Колдунья на руси 4 буквы мара. История о ведьме. Подробности из жизни русских ведьм

Алексей Максимович Пешков (более известный под литературным псевдонимом Максим Горький, 16 (28) марта 1868 – 18 июня 1936) – русский и советский писатель, общественный деятель, основатель стиля социалистического реализма .

Детство и юность Максима Горького

Горький родился в Нижнем Новгороде. Его отец, Максим Пешков, умерший в 1871, в последние годы жизни работал управляющим астраханской пароходной конторой Колчина. Когда Алексею было 11 лет, умерла и его мать. Мальчик воспитывался после этого в доме деда по матери, Каширина, разорившегося владельца красильной мастерской. Скупой дед рано заставил юного Алёшу «идти в люди», то есть зарабатывать самостоятельно. Ему пришлось работать рассыльным при магазине, пекарем, мыть посуду в буфете. Эти ранние годы своей жизни Горький потом описал в «Детстве», первой части своей автобиографической трилогии. В 1884 Алексей неудачно пытался поступить в Казанский университет.

Бабушка Горького, в отличие от деда, была доброй и религиозной женщиной, прекрасной рассказчицей. Свою попытку самоубийства в декабре 1887 сам Алексей Максимович связывал с тяжёлыми переживаниями по поводу бабушкиной смерти. Горький стрелял в себя, но остался жив: пуля прошла мимо сердца. Она, однако, серьезно повредила легкое, и писатель страдал всю жизнь потом от дыхательной слабости.

В 1888 Горький был на короткое время арестован за связь с марксистским кружком Н. Федосеева. Весной 1891 он отправился странствовать по России и дошёл Кавказа. Расширяя свои знания самообразованием, устраиваясь на временную работу то грузчиком, то ночным сторожем, Горький копил впечатления, которые позже использовал для написания своих первых рассказов. Этот жизненный период он называл «Моими университетами».

В 1892 24-летний Горький вернулся в родные места и стал сотрудничать как журналист в нескольких провинциальных изданиях. Алексей Максимович вначале писал под псевдонимом Иегудиил Хламида (что в переводе с еврейского и греческого даёт некоторые ассоциации с «плащом и кинжалом»), но вскоре придумал себе другой – Максим Горький, намекая как на «горькую» российскую жизнь, так и на желание писать одну лишь «горькую правду». Впервые имя «Горький» было им употреблено в корреспонденции для тифлисской газеты «Кавказ».

Максим Горький. Видеофильм

Литературный дебют Горького и его первые шаги в политике

В 1892 появился первый рассказ Максима Горького «Макар Чудра ». За ним последовали «Челкаш », «Старуха Изергиль» (см. краткое содержание и полный текст), «Песня о Соколе » (1895), «Бывшие люди» (1897) и т. д. Все они не отличались не столько большими художественными достоинствами, сколько преувеличенно-напыщенной патетикой, однако удачно совпали с новыми российскими политическими веяниями. До середины 1890-х левая русская интеллигенция поклонялась народникам , идеализировавшим крестьянство. Но со второй половины этого десятилетия всё большую популярность в радикальных кругах стал получать марксизм . Марксисты провозглашали, что зарю светлого будущего зажгут пролетариат и неимущие слои. Босяки-люмпены и были главными героями рассказов Максима Горького. Общество стало бурно рукоплескать им как новой беллетристической моде.

В 1898 вышел первый сборник Горького «Очерки и рассказы». Он имел шумный (хотя и совершенно необъяснимый из соображений литературного таланта) успех. Общественная и творческая карьера Горького резко пошла на взлёт. Он изображал жизнь нищих с самых низов общества («босяков»), с сильными преувеличениями живописуя их трудности и унижения, усиленно внося в свои рассказы наигранную патетику «человечности». Максим Горький снискал репутацию единственного литературного выразителя интересов рабочего класса, защитника идеи коренного социального, политического и культурного преображения России. Его творчество восхваляли интеллигенты и «сознательные» рабочие. Горький завязал близкое знакомство с Чеховым и Толстым , хотя их отношение к нему было не всегда однозначным.

