Психологические особенности развития детей 2 3 лет

С одной стороны воспитание ребенка в 2-3 года, уже не настолько сложно, чем, скажем, малыша годовалого. Ведь в этом возрасте с вашей крохой уже можно договориться, убедить его в том, что так делать можно, а так – нельзя, объяснить, почему. С другой стороны, воспитание ребенка 2 лет – новое испытание для родителей, «на прочность», ведь именно сейчас просыпается во всей красе характер малыша, причем, порой не лучшие его качества.

Конечно, проявления индивидуальности в худшем ее виде, не способствует тому, чтобы воспитание ребенка в 2 года было беззаботным, но именно сейчас открывает его как личность и позволяет влиять на этот процесс родителям.

Маленькая личность.

В 2 года ваша кроха становится более независимой и начинает воспринимать себя как личность, и от родителей требует того же. По мнению специалистов, именно в этом возрасте и начинает формироваться личность, а уже в три года ваш малыш имеет полноправное «Я», пусть и не совсем оконченное. Поэтому важно не пропустить этот критический момент, иначе исправлять огрехи поведения потом, может быть невероятно тяжело. Это довольно сложный период для мам и пап, воспитание ребенка 2 лет требует большого терпения и ответственности. Ребенок еще не умеет себя контролировать, мыслит не рационально и не дает ответ своим поступкам. Поэтому малыш все чаше начинает закатывать истерики, демонстрировать несогласие своим поведением и постоянно говорить «нет».

Конечно, это нервирует, возмущает, а иногда и выводит из себя. Но ведь мы взрослые люди, и в силах ситуацию поменять, причем не когда-то в будущем, а прямо здесь и сейчас. Мы должны понимать, где проявить твердость, где нужно уступить, где схитрить. Ведь это самый благодатный период – именно сейчас мы формируем истинный характер малыша, закладываем основы воспитания, которые останутся с ним на всю жизнь.

Не стоит пытаться сломить маленькому человечку характер, не нужно его под себя подминать! В этом возрасте особенно важно давать малышу право выбора, не давить на него. Составлять исключение могут только ситуации опасные для жизни, где достаточно твердо сказать «нельзя» и совершить какое-то запрещающее действие для ребенка. Не нужно кричать, гневаться – четко и твердо: «нельзя».

Ну а если имеется выбор, тогда почему бы нет? Что плохого в том, если малыш хочет обуть именно вот эти сандалии, а не какие-то другие? А вот если на улице идет дождь, а ребенок требует надеть сандалии, то нужно спокойно объяснить ему, почему другую обувь надеть лучше. Объясните, что в сандалиях он промокнет и замерзнет, а в сапожках сможет гулять подольше. Не помогает, значит, скажите, что если он будет в сапожках, то мама разрешит пройтись ему по неглубокой лужице. Договоритесь с малышом, со временем он сам поймет, что сапожки в дождливую погоду лучше, и не потому, что можно бегать по лужам, а в принципе.

Если малыш упрямится, нужно чем-нибудь заинтересовать вашу кроху. Если не хочет, к примеру, ложиться спать, тогда, раздевая малыша, расскажите, чем вы будете заниматься после сна, что интересного будете делать, куда пойдете, когда он проснется. Это ведь совершенно несложно для вас, а для него гораздо приятней и приемлемей, чем приказ «спать!». Воспитание ребенка 2 лет с таким подходом будет более эффективным и не «треплющим» ваши нервы.

Мамин помощник, папин друг.

Деятельность двухлетнего ребенка можно представить в виде знаменитой революционной фразы 1917 года: «когда низы не могут, а верхи не хотят». Дело в том, что ребенок в двухлетнем возрасте часто знает, что именно он хочет сделать, однако не имеет ни навыков, ни опыта, ни силенок, чтобы осуществить задуманное. Реакция за этим следует вполне логичная, такая же, как у взрослых, - гнев, расстройство, отчаяние, истерика.

