военный не прочь был и поразвлечься. Галантность, аристократичные манеры и изысканная речь, рыцарское отношение к женщинам привлекают к Кирсанову внимание светских красавиц. Элегантный романтик, постоянно следящий за последними веяниями европейской моды, Кирсанов пользовался неизменным успехом в высшем свете. Неожиданно светской жизни и военной карьере приходит конец.

Роковая любовь

На одном из балов происходит встреча Петровича с княгиней Р. На светских раутах изящная Нелли, так звали княгиню, кокетничает с молодыми повесами и танцует до упаду. Она не считается красавицей, но загадочный взгляд серых глаз обаятельной женщины пленил сердце Кирсанова. Капитан, влюблённый в таинственную княгиню, оставляет военную службу. Вслед за Нелли Павел отправляется за границу, но в Бадене происходит окончательный разрыв.

Возвратившись на родину, отвергнутый любовник пытается вернуться к прежней праздной жизни, однако образ любимой женщины постоянно присутствует в мыслях Кирсанова. Светский лев может похвастать новыми победами, но во взоре рафинированного аристократа таится скучающее равнодушие. Через десять лет Кирсанов узнаёт, что возлюбленная скончалась. В эти дни Санкт-Петербург посещает Николай Петрович Кирсанов и предлагает брату переехать в деревню.

Жизнь в деревне

Поселившись в Марьино, Павел Петрович отдался чтению иностранных книг . Свою деревенскую жизнь отставной капитан обустроил на английский манер. Не заводя близких знакомств с помещиками старого уклада, Кирсанов не сходится и с представителями нового поколения. Окружающие люди уважали его за манеры, за слухи о любовных победах, за умение играть в карты, за безупречную честность, но гордый аристократ держал всех на расстоянии.

Павел Петрович прилюдно восхищается русским народом, защищает крестьян, готов помочь им. Однако разговаривая с мужиками, не забывает нюхать платок, надушенный благородным одеколоном. Закоренелый холостяк высоко ценит семейные ценности, уважает брата и заботится о благополучии родственников. Тем не менее, при встрече племянника Аркадия, приехавшего в деревню с приятелем Базаровым, ведёт себя манерно.

Дуэль

В романе Тургенева происходит не только дуэль на пистолетах. На протяжении всего повествования происходит поединок между разными мировоззрениями. Павел Кирсанов и Евгений Базаров различаются и внешним обликом, и поведением, и мыслями:

  1. Седые волосы пожилого человека коротко пострижены и аккуратно причёсаны. Длинные волосы Базарова раздражают Кирсанова.
  2. В отличие от изысканно и модно одетого аристократа, нигилист носит скромную и староватую одежду.
  3. Речь Базарова проста и незамысловата, а образованный помещик употребляет витиеватые и напыщенные фразы, подчёркивая расстояние, разделяющее простолюдина и дворянина.
  4. Кирсанов боготворит женщин и относится к ним по-рыцарски. Базаров рассматривает женский пол только с физиологической точки зрения.

Кирсанов считает, что такие люди как Базаров несут с собой разрушение. Павел Петрович отвергает достижения современной науки, считает новейшие технологии угрозой устоям общества. Базаров ратует за прогресс, за созидательное изменение существующего миропорядка.

Диаметрально противоположные политические взгляды приводят к спорам между представителями старого и молодого поколения . Дуэль между отцами и детьми не даёт ответа на вопросы - кто прав и что делать, чтобы жизнь стала лучше.

Современники И. С. Тургенева бурно реагировали на издание романа «Отцы и дети» . Консервативно настроенная печать критиковала писателя в заискивании перед молодым поколением. Приверженцы западничества обвиняли в клевете на прогрессивные течения.

Но писательское мастерство и чуткое отношение к процессам, происходящим в русском обществе середины девятнадцатого века, поднимают произведение Тургенева на небывалую высоту. Даже прочитав роман однажды в школе, будет не лишним снова обратиться к этому шедевру русской литературы. Общение с великим русским языком принесёт неизъяснимое наслаждение неравнодушному читателю. Книга, написанная полторы сотни лет назад, созвучна процессам, происходящим в сегодняшнем мире.

В молодости Павел Петрович - типичный светский фат, любящий производить эффект на окружающих — "немного насмешлив", "как-то забавно желчен", "даже дурачился", "даже ломался", "славился ловкостью и смелостью". В результате в обществе "его носили на руках","женщины от него с ума сходили" и вообще "он не мог не нравиться", так как являл собой образчик блестящего светского льва.

