Что делают якуты. Коренные народы Сибири: Якуты. Праздничные обычаи якутов



Много народов населяют Сибирский край. Один из них проживает в Республике Саха, больше известной под названием Якутия. Якуты распространены также в Эвенкии, областях Иркутска, Хабаровска и Красноярска. Сами они называют себя «сахалар» или краткая форма «саха» . Язык якутов принадлежит к тюркской языковой группе, являющейся одной из составляющих алтайской языковой семьи. Жители республики – профессиональные скотоводы, коневоды, охотники и рыбаки. Эти промыслы обеспечивали сахаларам пропитание, пока там не обнаружили залежи алмазов. Теперь в Якутии высокое развитие добывающей промышленности.

Ысыах - праздник кумыса


У саха есть знаменитый праздник кумыса – Ысыах . Его отмечают с приходом летних месяцев. Под открытым небом происходят песни и пляски, культовые поединки борцов. Самым значимым атрибутом праздника, собственно, является «кумыс» – напиток, который готовили из кислого молока кобылы. В якутском названии торжества зашифрованы слова «опрыскивать», «окропить», «сбрызгивать». В эпоху шаманизма якутские шаманы традиционно кропили огонь этим напитком, чтобы ублажить «божеств светлой стороны». Таковыми считались боги плодородия и покровители скотины. Мифология саха повествует об изначальном создании богами коня, потом родились существа вроде кентавров, и только в третьем поколении получились люди.


"Кормление" огня


У пламени было свое божество – Уот-иччитэ, потому действо предполагало «кормление» огня . Таковое происходило в разные дни, не только в великие праздники. Огонь олицетворял чистоту, потому ничего грязного в нем жечь нельзя было. А перед каждой трапезой пламя «угощали» кумысом, обычным молоком и кусочками пищи. Таким образом, выказывали почтение «огненному господину».

Шаманизм и культ огня


Жертву богам плодородия в виде кумыса приносили шаманы . Конечно, далеко не всем было разрешено осуществлять подобное. Среди них были «белые» (айыы-ойууна) и «черные» . Обе касты были как белые и черные маги: первые общались со светлыми божествами, вторые были связаны с духами загробного мира, повелителями стихийных бедствий и всего нехорошего. Боялись и уважали тех и других одинаково. Такого же отношения удостаивались и кузнецы, считавшиеся выходцами «из того же гнезда». Это пережиток культа огня : все, кто связан с этой стихией, якобы владеет магическими способностями. А работники кузнечных цехов постоянно имеют дело с пламенем. По якутским поверьям, злая сила боялась стука кузнечного молота, а, следовательно, самих кузнецов. Ведь именно они могли выковать ритуальные украшения для шаманов, отгоняющие духов «нижнего мира».

Лесные божества


А еще существовало божество лесов Бай-Баяная , у которого 10 братьев. Эти духи считались покровителями охоты, рыбалки, собирательства и прочей лесной атрибутики. Отправляясь на охотничий или рыболовный промысел, человек просил у духов благословения, а после окончания рыболовства или охоты, благодарил за помощь и «угощал» божество, бросая в костер часть добычи.

Богиня женского начала Айыысыт


Айыысыт – богиня женского начала . Верили, что ее сила помогает при родах, по ее желанию беременеет женщина. Перед самыми родами Айыысыт приходит в дом верхом на златогривом коне с золотым хвостом. Голова богини увенчана шапкой с рогами, а сама она облачена в меховую рысью доху. Рукавицы ей заменяют рысьи лапы. Из правого сапога торчит стрела, олицетворяющая душу мальчика. Душу девочки символизируют ножницы в левом сапоге. После рождения ребенка покровительница три дня гостит в доме, отгоняя нечистую силу. В течение этих дней богине приносят жертвы, затем устраивают торжественные проводы: обряд проводят только женщины, а мужчинам в такие моменты нельзя находиться в доме.

Танец солнца осуохай

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт Архитектуры и строительства

Кафедра Городское строительство и хозяйство

РЕФЕРАТ

Якуты : т радиция , б ыт , к ультура

Выполнил: студент группы ЭУНбз-12 П.Н. Свешников

Принял: преподаватель В.Г. Житов

Нормоконтроль В.Г. Житов

Иркутск 2014 г.

Введение

1.3 Культура

а) религия

б) искусство

1.4 Традиции

а) ремёсла

б) жилище

в) одежда

г) Национальная кухня

Заключение

Список литературы

Введение

Об этом надо помнить всегда. Со времени вхождения Якутии в состав Российского государства прошло почти четыре столетия. Весь пройденный за это время якутами и другими северными народами путь, те исторические события и явления, которые произошли в их истории за этот период, традиционная дружба якутского и русского народов неопровержимо свидетельствуют о том, что вхождение Якутии в состав России было событием огромного прогрессивного значения.

Якуты это народ, чьи традиции и культура, мало известны другим народам. Поэтому я и заинтересовался этой темой.

Дружба народов, согласие и мир между народами -- очень хрупкая и деликатная вещь. Поэтому в наше время очень остро стоит национальный вопрос, часто возникают межнациональные конфликты. Одни народы считают себя выше по значимости и позволяют себе унижать и уничтожать другие народы.

Цели: Изучить особенности якутов, как народа, узнать об их традициях, культуре, быте, языке, одежде, национальной кухне и вере.

Для достижения цели я работал с литературой в библиотеках города и школы, я использовал энциклопедии: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, Энциклопедия народов России, теоретические материалы учебников 8 и 9 классов по географии России (

Я считаю, что содержание моей работы, можно использовать на уроках географии, истории, во внеклассной работе и на элективных курсах.

I. Якуты. Традиция. Быт. Культура

1.1 Общая характеристика Якутии

Самоназвание Саха сахаурянгхай. Якуты имеют свою автономию, Республика Якутия (Саха). ЯКУТИЯ (Республика Саха), республика в Российской Федерации. Площадь 3103,2 тыс км2 (включая Новосибирские острова). Население 973,8 тыс человек (2001), городское 66%; якуты, русские, украинцы, эвенки, эвены, чукчи. 33 района, 13 городов. Столица -- Якутск. Якутия (Республика Саха) привольно раскинулась на северо-востоке страны. Это самая большая из российских республик: её площадь составляет около 3 млн. км2, т.е. пятую часть всей территории Российской Федерации. О том, как далеко находится Якутия от европейской части России, можно судить уже потому, что местное время на шесть часов опережает московское.

Якутия расположена на севере Восточной Сибири, включает Новосибирские острова. Более 1/3 территории находится за Северным полярным кругом. Большую часть занимают обширные горные системы, нагорья и плоскогорья. На западе -- Среднесибирское плоскогорье, ограниченное с востока Центральноякутской низменностью. На востоке -- хребты Верхоянский, Черского (высота до 3147 м) и расположенное между ними Яно-Оймяконское нагорье. На юге -- Алданское нагорье и пограничный Становой хребет. В северной части -- Северо-Сибирская, Яно-Индигирская и Колымская низменности. На северо-востоке -- Юкагирское плоскогорье.

Омывается морями Лаптевых и Восточно-Сибирским. Крупные реки -- Лена (с притоками Олекма, Алдан и Вилюй), Анабар, Оленек, Яна, Индигирка, Алазея, Колыма. Вилюйское водохранилище. Свыше 700 озер: Моготоево, Нерпичье, Неджели и др.

Большая часть территории Якутии расположена в зоне средней тайги, которая к северу сменяется зонами лесотундры и тундры. Почвы преимущественно мерзлотно-таежные, дерново-лесные, аллювиально-луговые, горно-лесные и тундрово-глеевые.

Якутия - плато, плоскогорий и гор. На северо-востоке гигантской дугой изогнулся Верхоянский хребет. Вершины его взметнулись на высоту более двух километров. Цепи гор, разделяющие бассейны рек Яна, Индигирка и Колыма, вытянуты в основном в северном и северо-западном направлениях. Прорываясь к океану, некоторые реки создают в горных хребтах узкие долины. Наиболее яркий пример - так называемая Ленская труба шириной 2 - 4 км. Низменности - Северо-Сибирская, Яно-Индигирская, Колымская - тянутся на крайнем севере. Наиболее высокая точка края - гора Победа (3147 м) в хребте Улахан-Чистай. По геологическому возрасту Якутия - древняя земля, за многие миллионы лет накопившая в своих недрах неисчислимые богатства и пережившая разнообразные события. На её территории найден даже след от удара огромного метеоритного тела - так называемый Попигайский кратер. Только в 20 веке начали открывать сокровища этого края; их разведка и разработка потребовали огромных материальных затрат, а прежде всего мужества и отваги первопроходцев.

Большая часть равнин и плато покрыта лесами, в которых преобладает даурская лиственница(по-якутски "тит-мас"). Широкое распространение этого дерева объясняется его приспособленностью к суровым условиям. Сосняки встречаются на песчаных террасах крупных рек - Лены, Алдана, Вилюя, Олёкмы. Летний пейзаж в якутской тайге очень красив: солнечные блики ложатся на ковёр из мха и брусники. Подлеска почти нет - только молодняк лиственницы с ещё более нежной окраской хвои. Осенью лес становится золотистым; в пасмурные сентябрьские дни он как бы освещается изнутри. Благодаря безветренной погоде тайга стоит в золотом уборе до самых снегопадов.

Нередко встречаются чараны - участки, на которых растительность сочетается с голыми почвами. Из деревьев на таких проплешинах растут берёзы, из трав - ковыль и другие представители степей. Парадокс, однако южные растения весьма близко подходят к полярному кругу. Причина кроется в особенностях климата(летом он в Якутии схож со степным),а также в характере почв, которые хорошо увлажняются при таянии верхнего мерзлотного слоя.

