Использование выразительно-изобразительных возможностей материалов и средств художественной выразительности


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

  • Особенности иллюстрации как вида графики.

  • Особенности восприятия иллюстрации детьми дошкольного возраста

  • Цели, задачи и содержание развития художественного восприятия детьми книжной иллюстрации.

  • Организация процесса восприятия иллюстрации детьми раннего и дошкольного возраста.

  • Дошкольникам о художниках в детской книге (из опыта работы): Книга для воспитателя детского сада / Сост. Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1991.

  • Кионова В. Сравнение иллюстраций как один из путей развития эстетического восприятия у детей 5-7 лет. // Дошкольное воспитание. – 1973, – № 2. –С.30-32. (Электронное приложение).

  • Кудрявцева Л.С. Художники детской книги: Пособие для студ. сред, и высш. .пед. учеб, заведений. – М.: Академия, 1998.

  1. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. – СПб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2004. (Электронное приложение).

  • Мирошкина Р.А. Формирование выразительности образа в детских рисунках.//Дошкольное воспитание. – 1988. – № 7. – С.27-31. (Электронное приложение).

Задание 1

Проанализируйте особенности творчества любого художника-иллюстратора детской книги. Ответьте письменно на вопросы, представленные далее, - занесите их в таблицу 1.

Таблица 1. Особенности использования средств выразительности

в иллюстрациях художника (ФИО)

А) Как художник использует функции рисунка:


  1. передача формы предмета;

  2. величины;

  3. движения;

  • пропорции;

  1. масса;

  • объем;

  1. фактура;

  2. мимика, жесты;

  3. характерные детали, их выписанность;

  4. обстановка;

  5. фон, на котором сделано изображение;

  6. очеловечивание сказочных героев.
    Докажите на примере конкретных иллюстраций, какими материалами пользуется иллюстратор для создания своих работ? Сделать выводы:

  • Все ли функции рисунка использует художник?

  • Какие функции представлены лучше?

  • Что лежит в основе рисунка: линия или пятно?

  • Можно ли иллюстрации данного автора назвать сказочными?
Б) Какие цвета характерны для иллюстраций данного автора? Особенности использования изобразительной функции цвета; выразительной; декоративной, композиционной.

Выводы:


1. Какая функция цвета наиболее ярко используется автором?

2. Какую функцию цвета художник не использует?

В) Рассмотрите иллюстрации с целью выявления особенностей применения законов композиции:

Сделайте выводы:


  1. Какими приемами художник выделяет сюжетно-композиционный центр?

  2. Как передается пространство в иллюстрациях автора?

  3. Сколько планов в его иллюстрациях?

  4. Какими способами передается перспектива?

  5. Как используется линия горизонта?

  6. От чего зависит выбор формата?

  7. Сколько героев обычно в одной иллюстрации художника , и какие способы их расстановки он использует?
Г) Какие особенности композиции характерны только для книжной гра фики?

Сделать выводы:


  1. Как осуществляется связь иллюстраций: по расположению в рисунках художника?

  2. Как иллюстрация, созданная данным автором, связана с текстом?

  3. Что богаче текст автора или созданная к нему иллюстрация? Докажите: Найдите слова из текста, к которым создана конкретная иллюстрация. Как художник раскрывает мысль автора? Чем иллюстрация богаче (беднее) текста, в чем она точно ему соответствует?
Выводы:

  1. Какие законы композиции использует художник?

  2. Какие законы композиции не применяются?

  3. Как связаны иллюстрации этого художника-графика с текстом, к которому они созданы?
Задание 2

Анализируя литературу к занятию, выделите специфику восприятия графики как вида искусства детьми младшего и старшего дошкольного возраста и на основе особенностей восприятия иллюстрации, определите возможный возраст детей:

Пример 1. Ребенок трогает, гладит изображение, проявляет яркий эмоциональный отклик на отображение знакомых объектов. Стремится собственными движениями показать те предметы, которые изображены; привносит игровые элементы в восприятие картинки (выполняет действие на картинке). Ему доставляет удовольствие перечислять предметы, называть цвета. Предпочитает реалистичный способ изображения.

Пример 2. Ребенок перечисляет интересные подробности, указывает некоторые эстетические качества (цвет, форму, величину и прочее), может воспринимать настроение, переданное отдельными средствами выразительности (мимика, жесты, движение): может понимать некоторую условность выражения, способен к эстетической оценке и суждению.

Задание 3

Ознакомившись с литературой, выделить основные компоненты методики ознакомления дошкольников с иллюстрацией в разных возрастных группах, заполнить соответствующие графы таблицы 3.


Таблица 2. Методика ознакомления дошкольников с иллюстрацией

Возрастная группа детей

Цель и задачи обучения

Примеры иллюстраций из книг

Методические приемы

Деятельность детей

Фрагменты занятий по рассматриванию книжной иллюстрации

младшая

средняя

старшая

Задание 4

Проанализировав особенности творчества художника-иллюстратора детской книги, составить искусствоведческий рассказ по одной иллюстрации выбранного художника, проанализировать художественный образ, созданный графиком. Оформить рассказ на листе А 4, приложить к нему проанализированную иллюстрацию и отрывок из текста, к которому создана иллюстрация.

Задание 5

По предложенной иллюстрации составьте примерные вопросы для обсуждения с детьми одной из возрастных групп, (иллюстрация выдается на занятии, задание выполняется подгруппой). Подберите интересные методы и приемы, способствующие восприятию иллюстрации дошкольниками. Разработайте рекомендации для воспитателей (родителей) в организации процесса восприятия иллюстрации детьми. Рекомендации можно представить в различной форме (статьи в газете, журнала для родителей, памятки, эссе, интервью с психологом и т.п.). В рекомендациях можно указать: специфика содержания иллюстраций, основные смысловые элементы, стиль художника, специфика средств выразительности (композиция, цвет, линия и т.п.), размер иллюстраций, их количество по отношению к тексту).

Задание 6

Определите, творчество каких художников-иллюстраторов может характеризоваться следующими чертами:

В его работах передано "народное ощущение образа, непосредственность и наивность его натуры", " эмоционально напряженный цвет... обладает не только поразительным, декоративно - образным звучанием. Цвет характеризует состояние, настроение, чувства. Ясность композиционных построений, упрошенный язык форм, повышенная роль контурной линии идут от традиционных народных основ";

В его работах каждая сказка начинается с "оригинальной заставки, - рисунков, заключенных в подобие, оконных наличников и ставен, отделанных деревенским кустарем. В рисунках обычно нечто таинственное, волшебное...Ритмы красного, коричневого, охристого, розового, голубого, желтого, зеленого, цветов родственны колориту народного лубка."

(Кудрявцева Л.С. Художники детской книги.- М.: Академия, 1998.)

5 СЕМЕСТР

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С НАТЮРМОРТОМ И ПЕЙЗАЖЕМ (практическое занятие1)
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:


  • Живопись как вид изобразительного искусства, средства выразительности и жанры.

  • Особенности восприятия натюрморта и пейзажа детьми дошкольного возраста.

  • Методика ознакомления детей с разными жанрами живописи.

  • Требования к организации средств развития художественного восприятия живописных работ детьми дошкольного возраста.

  • Специфика методов и приёмов приобщения дошкольников к искусству живописи (натюрморту, пейзажу).


  1. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1969. – С. 71-90. (Электронное приложение).

  2. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. – СПб., 1996. (Электронное приложение).

  3. Курочкина Н.А. Знакомим с пейзажной живописью. – СПб.: Детство-пресс, 2000. –С.3-5, 38. (Электронное приложение).

  4. Курочкина Н.А. Знакомим с натюрмортом. – СПб.: Детство-пресс, 2000

  5. Никитина Э. В. О некоторых особенностях эстетических суждений о пейзаже детей дошкольного возраста (по данным констатирующего эксперимента) // Герценовские чтения. – Л.: ЛГПИ, 1976. - С.55-63. (Электронное приложение).

  6. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. – М.: Просвещение, 1992. – С. 6-10, 30-33, 35-54. (Электронное приложение).

Задание 1

Задание выполняется подгруппами студентов. Каждая подгруппа выбирает один из жанров живописи, представляет методику ознакомления с живописью, разработанную одним из исследователей.

На занятии подгруппы студентов представляют особенности восприятия детьми выбранного жанра живописи, в заключении выделяют сходное и различное в данном процессе.
Задание 2

Ознакомившись с литературой, выясните основные компоненты методики ознакомления дошкольников с живописными картинами. Дайте характеристику использованных в эксперименте картин, по возможности имейте их репродукции или электронные версии. Заполните таблицу.

