"Лунная ночь на Днепре" Архипа Куинджи. Слава и трагедия картины. "Лунная ночь на Днепре": мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи

Когда я впервые увидела эту картину, то встала при входе в зал Русского Музея как вкопаная. Я не могла отвести взгляд от небольшой картины на стене, как будто светящейся и оттого манящей. Вокруг нее толпились люди и бурно обсуждали эффект.

Вроде бы ничего особенного. Сюжет как сюжет. Ночь, река, луна, лунная дорожка. Но тот самый эффект внутреннего источника света просто сводил с ума. Я долго ее не могла забыть, а год назад, будучи в Питере, долго искала в Русском Музее. А нашла в родной Москве в Третьяковке.

Репродукция, фото не дадут такого эффекта. Надо ее смотреть живьем.

Да, конечно, мы изучали творчество этого художника.

Он жил в эпоху передвижных выставок, даже поучаствовал в одной из выставок, но с какого то момента держался несколько особняком. Выйдя из Товарищества, но не испортив с ним отношений, Куинджи устроил в 1880 году впервые в России выставку одного художника, да притом ещё не цикла произведений, а только одной картины. Это было смелое, пожалуй даже дерзкое, нововведение. Была выставлена много нашумевшая «Лунная ночь на Днепре». Слухи ходили по городу ещё до выставки. Сначала картину можно было увидеть в мастерской Куинджи, куда он пускал публику по воскресеньям на два часа. Затем картина была выставлена в Обществе поощрения художеств, и весь просвещённый Петербург целыми днями осаждал его помещение. Большего триумфа для художника трудно представить. Об этой картине писали не только критики, но и учёный Д.И. Менделеев, поэт Я.П. Полонский. «Какую бурю восторгов поднял Куинджи!.. Этакий молодец — прелесть...» - восхищался И.Н. Крамской. Полотно приобрёл прямо из мастерской Великий князь Константин Константинович.

Его учеником был Николай Рерих. Неудивительно, правда же? Тот же стиль локальных заливок цветом, тот же внутренний мистицизм казалось бы незатейливого сюжета.

В Мархи мы изучали другую его картину как наиболее точно передающую его стиль. Это "Березовая роща". И до сих пор, оказавшись среди берез в яркий солнечный день, я вижу перед собой ту картину. Стволы деревьев, залитая солнцем зеленая лужайка, тоненький ручеек. Ничего особенного. Но волшебство как в том и состоит, когда в обычных вещах начинают проступать необычные явления.

Вернемся на десяток лет до появления картины с мистической луной.

Куинджи родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека. Дважды в начале 1860-х голов пытался поступить в Петербургскую Академию Художеств, и его не приняли Лишь в 1868 году стал вольослушателем


Влиянием великого Айвазовского отмечены первые работы Куинджи, многие из которых не сохранились. Учеба в Академии Художеств, знакомство с И.Н.Крамским, И.Е.Репиным положили начало реалистическому восприятию. Но в 1876 году он резко изменил манеру, представив картину «Украинская ночь», в которой сумел передать чувственное восприятие южной летней ночи.

Многочисленные обвинения в упрощении полотна, аляповатости цветов - вот с чем он столкнулся. Как любая творческая личность, следующая своим собственным путем.нослушателем. Влиянием великого Айвазовского отмечены первые работы Куинджи, многие из которых не сохранились. Учеба в Академии Художеств, знакомство с И.Н.Крамским, И.Е.Репиным положили начало реалистическому восприятию. Но в 1876 году он резко изменил манеру, представив картину «Украинская ночь», в которой сумел передать чувственное восприятие южной летней ночи.

В области жизненных задач Куинджи оставил русским художникам важные заветы. Примером всей своей жизни Куинджи призывал к обереганию себя от всяких пленений, звал служить, - как сам служил всю жизнь, - свободному искусству, звал отстаивать свободу творчества.