Горький выступал как убеждённый сторонник марксистской социал-демократии, открыто враждебной «царизму». В 1901 он написал открыто зовущую к революции «Песню о буревестнике». За составление прокламации, призывавшей к «борьбе с самодержавием», его в том же году арестовали и выслали из Нижнего Новгорода. Максим Горький стал близким другом многих революционеров, в том числе и Ленина , с которым впервые встретился в 1902 году. Он прославился еще более, когда разоблачил как автора «Протоколов Сионских мудрецов» сотрудника охранки Матвея Головинского. Головинскому после этого пришлось покинуть Россию. Когда избрание Горького (1902) в члены Императорской Академии по разряду изящной словесности было аннулировано правительством, академики А. П. Чехов и В. Г. Короленко тоже подали в отставку в знак солидарности.

Максим Горький

В 1900-1905 гг. творчество Горького становились всё более оптимистичным. Из его произведений этого периода жизни особенно выделяется несколько пьес, тесно связанных с общественными вопросами. Самая известная из них – «На дне» (см. её полный текст и краткое содержание). Поставленная не без цензурных трудностей в Москве (1902), она имела большой успех, а затем давалась по всей Европе и в Соединенных Штатах. Максим Горький всё теснее сближался с политической оппозицией. Во время революции 1905 он подвергся заключению в петербургской Петропавловской крепости за пьесу «Дети Солнца», которая была формально посвящена эпидемии холеры 1862 года, но ясно намекала на текущие события. «Официальный» спутницей Горького в 1904-1921 была бывшая актриса Мария Андреева – давнишняя большевичка , ставшая после Октябрьской революции директором театров.

Разбогатев благодаря своему писательскому творчеству, Максим Горький оказывал финансовую поддержку российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП ), одновременно поддерживая либеральные призывы к гражданским и социальным реформам. Гибель множества людей во время манифестации 9 января 1905 («Кровавого воскресенья »), по-видимому, дала толчок к ещё большей радикализации Горького. Не присоединяясь открыто к большевикам и Ленину, он сходился с ними во мнениях по большинству вопросов. Во время декабрьского вооружённого мятежа в Москве 1905 года в квартире Максима Горького, недалеко от Московского университета, размещался штаб восставших. По окончании восстания писатель уехал в Петербург. На его квартире в этом городе состоялось заседание ЦК РСДРП под председательством Ленина, принявшее решение пока прекратить вооружённую борьбу. А. И. Солженицын пишет («Март Семнадцатого », гл. 171), что Горький «в Девятьсот Пятом на своей московской квартире в дни восстания содержал тринадцать грузин-дружинников, и бомбы у него делали».

Опасаясь ареста, Алексей Максимович скрылся в Финляндию, откуда уехал в Западную Европу. Из Европы он отправился в Соединенные Штаты для сбора средств в поддержку большевицкой партии. Именно во время этой поездки Горький начал писать свой знаменитый роман «Мать», который впервые вышел на английском языке в Лондоне, а потом и на русском (1907). Тема этого весьма тенденциозного произведения – присоединение к революции простой рабочей женщины после ареста её сына. В Америке Горького вначале встретили с распростёртыми объятьями. Он познакомился с Теодором Рузвельтом и Марком Твеном . Однако затем американская пресса стала возмущаться громкими политическими акциями Максима Горького: он отправил телеграмму поддержки профсоюзным вождям Хейвуду и Мойеру, обвинявшемся в убийстве губернатора штата Айдахо. Газетам не нравилось и то, что писателя сопровождала в поездке не жена Екатерина Пешкова, а любовница, Мария Андреева. Сильно уязвлённый всем этим Горький стал ещё яростнее осуждать в своём творчестве «буржуазный дух».

