Зарождение и история кукольного театра. Классного часа "Откуда мы родом. История русской куклы"

Цель : познакомить с интересными сведениями из истории кукол; развивать внимание, память, мышление, воображение, пространственную ориентацию, речь; расширять кругозор.

Учитель . Все мы родом из детства, а детство немыслимо без кукол. Вспомните: НЕВАЛЯШКА, МАТРЕШКА, БУРАТИНО, МАЛЬВИНА, БАРБИ, — разве не были они вашими лучшими друзьями? Пусть вы уже подросли, и теперь вас интересуют вещи посерьезней кукол, но все же о них, наверное, у вас остались самые теплые воспоминания. «Куклы в нашей жизни» — тема сегодняшнего занятия.

Что такое «кукла»? Исходя из определения В. Даля, это «сделанное из тряпья, кожи... дерева и прочего подобие человека, а иногда и животного».

Давайте начертим по клеточкам предмет нашего раз говора.

Поставьте точку в уголке клетки, затем проведите линию на

1 клетку влево;

1 клетку вниз наискосок справа налево;

2 клетки вниз;

3 клетки влево;

1 клетка вниз наискосок слева направо;

2 клетки вправо;

4 клетки вниз;

1 клетка вправо;

1 клетка вниз наискосок справа налево;

1 клетка вправо;

1 клетка вверх наискосок слева направо.

Учитель . Дочертите самостоятельно правую половину куклы. Дорисуйте необходимые, на ваш взгляд, детали. Какая кукла у вас получилась? Расскажите. А сейчас блиц-опрос на кукольную тему.

➢ Деревянная кукла, в которую вставляются куклы меньшего размера. (Матрешка)

➢ Материал, из которого папа Карло изготовил куклу Буратино. (Дерево)

➢ Детская игра в куклы. (Дочки-матери)

➢ Брат куклы Неваляшки. (Ванька-встанька)

➢ Самый знаменитый герой кукольного театра на Руси. (Петрушка)

➢ «Доктор кукольных наук». (Карабас Барабас)

➢ Кукольная фамилия известного дрессировщика кошек. (Куклачев)

➢ Кукла в человеческий рост, предназначенная для демонстрации одежды. (Манекен)

➢ Самая популярная американская кукла наших дней. (Барби)

➢ Хит группы «Иванушки International» на данную тему. («Куклы»)

Учитель . Невозможно определить, когда возникли на земле первые куклы. Наверно, они были всегда, потому что всегда были дети, а значит, были и куклы, пусть даже самодельные: вылепленные из глины, изготовленные из тряпок или сделанные из куска полена.

На Руси их называли ласково так:

Расшифруйте старое название куклы, выписывая из таблицы только те буквы, которые в данной строке ни разу не повторяются. (Живуля)

Куклы служили людям не только в качестве забавы. Известно, что первобытные люди вырезали из камня или дерева фигурки богов и поклонялись им, просили у них защиты и верили, что те им обязательно помогут.

У нас на Руси были куклы-обереги. Считалось, что если такую куклу взять в руки, три раза повернуть против часовой стрелки и сказать: «Отвернись злом, повернись добром», то она избавит своего хозяина от хворей, бед и напастей. Таких кукол любили, берегли, передавали по наследству.

Конечно же, кукла — прежде всего, любимая игрушка девочек. В романе французского писателя Виктора Гюго есть глава, в которой рассказывается, какое впечатление произвела на маленькую бедную девочку роскошная кукла в витрине лавки.

Послушайте отрывок, после которого вас ждут вопросы на внимательность.

«В первом ряду витрины, на самом видном месте, на фоне белых салфеток, торговец поместил огромную куклу, наряженную в розовое креповое платье, с золотыми колосьями на голове, с настоящими волосами и эмалевыми глазами. Весь день это чудо красовалось в витрине, поражая прохожих не старше десяти лет, но во всем Монфермейле не нашлось столь богатой или расточительной матери, которая купила бы эту куклу своему ребенку...

Козетта... не могла удержаться, чтобы не посмотреть на дивную куклу, на эту «даму», как она называла ее. Бедное дитя замерла на месте. Козетта еще не видала этой куклы вблизи. Лавочка показалась ей дворцом, а кукла — сказочным видением. Это был восторг, великолепие, богатство, счастье, возникшее в призрачном сиянии перед маленьким жалким существом, поверженным в бездонную, черную, леденящую нужду... Она говорила себе, что надо быть королевой или по меньшей мере принцессой, чтобы играть с такою «вещью». Она любовалась чудесным розовым платьем, роскошными блестящими волосами и думала: «Какая счастливица эта кукла!» И девочка не могла отвести глаза от волшебной лавки. Чем дольше она смотрела, тем сильнее изумлялась. Ей казалось, что она видит рай. За большой куклой сидели куклы поменьше, и ей представлялось, что это феи и ангелы. Торговец, который прохаживался в глубине лавочки, казался ей чуть ли не самим богом».

Вопросы

➢ В каком по счету ряду витрины находилась кукла? (В первом.)

➢ Какого цвета платье у куклы? (Розовое)

➢ Чем украшена голова куклы? (Золотыми колосьями.)

➢ Как называла Козетта эту дивную куклу? (Дамой.)

➢ Кем представлялись Козетте куклы, сидевшие поодаль? (Феями и ангелами.)

