Куприн гранатовый браслет тема любви. «Тема любви в рассказе «Гранатовый браслет

Александр Иванович Куприн - выдающийся русский писатель начала ХХ века. В своих произведениях он воспевал любовь: неподдельную, искреннюю и настоящую, не требующую ничего взамен. Такие чувства дано испытать далеко не каждому человеку, а разглядеть их, принять и отдаться им среди бездны жизненных событий, способны лишь единицы.

А. И. Куприн - биография и творчество

Маленький Александр Куприн потерял отца, когда ему был всего год. Его мать, представительница старинного рода татарских князей, приняла судьбоносное для мальчика решение переехать в Москву. В 10 лет он поступил в Московскую военную академию, полученное образование сыграло заметную роль в творчестве писателя.

Позже он создаст не одно произведение, посвященное своей военной юности: воспоминания писателя можно узнать в повестях «На переломе (Кадеты)», «Прапорщик армейский», в романе «Юнкера». 4 года Куприн оставался офицером пехотного полка, но желание стать романистом не оставляло его никогда: первое известное произведение, повесть «Впотьмах», Куприн написал в 22 года. Жизнь армии еще не раз найдет отражение в его творчестве, в том числе и в наиболее значительном его произведении, повести «Поединок». Одной из важных тем, сделавшей произведения писателя классикой русской литературы, стала любовь. Куприн, виртуозно владея пером, создавая невероятно реалистичные, детальные и продуманные образы, не боялся демонстрировать реалии общества, обнажая самые безнравственные его стороны, как, например, в повести «Яма».

Повесть «Гранатовый браслет»: история создания

Работу над повестью Куприн начал в непростые для страны времена: закончилась одна революция, закружилась воронка другой. Тема любви в произведении Куприна «Гранатовый браслет» создается в противовес настроению общества, она становится искренней, честной, бескорыстной. «Гранатовый браслет» стал одой такой любви, молитвой и реквиемом по ней.

Повесть была опубликована в 1911 году. За ее основу была взята реальная история, которая произвела на писателя глубокое впечатление, Куприн практически полностью сохранил ее в своем произведении. Изменению подвергся лишь финал: в оригинале прототип Желткова отказался от своей любви, но остался жив. Самоубийство, которым закончилась любовь Желткова в повести - это лишь другая интерпретация трагического окончания невероятных чувств, позволяющая максимально полно продемонстрировать разрушительную силу черствости и безволия людей того времени, о чем и повествует «Гранатовый браслет». Тема любви в произведении является одной из ключевых, она детально проработана, а то, что история создана на основе реальных событий, делает ее еще более выразительной.

Тема любви в произведении Куприна «Гранатовый браслет» находится в центре сюжета. Главная героиня произведения - Вера Николаевна Шеина, супруга князя. Ей постоянно приходят письма от тайного воздыхателя, но однажды поклонник преподносит ей дорогой подарок - гранатовый браслет. Тема любви в произведении начинается именно здесь. Посчитав такой подарок неприличным и компрометирующим, она рассказала о нем своему мужу и брату. Воспользовавшись связями, они легко находят отправителя подарка.

Им оказывается скромный и мелкий чиновник Георгий Желтков, который, случайно увидев Шеину, полюбил ее всем сердцем и душой. Он довольствовался своей позволяя себе изредка писать письма. Князь явился к нему с разговором, после чего Желтков почувствовал, что он подвел свою чистую и непорочную любовь, предал Веру Николаевну, скомпрометировав ее своим подарком. Он написал прощальное письмо, где попросил свою любимую простить его и послушать на прощание сонату для фортепиано №2 Бетховена, а затем застрелился. Эта история встревожила и заинтересовала Шеину, она, получив разрешение у мужа, отправилась на квартиру покойного Желткова. Там она впервые в жизни испытала те чувства, которые не признавала на протяжении всех восьми лет существования этой любви. Уже дома, слушая ту самую мелодию, она понимает, что потеряла шанс на счастье. Так раскрывается тема любви в произведении «Гранатовый браслет».

Образы главных героев

Образы главных героев отражают социальные реалии не только того времени. Эти роли характерны для человечества в целом. В погоне за статусом, материальным благополучием человек снова и снова отказывается от самого главного - светлого и чистого чувства, которому не нужны дорогие подарки и громкие слова.
Образ Георгия Желткова - главное тому подтверждение. Он не богат, ничем не примечателен. Это скромный человек, не требующий ничего взамен своей любви. Даже в предсмертной записке он обозначает ложную причину своего поступка, чтобы не навлечь беду на любимую, равнодушно отказавшуюся от него.

