Над чем заставляет задуматься повесть капитанская дочка. Капитанская дочь


Каждый раз, перечитывая произведения Александра Сергеевича Пушкина, не перестаю удивляться его гениальности. Меня поражает простота и дружеское, доверительное отношение к читателю. Сказки великого русского поэта мне читали в раннем детстве. Их я могла слушать сколько угодно, они помогали мне входить в удивительный мир книги. Когда я подросла, научилась читать, то «Повести Белкина» открыли мне мир человеческих чувств, переживаний. Любимым же моим произведением стала повесть «Капитанская дочка». Интерес к личности Пугачева, одного из главных героев повести, у меня был всегда, и именно Пушкин раскрыл мне черты характера этой незаурядной, яркой личности. Впервые мы знакомимся с ним во время страшного бурана в степи. Его сметливость, способность найти выход из тяжелейшей ситуации, чувство самообладания поражают меня. Я испытываю уважение к этому необыкновенному человеку, простому мужику, который сумел увлечь людей. Шаг за шагом вместе с героем повести Гриневым я прохожу через все испытания, встречаюсь с «бунтарем», слышу его яркую, образную речь, понимаю, а порой не понимаю его пословиц, но каждый раз поражаюсь их мудростью: «Будет дождик, будут и грибки», «Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте». Вот погибает капитан Миронов, льется кровь, народ бежит за Пугачевым, приветствуя своего «царя»... А мне грустно... А я вижу жестокость Пугачева, слышу плач Василисы Егоровны. Так неужели он только разбойник и злодей?! И я пытаюсь, неоднократно перечитывая произведение, разобраться в сложной судьбе этого непростого героя. Вот он на «военном совете», и я чувствую, что под маской «царя» скрывается человек с ранимой душой, понимающий обреченность своего положения, понимающий, что дни его сочтены, и все это поражает меня «пиитическим ужасом». И я в конце концов все-таки вижу те черты характера, те достоинства, благодаря которым люди тянутся к нему, доверяют ему жизнь и головы, и я начинаю понимать, почему с таким уважением и доверием к нему относится другой любимый мною герой, Петр Гринев. В нем меня привлекает Мягкость, добросердечность, порядочность, доверчивость, в некоторой степени ироничность. Ведь не случайно Пугачев доверяет Гриневу свою тайну и рассказывает калмыцкую сказку. И хотя Гринев простодушно отвергает эту сказку, не понимая ее смысла, между ними возникает какая-то духовная связь, духовное понимание. И когда он отказывается присягать «смутьяну», тот отпускает его с миром, уважая его как человека, выполняющего свой долг служения Отечеству. Мне также интересен Петр Гринев и тем, как он понимает чувство долга, верности, как он может любить; Александр Сергеевич Пушкин всегда ценит своих героев по их умению любить. И страницы повести «Капитанская дочка», посвященные нежным отношениям Маши Мироновой и Петра Гринева, дают мне жизненные уроки любви и чистоты отношений. Я восторгаюсь душевной стойкостью, цельностью натуры, чуткостью, чистотой каждого порыва, светлыми устремлениями Маши Мироновой. Она, как и Татьяна Ларина, является «милым идеалом» Пушкина. Это произведение учит Меня тому, что, как мне кажется, необходимо в жизни: искать свою правду, свой жизненный путь, оставаться верным своим взглядам и принципам, быть стойким и мужественным человеком до конца... Я знаю, это трудно. Как было трудно Гриневу, Маше Мироновой, ее отцу, капитану Миронову, то есть всем тем людям, для которых честь превыше всего. И могу с уверенностью сказать, что эпиграф к повести «Береги честь смоло-ДУ» будет для меня и моих сверстников путеводной звездой. Глубокий след в моей душе оставил и многогранный характер Пугачева. За то, что Александр Сергеевич Пушкин смог увлечь меня в необычайный мир своего повествования, заставил испытать чувство горечи и печали, радости и восторга, задуматься над смыслом жизни, я и люблю это гениальное произведение.