➢ Кем казался девочке торговец? (Чуть ли не самим богом.)

А теперь попробуйте узнать по описанию известные куклы.

➢ Больше всего на свете он любит приключения. Его называют «веселым плутишкой». Миндальные пирожные он глотает не жуя, а в варенье залезает прямо пальцами и с удовольствием их облизывает. Он лучше умрет, чем выпьет касторку, терпеть не может умываться, чистить зубы и мыть руки перед едой. (Буратино из сказки А. Толстого «Золотой ключик...».)

➢ Это уродливая деревянная кукла, предназначенная для колки орехов: у него большая голова и огромный зубастый рот. (Щелкунчик из сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».)

➢ Голубые волосы, огромные глаза: она в театре кукол гордость и краса. (Мальвина из сказки А. Толстого «Золотой ключик...».)

➢ В наборе, подаренном маленькому мальчику, было 25 игрушек. 24 — совершенно одинаковые, а на двадцать пятого не хватило олова, поэтому у него оказалась только одна нога. (Стойкий оловянный солдатик из одноименной сказки Андерсена.)

➢ На маленькой сцене справа и слева стояли картонные деревья. Под ними висел фонарь в виде луны и отражался в кусочке зеркала, на котором плавали два лебедя, сделанные из ваты, с золотыми носами. Из-за картонного дерева появился маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. (Пьеро из сказки А. Толстого «Золотой ключик...»)

➢ Но лучше всех игрушек был чудесный картонный дворец. Через его окошки можно было заглянуть внутрь и увидеть все комнаты. Перед самым дворцом лежало круглое зеркальце. Оно было совсем как настоящее озеро, и вокруг этого зеркального озера стояли маленькие зеленые деревья. По озеру плавали восковые лебеди и, выгнув длинные шеи, любовались своим отражением.

Все это было прекрасно, но самой красивой была хозяйка дворца, стоявшая на пороге, в широко раскрытых дверях. Она тоже была вырезана из картона; на ней была юбочка из тонкого батиста, на плечах — голубой шарф, а на груди — блестящая брошка, почти такая же большая, как голова ее владелицы, и такая же красивая.

Красавица стояла на одной ножке, протянув вперед обе руки... Другую ножку она подняла так высоко, что наш оловянный солдатик сначала даже решил, что красавица тоже одноногая, как и он сам. (Танцовщица из сказки Х.-К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».)

➢ Кукла имела вид девочки. Она была такого же роста, как и Тутти, — дорогая, искусно сделанная кукла, ничем по виду не отличающаяся от маленькой живой девочки. Теперь ее платье было разорвано, и на груди чернели дыры от сабельных ударов. Еще час тому назад она умела сидеть, стоять, улыбаться, танцевать. Теперь же она стала простым чучелом, тряпкой. (Кукла наследника Тутти из произведения Ю. Олеши «Три толстяка».)

➢ Он был главным героем кукольного театра. От его острого языка доставалось всем: и доктору, плохо лечившему больных, и воришке, и обманщику-торговцу, и полицейскому, и попу. То, что не решались произнести вслух рабочие люди, громко выкрикивали на площадях и ярмарках куклы во главе с ним. (Петрушка)

Кстати, мало кто знает, что помимо имени у этого персонажа имелись отчество и фамилия. Ниже они зашифрованы. Подберите ключик и назовите их.

ИМЯ: РТЕП

ОТЧЕСТВО: ЧИВОНАВИ

ФАМИЛИЯ: ВОСУСКУ

Ответ: Петр Иванович Уксусов.

Учитель. Не правда ли, говорящая фамилия?

А теперь задание на логическое мышление. Среди групп кукол найдите «лишнюю».

➢ Буратино, Мальвина, Петрушка, Пьеро.

Варианты ответов: а) Мальвина, т. к. это кукла — женского пола; б) Петрушка, т. к. он не является героем сказки «Золотой ключик...».

➢ Стойкий оловянный солдатик, Щелкунчик, Матрешка, Буратино.

Ответ: Стойкий оловянный солдатик, т. к. он сделан не из дерева, как другие.

Наверное, каждый ребенок хоть раз в жизни видел кукольный спектакль. Существуют даже целые театры кукол, в которых действуют куклы, управляемые актерами-кукловодами. Куклы бывают разные: марионетки, перчаточные, тростевые, куклы для театра теней.

Одним из ведущих в нашей стране является Центральный Московский театр кукол имени Сергея Владимировича Образцова.

Но настоящая популярность пришла к куклам, когда была придумана кукольная мультипликация. Благодаря художникам-кукловодам маленькие человечки ожили, начали двигаться, разговаривать и даже испытывать человеческие чувства.

Современные куклы невероятно разнообразны: они ходят, говорят, кричат, закрывают глаза. И все-таки каждому из нас подчас мила не самая дорогая, а кукла, сделанная своими руками, полученная в подарок или та, с которой связаны яркие воспоминания.

Расскажите о своей любимой кукле. (Отклик детей.)


Куклы Искусство оживления кукол очень древнее, история его огромна, география очень широка. Театр кукол, вид театральных представлений, в которых действуют куклы (объёмные и плоские), приводимые в движение актёрами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей ширмой. Многие формы представлений определяются различием видов кукол, систем их управления: марионетки (куклы на нитках), так называемые верховые куклы (перчаточные), тростевые куклы, механические и др. Иногда кукол заменяет условный предмет (кубик, шарик, палочка и другое.), метафорически изображающий живое существо. Куклы бывают размером от нескольких сантиметров до двойного человеческого роста.



