Линейная перспектива в рисунке. Линейная перспектива

Линейная перспектива точная наука, которая учит нас изображать на плоскости предметы видимого мира в соответствии с кажущимся изменением их величины, очертаний и четкости, обусловленных степенью отдаленности от точки наблюдения.
«Перспектива» (от латинского «pcrspicerc ») в переводе означает «смотреть сквозь, правильно видеть».

Чтобы понять значение этого термина, попробуем рассмотреть с определенной точки зрения закономерности перспективного изменения формы одного или группы предметов, видимых через прозрачное стекло, поставленное на некотором расстоянии. Здесь линии очертании видимых объектов точно проецируются на плоскость стекла. Для наглядности проекцию их очертания можно обвести жировым карандашом, тушью иди другими изобразительными средствами, которые дадут правильное перспективное изображение на плоскости стекла. Подобным методом довольно часто пользовались художники и архитекторы Ренессанса. Такой опыт можно проделать через оконное стекло, для чего предварительно выбрать какой-либо объект.

Рис. 1

Возникновение перспективы как науки относится к эпохе Возрождения, что было связано с расцветом реалистического направления в изобразительном искусстве. Созданная система передачи зрительного восприятия пространственных форм и самого пространства на плоскости практически разрешила стоящую перед художниками и архитекторами проблему. Плодами данной науки мы пользуемся по сей день.

Архитектор Филиппо Брунеллески первым нашел способ оптико-геометрических построений, производя сечение зрительной пирамиды Евклида картинной плоскостью и получая тем самым перспективное изображение предметов. Огромный вклад в область перспективы внесли художники эпохи Возрождения. Так, например. Альбрехт Дюрер применил геометрию объемных тел и теорию линейной перспективы для построения фигуры человека в пространстве с учетом сложных ракурсов и движений. Леонардо да Винчи был блестящим теоретиком в области перспективы и участвовал в разработке учения о пропорциях и перспективного пространства. Великий педагог, воспитатель и учитель академического рисунка П.Чистяков писал, что умение рисовать и писать, тонко знать перспективу необходимо при любом таланте: «Все существующее в природе и имеющее какую-либо форму подлежит законам перспективы. Умея применять законы перспективы, вы можете нарисовать все неподвижное в натуре верно ». Серьезное внимание уделял целенаправленным поискам в области закономерностей видении натуры на основе перспективы Л Т.Венецианов и многие другие русские художники, архитекторы и искусствоведы.

Рис. 2

Открытие точных законов перспективы позволило художникам и архитекторам более правдиво изображать на плоскости формы видимого мира. Студентам очень важно знать эти законы, хотя теоретическое знание еще не означает умения рисовать с натуры. так же как и знание анатомии не научит рисовать фигуру человека. Не исключено, что студент, который обладает хорошим глазомером, но не знает законов перспективы и анатомии, справится с натурой лучше, чем тот, кто обладает этими знаниями, но не имеет хорошего глазомера.Разумеется, лучше, если студент будет обладать и хорошим глазомерам, и знаниями. Здесь уместны слова П.Чистякова; « Сила художника в знании. Творчество без знания — тля».

Теоретические знания о перспективе необходимы как художникам, так и архитекторам при работе непосредственно с натурой для ясного представления изображаемых ими предметов на плоскости, чтобы предметы воспринимались глазами зрителя правдиво и убедительно (рис. 3-6 ).

Рис. 3

Очень важно, чтобы студенты осваивали не только теорию перспективы, но и приемы построения, а так же ясно представляли себе положение предметов в пространстве и их проекцию на плоскости (картинная плоскость).

Суть данной теории заключается в умении убедительно изображать предметы в соответствии с нашим зрительным восприятием видимых форм в пространстве, то есть перспективно на глаз, не прибегая слишком часто к уже усвоенным правилам и приемам изображения в линейной перспективе. Поэтому, при рисовании с натуры прежде всего следует пользоваться так называемой наблюдательной перспективой (глазомером), а знания основных законов линейной перспективы могут быть использованы при необходимости.

Незнание законов перспективы в работе над рисунком с натуры и без нее, как правило, приводит к явным и порой невероятно нелогичным нарушениям в рисунке. На рис.7 , слева, геометрические тела изображены неправильно, в так называемой обратной перспективе, а также в чрезмерном перспективном искажении. Чтобы избежать подобных нарушений, попробуем разобраться, как мы воспринимаем предметы в пространстве. Речь пойдет о элементах наблюдательной перспективы. Рассмотрим основные правила этого зрительного явления.

Все наблюдаемые предметы и явления мира в силу особенности восприятия человеческого глаза предстают перед нами в измененном виде.

Проиллюстрируем сказанное примером. Держа книгу в вытянутой руке в фронтальном положении, заметим, что размер книги не меняется. Однако стоит ее наклонить в горизонтальном направлении, как мы отмечаем разницу в видимых размерах: дальняя часть книги по отношению к ближней кажется меньше. Если книгу положить на стол и наблюдать ее с различной высоты, мы заметим разницу в ее кажущихся очертаниях: прямые углы книги будут казаться искаженными, т.е. два угла - тупыми и два - острыми. По мере увеличения высоты наблюдения видимая площадь книги будет как бы больше. Если приблизить точку зрения к плоскости стола, книга покажется более длинной, а ее толщина приблизится к истинной величине (т.е. видимой остается только толщина предмета).

Любые предметы, независимо от формы, при подобном рассмотрении будут казаться измененными. Наиболее наглядно это можно наблюдать на примере железной дороги со столбами, стоящими вдоль нее (рис.8 ).

Железная дорога, по мере ее удаления, воспринимается нами в сокращенном виде, на линии горизонта сходится в точку или совсем исчезает. Так же и столбы, удаляясь, выглядят все меньше и меньше, постепенно исчезая из поля зрения. При этом мы знаем, что в действительности перед нами параллельные линии, которые никогда не сходятся. Аналогичному кажущемуся сокращению и изменению подлежит все, что мы видим в окружающем нас мире: предметы, вещи и явления. Если рассмотреть длинную доску, то по всей ее длине мы обнаружим кажущееся сокращение, причем сокращение формы доски видится по всему размеру сечения. Обратите внимание на столы, мебель, стулья. Все они подчинены одному закону, который называется перспективным сокращением форм в пространстве.

