Проблемный вопрос к сказке журавль и цапля. Анализ сказки «Журавль и цапля. Просмотр мультфильма Ю.Норштейна «Цапля и журавль»

Урок литературного чтения на тему: «Журавль и цапля»

Цели урока:

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята, у нас сегодня необычное и интересное занятие, на котором присутствуют гости. Давайте их поприветствуем. При подготовке к уроку мы разделились на группы. Представьте ваши группы.

1группа: Затейники.

2 группа: Знатоки.

3 группа: Художники.

4 группа: Сказочники.

II. Мотивация познавательной деятельности.

Первая группа готовила считалки. Проверим ваши домашние заготовки. Итак, пожалуйста. (Все рассказывают считалки - 5 штук).

К какому жанру относятся ваши тексты?

Какие еще жанры устного народного творчества вы знаете?

Ответы (пословицы, поговорки, загадки, сказки и т.д.)

III. Актуализация знаний.

Прочитайте русские народные пословицы.

О чем говорится в каждой из них?

    Сказка складом, песня ладом красна (сказка ценится мудростью и добротой, а песня красивая, если у нее есть рифма)

    Согласие питает, раздор объедает (Согласие или дружба дает человеку, питает его как растение, а раздор - ссора отделяет, разделяет людей)

    Сказку слушай, а к присказке прислушивайся (присказка готовит к восприятию сказки, заинтересовывает)

Ребята еще раз прочитайте пословицы, подумайте, какие три цели мы ставим сегодня на уроке? В этом вам помогут наши пословицы.

    познакомиться с художественными особенностями сказок

    обсудить, что такое согласие и как можно достичь его

    подумать, чему учит нас сказка «Журавль и Цапля».

Итак, цели поставлены, давайте перейдем к их реализации.

IV. Организация познавательной деятельности.

Какой жанр устного народного творчества поможет нам в работе на уроке? (сказка, открываем учебник на ст. прочитайте тему урока)

А кто такие цапля и журавль?

Вторая группа «Знатоки» подготовила сообщение об этих птицах. Давайте их послушаем.

    Научные статьи о журавле и цапле. Выступление 2 группы.

Третья группа «Сказочники» расскажут нам сказку «Журавль и цапля»

    Первичное восприятие текста. Чтение текста (читают подготовленные ученики по ролям)

    Анализ текста.

Ребята напомните первую цель нашего урока: изучать художественные особенности сказок . Давайте вместе прочитаем еще раз сказку и найдем эти особенности.

    Прочитайте присказку?

    Прочитайте начало сказки?

    Какими словами начинается сказка? Как еще может начинаться сказка? (начало сказки называется зачин)

    Какие необычные выражения встретились? (семь вёрст болото месил, несолоно хлебавший)

Словарная работа

    Объясните значения слова долговязый, воротилась, свататься, по сию пору.

    Замените слово раздумалась другим словом?

    Чем заканчивается сказка? Какими словами? (Окончание сказки последние слова называются концовкой, бывают другие я там был мед пиво пил по усам текло, а в рот не попало, и жили они долго и счастливо).

Таблица художественные особенности народной сказки (слайд)

    Характеристика героев

Вспомните нашу вторую цель - обсудить, что такое согласие и как можно достичь его.

Сейчас мы поработаем в парах, и вы ответите на вопросы по тексту «Журавль и цапля» (таблица на листочках)

Работа в парах (выбор правильного ответа)

Прослушивание ответов.

Выводы.

    Совпадают ли желания журавля и цапли?

    Так почему же имея одинаковое желания они не смогли жить вместе, дружить? (не нашли общего языка, каждый любил себя, был очень гордый, не смогли договориться)

    Подведение итогов.

1. Перечитаем концовку сказки. Вспомните третью цель нашего урока.

Чему же учит нас сказка? Какие плохие черты героев показаны в этой сказки? Какие выводы вы сделали для себя, прочитав эту сказку?

Перед нами стояли три цели, достигли мы наших целей?

    Ребята из группы художников подготовили рисунки «Цапли и журавля». Дайте характеристику цапли и журавля словами из сказки.

    Рефлексия

Только ли о женитьбе эта сказка? Похожие ситуации бывают в жизни людей. Русская народная сказка цапля и журавль научила нас жить в согласии и мире. В каких известных нам авторских произведениях (баснях) звучала такая тема.