Различие форм и характера представлений обусловливается чаще всего национальной традицией, спецификой постановочно-драматургических задач, взаимосвязью с др. видами искусства (графикой, народной игрушкой, скульптурой, театром масок, кино). Истоки Театр кукол в языческих обрядах, играх с овеществленными символами богов, олицетворявших непознанные силы природы. Исторически он связан с развитием древнейших форм сценической культуры. Как правило, этот театр отличался традиционностью сюжетов, приёмов исполнения, наличием постоянных героев. Представления Театр кукол в большинстве стран складывались из религиозно- мистериальных зрелищ. В Древнем Египте (16 веков до нашей эры.) это мистерия об Осирисе и Исиде, в Древней Индии и Китае культовые представления. Упоминание о театральных куклах встречается у Геродота, Ксенофонта, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея и другое. С 11 в. в церквах и монастырях устраивались представления, в которых куклы использовались как средство инсценировки евангельских сцен, главным персонажем их стала дева Мария. Название Марион осталось в романо-германских языках как обозначение вообще театральной куклы, в славянских языках куклы на нитках.


Представления Театр кукол всё более насыщались злободневным, «земным» содержанием, что вызывало преследования со стороны средневековой церкви. Изгнанный из внутренних помещений церкви на паперть, Театр кукол обосновался затем на площадях и ярмарках, подвергаясь преследованиям инквизиции. Несмотря на запреты, в его представлениях усиливался антицерковный, антифеодальный элемент. К концу 16 века в Италии окончательно сформировался народно-сатирический Театр кукол с главным героем Пульчинеллой. Наследуя традиции ателлановой комедии (Ателлана близкий по духу комедии дель арте, он распространился в Европе. В 17 в. аналогичный бесцензурный Театр кукол утвердился во Франции (главный герой Полишинель), Англии (Панч), Германии (Гансвурст, впоследствии Кашперле, Голландии (Пикельгеринг), Бельгии (Вольтье), Польше (Копленяк), Румынии (Василаке), Чехословакии (Кашпарек), в России (Петрушка).



У народов Азии и Ближнего Востока Театр кукол развивался особым путём. Здесь с глубокой древности существовали его традиционные национальные формы. Предположительно, прародителем Пульчинеллы, Петрушки и др. был комедийный герой классического индийского театра, большеголовый горбатый шут-озорник Видушака (ему близок турецкий Карагёз). В индийском Театр кукол куклу ведут два кукловода (один за ширмой, другой перед ширмой). Возникновение Театра кукол в Китае относится к 1 веку до нашей эры В японском Театр кукол (известен с 11 века) используют большие куклы в человеческого роста, которыми управляют одновременно видимые зрителям 4 5 кукловодов в чёрных одеждах (на лице чёрная маска чулок). Он, как и китайский Театр кукол, связан с классическим театром. Вплоть до 19 в. в европейских Театр кукол разыгрывались традиционные, часто сатирические, пьесы-обозрения о власть имущих, чиновниках, церкви; складывались также бродячие сюжеты о докторе Фаусте (И. В. Гёте заимствовал его у кукольников), Дон Жуане, короле и трёх его дочерях и др. В 19 в. делаются попытки создать профессиональный Театр кукол Для него писали Г. Клейст, Э. Т. А. Гофман (Германия), Жорж Санд, А. Франс (Франция), М. Метерлинк (Бельгия), Б. Шоу (Великобритания) и др. В 20 в. многие известные театральные деятели обращались к созданию Театр кукол как самого совершенного вида театрального зрелища (режиссёр Г. Крэг в статье «Актёр и сверхмарионетка» пропагандировал идею отказа от актёра). В 1-ю четверть 20 века создавались профессиональные Театр кукол для детей и для взрослых.


Русский профессиональный Театр кукол начал формироваться после Октябрьской революции Е. С. Деммени художники Н. Я. и И. С. Ефимовы и др. привлекали крупнейших писателей, художников, композиторов к созданию Театр кукол для детей, который ставил бы широкие общественно-педагогические задачи, пропагандировал новые социалистические формы отношений между людьми.Ефимовы Советский Театр кукол отражает яркие, характерные черты и психологию человека в их наиболее общем проявлении, стремится к типичности, доведённой до образной нарицательности. Центральный театр кукол под руководством Сергея Владимировича Образцова выразитель этих идей. Его спектакли «По щучьему велению» Тараховской (1936), «Волшебная лампа Аладина» Гернет (1940), «Король-Олень» Сперанского по Гоцци (1943), «Необыкновенный концерт» (1946) и многие другие заложили основу режиссёрского метода и системы работы актёров-кукловодов над сценическими образами, что позволяет создавать эволюционно-сложную, психологически обоснованную партитуру роли, правдиво показать судьбу, характер, особенности сценического образа. Театры кукол обращаются к языку сценической пантомимы («Рука с пятью пальцами» румынский театр «Цэндэрикэ»), ставят музыкальные произведения («Петя и Волк» Прокофьева Центральный Театр кукол Болгарии; «Петрушка» Стравинского, «Деревянный принц» Бартока Центральный Театр кукол Венгрии; «История солдата» Стравинского Центральный Театр кукол Болгарии и Рижский Театр кукол; «Жар-птица» Стравинского, «Ученик чародея» Дюка Минский Театр кукол).