Вера Николаевна - молодая женщина, привыкшая жить исключительно в соответствии с устоями общества. Она не чурается любви, но не считает ее жизненной необходимостью. У нее есть муж, который смог дать ей все, что ей было необходимо, и она не считает возможным существование других чувств. Так происходит до того, пока она не сталкивается с бездной после смерти Желткова - то единственное, что может будоражить сердце и вдохновлять, оказалось безнадежно упущенным.

Главная тема повести «Гранатовый браслет» - тема любви в произведении

Любовь в повести - это символ благородства души. Этого нет у черствого князя Шеина или у Николая, черствой можно назвать и саму Веру Николаевну - до момента поездки на квартиру покойного. Любовь была высшим проявлением счастья для Желткова, ему не требовалось больше ничего, он находил блаженство и великолепие жизни в своих чувствах. Вера Николаевна видела в этой безответной любви лишь трагедию, ее поклонник вызывал у нее лишь жалость, и в этом кроется главная драма героини - она была не способна оценить красоту и чистоту этих чувств, это отмечает каждое сочинение по произведению «Гранатовый браслет». Тема любви, по-разному истолкованная, неизменно будет встречаться в каждом тексте.

Предательство любви совершила сама Вера Николаевна, когда отнесла браслет мужу и брату - устои общества оказались для нее важнее единственного светлого и бескорыстного чувства, которое имело место в ее эмоционально скудной жизни. Она понимает это слишком поздно: то чувство, которое встречается раз в несколько сотен лет, исчезло. Оно легко коснулось ее, но она не смогла разглядеть этого прикосновения.

Любовь, приводящая к саморазрушению

Сам Куприн ранее в своих очерках как-то выразил мысль, что любовь - это всегда трагедия, она содержит в равной степени все эмоции и радости, боль, счастье, радость и смерть. Все эти чувства помещались в одном маленьком человеке, Георгии Желткове, который видел искреннее счастье в безответных чувствах к холодной и недоступной женщине. Его любовь не имела взлетов и падений, пока в нее не вмешалась грубая сила в лице Василия Шеина. Воскрешение любви и воскрешение самого Желткова символично происходит в момент прозрения Веры Николаевны, когда она слушает ту самую музыку Бетховена и плачет у акации. Таков «Гранатовый браслет» - тема любви в произведении полна печали и горечи.

Главные выводы из произведения

Пожалуй, главной линией является тема любви в произведении. Куприн демонстрирует глубину чувств, которые далеко не каждая душа способна понять и принять.

Любовь у Куприна требует отказа от моралей и норм, насильственно навязанных обществом. Для любви не нужны деньги или высокое положение в обществе, но она требует от человека гораздо большего: бескорыстности, искренности, полной самоотдачи и самоотверженности. Хочется отметить следующее, заканчивая анализ произведения «Гранатовый браслет»: тема любви в нем заставляет отрекаться от всех социальных ценностей, но взамен дарует истинное счастье.

Культурное наследие произведения

Огромный вклад в развитие любовной лирики сделал Куприн: «Гранатовый браслет», анализ произведения, тема любви и ее изучение стали обязательными в школьной программе. Это произведение также неоднократно экранизировалось. Первый фильм по мотивам повести вышел уже через 4 года после публикации, в 1914 году.

Им. Н. М. Загурского в 2013 году поставил одноименный балет.

В одиннадцатой главе повести автор подчеркивает мотив судьбы. Княгиня Вера, которая никогда не читала газет, опаса­ясь испачкать руки, вдруг разворачивает как раз тот лист, где напечатано объявление о самоубийстве Желткова. Этот фраг­мент произведения переплетается со сценой, в которой генерал Аносов говорит Вере: «…Почем знать? - может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Не случайно княгиня вновь вспоминает эти слова. Создается впечатление, что Желтков действительно был послан Вере судьбой, а она не смогла разглядеть в душе простого теле­графиста самоотверженное благородство, тонкость и красоту.

