Рембрандта ван рейн описание картины. Краткая биография Рембрандта и его творчество. Самые известные произведения Рембрандта

В истории Западной Европы 17-е столетие принято называть «золотым веком Нидерландов». Действительно, в этот период молодое государство, имеющее превосходное с географической точки зрения расположение, переживало эпоху небывалого расцвета в экономическом и культурном смысле.

Если говорить именно о культуре Нидерландов 17-го столетия, на ум сразу приходит ещё один золотой век, который касается живописи. Дело в том, что по необычному совпадению экономические успехи и взлёты Голландии осуществлялись в одно и то же время с рождением и созданием невероятных, революционных по технике рисования шедевров.

В это столетие жили многие мастера живописи, которые повлияли на мировое изобразительное искусство и внесли в него ощутимый вклад – Геркулес Сегерс, Франц Хальс, Мейндерт Хоббема, Якоб ван Рейсдаль, и, естественно, Рембрандт Харменс ван Рейн (более известен под именем Рембрандт).

Рембрандт, великолепный портретист, творчество которого перевернуло представления людей о таком направлении в живописи как реализм, совсем не был обласкан жизнью.

Хотя начинал он свою карьеру при весьма хороших обстоятельствах, получая заслуженное признание после первых работ, удары судьбы в виде потерь самых близких людей во второй половине его жизни буквально сломили мастера. Рембрандт заслужил признание своего таланта ещё в молодости, которое сочеталось с очень серьёзными гонорарами за работы, которые мастер писал на заказ. Счастливый брак с девушкой из знатной семьи упрочил его положение в обществе, а рождение сына Титуса стало самым радостным событием в жизни для мастера.

Однако никто настолько не зависим от вкусов и предпочтений богатых людей, как наёмные художники, и когда вкусы эти пошли вразрез с предпочтениями самого Рембрандта, он начал стремительно беднеть. Вскоре после этого умирает жена мастера, и убитый горем художник вместе с сыном перемещается из роскошного поместья в дешёвую съёмную квартиру. Но в новой квартире Рембрандт завязывает отношения со своей молодой служанкой, которая и становится его последней спутницей – художник был очень преданным человеком и ценил семью.

Поэтому две смерти подряд –любимой женщины и сына Титуса окончательно подкашивают Рембрандта. После этих ударов ему уже не суждено оправиться, и он умирает буквально через несколько месяцев после трагедий, в 1669 году. Однако наследие Рембрандта бесценно и бессмертно – человечество осознало это через двести лет после его кончины.

Большинство картин мастера сегодня хранится в Рейксмюзеуме (Амстердам), государственном музее Нидерландов, несколько картин хранится в Эрмитаже (Санкт-Петербург).

Имя Рембрандта носит крупнейшая площадь Амстердама, а также один из кратеров на поверхности планеты Меркурий, который является одним из самых глубоких в солнечной системе.

Одна из первых картин Рембрандта, художник завершил работу над ней в 26 лет, вскоре после переезда в Амстердам. Картина произвела настоящий фурор, а на молодого Рембрандта сразу после её представления посыпались многочисленные заказы от состоятельных ценителей искусства. «Урок анатомии» определяется как представитель жанра «групповой портрет». Картины этого направления писались и до Рембрандта, однако мастер использовал несколько инновационных идей, которые позже были признаны революцией жанра.

Люди, изображенные на картине, не расположены прямыми рядами, а собраны в форме полумесяца, окружая хирургический стол (если представить вид сверху). С позиции же зрителя герои картины сгруппированы в форме пирамиды, что также является инновацией жанра. Такое построение композиции позволило Рембрандту передать неподдельный интерес, который испытывают наблюдатели вскрытия – они все стараются максимально удобную позицию, чтобы рассмотреть всё в деталях, наклоняются вперёд и подсаживаются повыше, чтобы не пропустить ничего. Обратите внимание на великолепную работу с тенью – неподвижный свет падает на труп и показывает его мертвенную бледность, а жизнь, которая буквально бурлит вокруг хирургического стола, покрывается мягкими, невероятно реалистичными тенями.

Пик финансовой состоятельности в жизни Рембрандта пришёлся на 1642 год – именно тогда была завершена самая монументальная работа художника — четырёхметровое полотно картины « Ночной дозор». При рассмотрении картины можно также отметить ряд новаторских находок художника, пожалуй, самой главной из которых является изображение действия в динамике.

Дело в том, что до Рембрандта групповые портреты всегда изображали людей в статичных позах – обычно все герои сидели или стояли, причём их взгляды были направлены в сторону зрителя. Здесь же дозорные представлены в движении, картина представляет собой фотографичный « слепок момента» — знаменосец разворачивает полотнище флага, удерживая на нём взгляд, барабанщик выбивает боевую дробь, чем сильно раздражает уличную собаку, которая яростно лает и находится в агрессивной позе.

Резкая игра света и тени, которая смотрится невероятно реалистично (во многом благодаря удачному выбору композиции – стрелки выходят из тёмного двора на освещённое открытое пространство) также является нововведением Рембрандта. Следует отметить, что такой резкая игра света и тени очень характерна для импрессионизма, а мастер жил за два столетия до расцвета этого жанра.

Одна из последних работ великого мастера. В зрелых годах и старости Рембрандта стали увлекать сюжеты, повествующие о человеческих отношениях и переживаниях. Сама картина написана на сюжет притчи из Нового Завета, рассказывающей о милосердном отце, который радушно и трепетно принимает распутного сына, вернувшегося из далеких стран и перетерпевшего много несчастий и лишений.

В соответствии с законом золотого сечения основные герои картины смещены в сторону относительно центра и сразу приковывают внимание зрителя, поскольку выделяются не только расположением, но и освещением. Картина поражает зрителя своей невероятной человечностью и реалистичностью, внимательностью художника к каждой детали. Если хорошенько присмотреться, можно понять задумку мастера, даже будучи незнакомым с библейской историей. Бритая голова блудного сына показывает вероятное каторжное прошлое, туфли протёрты до огромных дыр, а богато расшитый краешек воротника показывает почти полностью растворившуюся в бедах и скитаниях принадлежность к знатному роду. Вся картина выдержана в особых красно-коричневых тонах с элементами золотых оттенков, от неё одновременно веет роскошью и трогательным родительским милосердием.

Кроме отца и сына на картине присутствуют ещё четыре человека, причём с двумя фигурами, расположенными по правому краю, связано немало интересных предположений и легенд. Формально мужчина в красной накидке справа приходится старшим братом раскаявшемуся сыну, но многие исследователи живописи предполагают, что на самом деле он сам и сидящий человек в чёрной шляпе – это те же отец и сын, только годами ранее, до впадения сына в распутство. Существуют также версии о том, что мужчина в красной накидке – Вечный Жид (евангельский персонаж, отказавший привязанному к кресту Спасителю в просьбе облокотиться на его дом по дороге на Голгофу и наказанный за это вечным скитанием до самого второго пришествия). Ещё одна интересная догадка – в этом мужчине Рембрандт изобразил самого себя.

Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн (нидерл. Rembrandt Harmenszoon van Rijn [ˈrɛmbrɑnt ˈɦɑrmə(n)soːn vɑn ˈrɛin], 1606-1669) - голландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство. Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств.

Рембрандт Харменсзон («сын Хармена») ван Рейн родился 15 июля 1606 года (по некоторым данным, в 1607) в многодетной семье состоятельного владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна в Лейдене. Семья матери даже после Нидерландской революции сохраняла верность католическому вероисповеданию.

В Лейдене Рембрандт посещал латинскую школу при университете, но наибольший интерес проявлял к живописи. В 13 лет его отдали учиться изобразительному искусству к лейденскому историческому живописцу Якобу ван Сваненбюрху, католику по вере. Исследователям не удалось найти работы Рембрандта, относящиеся к этому периоду, поэтому вопрос о влиянии Сваненбюрха на становление творческой манеры Рембрандта остаётся открытым: слишком мало известно сегодня об этом лейденском художнике.

В 1623 году Рембрандт учился в Амстердаме у Питера Ластмана, прошедшего стажировку в Италии и специализировавшегося на исторических, мифологических и библейских сюжетах. Вернувшись в 1627 году в Лейден, Рембрандт вместе с другом Яном Ливенсом открыл собственную мастерскую и начал набирать учеников. За несколько лет он приобрел широкую известность.

Ластмановское пристрастие к пестроте и детальность в исполнении оказало огромное влияние на молодого художника. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях - «Побиении камнями св. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626). В сравнении с его зрелыми работами они необычайно красочны, художник стремится тщательно выписать каждую деталь материального мира, как можно достовернее передать экзотическую обстановку библейской истории. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626; «Давид перед Саулом», 1627).