Задача любой мамы в этот момент – поддержать малыша в его начинании. Только не делайте намеченное действие вместо ребенка! Никакого «давай я сама», исключительно предложение о помощи в худшем случае, а в лучшем - разумная подсказка, как это сделать: «попробуй вот так». Вы должны понять, что только в этом случае воспитание ребенка в 2-3 года будет позитивным и результативным.

Ребенок в этом возрасте всячески стремится помогать всем и во всем, и главная ваша задача – предоставить ему такую возможность. Детки еще с годовалого возраста любят помогать – они просто учатся, глядя на вас, стараются понять и попробовать делать то же, что и родители. Но только сейчас можно добиться конкретных положительных результатов труда. Безусловно, это будет происходить постепенно, но важно, чтобы малыш, раз за разом, совершенствовал свои навыки.

Рвется помыть пол – пожалуйста! Расскажите, как лучше это сделать и пусть возится. Ничего страшного, если воды кругом пональет – вытрете потом. Главное сейчас ему не препятствовать. Он уже достаточно разумный, чтобы попробовать помочь папе, расфасовать шурупы по размерам и разложить их по отделениям ящичка. Конечно, оставлять его одного за подобным занятием нельзя, а вот вместе они вполне могут навести порядок в кладовой.

Воспитание ребенка в 2-3 года уже подразумевает получение какого-то определенного результата. И если ребенок сделал что-то плохо, не до конца, уже сейчас нужно обращать его внимание на это. Не ругать ни в коем случае! А подсказать, в тактичной мягкой форме, как сделать так, чтобы получилось лучше. Не нервничайте и не эмоционируйте, если он снова все напутал, и опять ничего не получилось – главное, не столько результат, сколько желание его добиться.

И, безусловно, не забывайте вашего непоседу хвалить. Обязательно отмечайте все его самые мелкие достижения. Но только делать это старайтесь искренне, и, конечно, по поводу. Если вы будете уделять воспитанию малыша, как можно больше внимания и времени, тогда он будет абсолютно готов к детскому саду к исполнению трех лет.

Как избежать капризов.

Уже в возрасте двух лет малыш может начать проявлять свою «твердость» характера и требовать удовлетворения своих желаний, демонстрируя непослушание. Именно в этом возрасте ребенок начинает проверять, что называется, родителей «на прочность», «прощупывать» границы дозволенного.

Ребенок может увидеть мультик и начать подражать понравившемуся герою, заметить сверстника, который закатит истерику маме и ему позволили сделать то, что он хотел. Малышу это может понравиться, он запомнит, и будет пробовать подобные новые методы на собственных родителях.

Можно выделить три самых главных, самых распространенных, самых пагубных ошибки родителей в воспитании ребенка в 2-3 года:

  • Первая - это идти у своего ребенка на поводу. Да, безусловно, каждый ребенок - личность, однако нужно понимать рамки дозволенного, нужно отдавать отчет к чему это приведет впоследствии.
  • Вторая ошибка - обсуждение всего при детях, в частности и его поведения. Если вы обсуждаете, значит, есть разногласия, а ребенок о них даже подозревать не должен, иначе в скором времени научится «играть» на этом.
  • Третья ошибка - кричать на ребенка. Во-первых, - это глупо, не красиво, плохой пример для подражания, во-вторых - это не поможет!!!

В данной ситуации главное правило воспитания ребенка в 2-3 года - не потакать капризам. Иначе это войдет у него в привычку. Если ребенок не слушается, закатывает истерику, требуя полного и немедленного удовлетворения его желаний, один из способов выйти из тупиковой ситуации – отвлечь малыша, увести от проблемы, чем-то заговорить его, или игнорировать истерику. Главное – сохранять спокойствие, не срываться на проявление своих нервов, и не «носиться» над ним в панике. Схема вашего поведения должна быть примерно таковой: один раз учинит скандал - стоим стойко, не реагируем, второй раз – слез и криков будет гораздо меньше, а третьего раза вполне может и вовсе не быть.

