Мнение Участкового. Цыгане. Фоторепортаж из цыганского табора

Журнал "Огонёк" поместил статью о цыганах-котлярах , которые попытались переехать на новое место жительства - в Архангельск. История эта получила большой резонанс в СМИ, поскольку городское руководство постаралось выгнать переселенцев. Естественно, для того, чтобы обосновать эту акцию, требовались негативные факты. Но несмотря на пристальное внимание милиции, никаких зацепок вроде участия в наркоторговле не нашлось. Об этом, собственно, и была статья "Граждане цыгане".
Сразу после публикации на интернет-форуме началось обсуждение (forum.ogoniok.com). Оно выявило, что в российском обществе сильны расистские стереотипы. Подавляющее большинство откликов пылало ненавистью к автору, правозащитникам и всем, кто считает цыган за людей. Я отобрал три характерные цитаты. Они очень показательны для обсуждаемого здесь мифа. Участники дискуссии считают целый народ чем-то вроде мафии. Они уверены, что единственный источник цыганских доходов - криминал. А в то, что бывают трудящиеся цыгане, они просто не верят:

Всех цыган в газовую камеру. Законопослушных цыган НЕТ. если они не знают слова наркотики, значит они воруют. Не надо вот это цацкаться, мол, нельзя арестовать без доказательства. Надо просто всех цыган брать пачками и уничтожать!!!


Более ненавистных тварей трудно себе представить! То что они не воруют и не торгуют наркотиками ЭТО ЛОЖЬ, ибо не могут эти отбросы общества не воровать и не обманывать, так же как мухи не могут не жрать говно!


Таборные цыгане "хотят работать", ходить на службу, да поморцы-ксенофобы их не берут? Где, кем, когда они в нашем смысле слова работали?

Не надо строить иллюзий, что так высказываются только маргиналы. Достаточно почитать нашу прессу, чтобы убедиться в точно таком же настрое многих журналистов. Выражения поприличнее, а суть та же. "Взрослые мужчины у цыган традиционно тунеядствуют".- пишет журналист С.Алтунин ("По цыганским понятиям". Вне закона. 19.IX.2001. С.4.). Ему вторят десятки и сотни коллег…

Но откуда им знать о реальном положении дел? Дальше криминальной хроники работники СМИ в поисках материала не заглядывают. А не мешало бы зайти в аудитории ВУЗов. Там можно встретить немало цыганских студентов.
Было бы неплохо пройтись по цыганским семьям с простым вопросом: "Кто у вас где работает?" Ручаюсь, что результат будет самый неожиданный... Наркоторговцы и гадалки-мошенницы заслонили в общественном сознании людей, сознательно влившихся в русские трудовые коллективы. Рабочие, инженеры, врачи, водители, парикмахеры цыганской национальности живут - подобно большинству россиян - от зарплаты до зарплаты. Они отдают свои силы на то, чтобы в магазинах продавались еда и товары, чтобы в домах было тепло, а на улицах и в конторах чисто. Началось это не сегодня. Поговорите, например, с цыганкой из известной семьи Масальских - Алевтиной Александровной, 34 года проработавшей формовщицей колбас. Её пенсия не велика, но сколько достоинства в её рассказе о трудовой биографии! Она уверена, что принесла обществу не меньше пользы, чем родственники-артисты. Андрей Васильков всю сознательную жизнь проработал шахтёром в Луганской области. Андрей Иванович Сильницкий 30 лет отдал металлургическому заводу в Останкино. Подобные примеры можно приводить тысячами. Русские, работавшие с цыганами бок о бок, подтвердят мои слова: если цыган берётся строить дома или возделывать землю, ремонтировать машины, или делать ювелирные украшения, у него это получается не хуже, чем у прочих. Лишь одна черта выделяет цыган на фоне других наёмных работников: они подчёркнуто щепетильны, ибо знают о негативном стереотипе, существующем в сознании россиян. Горький опыт подсказывает им, как легко оказаться без вины виноватыми в любой конфликтной или неординарной ситуации.
Поймите меня правильно. Я не пытаюсь отрицать тот факт, что у цыган торговля считается более престижным делом, чем производство. Но нельзя же стричь всех под одну гребёнку! Кто-то стоит на рынке с дублёнками или обувью. Кто-то (журналисты правы) сидит за мошенничество или героин. Но очень многие учатся или работают. И обществу пора бы этих людей заметить.
Иногда мне бывает очень жаль, что россиянам недоступна цыганская пресса. Там нередко публикуются статьи в жанре трудовых биографий. Очень показательным выглядит письмо Оксаны Попенко, напечатанное в газете «Романi яг», 11 августа 2004 года. Редакция дала этому материалу заглавие "Нам есть чем гордиться".