Итоговые произведения периода - «Товит и Анна», «Валаам и ослица» - отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Подобно другим мастерам барокко , он начинает постигать значение резко вылепленной светотени для передачи эмоций. Его учителями в отношении работы со светом были утрехтские караваджисты , но ещё в большей степени он ориентировался на произведения Адама Эльсхаймера - немца, работавшего в Италии. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта - «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629).

К этой группе примыкает картина «Художник в своей мастерской» (1628; возможно, это автопортрет), на котором художник запечатлел себя в мастерской в момент созерцания собственного творения. Холст, над которым ведётся работа, вынесен на первый план картины; в сравнении с ним сам автор кажется карликом.

Одним из неразрешённых вопросов творческой биографии Рембрандта является его художественная перекличка с Ливенсом. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Отчасти оба тянулись за Рубенсом , который слыл тогда лучшим художником всей Европы, иногда Рембрандт заимствовал художественные находки Ливенса, иногда дело было ровно наоборот. По этой причине разграничение работ Рембрандта и Ливенса 1628-1632 годов представляет известные сложности для искусствоведов. Среди других известных его работ - «Валаамова ослица» (1626 г).

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Большинство женских образов на полотнах Рембрандта периода 1934-1942 годов написаны с любимой жены художника Саскии ван Эйленбюрх. В образе античной богини весны Флоры мастер изображал Саскию трижды - рассматриваемый нами портрет был создан в год их свадьбы - невооруженным глазом видно, что Рембрандт боготворил жену, любовался ею и вложил в живописное творение всю свою нежность.

Саскии на момент замужества было 22 года, в 17 лет она осталась круглой сиротой. С будущим супругом ее свел случай - она приехала в Амстердам в гости к кузине, жене проповедника Иоганна Корнелиса Сильвиуса, который был знаком с Рембрандтом. Свадьба состоялась 10 июня 1634 года. В 1942 году - всего через год после рождения долгожданного сына Титуса - Саскии не стало.

Флора-Саския - воплощение юности, свежести и целомудренности, в ее облике столько очаровательной застенчивости и девичьей свежести. Рембрандт умело сочетал в этой картине пастораль и исторический портрет. Из трех Флор, написанных с жены (две другие картины созданы в 1935 и 1941 годах) первая больше всего отсылает к античности, два других портрета намекают на миф только едва заметными деталями.

2. "Даная" (1633-1647 годы). Эрмитаж, СПб

Даже если вы ничего не знаете о Рембрандте и вообще не интересуетесь живописью, эта картина вам точно знакома. Полотно, хранящееся в петербургском Эрмитаже, едва не было безвозвратно утрачено в 1985 году из-за вандала, облившего его серной кислотой, а затем изрезавшего холст ножом.
Картина, на которой изображена обнаженная девушка, лежащая на кровати в лучах неземного света, писалась Рембрандтом для своего дома - сюжетом был выбран известный древнегреческий миф о красавице Данае, будущей матери победителя Медузы Персея, и Зевсе-Громовержце. Сам облик Данаи загадал исследователям творчества загадку, разгадать которую удалось совсем недавно: известно, что моделью Рембрандта была его жена Саския ван Эйленбюрх, однако та Даная, которая дошла до нас, на супругу художника совсем не похожа. Рентгеновское исследование полотна показало, что Рембрандт частично переписал лицо Данаи после смерти жены - и сделал его похожим на лицо второй своей возлюбленной, няньки его сына Титуса Гертье Диркс. Купидон, парящий над Данаей, тоже изначально выглядел по-другому - крылатый бог смеялся, а в окончательном варианте на его лице застыло страдание.
После нападения на картину в 1985 году ее реставрировали целых 12 лет. Утрата живописи составила 27%, над восстановлением шедевра Рембрандта трудились лучшие мастера - однако гарантий успеха не было никаких. К счастью, полотно все же удалось спасти, сейчас картина надежно защищена бронированным стеклом.

3. "Ночной дозор", (1642 год). Рейксмюзеум - Национальный музей Амстердама

Колоссальное, почти четырехметровое полотно стало по-настоящему роковым в карьере своего создателя. Правильное название картины - "Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга". "Ночным дозором" она стала после того, как ее, забытую на два столетия, обнаружили искусствоведы. Было решено, что на картине изображены мушкетеры во время ночной службы - и лишь после реставрации выяснилось, что под слоем копоти скрывается совершенно другой оригинальный колорит - об этом красноречиво говорят тени - действие на полотне происходит около 2 часов дня.
Работа была заказана Рембрандту Стрелковым обществом - отрядом гражданского ополчения Нидерландов. Групповой портрет шести рот должен был украсить новое здание общества - Рембрандта просили написать стрелковую роту капитана Франса Баннинга Кока. От художника ждали традиционного парадного портрета - все действующие лица в ряд - однако он принял решение изобразить мушкетеров в движении. Смелая композиция, где каждая фигура максимально динамична, понимания у заказчика не нашла - недовольство вызвало то, что кто-то из изображенных был виден хорошо, а кто-то оказался на заднем плане. "Ночной дозор" в буквальном смысле сломал карьеру Рембрандта - именно после этой картины постоянные богатые клиенты отвернулись от живописца, а манера его письма кардинально поменялась.
Кстати, судьба этого полотна не менее трагична, чем у "Данаи". Начать хотя бы с того, что в XVIII веке его совершенно варварски обрезали, чтобы уместить в новый зал Стрелкового общества. Так с картины пропали мушкетеры Якоб Дирксен де Рой и Ян Брюгман. К счастью, сохранилась копия оригинального полотна. "Ночной дозор" трижды переживал нападение вандалов: первый раз был вырезан большой кусок холста, второй раз картину 10 раз ударили ножом, а в третий раз облили серной кислотой.
Сейчас полотно хранится в Рейксмюзеуме - Национальном музее Амстердама. Смотреть на эту картину можно много часов - настолько детально на огромном холсте прописаны все персонажи, как "заказные" (собственно, мушкетеры - их 18), так и добавленные Рембрандтом по своему усмотрению (16 фигур, самая загадочная - маленькая девочка в месте "золотого сечения" картины)

4. "Блудный сын в таверне" (1635(1635 год). Дрезденская галерея

Этот автопортрет художника с любимой женой Саскией на коленях хранится в Галерее старых мастеров в Дрездене (она же Дрезденская галерея). Не вызывает сомнений, что художник писал эту картину, будучи абсолютно счастлив. Именно в этот период жизни Рембрандт много и плодотворно работал, был популярен, получал высокие гонорары за свои работы, среди его заказчиков были знаменитые и состоятельные люди. Сюжет из Евангелия от Луки мастер переработал в духе времени - блудный сын облачен в камзол и широкополую шляпу с пером, блудница на его коленях также одета по тогдашней моде. Кстати, это единственная картина-автопортрет художника вместе с женой - еще одно изображение себя и Саскии в одном живописном пространстве Рембрандт выполнил в технике гравюры в 1638 году. Несмотря на общий веселый тон картины, автор не забыл напомнить о том, что за все в этой жизни рано или поздно придется платить - об этом красноречиво говорит грифельная доска на заднем плане, где очень скоро кутиле выставят счет. Мог ли Рембрандт догадываться, насколько крупной будет его собственная расплата за талант?

5. "Возвращение блудного сына" (1666-1669 годы). Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему. Смысловой центр картины сильно сдвинут в сторону, главные фигуры выделены светом, остальные персонажи укрыты тенью, что не дает возможности ошибиться при прочтении изображенного. Кстати, все полотна Рембрандта объединяет одна важная деталь - при общей ясности главного сюжета в каждой картине таятся загадки, которые искусствоведы не в силах разгадать. Как и в случае с девочкой из "Ночного дозора", в "Возвращении блудного сына" есть персонажи, окутанные тайной. Их четверо - кто-то условно называет их "братьями и сестрами" главного героя. Некоторые исследователи интерпретируют женскую фигуру за колонной как второго, послушного сына - хотя традиционно эта роль отводится мужчине на первом плане. Этот человек, бородатый, с посохом в руках, вызывает не меньше вопросов - в Евангелии от Луки благочинный брат прибежал встречать блудного родича прямо с поля, а здесь изображен скорее знатный странник, может быть, даже Вечный Жид. Кстати, не исключено, что Рембрандт изобразил так самого себя - автопортреты, как известно, нередки в его картинах.

