Чем левша отличается от правши: особенности, интересные факты, рекомендации. Все, что необходимо знать, если ваш ребенок левша.

В большинстве случаев то, какая рука является у малыша «ведущей», выясняется годам к трем, до этого момента у них, как правило, «главной» становится то одна, то другая ручка. У части деток – аж к шести годам. А около двадцати процентов людей вырастает с умением одинаково хорошо пользоваться обеими руками.

Раньше быть левшой считалось ненормально, и деток с такой особенностью старались переучить всеми мыслимыми и немыслимыми способами. Поэтому не удивительно, что до сих пор некоторые мамочки начинают паниковать, когда выясняют, что их в этом плане малыши отличаются от других. На самом деле поводов для переживаний быть не должно, ведь данное свойство не делает ребенка хуже остальных. Возможно, и ему, и вам придется чуть труднее, чем другим семьям. Вам необходимо будет уделять ребенку больше внимания в тех или иных аспектах, а вашему чаду – учиться приспосабливаться к окружающему миру. Ведь все-таки он рассчитан на правшей, несмотря на то, что левшами является около четверти населения земного шара. Но считать отклонением данную особенность или своего малыша, у которого она присутствует, ни в коем случае нельзя! Давайте разберемся, что делать, если ваш ребенок левша. Возможно, с этими знаниями вы сможете вырастить настоящего гения?

Почему ребенок левша?

Почему ребенок левша? Все мы знаем, что полушария человеческого мозга выполняют разные задачи. Так, например, правое управляет левыми рукой и глазом, отвечает за образное мышление, чувство ритма, восприятие интонаций и музыки, ориентирование в пространстве, чувства. Левому подвластны, соответственно, правые рука и глаз, навыки речи, чтения, письма, математических вычислений, аналитические способности, движения. Одно из полушарий является доминантным. У правшей – левое. Полушария левши «договорились» между собой иначе, и главным стало правое. Впрочем, это на словах так все просто. На деле может быть так, что у ребенка ведущей является левая рука, но правый глаз – главный. Есть также такой термин как скрытый левша. Это значит, что обычно человек пользуется правой рукой, но какие-то вещи предпочитает делать левой. Или одинаково ловко орудует обеими руками.

Причины «леворукости» ребенка могут быть разными, например:

  • родовая травма, в результате которой повреждается правое полушарие
  • наследственность (если в роду были левши, то вполне вероятно, что ваш малыш тоже такой)
  • внутриутробное воздействие тестостерона на полушария мозга
  • подражание родственникам-левшам
  • детская травма правой руки и невозможность ею пользоваться какое-то время

Особенности развития детей левшей

Существуют определенные особенности развития детей левшей. Такие детки, как правило, имеют превосходные музыкальные и/или художественные способности, обладают великолепным слухом, эмоциональны, любят и умеют фантазировать, нередко добиваются больших успехов в спорте. Математические вычисления такой ребенок обдумывает совсем иначе, нежели правши, но часто этим неожиданным путем приходит к верному результату. Да и вообще, примерно пятая часть всех известных талантов – левши. Поэтому родителям обязательно стоит задуматься о том, чтобы ребенок пошел в тот или иной кружок или секцию, в зависимости от того, к какому виду искусства или спорта он тянется и какие проявляет способности. Но при этом у левшей нередки нарушения развития устной и письменной речи, проблемы с двигательной активностью. Поэтому вам необходимо будет много с ними заниматься, чтобы ликвидировать те или иные недостатки (например, почаще разговаривать) или даже отвести к специалисту. Также такие детки часто упрямы, капризны, неусидчивы и чувствительны, поэтому вам придется зорко следить за микроклиматом внутри семьи.

Нужно ли переучивать ребенка левшу? Ни в коем случае! Во-первых, так вы можете привить ему комплексы. Напротив, следует объяснить, что такая особенность не делает его хуже других, и что пользование левой рукой не является отклонением от нормы. Во-вторых, это огромный стресс для ребенка. И в-третьих, так как речь идет не просто о лидирующих позициях той или иной руки, а о мозговой деятельности, переучивание может вызвать различные сбои и неприятные последствия.

Старайтесь как можно позднее приступать к обучению ребенка тому, в чем он может сначала потерпеть неудачи (например, к занятиям чтением, письмом или иностранными языками лучше приступать непосредственно в школьном возрасте) и, напротив, заниматься с ним тем, в чем он преуспевает (рисованием, пением и т.д). И не забывайте поощрять каждое его достижение! Помните, этот малыш особенно чувствителен, поэтому с ним нужно быть особенно внимательными при общении. И если вы видите, что ребенок сильно переживает из-за своих особенностей, и вы не в силах с этим справиться, обязательно покажите его детскому психологу.

Осознание того, что ребенок предпочитает все делать левой рукой, обычно наступает тогда, когда начинается активная подготовка к школе. Пятилетним и шестилетним малышам прививают навыки рисования, письма, лепки и многое другое, что связано с работой рук. Многие родители начинают паниковать и недоумевать по поводу того, как же они не смогли определить раньше, левша или правша ребенок. Еще несколько десятилетий назад в семьях, детских садах, а затем и в школах леворуких деток старались переучивать все делать правой рукой. Сегодня взгляд на этот вопрос совсем иной.