В результате вытаивания льда образуются аласы - неглубокие (до 6 - 10 м) понижения разной площади (от сотен до десятков тысяч квадратных метров). Дно аласа плоское,в центре его иногда виднеется зарастающее озерцо. Обычно аласы безлесны, лишь изредка на них растут берёзы - поодиночке или группами, а в основном господствует густая трава. Почва якутских аласов сильно засолённая, часто солона и вода в недолговечных озёрах. Поэтому прежде, чем заварить чай - по-якутски густой, - путешественнику стоит попробовать озёрную воду на вкус. Аласы привлекают к себе сохатых, изюбрей, косуль, которые приходят полакомиться сочной травой и выступившей солью.

На возвышенностях тайга постепенно редеет, переходит в тонкоствольный лес; затем появляются болота с кочками и зарослями голубики. Ещё выше начинается пояс кустарника или кедрового стланика, передвижение по которому напоминает хождение по батуту: стелющиеся ветви пружинят и подбрасывают путника вверх. Самые высокие вершины представляют собой гольцы, покрытые курумами, языками "каменных рек" спускающихся в лесную зону. Под нагромождением камней, на глубине полутора метров, можно увидеть лёд; в таких естественных морозильниках охотники сохраняют мясо впрок.

На севере Якутии тайга сменяется лесотундрой, а на побережье Ледовитого океана простирается широкой каймой лишайниковая тундра. Есть даже полоса арктической тундры (на северо-западе). На плоских заболоченных междуречьях растут крошечные стелющиеся берёзки. Промёрзшая земля покрыта трещинами, которые летом заполняются водой. В долинах крупных рек пейзаж оживляется: появляются луга и низкорослые лиственницы, согнутые ветрами. Пожалуй, если выбирать символ Республики Саха, то самым подходящим оказалась бы лиственница.

Природные условия определяют и характер животного мира. В прошлом главным богатством Якутии считался соболь. Столетия хищнического истребления привели к тому, что этот зверёк лишь иногда встречается в малодоступных районах. Теперь основные промысловые животные - белка, песец, заяц-беляк, лиса, горностай, колонок.

Часто попадается маленький пушистый бурундук. Если, встретившись с ним, остановиться на некоторое время и замереть, он обязательно постарается получше разглядеть незнакомца. В тундре обитает и другой зверёк - лемминг. Он покрыт густым мехом, который спасает от стужи. Якуты знают: много леммингов - основной пищи песцов - охотничий сезон будет удачным.

Из крупных копытных в тайге водится лось, встречается изюбрь, кабарга, косуля. В прошлом охотились на дикого оленя, но теперь это животное редкость; его место занял олень домашний, которого используют как тягловое животное.

Под охраной находится крупный снежный баран, встречающийся в горах. В юго-восточные районы Якутии из уссурийских лесов изредка может забрести уссурийский тигр. В музее Якутска выставлено чучело тигра, убитого в 1905г. около селения Усть-Мая на Алдане. Хищник тогда задрал несколько табунных лошадей и был обнаружен по огромным следам.

С юга на север территории Якутии пересекаются многочисленные водные артерии. Лена, Анабар, Оленёк, Яна, Индигирка, Колыма и другие реки несут свои воды в Северный Ледовитый океан. Наиболее тёплые из рек «обогревают» днища долин, в результате чего оттаивают участки грунта в мёрзлых породах. Лена (свыше 4400 км) входит в первую десятку крупнейших рек мира. Всего в Якутии насчитывается свыше 700 тыс. рек и речек и примерно столько же озёр. На вопрос о количестве озёр в крае местные жители отвечают, что их столько же, "сколько звёзд на небе".

Главная транспортная магистраль Якутии - река Лена. С конца мая - начала июня по ней непрерывным потоком движутся суда с оборудованием, топливом, продуктами и прочими грузами. Навигация - горячая пора; только четыре месяца в центре республики и два-три на севере отпущены для переправы всего необходимого самым дешёвым водным путём. Крупные суда, поднимающие на борт две-три тысячи тонн, снуют вверх и вниз по Лене, Алдану и Вилюю, а также по крупным притокам. Даже "моряки" - морские суда водоизмещением в 5 тыс. тонн - по большой воде идут за грузами для всей Якутии в порт Осетрово.

В городе Алдан стоит примечательный памятник - на постамент водружён старенький грузовик. Такие машины доставляли грузы из посёлка Невер, через который проходит Транссибирская железнодорожная магистраль, на алданские золотые прииски. После того как Транссиб продлили до Якутска, значительно улучшилась связь со многими населёнными пунктами. Проложена автодорога от порта Ленск до города Мирный (центр алмазодобывающей промышленности).

Байкало-Амурская магистраль соединила Чульмановские месторождения коксующихся углей с промышленными центрами. В будущем предполагается продолжить рельсы БАМа до городов Алдан и Томмот, а в 21веке, возможно, дойдёт очередь и до Якутска.

Самолёты появились в Якутии в начале 30-х гг. и сразу завоевали популярность, поскольку связали отдалённые уголки с центром. Население Якутии - "самое летающее" в России, а может быть и в мире. В аэропорту небольшого посёлка можно встретить якутку, которая спешит на самолёт, чтобы навестить внучку, живущую за 500 км.

Экономика края в основном базируется на природном богатстве якутских недр. В республике насчитывается свыше 40 тыс. месторождений полезных ископаемых. За время существования горнодобывающей промышленности Якутии только золота добыто 1,5 тыс. тонн. Регион дал стране многие миллионы тонн каменного угля, миллионы кубометров природного газа. Однако, по мнению многих учёных, главные богатства ещё ждут разработки. Край, возможно, заявит о них по-настоящему в 21 веке.

В реках и озёрах водится до 40 видов рыбы: среди них таймень, чир, окунь, щука, омуль, нельма, муксун, ряпушка, пелядь, карась. В Лене ловят сибирскую царь-рыбу - осетра-хатыса. В горных речках живёт красавец хариус. Рыбы могло бы быть значительно больше, если бы она не гибла из-за нехватки корма и недостатка кислорода в промерзающих водоёмах.

Подобно кровеносной системе, реки Якутии несут жизнь во все отдалённые части края. главные артерии - Лена и её разветвлённые притоки. Другие крупные реки - Оленёк, Яна, Индигирка, Колыма - непосредственно не сообщаются с Леной и друг с другом, однако всех их объединяет Северный Ледовитый океан, куда они впадают.Большую часть своих вод Лена с притоками собирает южнее Якутии, в горах Южной Сибири. Бассейн этой реки исключительно велик по площади, что также объясняет её полноводность.

С глубокой древности реки были путями, по которым проходило переселение народов. Летом передвигались на лодках, зимой - по льду. Жильё тоже строили по берегам.

Современное название республики образовано от этнических наименований коренного населения: саха -- самоназвание и якут -- русское название, заимствованное в 17 в. у эвенов. Якутск, основанный в 1632г., с самого начала развивался как административный и торговый центр Восточной Сибири. В 19 веке он приобрёл печальную известность как место политических преступников.

В начале 20-го столетия в городе было примерно 6 тыс. жителей. Наряду с домами ещё встречались юрты; однако работали 16 учебных заведений, в том числе духовная семинария, действовали музей, типография, две библиотеки.

В годы советской власти облик Якутска стал быстро меняться. На месте мастерских и небольших предприятий возникла многоотраслевая промышленность. Работает мощный судоремонтный завод, добывающий уголь горняки Кангаласского угольного разреза, действуют современные электростанции - ГРЭС и ТЭЦ. Население Якутска превысило 200 тыс. человек. Столица Республики Саха многонациональная; значительную часть жителей составляют Якуты.

В городе есть университет и сельскохозяйственный институт, три театра, несколько десятков музеев; Научный центр Сибирского отделения Российской Академии наук объединяет около 30 исследовательских центров. У входа в единственный в России Институт мерзлотоведения стоит скульптура мамонта. Шергинскую шахту - колодец глубиной 116,6м, вырытый в середине 19 века, - до сих пор используют для изучения вечной мерзлоты.

1.2 Особенности якутского языка

Якутский язык, один из тюркских языков; образует якутскую подгруппу уйгуро-огузской (по классификации Н.А.Баскакова) группы или же относится к условно выделяемой «северо-восточной» группе Распространен в Республике Саха (Якутия), где наряду с русским является государственным (и, согласно Конституции республики, называется языком саха - по самоназванию якутов), в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе и некоторых других районах Восточной Сибири и Дальнего Востока. Число говорящих около 390 тыс. человек, причем на якутском говорят не только этнические якуты, но и представители ряда других народов. Ранее якутский язык выполнял роль регионального языка межнационального общения на Северо-Востоке Сибири. Свободно владеют русским 65% якутов; распространено также русско-якутско-эвенское, русско-якутско-эвенкийское, русско-якутско-юкагирское и некоторые другие виды многоязычия.

Выделяются три группы диалектов: западная (левобережье Лены: вилюйские и северо-западные говоры), восточная (правобережье Лены: центральные и северо-восточные говоры) и долганский диалект (Таймыр и Анабарский район Республики Саха), на котором говорит малочисленный народ долган и который иногда рассматривают как отдельный язык.

