Как в драматургии называют подобные авторские комментарии. Задание по литературе. фипи. Фонвизин «Недоросль» - комедия

«Гроза» А.Н. Островский

Дикой . Ишь ты, замочило всего. (Кулигину .) Отстань ты от меня! Отстань! (С сердцем .) Глупый человек!

Кулигин . Савел Прокофьич, ведь от этого, ваше степенство, для всех вообще обывателей польза.

Дикой . Поди ты прочь! Какая польза! Кому нужна эта польза?

Кулигин . Да хоть бы для вас, ваше степенство, Савел Прокофьич. Вот бы, сударь, на бульваре, на чистом месте, и поставить. А какой расход? Расход пустой: столбик каменный (показывает жестами размер каждой вещи ), дощечку медную, такую круглую, да шпильку, вот шпильку прямую (показывает жестом ), простую самую. Уж я все это прилажу и цифры вырежу уже все сам. Теперь вы, ваше степенство, когда изволите гулять или прочие которые гуляющие, сейчас подойдете и видите, который час. А то этакое место прекрасное, и вид, и все, а как будто пусто. У нас тоже, ваше степенство, и проезжие бывают, ходят туда наши виды смотреть, все-таки украшение - для глаз оно приятней.

Дикой . Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором! Может, я с тобой и говорить-то не хочу. Ты должен был прежде узнать, в расположении ли я тебя слушать, дурака, или нет. Что я тебе - ровный, что ли! Ишь ты, какое дело нашел важное! Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать.

Кулигин . Кабы я со своим делом лез, ну тогда был бы я виноват. А то я для общей пользы, ваше, степенство. Ну что значит для общества каких-нибудь рублей десять! Больше, сударь, не понадобится.

Дикой . А может, ты украсть хочешь; кто тебя знает.

Кулигин . Коли я свои труды хочу даром положить, что же я могу украсть, ваше степенство? Да меня здесь все знают, про меня никто дурно не скажет.

Дикой . Ну и пущай знают, а я тебя знать не хочу.

Кулигин . За что, сударь Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?

Дикой . Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и конец! Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю.

Кулигин . Бог с вами, Савел Прокофьич! Я, сударь, маленький человек, меня обидеть недолго. А я вам вот что доложу, ваше степенство: «И в рубище почтенна добродетель!»

Дикой . Ты у меня грубить не смей! Слышишь ты!

Кулигин . Никакой я грубости вам, сударь, не делаю; а говорю вам потому, что, может быть, вы и вздумаете когда что-нибудь для города сделать. Силы у вас, ваше степенство, много; была б только воля на доброе дело. Вот хоть бы теперь то возьмем: у нас грозы частые, а не заведем мы громовых отводов.

Дикой (гордо ). Все суета!

Кулигин . Да какая же суета, когда опыты были?

Дикой . Какие-такие там у тебя громовые отводы?

Кулигин . Стальные.

Дикой (с гневом ). Ну, еще что?

Кулигин . Шесты стальные.

Дикой (сердясь более и более ). Слышал, что шесты, аспид ты этакой; да еще-то что? Наладил: шесты! Ну, а еще что?

Кулигин . Ничего больше.

Дикой . Да гроза-то что такое, по-твоему, а? Ну, говори.

Кулигин . Электричество.

Дикой (топнув ногой ). Какое еще там елестричество! Ну, как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А, говори! Татарин?

Кулигин . Савел Прокофьич, ваше степенство, Державин сказал:

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю.

Дикой . А за эти слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст! Эй, почтенные, прислушайте-ко, что он говорит!

Кулигин . Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю. (Махнув рукой, уходит.)

Дикой . Что ж ты, украдешь, что ли, у кого! Держите его! Этакой фальшивый мужичонко! С этим народом какому надо быть человеку? Я уж не знаю. (Обращаясь к народу ). Да вы, проклятые, хоть кого в грех введете! Вот не хотел нынче сердиться, а он, как нарочно, рассердил- таки. Чтоб ему провалиться! (Сердито ). Перестал, что ль, дождик-то?

1-й. Кажется, перестал.

Дикой . Кажется! А ты, дурак, сходи да посмотри. А то - кажется!

1-й (выйдя из-под сводов ). Перестал!

Явление третье

Варвара и потом Борис.

Варвара . Кажется, он!

Борис (проходит в глубине сцены ). Сс-сс!

Борис (оглядывается ). Поди сюда. (Манит рукой .)

Борис (входит ). Что нам с Катериной-то делать? Скажи на милость!

Борис . А что?

Варвара . Беда ведь, да и только. Муж приехал, ты знаешь ли это? И не ждали его, а он приехал.

Борис . Нет, я не знал.

Варвара . Она просто сама не своя сделалась!

Борис . Видно, только я и пожил десяток деньков, пока его не было. Уж теперь не увидишь ее!


