Как понять, что главное в сюжете. Основные элементы сюжета

Конфликт развивается по мере движения сюжета. Стадии развития конфликта получили название сюжетных элементов. Это экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка. Следует обратить особое внимание на то, что выделение этих элементов целесообразно только в связи с конфликтом.

Дело в том, что в школе часто встречается упрощенный подход к определению элементов сюжета, по типу: «завязка - это когда завязывается действие». Подчеркнем, что решающим для определения элементов сюжета является характер конфликта в каждый данный момент.

Итак, экспозиция - это часть произведения, как правило, начальная, которая предшествует завязке. Она обыкновенно знакомит нас с действующими лицами, обстоятельствами, местом и временем действия.

В экспозиции конфликт еще отсутствует. Например, в «Смерти чиновника» Чехова: «В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на "Корневильские колокола"».

Экспозиция кончается не в тот момент, когда Червяков чихнул - в этом еще ничего конфликтного нет, - а тогда, когда он увидел, что случайно обрызгал генерала. Этот момент будет завязкой произведения, то есть моментом возникновения или обнаружения конфликта.

Далее следует развитие действия, то есть ряд эпизодов, в которых действующие лица стараются активно разрешить конфликт (Червяков ходит извиняться к генералу), но тот тем не менее приобретает все большую и большую остроту и напряженность (генерал от извинений Червякова все больше свирепеет, а Червякову от этого становится все хуже).

Важная черта в мастерстве построения сюжета - так нагнетать перипетии, чтобы не допустить возможности преждевременного разрешения конфликта.

Наконец, конфликт доходит до момента, когда противоречия больше не могут существовать в своем прежнем виде и требуют немедленного разрешения, конфликт достигает максимального развития.

На эту же точку по замыслу автора обыкновенно приходится и наибольшее напряжение читательского внимания и интереса. Это - кульминация: после того, как генерал закричал на него и затопал ногами, «в животе у Червякова что-то оторвалось».

Вслед за кульминацией в непосредственной близости к ней (иногда уже в следующей фразе или эпизоде) следует развязка - момент, когда конфликт исчерпывает себя, причем развязка может либо разрешать конфликт, либо наглядно демонстрировать его неразрешимость: «Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и... помер».

Следует заметить, что определение в тексте сюжетных элементов носит, как правило, формально-технический характер и необходимо для того, чтобы точнее представить себе внешнюю структуру фабулы. Впрочем, в некоторых случаях, о которых речь пойдет ниже, анализ элементов сюжета имеет и содержательный смысл.

В определении элементов сюжета могут встретиться различные сложности, которые необходимо предусмотреть; особенно это касается крупных по объему произведений. Во-первых, в произведении может быть не одна, а несколько сюжетных линий; для каждой из них, как правило, будет иметь место свой набор сюжетных элементов.

Так, завязки сюжетных линий, связанных с Пьером и Андреем, в романе Толстого «Война и мир» происходят уже в первой сцене, завязка сюжетной линии Наташи - позже, сюжетной линии Отечественной войны - еще позже и т.д.

Во-вторых, в крупном произведении, как правило, встречается не одна, а несколько кульминаций, после каждой из которых создается видимость ослабления конфликта и действие слегка идет на спад, а затем опять начинает восходящее движение к следующей кульминации.

Кульминация в этом случае часто представляет собой мнимое разрешение конфликта, после которого читатель может перевести дух, но тут же новые события приводят к дальнейшему развитию сюжета, оказывается, что конфликт не исчерпан, и т.д. до новой кульминации.

Так, в «Преступлении и наказании» Достоевского такими промежуточными кульминациями основного сюжета являются убийство старухи, разговоры Раскольникова с Соней и особенно с Порфирием Петровичем, явление «человека из-под земли», разговор со Свидригайловым и некоторые другие моменты действия.

Даже покаяние Раскольникова является такой промежуточной кульминацией, лишь мнимо разрешающей конфликт и приводящей сюжет к завершению: ведь Достоевский пишет не историю раскрытия преступления, а историю человеческой души, и за покаянием Раскольникова следует эпилог с главной, действительно окончательной кульминацией: болезнью Раскольникова и его последующим возрождением.