А.С.Пушкин приступил к работе над “Капитанской дочкой” в 1833 году и закончил ее в 1836 году. В последние годы жизни тема крестьянского восстания была одной из центральных в его творчестве. В 30-е годы в России возросло количество крестьянских бунтов и возмущений, направленных прежде всего против крепостничества. Еще в 1824 году Пушкин задумывается о роли народа в истории. В драме “Борис Годунов” поэт поднимает важную проблему народа и власти. Затем снова затрагивает эту тему в незаконченной повести “История села Горюхина” и продолжает ее в “Дубровском”.
Начиная работу над “Капитанской дочкой”, писатель акцентирует внимание на “мнении народном”, как активном и даже решающем факторе истории. По мысли Пушкина изменение политической структуры общества невозможно без сближения дворян и крестьянской массы. Вероятно, именно над этой идеей и размышлял Пушкин в своей повести “Капитанская дочка”, в которой не только отражается восстание 1773-1775 годов, но и затрагиваются такие важные темы, как проблемы долга, чести и человеческого достоинства.
В произведении повествование ведется от лица очевидца, непосредственно наблюдавшего за событиями тех времен. Но Петруша Гринев не является безликим средством передачи фактов и событий, он человек, имеющий свою оценку, свое личное восприятие и понимание происходящего. Поэтому, наблюдая за событиями через восприятие Гринева, героя довольно типического, мы имеем возможность не только представить историческое положение России в 70-х годах XVIII века, но и узнаем о жизни дворянства того времени, об их идеях, взглядах и идеалах. Показывая образы главных героев, не очень объемные, но содержательные и яркие, Пушкин достаточно отражает нравы русского общества в эпоху Екатерины II. Например, рисуя родителей Гринева, он рассказывает нам о жизни среднего слоя дворян, читающих “ежегодно получаемый” “Придворный календарь”, уважающих службу и ценящих преданность отечеству. Добрый Савельич, терпящий господские несправедливости, но все же любящий “барское дитяте” всем сердцем, тоже является типическим образом. Многие крестьяне перешли на сторону Пугачева и стали бороться против крепостничества и своих господ. Но ведь было и много таких, как Савельич, которые, привыкнув, уже никак не могли представить себя независимо от своих хозяев.
Образы Швабрина, обычного русского офицера, ведущего распутную жизнь и не имеющего никаких серьезных мыслей в голове, Миронова и его жены, живущих мирно и просто, их кума Ивана Игнатьевича, добродушного старичка, любящего свою службу, наконец, самого Пугачева, с его “господами генералами” - все эти образы дают нам почти полное представление о жизни провинциального дворянства того времени, о его конфликтах с крестьянами, уставшими терпеть угнетение и несправедливость. Белинский называл эти образы “чудом совершенства по верности, истине содержания мастерству изложения”.
Эту повесть можно назвать историческим сочинением не только потому, что в ней хорошо отражена жизнь крестьян и дворянства екатерининской эпохи. Достаточно ясно в ней переданы и конкретные исторические факты, в частности - восстание Пугачева. Пушкин заставляет своего повествователя упоминать даже те события, свидетелем которых не был ни он сам, ни его окружающие (например, известие о взятии Пугачевым других крепостей. Из рассказа посыльного и из письма генерала).
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что главной темой в повести для автора было именно крестьянское восстание, а не любовная история капитанской дочки с окружным офицером Белгородской крепости. Пытаясь найти пути сближения дворянства с крестьянами и показывая, как воспринимает все окружающее Гринев, Пушкин поясняет: что дворяне еще не способны понять низшее сословие. В некоторых местах повести Гринев не понимает даже разговоров своих спутников; он не может объяснить странную, непонятную тягу свою к Пугачеву. Дворянский офицер лишь слепо повинуется долгу и присяге, ради этого идя против своего сердца.
Пушкин, конечно, не согласен с таким пониманием долга и чести, но он не берется спорить со своим главным героем, давая нам возможность увидеть, на каких идеалах стояло общество того времени. Это еще раз показывает, что повесть носит исторический характер.
Подчеркивают историчность произведения и точные даты, указанные автором в тексте, и правильная последовательность событий, и конкретные факты о взятии крепостей, об осаде Оренбурга.
Читая повесть А.С.Пушкина “Капитанская дочка”, мы одновременно следим за сюжетом обыкновенной повести и наблюдаем за событиями исторического повествования. Это произведение является интересным и содержательным и, по мнению В.Г.Белинского, одним из самых лучших произведений русской литературы.