Образность спектаклей достигается использованием всего разнообразия сценических приёмов (в действие вовлекаются живой актёр, обыгрываемый предмет, радиозапись и световые эффекты). Стремление к постановке социальных, нравственно-этических проблем, к искусству яркой и броской театральности формирует новый тип Театр кукол («Часовщик», «Крали Марко» Теофилова в Центральном Театр кукол Болгарии, «Дон Кристобаль» Гарсиа Лорки и «Маленький принц» Сент-Экзюпери в Театр кукол «Цэндэрикэ», «Похождения бравого солдата Швейка» по Чапеку в Ленинградском Большом театре кукол. С 1958 в рамках Международного союза кукольников (УНИМА, основан в 1929) регулярно устраиваются международные фестивали, конкурсы, что способствует обмену опытом деятелей Театр кукол В 1976 в Москве состоялся 12-й конгресс УНИМА (президентом избран С. В. Образцов). В СССР в 1975 работало свыше 100 Театр кукол, ставивших спектакли на 25 языках народов СССР. Подготовка творческих кадров ведётся на специальном отделении Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, в Государственном институте театрального искусства им. Луначарского (режиссёры и художники), училище им. Гнесиных и в студиях при Театр кукол Материал по истории Театр кукол собирает и систематизирует Музей театральной куклы при центральном театре кукол (основан в 1937). В самодеятельности, особенно в школах, дворцах пионеров и др., Театр кукол пользуется большой популярностью.

Екатерина Сестерова
Сценарий внеклассного мероприятия «Мир кукол»

Между небом и кукольным племенем

Расстоянье - всего ничего.

И рожденные будто бы временем,

Всё ж они понадежней его.

Что б ни каркали там злопыхатели

О кончине добра и любви,

Даже в бурю его обитатели

Остаются, представьте, людьми.

21 марта отмечается Международный день кукольника , который направлен на то, чтобы чествовать и прославлять кукольные театры всего мира и тех, кто в них работает. Ну и, конечно, центральными героями Международного дня кукольника являются разного рода куклы!

Впервые Международный день кукольника отмечался 21 марта 2003 года. В этот день принято разыгрывать кукольные спектакли и устраивать фестивали кукол и кукольников , а также, проводить другие мероприятия , посвященные куклам и театрам кукол .

Кстати, если Вы не хотите обидеть кукольника , никогда не употребляйте выражение «кукольный театр » - ведь «кукольный » значит «ненастоящий» ! А в театре кукол все по-настоящему . Там настоящие переживания, настоящие эмоции, настоящая работа кукольников , декораторов и других людей, работающих в театре. Скорее всего, Вы считаете, что театр кукол – это место только для детей, и здесь разыгрывают детские сказки. Но Вы ошибаетесь – в театре кукол ставят не только детские спектакли, но и серьезные взрослые постановки и даже оперы! Так что, театр кукол – это такое же серьезное искусство, как и драматический театр.

Кроме того, театр кукол – это очень сложный механизм, имеющий множество разновидностей. Например, категорий кукол , «играющих» в театре, существует целых три :

верховые куклы – те, которые находятся выше кукловода, и ими управляют при помощи трости или надевая их на руку, как перчатку;

низовые куклы – те, которые находятся у ног кукловода, и ими управляют при помощи трости или нитей;

срединные – те, которые находятся на одном уровне с кукловодом (к этому типу относится и театр теней) .

Международный день кукольника – это праздник не только работников театров кукол , но и всех людей, которые любят кукол .

Вы спросите - когда и как появились самые первые куклы? История возникновения кукол уходит в глубь каменного века. В те времена куклы создавались из того, что под рукой : листьев, травы, камня, дерева. Они были очень просты, с едва намеченными деталями лица и фигуры, но всегда выразительны и узнаваемы. Они изображали богов и служили амулетами, оберегавшими людей от опасностей окружающего мира.

Но сегодня мы с вами остановимся на куклах, которые существовали на Руси.

На Руси, да и у всех славянских народов, было большое многообразие кукол , условно их можно разделить на три группы :

игровые – куклы, с которыми можно играть;

обереги – куклы, которые используются в качестве талисмана, оберегающего человека от опасности;

обрядовые – куклы, участвующие в народных обрядах.

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой.

Наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла "полено’’: представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду.

К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу.

Кукла "на выхвалку" являлась игровой сшивной куклой. Она шилась девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию. Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку , на которой могла показать знание костюма, чтобы не засидеться с малолетними детьми и вовремя попасть на посиделки. Шили куклы "на выхвалку" в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т. к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Кукла сопровождала человека с рождения до смерти.

Большинство кукол на Руси были оберегами. Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.

Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса : дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки , сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок – чистый лик , без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда". По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения. Потом у оберегов появились и другие "обязанности". Свадебные неразлучники берегут молодую семью от сглаза, а куклы-лихорадки прогонят прочь все хвори.