Показать ответ

Ремарка - авторское пояснение в драматическом произведении, с помощью которого уточняется место действия, внешний или духовный облик персонажей, различные психологические состояния, переживаемые ими. Ремарка, наряду с действием и диалогом, является признаком драмы как особого литературного рода.


ремарка
Подготовьтесь к ЕГЭ по обществознанию , математике , русскому онлайн на 85+ за 3 месяца

Городничий . Вот когда зарезал, так зарезал! Убит, убит, совсем убит! Ничего не вижу. Вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего...
Воротить, воротить его! (Машет рукою.) Куды воротить! Я, как нарочно, приказал смотрителю дать самую лучшую тройку; черт угораздил дать и вперед предписание.
Жена Коробкина . Вот уж точно, беспримерная конфузия!
Аммос Федорович . Однако ж, черт возьми, господа! Он у меня взял триста рублей взаймы.
Артемий Филиппович . У меня тоже триста рублей.
Почтмейстер (вздыхает). Ох! и у меня триста рублей.
Бобчинский . У нас с Петром Ивановичем шестьдесят пять-с на ассигнации-с, да-с.
Аммос Федорович (в недоумении расставляет руки). Как же это, господа? Как это, в самом деле, мы так оплошали?
Городничий (бьет себя по лбу). Как я - нет, как я, старый дурак?
Выжил, глупый баран, из ума!.. Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду! Трех губернаторов обманул!.. Что губернаторов! {махнул рукой) нечего и говорить про губернаторов...
Анна Андреевна . Но этого не может быть, Антоша: он обручился с Машенькой...
Городничий (в сердцах). Обручился! Кукиш с маслом - вот тебе обручился! Лезет мне в глаза с обрученьем!.. (В исступлении.) Вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий! Дурака ему, дурака, старому подлецу! (Грозит самому себе кулаком.) Эх ты, толстоносый! Сосульку, тряпку принял за важного человека! Вон он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесет по всему свету историю. Мало того что пойдешь в посмешище - найдется щелкопер, бумагомарака, в комедию тебя вставит. Вот что обидно! Чина, звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши. Чему смеетесь? - Над собою смеетесь!.. Эх вы!.. (Стучит со злости ногами об пол.) Я бы всех этих бумагомарак! У, щелкоперы, либералы проклятые! чертово семя! Узлом бы вас всех завязал, в муку бы стер вас всех да черту в подкладку! в шапку туды ему!.. (Сует кулаком и бьет каблуком в пол. После некоторого молчания.) До сих пор не могу прийти в себя. Вот, подлинно, если бог хочет наказать, то отнимет прежде разум. Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было! Вот просто на полмизинца не было похожего - и вдруг все: ревизор! ревизор! Ну кто первый выпустил, что он ревизор? Отвечайте!

Артемий Филиппович (расставляя руки). Уж как это случилось, хоть убей, не могу объяснить. Точно туман какой-то ошеломил, черт попутал.
Аммос Федорович . Да кто выпустил - вот кто выпустил: эти молодцы! (Показывает на Добчинского и Бобчинского.)
Бобчинский . Ей-ей, не я! и не думал...
Добчинский . Я ничего, совсем ничего...
Артемий Филиппович . Конечно, вы.
Лука Лукич . Разумеется. Прибежали как сумасшедшие из трактира: «Приехал, приехал и денег не плотит...» Нашли важную птицу!
Городничий . Натурально, вы! сплетники городские, лгуны проклятые!
Артемий Филиппович . Чтоб вас черт побрал с вашим ревизором и рассказами!
Городничий . Только рыскаете по городу и смущаете всех, трещотки проклятые! Сплетни сеете, сороки короткохвостые!
Аммос Федорович . Пачкуны проклятые!
Лука Лукич . Колпаки!
Артемий Филиппович . Сморчки короткобрюхие!
Все обступают их.
Бобчинский . Ей-богу, это не я, это Петр Иванович.
Добчинский . Э, нет, Петр Иванович, вы ведь первые того...
Бобчинский . А вот и нет; первые то были вы.

ДРАМАТУРГИЯ

Типичные вопросы по драматическим произведениям

    В рамках какого литературного направления создавалось данное произведение? Классицизм, реализм

    Каким термином обозначается форма речи персонажей, представляющая собой обмен репликами? Диалог

    Определите жанр произведения.

Фонвизин «Недоросль» - комедия

Грибоедов «Горе от ума» - комедия

Гоголь «Ревизор» - комедия

Островский «Гроза» - драма

Чехов «Вишневый сад» - комедия

Горький «На дне» - драма

    Одним из характерных приёмов классицизма является раскрытие характера героя посредством его фамилии. Как называются такие фамилии? Говорящие

    Как в литературоведении называют персонажей, которые не появляются на сцене?

