Каковы основные признаки общества? Общая социология. Отличительные черты общества. Взгляд на понятие общества

Общество существовало и в ту далекую эпоху, когда не было стран и государств. Стало быть, понятие общества применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или объединению людей. Общество - самая большая из проживающих на данной территории групп. К нему применимы признаки, которые в концентрированном виде выразил Э.Шилз.

Таким критериям соответствуют и современные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан, и древние племена, умещающиеся на территории нынешнего городского микрорайона. У тех и других имеются кровнородственные системы (заключение браков и рекрутирование новых членов), свои территория, название, культура, история, управление, а самое главное - они не являются частью другого целого. Но им не соответствуют многие другие человеческие объединения, скажем, деревня или село, хотя на первый взгляд у них есть все необходимые для этого: кровнородственная система, территория, история, культура, название, управление.

Понятие общества приобретает совершенно определенное значение, когда мы говорим о <российском обществе>, имеющем географические границы, общую законодательную систему и некое национальное единство. Приблизительно в таком направлении рассуждают социологи, когда создают набор конкретных определений общества. В 1967 г. Р.Марш пытался определить условия, при которых социальное объединение следует считать обществом:

1) постоянная территория - например, Испания в своих государственных границах;

2) пополнение общества главным образом благодаря деторождению, хотя иммиграция также играет некоторую роль в этом;

3) высокоразвитая культура - модели культуры могут быть достаточно многообразными, чтобы удовлетворить все потребности общественной жизни;

4) политическая независимость - общество не является подсистемой или частью какой-то другой системы, поэтому колониальные общества типа Бельгийское Конго до получения независимости, нельзя было считать таковыми.

Автор этой классификации признавал неполноту и дискуссионный характер своих критериев. К примеру, можно ли применить критерий <высокоразвитая культура> к стране, где проживают представители различных религиозных верований и этнических групп, будь то США, Индия или СССР. Здесь нет общих ценностей и идеалов, воспринятых всем населением. Их культуру правильнее называть совокупностью субкультур, с огромным трудом связанных воедино политической и законодательной властью. Возможно, поэтому оказался столь непрочным Советский Союз. Критерий <политическая независимость> является не менее спорным. На территории СССР находились сложившиеся и очень древние этносы, обладавшие высокоразвитой культурой, но не имевшие политической независимости, но существовавшие на правах союзной республики, в частности Армения, Грузия, Эстония.

Шилз (shils) Эдвард Алберт

(1911) - амер. социолог. В социологии Шилз - сторонник концепции равновесия, в соответствии с которой общество рассматривается как система, восстанавливающая "соц. порядок" в условиях нарушения его равновесия. Шилз - один из ярых приверженцев концепции деидеологизации. Именно он дал название этой концепции, выдвинув лозунг "конец идеологии" как попытку обоснования чистой, свободной от ценностных суждений, социальной науки.

Э. Шилз выделил следующие признаки общества:

1. Оно не является органической частью какой-либо более крупной системы

2. Браки заключаются между представителями данной общности

3. Оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности

4. Оно имеет свою территорию

5. У него есть самоназвание и своя история

6. Оно обладает своей системой управления

7. Оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида

8. Его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.


Похожая информация:

  1. I. В саду Эдемском было два дерева, одно - дерево жизни, другое - дерево познания добра и зла, и это означает, что человеку дана свобода выбора в духовных вопросах.

Основатель Огюст Конт считал ее об обществе, пространством, в котором осуществляется жизнь людей. Без него жизнь невозможна, чем и объясняется важность изучения данной темы.

Что обозначает понятие «общество»? Чем оно отличается от понятий «страна», «государство», употребляемые в обыденной речи, часто, как идентичные?

Страна — это географическое понятие, обозначающее часть света, территорию, которая имеет определенные границы.

— политическая организация общества с определенным типом власти (монархия, республика, советы, др.), органами и структурой правления (авторитарное или демократическое).

— социальная организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность людей. Это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности.

Многие ученые пытались исследовать общество, определить его природу, сущность. Древнегреческий философ и ученый под обществом понимал совокупность индивидов, которые объединились для удовлетворения своих социальных инстинктов. Эпикур считал, что главным в обществе является социальная справедливость как результат договора между людьми о том, чтобы не вредить друг другу и не терпеть вреда.

В западноевропейской общественной науке XVII-XVIII вв. идеологами новых поднимающихся слоев общества (Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо ), выступавшими против религиозных догм, была выдвинута идея общественного договора , т. е. договора между людьми , каждый из которых обладает суверенными правами для контроля над своими действиями. Эта идея противостояла теологическому подходу к организации общества по воле божьей.

Предпринимались попытки определить общество, основываясь на выделении некоторой первичной ячейки общества. Так, Жан-Жак Руссо считал, что именно семья — самое древнее из всех обществ. Она — подобие отца, народ — детей, и все, рожденные равными и свободными, если и отчуждают свою свободу, то лишь для своей пользы.

Гегель попытался рассмотреть общество как сложную систему отношений, выделив в качестве предмета рассмотрения так называемое , т. е. общество, где существует зависимость всех от всех.

Большое значение для научного понимания общества имели работы одного из основоположников научной социологии О. Конта , полагавшего, что строение общества определяется формами мышления человека (теологической, метафизической и позитивной ). Само общество он рассматривал как систему элементов, которыми выступают семья, классы и государство, а основу образует разделение труда между людьми и их взаимоотношение между собой. Близкое к этому определение общества мы находим в западноевропейской социологии XX в. Так, у Макса Вебера , общество — продукт взаимодействия людей как результат их социальных действий в интересах всех и каждого.

Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми , складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Признавая подход к обществу как отношения индивидов, К. Маркс, проанализировав связи и отношения между ними, ввел понятия «общественные отношения», «производственные отношения», «общественно-экономические формации» и ряд других. Производственные отношения , формируя общественные отношения, создают общество , находящееся на той или иной определенной ступени исторического развития. Следовательно, по Марксу, производственные отношения выступают первопричиной всех отношений людей и создают большую социальную систему, называемую обществом .

По представлениям К. Маркса, общество — это взаимодействие людей . Форма общественного устройства не зависит от их воли (людей). Каждую форму общественного устройства порождает определенная стадия развития производственных сил.

Люди не могут свободно распоряжаться производительными силами, ибо эти силы — продукт предшествующей деятельности людей, их энергии. Но сама эта энергия ограничена условиями, в которые люди поставлены уже завоеванными производительными силами, формой общественного устройства, существовавшей до них и которая является продуктом деятельности предшествующего поколения.

Американский социолог Э. Шилз выделил следующие признаки общества:

  • оно не является органической частью какой-либо более крупной системы;
  • браки заключаются между представителями данной общности;
  • оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности;
  • оно имеет свою территорию;
  • у него есть самоназвание и своя история;
  • оно обладает своей системой управления;
  • оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
  • его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.

Очевидно, что во всех приведенных определениях в той или иной степени выражен подход к обществу как целостной системе элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать единой теорией общества.

Большую роль в системных исследованиях общества сыграл А. Малиновский . Он полагал, что общество можно рассматривать как социальную систему, элементы которой связаны с основными потребностями людей в пище, крове, защите, сексуальном удовлетворении. Люди объединяются для удовлетворения своих потребностей. В этом процессе возникают вторичные потребности в связи, кооперации, контроле над конфликтами, что способствует развитию языка, норм, правил организации, а это в свою очередь требует координационных, управленческих и интегративных институтов.