Горький на Капри

Вернувшись из Америки, Максим Горький решил пока не возвращаться в Россию, ибо мог подвергнуться там аресту за связь с московским восстанием. С 1906 по 1913 он жил на итальянском острове Капри. Оттуда Алексей Максимович продолжал поддерживать российских левых, особенно большевиков; он писал романы и эссе. Вместе с эмигрантами-большевиками Александром Богдановым и А. В. Луначарским Горький создал замысловатую философскую систему под названием «богостроительство ». Она претендовало выработать из революционных мифов «социалистическую духовность», при помощи которой обогащённое сильными страстями и новыми моральными ценностями человечество сможет избавиться от зла, страданий и даже смерти. Хотя эти философские поиски были отвергнуты Лениным, Максим Горький продолжал верить, что «культура», то есть, моральные и духовные ценности важнее для успеха революции, чем политические и экономические мероприятия. Эта тема лежит в основе его романа «Исповедь» (1908).

Возвращение Горького в Россию (1913-1921)

Воспользовавшись амнистией, данной к 300-летию династии Романовых , Горький в 1913 году вернулся в Россию и продолжил активную общественную и литературную деятельность. В этот период жизни он направлял молодых писателей из народа и написал первые две части своей автобиографической трилогии – «Детство» (1914) и «В людях» (1915-1916).

В 1915 Горький вместе с рядом других видных российских писателей участвовал в издании публицистического сборника «Щит», целью которого была защита якобы угнетённого в России еврейства. Выступая в «Прогрессивном кружке», в конце 1916 Горький, «своё двухчасовое выступление посвятил всяческому оплевыванию всего русского народа и непомерному восхвалению еврейства», - рассказывает думец-прогрессист Мансырев, один из основателей "Кружка"». (См. А. Солженицын. Двести лет вместе. Глава 11.)

Во время Первой Мировой войны его петербургская квартира вновь служила местом собраний большевиков, однако в революционном 1917 его отношения с ними ухудшились. Через две недели после Октябрьского переворота 1917 Максим Горький писал:

Однако по мере укрепления большевицкого режима Максим Горький всё больше сникал и всё чаще воздерживался от критики. 31 августа 1918 года, узнав о покушении на Ленина, Горький и Мария Андреева дали в его адрес общую телеграмму: «Ужасно огорчены, беспокоимся. Сердечно желаем скорейшего выздоровления, будьте бодры духом». Алексей Максимович добился личной встречи с Лениным, о которой рассказывал так: «Понял, что ошибся, пошёл к Ильичу и откровенно сознался в своей ошибке». Вместе с рядом других примкнувших к большевикам писателей Горький создал при Наркомпросе издательство «Всемирная литература». Оно планировало публиковать лучшие классические произведения, однако в обстановке страшной разрухи не смогло сделать почти ничего. У Горького зато завязалась любовная связь с одной из сотрудниц нового издательства – Марией Бенкендорф. Она продолжалась многие годы.

Вторичное пребывание Горького в Италии (1921-1932)

В августе 1921 года Горький, несмотря на личное обращение к Ленину, не смог спасти от расстрела чекистами своего друга, поэта Николая Гумилева . В октябре того же года писатель покинул большевицкую Россию и проживал на немецких курортах, завершив там третью часть своей автобиографии – «Мои университеты» (1923). Затем он вернулся в Италию «для лечения туберкулёза». Живя в Сорренто (1924), Горький сохранял контакты с родиной. После 1928 года Алексей Максимович несколько раз приезжал в Советский Союз, пока не принял предложение Сталина об окончательном возвращении на родину (октябрь 1932). По мнению некоторых литературоведов, причиной возврата были политические убеждения писателя, его давнишние симпатии к большевикам, однако есть и более обоснованное мнение о том, что главную роль здесь сыграло желание Горького избавиться от сделанных во время жизни за границей долгов.