Внесценические

    Как называется герой, который выражает авторскую позицию? Резонёр

    Во фрагменте изображено острое столкновение позиций героев. Как называется такое столкновение в произведении? Конфликт

    Тип конфликта? Общественный, любовный, социальный

    К какому этапу в развитии действия относится данный фрагмент? Завязка, кульминация, развязка

    Укажите название рода литературы, к которому принадлежит пьеса…? Драма

    Как называется развернутое высказывание одного героя? Монолог

    Назовите термин, которым обозначается высказывание героев в пьесе. // Как в драматургии называется отдельно взятая фраза собеседника в сценическом диалоге? Реплика

    Как называется часть акта (действия) драматического произведения, в которой состав действующих лиц остаётся неизменным? Сцена

    Назовите термин, который используется в литературоведении для обозначения выражения, ставшего крылатым? // Актер произносит емкую, лаконичную фразу: «Без имени – нет человека». Как называется такой вид изречений?// Как называются изречения героев, отличающиеся краткостью, емкостью мысли и выразительностью? Афоризм

    В приведённой сцене содержатся сведения о персонажах, месте и времени действия, описаны обстоятельства, имевшие место до его начала. Укажите этап в развитии сюжета, для которого характерны названные признаки.// Каким термином принято обозначать часть произведения, где изображаются обстоятельства, предваряющие основные события сюжета? Экспозиция

    Что является главным средством характеристики в данном фрагменте пьесы? Речь

    Назовите средство художественной изобразительности

ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В ДРАМАТУРГИИ

Ф.И.О. произведение

Новаторство

Традиции

Денис Иванович Фонвизин

Комедия «Недоросль»

«Недоросль» является сатирической комедией , в которой, по словам Гоголя, писатель вскрыл «раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребления внутренние, которые беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей». Сценически Митрофан – тот самый недоросль, о котором говорит название пьесы, – лицо второстепенное, но история его воспитания объясняет, откуда берется страшный мир Скотининых и Простаковых. Это означает уже не просто постановку проблемы воспитания, а рассмотрение обстоятельств, которые влияют на формирование личности , что соответствует задачам реализма. Отсюда и возникает своеобразный сплав традиционных и новаторских элементов в комедии. И наконец, новаторство «Недоросля» проявилось в том, что сохраняя одну линию развития интриги (за руку и сердце Софьи борются несколько претендентов: искренно любящий ее и любимый ею Милон, а также узнавшие о богатом приданом Скотинин и Митрофан, вернее, его мать, старающаяся устроить счастье сына), Фонвизин включает в пьесу несколько взаимосвязанных проблем. Основные из них – это проблемы крепостного права, воспитания и формы государственной власти, которые в комедии, как и в действительности, взаимообусловлены. Автор также ставит вопросы о неуклонном исполнении «должности» каждым гражданином, о характере семейных отношений, об образовании дворян и другие.

Построена по правилам классицизма (правила трёх единств: единство места, времени и действия); использует и такой прием классицизма, помогающий раскрытию характеров героев, как говорящие имена и фамилии; в духе классицизма рисует Фонвизин и своего любимого героя Стародума как героя-резонера, высказывающего авторскую точку зрения; как и следует положительному герою в пьесах классицизма, Стародум говорит правильным, книжным языком. Но Фонвизин расширяет узкие рамки классицизма, вводя в речь героя и другие индивидуальные черты: афористичность, насыщенность архаизмами.

Александр Сергеевич Грибоедов

Комедия «Горе от ума»

Художественная форма пьесы, созданной Грибоедовым, была действительно очень необычна и непривычна для его современников, поскольку сочетала в себе традиционные и новаторские элементы. комедия, как никакое другое произведение, соединила в себе черты, которые были свойственны и сопротивлявшемуся новым веяниям классицизму, и бурно набирающему силы романтизму, и делающему первые шаги реализму. В этом смысле «Горе от ума» остается одним из самых уникальных художественных созданий начала ХIХ века в русской литературе. Во-первых, его комедия была написана «не шестистопными ямбами с пиитическими вольностями, а вольными стихами, как до того писались только басни». Во-вторых, она была написана «не книжным языком, которым никто не говорил, а живым, легким разговорным русским языком ». В-третьих, «каждое слово комедии Грибоедова поражало быстротою ума, и почти каждый стих в ней превращался в пословицу или поговорку». В-четвертых, комедия Грибоедова «отвергла искусственную любовь, резонеров, разлучников и весь пошлый истертый механизм старинной драмы». Грибоедов удивительным образом сумел соединить «общественную комедию» с любовной драмой, а кроме того, усилил сюжетное напряжение выдумкой о сумасшествии Чацкого, Он вводит в комедию романтического героя, “исключительного человека в исключительных обстоятельствах” (это характерно для романтизма). Чацкий открывает галерею “лишних ” людей в русской литературе: Онегин, Печорин, Базаров. Все они стоят как бы вне общества, не могут найти применения своим силам, переживают любовную драму и противостоят не понимающему их обществу. Еще одно новшество А. С. Грибоедова, позволившее ему расширить временные рамки произведения и указать характерные черты целой эпохи, затронуть даже правление Екатерины II, - это внесценические персонажи.
Наиболее примечательным из них является Максим Петрович, екатерининский вельможа, умевший всем угодить и сгладить любую ситуацию.