Любые предметы, независимо от их формы и величины, по мере удаления от точки наблюдения сокращаются, а по мере приближения - увеличиваются. Находясь в начале длинного коридора, мы видим его сокращенную форму. Приближаясь к концу коридора, замечаем, как форма его увеличивается, а на противоположном конце - сокращается. В действительности же размер коридора не меняется, он одинаков на всем протяжении.

Видимые изменения формы подчинены определенным законам. Наука, изучающая эти законы, называется линейной перспективой и относится к разделу начертательной геометрии. Знание законов линейной перспективы дает возможность правильно изображать предметы на картинной плоскости в соответствии с нашим зрительным восприятием видимых форм в пространстве, способствует выработке навыков такого изображения. Для овладевающих основами изобразительной грамоты вполне достаточно знать самые общие законы перспективы.

Рассматривая теорию линейной перспективы, мы ознакомимся с такими понятиями и терминами, как линия горизонта, линия схода, точка схода, картинная плоскость. На рис 9 наглядно показаны приемы и правила изображения простых геометрических форм на плоскости в линейной перспективе.

Итак, рассмотрим перспективные изображения предметов на плоскости. Наше зрительное восприятие реалистично и по природе своей перспективно, следовательно, такой рисунок представляет в графическом выражении натурный образ. Наиболее полное графическое выражение, соответствующее природе зрительного восприятия предметов и явлений, достигается их перспективным рисунком. Выше уже говорилось о том, как предметы представляются зрению человека, иначе говоря, речь шла о наблюдательной перспективе, без которой нельзя выполнить ни одного рисунка с натуры. Обладая этими сведениями, рисовальщик избавится от грубейших ошибок, которые неизбежно привели бы к бездумному, слепому копированию видимых предметов.

Приведем некоторые примеры. Два одинаковых предмета одной величины на различном расстоянии от глаз покажутся разными: тот, что ближе к глазу - больше, другой, тот что дальше, меньше. По мере удаления предмет будет казаться меньше, чем ближний и наоборот. Это хорошо прослеживается на примере с удаляющимся и приближающимся поездом. Подобные явления мы наблюдаем всюду, где четко проявляются перспективные закономерности. Например, изображенные рельсы, столбы, дороги мы видим устремляющимися вдаль до пределов видимого пространства, как бы сходящимися в одной точке. То же мы наблюдаем при изображении зданий, окон, дверей, карнизов. Все горизонтальные линии, если продлить их, сойдутся к точкам на линии горизонта. Отсюда становится очевидным одно из важнейших правил перспективы: параллельные линии предметов на картине сходятся в одной точке. Точки, где сходятся удаляющиеся от нас параллельные линии, называются в перспективе точками схода.

Необходимо отметить одно важное правило: горизонтальные параллельные линии на картинной плоскости имеют одну точку схода на линии горизонта. При наблюдении вид предмета в значительной степени зависит от выбора точки зрения (слева, справа, сверху, снизу). Следовательно, значительную роль при наблюдении играет высота точки зрения - горизонт. Представим такую картину: море или степь, где горизонты четко разграничиваются, хотя это кажущаяся разграничительная линия моря и неба, земли и неба.

Горизонт легко определить при помощи воды, налитой в любой прозрачный сосуд. Здесь горизонтальная поверхность воды находится на уровне глаза и указывает высоту горизонта относительно окружающих предметов и явлений. Или, не менее удивительно и то, что линия горизонта все время находится на уровне глаза, в каком бы положении мы не оказались. Стоит нам сесть, встать, лечь, подняться на вершину, спуститься вниз и т.д. - всюду мы видим горизонт. Это значит, что горизонт меняет свое положение в зависимости от положения смотрящего. Словом, где глаза, там и горизонт.


Перспективный горизонт - это воображаемая горизонтальная линия, которую принято называть линией горизонта. Она играет основную роль в перспективном построении изображения. Чтобы получить правильное перспективное изображение формы предмета, рисовальщик должен установить линию горизонта и на ней определить точки схода.

Перед нами изображаемый предмет - куб. Там, где намечена линия горизонта, определена точка схода. Осталось только направить к ней все линии сторон куба.

Наблюдая за кубом, стоящим ребром к зрителю, отмечаем, что все его стороны находятся в перспективном сокращении по отношению к рисующему. Заметим, что на линии горизонта лежат две точки схода. Одни стороны сходятся к правой точке схода, другие - к левой. Как видим, второе перспективное изображение, в отличие от первого, имеет две точки схода. Перспективные изменения сторон и местоположение точек схода в рисунке определяется на глаз. Точность определения зависит от степени развития глазомера рисующего.

Успех в работе над рисунком во многом зависит от знания правил перспективы и умения применять их на практике. Это позволит студентам в дальнейшем изображать любой предмет с натуры убедительно и верно.

На рис.10 изображен в перспективе обычный одноэтажный, видимый с угла, дом на уровне человеческого роста. При этом линия горизонта пересекает стены дома на уровне глаза рисующего, так что горизонтальные линии одной стены уходят к одной точке схода, а линии другой стены ~ к другой. Чтобы найти перспективную середину стены, нам необходимо пересечь ее плоскость диагоналями. Получим точку пересечения, через нее проведем вертикальную линию - ось стены, которая делит стену пополам. Обратим внимание (рис.11 ) на дом, который стоит на небольшом возвышении (т.е. когда рисующий смотрит на дом снизу). Следующий дом (рис.12) просматривается рисующим с возвышения, возможно, с высоты многоэтажного дома, горы и тому подобное.



На рис.13 изображен интерьер в перспективе. Сидя прямо, несколько сместившись от середины помещения, смотря на одну из его стен, мы видим, что все уходящие от нас параллельные линии стен, потолка, пола, сходятся в одной точке схода на горизонте.