Подведем итоги нашей работы: Послушаем слова мудрых людей, как можно оценить поведение «Цапли и Журавля»? Прочитайте высказывание по группам. (Читают мудрые мысли).

Самооценка выберите слова для оценки работы на уроке.

Цель урока: создание условий для формирований умений сравнивать народные сказки разных жанров

Задачи урока:

  • первичное представление о сказке о животных,
  • активизировать “вдумчивое” чтение,
  • развивать устную речь учащихся, образное мышление, умение анализировать, обобщать;
  • воспитывать нравственность через анализ содержания художественного произведения.

Оборудование: учебник «Литературное чтение»

ХОД УРОКА

1. Орг.момент

– Прозвенел звонок, начинаем урок

2. Повторение пройденного материала

– Послушайте отроки из русских народных сказок.

«Иван-царевич лег спать, а лягушка, прыгнула на крыльцо, сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке, не расскажешь…»

– Перед вами таблица, которую мы сейчас заполним.
– Назовите сказку.
– Какие события происходят?

– Какова сказка?
– Послушайте следующий отрывок.

«Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть!
– Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить, – дивится старуха.
Поели вдвоем кашу. Старуха спрашивает:
– Служивый! Когда ж топор будем есть?
– Да, вишь, он не уварился, – отвечал солдат, – где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю!
Тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошёл в иную деревню. Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!»

– Назовите сказку.
– Какие события в отрывке?
– Кто является главными героями сказки?
– Какова сказка?
– Вы видите, что последняя графа осталась незаполненной.

3. Актуализация знаний

– Перед вами фотографии, найдите среди них лишнюю (фотографии цапли, журавля и синицы).
– Почему эта фотография лишняя? (Фото синицы, так как эта птица живет в лесах)
– Что вы знаете о цапле и журавле? (Птицы, которые живут на болоте, у них длинные ноги и клюв, питаются лягушками)
– Как вы думаете, о ком будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся? (О журавле и цапле)

4. Сообщение темы и целей урока

– Итак, кто сформулирует тему нашего урока?
– Чем мы будем,как выдумаете, заниматься на уроке?

5. Словарная работа

– Посмотрите на доску. Прочитайте и объясните их значения.

ноги долги длинные ноги
худо летать плохо летать
долговязый высокий
несолоно хлебавши остаться ни с чем

6. Слушание произведения.

Итак, приготовились слушать (учебники закрыты у детей)

(Используется аудиозапись)

7. Выявление первичного восприятия.

– Чем заинтересовала вас сказка «Журавль и цапля?»

8. Работа в группах

– Кто являются главными героями этой сказки?
– Сейчас вы поработаете в группах.

1 группа – описание поведения журавля

  • «Стоит журавль один в поле…»,
  • «….ноги и хвост так и вязнут…»,
  • «Думал,думал журавль да опять пожалел…»,

2 группа – описание поведения цапли

  1. «…сидит долгоносая цапля, сидит, на журавля поглядывает…»,
  2. «стыдно стало цапле, закрылась она крылышком, и пошла к своей кочке…»,
  3. «…цапля сидит сердитая-пресердитая и говорить с журавлем не хочет»

3 группа – что думал журавль о цапле

  • «… она в наш род пошла: и клюв наш, и на ногах высока»,
  • «сударушка-цапля»,
  • «этакая нравная…»

4 группа – что думала цапля о журавле

  • «…про себя посмеивается: «Ведь уродился же неуклюжий какой!»,
  • «…на тебе платье короткое, и сам ты пешком гуляешь, скупо живешь…»

Вывод: оба героя, как видно из текста, очень похожи друг на друга.

9. Зполнение таблицы

– Какое событие описывается в сказке? (В сказке описывается комическая ситуация: журавль и цапля ходят свататься, обижают друг друга, находят недостатки, потом жалеют о случившемся, и потом все снова повторяется)
– Могла ли такая история приключиться с людьми? (Да, могла. Значит, в этой сказке ситуация из жизни животных приближена к реальной жизни людей.)
– Какую задачу выполняет сказка? (В птицах мы видим людей, которые часто не могут договориться между собой.Значит, зада ча сказки: высмеять недостатки человека)
– К какому виду вы отнесете эту сказку? Почему?

