Сказки где иван дурак стал умным. Кем на самым деле был Иван-дурак русских сказок. Отношение в сказке живых существ к Ивану- дураку

Наверное, нет ни одного говорящего по-русски человека, который не смог бы сходу вспомнить хоть одну которой - Иван-дурак. И описать этого героя тоже сможет каждый: Иван - младший сын в семье, непутевый, ленивый и добродушный. Его лучше ни о чем не просить, иначе, да и то только после долгих уговоров, Иванушка все сделает хуже некуда! Но почему же тогда именно ему в конце сказки достанется все самое лучшее и полцарства в придачу? Попробуем в этом разобраться.

Сказки про Ивана-дурака: список

Лучше всего нам помогут разобраться в характере героя сами сказки, вернее, их пересказ. Возьмем только три из них, так сказать, самые типичные.

  1. «Соль». Сказка про купеческого сына Ивана, который, однажды отправившись в путь на корабле с тесом и досками, попал во время бури на неведомую землю и, обнаружив там соль, отправился торговать ею. Удачно продав все, он ухитрился увезти еще и царскую дочь. Но старшие братья не зевали, они выбросили Ивана в океан, а сами разделили его добычу. Да только доброму герою и тут повезло: отнес его домой, прямо за праздничный стол, великан. И отец, узнав о недостойном поведении старших братьев, прогнал их с глаз долой, а младшего женил на царевне.
  2. «Сказка про Ивана-дурака». В этой сказке Иван-дурак выслеживает трех коней, которые вытаптывают траву в царском саду. Помогает ему в этом мышка, которую добрый молодец щедро накормил. Три коня - серебряный, золотой и бриллиантовый - становятся собственностью Иванушки. Но! Как был он для всех дурачком за печкой, так и остался: никому не признался в своей добыче! Позже, когда нужно было по приказу царя допрыгнуть до балкона царевны, стал он делать это по очереди, на каждом коне. И снова возвращался на печку: что поделаешь - дурак?! Только когда нашли и привели его в стали жить Иван-дурак и царевна вместе. Правда, не в самих палатах, а в гусином хлеву. И только три войны, которые Иван выиграл верхом на своих волшебных конях, доказали всему царству, что никакой он не дурак, а просто очень скромный и Настоящий герой! За это и стал Иван царем.
  3. «Дурак и береза». В этой сказке дурак - настоящий, потому что пытался продать быка, полученного в наследство, старой сухой березе, встреченной в лесу. И отдал-таки ей в долг! И два дня ходил за деньгами, все ждал, когда вернет. И только на третий - не выдержал, хватил по стволу топором, а там - клад, спрятанный разбойниками! Что ж, дуракам - счастье!

Есть еще сказки про Ивана-дурака, названия их можно продолжать бесконечно: «Конь, скатерть и рожок», «Иван Быкович», «Конек-Горбунок», «Сивка-Бурка», «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо» и т. д.

Чем образ Ивана так приглянулся людям?

Почему Иван-дурак - герой сказок? Отчего русский народ проникается такой любовью к нему? Не оттого ли, что славянам вообще свойственна симпатия к сирым и убогим, эдакая христианская жалость? Об этом можно долго рассуждать.

Ведь народ, который много веков жил в нищете и беспросветности, наверняка чувствовал себя тем же нелюбимым младшим сыном - Иваном-дураком, обманутым судьбой. Хотя, в пику этому, не только сказка, но и сама жизнь учила - не тот по-настоящему дурак, кто, сидя на печи, золу шапкой меряет, в потолок плюет или продает быка березе, а тот, кто, зазнавшись, не слышит мира вокруг себя, не связан с ним воедино. Гордыня - грех, и она будет наказана!

Вера в чудо рождает чудеса

Иван в своих поступках руководствуется не логикой, а только интуицией. Откуда же взять интуицию человеку, всегда знающему, что, где и почем? Как развиться ей в тесных рамках приличий и канонов? Дураку же закон не писан, а если писан, то не читан, и так далее… Значит, наш Иван из всех вариантов выберет самый нелогичный, самый «дикий», но обязательно, как выяснится впоследствии, приводящий к удаче. Ведь ему ничто не мешает прислушиваться к интуиции, и главное, слышать ее!

Помните сказку, где Иван батрачил три года на попа, а когда ему предложили за труд на выбор мешок монет или мешок песка, наш герой, исходя из только ему понятной логики, выбрал песок? Дурак, да и только!

Но вот по дороге домой ему встретился в лесу костер, в котором горела девица-красавица, тут-то и пригодился песок! Иван засыпал им огонь, спас девицу, и она, оказавшись колдуньей, стала его преданной женой и помощницей.

Кстати, а как вы думаете, почему колдунья выбрала себе Ивана? Да, наверное, все по той же причине: этот человек умеет действовать не по правилам, а слушая сердце. Кто, как не колдунья, может оценить такой талант!