Таблица 1.Методика ознакомления детей с пейзажем и натюрмортом


Автор, цель

исследования



Цель обучения

Программа обучения

Метод.

приемы


Организация деятельности детей

Требования к личности воспитателя

Зубарева Н.М.

Курочкина П. А.

Чумичева Р.М.

Задание 3

Отберите и проанализируйте произведения искусства, которые можно использовать в работе с дошкольниками. Обоснуйте их доступность для восприятия дошкольниками определенного возраста, наметьте примерное содержание работы по их использованию, методы и приемы их рассматривания с детьми. Составьте рассказ – «личное отношение» об одном из произведений искусства (любого жанра живописи), которое можно предложить для рассматривания детям дошкольного возраста (на1-2 стр.). В подготовке к данному заданию можно использовать требования к отбору произведений искусства , представленные в литературе.

Задание 4

Проанализируйте один из конспектов занятия по ознакомлению дошкольников с искусством живописи (конспект в электронном приложении). Определите адекватность поставленных целей и задач содержанию и используемым методам и приемам работы с детьми. Выделите и обоснуйте наиболее эффективные методы и приемы развития художественного восприятия детей (беседа, диалог, вопрос, сравнение произведений искусства, «вхождение в картину», пластический этюд, подбор ассоциаций, искусствоведческий рассказ, акцентирование деталей, синтез искусств и др.). Спрогнозируйте возможные трудности в восприятии детьми рассматриваемых материалов, разработайте содержание предварительной работы к занятию, методические рекомендации к последующей работе.

Схема для анализа занятия по ознакомлению с произведением искусства:


  • Тема занятия.

  • Программное содержание (виды задач, точность, конкретность их формулировок; соответствие виду занятия, возрасту).

  • Материал и оборудование к занятию, его качество, принцип расположения.

  • Грамотный отбор художественных произведений.

  • Организация и структура занятия.

  • Методика проведения занятия:

  • приемы, направленные на создание эмоционального настроя, доброжелательной атмосферы;

  • приемы, направленные на развитие эстетического восприятия, на установление связи между содержанием картины и выразительными средствами, на то, чтобы научить детей понимать их единство;

  • приемы развития эмоционально-личностного отношения к произведению искусства, эстетических суждений о нем;

  • последовательность рассматривания произведения искусства.

  • Активность детей на занятии (эмоциональная, речевая, умственная двигательная).

  • Длительность занятия.
Задание 5

Назовите жанры живописи и обоснуйте, восприятие каких из них более доступно для детей младшего (старшего) дошкольного возраста?


ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОРТРЕТОМ И

ЖАНРОВОЙ ЖИВОПИСЬЮ (практическое занятие 2)

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:


  1. Специфика портрета и жанровой картины как жанров живописи.

  2. Особенности восприятия дошкольниками портрета и жанровой живописи.

  3. Методика ознакомления детей с портретной и жанровой живописью.
Список рекомендуемой литературы

  • Григорьева Г.Г., Буякова Е.И., Боброва З.А. Практикум по изобразительной деятельности дошкольников. – М., 2001.

  • Зубарева Н.М. Особенности эстетического восприятия натюрморта детьми старшего дошкольного возраста //Вопросы психологии.- 1965. - .№5. – С.50-58

  • Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1969. – С. 24-42.

  • Халезова Н., Чумичева Р. Как понимают старшие дошкольники значимость социальных явлений, выраженных в жанровых картинах // Дошкольное воспитание. –1985. – № 3. – С.52-54. (Электронное приложение).

  • Чумичева Р.М. Особенности ознакомления старших дошкольников с жанровой живописью // Формирование первоначальных основ социальной активности у детей дошкольного возраста / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М.: МГПИ, 1984. – С.137-145. (Электронное приложение).

  • Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. – М.: Просвещение, 1992.С.6-10, 30-33, 35-54. (Электронное приложение).
Задание 1

На основе данных материалов, разработайте конспект ознакомления дошкольников с портретом, жанровой живописью (на выбор), с указанием возрастной группы , целей и задач, хода занятия с возможными вопросами к детям и заданиями.

Задание 2


  • Назовите русских художников, портретные и жанровые репродукции которых можно рассматривать с детьми одной возрастной группы (на выбор).

  • В чем специфика средств выразительности портретного жанра.

  • Сформулируйте требования к отбору портретов для дошкольников.

  • Отметьте достоинства жанровой картины для развития художественного восприятия и возможные затруднения дошкольников в данном процессе.

ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ДЕТЬМИ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

(практическое занятие 3)

Цель: Научить студентов анализировать рисунки с точки зрения применения детьми основных функций рисунка.

ЗАДАНИЕ №1. Проанализируйте планирование работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников, учитывая особенности специфики программы, реализуемой в ДОУ.

ЗАДАНИЕ №2. Проанализируйте работы (рисунки, аппликации, лепку) детей, созданные в непосредственно-образовательной деятельности и свободной деятельности (не менее 10 работ). Укажите их тематику, средства выразительности, используемые техники и материалы.


ЗАДАНИЕ №3. Организуйте непосредственно-образовательную деятельность с детьми средней-подготовительной групп на тему «Грустный и весёлый эпизод сказки». Проанализируйте полученные рисунки, выделяя особенности применения детьми функции цвета. Заполните таблицу 1.

Таблица 1. Применение дошкольниками основных функций цвета

Сформулируйте выводы: умеют ли дети пользоваться функциями цвета? Какая из них освоена лучше?


3. Рассмотрите рисунки детей по теме «Дети на прогулке».

Найдите, что на каждом рисунке является главным, сюжетно-композиционным центром (СКЦ)?

Заполните таблицу 2.

Таблица 2. Выделение сюжетно-композиционного центра


Сформулируйте выводы: как дети овладели СКЦ в рисунке? Найдите разные способы выделения СКЦ. Заполните таблицу 3.

Таблица 3. Способы в ыделения сюжетно-композиционного центра

Сформулируйте выводы: какие способы выделения СКЦ дети используют чаще? Найдите в рисунках детей, как отмечена линия горизонта.

Заполните таблицу 4
Таблица 4 . Применение линии горизонта


Общее количество

рисунков


Без линии горизонта

Линии горизонта

низкая

средняя

высокая

двойной, тройной горизонт

Заполните таблицу 5.
Таблица 5. Соответствие выбора линии горизонта теме рисунка

Сформулируйте выводы: овладели ли дети выбором места линии горизонта как элемента композиции. Проанализируйте рисунки и определите, передают ли дети глубину пространства, какими способами.

Заполните таблицу 6.

Таблица 6. Способы передачи пространства

Сформулируйте выводы: умеют ли дети пользоваться способами передачи пространства. Проанализируйте рисунки, выявляя особенности применения детьми формата. Заполните таблицу 7.

Таблица 7. Особенности применения детьми формата

Отметьте разнообразие форматов по размеру.

Сформулируйте выводы: пользуются ли дети выбором формата в зависимости от темы рисования?

Проанализируйте рисунки, выделяя в них количество героев.

Заполните таблицу 8.



Общее количество рисунков

Однофигурные композиции

двухфигурные композиции

многофигурные композиции

Определите общее количество предметов на рисунке.

Сформулируйте выводы: насколько грамотно пользуется ребёнок способом расстановки фигур в соответствии с темой занятия.

ЗАДАНИЕ №4. Разработайте развёрнутый конспект беседы по ознакомлению дошкольников с портретом, жанровой живописью (на выбор), с указанием возрастной группы, целей и задач, с возможными ответами детей и заданиями, с музыкальным сопровождением, презентацией.

ЗАДАНИЕ №5

Проанализируйте педагогические задачи (2 на выбор), сопоставьте данные особенности с личным опытом руководства детской деятельностью.

№.1. Детям 5 лет, живущим в городе, предложили нарисовать дом. Большинство детей нарисовали дом в виде одноэтажного домика, в основе которого изображен прямоугольник и сверху треугольник. Объясните данные особенности, наметьте направления коррекционной работы.

№ 2. Если понаблюдать за рисующими детьми, перед которыми поставили предмет, то можно установить общую особенность, едва взглянув на предмет, они продолжают быстро и уверенно рисовать на бумаге. Объясните причину данного факта.

№ 3. Прокомментируйте детские высказывания, определите возраст детей.

Лена; "На рисунке изображены мальчик, девочка, речка и мяч."

Женя: "Одни мальчики купаются, другие играют в мяч, с ними играет девочка".