На другом рисунке интерьера (рис.14 ) видны только две стены, у которых свои точки схода на горизонте. Это бывает в том случае, когда рисующий смотрит, сидя лицом к углу помещения.

Следует обратить внимание на такие частые ошибки, при которых изображенное помещение воспринимается слишком глубоким, неправдоподобным, а прямые углы предметов не кажутся таковыми. Это происходит, когда рисующий помещает в картинную плоскость изображение большего размера, чем может охватить зрительно.

Возможности человеческого глаза ясно видеть предметы ограничены в пределах угла 30°-35°. Сложность рисования интерьеров заключается в необходимости вводить коррективы в перспективное построение в соответствии со зрительным восприятием изображаемого помещения. Иногда при изображении интерьера или экстерьера можно применять два горизонта, следовательно, несколько точек схода. Это целесообразно в том случае, когда при обычном горизонте фронтальная стена кажется недостаточно масштабной, а необходимо показать ее более значимой. Если изображается экстерьер с широким охватом пространства архитектурного ансамбля, то и в этом случае возможно применение нескольких точек схода. Это связано с в необходимостью избежать стремительного перспективного сокращения изображаемых объектов при одной точке схода. Линия горизонта при изображении интерьера в перспективе для большей естественности рисунка должна быть: для низких помещений на уровне глаз сидящего рисовальщика, для высоких - на уровне глаз стоящего человека.

На рис.15 показан карандаш в перспективном изображении с точками схода. Намечены две линии горизонта. По существу, линия горизонта одна. Карандаш находится в вертикальном и наклонном положениях. Когда смотрим на карандаш с верхней линии горизонта, параллельные линии, исходящие от основания и от кончика графитного стержня, идут к одной точке схода. Так же независимо от уровня линии горизонта и положения карандаша в пространстве мы видим, что все параллельные линии сходятся к одной точке схода.

При рисовании с натуры необходимо правильно определить угол наклона горизонтальных линий, направляющихся к линии горизонта. Лучше всего, чтобы предмет располагался ниже уровня глаз или, наоборот, выше, таким образом, чтобы луч зрения не был перпендикулярен ни к одной из его боковых граней.

Горизонтальные ребра предмета мы будем воспринимать идущими сверху вниз или снизу вверх, в зависимости от их ракурса к линии горизонта. В этом случае пользуются давно распространенным механическим приемом определения углов наклона предмета. Необходимо, держа карандаш в вытянутой руке строго в горизонтальном положении и перпендикулярно к лучу зрения, подвести его к нижней точке угла предмета. При этом мы увидим углы наклона горизонтальных ребер предмета. Их степень наклона легко определяется на глаз посредством описанного приема (рис.16 ). В соответствии со степенью наклона горизонтальных ребер следует построить эти углы на рисунке, проведя на месте карандаша горизонтальные прямые.

Перспективное построение группы предметов. Каждый предмет имеет свою точку схода на линии горизонта

Это вводный урок по перспективе в рисовании.
Урок рисования перспектива, поможет новичкам освоить закономерности перспективы.

Задача видеоурока: Узнать что такое перспектива в рисовании, зачем она нужна, на какие виды делится. Узнать, что такое фронтальная и угловая перспектива. Освоить основные правила линейной и воздушной перспективы, без которых невозможно грамотное рисование.

Этот урок и статья - рисование перспективы, знакомит зрителей и читателей с законами перспективы.


Основные правила перспективы.

Само слово перспектива переводится с латыни как «Смотреть насквозь». Перспектива - это наука об изображении предметов так, как их видит человеческий глаз. То есть, с кажущимися изменениями в пространстве (линейными, световыми, цветовыми, тоновыми, контрастными). Перспектива нам нужна для того чтобы изображать предметы реалистически.

Перспектива делится на линейную и воздушную. Линейная перспектива – это кажущиеся размерные изменения в пространстве по контурам предметов, которые можно изобразить линией.

Воздушная перспектива – это кажущиеся световые изменения в пространстве, которые передают тоном и цветом. У воздушной перспективы есть свои законы и у линейной перспективы есть свои законы, мы их и рассмотрим.

Законы линейной перспективы я дам на уровне хорошего рисовальщика, но не отличного. Потому что перспектива в серьёзном рисовании, представляет собой симбиоз геометрии и черчения, но немного в другом ракурсе, хотя и с теми же законами. В этом Вы можете убедиться, взяв учебное пособие В. М. Ратничин «Перспектива».

А чтобы начать разбираться хотя бы немного в перспективе, то есть освоить начальный этап, Вам поможет книга Ернеста Норлинга «Объёмный рисунок и перспектива». В ней очень доступно для новичков даются такие основные понятия, как линия горизонта, точка схода, и есть много поясняющих рисунков. Вы можете скачать эту книгу на этой странице.

Перспективу делят на два вида: фронтальную и угловую. Фронтальная перспектива – это, например, если Вы взяли куб, поднесли его к уровню глаз и видите его как четырёхугольник без плоскостей, как клеточку в тетради. А угловая, это – если вы смотрите, например, на тот же куб сверху или снизу или сбоку, то есть когда Вы смотрите на него под углом.

Угловая перспектива - это когда предмет по отношению к вам располагается под углом и вы можете видеть его грани, ребра, плоскости.

Фронтальная перспектива - когда предмет расположен фронтально по отношению к вам и вы видите только одну его сторону.

Все нижеприведенные законы я объясняю в уроке.

Рассмотрим законы линейной перспективы.

Рассмотрим законы линейной перспективы.

1. Для того чтобы изобразить глубину пространства, нужно частично ближним предметом перекрывать дальний. То есть сделать плановость в рисунке. В учебном рисунке обычно делают около трёх планов.

2. Ближний предмет всегда зрительно больше, чем дальний, если они одинаковые по высоте в реальности.

3. Чем ближе расположен к Вам рисуемый предмет, тем ниже его основание к краю листа. Чем дальше он, тем выше его основание от края листа. Если есть другой предмет, который расположен в реальности дальше от Вас, при рисовании тем выше его основание по отношению к предмету, который ближе к Вам.