Столбушка - самая главная и первая кукла-оберег в русской народной традиции. В ее основе - деревянный «столбик» , отсюда её название - Столбушка. Считается, что эта кукла - помощница в Душевной Беседе. Ей можно пожаловаться на судьбу, высказать всё, что наболело и беспокоит, и тогда станет легче и понятнее как жить дальше.

Пеленашка – это и кукла-оберег, и первая игрушка новорожденного. В старину, женщина, ждущая рождения ребенка, делала и клала Пеленашку в колыбельку, а потом рядом с ребеночком, чтобы она оберегала его от злых духов. Пеленашка делается такого размера, чтобы поместиться в ручку малыша, тогда она сможет быть первой игрушкой, которую он будет держать и рассматривать.

Зайчика на пальчик делали или дарили ребёнку от трёх лет. Именно в этом возрасте родители начинали оставлять ребёнка одного, и чтобы ему было не страшно, и было с кем поиграть, ему делали такого зайку. Он был Другом для ребёнка, с которым можно поговорить, и оберегом от одиночества и страхов.

Нянюшка Эту маленькую куколку давали ребенку , когда он выходил из дома во внешний мир. Нянюшка оберегала ребенка, придавала ему Сил и Смелости.

"Подорожница" - традиционная кукла-оберег для путешествующих. В ее узелке все, что может понадобиться в дорогу : немного крупы, монетка и щепотка родной земли, чтоб не забыть вернуться.

Колокольчик – кукла Добрых Вестей. Эта кукла приносит в дом Радость и Веселье, она оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

Весьма значительную часть кукол составляли обрядовые. Наши предки жили довольно весело - тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле.

Обрядовая многорукая кукла Десятиручка. Ее делали из лыка или соломы. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т. д. Традиционно после изготовления она почти сразу же сжигалась.

Куколка отдарок-на-подарок - обучающая кукла. Она помогала научить ребёнка благодарности. Это была первая кукла, которую ребенок должен был сделать сам в возрасте 3-4 лет. Делали эту куклу дети и для родителей, с малых лет приучаясь быть благодарными им за то, что те заботятся о них и растят.

Кукла "Кубышка-травница" Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку "Кубышку-Травницу". Мешочек-юбку набивали душистыми успокаивающими травами – душицей, зверобоем, мятой, тысячелистником или хвоей. Или наполняли лекарственными травами и ставили у кровати больного, чтобы травяной запах отгонял от него духов болезни. Такая вот древняя ароматерапия.

А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу зерновушку, или крупеничка. Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Набивали её разными зёрнами. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.

Кукла Купавка - это обрядовая кукла одного дня. "Купавка" олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала. Порядок изготовления "Купавки" очень прост. Две палочки разной длины связывают крест – накрест. На верхней части креста укрепляют голову из светлой ткани, набитой ветошью, этой же тканью обтягивают руки куклы. Фиксируют ткань на шее, руках и поясе куклы. Привязывают лямки сарафана из яркой ткани. Надевают на куклу юбку, платок, повязывают пояс, а на руки привязывают тесёмки из ткани.

Коляда - славянский праздник зимнего солнцеворота и, видимо, одноименное божество. Зимний солнцеворот приходится на 25 декабря. В это время наблюдались самые сильные морозы, по древним поверьям совпадающие с разгулом нечистых духов и злых ведьм. Чтобы помочь Коляде победить и отогнать злых духов, праздновавшие его день жгли костры, пели и плясали вокруг них. Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. Кукла Коляда изготавливается из спила дерева. В мешочках, подвешенных к поясу, находятся хлеб и соль. За пояс заткнут веник, которым Коляда отгоняет нечистую силу.

Обрядовую куклу Масленица делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

Мартинички - атрибут обряда "закликания" весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами : из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев.

Как вы поняли, деление кукол на игровые , обрядовые, обереги весьма условно. Игровая кукла являлась так же и оберегом ребенка, так же как и обрядовая.

Сегодня мы с вами попробуем сделать обрядовых куколок – Мартиничек .

Классный час.

Тема : Мы и театр.

Цели:


  • познакомить детей с историей возникновения театра;

  • дать представления о различных театрах в родном городе;

  • вспомнить профессии людей, работающих в театрах;

  • познакомить с правилами поведения в театре;

  • повторить правила этикета при общении;

  • способствовать развитию речи, мышления, памяти;

  • воспитывать интерес к искусству, потребность соблюдать правила этикета.
Ход занятия.

Организатор обращается к детям и предлагает закрыть глаза (включается музыка).

Представьте себе, что вы находитесь в огромном зале, где рядами стоят удобные кресла из мягкой бархатной ткани, на которые рассаживаются нарядно одетые люди, огни огромной люстры медленно гаснут, оркестр постепенно умолкает, занавес, скрывавший сцену, поднимается. Где мы находимся?

Дети : в театре.

Организатор : сегодня мы посетим театр, поговорим о его особенностях, узнаем как правильно себя вести в театре. Кто был в театре? Расскажите об этом. Что запомнилось?

Ответы детей .

Организатор : кто из вас знает, как появился театр? (1сл.)

Очень, очень давно в городе Афины был построен первый в Греции театр для представлений, он был не таким, как театры сейчас. Сцена стояла на песке, под открытым небом, где и выступали люди. Театр в переводе с греческого языка означает «Место для зрелищ» . (2,3 сл.) Театральные представления устраивались только в праздники и продолжались несколько дней, с утра до вечера. Выступали в театрах только мужчины, они играли все роли, в том числе и женские. Как называется профессия человека, который играет разные роли?