Жизнедеятельность общества

Жизнедеятельность общества осуществляется в четырех основных сферах : экономической, социальной, политической и духовной .

Экономическая сфера есть единство производства, специализации и кооперации, потребления, обмена и распределения. Она обеспечивает производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей индивидов.

Социальную сферу представляют людей (род, племя, народность, нация и т. д.), различные классы (рабы, рабовладельцы, крестьяне, пролетариат, буржуазия) и другие социальные группы, которые обладают различным материальным положением и отношением к существующим общественным порядкам.

Политическая сфера охватывает властные структуры ( , политические партии, политические движения), управляющие людьми.

Духовная (культурная) сфера включает философские, религиозные, художественные, правовые, политические и другие воззрения людей, а также их настроения, эмоции, представления об окружающем мире, традиции, обычаи и т. п.

Все указанные сферы общества и их элементы непрерывно взаимодействуют, изменяются, варьируются, но в главном остаются неизменными (инвариантными). Так, например, эпохи рабства и нашего времени резко отличаются друг от друга, но вместе с тем все сферы общества сохраняют возложенные на них функции.

В социологии существуют различные подходы к поиску оснований выбора приоритетов в социальной жизнедеятельности людей (проблема детерминизма).

Еще Аристотель подчеркивал крайне важное значение государственного устройства для развития общества. Отождествляя политическую и социальную сферы, он рассматривал человека как «политическое животное». При определенных условиях политика может стать решающим фактором, полностью контролирующим все другие сферы общества.

Сторонники технологического детерминизма определяющий фактор общественной жизни видят в материальном производстве, где характер труда, техника, технология определяют не только количество и качество произведенных материальных продуктов, но и уровень потребления и даже культурные запросы людей.

Сторонники культурного детерминизма полагают, что костяк общества составляют общепринятые ценности и нормы, соблюдение которых обеспечит устойчивость и неповторимость самого общества. Различие культур предопределяет различие в поступках людей, в организации материального производства, выборе форм политической организации (в частности, это можно связать с известным выражением: «Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает»).

К. Маркс исходил в своей концепции из детерминирующей роли экономической системы , полагая, что именно способ производства материальной жизни обусловливает социальные, политические и духовные процессы в обществе .

В современной отечественной социологической литературе существуют противоположные подходы к решению проблемы примата во взаимодействии социальных сфер общества . Одни авторы склонны отрицать саму эту идею, полагая, что общество может нормально функционировать при последовательном выполнении каждой из социальных сфер своего функционального предназначения. Они исходят при этом из того, что гипертрофированное «разбухание» одной из социальных сфер может пагубно сказаться на судьбе всего общества, так же, впрочем, как и недооценка роли каждой из этих сфер. Например, недооценка роли материального производства (экономической сферы) ведет к снижению уровня потребления и нарастанию кризисных явлений в обществе. Размывание норм и ценностей, регулирующих поведение индивидов (социальная сфера) ведет к социальной энтропии, беспорядку и конфликтам. Принятие идеи примата политики над экономикой и другими социальными сферами (особенно в условиях тоталитарного общества) может привести к краху всей социальной системы. В здоровом социальном организме жизнедеятельность всех его сфер находится в единстве и взаимосвязи.

Ослабнет единство — понизится эффективность жизнедеятельности общества, вплоть до изменения своей сути или даже распада. В качестве примера приведем события последних лет ХХ в., приведшие к поражению социалистических общественных отношений и распаду СССР.

Общество живет и развивается по объективным законам единства (общества) с ; обеспечения социального развития; концентрации энергии; перспективной активности; единства и борьбы противоположностей; перехода количественных изменений в качественные; отрицания — отрицания; соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил; диалектического единства экономического базиса и общественной надстройки; возрастания роли личности и др. Нарушение законов развития общества чревато крупными катаклизмами, большими потерями.

Какие бы цели не ставил перед собой субъект социальной жизни, находясь в системе общественных связей, он должен им подчиняться. В истории общества известны сотни войн, принесших ему огромные потери, независимо от того, какими целями руководствовались правители, их развязавшие. Достаточно вспомнить Наполеона, Гитлера, бывших президентов США, начавших войну во Вьетнаме, Ираке.

Общество — целостный социальный организм и система

Уподобляли общество социальному организму, все части которого взаимозависимы, а их функционирование направлено на обеспечение его жизни. Все части общества выполняют заданные им функции для обеспечения его жизни: продолжение рода; обеспечение нормальных условий для жизнедеятельности его членов; создание возможностей производства, распределения и потребления; успешную деятельность всех его сфер.

Отличительные черты общества

Важной отличительной чертой общества выступает его автономность , которая базируется на его многофункциональности, способности создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов. Только в обществе человек может заниматься узкопрофессиональной деятельностью, добиваться её высокой эффективности, опираясь на существующее в нем разделение труда.

Общество обладает самодостаточностью , которая позволяет ему выполнять главную задачу — предоставлять людям условия, возможности, формы организации жизни, которые облегчают достижение личных целей, самореализацию себя как всесторонне развитых личностей.

Общество обладает большой интегрирующей силой . Оно представляет своим членам возможность использовать привычные образцы поведения, следовать установившимся принципам, подчиняет их общепринятым нормам и правилам. Не желающих им следовать оно изолирует различными путями и средствами, начиная от Уголовного кодекса, административного права до общественного порицания. Существенной характеристикой общества является достигнутый уровень саморегуляции, самоуправления , которые возникают и формируются внутри его самого при помощи социальных институтов, находящихся, в свою очередь, на исторически определенном уровне зрелости.

Общество как целостный организм обладает качеством системности , и все его элементы, будучи тесно взаимосвязанными, образуют социальную систему, которая делает более сильным притяжение и сцепление между элементами данной материальной структуры.

Часть и целое как компоненты единой системы связаны между собой неразрывными узами и поддерживают друг друга. В то же время тот и другой элемент обладает относительной самостоятельностью по отношению друг к другу. Чем сильнее целое в сравнении со своими частями, тем сильнее пресс объединения. И напротив, чем сильнее части по отношению к системе, тем она слабее и сильнее тенденция к разъединению целого на составные части. Следовательно, для образования устойчивой системы необходим подбор соответствующих элементов и их единство. При этом, чем больше несоответствие, тем сильнее должны быть узы сцепления.

Образование системы возможно как на естественных основах притяжения, так и на подавлении и подчинении одной части системы другой, т. е. на насилии. В связи с этим различные органические системы строятся на различных принципах. Одни системы основаны на доминировании естественных связей. Другие — на доминировании силы, третьи стремятся укрыться под защитой сильных структур или существуют за их счет, четвертые объединяются на основе единства в борьбе с внешними врагами во имя высшей свободы целого и т. д. Существуют также системы, основанные на сотрудничестве, где сила не играет существенной роли. Вместе с тем существуют определенные рамки, за пределами которых и притяжение, и отталкивание могут привести к гибели данной системы. И это естественно, так как излишнее притяжение и сцепление создают угрозу для сохранения разнообразия системных качеств и тем самым ослабляют способность системы к саморазвитию. Напротив, сильное отталкивание подрывает целостность системы. При этом, чем больше самостоятельность частей в рамках системы, чем выше их свобода действия в соответствии с заложенными в них потенциями, тем меньше у них стремление выйти за ее рамки и наоборот. Именно поэтому систему должны образовать лишь такие элементы, которые более или менее однородны между собой, и где тенденция целого, хотя и доминирует, но не противоречит интересам частей.