Наконец, надо иметь в виду и такие случаи, когда анализ элементов сюжета либо вовсе невозможен, либо, хотя формально и возможен, но практически и содержательно не имеет смысла. А это зависит от того, с каким типом сюжета мы имеем дело.

Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. - М., 1998г.

Поскольку в основе сюжета - возникновение и развития конфликта, то при анализе нужно изучать этапы его развития. Стадии развития сюжета называют элементами, компонентами или факторами. Сюжет включает пять элементов: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.

Экспозиция (лат. Expositio - объяснение) информирует читателя о месте действия, знакомит с персонажами, ситуацией, в которой возникает конфликт. В комедии "Ревизор" Н. Гоголь знакомит читателя с провинциальным городком, в котором живут Тяпкипы-Ляпкин, Сквозник-Дмухановский, Бобчинсьики и Добчинский. В рассказе "Кони не виноваты" М. Коцюбинский представляет читателям Аркаде я Петровича Малину и его семью.

Есть экспозиция прямая - в начале произведения, задержана - после начала действия, обратная - в конце действия, распылена - подается частями в течение действия. Задержанная экспозиция в романе Панаса Мирного и Ивана Билыка «Разве ревут волы, когда ясли полны?" Обратная в "Мертвых душах" Гоголя, в новелле "Новость" В. Стефаника.

Развитие действия начинается с завязки. Завязка ставит героев в такие взаимоотношения, в которых они вынуждены действовать и бороться за решение конфликта. В комедии "Ревизор" завязкой является подготовка к ревизии казнокрадов, карьеристов и взяточников. После завязки разворачиваются события, в которых принимают участие персонажи вступили в конфликт, они борются за решение конфликта. Развитие действия занимает место между завязкой и кульминацией, она происходит из-за перипетий (греч. Peripeteia - внезапный поворот, изменение). Этот срок Аристотель использовал, анализируя трагедию. Во перипетией он понимал "слом, перемену действия в свою противоположность". Например, в "Эдипе" "вестник, который пришел, чтобы порадовать Эдипа и освободить его от страха перед матерью, достиг противоположного, раскрыв Эдип, кто он был" 1. Перипетии есть и в эпических произведениях, в частности, в новеллах, рыцарских, авантюрных, приключенческих романах и повестях. Способ организации событий с помощью сложных перипетий, острой борьбы называют интригой (франц. Intrique, лат. Intrico - запутываю).

Развитие действия происходит из-за конфликтов, коллизии и ситуации. Ситуация (франц. Situation от situs - размещение) - это соотношение сил, взаимоотношений в определенный момент развития действия. Ситуация базируется на противоречиях, борьбе между действующими лицами, в результате которого один ситуация сменяется другой. Есть ситуации статические и сюжетные. Статическими (греч. Stitike - равновесие) называют уравновешенные ситуации. Статические ситуации характерны для экспозиции и развязки. Такие ситуации есть в начале и в конце произведения. Сюжетные возникают вследствие борьбы противоположных сил. Они присущи завязке, перипетиям, кульминации.

Момент наивысшего напряжения в развитии сюжета называют кульминацией (лат. Kulmen - вершина). В кульминации наиболее полно проявляются характеры. В "Лесной песни" Леси Украинский "кульминацией является гибель Нимфы. В" Ревизоре "кульминацией является сватовства Хлестакова. С кульминации начинается новелла В. Стефаника" Новость ". Сначала она дается в форме сообщения, а затем - в форме события. В произведениях с хроникальным сюжетом кульминации может не быть. Она отсутствует в повести И.С. Нечуй-Левицкого "Кайдашева семья". Во многих произведениях кульминация завершает развитие действия.

Решает конфликт развязка. Разгрузка "вязкая - результат столкновения, последняя стадия развития конфликта. В "Лесной песни" Леси Украинский развязка - смерть и духовная победа Лукаша. В развязке "Ревизора" узнаем, кто такой Хлестаков. В город приходит известие о настоящей ревизию. Развязка в произведениях эпического и драматического характера. С развязки может начинаться произведение (этюд "Неизвестный" М. Коцюбинского). Встречаются произведения без развязки, она отсутствует в рассказе А. Чехова "Дама с собачкой".