Имя Архипа Ивановича Куинджи сделалось известным сразу же, как только публика увидела его картины «После дождя» и «Березовая роща». Но на Восьмой выставке художников-передвижников произведения А.И.Куинджи отсутствовали, и это было сразу же замечено зрителями. П.М.Третьяков писал И.Крамскому из Москвы, что по этому поводу горюют даже те немногие, кто раньше не очень тепло относился к произведениям художника.
Летом и осенью 1880 года, во время разрыва с передвижниками, А.И.Куинджи работал над новой картиной. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре». На два часа по воскресеньям художник открывал желающим двери своей мастерской, и петербургская публика начала осаждать ее задолго до завершения произведения.
Эта картина обрела поистине легендарную славу. В мастерскую А.И.Куинджи приходили И.С.Тургенев и Я.Полонский, И.Крамской и П.Чистяков, Д.И.Менделев, к картине приценивался известный издатель и коллекционер К.Т.Солдатенков. Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем.
В своей книге о художнике О.П. Воронова так описывает покупку картины: «»Лунную ночь на Днепре» хотел купить Солдатенков, но оказалось, что она уже не принадлежала Архипу Ивановичу. Была продана еще пахнущей свежей краской, прямо в мастерской. В одно из воскресений о ее цене осведомился какой-то морской офицер. «Да зачем вам? – пожал плечами Куинджи. – Ведь все равно не купите: она дорогая». – «А все-таки?» – «Да тысяч пять», – назвал Архип Иванович невероятную по тем временам, почти фантастическую сумму. И неожиданно услышал в ответ: «Хорошо. Оставляю за собой». И только после ухода офицера художник узнал что у него побывал великий князь Константин».
А потом картина была выставлена на Большой Морской улице в Петербурге, в зале Общества поощрения художников. Выступление художника с персональной выставкой, да еще состоящей всего из одной небольшой картины, было событием необычным. Причем картина эта трактовала не какой-нибудь необычный исторический сюжет, а была весьма скромным по размеру пейзажем. Но А.И.Куинджи умел побеждать. Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. Петербург полнился слухами, дескать, за громадные деньги художнику Куинджи из Японии или Китая привезли специальные краски с перламутром и теперь его картина свет излучает.
Длинные очереди выстраивались на Большой Морской улице, и люди часами ждали, чтобы увидеть это необыкновенное произведение. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами.
А.И.Куинджи всегда очень внимательно относился к экспонированию своих картин, размещал их так, чтобы они были хорошо освещены, чтобы им не мешали соседние полотна. В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Зная, что эффект лунного сияния в полной мере проявится при искусственном освещении, художник велел задрапировать окна в зале и осветить картину сфокусированным на ней лучом электрического света.
Посетители входили в полутемный зал и, завороженные, останавливались перед холодным сиянием лунного света. Эффект от картины был потрясающий. Даже художники терялись, не понимая, как у него была написана луна и блеск на воде. Казалось всем, что луна светила своим настоящим светом. И.Н.Крамской, признанный в художественных кругах авторитет, не скрывал эмоций: «Какую бурю восторгов поднял Куинджи! Эдакий молодец – прелесть».
Иван Бунин.
Настанет Ночь моя…
Настанет Ночь моя, Ночь долгая, немая,
Тогда велит господь, творящий чудеса,
Светилу новому взойти на небеса.-
Сияй, сияй, Луна, все выше поднимая
Свой, Солнцем данный лик.
Да будет миру весть,
Что День мой догорел, но след мой
в мире – есть.
Перед зрителями раскрывалось широкое, уходящее вдаль пространство; равнина, пересеченная зеленоватой лентой тихой реки, почти сливается у горизонта с темным небом, покрытым рядами легких облаков. В вышине они чуть разошлись, и в образовавшееся окно глянула луна, осветив Днепр, хатки и паутину тропинок на ближнем берегу. И все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба и днепровских вод.
Сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны залил своим таинственным фосфоресцирующим светом погруженную в ночной покой землю. Он был так силен, что некоторые из зрителей пытались заглянуть за картину, чтобы найти там фонарь или лампу. Но лампы не оказывалось, а луна продолжала излучать свой завораживающий, таинственный свет.
Гладким зеркалом отражают этот свет воды Днепра, из бархатистой синевы ночи белеют стены украинских хат. Это величественное зрелище до сих пор погружает зрителей в раздумья о вечности и непреходящей красоте мира. Так до А.И.Куинджи пел о природе только великий Н.В.Гоголь.
Число искренних почитателей таланта А.И.Куинджи росло, редкий человек мог остаться равнодушным перед этой картиной, казавшейся колдовством. Небесную сферу А.И.Куинджи изображает величественной и вечной, поражая зрителей мощью Вселенной, ее необъятностью и торжественностью. Многочисленные атрибуты пейзажа — стелющиеся по косогору хатки, кустистые деревья, корявые стебли татарника — поглощены тьмой, цвет их растворен бурым тоном.