Законом всякой социальной системы является иерархичность ее элементов и обеспечение оптимальной самореализации путем наиболее рационального построения ее структуры в данных условиях, а также максимального использования условий окружающей среды для ее преобразования в соответствии со своими качествами.

Один из важных законов органической системы закон обеспечения ее целостности , или, иначе говоря, жизненности всех элементов системы . Поэтому обеспечение существования всех элементов системы выступает условием жизненности системы как целого.

Фундаментальным законом любой материальной системы , обеспечивающим ее оптимальную самореализацию, выступает закон приоритета целого над его составными частями . Поэтому чем сильнее опасность для существования целого, тем больше жертв со стороны его частей.

Как и любая органическая система в трудных условиях общество жертвует частью во имя целого, главного и коренного . В обществе как целостном социальном организме общий интерес при всех условиях находится на первом плане. Однако общественное развитие может осуществляться тем более успешно, чем больше общий интерес и интересы индивидов будут находиться в гармоническом соответствии между собой. Гармоническое соответствие между общими и индивидуальными интересами может быть достигнуто лишь на относительно высокой ступени общественного развития . До тех же пор, пока такая ступень не достигнута, господствует либо общественный, либо личный интерес. Чем труднее условия и чем больше неадекватность социальных и природных компонентов, тем сильнее проявляет себя общий интерес, реализуясь за счет и в ущерб интересам индивидов.

В то же время чем более благоприятные условия, возникшие либо на основе природной среды, либо созданные в процессе производственной деятельности самих людей, тем при прочих равных условиях общий интерес в меньшей мере осуществляется за счет частного.

Как и всякая система общество содержит в себе определенные стратегии выживания, существования и развития . Стратегия выживания выдвигается на первый план в условиях крайнего недостатка материальных ресурсов, когда система вынуждена жертвовать своим интенсивным развитием во имя экстенсивного, или точнее, во имя всеобщего выживания. В целях выживания социальная система изымает материальные ресурсы, произведенные наиболее активной частью общества в пользу тех, кто не может обеспечить себя всем необходимым для жизни.

Подобный переход к экстенсивному развитию и перераспределению материальных ресурсов в случае необходимости происходит не только в глобальных, но и локальных масштабах, т. е. в рамках малых социальных групп, если они попадают в экстремальную ситуацию, когда средств оказывается крайне недостаточно. В таких условиях страдают как интересы индивидов, так и интересы общества в целом, поскольку оно лишается возможности развиваться интенсивно.

Иначе развивается социальная система после выхода из экстремальной ситуации, но находящаяся в условиях неадекватности социальных и природных компонентов . В таком случае стратегия выживания сменяется стратегий существования . Стратегия существования реализуется в условиях, когда возникает определенный минимум средств для обеспечения всех и, кроме того, появляется их некоторый излишек сверх необходимого для жизни. В целях развития системы в целом излишек производимых средств изымается, и они сосредоточиваются на решающих направлениях социального развития в руках наиболее сильных и предприимчивых . Все же остальные индивиды ограничиваются в потреблении и обычно довольствуются минимумом. Таким образом, в неблагоприятных условиях существования общий интерес прокладывает себе дорогу за счет интересов индивидов , наглядным примером чего является становление и развитие российского общества.

Американский социолог Э. Шилз выделяет следующие критерии общества:

  • оно не является частью более крупной системы;
  • браки заключаются между представителями данного объединения;
  • оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;
  • объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;
  • у общества есть собственное название и собственная история;
  • оно обладает собственной системой управления;
  • объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
  • его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил), которую называют культурой.

АТОМАРНОЕ ОБЩЕСТВО - общество, представляющее собой хаотическое скопление духовно обособленных индивидов.

50. Способность и талант – их природа и сущность.
Способности - это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого родадеятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.

Условия формирования способностей

Б. М. Теплов указывает на некоторые условия формирования способностей. Сами по себе способности не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки. Задатки Теплов понимал, как некоторые анатомо-физиологические особенности. Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития. Если способность сама по себе не врождённая, следовательно, она формируется в постнатальномонтогенезе (важно обратить внимание на то, что Теплов разделяет термины «врождённый» и «наследственный»; «врождённый» - проявляющийся с момента рождения и формирующийся под воздействием как наследственных, так и средовых факторов, «наследственный» - формирующийся под воздействием факторов наследственности и проявляющийся как сразу после рождения, так и в любое другое время жизни человека). Способности формируются в деятельности. Теплов пишет, что «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности» . Таким образом, к способности относится то, что возникает в соответствующей ей деятельности. Оно же влияет на успешность выполнения данной деятельности. Способность начинает существовать только вместе с деятельностью. Она не может появиться до того, как началось осуществление соответствующей ей деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности. Они в ней создаются.

Способности и индивидуальные различия

Говоря о способностях, надо упомянуть, что они у каждого человека разные. Каждый человек имеет индивидуально-своеобразное сочетание способностей, и успешность его деятельности определяется наличием того или иного сочетания способностей. Одни способности могут заменяться другими - схожими по проявлениям, но отличающимися по своему происхождению. На успешность одной и той же деятельности могут влиять разные способности, поэтому, отсутствие одной способности может быть скомпенсировано наличием другой.

Способности и одарённость

Одаренность - это комплексное явление. Оно связано с выполнением человеком определённой деятельности, то есть одарённость состоит из различных способностей. Одарённость - это «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков.

Виды способностей

Способности делятся на общие и специальные. Выделяют следующие виды специальных способностей:

1. учебные и творческие

2. умственные и специальные

3. математические

4. конструктивно-технические

5. музыкальные

6. литературные

7. художественно-изобразительные

8. физические способности

Талант (от греч. tаlanton, букв. - весы, вес, взвешенное) - выдающиеся способности, необычная одаренность в какой-либо области, присущая индивиду от рождения или под влиянием упражнений развивающаяся до высокой степени, обеспечивающая человеку возможность наиболее успешно выполнять ту или иную деятельность. Часто противопоставляющийся гению с его свободной творческой силой, талант как дарование менее глубокое, но зато часто более полезное оказывает в тот или иной момент иногда более сильное влияние на своих современников, чем гений.
Талант - определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта. Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени. В начале 1980-х годов Говард Гарднер написал книгу «Рамки ума». В этой книге он определил восемь типов таланта, интеллекта:

1. вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам)

2. цифровой (характерен для математиков, программистов)

3. слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды)

4. пространственный (присущ дизайнерам и художникам)

5. физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике)

6. личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе)

7. межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актерами)

8. талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы).