Причины леворукости

Феномен левшества глубоко изучается. Левши — это не однородная группа, к которой относятся люди с большей активностью правого полушария. Леворукость — более узкое понятие, которое определяет исключительно ведущую руку. Такое проявление левшества встречается чаще прочих.

Причины леворукости бывают разными. Проанализировав их, можно попытаться понять, почему ребенок левша. Доминирование левой руки зависит от следующих факторов:

  • Особенности генетики. Механизм передачи леворукости по наследству неизвестен. Если ребенок с доминирующей левой рукой ничем по своему развитию не отличается от праворуких, то это считается индивидуальной особенностью.
  • Поражение головного мозга. Левая рука может стать ведущей, если у ребенка в раннем возрасте была травма или заболевание, в результате чего нарушились функции левого полушария. Поскольку более активным в этом случае становится правое полушарие, то и деятельность левой руки обязательно будет доминировать по сравнению с правой.
  • Вынужденная леворукость может возникнуть по причине травмы правой руки. За полгода ребенок полностью осваивает навыки работы левой рукой.
  • Тяжелое протекание беременности и трудные роды, а также постоянные стрессы, вредные привычки будущей мамы, гипоксия плода могут стать причиной перестройки полушарий мозга малыша.

В наше время стереотипы о зловещести и необычности левшей, к счастью, сломаны. Сегодня леворукость — скорее проявление индивидуальности, которую необходимо учитывать педагогам и родителям в обучении таких детей.

Психологические особенности леворуких детей

Для родителей не будет лишней информация, что леворукий малыш выделяется среди детей с ведущей правой рукой. У ребенка левши есть свои особенности помимо того, что он активно пользуется левой рукой. У леворуких совершенно особый способ переработки получаемых сведений, а также иные эмоциональные реакции на эти сведения. Связано это с тем, что полушария головного мозга отличаются способами обработки информации:

  • правое полушарие воспринимает всю информацию как целостный образ и мгновенно ее перерабатывает
  • левое полушарие называют логическим, так как оно перерабатывает информацию последовательно


Именно поэтому особенности психологического развития ребенка левши имеют отличия по сравнению с другими детьми:

  • Левши всегда отличались прекрасной ориентацией в пространстве, подвижностью, хорошей координацией движений.
  • Пространственная природа геометрии более понятна для левшей, нежели арифметика, требующая логического мышления.
  • Неспособность уловить целостный образ мешает им справляться с задачами на обобщение, а также осваивать технику чтения.
  • Пожалуй, нет левшей, отличившихся способностью уверенно и легко овладевать грамотной речью; маленькие дети гораздо раньше начинают понимать сказанное, нежели воспроизводить слова.
  • Считается, что левши особенные, поскольку у них развито богатое воображение и они много фантазируют.
  • Родители должны знать, что маленькие левши многое понимают и часто очень эмоционально реагируют на несправедливое отношение к себе; они бурно выражают гнев, обиду, раздражение.

Многие родители впадают в панику, узнав, что их ребенок левша. И совершенно напрасно. Леворукость — это не наказание, а фактор, не зависящий от наших желаний, и, возможно, даже подарок судьбы. Что делать, если ребенок оказался левшой? Стоит ли комплексовать по этому поводу? Специалисты отвечают: «Нет!» Лучше изучить природу явления, ознакомиться с особенностями воспитания и обучения таких детей. И тогда ваш малыш вырастет умным и счастливым.

Как определить доминирующую руку у ребенка

Маленькие дети кажутся нам одинаковыми в своих действиях и привычках. Но даже среди ученых нет единого мнения по поводу того, когда можно определить доминантность той или иной руки. Некоторые специалисты утверждают, что левшу от правши можно отличить уже в двух — трехмесячном возрасте. Другая группа ученых убеждена, что определить, левша ли ваш ребенок, можно только годам к четырем — пяти.


До двух лет вряд ли кто-то из родителей замечает, что у ребенка левая рука является ведущей. Чем меньше малыш, тем сложнее это сделать. А в два — три года практически все детки великолепно выполняют любые задания и играют одновременно двумя ручками. Ложку или кружку малышу удается держать попеременно то в одной руке, то в другой. Играть с игрушками, возиться в песочнице, теребить домашнее животное ребенок может одновременно двумя руками. В этом же возрасте в детских садах с малышами рисуют, делают аппликации и мелкие поделки. Даже воспитатели говорят, что малыши великолепно работают одновременно двумя ручками.

Как определить доминантность руки? Когда малыш еще совсем маленький, то подсказкой для родителей может послужить только наблюдение. Нужно просто следить, какой ручкой он предпочитает кушать, играть, рисовать. С более старшим ребенком можно провести тест для определения ведущей руки. Чтобы малыш не комплексовал, делать это нужно незаметно и ненавязчиво в игровой форме.

Советы о том, как можно определить, правша или левша ваш ребенок, достаточно просты. Вот несколько вариантов несложных тестов:

  • Поиграть с малышом в мяч.
  • Дать повырезать ножницами геометрические фигурки из бумаги.
  • Стереть неудачный рисунок ластиком.
  • Дать перелить воду из одной кружки в другую.
  • Дать открыть бутылочку или баночку с закручивающейся крышечкой.
  • Попросить протереть пыль со стола тряпочкой.
  • Достать мелкий предмет из кружки с водой.
  • Попросить ребенка позвонить в колокольчик.