Последние годы жизни Горького (1932-1936)

Ещё во время посещения СССР в 1929 Максим Горький совершил поездку в Соловецкий лагерь особого назначения и написал хвалебную статью о советской карательной системе , хотя получил на Соловках от лагерников подробные сведения о страшных жестокостях, которые там творятся. Этот случай в «Архипелаге ГУЛАГ » А. И. Солженицына . На Западе статья Горького о Соловецком лагере вызвала бурную критику, и он стал стыдливо пояснять, что находился под давлением советских цензоров. Отъезд писателя из фашистской Италии и возвращение в СССР были широко использованы коммунистической пропагандой. Незадолго до приезда в Москву Горький опубликовал (март 1932) в советских газетах статью «С кем вы, мастера культуры?». Выдержанная в стиле ленинско-сталинской пропаганды, она призывала писателей, художников и артистов поставить своё творчество на службу коммунистическому движению.

По возвращении в СССР Алексей Максимович получил орден Ленина (1933) и был избран главой Союза советских писателей (1934). Правительство предоставило ему роскошный особняк в Москве, принадлежавший до революции миллионеру Николаю Рябушинскому (теперь – музей Горького), а также фешенбельную дачу в Подмосковье. Во время демонстраций Горький поднимался на трибуну мавзолея вместе со Сталиным. Одна из главных московских улиц, Тверская, была переименована в честь писателя, так же, как и его родной город, Нижний Новгород (который вновь обрёл своё историческое название лишь в 1991 году, при крахе Советского Союза). Самый большой самолет в мире, АНТ-20, который построило в середине 1930-х годов бюро Туполева, был назван «Максим Горький». Существуют многочисленные фото писателя с членами советского правительства. За все эти почести приходилось платить. Горький поставил своё творчество на службу сталинской пропаганде. В 1934 он выступил соредактором книги, которая восславила построенный рабским трудом Беломоро-Балтийский канал и убеждала, что в советских «исправительных» лагерях совершается успешная «перековка» бывших «врагов пролетариата».

Максим Горький на трибуне мавзолея. Рядом - Каганович, Ворошилов и Сталин

Есть, однако, сведения, что вся эта ложь стоила Горькому немалых душевных терзаний. О колебаниях писателя знали в верхах. После убийства Кирова в декабре 1934 и постепенного развёртывания Сталиным «Большого Террора» Горький фактически оказался под домашним арестом в своём роскошном особняке. В мае 1934 неожиданно умер его 36-летний сын Максим Пешков, а 18 июня 1936 от пневмонии скончался и сам Горький. Сталин, несший вместе с Молотовым гроб писателя во время его похорон, заявил, что Горького отравили «враги народа». Обвинения в отравительстве были предъявлены видным участникам московских процессов 1936-1938 гг. и сочтены там доказанными. Бывший глава ОГПУ и НКВД , Генрих Ягода , сознался, что организовал убийство Максима Горького по приказу Троцкого.

Иосиф Сталин и Писатели. Максим Горький

Кремированный прах Горького был похоронен у Кремлевской стены. Мозг писателя перед этим извлекли из его тела и отправили «для изучения» в московский НИИ.

Оценка творчества Горького

В советские времена, до и после смерти Максима Горького, правительственная пропаганда старательно затушёвывала его идейные и творческие метания, неоднозначные отношения с вождями большевизма в разные периоды жизни. Кремль выставлял его крупнейшим русским писателем своего времени, выходцем из народа, верным другом компартии и отцом «социалистического реализма». Статуи и портреты Горького распространялись по всей стране. Российские диссиденты видели в творчестве Горького воплощение скользкого соглашательского компромисса. На Западе же подчеркивали постоянные колебания его взглядов на советский строй, вспоминая неоднократную критику Горьким большевицкого режима.

Горький видел в литературе не столько способ художественно-эстетического самовыражения, сколько нравственно-политическую деятельность с целью изменить мир. Будучи автором романов, рассказов, автобиографических очерков и пьес, Алексей Максимович написал также много трактатов-размышлений: статей, эссе, воспоминаний о политиках (например, о Ленине), о людях искусства (Толстом, Чехове и др.).