51. Проблема личностного счастья и несчастья, судьба (неизбежность и долг).
Счастье - состояние полного, высшего удовлет-ния, абсолютного отсутствия желаний, идеал, осуществить который стремятся путем разумного и совместного действия. Чувство счастья зависит не от достижения определенных благ, а от внутренней способности ч-ка быть счастливым. Но спос-сть быть счастливым относ-ся к ценности личности, ибо способный быть счастливым благодаря своему примеру повышает ценность жизни и готовность признавать и осущ-лять этические ценности как таковые.
Судьба - предопределенность событий и поступков, совокупность всего сущего, к-рое влияет и не может не влиять на бытие ч-ка, народа и т. д. Христианство заменяет понятие судьбы понятием божественного провидения. Сущность судьбы хар-ся тем, что она яв-ся враждебной, темной, угрожающей, уничтожающей. Бывает, что мы говорим о "милостивой" судьбе, освобождающей нас от своих ударов, которые были предназначены нам. Особенно тревожат эти проблемы философию экзистенциализма.
Долг - выступающее в качестве внутреннего переживания принуждение поступать в соотв с потреб-тями, исходящими из этич. ценностей, и строить свое бытие в соответствии с этими требованиями. Согласно Фихте, для которого весь мир яв-ся "материалом исполнения долга", есть только одна конечная цель - долг. Единственно возможное верование: с радостью и непредвзято делать то, что в любом случае предписывает долг, не поддаваясь сомнениям или раздумьям о последствиях.

52. Свобода, долг ответственность личности.
Свобода - одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящие из возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. Философия свободы человека была предметом размышлений Канта и Гейгеля, Шопенгауэра и Нитце, Бердяева и Соловьева. Свобода рассматривалась в соотношении с необходимостью, с произволом и анархией, с равенством и справедливостью. Чтобы понять сущность феномена свободы личности нужно разобраться в противоречиях волюнтаризма и фатализма, определить границы необходимости, без которой немыслима реализация свободы. Воля считается слепым неразумным первоначалом, особенно если реализация свободы приводила к росту неравенства и несправедливости. Это проблема - как соотнести свободу и равенство, не приводя к подавлению и уравниловке стоит перед каждым обществом и государством. Решая ее приходится ориентироваться на ту или иную систему культурных норм и ценностей. Говоря о становлении представлений о ценности человека, нужно подчеркнуть, что это понятие универсальное и не сводимо к "полезности" человека для общества. Попытки делить людей на "нужных" и "ненужных" порочны по самой сути, ибо их реализация неминуемо порождает произвол, ведущий к деградации и человека, и общества. Ценность человеческой личности в определенном смысле выше всего того, что делает или говорит данный человек. История многократно доказывает, что истинный масштаб и направленность деяний и помыслов многих личностей становиться очевиден спустя много лет, а то и столетий. Ценность многих исторических деятелей и их трудов как бы непрерывно возрастает и, в тоже время, немало примеров, когда время развенчивает дутые авторитеты мира, диктующим свои законы человеку. Действовать в духе вамонтаризма – значит не сочетаться с объективными условиями бытия, с законами природы, выдавая свой произвол за высшую мудрость. Фатализм напротив предопределяет изначально весь ход жизни человека и его поступки, объясняя это то ли судьбой, то ли волей Бога, то ли детерминизмом замкнутой системы, где каждое последующее событие жестко связанно с предыдущими. Здесь по сути дела не остается места для свободного выбора, ибо нет альтернатив. Таким образом, можно прийти к выводу, что свобода есть нечто большее, чем учет объективной необходимости и устранения внешних ограничений. Гораздо более существенна внешняя свобода, “свобода для”, свобода в выборе истины, добра и красоты. Свобода – это сложнейший и глубоко противоречивый феномен жизни человека и общества, имеющий величайшую притягательность и являющийся в тоже время тяжким бременем, не зря в западной философии формировалось явление “бегство от свободы”.Понятие личности, свободы, ценностей обогащают и расширяют представление о человеке, его прошлом, настоящем и будущем. Эти “измерения” человека позволяют правильно понять и устройство общества, как феномена, порожденного в процессе человеческой деятельности. Если говорить о специфике понимания свободы и ответственности человека на рубеже 20-21 веков, то следует подчеркнуть, что мир вступает в полосу цивилизованного перелома, когда многие традиционные способы бытия человека будут нуждаться в коррекции. Брать на себя груз личных и общечеловеческих проблем – единственный путь выживания и дальнейшего совершенствования человека. Он предполагает развитие высочайшей степени ответственности, которая простирается от узкого круга ближайшего окружения личности до планетарно-космических задач и проблем.
Отве́тственность - субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.
Отве́тственность - определенный уровень негативных последствий для субъекта в случае нарушения им установленных требований. По характерусанкций за совершаемые действия выделяют следующие виды ответственности: юридическую, материальную, моральную, политическую и др.
Долг - это принятие личностью необходимости подчиняться общественной воле. Нравственный долг - это превращение требований общественной морали в личный императив конкретного лица и добровольное его выполнение. Источником долга является общественный интерес. В долге он обретает повелительный характер, формируя нравственную обязанность индивида по отношению к другим людям и самому себе.
Таким образом, долг не тождествен обязанности: простое исполнение обязанностей еще не есть долг в этическом смысле слова. Понятие долга обогащает сухое понятие обязанностей глубокой личной заинтересованностью в их исполнении, добровольным принятием и осознанием их необходимости. Таким образом, долг - это нравственная обязанность человека, выполняемая им под влиянием не только внешних требований, но и внутренних нравственных побуждений.
Общество ожидает от человека не просто точного и беспрекословного выполнения своих обязанностей, но и личностного отношения к ним. Переживание требований долга в связи со своими интересами и приводит к появлению у человека осознания своего долга и чувства долга.