Грибоедов сохранил единства времени (действие комедии происходит в течение одного дня) и места (все действие протекает в доме Фамусова). А. С. Грибоедов в комедии продолжает традиции Д. Фонвизина - он использует “говорящие” фамилии. Сюжет комедии также напоминает типичные классицистические произведения. Странствующий герой, возвращающийся в дом, где он рос; юношеская любовь, сохранившаяся после трех лет разлуки; служанка, которой Софья доверяет свои сердечные тайны; строгий отец Софьи, девушки на выданье, который обеспокоен поисками достойного жениха (“Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!”), и, наконец, любовный треугольник, в котором на самом деле задействованы шесть человек: Софья, Молчалин, Чацкий, Фамусов, Лиза и Петруша, - все это довольно распространенные элементы сюжета для классического произведения.

Николай Васильевич Гоголь

Комедия «Ревизор»

Развивая тенденции Грибоедова, он создает совершенно новую по принципам построения и предметам обличения комедию. Оглядываясь на произведения своих предшественников, Гоголь приходит к выводу, что любовная интрига уже исчерпала себя. Видя, что она становилась основой драматургического конфликта слишком часто, Гоголь решет избрать иной путь. Он находит новый сюжет , более актуальный для современности: сюжет о ревизоре. «Ревизор» - реалистическая комедия . Все герои - типичные характеры. Ситуация, показанная в комедии, необычна, но развивается вполне реально; исключительность ситуации психологически оправдана. В драматургии XVIII века миру пошлому, миру обличительному всегда противопоставляется начало светлое. В комедии Гоголя нет идеала, нет никакого другого, кроме изображаемого. Отсюда можно сделать вывод, что все, что происходит в пьесе, является нормой, законом действительности. Единственным положительным персонажем в пьесе является смех, призванный обличить и осмеять общественные пороки. Образ этого города - это не конкретный образ, а собирательный . По концентрации здесь всяких злоупотреблений нереален, но при этом типичен. Новаторство Гоголя в комедии «Ревизор» заключается в том, что он изображает ситуацию, при которой обман происходит непроизвольно, так как Хлестаков ни за кого себя не выдает, и лишь его внутренняя пустота и пассивность подтверждают возможность возникновения такой ситуации. Хлестаков - гениальное открытие Г оголя, который считал его самым сложным и трудным персонажем своей пьесы. Основная черта его характера состоит, по выражению Гоголя, «в стремлении сыграть роль чином выше своего собственного». В этом заключается наиболее существенная черта «хлестаковщины» как социально-исторического явления. Хлестаков - ничтожество, которое силой обстоятельств было вознесено на пьедестал. Все действия пьесы основывается на поведении героев в экстренной ситуации приезда ревизора, соответствующем характеру каждого из них.

Гоголь продолжает традиции Фонвизина и Грибоедова, но в то же время он преодолевает назидательные черты драматургии и создает образец социальной
и к тому же веселой комедии. Предшествующую драматургию Гоголь ценил за то, что она вскрывала болезни и раны современной жизни.

Александр Николаевич Островский

Драма «Гроза»

Гроза это драма , а не трагедия. В основе ее лежиҭ не трагедия отдельной личности, а конфликт Катерины и темного царства, и хотя Катерина погибаеҭ, по жанру это именно драма. При этом в ней есть и комедийные традиции это касаеҭся сатирического изображения нравов патриархальной купеческой среды. Островский впервые в драматургии показал эҭу среду, за что и получил прозвище Колумб Замоскворечья, что подчеркиваеҭ его роль как первооткрывателя темы. Соотвеҭственно, важное значение приобреҭаюҭ речевые характеристики героев , отражающие их уровень образования и кульҭуры, манеры поведения, отношение к жизни. Важную роль играюҭ в драме символы, подчеркивающие душевное состояние героев либо отношение к ним автора. Так, один из символических образов птица, с которой не один раз сравниваеҭ себя Катерина. Также один из наиболее значительных символов в драме, имеющих связь и с ее названием, символ грозы, обозначающий разлад в душе Катерины, Божью кару за совершенный ею грех. Наконец, можно указать на то, что с образом Кулигина связан громоотвод как символ просвещения, знаний, которые тот пыҭаеҭся нести своим землякам, жителям Калинова. Н. А. Добролюбов, рассматривая вопрос о новаторстве А. Н. Островского-драматурга, отмечаеҭ две характерные особенности. Во-первых, некую нравственную несообразность, отраженную в конфликте драмы. Традиционная борьба чувства и долга в душе героини разрешае ҭ ся в пользу чувства , и это вызываеҭ сострадание чиҭателя. Катерина преступница, с точки зрения нравственных и религиозных устоев грешная жена, изменившая мужу, но чиҭатели сочувствуюҭ грешнице, нарушившей свой долг.
Во-вторых, что еще более важно, в драме, разумееҭся, не соблюдаюҭся классические единства, но нарушение единства действия здесь привело к совершенно особенному новаторскому изображению героев. Множество героев драмы Глаша, Феклуша, Кулигин не связаны непосредственно с конфликтом драмы, не имеюҭ к нему прямого отношения. Для чего же нужны эҭи второстепенные персонажи? Они создаю ҭ фон, на котором развивае ҭ ся действие.