Сам Горький утверждал, что центром его творчества является глубокая вера в ценность человеческой личности, прославление человеческого достоинства и несгибаемости посреди жизненных тягот. Писатель видел в самом себе «мятущуюся душу», которая стремится найти выход из противоречий надежды и скептицизма, любви к жизни и отвращения перед мелочной пошлостью окружающих. Однако как стиль книг Максима Горького, так и подробности его общественной биографии убеждают: эти притязания были по большей части наигранными.

В жизни и творчестве Горького отразились трагизм и запутанность его крайне двусмысленного времени, когда посулы полного революционного преображения мира лишь маскировали корыстную жажду власти и звериную жестокость. Давно признано, что с чисто литературной стороны большинство произведений Горького довольно слабо. Лучшим качеством отличаются его автобиографические повести, где дана реалистическая и живописная картина русской жизни конца XIX века.

устаревшее название башни

Альтернативные описания

. (устар.) шатёр, кибитка

. (древнерусское шатер, кибитка, башня) то же, что кибитка

Вежа ж. стар. намет, шатер, палатка; кочевой шалаш, юрта, кибитка; башня, батура, каланча; это значение осталось в зап. губ. арх. шалаш, будка, сторожка, балаган, лопарский шалаш, сахарной головою, сложенный остроконечно из жердей и покрытый хворостом, мохом и дерном, чем и отличается от крытых шкурами или берестою чума и юрты; он одевается пластами дерна; юрта, кибитка, переносное, кочевое жилье. Татарские племена, а за ними и русские зовут кошемную кибитку свою так, как и не напишешь: ближе всего будет эй, или немецк. oei, дом. Иде в вежю и сварши зелие... стар. клеть? кухня? Кур. вежка, полевой шалаш, балаган, сторожка. Новг. межа, грань, рубеж? Стар. устройство для рыбной ловли; вероятно каланча, вышка, черноморск. гвардия, для дозора идущей рыбы; либо тоня, ватага, с шалашами на берегу, либо сидейка, шалаш над прорубом, для ловли рыбы на блесну

Дозорная вышка на Руси

Др.-рус. башня

Древнее название башни на Руси

Древнерусская башня

Ж. об. стар. знающий, сведущий; ученый, образованный. Поп вежа, книжный, ученый и начитанный. ныне вежа и невежа относится не до учености или познаний (в знач. неученого говор. невежда), а до образования внешнего, до светского обращенья, знания обычаев и приличий. Вежество, вежство ср. стар. ученость, знание, образованность. Не дорого ничто, дорого вежество. Вежества не купи, умелось бы говорить. Дерево немо, а вежеству учит, прут. Сев. приличие, доброе поведение и обращение или вежливость ж. учтивость, учливость, учтивство. Учись вежеству: где пень, тут челом; где люди, тут мимо: где собаки дерутся, говори: Бог помощь! Вежливый, соблюдающий светские, житейские приличия, учтивый, услужливый, предупредительный. Голь мудрена, нужда вежлива. Нужда вежлива, голь догадлива. Вежливец м. перм. сиб. почетное название колдуна, знахаря, который на всех свадьбах занимает первое место, оберегает свадьбу, особ. молодых, от порчи, и распоряжается всем; он бывает нестерпимо груб и сидить за столом в шапке. Выжлевуха ж. опытная на все обряды, бойкая баба, управляющая свадьбами

Жилище на каркасе из жердей, крытое дерном, у саамов. (этнографическое)

Простое жилище на Севере

Старое название кибитки на Руси

Сторожевая башня, вышка

Сторожевая наблюдательная башня в древнерусской крепости

Устаревшее название шатра

Устаревшее название шатра и кибитки

Шатер, кибитка (устар.)