4. Все вертикальные линии изображаются всегда вертикально, без изменений, кроме тех случаев когда предмет очень высокий и мы смотрим на него с верха или с низа, например смотрим и рисуем многоэтажку. Или же например Вы стоите около деревьев с поднятой головой вверх.

5. Горизонтальные рёбра в угловом повороте (угловая перспектива), нужно изображать наклонно.

6. Горизонтальные рёбра в угловом положении нужно изображать короче, чем во фронтальном (фронтальная перспектива).
7. Фронтальная перспектива изображается без перспективных изменений линейно. А в угловой – нужно изображать линейные перспективные изменения. Изображаем так как видим - горизонтальные линии, например, будут короче, чем такие же под длине вертикальные. Рисуем также перспективные сокращения предметов в пространстве (линейное уменьшение размеров предметов в пространстве, по отношению к Вам.) Направление горизонтальных рёбер предметов нужно также уметь видеть.

8. Чем ближе горизонтальные линии предметов к линии горизонта, тем больше они сокращаются. То есть, чем они ближе к линии горизонта, тем они короче по длине. Плоскость, расположенная на линии горизонта изображается ровной линией.

9.Если повернуть плоскость круглой формы по отношению к глазам фронтально, (фронтальная перспектива) то рисуем круг. А если повернуть под углом, (угловая перспектива), то рисуем эллипс. В зависимости от того провернули эллипс - по горизонтали или по вертикали, он будет расположен или вертикально или горизонтально.

Рассмотрим законы воздушной перспективы.

Воздушной перспективой называют кажущиеся изменения признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства.

1. Изображаем так как видим, все ближние предметы видим подробно. А удалённые обобщённо. Так и рисуем.

2. Все ближние предметы воспринимаются чётко, а дальние неопределённо. Соответственно для передачи пространства контуры ближних предметов нужно делать резче, а дальних мягче.

3. Чем дальше находится предмет тем кажется светлее, чем ближе, тем темнее так и изображаем. На большом расстоянии (пейзаж например) светлые предметы кажутся темнее, а тёмные предметы светлее ближних. Так и рисуем.

4. Чем ближе предмет, тем он кажется объёмней. Это происходит из–за ярко выраженной светотени, когда предмет находится близко. Чем дальше находится предмет, тем он кажется более плоским. Для передачи пространства ближние предметы светотенью изображаем более объёмно, а дальние более плоско.

5. Все удалённые предметы покрываются воздушной дымкой, приобретают цвет этой дымки – фиолетовый, синий, голубой, беловатый. Для передачи пространства ближние предметы нужно изображать яркими, а удалённые - бледными.

6. Все ближние предметы кажутся многоцветными, а удалённые – одноцветными; то есть для передачи пространства все ближние предметы нужно изображать разными по цвету красками, а удалённые – одинаковыми.

К этому уроку я порекомендую Вам отличную книгу, которая даёт азы перспективы. Она хорошо подойдёт новичкам в рисовании перспективы. В ней грамотно и толково рассказаны и показаны правила перспективы. Если начинать изучать перспективу, то лучше с неё.

Маргарита Макарова "Перспектива "
Это хорошая книга по перспективе, она для учащихся вузов, училищ по художественному направлению. Тут показаны изображение интерьеров в перспективе и рисование архитектурных сооружений в перспективе. Это не поверхностная книга, поэтому, рекомендую покупать только тем, кому действительно нужна перспектива с углублёнными знаниями.

Сначала необходимо разобраться и понять основные принципы, которые были открыты итальянским архитектором Брунеллески во 2-й половине 15 века.

Что же такое перспектива? Слово перспектива произошло от латинского глагола «perspicere» - «ясно видеть», «внимательно рассматривать». «Перспектива» имеет несколько значения. Я озвучу понятие в изобразительном искусстве. Это изображение предметов, полученное на какой-либо поверхности в соответствии с кажущимися изменениями их величины, чёткости очертания их формы и светотеневых отношений, которые можно наблюдать в натуре.

В нашем предмете будет много понятий, с которыми мы будем разбираться по мере необходимости. Первое такое понятие это «горизонт». В перспективе говорят Истинный горизонт - это простая горизонтальная линия, находящаяся на уровне наших глаз и соответствующая линии моря (далее горизонт или линия горизонта).

Положение лини горизонта всегда связано с уровнем взгляда наблюдателя. Где глаз, там и горизонт. Определяя линию горизонта на холсте, вы должны помнить, что все объекты над ней расположены выше уровня глаз, а все объекты под ней расположены ниже.

Простые построения

Понятия перспективы основывается на том явлении, что удалённые предметы кажутся меньше по размерам, чем есть на самом деле. Наиболее наглядно это можно наблюдать на примере железной дороги со столбами, стоящими вдоль неё (рис. 1). Как вы видите железная дорога, по мере её удаления, на линии горизонта сходится в одну точку или совсем исчезает. Также и столбы, удаляясь, выглядят всё меньше и меньше. Аналогичному кажущемуся сокращения и изменению подлежит всё, что мы видим в окружающем нас мире: предметы, вещи и явления. Все горизонтальные линии, если продлить их, сойдутся к точкам на линии горизонта. Отсюда очевидно одно важнейшее правило перспективы: параллельные линии предметов на картине сходятся в одной точке. Точка, где сходятся удаляющиеся от нас параллельные линии, называют точкой схода.

Надо заметить, что если смотреть на куб под прямым углом к одной из его сторон, то эта сторона не будет подвержена перспективному сокращению. В этом случае точка схода одна. Если наблюдать за кубом, стоящим ребром к зрителю, все его стороны находятся в перспективном сокращении по отношению к зрителю. В этом случае точек схода уже две. Куб или любой другой предмет может находиться над линией горизонта, под линией горизонта и на линии горизонта. Иллюстрации всё это наглядно демонстрируют.