Фатовство, избранное Павлом Петровичем в качестве модели поведения в петербургском свете, позже со всей очевидностью обнаружит себя в деревенском образе жизни героя, ознаменовав тем самым превращение светского льва в сельского льва.

Поселившись "в деревне, в глуши", Павел Петрович продолжает оставаться верным однажды выбранной жизненной роли. Отсюда его кабинет, привычки, манеры, туалет — это не что иное, как ролевые атрибуты. Хотя сам герой в разговоре с Базаровым настаивает на том, что так он в деревенской глуши исполняет свой долг дворянина, аристократа — "не ронять себя", "уважать в себе человека", сохранять чувство собственного достоинства как "основание" общественному... bien public.

Как можно расценивать деревенское поведение Павла Петровича. Кто перед нами — постаревший фат или человек, озабоченный упрочением общественного блага?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо углубить наше представление о главных ориентирах, которыми руководствуется герой-дворянин в своей жизни.

В системе жизненных ценностей передового русского дворянства определяющей была интенсивная духовность, составляющая внутреннее достояние личности и способная придать человеческому существованию в любых его проявлениях высокий смысл. Подтверждение этому — судьба Дмитрия Рудина, Федора Лаврецкого, Веры Ельцовой, Петра Васильевича, Леи... Как известно, одним из испытаний высоты духа в произведениях Тургенева становится любовь. Это испытание посылается и 28-летнему Павлу Петровичу, к тому времени счастливо шагающему по пути блестящей карьеры.

Как можно расценить отказ молодого дворянина следовать по карьерной стезе? Как поступок очень сильного человека, к тому же если учесть, что это произошло в николаевскую эпоху, когда карьера составляла существо жизни дворянского сословия. Вместе с тем отставка проявила способность Павла Петровича сполна отдаться любовному чувству, посвятить себя другому человеку, ничего не требуя от него взамен.

Кто же та женщина, что коренным образом изменила судьбу Павла Петровича? О такой говорят — "роковая". Хотя герой "скоро достиг своей цели", но только "легкость торжества не охладила его". "Напротив, он еще мучительнее, еще крепче привязался к этой женщине". И причиной этому являлось "что-то заветное и недоступное" в ее душе, "куда никто не мог проникнуть".

Наблюдая Павла Петровича в этом качестве, нетрудно заключить, что, помимо фата, светского льва, ему выпало сыграть еще и роль рокового любовника.

Из чего же складывается рисунок такой роли? Из любовных терзаний, страданий "после нежных свиданий", ибо в возлюбленной неизбывно живет тайна. Она и вынуждает Павла Петровича "чувствовать на сердце... разрывающую и горькую досаду".

Герой роковой любви также обречен на роль скорбной тени, таскающейся за своей хозяйкой и молящей ее о снисхождении — оставить подле себя.

Какой план изображения — внешний или внутренний — преобладает в истории княгини Р. и Павла Петровича?

По преимуществу внешний. Вспомним, как описывает Тургенев состояние Кирсанова, оставленного княгиней: "Как отравленный, бродил он с места на место", "он уже не ждал ничего... ничего не предпри-нимал. Он состарился, поседел. Сидеть по вечерам в клубе... скучать, равнодушно поспорить... стало для него потребностью". Как видим, автором акцентируется внешнее действие: поступки героя, а не его душевное переживание утраты любви. Хотя, безусловно, воспроизведенная "физическая" картина не лишена экспрессии. Но она также сопряжена и с ролевыми действиями рокового героя-любовника. В самом деле, что другое могло произойти с Павлом Петровичем, брошенным возлюбленной, кроме того, что он "состарился" и "поседел"?

Несомненно, история Павла Кирсанова несет в себе элемент драматизма. Однако его в значительной степени нивелируют романтические штампы и аффекты. Главное же, чего в ней нет, так это духовной потенции. Мы не знаем, как она отразилась на дальнейшей судьбе Павла Петровича, кроме того, что он стал "очаровательным меланхоликом" и "не знался с женщинами".

Состоялось ли воспитание чувств героя, пережившего роман с женщиной-тайной, который превратил его в седого, одинокого холостяка?