Митя: ""Был жаркий день. Дети пошли на речку. Вася и Миша купаются. Таня играет в мяч"

№ 4 Илона решила нарисовать, как она ходила в лес по грибы. На вопрос воспитателя, почему на бумаге изображены четыре девочки, Илона пояснила: " Это я вошла в лес. Это я шла по такой дорожке большой. Это я видела такой большой гриб. А это я там увидела много цветов и стала их рвать".

Поясните особенности создания ребенком рисунка. Назовите примерный возраст девочки.

Педагогические задачи заимствованы из книги Б.С. Волкова, Н.В. Волковой Задачи и упражнения по детской психологии. М.,Просвещение,1991,
ЗАДАНИЕ 6

Проанализируйте варианты показателей развития художественно- изобразительных умений и навыков дошкольников. Выберите вариант, более полно отражающий уровень развития художественно-изобразительных умений.

Вариант1: Уровень устанавливается путем наблюдения за деятельностью ребенка, на основе анализа ее результатов (4-6 последних рисунков дошкольника), а также на основе рассказа дошкольника о сюжете своих изображений.

Вариант 2. Диагностика изучения изобразительной деятельности, воображения и самооценки на материале рисования по замыслу у детей 3-7 лет проводится в форме оценки детского рисунка, выполненного по собственному замыслу и беседы. Фиксируются следующие параметры:

I .Особенности рисования: Используемые приемы рисования, качество технических навыков.2.Скоординпровинность движения руки и глаза (точность движений, регуляция силы, амплитуда, скорость, ритмичность, контроль). 3. Развитие формообразующих движений. 4.Используемые средства выразительности. 5-Устойчивость замысла, причины его изменения. 6. Содержание рисунка (называние и количество предметов, наличие связи между ними, особенности переданных впечатлений об окружающем). 7.Соответствие изображения реальному предмету (цвет, форма, величина, соотношение частей, детали, расположение в пространстве). 8. Степень самостоятельности в процессе рисования. 9. Отношение к рисованию (равнодушие, положительные или отрицательные эмоции).

2.Особенности самооценки: 1.Оценка собственного рисунка (положительно, отрицательно, дифферентно). 2. Мотивированность оценки (качество, содержание рисунка).

Г.А. Урунтаева Диагностика психологических особенностей дошкольника. Практикум. М.. 1997.

Вариант 3. Диагностика исследования уровня интеллектуально-эстетического развития детей проводилась по трем направлениям: выявление особенностей развития эстетического восприятия, эстетической оценки и эстетической деятельности в процессе сравнение двух игрушек (дымковской и филимоновской) и росписи силуэта игрушки.

При сравнении дошкольниками двух игрушек (дымковской и филимоновской) и росписи силуэта игрушки фиксируются:

Уровень интеллектуально-эстетического развития детей


Критерий

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

Определение вида росписи

называет игрушку

правильно



называет неправильно

молчит

Описание игрушки

описывает

достаточно полно



называет лишь

некоторые признаки



совсем не

называет

признаков


Сравнение по

сходству и различию



сравнение полное и последовательное

указывает сходство и различие по одному признаку

не проводит действие сравнения

Выражение своего отношения к произведению искусства

ярко выраженное положительное обоснованное

отношение



положительное,

но не обоснованное

отношение


не дает оценки, безразличное отношение

Анализ выполнения узора на силуэте

игрушки (соответствие элементов у дымковской и филимоновской игрушки)



полное соответствие узора, роспись

сделана на двух

силуэтах


частичное несоответствие. Есть погрешности в цвете, форме, композиции

Большое

несоответствие.

Значительные

нарушения

характера росписи


игрушки (уровень творческого решения)


вносит в соответствии со стилем 1-2 элемента

вносит незначительные элементы

полностью

копирует изделие



Анализ выполнения узора на силуэте

игрушки (уровень

завершенности)


роспись завершена на обоих рисунках

завершенность работы составляет две

завершенность

работы составляет одну треть



Анализ выполнения узора на силуэте игрушки (техника выполнения)

высокая

средняя

низкая

Вариант 4: Показатели и критерии овладения ребенком изобразительной деятельностью составляют две группы: первая применяется при анализе продуктов деятельности, вторая- при анализе процесса деятельности.

Анализ продукта деятельности

2.Передача формы:


  1. форма передана точно:


  2. искажения значительные форма не удалась.
3.Строение предмета:

  • части расположены верно;

  • есть незначительные искажения;

  • части предмета расположены неверно.
4.Передача пропорций предмета:

  • пропорции предмета соблюдаются;

  • есть незначительные искажения;

  • пропорции предмета переданы неверно.
5.Композиция:

а) расположение на листе:


  • по всему листу;

  • на полосе листа;

  • не продумана, носит случайный характер;
б) отношение по величине разных изображений:

  • соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

  • есть незначительные искажения;

  • пропорциональность разных предметов передана неверно.
6.Передача движения:

  1. движение передано достаточно четко;

  2. движение передано неопределенно, неумело;

  3. изображение статическое.
7.Цвет: Две группы показателей: первая - " а "- характеризует передачу реального цвета предметов и образное декоративного искусства вторая - " б " - творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом:

а) цветовое решение изображения:


  • реальный цвет предмета;

  • есть отступление от реальной окраски;

  • цвет предметов передан не верно;
б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

  1. многоцветная гамма;

  2. преобладание нескольких цветов или оттенков (теплых, холодных); безразличие к цвету,

  3. изображение выполнено в одном цвете.

Анализ процесса деятельности:

1. Характер линии: Критерий включает 4 группы показате лей:

а) характер линий: - линия прерывистая; - слитная; - дрожащая (жесткая, грубая);

б) нажим: - сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу); - средний; - слабый.

в) раскрашивание: - мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура; - крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура:

г) регуляция силы нажима, размаха: - регулирует силу нажима, раскрашивание в пределах контура не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.
Вариант 5:

Развитие технических навыков и умений у дошкольников


Группы классификации

навыки

умения

I группа.

Навыки и умения владения инструментом



1. Навык держания карандаша и кисти (исходное положение).

2. Навык положения руки с карандашом при рисовании вертикальных и горизонтальных линий.

3. Навык ведения линий кистью.

4.Навык держания кисти

При рисовании широких и тонких линий.


1. Умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования

II группа

Навыки, связанные с выработкой качества движения от которых зависит качество линий и закраски в рисунке



1.Навык произвольной регуляции силы нажима.

2. Навык произвольного движения амплитуды «размаха движений».

3. Навык произвольного изменения скорости движения (его замедление и ускорение)

4. Навык прекращения движения в нужной точке.

5.Навык ритмичного проведения повторных, однородных движений.


Умение регулировать движения в соответствии с задачами изображения

III группа

Навыки и умения, обеспечивающие передачу пространственных

предметов

(формы, строения, величины, пропорции)


Навык удержания направленности движения (по прямой, по дуге, по окружности).

1.Умение изменять направление движения (под углом, переход от движения по прямой к движению по дуге и наоборот; переход от движения по одной дуге к движению по другой)

2. Умение подчинять движения соразмерению отрезков по длине (прямоугольник, квадрат).

3. Умение подчинять движения соразмерению изображений или их частей по величине.


Назовите, какие изобразительные средства может использовать ребенок в рисунке.

Поясните, что собой представляет «фризовая» композиция? В рисунках детей, какого возраста она чаше имеет место?

В каком возрасте в рисунках чаще проявляются следующие особенности: "обратная " перспектива, отсутствие заслоняемости предметов?

КОНСПЕКТ НОД КАК ФОРМА ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(практическое занятие 4)
Цель: 1. Научить студентов определять программное содержание занятия по обучению детей изобразительной деятельности в зависимости от вида занятия, темы. 2. Обучение составлению конспекта занятия по изобразительной деятельности.

Материал: конспекты разных видов занятий по обучению детей изобразительной деятельности.

Задание 1

Проанализируйте конспекты занятий по развитию изобразительной деятельности дошкольников, выделите структуру занятия, логику его построения. Конспекты выдаются на занятии; работа выполняется по подгруппам.

План анализа конспекта

1.Структурные части конспекта (вид занятия, тема, программное со


держание, предварительная работа, ход занятия).

2.Задачи обучения на занятии, их варианты:

изобразительные:


  1. технические;

  2. развивающие;

  3. воспитательные.
3.Содержание предварительной работы.

4.Методы обучения изобразительной деятельности, применяемые на занятии.

Выданные конспекты анализируются по следующему плану работы:


  1. Ознакомиться с ходом занятия, выделить в нем основные части .

  2. Выделить начало занятия. Определить, как ставится цель, мотив, записать варианты.

  3. Продемонстрировать методические приемы реализации задач по рисунку. Записать варианты.