Подобно чувашскому языку, якутский находится на географической периферии тюркоязычного мира и сильно (по меркам тюркской семьи) отличается от других входящих в нее языков. В фонетике для якутского языка характерно сохранение первичных долгих гласных и дифтонгов, исчезнувших в большинстве тюркских языков; в грамматике -- неизменяемые личные местоимения 1 и 2 лица, богатая система падежей (при отсутствии общетюркских родительного и местного - уникальная особенность якутского языка), многообразие способов выражения прямого дополнения и некоторые другие особенности. Синтаксис остается типично тюркским. Весьма значительна специфика якутского языка в области лексики, что связано с многочисленностью заимствований из монгольского, эвенкийского и русского языков; особенно большое влияние со стороны эвенкийского испытал долганский диалект. В активной лексике якутского языка имеется около 2,5 тыс. слов монгольского происхождения; что касается русских заимствований, то их уже в дореволюционный период насчитывалось более 3 тыс., причем в некоторых заимствованиях сохранились слова, вышедшие из активного употребления в самом русском языке, например араспааннья "фамилия" от русского прозвание или солкуобай "рубль" от русского целковый. В языке прессы удельный вес русских заимствований доходит до 42%.

Литературный якутский язык сформировался под влиянием языка фольклора в конце 19 - начале 20 вв. на основе центральных говоров; переводная миссионерская литература публиковалась с 19 в. (первая книга была издана в 1812). Использовалось несколько систем письменности (все на кириллической основе): миссионерская, на которой публиковалась в основном литература церковного содержания; бётлингковская, на которой выходили научные публикации и первые периодические издания; и письменность на русском гражданском алфавите. В 1922 был введен алфавит С.А.Новгородова, созданный на основе международной фонетической транскрипции; в 1930-1940 годах существовала письменность на латинской основе, с 1940 - на основе русской графики с некоторыми дополнительными буквами. На якутском языке ведется преподавание, в том числе в высшей школе (якутская и тюркская филология и культура), издается периодическая печать, разнообразная литература, ведется радио- и телевещание.

Якутский язык является одним из наиболее хорошо изученных тюркских языков.

якутия культура быт традиции

1.3 Культура

Этап формирования культуры якутов связан с прибайкальскими курыканами, в составе которых присутствовала не только тюркская основа, но и монгольский, а также тунгусский компоненты. Именно в среде курыкан происходит интеграция разно-этнических культурных традиций, заложивших основу якутскому полуоседлому скотоводству, ряда элементов материальной культуры, антропологическим особенностям якутов. В Х-ХI вв. курыканы испытали сильное влияние монголо -язычных соседей, что наглядно прослеживается в лексике якутского языка. Монголы повлияли и на последующее переселение предков якутов вниз по Лене. К этому же вpемени относится вхождение в состав пpедков якутов кыпчакского компонента (этнонимика, язык, обpядность), что позволяет выделять в культуре якутов два тюркских культурно-хронологических слоя; древнетюркский, имеющий соответствия в культуре сагайцев, бельтыров, тувинцев и кыпчакский - отдельные группы западно-сибирских татар, северных алтайцев, качинцев и кызыльцев.

Олонхо- общее название произведений якутского героического эпоса. Произведения эпоса называются по имени их героев («Нюргунт Боотур», «Эбэхтэй Бэргэн», «Мюлдью Сильный» и т.д.). Все произведения олонхо более или менее сходны только по стилю, но и по композиции; их сближают также традиционные для всех Олонхо образы (герои -богатыри, героини, родоначальники, мудрец Сээркээн,Сэсэн, рабыня Ссимэхсин, людоеды «абасасы!, злая дьэгэ-бааба и т.д.). Основное содержание эпоса отражает периодразложения рядового чтроя у якутов, межплеменные и межродовые отношения. Разиеры Олонхо достигают 10-15 тыс. и более стихотворных строк. В основе сюжетов Олонхо лежит борьба богатырей племени «айыы айманга» с мифическими чудовищами племени»абаасы», которые убивают людей, разоряют страну, похищают женщин. Герои Олонхо защищают от чудовищ мирную счастливую жизнь своего племени и обычно выходят победителями. При этом им чужды захватнические цели. Утверждение мирной жизни со справедливыми отношениями людей является главной идеей Олонхо. Для стиля Олонхо характерны приёмы сказочной фантастики, контрастность и гиперболизация образов, сложные эпитеты и сравнения. В обширных описаниях, содержащихся в эпосе, подробно говориться о природе страны, жилищах,одежде, орудиях труда. Эти описания, часто повторяясь, в целом занимают не менее половины эпоса. Олонхо-ценнейший памятник культуры якутского народа.

Олонхуст- сказатель, исполнитель якутского героического эпоса-Олонхо. Исполнение Олонхо не сопровождается музыкальным аккомпанентом. Речи героев и других персонажей олонхо поются, вся остальная - повествовательная - часть сказывается речитативом. Имена выдающихся Олонхустов популярны в народе. Это (Д.М. Говоров, Т.В. Захаров и др.)

Последующее формирование собственно якутской культуры, основу которой составило полуоседлое скотоводство высоких широт, происходило в бассейне Средней Лены. Здесь предки якутов появляются в конце ХIII - начале ХIV вв. Археология этого региона иллюстрирует последующую эволюцию якутской культуры вплоть до ХVII-XVIII вв.Именно здесь складывается особая модель хозяйства якутов, сочетающая скотоводство и экстенсивные виды промыслов (рыболовство и охота), материальная культура, адаптированная суровому климату Восточной Сибири, отличающие якутов от их южных соседей скотоводов, при сохранении многих субстратных чертобщетюркской культурной традиции (мировоззрение, фольклор, орнамент, язык).

а) религия

Православие распространилось в 18-19 веках. Христианский культ сочетался с верой в добрых и злых духов, духов умерших шаманов, духов-хозяев и др. Сохранились элементы тотемизма: род имел животного-покровителя, которого запрещалось убивать, называть по имени и др. Мир состоял из нескольких ярусов, главой верхнего считался Юрюнг айы тойон, нижнего - Ала буурай тойон и др. Важным был культ женского божества плодородия Айыысыт. Духам, живущим в верхнем мире, приносили в жертву лошадей, в нижнем - коров. Главный праздник - весенне-летний кумысный праздник (Ысыах), сопровождавшийся возлияниями кумыса из больших деревянных кубков (чороон), играми, спортивными состязаниями и др. Был развит шаманизм. Шаманские бубны (дюнгюр) близки к эвенкийским.

б) искусство

В фольклоре был развит богатырский эпос (олонхо), исполнявшийся речитативом особыми сказителями (олонхосут) при большом стечении народа; исторические предания, сказки, особенно сказки о животных, пословицы, песни. Традиционные музыкальные инструменты - варган (хомус), скрипка (кырыымпа), ударные. Из танцев распространены хороводный осуохай, игровые танцы и др.

1.4 Традиции

а) ремёсла

Основные традиционные занятия - коневодство (в русских документах 17 века Якуты назывались ""конными людьми"") и разведение крупного рогатого скота. За лошадьми ухаживали мужчины, за рогатым скотом - женщины. На севере разводили оленей. Скот держали летом на подножном корму, зимой в хлевах (хотонах). Сенокошение было известно до прихода русских. Якутские породы скота отличались выносливостью, но были малопродуктивны.

Было развито также рыболовство. Ловили рыбу в основном летом, но также зимой в проруби; осенью устраивалась коллективная неводьба с разделом добычи между всеми участниками. Для бедняков, не имевших скота, рыболовство было основным занятием (в документах 17 века термин ""рыболов"" - балыксыт - употребляется в значении ""бедняк""), на нём специализировались также некоторые племена - так называемые ""пешие Якуты"" - осекуи, онтулы, кокуи, кирикийцы, кыргыдайцы, орготы и другие.

Охота была особенно распространена на севере, составляя здесь основной источник пропитания (песец, заяц, северный олень, лось, птица). В тайге к приходу русских была известна как мясная, так и пушная охота (медведь, лось, белка, лисица, заяц, птица и др.), в дальнейшем из-за снижения численности зверей её значение упало. Характерны специфические приёмы охоты: с быком (охотник подкрадывается к добыче, прячась за быка), конная гоньба зверя по следу, иногда с собаками.

Существовало собирательство - сбор сосновой и лиственничной заболони (внутренний слой коры), заготавливавшейся на зиму в сушёном виде, кореньев (сарана, чекана и др.), зелени (дикий лук, хрен, щавель), из ягод не употреблялась малина, считавшаяся нечистой.

Была развита обработка дерева (художественная резьба, раскраска ольховым отваром), бересты, меха, кожи; из кожи делали посуду, из конских и коровьих шкур, сшитых в шахматном порядке, - коврики, из заячьего меха - одеяла и др.; из конского волоса ссучивали руками шнуры, плели, вышивали. Прядение, ткачество и валяние войлока отсутствовали. Сохранилось производство лепной керамики, выделявшей Якутов среди других народов Сибири. Были развиты плавка и ковка железа, имевшие товарное значение, плавка и чеканка серебра, меди и др., с 19 века - резьба по мамонтовой кости. Передвигались в основном верхом, грузы перевозили вьюком. Были известны лыжи, подбитые конским камусом, сани (силис сыарга, позднее - сани типа русских дровен), запряжённые обычно в быков, на севере - оленьи прямокопыльные нарты; типы лодок общие с эвенками - берестяная (тыы) или плоскодонная из досок.