На Рис. 2 объект расположен на линии горизонта. В этом случае надо помнить, если куб касается линии горизонта, то мы не должны видеть верхнюю, нижнюю и две дальние стороны. Конечно, мы может обозначить не видимые стороны пунктирными линиями.
Есть ещё один не маловажный момент, приближая объект ближе к зрителю, мы тем самым приближаем точки схода друг к другу и делаем линии схода круче. Соответственно всё на оборот для отдаления предмета от зрителя.

На Рис. 3 объект расположен над линией и под линией горизонта. В этом случае видимых сторон уже три из шести. Попробуйте поэкспериментировать, располагая куб на разных высотах и под разными углами, и помните, линию горизонта никто не запрещал трогать.

Сложные построения

Попробуем усложнить наш куб и пририсуем ему покатую крышу. Проведите перпендикуляр через точку пересечения диагоналей торцевой стороны куба. На этом перпендикуляре будет находиться ближний к нам конец гребня крыши. Заметем, что перпендикуляр проходит не через центр стены, а несколько сдвинут к правому углу. Отметем на перпендикуляре нужную высоту верхней точки крыши, проведём от неё косые линии, обозначая скат крыши. Затем соединим верхнюю точку с точкой схода, что в итоге даст нам гребень крыши (Рис. 4). Дальний скат не параллелен ближнему, у ската также есть свои точки схода и он также как и куб подвержен перспективным сокращениям.

Нарисуем ещё более сложный объект (рис. 5). Дом с пристройкой и трубой, при построении перспективы используются тот же самый принцип, что и при изображении простого куба. Этот принцип применим ко всему - ко всем выступающим деталям.

На Рис. 6 показано, как расположить несколько объектов под разными углами друг к другу. В этом случае важно помнить, что каждый объект имеет свою собственную точку схода. Чем больше угол, под которым находится объект, тем ближе его точка схода, и на оборот: чем больше куб развёрнут, тем дальше его точка схода.

Рис. 7 иллюстрирует ещё один важный момент. Для одной картины одна линия горизонта, но для каждого объекта можно создавать свои точки схода, которые должны быть строго на одной линии в пределах данной композиции.

Изображение теней

Обычно падающие от предметов тени рисуют на глаз. Если тени ложатся на неровную поверхность, примеров тому множества: вода, взрыхленная земля и т.д., то небольшая погрешность практически не заметна. Во избежание грубых ошибок, важно знать главные законы построения перспективы теней.
Много ошибок происходит из за невнимательности, например не учитывается характер поверхности, на которую падают тени.
Вся сложность при построении перспективы теней в том, что необходимо постоянно учитывать местоположение источника света. На Рис. 8 иллюстрация того каким образом строится тень отбрасываемая нашим кубом или любым другим угловатым предметом.

На Рис. 9 наглядно показано, когда источник света один, а объектов много. В принципе те же самые законы линейной перспективы.

С Рис. 10 попробуйте разобраться самостоятельно.

Эллипсы и кривые линии

Как вы можете видеть, круг, вписанный в квадрат, касается всех сторон квадрата, стороны квадрата являются касательными к окружности. Изобразить квадрат с учётом перспективы и вписать в него окружность не составит нам труда. Рис. 11 иллюстрирует это наглядно. Таким образом, мы научились изображать окружности в перспективе, а вместе с тем и цилиндры, стаканы и прочие предметы вращения. Если нет, то пожалуй пришло время научится;)

Есть объекты, которые очень трудно рисовать из за их криволинейной формы, но владение перспективой может вам помочь. Поместите ваш объект в воображаемый ящик, нарисованный, в соответствии с законами перспективы, и это облегчит вам задачу.

Отражения

Построение изображения отражения предмета в воде или на любой другой сильно отражающей плоскости следующее: из самой верхней точки объекта опускается перпендикуляр на поверхность отражения, затем перпендикуляр продлевается на то же самое расстояние в низ, где и определяется окончания отражения предмета.
Рассмотрим простое отражение палки торчащей из воды (рис. 12). Тут важно понимать, если предмет торчит вертикально из воды, то его отражение будет равно длине его видимой части. Также это правило можно применить к предмету, торчащему под углом в плоскости строго перпендикулярной взгляду наблюдателя. Совсем по другому дела обстоят если палка наклонена к зрителю или от зрителя в этом случае отражение на поверхности будут длине видимой части палки или короче соответственно.

Здание, стоящее у самой кромки воды будет отражаться целиком. Более сложное отражение возникает тогда, когда здание расположено не у самой воды или в воде, а поодаль от берега. Тогда применяют дополнительное построение. Рис. 13, В данном случае ключевым моментом является отрезок BА’ этот отрезок является перепадом высот между основанием здания и водной гладью. Слышали выражение «Высота над уровнем моря» вот это и есть наш случай. Рисуя пологий склон берега или песочный пляж, это расстояние определяется на глаз. Рисуя, к примеру, пирс или причал за основы отрезка BA’ берётся высота видимой части пирса.

Воздушная перспектива

Дым, пыль, осадки всё это содержится в воздухе и атмосфере. В качестве примера можно взять даль горизонта, даже в ясный день он затуманен, преобладают серые или серо-голубые тона. Конечно, нельзя забывать о количестве влаги в атмосфере, ведь от этого напрямую зависит плотность тумана. Этот природный эффект и является воздушной перспективой.

Воздушная перспектива проявляется в таких явлениях как:

  • Контрастность это разница в характеристиках различных участков изображения. На переднем плане она максимальна, с увеличением расстояния теряет свою четкость, а затем и вовсе растворяется в голубых или серых тонах.
  • Оттенки красок это разновидность какого-либо цвета. С увеличением расстояния, оттенки теряют свою первоначальную яркость, бледнеют.
  • Цвет это окраска, способность испускать, поглощать или отражать свет определённого спектра. Тёплые цвета на переднем плане, принимают синеватый или сероватый оттенок на заднем.

На этом моменте я бы хотел остановить изучения теории и перейти в программу Photoshop.

Инструменты

В работе лучше всего использовать версию CS4 и выше, программы Photoshop, в качестве средства ввода используем планшет, чем дороже, тем лучше;)
Для начала, перечислю инструменты, которыми следует пользоваться при построении перспективы.