  4. Продемонстрировать методические приемы реализации задач по цвету, композиции. Дополнить варианты.
5. Продемонстрировать решение технических, развивающих и воспитательных задач. Записать варианты.

  1. Дать анализ второй части занятия.

  2. Показать способ организации третей части занятия. Записать варианты
    анализа детских работ.

Задание 2

На основе данных материалов составить конспект НОД по одному виду изобразительной деятельности для выбранной возрастной группы. Разработать структурные части конспекта. Используйте разнообразные приемы, способствующие обучению дошкольников и стимулирующих творческие проявления в изобразительной деятельности.

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

1. Студенту в начале изучения курса необходимо выбрать один «Маршрут», выполняются задания в самостоятельно выбранной форме. Обучающийся информирует о его выполнении: выступает с сообщением на лекции, практическом занятии, предоставляет материал к итоговому контролю (экзамену). Порядок выполнения заданий определяется порядком их расположения в «Маршруте».

2. Задание под названием «Маршрут» представляет собой индивидуальное комплексное задание, состоящее из 6 теоретических и практических заданий-вопросов, называемых аналогично - «маршрут». Эти вопросы охватывают проблему каждого из модулей учебной дисциплины. Последовательность заданий совпадает с порядком изложения содержания учебного материала в программе «Теория и методика развития детского изобразительного творчества», что и позволяет называть такие задания маршрутом следования по дисциплине.

3. При выполнении задания каждый маршрут связывается с каким-либо одним видом искусства и адекватной ему изобразительной деятельностью детей, предполагается изучение психолого-педагогических аспектов художественного развития детей дошкольного возраста.

4. Выполнение заданий конкретного маршрута предполагает усвоение содержания каждого модуля учебной дисциплины, а также междисциплинарных знаний учебных дисциплин культурологического и психолого-педагогического цикла.


Маршрут 1

Особенности художественного восприятия у детей дошкольного возраста.

Исследователи проблемы восприятия детьми художественного образа в живописи.

Использование выразительных средств искусства живописи детьми при создании художественного образа в рисунке.

Разработать методические основы формирования художественного образа в рисунке детей дошкольного возраста :


  • средства формирования;

  • формы;

  • методы и приемы.

Маршрут 2

Искусство живописи, его виды и жанры.

Выразительные средства искусства живописи.

Исследователи проблемы восприятия детьми художественного образа в рисунке.

Рисование – вид изобразительной деятельности детей в детском саду.

Роль знаний детей об изобразительном искусстве (живописи) на создание художественного образа в рисунке.

Методические основы художественного развития детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства (планирование занятий на календарный год).
Маршрут 3

Искусство графики, его виды.

Художественный анализ иллюстрации детской книги.

Анализ исследований по проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с искусством графики.

Методические основы формирования графического образа у детей дошкольного возраста:


  1. средства формирования;

  2. формы;

  3. методы и приемы.

Маршрут 4

Искусство графики, его виды.

Выразительные средства искусства графики.

Виды искусства графики, используемые в работе с детьми дошкольного возраста.

Иллюстративное рисование детей.

Элементы графических техник как средство выразительности детского рисунка.

Влияние знаний об искусстве графики на изобразительную деятельность детей дошкольного возраста.
Маршрут 5

Искусство скульптуры, его виды и жанры.

Выразительные средства скульптуры.

Ознакомление детей дошкольного возраста с искусством скульптуры.

Создание детьми художественного образа в лепке.

методические основы ознакомления детей дошкольного возраста с искусством скульптуры (планирование на год работы по ознакомлению детей старшей / подготовительной группы с искусством скульптуры).
Маршрут 6

Лепка детей дошкольного возраста. Виды лепки, их особенности.

Выразительные средства лепки и способы создания образа детьми в лепке.

Роль воображения в создании детьми художественного образа в лепке.

Исследования проблемы содержания и организации лепки детей дошкольного возраста.

Виды народных игрушек, их пластическое разнообразие.

Выразительные графические средства, такие как линия, пятно, штриховка являются неотъемлемой частью освоения художественной грамоты по рисунку. Из опыта работы над рисунком известно, что для каждого предмета, формы, материала, фактуры используются разные средства. К примеру, гипс или портрет мы будем передавать тонким и маленьким штрихом, одежду или предметы быта - крупным и т.д. В зарисовках мы используем чаще всего быстрый динамичный штрих, отражающий легкость и сиюминутность натуры, штрих передаёт динамику или статику происходящего явления. В качестве материала для рисунка чаще всего применяют графитный карандаш. Еще в античную эпоху использовались свинцовые и серебряные штифты. В Средневековье к ним добавились оловянные и из сплава свинца и олова. В эпоху Возрождения входит в употребление сланцевый итальянский карандаш (черный мел), который в XVI в. был окончательно вытеснен графитным. Однако первые графитные карандаши плохо держались на бумаге и пачкались. В 1720 г. француз Н. Конте предложил обрамлять графитные стержни деревянными дощечками, чтобы уменьшить их ломкость и сделать более удобными в работе. До сих пор мы пользуемся графитным карандашом, но сейчас существует множество других материалов, такие как уголь, сангина, сепия, соус, тушь, чернила, гелевые ручки, линеры и множество других. Эти материалы помогают нам добиться огромной выразительности в рисунке . Следует отметить, что такой подход в настоящее время отражает в большей степени отечественную систему художественной подготовки .

Рассмотрим более точно, что же такое штрих и как он связан с пятном и линией. Штрих- изобразительное средство графического искусства, один из основных элементов рисунка. Он представляет собой короткую линию, выполненную одним движением руки. В зависимости от направления линий, штрихи могут быть прямыми, наклонными, перекрестными и другими. Различия в толщине, длине, динамике штрихов играют большую роль в формировании выразительных особенностей рисунка. Прием работы штрихом называется штриховкой или штрихованием. С помощью штрихов передают объем фигур и предметов, контур, форму, фактуру и пространство. При помощи штрихов мы можем создавать эффекты света и тени. Близко расположенные параллельные штрихи воспринимаются глазом как тоновое пятно .

При использовании мягких материалов (карандаша, угля, сангины, соуса, пастели) структура штриха может уничтожаться. Такой прием называется тушеванием. С помощью тушевки создаются мягкие, плавные тональные градации, происходит растирание мягких рисовальных материалов на бумаге. В штриховке самое главное - это просветы, которые образуют пересечения линий или пятен. Они указывают на движение формы, фактуру и тон. Классической формой просвета в штрихе является ромб, с помощью этой косой клетки можно передать форму, пространство и материальность предметов. В зависимости от нажима карандаша, пера с тушью штрих становится темным или светлым, мягким или жестким. В штриховом наброске (как и в линейном) нанесение контура является первоочередным делом, и штриховая линия также при этом способна выполнять несколько функций. Рядом параллельных или перекрещивающихся в разных направлениях штрихов создается так называемое штриховое тональное пятно требуемой силы. К тому же штриховая линия может быть длинной, короткой, широкой, тонкой, едва заметной. Пластические качества штриха дают разнообразные художественные возможности. Непрерывность движения карандаша имеет существенное значение, так как в процессе работы художника одновременно происходит не только отбор нужного для обобщенного изображения, но и увязка отдельных частей, пластическое подчинение их целому. Лишь после нанесения контура можно отнять карандаш от бумаги, чтобы, заканчивая набросок, наметить внутри или вне его некоторые характерные детали, подчеркнуть штрихами объем или показать затененность. К графическим средствам изображения в набросках предъявляются особые требования: они должны быть просты, экономны и универсальны, чтобы способствовать быстроте работы при решении разнообразных задач в походных условиях. Такими графическими средствами, обладающими широкими возможностями и применяющимися при исполнении набросков, являются линия и ее видоизменение - штриховая линия, или штрих.

Рассмотрим более подробно линию. Богатейшие, неисчерпаемые возможности рисунка в первую очередь связаны с использованием линии, которая является квинтесенцией рисунка. Линией можно назвать абстрактное, условное средство для осознания границ, форм и изломов формы предметов. Но это средство рисунка крайне необходимо. Энгр говорил своим ученикам, что существует даже линейный рисунок у дыма . Линии бывают разные. Линия, оставляемая острием карандаша или рейсфедера с тушью, движение которого направляется каким-либо чертежным инструментом (линейкой, лекалом или циркулем), называется «чертежной». На всем протяжении она одинакова по ширине. Это считается ее достоинством. Но в наброске такая линия непригодна - она безжизненна .