Своеобразное построение сюжета в творчестве А.И. Купри­на заключается в том, что автор делает читателю своеобразные знаки, помогающие предугадать дальнейшее развитие повест­вования. В «Олесе» это мотив гадания, в соответствии с кото­рым складываются все дальнейшие взаимоотношения героев, в «Поединке» - разговор офицеров о дуэли. В «Гранатовом браслете» знаком, предвещающим трагическую развязку, явля­ется сам браслет, камни которого похожи на капельки крови.

Узнав о смерти Желткова, Вера понимает, что предчувст­вовала трагический исход. В прощальном послании к возлюб­ленной Желтков не скрывает всепоглощающей страсти. Он буквально обожествляет Веру, обращая к ней слова из молит­вы «Отче наш…»: «Да святится имя Твое».

В литературе «Серебряного века» были сильны богобор­ческие мотивы. Желтков, решаясь на самоубийство, совершает величайший христианский грех, ведь церковь предписывает терпеть любые духовные и физические муки, посланные чело­веку на земле. Но всем ходом развития сюжета А.И. Куприн оправдывает поступок Желткова. Не случайно главную герои­ню повести зовут Вера. Для Желткова, таким образом, понятия «любовь» и «вера» сливаются воедино. Перед смертью ге­рой просит хозяйку квартиры повесить браслет на икону.

Глядя на покойного Желткова, Вера, наконец, убеждается в том, что в словах Аносова была правда. Своим поступком бед­ный телеграфист смог достучаться до сердца холодной красави­цы и растрогать ее. Вера приносит Желткову красную розу и це­лует его в лоб долгим дружеским поцелуем. Только после смерти герой получил право на внимание и уважение к своему чувству. Только собственной гибелью он доказал истинную глубину сво­их переживаний (до этого Вера считала его сумасшедшим).

Слова Аносова о вечной исключительной любви становят­ся сквозным мотивом повествования. В последний раз они вспоминаются в повести, когда по просьбе Желткова Вера слушает вторую сонату Бетховена («Аппассионату»), В фина­ле же повести А.И. Куприна звучит другой повтор: «Да свя­тится имя Твое», не менее значимый в художественной струк­туре произведения. Он еще раз подчеркивает чистоту и возвышенность отношения Желткова к возлюбленной.

Ставя любовь в один ряд с такими понятиями, как смерть, вера, А.И. Куприн подчеркивает значимость этого понятия для жизни человека в целом. Не все люди умеют любить и сохра­нять верность своему чувству. Повесть «Гранатовый браслет» можно рассматривать как своеобразное завещание А.И. Купри­на, обращенное к тем, кто пытается жить не сердцем, а рассуд­ком. Их правильная с точки зрения рационального подхода жизнь обречена на духовно опустошенное существование, ибо только любовь может дать человеку истинное счастье.

Тема любви – одна из самых главных в мировой и русской литературе с момента ее возникновения. Это чувство имеет самые разные определения, но, пожалуй, самым всеобъемлющим является определение евангельское: “Тайна сия велика есть”. К пониманию великой тайны Куприн и ведет читателя всей системой образов новеллы “Гранатовый браслет”.

Тайну Божьего дара любви, чистую и единственную, высокую до самопожертвования, созидающую высокую атмосферу нравственности, автор воплотил в образе “маленького человека” Желткова.

Новелла открывается описанием наступающей осени по принципу контраста. В половине августа погода “отвратительная”. Ей сопутствуют “густой туман, мелкий, как водяная пыль, дождик, превращающий глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь”, свирепый ураган, “сирена на маяке ревела, точно бешеный бык”…Деревья раскачивались…, “точно волны в бурю”.

К началу сентября погода резко меняется. “Тихие безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле. На обсохших сжатых полях, на колючей желтой щетине заблестела слюдяным блеском осенняя паутина. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья”.

Этот контрастный пейзаж, удручающий и радостный, как бы предваряет естественную перемену в жизни княгини Веры Николаевны Шеиной и чиновника контрольной палаты Желткова, где гармонично сольются воедино Божественная чистота и трагедия, прозрение и вера в любовь вечную, неземную. Душевное состояние Веры Николаевны автор дает через призму отношения к природной красоте, растворенной в необъятном мире бытия.

“Она очень радовалась наступившим прелестным дням, тишине, уединению, чистому воздуху, щебетанию на телеграфных проволоках ласточек…”.

