Термины и определения по литературе. Краткий словарь основных литературоведческих понятий и терминов. Словарь литературоведческих терминов

В зависимости от причин, по которым то или иное слово относится к разряду устаревших, выделяются историзмы и архаизмы.

Историзмы

- это слова, вышедшие из употребления потому, что исчезли из жизни предметы и явления, которые они обозначали.
Историзмы не имеют синонимов, так как это единственное обозначение исчезнувшего понятия и стоящего за ним предмета или явления.
Историзмы представляют собой достаточно разнообразные тематические группы слов:
1) Названия старинной одежды: зипун, камзол, кафтан, кокошник, жупан, шушун и др.;
2) Названия денежных единиц: алтын, грош, полушка, гривна и др.;
3) Названия титулов: боярин, дворянин, царь, граф, князь, герцог и др.;
4) Названия должностных лиц: городовой у наместник, приказчик, урядник и др.;
5) Названия оружия: пищаль, шестопер, единорог (пушка) и др.;
6) Административные названия: волость, уезд, околоток и др.
У многозначных слов историзмом может стать одно из значений. Например, слово люди имеет следующие значения:
1) Множественное число существительного человек;
2) Другие, посторонние кому-либо лица;
3) Лица, используемые в каком-либо деле, кадры;
4) Прислуга, работник в барском доме.
Слово люди в первых трех значениях входит в активный словарь. Четвертое значение у данного слова устарело, поэтому перед нами семантический историзм, образующий лексему людская в значении «комната, в которой живет прислуга».

Архаизмы

- это слова, обозначающие понятия, предметы, явления, существующие в настоящее время; по различным (в первую очередь - экстралингвистическим) причинам архаизмы были вытеснены из активного употребления другими словами.
Следовательно, архаизмы имеют синонимы в современном русском языке, например: ветрило (сущ.)- парус., Психея (сущ.)- душа; Заморский (прил.) - иностранный; Кои (местоимение) - который; Сей (местоимение) - этот; Поелику (союз) - потому что и др.
В зависимости от того, устаревает ли все слово, значение слова, фонетическое оформление слова или отдельная словообразующая морфема, архаизмы делятся на несколько групп:
1) Собственно лексические архаизмы - это слова, целиком вышедшие из употребления и перешедшие в пассивный словарный запас: льзя - можно; тать - вор; аки - как; пиит - поэт; отроковица - подросток и др.
2) Лексико-семантические архаизмы - это слова, у которых устарело одно или несколько значений:
Живот - «жизнь» (не на живот, а на смерть биться); Истукан - «статуя»;
Негодяи - «негодный к воинской службе»; Пристанище - «порт, пристань» и др.
3) Лексико-фонетические архаизмы - это слова, у которых в результате исторического развития изменилось звуковое оформление (звуковая оболочка), однако значение слова сохранилось полностью:
Зерцало - зеркало;
Ироизм - героизм;
Осьмнадцать - восемнадцать;
Пашпорт - паспорт;
Штиль - стиль (поэтический)и др.
Особую группу составляют акцентологические архаизмы - то есть слова, у которых изменилось ударение (от лат. Accentum - выделение, ударение):
Музы "ка - му "зыка;
Суффи "кс - су "ффикс; Филосо "ф ~ фило "соф и др.
4) Лексико-словообразовательные архаизмы - это слова, у которых устарели отдельные морфемы или словообразовательная модель:
Дол - долина; Дружество - дружба; Пастырь - пастух; Рыбарь -рыбак; Фантазм - фантазия и др.
Архаизация слов не связана с их происхождением. Устаревать могут следующие типы лов:
1) Исконно русские слова: лабы, изгой, льзя, ендова и др.;
2) Старославянизмы: глад, един, зело, хлад, чадо и др.
3) Заимствованные слова: сатисфакция - удовлетворение (о дуэли); Сикурс - помощь; Фортеция (крепость) и др.