Линия, свободно проведенная графитным карандашом или другим инструментом с красящим материалом, и есть основное графическое средство, применяемое в наброске и передающее плоскостность и двухмерность изображения. При этом линия может быть длинной, короткой и даже превратиться в точку. Наброски, исполняемые такой линией, принято называть линейными. Линия также может иметь пространственный характер: она то усиливается, то ослабевает или совсем исчезает, а потом снова появляется и звучит во всю силу карандаша. Примером может служить рисунок великих художников эпохи Возрождения. При использовании силуэтного абриса фигуры можно добиться восприятия пропорциональности целого, гармонии общего и пластичности строения отдельного предмета . Применение разных по характеру линий дает художнику возможность решать пластические и пространственные задачи.

Кроме того в рисунке мы используем тональное пятно. Им называют плоское цветовое пятно на более тёмном или более светлом фоне. Рисунок пятном может быть силуэтным и не силуэтным. В нём могут использоваться градации тона, от светлого к более тёмному и наоборот. В силуэтном изображении можно добиться большой выразительности с помощью форм, положения и освещённости изображаемого. Пятно при кажущейся непластичности может показать бесконечное разнообразие состояний и сюжетных ситуаций. Тональное пятно применяется при решении следующих задач: при выявлении или подчеркивании объемности натуры; для передачи ее освещенности; при желании показать силу тона, окраску формы и ее фактуру; для передачи глубины пространства, окружающего форму. Тональное пятно создается внутри контура параллельными или перекрещивающимися штрихами. В этом случае на силу тонального пятна воздействует ширина линий или штрихов и светлых промежутков, остающихся между ними, которые должны соответствовать размеру исполняемого рисунка . При использовании для наброска «сухих» материалов (мягкие графитные и угольные карандаши, обыкновенный и прессованный уголь, «соус», сангина) тональное пятно нужной силы достигается с помощью жесткой кисти, растушевкой или просто пальцем. Чернила и тушь в готовом виде или разведенные водой кладутся на бумагу мягкой или жесткой кистью. Бывает так, что тональное пятно наносится в начале работы, сразу, а затем уже по натуре уточняется контур изображаемой формы. Нередко в работе над набросками применяются все графические средства: линия, штрих и тональное пятно или в комбинациях: линия и тон. Следует иметь в виду, что выбор этих средств определённо связан с особенностями графического материала. Важно знать также, что при оценивании рисунка именно владение выразительными графическими средствами и материалами, умение быть гибким в выборе того или иного технического приема рисования, является одним из главных критериев .

Таким образом, все выразительные средства являются неотъемлемой частью любого рисунка. С помощью штрихов передают объем фигур и предметов, контур, форму, фактуру и пространство. При помощи них мы можем создавать эффекты света и тени. Линию можно назвать самым главным выразительным средством рисунка. Она может иметь пространственный характер: она то усиливается, то ослабевает или совсем исчезает, а потом снова появляется и звучит во всю силу карандаша. Линейным абрисом можно добиться восприятия пропорциональности целого, гармонии общего и пластичности строения отдельного предмета. Линию в свою очередь поддерживает штрих и тональное пятно. Тональные пятна одной силы, выполненные штрихами или акварелью, отличны друг от друга по своему звучанию. Поэтому один и тот же объект, изображенный на бумаге разными материалами, зрительно воспринимается по-иному, имеет свой изобразительный язык, обладает особыми художественными качествами.

Иллюстрации, представленные в книге – одно из первых произведений искусства, существующих в обществе лю дей, с которым знакомится ребёнок. Книжная иллюстрация останавливает мгновение, оп исанное в произведении, д аёт возможность проникнуть в ми р, придуманный писателем, поэтом. При работе с малышами основная задача взрослого – привлечь внимание детей к иллюстрации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ИЛЛЮСТРАЦИЙ В ДЕТСКОЙ КНИГЕ.

Впервые идея сделать иллюстрированную книгу средством художественного воспитания детей возникла в конце 19века. И хотя основным принципом детской книги была её «красивость», явно прослеживалось стремление донести до читателя ценности русской художественной культуры и русского художественного творчества.

Знакомство с книгой происходит у ребёнка уже в самые первые месяцы жизни. Иллюстрации, представленные в книге – одно из первых произведений искусства, существующих в обществе людей, с которым знакомится ребёнок. Художник-иллюстратор книги «приходит» к ребёнку, когда он ещё не умеет разговаривать, ходить. Картинка, предлагаемая ребёнку художником, формирует в детях любовь к прекрасному, прививает художественный вкус, знакомит с окружающим миром. Так как иллюстрация – это реально видимое изображение, она очень важна для воспитания и развития ребёнка. Рисунок – это средство художественной выразительности, восприятие которого для детей – новая ступень в познании мира.

Отечественная иллюстрация к детской книге имеет богатые традиции. Несколько поколений художников создали книги, ставшие эталонами оформления детской литературы. Рисунки Е.Н.Чарушина, В.М.Конашевич, Е.Д.Поленова, Ю.А.Васнецова, В.Сутеева и других авторов радуют своих читателей не одно десятилетие. Ряду художников-иллюстраторов детской книги постоянно пополняются новыми мастерами, обладающими своим оригинальным почерком.

Книжная иллюстрация останавливает мгновение, описанное в произведении, даёт возможность проникнуть в мир, придуманный писателем, поэтом. Подлинно художественная иллюстрация всегда тесно сливается с текстом книги, составляя с ним неразрывное единство.

Сначала ребёнок узнаёт на картинке свои игрушки, домашних питомцев – кошку, собачку. Позже книжная картинка познакомит его с животными, птицами, которых он ещё не видел в реальности, но слышал о них в маминых песенках-потешках, сказках. Для детей, живущих в определённой природной зоне, будут понятны и зрительно осязаемы слова море, горы, пустыня, водопад. Книжка покажет, как выглядит слон, кит, самолёт, корабль.

Для того, чтобы художественный образ в иллюстрации был выразительнее, авторы используют для рисунка цвет, композицию книжной страницы, макет книги в целом.

Цвет – это главный помощник художника. Именно он играет важную роль в процессе восприятия ребёнком иллюстрации. Это связано с особой эмоциональностью детей, их повышенной отзывчивостью на цвет. Например, в иллюстрациях Ю.А.Васнецова цвет «привязан» к предмету: волк у него серый, гуси – белые, лиса – рыжая. Это своеобразная цветовая азбука, помогающая осмыслить цвет и его значение. В.М.Конашевич «вселяет» цвета друг в друга, добиваясь замедленного превращения цвета. Его иллюстрации развивают у ребёнка принципы согласованности, сопоставления цветов. В детской книге изображения предметов, человека, животных должны быть конкретными, чёткими, точными, ясными и простыми. Если это мяч, то он непременно должен быть круглым, так как это его основной признак. Передавая в рисунке характер человека, его душевное состояние, необходимо отобразить момент движения, определённые жесты. Многие художники стараются избегать сложных ракурсов, чаще применяя профильное изображение человека, животных, помогающее передаче движения. Кроме того, детские иллюстраторы передают пространство условно, помещая на рисунке вверху листа то, что далеко, а внизу то, что близко – это более понятно ребёнку. Приём уменьшения дальней фигуры для детей ещё непонятен.

Ещё одной особенностью рисунков для детей является их тесная связь с текстом, размещение их рядом с соответствующими строками. Такое расположение оказывает влияние на понимание текста детьми. Для самых маленьких детей рисунок играет роль основного материала, является той действительностью, которую нельзя заменить словесным описанием. У детей старшего дошкольного возраста слова текста вызывают определённые ассоциации и, поэтому, иллюстрации нужны только для понимания наиболее трудных моментов сюжета произведения.

Если взрослый не только знакомит детей с содержанием текста, но ещё и обращает внимание на художественно-выразительные средства книжной графики, это значительно повышает уровень художественного восприятия детей, способствует появлению интереса и желания рассматривать иллюстрации, вызывает эмоциональный отклик на них.

При работе с малышами основная задача взрослого – привлечь внимание детей к иллюстрации. Здесь существенную роль играют вопросы, требующие определённого описания внешнего вида и эмоционального состояния, характерных черт героя. Вопросы взрослого заставляют ребёнка внимательнее вглядываться в образ, устанавливать некоторые связи, делать несложные выводы, обобщения. При рассматривании картинки взрослый может попросить выполнить ряд игровых действий: погладить изображённый предмет, «положить» в рот ягодку, промяукать как котёнок и т.д. При чтении какого-либо произведения (потешки, сказки), взрослый показывает иллюстрации, обращая внимание детей на то, что написал автор и что нарисовал художник. Рассматриваем цветовую гамму, позы, движения, применяемые художником для выразительности образа. Зрительная память, художественное восприятие будут формироваться постепенно, сначала неосознанно, эмоционально, оставляя след в душе ребёнка, приобщая его к подлинной красоте.