б) жилище

Зимние поселения (кыстык) располагались вблизи покосов, состояли из 1-3 юрт, летние - у пастбищ, насчитывали до 10 юрт. Зимняя юрта (балаган, дьиэ) имела наклонные стены из стоячих тонких брёвен на прямоугольном бревенчатом каркасе и низкую двускатную крышу. Стены обмазывались снаружи глиной с навозом, крыша поверх бревенчатого настила устилалась корой и землёй. Дом ставился по сторонам света, вход устраивался в восточной стороне, окна - в южной и западной, крыша была ориентирована с севера на юг. Справа от входа, в северо-восточном углу, устраивался очаг (осох) - труба из жердей, обмазанных глиной, выходившая через крышу наружу. Вдоль стен устраивались дощатые нары (орон). Наиболее почётным был юго-западный угол. У западной стены находилось хозяйское место. Нары слева от входа предназначались для мужской молодёжи, работников, справа, у очага, - для женщин. В переднем углу ставились стол (остуол) и табуреты. С северной стороны к юрте пристраивался хлев (хотон), часто под одной крышей с жильём, дверь в него из юрты находилась позади очага. Перед входом в юрту устраивался навес или сени. Юрта была окружена невысокой насыпью, часто с заборчиком. У дома ставилась коновязь, часто украшенная резьбой. Летние юрты мало отличались от зимних. Вместо хотона поодаль ставились хлев для телят (титик), навесы и др. Встречалась коническая постройка из жердей, покрытых берестой (ураса), на севере - дёрном (калыман, холуман). С конца 18 века известны многоугольные срубные юрты с пирамидальной крышей. Со 2-й половины 18 века распространились русские избы.

в) одежда

Традиционная мужская и женская одежда - короткие кожаные штаны-натазник, меховой набрюшник, кожаные ноговицы, однобортный кафтан (сон), зимой - меховой, летом - из конской или коровьей шкуры шерстью внутрь, у богатых - из ткани. Позднее появились тканевые рубахи с отложным воротником (ырбахы). Мужчины подпоясывались кожаным поясом с ножом и огнивом, у богатых - с серебряными и медными бляшками. Характерен женский свадебный меховой длинный кафтан (сангыйах), расшитый красным и зелёным сукном и золотым позументом; нарядная женская меховая шапка из дорогого меха, спускающегося на спину и плечи, с высоким суконным, бархатным или парчовым верхом с нашитыми на него серебряной бляхой (туосахта) и другими украшениями. Распространены женские серебряные и золотые украшения. Обувь - зимние высокие сапоги из оленьих или конских шкур шерстью наружу (этэрбэс), летние сапоги из мягкой кожи (саары) с голенищем, покрытым сукном, у женщин - с аппликацией, длинные меховые чулки.

г) Национальная кухня

Основная пища - молочная, особенно летом: из кобыльего молока - кумыс, из коровьего - простокваша (суорат, сора), сливки (кюэрчэх), масло; масло пили растопленным или с кумысом; суорат заготавливали на зиму в замороженном виде (тар) с добавлением ягод, кореньев и др.; из него с прибавлением воды, муки, кореньев, сосновой заболони и др. приготавливалась похлёбка (бутугас). Рыбная пища играла главную роль для бедняков и в северных районах, где не было скота, мясо употреблялось в основном богатыми. Особенно ценилась конина. В 19 веке входит в употребление ячменная мука: из неё делали пресные лепёшки, оладьи, похлёбку-саламат. В Олёкминском округе были известны овощи.

Заключение

На примере якутского народа я хотел доказать, что нужно благосклонно относится к другим народам, и надеюсь у меня это получилось. У каждого народа есть свои плюсы и минусы их образа жизни, существующих традиций. Якутский народ сформировался на Лене в результате поглощения южными тюркоязычными переселенцами местных племён. В хозяйстве и материальной культуре якутов преобладают черты сходные с культурой скотоводов Центральной Азии, но имеются также и северные таёжные элементы. Основным занятием якутов со времени вхождения в Русское государство (17 в.) вплоть до середины 19 в. Было полукочевое скотоводство. Разводили рогатый скот и лошадей. В 17в отдельные хозяйства якутов стали переходить к земледелию, но массовый переход совершился в 2-й половине 19 в. За исключением отдельных районов, охота и рыболовство играли подсобную роль, однако для бедняков рыболовство являлось важной отраслью хозяйства. Из ремёсел известное развитие получило кузнечество. Якуты умели выплавлять из руды железо. Как и многие народы России якуты имеют богатое устное народное творчество: героический эпос олонхо. Распростронена резьба по по кости и дереву, традиционная вышивка на торбазах, рукавицах, черепах.

Я считаю, что другим народам, в том числе и русскому, есть чему поучиться у якутов. Нужно гордиться тем, что такие народы как якуты входят в состав нашей страны. Необходимо учитывать то, что Якутия занимает огромные территории России. Якутский народ обладает своими уникальными чертами в быте, традициях и культуре. В наше время происходит много межнациональных конфликтов и я надеюсь, что вскоре люди одумаются, и их не будет. Русским людям нужно всегда помнить, что Россия - многонациональная страна, в этом наша сила, многогранность идей и крепость духа.

Список литературы

1. Алексеев А.И. и др. География России: Хозяйство и географические районы: Учебн. для 8-9кл.общеобр.учрежд..- М.: Дрофа, 2005.- С. 153-160.

2. Большая Российская энциклопедия / Председатель науч.- ред. совета Ю.С. Осипов. Отв. ред. С.Л. Кравец. Т..- М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.- С. 420-451.

3. Большая Советская энциклопедия/ Гл. ред. Введенский Б.А. Т. 49 .- М: Большая Советская энциклопедия.-С 49-60

4. Энциклопедия для детей. Страны народы Цивилизации/ Глав. ред. М.Д. Аксёнова - М.: Аванта+, 2001..- С 457-466

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Традиционная материальная и духовная культура норвежцев. Специфичность типов поселения народов Швеции, Дании, Норвегии, Исландии и Финляндии: их жилища, пищи и одежды. Неповторимость общественного и семейного быта, их фольклора и всей духовной культуры.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2011

    Изучение показателей социально-экономического развития республики Ангола - государства в юго-западной Африке. Характеристика государственного устройства, темпов развития промышленности, внешней торговли, туризма. Обзор национальных традиций и культуры.

    реферат , добавлен 09.05.2010

    Колумбия как государство, его законодательный орган. Периоды колонизации и независимости в истории страны. Направление развития промышленности, экономики и сельского хозяйства. Особенности культурных традиций, природные ресурсы и сокровища изумрудов.

    реферат , добавлен 21.01.2010

    Географическое положение, столица Финляндии и ее достопримечательности. Самая высокая точка. Национальные символ, блюдо, птица, цветок, женская и мужская одежда. Количество саун в стране. Количество потребления кофе. Великолепная природа севера.

    презентация , добавлен 19.03.2014

    Значение сферы обслуживания и коммуникационной системы в инфраструктурном комплексе Ставропольского края. Характеристика транспортной системы и системы связи в регионе. Мероприятия по оптимизации сети учреждений социального обслуживания населения края.

    реферат , добавлен 01.02.2012

    Государственные символы и политическое устройство Хорватии, ее географическое положение и история Загреба. Современное состояние транспортной системы и экономики. Структура населения и традиции страны, ее национальная кухня и достопримечательности.

    реферат , добавлен 23.10.2012

    История и первая культура на территории Греции. Географические данные и греческий ландшафт, особенности климата. Характеристика рек, озер, островов и полезных ископаемых. Преимущества и слабые стороны экономики Греции, развитие и формирование культуры.

    презентация , добавлен 23.02.2012

    Китай как крупнейшее по численности населения государство мира, и третье по территории. Темпы и направления урбанизации, оценка современного состояния городов. Архитектура и достопримечательности страны, религия и традиции. Особенности организации быта.

    презентация , добавлен 27.04.2015

    Общая схема циркуляции атмосферы в субарктических и умеренных широтах Евразии. Географическое положение Восточно-Европейской, Западно-Сибирской, Центрально-Якутской равнин, сходства и различия их климатических условий и факторы их обуславливающие.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2013

    Географическое расположение и общая характеристика Гонконга. Особенности климата региона. Численность населения и уровень использования путунхуа - официального наречия материкового Китая. Уровень развития экономики и транспортной системы Гонконга.

Якуты, которые называют себя саха (сахалар) - народность, которая, согласно археологическим и этнографическим исследованиям, сформировалась в результате смешения тюркских племён с населением в регионе среднего течения реки Лена. Процесс формирования народности завершился приблизительно в XIV - XV вв. Некоторые группы, к примеру, якуты-оленеводы, сформировались значительно позже в результате смешения с эвенками на северо-западе региона.

Саха принадлежат к североазиатскому типу монголоидной расы. Быт и культура якутов тесно переплетаются с центральноазиатскими народами тюркского происхождения, однако, в силу ряда факторов и значительно отличается от них.

Якуты проживают в регионе с резко-континентальным климатом, но при этом исхитрились освоить скотоводство и даже земледелие. Суровые погодные условия сказались и на национальной одежде. Даже в качестве свадебного одеяния якутские невесты используют шубы.

Культура и быт народа Якутии

Якуты ведут родословную от кочевых племён. Поэтому живут в юртах. Однако, в отличие от монгольских войлочных юрт, круглое жилище якутов возводится из стволов небольших деревьев с конусообразной стланой кровлей. В стенах устраивается множество окон, под которым на разной высоте располагаются лежаки. Между ними устанавливаются перегородки, образующие подобие комнат, а в центре утраивается мазаный очаг. На лето могут воздвигаться временные берестяные юрты - урасы. А с XX века некоторые якуты селятся в избах.

Быт их связан с шаманством. Возведение дома, рождение детей и многие другие аспекты жизни не проходят без участия шамана. С другой стороны, значительная часть полумиллионной популяции якутов исповедует православное христианство или вовсе придерживается агностических убеждений.

Наиболее характерное культурное явление - стихотворные повести олонхо, которые могут насчитывать до 36 тысяч рифмованных строк. Эпос передаётся из поколения в поколение между мастерами-исполнителями, а совсем недавно эти повествования были внесены в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Хорошая память и высокая продолжительность жизни - одни из отличительных черт якутов.

В связи с этой особенностью возник обычай, согласно которому умирающий пожилой человек призывает к себе кого-нибудь из молодого поколения и рассказывает ему обо всех своих социальных связях - друзьях, недругах. Якуты отличаются социальной активностью, даже несмотря на то, что их поселения представляют собой несколько юрт, расположенных на внушительном расстоянии. Основные социальные сношения происходят во время больших праздников, главным их которых выступает праздник кумыса - Ысыах.