Яркий серебристый свет луны оттенен глубиной синего цвета. Своим фосфоресцированием он превращает традиционный мотив с луной в настолько редкостный, многозначительный, притягательный и таинственный, что преобразуется в поэтически-взволнованный восторг. Высказывались даже предположения о каких-то необычных красках и даже о странных художественных приемах, которые якобы использовал художник. Слухи о тайне художественного метода А.И.Куинджи, о секрете его красок ходили еще при жизни художника, некоторые пытались уличить его в фокусах, даже в связи с нечистой силой.
Может быть, это происходило потому, что А.И.Куинджи сосредоточил свои усилия на иллюзорной передаче реального эффекта освещения, на поисках такой композиции картины, которая позволила бы максимально убедительно выразить ощущение широкой пространственности. И с этими задачами он справился блестяще. Кроме того, художник побеждал всех в различении малейших изменений цветовых и световых соотношений (например, даже при опытах с особым прибором, которые производились Д.И.Менделеевым и др.).
Создавая это полотно, А.И.Куинджи применил сложный живописный прием. Например, теплый красноватый тон земли он противопоставил холодно-серебристым оттенкам и тем самым углубил пространство, а мелкие темные мазки в освещенных местах создали ощущение вибрирующего света.
На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Поэт Я.Полонский, друг А.И.Куинджи, писал тогда: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались… Что это такое? Картина или действительность? В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь?» Поэт К.Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку.
Картина вызывала неоднозначную реакцию и произвела настоящий фурор среди соратников по кисти. Репин вспоминал: «Разругав громко, на все корки Куинджи, противники не могли удержаться от подражания и наперерыв, с азартом, старались выскочить вперед со своими подделками, выдавая их за свои личные картины». Не удержался и такой известный пейзажист, как Лагорио. Он воссоздал «эффект Куинджи» в пейзаже «Ночь на Неве». Но вместо славы дождался только того, что на него стали указывать пальцем.
Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света, и люди, по словам И.Е.Репина, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотном А.И.Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих, и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи».
Ф. Тютчев
Видение
1829
Есть некий час, в ночи, всемирного молчанья,
И в оный час явлений и чудес
Живая колесница мирозданья
Открыто катится в святилище небес.
Тогда густеет ночь, как хаос на водах,
Беспамятство, как Атлас, давит сушу;
Лишь Музы девственную душу
В пророческих тревожат боги снах!
А.И.Куинджи как будто пытался проникнуть в мир идеального, но остановился перед его непостижимостью. Воспроизводя земную видимость, художник творил идеальный мир гармонии и красоты. В таком сопоставлении слышатся отзвуки христианской философии, согласно которой земная жизнь — лишь низший уровень простирающейся над ней сферы идеального бытия, сотворенного высшим разумом.
Куинджи стремился к образу бытия, где мысль о человеке поглощена над мирными силами, растворена в философии времени и покоя. В представлении художника бытие недвижно и величественно. Изобразительные средства отвечают сути образа. Линии романтических произведений Куинджи плавны и тягучи, цвет растекается по холсту в медлительном движении, почти фосфоресцирующий свет загадочен, глубинная и пространственная композиция будто подготавливает почву для прорыва воображения в иные миры.
Крамской был ошеломлен, очарован. Чутье истинного художника зародило в нем тревогу за судьбу этого необыкновенного шедевра; он писал Стасову: «Может быть, краски Куинджи пожухнут или изменятся и разложатся до того, что потомки будут пожимать плечами в недоумении: от чего приходили в восторг добродушные зрители…» Примириться с этим Крамской не мог — картина должна жить в будущем! Он решил, что необходимо составить «протокол», где бы несколько лучших современных художников подтвердили, что видели собственными глазами «Ночь на Днепре», что в картине «все наполнено действительным светом и воздухом, река действительно совершает величественное свое течение и небо — настоящее бездонное и глубокое». Такой «протокол» был написан, но напечатать его не удалось.
К сожалению, опасения Крамского сбылись гораздо раньше, чем он предполагал. С картиной произошла трагедия. Великий князь Константин Константинович, купивший картину, не захотел расстаться с полотном, даже отправляясь в кругосветное путешествие. И.С.Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д.В.Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина… вернется совершенно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр.». Он даже посетил великого князя в Париже, пока его фрегат стоял в порту Шербурга, и уговаривал того прислать картину на короткое время в Париж. И.С.Тургенев надеялся, что ему удастся уговорить его оставить картину на выставке в галерее Зедельмейера, но уговорить князя не удалось.
Влажный, пропитанный солью морской воздух, конечно, отрицательно повлиял на состав красок, и пейзаж стал темнеть. Теперь мы не можем рассмотреть на картине многие подробности пейзажа. Но лунная рябь на реке и сияние самой луны переданы гениальным А.И.Куинджи с такой силой, что, глядя на картину даже сейчас, зрители немедленно подпадают под власть вечного и Божественного.