Шатер, кибитка (устаревшее)

Старое название башни на Руси

Давайте заглянем в справочную литературу, благо ее хоть пруд пруди, как говорится. Итак, ведьма - ведунья, знахарка, колдунья на Руси; женщина, занимающаяся колдовством; чародейка, спознавшаяся, по суеверию народа, с нечистою силою, злодейка; панночка из гоголевского «Вия»; сожительница черта, получившая некоторые способности, например, превращаться в разных животных; участница великого шабаша на Лысой горе; черная колдунья... И наконец, ведьма - главная героиня одноименных рассказов таких уважаемых всеми писателей, как А.П. Чехов и Оноре де Бальзак...

В гости к ведьме - в... музей

Да, существует в России уникальный музей мифов и суеверий русского народа. Как и большинство ярких и необычных музеев Золотого кольца, он - частный, созданный группой единомышленников. На улице 9-го Января в Угличе, в деревянном 2-этажном доме с небольшим двориком, окруженным забором, расположена творческая мастерская Дарьи Чужой, где при определенном настрое можно с головой окунуться в языческий мир суеверий, гаданий, легенд и мифов русского люда. Уже во внутреннем дворе можно прочувствовать атмосферу старой языческой жизни - на плетеном заборе, занесенном снегом, торчат рогатые черепа животных и чугунные либо глиняные горшки, кувшины, а кусты увешаны разноцветными тряпочками.

В тесных бревенчатых залах музея любопытный турист обязательно столкнется с множеством персонажей из русских сказок и мифов. Ут и Баба-яга, и колдуньи южных и северных окраин Руси, и мужичок-боровичок домовой, и птица феникс, и сцены из святочных гаданий, и скелет одного из раскопанных в Угличе колдунов с остатками осинового кола у ребер. Его череп наклонен глазницами вниз. Именно так раньше на Руси хоронили колдунов.

Но не только всем известные персонажи украшают музей - определенную атмосферу загадочной и волнующей старины добавляют всевозможные ступы, сосуды, корзины и полки, заваленные и увешанные всякими сушеными травками и снадобьями...

Экскурсоводы рассказывают...

Музей мифов и суеверий русского народа Дарья и ее муж Александр устроили прямо в собственной квартире двухэтажного деревянного дома на окраине Углича. Сами же и экскурсоводами там служат. Экскурсии здесь проводятся, как говорится, на высоком идейно-художественном уровне. Чувствуется, что супруги - люди по-настоящему подкованные в дохристианской истории Руси.

Наши предки хоронили колдунов и колдуний особым образом

Лицом вниз, чтобы после смерти они не могли восстать из могилы в виде упырей и шататься по земле, причиняя вред живым, - рассказывает Дарья.

А для чего в гроб клали осиновый кол? - интересуются посетители.

Осина издревле считалась на Руси удивительно энергоемким деревом, - поясняет Александр. - Кол забирал в себя всю колдовскую силу. Кстати, именно по этой причине осину у нас никогда не использовали в строительстве домов. Это дерево вытягивает жизненную силу жильцов, и они без конца болеют. А вот баня из осины

Именно то, что нужно! Ведь в нее люди ходят для того, чтобы расстаться со всем нечистым, и в этом осиновые бревна помогают как нельзя лучше. В доме по той же причине всегда держали осиновый пень - на него сажали больных, чтобы «вытянул хворь».

Стало быть, колдунья, ведьма - отрицательный персонаж?

Да нет, не всегда...

Подробности из жизни

Ведьма на Руси жила отшельницей в лесу. Собирала всевозможные травки-корешки и... лечила людей и скотину. Иными словами, творила добро. В сказках ее называют Баба-яга. Или «ага», что в переводе с тюркского означает «старейшина». То есть - старейшая баба в округе, старшая по возрасту, а значит, самая умная, ведающая тайнами народной медицины, заговоров, добрая симпатичная старушка.