Финальный элемент лирического произведения называют концовкой. Стихотворение может заканчиваться афористическим строкой, рефреном. Стихотворение Л. Костенко "Умирают мастера", например, заканчивается строками:

При мастерах-то легче. Они - как Атланты.

Держать небо на плечах. Поэтому и есть высота.

Афористической концовкой завершается поэзия Л. Костенко "Кобзарю, знаешь, нелегкая эпоха":

Потому помните,

что на этой планете,

сколы сотворил его Господь Бог,

еще не было эпохи для поэтов,

но были поэты для эпох.

Рефрен у таких старожанрових формах, как триолет, рондель, рондо.

Сюжет состоит из эпизодов. В больших произведениях каждый элемент сюжета может включать несколько эпизодов (греч, epeisodion - то, что случилось). Эпизод - это событие, которое является законченной частью целого и имеет относительно самостоятельное значение.

В эпических и драматических произведениях события могут замедляться или задерживаться благодаря введению вставных эпизодов, авторских отступлений, исторических экскурсов, интерьера, авторских характеристик, пейзажа.

В романе Панаса Мирного и Ивана Билыка «Разве ревут волы, когда ясли полны?" рассказывается о введении крепостничества, разрушения Запорожской Сечи. В трагедии Софокла "Эдип-царь" вестник из Коринфа сообщает о смерти царя Пол и ба, коринфяне приглашают Эдипа стать его наследником. Эдип счастлив, верит, что не является убийцей отца, но вестник открывает Эдип тайну, что он не сын Полиба и его жены. В Эдипа возникает вопрос, чей он сын. Мать и жена Эдипа Иокаста с болью покидают сцену.

В некоторых произведениях могут быть пролог и эпилог. Пролог (греч. Prologos от pro - перед и logos - речь, слово) - вступительная часть произведения. Пролог - это композиционный элемент произведения. Он не входит в сюжет. Пролог знакомит с событиями, которые предшествовали тем, которые изображены в произведении, с возникновением замысла. Л. Толстой рассказывает о фактах, которые стали толчком к написанию произведения "Хаджи Мурат", Франко сообщает о замысле и цели написания поэмы "Моисей". Начинается пролог словами:

Народ мой, замученный, разбитый,

Как паралитик, то на роздорожжу,

Человеческим презрением, будто струпьями, покрытый!

Твоим будущим душу я тревожу,

От стыда, который потомков поздних

Курить, уснуть я не могу.

В античной трагедии прилагаемые называли действие до начала основной ситуации. Это могла быть сцена, предшествовала народа (выхода хора), монолог актера, в обращении к зрителю оценивал события, поведение героев.

Прилагаемые может быть сцена или эпизод, раздел (М. Коцюбинский - "Дорогой ценой", М. Стельмах - "Правда и кривда»). Прилагаемые может быть уведомлен от автора (Т. Шевченко - «Еретик»), размышление о судьбе произведения (Т. Шевченко - "Гайдамаки"). И. Драч использует пролог для раскрытия важных философских и морально-соприкасающихся проблем.

Эпилог (греч. Epilogos от эре - после и logos - слово) - заключительная часть произведения, рассказывает о персонажах, когда противоречия между ними решились. Эпилог делает характеристику персонажей полной. В античной драме (в эксод) объяснялся замысел автора, значение событий, которые происходили. В драматических произведениях эпохи Возрождения эпилог был заключительным монологом, который раскрывал идею произведения. В эпилогах может быть оценка изображенного (Т. Шевченко - "Гайдамаки", Г. Сенкевич - "Огнем и мечом"). Эпилог может иметь форму авторского сообщение (Марко Вовчок - - "Кармелюк"). Есть развернутые эпилоги, раскрывающих человеческие судьбы через некоторое время после завершения основного действия (У.Самчук - "Горы говорят"). Иногда в эпилогах нарушаются философские и морально-этические проблемы (Л. Толстой - "Война и мир").