Инструмент «Выравнивание» клавиша: V
Инструмент «Лассо» клавиша: L или Shift + L
Инструмент «Прямолинейное лассо» клавиша: L или Shift + L
Инструмент «Перо» клавиша: P
Инструмент «Стрелка» клавиша: A
Инструмент «Поворот вида» клавиша: R
Инструмент «Эллипс» клавиша: U

Ну и конечно такими пунктами главного меню как: Свободное трансформирование, Трансформирование, Деформация, Перспектива, Искажение и т.д.

С чего вообще следует начинать работу? Конечно с карандаша и листа бумаги. Не один, даже самый совершенный планшет в купе с дорогим монитором, не даёт такой свободы творчества, идей и координации руки, как простой графитовый карандаш, ластик, линейка и ватман. Конечно, это относится к стадии наброска и построения перспективы, когда же речь заходит о цвете и красках, компьютерная графика вырывается далеко вперёд. Конечно это всё лирика и сугубо моё лично мнение, наверняка многие со мной поспорят, но не будем отвлекаться.

И так, карандашный набросок со всеми линиями построения перспективы готов. Сканируем его и открываем в фотошопе. Конечно, можно прибегнуть к помощи пастеризации или другому способу отчистки наброска от лишних пятен или оставить всё как есть, и продолжить уже с цветом. Но, мягко сказать, не люблю так делать, я предпочитаю обводить свой карандашный набросок и использовать эти линии как часть картины. Очень хороший, быстрый и удобный способ обрисовки это использование стандартной жёсткой круглой кисти в сочетании с клавишей Shift. Ставите точку в начале прямого отрезка, зажимаете Shift, ставите точку в конце отреза. Поэкспериментируйте с настройки динамики кисти, найдите оптимальный вариант для себя.

Бывают случаи, когда нет под рукой сканера и тут уже, как ни крути, придется всё чертить на планшете. В таких случаях я использую инструмент «Перо», редактируя направление линии при помощи инструмента «Стрелка». Очень удобно использовать в тех случаях, когда рисуешь, какой ни будь не стандартный ракурс, инструмент «Поворот вида». Инструмент «Прямолинейное лассо» я использую в тех случаях, когда надо отчертить плоскость. Поупражняйтесь в работе этих инструментов.
Приведу несколько примеров из своих работ (комментарий к каждому примеру находится под ним):

Данный пример, как раз иллюстрирует наш разговор, который мы провели выше, о карандашном наброске с последующей обводкой на компьютере.


В этом примере, все построения перспективы и композиции я выполнял на планшете, не прибегая к помаши карандаша и бумаги. В работе использовались в основном инструменты: «Перо», «Стрелка», «Эллипс» и «Поворот вида».


Наконец последний пример, тут вы пожалуй не найдете не одно прямой линии построения. Набросок выполнен на компьютере не прибегая к помаши карандаша, стандартной кистью, без вспомогательных инструментов. Использовался лишь инструмент «Поворот вида». Заметьте, как можно исказить перспективу, в таких случаях искажению подвергаются все предметы картины, иначе получится сумбур. ;)

Используемая литература, для тех кто хочет расширить познания в огромнейшей теме «Линейная перспектива»: М.Н. Макаров «Практическая перспектива», Рэй Кэмпбелл Смит «Перспектива», Н. Ли «Основы учебного академического рисунка».

Перспективой называют метод изображения объектов на некоторой плоскости с учетом визуальных сокращений их величин, а также изменениями границ, формы и прочих соотношений, которые видятся на натуре. Таким образом, пропорций тел при их визуальном восприятии. Однако существует множество видов перспективы в изобразительном искусстве, разработанных в соответствии с разными точками зрения на мир и пространство.

История

Эта техника возникла во времена Ренессанса, когда реалистическое направление достигло своего пика. В период расцвета искусства люди столкнулись с новыми проблемами в живописи и архитектуре, которые потребовали новых решений. Перспектива помогла разрешить задачи, стоявшие перед творцами того времени. Поначалу люди применяли устройство со стеклом для более четкого понимания перспективы - на нем было проще обвести корректное изображение объектов, чтобы изобразить их на плоскости в соответствии с законами перспективы. Позднее появлялись и другие приспособления для облегчения этой задачи - различные камеры обскура и разнообразные линзы для этих целей.

Привычная человеку линейная перспектива появилась позднее. Что интересно, ученые отмечают, что изначально человеку стала более ясна обратная перспектива. Обратите внимание на мастер-классы по живописи. Что они собой представляют? Здесь, как правило, освещают линейную и обратную перспективу, лишь вскользь затрагивая остальные виды.

Виды

С течением истории люди открывали новые в перспективе. Одни позднее признавались ложными, другие - только укрепились в своих понятиях, а третьи и вовсе слились в некий новый подвид. В перспективы делятся на несколько групп. Это зависит от их назначения. На настоящий момент выведены:

  • прямая линейная перспектива;
  • обратная линейная;
  • панорамная;
  • сферическая;
  • тональная;
  • воздушная;
  • перцептивная.

Каждый из видов перспективы в изобразительном искусстве значительно отличается друг от друга как визуально, так и по смысловому наполнению и назначению, так что заслуживает быть рассмотренным подробнее.

Прямая перспектива

Данный тип рассчитан на точку зрения с единой точкой схода на горизонте: то есть, все объекты уменьшаются с отдалением от них наблюдателя. Впервые мнение о линейной перспективе высказал еще в XIV веке. Об этой теории стали упоминать только в эру Возрождения. Альберти, Брунеллески и другие исследователи опирались на элементарные законы оптики, которые легко было подтвердить на практике.

Прямая перспектива долго считалась единственно истинным изображением окружающего мира на плоской поверхности. При том, что линейная перспектива по сути является изображением на плоскости, она может быть ориентирована как вертикально, так и горизонтально, или под углом в соответствии с назначением изображения. К примеру, вертикальная поверхность, как правило, использовалась при станковой живописи или создании настенных панно. Поверхность, расположенная под углом, обычно применялась при занятиях живописью: например, при росписях внутренних помещений. В станковой живописи на наклонной поверхности художники строили перспективные изображения больших построек. Перспектива в горизонтальной плоскости использовалась в основном при

В современности преобладает обращение к прямой линейной перспективе, в основном из-за особой реалистичности получающихся картин. А также из-за применения этой проекции в компьютерных играх. По сей день на мастер-классах по живописи именно о прямой перспективе рассказывают первым делом.