А у вас самих в музее-квартире не случалось мистики какой-нибудь? - интересуются заезжие корреспонденты. Оказывается, случалось в семье и такое. Поехали супруги как-то в Петербург по делам. Рассчитывали пробыть пару дней, а отсутствовали две недели. Думали, комнатные цветы пропадут, завянут, а оказалось - все в порядке. И земля в горшках влажная... Соседи спрашивают: «Вы ключи, что ли, кому-то дали от квартиры? Кто-то у вас все время ходил, вода лилась из крана...» - «Домовой помог», - уверен Александр.

Иркутская история

Никто из нас не застрахован от воздействия темных сил. Живешь себе спокойно, а вдруг возьмет тебя кто-нибудь да и приворожит, или супруга уведет, или, напротив, принесет удачу... Скажете, выдумка, суеверие, «темнота»? А между тем известны случаи, когда магия действительно проявляла себя таким удивительным образом. Да нот беда! После того как человек получал желаемое, в его жизни или о жизни его близких начинались неприятности, конфликты, беды.

«Это случилось так неожиданно и было так страшно!» - рассказывает жительница Иркутска Марина. Дело в том, что ее любимый собирался... жениться. Но не на Марине, а на другой женщине. И вот тогда Марина решила обратиться к местной и, по слухам, всесильной гадалке-ведунье.

Ничего особенного ей делать не пришлось. Она лишь получила совет верить тому, что колдовские чары подействуют и возлюбленный не только оставит идею женитьбы на сопернице, но и навсегда порвет с нею. Марина исправно посещала гадалку, выполняла все ее поручения, наказы, читала какие-то «рассорки» на любимого и его невесту. И, как ни странно, Сережа действительно начал звонить, иногда даже назначал свидания.

«Всякий раз, когда мы встречались, - вспоминает Марина, - он жаловался на Ольгу, ее тяжелый характер и свое безвыходное положение. Свадьба долго оттягивалась. Мне становилось не по себе, хотелось уже бросить эту затею с приворотом, но гадалка заявила, что намерена идти до конца».

А ситуация между тем набирала обороты. В поле действия колдовских сил оказались не только Сергей и Ольга, но и сама Марина.

Сначала от нее отвернулись друзья, все отговаривались своей занятостью или еще чем-нибудь. Обстановка дома стала просто невыносимой: постоянные скандалы и стычки с родителями. Из-за нервных срывов Марина заработала себе невралгию. По причине долгого отсутствия в институте над нею нависла угроза отчисления. «Когда я задумалась, почему на меня навалилось все сразу, - рассказывает Марина, - ответ пришел мгновенно: я делаю зло другим и сама же за него расплачиваюсь. Короче, бумеранг. На фоне всех несчастий была одна радость: Сергей все-таки вернулся ко мне. Он отменил свою женитьбу на Ольге, она уничтожила их будущего ребенка...

С тех пор прошло два года. Я вышла замуж за Сережу. Детей у нас нет. Честно говоря, я пока боюсь даже думать о них. Все время мучает сомнение: вдруг мое злодеяние отразится на нашем ребенке, ведь Ольга убила своего из-за меня... Ох, даже подумать страшно! Да и мы с Сережей хоть и любим друг друга, живем как кошка с собакой. Несмотря на то, что я добилась своего, мне все-таки хочется все вернуть обратно. Чувство какого-то преступления мучает меня все время...»

Ну а та самая бабка-ведунья живет в Иркутске и уже много лет имеет репутацию колдуньи, занимаясь исцелением, заговорами и другими подобными деяниями. Назвать свое имя обратившемуся к ней корреспонденту женщина отказалась: «Не только осуждение на себя навлечешь, но и дар можешь потерять, - говорит она таинственным голосом. - Пусть некоторые называют меня колдуньей, ведьмой, ворожеей - это их дело. Я просто помогаю людям в их житейских бедах. О том, что колдовство - это смертный грех, слышала, но то, чем я занимаюсь, ведь чаще всего делается на благо человека, поэтому думаю, что Бог меня простит...»