15 июля 1606 года на свет появился величайший голландский живописец Рембрандт Харменс ван Рейн .
Будущий реформатор изобразительного искусства родился в семье зажиточного мельника в Лейдене. Мальчик с раннего детства проявлял интерес к живописи, поэтому в 13 лет его отдали в ученики к лейденскому художнику Якобу ван Сваненбюрху. Позже Рембрандт обучался у амстердамского живописца Питера Ластмана, специализировавшегося на исторических, мифологических и библейских сюжетах.

Уже в 1627 году Рембрандту удалось вместе с другом Яном Ливенсом открыть собственную мастерскую - молодой живописец, которому едва минуло 20 лет, сам стал набирать учеников.

Уже в ранних работах Рембрандта отчетливо виден начинающий оформляться особый живописный стиль - художник стремится выписать своих персонажей максимально эмоционально, драматичностью наполнен буквально каждый сантиметр полотна. В самом начале пути будущий непревзойденный мастер работы со светотенью осознал силу этого приема для передачи эмоций.

В 1631 году Рембрандт перебрался в Амстердам, где был встречен крайне восторженно, знатоки искусства сравнивали живописную манеру молодого художника с творениями самого Рубенса - кстати, на многое из эстетики этого художника Рембрандт с удовольствием ориентировался.

Период работы в голландской столице стал знаковым для жанра портрета в творчестве Рембрандта - именно здесь мастер пишет множество этюдов женских и мужских голов, тщательным образом прорабатывая каждую деталь, постигая все тонкости мимики человеческого лица. Художник пишет богатых горожан - слава о нем распространяется быстро и становится залогом коммерческого успеха - а также много работает над автопортретами.

Судьба Рембрандта - как личная, так и творческая - сложилась непросто. Рано обласканный славой и успехом, талантливый живописец так же в одночасье лишился богатых клиентов, не сумевших осознать революционную смелость его работ. По-настоящему наследие Рембрандта сумели оценить только два столетия спустя - в XIX веке художники-реалисты вдохновлялись именно полотнами этого мастера, одного из ярчайших представителей золотого века голландской живописи.


Автопортрет в возрасте 54 лет - Рембрандт. 1660. Холст, масло. 80,3х67,3. Метрополитен музей

Всем известно имя величайшего художника Голландии Рембрандта ван Рейна.Кто не знает его величайших творений: "Возвращение блудного сына", "Синдики", "Ночной дозор", "Ассур, Аман и Эсфирь", "Милосердный самарянин", "Вирсавия", "Отречение апостола Петра", "Моисей разбивает скрижали"!
Мастер выполнил более 400 картин (не считая многочисленных несохранившихся произведений), а также 287 гравюр и тысячи рисунков. Серьезная, реалистическая живопись, говорящая сердцу, нашла себе
величайшего творца в лице Рембрандта. Сын мельника, Рембрандт стал известен в родном Лейдене будучи совсем молодым. Лейденский ранний период творчества ознаменован такими значительными работами, как "Изгнание торговцев из храма"(1626), "Концерт(аллегория музыки)"(1626),"Скупец"("Меняла" 1627) ,конечно, "Иуда возвращает серебряники" (1629), которая вызвала восторженный отзыв известного знатока живописи Константина Гюйгенса: "...это дрожащее жалким трепетом тело - вот, что я предпочитаю хорошему вкусу всех времен". В Автобиографии (1628—1631) Гюйгенс назвал имя Рембрандта первым среди голландских художников того времени и противопоставил вызывающую смелость его работ всей предшествующей традиции живописи. Уже тогда Рембрандт выявляет роль света как средства эмоциональной выразительности сцены. Его успех в ранних работах на евангельские темы, в исторической живописи был бы невозможен без неустанного экспериментирования в области портрета и автопортрета. В качестве моделей он выбирает людей из ближайшего круга общения: родственников, соседей, друзей, людей, небогатых и неспособных заплатить за портрет. Но это не является главным для него на тот момент. Главное - ухватить мимику, жест, передать сиюминутное настроение модели, найти такую деталь, с помощью которой можно подметить, подчеркнуть ведущую черту характера.

Пожилой мужчина в меховой шапке, 1630


Старик в военной одежде 1631 (отец Рембрандта)


Портрет смеющегося молодого человека 1630


Портрет смеющегося мужчины 1629-1630

Уже в ранний лейденский период Рембрандт сделал немало своих автопортретов,и вовсе не потому, что его так интересовала собственная личность. Скорее это было продиктовано желанием "безнаказанно", свободно экспериментировать, что не всегда возможно, особенно для начинающего мастера, в заказном портрете. За свою жизнь Рембрандт сделал около восьмидесяти (в некоторых исследованиях около 100) автопортретов - картин, гравюр и рисунков. Если задастся целью, то по его автопортретам можно проследить всю его автобиографию, узнать о счастливых и трагических моментах его судьбы. Но это целое исследование. Нас же интересуют лишь те из них, в которых Рембрандт не только и не столько - человек, а - модель. В каких портретах и автопортретах он еще учится, а где он - уже мастер, как он ищет свой собственный стиль, свой
неповторимый почерк.


Автопортрет в раннем возрасте 1628

Один из первых - «Автопортрет» из амстердамского Рейксмузеума, где растрепанный двадцатидвухлетний живописец всматривается в свое лицо, пытаясь с помощью светотени передать впервые пробудившееся осознание себя художником.

В ранних автопортретах, эмоциональные аффекты еще однозначны и форсированы, позы и жесты слишком демонстративны.

Автопортрет 1629

На автопортрете 1629 года яркий луч высвечивает безбородое пытливое лицо, оттененное кружевным воротником.

На маленькой картине «Художник в своей мастерской» (1629 г.), которую долгое время приписывали Герриту Доу, нашему взору открывается лейденская мастерская Рембрандта, со столом, мольбертом, палитрой и ступкой для растирания красок. Себя художник изобразил непривычно далеко от картины, словно желая дать зрителю почувствовать, как он сам видит и понимает живопись: художник лишь исполнитель, ведомый Творцом, единственно важное,значимое - лишь то, что на холсте. Настолько важное, что сам художник, творец в растерянности: он ли Это создал?! Художник НИЧТО(или Нечто) перед своим творением. Творение выше создателя.

А вот автопортрет того же года, хранящийся в Гааге, более официален. Прямой взгляд, бесстрашно устремленный вперед, уверенный в себе; открытое лицо; глаза, словно говорящие нам:" Я - Рембрандт, и вы скоро обо мне узнаете!" Впрочем, в Лейдене его уже знали. Он, такой молодой, чистосердечный и простодушный, наивный и прямолинейный, уже был любим и уважаем. Он имел собственную мастерскую и даже учеников.
Но хотелось большего....
В 1931 году Рембрандт едет покорять Амстердам.

30-е - 40-е годы

Столица Голландии в XVII веке была центром коммерческого мира. Старый город был очень живописен. Все, что необходимо для вдохновения художника: трудолюбивая, пестрая толпа, разнообразие образов и мыслей, богатый выбор типов - все это Рембрандт мог найти в этом очаге цивилизации. Удача в Амстердаме сразу улыбнулась художнику. Заказчики не заставили себя ждать. Картины и гравюры Рембрандта находили себе покупателей на месте и начали проникать за границу. В самое короткое время Рембрандту удалось
обеспечить себе вполне безбедное существование: он зарабатывал столько, что мог даже позволить себе такую роскошь, как покупка и собирание редких и дорогих вещей.В бюргерской среде Рембрандт становится
популярным портретистом.
Первым заказным портретом стал "Портрет ученого".
Скорее всего, он был заказан каким-либо профессором университета или служащим муниципалитета. При создании этого портрета Рембрандт полностью исключает элемент позирования, в отличие от фламандских образцов. Благодаря этому, портрет становится более жизненным, теряя черты помпезности и официальности.


Портрет ученого 1631

Перед зрителем—голландский интеллигент того поколения, которое еще всеми корнями связано с народом. Простое, открытое, несколько грубоватое лицо, жесткие мясистые руки выдают его плебейское происхождение.Стремясь максимально приблизиться к жизни, Рембрандт показывает человека не изолированно, а в его бытовой обстановке. Поэтому ученый изображен за рабочим столом с пером в руке, в момент работы над рукописью, когда и застает его как бы входящий в комнату зритель. Портретируемый отрывается от рукописи, поворачивает лицо к вошедшему, обращается к нему с какими-то словами.
Это произведение — одна из первых попыток Рембрандта ввести в портрет сюжетное действие. Смелый эксперимент еще не до конца удается молодому художнику. Взгляд изображенного выдает состояние
спокойного размышления и явно не гармонирует с его внешней оживленностью. Благодаря этому оказывается нарочитой его мимика и жестикуляция: поворот головы, движение губ, жест правой руки, которая кончила писать, но еще держит перо. Несмотря на эти недостатки, сам принцип портретного решения, избранный Рембрандтом, таил в себе богатые реалистические возможности, позволяя художнику живо,непосредственно охарактеризовать человека, показать его таким, каким он бывает в обычной жизни.