Еще один нюанс – обоснованность его требований: если малыш, к примеру, захотел сам надеть колготки или завязать шнурки, без маминой помощи, а вы не даете ему сделать это – он имеет полное право отстаивать свое желание, а вы – точно неправы. Сделайте вывод на будущее и не провоцируйте больше подобных ситуаций.

Вам нужно понимать и еще кое-что о детях: они, как хамелеоны, в некотором смысле, у разных воспитателей одни и те же детки ведут себя совершенно по-разному. Возможно, вы замечали это и в своей семье – маму малыш не слушается, а пупу – беспрекословно. Поэтому делайте выводы, и применяйте, во благо.

Воспитание ребенка 2 лет без ошибок и последствий.

Вот несколько простых и результативных стратегий, которые помогут воспитание ребенка в 2 года сделать проще, облегчить вашу жизнь и жизнь вашего малыша в этот сложный период.

Постарайтесь обеспечить вашему ребенку постоянный режим дня. Малыш должен знать четко, что и за чем идет: сон, гигиена, игры, прием пищи и так далее. Это сможет сделать день ребенка несколько предсказуемым, что в свою очередь, обеспечит ему спокойствие, потому, что малыш будет знать, чего нужно ожидать.

Когда в распорядке дня предполагаются какие-то изменения, сообщите об этом малышу заранее. К примеру: «Сегодня в гости к нам придет бабушка», «Вечером ты с тетей побудешь, а мы с папой уйдем ненадолго». Периодически напоминайте ему в течение дня, что вы собираетесь делать дальше, куда пойдете, чем займетесь.

Безусловно, вы уже хорошо знаете, что именно приводит вашего малыша к истерике. Основные причины - это сонливость, голод, и смена места. Значит, вам следует стараться планировать дела заранее, чтобы избежать каких-либо стрессовых ситуаций.

Не нужно брать с собой в магазин малыша, если вы знаете, что истерики там не избежать.
Не стоит надолго ходить с малышом в гости. Детки достаточно быстро утомляются от переизбытка новых впечатлений, а потому начинают капризничать.

Старайтесь не заставлять его что-то делать, а если это необходимо, то увлечь его этим процессов, в крайнем случае, выторговать его согласие.

Детки - это не уменьшенная копия взрослых. Многих вещей они еще совершенно не понимают. То, что для нас само собой разумеющееся, к примеру, следование указаниям или соответствующее поведение, для них – абсолютно бессмысленные понятия. Представьте самого себя на месте вашего ребенка, и тогда вы сможете его поведение предвидеть и предотвратить начало истерики.

Когда малыш отказывается реагировать на ваши замечания, делать что-то так, как требуете вы, просто отвлеките его и заинтересуйте чем-то другим. Вам необходимо постараться создать такую среду, которая способствует хорошему поведению ребенка в наибольшей степени.

Это один из наиболее действенных способов дисциплинировать ребенка в этом возрасте, однако использовать тайм-аут нужно разумно. Дайте ему подумать над своим поведением, осмыслить то, что вы сказали, время чтобы отвлечься от неприятных мыслей. Но помните, что для этого в двухлетнем возрасте нужно не более 1-2 минут. Иначе малыш почувствует себя ненужным, нелюбимым, станет считать себя плохим.

Конечно, не стоит называть данное время «тайм-аут», можете просто сказать малышу, что ему необходимо отдохнуть. Усадите его диван или кресло, чтобы ребенок провел там это время. Воспитание ребенка в 2-3 года подразумевает именно время для осмысления ребенком происходящего, которое естественно не должно проходить «в углу» в наказании.

Исправляя плохое поведение, важно не забывать хвалить хорошее. Иначе, не давая вашему ребенку похвалы, когда он хорошо себя ведет, он может начать вести себя плохо, чтобы просто привлечь к себе ваше внимание, когда скучно. Лучше отдавать перевес в сторону похвалы, чем назидания. Когда вы хвалите за хорошее поведение своего малыша, то увеличиваете шансы, что кроха постарается снова его повторить, чтобы опять услышать похвалу, заслужить ваше внимание.