"О цыганах в прессе почти всегда говорят только в связи с чем-либо негативным, криминальным и беспросветным. Мне это очень неприятно. Поэтому я хочу рассказать о позитивном – о своей большой цыганской семье, которая, я полагаю, заслуживает газетной публикации.
Мой отец – Матусевич Николай Александрович происходит из большой семьи. У него пятеро братьев, была и сестра. Детские годы его прошли в кочевье. Кочевали они по всей Украине. С 1954 года стали жить оседло, поселились в селе Макошино Лынского района Черниговской области.
Старший брат – Матусевич Василий Александрович, имеет высшее образование. Закончил Харьковский медицинский институт, вернулся в родное село и два года проработал в больнице хирургом. Женился на цыганке, уроженке Москвы. Переехал в столицу и стал работать в клинической больнице заведующим хирургическим отделением, сам тоже оперировал. За свой нелёгкий труд награждён правительственными наградами, он – заслуженный хирург, у него орден «Дружбы народов».
Его супруга – Светлана закончила Московский электромонтажный техникум. Всю жизнь проработала инженером. Сейчас на пенсии.
Их сын Александр Васильевич после армии закончил Московский институт мясомолочной промышленности. Теперь – инженер на Лианозовском молочном комбинате.
Ещё один брат – Матусевич Фёдор Александрович – закончил профессионально-техническое училище. Всю жизнь работает шофёром на дальних рейсах. Его супруга – Ирина Владимировна – имеет высшее образование, по специальности - экономист.
Сын Алексей закончил Черниговское училище по специальности – авто-слесарь, сейчас служит в армии. Дочь Анна Фёдоровна – зубной техник, выпускница Черниговского медицинского училища, работает в стоматологической больнице и заочно учится в Черниговском педагогическом университете, на факультете психологии.
Средний брат – Матусевич Михаил Александрович, после армии работал токарем на заводе в родном селе. За свой труд единственный в Черниговской области награждён «Золотой звездой ЦК ВЛКСМ». Сейчас он живёт в Черкассах, работает электрогазосварщиком в троллейбусном управлении. Его супруга Леария Федосеевна имеет высшее образование, начальник планового отдела. Их сын Андрей Михайлович закончил Черкасский государственный педагогический университет, теперь – преподаватель Государственного технического университета. Дочь Любовь Михайловна тоже закончила ГПУ, работает инструктором в Институте лечебной физкультуры.
Мой отец, самый младший брат из династии Матусевичей – Николай Александрович закончил в Брянской области железнодорожный техникум. Мама, Екатерина Николаевна, детство провела в шатрах. Их в семье четверо: три сестры и брат. В 1956 году после Указа осели в Рыпкине. У мамы так сложилась жизнь, что она не смогла окончить школу. Она и её сестра Раиса Николаевна почти с 16-летнего возраста работали на швейной фабрике, обе обладали музыкальным даром. Сёстры начали петь в художественной самодеятельности, их прекрасные голоса очаровывали публику не только в области, но и во всей Украине. Сёстры, которые не имели специального музыкального образования, были приглашены на работу в Черниговскую филармонию, с концертами объездили всю Грузию и другие республики Советского Союза.
Младшая сестра Николая Александровича – Иванова Мария Николаевна тоже гордость нашей семьи. Выпускница Черниговского юридического техникума, она поступает
в Харьковский юридический институт и заканчивает его. Сейчас она работает юристом-адвокатом. Мария Николаевна защищает интересы, в первую очередь, цыган, но также и украинцев.
Теперь мои родители – Николай Александрович и Екатерина Николаевна – пенсионеры, у них многолетний стаж работы. Всю жизнь они старались, чтобы их дети, то есть я с братом Игорем, получили образование. В детстве нас отвели в музыкальную школу. Я училась по классу аккордеона, брат – по классу баяна. Потом мы поступили в музыкальное училище. Игорь дважды завоёвывал первые места на смотре трёх республик – России, Украины и Белоруссии. Скоро он заканчивает Киевскую консерваторию. Я после окончания музучилища работала преподавателем в музыкальной школе. Высшее образование получила заочно, окончив Нежинский педагогический университет. Мы с братом очень благодарны своим родителям, и дай Боже нам хоть бы в сотой мере отдать своим детям столько, сколько отдали нам наши любимые родители своего здоровья, тепла, энергии и финансов. Теперь, независимо от того, в какой среде мы находимся – среди цыган или среди украинцев, наше образованность помогает нам держаться достаточно уверенно и независимо.
Уважаемые читатели, в этом рассказе про семью Вы нашли только факты про образование моих родных. Я умышленно сделала такой фактический подсчёт; хотелось показать, что образованность и необразованность (так же, к слову, как и порядочность-непорядочность, хорошее-плохое, красивое-отвратительное) – это такие простые истины.
А истины, как известно, не имеют нации, цвета лица, а также и вероисповедания".