К середине 1630-х годов Рембрандт ван Рейн признан одним из самых модных молодых портретистов Амстердама. В эти годы самые выдающиеся жители города стучались в двери художника.


Портрет Николаса Рутса 1631

Этот портрет показывает нам, какого рода клиентура была у Рембрандта в конце десятилетия, благодаря его умению изображать представителей высшего общества, чьё богатство проявлялось не только в выставленных напоказ драгоценностях и одежде, но также в позе и манере держаться.


Портрет Яна Утенбогарта (Иоганн Эйтенбогарт) 1633. Государственный музей, Амстердам

Священник-ремонстрант (протестант) Иоганн Эйтенбогарт (1557—1644) играл ключевую роль в процессе
обращения Голландии к протестантизму. На своём посту проповедника при дворе принца Оранского в Гааге он боролся с религиозной нетерпимостью наиболее догматичных кальвинистов. Надпись «АЕТ 76» говорит о том, что Эйтенбогарту было семьдесят шесть лет, когда была написана картина. Он изображён пожилым, но энергичным человеком, поскольку Рембрандт хотел подчеркнуть исключительную жизненную силу, которая сделала Эйтенбогарта влиятельным и очень популярным членом голландского общества. Он изображён в своём кабинете за работой, только что оторвавшим глаза от книги, лежащей на подставке, словно чтобы выслушать вопрос, который задаёт ему зритель.

Он исполняет портреты - большие парадные, в полный рост, поясные и погрудные. Из 50 картин, датированных 1632-1633, 46 являются портретами или этюдами голов. Все портреты, исполненные в
1630-е, демонстрируют наблюдательность и тонкость Рембрандта, которые сближают его с ван дер Хелстом и Кейсером, а также с Ван Дейком и Рубенсом.

Портрет сестры

Картины, написанные им, как правило, на ровном светло-сером фоне, часто имеют овальный формат


Альберт Купер 1632


Корнелия Пронк жена Альберта Купера 1633

Ученый, сидящий за столом 1634

Однако ошеломляющий успех принесла Рембрандту картина «Урок анатомии доктора Николаса Тюльпа» (1632, Гаага, Маурицхейс), изменившая традицию голландского группового портрета.

«Урок анатомии доктора Николаса Тюльпа» (1632, Гаага, Маурицхейс)

Привычной демонстрации позирующих художнику людей общей профессии Рембрандт противопоставил драматургию вольно решенной сцены, участники которой — члены гильдии хирургов, внимающие своему коллеге, объединены интеллектуально и духовно активным включением в процесс научного
исследования. Контраст неподвижного мертвого тела, высвеченного на первом плане бледным пятном, и живописной, свободно построенной группы различно охарактеризованных персонажей, придает картине напряженно драматическую окраску.

Сравните этот групповой портрет с двойными портретами, написанными позже. Ощущение, что в них автор еще учится композиции: движения и жесты нарочиты, нет той легкости и естественности, что в "Уроке анатомии", хотя стремление "оживить" сюжет мы можем наблюдать и в повороте головы Яна Рейксена и в обращении к нему жены Греты с запиской.


Портрет судостроителя Яна Рейксена с его женой Грет Дженс 1633

Погрешности композиционного характера можно обнаружить и в других его двойных портретах:


Ян Пелликорн со своим сыном Каспаром 1635-37


Проповедник Корнелиус Ансло и его жена 1641

Но и эти портреты на тот момент, безусловно, выглядели новаторскими: Рембрандт всеми силами уходит от принятой в то время горизонтальной, плоскостной композиции. И пусть они не совершенны, но это явный прорыв в портретировании.
Конечно, ему приходится потрафлять вкусам нарождающейся буржуазии. Всем его заказчикам непременно хотелось запечатлеть себя на веки вечные,чтобы потомки знали. А значит, надо показать себя во всем блеске и великолепии, принятых в то время: фижмы, богатые парчовые и бархатные наряды, дорогостоящие кружева тонкой работы, модные для этого класса заказчиков туфли, золотые заколки и цепи, масса украшений, которые должны были подчеркнуть социальный статус портретируемого. И таких портретов очень и очень много у Рембрандта. Есть среди них - проходящие, обычные, по которым взгляд скользит, есть те, которые хочется смотреть и смотреть - и они никогда не уйдут из памяти, есть те, которые и по сей день вызывают споры. К последним, пожалуй, можно отнести портреты Мартена Соолменса и его жены Опьет Коппит.

Супруги Мартен Соолманс и Опьет Коппит были соседями Рембрандта и, поскольку он стал модным в городе живописцем, решили заказать ему парный портрет в натуральную величину в ознаменование их брачного союза. Портреты эти прошли для общества незамеченными, более того ими явно пренебрегали, высмеивая то, как одеждой и позой Соолманс выставляет напоказ своё новое социальное положение. Прежде всего, современники подвергли суровой критике украшающие туфли огромные розетки, придававшие всей позе очень «кричащий» вид. В Амстердаме было даже написано несколько стихотворных эпиграмм, высмеивающих помпоны на туфлях.
И все же, по мнению известного французского критика Эжена Фромантен а , на них следует обратить внимание.

Мартен Соолманс 1634

"Муж стоит лицом к зрителю, он в черном камзоле с кружевным воротником и кружевными манжетами,
в черных панталонах, в черной фетровой шляпе, с кружевными бантами на подвязках и широкими кружевными розетками на черных башмаках. Правая рука согнута, и кисть ее прячется под черный плащ с нашивками из черного атласа; левой рукой, вытянутой вперед, он держит замшевую перчатку. Фон
картины черноватый, паркет серый. Прекрасная, несколько округлая голова с мягким и серьезным выражением лица, красивые глаза с ясным взглядом; рисунок очаровательный, широкий, легкий, уверенный, абсолютно естественный. Живопись ровная, с твердыми контурами, настолько плотная и сочная, что, каким бы слоем — тонким или густым — ни были наложены краски, все равно ничего нельзя ни прибавить, ни убавить.Представьте себе голландского Веласкеса, но более задушевного и сосредоточенного.
Общественное положение модели обозначено удивительно тонко: это не принц и вряд ли даже вельможа; это родовитый дворянин, отлично воспитанный, с изящными манерами. Происхождение, возраст, темперамент — словом, жизнь со всем самым характерным в ней, все, чего не хватало «Уроку анатомии» и чего позже не хватит «Ночному дозору» (это мнение Эжена Фромантена),— вы найдете это в картине, написанной от чистого сердца."

Опьен Коппит 1634

"Жена изображена тоже в рост, на черноватом фоне; она стоит на сером паркете, тоже вся в черном, с жемчужным ожерельем, жемчужным браслетом, бантами из серебряных кружев на поясе и с розетками из серебряных кружев на узких белых атласных туфельках. Она худощава, бледна и высока. Ее красивая, чуть наклоненная голова смотрит на вас спокойными глазами. Несколько неопределенный цвет ее лица озаряется ярким отблеском рыжеватых волос. Слегка расширенная талия, очень целомудренно намеченная под широким платьем, придает ей весьма почтенный вид молодой матроны. В правой руке она держит веер из черных перьев с золотыми цепочками. Левая опущена — бледная, тонкая, удлиненная рука, полная изящества. Черное, серое, белое — ничего больше, ничего меньше, и тональность бесподобна. Атмосфера не обозначена, и все же чувствуется воздух. Моделировка сдержанная, и при этом рельеф выражен со всей возможной полнотой. Неподражаемая способность быть точным без мелочности, противопоставлять самую тонкую работу самым широким обобщениям, выражать тоном роскошь и ценность вещей. Словом, меткость глаза, тонкая чувствительность палитры, уверенность кисти, которые могли бы создать славу любому мастеру."
Этот заказ принёс художнику 1000 флоринов и потенциальных клиентов из круга Соолманса, что доказывало недоверчивым родственникам Саскии, что он не только пользуется известностью, но и способен обеспечить жену.
А к этому времени, а точнее в 1634 году, Рембрандт женился на Саскии ван Эйленбюрх. Саския, круглая сирота, была младшей дочерью бургомистра из Леевердена, члена совета Фрисландии, двое из ее братьев были юристами, среди ее родственников - многочисленные ученые и государственные чиновники.
Саския была гением-вдохновителем мужа, его утешением среди неудач и забот, опорой в работе. Жизнь, полная любви, труда и творчества, сложилась легко и радостно.