Роль устаревших слов в русском языке разнообразна. Историзмы в специальной научной литературе используются для наиболее точного описания эпохи. В произведениях художественной литературы на исторические темы историзмы и архаизмы помогают воссоздать колорит эпохи, а также являются средством речевой характеристики персонажей.
Примерами такого использования устаревшей лексики могут слу жить романы «Разин Степан» А.П. Чапыгина, «Петр I» A.H. Толстого, «Емельян Пугачев» В.Я. Шишкова, «Иван Грозный» В.И. Костылева и др.
В тексте любого из этих художественных произведений можно встретить различные типы архаизмов:
Познал я вот что: по извету татя Фомки, пойманы воры за Никитскими вороты (Чапыгин).
Архаизмы могут быть использованы для создания торжественности стиля, что особенно характерно для поэзии конца XVIII - начала XIX веков. Примерами могут служить произведения А.Н. Радищева, Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина и др.
Архаизмы могут также использоваться для создания комического и сатирического эффектов: Взгляни, наконец, на свою собственную персону - и там прежде всего встретишь главу, а потом уже не оставишь без приметы брюхо и прочие части (С. Щ.)

Русский язык

Архаизмы и историзмы — в чем отличие между ними?

2 комментария

В жизни общества происходят культурные, экономические, социальные изменения: развивается наука, появляется техника, улучшается быт, происходят политические преобразования.

Это приводит к тому, что слова перестают употребляться, устаревают, заменяются новыми словами. Давайте рассмотрим наглядные примеры, что такое историзмы и архаизмы. Сосуществуют два слоя лексики. Первый — слова, которые знают и используют носители речи (активная лексика).

Другой слой — слова, которые не звучат в речи, их не знает основная часть пользователей языка, требуют дополнительных пояснений или понятные названия, переставшие функционировать в речи — пассивная лексика.

К пассивному словарю принадлежат устаревшие слова. Они разнятся уровнем устаревания, причинами, по которым стали таковыми.

Отличие историзмов от архаизмов

Историзмы не используют в речи, нет тех объектов, понятий, которые они называли. Архаизмы обозначают предметы и явления, которые бытуют и сейчас, но были заменены другими фразами. Отличие двух групп в том, что у архаизмов есть синонимы, это важно.

Примеры: рамена (плечи), туга (печаль), пагуба (гибель)

Историзмы были в пользовании еще очень давно. Когда-то популярные при советской власти слова уже стали забытыми — пионер , коммунист, советская власть, политбюро . Иногда слова переходят в разряд распространенной лексики: лицей, гимназия, полиция , губернатор, департамент.

Бывает и так, что устаревшие слова возвращаются в речь в новом понимании. Например, слово дружина в Древней Руси обозначало «княжеское войско». В лексике его значение «добровольное сообщество людей, образованное с определенной целью» — народная дружина.

Историзмы — как появились?

Стремительными темпами идет развитие общества, а поэтому изменяются культурные ценности, некоторые вещи устаревают, появляются новые. Мода движется вперед и ранее популярный кафтан, сейчас лишь устаревшее слово. Такую одежду не носят, да и много устаревших названий можно встретить в древних книгах или исторических фильмах.

Для современного человека историзмы являются частью истории, их можно изучать для развития, но употреблять их в речи не нужно, окружающие не смогут понять их смысл. Возникнут недопонимания.
Чтобы понимать историзмы, рассмотрим примеры и толкование слов.

Историзмы, примеры Толкование слова
амбарщик частный владелец амбаров, скупающий зерно или отдающий амбары внаем
брашно пища, яства
визитка мужская одежда, род пиджака с закругленными, расходившимися спереди полами; первоначально предназначалась для визитов
гривна шейное серебряное или золотое украшение в виде обруча
гончий медведь медведь, специально обученный для дворцовых «потешных игр»
дьяк должностное лицо в приказе
истопничий придворный чиновник в Московском государстве
недостойные деньги деньги за недослуженный срок, которые воин обязан был возвратить общине в случае досрочного прекращения службы
приказ орган управления отдельными отраслями
холодный сапожник в России до 1917 г. – сапожник, не имевший рабочего места, а ремонтировавший обувь прямо на улице около клиента, снявшего обувь с ноги

Среди причин образования историзмов: совершенствование орудий труда, усложнение производственных процессов, развитие культуры, политические преобразования.

Отмена в России зависимости крестьянина от помещика оставила в прошлом слова: барин, оброк, барщина, подать, крепостной. Главное, что историзмы остаются в истории человечества и не возвращаются в речь, потому не имеют значение. Никто сейчас не наденет кафтан или не будет барщины и крепостного рабства.