Безусловно, очень трудно сохранять спокойствие, когда вы находитесь в торговом центре, а ваш ребенок, катается по полу в истерике, на глазах у окружающих. Сделайте глубокий выдох, позвольте себе остыть, не торопитесь, просто возьмите себя в руки, чтобы не сорваться на ребенке.

Зачастую, лучшая тактика при детской истерике - не обращать никакого внимания на поведение ребенка. Лучше всего остановить такое поведение сможет его игнорирование. Но только не путайте игнорирование поведения и игнорирование ребенка – это разные вещи. Не стоит разворачиваться и уходить, ожидая, что он пойдет за вами, подальше от злополучного прилавка с игрушками, так вы его только напугаете и вызовете еще большую истерику, а вот правильных выводов он так и не сможет сделать. Лучше возьмите в руки, какой-нибудь товар и начните его якобы внимательно изучать, поройтесь в сумке с озабоченным видом, возьмите телефон и сделайте вид, что кому-то звоните, только не акцентируйте внимания на поведении ребенка. Малыш очень скоро поймет, что никто потакать его крикам не собирается, и устанет кричать, в конечном счете. А в следующий раз уже возможно и не начнет.

Кое-какие вещи в жизни ребенка являются обязательными для исполнения: спать, есть, ездить в машине в автокресле и прочее. Малыш, конечно, должен знать, что щипаться и кусаться нельзя и так далее. Но есть вещи, не являющиеся обязательными, и в этих ситуациях можно смело идти на компромисс.

Не перебарщивайте с обязанностями и запретами. У малыша должно быть не больше 3-4 основных правил поведения, нарушая которые, он будет наказан. Во всем остальном можно уступать ребенку, конечно, смотря по ситуации. Когда малыш, к примеру, категорически хочет надеть, идя на 8 марта к бабушке в гости, свой новогодний костюм, не стоит ему запрещать. Не стоит эта мелочь, истерик ребенка и нервов родителя. А вот если уперся и холодным зимним днем отказывается надевать шапку, - наберитесь терпения, и постарайтесь до него достучаться, объяснить, почему этого делать нельзя.

Будьте логичны, последовательны в своем собственном поведении, оно не должно меняться в зависимости от вашего настроения. Ребенок должен четко понимать, если он совершит этот проступок – будет наказан. Само наказание для ребенка, должно быть ограничением, лишением какого-то удовольствия, значимого для ребенка, а не водворение его в угол. Кроме того наказание ребенка за проступок должно совершаться по принципу «здесь и сейчас». Понятие времени у детей не совсем, такое как у нас, взрослых, поэтому ребенок вряд ли сможет соотнести наказание спустя время со своим поступком, а, не поняв, за что его наказали, затаит обиду.

Если в какой-то ситуации вы уже сказали ребенку «нет» - не стоит идти на компромиссы, реагировать на уговоры, договариваться с ребенком, отменяя свое решение. Так мы попросту растим манипуляторов. Поэтому опять-таки – думайте прежде чем принимать решения, чтобы потом о сказанном не жалеть и не менять своих решений на ходу. Дети сразу понимают, что договариваться с вами можно, а потом вы и сами не заметите, как ваш ребенок начнет устанавливать рамки поведения, а не вы.

И не забывайте: абсолютно все родители испытывают периодически стресс от общения с ребенком. Ни в коем случае, это не значит, что вы являетесь плохим родителем. Все мы люди и все не совершенны. Не стоит корить себя за это. Воспитание ребенка в 2-3 года, как и в любом другом возрасте – это очень трудная задача. Но сколько же, приятных моментов приносит нам общение с нашей крохой!..

Еще немного о том, каким должно быть воспитание ребенка 2 лет:

В этой статье:

Анализируя психологические особенности детей 2-3 лет, понимая тонкости их поведения, взрослые могут наладить контакт и поспособствовать максимально гладкому протеканию кризиса, свойственного этому возрасту.