Портрет Саскии 1633
Любимая жена внесла в одинокое жилище скромного художника свет счастья.


Смеющаяся Саския 1633

Саския изображена здесь молодой влюблённой женщиной, её голова склонена набок,на лице лёгкая улыбка, глаза полуприкрыты. Рембрандт, вероятно, писал этот портрет в то время, когда ухаживал за девушкой, а она охотно принимала его игривые слова. Художник, вероятно, показал возлюбленной небольшую коллекцию костюмов, которую он держал у себя в мастерской (шляпки, платья и различные аксессуары), чтобы его модель могла нарядиться. Со своей стороны, Рембрандт, наверное, предполагал, что он может изобразить возлюбленную такой, какой хотел написать Рубенс свою свояченицу Сусанну Фоурмент. Видимо, у Рубенса он позаимствовал идею изобразить Саскию в широкополой шляпке, которая, однако, не соломенная, а бархатная, украшенная перьями и разрезами по краям. Но если Сусанна Фоурмент выглядит купающейся в ослепительном свете, который подчёркивает её аристократическую красоту, фарфоровую бледность кожи, то Саския выглядит приземлённой, более реалистичной, её цветущие щеки пылают от восхищённых слов молодого человека, который, как можно предположить, стоит рядом с ней. На этом портрете кожа выглядит живой, ибо под ней пульсирует настоящая кровь и бьётся сердце. Художник поймал мгновение, краткий момент кокетливого и невинного соблазнения. Нас не покидает ощущение, что модель, которую мы видим сбоку, повернула голову в ответ на чьё-то обращение, в данном случае, возможно, на комплимент такого привлекательного молодого человека, как Рембрандт, и приняла его с лёгким кивком и улыбкой.

Саския ван Эйленбург в помпезном платье 1632-1642

В годы, разделяющие первый и последний портреты, Рембрандт много раз писал цветущую и веселую женщину, элегантно одетую, как на дрезденском портрете, чопорную и подтянутую, как на официальном портрете из Кассельского музея, или же в наряде Флоры - особенно любимый в то время сюжет, трижды воплощенный Рембрандтом: один портрет находится в Петербурге (1634), другой - в Лондоне (1635) и уже упомянутый - в Дрездене (1641).

Флора (Саския) 1634 С-П, Эрмитаж

В портретах «для себя» и автопортретах художник свободно экспериментирует с композицией и эффектами светотени, меняет тональность цветовой гаммы, облачает свои модели в фантастические или экзотические одежды, варьирует позы, жесты, аксессуары ("Флора", 1634, Санкт-Петербург,Государственный Эрмитаж).

Автопортрет с Саскией на коленях 1635
Картина известна также под названием "Веселое общество" и "Блудный сын в притоне".
Исключительно жизнерадостно выглядит "Автопортрет с Саскией на коленях" (Дрезденская Картинная галерея) написанный в первые дни медового месяца. Художник изобразил себя с большим бокалом в руке - он поднимает тост за удачу и бросает вызов своим недругам. Вызывающе смелый "Автопортрет с Саскией", с его фривольной композицией и раскованной манерой письма, чарующей гаммой переливающихся золотистых,зеленоватых, оливковых, розоватых тонов, источает бурную радость, ликование,призыв к наслаждению жизнью, весьма далекому от сдержанных норм кальвинистской морали.
Но было не только ликование,не только счастье...
В первые семь лет замужества Саския испытала только горе материнства и не знала его радостей. Из ее четырех детей трое, сын и две дочери, умерли в самом раннем возрасте; один только, родившийся в 1641 году, пережил мать и стал отрадой и поддержкой старика-отца. Его назвали Титусом в честь недавно скончавшейся сестры Саскии, Титии.

В коллекции портретов, конечно, есть любимые лица отца и матери художника.


Портрет матери Рембрандта. 1639

Портрет отца Рембрандта. 1639


Портрет отца


Портрет Марии Трип. 1639. Государственный музей, Амстердам

Глава семьи Элиас Трип (1570—1631) нажил состояние, занимаясь горным промыслом, торговлей оружием и игрою на бирже. В те годы его дочь Мария жила с матерью в одном из самых изысканных районов Амстердама, и у неё не было сомнений, какого художника выбрать для написания портрета. Спустя два года, когда она вышла замуж за Бальтасара Коуманса, преуспевающего коммерсанта тридцатью годами старше её, она переехала в ещё более роскошный дом, но сохранила близкие отношения с семьёй. Видимо, она потребовала, чтобы художник изобразил её в богатом платье и в драгоценных украшениях, которые должны были не только подчеркнуть её красоту, но в равной степени продемонстрировать финансовое положение. Её волосы уложены по последней моде, розовые щеки выдают юный возраст, в её позе мы можем прочесть умеренность и сдержанность, те женские качества, которые в то время высоко ценились. Рембрандт написал портрет с изяществом, передав богатство платья тонкой игрой света. Фигура выступает из тёмного фона, подчёркивающего белизну сложного трёхслойного кружева, сквозь которого проступает нежная кожа девушки. Шею, уши и запястья украшает сияющий жемчуг. Золотая парча на сверкающем платье из
чёрного атласа вносит ещё один штрих изысканности и роскоши, что прекрасно сочетается с веером, который девушка изящно держит в руке.


Берта(Бартье) Мартенс(Мартене) Домер 1640

В «Портрете Бартье Мартене Домер» (ок. 1640), на котором была изображена жена столяра-краснодеревщика Германа Домера, поставлявшего рамы для картин, появляется что-то новое. Художнику удалось создать удивительно жизненный и привлекательный образ простой женщины. К этому портрету был создан парный к нему «Портрет Германа Домера».


Портрет Германа (Генриха) Думера 1640

На этом портрете впервые появляется знаменитая рембрандтовская «светотень», применение которой тоньше отображает сложный внутренний мир человека.

Оба портрета поражают прямым взглядом модели, огромной пластической силой, достигнутой упрощением черно-белой гармонии и светотени. Они обращают на себя внимание динамической непринужденностью и композицией. По сравнению с лейденскими работами их более гладкая фактура, позы, символическая ритмика рук (одна рука часто намеренно не показана) и поворот головы напоминают мимолетность и изменчивость барокко.

Автопортрет в возрасте 34 лет 1640
«Автопортрет» 1640 года, картина необычайно изысканная и гармоничная, запечатлел тридцатичетырехлетнего Рембрандта, занявшего прочное положение в Амстердаме. Ориентирами для художника были тициановский «Портрет дворянина», ныне хранящийся в Лондоне, а в ту пору находившийся в коллекции друга Рембрандта португальского еврея Альфонсо Лопеса, и «Портрет Бальдассара Кастильоне» Рафаэля. В сближении с итальянскими мастерами чувствуется вызов со стороны Рембрандта, словно подчеркивающего непривычным нарядом XVI века свою духовную близость с великими предшественниками.

Рембрандт исполняет в это время множество заказных портретов. Они написаны с большой пластической
силой, великолепно передают сходство, схватывают характерное в облике, но своего пути в портретной живописи Рембрандт еще не нашел.

Девушка в картинной раме 1641


Портрет Николаса Ван Бамбека. 1641.
Королевский Музей Изящных Искусств, Брюссель

Николас Ван Бамбек сам был художником, но, как с прискорбием сказал один из его друзей, богатое наследство притупило его честолюбие, и в итоге он не оправдал ожиданий. Однако Николас покровительствовал Рембрандту, приобрел у него «Ученый спор» и заплатил за позирование для своего
портрета. Ван Бамбек и его друг секретарь Госсовета Мауритс Хейгенс, по-видимому, в Гааге заказали Рембрандту свои портреты.


Мауритс Хейгенс 1641

Друзья решили: если кто-то из них умрет, его портрет должен перейти к оставшемуся в живых, и в 1641 году после смерти Бамбека картина по завещанию досталась Хейгенсу.


Портрет Агаты Бас 1641

В заказных портретах он сдержан, внимателен к аксессуарам, тщательно прорабатывает черты лица, явно заботясь о сходстве изображения с оригиналом и выявлении индивидуальных характеристик.
Поэтичность,одухотворенность Рембрандт вносит в портретные характеристики («Человек с
соколом», 1643 г; «Портрет Агаты Бас», 1641 г.).