Историзмы навсегда уходят из речи

Историзмы можно разделить на группы для понимания значения слов:

  • стародавняя одежда и обувь – салоп, армяк, камзол, фижма, башмак, лапти ;
  • наименования социальных жизненных явлений – дуэль, коминтерновец, батрак, колхозник, кулак, своекоштный ;
  • ремесло и профессии людей: скобарь, скоморох, подмастерье, водонос, бондарь ;
  • денежные единицы – полушка, империал, пятиалтынный ;
  • меры веса и длины – верста, вершок, пядь, фунт, сажень, пуд ;
  • титулы и должности – сиятельство, доезжачий, высокородие, городничий, гусар, денщик ;
  • предметы военного быта – булава, кольчуга, секира, кистень, бармица, пищаль ;
  • наименования административных единиц – уезд, волость, губерния ;
  • буквы древнего алфавита – буки, ять, веди .

Устаревшие фразы могут встречаться в научном стиле для обозначения явлений в эпохальный период, для придания выразительности героям, образам в художественном стиле.
В современном языке нельзя встретить синоним историзма. Что примечательно, так это факт того, что историзмы могут насчитывать несколько веков.

Архаизмы — что это такое?

Это устаревшие названия объектов и понятий, которые были заменены на другие слова, привычные современному обществу. Мир меняется, вместе с ним меняются люди и язык расширяется новыми понятиями, а старым придумываются другие слова.

Архаизмы приняли новый облик, потому их можно причислить к синонимам современных слов, но все же их употребление в русском языке будет странным, чем привычным явлением. Для понимания старинных предметов, для углубленного изучения культуры древних людей архаизмы и их значение могут сыграть свою роль.

Чтобы разобраться, рассмотрим таблицу, где расписаны толкования старых слов. Их знать не обязательно, но для историка будет находкой.

Архаизмы делятся на группы. Иногда устаревает не все слово, а только его часть. Возьмем такие значения, которые вовсе устарели: вирши (стихи). У некоторых слов устаревшие морфемы — предрассуждение.
Процесс образования архаизмов проходит неравномерно. Тематические группы архаизмов различные:

  • характер человека — словосеятель (болтун, пустомеля), словолюбец (ученый, знаток), словоласкатель (льстец), суесловец (пустослов);
  • профессия — скакальник (гимнаст), скотопитатель (скотовод), складотворец (сочинитель), скоропосольникъ (гонец, посыльный);
  • социальные отношения — соглагольник (собеседник), содружебница (подруга, спутница), сувражник (противник);
  • родственные отношения — сестриница (сестра), сродичь, сродец (родственник);
  • объекты окружающей действительности — селина (a. жилище, постройка; б. расселина), сенница (шатер, палатка);
  • явления природы — стрелка (молния), студенствие (холод, стужа);
  • вещи — седелочка (стульчик, креслице), сервета (салфетка), скоролупля (кожура, кожица, скорлупа), скринка (сундучок, ларец), стоян (подставка);
  • абстрактные понятия — словесность (красноречие), смышляние (умозаключение), смехание (глумление), содружие (знакомство, приятельство).

Архаизмы редко используются в литературе. Если писатель достаточно грамотен и владеет не только современным, но и древним языком, то такие слова придадут речи особой «изюминки». Читатель будет обдумывать и углубляться в чтение, пытаясь понять и разгадать, что же имел ввиду автор. Это будет всегда интересно и познавательно.

В такой функции архаизмы выступают в риторическом искусстве, судебных прениях, в художественной литературе.


Слово может потерять одно из своих значений

Виды архаизмов

Архаизмы в литературе и общественной деятельности людей принято делить на виды. Для более глубокого понимания языка, его исторического развития. Ни один роман, основанный на исторических событиях, не может обойтись без упоминания устаревших слов.

1. Семантические архаизмы

Слова, которые ранее имели другое значение, но в современном языке у них появилась новая значимость. Слово «жилье» мы понимаем, как некую недвижимость, где человек проживает. Но ранее слово имело другое значение: он настолько плохо себя чувствует, будто шел до пятого жилья ; (жилье — этаж).

2. Фонетические архаизмы

Отличаются от современных одним или двумя буквами, даже написание может быть схожим, словно одну букву убрали или добавили. Может показаться даже ошибкой, но это всего лишь устаревшее выражение.
Например: поэт — пиит, огонь — огнь, безчестен — обесчещенный.

3. Словообразовательные

Устаревание происходит лишь части слова и обычно в суффиксе. Догадаться значение для понимания легко, но более привычно узнавать архаизмы, если уже знать, какие буквы были заменены, убраны или добавлены.