Для детей постарше можно предложить более сложные задания, определяющие доминантность руки. Например:

  • Попросить ребенка поаплодировать. Ведущая рука всегда будет сверху.
  • При скрещивании рук перед собой доминирующая рука также окажется сверху.
  • При переплетении пальцев в замок леворукий ребенок большой палец левой руки оставит сверху.

Все леворукие дети пишут и рисуют, конечно, левой рукой. В школе всех нас учили, что буквы должны иметь наклон в правую сторону. У левши написанные буквы всегда имеют наклон в левую сторону. Когда родители убеждаются в доминантности левой руки своего чада, задают следующий вопрос: «Нужно ли переучивать на правшу ребенка левшу?» Доктор Комаровский, как и многие другие специалисты, считает это нецелесообразным.

Обучение письму

Поскольку у большинства взрослых и детей доминирующей является правая рука, то у многих возникают трудности по поводу того, как научить ребенка левшу писать. Раньше все стремились переучить ребенка и заставить писать правой рукой, даже не думая, что травмируют его психику. Сегодня родителям и учителям предлагают не переучивать левшу, а изучить методику обучения письма левой рукой.

Сначала нужно научить ребенка держать ручку на правой стороне среднего пальчика, а придерживать ее сверху указательным пальцем и с правой стороны — большим. Во время письменных занятий рука опирается на верхний сустав мизинчика, который должен быть загнут внутрь.


Необходимо донести до ребенка информацию, что рука во время письма должна быть расслабленной, не напряженной, указательный пальчик — не согнутым. Расстояние от пальчиков до стержня ручки не должно быть меньше четырех сантиметров, чтобы не прикрывать линию письма. Это немного больше, чем у деток с ведущей правой рукой. Однако, выработка этой привычки позволит ребенку писать аккуратно, без помарок.

Леворукие детки поначалу хуже справляются с письмом. Но переучивать их все равно не следует. Лучше набраться терпения и не торопить малыша. Поначалу почерк будет очень неустойчивым с наклоном в левую сторону или выписыванием строго вертикальных букв. Для занятий другими делами можно развивать и задействовать другую руку.

Принципы обучения леворуких детей есть в специальных методических рекомендациях, которые нужно изучить родителям. В школе требования учителей к каллиграфическому письму левшей не должны быть завышенными.

Ребенок лучше владеет левой рукой, чем правой. Казалось бы – какая разница? Но она есть. Кроме того, почему именно левая, каковы предпосылки такого развития событий, на что следует делать упор родителям левши в аспекте своего малыша?

Маленькая справка

Строгие правила мусульманского Востока говорят о том, что нельзя дарить левой рукой подарки, подавать ей пищу, поздравлять других людей. Согласно ним считается, что у левши так называемая «нечистая» рука. Похожие представления есть и в христианстве, причем не только в религиозном, но и в бытовом отношении. На самом деле ребенок-левша – это абсолютно не страшно. Примите данное явление как данность, не переучивайте и просто учитывайте определенный набор особенностей в ходе развития и воспитания своего чада. Тем более, что эти правила достаточно просты.
Откуда берется леворукость? Ученые выяснили и неоднократно доказали, что дело здесь не столько в особенностях самой руки, сколько в особом устройстве мозга, отличном от устройства мозга у правшей. Головной мозг человека, как известно, состоит из правого и левого полушарий. При этом правое управляет левой стороной тела, а левое, соответственно, правой. Эти полушария не бывают равноправными — одно из них должно доминировать. Если более активно левое полушарие, то человек становится правшой, а если доминантное правое, то левшой.

Обратите внимание, что отличия на том, что кто-то пишет левой рукой, в то время как другой человек правой, не заканчиваются, а только начинаются, поскольку полушария мозга отличаются по характеру деятельности. Левое полушарие информацию обрабатывает последовательно, поступательно, тщательно перебирая все возможные варианты. Благодаря его работе мы можем понимать смысл речи, формировать абстрактные понятия, классифицировать и анализировать объекты окружающего мира. Правое полушарие работает одномоментно, воспринимая целостный образ, на который будет опираться наша способность к эмоциональному мировосприятию, синтетическому мышлению, зрительно-пространственным функциям, интуиции, мгновенно. Оно воспринимает главным образом интонационную сторону речи. Разумеется, мы рассмотрели далеко не все функции, но общее представление из изложенной выше информации каждый интересующийся родитель ребенка-левши наверняка получит.

Особенности развития левши

Важной особенностью ребенка-левши в принципе является его особый индивидуальный ход развития. Зачастую он идет неравномерно, скачками, то опережая развитие сверстников, то отставая от него. Главное родителям не давить свое чадо, поскольку оно отличается от праворуких родителей (или родителя) самым главным – способом восприятия окружающего мира.
Так, например, для обычного человека задание из серии «поднимите правую руку и определите, где лево и где право» сложностей не представляет никаких, а для левши это непросто. Затруднения в пространственной ориентации — распространенная особенность левшей.