От природы чуткая, она уже “давно” утратила чувство любви к мужу. Они дружили и заботились друг о друге.

Вера интуитивно ищет ответ на вопрос, есть ли любовь и как она проявляется.

Жажду любви и наивность замужних сестер автор объясняет сложившимся стереотипом во многих поколениях, где любовь подменяется привычкой, удобствами. Автор и поведет свою героиню вместе с читателем к истинной любви, на престол, на алтарь которой возложена жизнь.

На протяжении всего повествования Желтков – тайный влюбленный Веры Николаевны

Шеиной, редко напоминающий о себе письмами. Для родных Веры он представляется смешным, незначительным. Василий Львович, муж Веры, неглупый, милосердный, много места отводит Желткову в домашнем юмористическом журнале, изображает его карикатурный воображаемый портрет. То Желтков трубочист, то монах, то деревенская баба, то он присылает Вере флакон от духов, наполненный слезами. В такой сниженной манере Шеин изображал ущербность “маленького человека”, дерзнувшего полюбить женщину не своего круга.

Вероятно, князь Шеин в минуту встречи с Желтковым понял свое паясничанье, поскольку даже Николай Николаевич Тугановский мгновенно увидел благородство Желткова. Он всматривается в необычный облик мужчины, видит в нем внутреннюю работу души: “худые, нервные пальцы, бледный, нежное лицо, детский подбородок”.

Это внешние черты человека, утонченно воспринимающего мир, дополняются штрихами его психологических переживаний перед Василием Львовичем и Николаем Николаевичем. Желтков растерялся, губы помертвели, вскочил, дрожащие руки забегали и т.д.

Все это и характеризует человека одинокого, не привыкшего к такому общению.

В новелле слово “обрыв” имеет прямое значение и обретает смысл образа – символа. Вера живет на обрыве, перед которым бушует море. Она боится смотреть с обрыва. Желтков постоянно мысленно там, на обрыве.

Речь его перед гостями, пришедшими лишить его того, чем он живет, была прыжком в бездну с обрыва. С детской прямотой он скажет то, чем наполнена душа: “Посылка браслета была еще большей глупостью. Но…я не в силах ее разлюбить никогда… Заключить меня в тюрьму? Но я и там найду способ дать ей знать о моем существовании. Остается только одно – смерть…”

Желтков бросается с “обрыва” в небытие, когда слышит по телефону Веру: “ Ах, если бы Вы знали, как мне надоела эта история”.

Облик Желткова, речь, поведение всколыхнули Шеина. Он вдруг увидел перед собой живого человека “с невыплаканными слезами”, с “громадной трагедией души”. Шеин понял, что это не сумасшедший, а любящий человек, для которого не существовала жизнь без Веры.

Вера слышит от квартирной хозяйки полные материнской любви и скорби слова: “Если бы вы знали, пани, что за чудный человек был”. От нее Вера узнает, что гранатовый браслет он просил повесить на икону Божьей Матери. И холодная Вера берет из рук квартирной хозяйки написанное для нее последнее письмо Желткова с нежностью, читает строчки, адресованные ей, единственной: “Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Если Вы обо мне вспомните, то сыграйте или попросите сыграть сонату D-dur № 2. ор.2 ”.

Итак, любовь Желткова, вечная и единственная, бескорыстная и самоотверженная, дар Творца, за которую он с радость идет на смерть. Любовь Желткова исцеляет Веру и двух мужчин от гордыни, душевной сухости, рождает в душах этих людей милосердие.

В семье у Веры любви между супругами не было, хотя они чувствовали себя удобно и уверенно. На любовь и не было спроса, о чем свидетельствует разговор Веры с Яковом Михайловичем Аносовым.

— Люди в наше время разучились любить. Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел.

— Ну как же так, дедушка? Зачем клеветать? Вы ведь сами были женаты. Значит все-таки любили?

— Ровно ничего не значит, дорогая Верочка.

— Возьмите хоть нас с Васей. Разве можно назвать наш брак несчастливым? Аносов долго молчал. Потом протянул неохотно:

— Ну, хорошо… скажем – исключение…

Умный Аносов, любящий и Веру, и Анну, весьма сомнительно соглашается с Верочкиным понятием о счастье. Сестра Анна и вовсе мужа терпеть не могла, хотя родила двух детей.