Некий рубеж в творчестве Рембрандта отмечает неудача большой заказной картины «Ночной дозор» (1642).


Первоначальное название «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга».
Эта колоссальная по своим размерам картина (3,59X4,38 м) явилась как бы заключительным аккордом предшествующего развития художника, высочайшей вершиной, достигнутой искусством его времени в создании исторической композиции. Рембрандт дал принципиально новое решение темы, имевшей за
собой почти вековую традицию. Именно в этой работе он открыто и ясно утвердил приоритет своей творческой воли над вкусами и желаниями заказчиков. Неуспех "Дозора" был предопределен: Рембрандт написал совсем не ту картину, которую от него ждали.
Однако основной характер сцены ясен для каждого взирающего на эту колоссальную картину. Прозвучал
боевой сигнал. Возглавляемые капитаном и лейтенантом стрелки строятся, выходя из-под темной арки ворот. Гремит барабанная дробь, заряжаются ружья, подымаются знамена. Охвативший всех порыв по-разному претворяется в многочисленной массе людей. Художник объединил всех в общем действии,
показав вместе с тем индивидуальные варианты единой темы.Перешагнув за рамки обычного группового портрета, Рембрандт дал полное динамики и напряженности действие.
«Ночной дозор», как любой шедевр, открыт для самых разных интерпретаций. До сих пор не только исследователи, но и зрители спорят,
что такое эта картина - воспоминание о реальном событии, аллегория, групповой портрет или все вместе взятое?
Почему Франс Баннинг Кок держит перчатку так, чтоэто привлекает внимание?
Почему на переднем плане оказалась маленькая девочка с курицей?
Почему из мушкета стреляет маленький мальчик?
Имеют ли свет и тень символический смысл?
Почему протазан лейтенанта ван Реутенбюрха выписан в мельчайших деталях, если все остальное оружие изображено довольно размыто?..
Эту картину-портрет неоднократно рассматривали в нашем сообществе.
Интересные сообщения по ее поводу и не менее интересные комментарии вы можете прочитать здесь:
;

С момента создания картины "Ночной дозор"от Рембрандта отшатнулось большинство богатых заказчиков. Сдвиг в общественных вкусах, особенно рано сказавшийся в крупнейшем центре страны, привел к тому, что величайший национальный гений Голландии оказался на положении непопулярного художника; его глубокое, передовое искусство продолжали ценить лишь немногие. Жизнь Рембрандта дала трещину. Поддержать его было некому: в 1640 году умирает мать, затем сестра, вскоре, в 1642, умерла от туберкулеза его Саския (ей было 29 лет), оставив ему девятимесячного сына Титуса.

В память о жене Рембрандт написал знаменитую картину «Давид и Ионафан» (1643), своеобразную сцену прощания двух людей, расстающихся навеки. Свое отношение к жене художник выразил и в портрете «Святое семейство» (1645). Поразительно, что художник пользуется светлыми красками, таким образом выражая свое убеждение, что жизнь и смерть едины и все люди когда‑нибудь соединятся на небесах.

Безмерно опечаленный смертью любимой жены, художник не мог заставить себя сконцентрироваться на привычной работе — заказных портретах (с их определенными требованиями, вкусами) — и быстро растерял богатых заказчиков. Но без дела он не сидел, создавая в том числе и портреты, но не заказ, а исключительно из любви к искусству.


Портрет пожилого раввина 1642
Рембрандт часто посещал амстердамское еврейское гетто и находил там колоритные образы. Более того, одно время он был вынужден выехать из собственного особняка и жил в гостинице в том же районе, где жили амстердамские евреи, многих из которых он знал, со многими дружил.

Портрет девушки в окне 1646

В этот период одиночества Рембрандт находил убежище у себя в мастерской. Там, наблюдая за тем, как ученики с энтузиазмом копируют богатый, красочный стиль его молодости, сложившийся под влиянием Рубенса,он начал работу над более вдумчивой картиной. На смену выставления себя напоказ пришел самоанализ, отражающий подавленное состояние, в котором пребывал художник. Так, после смерти своего прежнего кумира,Рембрандт нашел нужное решение для выработки нового стиля в экспериментах позднего Тициана.
Картина "Девочка у окна" является одним из произведений, созданных в этот период, которое стало упражнением, в котором полностью достигнута цель — передать черты материального облика модели.Реалистичность образа девочки была достигнута посредством использования грубого холста,
позволяющего наносить крупные мазки, различных оттенков охры и дополнительная подмазка рукой для придания фигуре объема. Объем передан светом и цветом, практически без линейного рисунка. Рембрандт уже освоил эту технику, предвестником которой был Тициан, в " Ночном дозоре", где на некоторых фигурах он уже применял прозрачные мазки, чтобы передать идею движения и расстояния.Предметом этой картины также служит удаленность или близость модели по отношению к
зрителю. Намек на перспективу основан на наклоне полки или подоконника,на который девочка опирает руки, одна из которых параллельна плоскости картины. Ощущение полупрозрачности блузки создается благодаря свободному стилю художника, который не вычерчивал по холсту линии, а наносил краски густым слоем. Чувственную композицию завершает эротический штрих в виде золотого ожерелья, которое девочка теребит пальцами, чтобы привлечь внимание к вырезу блузки. Рембрандт с большой легкостью изобразил розовые щеки и красные губы,прядь волос на лбу, чувственную кожу, аромат которой, кажется, можно ощутить.

Портрет доктора Ефраима Буэно 1647

Именно в портретах и сюжетных композициях, связанных с портретом, раскрылось своеобразие творческого гения Рембрандта.
Но лучшие его работы относятся к 1650- 1660-м годам.
и т.д.

Ресмбрандт родился в Лейдене, в семье довольно зажиточного владельца мельницы. Сначала учился в Латинской школе, а затем недолго в лейденском университете, но оставил его ради занятий живописью сначала у малоизвестного местного мастера, а затем у амстердамского художника Питера Ластмана.

После недолгого обучения Рембрандт уезжает в родной город, чтобы самостоятельно заниматься живописью в собственной мастерской. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. В этот период он много пишет портретов членов своей семьи - матери, отца, сестры и автопортреты. Уже в это время он уделяет особое внимание освещению и передаче духовных переживаний своих моделей. Молодой художник любит наряжать их в различные одежды, драпироавть в красивые ткани, великолепно передавая их фактуру и цввет.

В 1632 году Рембрандт уезжает в Амстердам, центр художественной культуры Голландии, который, естественно, привлекал молодого художника. Здесь он быстро достигает известности, у него много заказов. В то же время он с воодушевлением продолжает совершенствовать свое мастерство. 30-е годы - время наивысшей славы, путь к которой открыла для живописсца его большая заказная картина "Урок анатомии". Все позы и действия в картине естественны, но лишены излишнего натурализма.

В 1634 году Рембрандт женится на девушке из богатой семьи - Саскии ван Эйленборх - и с этих пор попадает в патрицианские круги. Начинается самая счастливая пора жизни художника: обоюдная страстная любовь, материальное благополучие, масса заказов. Живописец часто пишет молодую жену: "Флора", "Автопортрет с Саскией на коленях". Но счастье длилось недолго. В 1642 году Саския скончалась, оставив маленького сына Титуса.

Моральная подавленность и овладевшая Рембрантом страсть к коллекционированию постепенно привели его к разорению. Этому способствовало и изменение вкусов публики, увлекшейся тщательно прописанной светлой живописью. Рембрандт же, никогда не уступавший вкусам заказчиков, интересовался контрастами света и тени, оставляя свет в одной точке, остальная часть картины была в тени и в полутени. Заказов становилось все меньше. Новая подруга его жизни Хендрикье Стоффельс и его сын Титус основали в помощь художнику компанию по торговле картинами и антиквариатом. Но их усилия оказались тщетными. Дела шли все хуже. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус.

Однако, несмотря ни на что, художник продолжает работать. В эти особенно тяжелые годы он создает ряд замечательных работ: "Синдики", "Возвращение блудного сына", поражающим внутренним драматизмом.

Величайший художник умер в крайней бедности 4 октября 1669 года. Современники холодно отнеслись к этой потере. Понадобилось почти двести лет, чтобы сила рембрандтовского реализма, глубокой психологии его полотен, удивительное живописное мастерство подняли его имя из забвения и поставили в ряд величайших мировых имен.