Так называемое зеркальное письмо, когда дети пишут буквы и цифры в обратную сторону, встречается у многих дошкольников в возрасте 3-7 лет — для них это не более чем обязательный этап освоения навыка письма. Дело в том, что для леворукого ребенка совершенно все равно, откуда начинать читать или писать — справа налево, снизу вверх и т.п., поскольку пространство для него четких координат и границ, привычного для правшей порядка не имеет. Плавают у левшей и последовательности цифр – все из-за того же отсутствия порядка.

Переучивать? Однозначно нет!

Переученная леворукость, как показывает психологическая практика, становится той ошибкой взрослых, которая порой может стоить ребенку здоровья. Переучивать малыша нельзя ни в коем случае, нужно разве что сформировать навыки, которые бы помогли левше адаптироваться к праворукой среде. Как наверняка помочь ребенку? С 6 лет побольше нагружайте доминирующую руку, внимательно следя за тем, чтобы движения были симметричными (в более раннем возрасте это не имеет смысла). Кстати, неоднократно учеными проводился такой эксперимент — переученных левшей просили выполнить письменную работу поочередно правой и левой рукой. Примечательно, что левая рука оказалась «грамотней», а упражнение было выполнено быстрее и с меньшим числом ошибок. Вот и думайте сами, уважаемые родители, стоит ли переучивать своего любимого левшу из благих намерений.

Внимание! Уделяйте равное внимание развитию обеих ручек своего чада. До 6,5-7 лет обе руки, обе ноги, обе стороны тела должны развиваться совершенно равномерно. Помочь в этом может велосипед, ролики, плавание, бег и прочие активные виды деятельности. Доминирующей рукой ребенок сможет писать и рисовать, а второй , например. Учить на две руки – это значит добиваться предельно уверенных и точных движений, совершенствуя обе половины мозга. Такой образовательный подход поможет ребятишкам достичь в будущем наилучших результатов.

С упором на характер

Левши, как показывает практика, легко идут на контакты, в большей мере подвержены негативным эмоциям, заметны частые смены настроения. Поскольку за логику отвечает левое полушарие, левши в большей мере делают упор на развитую интуицию. Умение делать правильные прогнозы столетия назад способствовало тому, что левшей в обществе наделяли пророческими качествами.
Кроме эмпатии, леворукий ребенок отличается восприимчивостью к окружающему миру. Он способен воспринимать звуки и интонации иначе, чем правша, обладает тонким художественным и музыкальным чутьем. Некоторые педагоги предполагают, что левши даже отличаются несколько другим цветовосприятием. Эти моменты следует учитывать и использовать в ходе программы творческого развития ребенка.

Образность памяти помогает левшам достаточно долго хранить в памяти впечатления и незначительные детали разных событий. Они могут воспроизвести самую запутанную историю в подробностях, из них получаются хорошие рассказчики, речь левшей эмоциональна, экспрессивна, богата жестикуляцией, подчас сбивчива. Впечатлительность и несдержанность левшей в то же время во многом способствует развитию в них творческого начала. Среди них известно много архитекторов, художников, музыкантов. А фехтовальщики, теннисисты и боксеры-левши вообще имеют целый набор преимуществ перед своими праворукими противниками, являются более искусными «игроками».

Чтобы чувствовать себя с ребенком левшой увереннее, вы можете приобрести и изучить специальную литературу. Труд Ивана Караьева под названием «Если ваш ребенок – левша», статья «Так как же все-таки быть с левшами?» кн. Станислава Мартынова «Здоровье ребенка — в ваших руках», книга Т.Н. Марютиной в совместном авторстве с О. Ю. Ермолаевой «Введение в психофизиологию» — успех именно в просвещении. А вообще помните, что ваш ребенок – это отдельный человек, который может и должен сделать свой выбор.

7 декабря 2009, 17:18

Мы живем в асимметричном мире, и каждый из нас вписывается в этот мир по-своему. Как и среди нас, взрослых, среди детей есть левши и правши.
До четырех лет, пока не сформируются межполушарные связи, определить правша ребенок или левша, довольно сложно: в зависимости от ситуации он может выбирать то правую, то левую руку.

Если же малышу исполнилось четыре года, и родители обратили внимание, что он предпочитает действовать левой рукой, можно проверить, действительно ли он левша при помощи простых тестов-методов. При этом следует соблюдать следующие правила:
– каждое задание предлагать ребенку в игровой форме;
– не фиксировать его внимание на том, какой рукой он действует;
- все предметы перед выполнением задания класть строго по центру перед ребенком.

Методы определения ведущей руки.