Картина Куинджи Лунная ночь на Днепре написана художником в 1880 году. После написания картины Березовая роща и конфликта Куинджи с его коллегой Клодтом, Куинджи по своей воле вышел из членства художников передвижников.

Посетителями восьмой выставки ТПХВ сразу было замечено отсутствие картин Куинджи, что вызвало немалое разочарование у его поклонников, по этому поводу даже Третьяков П.М. писал художнику Крамскому И., выражая свое глубокое сожаление.

Произведение Лунная ночь на Днепре вызвало немалый интерес у тогдашней публики, во время работы над картиной быстро поползли слухи о необычайно лирической красоте Лунной ночи. Желающих посмотреть картину было так много, что художник еще во время работы над Ночью открывал для посетителей на 2 часа мастерскую по воскресеньям. Среди первых посетителей были известные личности Крамской И., Чистяков П., Тургенев И. Менделеев Д. И. и др.

У картины быстро нашелся и ее будущий покупатель, которого не смутила высокая цена 5 тысяч рублей, по тем временам это огромные деньги, оставив право покупки Лунной ночи за собой. Впоследствии Куинджи узнал, что это был ни кто иной, как сам Великий Князь Константин, давно мечтавший о подобной картине.

Картину Лунная ночь на Днепре было решено выставить в Санкт-Петербурге на Большой Морской улице. Уникальность этой экспозиции было неординарным, то есть выставлялась всего одна картина, тем более небольшого размера холста 144 см на 105 см.

Так как, картина исполнена в темных тонах, художником было решено демонстрировать Лунную ночь на Днепре при электрическом освещении, занавесив все окна и направив луч света на полотно, при котором восприятие картины с эффектом лунного сияния было самым располагающим.

Все это зрелище восторгало гостей выставки, они восхищались, как самой картиной, так и уникальностью экспозиции. Некоторые зрители даже думали, что под полотном размещен источник света, луна на самом деле светила ярко.

Поговаривали, что Куинджи использует различные иллюзионистические приемы при демонстрации картины и даже хотели уличить его в шарлатанстве, другие думали, что художник использует необычные краски при написании Лунной ночи, секрет которых хотели узнать, третьи судачили, о связи художника с нечистой силой.

На самом деле художник всегда находился в новых поисках и ему часто удавалось находить нужные и верные решения дабы заворожить публику, поэтому Куинджи иногда еще называли художником света. Успех картины Лунный свет на Днепре был впечатляющим, Крамской очень восторженно отзывался о Лунной ночи и говорил, что так еще никто никогда не писал.

Художник демонстрирует зрителю уходящее в глубь картины ночное пространство, таинственно светит луна окруженная редкими облачками. Спокойная и величественная река Днепр извиваясь уходит в даль, магически отражая лунный свет. На берегу полноводного Днепра расположились ветхие украинские домишки. Тихое состояние природы завораживает и дает почву для глубокого размышления о не превзойденной красоте природы, которую раскрыл в своей картине замечательный художник Архип Куинджи.

Благодаря огромной популярности картины, Куинджи создал еще две копии Лунной ночи, первая картина хранится в Государственной Третьяковской Галерее, другая находится в Ливадийском дворце в Ялте и третья в Государственном Русском музее в Петербурге.

Архип Куинджи. После дождя.

Архип Куинджи. Море. Крым.

Привёз эту поразительную картину Архип Иванович п осле поездки на Украину и выставил на персональной выставке одной картины. Люди входили в затемнённую комнату, где была освещена только картина. Луна над рекой светилась! Зрители не могли понять, откуда

Архип Куинджи. Днепр утром.