Вот сведения о трудовых биографиях цыган, опубликованные в газете "Рома и мир" (Ростов-на-Дону) №2, 1999 год:

1) Губарев Иван Гаврилович - родился 19 января 1939 г. в Новошахтинске. В 1956 г. начал работать в центральных электротехнических мастерских комбината Ростовуголь - молотобойцем и учеником кузнеца. Всё время работал на одном месте. Его избрали профоргом цеха. Неоднократно награждался как победитель в соцсоревновании. Указом Президиума Верховного Совета от 1 марта 1978 г. Губарев награждён Орденом трудовой славы 3-й степени. В сентябре 1985 г. награждён медалью "Ветеран труда".
2) Лиманский Фёдор Николаевич родился в феврале 1955г. в Вешенском районе, шахтёр-забойщик. Работал на шахте "Майская" с 1975г. Награждён двумя орденами "Шахтерская слава".
3) Гаманов Александр Иванович родился 22 июня 1940г. Работал в колхозе "Рассвет" в Большекрепинской Родионово-Несветайского района Ростовской области с 1956 по 1963г. Отец его в 1941г. ушёл на фронт и погиб. С 1964 по 1978 г, Александр Гаманов работал кузнецом - шахта №43 Степановское Шахтоуправление Новошахтинского района Ростовской области. С 1978 по 1990 г. стал работать шахтёром на этой же шахте. Работал отлично. На пенсии с 1990 г.
4) Кутенков Василий 1940 г. Рождения. Всю жизнь работал кузнецом, на пенсии давно, продолжает работать.
Цыганские учителя работают в школах Ростовской области.
1) Иващенко Геннадий Гаврилович - учитель истории и директор школы в Россоши Тарасовского района.
2) Немцева Анна Петровна - учитель русского языка и литературы в г. Морозовске.
3) Лукьяненко Василий Васильевич - учитель математики в г. Каменске.
4) Петренко Иван Иванович закончил Ростовское художественное училище им. Грекова, учитель ИЗО в Пролетарске.

В той же газете "Рома и мир" (№1. 1999 г.) есть следующие данные:

1.Беликов Николай Васильевич, трудовую деятельность начал в 1977 г. водителем и стаж по этой профессии 10 лет. Учится в это время без отрыва от производства в Таганрогском строительном техникуме В 1988 г. он поступает на работу во вневедомственную охрану Орджоникидзовскаго района контролёром и потом его направляют охранять завод ЖБИ. В 1990 г. он назначается на должность начальника охраны. За все время работы на заводе он характеризуется только с положительной стороны. С его помощью в охране завода наведен порядок, капитально отремонтировано ограждение территории; в цехах завода установлены ограждения, запоры, препятствующие проникновению посторонних лиц с целью хищения. В многонациональном коллективе завода АО "Стройдеталь" Беликов Н.В. пользуется заслуженным авторитетом.
2. Беликов Иван Васильевич учился в школе, служил в армии. Работал шофёром в г. Таганроге. В г. Ростове-на-Дону работал на заводе сантех-аппаратуры литейщиком цветного металла.
3. Люба Чучукова училась в медицинском училище, работает уже много лет медсестрой.
4. Николай Иванович Беликов родился в г. Шахты в 1959 г. Окончил ТПТУ и стал слесарем-сантехником. Работал на разных предприятиях. Сейчас живёт и трудится в г. Крутой, Цимлянского района.
5. Виктор Иванович Беликов родился в г. Ростове-на-Дону в 1962 г. Закончил железнодорожное училище в г. Батайске. Служил в армии. Работал электросварщиком в г. Батайске.
6. Юрий Иванович Беликов родился в 1966 г. Учился в ТПТУ и стал штукатуром-маляром. Служил в армии и затем работал на заводе Кр. Аксай. Сейчас живёт и трудится в г. Новошахтинске.