1. Открывание коробочки.
Предложите ребенку несколько небольших коробочек из-под спичек с яркими рисунками и попросите его найти спичку в одной из коробок.
Ведущей считается та рука, которая совершает активные действия (открывает и закрывает).
На отдельном листе зафиксируйте результат следующим образом:
– чаще левая – Л;
– чаще правая – П;
– и левая и правая ПЛ.
2. Вращательные движения.
Предложите своему малышу открыть несколько пузырьков или банок с закручивающимися крышками.
Ведущая рука выполняет активные действия.
3. Поднимание предмета.
Положите перед ребенком мяч и попросите его поднять. Повторите процедуру несколько раз и зафиксируйте результаты: Л; П; ПЛ.
4. Развязывание узелков.
Не туго завяжите несколько узелков из шнура или веревки и попросите малыша развязать их. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит узел). Зафиксируйте результат: Л; П; ПЛ.
5. Переплетение пальцев рук.
Попросите ребенка переплести пальцы обоих рук. Процедуру следует повторить несколько раз. Сверху всегда оказывается большой палец одной и той же руки, как правило, ведущей.
Зафиксируйте результат: Л; П; ПЛ.
6. Скрещивание рук или «Поза Наполеона».
Ведущей считается та рука, кисть которой первой направляется на предплечье другой руки и оказывается на нем сверху, тогда как кисть другой руки оказывается под предплечьем ведущей руки. Пусть малыш выполнит упражнение несколько раз. Обычно ребенок выполняет задание в одной и той же последовательности.
Зафиксируйте результат: Л; П; ПЛ.
7. Аплодисменты.
При хлопании в ладоши более активна и более подвижна ведущая рука: она ударяет по ладони неведущей руки.
Зафиксируйте результат: Л; П; ПЛ.
8. Тест на заводку часов.
Предложите ребенку взять часы и завести их. Ведущая рука производит заводку часов, а не ведущая – держит часы.
Зафиксируйте результат: Л; П; ПЛ.
9. Игра «Сорока – воровка».
Вспомните стишок про «Сороку-воровку». Малыш будет «варить кашку» указательным пальчиком ведущей руки на ладони не ведущей.
Зафиксируйте результат: Л; П; ПЛ.
10. Тест «Погладь игрушку».
Пусть ваш малыш возьмет со стола любимую мягкую игрушку и погладит ее, держа в руке. Обычно ведущая рука гладит.
Зафиксируйте результат: Л; П; ПЛ.

По завершении тестирования посмотрите на результат. Если большинство заданий выполняется левой рукой, можно предположить, что ваш ребенок – левша. Бывает, что дети одинаково хорошо владеют обеими руками. Таких счастливчиков называют амбидекстрами.

Так, кто же они такие – эти леворукие?
Наш мозг состоит из двух полушарий, правого и левого. При этом правое полушарие «обслуживает» левую сторону тела, т.е. получает и передает информацию от левой руки, ноги, уха и глаза. Поэтому леворуких детей иначе называют правополушарными. Левое полушарие нашего мозга отвечает за логическое мышление, правое – за интуитивно-образное. Иначе говоря, левое полушарие «дробит» информацию на отдельные кусочки и «раскладывает их по полочкам, правое воспринимает мир целостно.
Именно поэтому развитие и эмоциональный мир детей, у которых доминирует правое полушарие, несколько отличается.
Речь
Левши сравнительно поздно начинают самостоятельно говорить. Их речь очень эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями и жестикуляцией. Малыш часто сбивается, теряет ход мысли, говорит много лишних слов, не по сути, часто запинается. При разговоре мимика ребенка постоянно меняется, реагируя на происходящее.
Двигательная сфера
У левшей хуже, чем у правшей развита мелкая моторика, координация движений (особенно несинхронных). Им трудно делать несколько дел сразу (например, рисовать и разговаривать).
Пространственные представления
У левшей плохо сформированы пространственные представления: маленькому левше трудно бывает различить правую и левую руку, научиться правильно располагать на листе рисунки, буквы, цифры. Для левшей характерно зеркальное написание букв.
Поведение
Поведение правополушарных детей отличается неустойчивостью, возбудимостью. Они всегда находятся под влиянием сиюминутных чувств, влечений и настроений. Поэтому радость может мгновенно смениться печалью, смех – слезами.
Эмоциональный мир
Леворукие дети, как правило, целостные натуры, открытые и доверчивые. Они общительны и контактны. Левши, как никто другой способны тонко чувствовать и переживать, все тонко чувствуют и переживают. Но при этом они очень ранимы, часто плачут.

Познавательная активность.
Правополушарные дети живо откликаются на все новое, их очень легко «зажечь». Познают они все с помощью тактильных ощущений (ощущений от прикосновений пальцев). С любопытством рассматривают все новинки.

Мышление.
Леворуким детям свойственно эмоциональное, наглядно-образное, спонтанное и интуитивное мышление. Они полагаются и доверяют своим ощущениям догадкам, предчувствиям, опираются на наглядные жизненные примеры.
Левша в праворуком мире.
С самого раннего детства маленький левша оказывается в праворуком мире, который не желает признавать его своеобразного, особого пути развития. Он вынужден пользоваться предметами, изобретенными правшами для правшей. В детском саду или школе учительница-правша будет учить его по программам, разработанным для детей-правшей и не всегда понятны и доступны для левши. И маленькому человечку, чтобы приспособиться к требованиям этого мира, приходится ежедневно и ежечасно искать обходные пути, которые помогут ему справиться с непослушными предметами, постичь загадочные правила правописания и хитроумные математические операции.

Поэтому очень важно, чтобы малыш не чувствовал себя одиноким, чтобы он постоянно ощущал ваше понимание и поддержку. Родителям ребенка-левши нужно постараться отойти от традиционных стереотипов воспитания и обучения и выработать особый стиль взаимоотношений с малышом, который поможет раскрыться удивительным свойствам его личности. Вот несколько советов, которые помогут интеллектуальному и творческому развитию вашего нестандартного ребенка.