  • Резинный мяч отпрыгивает от пола (резинный — резиновый).
  • Какой прекрасный карандашовый рисунок (карандашовый — карандашный).
  • Вся публика, соревнуя между собой, выкрикивала разные фразы (соревнуя — соревнуясь).
  • Этот нервический человек просто ужасен (нервический — нервный).

4. Фразеологические

Когда говорим про эту разновидность архаизмов, то понимаем целые поговорки, летучие выражения, особое древнее сочетание слов, которое ранее было в обиходе.
Среди устойчивых выражений можно привести такие примеры: куплю себе хутор; женушка коку с соком славно наживает; сунули кому следует.

5. Грамматические

Такие слова остались в современной речи, но вот род у них поменялся. Примерами можно назвать тюль, кофе. Кофе у нас мужского рода, но хотят сделать среднего. Слово тюль — мужского рода, но иногда его путают и хотят сделать женского.
Примеры слов: лебедь — было ранее женского рода, теперь имеет мужской род. Ранее поэты писали, что одинокая лебедь плывет.

Важность устаревших слов

Устаревшая лексика — ценный материал для формирования знаний об истории народа, приобщения её к национальным истокам. Это осязаемые нити, связывающие нас с историей. Ее изучение позволяет восстановить сведения об исторической, общественной, хозяйственной деятельности предков, получить знания об укладе жизни народа.

Устаревшие слова являются средством, которое позволяет разнообразить речь, добавлять ей эмоциональности, выразить отношение автора к действительности.

Автобиография (гр. autos - сам, bios - жизнь, grapho - пишу) - литературно-прозаический жанр, описание автором собственной жизни. Литературная автобиография - попытка вернуться в собственное детство, юность, воскресить и осмыслить наиболее значительные отрезки жизни и жизнь как единое целое.

Аллегория (гр. allegoria - иносказание) - иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты.

Амфибрахий (гр. amphi - кругом, brachys - краткий) - трёхсложный размер стиха с ударением на втором слоге (- / -).

Анализ произведения в литературоведении (гр. analysis - разложение, расчленение) - исследовательское прочтение художественного текста.

Анапест (гр. anapaistos - отражённый назад, обратный дактилю) - трёхсложный размер стиха с ударением на третьем слоге (- - /).

Аннотация - краткое изложение книги, рукописи, статьи.

Антитеза (гр. antithesis - противоположение) - противопоставление образов, картин, слов, понятий.

Архаизм (гр. archaios - древний) - устаревшее слово или словосочетание, грамматическая или синтаксическая форма.

Афоризм (гр. aphorismos - изречение) - обобщенная глубокая мысль, выраженная в лаконичной, краткой, художественно заострённой форме. Афоризм сродни пословице, но в отличие от неё принадлежит определённому лицу (писателю, учёному и т. д.).

Баллада (прованс. ballar - плясать) - стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.

Басня - краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть аллегория, иносказание. Действующими лицами в басне чаще всего выступают животные, растения, вещи, в которых проявляются, угадываются человеческие качества и взаимоотношения. (Басни Эзопа, Лафонте-на, А. Сумарокова, И. Дмитриева, И. Крылова, пародические басни Козьмы Пруткова, С. Михалкова и др.)

Бестселлер (англ. best - лучший и sell - продаваться) - книга, имеющая особый коммерческий успех, пользующаяся читательским спросом.

«Библиотека поэта» - серия книг, посвященная творчеству крупнейших поэтов, отдельным поэтическим жанрам («Русская баллада», «Русские былины» и др.). Основана М. Горьким в 1931 году.

Библия (гр. biblia - букв.: «книги») - собрание древних текстов религиозного содержания.

Былина - жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях.

Вопленицы (плакальщицы) - исполнительницы причитаний (И. Федосова, М. Крюкова и др.).

Герой литературного произведения, литературный герой - действующее лицо, персонаж литературного произведения.

Гипербола (гр. huperbole - преувеличение) - чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Вводится в ткань произведения для большей выразительности, характерна для фольклора и жанра сатиры (Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, В. Маяковский).

Гротеск (фр. grotesque, urn. grottesco - причудливый, от grotta - грот) - предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального.

Дактиль (гр. dactylos - палец) - трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге (/ - -).

Двусложные размеры - ямб (/ -), хорей (- /).

Деталь (фр. detail - подробность) - выразительная подробность в произведении. Деталь помогает читателю, зрителю острее и глубже представить время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому.