Не менее характерны для якутской культуры горловое пение и исполнение музыки на национальном инструменте хомусе, одном из вариантов загубного варгана. Отдельного материала достойны якутские ножи с ассиметричным лезвием. Подобный нож есть практически в каждой семье.

Традиции и обычаи народа Якутии

Обычаи и обряды якутов тесно связаны с народными верованиями. Им следуют даже многие православные или агностики. Структура верований весьма схожа с синтоизмом - каждое проявление природы имеет своего духа, а общаются с ними шаманы. Закладывание юрты и рождение ребёнка, заключение брака и погребение не обходится без камланий.

Примечательно, что до недавнего времени якутские семьи были полигамны, каждая жена одного мужа имела собственное хозяйство и жилище. Видимо под воздействием ассимиляции с русскими якуты всё же перешли к моногамным ячейкам общества.

Важное место в жизни каждого якута занимает праздник кумыса Ысыах. Разные обряды призваны задабривать богов. Охотники славят Бая-Баяная, женщины - Айыысыт. Венчает праздник всеобщий танец солнца - осоухай. Все участники берутся за руки и устраивают огромный хоровод.

Огонь обладает сакральными свойствами в любое время года. Поэтому каждая трапеза в якутском доме начинается с угощения огня - бросания в костёр пищи и орошение его молоком. Кормление огня - один из ключевых моментов любого праздника и дела.

«Любой встречный, если заметит у тебя на лице признаки обморожения (белые пятнышки на коже), обязательно предупредит об этом!»

Но кино не единственное развлечение в городе, есть еще Госцирк РС(Я) (ул. Пояркова, 22) - самый северный цирк на планете! Но это не главная его заслуга. Так получилось, что якутские акробаты считаются одними из лучших в мире. А все потому, что в период становления цирка местных артистов отправляли учиться акробатическому мастерству в Китай. И сейчас уже известный, без преувеличения, на весь мир якутский цирк может похвастаться множеством международных наград и насыщенным гастрольным графиком. Хорошо, что труппа не забывает о представлениях и на малой родине.

Если культурная жизнь города тебя захватила и никак не отпускает, отправляйся на представление в якутский академический театр - Саха Театра (ул. Орджоникидзе, 1) . Спектакли здесь идут на якутском языке с синхронным русским дубляжом в наушники. Ставят от современных местных писателей до переведенного Шекспира. Выбирай спектакли по традиционным якутским эпосам (олонхо) и наслаждайся культурой саха и восхитительными национальными костюмами. Тем более, что олонхо входит в список нематериального наследия ЮНЕСКО.

Ну а если до сих пор в голове не сложилась картина жизни в Якутии, посмотри клип от местного проекта «ZLOI MAMBET» , взорвавший Youtube несколько лет назад. Кстати, мамбет - ругательное слово, так городские жители называют приехавших из деревень якутов, которые очень плохо или совсем не говорят по-русски. Люди поинтеллигентнее называют их «улусниками» (территория Якутии делится на улусы, т.е. районы). Но и в том, и в другом случае оба слова, обращенные к якуту, предвещают драку.

И еще, в любом случае якутяне сразу же узнают в тебе приезжего, но если хочешь мимикрировать под местное население, запоминай главное правило! В Якутии говорят не яку́ты и у́нты, а якуты́ и унты́.

Чем заняться летом?

Белые ночи, волосогрызки и купание в Лене - так сполна можно описать якутское лето. Для испугавшихся морозов в теплое время года в Якутии тоже есть, чем заняться. Главное, не забыть купальник и крем от загара!

Любителям питерских белых ночей стоит посетить летнюю Якутию и понять, что в Северной столице их жестоко обманывали и никакие в Петербурге ночи не белые! В летние месяцы (июнь-июль) в Якутске ночью светло абсолютно так же, как и днем, и никакого намека на сумерки. Время можно различать лишь по солнцу - ночью оно скрывается за горизонтом и не жарит, что есть мочи, а значит можно спокойно прогуляться по городу.

«Волосогрызки медленно кружат над своей жертвой и вмиг пикируют, намертво вцепившись в одежду или запутавшись в волосах.»

Днем в жаркие +35°С улицы пусты, только летают стаи волосогрызок. Эти большие древесные жуки с черным, как смоль, телом и длинными усами - настоящее испытание для нервной системы. Хотя они прогрызают в одежде дырки и могут укусить, приземлившись на голое тело, боятся их больше из-за ужасного внешнего вида. Передвигаются они часто по одиночке или парами, но бывает небо закрывают черные тучи жуков. Волосогрызки медленно кружат над своей жертвой и вмиг пикируют, намертво вцепившись в одежду или запутавшись в волосах. Маленький лайфхак - эти жуткие жуки в основном садятся на светлую одежду и распущенные волосы.

Большинство летних развлечений в Якутске связано с рекой Лена. Можно прогуляться по набережной от Старого города (ул. Аммосова, 6/1) - целого квартала с восстановленной исторической застройкой, до дамбы в 202 микрорайоне. Здесь же работает пляж. Конечно, качество воды в черте города оставляет желать лучшего, но за чистотой главного городского пляжа активно следят коммунальные службы. Да и приятно бывает пару раз в день добежать сюда и окунуться в холодную ленскую воду. Как правило, с утра и вечером, когда спадает жара, на пляже яблоку негде упасть! В выходные якутяне предпочитают выезжать купаться «на Лену» за город на обустроенные или дикие пляжи.

Если в сильную жару не можешь заставить себя уйти далеко от реки, садись на теплоход и прокатись до главной достопримечательности Якутии - национального парка «Ленские столбы» . Поездка займет пару дней, большинство круизов отправляется в выходные. Самые популярные теплоходы по маршруту - «Демьян Бедный» и «Михаил Светлов» от «Ленатурфлот» . Кроме того, множество мелких компаний могут отвезти тебя до Столбов на скоростных катерах. За поездку в любом случае заплатишь, как за полет до Москвы. Билеты можно приобрести в Речном порту (ул. Новопортовская, 1).

Ну и куда в Якутии без снега и льда даже летом! На другом берегу Лены в Кангаласском улусе находится нетающий летом огромный и белоснежный ледник Булуус . В переводе с якутского Булуус и значит ледник. Добраться сюда можно самостоятельно на авто или присоединившись к одному из экскурсионных минивенов. Поездка займет целый день. На месте можно побродить по леднику, попробовать воду из подземного источника и даже искупаться. Отдельное удовольствие - переправа через Лену. Река настолько широкая, что другого берега не видно. Так что, стоя на якутском палящем солнце, можно представлять, что ты на море… Лаптевых.

Ну а закончить, или наоборот начать, свое летнее якутское путешествие нужно празднованием местного «нового года»! Ысыах [исэ́х] - главный праздник якутов, традиционно отмечался в день летнего солнцестояния. Сейчас дату Ысыаха выбирают ежегодно в период с 10 по 25 июня и утверждают специальным указом. Неизменно одно: праздник проходит на природе, начинается в субботу утром и длится весь день и всю ночь. В Якутске место празднования - Усть-Хатын. В этот день сюда приезжают практически все жители близлежащих населенных пунктов, а городские улицы вымирают. Якуты на Ысыах надевают национальные костюмы, поют и танцуют традиционный круговой танец - осуохай [асо́хай] и пьют кумыс (напиток из кобыльего молока). Здесь же проходит множество концертов, выставок, конных и спортивных состязаний. При этом, соревнуются в традиционных якутских видах спорта : борьбе хапсагай и различных стилях национальных прыжков .

«Любителям питерских белых ночей стоит посетить летнюю Якутию и понять, что в Северной столице их жестоко обманывали и никакие в Петербурге ночи не белые!»

Якутская кухня: остаться в живых

Основу рациона в Якутии составляет всевозможная рыба, выловленная в Лене и множестве других северных рек. Почти все мясо завезено из-за границы. С овощами и фруктами напряженка даже летом. Везут их большей частью из Китая и часто они бывают совсем несъедобные. Цены на продукты здесь выше средних по стране, а на овощи/фрукты превышают средние показатели в 3 раза, если не больше. Связано это с отсутствием железной дороги до Якутска и моста через Лену, поэтому все грузы доставляют в город самолетами или фурами. Последними только летом с переправой через реку или по зимнику.

Но рыба в Якутии изумительная, больше такую нигде в мире не найдешь! Продается она в трех состояниях: сырая/замороженная (€ 12/кг), копченые спинки - балык (€ 15/кг) и тёша - копченые или соленые брюшки. За рыбой или просто на экскурсию отправляйся на самый большой гастрономический рынок столицы - «Крестьянский» (г. Якутск, ул. Лермонтова, 62/2, блок А) . Внутри крытого павильона продают копченую и соленую рыбу, местную молочку и овощи/фрукты. На улице зимой стоят ряды с замороженной рыбой, а летом разворачиваются фруктовые лотки.

«Самые вкусные блюда здесь подают замороженными практически в лед»

Кажется, нет ничего лучше после холодного зимнего дня зайти в теплый ресторан и попробовать что-нибудь из якутской кухни. Так, чтобы согреться, и душа развернулась! Огорчу тебя, самые вкусные блюда здесь подают замороженными практически в лед.