Спокойствие лазурных вод картины "Ладожское озеро", передавалось зрителю, оставляя неизгладимое впечатление.

Картина "Забытая деревня", несмотря на щемящее чувство от лицезрения российской безысходной действительности, всё-таки оставляла чувство надежды и веры, что всё это временное, и скоро изменится к лучшему.

Архип Куинджи. Радуга.

Архип Куинджи. Ночное.

Регистрационный номер 0222764 выдан для произведения:

Архип Куинджи. Портрет кисти И.Е. Репина.

Архип Куинджи родился в Мариуполе в бедной греческой семье сапожника. Имея тягу к рисованию, он поехал в Феодосию и попытался стать учеником Ивана Айвазовского, но только два месяца у него растирал краски. Сменив несколько профессий, Архип Куинджи приехал в Санкт-Петербург и после трёх неудачных попыток его приняли в Императорскую Академию художеств вольнослушателем. Но он не был прилежным учеником в академии, часто пропускал уроки. Написав несколько интересных картин, его заметили художники-передвижники Иван Репин, Иван Крамской и пригласили в товарищество передвижных выставок. Архип Куинджи оставил академию. Парадокс судьбы: сначала не хотели принимать в академию, но через много лет академия пригласила Архипа Куинджи в ряды своих преподавателей. У передвижников Архипу Куинджи было в течении почти 10-ти лет хорошо, его картины продавались по очень высоким ценам, но тут у него произошёл конфликт с Михаилом Клодтом и он вышел из артели. Архип Куинджи был человеком не лучших манер. Он имел несколько свирепый вид. Был он приземистый, голова, как у Зевса олимпийского с орлиным носом. Приходил, садился и бесцеремонно, без спроса брал чужие папиросы, ибо своих он никогда не имел, хотя был к этому времени профессором Академии художеств.

Архип Куинджи. После дождя.

Его картины хорошо раскупались, и он был не бедным человеком. Была у Архипа Ивановича деловая хватка. Однажды он купил дом за двадцать тысяч рублей, привёл его в образцовое состояние и перепродал тут же за шестьдесят тысяч рублей.

Архип Куинджи. Украинская ночь.

Но на своё питание с женой он тратит ничтожную сумму в пятьдесят копеек в день. Часть денег уходит в мизерном количестве на краски, кисти и мастерскую. Но это не было скупердяйством. Все свои огромные деньги Архип Куинджи тратил на талантливых учеников, отправляя их учиться за границу. Больным он оплачивал поездки на лечебные курорты. Помогал безвозмездно всякому, кто попадал в беду. Архип Иванович был святым человеком, светлым душой и благородным сердцем.

Архип Куинджи. Море. Крым.

Накопив сто тысяч рублей, Архип Иванович вносит их в Академию, чтобы проценты с этих денег использовались в качестве премии наиболее талантливым ученикам. После одной из поездок на остров Валаам, Куинджи написал замечательную картину о великолепной природе севера. Картина была приобретена Третьяковым для своей галереи.

Архип Куинджи. На острове Валаам.

Окружающий нас мир воспринимается и создаётся Куинджи грандиозным созданием природы, дающим при созерцании возвышенные, красочные ассоциации наслаждений совершенства и гармонии. Вершиной творчества Куинджи стала удивительная картина: «Лунная ночь на Днепре».

Архип Куинджи. Лунная ночь на Днепре.

После поездки на Украину, Архип Иванович привёз поразительную картину – «Лунная ночь на Днепре». Это была персональная выставка одной картины. Люди входили в затемнённую комнату, где была освещена только картина. Луна над рекой светилась! Зрители не могли понять, откуда у луны на полотне может быть свечение. Некоторые заглядывали за картину в надежде увидеть там лампу подсветки. Выстроилась огромная очередь желающих посмотреть на светящуюся луну в картине. Поражены картиной были даже художники. Никто не мог понять, как у Куинджи была нарисована луна и её отражение в воде. Казалось всем, что это над полотном висела маленькая, но настоящая, светящаяся своим светом луна.

Другая его украинская картина «Днепр утром», умиротворяла зрителей на очередной выставке передвижников своим простором, ширью, необъятными мглистыми далями.

Архип Куинджи. Днепр утром.