Диалог (гр. dialogos - разговор, беседа) - разговор двух или нескольких лиц. Диалог - основная форма раскрытия человеческих характеров в драматургических произведениях (пьесах, киносценариях).

Жанр (фр. genre - род, вид) - вид художественного произведения, например басня, лирическое стихотворение, повесть.

Завязка - событие, знаменующее начало развития действия в эпических и драматических произведениях.

Идея (гр. idea - идея) - основная мысль художественного произведения.

Инверсия (лат. inversio - перестановка) - необычный порядок слов. Инверсия придаёт фразе особую выразительность.

Интерпретация (лат. interpretatio - объяснение) - истолкование литературного произведения, постижение его смысла, идеи.

Интонация (лат. intonare - громко произношу) - выразительное средство звучащей речи. Интонация даёт возможность передать отношение говорящего к тому, что он говорит.

Ирония (гр. eironeia - притворство, насмешка) - выражение насмешки.

Композиция (лат. compositio - составление, соединение) - расположение частей, т. е. построение произведения.

Крылатые слова - широкоупотребительные меткие слова, образные выражения, известные изречения исторических лиц.

Кульминация (лат. culmen (culminis) - вершина) - момент наивысшего напряжения в художественном произведении.

Культура речи - уровень речевого развития, степень владения нормами языка.

Легенда (лат. legenda - букв.: «то, что следует прочесть») - произведение, созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.

Летопись - памятники исторической прозы Древней Руси, один из основных жанров древнерусской литературы.

Литературовед - специалист, изучающий закономерности историко-литературного процесса, анализирующий творчество одного или нескольких писателей.

Литературоведение - наука о сущности и специфике художественной литературы, о закономерностях литературного процесса.

Метафора (гр. metaphora - перенос) - переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.

Монолог (гр. monos - один и logos - речь, слово) - речь одного человека в художественном произведении.

Неологизмы (гр. neos - новый и logos - слово) - слова или словосочетания, созданные для обозначения нового предмета или явления, или индивидуальные новообразования слов.

Ода (гр. ode - песня) - торжественное стихотворение, посвященное какому-то историческому событию или герою.

Олицетворение - перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.

Описание - вид повествования, в котором изображается картина (портрет героя, пейзаж, вид комнаты - интерьер и пр.).

Пейзаж (фр. paysage, от pays - местность) - картина природы в художественном произведении.

Повесть - один из видов эпического произведения. Повесть больше по объёму и по охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман.

Подтекст - подспудный, неявный смысл, не совпадающий с прямым смыслом текста.

Портрет (фр. portrait - изображение) - изображение внешности героя в произведении.

Пословица - краткое, крылатое, образное народное изречение, имеющее поучительный смысл.

Поэма (гр. poiema - творение) - один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.

Предание - жанр фольклора, устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических лицах, событиях прошлых лет.

Притча - небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение.

Проза (лат. proza) - литературное нестихотворное произведение.

Псевдоним (гр. pseudos - вымысел, ложь и onyma - имя) - подпись, которой автор заменяет своё настоящее имя. Некоторые псевдонимы быстро исчезали (В. Алов - Н. В. Гоголь), другие вытеснили настоящую фамилию (Максим Горький вместо А. М. Пешков), даже передавались наследникам (Т. Гайдар - сын А. П. Гайдара); иногда псевдоним присоединяется к настоящей фамилии (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Развязка - один из элементов сюжета, заключительный момент в развитии действия в художественном произведении.

Рассказ - небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

Рецензия - один из жанров критики, отзыв на художественное произведение с целью его оценки и разбора. Отзыв содержит некоторые сведения об авторе произведения, формулировку темы и главной мысли книги, рассказ о её героях с рассуждениями об их поступках, характерах, взаимоотношениях с другими лицами. В отзыве отмечаются и самые интересные страницы книги. Важно раскрыть и позицию автора книги, его отношение к героям, их поступкам.

Ритм (гр. rhythmos - такт, соразмерность) - повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в стихе).

Риторика (гр. rhitorike) - наука об ораторском искусстве.

Рифма (гр. rhythmos - соразмерность) - созвучие окончаний стихотворных строк.

Сатира (лат. satira - букв.: «смесь, всякая всячина») - беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.