Свойства долга

Осознание необходимости
Заинтересованность в исполнении
Добровольность принятия

53 . “Человек”, “индивид”, “личность”.
Человек - общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъектобщественно-исторической деятельности и культуры.
«Че­ло­век» – это по­ня­тие, обоб­щаю­щее спе­ци­фи­ку осо­бых и не­обыч­ных для биологической при­ро­ды объ­ек­тов, вы­сту­паю­щих эле­мен­та­ми об­ще­ст­ва как свое­о­быч­ной сис­те­мы. Одновременно че­ло­век – по­ня­тие, оп­ре­де­ляю­щее различие од­ного мно­же­ст­ва форм эле­мен­тов этой сис­те­мы (об­ще­ст­ва как целостности) в срав­не­нии черт сход­ст­ва и раз­ли­чия с ины­ми эле­мен­та­ми той же са­мой сис­те­мы.
Че­ло­ве­ка как осо­бую форму Действительности, как об­ще­ст­вен­ное фор­ми­ро­ва­ние определяют именно социальные ха­рак­те­ристики: наличие сознания, деятельности, способностей, социальные потребности, нравственность, специфический тип связей – отношения. Имен­но в совокупности социальных свойств проявляется ро­до­вая сущ­ность всех лю­дей.
В реальности, которую мы чувственно воспринимаем и познаем, в социаль­ной действительности, в обществе че­ло­век – это уже не нечто абстрактное, а отдельный эле­мент общества, от­дель­ное как конкретный объект – он ин­ди­вид. И только тогда, только как кон­крет­ный дей­ст­вую­щий носитель «человеческого», индивид в то же время становится актуальным субъектом, обретает собственное «лицо» как спе­ци­фи­че­ское един­ст­во всех своих свойств. Иначе, проявляющий себя, действующий как человек как отдельное, как индивид и есть – лич­ность. В свою очередь, личность конкретизируется в понятиях преподаватель, рабочий, кандидат наук, Петров и т. д., и т. п.
В понятии «че­ло­ве­к» фик­си­ру­ют­ся все­об­щие социальные свой­ст­ва лю­дей, то­гда как в понятии «лич­но­сть» – лишь их осо­бен­но-ин­ди­ви­ду­аль­ные , среди которых и ряд генетических (особенное и еди­нич­ное).
Индивид - это единичный представитель рода человеческого, конкретный носитель всех психофизиологич и соц черт челов-ва: разума, воли, потреб-тей, интересов и т.д. Индивид - это конкретный чел-ек как представитель и носитель че­ловеческого рода или как член социальной общности меньшего порядка: это своего рода демографическая единица. Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие«личность» - совокупность духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.
Личность - это человек как социальное существо. Общение, деятельность, поведение характеризуют личность, и в процессе их осуществления человек утверждает себя в обществе, проявляет свое собственное «Я». Путь индивида к личности лежит через социализацию, то есть социальное воспроизводство человека, посредством усвоения им общественных норм, правил, принципов поведения, мышления, образов дей­ствий в различных сферах жизнедеятельности.
Одной из основн. характеристик личности является ее автономность, самостоятельность в принятии решений и ответственность за их выполнение.
Личность обладает конкретной нравственностью и определенным видом деятельности, и только личность принимает решение: мож­но или нель­зя «пить из-под ко­пыт­ца». Лич­ность – не что иное, как ме­ра че­ло­ве­ческого в индивиде, это уро­вень, зрелость и сте­пень че­ло­ве­че­ско­го в кон­крет­ном ин­ди­ви­де.
Лич­ность – это ре­аль­ный субъект в сис­тем­ных от­но­ше­ни­ях с дру­ги­ми общественными формами,и она об­ре­та­ет ряд свойств именно как специфический элемент общественной системы: в личности таковыми являются воля, владение языком, сво­бо­да, це­ли, мировоззрение, мотивы, интересы, цен­но­сти и ряд дру­гих свойств.
О лич­но­сти можно го­во­рить как раз­ви­той или нераз­ви­той. Уровень со­вер­шен­ст­ва личности заключается в том, насколько ин­ди­вид спо­со­бен про­яв­лять все свои ка­че­ст­ва: от во­об­ра­же­ния, во­ли до реа­ли­за­ции сво­бо­ды. И потому раз­ви­тие лич­но­сти ха­рак­те­ри­зу­ют про­грес­сив­ные из­ме­не­ния лю­бо­го ее ка­че­ст­вен­но оп­ре­де­ляю­ще­го свой­ст­ва.
Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.

54. Общество как полиструктурная система общественных формирований.
Общество – это, прежде всего, совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой. Они неизбежно вступают во взаимодействие друг с другом по поводу удовлетворения их жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются определенные отношения, касающиеся средств и способов удовлетворения их потребностей, исходя из существующих условий жизни.
Со временем данные отношения приобретают устойчивый характер и само общество предстает как совокупность общественных отношений . Они носят объективный характер, так как возникают на основе объективных потребностей людей и объективных условий их существования. Система общ отношений не обязательно жестко и однозначно определяет каждый шаг поведения человека. Однако, в конечном счете, она прямо или косвенно обуславливает основное направление и содержание его деятельности. Даже самая выдающаяся личность действует под влиянием сложившихся отношений, в том числе классовых, социальных, семейно-бытовых.
Общест. отношения есть одна из образующих в обществе. Все общественные отношения разделяются на первичные (материальные) и вторичные (духовно-практические). В обществен. жизни объективное и субъективное, практическое и духовное неразделимы. Решающим структурообразующим элементом всей системы обществен. отношений явл. производствен. отношения. Производ-нные отношения, рассмотренные в разных аспектах, позволяют раскрыть различные типы связей, что фиксируется в категориях, позволяющих выразить эти многообразные связи. Для этого Маркс вводит понятия базиса и надстройки. Базис - экономический строй общества, система производственных отношений, над которыми возвышается надстройка, включающая общественное сознание, идеологические отношения и закрепляющие их общественные учреждения и организации. Базис воздействует на надстройку (государственное устройство), надстройка также влияет на базис. Другие общественные отношения возникают на основе прочих отношений. Напр., отношения обмена деятельностью на основе разделения труда. Обмен результатами практич. деят-ти м/у представителями разных профессий. Отношения распределения материальных благ происходят из отношений собственности и условий оплаты. Социальная сфера - отношения классов и этнических групп, возрастных групп поколений, профессиональных слоев. Здесь же социальная защита, условия жизни людей, условия образования, здравоохранения. отношения связаны с удовлетворением социальных потребностей, они отражают уровень благосостояния общ. Здесь же бытовые отношения, структура семьи и принятые отношения в социальных группах. Политич. - производство политич. деятельности классов, социал. групп, национальных общностей, движений, обществен. организаций. Митинги, демонстрации, забастовки, политические акции, переговоры, войны и мир, выборы. Они определяются политическим устройством общества. Крайняя форма - революция.
В основе социальной структуры лежит Общественное разделение труда и отношение собственности на средства производства. На базе общественного разделения труда появляются такие группы, как классы, профессиональные группы, а также большие группы людей города и деревни, умственного и физического труда. К основн. элементам социальной структуры следует отнести классы, город - деревня, физический - умственный труд, сословия, социально-демографические группы - молодежь, мужчины, женщины, подростки, пенсионеры, национальные общности - нации, этнические группы. почти все эти группы неоднородны по составу.
Понятие общ-ва. Общ-во как система.
Система – сов-ть эл-нтов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство Чел.
Общество - это высшая ступень развития живых систем, главные эл-ты кот. люди, формы их совмести, деят-ти, прежде всего труд, продукты труда, разл. формы собственно­сти и вековая борьба за нее, политика и гос-во, совокупность разл. институтов, утонченная сфера духа. Развитие общества: с увеличением матер, и дух. благ возрастают и потребности ч-ка.
Обш-во хар-ся:
1) общностью террит. проживания;
2) целостностью и устойчивостью (коллективное единство);
3) самовоспроизводство, самообеспечение, саморегулируемость;
4) выработка системы норм и ценностей, лежащих в основе сои связей, определенным уровнем развития культуры. Свойства общ-ва: самодеятельность, самооргани­зация, саморазвитие, самодостаточность. В своих действиях люди исходят из своих потребностей, мотивов; это значит, что они действу­ют сознательно.

55. Общественное формирование.
Соц сфера рождает общест формир-е – объект, который обладает свойствами субъекта, обладает сознанием.
Общественные формирования - это добровольные объедине­ния граждан, которые создаются ими в соответствии с действую­щим законодательством для удовлетворения разнообразных (по­литических, духовных, физических и т.д.) потребностей и инте­ресов человека.
Разные типы общест формир: ч-к, семья, предприятие, армия, универ, т.е. все что порождено обществом.
Ч-к и общ-во находятся в единстве, друг друга обулавливают. Ч-к и об-во обладают одинак-ми свойствами:
1) сознание
2) деят-сть – спос-сть создавать предметы искуст-но
3) соц потр-ти
4) отношения
5) нормативность (мораль право)
В обществе ни одно обществен. формирование не явл.абсолютно самостоят. и свободным его элементом. При этом, с одной стороны, все соц. субьекты находятся в разнообразных отношениях друг с другом, а с другой – однотипны и выполняют одинак. функции, создают разного состояния прочности опр. структур. школы и вузы сост.структуру образования, лечебные учрежд-я – структуру здравоохранения, суть в том, что не отдельное предприятие, обеспечив. обществ. функционирование, а именно соответствующая структура. Выходит, что обществ. формированиями как социальными формами явл. разного рода обществ. структуры. Общество как своеобычная система поособому в своем функционировании реагирует на внешние и внутрен. воздействия, но обеспечивает опред. свою самодостаточность, устойчивость и развитие. Вот почему общество – полиструктурная система обществен. формирований, создающая среду, средства и условия своего функционирования и развития.