    “Капитанская дочка” положила начало русскому историческому роману. Своими произведениями на исторические темы Пушкин внес вклад огромной ценности в русскую литературу. В своих исторических произведениях он воссоздал самые значительные эпизоды из жизни...

    Не так давно я прочел книгу А.С.Пушкина “Капитанская дочка”. В ней рассказывалось о молодом человеке Петре Андреевиче Гриневе, которого отец сначала хотел отправить служить в Петербург, а потом передумал и отправил его в Белогорскую крепость. Первые...

    При определении жанра «Капитанской дочки» (1836) исследователи сталкиваются с некоторыми трудностями. Дело в том, что «Капитанской дочке» присущи жанровые особенности и повести, и романа, а сам Пушкин называл своё произведение то повестью, то романом....

    По жанру «Капитанская дочка» - историческое повествование в форме семейных записок. Здесь есть черты и повести, и романа; исторические события тесно связаны с личной судьбой главного героя. Пушкин избирает в качестве повествователя именно Гринева, поскольку...

напишите пожалуйста характеристику Петра Гренёва из повести "Капитанская дочка" в виде сочинения,только чтобы не начиналось так: Гринев Петр Андреевич

(Петруша) - главный герой последнего крупного произведения
Пушкина, провинциальный русский дворянин, от чьего имени (в форме «записок для
памяти потомства», составленных в эпоху Александра I об эпохе пугачевского
бунта) ведется повествование. В исторической повести «Капитанская дочка»
сошлись все темы пушкинского творчества 1830-х гг.

Вопросы по повести "Капитанская дочка"

1.Укажите название города, который описан в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», оказавшегося в гибельном положении из-за длительной осады пугачевскими войсками.
2.Имя какого царя присвоил себе Емельян Пугачев, герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?
3.Укажите фамилию героя повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», который перешел на сторону Пугачева.
4.Укажите фамилию Ивана Кузьмича, коменданта Белогорской крепости (повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).

1) Какова основная проблематика повести "Капитанская дочка" А.С Пушкина?

1.Простота народа и его роли в развитии общества
2.Чести и долга
3.Роли народа в дворянства в становлении истории страны?

2)Что из себя представляет исповедь Мцыри в одноименной поэме М.Ю. Лермонтова?
1.Покаяние героя в действиях и поступках
2.Призыв отказаться от бесплодной борьбы
3.защиту и права на волю и счастье

3) О чем рассказ Л.Н. Толстого "После бала"
1.О жизни и судьбе полковника
2.О любви Ивана Васильевича к Вареньке, его отношениях с семьей героини
3.О личной ответственности человека за жизнь общества, фальши, пустоте и бесчеловечной жестокости этого общества, скрытых под маской добродушия

4) В центре внимания автора в поэме "Василий Теркин" А.Т. Твардовского находится:
1.Реальный человек Василий Теркин, побывавший на полях сражений в годы Великой Отечественной войны
2.Народ на войне в самых разнообразных ситуациях и эпизодах
3.События времен Великой Отечественной войны

5)Каково целевое назначение калмыцкой сказки, рассказанной Е.Пугачевым П.Гриневу в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка?
1.Иносказательная дополнительная характеристика образов Е.Пугачева и П.Гринева
2.Отражение жизненной позиции Е. Пугачева: лучше прожить короткую, но свободную жизнь, чем существовать в неволе
3.Дополнительная характеристика Е.Пугачева как хорошего знатока народных легенд и преданий

6)Какой пословицей характеризовал свою дружбу с Лугановичами рассказчик ("О любви" А.П, Чехова)?
1.Не было у бабы хлопот, так купила порося
2.И от доброй собаки блох наберешься
3.Друзья познаются в беде

7) В каком рассказе центральной темой является тема любви?
1."Кавказ" И.А. Бунина
2."История болезни" М.М. Зощенко
3."Возращение" А.П. Платонова

Рецензия на повесть А. С Пушкина «Капитанская дочка», написанная в рамках конкурса «Моя любимая книга 2015» . Автор рецензии: Рамазанова Карина.

«Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась».

С книгой Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» я познакомилась в восьмом классе, на одном из уроков литературы. Меня охватили события того года Пугачёвское восстание, и мы, как люди,проживающие в Оренбургский степях, просто обязаны прочитать эту чудеснейшую повесть.
В 1833 г А. С Пушкин отправляется в Оренбургские края для того, чтобы встретиться с очевидцами восстания. Работа над повестью длиться несколько лет. В 1836 г «Капитанская дочка» была закончена и опубликована в IV томе «Современника».

Книга рассказывает о том, что Пётр Гринёв по сложившимся обстоятельствам отправляется служить в Белогорскую крепость, которую охватывают события Пугачёвского восстания. Мужество, милосердие, честность – все эти качества помогают Гринёву во всех жизненных ситуациях. И в присяге к Пугачёву, которую он не принял, и в милосердии к «вожатому», в честности перед самозванцем: «Кто бы ты ни был, ты шутишь опасную шутку».
Такие люди, как Гринёв добиваются своей цели, справедливости и идут до конца. Именно все эти положительные качества привлекают читателя к этому главному герою. Также перед нами, читателями, предстаёт проблема дружбы. Отношения Швабрина к Гринёву. Здесь возникло всё: предательство, любовь, дуэли. И каждому человеку решать, кто прав, кто виноват. Я считаю, что Швабрин это эгоистичный, жалкий, подлый «сгусток» общества. Таким людям, как он легче защитить себя, чем быть верным кому-то до конца.

Повесть написана от лица человека лет пятидесяти, который уже многое поведал и рассказывает читателям о событиях своей жизни. Эта особенность подтверждается достоверностью событий и героев книги А.С Пушкина. Ещё одной особенностью служит интересное название этой повести «Капитанская дочка». Так как тема любви очень тесно связана с поступками. Перед читателем предстают две фигуры: Швабрин, для которого любовь всего лишь игра и Гринёв, который любит и доказывает свою любовь. Маша — вот, что стало разладом между этими людьми.
Важно отметить именно описание Пугачёвское восстания. Захват крепости, осада города:
« Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» — Пётр Гринёв.

А какие всё же женщины в русских селеньях! Василиса Егоровна — жена Ивана Игнатьевича. Она преданная, в делах мужа принимает участие,пытается направить в «нужное русло». Вот, что говорит он про неё:

– Да, слышь ты, баба-то не робкого десятка.

Пугачёвское восстание охватило огромную территорию. Оно поднимало крестьян,казаков. Всё это описано в книги А.С Пушкина, в его двух огромных работах «История Пугачёва» и «Капитанская дочка».
Эта книга стала моей любимой. По сей день меня восхищают работы А.С Пушкина. Как можно так интересно создавать сюжеты! Действительно, это Великий человек. Мы должны «отдать должное» таким людям, как он. Спасибо,поэту за то, что читатели могут своими глазами и воображением «окунуться» в 18 век, в события Пугачёвского восстания 1773-1775 гг.

Книга А.С Пушкина актуальна во все времена. Она заставляет задуматься над очень важными вещами: о проблеме патриотизма, о проблеме любви, о проблеме дружбы. Хотелось бы, чтобы все люди на Земле чтили и помнили знаменитые события сражение, о которых мы можем узнать от наших друзей-книг.

А.С.Пушкин приступил к работе над "Капитанской дочкой" в 1833 году и закончил ее в 1836 году. В последние годы жизни тема крестьянского восстания была одной из центральных в его творчестве. В 30-е годы в России возросло количество крестьянских бунтов и возмущений, направленных прежде всего против крепостничества. Еще в 1824 году Пушкин задумывается о роли народа в истории. В драме "Борис Годунов" поэт поднимает важную проблему народа и власти. Затем снова затрагивает эту тему в незаконченной повести "История села Горюхина" и продолжает ее в "Дубровском".