С 4 – 5 лет детей начинаем знакомить с ролью иллюстрации к книге и, соответственно с трудом художников-иллюстраторов, манерой выполнения ими рисунков, сопровождающих текст. Внимание детей привлекается к построению изображения на странице книги: где и как художник изображает героев. С помощью каких цветовых решений показан характер героя, его настроение; сезонные и временные изменения в природе. С детьми можно провести беседу о том, зачем в книжках нужны картинки.

У детей старшего дошкольного возраста продолжается формирование устойчивого интереса к книжной графике, внимательного и бережного отношения к книге. Подводим детей к пониманию того, что иллюстрации в книге сопровождают текст, поясняют его и соответствуют жанру литературного произведения. Обратим внимание детей и на индивидуальную творческую манеру того или иного художника, особенности их почерка.

В книге для детей специфично внешнее и внутреннее оформление, требующее продуманности, занимательности решения, способного увлечь детей.

Принципы отбора художественной иллюстрации для детей.

  1. Учёт возраста детей, особенностей их восприятия, жизненного опыта и интересов.
  2. Высокохудожественность произведений, как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности, доступность их детям.
  3. Соответствие книжной графики жанру и стилю литературного произведения.
  4. Детям необходимо показывать разнообразные книги – как по форме организации и оформлению, так и по творческой манере изображения.

Типы макетов книг: ширма, раскладушка, с сюрпризом, игрушка (образ), альбом, тетрадка, сцена, панорама, без текста.

Используемая литература:

1. Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности.

2. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике.

Воспитатель: Долгиерова Л.В.

МАУДО «Детский сад №5» г. Ялуторовск


Книжная графика, как вид искусства, её выразительные средства: специфика средств художественной выразительности в работах художни-ках иллюстраторах в иллюстрациях к детской книге. Методика ознакомления детей с творчеством художников и иллюстраторов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Психолого-педагогические условия изображения сюжетных композиций в рисунках средних дошкольников: образная выразительность и специфика средств художественной выразительности. Знания, умения и навыки при композиционном построении рисунка дошкольником.

    дипломная работа , добавлен 18.11.2009

    Анализ психолого-педагогической литературы по теме восприятия. Художественное восприятие, которое движет к идее, заложенной автором произведения. Процесс развития художественного восприятия детей дошкольного возраста и творчество иркутских художников.

    дипломная работа , добавлен 15.02.2011

    Искусство детской книги. Книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства. Своеобразие книжной графики, ее значение в художественном воспитании детей. Восприятие детьми книжных иллюстраций. Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией.

    контрольная работа , добавлен 25.07.2010

    Изучение средств выразительности в скульптуре. Задачи ознакомления детей с произведениями изобразительного искусства. Анализ современных программ воспитания детей по разделу ознакомления дошкольников с произведениями искусства: скульптура малых форм.

    контрольная работа , добавлен 22.06.2012

    Социальная основа лжи; процесс воспитания правдивости у дошкольников. Формирование честности и правдивости у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы. Методика обследования воспитанников ДОУ на выявление причин детской лжи.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2015

    Характеристика физических качеств детей дошкольного возраста. Возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста. Методика проведения подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста в процессе развития движений.

    дипломная работа , добавлен 12.06.2012

    Особенности и основные условия и средства развития художественного творчества и личности детей дошкольного возраста. Методики развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста путем использования занимательных занятий аппликацией.

    дипломная работа , добавлен 18.09.2008

    Влияние различных видов искусств на развитие творчества детей дошкольного возраста. Экспериментальные исследования уровня восприятия детьми старшего дошкольного возраста произведений искусства. Технология ознакомления детей с натюрмортом и иллюстрацией.

    курсовая работа , добавлен 06.01.2011

    Особенности основных жанров декоративно-прикладного искусства в историческом аспекте. Выразительные средства в построении графических композиций, специфика данного искусства. Создание декоративной композиции в технике графика на внеклассных занятиях.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2014


ПЛАН

Введение
Глава I. Книжная графика, как вид искусства, её выразительные средства
1.1 Специфика средств художественной выразительности в работах художниках иллюстраторах в иллюстрациях к детской книге
1.2 Влияние иллюстрации на понимание детьми художественного текста книги
1.3 Правила, приемы и средства композиции
Глава II. Методика ознакомления детей с творчеством художников - иллюстраторов
Глава III. Констатирующий эксперимент (уровень восприятия детьми книжной иллюстрации).
3.1 Задачи и методика проведения эксперимента
3.2 Художественное восприятие иллюстрации детьми старшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
Введение