Наверное при следующем обновлении сайта мне надо будет собраться с силами, и сделать целую рубрику из подобных статей. Как знать - может быть, хоть кого-то обильный документальный материал заставит задуматься?

О цыганах ходит множество мифов, в том числе их нередко пытаются представить совершенно нецивилизованной нацией, погрязшей в криминале и разврате… Между тем, у этого народа существует довольно сложная система культурных и морально-этических ценностей. Значительное место в ней занимают разнообразные табу.

Понятие скверны

В первую очередь, понятие «скверны» связано с нижней частью женского тела. Причем речь идет только о замужних или половозрелых женщинах. Считается, что ниже пояса женщина является «нечистой» и любой контакт с ней может осквернить. Даже если она просто пройдется над чем-то или над кем-то. Единственное исключение – исполнение супружеских обязанностей.

Ни в коем случае нельзя прикасаться к одежде, которую цыганка носит ниже пояса, или ее обуви. Если семья живет в двухэтажном доме, то женщинам нельзя подниматься на второй этаж – туда допускаются только девочки и девушки. Если на верхнем этаже дома побывала цыганка, мужчинам-цыганам нельзя входить в этот дом, дабы не оскверниться.

У мужчин все, что ниже пояса, тоже почитается «нечистым», но область распространения «скверны» меньше, чем у женщин.

«Оскверненными» считаются вещи, которые используют женщины во время беременности, родов и в послеродовом периоде. Впоследствии они уничтожаются. С беременными женщинами и роженицами стараются не контактировать.

Если человек умирает, то все вещи, к которым он прикасался, тоже объявляются «нечистыми». Их хоронят вместе с хозяином.

Априори нечистым считается мясо собак и кошачьих, так как эти звери имеют привычку вылизывать свои половые органы. Цыганам нельзя есть конину, так как они считают коней своими «братьями». А вот говядину, свинину, баранину, курятину никто употреблять в пищу не запрещает.

«Оскверненные» цыгане становятся изгоями. К ним нельзя прикасаться, есть с ними за одним столом. Через какое-то время постановляют, что «скверна» с такого человека сошла и он очистился. Но не во всех случаях дело заканчивается так благополучно. Если один цыган «осквернил» другого намеренно или попытался скрыть свое «осквернение», его могут изгнать из сообщества навсегда.

Иногда к «осквернению» приговаривают за какой-либо проступок. Чаще всего это касается мужчин. Такому цыгану обрезают волосы, усы и бороду, а потом одна из цыганок ударяет его по голове или лицу специально принесенной юбкой. Он становится «оскверненным» до тех пор, пока его не простят. Приговоры выносит «цыганский суд», состоящий из наиболее уважаемых в сообществе людей.

Подобное наказание может следовать за воровство у своих (к кражам у нецыган это, как правило, не относится), изнасилование, убийство, предательство интересов своего клана.

Брак и половая жизнь

Отношение к браку и половой жизни в разных цыганских сообществах разное. У одних допускаются измены мужа, а жены – нет. У других неверность вообще не поощряется. Где-то проституция вообще не допускается, где-то – только для мужчин или только для женщин. Где-то запрещены однополые связи, а где-то на них смотрят сквозь пальцы…

Цыганский закон требует, чтобы взрослые цыганки скрывали свои бедра и колени (поэтому они носят длинные широкие юбки). А вот демонстрация груди кормящими матерями обычно не возбраняется.