Начиная работу над "Капитанской дочкой", писатель акцентирует внимательность на "мнении народном", как активном и более того решающем факторе истории. По мысли Пушкина модифицирование политической структуры общества невозможно без сближения дворян и крестьянской массы. Вероятно, аккурат над этой идеей и размышлял Пушкин в своей повести "Капитанская дочка", в которой не только отражается восстание 1773-1775 годов, но и затрагиваются такие важные темы, как проблемы задолженности, чести и человеческого достоинства.
В произведении повествование ведется от лица очевидца, непосредственно наблюдавшего за событиями тех времен. Но Петруша Гринев не является безликим средством передачи фактов и событий, он человек, имеющий свою оценку, свое личное восприятие и понимание происходящего. Поэтому, наблюдая за событиями через восприятие Гринева, героя довольно типического, мы имеем вероятность не только представить историческое положение России в 70-х годах XVIII века, но и узнаем о жизни дворянства того времени, об их идеях, взглядах и идеалах. Показывая образы первостепенных героев, не очень объемные, но содержательные и яркие, Пушкин довольно отражает нравы русского общества в эпоху Екатерины II. Например, рисуя родителей Гринева, он рассказывает нам о жизни среднего слоя дворян, читающих "ежегодно получаемый" "Придворный календарь", уважающих службу и ценящих преданность отечеству. Добрый Савельич, терпящий господские несправедливости, но все же любящий "барское дитяте" всем сердцем, тоже является типическим образом. Многие крестьяне перешли на сторону Пугачева и стали бороться против крепостничества и своих господ. Но ведь было и много таких, как Савельич, которые, привыкнув, уже никак не могли представить себя независимо от своих хозяев.

Образы Швабрина, обычного русского офицера, ведущего распутную жизнь и не имеющего никаких серьезных мыслей в голове, Миронова и его жены, живущих мирно и просто, их кума Ивана Игнатьевича, добродушного старичка, любящего свою службу, наконец, самого Пугачева, с его "господами генералами" - все эти образы дают нам почти полное представление о жизни провинциального дворянства того времени, о его конфликтах с крестьянами, уставшими терпеть угнетение и несправедливость. Белинский называл эти образы "чудом совершенства по верности, истине содержания мастерству изложения".

Эту повесть можно назвать историческим сочинением не только потому, что в ней хорошо отражена жизнь крестьян и дворянства екатерининской эпохи. Достаточно ясно в ней переданы и конкретные исторические факты, в частности - восстание Пугачева. Пушкин заставляет своего повествователя упоминать более того те события, свидетелем которых не был ни он сам, ни его окружающие (например, известие о взятии Пугачевым других крепостей. Из рассказа посыльного и из письма генерала).

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что главной темой в повести для автора было аккурат крестьянское восстание, а не любовная история капитанской дочки с окружным офицером Белгородской крепости. Пытаясь найти пути сближения дворянства с крестьянами и показывая, как воспринимает все окружающее Гринев, Пушкин поясняет: что дворяне ещё не способны понять низшее сословие. В некоторых местах повести Гринев не понимает более того разговоров своих спутников; он не может объяснить странную, непонятную тягу свою к Пугачеву. Дворянский офицер лишь слепо повинуется долгу и присяге, ради этого идя против своего сердца.

Пушкин, конечно, не согласен с таким пониманием задолженности и чести, но он не берется спорить со своим главным героем, давая нам вероятность увидеть, на каких идеалах стояло общество того времени. Это ещё раз показывает, что повесть носит исторический характер.

Подчеркивают историчность произведения и точные даты, указанные автором в тексте, и правильная последовательность событий, и конкретные факты о взятии крепостей, об осаде Оренбурга.

Читая повесть А.С.Пушкина "Капитанская дочка", мы одновременно следим за сюжетом обыкновенной повести и наблюдаем за событиями исторического повествования. Это произведение является интересным и содержательным и, по мнению В.Г.Белинского, одним из самых лучших произведений русской литературы.