Все элементы сюжета используются в больших эпических произведениях. В малых эпических произведениях некоторые элементы могут отсутствовать. Элементы сюжета не обязательно идут в хронологической последовательности. Произведение может начинаться и с кульминации или даже развязки (новелла В. Стефаника "Новость", роман Чернышевского "Что делать?").

    Пролог – вступление к произведению, рассказ о событиях прошлого, предшествующего началу сюжета, эмоциональный настрой читателя или лирический подступ к теме

    Экспозиция – описание условий, которые создали тот конфликт. Который и станет основой завязки и всего сюжета в целом

    Завязка – начало конфликта, его зарождение, начало основных событий в произведении, за которыми последует весь сюжет

    Развитие действия – ход событий по возрастающей лини напряженности конфликта

    Кульминация – высшая точка напряжения конфликта. Самый сильный накал столкновения противодействующих сил в произведении, их решающий поединок, за которым действие начинает спадать в своей напряженности

    Развитие действия после кульминации – ход событий по нисходящей линии утихания и разрешения конфликта

    Развязка – разрешение конфликта, ситуация, в которой выражен результат всего развития действии, до и после кульминации

    Эпилог – заключительная часть литературного произведения, в которой намечается направление дальнейшего развития событий и дальнейшей судьбы персонажей, после развязки, окончательная оценка всего происходящего

Творческое задание: Определите все элементы сюжета в стихотворении Ф. Тютчева «Silentium» - NB

КОМПОЗИЦИЯ всегда будет шире СЮЖЕТА, ибо включает в себя и внесюжетные элементы.

Способы изложения сюжета:

В прямой хронологической последовательности событий (Толстой, «Война и мир»)

С отступлениями в прошлое , с обратной хронологической последовательностью событий (Гоголь, «Мертвые души»)

С переходом повествования в будущее («Сон» Т. Шевченко - см. текст ниже)

На панщині пшеницю жала,

Втомилася; не спочивать

Пішла в снопи, пошкандибала

Івана сина годувать.

Воно сповитеє кричало

У холодочку за снопом.

Розповила, нагодувала,

Попестила; і ніби сном,

Над сином сидя, задрімала.

І сниться їй той син Іван

І уродливий, і багатий,

Не одинокий, а жонатий

На вольній, бачиться, бо й сам

Уже не панський, а на волі;

Та на своїм веселім полі

Свою таки пшеницю жнуть,

А діточки обід несуть.

І усміхнулася небога,

Проснулася - нема нічого...

На сина глянула, взяла,

Його тихенько сповила

Та, щоб дожать до ланового,

Ще копу дожинать пішла.

В комбинированной форме смещения эпизодов, происходящих в разное время прошлого и будущего (Лермонтов, «Герой нашего времени»)

Художественный конфликт – это основная движущая сила произведения, заряд в движении сюжета произведения, источник движения мыслей и чувств персонажей, авторских оценок.

Конфликт – это столкновение противоборствующих сил, характеров, идей, обстоятельств, взглядов и принципов жизни. Это противостояние должно быть положено в основу повествования, в основу темы, проблемы, идеи, в основу сюжета.

Историчность сюжета

Композиция и сюжет определяются не только связью их с изображаемыми характерами, но и их реальным содержанием, т. е. тем, какой жизненный материал положен писателем в их основу, следствием каких причин они являются.

Всякий характер является в той или иной мере представителем определенной среды, которую мы понимаем в широком смысле - как всю общественную обстановку, окружающую человека. Этой среде присущи определенные отношения между людьми, находящие свое выражение в тех или иных событиях, конфликтах и т. д., для нее типичных, т. е. таких, в которых обнаруживаются характерные, хотя, может быть, сами по себе и нечастые для данной среды человеческие отношения. Мы можем, следовательно, говорить о типических для данной среды событиях, конфликтах и т. п. и, наоборот, о нетипических, случайных и т. п. Как мы помним, типическое не равнозначно наиболее частому - событие может быть типическим, несмотря на свою единичность.