1. Начало любого занятия (деятельности) нужно выстраивать с опорой на предыдущее: вспоминаем, что делали, что запомнили, тем самым восстанавливаем связь с настоящим занятием, т.е. учитываем закономерности памяти правополушарных детей – от настоящего к прошлому.
2. Важно:
• создавать психологически комфортную и необычную, творческую атмосферу (приглушенный свет, свечи, разнообразие звуков и запахов, наглядные образы);
• поскольку левши отличаются целостным восприятием, и образ у них формируется вместе с событием, ребенку нужно дать возможность погрузиться в эту атмосферу, где он самостоятельно сформирует некий образ.
3. Речь родителей должна быть образной, эмоциональной. Но речь не должна доминировать: картинка, аромат, или музыкальный отрывок скажут ребенку больше, чем слово родителя.
4. Левши плохо запоминают абстрактные термины. Поэтому желательно подыскивать образные примеры (стишки, сказки, песенки, картинки), которые помогут ему понять, о чем идет речь.
5. Учитывайте, что левше необходимо много времени для включения в образ, поэтому не торопите малыша, когда он рисует, лепит, что-то сочиняет
6. Помощь родителей в процессе деятельности ребенку не потребуется, как и не особо важно мнение окружающих, они субъективны. Если малыш не просит, родители не должны вмешиваться в работу: задавать вопросы, интересоваться чем-либо, поскольку ребенок глубоко погружается в творческий процесс.
7. Поскольку левши быстро устают, то важно найти способы релаксация: расслабление под тихую музыку лежа на ковре, погружение рук в большие тазы с водой, вдыхание приятных ароматов.
8. Леворукие дети более внушаемы, поэтому релаксацию лучше проводить с элементами суггестии (внушения), речь при этом важно использовать минимально и обязательно образно.
Ни в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка писать, рисовать, выполнять повседневную работу правой рукой. Это может привести к тяжелому стрессу. У малыша может даже появиться ночное недержание мочи, он может начать заикаться. Нередко переучивание приводит к развитию дисграфии: ведь ведущая рука напрямую связана с центром восприятия речи, и если человек пишет «не своей» рукой, его мозг попросту не в состоянии полноценно воспринимать написанное.
Помните, ваш ребенок особый, не такой, как все. Возможно, с ним у вас будет больше хлопот и трудностей, но ваш малыш может очень многого добиться, если вы будете развивать то, что с избытком дано ему от природы: функции правого полушария – эмоциональность, интуицию, образное мышление, способность к творчеству.
Посмотрите, сколько левшей среди выдающихся артистов, математиков, художников, музыкантов, архитекторов! Ваш малыш может стать одним из них!
Поскольку правое полушарие отвечает за непосредственное чувственное восприятие, ориентацию в пространстве, художественное мышление и творческую деятельность, правополушарные дети очень активны. Поэтому очень важно предоставить малышу все условия для успешной деятельности, дать ему возможность реализовать свою индивидуальность.
– Активность ребенка должна быть замечена. Нельзя допустить, чтобы он творил в «никуда». Одобряйте и поощряйте малыша за его устремления.
– Помните, что для вашего ребенка более значим сам творческий процесс, а не результат его деятельности.
– Предоставьте левше свободу выбора материала. Он может конструировать из коробок, создавать скульптуры из природного материала, моделировать из бумаги и скотча, делать коллажи из разнообразного материала (бумага, ткань, крупы, кора, деревьев, ракушки, железки и т.п.), рисовать на полу огромными кистями на рулонах обоев и т.д.
– Активизируйте процесс общения правополушарного ребенка с окружающим миром: как можно чаще водите его в лес, в театры, музеи и т.д. Когда малыш вернется домой, предоставьте ему возможность отобразить свои чувства и настроение в любом материале.
– Пусть хорошей семейной традицией станет слушание классической, этнической или фольклорной музыки с дальнейшей передачей своих эмоций в звуках, песне, танце, любых движениях, живописи.
– Важно, чтобы у малыша всегда были комфортные условия для игры и творчества, чтобы он всегда чувствовал ваше понимание и одобрение.
Главное – принимать ребенка таким, какой он есть. Развивать ребенка, используя и опираясь на его преимущества. И помните, что по мнению многих исследователей, существует версия об одаренности леворуких детей в разных областях творческой деятельности, не требующих чрезвычайно развитой речевой функции.
Всем нам хорошо известны имена великих левшей: Микеланджело, Леонардо да Винчи, Чарли Чаплин, Наполеон, Юлий Цезарь, Пол Макартни.
И только от вас зависит воспитание и становление будущего талантливого человека.

Светалана Кожохина

На нашей планете каждый десятый – левша. Миллионы людей используют левую руку чаще, чем правую. Однако практически все вокруг приспособлено под нужды правшей: дверные ручки, перила, ножницы, телефоны, ключи зажигания в машине, клавиатура и компьютерная мышь – все это создано с учетом доминирования правой руки человека.