Другой принципиальный вопрос: что взял с собой из своей молодости Павел Петрович? — подводит нас к осознанию того, что перед нами человек ролей, т. е. твердо усвоивший модели светского поведения, светского этикета. А стало быть, примеривший на себя то, что можно назвать формальным аристократизмом, — вкусы, манеры, привычки, без его внутренней духовной сути, склонности к состоянию напряжения духа.

Чем мы можем подтвердить наши наблюдения? Той ролью провинциального фата, сельского льва, которую он с большим успехом демонстрирует своим "зрителям" — уездному дворянству и благодаря которой снискал себе шумный провинциальный успех, как когда-то в петербургском свете.

Как мы ответим на вопрос: почему Тургенев начал рассказ о Павле Петровиче с упоминания о- чтении ("Он стал читать")? Потому что хотел обратить внимание на очень нехарактерную для героя черту, ведь, как известно, в молодости он "прочел всего пять, шесть французских книг". Значит, "библиотека renaissance" в кабинете Павла Петровича является новой реалией в его сельской аристократической роли. В этом отношении немаловажно то обстоятельство, что в деревне Павел Петрович читает "все больше по-английски" и вообще "жизнь свою устроил на английский вкус".

Что бы это означало? По всему видно, в жизни героя появляется еще одна роль — этакого уездного Чайльд-Гарольда. Ее атрибутами являются отстраненность от мира ("редко виделся с соседями", на выборах, куда он изредка выезжал, чаще всего помалкивал) и оппозиционность (иногда пугал и дразнил помещиков старого покроя своими либеральными выходками, при этом не сближаясь с новым поколением). Во всем же остальном он продолжает следовать фатовской привычке производить впечатление: "прекрасно одевался", "всегда останавливался в лучшем номере лучшей гостиницы", "хорошо обедал", "мастерски играл в вист", хотя и "всегда проигрывал". Видимо, таких Павлов Петровичей Базаров не раз наблюдал в столичной жизни. Не этим ли обусловлена его абсолютно точная характеристика дяди Аркадия: "...это все самолюбие, львиные привычки, фатство".

Какой же "склад" у Павла Петровича? Сосредоточенность на внешнем, на форме. Отсюда у него заемные роли — фат, лев, Чайльд-Гарольд, усвоенные вследствие долгого и активного пребывания в светском обществе, всегда отрицающем подлинность.

Вспомним, как говорил Печорин: "во мне душа испорчена светом". Хотя, безусловно, Кирсанов в основе своей приличный человек. Недаром уездные дворяне "уважали его за безукоризненную честность". И "отличные" манеры, которыми славился Павел Петрович, не могут быть лишними в человеке, если, конечно, не становятся смыслом его жизни. А с Павлом Кирсановым случилось именно это, обусловив его тягу исключительно к внешнему, этикетному. И конечно же "думать о красе ногтей" вовсе не означает "исполнять долг", как бы на этом ни настаивал Навел Петрович.

Вместе с тем, когда Кирсанов в споре с Базаровым отстаивает "принсипы", он ведет себя абсолютно искренне, так как защищает убеждения своего поколения, видевшего в духовных ценностях то, что составляет внутреннее достояние и жизненный компас личности.

Однако тургеневский герой, увлекшись формой, не воспользовался этим "компасом" в полной мере, за что жизнь не преминула наказать его кризисом этой самой формы, обнаружившимся в привязанности в прошлом рокового любовника к простушке Фенечке.

В конечном счете аристократизм Павла Петровича, лишенный присущей ему содержательной — духовной — основы, вылился в гордыню и сословную спесь героя-дворянина, которые не позволили ему преодолеть социальную неприязнь к новому — демократическому — поколению. А потому Павел Петрович не в состоянии оценить его, проявить по отношению к нему отеческую заботу.

Меню статьи:

Случается порою, что самые близкие люди очень отличаются по своему внешнему виду, характеру и темпераменту со своими ближайшими родственниками. Порой создается впечатление, что они должны принадлежать другой семье, ибо среди своих родственников они выглядят белыми воронами. Таких примеров можно отыскать множество и в литературе, и в реальной жизни. Одними из таких персонажей являются братья Кирсановы – Павел и Николай

Детство и юность Павла Кирсанова

Павел Петрович Кирсанов – старший брат Николая Кирсанова. Начальное образование он получил дома, так же как и его младший брат. Подробности его раннего детства для читателя остаются загадкой, да и собственно, до периода отрочества мы мало что знаем о его жизни.

Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием произведения Ивана Тургенева.