С детской книгой малыш встречается уже в первые годы своей жизни. Книга - одно из первых произведений искусства, с которыми он знакомится.
Книга представляет собой сложный комплекс искусства слова, техники печати и изображения (иллюстрации). Отечественная иллюстрация к детской книге имеет богатые традиции. Несколько поколений художников посвятили этому благородному делу всю жизнь и создали книги, ставшие своеобразными эталонами. Е.Д.Поленова, И.Я.Билибин, А.Н.Бенуа, Г.Н.Нарбут, В.А.Милашевский, В.В.Лебедев, В.М.Конашевич, Е.Н.Чарушин, Е.М. Рачев и др. иллюстировали книги, на которых воспитывалось не одно поколение.
Художник приходит к ребенку, когда тот ещё не умеет говорить, и наряду с родителями, с автором детской книги, становится первым воспитателем и учителем. Он формирует в детях любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, художественный вкус, любовь к Родине. Е.А.Флерина писала, что картинка, особенно для детей младшего возраста, является чрезвычайно важным педагогическим материалом, более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости.
В дошкольных учреждениях детей знакомят с художественной литературой, но пока мало внимания обращается на художественную иллюстрацию. Она используется в основном как дидактический материал, в то время как иллюстрация несет в себе высокие художественные образы, дающие ребенку ценностные ориентиры в понятиях добра и зла, правды и лжи и т.д.
Образы, созданные хорошим художником - иллюстратором, - это прекрасные образцы самобытного творчества. Вглядываясь в них, ребенок получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий художника, от внутреннего созвучия литературных и художественных образов, дающих простор воображению и собственному творчеству.
Основная задача воспитания дошкольников -гармоничное развитие личности ребенка, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Исследования Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина, В.В.Краевского, С Л. Рубинштейна и др. показывают, что решить эту задачу можно при условии правильного выбора средств, которые позволят ребенку в ходе освоения культурно-исторического опыта стать субъектом собственной деятельности.
Изобразительное искусство - составная часть этого опыта, играющая важную роль в становлении личности. К изобразительному искусству относятся живопись, графика, архитектура, скульптура и декоративно-прикладное искусство. Самым распространенным видом изобразительного искусства в детском саду является иллюстрация, которая принадлежит графике. Иллюстрации, по определению Курочкиной Н.А. - это рисунки, образно раскрывающие текст, подчиненные содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающие книгу и обогащающие ее декоративный строй. С помощью графических средств они выявляют и передают социальную и художественную суть иллюстрируемого произведения (Н.М.Сокольникова). Книжная графика помогает детям глубже и полнее понять текст, дает знания об окружающем мире (это доказано в исследованиях В.А.Езикеевой, Р.И.Жуковской, В.Я.Кионовой, Т.А.Кондратович, И.О.Котовой, Т.А.Репиной, Е.А. Флериной, А.Ф.Яковличевой и др.). Вместе с тем, иллюстрация обладает уникальными художественными достоинствами самостоятельного вида изобразительного искусства, из всех его видов является первым подлинным произведением, входящим в жизнь ребенка. Это начальная ступень в понимании детьми других видов изобразительного искусства, более сложных по средствам выразительности (живописи, скульптуры и др.) Период дошкольного детства - один из самых благоприятных этапов в общении детей с изобразительным искусством, в развитии у них способностей к изобразительной деятельности. Но дошкольник без помощи взрослого не может приобщиться к опыту художественной деятельности, который накоплен человечеством. В понятие художественной деятельности входит создание художественных ценностей, их восприятие и приобретение необходимых знаний по искусству (М.С.Каган, Ю.Н.Петрова).
Понимание детьми изобразительного искусства, их личностное развитие, в полной мере будет зависеть от общего культурного уровня и мастерства педагога. Исследования О.А.Абдуллиной, С.И.Архангельского, Ю.К.Бабанского, В.Г.Боброва, Ф.Н.Гоноболина, Н.Н.Кузьмина, И.В.Кузьминой, В.А.Сластенина, Л.Ф.Спирина, А.И.Щербакова и других доказывают, что от уровня сформированности у педагога знаний, умений и навыков зависят знания, умения и навыки учащихся, а также результативность детской деятельности и развитие детского творчества (Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Н.А.Ветлугина, Т.С. Комарова и др.)
Перед нами стоит проблема: какие формы и методы ознакомления дошкольников с творчеством художников-иллюстраторов будут способствовать:
- развитию сюжетных композиций у детей дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью;
- эстетическому воспитанию дошкольника.
Недостаточная разработанность и несомненная значимость этой проблемы послужили основанием для определения темы исследования.
Цель исследования: разработать формы и методы ознакомления детей с творчеством художников-иллюстраторов.
Объект исследования: процесс ознакомления детей с дошкольного возраста с произведениями художников-иллюстраторов.
Предмет исследования: формы работы по ознакомлению детей с творчеством художников-иллюстраторов, как средство развития сюжетных композиций.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой творческий процесс ознакомления дошкольников с искусством иллюстрации возможен при соблюдении следующих педагогических условий:
Ш Поэтапное формирование у детей знаний о творчестве художников - иллюстраторов;
Ш Знание методики работы с иллюстрацией, то есть первоначальное формирование искусствоведческих знаний, а на их основе специальных умений;
Ш Организация целостного художественного восприятия детьми произведений книжной графики.
Задачи исследования:
1. Определить и проанализировать содержание знаний и умений дошкольников при ознакомлении с произведениями художников-иллюстраторов.
Изучить особенности знаний и умений дошкольников в ходе ознакомления с иллюстрацией детской книги.
Разработать наиболее эффективный метод развития сюжетных композиций детей посредством ознакомления с творчеством художников- иллюстраторов.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент констатирующий.
База исследования: воспитанники старшей группы дошкольного образовательного учреждения детского сада № 57 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников
Гипотеза - мы предположим, что эффективность работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с творчеством художников-иллюстраторов будет способствовать развитию сюжетных композиций у детей на занятиях изобразительной деятельности в детском саду.
Глава I . Книжная графика, как вид искусства, её выразительные средства
Книжная графика относится к изобразительным видам искусства. Как и все эти виды искусства (живопись, графика, скульптура), она отражает действительность через образное, наглядное воспроизведение её зримых форм, передает облик предметов и явлений объективного мира, все многообразие воспринимаемых зрением событий и жизненных процессов. Изобразительное искусство передает тот или иной момент развития и движения, как бы «Останавливая мгновение», и помогает человеку увидеть связи и отношения объектов реального мира, раскрывает красоту действительности, порой скрытую от человека частностями, случайными деталями.
Изобразительное искусство не только изображает окружающий мир, но и выражает чувства и мысли художника, его отношение к отображаемому. Это единство изображения и выражения, особенного и общего, объективного и субъективного, рационального и эмоционального определяет собой сущность художественного образа. Выразительные средства художественного произведения - рисунок, композиция, колорит - «работают» на воплощение идейно-эстетического замысла художника, на создание целостной картины жизни, позволяющей выделить главное, основное, типичное, существенное в изображаемой действительности.
Графика (от греч. Grafo- пишу) более других видов изобразительного искусства приближена к письму, рисунку, условному знаку, так как важным её графическим средством является сама плоскость белого листа бумаги с нанесенными на неё линиями, точками, штрихами и пятнами. Графика делится на два вида:
Ш Рисовальная - художник создает изображение непосредственно на листе бумаги;
Ш Печатная гравюра.
Графика близка к живописи, но если цвет там является основным средством художественного выражения и выступает в неразрывной связи с линией, которая не всегда отчетлива, может бытиь приглушена, стушевана светотенью, порой еле угадывается, то в графике линия является основным выразительным средством.
Графика больше, чем живописи, схематизирует, рационализирует и конструирует предмет. Она в большей мере условна, чем остальные виды изобразительного искусства. Это чувствуется хотя бы потому, что рисунок может быть выполнен почти на любой плоскости, любом фоне. Его можно представить себе даже в отрыве от фона, в мыслимой плоскости или пространстве. В графике яснее, чем в живописи, подчеркнута её «сделанность».
Живопись создает убедительную иллюзию непосредственно увиденного. Обычно эта иллюзия возникает при отходе от полотна: живопись требует, чтобы на неё смотрели издали, откуда мазки неразличимы, сливаясь в естественную гармонию, подобную гармонию натуры. Графический же лист мы смотрим вблизи и видим условные штрихи, зигзаги, линии, то есть всю «технику» рисунка. Она рассчитана на то, чтобы быть очевидной.
Если в живописи пространство передается с помощью всех возможных средств, включая светотень и воздушную перспективу, то в графике пространство передается обычной линейной перспективой и построением планов, а также самим цветом белого листа.
Книжная графика - иллюстрация (от лат. Illustrare- прояснять) - это рисунки, образно поясняющие литературный текст, одновременно украшающие книгу, обогащающие её декоративный строй. Особенность иллюстрации как жанра изобразительного искусства состоит в том, что её образный строй опирается на данную литературную канву и подчинен определенной задаче - освещению и объяснению текста. Как средство наглядности иллюстрация находится в тесной зависимости от идейно-образной структуры литературного произведения.
Книжная иллюстрация выступает в синтез со всеми элементами книги, и главное - самим текстом литературного произведения, его сюжетом и стилем. Подлинно художественная иллюстрация всегда тесно сливается с текстом книги, составляя с ним неразрывное единство.
Книга - это синтез искусств: искусства слова, графики и полиграфии.
1.1 Специфика средств художественной выразительности в работах художниках иллюстраторах в иллюстрациях к детской книге