Для получения похожей на реальную линейную перспективу проекции на снимках, фотографы прибегают к специальным фотобъективам с особым фокусным расстоянием, примерно равняющимся диагонали желаемого кадра. Для еще большего эффекта они могут использовать широкоугольные объективы, которые визуально делают изображение выпуклым - так перспектива обостряется еще сильнее. Для эффекта смягчения применяют, наоборот, способные уравнять разницу величин ближайших и отдаленных объектов.

Обратная перспектива

Этот вид применялся в живописи: в данной технике образы выглядят увеличивающимися с отдалением от точки зрения наблюдателя. Картина в данном случае будет иметь несколько линий горизонта и точек зрения. Таким образом, при создании обратной линейной перспективы на плоскости центр схода линий расположен не на линии горизонта, а в самом наблюдателе.

Данный вид возник в период становления средневекового искусства, когда были особенно популярны такие виды изобразительной деятельности как иконы и фрески. Такое изображение подчеркивало религиозную тему, которая была особенно популярна в изобразительном искусстве в то время. Обратная перспектива подчеркивала полную ничтожность зрителя перед божественным изображением, возвышая последнего не только визуально с помощью перспективы, но и с применением других изобразительных эффектов. Такой метод создает особый трепет в душе зрителя, что было особенно важно во времена Средневековья, когда роли религии отдавалось очень большое значение, и искусство также не обходило его стороной.

Причем обратную перспективу в этот период замечали в разных областях - как в византийских странах, так и в Западной Европе. Данный феномен ученые объясняют тем, что художники еще неумело отображали окружающий мир, каким его видел зритель. Такой метод считали ложным способом, как и вообще перспективу. По заявлению исследователя П. А. Флоренского, обратная перспектива четко обоснована математически: по сути она равна прямой перспективе, при это создавая символическое пространство, обращенное к наблюдателю. Такая техника подразумевает связь наблюдателя с миром символических и порой религиозных образов. Она помогает воплощать сверхчувственное содержание в зримую форму, лишенную, однако, материальной конкретности. Л. Ф. Жегин считал, что обратная перспектива является перенесенной на какую-либо изобразительную поверхность суммы визуальных восприятий зрителя, который, тем самым, становится «точкой схода». По его заявлению, данная перспектива не может быть единственно верной пространственной системой в живописи. Б. В. Раушенбах также опротестовал мнение об обратной перспективе как о единственной верной. Тому были приведены доказательства. Он продемонстрировал, что зрение в некоторых условиях видит объекты не в прямой, а в обратной перспективе. По мнению Жегина, феномен явления находится в самом человеческом восприятии.

Панорамная перспектива

Данное изображение основано на цилиндрической или сферической поверхности. Само понятие «панорама» имеет значение «вижу все», то есть по дословному переводу панорамная перспектива подразумевает изображение на плоскости всего, что наблюдатель может видеть вокруг себя. При создании рисунка точка зрения будет находиться на оси цилиндра. Горизонт в таком случае окажется на линии окружности на уровне взгляда зрителя. Таким образом, в идеале при просмотре панорам зритель должен стоять в центре круглой комнаты. Существуют и более плоскостные изображения, не требующие такого положения картины, но тем не менее, каждое панорамное изображение так или иначе подразумевает собой отображение на поверхности цилиндра.

Обычно такой метод изображения пространства в перспективном ракурсе применяется для рисунков и фотографии городов или пейзажей: такой способ максимально охватывает окружающее пространство, делая изображение более обостренным, интересным и эффектным.

Перспектива в сфере

Сферическая перспектива - отдельная техника, которая выполняется с помощью фотообъектива «рыбий глаз». Такая линза искажает изображение, делая его визуально более выпуклым, вытянутым по кругу в сферу. Из-за схожести получающихся снимков с выпуклым и прозрачным рыбьим глазом, объектив и сам эффект получили такое название.

Сферическая перспектива отличается от панорамной тем, что если при панорамном изображении картинка находится как бы на внутренней поверхности сферы или цилиндра, то при сферической изображение идет по внешней поверхности сферы.

Подобные искажения по сути легко заметить на любых сферических зеркальных поверхностях. Взгляд наблюдателя остается в центре отражения шара. При создании изображений объектов все линии будут соединяться в главной точке или просто оставаться прямыми. Прямыми также будут главная вертикаль и горизонталь - остальные линии с отдалением от главной точки будут все сильнее искажаться, постепенно превращаясь в окружность.

Перспектива посредством тона

Тональная перспектива - понятие из области монументальной живописи. Это такая перемена в тоне, цвете и контрасте объекта, что его характеристики имеют свойство приглушаться при отдалении вглубь. Впервые законы этого вида перспективы объяснил Леонардо да Винчи. Человеческое зрение и восприятие устроено так, что ближайшие предметы выглядят для людей более четкими и темными, в то время как самые дальние - наиболее неясные и бледные. Именно на этом свойстве восприятия окружающего мира и основана методика тональной перспективы. Сложно не признать, что подобное отображение пространства действительно делает рисунок куда более реалистичным и правдоподобным, хотя он не соответствует настоящей реальности, как и при любом изображении объекта в перспективе на плоской поверхности.

Данный метод не является широко распространенным, однако имеет место быть в живописи, а иногда и в графике. Также эти законы перспективы применяются и в фотографии для придания снимкам большей реалистичности и художественности. С проработанным тоном фотография более походит на реальное изображение окружающего пространства.