В большинстве цыганских сообществ девушка должна вступать в брак целомудренной. Наутро после первой брачной ночи принято показывать гостям ночную рубашку или простыню с пятнами крови. Потом молодую переодевают в красное платье. Кстати, хотя браки между цыганами заключаются в достаточно раннем возрасте (14-16 лет), обязательным условием является, чтобы и жених и невеста к этому моменту достигли половой зрелости.

Застольные традиции

Особый этикет связан с застольями и приемом гостей. Женщины обычно сидят отдельно от мужчин – по разные стороны стола, за другим столом или вообще в другом помещении. При этом женщинам не рекомендуется проходить перед сидящим мужчиной, предписывается обходить его сзади или становиться к нему спиной.

Младшим членам семей (даже если они уже взрослые люди) запрещается употреблять спиртные напитки при старших, или же необходимо спрашивать у них разрешения.

Считается крайне невежливым отказываться от угощения. Если ребенку в гостях понравилась какая-то вещь, ее дарят, за исключением дорогостоящих предметов, таких, как бытовая техника или драгоценности.

Для различных ситуаций используются определенные речевые формулы. Их необходимо употреблять, причем непременно на цыганском языке, даже в разговоре с людьми другой национальности.

О жизни цыган мы знаем не много. Но кажется, и этого достаточно для того, чтобы в обществе сформировалось непоколебимое убеждение: цыганский народ состоит исключительно из воров, наркоторговцев, мошенников и попрошаек. Корреспонденты Оnliner.by отправились в гости к гомельским цыганам и посмотрели, так ли все однозначно.

Отыскать цыган нетрудно. Но сам к ним не пойдешь: чужака, а уж тем более журналиста, они к себе не подпустят. Действовать нужно через доверенное лицо. Оказалось, что найти такое непросто. Интернет и телефонный справочник единодушно выдали номер организации гомельских ромов, но по нему ответили, что это квартира и здесь таких нет. В отделе по делам религии тоже развели руками. Мол, раньше цыгане с властями больше знались, а теперь вот ушли в подполье. Участковые на просьбу провести нас по цыганским адресам порекомендовали забыть об этой идее. «С хорошими цыганами мы по долгу службы не сталкиваемся. У тех же, с которыми общаемся, вам делать нечего», - отрапортовали милиционеры. После двух часов безрезультатных поисков удалось выудить информацию об общественном объединении «Социальные проекты». С недавнего времени организация вызвалась помогать гомельским цыганам. Через нее-то мы и вышли на представителя ромской диаспоры. Нет, не барона. Николай назвал себя координатором недавно зарегистрированной цыганской общины «Романо Дром» и с радостью вызвался помочь.

- Обидно, что про нас думают только плохое. Среди цыган много хороших людей, которые честно трудятся, ходят на работу, в церковь, ведут обычный образ жизни. У любой нации найдутся нечистые на руку люди, но из-за них ведь никто не называет плохим весь народ. Преступники есть везде, и от национальности это не зависит, - изливает накипевшее за долгие годы Николай.

На стареньком Nissan мы едем к его племяннице Раде. Ей понадобилась какая-то помощь по хозяйству. Сворачиваем с Барыкина на Сосновую и останавливаемся возле старого кирпичного дома.

- Здесь раньше много цыган жило. Такие дома были! Вон тот большой и вон тот, - обводит рукой окрестности Николай. - Это сейчас коттеджи стало модно строить. А в советские годы двухэтажные дома были только у цыган. Но сегодня многие из них распроданы русским.

- Зачем?

- Кто за долги, кто уходит в квартиры, а кто переезжает в другое место в поисках лучшей жизни.

- А сейчас цыгане кочуют?

- Да нет. Слышал, что в России кочевой образ жизни ведет 1% цыган. Думаю, у нас и того меньше.

Нас встречает скромно одетая цыганка с большими золотыми серьгами в ушах. Просит не разуваться и зовет за стол. На небольшой кухне - скромная мебель, в углу - печь, чисто. Рада наливает чай и извиняется за отсутствие лакомств: не успела сходить в магазин.