Он один среди героев повествования чувствует запах роз в этот осенний вечер: “ Как розы пахнут… Отсюда слышу”. Ему Вера вдела в петлицу генеральского пальто две розы. Первая любовь генерала Аносова связана с девушкой, перебиравшей сухие лепестки роз.

Тонкий запах роз напомнил ему случай из жизни – смешной и грустный. Это вставной рассказ в новелле “Гранатовый браслет” , с началом и концом.

“Вот иду по улице в Бухаресте. Вдруг на меня повеял сильный розовый запах… Между двух солдат стоит прекрасный хрустальный флакон с розовым маслом. Они смазали им сапоги и также оружейные замки.

— Что это у вас такое?

— Какое-то масло, Ваше высокоблагородие, клали в кашу, да не годится, так и рот дерет, а пахнет хорошо”.

Следовательно, тонкий аромат солдатам не нужен, кругозор не тот, необходимости в красоте нет. Путь к вершине духа, красоте, вершине благородства труден и длинен.

Образ розы, символ любви и трагедии, пронизывает ткань новеллы от начала до конца. Они и в виде сухих лепестков, и в виде уже изготовленного масла, несомненно, являются параллелью ко всем тем историям любви, которые рассказывает дедушка, тем, которые наблюдает сам читатель в среде действующих персонажей.

Образ розы живой, красной, как кровь, возникает как невозможное явление осенью в руках у Веры Николаевны. Она ее положила к голове умершего в знак признания его неземной любви. Такой же цвет и в гранатовом браслете, только это другой символ, символ трагедии, “точно кровь”.

Понявши силу любви Желткова, Вера прикована к музыке Бетховена. И шептали ей волшебные звуки слова восторженной любви: “Да светится имя твое”. Осознанная вина растворяется в ее обильных слезах. Душу наполняют звуки равносильные словам:

“Успокойся, дорогая, успокойся. Ты обо мне помнишь? Ты ведь моя единственная и последняя любовь. Успокойся, я с тобой”.

И она ощутила его прощение. Именно музыка их объединила в этот скорбный день первой встречи и прощания, как объединяла все восемь лет Веру и Желткова, когда он впервые увидел ее на концерте, где звучала музыка Бетховена. Музыка Бетховена и любовь Желткова является художественной параллелью новеллы, что и предваряется эпиграфом к новелле.

L. Von Bethoven. 2 Son. (op.2, № 2)
Largo Appassionato

Таким образом, все художественные средства: живая речь, вставные повествования, психологические портреты, звуки и запахи, детали, символы — делают авторское повествование яркой картиной, где любовь является главным мотивом.

Куприн убеждает, что любовь у каждого своя. То она подобна осенним розам, то это подобие сухих лепестков, то любовь приняла пошлые формы и снизошла до житейского удобства и маленького развлечения. Любовь, о которой грезят женщины, Куприн сосредоточил на образе Желткова. Его любовь – Божий дар. Его любовь преобразует мир. Куприн убеждает читателя, что “маленький человек” может обладать богатейшей душой, способной внести благодатную лепту в совершенствование человеческой нравственности. Как важно понять это до наступления трагедии.

В жизни каждого человека любовь всегда занимает особое место. Поэты и писатели воспевают это чувство. Ведь именно оно дает ощутить радость бытия, возвысить человека над обстоятельствами и преградами, даже если любовь является безответной. Не является исключением и А. И. Куприн. Его повесть «Гранатовый браслет» - это шедевр всемирного литературного наследия.

Необычная повесть на обычную тему

Тема любви в произведении «Гранатовый браслет» занимает главное место. Повесть раскрывает самые тайные уголки человеческой души, именно поэтому она любима читателями самых разных возрастных групп. В произведении автор показывает, на что действительно способен человек ради настоящей любви. Каждый читатель надеется, что окажется способным чувствовать точно так же, как и главный герой этой повести. Тема любви в произведении «Гранатовый браслет» - это, прежде всего, тема взаимоотношений между полами, опасная и неоднозначная для любого писателя. Ведь очень сложно избежать банальности, описывая то, о чем говорилось уже тысячу раз. Однако писателю удается растрогать своей историей даже самого искушенного читателя.