Отец его был военным офицером. Он принимал участие в войне с Наполеоном. Свою военную карьеру Кирсанов-отец окончил в звании генерал-майора. И отправился в поместье, где он пользовался уважением «в силу своего чина». Автор говорит, что он был «полуграмотный, грубый, но не злой русский человек».

Мать, Агафоклея Кузьминишна, жила в свое удовольствие. Ее обыденность состояла зачастую из показных традиционных действий, «принадлежала к числу «матушек-командирш».

Сыны росли под влиянием авторитета отца. Его положение в обществе выгодно отличалось – причиной тому был его военный чин. Этот фактор, подстрекаемый авторитетом военной карьеры существовавшим в обществе, стали причиной того, что, после получения начального образования предпочтение отдавалось продолжению получения образования на поприще военной карьеры.

Старший сын, Павел, имел к этому предрасположенность. Свое обучение он продолжил в Пажеском корпусе. Кирсанов довольно легко вжился в новую роль и делал один за другим карьерные успехи. Его популярность росла, так же стремительно, как и его звания. В скором времени его имя стало широко известно во всех аристократических кругах. Его красивая внешность, атлетическое телосложение становиться поводом для зависти многих молодых людей. Женщины были без ума от него, но, пророчества о ее дальнейшем блестящем будущем неожиданно сошли на нет. Роковой для него стала влюбленность в графиню Р. – его возлюбленная отвергла Кирсанова, причинив ему немало горечи и боли. Долгое время Павел Петрович ездил «за ней по за границам», в надежде, что отношение к нему измениться, но, не добившись существенных изменений, возвращается на Родину. Неожиданное известие о смерти графине окончательно выбивает его из колеи – Павел Петрович возвращается в деревню к своему брату. Где живет, не изменяя своим привычкам. После женитьбы Николая Петровича, Павел Кирсанов выезжает в Дрезден.

Внешность Павла Кирсанова

На момент повествования Кирсанову 45-50 лет. Автор не дает точных данных на этот счет, поэтому возрастная его разница столь велика. Тургенев противоречиво отмечает, что у Павла Петровича вид «человека лет около пятидесяти», но спустя некоторое время отмечает, что ему было «на вид ему было лет сорок пять».

Можно сделать предположение, что выглядел Кирсанов моложе своего реального возраста. Тот факт, что Павел Петрович очень щепетильно следил за своей внешностью, а его повседневная жизнь была лишена тяжелого физического труда или нестабильного режима дня становятся неопровержимыми доказательства этому. Но абсолютно уверено мы не может это утверждать. Возможно, что Тургеневу не важен был конкретный возраст его персонажа – ему достаточно было приблизительной даты, чтобы обрисовать принадлежность к тому или иному поколению людей.

На момент разворачивание основных событий романа. Кирсанов выглядит так: у него средний рост, и сейчас «коротко остриженные седые волосы», похожие на серебро. Кирсанов не сбривает усы, он их периодически сбрызгивает одеколоном и поэтому они у него «душисто пахнут». Остальное его лицо тщательно выбрито, « желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом». Обворожительный образ добавляют белоснежные зубы и темные «продолговатые глаза» », он обладает приятным тембром голоса. Несмотря на приличный возраст Кирсанов все также стройный и подтянутый, у него «гибкий стан».

Как видим, никаких необычных внешних признаков у Павла Петровича нет. И комплекция, и внешние черты лица его обладают миловидными характеристиками. Его движения, не смотря на возраст, обладают юношеской грацией и пластикой.

Он всегда следил за своим внешним видом. Ни тот факт, что теперь Павел Петрович уже не является светским львом, ни то, что он живет в деревне, не меняет его привычек: он всегда выглядит безукоризненно и опрятно. Это сразу же бросается в глаза на общем фоне запустения и ограничивания основными правилами гигиены. У Павла Кирсанова руки всегда в идеальном состоянии. Они удивляют своей белизной. Базаров, впервые увидевший Павла Петровича, удивлено отмечает: «Ногти то, ногти, хоть на выставку посылай!». Павел Петрович любит хорошую модную одежду: « на нем был изящный утренний, в английском вкусе, костюм; на голове красовалась маленькая феска», «одетый в легкий клетчатый пиджак и белые, как снег, панталоны», «надел тонкую батистовую рубашку, щегольскую утреннюю курточку». В течение дня он периодически меняет свой костюм, делает он это не потому, что она испачкалась, а потому, что так требовал этого этикет. В гардеробе Кирсанова всегда в достаточном количестве безукоризненно белые, отлично накрахмаленные воротнички.