Дети в 2-3 года: особенности поведения в процессе занятий

На третьем и четвёртом годах жизни главная особенность малышей - это повышенная эмоциональность. Ребёнок пока не способен до конца контролировать эмоциональные всплески, при этом он легко переключаются с одного состояния на другое, чем могут воспользоваться взрослые, желая отвлечь малыша.

Малыша, который чем-то расстроен, раздражен или опечален, можно легко отвлечь игрой, игрушками, покачиванием. Активные действия помогут малышам забыть о том, что их беспокоило, и зарядиться позитивными эмоциями.

Обучать детей в этом возрасте можно только при условии, что они будут проявлять интерес к тому, о чём идет речь во время занятия. Важно, чтобы малыш не только понимал материал, но и доверял человеку, который с ним работает.

У 2-3-летних детей механизмы саморегуляции несовершенны. Их настроение, равно как и способность усваивать новый материал, во многом связано с ощущением физического комфорта. Обычно дискомфорт вызывают:

  • голод;
  • повышенная или пониженная температура;
  • боли;
  • жажда;
  • сонливость и пр.

Если педагог планирует провести эффективное занятие с малышом, заручившись его вниманием, он обязательно должен проверить, насколько комфортно кроха в данный момент себя чувствует.

Особенности общения малышей на 3-4 году жизни

Общение малышей в таком возрасте имеет ситуативно-личностный характер, что говорит об острой потребности каждого из них в индивидуальном внимании и контакте со взрослыми. Именно поэтому, если речь идёт о занятиях или совместных играх с педагогами, необходимо, чтобы в них принимали участие небольшие группы детей, каждому из которых будет уделено достаточно времени и внимания.

Малыши в возрасте 2-3 лет способны учиться чему-то новому, причём как на

основе личного опыта, так и беря за начало опыт окружающих взрослых. Дети внимательно следят за поведением родителей или воспитателей и пытаются им подражать, не разделяя плохое и хорошее.

А вот что касается одногодок, то они для малышей в этом возрасте пока не интересны. Дети могут играть рядом друг с другом, наблюдая за действиями соседа, но не вступая с ним в контакт. Часто именно сверстники вызывают у малышей всплеск отрицательных эмоций.

Мышление у детей этого возраста имеет наглядно-действенную форму и во многом зависит от условий. Память и внимание непроизвольны.

Предметная деятельность и игра в жизни 2-3-летних детей

Освоив культурные способы действия с разнообразными предметами, дети осваивают и новый вид деятельности - предметный. Малыши переносят действия, которые им удалось подсмотреть у взрослых, на игрушки, пытаясь копировать их манеру поведения, голоса, действия. Дети с удовольствием «звонят» по телефону, кормят и одевают игрушки,

сооружают себе игрушечные машины из одеял и подушек, воображая себя за рулем настоящего папиного или дедушкиного авто.

К этому возрасту активная речь малышей переходит на новый уровень. К концу третьего года жизни дети осваивают новые грамматические структуры, общаются простыми предложениями, используя почти все части речи. В активном словаре малышей этого возраста уже насчитывается порядка 1,5 тысячи слов. К четырём годам это количество удвоится, и дети не будут испытывать проблем в общении как со взрослыми, так и со сверстниками.

Игра у 2-3-летних детей имеет процессуальный характер и построена на действиях. В игре задействуются игровые предметы, сходство которых с реальными должно быть максимальным.

На третьем году жизни на новый уровень выходят слуховые, а также зрительные способности, что на порядок упрощает работу с детьми по изучению форм, цветов и размеров предметов.

Более совершенным становится и фонематический слух. У трёхлетних малышей теперь не возникает сложностей с восприятием

звуков родного для них языка, несмотря на иногда имеющиеся большие неточности во время их произношения.

Особенность малышей этого возраста – отражение эмоционального состояния сверстников. Для 2-3-летних детей абсолютно нормальным является заплакать, закричать или засмеяться только потому, что это сделал сверстник. Однако к окончанию третьего года жизни характер поведения малышей начинает носить более произвольный характер. Дети способны ощущать гордость, стыд, радость, идентифицируют себя по половому признаку.