Творчество Островского - наследие реализма Гоголя.

Антон Павлович Чехов Пьеса, комедия «Вишневый сад»

Пьеса Чехова «Вишневый сад», написанная на рубеже двух веков, в корне отличалась от пьес Фонвизина, Грибоедова (уже соединивших в своем творчестве черты классицизма и реализм), Гоголя и даже Островского. В ней нет ни конфликта или действия, создающего «электричество» пьесы, ни любовного треугольника, ни даже привычной композиции . Чехов полностью отходит от канонов классицизма. Каждый герой индивидуально не наделенная ярлыком; это живой человек.

Нет как таковой ни кульминации, ни развязки действия. Пьеса будто бы и ни о чем. Какой-то момент из жизни каких- то людей. Произведение начинается и заканчивается многоточием.

Но быт у Чехова - это не только фон, на котором развиваются события, как у Островского, это история, за которой скрыта другая, история душ. Поэтому конфликт развивается не на сцене, а в душах героев.

«Новая драма» Чехова, как все гениальное, явила ряд последователей, например, М. Горький («На дне»)

Максим Горький Социально-философская драма «На дне»

«На дне» - вершина горьковской драматургии и одно из самых сильных драматических произведений нашего века, а по меркам того времени и самое передовое. Драматургическое мастерство Горького отличается большим своеобразием. Внимание автора сосредоточено на показе социальных типов и явлений, а само изображение действительности отличается глубокой обобщенностью. В пьесе несколько идейно-тематических планов, которые в большей или меньшей степени связаны с основной идеей. Важная особенность драмы Горького отсутствие в ней центрального героя и разделения персонажей на положительных и отрицательных. Главное внимание автор уделяет самосознанию героев, выявлению их социальных и философских воззрений. Если в ранних своих произведениях писатель не касался причин, порождавших это явление, то в пьесе «На дне» прозвучал суровый приговор общественному строю, который был повинен в страданиях людей. Всем своим содержанием пьеса призывала бороться за революционное преобразование действительности. С этим связано высокое мастерство речевой характеристики в драматургии Горького . Знаменательно, что в пьесе «На дне» писатель совершенно отказался от «босяцкого» жаргона. Но как прекрасно речь действующих лиц пьесы передает разнообразие их характеров, настроений, чувств и мыслей!

Горький не часто пользуется формой развернутого монолога. Преобладает в его пьесах диалог, реплика, иногда сказанная невзначай, но всегда до предела насыщенная внутренний смыслом. В своих речевых характеристиках Горький стремился к тому, чтобы личность характеризовалась всесторонне: я с точки зрения классовой, и с точки зрения индивидуальных особенностей. Он добивался того, чтобы каждая реплика, каждое слово героя с максимальной выразительностью раскрывали его характер.

Продолжает традиции Чехова

Документ

Наследии Эсхила 90 драматических произведений (трагедий и драм... , немногочисленны и невелики по размеру. Вопрос № 8. Эсхил. ... больших мировоззренческих вопросов , в свете которых аттические драматурги V в. ... всего «софист», типичный представитель «второй...

  • Вопросы к экзамену по русской литературе реалистические рассказы Горького

    Вопросы к экзамену

    Персонала. “По костюму это был типичный босяк, по лицу... ярко проявился и в драматургии . В пьесе «На... насущные вопросы современности, по значительности... произведений . Тут и разложение дворянской усадьбы ("Пугливая тишина", "Стена") и драматическая ...

  • Программа по литературе для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по литературе и программы

    Программа

    Шекспир. Сведения о жизни драматурга . « Ромео и Джульетта... ММП Проблемные вопросы по тексту. Работа по формированию умений... ММП Беседа, проблемные вопросы Анализ драматического произведения , превращение Хлестакова в... финала пьесы. Типичность образов героев...

  • 1. Отредактируйте текст сочинения школьника.