10. Просмотр мультфильма Ю.Норштейна «Цапля и журавль»

– Юрию Норштейну, сценаристу, режиссеру и аниматору, удалось создать уникальное мультипликационное произведение «Цапля и журавль»
– Обратим внимание на то, как был передан авторский замысел.

11. Просмотр мультфильма «Цапля и журавль» и обсуждение

– Что особенно удивило вас в мультфильме?
– Чем отличается сказка словесная от мультипликационной?
– Что делает писатель, чтобы создать неповторимый образ?
– Что делает для этого режиссер,аниматор?
– В сказке и в мультфильме есть герои. Какими приемами пользуется автор сказки, чтобы о них рассказать, а какими – Ю.Норштейн?
– Каким образом развиваются действия в мультфильме?
– В точности ли они копируют действия героев сказки?

12. Итог урока

– С каким произведением познакомились?
– О ком эта сказка?
– Чему учит эта сказка?

13. Рефлексия

– Возьмите яркие цветные карточки.
– Оцените свою работу и отношение к уроку. Выберите подходящее вашему состоянию утверждение и поставьте «галочку».

  • Отличное настроение, всё получалось, всё понравилось, хотелось многое узнать.
  • Хорошее настроение, было интересно, но были трудности.
  • Было скучно, неинтересно, было много затруднений.

14. Домашнее задание

– Расскажите сказку от лица одного из героев (журавля или цапли).

Мы вспомнили, какие бывают сказки. А теперь обратимся к сказке о животных.

Сказки о животных – самые древние сказки.Дома вы читали такие сказки. В этих сказках животным приписывали способности думать, говорить, разумно действовать. Каждое животное наделяли своими чертами характера. Медведь, чаще всего, в сказках глуповат. А какой предстаёт перед нами лиса? каков заяц?

Откроем учебник на стр. 40. Мы сейчас послушаем сказку «Журавль и цапля» в исполнении заслуженной артистки России Е. Санаевой.

(фонохрестоматия к учебнику )

Возьмите карандаш, следите по тексту, отмечайте непонятные вам слова и выражения, обратите внимание на произношение слов (ударение).

Понравилась ли вам сказка? Чем? Что вам показалось в ней занятным?

Как вы считаете, каково отношение сказительницы к журавлю и цапле? Меняется ли это отношение на протяжении повествования? Как это передаётся интонацией?

Помогает ли нам музыкальное сопровождение зримо представить героев, их характер, внешний вид, походку?

Какие непонятные слова и выражения вы отметили?

Послушаем сообщение о выражении «семь вёрст». (См. Приложение 1 ).

Сосчитайте, в скольких километрах друг от друга жили журавль и цапля, как далеко или близко.

А теперь прослушаем сообщение о фразеологизме «уйти несолоно хлебавши».

Итак, как вы объясните фразу «Журавль, как несолоно похлебал, ушёл домой»?

Поблагодарим ребят за интересные сообщения.

Ребята, а для чего мы объяснили непонятные слова?

А теперь немного отдохнём.

А теперь мы сравним два текста: художественный и научный. Прочитайте сначала описание серого журавля из научной статьи (См. Приложение 2 ). А затем прочитайте художественный текст-сказку. Обсудите вопросы в паре, найдите на них ответы. (Слайд 4 :Какую черту во внешнем облике журавля подметил русский народ в сказке? Найдите и выделите, в каком месте научной статьи упоминается именно об этой черте? Выпишите из текста сказки в тетрадь слова, которые помогают создать внешний облик журавля.)

Итак, из сказки «Журавль и цапля» мы узнаём, каким был журавль. Какую черту во внешнем облике журавля подметил русский народ?

Какие вы нашли слова в научной статье, подчёркивающие именно эту черту?

Посмотрим, как создаётся описание журавля в русской народной сказке. Какие слова вы выписали?

Сравним описание научное и художественное: чем они отличаются? Можем ли мы представить «характер» журавля, читая научный текст? Как относятся авторы этих текстов к журавлю?

Каким вы представляете журавля? Опишите его внешность и характер. (длинноногий, маленькая голова, острый прямой клюв, серое оперение, одинокий, гордый, не смог простить цапле обиды, отходчивый, пришёл просить прощения…)

В сказке нет описания внешности цапли. Давайте посмотрим на иллюстрацию из энциклопедии, фотографии,и сравним, чем отличаются журавль, цапля и аист.