Флора - италийская богиня цветов, юности. Культ Флоры - один из древнейших сельскохозяйственных культов Италии, особенно племени сабинян. Римляне отождествляли Флору с греческой Хлоридой и праздновали в ее честь весной так называемые флоралии, во время которых происходили веселые игры, принимавшие иногда разнузданный характер. Люди украшали себя и животных цветами, женщины надевали на себя яркие платья.
В античном искусстве Флору изображали молодой женщиной с цветами в руках или рассыпающей цветы.

Все полотно пронизано откровенным ликованием! Автопортрет изображает супругов за веселой пирушкой. Рембрандт, огромный по сравнению со своей тоненькой женой, держит ее на коленях и поднимает хрустальный кубок пенящегося вина. Они как будто захвачены врасплох, в интимной обстановке бьющей через край жизни.

Рембрандт, в богатом военном костюме с золоченой перевязью и рапирой на боку, похож на какого-нибудь щеголя-рейтера, веселящегося с девушкой. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Он знает лишь, что его жена любима, а потому прекрасна в своем роскошном корсаже, шелковой юбке, великолепной наколке и драгоценном ожерелье и что все должны восхищаться ею. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Он живет в царстве мечты и радости, вдали от людей, и ему не приходит в голову, что его могут порицать. И все эти чувства переданы простодушным выражением сияющего лица самого художника, достигшего как будто всех земных благ.

Картина выражает радость жизни, сознание молодости, здоровья и благополучия.

После смерти Саскии в жизнь Рембрандта вошла другая женщина, скромная служанка Хендрикье Стофффельс, скрасившая одиночество мастера. Он часто писал ее, но в названиях работ, где она служила моделью, никогда не упоминал ее имени.

История о библейском патриархе Иосифе рассказывается в книге Бытие.
Еще в родительском доме Иакова и Рахили их любимый сын Иосиф выступает как сновидец. Отец выделяет Иосифа среди братьев, и они, завидуя его особому положению и красивой одежде, продают Иосифа в рабство караванщикам, направляющимся в Египет.
В Египте Иосиф служит рабом у богатого вельможи Потифара, начальника телохранителей фараона. Потифар доверяет Иосифу весь свой дом, но жена Потифара покушается на его целомудрие, и Иосиф убегает, оставив в руках женщины свою одежду. Жена Потифара, влюбившись в Иосифа, и не добившись взаимности, обвиняет его в изнасиловании.
В тюрьме, куда отправили Иосифа, вместе с ним находятся хлебодар и виночерпий царя. Иосиф толкует их сны, согласно которым хлебодар будет казнен, а виночерпий прощен через три дня. Пророчество Иосифа исполняется, и виночерпий вспоминает о нем, когда египетские жрецы затрудняются истолковать сон фараона о семи тучных коровах, пожранных семью тощими и о семи хороших колосках, пожранных тощими. Вызванный из тюрьмы Иосиф толкует сон как предвестие того, что после ближайших семи лет хорошего урожая придет семь лет жестокого недорода. Он советует фараону назначить доверенное лицо для создания запасов на время голода.
Фараон назначает доверенным лицом Иосифа, жалует его своим перстнем, дает ему египетское имя, а в жены - египтянку Асенеф, дочь жреца из Гелиополя.

Самсон любил бродить по стране и однажды попал в город Фимнаф. Там он без памяти влюбился в статную филистимлянку и пожелал на ней жениться. Он бегом примчался домой и попросил родителей посвататься к его любимой. Старики от ужаса схватились за голову: сын и так причинил им немало горя, а теперь вдобавок ко всему вздумал жениться на иностранке, дочери филистимлянина. Самсон, однако, стоял на своем. Родителям ничего не оставалось делать - тяжело вздохнув, они подчинились прихоти взбалмошного сына. Самсон стал женихом и с тех пор часто хаживал в гости к родителям невесты.
Однажды, когда Самсон бодро шагал по тропинке меж виноградников, ему загородил дорогу молодой рыкающий лев. Силач разорвал льва в клочья и как ни в чем не бывало пошел в Фимнаф, никому не рассказав о своем приключении. Возвращаясь домой, он с удивлением увидел, что в пасти убитого льва гнездится рой пчел и уже скопилось много меду. Самсон принес соты родителям, не сказав ни слова, где он их взял.
В Фимнафе сватовство прошло благополучно, был большой пир, все поздравляли жениха и невесту, назначили день свадьбы. По филистимлянскому обычаю свадебное торжество продолжается семь дней.
На пиру родители невесты, опасаясь необыкновенной силы Самсона, приставили к нему в роли брачных дружков тридцать молодых сильных филистимлян. Самсон, с усмешкой глядя на "стражников", предложил им разгадать загадку. Разгадать ее надо было к концу свадьбы, на седьмой день.
Загадка звучала так: "Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое". Конечно, никто не мог разгадать этой загадки, поскольку никто не знал, что речь идет о пчелах, вкушающих нектар (пчелы и есть "ядущие"), о меде ("ядомое") и о сильном льве. При этом Самсон выставил условия: если она будет разгадана, они получат 30 рубашек столько же верхнего платья, а если нет - они расплатятся с ним так же.
Огорошенные филистимляне думали три дня над этой странной загадкой. Отчаявшись, они пошли к его молодой жене и пригрозили, что если она не выведает у мужа ответ загадки, они сожгут и их самих, и дом ее отца. Уж очень не хотелось филистимлянам выплачивать Самсону богатый куш.
Хитростью и лаской жена выведала у мужа ответ на загадку, и на следующий день филистимляне дали верный ответ. Разгневанному Самсону нечего было делать, как отдать условленный долг, а родители его были очень бедны. Тогда он убил 30 филистимлян и их одежду отдал в качестве долга. Сам же Самсон, понимая, что выдала его жена, хлопнул дверью и ушел снова к своим родителям.

Артемида (Артемис) - дочь Зевса и Лето, сестра Аполлона. Первоначально почиталась как богиня животного и растительного мира. Она - "владычица зверей", Тавропола (защитница быков), Лимнатис (болотная), медведица (в этом облике ей поклонялись в Бавроне). Позднее - богиня охоты, гор и лесов, покровительница рожениц.
Артемида выпросила для себя у Зевса вечную девственность. Шестьдесят Океанид и двадцать нимф были ее постоянными спутницами на охоте, участницами в ее играх и танцах. Ее главная функция - охранение установленных обычаев, жертвоприношений богам, за нарушение которых она жестоко карает: на Калидонское царство она насылает страшного вепря, на брачное ложе царя Адмета - смертоносных змей. Она охраняет и животный мир, призывая к ответу Геракла, убившего керинейскую лань с золотыми рогами, и требует взамен убитой Агамемноном священной лани кровавую жертву - его дочь Ифигению (на жертвенном алтаре Артемида тайком от людей заменила царевну ланью, а Ифигению перенесла в Тавриду, сделав ее своей жрицей).
Артемида - защитница целомудрия. Она покровительствует Ипполиту, презирающему любовь, превращает Актеона, случайно увидевшего богиню обнаженной, в оленя, которого разорвали его собственные псы, а нимфу Калипсо, нарушившую обет, - в медведицу. Она обладает решительностью, не терпит соперничества, использует свои меткие стрелы как орудие наказания. Артемида вместе с Аполлоном истребила детей Ниобы, возгордившейся перед матерью богов Лето своими семью сыновьями и семью дочерьми; ее стрела поразила Ориона, осмелившегося состязаться с богиней.
Как богиня растительности, Артемида связана с плодородием.Этот культ особенно распространился в Эфесе (Малая Азия), где в ее честь был сооружен храм Артемиды Эфесской (одно из "семи чудес света"), сожженный Геростратом. Артемида почиталась здесь как богиня-кормилица, "многотрудная"; она же покровительница амазонок.
Артемида почиталась и как богиня войны. В Спарте перед боем в жертву богине приносили козу, а в Афинах ежегодно в юбилей Марафонской битвы (сентябрь-октябрь) на алтари возлагалось пятьсот коз.
Артемида нередко сближалась с богиней месяца (Гекатой) или богиней полной луны (Селеной). Известен миф об Артемиде-Селене, влюбленной в красавца Эндимиона, пожелавшего вечной юности и бессмертия и получившего их в непробудном сне. Каждую ночь богиня приближалась к гроту Карийской горы Латм, где спал юноша и любовалась его красотой.
Атрибут богини - колчан за спиной, в руках лук или факел; ей сопутствуют лань или свора охотничьих псов.
В Риме Артемида отождествляется с местным божеством Дианой.

Художник изобразил в образе Юноны Саскию, свою жену. Юнона - древнеримская богиня брака и рождения, материнства женщин и женской производительной силы. Покровительница браков, охранительница семьи и семейных постановлений. Главный атрибут этой богини - покрывало, диадема, павлин и кукушка. У Рембрандта павлин в левом нижнем углу картины.