Когда же корреспондент напомнил колдунье историю с Мариной, она только покачала головой и сказала: «Да мало ли кто ко мне приходит, всех не упомнишь! А что она получила, так ведь сама хотела. Все знают, что чем-то надо жертвовать, когда решаешься на такое».

— Наши давние предки хоронили ведьм и колдунов лицом вниз, чтобы после смерти они не превратились в упырей и не мешали жить людям.

— А для чего в гроб клали осиновый кол?

— На Руси осину считали особенным деревом, которое способно втягивать в себя всю негативную энергию. Кстати, это дерево не использовали при строительстве домов. Легенды гласят, что осина втягивает в себя жизненную силу жильцов, и люди в таких домах могут бесконечно болеть. А вот баню, наоборот, было принято строить только из осины! Ведь в баню люди ходят не только помыться, а смыть с себя еще и все зло, считалось, что именно это дерево помогает лучше всего избавиться от всей нечисти. А еще в каждой избе держали осиновый пень, на которого усаживали больных, чтобы «хворь забрал».

— Получается, что ведьма — отрицательный персонаж?

— Не всегда…

Рассказывают экскурсоводы и основатели музея суеверий русского народа супруги Дарья и Александр. Музей они устроили прямо на своем участке в двухэтажной деревянной избе в городе Углич.

Подробности из жизни русских ведьм

На Руси ведьмы жили отшельниками далеко-далеко в лесу. Они собирали различные травки, корешки, ягоды и грибочки. Лечили людей и домашний скот. Иными словами, на Руси творила только добро. В народных сказках ее называют Баба-Яга. Слово «Ага» это тюркское слово, которое переводится на русский язык, как старший. То есть Баба-Яга — старейшая бабка в округе, и по возрасту, и по знаниям.

— А у вас самих в жизни случались мистические случаи.

— С нами нет, а вот с одной нашей родственницей – да. Та история, кстати, и стала причиной того, что мы решили построить этот музей.

История о ведьме

Девушка по имени Мария, не могла найти спокойствия, ее любимый собрался жениться. Но не на ней, а на другой. И вот тогда Маша решила обратиться за помощью к местной ведьме.

Девушка исправно посещала бабку-гадалку, строго выполняла все ее наказы, читала какие-то заклинания и пила чаи из волшебных травушек. И, как ни странно, Станислав начал звонить Маше, и даже приглашать на свидания.

«Каждый раз, когда мы встречались, — рассказывает Маша, — он жаловался на Оксану, на ее скверный характер и свое сложное положение. День свадьбы постоянно откладывался. А я уже просто устала, хотелось уже бросить это дело с приворотом. Но бабка настояла на том, что следует идти до самого конца».

Тем временем, ситуация начала набирать обороты. От Маши отвернулись друзья, все как один отговаривались своей занятостью. Отношения с родителями тоже испортились. Из-за нервных срывов девушка заработала невралгию. А по причине частого отсутствия Машу отчислили из университета.

«Я задумалась, почему столько беды на меня навалилось, — рассказывает Мария, — ответ появился быстро: я делаю зло Оксане. И это зло, как бумеранг возвращается ко мне. Однако, я своего добилась, Станислав женился на мне. А позже, я случайно узнала, что Оксана сделала аборт.

Выходит, что Оксана убила своего ребенка из-за меня… Как мне страшно постоянно думать об этом! Да мы со Станиславом любим друг друга, однако обстановка в нашем доме очень напряженная, мы постоянно ссоримся…».

Посетители музея спрашивают у Александра и Дарьи:

— Вы же говорили, что ведьма – не отрицательный персонаж? Однако, эта история говорит об обратном.

— Ведьма, сделала добро Маше и зло Оксане. Каждая, знающая свое дело ведьма говорит, что когда решаешься на такое, нужно чем-то жертвовать.