Одеколон, ванна и идеально чистая одежда – вот составляющие его внешнего вида. Так было во времена его молодости, такая же тенденция остается и в дальнейшем. «Я не роняю себя, я уважаю в себе человека» – так объясняет Кирсанов свое пристрастие к моде и чистоте. В его понятии аристократ всегда должен выглядеть отменно, при этом не важно, где он живет и чем занимается.

Общественно-политические взгляды

По своей сути Павел Петрович – либерал, ему не чужды славянофильские идеи. Павел Петрович считает, что уважающий себя аристократ должен никогда не уступать своих прав, безукоризненно выполнять все свои обязанности и требовать от других чтобы они выполняли свои обязанности по отношению к нему, несмотря ни на что. Сам он о себе отзывается как о человеке «любящего прогресс». Но, при этом, не все новомодные веяния он готов безукоризненно принять. Так, например, он очень резко противоречит нигилистическим взглядам Базарова: «Молодые люди обрадовались, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты».


Павел Петрович видит в деятельности нигилистов только желание все разрушить, но при этом ничего не построить нового. Что же займет место старых порядков? – вот что интересует Кирсанова, но, так как конкретного ответа (кроме как «разруха») он найти не может, то такая нигилистическая позиция выводит его из себя. «Либо я глуп, либо это всё вздор» – подытоживает свои размышление на этот счет Павел Петрович.

Для Кирсанова важна личность человека, он считает, что без отсутствия личности, без остро развитого чувства собственного достоинства «нет никакого прочного основания общественному зданию».

У Павла Петровича специфическое отношение к представителям народных масс. Он готов отстаивать их права, часто заступается за них, но в то же время, пренебрежение крепостными норм гигиены его удручает и вызывает отвращение, «говоря с ними, он морщится и нюхает одеколон». Исходя из такой позиции и вытекает жизненное кредо Кирсанова: «без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди». Он считает, что «что без принсипов принятых на веру, шагу ступить, дохнуть нельзя».

Личностные качества

Павел Кирсанов старался выглядеть как можно в больше привлекательном свете, поэтому все его детали поведение, манера говорить всегда были на высоте, безукоризненны и изысканы.



В молодости он был необычайно красив, в сочетании с умением вести себя в обществе и грамотно поддержать беседу, это был пик совершенства. «Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему».

Павел Петрович старается держать себя вежливо, однако из-за вспыльчивости натуры ему, не всегда удается достичь этого. Так, например, в разговорах с Базаровым, Кирсанов порой срывается и их беседа переходит в разряд спора.

Личность Павла Кирсанова вызывает уважение и некий страх у простых людей. С одной стороны, его «уважали за его безукоризненную честность», «он всякому рад помочь и, между прочим, всегда вступается за крестьян», но его манера держаться в разговоре, проницательный взгляд пугают и действуют настораживающее. Кирсанов хорошо разбирается в людях, его брат отмечает, что у Павла «орлиный взгляд». В целом, Павел Петрович человек добрый и искренний, но порой его положительные эмоции так и остаются невыраженными, поэтому создается впечатление, что он черствый.

Кирсанов имел талант постигать разные науки и языки – газеты он предпочитал читать на английском, всегда умел поддержать беседу на должном уровне и не упасть в грязь лицом, обличив свое не знание той или иной информации. У Павла Петровича развито интуиция, он знает, как поступить в какой ситуации. Его брат часто обращается к нему за советом, то по поводу отношений с женщинами, но по поводу ведения хозяйства.

У Павла Кирсанова нет своей личной семьи, и он не стремится жениться и заводить детей, хотя сам искре отмечает, что очень любит детей. Он с удовольствием забавляет своего маленького племянника Митю Неприятная ситуация с графиней Р. Навсегда отбила у него желание связывать себя узами брака.