В библейской мифологии Валтасар был последним вавилонским царем, с его именем связано падение Вавилона. Несмотря на осаду столицы, предпринятую Киром, царь и все жители, имея у себя богатый запас продуктов, могли беспечно предаваться удовольствиям жизни.
По случаю одного незначительного праздника Валтасар устроил великолепный пир, на который было приглашено до тысячи вельмож и придворных. Настольными чашами служили драгоценные сосуды, отобранные вавилонскими завоевателями у разных покоренных народов, между прочим, и дорогие сосуды из Иерусалимского храма. При этом, по обычаю древних язычников, прославлялись вавилонские боги, которые оказывались победоносными раньше и будут победоносными всегда, несмотря на все усилия Кира и его тайных союзников, иудеев, с их Иеговой.
Но вот, в самый разгар пира на стене проявилась человеческая рука и медленно стала писать какие-то слова. Увидев ее, "царь изменился в лице своем, мысли его спутались, связи чресл его ослабли, и колена его от ужаса стали биться одно о другое". Призванные мудрецы не сумели прочитать и разъяснить надпись. Тогда, по совету царицы пригласили престарелого пророка Даниила, который всегда проявлял необыкновенную мудрость. И он действительно прочитал надпись, которая на арамейском языке кратко гласила: "Мене, текел, упарсин" Это означало:"Мене - исчислил Бог царство твое и положил конец ему; текел - ты взвешен и найден очень легким; упарсин - разделено царство твое и отдано мидянам и персам".
В ту самую ночь - продолжает библейское повествование, - Валтасар, царь халдейский, был убит.

Товит - израильтянин, отличался праведностью в своей родной стране и не оставил благочестивого ассирийского правительства и вообще пережил целый ряд испытаний, в том числе слепоту, которые закончились для него и его потомства полным благословением Божиим. Его сын - Товия, исцелил с помощью ангела.

К Аврааму и его жене Сарре явился Бог в образе трех путников, трех прекрасных юношей (Бог-отец, Бог-сын и Бог-Святой Дух). Пожилые супруги оказали им щедрое гостеприимство. Приняв угощение, Бог возвестил супругам чудо: несмотря на глубокую старость, у них родится сын, и от него произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы мира.

Один из самых загадочных эпизодов в Ветхом завете.
Когда Иаков остается один, появляется Некто (принято считать его ангелом) и борется с ним всю ночь. Ангелу не удается одолеть Иакова, тогда он касается жилы на бедре и повреждает ее. Тем не менее, Иаков выдерживает испытание и получает новое имя - Израиль, означающее "тот, кто борется с Богом и будет одолевать человеков".
Вот почему в какой-то степени естественны и оправданы позы Иакова и ангела, скорее обнимающихся, нежели борющихся.

Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Лишь ангелы, спускающиеся в полумрак бедного жилища, напоминает нам о том, что это не обыкновенная семья. Жест руки матери, откидывающий полог, чтобы посмотреть на спящего ребенка, сосредоточенность в фигуре Иосифа - все глубоко продумано. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Рембрандт умеет в повседневности жизни увидеть не мелкое и обыденное, а глубокое и непреходящее. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна.

Иудейский царь Сеул стремился погубить молодого Давида, опасаясь, что он займет его трон. Предупрежденный своим другом, царевичем Ионафаном, победитель Голиафа Давид прощается с Ионафаном у камня Азайль (древнееврейское значение - расставание, разлука.) Ионафан суров и сдержан, лицо его скорбно. Давид в отчаяньи припадает к груди своего друга, он безутешен.

Согласно Библии, Вирсавия была женщиной редкой красоты. Царь Давид, прогуливаясь по крыше своего дворца, увидел внизу купающуюся Вирсавию. Ее муж, Урия, находится в то время вдали от дома, на службе в армии Давида. Вирсавия не пыталась соблазнить царя. Но Давид соблазнился красотой Вирсавии и приказал, чтобы ее доставили во дворец. В результате их отношений она забеременела и родила сына Соломона. Позже Давид написал командиру армии, где воевал Урия, письмо, в котором приказал поставить Урию там, где будет "самое сильное сражение, и отступите от него, чтобы он был поражен и умер".
Действительно, так и случилось, и Давид впоследствии женился на Вирсавии. Их первый ребенок прожил всего несколько дней. Давид позже раскаивался в содеянном.
При всем своем высоком положении самой возлюбленной из жен Давида Вирсавия заняла место в тени и вела себя достойным образом. Давид короновал Соломона, сына Вирсавии, на царство. Вирсавия была мудрой женщиной и всегда надеялась на бога. По отношению к Давиду она стала верной и любящей женой и хорошей матерью своим детям - Соломону и Нафану.

Одна из последних картин Рембрандта. Это глубокая психологическая драма. В полотне с потрясающей силой звучит призыв к глубокой человечности, утверждение духовной общности людей, красота родительской любви.

Здесь изображен библейский сюжет о беспутном сыне, после долгих скитаний возвратившемся в отчий дом. Вся комната погружена во мрак, ярко освещены лишь отец и сын. Сын с обритой головой каторжника, в лохмотьях, с голой пяткой, с которой свалился дырявый башмак, упал на колени и прижался к отцу, спрятав свое лицо у него на груди. Старый отец, ослепший от горя в ожидании сына, ощупывает его, узнает и прощает его, благословив.

Художник естественно и правдиво передает всю силу отцовской любви. Рядом присутствуют оцепеневшие фигуры зрителей, выражающие удивление и равнодушие - это члены того общества, которое сначало развратило, а затем осудило блудного сына. Но отцовская любовь торжествует над их равнодушием и враждебностью.

Полотно стало бессмертным благодаря общечеловеческим чувствам, выраженным в нем - бездонной рдительской любви, горечи разочарований, потерь, унижений, стыда и паскаяния.

Это лучшее произведение Рембрандта 30-х годов.

Картина посвящена вечной теме любви. Сюжетом послужил миф о дочери царя Акрисия Данае. Оракул предсказал Акрисию, что он погибнет от рук своего внука.Тогда царь навечно заточил свою дочь в башню.Но всемогущий Зевс превратился в золотой дождь и в таком виде проник к Данае и стал ее возлюбленным. У них родился сын Персей, а затем опять по приказу Ариксия Даная вместе со своим сыном в ящике были брошены в море. Но Даная и ее сын не погибли.

Художник изображает момент, когда Даная радостно ожидает Зевса. Старуха-служанка отодвигает занавес ее ложа, и золотистое сияние вливается в комнату. Даная, в предчувствии счастья, приподнимается навстречу золотому дождю. Покрывало спало и обнажило уже не юное, отяжелевшее тело, далекое от законов классической красоты. Тем не менее, оно подкупает жизненной правдивостью, мягкой округлостью форм. И хотя художник обращается к теме из античной мифологии, картина явно написана в духе реализма.

Рембрандт много писал на темы библейских историй, и все они были у него на свой лад, обновленными по содержанию. Часто он писал картины вопреки логике - освещение, краски, все только по своему представлению. Ту же независимость художник проявляет и в манере одевать своих персонажей. Он наряжал их в странные одеяния - и Саскию, и Юнону, и других...
То же и с четой в картине "Еврейская невеста". Название странное, ведь на полотне изображена супружеская пара, причем жена беременна.
На фоне неясной зелени угадывается часть большой стены и городского пейзажа. Чета в красно-золотой одежде стоит перед пилястром. Два лица и четыре руки мужчина наклоняется к женщине, взор которой обращен к самой себе, к своим мыслям. Ее правая рука, держащая цветы, покоится на животе. В лице - доверчивая серьезность супруги, занятой лишь присутствием в себе еще одной жизни. Мужчина обнимает ее левой рукой за плечи. Правая рука лежит на платье на уровне груди, где с ней соприкасается левая рука женщины. Пальцы касаются друг друга. Легкое прикосновение. Мужчина смотрит на руку женщины, дотронувшуюся до его собственной.

На картине Рембрандт полностью отказался от классического идеала обнаженной женской фигуры. Здесь он изобразил Хендрикье, свою вторую жену, раздевающейся перед купанием, вопреки всем канонам красоты. Золотое одеяние лежит у кромки воды, а милая молодая женщина, стыдливо поднимая рубашку, входит в холодную воду. Она будто возникает из коричневой темноты, ее застенчивость и скромность читаются и в легко написанном лице, и в руках, поддерживающих рубашку.