А теперь обратимся к изобразительному искусству, а именно к иллюстрациям художников Е. Рачёва, Е. Громова, В. Конашевича. Рассмотрите иллюстрации. Опишите, какой представлял себе цаплю каждый художник, какие черты отобразил на иллюстрации.

Продолжим анализировать сказку.

Обратимся к тексту сказки. Вспомним особенности сказок. Каковы особенности сказки «Журавль и цапля»?

Посмотрим, насколько хорошо мы разобрались в сказке. Выполните каждый самостоятельно задание по тексту на карточке (См. Приложение 3 ).Подготовьте связный ответ на данные вопросы.

Сделаем выводы. Как закончилась сказка?

Совпадают ли желания журавля и цапли?

Что такое «согласие»?

Вспомните из своего опыта: были ли у вас моменты, ситуации, когда вы с кем-то не могли прийти к согласию? Приведите примеры.

Почему птицы не пришли к согласию?

Вспомните другие произведения русской литературы, в которых герои не могли прийти к согласию. (И.Крылов.Басня «Лебедь,рак и щука»).

Как вы думаете, что могут сделать журавль и цапля, чтобы как-нибудь исправить ситуацию?

Почитаем сказку выразительно по ролям, попытайтесь передать характеры персонажей.

Дайте оценку выразительного чтения одноклассников. Понравилось ли вам чтение?

Удалось ли передать черты характера персонажей?

Подведём итоги нашей работы. Вернёмся к вопросам, которые мы поставили в начале урока (слайд 3 ).

Каковы жанровые особенности сказки о животных?

К какому жанру относится эта сказка? Докажите.

Чему же учит нас сказка? Какие выводы вы для себя сделали?

Вспомним цели нашего урока (слайд 2 ). Достигли ли мы их?

Задание на дом по выбору:

  • Пересказ сказки «Журавль и цапля».
  • Пересказ любой из прочитанных сказок о животных.
  • Составление письменного ответа на вопрос «Мои любимые сказки о животных».

По желанию:

  • Просмотр мультфильма «Журавль и цапля» (режиссёр Юрий Норштейн, 1974г.)

Иллюстрации к сказке.

Организует оценивание работы обучающихся на уроке.

А теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Заполните карточку (См. Приложение 4 ).

Итак, мы познакомились со сказкой о животных, которая учит нас быть добрыми, не обидчивыми, уметь приходить к согласию. Очень важно в жизни уметь прощать других. Надеюсь, что после этого урока вы станете доброжелательнее друг к другу и другим людям.

Поблагодарим друг друга за работу!

Прочитайте пословицы: Сказка складом, песня ладом красна. Сказку слушай, а к присказке прислушивайся. Согласие питает, раздор объедает.

Пословица Цель урока Сказка складом, песня ладом красна. Знать художественные Сказку слушай, а к присказке прислушивайся. Согласие питает, раздор объедает. особенности сказок. Уметь объяснять содержание сказки, опираясь на текст. обсудить, что такое согласие и как можно достичь его.

НАУЧНЫЙ ТЕКСТ Это крупные, длинноногие и длинношеие птицы, их высота составляет 90 -155 см, размах крыльев 150- 240 см, а вес 2 -11 кг. В отличие от похожих на них, но имеющих очень отдалённое родство цапель, в полёте вытягивают ноги и шею. Голова маленькая, с острым прямым клювом. На голове у большинства видов участки неоперенной и ярко окрашенной кожи. Третьестепенные маховые перья крыльев слегка удлиненны, так что хвост кажется длинным и пышным, когда птица стоит на земле. Оперение чаще всего серое или белое. Если визуально сравнивать журавлей с другими болотными птицами, то по сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а шея более вытянутая; а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее, а клюв пропорционально меньше.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Выберите высказывание. Напишите небольшое сочинение-рассуждение. 1. «Есть согласие – есть и счастье» . (Пословица) 2. «Согласие к хорошему приводит, а спор противников находит» . (Пословица). 3. «Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука» . (И. А. Крылов) 4. «Главное - ладить с самим собой» . Вольтер. 5. «Как ни коротки слова «да» и «нет» , всё же они требуют самого серьёзного размышления» . Пифагор.