Сказка - один из жанров устного народного творчества, занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. Сказки бывают трёх видов. Это волшебные, бытовые и сказки о животных. Наиболее древние - это сказки о животных и волшебные. Гораздо позже появились бытовые сказки, в которых часто осмеивались людские пороки и описывались занятные, иногда невероятные жизненные ситуации.

Сравнение - изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.

Средства художественной выразительности - художественные средства (например, аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет и др.), помогающие нарисовать человека, событие или предмет ярко, конкретно, наглядно.

Стихотворение - написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто лирическое, выражающее душевные переживания.

Строфа (гр. strophe - поворот) - группа стихов (строк), составляющих единство. Стихи в строфе связаны определённым расположением рифм.

Сюжет (фр. sujet - предмет, содержание, событие) - ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.

Тема (гр. thema - то, что положено [в основу]) - круг жизненных явлений, изображённых в произведении; круг событий, образующих жизненную основу произведения.

Трагедия (гр. tragodia - букв, «козлиная песнь») - вид драмы, противоположный комедии, произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя.

Трёхсложные стихотворные размеры - дактиль (/ - -), амфибрахий (- / -), анапест (- - /).

Устное народное творчество, или фольклор , - искусство устного слова, создаваемое народом и бытующее в широких массах. Наиболее распространённые виды фольклора - пословица, поговорка, сказка, песня, загадка, былина.

Фантастика (гр. phantastike - способность воображать) - разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел простирается до создания вымышленного, нереального, «чудесного» мира.

Хорей (гр. choreios от choros - хор) - двусложный размер стиха с ударением на первом слоге (/ -). Художественное произведение - произведение искусства, изображает события и явления, людей, их чувства в яркой образной форме.

Цитата - дословная выдержка из какого-либо текста или дословно приводимые чьи-то слова.

Эпиграф (гр. epigraphe - надпись) - короткий текст, помещаемый автором перед текстом сочинения и выражающий тему, идею, настроение произведения.

Эпитет (гр. epitheton - букв, «приложенное») - образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.

Юмор (англ. humour - нрав, настроение) - изображение героев в смешном виде. Юмор - смех весёлый и доброжелательный.

Ямб (гр. iambos) - двусложный размер с ударением на втором слоге (- /).

Значение слова ДРАМА в Словаре литературоведческих терминов

ДРАМА

- (от греч. drama - действие)

1) Один из трех основных родов литературы, отражающий жизнь в действиях, совершающихся в настоящем. К драматическому роду относятся трагедии (см. трагедия), комедии (см. комедия), собственно Д., мелодрамы (см. мелодрама) и водевили (см. водевиль).

2) Д. в узком смысле слова - один из ведущих жанров (см. жанр литературный) драматургии; литературное произведение, написанное в форме диалога действующих лиц. Предназначается для исполнения на сцене. Ориентирована на зрелищную выразительность. Взаимоотношения людей, возникающие между ними конфликты раскрываются через поступки героев и получают воплощение в монолого-диалогической форме. В отличие от трагедии, Д. не завершается катарсис ом.