Левше приходится подстраиваться под окружающий его «праворукий» мир, каждый день сталкиваясь с определенными трудностями. Поэтому некоторые родители, заметив, что их ребенок предпочитает брать ложку, рисовать и даже ковырять в носу левой рукой, начинают беспокоиться.

Как определить левшу

Если у вас зародились подозрения, что кроха – левша, для начала нужно разобраться, действительно ли это так. До 4-х лет дети способны в равной степени использовать обе руки. За ребенком постарше достаточно понаблюдать в течение дня, после чего ответить на некоторые вопросы. Например, какой рукой малыш открывает двери, гладит собаку, берет яблоко, бросает снежки, держит чупа-чупс за палочку, чешет макушку... При этом, предлагая ребенку конфету, яблоко или карандаш, лучше положить этот предмет на стол, а не давать его в какую-то определенную руку. Запоминайте результаты и оцените их в конце дня. Если из десяти заданий минимум семь были проделаны левой рукой, скорее всего ваше чадо – левша.

Для того, чтобы окончательно убедиться, что ребенок – левша, можно воспользоваться специальными тестами:

  1. «Поза Наполеона». При скрещенных на груди руках у левши кисть левой руки оказывается на предплечье правой.
  2. «Переплетение пальцев». Предложите малышу сложить ладошки и переплести пальцы. Кроха – леворукий, если большой палец левой руки ложится сверху.
  3. «Жестикуляция». Обычно человек (будь то ребенок или взрослый) жестикулирует доминирующей рукой.
  4. «Одновременная работа двумя руками». Этот тест показателен и прост. Малышу в каждую руку нужно дать по карандашу. Затем попросить нарисовать два квадрата. Выполненный ведущей рукой рисунок будет совершеннее другого. При этом движения, которые выполняет доминирующая рука, медленнее, но более четкие. Линии, начерченные ведущей рукой, ровнее, углы точнее. Если ребенку перед выполнением задания завязать глаза (или попросить их закрыть), результаты будут еще более очевидными. Малыша, обученного письму, можно попросить написать двумя руками свое имя. Обычно левша ставит руки в середину листа бумаги и начинает писать правой – слева направо, а левой - зеркально.
  5. «Вырезание по контуру». Дайте крохе ножницы и предложите что-нибудь вырезать из бумаги. Ребенок выполнит это задание доминирующей рукой.

Причины леворукости

Для всего живого характерна асимметрия, и парные органы человеческого организма в этом не исключение. Один из органов, как правило, перенимает первенство. Головной мозг человека состоит из двух полушарий – правого и левого, у каждого из которых своя собственная функция.

Левое полушарие последовательно обрабатывает информацию, перебирает возможные варианты логическим образом. Вследствие этого человек мыслит конкретно, понимает смысл речи, усваивает чтение и письмо, способен производить математические вычисления, классифицировать и анализировать объекты окружающего мира. А вот обработка информации посредством восприятия целостного образа, абстрактное мышление, ориентация в пространстве, интуиция, чувство ритма и музыки – задача правого полушария.

От того, какое полушарие мозга доминирует, зависит то, какая рука будет ведущей. Причем связь эта осуществляется «наоборот». При более активном левом полушарии мозга человек становится правшой. Если же первенство у правого полушария – левшой.

Чтобы понять, почему именно вашему чаду досталась такая особенность, стоит выяснить, есть ли в вашем роду леворукие. Наличие родственников с ведущей левой рукой значительно увеличивает шанс для ребенка оказаться левшой. Ну а у родителей, один из которых предпочитает левую руку правой, малыши-левши рождаются в 12 раз чаще. Существует еще одна причина – подражание. Когда среди окружающих есть леворукий, кроха может перенять эту особенность, не являясь левшой по своей природе.

Леворукость – это не дурная привычка или причуда, а следствие устройства головного мозга, индивидуальная особенность ребенка. И переучивать его пользоваться правой рукой так же безрезультатно, как и заставлять изменить цвет глаз.

Особенности развития ребенка левши

Отличия левшей от правшей не заканчиваются на том, что один малыш активнее использует левую руку, а другой – правую. Все гораздо сложнее, ведь ребенок левша иным образом перерабатывает информацию, поступающую из окружающего мира, и реагирует на нее совсем по-другому.

Поэтому существуют некоторые психологические особенности леворуких детей. Часто они отличаются от ровесников затянувшимся периодом упрямства и обостренным чувством справедливости. Маленький левша непосредственен и доверчив, впечатлителен и раним. Неудачи мультяшного героя могут довести его до слез, тогда как праворукий ребенок научится сострадать чужому горю в более зрелом возрасте.

Обычно леворукие дети наделены талантами и богатым воображением. Уже в три года они замечательно рисуют, лепят из пластилина или глины, отличаются хорошими музыкальными способностями и абсолютным слухом. Однако говорить они нередко начинают позже своих сверстников, а произношение некоторых звуков может вызывать у малышей левшей затруднение.

Обучение левши чтению и письму

И письму имеет свои особенности. Начиная читать предложение, малыш не обращает ни малейшего внимания на то, откуда следует начинать чтение: с начала, середины или конца строки. При письме ребенок не дописывает предложения, теряет строчку. Выведенные им слова часто зеркальны – они написаны наоборот, от последней буквы к первой.