15 лет назад от Рады ушел муж. С тех пор она одна. Сначала растила детей. Теперь - внуков. С гордостью рассказывает о том, что дочь получила образование: закончила 11 классов. Сын, правда, не успел - в 9-м женился. Теперь у него две дочки. На подходе третий ребенок. О своем прошлом цыганка рассказывает с удовольствием, а вот от фотокамеры уворачивается. На очередную попытку фотокора заполучить колоритный снимок выругалась на своем языке и одарила суровым цыганским взглядом. После такого направлять объектив в ее сторону уже не хотелось. Зато внучку Рада презентовала без тени стеснения. Трехлетняя Злата словно создана для фотосессий.

Рада рассказывает о том, как трудно живется. Денег совсем нет. Выручают огород и хозяйство: женщина держит корову, свиней. Продает молоко и мясо.

- А гадать не пробовали?

- Не верю я в это. Моя мама гадала, чтобы выжить. Но я знаю, что она толком-то и не умела этого делать. Там у нас на Крайней была одна гадалка. Вот она была настоящая - к ней все начальство города и даже прокуроры ходили. А все остальные… Не верю я им, - машет рукой цыганка.

В семье работает только дочь Рады. Сын сидит дома. И это норма. В перманентном поиске рабочего места пребывают многие цыганские мужчины. Спроси у любого из них, где он работает, и 8 из 10 непременно скажут: только что уволился, ищу новую. Но тунеядца у цыган никогда не попрекнут куском хлеба. К проблеме постоянной нехватки денег у этой нации отношение философское.

Недавно у Рады повалился забор. Говорит, помогали всем цыганским миром: «Кто пятьдесят тысяч давал, кто сто - так и собрали деньги. Отремонтировали и поставили», - с гордостью рассказывает женщина.

Племянник Рады Иван долго не хочет нас отпускать. Просит передать привет одному нашему знакомому тележурналисту. «Он мой друг. Мы вместе в детстве росли», - не обращая внимания на наше удивление, рассказывает цыган.

Пока стоим, мимо дома проезжают две груженные ломом повозки. И один велосипед. Рядом - пункт сдачи металлолома.

- Где они берут столько металла?

- Собирают. Иногда скупают за бесценок, а потом перепродают.

- У милиции другая версия…

- Не-ет. У нас никто не ворует.

В своем ответе Иван так убедителен, что дальнейшие расспросы о природе возникновения металла в цыганских закромах становятся бессмысленными. Тем временем велосипедист с пустым багажником возвращается назад. Заработал 65 тыс.

- Негусто, - оценивает доход соседа Иван. - Но ведь и их никто не даст.

Две девочки погодки - Сандра и Рената - с любопытством разглядывают неместных. У Сандры светлые волосы. Говорят, такое у цыган случается, когда мешается кровь.

Свою маму, наполовину цыганку, наполовину украинку, сестры не помнят. Она оставила их, когда те еще ползали. Что-то не заладилось у нее с мужем и отцом девочек, собралась да уехала на родину в Украину. Теперь детей растят бабушка и тетя Зоя.

Малышки проводят экскурсию по дому. Хотя демонстрировать здесь особо нечего. В гостиной из мебели только диван и стол. В других комнатах - видавшие виды комоды и кровати. Сестры показывают, кто где спит. Из их рассказа получается, что членов семьи как минимум в два раза больше, чем спальных мест в доме.

На прощание угощаем девочек жвачкой. Они просят еще.

Следующий адрес - дом Николая и Альбины. Во дворе две машины. Одна - подержанная иномарка, вторая… верно - «Жигули». О многолетней преданности цыган именно этой марке авто ходят легенды. Сами цыгане свою любовь к ВАЗу объясняют просто: любую поломку в этом автомобиле можно исправить самостоятельно, не прибегая к помощи автослесаря.

На пороге нас встречает глава семейства - мужчина лет пятидесяти. В руках у него молоток: хозяин починяет дверь в гостиной. Нас тут же усаживают на диван. Судя по обстановке, здесь живут крепкие цыганские середнячки. На полу ковры, на стене - многодюймовый телевизор.

С Николаем и Альбиной в доме проживает еще восемь душ: три дочки, сын с невесткой и трое внуков. Все они каким-то чудом размещаются всего в двух комнатах.

Молодежь, заслышав звуки затвора фотокамеры, заперлась в зале.

- Не надо нас фотографировать.

- Почему?