56 Проблема сущности человека в истории философии.
1. Первые представления о ч. возникают задолго до появления ф-ии - в мифологическом и религиозном сознании. При этом в верованиях древних людей человек, как специфический объект рассмотрения, еще не выделяется из окружающего его природного мира, а представляет собой лишь "младшего родственника" природных объектов. Это наиболее наглядно проявляется в тотемизме - форме первобытных верований, заключающейся в поклонении растениям и животным, с которыми якобы существует кровнородственная связь и которые являются сверхъестественными покровителями родаили племени. Важнейшей особенностью древневосточной ф-ии была характерная для нее "стертость" личностного начала, его "безликость" и подчиненность всеобщему. Здесь универсальное "Я" превалирует над индивидуальным "Я". В глубокой древности появляется одна из основ восточного образа жизни - требование приспособления человека к обществу, государству, старшему по чину или возрасту.
Античная ф-я : Алкмеон первым дал определение человеку как существу, которое отличается от других животных тем, что только оно способно понимать, в то время как другие, хотя и воспринимают, но не понимают. И еще одна важная черта античной философии. Сформулировав принцип разумного миропонимания, она пришла к открытию человека как самостоятельной ценности и признала за ним право на активность и инициативу. Сократу принадлежит вывод о том, что "добродетель есть знание", поэтому человеку нужно познать сущность добра и справедливости и тогда он не будет совершать дурных поступков. Учение о человеческой душе и разуме занимает центральное место в сократовской ф-ии, а самопознание ч. выступает в ней главной целью ф-ии. Платону принадлежит идея о том, что ч. есть не просто единство души и тела, но что именно душа - та субстанция, которая делает ч. человеком. От качества души зависит общая характеристика ч. По его мнению, существует "иерархия душ", на первом месте в которой стоит душа философа, на последнем - душа тирана
Важнейшее достижение Аристотеля в ф-ом понимании ч. связано с обоснованием его социальных характеристик. Знаменитой стала фраза античного мыслителя: "Ч. есть общественное животное." Ч. - такое живое существо, которое предназначено для жизни в государстве. Он способен направлять свой ум как на доброе, так и на злое; он живет в обществе и управляется законами.
Западноевропейское средневековье отмечено сильнейшим воздейст-ем христианского мировидения на все стороны жизни людей, тем более - на жизнь духовную, к-рая была неотделима от религиоз-го мировоззр-я. Теоцентризм яв-ся основной характерной особ-тью ф-фии эпохи средневековья , а ф-фия нах-лась на положении "служанки богословия" и обоснов-ла идею греховной сущности ч-ка.
2. Раннехрист теология : Августин Блаженный решающее для человека значение придавал не интеллекту, а воле, не теории, а любви, не знанию, а вере, не рациональному, а живой надежде. «Нельзя допустить, чтобы ч-к жил «по человеку» В ч-ке скрыта темная бездна и духовник обязан помочь заблудшим душам найти истинный путь следуя святому писанию. Одной из особенностей общественной мысли, а вместе с нею и философии, эпохи Возрождения является антропоцентризм. Центром любого исследования - будь то литература, живопись, скульптура или философские трактаты - становится человек. Натуралистическая и религиозная направленность философских исследований уступает место антропоцентрической.
3. Нов врем В это время достижения точных наук отразились в своеобразном взгляде на человеч организм как специфич машину, к-рая заводится аналогично часовому мех-зму. Кант исходил из понимания ч-ка как существа, принадлежащего двум мирам одновременно - миру природной необходимости и миру нравственной свободы. Он разграничивал антропологию в "физиологическом" и "прагматическом" отношениях. Первая исследует то, что делает из человека природа, вторая - то, что человек, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам. Перечисляя основные вопросы философии, И.Кант заключает их вопросом: что есть человек? По его мнению, именно этот вопрос объединяет в себе все остальные основные вопросы философии.
В философии человека ХIХ века можно выделить несколько особенностей:

1. углубление изучения духовности человека, внимание к его внутренними миру, его чувствам и переживаниям (С.Кьеркегор, В.Дильтей, Ф.Ницше);

2. 2) формирование целостного взгляда на общественную жизнь, на отношение общества и человека (О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс);

3. 3) антиметафизическую направленность появляющихся с середины XIX века концепций человека. Эту особенность нужно пояснить. У многих философов этого времени появляется мысль, что метафизика и религия - это вторичные явления культуры, выводимые из первичных оснований, поэтому традиционные философские проблемы становятся излишними.

Одной из характерных особенностей русской философии второй половины XIX - начала XX века также является внимание к человеку, антропоцентризм.

57. Многозначность понятия «общество» и его разн интерпретации в истории соц-философ учений.
Общество -
1) в широком понимании слова, это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически;
2) в узком понимании - исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений.
3) группа лиц, объединенная общими морально-этическими нормами (устоями)[источник не указан 272 дня].
4) объединение людей, в результате которого, т.к. это единение, всё всестороннее возможное пространство общества становится общественной, т.е. общей для этих людей и их потомков, собственностью, всё остальные формы считаются не завершившими объединение,т.е. не сформировавшими до конца общество.
В истории социальной философии могут быть выделены следующие парадигмыинтерпретации общества:

1. Отождествление общества с организмом и попытка объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями. В XX веке концепцияорганицизма утратила популярность;

2. Концепция общества как продукта произвольного соглашения индивидов (см. Общественный договор, Руссо, Жан-Жак);

3. Антропологический принцип рассмотрения общества и человека как части природы (Спиноза, Дидро и др.). Достойным существования признавалось лишь общество, соответствующее подлинной, высокой, неизменной природе человека. В современных условиях наиболее полное обоснование философской антропологии дано Шелером;

4. Теория социального действия, возникшая в 20-е годы XX века (Понимающая социология). Согласно этой теории, в основе социальных отношений лежит установление «смысла» (понимание) намерений и целей действий друг друга. Главное во взаимодействии между людьми - осознание ими общих целей и задач и то, чтобы действие было адекватно понято другими участниками социального отношения;

5. Функционалистский подход (Парсонс, Мертон). Общество рассматривается как система.