Наиболее популярное и безмерно любимое местными блюдо якутской кухни - строганина. Сама готова отдать за него полцарства или пару десятков евро! Как правило, готовят ее из рыбы подледного лова, которая тут же на холоде замерзает в течение 10 секунд. Бывает также строганина из сырой жеребятины или ее печени, но любителей такого варианта гораздо меньше. И в том, и в другом случае, замороженные рыбу или мясо строгают тонкими пластинками с помощью «якутского ножа». В крайнем случае можно обойтись большим бытовым с хорошо заточенным лезвием. Главное, съесть блюдо до того, как оно растает. Строганину, конечно, подают зимой в любом ресторане. В домашних условиях, как правило, в декабре покупается огромная рыбина и постепенно с течением зимы строгается. Хранят рыбу на улице или на балконе. Если в процессе хранения или приготовления она даже немного подтает, больше из нее строганину не делают.

Салат «Индигирка» - лайт-версия строганины для привередливых. По сути это мелко нарезанная замороженная рыба подледного лова, слегка сбрызнутая уксусом, вперемешку с репчатым луком. В ресторанах ее готовят из нельмы или омуля, а в домашних условиях часто делают из свежемороженной сельди. Кстати, свежемороженную сельдь в Якутии едят просто так, закусывая хлебом.

Если сыроедение совсем не твое и на замороженные блюда без термической обработки уже смотреть тошно, заказывай фаршированных карасей! Сейчас научу тебя правильно их есть. Сначала вилкой подцепляешь ребрышки, затем съедаешь кашу из риса и карасевой икры, которой фаршируют рыбину, после доедаешь мясо с хребта. И вот здесь наступает момент деликатесной части - карасевого языка!

На этом перестаю тебя мучить странными якутскими блюдами, передохни и перекуси ойогосом. Несмотря на не вызывающее доверие название, это всего лишь вареная жеребятина. А если быть точнее, то жеребячьи ребрышки. Кстати, жеребятина крайне полезное мясо, говорят, оно поглощает радиацию и выводит из организма радионуклиды.

Ну а на десерт можешь взять опять же замороженное блюдо из взбитых сливок с ягодами или вареньем. В народе оно называется «мартышками», а в ресторанном меню именуется «керчах». Есть еще один похожий десерт из замороженного сливочного масла взбитого с молоком - чохоон. А запить все это можно традиционным якутским кумысом. Правда, будь осторожен в крепком кумысе до 4,5% алкоголя. Приятного аппетита!

*На этом месте должен быть туристический слоган Якутии, но его пока не придумали!

Что надеть?

Если решил(-а) отправиться в Оймякон зимой, совет очевиден. Возьми все самое теплое, что есть в твоем гардеробе, отложи это подальше и купи одежду в 2 раза теплее!

В последние годы технологии развиваются стремительными темпами и уже можно с легкостью заменить 2 пары рейтуз/подштанников на один комплект термобелья, а шубу на теплый пуховик. Единственное, все надетое близко к телу должно быть из натуральных материалов. Обязательно возьми пару шерстяных свитеров (скорее всего, надевать ты их будешь сразу вместе), 2 пары опять же шерстяных варежек (их тоже надевают друг на друга), большой шарф, которым можно закрыть все лицо, и теплые носки.

Якутяне до сих пор предпочитают одеваться в меха. Среди верхней одежды преобладают шубы и дубленки из овчины, в норке суровой якутской зимой точно замерзнешь. Молодежь все чаще переходит на пуховики. Для поездки ищи куртки, как минимум, с тканевой подкладкой. На морозе синтетика замерзает и стоит колом, а значит, в такой куртке будешь передвигаться по улицам словно робот.

«Возьми все самое теплое, что есть в твоем гардеробе, отложи это подальше и купи одежду в 2 раза теплее!»

Что касается обуви, то здесь преобладают меховые унты на войлочной подошве. Женские модели украшают узорами из бисера, мужские выглядят довольно строго. Традиционные унты шьют из шкур оленей и стоят они от € 230 за пару. Цена напрямую зависит от качества меха, выделки и шитья бисером. Особо ценится темный окрас, если на ворсе есть белые вкрапления, то стоимость унтов снижается. Самый известный местный производитель меховой обуви - фабрика «Сардаана» (г. Якутск, ул. Кирова, 7) . В городских магазинах и на китайском рынке «Столичный» (г. Якутск, ул. Дзержинского, 72) можно купить также конские унты с длинным меховым ворсом, которые стоят раза в 2 дешевле, или торбаза - похожая на унты обувь на войлочной подошве из выделанной овчины, которая обойдется в € 80-90.

Конечно, если едешь не в самую холодную пору, можно обойтись кожаной обувью. Только она должна быть утеплена натуральным мехом, надевать ее придется все равно с шерстяными носками. В сильные морозы резиновая подошва часто лопается, и можно остаться не только без обуви, но и без ног. Вообще, зимой в кожаной обуви не сильно погуляешь по городу, холод сковывает ноги довольно быстро.

И запомни, никогда, никогда, никогда не моргай на морозе! Вполне вероятно, что в следующий раз ты сможешь открыть глаза, только зайдя в теплое помещение и растопив намерзший на ресницах снег и лед.

Как добраться?

Административный и культурный центр Якутии находится в ее столице - городе Якутске. Сюда летают прямые рейсы из Москвы авиакомпаний Аэрофлот , S7 и Якутия . С октября по апрель часто проводят грандиозные распродажи и можно улететь с 70% скидкой. В воздухе проведешь 6,5 часов.

Само село Оймякон находится в 683 км от Якутска. С апреля по октябрь туда летает «кукурузник» региональной авиакомпании «Полярные авиалинии» . Время в полете 2,5 часа, а цены сопоставимы с билетами Москва-Якутск. Будь внимателен, рейсы в Оймякон отправляются из маленького аэропорта «Маган».

В зимнее время единственная возможность добраться до Оймякона - найти водителя в Якутске. В этом тебе поможет самый популярный местный портал - ykt.ru . Проехать придется порядка 930 км по трассе «Колыма», она же - «Дорога на костях». Помимо того, что на улице холод и по пути не встретится ни одного населенного пункта, дорога за поселком Хандыга проходит по Верхоянским горам с обрывами, прижимами и прочими прелестями. На случай, если в пути что-то случится с машиной, водители берут с собой дрова и водку! В общем, еще до приезда на Полюс холода экстрима будет хоть отбавляй.

, vov.baranov , Александр Чебан



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Якуты (самоназвание саха ; мн. ч. сахалар ) – тюркоязычный народ, коренное население Якутии. Якутский язык принадлежит к тюркской группе языков. По результатам Всероссийской переписи населения 2010 года в России проживало 478,1 тыс. якутов, главным образом, в Якутии (466,5 тыс.), а также в Иркутской, Магаданской областях, Хабаровском и Красноярском краях. Якуты являются наиболее многочисленным (49,9 % населения) народом в Якутии и самым крупным из коренных народов Сибири в границах РФ.

Ареал распространения

Расселение якутов по территории республики крайне неравномерно. Около девяти их сосредоточено в центральных районах – в бывших Якутском и Вилюйском округах. Это две основные группы якутского народа: первая из них несколько больше по численности, чем вторая. «Якутские» (или амгинско-ленские) якуты занимают четырехугольник между Леной, ниж­ним Алданом и Амгой, таежное плоскогорье, а также прилегающее левобережье Лены. «Вилюйские» якуты занимают бассейн Вилюя. В этих коренных якутских районах сложился наиболее типичный, чисто якут­ский быт; здесь он в то же время, особенно на Амгинско-Ленском плато, лучше всего изучен. Третья, значительно меньшая группа якутов рас­селена в районе Олекминска. Якуты этой группы более обрусели, по своему быту (но не по языку) стали ближе к русским. И, наконец, последняя, самая малочисленная, но широко расселенная группа яку­тов – это население северных районов Якутии, т. е. басейнов рр. Ко­лымы, Индигирки, Яны, Оленека, Анабара.

Северные якуты отличаются совершенно своеобразным культурно- бытовым укладом: в отношении его они больше походят на охотничье-рыболовческие малые народы Севера, на тунгусов, юкагиров, чем на своих южных соплеменников. Этих северных якутов местами даже и называют «тунгусами» (например, в верховьях Оленека и Анабары), хотя по языку они якуты и сами себя называют саха.

История и происхождение

Согласно распространенной гипотезе, предками современных якутов является кочевое племя курыканов, жившее до XIV века в Забайкалье. В свою очередь, курыканы пришли в район озера Байкал из-за реки Енисей.

Большинство учёных полагает, что в XII-XIV веках н. э. якуты несколькими волнами мигрировали из области озера Байкал в бассейн Лены, Алдана и Вилюя, где они частично ассимилировали, а частично вытеснили эвенков (тунгусов) и юкагиров (одулов), живших здесь ранее. Якуты традиционно занимались скотоводством (якутская корова), получив уникальный опыт разведения крупного рогатого скота в условиях резко-континентального климата в северных широтах, коневодством (якутская лошадь), рыбной ловлей, охотой, развивали торговлю, кузнечное и военное дело.

Согласно якутским легендам, предки якутов сплавлялись вниз по Лене на плотах со скотом, домашним скарбом и людьми, пока не обнаружили долину Туймаада – пригодную для разведения крупного рогатого скота. Сейчас на этом месте находится современный Якутск. Согласно тем же легендам возглавляли прародителей якутов два предводителя Эллэй Боотур и Омогой Баай.

По археологическим и этнографическим данным, якуты сформировались в результате поглощения южными тюркоязычными переселенцами местных племен среднего течения Лены. Предполагают, что последняя волна южных предков якутов проникла на Среднюю Лену в XIV–XV веках. В расовом отношении якуты принадлежат к центральноазиатскому антропологическому типу североазиатской расы. По сравнению с другими тюркоязычными народами Сибири, они характеризуются наиболее сильным проявлением монголоидного комплекса, окончательное оформление которого происходило в середине второго тысячелетия нашей эры уже на Лене.