В следующей картине представлен чумацкий тракт, по которому Архип добирался до Феодосии. По размокшей дороге, поливаемые дождями, двигались обозы чумаков под тоскливый вой собак.

Архип Куинджи. Чумацкий тракт.

Спокойствие и умиротворение картины "Ладожское озеро", передавались зрителю, оставляя неизгладимое впечатление.

Архип Куинджи. Ладожское озеро.

В картине «Осенняя распутица» Архипу Куинджи удалось показать реалистичную картину основной российской беды – дороги. Охватить всю необъятную Россию хорошими дорогами – дело практически нереальное. Особенно затруднено движение в дождливую погоду, когда зачастую телеги увязают в непролазной грязи по ступицы, когда ноги пешеходы вытаскивают из раскисшей грязи с чавканьем, когда такая дорога отняла уже все силы и кажется, что эта дорога не имеет конца, а передвигаться по ней заставляет только жестокая необходимость.

Архип Куинджи. Осенняя распутица.

Надвигающиеся сумерки в картине «Степь вечером» притенили только что знойный степной пейзаж, немногочисленные домики и спокойную, умиротворяющую гладь реки, тихо несущую свои воды. Ещё немного и ночная мгла даст прохладу и сон этому уединённому, забытому богом краю.

Архип Куинджи. Степь вечером.

Архип Куинджи с приятелем, работая на Кавказе, стали свидетелями редчайшего горного явления – Брокенские призраки,

приведшего их в восторг. Радужное изображение художников появилось на облаке. Низкое солнце бросало свет со спины

художников на туманное облако, отчётливо высвечивая на нём две одинокие фигуры художников, как бы благосклонно поощряя

и вдохновляя их на создание шедевра. И шедевр состоялся! Жаль было только одного: это мистическое чудо природы растаяло раньше, чем его успели перенести на холст.

Брокенские призраки. (современная реконструк-ция).

Картина "Эльбрус вечером" приводила в восторг зрителей, очарованных величием и красотой Кавказа.

Архип Куинджи. Эльбрус вечером.

Картина "Забытая деревня", несмотря на щемящее чувство от лицезрения российской безысходной действительности, всё-таки оставлял чувство надежды и веры, что всё это временное, и скоро изменится к лучшему.

Архип Куинджи. Забытая деревня.

Картины Архипа Куинджи раскупались, чаще всего, ещё до выставки. За некоторые полотна коллекционеры платили бешеные деньги. «Берёзовую рощу» миллионер из Киева купил за 7-мь тысяч рублей, в то время как портреты Ивана Крамского стоили 800 – 900-сот рублей, а работы других художников стоили ещё меньше.

Архип Куинджи. Берёзовая роща.

Благородное сердце Архипа Ивановича не выдерживало хамства и несправедливости. Когда академия отказала Исааку Бродскому в поездке за границу, как еврею, Архип Иванович стукнул по столу кулаком и в знак протеста покинул заседание. На свои средства он отправил Бродского в Италию, а вместе с ним и ещё 16-ть своих лучших учеников.

Куинджи написал много прекрасных картин, но он был в первую очередь поэтом ночного пейзажа.

Архип Куинджи. Дарьяльское ущелье.

Архип Иванович дружил с Дмитрием Менделеевым. Великий химик обожал живопись, художников и однажды представил свой прибор для измерения чувствительности глаза к тонкой нюансировке цветовых оттенков.

Архип Куинджи. Вечер в Малороссии.

Архип Куинджи побил все рекорды тестов до идеальной точности.

Архип Куинджи. Радуга.

Архип Иванович любил не только людей, но и птиц. Это было слабостью художника, над которой издевались нерадивые карикатуристы. Ровно в полдень, по звуку артиллерийской пушки Петропавловской крепости, Архип Иванович выходил на крышу своего дома и кормил с рук птиц. Со всей округи слетались заблаговременно тысячи птиц, они облепляли своего кормильца с головы до ног. Это впечатляло: седой, сияющий от счастья человек делился с щебечущей и каркающей пернатой братией своим хлебом насущным, который ему доставался тяжёлым, непосильным трудом. Архип Иванович кормил птиц, некоторых из них он брал в руки, а они его совсем не боялись, любя своего благодетеля и доверяя ему. С одних рук этого благородного человека корм клевали как огромные вороны, так и маленькие пташки, и никто никого не обижал. На кормление птиц ежедневно тратилось довольно-таки много белого хлеба, круп и мяса для ворон. Это ли не пример божеского отношения друг к другу? Он подбирал больных и замёрзших ворон, галок и воробьёв, тащил их в дом, отогревал и, вылечив, отпускал на волю. Однажды в мастерскую Куинджи залетела бабочка-крапивница с разорванным крылом, так Архип Иванович заклеил бабочке крыло и выпустил на волю.