    Темное царство в изображении

    Самое решительное произведение Островского... Каждый воспринимает его по-своему. Кто-то находит в нем самый, что ни на есть обыкновенный, любовный роман с печальным концом, для кого-то в этой, с первого взгляда, одиозной и типичной истории скрывается ярко выраженная идея, некий призыв автора к читателям.

    В пьесе описывается поистине удручающий облик российских провинциальных городов в первой половине XIX века. В «Грозе» чрезвычайно эмоционально рассказывается о противоборстве темного царства и светлой чистой души Катерины. Жители одного из таких убогих городков вместе со своими нищими и жалкими душонками, наполненными вечным всепоглощающим страхом, вместе со своей безнадежной ограниченностью, нежеланием узнать большего, с поражающим ханжеством и бесконечным лицемерием образуют страшное, пагубное, засасывающее всех и вся темное царство. Царство, где «все ворота уже давно заперты и собаки спущены», куда никогда не просочиться хотя бы тоненькому лучику всего светлого, чистого, доброго и хорошего.

    Всех действующих лиц драмы, как и во многих пьесах Островского, можно подразделить на «самодуров» и «жертв». «Самодурами» являются Кабаниха и Дикой. Остальные причисляются к противоположной категории, категории «жертв». Кабаниха «самодурствует» во имя своих идеалов (формальное исполнение традиционного уклада, по-ханжески понятое «благочестие»), а Дикой делает это, чтобы показать свою власть над слабыми, ради денег и личной выгоды: «Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать».

    Кабаниха воплощает в себе патриархальный тип русского провинциального города, а Дикой - «современный»: власть денег и грубой силы. Но все же их роль похожа: это представители старшего поколения, преследующие молодых, мешающие им достичь своего счастья.

    По-моему, Кабаниха и Дикой являются наиболее колоритными персонажами темного царства, чей скудный духовный образ довольно-таки ярко выражен. Остальные, на мой взгляд, представляют собой скучную и безынтересную серую массу людишек, живущих в постоянном страхе, во всем потакающих таким, как Дикой и Кабаниха, с помощью подхалимства. Но их можно понять, так как другого выхода (кроме, конечно, смерти) у них нет, все это является своеобразным средством выживания в зыбучем темном царстве.

    Пьеса Островского «Гроза» доказывает, что еще существует сила, которая в конце концов затмит весь этот безграничный произвол и тиранство. И Кабаниха, и Дикой прекрасно чувствуют шаткость и быстрый конец, крах и кончину их личного ограниченного мирка со своими устоями и порядками, мирка «самодуров».

    2. Меняются ли персонажи на протяжении пьесы? Раскройте свою позицию, опираясь на текст. Сделайте вывод из своих наблюдений.

    Катерина

    Дикой

    Кабаниха

    Кулигин

    Тихон

    Борис

    Варвара

    Кудряш

    3. Внезапно ли Катерина решилась на самоубийство? Выберите из текста цитаты и сделайте вывод.

    I действие 7 явление

    II действие 2 явление

    V действие 2 явление

    V действие 4 явление

    4. Заполните схему «Система образов в пьесе «Гроза».

    «самодуры»:

    «смирившиеся» («Где уж мне своей волей жить?»):

    «приспособившиеся» («лишь бы все шито-крыто было!»):

    «имеющие свое мнение»:

    5. Ответьте на вопросы.

    5.1. Почему именно Катерина подвергается осуждению калиновцев?

    5.2. Почему суду не подвергается Кулигин, высказывающий смелые мысли?

    5.3. Почему не судят Бориса, образованного, одетого не как все?

    Прочитайте тексты и выполните задания 6-14.

    Ишь ты, замочило всего. (Кулигину.) Отстань ты от меня! Отстань! (С серд цем.) Глупый человек!

    Савел Прокофьич, ведь от этого, ваше степенство, для всех вообще обывателей польза.

    Поди ты прочь! Какая польза! Кому нужна эта польза?

    Да хоть бы для вас, ваше степенство, Савел Прокофьич. Вот бы, сударь, на бульваре, на чистом месте, и поставить. А какой расход? Расход пустой: столбик каменный (показывает жестами размер каждой вещи), дощечку медную, такую круглую, да шпильку, вот шпильку прямую (показывает жестом), простую самую. Уж я все это прилажу и цифры вырежу уже все сам. Теперь вы, ваше степенство, когда изволите гулять или прочие которые гуляющие, сейчас подойдете и видите, который час. А то этакое место прекрасное, и вид, и все, а как будто пусто. У нас тоже, ваше степенство, и проезжие бывают, ходят туда наши виды смотреть, все-таки украшение - для глаз оно приятней.

    Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором! Может, я с тобой и говорить-то не хочу. Ты должен был прежде узнать, в расположении ли я тебя слушать, дурака, или нет. Что я тебе - ровный, что ли! Ишь ты, какое дело нашел важное! Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать.