Дети : актер.

Организатор : актеры надевали на лица маски, женские и мужские, изображающие гнев и мольбу, веселье и грусть. А чтобы казаться выше, актеры надевали на ноги специальные скамеечки. Особое место в театральных представлениях отводилось хору. После спектакля, комиссия, выбранная зрителями, присуждала победу лучшим актерам, их одаривали дорогими подарками и вручали венок из листьев лавра.

А в России первый театр был открыт 30 августа 1756 году. Это был единственный театр в нашей стране. Конечно с тех пор, прошло очень много времени и сейчас нет ни одного крупного города, в котором бы не было театра. А какие театры вы знаете?

Ответы детей.

Организатор: (5,6 сл.) В Драматическом театре ставятся пьесы – специально написанные произведения для исполнения на сцене, комедии – произведения с шутками, весельем, драмы – произведения с серьезным содержанием и со счастливым концом, трагедии – произведения, которые заканчиваются гибелью героев

(7,8 сл.) В Музыкальных театрах ставятся оперы , где герои вместо слов, выражают свои чувства пением, балеты – выражение чувств,движением. Есть театры Кукол.(9сл.) Здесь главными героями являются куклы, которыми управляют и озвучивают из-за ширм актеры – кукольники. Куклы бывают разные(10 сл.) перчаточные – они надеваются на руку. Тростевые - к рукам куклы приделаны трости. Кукловод держит в свободной руке концы тростей и ими приводит в движение руки куклы.(11сл.) Пальчиковые- одеваются на пальцы руки.(12сл.)Ростовые по росту которые бывают на много выше человека.

(13сл.) Есть Театры зверей, где актёрами являются животные и птицы.

Стихотворение «Театр»

Здесь слезами плачут куклы,

И огнем пылают буквы,

И пошла под гром оваций

Перемена декораций.

Организатор: назовите героя сказки, который так любил кукольный театр, что продал свою единственную книгу, азбуку? Кто автор?

Дети: Буратино, Л. Н.Толстой.

Организатор: А вот и он!(14сл.) Узнав о том, что мы отправляемся в театр, он бросил все свои дела и примчался к нам. Возьмем его с собой?

Ответы детей.

Организатор: а что, в первую очередь, мы должны сделать, что бы пойти в театр?

Дети: купить билеты.

Организатор: где продаются билеты?

Дети : в театральной кассе.

Организатор : как называется профессия человека, который продает билеты?

Дети : кассир

Организатор : а как же нам выбрать, на какой спектакль мы пойдем, в каком театре будет представление и, в какое время оно начнется?

Эту информацию мы можем узнать из афиши – это объявление с указанием названия спектакля, театра, в котором он идет, числа и времени, иногда актеров исполняющих главные роли. (15,16сл.)

Но вот мы и определились, можно покупать билеты. Вот послушайте историю, которую вам расскажет Буратино, о своих знакомых Анечки и Феди, как они покупали билеты. Какие ошибки допустили дети?

История Буратино.

Аня тихо напевала: «Тетя, тетя кошка, выгляни в окошко….»

Аня, а сегодня в кукольном театре «Кошкин дом». Давай попросим маму, сводить нас на спектакль - говорит Федя.

Аня подбегает к маме.

Мама, пожалуйста, разреши нам сходить в кукольный театр! Нам очень хочется посмотреть «Кошкин дом»!?

Мама согласилась

Хорошо, а вы знаете, как купить билеты?

Федя воскликнул:

Еще бы не знать! Я подойду и скажу: «Тетечка, приветик, дай мне билетик, а я вам отдам свою хорошую шапочку с кисточкой.

Нет Федя, ведь ты же не Буратино! – сказала мама.

Аня развеселилась: - Вот так славная картина, наш Федюша Буратино!

А как же? – обиделся Федя.

Я знаю, сказала Аня. Нужно сказать: Быстро дайте нам билеты в первом ряду на спектакль «Кошкин дом»!

Организатор : итак, правильно ли говорили ребята? Как нужно было сказать, чтобы купить билеты?

Ответы детей.

Организатор : Какие вежливые слова нужно было сказать?

Дети: пожалуйста, будьте добры, поблагодарить и попрощаться.

Организатор : а сейчас разыграем сценку, которая называется «В театральной кассе». К доске приглашаются два ученика, один из которых кассир, другой покупатель. Итак, нужно купить на весь класс билеты в Музыкальный театр, на спектакль « Дюймовочка ». Что должен сказать покупатель и как ответит кассир?

Правильно ли сделали ребята, были ли они вежливыми?

Ответы детей.

Организатор : теперь у меня есть билеты, а чтобы вам их получить, выполните задание.

Театр открывается,

К началу все готово,

Билеты отпускаются

За вежливое слово!

Дети говорят вежливые слова и получают билеты.

Организатор : теперь у всех ребят есть билеты, настал долгожданный день и мы идем в театр. Что мы оденем? Какая должна быть одежда?

Ответы детей .

Организатор : мы постараемся одеться нарядно, опрятно. Отправляясь в театр, надо особенно внимательно посмотреться на себя в зеркало: одежда, обувь, прическа – какие они должны быть? Послушайте историю и скажите, какие ошибки допустил мальчик Вася?