Невозможность счастья

Куприн в своей повести рассказывает о прекрасной и неразделенной любви - это обязательно нужно упомянуть, проводя анализ произведения «Гранатовый браслет». Тема любви в повести занимает центральное место, ведь ее главный герой - Желтков - испытывает неразделенные чувства. Он любит Веру, однако не может быть с ней, потому что она совершенно к нему равнодушна. Помимо этого, все обстоятельства против того, чтобы они были вместе. Во-первых, они занимают разное положение на социальной лестнице. Желтков беден, он представитель совершенно другого класса. Во-вторых, Вера связана узами брака. Она никогда не согласилась бы изменить своему супругу, поскольку привязана к нему всей душой. И это лишь две причины, по которым Желтков не может быть с Верой.

Христианские чувства

При такой безнадежности вряд ли можно во что-то верить. Однако главный герой не теряет надежды. Его любовь была абсолютно феноменальной, он мог только дарить, ничего не требуя взамен. Тема любви в произведении «Гранатовый браслет» находится в центре сюжетной линии. И чувства, которые испытывает Желтков к Вере, носят оттенок жертвенности, присущей христианству. Ведь главный герой не бунтовал, он смирился со своим положением. Также он не ждал вознаграждения за свое терпение в виде ответной реакции. Его любовь не имела эгоистических мотивов. Желтков сумел отречься от самого себя, поставив на первое место свои чувства к возлюбленной.

Забота о любимой

При этом главный герой оказывается честным по отношению к Вере и ее супругу. Он признает греховность своей страсти. Ни разу за все годы, что он любил Веру, Желтков не переступил порог ее дома с предложением и никаким образом не скомпрометировал женщину. То есть он заботился о ее личном счастье и благополучии больше, чем о самом себе, а это и есть истинное самоотречение.

Величие тех чувств, которые испытывал Желтков, состоит в том, что он оказался способным отпустить Веру ради ее счастья. И сделал он это ценой собственной жизни. Он знал, что сотворит с собой после того, как растратит казенные деньги, однако пошел на этот шаг сознательно. И при этом главный герой не дал Вере ни единого основания считать, что она может быть в чем-либо виновата. Чиновник накладывает на себя руки из-за преступления, которое он совершил.

В те времена отчаявшиеся сводили счеты с жизнью, чтобы их обязательства не перекладывались на близких людей. И поэтому поступок Желткова казался логичным и никакого отношения к Вере не имевшим. Данный факт свидетельствует о необычной трепетности того чувства, которое Желтков имел к ней. Это самое редкое сокровище человеческой души. Чиновник доказал, что любовь может быть сильнее самой смерти.

Поворотный момент

В сочинении по произведению «Гранатовый браслет. Тема любви» можно указать, в чем состоял сюжет повести. Главная героиня - Вера - является супругой князя. Постоянно она получает письма от тайного поклонника. Однако однажды вместо писем приходит достаточно дорогой подарок - гранатовый браслет. Тема любви в произведении Куприна берет свое начало именно здесь. Вера расценила такой подарок как компрометирующий и все рассказала супругу и брату, которые легко отыскали, кто же был его отправителем.

Оказался им скромный госслужащий Георгий Желтков. Он случайно увидел Веру и полюбил ее всем своим естеством. При этом Желтков был вполне доволен тем, что любовь безответна. К нему является князь, после чего чиновник чувствует, что подвел Веру, ведь он скомпрометировал ее дорогим гранатовым браслетом. Тема трагической любви в произведении звучит лейтмотивом. Желтков попросил у Веры прощения в письме, попросил ее послушать сонату Бетховена и покончил с собой - застрелился.

Трагедия Веры

Данная история заинтересовала Веру, она попросила у супруга разрешения побывать на квартире покойника. В анализе произведения «Гранатовый браслет» Куприна тема любви должна быть рассмотрена подробно. Учащемуся следует указать, что именно на квартире у Желткова она ощутила все те чувства, которых ни разу не испытывала на протяжении всех 8 лет, пока Желтков ее любил. Дома, слушая ту самую сонату, она поняла, что Желтков мог сделать ее счастливой.

Образы героев

Можно кратко описать и образы героев в анализе произведения «Гранатовый браслет». Тема любви, избранная Куприным, помогла ему создать таких персонажей, которые отражают общественные реалии не только своей эпохи. Их роли применимы ко всему человечеству. Образ чиновника Желткова является тому подтверждением. Он небогат, у него нет особых достоинств. Желтков - совершенно скромный человек. Ничего он не требует взамен своих чувств.