Раскрывая через события черты изображаемых характеров, писатель, естественно, стремится к тому, чтобы подобрать такие события, в которых обнаружатся типические черты этих характеров, а это может произойти лишь в том случае, если он сумеет найти события, которые действительно типичны для данной общественной среды, действительно требуют проявления существенных черт характера. Перед писателем, таким образом, встает задача отбора типических для изображаемой им общественной среды событий.

В сюжете отражаются существенные для данной среды жизненные конфликты , действительно характерные для нее события и поступки людей. В этом прежде всего содержательность сюжета. Мы должны оценивать сюжет не только с точки зрения его мотивированности характером, но в конечном счете и с точки зрения его мотивированности жизнью.

Точно так же и в анализе узловых моментов сюжета нам важно их реальное содержание, т. е. какие именно события положил в основу их писатель, в какой мере они типичны.

Таким образом, и в композиционно-сюжетной структуре произведения мы" можем наблюдать основные черты образного изображения жизни вообще:

Ее индивидуализирующее значение,

Ее связь с характерами, с человеческой практикой.

Наряду с типизмом событий, выбранных писателем, чрезвычайно существенно также разобраться в связях этих событий друг с другом; правильно подметив характерность тех или иных событий, писатель должен еще причинно их обосновать, т. е. показать их закономерные связи. Чем полнее обнаружены эти связи, тем глубже, типичнее раскрыто и данное событие, и наоборот. Здесь идет речь о содержательности композиции, сюжета, о том, что в их основе лежит сама жизнь. В этом смысле и композиция, и сюжет не представляют собой йо существу продукта произвола писателя, они обусловлены теми конкретно-историческими условиями, в которых писатель находится. Но в пределах этой обусловленности писатель располагает в достаточной мере широкими возможностями для активной разработки сюжета, ведущей к определенной оценке характера. Однако от тех классовых позиций, на которых он стоит, от" уровня его культуры, от знания жизни зависит, конечно, то, какие жизненные факты сумеет он отобрать и обобщить, на что будет направлено его внимание, в какой мере сумеет он установить закономерные связи между событиями, между событиями и характерами и.т. д.

типология сюжетов

Літературознавці виділяють такі типи сюжетів:

Цікаві і розважальні,

Хронікальні і концентричні,

Внутрішні і зовнішні,

Традиційні і мандрівні.

Хронікальні і концентричні сюжети: між подіями можуть бути часові (подія Б відбувається після події А) і причинно-наслідкові зв"язки (подія Б відбувається внаслідок події А). Хронікальні сюжети домінують у романах Ф. Рабле "Ґаргантюа і Пантагрюель", М. де Сервалтсса - "Дон Кіхот", поемі Данте "Божественна комедія".

Концентричні сюжети виявляють причинно-наслідкові зв"язки між подіями. Такі сюжети Аристотель вважав досконалішими. Ці сюжети домінують у новелах, вони присутні у романах "Євгеній Онєгін" О. Пушкіна, "Червоне і чорне" Стендаля, "Злочин і кара" Ф. Достоєвського. У багатьох творах хронікальні і концентричні сюжети поєднуються. Таке поєднання у романах "Війна і мир", "Анна Кареніна" Л. Толстого, "Хіба ревуть воли, як ясла повні?" Панаса Мирного та Івана Білика, "Сестри Річинські" Ірини Вільде, "Санаторійна зона" Миколи Хвильового, "Диво" П. Загребельного, "Маруся Чурай" Ліни Костенко.

За змістом сюжети бувають:

Зовнішні сюжети розкривають характери через події, вчинки, вони ґрунтуються на інтригах, перипетіях. Зовнішні сюжети були популярними в античній літературі.

Внутрішні сюжети будуються на колізіях, вони розкривають характери опосередковано, зосереджують увагу на змінах у психіці персонажів, діалектиці душі.

Мандрівні сюжети зустрічаються у міфах, казках, байках, анекдотах, піснях.

Традиційні сюжети - акумулюють досвід людства - найбільш продуктивними є

Міфологічні (Прометей, Пігмаліон),

Літературні (Гуллівер, Робінзон, Дон Кіхот, Швейк),

- історичні (Олександр Македонський, Юлій Цезар, Сократ),

Легендарно-церковні (Ісус Христос, Іуда Іскаріот, Варавва).