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ДРАМА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ДРАМА в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Во сне смотреть на сцене драму - предвестье приятных встреч с очень далекими друзьями.Скучать на представлении - означает, что к …
  • ДРАМА. в Литературной энциклопедии:
    " id=Драма.оглавление> Д. как поэтический род 421 Происхождение Д. 427 Восточная Д. 428 Античная Д. 430 Средневековая Д. 441 Д. …
  • ДРАМА в Большом энциклопедическом словаре:
    (греч. drama букв. - действие), 1) род литературный, принадлежащий одновремено двум искусствам: театру и литературе; его специфику составляют сюжетность, конфликтность …
  • ДРАМА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Драма (греч. drama) - "действие" совершающееся (actio, а несовершившееся уже - actum), поскольку оно, развиваясь при взаимодействиихарактера и внешнего положения …
  • ДРАМА в Современном энциклопедическом словаре:
    (греческое drama, буквально - действие), 1) род литературный, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе его специфику составляют сюжетность, конфликтность …
  • ДРАМА
    [от древнегреческого drama действие] 1) в широком смысле всякое сюжетное литературное произведение, написанное в разговорной форме и без авторской речи …
  • ДРАМА в Энциклопедическом словарике:
    ы, ж. 1. мн. нет. Один из трех основных родов словесного искусства (наряду с лирикой и эпосом). 2. собир. Литературные …
  • ДРАМА в Энциклопедическом словаре:
    , -ы, ж. 1. Род литературных произведений, написанных в диалогической форме и предназначенных для исполнения актерами на сцене. 2. Литературное …
  • ДРАМА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДР́АМА (греч. drama, букв.- действие), род литературный, принадлежащий одноврем. двум иск-вам: театру и лит-ре; специфику Д. составляют сюжетность, конфликтность …
  • ДРАМА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (греч. ??????) ? "действие" совершающееся (actio, a не совершившееся уже? actum), поскольку оно, развиваясь при взаимодействии характера и внешнего …
  • ДРАМА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    дра"ма, дра"мы, дра"мы, дра"м, дра"ме, дра"мам, дра"му, дра"мы, дра"мой, дра"мою, дра"мами, дра"ме, …
  • ДРАМА в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -ы, ж. 1) только ед. Один из трех основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и лирикой), принадлежащий одновременно двум …
  • ДРАМА
    По-гречески это слово означает …
  • ДРАМА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Чеховский …
  • ДРАМА в Тезаурусе русской деловой лексики:
  • ДРАМА в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. drama действие) 1) один из трех основных родов художественной литературы (наряду с лирикой и эпосом), представляющий собой произведения, …
  • ДРАМА в Словаре иностранных выражений:
    [ 1. один из трех основных родов художественной литературы (наряду с лирикой и апосом), представляющий собой произведения, построенные в форме …
  • ДРАМА в Тезаурусе русского языка:
    1. ‘плохое развитие событий’ Syn: трагедия, несчастье, горе, беда, горести, удар, невзгода, бедствие, злоключение, злополучие, напасть 2. ‘род литературных произведений, …
  • ДРАМА в Словаре синонимов Абрамова:
    см. зрелище, …
  • ДРАМА в словаре Синонимов русского языка:
    плохое развитие событий Syn: трагедия, несчастье, горе, беда, горести, удар, невзгода, бедствие, злоключение, злополучие, напасть род литературных произведений, предназначенных для …
  • ДРАМА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. ж. 1) Один из трех основных родов литературы (наряду с эпосом и лирикой), представляющий собою произведения, построенные обычно в …

>>Краткий словарь литературоведческих терминов

Аллегория - иносказательное описание предмета или явления с целью его конкретного, наглядного изображения.

Амфибрахий - трёхсложный размер стиха, в строке которого повторяются группы из трёх слогов - безударный, ударный, безударный (-).

Анапест - трёхсложный размер стиха, в строке которого повторяются группы из трёх слогов - два безударных и ударный (-).


Баллада
- стихотворный рассказ на легендарную, историческую или бытовую тему; реальное в балладе нередко сочетается с фантастическим.

Басня - краткий иносказательный рассказ поучительного характера. Действующими лицами в басне часто выступают животные, предметы, и которых проявляются человеческие качества. Чаще всего басни пишутся в стихах.

Герой (литературный) - персонаж, действующее лицо, художественный образ человека в литературном произведении.

Гипербола - чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.

Дактиль - трёхсложный размер стиха, в строке которого повторяются группы из трёх слогов - ударный и два безударных.

Деталь (художественная) - выразительная подробность, с помощью которой создаётся художественный образ. Деталь может уточнять, прояснять замысел писателя.

Диалог - разговор двух или нескольких лиц.

Драматическое произведение, или драма - произведение, предназначенное для постановки на сцене.

Жанр литературный - проявление в более или менее обширной группе произведений общих признаков изображения действительности.

Идея - основная мысль художественного произведения.

Интонация - основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к предмету речи и к собеседнику.

Ирония - тонкая, скрытая насмешка. Отрицательный смысл иронии скрыт за внешней положительной формой высказывания.

Комедия - драматическое произведение, в основе которого лежит юмор, смешное.


Комическое
- смешное в жизни и литературе. Основные виды комического: юмор, ирония, сатира.

Композиция - построение, расположение и взаимосвязь всех час тей художественного произведения.

Легенда - произведение, созданное народной фантазией, в котором сочетаются реальное (события, личности) и фантастическое.

Лирическое произведение - произведение, в котором выражаются мысли и чувства автора, вызванные различными явлениями жизни.


Метафора
- перенесение свойств и действий одних предметов на другие, сходные с ними но принципу подобия.

Монолог - речь одного человека в произведении.

Новелла - повествовательный жанр, близкий по объёму к рассказу. От рассказа новелла отличается остротой и динамичностью сюжета.

Олицетворение - перенесение признаков и свойств живых существ на неживые.