Наш соседский мальчик Вася, сегодня первый раз идет в театр, он немного опаздывает и поэтому спешит. Этот мальчик настоящий неряха, поэтому натянул старые джинсы, рубаху с оторванной пуговицей, надел кроссовки, которые не раз испытывал на прочность, играя в футбол, накинул куртку, натянул шапку и побежал. Вбежав в театр после звонка, он снял шапку, под которыми, оказались взъерошенные волосы, сдал куртку в гардероб и довольный пошел на спектакль. Что неверно сделал Вася?

Ответы детей.


  • Приготовь заранее одежду.

  • Умойся, расчешись.

  • Выйди из дома заранее.
Организатор : представьте себе, что мы входим в театр, кого мы встречаем у входа?

Дети: билетера.

Дети: снять верхнюю одежду.

Организатор: а где это можно сделать?

Дети : в холле театра, в гардеробе.

Организатор : как называется профессия человека, который работает в гардеробе?

Дети : гардеробщик.

Организатор : после того, как вы сдали вещи, гардеробщик каждому из вас выдает номерок. Для чего они нужны и почему на каждом номерке разные числа?

Ответы детей .

Организатор : вот послушайте, какие советы вам дает, знаменитая старуха Шапокляк.(17сл.)

Шапокляк : подавая вещи гардеробщику, ни в коем случае не перебрасываете пальто через барьер, пусть гардеробщик сам поработает. Этим самым вы позаботитесь о нем: если так будет поступать каждый из зрителей, то у гардеробщика разовьются такие прекрасные мускулы на руках. Номер лучше всего повесить на палец, так будет удобнее вращать его в коридоре и во время спектакля, от такого вращения номерок обязательно улетит под кресла! А поиски номерка гораздо интереснее любого спектакля.

Организатор : все ли правильно в советах Шапокляк? Какие ошибки она допустила?

Ответы детей.

Организатор : затем мы входим в зрительный зал, как определить какие места нам нужно занять?

Дети : по билетам, на которых указано место.

Организатор : посмотрите на свои билеты на билетах: место нахождения ряда, ряд, номер места. Что обозначают слова: партер, амфитеатр, ложа?

Партер – нижние ряды зрительного зала.

Амфитеатр – возвышающие верхние ряды.

Ложа – места в зрительном зале, отделенные для нескольких человек, находятся по бокам. (18,19,20,21,22сл.) Итак, прозвенел звонок, который сообщает нам о том, что необходимо проходить и рассаживаться по своим местам.

(включается музыка, дети занимают свои места по билетам).

Организатор : на билетах указан ряд, место. Но если ваше место находится в середине ряда, то вам лучше занять его пораньше – чтобы не беспокоить зрителей, которые уже заняли свои места. Ну, а если вы опоздали, то при проходе к своему месту не следует показывать свою спину, сидящему человеку, проходить нужно лицом к сидящему.

Вот прозвенел третий звонок, все заняли свои места, погас свет, поднялся занавес, идет спектакль, звучат голоса актеров….. Вдруг раздается голос: «Бабушка, дай водички!» Как вы думаете, можно ли разговаривать во время спектакля? Почему?

Ответы детей .

Организатор : конечно же, нет, ведь можно обсудить все во время антракта. А что такое антракт?

Ответы детей.

Организатор : антракт обычно длится 10-15 мин. и об его окончании вам скажет звонок. Нам снова нужно занять свои места. И тут опять старухе Шапокляк не терпится дать свои советы. Послушаем, что она скажет на этот раз?(17сл.)

Шапокляк : не забудьте, как только вы устроитесь на своих местах, начинайте хлопать. Так актеры узнают, что вы уже в зрительном зале. Ведь не справедливо, что вы уже готовы, а спектакль не начинается. Купленную шоколадку в буфете, не нужно было есть в антракте, звонко шурша фольгой, разверните ее, когда актеры выйдут на сцену. Есть шоколадку и конфеты под музыку особенно приятно! И помните, что долго сохранять неподвижность, очень вредно для организма – «побольше двигайтесь»! Если вам известно, что произойдет на сцене с героями, громко и быстро расскажите об этом рядом сидящим детям.

Обсуждение и выводы правил поведения .


  • Будь вежлив с работниками театра и друзьями;

  • Будь аккуратен и опрятен;

  • Хлопать в ладоши нужно только между частями и в конце представления;

  • Не шурши фантиками и не разговаривай;

  • Не постукивай ногой в такт музыки и по креслам соседей;

  • В антракте разговаривай в полголоса, не бегай;

  • Веди себя скромно и воспитанно.
Организатор: Нужны нам эти правила? Только ли в театре нужно их соблюдать?

Ответы детей .

Организатор : Буратино хочет проверить, на сколько вы хорошо вы запомнили правила поведения и что нового узнали о театре.

На билетах с обратной стороны написаны вопросы:


  • Профессия человека, исполняющий разные роли.

  • Перечисли Театры, какие ты знаешь.

  • Главные герои кукольного театра.

  • Место, где продают билеты.

  • Как должен выглядеть человек, идущий в театр.