- Активні сюжети - про Кассандру, Прометея, Дон Жуана, Дон Кіхота, Фауста.

- Пасивні сюжети: до них відноситься порівняно обмежена кількість сюжетів фольклорно-міфологічного і літературного походження

Три разновидности сюжета :

  1. Концентрический – все события разворачиваются вокруг одного конфликта, все подчинено причинно-следственным отношениям. (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»)
  2. Хроникальный – сюжет с преобладающей временной соотнесенностью между событиями. (Л.Н. Толстой «Детство. Отрочество. Юность»)
  3. Многолинейный – насчитывает несколько событийных линий, время от времени пересекающихся друг с другом. (М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»)

Компоненты сюжета :

1) Экспозиция – элемент сюжета, в котором изображается жизнь персонажа перед завязкой и развитием конфликта, или обрисовывается культурно-исторические или социально-психологические факты, а также даются сведения о месте и времени предстоящего действия. Чаще всего дается в начале произведения и передается либо в словах автора (эпические произвед.), либо в нарочито информативных диалогах героев (драма). Существует так называемая «задержанная экспозиция» (детектив) Не путать с предысторией – изображением детства героя и т.д.

2) Завязка – события, нарушающие равновесие исходной ситуации, выявляющие в ней противоречия, которые порождают конфликт и приводят в движение сюжетное действие. Может быть подготовлена и мотивирована в экспозиции произведения, но может быть и внезапной, придающей сюжетному действию незавершенность и остроту.

3) Конфликт – принцип противоречия, столкновения. Общий на протяжении всего произведения. Коллизия – конкретное столкновение, которое становится содержимым конкретной сцены, эпизода, акта. Конфликт может строиться из множества коллизий. Может эволюционировать на протяжении всего сюжета.

4) Перипетия – резкий поворот сюжета, вызванный неожиданными обстоятельствами. Внезапная перемена в судьбе героя, стремительный переход от одной ситуации к другой (от счастья к смертельной опасности, от неизвестности к прозрению). Придает сюжету остроту и занимательность, характерна для произведений с ярко выраженной интригой.

5) Интрига – особое построение сюжета, когда персонажи преодолевают разного рода препятствия и конфликтные ситуации. Представляет собой последовательность перипетий, неожиданных событий, необычных положений и обстоятельств, нарушающих мерное течение действия и придающих сюжету динамизм, остроту и занимательность. Развитие интриги всегда сопровождается столкновением интересов, запутанностью отношений между персонажами, игрой случая и разного рода недоразумениями. Quid pro quo. Неотъемлемое свойство многих жанров и жанровых разновидностей (новелла, комедия положений, мелодрама, детектив, авантюрный роман).

6) Кульминация – момент наивысшего напряжения сюжетного действия, после которого оно неуклонно движется к развязке. Может быть решающим столкновением, переломным событием в судьбе или же событием, максимально полно раскрывающим характеры героев и конфликтную ситуацию. Свойственна произведениям с концентрическим сюжетом.

7) Развязка – разрешение конфликта, исход событий в произведении. Дается в конце, когда внешние события играют важную роль, может переносится в середину или начало повествования. Бывает трагичной или благополучной, неожиданной или мотивированной всем ходом повествования, правдоподобной или нарочито условной или искусственной, а может быть представлена открытым финалом.

14. Мотив: происхождение и значение термина. Типология мотивов.

Мотив – минимальный содержательно значимый компонент литературного произведения, получивший словесно-образное воплощение в тексте, повторяющийся либо в различных произведениях, либо в пределах творчества писателя, либо в контексте жанровой традиции или литературного направления, либо в масштабах национальной литературной традиции.

Фабула – совокупность связных и динамических мотивов.

Мотивы бывают :

1) Свободные – можно легко убрать из контекста, не повредив его.

2) Динамические – изменяют ситуацию (причинно-следственные связи, на них строится фабула)

3) Статические – не изменяют ситуацию (на них может строиться сюжет)

4) Связные – если их убрать, нарушится причинно-следственная связь в произведении.

