Политехнический музей вид здания. Концепция: «небесная галерея». Концепция: многофункциональное единоездание с атриумами и пешеходными пассажами

Памятник миноносцу Стерегущий, который в феврале 1904 года вступил в неравный бой с кораблями японской эскадры установлен в восточной части Александровского парка (не спутайте его с Александровским садом, что у Адмиралтейства).

Как доехать?

Как добраться до памятника миноносцу Стерегущей? Он находится в Санкт-Петербурге на Петроградской стороне, нужно доехать до станции метро Горьковская, а выйдя из неё пройти чуть вперёд по Каменноостровскому проспекту в сторону Петропавловки. Меньше трёх минут хода неспешным шагом и вы на месте.

История монумента

Памятник Стерегущему в Санкт-Петербурге - один из самых удивительных монументов города. Выполненный в стилистике северного модерна - это достаточно сложное инженерное сооружение является одной из самых запоминающихся достопримечательностей Северной Столицы.
Немного об истории его создания и о том событии которому он посвящён.
9 февраля 1904 года (27 января по старому стилю) начинается Русско-японская война. Начинается она с внезапного нападения японской эскадры на российские корабли стоящие на рейде города Порт-Артур. 26 февраля миноносец «Стерегущий» и «Решительный», возвращающиеся с ночной разведки встретились с отрядом японских кораблей. Командиры русских кораблей принимают решение избежать сражения с судами ВМС Японии, но прорыв к Порт-Артуру удаётся только «Решительному», а Стерегущий вступает в неравный бой с четырьмя японскими миноносцами. Практически весь экипаж судна гибнет, а само судно находящееся в критическом состоянии, но пока на плаву японцы пытаются взять на буксир и при в этот момент судно тонет из-за огромного числа пробоин. Согласно бытовой легенде, двое оставшихся в живых моряков открыли кингстоны, затопили корабль и героически погибли вместе с ним. Позже, специалисты Генштаба выяснили, что корабль погиб в результате полученных им повреждений, а открытый кингстон не более чем легенда выдуманная журналистами, для поддержания патриотических настроений. У этого судна просто не было забортных кингстонов… На самом деле автором этой «пули» были отнюдь не российские СМИ, а английский корреспондент наблюдавший за ходом сражения и настолько был восхищён мужеством русских матросов, что не поленился сочинить эту легенду, сославшись при этом, как и положено в таких случаях, на «достоверные японские источники». Далее эта красивая сказка тиражируется всеми газетами мира.
Но, тем не менее, это выяснилось позже, а, пока было принято решение установить памятник героическому кораблю - мужества российских моряков с миноносца Стерегущий никто не отрицал. Напротив, в Японии, ещё во время войны была воздвигнута стела память русских военных, которые предпочли геройскую смерть - позорному плену.
Создание памятника было начато в 1905 году по проекту скульптора К.В. Изенберга, 28 октября 1908 года Николай Второй утверждает общий проект. Архитектором стал А.И. фон Гоген. В виду особой сложности фундамента памятника выполняет профессор Института гражданских инженеров В.Н. Соколовский. Отливку выполнил литейщик В.З. Гаврилов, о чём свидетельствует надпись на обратной стороне памятника.
Через два с половиной года памятник миноносцу Стерегущий был торжественно открыт, произошло это 10 мая 1911 года.
В почётном карауле стоял один из немногих выживших в том бою матросов, кочегар 1-й статьи Алексей Осинин. На церемонии открытия присутствовал император Николай Второй и председатель Совета министров П.А. Столыпин, великий князь великий князь Кирилл Владимирович, спасшийся при взрыве броненосца «Петропавловск», вдова адмирала С.О. Макарова, а также высшие чины флота и армии.
Многофигурная композиция памятника была спроектирована как декоративный водопад. Вода поступала к памятнику по скрытой системе труб, а затем стекала в гранитный бассейн у подножия. После революции, 30-х годах, к тыльной стороне памятника подвели трубы, чтобы подавать воду непосредственно к кингстону. После этого памятник стал выглядеть ещё эффектней, однако потоки воды стали разрушать поверхность монумента и в 1935 году подачу воды прекратили. Но, после войны, памятник подшаманили, трубы восстановили и 1947 году стали опять подавать воду к кингстону, но в 1971 году подачу воды окончательно прекратили и, тогда же, разобрали систему подводящих труб.
Внешне памятник выполнен в виде фрагмента отсека вырезанного в виде могильного креста и фигуры двух матросов - один открывает иллюминатор, через который внутрь врывается поток воды, а другой крутит вентиль кингстона. Кингстонов в отсеках с иллюминаторами не бывает. Как не было и забортных кингстонов на этом корабле - фигура у иллюминатора потребовалась исключительно для того, чтобы эффектно показать поступление забортной воды внутрь корпуса.

Надпись на тыльной стороне памятника Стерегущему

«В ночь на 26 февраля 1904 года из Порт-Артура выслан был отряд миноносцев в море на разведки. За ночь миноносцы разделились и с рассветом миноносец СТЕРЕГУЩИЙ оказался вблизи четырёх японских миноносцев. А вдали были видны ещё другие неприятельские суда.

СТЕРЕГУЩИЙ повернул к Порт-Артуру, а японцы, обстреливая, преследовали его. Вскоре один из неприятельских снарядов попал в машину СТЕРЕГУЩЕГО. И миноносец остался без движения, среди врагов, осыпаемый градом снарядов. СТЕРЕГУЩИЙ отстреливался из своих пушек до последней возможности.
Одним из первых был смертельно ранен командир лейтенант Сергеев. Умирая, он напомнил оставшимся матросам какая великая слава будет для них, если они погибнут, но не позволят неприятелю овладеть миноносцем. Эти слова умирающего командира глубоко врезались в сердца матросов: следствием их и был тот бессмертный подвиг, который совершил миноносец СТЕРЕГУЩИЙ. Вскоре были убиты и все офицеры: лейтенант Головизнин, мичман Кудревич и инженер-механик Анастасов; вся палуба миноносца покрылась убитыми и ранеными, которые при качке безпомощно скатывались за борт.
Тогда японцы спустили шлюпки, чтобы подать на СТЕРЕГУЩИЙ буксир и увести его. По пути ими подобраны были с воды четверо раненых, державшихся за обломки: минно-машинный квартирмейстер Фёдор Юрьев, машинист 2-й статьи Василий Новиков, кочегар 1-й статьи Алексей Осинин и кочегар 2-й статьи Иван Хиринский. По окончании войны они возвратились в Россию.
На самом СТЕРЕГУЩЕМ из всей команды остались в живых только два человека. Увидя приближение японцев, эти два матроса спустились вниз и, задраив за собой горловины, открыли кингстоны, чтобы утопить миноносец.
Они предпочли геройскую смерть японскому плену.
СТЕРЕГУЩИЙ, взятый уже на буксир японцами, начал тонуть и вскоре погрузился на дно моря, вместе с двумя героями… ».

Платонов Артем

Японцы еще рассчитывали захватить русский миноносец. Мичман Ямазаки потом докладывал, что два русских матроса, завидя, что японцы крепят на "Стерегущем" буксир, перебежали по разбитой палубе и скрылись в машинном отделении, задраив за собой люк. Ямазаки предложил им сдаться, но в это время "Стерегущий" стал быстро крениться и погружаться. Моряки, оставшиеся неизвестными, открыли кингстоны и погибли вместе со своим кораблем...

Официальная версия

Рождение "Стерегущего"

1895 год. В Великобритании для Российского Императорского флота построен миноносец «Сокол», ставший первым кораблем в истории, сделанным из никелевой стали. По вооружению, скорости (29,7 узла) и мореходности «Сокол» стал одним из лучших в мире среди миноносцев. После испытаний корабля было решено немного доработать конструкцию (упрочнить корпус, увеличить толщину обшивки, оснастить корабли котлами улучшенной конструкции) и запустить улучшенные «Соколы» в серию.

1898 год. По заказу российского Главного управления кораблестроения в на Охтинском, Невском, Ижорском заводах и верфи в Або заложены 26 улучшенных миноносцев типа «Сокол». 12 из 26 миноносцев сделали разборными – их везли с Невского завода в Порт-Артур, где на полуострове Тигровый хвост был сооружен закрытый эллинг, рассчитанный на одновременную сборку трех миноносцев. И вот, 11 апреля 1900 года состоялась официальная закладка первого корабля на данном эллинге – "Баклана", вскоре переименованного в "Кондор", а затем в "Решительный". В том же году начали строить и "Кулик", через два года получивший новое название – "Стерегущий". В мае 1903 года его зачислили в состав 2-го отряда миноносцев Тихоокеанской эскадры, предназначенного "для защиты шхер и дальних бухт".

1904 год. Японско-российские отношения начинают стремительно портиться. 9 февраля японцы без объявления войны атакуют российские корабли на рейде Чемульпо и Порт-Артура. Начинается русско-японская война...

В этот же день «Стерегущий» с утра начал свою боевую вахту. Вначале отряженный в дозор, днем он дважды участвует в составе эскадры в атаке японцев, а вечером выходит на поиски вражеских кораблей. 14 февраля истребители «Стерегущий» и «Скорый» сопровождают минный крейсер «Всадник». 24 февраля вместе с истребителем «Сторожевой» отгоняют японские миноносцы от поврежденного броненосца «Ретвизан». Но бой, прославивший «Стерегущий», произойдет позже – 10 марта 1904 года...

Но вначале давайте посмотрим, что же предшествовало этому бою.

Предшествующие события

9 марта в 6 часов вечера миноносцы «Стерегущий» и «Решительный» под общим командованием капитана 2 ранга Боссе выходят в ночной дозор у мыса Ляотеньшань. Около часу ночи 10 марта на горизонте наблюдатели из Порт-Артура заметили какие-то огни, двигающиеся в сторону берега. Командующий флотом Тихого океана вице-адмирал С.О.Макаров приказал начальнику 1-го отряда миноносцев немедленно выйти в море, так как опасался, что неприятель может перехватить «Стерегущий» и «Решительный».

В начале четвертого ночи четыре корабля 1-го отряда («Выносливый», «Властный», «Внимательный» и «Бесстрашный») вышли из гавани и направились навстречу огням. Вскоре обнаружилось, что огни зажжены на четырех японских миноносцах – «Сиракумо», «Асасиво», «Касуми» и «Акацуки». Начальник отряда Н.А.Матусевич решает атаковать неприятеля...

Русские корабли, пользуясь тем, что они находились в тени горного массива Ляотеньшаня, подбираются незамеченными к вражеским кораблям почти вплотную. Наконец, в 3:30 с расстояния в 8 кабельтовых, «Выносливый», а затем и остальные русские миноносцы открывают огонь. Яркие вспышки выстрелов на мгновение выхватывают окрашенные в серо-оливковый цвет борта кораблей, а затем все снова погружается в темноту...

Хоть для японцев нападение и являлось полностью неожиданным, они очень быстро опомнились, дали полный ход и открыли ответный огонь. «Касуми» и «Асасиво» сосредотачивают огонь на вырвавшемся вперед «Выносливом». Вскоре один из снарядов попадает в машинное отделение, и миноносец лишается хода. Японцы приближаются к застывшему кораблю с трех сторон и начинают заваливать его снарядами. И хотя русские артиллеристы своей меткой стрельбой наносят ощутимый ответный урон, ситуация на «Выносливом» быстро ухудшается. Вскоре в кормовой части вспыхивает пожар, а взрыв в боевой рубке ранит начальника отряда Н.А.Матусевича. Кормовая часть миноносца окутывается смутно белеющим в темноте облаком – из перебитых труб отработанного пара обеих машин бьет мощная струя...

Но тут на помощь товарищу подоспел «Властный». Ведя огонь из всех орудий, он приближается к японским кораблям вплотную, и командир В.А. Карцев принимает решение таранить ближайший к себе миноносец – «Асасиво». Но японцы разгадывают этот маневр и стопорят машины, намереваясь пропустить корабль мимо себя и нанести ему таранный удар в ответ. Карцев командует резкий поворот, «Властный» выпускает в борт «Асасиво» две торпеды и проскакивает мимо. Японский миноносец после двух взрывов начинает крениться и тонуть...

Через несколько минут к «Властному» подбирается «Касуми» и, высветив того прожектором, начинает обстрел. «Властный» отвечает, и японец, не выдержав огня, гасит прожектор и резко меняет курс...

«Внимательный» и «Бесстрашный» тем временем вдвоем ведут бой с «Акацуки». Вскоре после взрыва в машинном отделении у японцев выходит из строя паровая магистраль, и миноносец превращается в неподвижную мишень. Закрепить успех русским морякам не удается – японец исчезает во тьме, а русские миноносцы вступают в перестрелку с оказавшимся рядом «Кацуми».

Вскоре противники теряют друг друга в темноте, и русские начинают отходить к берегу Лаотеньшаня – здесь, согласно инструкции, находится точка рандеву. «Внимательный» берет на буксир наиболее тяжело поврежденный «Властный», и в 7:00 отряд успешно прибывает на базу...

Последний бой «Стерегущего»

Помилуй нас Бог всемогущий

И нашей молитве внемли!

Так истребитель погиб "Стерегущий"

Вдали от родимой земли…

Наступление утра ознаменовалось густым туманом, окутавшим прибрежные воды. «Стерегущий» и «Решительный», возвращающиеся на базу после ночного дозора, в проливе Ляотешань внезапно обнаруживают крайне неприятное соседство. Пересекающимся курсом с ними идут четыре японских миноносца – «Акебоно», «Сазанами», «Синономе» и «Усугумо». Внезапная встреча стала для моряков полной неожиданностью. Однако, на «Стерегущем» и «Решительном» сразу же сыграли боевую тревогу, и русские артиллеристы первыми открыли огонь по японцам из двух 75-мм и четырех 47-мм орудий.

Используя единственный шанс вернуться в Порт-Артур и не принимать невыгодный бой (японские корабли были быстрее - 31 узел против 27, а также лучше вооружены - 6 орудий на каждом японском миноносце против 3 на каждом русском), оба корабля пошли на прорыв. Шедший в голове «Решительный», обмениваясь выстрелами в упор с «Акебоно» и «Сазанами», проскочить успел. «Стерегущему» повезло меньше – один из первых же японских снарядов попадает в котельное отделение и повреждает оба котла с главным паропроводом. Миноносец начинает стремительно терять ход... Командир «Решительного» Боссе принимает решение продолжать отход в Порт-Артур, иначе, как написал потом в рапорте командир эскадры Макаров, «повернуть «Стерегущему» на выручку, значило потерять вместо одного миноносца - два»...

Тем временем японские корабли пошли на сближение с потерявшим ход «Стремительным». Русские артиллеристы мужественно и метко отстреливались, но силы были явно неравны. Один за другим в полубак миноносца попадают три снаряда, корежа и разламывая ходовую рубку. Фок-мачта кренится и падает на правый борт. Один из снарядов попадает прямо в носовое 75-мм орудие, снеся половину ствола и уничтожив весь расчет. В кочегарке вспыхивает пожар, но кочегарам П. Хасанову, А. Осинину и трюмному машинисту В. Новикову удается его потушить...

Через час с начала боя смолкает последнее 47-мм орудие, и жестоко искалеченный «Стремительный», окутавшись дымом пожаров и паром из пробитых котлов, закачался на волнах. Все пространство от носа до первой трубы завалено частями тел и трупами – здесь полегла половина команды. С пробитых более чем в 10 местах бортов не доносится ни единого звука – 45 из 49 матросов и все 4 офицера, включая командира корабля, лейтенанта Сергеева, были мертвы...

Но победа японцам далась нелегко – досталось всем четырем миноносцам. Особенно пострадал «Акебоно», получивший 27 попаданий и вынужденный выйти из боя досрочно, и «Сазанами», отмеченный 10 попаданиями.

Видя, что русский миноносец не подает признаков жизни, японцы прекратили обстрел и спустили шлюпку. Мичман досмотровой партии Хитара Ямазаки, на найдя на борту живых (все четверо выживших – В.Новиков, А.Осинин, Ф.Юрьев и И.Хиринский, по видимому, в тот момент находились без сознания от ран), крепит на носу «Стерегущего» буксирный канат, и «Сазанами» начинает буксировку. Однако, вода, беспрепятственно вливающаяся в трюм сквозь несколько пробоин ниже ватерлинии, делает буксировку затруднительной – через 20 минут «Стерегущий» проседает и обрывает буксирный канат...

Из-за горизонта тем временем появляются дымы – вице-адмирал Макаров, узнав у вернувшегося «Решительного» о беде «Стерегущего», на крейсерах(?) «Новик» и «Баян» выходит навстречу врагу. Но к японским миноносцам уже успели присоединиться 5 крейсеров, а также приближалась броненосная эскадра, поэтому Макаров был вынужден вернуться обратно.

«Стерегущий» тем временем у всех на глазах медленно погружается под воду. Четверых оставшихся в живых моряков подбирают японцы...

Так как погиб «Стерегущий»?

Погибаю, но не сдаюсь!

Девиз моряков Императорского Военно-морского флота

Сегодня основное здание музейного комплекса, расположенное на Новой площади, 34, закрыто на затяжную реконструкцию. Открытие обновленного музея ожидается в 2018 году. Однако любители науки и старинной техники могут увидеть большую часть коллекции на партнерских площадках столицы.

История Политехнического музея

Строительство музея в 1871 году стало результатом кропотливой работы, которую провела группа энтузиастов во главе с профессорами Московского университета. Благодаря им Городская Дума выделила 500 тысяч рублей вкупе с земельным участком в Лубянском проезде. А на Лубянской площади Политехнический музей оказался после демонтажа в 1966 году сооружения, в котором размещался императорский Комитет Человеколюбивого Общества. Это здание более известно истории, как Шиповская крепость или дом Шипова.

Открытие музейного комплекса состоялось в 1872 году на временной площадке на улице Пречистенка. Пять лет спустя в соответствии с проектом зодчего Монигетти центральная часть музея была построена. Работами руководил Шохин. Южное крыло комплекса было возведено уже по чертежам самого Шохина. Но строительными артелями в 1883 году управляли Вебер и Машков. В 1896 году было завершено правое крыло музея. В общей сложности строительные работы, включая сооружение Северного корпуса, длилось порядка трех десятилетий.

На данный момент Политехнический музей являет собой образец крупнейшего научно-технического музея России. И сравните его можно с . Он хранит более 190 тысяч экспонатов, около 150 уникальных коллекций по различным сферам науки и техники. Экспозиции демонстрируют историю становления науки и техники на всем пространстве Старого Света. Для юных посетителей музея уготованы интересные экскурсии с объяснениями принципов действия многочисленных технических гаджетов. При музее функционирует Политехническая библиотека, хранящая около 3 млн печатных материалов.

В 2010 году тогдашний президент Медведев поручил разработать проект создания Музея науки на базе фонда Политехнического музея. Открытый конкурс по реставрационным работам выиграли британские строители, которые пообещали к 2018 году подготовить нечто фантастическое для Музея науки России.

Коллекция Политехнического музея

На начало 2013 года фонд музея насчитывал почти 230 тысяч экспонатов. Все 150 коллекций имеют статус государственных или мировых собраний науки и техники. По большой части фонд комплекса включает научно-технические типологические собрания, которые в свою очередь состоят из концептуальных и серийных моделей и предметов техномира. Это позволяет формировать коллекции таким образом, чтобы была понятна четкая историческая градация техники.

Особое место в экспозиции музея занимают коллекции транспортных средств Автомобили, Мотоциклы, Велосипеды. Вокруг единственного русского автомобиля дореволюционной эпохи постоянно толпится народ. Как говорят сотрудники музея, 100-летний эксклюзивный Руссо-Балт К12/20 является жемчужиной собрания.

Среди вычислительной техники выделяются редкие авторские устройства, такие как самосчеты Буняковского, оригинальный экземпляр ЭВМ Урал, одна из рядовых моделей арифмометра Однера, Сетунь, гидроинтегратор Лукьянова, не имеющая аналогов в мире вычислительная машина, базирующаяся на троичной логике.

Техника, представленная фондом Радиоэлектроника и связь, рассказывает историю создания и развития радиовещательных приемников, приборов для записи и проигрывания звука, передачи данных на дальние расстояния. Собрание Телефонные аппараты познакомит юных посетителей музея с прообразами современных беспроводных телефонов. Думается, для взрослых понять принцип работы первых телефонов и телеграфных устройств также будет интересно. Центральным экспонатом коллекции считается аппарат Шиллинга 1832 года.

Где разместится музей на время реконструкции

На время восстановительных работ фонды музея и библиотека разместились на территории предприятия АЗЛК в Текстильщиках. Многочисленные временные выставки будут устраиваться на ВДНХ. К примеру, в павильоне 26 будет открыта выставка "Россия делает самостоятельно".

Вообще, на ВВЦ с регулярностью будут устраиваться временные экспозиции. При этом служители музея говорят, что благодаря инфраструктуре экспозиционного комплекса многие теоретические разработки музейных технологий и коммуникаций будут претворены в жизнь. При открытии они активно будут применяться в обновленном месте.

В 2015 году московские власти обещают сдать в эксплуатацию новое здание под нужды научно-общественного центра Политехнического музея и МГУ, которое соорудят на Воробьевых горах. По соседству располагается учебный корпус Шуваловский и фундаментальная библиотека. В новом здании музей получит современный кинотеатр с кинолентами научного характера, лекционные залы, галерею Science-Art, научные лаборатории, кафе, выставку Математика. Вместительность кинотеатра составит 1500 мест, а весь комплекс будет размещен на площади 40 тысяч м2.

Исторические факты

Датой основания музея считается 1872 год. По инициативе энтузиастов была открыта политехническая выставка в честь 200-летия Петра Великого.

Музейное здание на Новой площади включено в список архитектурного наследия Москвы. Над ним трудились выдающиеся зодчие своего времени - Монигетти, Вебер и Каминский.

Первоначально в здании музея должна была разместиться коллекция прикладных знаний. Первая экспозиция включала в себя 9 разделов, непосредственно связанных с прикладными науками.

Во время I Мировой войны в помещениях музея разместили военный лазарет, функционировал рентгенологический кабинет, активно применявшийся ведущими московскими клиниками. После Октября в здании устраивались народные собрания, в рамках которых выступали Дзержинский, Ленин.

Большая аудитория - одна из ведущих научных площадок столицы, располагается в здании Политехнического музея. Она открылась в 1907 году под влиянием роста популярности демонстрационных научных опытов. Здесь же происходили научные и литературные диспуты. В разное время с местной кафедры выступали Бор, Блок, Тимирязев, Мечников, Окуджава, Евтушенко.

В 1930 году уникальную экспонатуру распределили по трем новым разделам: фундаментальному, сельскохозяйственному и заводскому; научные лаборатории потеряли исследовательский характер и трансформировались в центры по переквалификации рабочих. Но всесоюзная выставка "Наши достижения" продемонстрировала грандиозные победы науки СССР. Ввиду этого было решено открыть на базе выставки Политехнический музей.

В 1980 году он становится основным музеем на просторах СССР, всецело сохранившим историю советской и русской науки и техники.

В 2013 году начнется реконструкция Политехнического музея, которая продлится 5 лет - на это время все экспонаты перевезут в павильоны ВВЦ. Открытый конкурс на проект реконструкции музея был объявлен Фондом Политехнического музея весной этого года, и сейчас в Политехе проходит выставка архитектурных проектов. Определит победителя 29 сентября попечительский совет Фонда развития музея, в качестве консультанта выступает Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». The Village побывал на выставке, узнал подробнее обо всех четырех проектах и поговорил с архитектурным критиком Григорием Ревзиным о их плюсах и минусах.

ЗАДАЧИ КОНКУРСА:

  • превратить внутренние дворы в «Город инноваций» и «Площадь инноваций»;
  • спроектировать учебные пространства и библиотеку;
  • сохранить историческое здание, одновременно сделав его современным;
  • увеличить площадь экспозиции.

ПРОЕКТ #1: ARUP СОВМЕСТНО С
NAOKO KAWAMURA & JUNYA ISHIGAMI (ЯПОНИЯ)

КОНЦЕПЦИЯ: МУЗЕЙ-САД




Японские архитекторы предлагают идею музея-сада: вырыть под зданием четырёхметровый котлован до самого основания и разбить под ним парк. Фактически территория объединится с двумя парками по обеим сторонам музея и станет единым зелёным массивом. Это обеспечит удобный подход к зданию. Высадить деревья планируют и вокруг музея, и во внутренних дворах. Гулять в парке смогут все желающие. Cоздание крыши над внутренними дворами может полностью изменить привычный вид здания, поэтому архитекторы предлагают использовать прозрачную, почти незаметную кровлю из специальной плёнки - внутри круглый год будет поддерживаться микроклимат. Исторический облик Политехнического музея архитекторы предполагают полностью сохранить и передать реставраторам.

Григорий Ревзин: «Дзюнья Исигами - очень модный на сегодняшний день архитектор, можно сказать, надежда современной архитектуры. Он предлагает идею музея-парка. Музей автоматически становится активной частью городской среды. В принципе, этот подход самый модный на сегодняшний день, потому что здесь предлагается другой путь к восприятию техники, нежели мы привыкли. Это то, что называется сегодня friendly, то есть техника не пугает и не побеждает природу, а сливается с ней. Буквально растёт, как травка в саду.

Если говорить об образе музея, который здесь возникает, то это напоминает археологические раскопки, когда опускается уровень здания на несколько метров, показывается историческая отметка, где он стоял, и как бы снимается культурный слой. Этот проект отлично решает первый вопрос, связанный с коммуникацией в городе, - он его органично вписывает в жизнь города».

ПРОЕКТ #2: «СТУДИЯ 44» (РОССИЯ)

КОНЦЕПЦИЯ: МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЕДИНОЕ
ЗДАНИЕ С АТРИУМАМИ И ПЕШЕХОДНЫМИ ПАССАЖАМИ


Российская «Студия 44 » основана в 1991 году, это одно из первых частных архитектурных бюро в Санкт-Петербурге. Возглавляет его Никита Явейн, экс-глава городского комитета контроля и охраны памятников истории и культуры. Один из наиболее заметных проектов студии - масштабная реконструкция залов Главного штаба для музейного комплекса Эрмитажа. Кроме того, среди проектов компании числятся и проект транзитного Ладожского вокзала.





Российские участники конкурса из бюро петербургского архитектора Никиты Явейна предлагают сделать вход в музей через метро: для этого должен появиться новый переход от «Лубянки» до «Китай-города» с ответвлением к подвалу Политехнического. Исторически сохраняется только фасад: все внутренние стены предлагают снести, оставив только основания. Главным недостатком нынешнего здания Никита Явейн считает отсутствие внутренней связи, когда в разные части музея приходится заходить с разных подъездов. Столь радикальное решение позволяет сделать музей циркулирующим, с панорамными лифтами и «передвижными театральными ложами», которые также могут служить витринами для экспонирования различных объектов.

Освобожденное от старых стен здание получается универсальным пространством для выставок. Внутренние дворы сделают крытыми атриумами с просторными пешеходными пассажами и двумя центральными площадками: «Городом инноваций» и «Площадью инноваций». Застеклят и часть тротуара со стороны Новой площади - под «колпаками» тоже можно будет выставлять экспонаты.

Григорий Ревзин: «Это единственный российский архитектор, имеющий недавний опыт реконструкции большого государственного музея. Никита Игоревич выступил здесь как очень радикальный человек, решающий большие государственные задачи. Предложение у него замечательное, но как его решать, пока совершенно непонятно. Через этот переход идут тысячи людей каждый день, и музей автоматически становится центром района. Разумное с точки зрения транспорта и доступности предложение трудно осуществимо: я не представляю, как Министерство культуры будет решать вопрос с руководством метрополитена, это вообще разные финансовые задачи.

Также у Никиты Игоревича очень радикальный подход и к исторической части здания: если Исигами говорит, что всё надо оставить реставраторам, то несмотря на то, что Никита Игоревич был председателем петербургского Главного управления охраны памятников, к этому памятнику он относится жестко. С точки зрения музейной функции свободные пространства без стен - это великолепно, но с точки зрения охраны памятников - караул».

ПРОЕКТ #3: LEESER ARCHITECTURE (США)

КОНЦЕПЦИЯ: «НЕБЕСНАЯ ГАЛЕРЕЯ»

Leeser Architecture - американское архитектурное бюро, известное своим инновационным подходом к дизайну и интеграцией новых технологий в физическое пространство. Основано в 1989 году архитектором Томасом Лизером, который и является главой компании на сегодняшний день. Среди крупных проектов бюро - Олимпийская деревня в Куинсе (США), жилая комплексная резиденция «Оазис» (Дубай, ОАЭ), Музей искусств (Лонг-Бич, Калифорния), Центр биотехнологий Университета имени Гете (Франкфурт-на-Майне, Германия).



Проект американских архитекторов в чем-то повторяет японцев: здесь также появляется нижний цокольный этаж, только без парка, а со свободным входом. Кроме того, добавляется ещё один этаж сверху - огромный стеклянный купол под названием «Небесная галерея», откуда открывается вид на весь центр. Это превратит Политех в важную туристическую достопримечательность, а также даст музею дополнительное выставочное пространство. Чтобы подчеркнуть галерейность нынешнего здания, через центральные зоны музея проведут «Прямую знаний и идей». Внутренний двор инноваций оснастят гидравлическим полом с электронным управлением, так что пространство сможет изменяться в зависимости от события. В итоге Политехнический может быть не только выставочной зоной, но и клубом, площадкой для концертов, показов мод и других культурных мероприятий.

Григорий Ревзин: «В центре Москвы вообще есть проблема, что на него трудно посмотреть сверху - стеклянный этаж решает эту проблему. Это, конечно, дико современно и создает музею городскую идентичность и узнаваемость. Подобная конструкция была реализована несколько лет назад в музее Акрополя, рядом с Парфеноном - это действительно такой большой аттракцион. И хотя касательно таких больших кусков стекла есть сомнения (разве их можно делать такими большими?), но такую конструкцию вполне можно сделать, немного изменив проект. Проблема в том, что силуэт музея сильно изменяется, а он является объектом охраны».

ПРОЕКТ #4: NEUTELINGS RIEDIJK ARCHITECTS И
«ПРОЕКТ МЕГАНОМ» (НИДЕРЛАНДЫ-РОССИЯ)

КОНЦЕПЦИЯ: СТЕКЛЯННЫЙ ЗАЛ
В ВИДЕ РАКЕТЫ В ЗДАНИИ МУЗЕЯ

«Проект Меганом» - российское архитектурное бюро. Создано в 1999 году Юрием Григоряном, Александрой Павловой, Ильей Кулешовым и Павлом Иванчиковым. Сегодня «Меганом» входит в число самых востребованных творческих групп России. На счету компании - десятки реализованных проектов, победа во многих профессиональных конкурсах. В 2007 году по версии фестиваля «Арх-Москва» признано лучшим архитектурным бюро столицы. Среди крупных проектов значатся универмаг «


Совместный проект голландских и российских архитекторов предполагает создание пешеходных пассажей по всей площади музея. Под землей построят паркинг, через который можно попасть во внутренний двор и оттуда на экспозицию. Все тротуары вокруг Политеха засадят деревьями и таким образом соединят скверы от Лубянской до Славянской площадей, спрятав музей в новой зелёной зоне. Главная особенность проекта - это гигантский стеклянный зал, напоминающий ракету и помещенный на крышу. Так новое пространство станет ещё одним полноценным выставочным залом с отличным видом на город. Архитекторы также предлагают углубить основание здания и сделать там свободные дворы.

Григорий Ревзин: «Голландские и российские коллеги делают проект, в принципе, очень похожий на американский. Принципиальная разница тут в том, что здесь не просто прямоугольный зал, а гигантская ракета, что-то типа космического корабля, приземлившегося на здание. Эффектно, но не совсем ново: такая вещь была построена лет семь назад в одном английском научно-техническом музее, у них там таким образом был сделан павильон космоса.

Это достаточно рискованная конструкция: с одной стороны, очень приятно и красиво, когда такое строят, с другой стороны, страшно, что это всё к черту упадет. Поэтому мне кажется, что он не такой практичный, как американский: там просто куб на музее, а здесь целая ракета, которая держится даже не на здании, а на стеклянной кровле. В этом плане американский проект безопаснее, хотя по эффектности не уступает. Тем более этот проект мне кажется достаточно агрессивным для Москвы».

Политехнический музей – национальный музей истории науки и техники, один из крупнейших научно-технических музеев мира.
Музей был создан в 1872 г по инициативе Российских ученых-просветителей, членов Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии.
Идея создания Политехнического музея сформировалась в шестидесятые годы XIX века. Страна переживала эпоху реформ Александра II. Формировался фундамент отечественного капитализма, требовались новые технические идеи и знания.
23 сентября 1872 года высочайшим повелением императора Александра II был учрежден Комитет для устройства в Москве Музея прикладных знаний и управления им. Его почетным председателем стал великий князь Константин Николаевич. В состав Комитета вошли также московский генерал-губернатор В. А. Долгоруков, московский городской голова И. А. Лямин, вице-президент ИОЛЕАиЭ А. Ю. Давидов, профессор А. П. Богданов, директор Императорского технического училища В. К. Делла-Вос.
Основой для будущего музея стала часть экспонатов Всероссийской Политехнической выставки 1872 года, посвященной 200-летию со дня рождения Петра I. Политехническая выставка разместилась в центре Москвы во временных павильонах. Большинство из них представляли собой небольшие деревянные постройки в «русском стиле». «Гвоздем» выставки стал павильон Морского отдела, выстроенный целиком из металла и стекла. Металлический каркас здания был выполнен из рельсов на заводе Путилова в Петербурге. Современники приняли павильон с восторгом. И. Репин писал: «Из всех павильонов Морской отдел очень хорош, по крайней мере, общеевропейская вещь».
Наиболее значительным по представленной экспозиции стал Технический отдел. Здесь можно было наблюдать в действии десятки промышленных и кустарных производств: от токарных станков до водокачки.
После закрытия Политехнической выставки экспонаты перевезли в помещение на Пречистенке, и 12 декабря 1872 года Политехнический музей впервые открыл свои двери для посетителей. В числе первых поступлений в музей с выставки были коллекции по истории фотографии, мореходных инструментов, метеорологических приборов, коллекции мер, гальванопластики. Особое место занимал подарок музею от изобретателя гальванопластики академика Б. С. Якоби – первая его работа 1838 года, образцы различных гальванопластических произведений из меди, железа, никеля и латуни с железным барельефом самого изобретателя.
Для полноценной работы площадей музея становится не достаточно, поэтому начинается строительство собственного большого здания на Лубянской площади. Проект этот осуществляется под руководством архитектора И.А.Монигетти, который известен сооружением Морского отдела Политехнической выставки, Аничкого дворца в Петербурге и парковых построек в Царском селе.
Строительство музея ведется на протяжении 30 лет. Над его обликом трудились архитекторы Н. А. Шохин, А. Е. Вебер, князь Г. И. Макаев. В 1896 году было возведено правое крыло, в 1907 г. - левое, куда вошла, ставшая вскоре знаменитой Большая аудитория.
Все эти годы в Политехническом музее выступают с лекциями такие выдающиеся ученые, как Столетов, Яблочков, Тимирязев, Менделеев, Жуковский.
Постоянно пополняется его коллекция, здесь можно ознакомиться с последними изобретениями в области инженерной мысли.
Деятельность Политехнического музея отражает все политические и исторические изменения в жизни России. Сразу после Октябрьской революции он становится ареной жарких политических баталий и приобретает еще одно направление деятельности - политическое.
В 1920-е годы отмечается активизация научно-исследовательской работы музея, пополняются фонды, открываются новые лаборатории. Но, к сожалению, не обходится без потерь: изымаются «идеологически чуждые» экспонаты и увольняется часть сотрудников.
В 1930-х годах Политехнический часто принимает у себя известных людей, среди них Н.Бор, Л.Фейхтвангер, знаменитые челюскинцы и летчики: Чкалов, Байдуков и Беляков совершившие беспосадочный перелет Москва-Нью-Йорк.
Во время Великой Отечественной войны музей закрывают для посещения, но он продолжает вести работу, направленную уже на решение оборонных задач. В 1944 году восстанавливается прежний режим работы.
Бурное развитие новых направлений науки в послевоенные годы приводят к появлению в музее новых разделов и экспозиций: ядерная энергетика, химия полимеров. Космическая эра, открытая Советским Союзом, приносит в Политехнический музей новые экспонаты в раздел Космонавтики.
В 1970-е годы Политехнический музей входит в состав международной организации музеев - ИКОМ. А с 1991 года Указом Президента России музей объявлен особо ценным объектом культурного достояния страны.
13 января 2013 года музей был закрыт на реконструкцию.