Кризис как особенность трёхлетнего возраста – что нужно знать?

В конце третьего года жизни малыши и их родители начинают испытывать ряд проблем, связанных с развитием первого серьезного возрастного кризиса. Для малыша это действительно сложный период в жизни, во время которого он должен будет привыкнуть к новой системе социальных отношений, постепенно отстаивая свое личное «я» и снижая уровень влияния на себя взрослых.

Родители, понимая, что малыш в этом возрасте желает проявить себя самостоятельным, активным и независимым, должны быть к этому готовы заранее. Важно поощрять новые стремления ребёнка и в то же время не позволять ему переходить грани дозволенного, но только максимально деликатно и с пониманием.

Обычно кризис

трёх лет проявляется следующими качествами:

  • негативизмом;
  • упрямством;
  • строптивостью;
  • своеволием;
  • бунтарством;
  • ревностью;
  • обесцениванием ценностей и пр.

Негативизм проявляется отрицанием авторитета взрослого. Ребёнок принципиально отказывается выполнять даже самые простые просьбы только потому, что желает отстоять свое «я» и сделать всё по-своему, причём касается это даже самых покладистых и послушных детей.

Под упрямством обычно стоит понимать нежелание малыша следовать советам или указаниям взрослых просто потому, что ему не хочется быть зависимым от чьих-то суждений или действий. Обычно упрямые дети настаивают на чём-то не потому, что слишком этого хотят, а только для того, чтобы не делать так, как их просят взрослые.

В раннем переходном возрасте малыши часто проявляют строптивость, которая может быть направлена как на конкретного человека, так и на определённые правила или устои. Малыш может настаивать на выполнении собственных желаний, не принимая инициативу взрослых.

Также для детей этого возраста абсолютно нормальным является показывать своеволие, причём даже рискуя расстроить отношения с любимыми родителями. Для малышей в три года принципиально важно получить возможность во что бы то ни стало принимать

самостоятельные решения.

Сталкиваясь с непониманием взрослых, дети могут перейти к самому настоящему бунту и даже проявить себя деспотами по отношению к окружающим, пробуя на вкус сладкие плоды власти над ними. Такие дети диктуют правила родителям и воспитателям, требуя их точного соблюдения.

Нередким явлением для кризисного возраста является проявление ревности, когда малыши не желают общаться со сверстниками, братьями или сестрами, одним из родителей, требуя к себе всепоглощающего внимания одного конкретного человека.

И самая интересная особенность этого возраста - это способность обесценивать ценности. Малыши могут посчитать ненужными ранее установленные правила, постараться избавиться от привязанности к игрушкам или вещам и иногда даже к некоторым окружающим их людям.

В период кризисного возраста дети часто невыносимы, нетерпимы и сложно идут на контакт. Тем не менее, что бы они ни делали, взрослые должны помнить, что такие действия носят временный характер. В этот непростой период жизни именно от взрослых будет зависеть то, насколько гладко и безболезненно у ребёнка произойдет переоценка ценностей и его переход на новый этап развития.

Совсем недавно тест на беременность показал заветные две полоски, и вот уже второй день рождения вашего малыша. Казалось бы самое трудное уже позади: роды, бессонные ночи, первые зубки, введение прикорма и прочие, не всегда приятные моменты взросления и роста младенца. Однако, это лишь призрачные надежды и глубокое заблуждение. С двух лет начинается все самое интересное и родителям необходимо, как следует запастись терпением, дабы преодолеть один из самых сложных этапов становления личности малыша.

Знание психологии ребенка 2-х лет существенно упрощает процесс воспитания, помогает понять его поведение и причины тех ли иных поступков.