- Потом все смеяться будут и обсуждать, - объясняет одна из девушек. После чего берет веник и начинает мести пол возле порога. Где-то приходилось слышать, что если уж цыганка при гостях делает такое, расположения от нее не жди.

Ситуацию разрядила средняя дочь - Вера. Она только что вернулась с работы. Одета девушка по последней моде. Юбка не в пол, а до колена.

- Такую длину можно, пока не замужем, - поясняет цыганка. - А замуж выйдешь - уже от мужа зависит. Одни разрешают, другие - нет.

- Ой не знаю. Мне бы и разрешил муж - не надела бы. Стыдно это. Знаете, как наши люди говорят потом? А! Это она уже мужика другого захотела, так юбку такую надела. Нет, это позор так ходить, - выговаривает Вере ее сноха.

- А это правда, что замуж берут у вас только девственниц?

- Конечно. У нас даже обычай такой - на свадьбе простыню выносят. И всем гостям показывают. Если девушка нечестная оказалась - позор ей и всей ее семье потом.

После таких откровений девушки оттаяли и согласились-таки на фотосессию. Пошли наряжаться. Чтобы гости не скучали, глава семейства включил DVD с цыганскими песнями. В клипах лошади всех пород и мастей галопом скачут по ЖК-экрану. Цыган, затаив дыхание, не сводит с гнедых своих горящих глаз.

- Ну, посмотри, какие красавцы! - причмокивает Николай.

- А у вас есть лошадь?

- Был конь. Продал, - вздыхает мужчина. - Деньги нужны были. Но обязательно куплю. Какой же цыган без коня?

Через 15 минут вышли наряженные девушки.

Еще позже цыганок и вовсе как подменили. Позабыв о том, с чего начиналась наша встреча, они разговорились и рассказали о своей главной проблеме - безработице.

- Стоим с мамой на бирже. Как только там для нас находится подходящая работа, нам дают номер телефона. Мы звоним. Нам говорят: «Да, приходите». Приходим, видят, что цыганка, и отказывают. Уже не знаем, сколько раз такое было. Обидно. Мы ведь хотим работать. Почему к нам такое отношение? - недоумевает Светлана. - Пусть бы спросили о нас, узнали бы, что мы честные и порядочные. Вон, наша Вера уже сколько на «Стеклолюксе» работает! И начальство довольно ею.

Цыганское радио сработало исправно. Прослышав, что на его земле журналисты, в дом Николая и Альбины пожаловал сам барон. Впрочем, обряд посвящения в бароны Жан не проходил. Просто, будучи уважаемым человеком, взял на себя обязанности по поддержанию в округе порядка. Вот и сейчас приехал посмотреть, все ли спокойно. Убедившись в нашей адекватности, цыганский предводитель засобирался домой, кинув с порога:

- Ну что? Когда закончите, жду вас у себя?

Дом барона не спутаешь ни с каким другим. Выглядит внушительно, но без особых изысков. Никаких расписных башенок и мозаичных витражей из цветного стекла. Зато внутри - и хрустальные люстры, и мейсенский фарфор…

Жан проводит нас по дому. Знакомит с приятной моложавой женщиной - это жена Светлана, с единственной дочерью Златой и самой большой своей радостью - внучкой Раминой.

- Хочу, чтобы она артисткой была, - не сводит глаз с девочки барон. Глядя на Рамину, которая в свои четыре года не поленилась нарядиться к приходу гостей, в ее артистическом будущем совсем не сомневаешься.

Почему цыгане? Потому что, где цыгане - там проблемы, а где проблемы - там участковый. Признаюсь, перед словом "цыгане" мне всегда интуитивно хочется вставить слово "бл..ть", но текст коверкать не буду, так что пишем "цыгане", "бл..ть" - в уме. Есть несколько, возможно, субъективных причин, почему я их, мягко говоря, недолюбливаю:

1. Цыгане не работают. Правильно, нах... работать, мы же цыгане, все, что нам надо, мы спиз...им. За время работы опросил не один десяток цыган, и всякий раз, следуя необходимости, задавал вопрос "место работы?" с чувством будто спрашиваю у 16-ти летнего подростка: "дрочите ли вы?" Я уже коснулся второго пункта своего меню в первом, поэтому не будем откладывать его в долгий ящик:

2. Цыгане воруют. Это не ярлык, у них у всех реально мозг заточен только на то, чтобы отнять чужое. Вот небольшой перечень похищенного, из моей практики, где главными действующими лицами были цыгане: лошади, коровы, автомобили, велосипеды, магнитолы, жены, кошельки, дамские сумки, золото, продукты, деньги. Да, да, вам не показалось, они до сих пор воруют себе жен. Не все, и уже не так часто, но они продолжают это делать. Лично выезжал на три таких случая (веселье было то еще). В этой ситуации радует только одно, что похищаемые невесты тоже цыгане.