Предполагается, что некоторые группы якутов, например, оленеводы северо-запада, возникли сравнительно недавно в результате смешения отдельных групп эвенков с якутами, выходцами из центральных районов Якутии. В процессе переселения в Восточную Сибирь, якуты освоили бассейны северных рек Анабара, Оленька, Яны, Индигирки и Колымы. Якуты модифицировали оленеводство тунгусов, создали тунгусо-якутский тип упряжного оленеводства.

Включение якутов в состав Русского государства в 1620–1630-е годы ускорило их социально-экономическое и культурное развитие. В XVII–XIX веках главным занятием якутов было скотоводство (разведение рогатого скота и лошадей), со второй половины XIX века значительная часть стала заниматься земледелием; охота и рыболовство играли подсобную роль. Основным типом жилища был бревенчатый балаган, летним – сделанная из жердей ураса. Одежду шили из шкур и меха. Во второй половине XVIII века большая часть якутов была обращена в христианство, однако сохранялись и традиционные верования.

Под русским влиянием среди якутов распространилась христианская ономастика, почти полностью вытеснив дохристианские якутские имена. В настоящее время, якуты носят как имена греческого и латинского происхождения (христианские), так и якутские имена.

Якуты и русские

Точные исторические известия о якутах имеются, только начиная со времени их первого соприкосновения с русскими, т. е. с 1620-х гг., и присое­динения к Русскому государству. Якуты не составляли в то время единого политического целого, а делились на целый ряд независимых друг от друга племен. Однако родоплеменные отношения уже разлагались, и имелось налицо довольно резкое классовое расслоение. Царские воеводы и служи­лые люди использовали межплеменную рознь, чтобы сломить сопротивле­ние части якутского населения; они использовали также и классовые про­тиворечия внутри него, поведя политику систематической поддержки господствующего аристократического слоя – князьцов (тойонов), которых они и превратили в свою агентуру по управлению Якутским краем. С этого времени классовые противоречия среди якутов начали все более обо­стряться.

Положение массы якутского населения было тяжелым. Якуты вы­плачивали ясак соболиными и лисьими мехами, несли ряд других повин­ностей, подвергаясь вымогательствам со стороны царских служи­лых людей, русских купцов и своих тойонов. После неудачных попы­ток восстаний (1634, 1636–1637, 1639–1640, 1642 гг.), после перехода тойонов на сторону воевод якутская масса могла реагировать на притес­нения только разрозненными, изолированными попытками сопротивле­ния и бегством из коренных улусов на окраины. К концу XVIII в., в результате хищнического хозяйничанья царских властей, обнаружи­лось истощение пушных богатств Якутского края и его частичное запустение. Одновременно якутское население, по разным Причинам пере­кочевавшее из Ленско-Вилюйского края, появилось на окраинах Якутии, где ранее его не было: на Колыме, Индигирке, Оленеке, Анабару, вплоть до бассейна Нижней Тунгуски.

Но уже и в те первые десятилетия соприкосновение с русским народом оказало благотворное влияние на экономику и культуру якутов. Русские принесли с собой более высокую культуру; уже с середины XVII в. на Лене появляется земледельческое хозяйство; русский тип построек, русская одежда из тканей, новые виды ремесла, новые предметы обстановки и быта постепенно стали проникать в среду якутского населения.

Чрезвычайно важно было то, что с установлением русской власти в Якутии прекратились межплеменные войны и грабительские набеги тойонов, что раньше составляло большое бедствие для якутского населения. Было пресечено и своеволие русских служилых людей, не раз враждо­вавших между собой и втягивавших в свои распри якутов. Установив­шийся уже с 1640-х годов в Якутской земле порядок был лучше преж­него состояния хронической анархии и постоянных усобиц.

В XVIII в., в связи с дальнейшим продвижением русских на восток (присоединение Камчатки, Чукотки, Алеутских островов, Аляски), Яку­тия играла роль транзитного пути и базы для новых походов и освоения дальних «землиц». Приток русского крестьянского населения (особенно по долине р. Лены, в связи с устройством почтового тракта в 1773 г.) создавал условия для культурного взаимовлияния русского и якутского элементов. Уже в конце XVII и в XVIII в. среди якутов начинает, хотя вначале и очень медленно, распространяться земледелие, появляются дома русского типа. Однако количество русских поселенцев оставалось даже в XIX в. сравнительно небольшим. Наряду с крестьянской колонизацией в XIX в. большое значение имела отправка в Якутию ссыльно-поселенцев. Вместе с уголовными ссыль­ными, имевшими отрицательное влияние на якутов, во второй половине XIX в. в Якутии появились политические ссыльные, сначала народ­ники, а в 1890-х годах и марксисты, которые сыграли большую роль в культурном и политическом развитии якутских масс.

К началу XX в. в экономическом развитии Якутии, по крайней мере, центральных ее районов (Якутский, Вилюйский, Олекминский округа), наблюдались большие успехи. Был создан внутренний рынок. Рост эко­номических связей ускорял развитие национального самосознания.

Во время буржуазно-демократической революции 1917 г. движение якутских масс за свое освобождение развернулось глубже и шире. Оно вначале находилось (особенно в г. Якутске) под преобладающим руковод­ством большевиков. Но после отъезда (в мае 1917 г.) большинства полити­ческих ссыльных в Россию в Якутии одержали верх контрреволюционные силы тойонства, вступившего в союз с эсеровско-буржуазной частью рус­ского городского населения. Борьба за советскую власть в Якутии затянулась на долгое время. Только 30 июня 1918 г. власть советов была впервые провозглашена в Якутске, и лишь в декабре 1919 г., после ликвидации колчаковщины во всей Сибири, в Якутии окончательно установилась советская власть.

Религия

Быт их связан с шаманством. Возведение дома, рождение детей и многие другие аспекты жизни не проходят без участия шамана. С другой стороны, значительная часть полумиллионной популяции якутов исповедует православное христианство или вовсе придерживается агностических убеждений.

У этого народа есть своя традиция, до вступления в государство России они исповедовали «Аар Айыы». Эта религия предполагает веру в то, что якуты это дети Танара – Бог и Родственники Двенадцати Белых Айыы. Ещё с зачатия ребёнок окружён духами или как их называю якуты – «Иччи» а ещё есть небожители, которые тоже окружает ещё народившееся дитя. Религия задокументирована в управлении министерства юстиций РФ по республике Якутия. В 18 веке Якутия подверглась всеобщему христианству, но народ относится к этому с надеждой определённых религий от государства России.

Жилье

Якуты ведут родословную от кочевых племён. Поэтому живут в юртах. Однако, в отличие от монгольских войлочных юрт, круглое жилище якутов возводится из стволов небольших деревьев с конусообразной стланой кровлей. В стенах устраивается множество окон, под которым на разной высоте располагаются лежаки. Между ними устанавливаются перегородки, образующие подобие комнат, а в центре утраивается мазаный очаг. На лето могут воздвигаться временные берестяные юрты – урасы. А с XX века некоторые якуты селятся в избах.

Зимние поселения (кыстык) располагались вблизи покосов, состояли из 1-3 юрт, летние – у пастбищ, насчитывали до 10 юрт. Зимняя юрта (балаган, дьиэ) имела наклонные стены из стоячих тонких брёвен на прямоугольном бревенчатом каркасе и низкую двускатную крышу. Стены обмазывались снаружи глиной с навозом, крыша поверх бревенчатого настила устилалась корой и землёй. Дом ставился по сторонам света, вход устраивался в восточной стороне, окна – в южной и западной, крыша была ориентирована с севера на юг. Справа от входа, в северо-восточном углу, устраивался очаг (осох) – труба из жердей, обмазанных глиной, выходившая через крышу наружу. Вдоль стен устраивались дощатые нары (орон). Наиболее почётным был юго-западный угол. У западной стены находилось хозяйское место. Нары слева от входа предназначались для мужской молодёжи, работников, справа, у очага, – для женщин. В переднем углу ставились стол (остуол) и табуреты. С северной стороны к юрте пристраивался хлев (хотон), часто под одной крышей с жильём, дверь в него из юрты находилась позади очага. Перед входом в юрту устраивался навес или сени. Юрта была окружена невысокой насыпью, часто с заборчиком. У дома ставилась коновязь, часто украшенная резьбой. Летние юрты мало отличались от зимних. Вместо хотона поодаль ставились хлев для телят (титик), навесы и др. Встречалась коническая постройка из жердей, покрытых берестой (ураса), на севере – дёрном (калыман, холуман). С конца 18 века известны многоугольные срубные юрты с пирамидальной крышей. Со 2-й половины 18 века распространились русские избы.

Одежда

Традиционная мужская и женская одежда – короткие кожаные штаны-натазник, меховой набрюшник, кожаные ноговицы, однобортный кафтан (сон), зимой – меховой, летом – из конской или коровьей шкуры шерстью внутрь, у богатых – из ткани. Позднее появились тканевые рубахи с отложным воротником (ырбахы). Мужчины подпоясывались кожаным поясом с ножом и огнивом, у богатых – с серебряными и медными бляшками. Характерен женский свадебный меховой длинный кафтан (сангыйах), расшитый красным и зелёным сукном и золотым позументом; нарядная женская меховая шапка из дорогого меха, спускающегося на спину и плечи, с высоким суконным, бархатным или парчовым верхом с нашитыми на него серебряной бляхой (туосахта) и другими украшениями. Распространены женские серебряные и золотые украшения. Обувь – зимние высокие сапоги из оленьих или конских шкур шерстью наружу (этэрбэс), летние сапоги из мягкой кожи (саары) с голенищем, покрытым сукном, у женщин – с аппликацией, длинные меховые чулки.