Психология детей в 2-3 года

Родители часто сердятся и нервничают, а некоторые мамочки и вовсе впадают в панику, потому как не могут найти способы воздействия на свое чадо. Крошечному человечку только два годика, а порой кажется, что в его головке целыми днями созревает «гениальный план» как вывести родителей из равновесия. Что ж, пожалуй, именно поэтому психология ребенка в 2 года и – это целая наука, познать азы которой необходимо каждой маме.

После многочисленных исследований и экспериментов, ученные пришли к выводу, что все психические процессы в этом возрасте носят случайный характер. Детки еще не умеют сознательно контролировать свои эмоции, сосредотачиваться, направлять мышление в заданное русло. В этом кроется секрет переменчивости настроения, частых вспышек гнева и радости, раздражительность и другие моменты, которые так пугают родителей. Особенность психики ребенка в 2 года заключается в том, что малыши фокусируют внимание лишь на интересных для них вещах и событиях. Кстати, это отличное средство для борьбы с внезапными Если постараться заинтересовать кроху чем-то другим, можно избежать сопровождения громкого недовольства.

Еще одной характерной и не менее важной чертой психологии развития 2-х летнего ребенка является низкий болевой порог. Малейшие внешние раздражители – не лучшим образом влияют на его эмоциональное состояние.

Воспитание и психология ребенка в 2 года

Психология детей в 2-3 года должна стать отправной точкой при построении модели взаимоотношений между родителями и их чадом. На данном этапе для малышей по-прежнему необходимо ощущение безопасности, любви и понимания. Для того, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности, в семье должны быть определенные правила, такие как однозначное «нет», которое не зависит от дня недели и настроения мамы. Однако табу и запреты не должны полностью ограничивать свободу юного исследователя, дабы у последнего не пропала мотивация и любознательность, а также развивались самостоятельность и творчество.

Как никогда, важны в этом возрасте внимание и участие родителей в играх. Посредством игры дети развивают воображение, речь, обретают первые и необходимые знания. Поэтому, играя со своим ребенком, родители обретают прекрасную возможность «заложить нужный фундамент» для дальнейшего развития их чада.

Не стоит забывать про совместные прогулки, поездки и путешествия, которые станут для малыша источником новой информации и положительных эмоций.

  • Повышенная активность
  • Проявление личности
  • Развивающие занятия

Для некоторых родителей может показаться трудным воспитание ребенка в 2 года, психология которого существенно изменилась. В возрасте 2 лет кроха уже уверенно чувствует себя на ногах, много двигается и шалит. Он стремительно осваивает новые территории, проникая во все доступные для него места. Ему интересно абсолютно все. Малыш может не только проверить содержимое коробки, но и залезть в нее. Двухлетка – великий исследователь и экспериментатор. Особенно активные дети могут за короткий промежуток времени в буквальном смысле перевернуть вверх дном весь дом. Как справиться с непоседой? Как обуздать жадину или бунтаря? Психология детей для многих родителей является тайной за семью печатями. На самом деле, детское поведение обусловлено этапами взросления. Воспитание не покажется таким сложным тем, кто понимает мотивацию детских поступков.

Повышенная активность

Приобретенные умения дают детям новую степень свободы. В этом смысле умение ходить дарит крохе массу новых возможностей. Ему очень нравится ходить и бегать. Самостоятельное и быстрое передвижение позволяет малышу изучать новые предметы и познавать их свойства. Он учится ориентироваться в пространстве и координировать свои действия. Постоянно падая, кроха постепенно учится избегать предметов, которые мешают передвижению. Он пытается падать так, чтобы нанести себе меньше урона. В этом смысле некоторые мамы могут в определенной степени препятствовать ребенку динамично развиваться, убирая с дороги лишние предметы и постоянно поддерживая его.

Чрезмерное любопытство и активность малыша могут привести к беде, если не убрать все опасные предметы как можно дальше от детских ручек. Закрывая острые, режущие и другие опасные вещи в ящики, нужно понимать, что дети очень находчивы. Они умудряются открывать хитроумные защелки, забираться на стулья и подоконники. Их любопытство не знает границ. Неуемное стремление достать тот или иной предмет заставляет детей творить чудеса. Лучше не оставлять двухлетних детей без присмотра на короткий срок даже в случаях, когда все уже, вроде, спрятано и закрыто.