Мотивировка – система приемов, которая позволяет оправдать введение отдельных мотивов и комплексов.

1) Композиционная

2) Реалистическая

3) Художественная

Лейтмотив – ведущий, повторяющийся мотив.

15. Психологизм и его виды. Психологический анализ. Внутренний монолог, «поток сознания».

Психологизм – система приемов и средств, направленных на раскрытие внутреннего мира персонажа.

Внутренний психологизм :

1) внутренний монолог – непосредственная фиксация и воспроизведение мыслей героя, в большей или меньшей степени имитирующее реальные психологические закономерности внутренней речи.

2) поток сознания – способ повествования, имитирующий работу человеческого сознания и подсознания; регистрация разнородных появлений психики;

3) анализ и самоанализ – прием, при котором сложные душевные переживания раскладываются на элементы и тем самым объясняются читателю.

Косвенный психологизм – передача внутреннего мира героя через внешние признаки: поведение, речь, портрет, сон(подсознательные образы), мимику, одежду, детали пейзажа.

Суммарный :

Точка зрения - композиционный приём, организующий повествование и определяющий положение субъекта в пространстве по отношению к объектам изображения, предмету оценки, адресату речи. Последовательный обзор и подвижная точка зрения.

Остранение (ввел Шкловский) – художественный принцип изображения любого действия или предмета, как впервые увиденного, как выпавшего из привычного контекста или представленного в новой перспективе.

Сюжет

Ни одна конфликтная ситуация не сводится к конфликту!

Анализ сюжета. Анализ композиции. Композиционную систему. Анализ речи.

Выявление жанрового аспекта. Развитие характера Драматургом.

ФАБУЛА – это то, что можно выбрать из пьесы (отрывок, событийный ряд).

СЮЖЕТ – пересказать невозможно. В любом пересказе исчезает МИР

ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

ФАБУЛА – это то, что легко исчленить из произведения и возможно пересказать.

«Связи, противоречия, симпатии и антипатии, и вообще взаимоотношения людей

история роста и организация того или иного типа – есть сюжет» по определению М.Горького.

«Мы называем сюжетом действие произведения в его полноте, реальную цепь изображенных движений» В.Кожаков.

Сюжет – это целостное произведение.

Сюжет – это то, что можно объяснить через все.

Сюжет – это малейшие детали, малейшее движение.

Фабула – это костяк, событийный ряд и все остальное.

Сюжет – это эстетическое понятие, это изображение художественного мира.

В реальной жизни какое-то событие может произойти в какое-то мгновенье, а в произведениях такие мгновенья могут описываться на нескольких страницах.

Фабула является очень важной в драматургии.

(Полнота этического произведения в «Войне и мир» Л.Н.Толстого нельзя воспринимать как происходящее в современной жизни)

Фабула помогает соотнести художественный мир с реальной жизнью, т.к. многие произведения можно легко сравнить с нашей жизнью и нашим временем.

Фабула – точка отсчета для сравнения мира художественного с миром реальным.

Фабула – помогает соотнесению пространства художественного с пространством реального мира; мир художественный преломленный в реальный.

Фабула – это костяк, который имеет начало и конец, имеет огромный смысл, она помогает режиссеру понять пьесу.

Напряженность всегда зависит от быстрой смены событий. Нужно знать - ЧЕМ взять зрителя. Различия между событиями помогают вживлению героя пьесы.

1- Экспозиция – где противоборствующие силы находятся в состоянии покоя, здесь не может быть конфликта

Все элементы рассматриваются относительно конфликта. Экспозиция рассказывает о предыстории, о тех силах которые вступают в конфликт. Они все обязательно относятся к экспозиции.

На традиционный тип характера пьесы может быть представлена и отнесена к ее любой части. Это может быть как отдельной частью, либо рассредоточено по пьесе. Чаще всего пьеса начинается с экспозиции.

Исходное событие режиссер может выдумать сам, но цель его точное попадание в кульминацию. Силы еще не приведены в действие.

2- Завязка – это начало конфликта в пьесе. Фокус, который сводит воедино все силы, которые обнаруживают свои цели.



Начало и Конец завязки.