Описание - словесное изображение чего-нибудь (пейзаж, портрет героя, внутренний вид жилища и др.).

Пародия - смешное, искажённое подобие чего-то; комическое или сатирическое подражание кому-нибудь (чему-нибудь).

Пафос - в художественной литературе: возвышенное чувство, страстное воодушевление, приподнятый, торжественный тон повествования.

Пейзаж - изображение природы в художественном произведении.

Повесть - один из видов эпических произведений. По охвату событий и героев повесть больше, чем рассказ, но меньше, чем роман.

Портрет - изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении.

Поэзия - стихотворные произведения (лирические, эпические и драматические).

Поэма - один из видов лирико-эпических произведений: в поэме есть сюжет, события (как в эпическом произведении) и открытое выражение автором своих чувств (как в лирике).

Притча - небольшой рассказ, содержащий в иносказательном виде религиозное или моральное поучение.

Проза - нестихотворные художественные произведения (рассказы, повести, романы).

Прототип - реальное лицо, послужившее писателю основой для создания литературного образа.

Рассказ - небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях из жизни человека, животного.

Рассказчик - образ человека в художественном произведении, от лица которого ведётся повествование.

Ритм - повторение однородных элементов (речевых единиц) через равные промежутки.

Рифма - созвучие окончаний стихотворных строк.

Сатира - высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни посредством изображения их в нелепом, карикатурном виде.

Сравнение - сопоставление одного явления или предмета с другим.

Стих - стихотворная строка, наименьшая единица ритмически организованной речи. Слово «стихи» часто употребляется также в значении «стихотворения».

Стихотворение - небольшое поэтическое произведение в стихах.

Стихотворная речь - в отличие от прозы, речь ритмически упорядоченная, состоящая из сходно звучащих отрезков - строк, строф. Часто в стихах имеется рифма.

Строфа - в стихотворном произведении группа строк (стихов), составляющая единство, с определённым ритмом, а также повторяющимся расположением рифм.

Сюжет - развитие действия, ход событий и ионестиовательных и драматических произведениях, иногда и и лирических.

Тема - круг жизненных явлений, изображённых в произведении; то, о чём говорится в произведений.

Фантастика - художественные произведения, в которых создаётся мир невероятных, чудесных представлений и образов, рождённых воображением писателя.

Характер литературный - образ человека в литературном произведении, созданный с определённой полнотой и наделённый индивидуальными особенностями.

Хорей - двусложный размер стиха с ударением на первом слоге.

Художественная литература - один из видов искусства - искусство слова. Слово в художественной литературе - средство создания образа, изображения явления, выражения чувства и мысли.

Художественный образ - человек, предмет, явление, картина жизни, творчески воссозданные в художественном произведении.

Эзопов язык - вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намёками. Выражение восходит к легендарному образу древнегреческого поэта Эзопа, создателя жанра басни.

Эпиграмма - краткое сатирическое стихотворение.

Эпиграф - краткое изречение (пословица, цитата), которое автор помещает перед произведением или его частью, чтобы помочь читателю понять главную мысль.

Эпизод - отрывок художественного произведения, обладающий относительной законченностью.

Эпитет - художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить предмет, почувствовать отношение автора к нему.

Эпическое произведение - художественное произведение, в котором автор повествует о людях, об окружающем мире, о различных событиях. Виды эпических произведений: роман, повесть, рассказ, басня, сказка, притча и др.

Юмор - в художественном произведении: изображение героев и смешном, комическом виде; весёлый, добродушный смех, помогающий человеку освобождаться от недостатков.

Ямб - двусложный размер стиха с ударением на втором слоге

Ciмaкoвa Л. А. Література: Підручник для 7 кл. загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання. - К.: Вежа, 2007. 288 с.: іл. - Мова російська.

Прислано читателями из интернет-сайта

Содержание урока конспект урока и опорный каркас презентация урока интерактивные технологии акселеративные методы обучения Практика тесты, тестирование онлайн задачи и упражнения домашние задания практикумы и тренинги вопросы для дискуссий в классе Иллюстрации видео- и аудиоматериалы фотографии, картинки графики, таблицы, схемы комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты Дополнения рефераты шпаргалки фишки для любознательных статьи (МАН) литература основная и дополнительная словарь терминов Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике замена устаревших знаний новыми Только для учителей календарные планы учебные программы методические рекомендации