Ребенок-правша быстро учится определять, где лево, а где право. А вот для леворукого малыша это непростая задача, ведь трудности с пространственной ориентацией – это одна из основных характеристик левшей. Чтобы помочь малышу освоить правильное чтение и письмо (слева направо), можно отметить левую руку – надеть на нее браслет или часы. С какой стороны отмеченная рука – там и начало ряда. Для отработки этого навыка можно складывать слева направо кубики и мозаику, объясняя малышу, что именно так мы читаем и пишем.

С еще большими проблемами ребенок левша сталкивается при переписывании текста. Ведь он должен не только сосредотачивать внимание на том, что ему нужно переписать, а и перенести текст в тетрадку, выстроив буквы в правильном порядке. Для левши такая задача оказывается чрезвычайно сложной и отнимает много времени и сил.

При обучении чтению леворукие дети склонны терять строчку. Для решения этой проблемы можно использовать непрозрачную линейку или кусочки картона, которыми следует закрывать читаемый текст слово за словом, по мере продвижения малыша. Таким образом необходимо практиковаться до тех пор, пока привычка удерживать нужное направление не дойдет до автоматизма.

Главной проблемой левшей является то, что они принадлежат к меньшинству. Реалии нашей жизни таковы, что часто правыми оказываются те, кто сильнее либо принадлежат большинству. Подсознательно малыш может переживать из-за своей «неправильности». Это беспокойство может спровоцировать формирование так называемого «комплекса левши».

Как нельзя себя вести с ребенком левшой

Основной совет в воспитании левши – не пытайтесь сделать из него правшу, а тем более наказывать его за использование «неправильной» руки. Переучивать левшу держать ручку или ложку в правой руке – значит переносить врожденные функции ведущего правого полушария на левое. Результатом становится следующее:

  • малыш, которого переучивают, начинает проявлять излишнее упрямство, плохо спит и теряет аппетит;
  • на нервной почве у ребенка могут начаться боли животе и головные боли, энурез;
  • формирование речи у крохи происходит со значительной задержкой, появляются логопедические проблемы;
  • взрослый, которого в детстве переучивали, отличается неумением ориентироваться на местности, неспособностью танцевать, плохо воспринимает мелодии.

В общении с ребенком левшой нельзя акцентировать внимание на его «особенности», подчеркивая отличия правшей от левшей. Постоянное напоминание об этом, как и попытки переучивать малыша, может понизить самооценку и сформировать маленькому человеку жизненный сценарий неудачника.

Природная ранимость и чрезмерная впечатлительность малыша покажет себя, если на него кричать. Несдержанность родителей, как и излишняя педантичность, способна привести к потере их контакта с ребенком. Не воюйте с ним из-за постоянного упрямства, старайтесь сгладить острые углы с помощью игры.

Если ребенок левша проявил какие-либо таланты, не стоит стремиться довести их до совершенства, постоянно завышая планку. В случае, когда родители решили самостоятельно обучить ребенка письму и чтению до школы, нельзя ругать его за неудачи. Помните, что всему свое время.

Когда наступит школьная пора, не стоит отдавать ребенка левшу в класс с углубленным изучением предметов. Леворукие дети часто не справляются с перегруженной школьной программой. А учебные заведения с жесткой дисциплиной и уставным порядком (вроде суворовского училища или кадетского корпуса) и вовсе не для них.

Что нужно делать, воспитывая левшу

Следите за тем, чтобы леворукость чада не вызывала у вас раздражения. Детям левшам нужно в три раза больше родительского внимания и терпения, чем их праворуким сверстникам. Кроме этого, не позволяйте окружающим давать советы, как переучить малыша пользоваться правой рукой.

Ребенок левша нуждается в похвале. Поощряйте его за малейшие успехи, делайте сюрпризы и подарки. Обязательно поддержите таланты малыша и помогите в их развитии.

Быт леворукого ребенка следует организовать с учетом его потребностей: свет из окна и настольная лампа должны быть справа, тетрадь или книга иметь наклон справа налево, облегчая тем самым процесс письма и чтения. По возможности приобретите принадлежности для левшей. Ручка, не закрывающая написанное, ножницы и даже специальная зубная щетка помогут крохе лишний раз не отвлекаться на его «особенность» в повседневной жизни.

Из-за отличий нервной системы, левши быстро переутомляются. Поэтому занятия с ними следует проводить не дольше 20 минут, после чего нужно обязательно отдохнуть. Передышка восстановит силы ребенка, и он снова будет готов трудиться.

Для левши прекрасно подойдет секция с тем видом спорта, в котором в равной мере задействованы обе руки: лыжи, плавание, баскетбол. Кружок по лепке или вязанию на спицах, класс фортепиано музыкальной школы – вот, что можно выбрать для леворукого ребенка.

Если вы убедились в том, что ваше дитя – левша, не расстраивайтесь и не преувеличивайте трудности, предстоящие в обучении (например, в усвоении чтения и письма) и повседневной жизни ребенка. Относитесь к этой особенности позитивно, всегда будьте готовы помочь. Не слушайте советы и рекомендации, как переучивать левшу. Не стремитесь изменить его. Любите своего малыша таким, каков он есть.