6. Холистический подход. Общество рассматривается как целостная циклическая система, закономерно функционирующая на основе как линейногогосударственного механизма управления с использованием внутренних энергоинформационных ресурсов, так и внешней нелинейной координации определённой структуры (соборного общества) с притоком внешней энергии.[источник не указан 592 дня]

Еще в античности в социально-философских учениях в чем-то оправдано из-за недостаточности знаний и потому в чем-то закономерно, закрепилось мнение, являющееся по существу заблуждением, но которое до сих пор высказывается, а если преодолевается, то формально. Дело в том, что изначально при осмыслении социальных проблем и в решении практических общественных задач опирались на понятие «государство», а не «общество». Это подтверждается использованием фактически всеми философами и политическими деятелями термина «государство» вплоть до XVIII века при фактических рассуждениях об обществе. Философы древности трактуют государство как сословную, классовую или кастовую целостность. Фактически отождествляются государство и общество, поскольку используют термин государство, но ведь, рассуждая об устройстве власти, о праве, о морали, о благе и справедливости говорят, по-сути, об обществе. В том же русле шли и последующие учения о государстве – обществе.
У Платона государство – это совместное поселение людей для взаимопомощи и удовлетворения потребностей. Т.е.общество возникает в силу того, что люди нуждаются в друг друге для удовлетворения своих потребностей Образующая государство функция: защита населения и, прежде всего, территории от внешних врагов и поддержания порядка внутри. Платон выделяет три сословия: правители, воины, свободные граждане. Сословие воинов-стражей у него основа государства и носитель государственности. При этом для него государство – полная аналогия устройства индивидуальной человеческой души, т.к. государство представляется как своего рода громадный человек. Важно заметить, что по Платону в каждом государстве существуют два государства: бедных и богатых. Для ликвидации социальных раздоров, которые возникают из-за имущественного неравенства, он предлагал ликвидировать частную собственность, семью и воспитывать новое поколение чуждое эгоизма.
Так называемые «утопии» разрабатывали идею именно справедливого государства как «общества будущего» (Т. Мор, Т. Кампанелла).
Согласно Руссо человек в естественном состоянии находился в гармонии с природой. Ему присущи стремление к самосохранению и сострадание, что явно не по Гоббсу. Помимо «потребностей тела» появляются искусственные «потребности духа». Завершается замена естественного, антропологического неравенства неравенством политическим, то есть общественным – установлением частной собственности. По общественному договору человек теряет свою естественную свободу, взамен получая свободу гражданскую и право собственности на все то, чем владеет. Возврат к естественному состоянию невозможен. Но предотвращение неравенства в правах возможно, если обеспечить имущественное равенство и запретить роскошь, что можно сделать, ликвидировав частную собственность. Само государство должно быть небольшим, чтобы обеспечить контроль за правительством и осуществлять непосредственное волеизъявление. В то же время Руссо понимал, что это невозможно среди нравственно несовершенных людей и потому необходимо всеобщее просвещение, но не всеобщее знание науки, т.к. она портит нравы, порождая честолюбие, наука препятствует естественному поведению людей.
С XVIII века стала оформляться экономически-реалистическая тенденция установления основания общества, появилась новое и особое научное учение: политическая экономия.
А. Смит обосновывает и развивает идею общества как трудового и менового союза людей, связанных разделением труда. Он специально подчеркивает, что эта связь особого рода: каждый индивид, работая на себя, вынужден работать на других и наоборот, работая на других, работает на себя. Потому общество есть единство индивидуального и общественного.
Но только с XIX века усиливается понимание того, что государство и общество далеко не одно и то же. И внимание философов стало все больше обращаться на различие государства и общества. Для толкования общества в XX веке характерна своеобразная борьба альтернативных по своей сути направлений: цивилизационного и формационного.

58. Человек как проблема философии и практики.
2.2 ЧЕЛОВЕК – «МАЛАЯ ВСЕЛЕННАЯ» (АНТИЧНОСТЬ)
Проблема человека была обозначена, хотя и в нераз-витой форме, уже в философии древнего мира. Известно, что в ту эпоху господствовал космоцентризм как тип философского мышления. Все существующее рассматривалось как единый и необъятный Космос, а человек мыслился как его органическая часть, как «малая Вселенная». Он как бы погружен в этот Космос и живет по его законам. Предполагалось, что человек несвободен, поскольку окружающий мир огромен и таинственен, а нередко даже и враждебен человеку. Идеальное существо-вание человека - это жить все же в согласии с этим миром, в чем и состоит подлинная мудрость.
Поворот философской мысли к теме отдельного (отде-ленного) от Космоса человека принято связывать с именем греческого философа Сократа. Во многом благодаря ему стала постепенно формироваться философская антропология. Сократ призывал человека заниматься углубленным познанием самого себя, выявляя свою нравственную позицию. Вечное самопознание, поиск самого себя в мире - в этом и состоит подлинный смысл жизни человека. Позже Эпикур заострил внимание на проблеме свободы и счастья человека. Он
полагал, что каждый челове

    Как правильно управлять финансами своего бизнеса, если вы не специалист в области финансового анализа - Финансовый анализ

    Финансовый менеджмент - финансовые отношения между суъектами, управление финасами на разных уровнях, управление портфелем ценных бумаг, приемы управления движением финансовых ресурсов - вот далеко не полный перечень предмета "Финансовый менеджмент "

    Поговорим о том, что же такое коучинг ? Одни считают, что это буржуйский брэнд, другие что прорыв с современном бизнессе. Коучинг - это свод правил для удачного ведения бизнесса, а также умение правильно распоряжаться этими правилами

1. Понятие общества

общество – это . В узком смысле слова общество

Э. Шилз

Система

1) люди;

Системный подход к анализу общества

На сегодняшний день можно выделить два подхода к пониманию общества. В широком смысле слова общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной жизни и деятельности людей на земле . В узком смысле слова общество – это конкретный вид общественного и государственного строя, конкретное национально-теоретическое образование. Однако данные интерпретации рассматриваемого понятия не могут считаться достаточно полными, так как проблема общества занимала умы многих мыслителей, и в процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к его определению.

Так, Э. Дюркгейм определял общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях . С точки зрения М. Вебера общество – это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т. е. ориентированных на других действий. К. Маркс представляет общество как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий. Другой теоретик социологической мысли Т. Парсонс полагал, что общество является системой отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру.

Таким образом, нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную категорию, характеризующуюся совокупностью различных признаков. Каждое из приведенных определений отражает какие-то определенные характерные для этого явления черты. Только учет всех этих характеристик позволяет дать наиболее полное и точное определения понятия общества. Наиболее полный перечень характерных черт общества выделил американский социолог Э. Шилз . Он разработал следующие признаки, характерные для любого общества:

1) оно не является органической частью какой-либо более крупной системы;

2) браки заключаются между представителями данной общности;

3) оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности;

4) оно имеет свою территорию;

5) у него есть самоназвание и своя история;

6) оно обладает своей системой управления;

7) оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

8) его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.

Учитывая все эти признаки, можно дать следующее определение обществу: это исторически сложившаяся и воспроизводящая себя общность людей.

Аспектами воспроизводства является биологическое, экономическое и культурное воспроизводство.

Данное определение позволяет отличить понятие общества от понятия «государство» (институт управления общественными процессами, возникший исторически позже общества) и «страна» (территориально-политическое образование, сложившееся на базе общества и государства).

Изучение общества в рамках социологии основано на системном подходе. Использование именно этого метода также обуславливается рядом характерных признаков общества, которое характеризуется как: социальная система высшего порядка; сложное системное образование; целостная система; саморазвивающаяся система, потому что источник находится внутри общества.

Таким образом, нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную систему.

Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Несомненно, общество является социальной системой, которая характеризуется как целостное образование, элементами которого являются люди, их взаимодействие и отношения, которые носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Таким образом, в качестве основных элементов общества как социальной системы можно выделить следующие:

1) люди;

2) социальные связи и взаимодействия;

3) социальные институты, социальные страты;

4) социальные нормы и ценности.

Как и для любой системы, для общества характерно тесное взаимодействие его элементов. Учитывая эту особенность, в рамках системного подхода общество можно определить как большую упорядоченную совокупность социальных процессов и явлений более или менее связанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое. Для общества как системы характерны такие признаки, как координация и субординация ее элементов.