Воздушная перспектива

Ей свойственна потеря ясности границ объектов с их отдалением от точки зрения. Дальний план понижает яркость - глубина от этого кажется намного темнее, нежели ближний план. Воздушная перспектива также считается тональной, поскольку она вызывает изменение тона объектов. Впервые закономерности этой техники были исследованы в трудах Леонардо да Винчи. Он полагал, что предметы вдалеке кажутся сомнительными, а значит, их и нужно изображать неясными и расплывчатыми, так как на расстоянии границы не так ощутимы. Изобретатель отмечал, что удаление предмета от зрителя связывается также с переменой цвета этого объекта. Именно поэтому предметы, находящиеся ближе всего к наблюдателю, должны быть написаны в своих собственных цветах, а объекты, находящиеся в отдалении, должны получать синий оттенок. А самые отдаленные объекты - к примеру, горы на горизонте - должны фактически сливаться с окружающим пространством ввиду большой массы воздуха, находящегося между предметом и зрителем.

Выходит, многое зависит от качества и чистоты воздуха, и это особенно заметно при тумане или в пустыне при ветреной погоде, когда в воздух взлетает мелкий песок. В целом ученые объясняли данный эффект не только посредством "затуманивания" предметов воздухом, но и основываясь на свойстве восприятия человеком окружающего пространства - как на физическом уровне, так и на психологическом.

Альтернативный взгляд на перспективу

Ученый Б. В. Раушенбах размышлял, как люди воспринимают глубину с учетом бинокулярности человеческого зрения, подвижности точки зрения и перманентности форм в человеческом сознании. В итоге он сделал вывод: ближайший план воспринимается людьми в обратной перспективе, в то время как неглубокий дальний - в сложной аксонометрической перспективе, а самый отдаленный - в прямой линейной. Этот тип, сочетающий в себе все эти виды в изобразительном искусстве, он назвал перцептивной перспективой, таким образом предполагая не единственный верный вариант, а их сочетание.

Способы получения перспективы

Помимо множества видов, существует еще и несколько способов получения изображения перспективы на плоскости. Геометрический и фотографический способы.

  1. Геометрический способ предполагает перспективное изображение, полученное путем проведения лучей к точкам изображаемого объекта из любой точки Евклидова пространства - из так называемого центра перспективы. Перспективные изображения параллельных прямых пересекаются в точках схода, а параллельных плоскостей - в так называемых линиях схода.
  2. Фотографический способ позволяет создавать изображения с большим углом обзора. Поскольку между «панорамной» и «широкоугольной» фотографией нет ясной границы, последняя из них, как правило, относится к типу объектива. Определение панорамы включает в себя понятие, что ширина снимка должна быть больше высоты кадра как минимум вдвое, но при этом современное понятие панорамы намного шире.

Итак, в данной статье были рассмотрено понятие, виды перспективы в изобразительном искусстве и способы ее получения.

Этот урок посвящен основам перспективы в рисунке. Я поэтапно покажу, как построить предмет в перспективе. Поэтапно, а не как обычно показывают готовый рисунок с линиями, а потом сидишь и думаешь, как оно и что. Линейная перспектива в рисунке — это видение объекта нашими глазами, т.е. мы все знаем как выглядит железная дорога (картинка ниже), рельсы и шпалы расположены на одном расстоянии друг от друга,

но когда мы встаем на середину железного пути, человеческий глаз видит другую картинку, вдалеке рельсы сходятся. Так мы и должны рисовать перспективу в рисунке.

Вот наше графическое изображение. Точка, где рельсы сходятся находится прямо перед нами, эту точку называют точкой схода. Точка схода находится на линии горизонта, линия горизонта — это уровень наших глаз. Если б наши глаза находились ровно там, где шпала, мы бы видели только одну сторону шпалы и все.

Это построение перспективы с помощью одной точки и одна сторона объекта находится прямо перед нами. Так мы можем изобразить разные фигуры. В первом случае мы видим без искажений прямоугольник, во втором — квадрат. Величину длины самого предмета рисуем на глаз из собственных наблюдений по линии лучей. В первом случае может быть книга или другой предмет, во втором — прямоугольный параллелепипед (прямоугольник в объеме). Чтоб найти невидимую сторону, нужно провести лучи от точки схода к нижним углам квадрата, потом опустить прямые от дальних углов вниз и точки пересечения соединить прямой. А нижние грани будут идти по нарисованным лучам.

Чтоб нарисовать цилиндр в перспективе, сначала нужно найти середину основания, для этого мы от угла к углу чертим прямые и строим круг. Соединяем линиями и стираем невидимую часть.

Итак, ниже на рисунку показаны объекты, направленные одной стороной прямо к нам, т.е. без искажений. Верхнее изображение показываем, когда мы смотрим наверх, по середине — прямо и последнее(в самого низу) — взгляд падает вниз. Помним, что искаженные стороны, которые идут строго по лучам определяем на глаз.

Например, так мы можем изображать дома или другие предметы, которые находятся сбоку.

Это мы рассмотрели построение перспективы в рисунке, когда одна сторона не искажается, а как же нам быть, если объект к нам стоит под ребром под разными углами. Для этого используется построение перспективы с двумя точками схода.

Смотрите, квадрат — это перспектива без искажений, но на третьем примере показан вариант расположение его ребром строго посередине. Мы произвольно определяем высоту квадрата, отмеряем подальше одинаковые отрезки, это будут точки схода А и В. От этих точек проводим прямые к концу нашей линией. Смотрите угол должен образоваться тупой, т.е. больше 90градусов, если он 90 или меньше, то удалите дальше точки схода. Ширина искаженных сторон определяется на глаз путем наблюдений и образного восприятия.

Вот еще примеры, где, например, здание находится под разным ракурсом. Это мы рассмотрели перспективу в рисунке, если смотрим прямо.

А если мы смотрим немного вниз, то у нас будет немного другая картина. Мы должны задать высоту квадрата и точки схода А и В, они у меня будут находится на одинаковом расстоянии от предмета. Рисуем лучи от этих точек до верха и низа линии. Опять таки ширину искаженных сторон определяем на глаз и они идут по лучу. Чтоб достроить куб, нам нужно провести еще дополнительные линии от точек схода до левого и правого верхних углов куба. Потом выделить фигуру, которая образовалась в ходе, это будет верх куба.