3. Цыгане размножаются неизвестным науке способом. Цыганские жены находятся в перманентном состоянии беременности. Единственное на что они отвлекаются в процессе родов, так это на то, чтобы забеременеть снова. По приезду в цыганские логова (домами это назвать трудно) меня всегда встречал выводок из 10-15 цыганчат, причем каждый раз это были разные дети разных возрастов. Цыганские дети достойны отдельного пункта, но попробую обобщить все в одном:

4. Цыгане наглые. Наглость они впитывают с молоком матери. Десяток детей обступает тебя со всех сторон и начинается экзекуция. Двое тянут за штанины в разные стороны, двое хватают за руки, пятый пытается из кобуры вытащить ПМ, один уже бегает по двору в моей фуражке, а четверо дербанят портфель. С возрастом это качество в поведении не пропадает, а наоборот, преобладает над остальными. Одна пожилая цыганка, которую я видел впервые и пытался опросить, без тени стеснения, достала из подола две тысячные купюры, кинула их передо мной со словами: "дарагой, не надо нас больше беспокоить, мы люди добрые, зла никому не желаем" и добавила "если нас не трогать".

5. Цыгане дурно пахнут. Есть много специфических запахов, которые, вкусив однажды, тебе уж никогда не позабыть. Цыганский запах в моем личном рейтинге находится по соседству с ароматом деревенского сортира и нотками бомжовского притона. Оттенки этого амбре я бы описал, как смесь навоза с паровозом. Более подробно на этом пункте не останавливаюсь, простите, уж больно у меня на запахи хорошая память.

6. Цыгане толкают наркоту. Из неработающих цыган те, кто не ворует, приторговывают героином, кокаином, марихуанной, гашишем, маковой соломкой... в цыганском супермаркете выбор приличный и санкции им нипочем. С наркотой связана одна древняя цыганская традиция: если на обыске в цыганском логове найдется наркота, то обязательно объявляется какой - нибудь старый слепой безногий цыганский дед, который заявит, что наркотиками он облегчает свое бренное существование и возьмет все на себя. Если дед сидит, то выйдет бабка и так до бесконечности... а супермаркет продолжает работать. Практически во всех фактах сбыта был прямой или косвенный цыганский след.

7. Цыгане не умеют читать и писать. И не хотят учиться. Не исключаю, что существуют разумные представители древнего рода, но мне такие не попадались. На моей памяти был один типичный цыганский элемент, который под предлогом "не умею читать и писать" не поставил ни одной подписи в трехтомном уголовном деле. Просидел шесть месяцев под стражей и искренне по своей тупости полагал, что его выпустят на свободу в зале суда, т.к. в деле нет его подписей... получил 9 лет и 6 месяцев колонии строгого режима.

8. Цыгане - врунишки. Кто - то называет это гипнозом, кто - то колдовством, а я называю это враньем. Любимое времяпрепровождение цыган врунишек - под предлогом снятия порчи выносить из квартир доверчивых и особо впечатлительных граждан деньги и драгоценности. К этой же категории можно отнести и разного рода гадалок и предсказательниц.

9. Цыгане не болеют. Я много раз наблюдал цыган, спящих в холоде на открытом воздухе, их детей, жующих грязь, но ни разу не видел цыган в очереди на прием к терапевту или педиатру. Вывод, либо они бессмертные, либо не болеют.

10. Цыгане - инопланетяне (no comments).

Каждый решает сам, любить цыган, не любить, или просто не замечать, мне они выбора не дали...

P.S. одна знакомая цыганка мне нагадала, что тому, кто первый запостит здесь Томми из Большого куша, ничего за это не будет.