    Кабы я со своим делом лез, ну тогда был бы я виноват. А то я для общей пользы, ваше степенство. Ну что значит для общества каких-нибудь рублей десять! Больше, сударь, не понадобится.

    А может, ты украсть хочешь; кто тебя знает.

    Коли я свои труды хочу даром положить, что же я могу украсть, ваше степенство? Да меня здесь все знают, про меня никто дурно не скажет.

    Ну и пущай знают, а я тебя знать не хочу.

    За что, сударь Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?

    Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и конец! Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю.

    Бог с вами, Савел Прокофьич! Я, сударь, маленький человек, меня обидеть недолго. А я вам вот что доложу, ваше степенство: «И в рубище почтенна добродетель!»

    Ты у меня грубить не смей! Слышишь ты!

    Никакой я грубости вам, сударь, не делаю; а говорю вам потому, что, может быть, вы и вздумаете когда что-нибудь для города сделать. Силы у вас, ваше степенство, много; была б только воля на доброе дело. Вот хоть бы теперь то возьмем: у нас грозы частые, а не заведем мы громовых отводов.

    Дикой (гордо)

    Все суета!

    Да какая же суета, когда опыты были?

    Какие-такие там у тебя громовые отводы?

    Стальные.

    Дикой (с гневом)

    Ну, еще что?

    Шесты стальные.

    Дикой (сердясь более и более). Слышал, что шесты, аспид ты этакой; да еще-то что? Наладил: шесты! Ну, а еще что?

    Ничего больше.

    Да гроза-то что такое, по-твоему, а? Ну, говори.

    Электричество.

    Дикой (топнув ногой). Какое еще там елестричество! Ну, как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А, говори! Татарин?

    Савел Прокофьич, ваше степенство, Державин сказал: Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю.

    А за эти слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст! Эй, почтенные, прислушайте-ко, что он говорит!

    Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю. (Махнув рукой, уходит.)

    Что ж ты, украдешь, что ли, у кого! Держите его! Этакой фальшивый мужичонко! С этим народом какому надо быть человеку? Я уж не знаю. (Обращаясь к народу.) Да вы, проклятые, хоть кого в грех введете! Вот не хотел нынче сердиться, а он, как нарочно, рассердил-таки. Чтоб ему провалиться! (Сердито.) Перестал, что ль, дождик-то?

    Кажется, перестал.

    Кажется! А ты, дурак, сходи да посмотри. А то - кажется!

    1-й (выйдя из-под сводов)

    Перестал!

    , «Гроза»

    6. Каков жанр произведения, из которого взят фрагмент?

    7. Представителем какого сословия, изображенного Островским, является Дикой?

    8. В каком городе происходят события?

    9. Изображенное в приведенной сцене действие разворачивается через речевое общение персонажей. Как в литературоведении называют обмен репликами героев драматургического произведения?

    10. Речь героев и действие в данной сцене сопровождаются комментариями («С сердцем», «показывает жестами размер каждой вещи», «с гневом» и др.). Как в драматургии называются подобные авторские комментарии?

    11. Характеры и взгляды на жизнь Дикого и Кулигина противоположны. Как в драматургическом произведении называется непримиримое противоречие между героями?

    12. Дикой упоминает городничего, который не принимает непосредственного участия в пьесе. Как называется такой персонаж?

    13. Какие драматургические средства и как помогают автору раскрыть характеры героев в приведенном фрагменте?

    14. Почему Кулигин называет себя «маленьким человеком» и в каких произведениях русской литературы раскрывается тема «маленького человека»?

    Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы 15-26.

    Борис (не видя Катерины)

    Катерина (подбегает к нему и падает на шею)

    Увидела-таки я тебя! (Плачет на груди у него.) Молчание.

    Ну, вот и поплакали вместе, привел бог. Катерина. Ты не забыл меня? Борис. Как забыть, что ты!

    Катерина

    Ах, нет, не то, не то! Ты не сердишься? Борис. За что мне сердиться?

    Катерина

    Ну, прости меня! Не хотела я тебе зла сделать; да в себе не вольна была. Что говорила, что делала, себя не помнила.

    Полно, что ты! что ты!

    Катерина

    Ну, как же ты? Теперь-то ты как?

    Катерина

    Куда едешь?

    Далеко, Катя, в Сибирь.

    Катерина

    Возьми меня с собой отсюда!

    Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы; я только отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом-то тем проститься, где мы с тобой виделись.

    Катерина

    Поезжай с богом! Не тужи обо мне. Сначала только разве скучно будет тебе, бедному, а там и позабудешь.

    Что обо мне-то толковать! Я - вольная птица. Ты-то как? Что свекровь-то?

    Катерина

    Мучает меня, запирает. Всем говорит и мужу говорит: «Не верь ей, она хитрая». Все и ходят за мной целый день и смеются мне прямо в глаза. На каждом слове все тобой попрекают.