У Архипа Куинджи была особая любовь и к природе. Он боялся топтать траву, избегал случайно раздавить жука, гусеницу или даже еле заметного муравья. Умилительно было видеть, как пожилой человек, кряхтя, расчищал источник, старательно пересаживал пучок травы в другое место. Архип Иванович также трепетно относился и к людям, раздаривая деньги всем нуждающимся. И любил он делать свои благодеяния так, что одариваемый и не знал, откуда пришла помощь. Щедрость его души не имела границ. Нажитое непосильным трудом и личными лишениями миллионное состояние Архип Иванович завещал независимому Обществу художников, созданному им в последние годы жизни.

Архип Куинджи. Ночное.

Но достигнув вершины своей славы, Куинджи неожиданно перестаёт выставляться, говоря, что ничего значительного ему создать больше не удаётся. И он никому ничего не показывал двадцать лет, хотя, как говорил, работает и ищет новые подходы в живописи, не желая повторяться. И однажды друзья, подпоив великого мастера, уговорили его показать своё творчество последних двадцати лет. И напрасно подпоили – это было полнейшее разочарование. Автору «Лунной ночи на Днепре» действительно показать было больше нечего. Впечатление было таким, будто он был голым распят на кресте. И в этом тоже была большая заслуга Архипа Куинджи: если достойных новых картин нет, то надо иметь мужество и не выставляться. На такой подвиг не каждый способен…

(1841-1910) — великий российский художник греческого происхождения. Является непревзойдённым пейзажистом, картины которого находятся в самых известных музеях и являются по-настоящему бесценными. Одной из самых известных картин Куинджи является «Лунная ночь на Днепре».

Картина «Лунная ночь на Днепре » была написана в 1880 году, холст, масло. 105 × 144 см. В настоящее время находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. В 1880 году, после завершения работы на картиной, Архип Куинджи организовал выставку, причём данная картина была единственным экспонатом данной выставки. Картина была выставлена на Большой Морской в Санкт-Петербурге, в зале Общества поощрения художников. Несмотря на то, что выставка состояла всего из одного полотна, выстраивались целые очереди из желающих увидеть новую работу великого художника, которая оказывает удивительное по силе воздействие. Событие стало настоящей сенсацией. Чтобы избежать давки, людей в зал запускали группами.

На картине представлено широкое пространство с рекой и луной. Равнину пересекает лента реки, которая выглядит зеленоватой от фосфоресцирующего света луны. Луна на картине излучает завораживающий и таинственный свет.

Во времена Куинджи его подозревали в использовании каких-то необычных красок, а иногда и в связях с нечистой силой, которая помогает ему создавать то, что никому и никогда не удавалось. Однако секрет великого художника состоит в поисках такой композиции, которая бы позволяла максимально реалистично выразить свет, а также в тщательном подборе малейших изменений цветовых и световых соотношений. И в этом деле равных Куинджи просто нет.

Слава о «Лунной ночи на Днепре» разошлась по Москве ещё до окончания работы над картиной. Каждое воскресенье на два часа Куинджи открывал двери своей мастерской, чтобы все желающие смогли увидеть полотно, которое ещё не было закончено. Чтобы убедиться в том, что одна картина — это достаточно для выставки, Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей, среди которых были Иван Сергеевич Тургенев, Яков Полонский, Иван Крамской, Дмитрий Иванович Менделеев, а также корреспондентов, на которых проверял силу воздействия «Лунной ночи на Днепре».

Картина выглядит по-настоящему чарующе и необыкновенно реалистично. Отмечается, что некоторые зрители, не веря своим газам, заглядывали за картину, чтобы убедиться, что там нет лампы, которая создаёт настолько правдоподобный свет. Успех был огромный, и после этого Куинджи решил сделать две копии полотна. Первая копия находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве, а вторая копия — в Ливадийском дворце в Ялте. Оригинал ещё до своего первого показа был продан великому князю Константину Константиновичу (1858-1915).