  • Место в театре, где можно перекусить.
Организатор: я думаю, что правила, которые вы сегодня узнали, обязательно помогут вам. А теперь закройте глаза, представьте, что занавес закрывается, слышны аплодисменты, включается свет и мы снова в классе.(23сл.)

Дети :

Стихотворение «Театр и мы»

Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет вечно с нами,

Всегда готовый утверждать,

Все, что на свете человечно.

Здесь все прекрасно – жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

И с ними светлый мир добра!

Классный час

Тема: Мы и театр.

Цели:

    познакомить детей с историей возникновения театра;

    дать представления о различных театрах;

    способствовать развитию речи, мышления, памяти;

    воспитывать интерес к искусству, потребность соблюдать правила этикета.

Ход занятия.

Учитель Здравствуйте! Сегодня

Закройте глаза.

Слайд 1(включается музыка).

Представьте себе, что вы находитесь в огромном зале, где рядами стоят удобные кресла из мягкой бархатной ткани, на которые рассаживаются нарядно одетые люди, огни огромной люстры медленно гаснут, оркестр постепенно умолкает, занавес, скрывавший сцену, поднимается. Где мы находимся?

Дети : в театре. Слайд 2

Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

Дети - О театре

Организатор : сегодня мы посетим театр, поговорим о его особенностях. Кто был в театре?

- Театральное искусство возникло очень давно, более двух с половиной тысяч лет тому назад. Театр в переводе с греческого языка означает «Место для зрелищ» .

Слайд 3 Очень, очень давно в городе Афины был построен первый в Греции театр для представлений, он был не таким, как театры сейчас. Сцена стояла на песке, под открытым небом, где и выступали люди. Театральные представления устраивались только в праздники и продолжались несколько дней, с утра до вечера.

Выступали в театрах только мужчины, они играли все роли, в том числе и женские. Как называется профессия человека, который играет разные роли?

Дети : актер.

Организатор : Слайд 4 Актеры надевали на лица маски, женские и мужские, изображающие гнев и мольбу, веселье и грусть. А чтобы казаться выше, актеры надевали на ноги специальные скамеечки.

27 марта в Древней Греции проходили Великие Дионисии – праздники в честь бога виноделия Диониса

. Слайд 5 Они сопровождались шествиями и весельем, было много ряженых. А с 1961 года этот день, 27 марта, стали отмечать во всем мире как Международный день театра.

А какие театры вы знаете?

Ответы детей.

Организатор: Слайд 8 В Драматическом театре ставят специально написанные произведения для исполнения на сцене, комедии – произведения с шутками, весельем , драмы – произведения с серьезным содержанием и со счастливым концом, трагедии – произведения, которые заканчиваются гибелью героев

Слайд 9

В Музыкальных театрах ставятся оперы , где герои вместо слов, выражают свои чувства пением , балеты – выражение чувств,движением.

Слайд 10 Есть Театры зверей , где актёрами являются животные и птицы.

Слайд 11 Есть театры Кукол. Здесь главными героями являются куклы, которыми управляют и озвучивают из-за ширм актеры – кукольники

Куклы бывают разные: слайд 12 перчаточные – они надеваются на руку. Слайд 13 Тростевые - к рукам куклы приделаны трости. Слайд 14 Пальчиковые- одеваются на пальцы руки.

Слайд 15 Ростовые куклы - которые бывают по росту на много выше человека.

- Артистами хотите стать?
Тогда скажите мне, друзья,
Как можно изменить себя?
Чтоб быть похожим на лису?
Или на принца, на Ягу?

- Изменить внешность можно с помощью костюма, грима, прически и т.д .


-А без костюма можно дети,
Превратиться, скажем, в ветер,
Или в дождик, иль в грозу,
Или в бабочку, осу?
Что ж поможет здесь, друзья? (Жесты и конечно мимика)

Что такое жесты? (Это телодвижения, без слов)

А что же такое мимика? (Выражение нашего лица).

Я предлагаю вам сегодня попробовать стать артистами. Давайте представим, что мы попали в театральную мастерскую.

Я говорю вам слово. А вы в ответ – изображаете это жестом

З дравствуйте”, “и ди сюда”, “тихо”, “нельзя”, “думаю”.

Покажите мимикой : грусть, радость, удивление, страх, восторг.

Приглашение на сцену 6 человек.

Я вас поздравляю – вы сейчас станете актерами- кукловодами.

Кто это?

Слайд Ребята сейчас мы с вами разыграем фрагмент кукольного спектакля "Теремок" . Надеваем кукол на правую руку.

Для того, чтобы кукла ожила, надо определить её характер, представить, с какой интонацией будет она говорить.

(куклы)

Уважаемые зрители просим тишины, мини - спектакль начинается.

Ребята,вам понравилось представление? (да)

Представление окончено, прошу артистов занять свои места в зале.

Это интересное и увлекательное занятие, но в тоже время это труд. И я думаю, если вы заинтересовались, то можете вместе с родителями.классным руководителем организовать свой кукольный театр. ставить представления и показывать их другим ребятам.

Почему мы сегодня говорили о театре? Слайд

Хочу пожелать вам посетить в ближайшее время театр.

Возьмитесь за руки, друзья, и воздух глубоко вдохните,
И если вы друзья театра , то клятву громко вы скажите:
Клянусь отныне и навеки театром свято дорожить,
Быть честным,

добрым человеком

и зрителем достойным быть.