Сам по себе Павел Петрович человек не любящий конфликты. Это ярко показано в ситуации, когда Павел Петрович видит поцелуй Фени (возлюбленной брата) и Евгения Базарова. Понимая, что обнародования информации скорее всего приведет к плачевным последствиям для всех: брат разочаруется в матери его полугодовалого сына, племянник окажется в затруднительном положении, так как вынужден будет либо прервать общение со своим другом, либо с отцом, Павел Петрович никому не говорит о том, что видел. Он назначает Базарову дуэль, скрыв основную причину поединка от всех. Сам же Евгений понимает, что поводом стал поцелуй, а не разногласия в идейном плане. Кирсанов – человек чести, он осознает, что возраст и долгое время отсутствие практики играет не в его пользу и он может погибнуть, но не может позволить никому порочить честь его семьи и любимого брата.

5 (100%) 2 votes

"Отцы и дети" - роман И. С. Тургенева, знаковый для того времени. Он был написан в 1860 году. Его герои стали знающей России примером для подражания. А такие люди, как Павел Петрович Кирсанов, характеристика которого дана в этой статье, просто доживали свой век.

Какое место занимает Кирсанов в романе?

Роман Тургенева показывает остросоциальный период времени, когда старые устои рушатся с неимоверной скоростью, а на смену им идут новые, прогрессивные.

Павел Петрович Кирсанов, характеристика которого показывает его положение "старожила", занимает центральное место в произведении. Он, наравне с еще несколькими персонажами, представляет "отцов", устоявшееся социальное сословие.

В лице Павла Кирсанова представлено целое поколение, которое получает от окружающих лишь упреки и осуждение. И все, что им остается - это доживать свой век, глядя на растущий прогресс общества.

Из названия ясно, что роман - это некое противостояние: молодого и пожилого, нового и старого. Павлу Кирсанову Тургенев в пару ставит нигилиста и революционера мысли Базарова. В конце произведения читатель должен узнать, кто же из них одержит победу.

История жизни

События романа относятся к 1859 году. У помещика Николая Кирсанова есть старший брат Павел Петрович Кирсанов. Характеристика сразу выдает в нем сильного и умного человека. Он военный, окончил пажеский корпус. Из-за своего статуса всегда имел успех в обществе, в особенности у женщин.

В двадцать восемь лет получил чин капитана и готовился к блестящей карьере. Но неожиданно вся его жизнь резко изменилась. Разумеется, он встретил женщину, ставшую для него роковой.

Некая княгиня Р. в петербургском обществе слыла легкомысленной барышней и кокеткой. Но Кирсанов влюбился в нее без памяти. Княгиня, вначале ответившая ему взаимностью, быстро охладела к офицеру.

Павел Петрович был глубоко поражен таким исходом, но не сдавался. Страсть к этой женщине поглотила его, испепелила изнутри. Удивительно то, что он не чувствовал удовлетворения от их встреч, радости не было у него на сердце, лишь горькая досада в душе.

В конце концов, порвав с княгиней, Кирсанов попытался вернуться к старой жизни. Но она его не отпускала. В каждой женщине ему виделись ее черты. Даже в Фенечке, возлюбленной его брата Николая.

Вместе с братом он жил в поместье Марьино, а потом уехал в далекий Дрезден, где и угасла его жизнь.

Внешность

Внешность Кирсанова Павла Петровича менялась с развитием событий романа. Изначально перед читателем предстает настоящий аристократ, холеный мужчина, одетый с иголочки. Только взглянув на него, можно было понять, что Кирсанов - знатный щеголь и светский человек. Манера держаться и разговаривать выдавала это в нем.

Тургенев указывает, что его седая шевелюра была в идеальном порядке, лицо не имело морщин и было необычайно красиво.

Однако в спорах с Базаровым Павел Петрович преображался. Он больше не излучал полного спокойствия. По мере того как росло его раздражение от непонимания взглядов молодого человека, увеличивалось количество морщин, а сам герой превращался в дряхлого старика.

Образ

Аристократ Павел Петрович Кирсанов, характеристика которого весьма положительна, показан умным, безупречно честным, принципиальным. Однако он - представитель старого поколения с чопорными привычками и взглядами.

Кирсанов далек от простого люда, не понимает и не принимает его. А народ его боится, по меткому выражению Базарова. Герой - приверженец всего английского. Это выражается в его поведении, привычках, разговорах. Цитаты Павла Петровича Кирсанова полностью раскрывают его характер и взгляды. Либеральные принципы, которыми он кичится, остаются только на устах. Но, несмотря на это, он достойный соперник Базарова, хоть всегда ему и проигрывает.

Павел Кирсанов характеризует "старую гвардию". Его отъезд в Дрезден очень символичен, поскольку олицетворяет собой уход целого поколения в прошлое.