На улице для безопасности детей нужно выбирать детские игровые площадки вдалеке от проезжей части.

Вернуться к оглавлению

Проявление личности

Спустя 1 год после рождения дети постепенно отдаляются от матери, стремясь к независимости. Они все еще сильно зависят от нее, но делают первые попытки принимать решения самостоятельно. претерпевает серьезные изменения: к двум годам степень свободы малыша становится гораздо выше. Он может довольно далеко убегать от матери, даже не оглядываясь назад.

Двухлетка уже отчетливо понимает разницу между желаниями родителей и своими желаниями. Он видит, как родители требуют выполнения своих желаний. Пытаясь им подражать, малыш пытается добиться выполнения своих желаний. Копирование поведения взрослых – основной компонент обучения детей практически с самого рождения. Через семью и поведение родителей они воспринимают мир. Подражая взрослым, дети приспосабливаются к внешнему окружению, гармонично встраиваясь в систему человеческих отношений. Поэтому не удивительно, что в какой-то момент кроха начинает себя вести подобно родителям (требовательно и настойчиво). Чем строже у малыша родители, тем строптивее может стать его поведение после двух лет. Конечно, проявление таких качеств зависит и от природной силы характера, темперамента и возбудимости.

Поэтому многим родителям, которые жалуются на детское упрямство, можно посоветовать посмотреть на себя со стороны. Если они чересчур требовательны и бескомпромиссны в отношениях с малышом, возможно, в поведении двухлетки, как в зеркале, отражается их поведение.

Посмотреть на себя критически стоит многим родителям, ведь заставить малыша проще, чем понять. Пока ребенок маленький, родителям легко удается подчинить кроху своей воле. Но по мере взросления ребенок постепенно проявит свой сформировавшийся под натиском характер и отплатит родителям той же монетой. Он будет искренне верить, что поступает правильно, ведь он делает то же, что и родители.

Терпение и такт – главные помощники родителей при общении с маленьким упрямцем. Двухлетка уже все понимает и может ответить. С ним можно договориться, объяснив причины того или иного требования.

Хороший тест для родителей – это игра малыша в куклы. Обычно во время игры ребенок подробно имитирует поведение взрослых по отношению к нему. Если во время игры ребенок кричит на куклу и бьет ее, родителям стоит задуматься над методами воспитания своих детей.

Вернуться к оглавлению

После двух лет малыш может стать очень жадным.

Такие изменения в поведении детей иногда происходят неожиданно и резко. Буквально еще вчера малыш легко отдавал свои игрушки другим детям, а вот сегодня категорически отказывается делиться. Необходимость расстаться со своей вещью заставляет его страдать. Родителей такое поведение чада расстраивает и пугает. Им стыдно перед окружающими за плохо воспитанное дитя. В то же время приходится жалеть его. Они разрываются между стремлением доказать другим, что их малыш нежадный, и желанием поддержать кроху. Дома проводят многочисленные беседы на тему необходимости делиться, стыдят его и укоряют.

На самом деле речь идет всего лишь об очередном этапе взросления ребенка. В той или иной мере все проходят через этот период. Ничего необычного в поведении двухлетки нет, ведь в таком возрасте у детей созревает чувство собственной индивидуальности. Они начинают говорить о себе в первом лице и определять границы собственности. Это важный этап в психическом развитии детей, который позволяет им определять понятия «свой-чужой». Без этого периода невозможен личностный рост, поэтому не нужно малыша ругать и укорять. Это только расстроит его. Если не удается достичь компромисса путем переговоров, лучше покинуть территорию конфликта, извинившись перед другими детьми. Если малыш категорически не готов делиться, не стоит выносить его игрушки во двор или же гулять с ними в стороне от других детей. Когда этот период пройдет, малыш сам проявит инициативу.