Координация – это согласованность элементов, их взаимное функционирование. Субординация – это подчиненность и соподчиненность, указывающие на место элементов в целостной системе.

Социальная система самостоятельна по отношению к составляющим ее элементам и имеет способность саморазвития.

На основе системного подхода к анализу общества был разработан функционализм. Функциональный подход был сформулирован Г. Спенсером и развит в работах Р. Мертона и Т. Парсонса. В современной социологии он дополняется детерминизмом и индивидуалистическим подходом (интеракционизмом).

Все права защищены. Материалы этого сайта могут быть использованы только со ссылкой на данный сайт

Употребление слова "общество" повсеместно, однако четко сформулировать суть этого понятия сможет далеко не каждый. Определение данного явления и обозначающего его понятия дает социология, а также обществоведение. Последняя наука в данном вопросе имеет наиболее значительный вес, поскольку именно общество является предметом ее изучения. В отличие от всех прочих наук, она целенаправлено рассматривает все возможные стороны общества. Остальные науки выделяют лишь одну конкретную сторону явления.

Однако мы остановимся на представлении, которое дает нам социология, так как в нашей статье мы собираемся рассмотреть вопрос: "Каковы основные признаки общества?" - а также некоторые сопутствующие аспекты. Они помогут нам более осознанно оперировать данным понятием и в целом будут полезны для расширения знаний в данной сфере.

Взгляд на понятие общества

Приведем некоторые данные из социологии, отображающие суть общества. Так, эта наука рассматривает понятие с двух основных сторон, соответственно, представляя разноплановые значения. Поговорим о каждом по отдельности, при этом затронем отличительные черты общества.

Исторически-экономический аспект

Первая сторона изучения заключается в рассмотрении общества с учетом исторического, экономического, географического и политического факторов. В соответствии с этим аспектом общества идентифицируются как структуры, большие, нежели просто группы людей или общности.

Чаще всего в таком русле выделяются такие вполне конкретные виды, как первобытное, рабовладельческое, феодальное и другие. Они отличаются общностью уровнем развития технологий,

При рассмотрении этого же, исторически-экономического, аспекта, выделяются общества, сформировавшиеся на территории определенной страны или континента. Это и русское, и американское, и западный мир в целом, и восточный.

Исходя из перечисленных фактов, подытожим этот блок информации определением: общество - система, ограниченная во времени и территории. Любая эпоха с ее ценностями и уровнем развития технологий является таким обществом.

Основные признаки

Ученый Э. Шилз дает нам ряд признаков, по которым выделяется общество, исходя их рассматриваемых формирующих факторов:

Как целостная функционирующая не входит в какие-либо крупнейшие системы);

Есть собственная четко определенная территория;

Имеет название, историю образования и развития;

Пополнение и разрастание общества происходит за счет человеческих ресурсов, являющихся его же представителями (за редкими исключениями);

Как признак, взаимодополняющийся с предыдущим, - в брак вступают представители одного объединения;

Имеется функционирующая собственная система управления;

Характерно наличие общих для представителей норм, традиций, которые формируют культуру;

Время существования общества обязательно больше, чем продолжительность жизни отдельного представителя.

  • территория - она же играет роль основной материальной базы для существования и развития социальных отношений;
  • автономность - самодостаточность, позволяющая существовать без экономических и прочих связей с другими обществами;
  • интегративность - объединение всех индивидов в процессе социальной жизни, поддерживание и воспроизводство поколений;
  • универсальность - всеохватывающий (для индивидов-участников).

Социолого-философский аспект

Итак, мы уже узнали, каковы основные признаки общества в соответствии с экономически-географическим аспектом изучения. Настало время рассмотреть второй аспект исследования этой темы в социологии.

Второе значение общества является чисто социологическим и философским, если рассматривать его в целом. В исследованиях этого направления социология опирается на результаты практических наблюдений и экспериментов над меньшими структурами - малыми общностями (семьями, родами, народами). Выстраивается своеобразная иерархия структур, от меньшего к большему. В итоге получаем функциональное единство общностей.

Рассматривая различные институты общества с этой, практической точки зрения, социология затрагивает проблемы мироздания - происхождения социума, единой цели его существования. У каждого общества есть своя такая история. Так, американская теория "начала начал" берет за основу неких отцов-основателей. Размышления на эту тему социологов времен Советского Союза обращаются вокруг Октябрьской революции 1917 г.

Резюмируем кратко сказанное в рамках социологического аспекта: общество - крупнейшая охватывающая все остальные, делая их своей частью. Продолжаем далее рассматривать вопрос о том, каковы основные признаки общества.

в социологическом контексте

Исследователь социологических вопросов Р. Кёниг приписывает обществу следующие признаки:

  • определенный образ жизни индивидов;
  • экономические и идейные объединения, сформированные на договоренностях;
  • наличие социальных единств (различные народы);
  • целостность социальных единств, т.е. меньших структур;
  • исторические предпосылки образования и развития именно этого, конкретного, общества;
  • социальная реальность — процессы, в которых завязываются отношения индивидов.

Некоторые основополагающие свойства

До этого мы уже рассмотрели два аспекта изучения общества социологии, упомянули некоторые формы общества в качестве примеров. Узнали мы и о признаках, присущих обществу при изучении с экономической и социологической сторон. Теперь считаем целесообразным остановиться подробнее на некоторых его важнейших свойствах. К таковым в социологии причисляют автономность и самодостаточность.

Автономность и самодостаточность как свойства

Ранее мы лишь кратко упоминали свойство автономности структуры общества. Теперь об этом подробнее.

Возможность общества существовать отдельно от других, поддерживать функционирование меньших структур, входящих в свой состав, и есть автономность. Это свойство, на первый взгляд, несколько отходит на второй план в условиях тотальной глобализации абсолютно всех мировых процессов на сегодняшний момент. Однако это обманчивое впечатление: усиление международных контактов имеет некоторые признаки того, что автономность становится не такой явной, однако этот процесс совсем иного рода.

Ярким подтверждением автономности социумов, к которым относится население стран мира, является наличие собственных систем власти в них. В пределах стран существуют меньшие общности людей, входящих по принципу иерархичности в общество в целом.

Изучая далее институты общества, скажем несколько слов о самодостаточности. Самодостаточность - это присущее народу конкретной страны свойство, обеспечивающее возможность существовать полностью в изоляции от всех остальных социумов. После того как между территориями мира произошло разделение труда (производственная специализация), самодостаточность не наблюдается ни у одной страны. У современных обществ появилось новое неотъемлемое качество - взаимодополнение по экономическим причинам.

Прочие свойства

Важная часть любого общества - его культурный массив. В это понятие входит множество явлений, нет необходимости их рассматривать в рамках нашей темы. Скажем лишь, что на основе общих традиций, самоосознания, моральных ценностей индивидов формируется культурное общество. Его становлению предшествует богатая история.

Меньшие общности способны выполнять свои функции в единой системе общества страны самостоятельно. Это основное проявление свойства саморегулирования.

Заключение

В качестве заключения сделаем вывод: общество и его признаки рассматриваются в социологии в различных аспектах. При этом учитываются экономические, географические, исторические, культурные и прочие факторы. Общества современности предстают в основном в виде стран и их населения. Важнейшие свойства их - автономность и самодостаточность.

Таким образом, мы разобрались в вопросе о том, каковы основные признаки общества, формирующие его как явление. Надеемся, что полученная информация будет полезна для осознанного взгляда на современный социум.