Вера - это женщина, которая привыкла подчиняться правилам общества. Конечно, она не отказывается от любви, но и не считает ее жизненной необходимостью. Ведь у нее есть супруг, который может дать ей все необходимое, поэтому чувства ей не нужны. Но так происходит лишь до того момента, пока она не узнает о смерти Желткова. Любовь в произведении Куприна символизирует благородство человеческой души. Этим чувством не могут похвастать ни князь Шеин, ни сама Вера. Любовь была самым высоким проявлением души Желткова. Не требуя ничего, он умел наслаждаться великолепием своих переживаний.

Мораль, которую может вынести читатель

Также нужно сказать и о том, что тема любви в произведении «Гранатовый браслет» выбрана Куприным неслучайно. Читатель может сделать такой вывод: в мире, где на первый план выходит комфорт и ежедневные обязательства, ни в коем случае нельзя относиться к любимому человеку как к чему-то само собой разумеющемуся. Нужно ценить его так же, как и себя, чему нас и учит главный персонаж повести Желтков.

Пример истинной любви - отношения между Мастером и Маргаритой. Героиня была готова на все ради любимого. Она пошла на сделку с дьяволом, согласилась стать королевой на балу у сатаны, сгубила свою бессмертную душу. Все это далось ей нелегко, но открыло возможность встретиться с любимым. Любовь подталкивает человека на совершенно разные поступки. Даже то, что с первого взгляда кажется бесчестным, может быть оправдано с точки зрения любви.

М. Горький "Старуха Изергиль"

Любовь к людям - важное нравственное качество личности. Для Данко счастье людей было важнее собственного благополучия. Чтобы вывести людей из леса, герой жертвует жизнью: он вырывает из своей груди сердце и освещает им путь. Цель Данко, совершившего , по-настоящему благородна. Он помог людям выйти из леса и начать новую жизнь. Но люди не вспомнили о герое, а ведь именно ему они обязаны спасением.

Л.Н. Толстой "Война и мир"

Истинная любовь - это чувства Пьера Безухова по отношению к Наташе Ростовой. Он любил девушку уже тогда, когда ее женихом был Андрей Болконский. Но Пьер не мог позволить себе лишнего, потому что князь Андрей - его друг. Пьер руководствовался своими высокими нравственными принципами, герой не мог позволить себе совершить . Он поддержал Наташу в трудное для нее время, всегда был готов прийти на помощь. Настоящая любовь проявилась в благородных поступках Пьера. Ведь важнее всего уважение к человеку, которого любишь, и близким для него людям.

А. Куприн "Гранатовый браслет"

Желтков, ничем не примечательный человек, оказывается способным на истинную любовь. Вера Шеина - женщина, ставшая смыслом его жизни. Будучи обыкновенными чиновником, Желтков понимал, что она, княгиня, ему не пара. Но это не мешало настоящим чувствам. Желтков не намеревался завоевать Веру Николаевну, не мешал ей жить. Любовь была для него высшим счастьем. Желтков решил свести счеты с жизнью, чтобы не мешать объекту своей любви. Это не трусость, а обдуманный поступок. Герой ушел из жизни, благодаря судьбу за то, что ощутил настоящую любовь. Желтков отдал Вере Николаевне самую дорогую вещь, которая у него была - гранатовый браслет.

В. Кондратьев "Сашка"

Сашка влюблен Зину и надеется, что это взаимно. Но он узнает, что девушка уже любит другого. Герой сожалеет об этом, но не осуждает Зину. Сашка понимает, что это абсолютно нормальный, оправданный поступок, тем более в военное время. Он уважает девушку и принимает данную ситуацию как должное, не мешая ей быть счастливой.

Джек Лондон "Мартин Иден"

Руфь Морз - источник вдохновения, лучшая мотивация к развитию и самосовершенствованию для Мартина Идена. Обещая себе во что бы то ни стало добиться любви девушки, Мартин Иден начал читать, обучаться. С каждым днем он становился лучше. Скоро Мартин Иден преодолел пропасть, разделявшую его, обычного бедного моряка, и Руфь, принадлежавшую к высшему обществу. Любовь заставила юношу развиваться. Он стал одним из самых образованных людей в обществе. Но история любви Руфи и Мартина Идена закончилась трагично. Наверное, настоящей любви все-таки не было.