Пища

Основная пища – молочная, особенно летом: из кобыльего молока – кумыс, из коровьего – простокваша (суорат, сора), сливки (кюэрчэх), масло; масло пили растопленным или с кумысом; суорат заготавливали на зиму в замороженном виде (тар) с добавлением ягод, кореньев и др.; из него с прибавлением воды, муки, кореньев, сосновой заболони и др. приготавливалась похлёбка (бутугас). Рыбная пища играла главную роль для бедняков и в северных районах, где не было скота, мясо употреблялось в основном богатыми. Особенно ценилась конина. В 19 веке входит в употребление ячменная мука: из неё делали пресные лепёшки, оладьи, похлёбку-саламат. В Олёкминском округе были известны овощи.

Промыслы

Основные традиционные занятия – коневодство (в русских документах 17 века Якуты назывались «конными людьми») и разведение крупного рогатого скота. За лошадьми ухаживали мужчины, за рогатым скотом – женщины. На севере разводили оленей. Скот держали летом на подножном корму, зимой в хлевах (хотонах). Сенокошение было известно до прихода русских. Якутские породы скота отличались выносливостью, но были малопродуктивны.

Было развито также рыболовство. Ловили рыбу в основном летом, но также зимой в проруби; осенью устраивалась коллективная неводьба с разделом добычи между всеми участниками. Для бедняков, не имевших скота, рыболовство было основным занятием (в документах 17 века термин «рыболов» – балыксыт – употребляется в значении «бедняк»), на нём специализировались также некоторые племена – так называемые «пешие Якуты» – осекуи, онтулы, кокуи, кирикийцы, кыргыдайцы, орготы и другие.

Охота была особенно распространена на севере, составляя здесь основной источник пропитания (песец, заяц, северный олень, лось, птица). В тайге к приходу русских была известна как мясная, так и пушная охота (медведь, лось, белка, лисица, заяц, птица и др.), в дальнейшем из-за снижения численности зверей её значение упало. Характерны специфические приёмы охоты: с быком (охотник подкрадывается к добыче, прячась за быка), конная гоньба зверя по следу, иногда с собаками.

Существовало собирательство – сбор сосновой и лиственничной заболони (внутренний слой коры), заготавливавшейся на зиму в сушёном виде, кореньев (сарана, чекана и др.), зелени (дикий лук, хрен, щавель), из ягод не употреблялась малина, считавшаяся нечистой.

Земледелие (ячмень, в меньшей степени пшеница) было заимствовано у русских в конце 17 века, до середины 19 века было развито очень слабо; его распространению (особенно в Олёкминском округе) способствовали русские ссыльные поселенцы.

Была развита обработка дерева (художественная резьба, раскраска ольховым отваром), бересты, меха, кожи; из кожи делали посуду, из конских и коровьих шкур, сшитых в шахматном порядке, – коврики, из заячьего меха – одеяла и др.; из конского волоса ссучивали руками шнуры, плели, вышивали. Прядение, ткачество и валяние войлока отсутствовали. Сохранилось производство лепной керамики, выделявшей Якутов среди других народов Сибири. Были развиты плавка и ковка железа, имевшие товарное значение, плавка и чеканка серебра, меди и др., с 19 века – резьба по мамонтовой кости.

Якутская кухня

Она имеет некоторые общие черты с кухней бурятов, монголов, северных народов (эвенков, эвенов, чукчей), а также русских. Способы приготовления блюд в якутской кухне немногочисленны: это либо отваривание (мясо, рыба), либо сбраживание (кумыс, суорат), либо заморозка (мясо, рыба).

Из мяса в пищу традиционно употребляется конина, говядина, оленина, пернатая дичь, а также потроха и кровь. Широко распространены блюда из сибирской рыбы (осётр, чир, омуль, муксун, пелядь, нельма, таймень, хариус).

Отличительной чертой якутской кухни является максимально полное использование всех компонент исходного продукта. Весьма типичным примером является рецепт приготовления карасей по-якутски. Перед приготовлением счищается чешуя, голова не отрезается и не выкидывается, рыба практически не потрошится, делается небольшой боковой надрез, через который аккуратно удаляется желчный пузырь, отрезается часть толстой кишки и прокалывается плавательный пузырь. В таком виде рыба варится или жарится. Аналогичный подход используется и по отношению практически ко всем остальным продуктам: говядине, конине и проч. Активно используются практически все субпродукты. В частности, большой популярностью пользуются супы из потрошков (ис миинэ), кровяные деликатесы (хаан) и т. д. Очевидно, такое бережливое отношение к продуктам – результат народного опыта выживания в суровых полярных условиях.

Конские или говяжьи ребра в Якутии известны под названием ойогос. Из замороженных мяса и рыбы делается строганина, которая употребляется в пищу с острой приправой из колбы (черемши), ложечника (подобие хрена) и саранки (луковое растение). Из говяжьей или лошадиной крови получается хаан – якутская кровяная колбаса.

Национальным напитком является популярный у многих восточных народов кумыс, а также более крепкий коонньоруу кымыс (или койуургэн ). Из коровьего молока готовят суорат (простокваша), кюэрчэх (взбитые сливки), кобер (масло, сбитое с молоком до образования густого крема), чохоон (или чехон – масло, сбитое с молоком и ягодами), иэдьэгей (творог), суумэх (сыр). Из муки и молочных продуктов якуты варят густую массу саламат.

Интересные традиции и обычаи народа Якутии

Обычаи и обряды якутов тесно связаны с народными верованиями. Им следуют даже многие православные или агностики. Структура верований весьма схожа с синтоизмом – каждое проявление природы имеет своего духа, а общаются с ними шаманы. Закладывание юрты и рождение ребёнка, заключение брака и погребение не обходится без камланий. Примечательно, что до недавнего времени якутские семьи были полигамны, каждая жена одного мужа имела собственное хозяйство и жилище. Видимо под воздействием ассимиляции с русскими якуты всё же перешли к моногамным ячейкам общества.

Важное место в жизни каждого якута занимает праздник кумыса Ысыах. Разные обряды призваны задабривать богов. Охотники славят Бая-Баяная, женщины – Айыысыт. Венчает праздник всеобщий танец солнца – осоухай. Все участники берутся за руки и устраивают огромный хоровод. Огонь обладает сакральными свойствами в любое время года. Поэтому каждая трапеза в якутском доме начинается с угощения огня – бросания в костёр пищи и орошение его молоком. Кормление огня – один из ключевых моментов любого праздника и дела.

Наиболее характерное культурное явление – стихотворные повести олонхо, которые могут насчитывать до 36 тысяч рифмованных строк. Эпос передаётся из поколения в поколение между мастерами-исполнителями, а совсем недавно эти повествования были внесены в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Хорошая память и высокая продолжительность жизни – одни из отличительных черт якутов. В связи с этой особенностью возник обычай, согласно которому умирающий пожилой человек призывает к себе кого-нибудь из молодого поколения и рассказывает ему обо всех своих социальных связях – друзьях, недругах. Якуты отличаются социальной активностью, даже несмотря на то, что их поселения представляют собой несколько юрт, расположенных на внушительном расстоянии. Основные социальные сношения происходят во время больших праздников, главным их которых выступает праздник кумыса – Ысыах.

Традиционная культура наиболее полно представлена амгинско-ленскими и вилюйскими Якутами. Северные Якуты близки по культуре эвенкам и юкагирам, олёкминские сильно аккультурированы русскими.

12 фактов про якутов

  1. В Якутии не так уж и холодно, как все думают. Почти на всей территории Якутии минимальная температура в среднем -40-45 градусов, которые не так уж и страшны, так как воздух очень сухой. -20 градусов в Питере будет пострашнее, чем -50 в Якутске.
  2. Якуты едят сырое мясо – жеребятину в замороженном виде, настроганное стружками или порезанное брусочками. Мясо взрослых лошадей тоже едят, но оно не настолько вкусное. Мясо это чрезвычайно вкусное и полезное, богатое витаминами и прочими полезными веществами, в частности – антиоксидантами.
  3. В Якутии также едят строганину – настроганное толстыми стружками мясо речной рыбы, в основном чира и омуля, больше всего ценится строганина из осетра и нельмы (все эти рыбы, за исключением осетра – из семейства сиговых). Всё это великолепие можно употреблять, макая стружки в солью с перцем. Некоторые делают также разные соусы.
  4. Вопреки распространенному мнению, в Якутии большинство населения никогда не видели оленей. Олени водятся в основном на Крайнем Севере Якутии и, как ни странно, в Южной Якутии.
  5. Легенда о ломах, становящихся хрупкими как стекло на сильном морозе – правда. Если при температуре ниже 50-55 градусов ударить чугунным ломом по твердому предмету – лом разлетится на куски.
  6. В Якутии прекрасно вызревают за лето почти все зерновые, овощи и даже некоторые фрукты. Например, недалеко от Якутска выращивают прекрасные, вкусные, красные, сладкие арбузы.
  7. Якутский язык относится к тюркской группе языков. В якутском языке очень много слов, начинающихся с буквы «Ы».
  8. В Якутии дети даже в 40-градусный мороз едят мороженое прямо на улице.
  9. Когда якуты едят медвежатину, они перед едой издают звук «Хук» или подражают крику ворона, тем самым как бы маскируясь от духа медведя – это не мы едим твоё мясо, а вороны.
  10. Якутские лошади – очень древняя порода. Они круглый год пасутся сами по себе без никакого присмотра.
  11. Якуты очень работящие. Летом, на сенокосе могут запросто работать 18 часов в день без перерыва на обед и после этого еще выпить вечером хорошенько и после 2 часов сна снова за работу. Могут работать 24 часа и после этого пропахать за рулем 300 км и там поработать еще часов 10.
  12. Якуты не любят, когда их называют якутами и предпочитают называться «саха».