Основным художественным средством искусства иллюстрации для детей является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает. Оно опирается на образность детского мышления. Художник приходит к ребенку тогда, когда тот ещё не умеет говорить, и понять содержание книги ему помогает художник.
Сначала ребенок с радостью узнает на картинке свои игрушки, котенка или собачку. Потом книжка рассказывает ему о том, как выглядят африканский слон, море, самолет, спутник, ракета. О том, что такое хорошо и что такое плохо, ребенок не просто услышит: иллюстрации сделают эти понятия наглядными, олицетворенными.
Образ героя - один из самых важных моментов в иллюстрации для детей. В книге для маленьких художественный образ несет ребенку самые разнообразные понятия об окружающем его мире, служит первым мерилом жизненных явлений.
Создание художественного образа в иллюстрации для детей осуществляется с помощью комплекса специфических средств художественной выразительности графики - рисунка, цвета, композиции книжной страницы, макета книги в целом.
Цвет в детской книге - главный помощник художника. Он играет важную роль в процессе восприятия ребенком иллюстраций. Это связано с особой эмоциональностью детей, их повышенной отзывчивостью на цвет.
Сложность отношения детей к цвету ясно видна в их рисунках, где цвет выступает как способ различения предметов, выражения эмоции; нередко цвет выполняет и игровую функцию. Для художника, который обращается не только к цветовому восприятию, но и к «цветовому воображению» (определение С.Эйзенштейна) детей, важно, что это воображение управляется как впечатлениями зримого мира, так и эмоциональной реакцией на них, а также специфической игровой логикой ребенка. Задача художника - удовлетворить потребность законов цветовой гармонии. Приобщая детей к постижению законов цветовой гармонии, художник не только развивает их эстетические чувства, но и готовит своих зрителей к полноценному восприятию множества других явлений действительности.
Различными способами достигали сложной цветовой гармонии В.Лебедев, В.Конашевич, Ю.Васнецов и др. В.Лебедев предпочитает зрелищность, «парадный выход» цвета - открытого, яркого, насыщенного. Живое взаимодействие цветов, их борьба - все это происходит на глазах у зрителя. Рисунки к «Цирку» С.Маршака, выполненные в 1924г., - характерный пример лебедевского умения строить виртуозные цветовые композиции. В «Цирке» торжествует интенсивность цветов; художник вскрывает динамичную структуру пятна, стремящегося к противоборству с другим локальным пятном. Этот прием и создает ту динамику, которая пронизывает всю книгу. Рисунки производят впечатление нарядных красочных, между тем единственной по-настоящему «яркий» цвет - красный. Но цветовая ориентация книги так тонка и умела, что остальные цвета (серый, лимонно-жёлтый, зеленый, черный) звучат рядом с красным в полную силу.
Принцип В.Конашевича - принцип согласованности, сопоставления цветов. Художник обладает редчайшим умением «вселять» цвета друг в друга, заставляя во всех цветах звучать неуловимый, общий им всем, еле слышный оттенок, - и добивается с помощью этого приема единства цветового решения.
В иллюстрациях Ю.Васнецова удивительно точно определены пропорции реального и фантастического цвета; этот принцип равновесия имеет большое значение для верного восприятия книги. Цвет Васнецова «привязан» к предмету: волк у него серый, гуси- белые, лиса - рыжая. Кроме того, цвет его конкретен, прост, его легко назвать. Это в каком- то смысле цветовая азбука, помогающая ребенку осмыслить цвет и его значение.
Рисунок в детской книге существует на равных с цветом правах. Рисунок - это средство художественной выразительности, восприятие которого для детей - новая ступень в развитии. Именно рисунок делает книгу книгой, одновременно он является тем ограничением, которое накладывается на цвет законами книги и которое вводит цвет в систему книжного построения - макет.
Нельзя пройти мимо характерных признаков предмета: если в детской книжке нужно нарисовать, например, мяч, то он просто обязан быть круглым, так как это - основной его признак, для всех мячей общий. Такой общий признак есть у каждой группы предметов, но, отталкиваясь от него, художник наделяет предмет ещё и конкретностью существования в определенной среде.
Рисуя человека и стараясь передать характер персонажа или его душевное состояние, также следует иметь в виду и некоторые особенности детского восприятия. В книге постоянным и близким ребенку способом изображения и выражения проявлений душевной жизни, психологического состояния является жест, запечатленный момент движения.
Жест несет богатую смысловую нагрузку, но только жест наблюденный, острый и обобщенный до известного предела: в нем ценное живое зерно движения.
Особенностью рисунков для детей является их тесная связь с текстом, размещение их рядом с соответствующими строками. Особое внимание уделяется художественной доступности рисунка, что вызывается особенностями детского восприятия.
Специфической чертой детской книжной графики является выделение в иллюстрации самого основного, особая цельность и четкость композиции. Общие законы композиционного построения выражаются при этом более остро, подчиняясь особенностям детского восприятия, задачам детской книги.
В книге для маленьких детей специфично внешнее и внутренне оформление, требующее продуманности, стройности, занимательности решения, способного увлечь ребенка.
Макет книги объединяет все средства выразительности. Способы макетирования различны. Мастерски реализованная динамика книжной структуры рождает оригинальный пространственный и цветовой ритм книги. Типы макетов книжек для маленьких детей различны - от книжки - игрушки, книжки - образа, книжки - ширмы до книжки -тетрадки. Особые черты имеет и оформление детской книги. Нет необходимости сохранять в книге для детей всю структуру книги для взрослых (суперобложка, переплет, форзац, фронтиспис, титульный лист и т.д.).
Особый характер оформления - его наглядность, стройность, занимательность - отличает книжную графику для детей.
1.2 Влияние иллюстрации на понимание деть ми художественного текста книги

Для того чтобы правильно осуществлять педагогическую работу по ознакомлению детей с книжной графикой как произведением искусства, педагогу следует иметь некоторое представление о том, как иллюстрация влияет на понимание детьми художественного текста книги и об особенностях восприятия детьми разных возрастных групп книжной графики.
Литературное произведение и иллюстрация воспринимаются детьми в единстве (Р.И.Жуковская, В.А.Езикеева, Р.И.Чуднова и др.) Лишь на основе взаимодействия зрительного и речевого восприятия возможно понимание содержания всей книги.
Исследования, проведенные В.А.Езикеевой и Т.А.Репиной, подтверждают, что художественная иллюстрация оказывает большое влияние на понимание текста детьми на протяжении всего дошкольного возраста. Это влияние наиболее значительно проявляется в младшем дошкольном возрасте. В дальнейшем оно уменьшается и возрастает роль самого текста, что свидетельствует о существенных изменениях в соотношении сигнальных систем ребенка.
Роль иллюстрации в понимании текста на ранних ступенях развития ребенка является не только более весомой, но и качественно отличной от того, что наблюдается у детей более старшего возраста. Для маленького ребенка рисунок выполняет не вспомогательную, чисто иллюстративную функцию, а играет роль основного материала, при отсутствии которого ребенок часто не может понять художественное произведение. Слова текста служат маленькому ребенку указанием на действия и обстоятельства, которые он должен шаг за шагом зрительно проследить, рассматривая соответствующую картинку. На этом этапе развития рисунок представляет для ребенка саму действительность, которую нельзя заменить словесным описанием.
В дальнейшем слова текста начинают вызывать у ребенка необходимые ассоциации и без помощи наглядной основы. Старшие дети начинают понимать фабулу сказки или несложного рассказа уже без помощи иллюстраций. Однако понимание более сложного содержания - внутреннего смысла произведения, общественного значения поступков героев, нравственного смысла их поведения - представляет большие трудности для ребенка. В преодолении этих трудностей существенную роль снова начинает играть иллюстрация: для понимания наиболее трудных моментов текста ребенок должен получить возможность обратиться к наглядному изображению и проследить на нем те действия, взаимоотношения персонажей, в которых ярче обнаружится их внутренний смысл.
1.3 Правила, приемы и средства композиции

У композиции есть свои законы, складывающиеся в процессе художественной практики и развития теории. Этот вопрос очень сложный и обширный, поэтому здесь пойдет речь о правилах, приемах и средствах, которые помогают построить сюжетную композицию, воплотить идею в форму художественного произведения, то есть о закономерностях построения композиции.
Мы рассмотрим в основном те из них, которые касаются процесса создания реалистического произведения. Реалистическое искусство не просто отражает действительность, а олицетворяет восторг художника перед удивительной красотой обычных вещей -- эстетическое открытие мира. Конечно, никакими правилами нельзя заменить отсутствие художественных способностей и творческой одаренности. Талантливые художники могут интуитивно находить правильные композиционные решения, но для развития композиционного дарования необходимо изучать теорию и много трудиться над ее практической реализацией.
Композиция строится по определенным законам. Ее правила и приемы взаимосвязаны между собой и действуют во все моменты работы над композицией. Все направлено на достижение выразительности и цельности художественного произведения.
Итак, поиск оригинального композиционного решения, использование средств художественной выразительности, наиболее подходящих для воплощения замысла художника, составляют основы выразительности композиции.
Рассмотрим основные закономерности построения художественного произведения, которые можно назвать правилами, приемами и средствами композиции.
Основной замысел композиции может быть построен на контрастах доброго и злого, веселого и грустного, нового и старого, спокойного и динамичного и т. п.
Контраст как универсальное средство помогает создать яркое и выразительное произведение. Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» говорил о необходимости использовать контрасты величин (высокого с низким, большого с маленьким, толстого с тонким), фактур, материалов, объема, плоскости и др. Тональный и цветовой контрасты используются в процессе создания произведений графики и живописи любого жанра. Светлый объект лучше заметен, выразительнее на темном фоне и, наоборот, темный -- на светлом.
Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, где будет расположено главное, отказаться от второстепенных деталей, приглушить отвлекающие от главного контрасты. Композиционной цельности можно добиться, если объединить светом, тоном или колоритом все части произведения.
Важная роль в композиции отводится фону или среде, в которой происходит действие. Окружение героев имеет огромное значение для раскрытия содержания картины. Единства впечатления, цельности композиции можно достигнуть, если найти необходимые средства для воплощения замысла, в том числе и наиболее типичный интерьер или пейзаж.
Итак, цельность композиции зависит от способности художника подчинить второстепенное главному, от связей всех элементов между собой. То есть недопустимо, чтобы сразу бросалось в глаза что-то второстепенное в композиции, в то время как самое важное оставалось незамеченным. Каждая деталь должна восприниматься как необходимая, добавляющая что-то новое к развитию замысла автора. Знание закономерностей композиции поможет вам сделать свои рисунки более выразительными, но это знание вовсе не самоцель, а лишь средство, помогающее достигнуть успеха. Порой сознательное нарушение композиционных правил становится творческой удачей, если помогает художнику точнее воплотить свой замысел, то есть бывают исключения из правил. Например, можно считать обязательным то, что в портрете, если голова или фигура повернуты вправо, перед ними необходимо оставить свободное место, чтобы портретируемому, условно говоря, было куда смотреть. И, наоборот, если голова повернута влево, то ее сдвигают вправо от центра.
Можно выделить следующие композиционные правила: передачи движения (динамики), покоя (статики), золотого сечения (одной трети).
К приемам композиции можно отнести: передачу ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.
Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность. Таким образом, средства композиции -- это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественной выразительности композиции.
Глава II и т.д.................