    Катерина

    То ласков, то сердится, да пьет все. Да постыл он мне, постыл, ласка-то его мне хуже побоев.

    Тяжело тебе, Катя?

    Катерина

    Уж так тяжело, так тяжело, что умереть легче!

    Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!

    Катерина

    На беду я увидала тебя. Радости видела мало, а горя-то, горя-то что! Да еще впереди-то сколько! Ну, да что думать о том, что будет! Вот теперь тебя видела, этого они у меня не отнимут; а больше мне ничего не надо. Только ведь мне и нужно было увидать тебя. Вот мне теперь гораздо легче сделалось; точно гора с плеч свалилась. А я все думала, что ты на меня сердишься, проклинаешь меня...

    Что ты, что ты!

    Катерина

    Да нет, все не то я говорю; не то я хотела сказать! Скучно мне было по тебе, вот что, ну, вот я тебя увидала...

    Не застали б нас здесь!

    Катерина

    Постой, постой! Что-то я тебе хотела сказать... Вот забыла! Что-то нужно было сказать! В голове-то все путается, не вспомню ничего.

    Время мне, Катя!

    Катерина

    Погоди, погоди!

    Ну, что же ты сказать-то хотела?

    Катерина

    Сейчас скажу. (Подумав.) Да! Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего так не пропускай, всякому подай да прикажи, чтоб молились за мою грешную душу.

    Ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой! Боже мой! Дай бог, чтоб им когда-нибудь так же сладко было, как мне теперь. Прощай, Катя! (Обнимает и хо чет уйти.) Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!

    , «Гроза»

    15. К какому литературному направлению второй половины XIX века принадлежит творчество Островского?

    16. Какой поступок Катерины последует сразу за изображенными событиями?

    17. Как в драматургии называется отдельно взятая фраза собеседника в сценическом диалоге?

    18. Запишите словосочетание, которое на протяжении пьесы являлось поэтическим лейтмотивом образа Катерины, а произнесенное Борисом в данной сцене изобличает его неискренность (фрагмент со слов «Поезжай с Богом!»).

    19. Ответ Катерины на реплику Бориса («Кто ж это знал, что на за любовь нашу так мучиться с тобой!..») представляет собой развернутое высказывание. Как называется подобный тип высказывания в драматургическом произведении?

    20. Последние слова Бориса содержат восклицания, имеющие цель привлечь внимание слушателей. Как называются такие восклицания?

    21. Чем похожи Борис и Тихон? Раскройте свою позицию.

    22. Чем вызван протест Катерины в драме «Гроза» и в каких произведениях русской литературы XIX века изображаются герои-бунтари?

    24. Согласны ли вы с мнением критика: «Вместо грозы автор мог бы точно так же заставить пробежать мышь... и результат был бы один и тот же»? Обоснуйте свою позицию.

    25. Верно ли, что внутренний облик Катерины сложнее, чем у других героев? Обоснуйте свою позицию.

    26. Можно ли «Грозу» назвать мелодрамой?

    На самом краю села Мироносицкого, в сарае старосты Прокофия расположились на ночлег запоздавшие охотники. Их было только двое: ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин. У Ивана Иваныча была довольно странная, двойная фамилия – Чимша-Гималайский, которая совсем не шла ему, и его во всей губернии звали просто по имени и отчеству; он жил около города на конском заводе и приехал теперь на охоту, чтобы подышать чистым воздухом. Учитель же гимназии Буркин каждое лето гостил у графов П. и в этой местности давно уже был своим человеком.

    Не спали. Иван Иваныч, высокий, худощавый старик с длинными усами, сидел снаружи у входа и курил трубку; его освещала луна. Буркин лежал внутри на сене, и его не было видно в потёмках.

    Рассказывали разные истории. Между прочим говорили о том, что жена старосты, Мавра, женщина здоровая и неглупая, во всю свою жизнь нигде не была дальше своего родного села, никогда не видела ни города, ни железной дороги, а в последние десять лет всё сидела за печью и только по ночам выходила на улицу.

    Что же тут удивительного! – сказал Буркин. – Людей, одиноких по натуре, которые, как рак-отшельник или улитка, стараются уйти в свою скорлупу, на этом свете немало. Быть может, тут явление атавизма, возвращение к тому времени, когда предок человека не был ещё общественным животным и жил одиноко в своей берлоге, а может быть, это просто одна из разновидностей человеческого характера кто знает? Я не естественник и не моё дело касаться подобных вопросов; я только хочу сказать, что такие люди, как Мавра, явление нередкое. Да вот, недалеко искать, месяца два назад умер у нас в городе некий Беликов, учитель греческого языка, мой товарищ. Вы о нём слышали, конечно. Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в тёплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник. Он носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, своё отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни.