Внеклассное мероприятие по литературе "Хлеб — всему голова!" (5–9-е классы). Ладони, пахнущие хлебом

Привет, вот твое

Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе.
Повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное,
2. Не знаю, где приют твоей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла...
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла...
Повествовательные, невосклицательные, 1 предложение сложноподчи­ нённое, 2 - сложное с разными видами связи: между 1 и 2 - бессоюзная, между 2 и 3 - подчинительная.
(предложение с обращением).
Знá-ю
з - [з] - согл., зв., тв.
н - [н] - согл., зв., тв.
а - [á] - гласн., ударн.

3. Да, так любить, как любит наша кровь,
Никто из вас давно не любит!
Забыли вы, что в мире есть любовь,

1 предложение: повествовательное, восклицательное, сложное, бессоюзное. 2 предложение: повествовательное, восклицательное, сложносочиненное.
4. Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном, ветхом шушуне.

5. В туче, солнце заступающей,
Прокатился гулкий гром,
Ангел, радугой сияющий,
Золотым взмахнул крестом...
Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное.
6.
Гром за усадьбой грохотал,
Шумела тополей аллея,
На стекла сумрак набегал.
Повествовательное, невосклицательное, сложное бессоюзное.
7. И нужно мне под русским небом,
Чтоб каждый день и каждый миг
Ладони, пахнущие хлебом,
Я чуял на плечах моих.
Повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное.



Повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное.

(Повествовательное, невосклицательное, сложное бессоюзное: 1. дву­ составное, полное, распространенное, неосложненное; 2. двусоставное, полное, распространенное, неосложненное; 3. двусоставное, полное, рас­ пространенное, неосложненное). , , .
4. Эпитеты: горестная земля, сырая ночь, в ветхом шушуне, гулкий гром, золотым крестом.
Метафоры: лицо сияло.
Олицетворение: кровь любит; любовь жжет, губит; на стекла сумрак на- бегал, мороз-воевода дозором обходит владенья.

Цели мероприятия:

  • познакомить детей с заповедями русского народа о хлебе;
  • показать, что во все времена хлеб был и остается основой жизни человека;
  • воспитывать бережное отношение к хлебу.

Задачи мероприятия:

  • обеспечить развитие самостоятельного применения знаний в различных ситуациях.

Оборудование мероприятия: Репродукция картины И.Шишкина “Рожь”, пословицы, загадки о хлебе, собранные детьми, сочинения детей о хлебе, персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, меловое оформление классной доски, свежая выпечка, хлеб, каравай, самовар с бубликами.

Ход мероприятия.

1 Выступающий:

Слава
Миру на земле!
Слава
Хлебу на столе!

2 Выступающий:

Вот он - хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой;
Вот он – теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.

3 Выступающий:

В нем здоровье наше, сила,
В нем душевное тепло;
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом – тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.

1 Выступающий:

Слава
Миру на земле!
Слава
Хлебу на столе!
Слава тем,
Кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!

Учитель. Какие впечатления у вас возникли от услышанного? Почему? Как вы думаете, какие слова могут служить девизом нашего мероприятия? Почему вы так считаете? Так о чем пойдет речь на нашей встрече?

Учитель.

Хлеб! Какое краткое, но емкое слово?
Хлеб! Он заключает в себе историю человечества!
Хлеб! Он символ богатства!
Хлеб! Он может поставить на ноги, может на колени.

Есть хлеб - будет жизнь! Хлеб и жизнь, эти два слова стоят рядом. Вечна жизнь, вечен хлеб. Они неотделимы друг от друга.

Нет ничего превыше хлеба.
В нём наш исток и наш итог.
Как будто солнце с неба,
Пшеничный катится поток.

Трудно, пожалуй, невозможно назвать другую тему, которая затрагивала бы каждого человека столь кровно.

Хлеб всегда был в почете у людей… Хлеб, хлебушко, хлеб-батюшка, хлеб-кормилец, - так ласково и уважительно называют его в народе. Это не только продукт питания… Хлеб- мерило достатка, символ благополучия, человеческой доброты. Хлеб - наша гордость, богатство, сила…

“Хлеб дар Божий”, – говорит русский народ о хлебе и с почтительностью относится к этому дару, который спасает от голода.

Докажите, что хлеб – дар Божий. Какие еще пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?

(Учащиеся приводят примеры пословиц о хлебе и дают им толкование)

Учитель: Этими и другими пословицами человек определил роль хлеба в своей жизни.

А что же говорят поэты о хлебе?

Ученики: (Читают наизусть)








Н.Рыленкова.

На свете я видела хлеба немало-
Крестьянка его из печи вынимала
И клала на стол, осеняя крестом,
И он отдыхал, накрытый холстом.

В горнице пахло сильно и сладко,
Хлеб грозным казался, как имя отца.
За трапезой ели его без остатка-
Ни корки, ни крошки, ломоть - до конца.

На свете я видела хлеба немного.
Его отмеряли так скудно, так строго.
Его запивали крутым кипятком,
Его называли не хлебом – пайком.

С соломой, с мякишем, с трухой, со жмыхами
Он все же казался желанней всего!
И матери тайно и тяжко вздыхали,
Когда на частицы делили его.

На свете я видела хлеба разливы:
Мешки, бункера, элеваторы, нивы.
Он золотом лился, волною бежал,
Горой на токах деревенских лежал.

И если примечу кусок в небрежье-
В грязи придорожной, в подножной пыли,
То самое первое сердца движенье-
Поднять и спасти это чудо земли.

Елена Благинина.

Учитель: Откуда пришел к нам хлеб в Россию?

(Ответы учащихся)

Сегодня к нам на встречу пришли ученые.

Доктор исторических наук (ученик) расскажет об истории хлеба.

Доктор исторических наук (ученик) :

Первыми хлебопеками были египтяне. Они пекли хлеб в виде лепешек на горячих от солнца камнях. В Египте они ели пресный хлеб. В жарком климате, тесто быстро закисало и его выбрасывали. Но нашлись люди (видимо бедные) , которые стали из кислого теста печь хлеб – кислый хлеб. Так родился новый вид хлеба – кислый хлеб. Вначале в Европе ели пшеничный и ячменный хлеб, а с 17 века стали употреблять ржаной хлеб. С 19 века хлебопечение тало самостоятельной профессией.

Учитель:

Изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей, живущих на Земле. К. Темирязев сказал: “Тот, кто сумеет вырастить два колоса на том месте, где вырос один – навеки заслужит благодарность человечества”. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булочки, буханки, такие привычные, всякому доступные, вобрали в себя великий труд. Не одного человека, не двух, не трех. Труд многих людей.

День и ночь – и в палящий зной, и в дождь – идет битва за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай всегда выстрадан хлеборобами. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и,наконец, выпечь хлеб.

Семена, машины, механизмы, удобрения, элеваторы, пекарни – все это необходимо для того, чтобы получить хлеб. Его стоимость складывается из стоимости машин и механизмов, всех работ, связанных с обработкой земли, посевом, уборкой урожая.

Ладони, пахнущие хлебом.

Кому, какой дается жребий,
Какая песня под луной,
А я взрастал на черном хлебе,
То хлеб земли моей родной.

Его солил я крупной солью
И запивал воды глотком,
С ним по широкому раздолью
Ходил за плугом босиком.

Я молотил и веял жито,
За стол садился не спеша,
Я знал: в ржаной ковриге скрыта
Всей доброты земной душа.

Святая мудрость землепашца
В ней навсегда воплощена.
Ни возгордиться, ни зазнаться
Не даст в дороге мне она.

И нужно мне под русским небом,
Чтоб каждый день и каждый миг
Ладони, пахнущие хлебом,
Я чуял на плечах моих.

Николай Рыленков.

Доктор экономических наук:

Хлеб – народное богатство. Каждому гражданину нашей страны надо помнить о настоящей цене хлеба. Его стоимость вовсе не та, что определяется рублями, которые мы платим в магазине, а другая – это цена огромного человеческого труда, затраченного на выращивание и изготовление хлеба.

На Руси всегда было почтительное отношение к хлебу. Считалось большим преступлением бросить даже его маленький кусочек. Не бросайте хлеб, обращайтесь с ним бережно! Помните: если каждый из нас выбросит в день пол ломтика хлеба, то за год наберется 7 кг. если их умножить на число людей живущих в нашей стране, то получится, что все мы выбросили хлеб, который выращивали свыше 350 колхозов. 3,5 млн. человек участвовало в производстве выброшенного нами хлеба. Вдумайтесь в эти цифры!

Учитель:

Хлеб был всегда в почете на Руси
Ее просторов главное богатство
Его ты хочешь цену знать?
Спроси:
Тебе ответить могут “ленинградцы”.

1 ведущий.

Во время блокады Ленинграда пришлось резко снизить нормы выдачи хлеба жителям города. Рабочие получали в день 250 гр, а остальные жители – 125 гр. Этот хлеб состоял из небольшого количества муки, древесной целлюлозы, жмыха, отрубей и других примесей. И все-таки он помог ленинградцам не только выстоять, но и победить.

2 ведущий.

История борьбы и сопротивления ленинградцев образец стойкости человеческого духа. Однажды стала выходить из строя одна из немногих печей, выпекавших хлеб. Чтобы устранить неисправность, нужно было остановить печь, охладить ее и только тогда ремонтировать. Но главный механик Н.А. Лобода понимал, чем это грозит ленинградцам, сколько жизней может унести не выпеченный во время ремонта хлеб. И он, облившись водой, полез в раскаленную печь и устранил неисправность. В печи, уже сделав работу, Николай Антонович потерял сознание. Товарищи его вытащили, и он остался жив. Ленинградцы получили хлеб, а Лобода за свой подвиг был награжден боевым орденом.

3 ведущий.

Это было в Ленинграде, в 50-е годы. На Невском проспекте около реки Мойки вдруг затрезвонили трамваи (тогда они еще ходили по Невскому проспекту), загудели машины, засвистели милиционеры, и как-то резко остановилось все движение. По проезжей части дороги шла пожилая женщина, вытянув вперед руки. Ругались водители, что-то кричал вагоновожатый, шумела толпа, но женщина шла вперед, преграждая путь транспорту. Потом она что-то подняла, прижав руки к груди, пошла обратно. Подойдя к шумевшей толпе, протянула руки, и все увидели кусок изуродованного хлеба, вернее, остатки того, что было хлебом. Как он попал на проезжую часть дороги – объяснить трудно. Видимо кто-то слишком сытый не переживший блокаду, бросил кусок хлеба. А, потом, у поэта Р. Рождественского родились такие строки.

На Невском замерло движенье...
Не ночью, нет – средь бела дня.
На мостовой, как изваянье,
Фигура женщины видна.
Там, на дороге, как во сне,
Седая женщина стояла –
В ее протянутой руке
Горбушка черная лежала.
Нет, не горбушка, а кусок,
Обезображенный бездушьем,
Размятый множеством машин.
И все забывшим равнодушьем...
А женщина держала хлеб.
И с дрожью в голосе шептала:
Кусочек этот бы тогда
И сына б я не потеряла.
Кусочек этот бы тогда…
Кто осквернил? Кто позабыл?
Блокады страшные года
Кто, бросив на дорогу хлеб,
Забыл, как умирал сосед?
Детей голодные глаза

Учитель: Сопереживать людям, брать на себя их душевную боль – значит понимать ценность хлеба и при сегодняшнем изобилии хлеба – бояться потерять его.

Ребята, для чего нужен хлеб? (Ответы учащихся)

Выходят дети, инсценируют “Что самое ценное в нашей жизни?” (Приложение №1)

Рассказ учителя: Есть еще одна народная сказка, очень мудрая, про богача, который был так жаден, что согласился продать душу дьяволу, если он выполнит одно его условие: все, к чему он будет прикасаться, должно превращаться в золото!

Дом у него стал золотым, стулья были из золота, спал на золотой кровати, укрывался золотым покрывалом. Захотелось богачу покушать. Потребовал себе еду, но что ни брал в руки, все становилось золотым. Так и умер богач от голода.

Какой вывод можно сделать? (Ответы учащихся)

Русский народ никогда не считал главным в жизни деньги.

“Не держи денег в узлу, а держи хлеб в углу”.
“Ел бы богач деньги, кабы убогий его хлебом не кормил”.

Учитель: На вопрос: “ Для чего нужен хлеб”, – ответит доктор медицинских наук.

Доктор медицинских наук: По подсчетам ученых-медиков взрослый человек съедает в день около 500 гр. Хлеба, а при тяжелой физической работе около 800 гр. Хлеба В хлебе от 4,7% до 7% белка, и от 40 до 45% углеводов, ежедневно обеспечивающих человека 1000-16000 килокалориями энергии. Это значит, что почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности человека получается из хлеба. В нем много минеральных солей и витаминов. Свежий хлеб, безусловно вкуснее. Многие не едят даже слегка зачерствелый. Однако надо помнить, что свежий хлеб, тем более еще теплый, отягощает деятельность желудка, плохо переваривается. Его не рекомендуют даже здоровым людям, и он должен быть совершенно исключен из питания тех, кто страдает заболеваниями желудка или кишечника. Им полезен хлеб вчерашний или подсушенный.

Какие заповеди давал русский народ о хлебе? Прочитайте текст “Заповеди русского хлеба” (Приложение №2) и ответьте на вопросы:

Почему легкого хлеба не бывает?
- Назвать приметы посевов хлеба. (Ответы учащихся)

Учитель: В нашей столовой был проведен рейд по использованию хлеба. Рейд показал, что отходы хлеба минимальные. Но удивило равнодушие учащихся,когда падал хлеб на пол, все проходили мимо и никто не подобрал.

“Хлеб”

Кто землю сам пахал, тот за столом
Разрежет хлеб, не уронив ни крошки,
Стянув, на свежей скатерти узлом
В дни страды исхоженные стежки.
Я тоже в поле вырос и окреп,
Шел не прохожим по родному краю,
И по тому, как люди ценят хлеб,
Себе друзей в дорогу выбираю.

Н.Рыленков.

Учитель:

“Хлеб – соль”, – говорят люди и желают счастья.
“Хлеб – соль”, – говорят люди и желают мира.

Нужны нам и мясо, и фрукты –
Однако, коль строго судить
Жить можно без многих продуктов –
Без хлеба вовек не прожить
Всему голова и основа
В нем труд хлеборобов, их пот
И хлебушком – ласковым словом
Зовет его часто народ.
Какое без хлеба застолье?
Еще с незапамятных дней
Не зря на Руси хлебом – солью
Встречают желанных гостей.

К.Мусорни.

Учитель:

Как величают героев труда?
- Как чествуют дорогих гостей?
- Ребята, почему издавна на Руси давались самые святые клятвы?

Дорогих гостей встречают с хлебом и солью, молодоженов на свадьбах осыпают зерном и пшеницей, новорожденных клали в опару.

С хлебом человек рождался, с хлебом жил.

Давайте осуществим 1 из заповедей: вручим каравай нашим гостям.

“Каравай”

Поскорее накрывай стол скатеркой чистой, -
Перед нами каравай с корочкой душистой!
Круглобок, и маслян он, в меру крут, посолен –
Пахнет солнечным теплом, пахнет знойным полем.
Режь, да ешь от всей души, силы набирайся,
Лишь напрасно не кроши, хлебом не швыряйся.
Чтобы в добрый светлый час хлеб на стол явился,
Кто – то встал чуть раньше нас и крепко потрудился!

Учитель: Я вам советую выбирать себе в друзья тех ребят, которые уважают хлеб, ценят его. Помните, какой ценой выстрадан хлеб, помните о людях, которые вложили в него свой труд.

Рыба – вода,
Ягода – трава,
А хлеб голова.
Хлеб будет – всё будет!

Русский язык

О доблестях о подвигах о славе
Я забывал на горестной земле
Когда твое лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе.

(А. Блок)

Не знаю, где приют своей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла…
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий
В котором ты в сырую ночь ушла…

(А. Блок)

Да, так любить, как любит наша кровь,
Никто из вас давно не любит!
Забыли вы, что в мире есть любовь
Которая и жжет и губит!

(А. Блок)

Пишут мне что ты тая тревогу
Загрустила шибок обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

(С. Есенин)

В туче, солнце заступающей,
Прокатился гулкий гром,
Ангел, радугой сияющий,
Золотым взмахнул крестом…

(И. Бунин)

То разрастаясь то слабея,
Гром за усадьбой грохотал
Шумела тополей аллея,
На стекла сумрак набегал.

(И. Бунин)

И нужно мне под русским небом
Чтоб каждый день и каждый миг
Ладони, пахнущие хлебом,
Я чуял на плечах моих.

13.06.2013 13:45:03

Людмила Ефремовна Скотникова: «В крестьянской семье, в которой я выросла, лодырей не было. Мама коневод-зоотехник, отец землеустроитель. Наше село Луковниково Тверской области - обычное, но милее этих мест для меня до сих пор не найти. Отцу по работе пришлось переехать в 1960 году в Махачкалу Дагестанской АССР. Здесь окончила школу и поступила в сельскохозяйственный институт на экономический факультет. Институтскую суету вспоминаю с удовольствием. Активно участвовала в общественной жизни курса, являлась старостой, охотно занималась легкой атлетикой. Все производственные практики мы проходили в колхозах, собирали виноград. Но всегда знала, что вернусь в Россию. Получив право выбора после окончания вуза, приехала в Тульскую область.

С 1 сентября 1979 года стала главным бухгалтером одного из лучших хозяйств Узловского района - колхоза «Восход». Ох, и трудно дался первый самостоятельный годовой отчет. Спасибо мудрому председателю П.П.Казаченко и моему заместителю Н.С.Ачеусовой - справилась. Многому научилась я у своего первого руководителя. Школа Казаченко помогла стать настоящим специалистом. Мне повезло, опыт работы под началом такого умного и талантливого человека, каким является Петр Петрович Казаченко, кандидата сельскохозяйственных наук, а ныне хозяина одного из лучших фермерских хозяйств области, не прошел даром. Все новейшие технологии внедрялись в первую очередь в «Восходе»: коллективный подряд, арендный подряд, оплата труда от валового дохода. Широко развернулось строительство производственных и социальных объектов. Мне, как главному бухгалтеру, «скучать» не приходилось, работала с полной отдачей.

Жизнь менялась, перестройка не пошла на пользу нашему славному хозяйству. Колхоз стал разваливаться на глазах. Пути выхода из сложной ситуации искали, но напрасно. «Восход» еле-еле сводил концы с концами. В районе начался процесс слияния предприятий, такая судьба ожидала и наш коллектив. Но люди решили: «Будем выбираться самостоятельно». На общем собрании в июле 2002 года меня избрали председателем. После мучительных раздумий согласилась. Команда подобралась стоящая. Опыта тоже накопила, ведь в течение двух лет трудилась заместителем председателя. Предстояло возрождать гордое имя хозяйства. За прошедшее время полностью отремонтировали фермы; увеличили поголовье крупного рогатого скота на 50%, после чего увеличилась и продуктивность дойного стада. Занялись свиноводством и откормом КРС. Восстановили комбайны и тракторы. Вновь занялись выращиванием картофеля, нашего фирменного товарного знака. В людях нашла поддержку и полное доверие. И сейчас работа продолжается, хотя трудностей у селян хватает. Теперь я генеральный директор.

Вся моя жизнь связана с «Восходом». Супруга нашла среди механизаторов. Сейчас он заведует гаражом. Вырастили сына и дочь, подрастает внучка. Семейство Скотниковых растет и это очень радует. В нашей семье принято делиться проблемами, муж и дети - мои главные помощники и дома, и на работе.

В свободное время люблю читать и смотреть телевизор. Этого времени не слишком много, но стараюсь уделить минутку и себе, никогда не забываю, что я женщина. Самыми ценными качествами женщины-руководителя считаю деликатность, такт, образованность и профессионализм. Сегодня представительницы слабого пола выращивают половину продовольственной продукции. Я горжусь делом рук своих и рада, что не подвела, оправдала доверие селян. Уверена наша жизнь такая, какой мы ее делаем собственными руками. Как заметил поэт Николай Рыленков, много писавший о крестьянском труде.

С 13 по 17 февраля 2014 года на Смоленщине в библиотеках, школах, культурных учреждениях состоялись встречи и вечера, посвящённые 105-летию со дня рождения Николая Ивановича Рыленкова. 15 февраля в Рославле, на родине поэта побывала делегация, в её составе В. Макаренков, поэт, председатель регионального отделения Союза российских писателей, поэт Б. Скотневский, секретарь Союза российских писателей (в этом году он стал лауреатом литературной премии им. Н.И.Рыленкова, на этих мероприятиях она и была ему вручена). От Смоленской областной организации Союза писателей России приняла участие и сделала выступление В. Суханова, поэт, писатель-историк, краевед.
В эти дни, посвящённые Н.Рыленкову, активное участие в мероприятиях приняли члены Союза писателей России: Юрий Пашков – старейшина смоленской литературы, ученик Н.И.Рыленкова, Анатолий Александров, писатель-историк, профессор, знавший поэта лично, Наталья Егорова, Вера Суханова, Анастасия Самофралийская, Татьяна Харитонова, Николай Кеженов, Владимир Королёв, Тамара Лосева, Николай Чепурных, Лина Меркулова, Любовь Сердечная.
О литературно-музыкальном вечере «Кто стремится к людям – тот творит, самого себя преображая» 17 февраля в Смоленской областной универсальной библиотеке им. А.Т.Твардовского мы уже . Ниже приведен текст выступления Олега Дорогань, председателя Смоленской областной организации Союза писателей России, поэта, писателя-публициста, критика-эссеиста:

Ты не притча и не причуда,

Не прибежище и не профессия,

Ты всегда ожидание чуда,

Потому-то ты и поэзия.

Эти строки Николая Ивановича Рыленкова посвящены Борису Пастернаку, это эпитафия этому бессмертному поэту. И сам Николай Иванович был поэтом высокой поэтической культуры. Когда я впервые познакомился с его стихами «Ладони, пахнущие хлебом», «Апрель» и «В юности мы спрашивали часто…», помещёнными в школьную хрестоматию, я сразу их запомнил наизусть и полюбил этого поэта:

Кому какой даётся жребий,

Какая песня под луной,

А я взрастал на чёрном хлебе.

То хлеб земли моей родной.

Сразу приводила в волнение искренность и правдивость его стихов, его авторской интонации, богатство его жизненного опыта, основанного на крайней нужде и бедности, и воплощённого очень точно, ёмко и убедительно, мало того, так всеобъемлюще.

В этом стихотворении отразилось и трудное крестьянское детство поэта, и его зрелость, в немалой степени подпитанная книжной мудростью.

Я знал: в ржаной ковриге скрыта

Всей доброты земной душа.

Святая мудрость землепашца

В ней навсегда воплощена.

Ни возгордиться, ни зазнаться

Не даст в дороге мне она.

И нужно мне под русским небом,

Чтоб каждый день и каждый миг

Ладони, пахнущие хлебом,

Я чуял на плечах моих.

Подкупала рифма «землепашца – зазнаться», и как оказалось впоследствии, Николай Рыленков был мастер необычных звучных рифм, в т.ч. сложносоставных, состоящих не только из двух слов «труд свой – сотрутся», «угадано – назад оно», «нельзя – не льстя», «по лесу – полосу», и даже из трёх слов – как рифма «ровесник – есть в них».

Или ещё сложносоставная рифма: «заласканы – за лацканы»:

Мы с детства не были заласканы.

Нас провожала в путь гроза,

Сама судьба брала за лацканы,

Смотрела прямо нам в глаза.

Потом эту рифму я встретил у Р.Рождественского. Понятно, молодые эстрадники «жадно цапали» у старшего поколения всё, что у них было новаторски интересного.

Однако поиск таких рифм Н.Рыленков не делал самоцелью, они возникали у него естественно и спонтанно. Он оставался в рамках традиций, привнося в них новаторские приёмы. Недаром одну из своих литературоведческих книг он так и назвал «Традиции и новаторство».

А как порадовали меня его весенние, чуточку бурлескные стихи об Апреле – как о живом человеке, просто завораживал образ водицы-снежницы, прежде всего, необычным звучанием своим (одна из книг поэта была так им и названа «Снежница).

Улыбнись мне, Апрель – золотые ресницы,

Принеси мне в ладонях водицы-снежницы.

Той чудесной водою глаза я промою,

И пойду за тобою дорогой прямою.

Н.Рыленков попал делегатом на Первый съезд Союза писателей СССР в 1934 г., о стихах его хорошо отозвался Максим Горький. От его взора не укрылось, что свой языковой колорит лирики Н.Рыленков черпал из фольклора трёх братских народов – русского, украинского и белорусского, что определилось местом рождения молодого поэта.

В 1936 году он стал секретарём Смоленской организации Союза писателей страны. Но не сразу в полной мере определилась его творческая самобытность. В отличие от своего земляка А.Т. Твардовского, уже заявившего о себе как об одном из наиболее интересных и значительных поэтов советской эпохи, Николай Рыленков шёл к своему признанию тернистой и долгой дорогой. Несмотря на успешное начало, он не боялся ученичества, и этот период у него затянулся на полтора десятилетия. Не об этом ли он написал в своём стихотворении «Дубок», где все деревья распустились, расцвели, только дубок оставался в сторонке, не выставляя себя напоказ:

Дубок

Мой приятель лесник говорил мне, бывало, не раз:

- Верь тому, кто себя не спешит выставлять напоказ.

Погляди на дубок, что стоит на опушке лесной.

Позже всех он весной расправляет свой лист вырезной,

И так медленно-медленно тянется вверх от земли,

Что берёзы и вётлы давно его переросли.

Но коренья в земле укрепил он, и дай только срок,

Всех оставит в тени ставший дубом вчерашний дубок,

Встретит бурю любую, спокоен, суров и велик… -

Я слова твои помню, мой старый приятель лесник.

Не так ли и дар поэта, и его душа: пока не почувствует зрелости своей, под спудом копит силы, вызревает, не любит публичности. Не торопясь создал он Рыленков и свой образный словарь, и свою особую интонацию лирической беседы. В раздумьях о предназначении поэта, об истинном и ложном в поэзии Н.Рыленков обращался к опыту великих предшественников. Всегда стремится он постичь тайну их вековечного слова. О ремесле поэта, о его непростой доле Николаем Рыленковым написано немало стихов, приведу две миниатюры:

Если пальцев ни разу перо тебе не обожгло,

Не когтили в ночи тебя строчки, что сам сочинил,-

Поищи поскорее другое себе ремесло,

Не надейся, что песня возникнет из пены чернил.

***

Не сетуй, что перо в руке всё тяжелее,

Не капелька чернил, а жизнь висит на нём.

Теперь, всю суету отвергнув не жалея,

Ты скажешь только то, что душу жжёт огнём.

Одно время критики упрекали его за якобы пассивное любование природой, за описательное отношение к природе, отсутствие гражданских мотивов в лирике. На самом деле, Николай Рыленков гражданствен уже в том, что был он поэтом смыслов, и прежде всего смысла бытия, их искал и находил в изображении природы и в тихой лирике. Ему были присущи обострённое чувство правды, нравственно-этические искания поэзии, характерны раздумья, особенно в 50–60-е годы, о Родине, о стране детства, о преемственности поколений, об отечественной истории, об ответственности человека перед прошлым и будущим.

И работал он в разных жанрах. Освоил многие поэтические формы, написал ряд поэм, а также написал прозаические произведения – рассказы, очерки, повести «Великая Росстань», «На старой Смоленской дороге», автобиографическую трилогию: «Сказка моего детства», «Мне четырнадцать лет», «Дорога уходит за околицу». Чист и ёмок язык этой прозы – настоящий русский язык со всеми присущими только ему оттенками душевности – скромности и застенчивости, простоты и ясности, улыбчивости и грусти.

Писал он критические и литературоведческие статьи, эссе. Кроме того, был он и переводчиком. Проявлением «доброй души» поэта (так названа книга о нем) явились и его переводы поэтов соседней Смоленщине Белоруссии. Хорошо известен его стихотворный пересказ «Слова о полку Игореве», он былопубликован в газете «Литературная Россия», вышел отдельной книжкой, и затем неоднократно переиздавался.

Дар Рыленкова, судя по его творениям, отличался пластичностью и музыкальностью. «Книгу песен» составили его стихи, на которые было написано немало песен. А его стихи о М. Глинке и Бетховене вошли в антологию «Музыка в зеркале поэзии».

Поэт умел соединить незримой связью душу природы и душу человека. В его лирике, прежде всего, видна интеллигентность, но эта интеллигентность не чуждается своей крестьянской родословной, (дорожит связью с народным словом, с народным взглядом на жизнь.). Самобытности он добивается не яростным утверждением непохожести на других, а отбором таких слов и выражений, которые несут в себе одновременно естественность и свежесть, искренность и сердечность. Не случайно с особой силой талант Рыленкова раскрылся в его любовной и пейзажной лирике.

В последние годы жизни Николай Рыленков работал и в жанре эпитафии, и довольно рано ушёл из жизни, в 60 лет, оставаясь на посту председателя Смоленской областной писательской организации. Его хорошо помнят ныне живущие члены нашей организации и Юрий Васильевич Пашков, его ученик, и Евгений Петрович Алфимов, получивший от Николая Ивановича рекомендацию для поступления в Союз писателей СССР, и Анатолий Андреевич Александров, автор многотомного художественно-исторического исследования «Две ставки».

И все мы гордимся этим. В нынешнем году мы отмечаем не только 105-летие со дня рождения Н.И.Рыленкова, не стоит забывать, 23 июня исполнится 45 лет со дня его смерти.

Это был настоящий поэт, у которого есть чему поучиться и с кого взять жизненный и творческий пример; даже уводя в область духа, он возвращает нас к земным непреходящим ценностям, учит обретать надёжную почву под ногами.