Особенности характера сказочного героя

Обратите внимание на важные качества характера нашего главного героя. Все русские сказки про Ивана-дурака описывают его не просто глупым, а именно наивным. Для него каждый новый день - это возможность жить заново, то есть не корить себя бесконечно за вольные и невольные предыдущие ошибки (да он и не помнит их!), а начинать все с нового листа. Разве не этого же добиваются последователи всевозможных философских и религиозных течений?

Говоря другими словами, Иван-дурак доказывает каждый раз, что от человеческих знаний и умений в жизни очень мало зависит, то есть они вторичны и не могут играть главную, решающую роль в судьбе человека. Вспомните изречение величайшего Лао-Цзы: «Умные - не учены, а ученые - не умны».

А Иван в сказках всегда абсолютно открыт для высшего знания. Он, даже отправляясь в путь, как правило, «идет, куда ноги несут» или «куда глаза глядят». Он, таким образом, сразу же отбрасывает здравый смысл (с которым так до конца сказки и не расстаются его старшие братья) и от этого остается только в выигрыше. Оказывается, не все в нашей жизни подчиняется этому самому здравому смыслу!

Отражение в образе Ивана Дурака языческих традиций

Некоторые исследователи тесно связывали образ Ивана с сохраненными в фольклоре языческими традициями. Например, А. А. Дуров в своей диссертации подчеркивал, что русские народные сказки Иван-дурак украшает собою не только из-за своей недалекости, а потому, что язычники, оказывается, так называли всех, проходящих обряд инициации.

И суть тут была именно в особенностях поведения неофита: он должен был забыть свою прежнюю жизнь, отказаться от рассудочности в поступках. Именно эта "дурость" становилась отличительным качеством человека, который хотел превратиться из «запечного олуха» в настоящего мужчину.

Вспомните: в сказке, в начале ее, Иван - посмешище, которое, сидя за печкой, извините за цитату, «сопли на кулак накручивает». А в конце - это успешный, удачливый молодой мужчина. Значит, инициация пройдена!

А если посмотреть на это с другой стороны?

Может быть, образ простофили Ивана-дурака раскрывает лишь мечту народа о сверхъестественных силах, способных помочь любому? И некоторые исследователи считают, что Иванушка - поэтическая греза, отражающая мечту о беззаботной, развеселой жизни, которая все равно приведет и к счастью, и к богатству.

В очерке «Иван-дурак. Корни русской народной веры» А. Синявский даже печалится о народе, выбравшем себе такого главного героя. Ведь дураки в сказках грязные, ободранные, неумытые, не имеющие за душой ни гроша, да и ленивые до умопомрачения. Зато играть на дудочке или сочинять песенки - на это они горазды. Эта тотальная лень пугает автора очерка, ведь она якобы доказывает, что русский человек, ожидая жизненных благ свыше, забывает о своей персональной ответственности.

Евг. Трубецкой в рассуждении о сказочном Дураке утверждает, что привычка перелагать ответственность на «широкие плечи Николы Угодника» - это и есть бич славянского характера, усыпляющий его энергию и отнимающий у него волю к победе.

Отношение в сказке живых существ к Ивану- дураку

Но нужно отметить, что все же не лень или недалекость привлекают к Ивану на протяжении стольких веков верных почитателей, а его доброта, доверчивость и прямодушие. Этот герой не скупится на доброе слово и дело: он отпустит, избавив от беды, живое существо, пожалеет странника или старую женщину, и все они впоследствии отплатят ему той же монетой.

Такому герою, как Иван-дурак, и серый волк поможет, и щука, и собака, и кошка. Перед ним все преграды расступаются - ведь он не боится, что это может не произойти!

Помните указанный в фильме «Чародеи» путь к успеху: «Вижу цель - не вижу препятствий»? Именно так все и происходит с Иванушкой в каждой сказке. Он не видит препятствий тому, чтобы отрубить двенадцать голов Змею Горынычу или превратиться в прекрасного царевича, окунувшись в сосуд с молодильной водой. Он уповает на Бога и получает по своей вере!

Есть еще варианты происхождения обидного прозвища Ивана

А может быть, и дураком Иван прослыл не из-за особенностей своего ума-разума? Просто не повезло парню - родился третьим в семье, а это значит, что все оставшееся от отца наследство заберут старшие сыновья, а младший останется ни с чем. Не потому ли Иван - дурак, что уже смолоду оказался обойденным?

Есть еще один вариант того, отчего Иванушка носит такое обидное прозвище. Дело в том, что в Древней Руси детям давали два имени. Одно, полученное при крещении, хранили в тайне (помните пословицу: «зовут зовуткою, а кличут уткою»?), а второе было нарочито неприглядным, даже пугающим, чтобы нечисти не захотелось забрать ребенка или сделать ему что-то плохое: ведь и так малыш уже негож! И жили в российских деревнях дети, носившие до 13 лет странные имена: Страшко, Хворь, Гнилозуб, Чернорот и т. п.

Часто детей называли и по порядку рождения: Первак (или Первой), Другак (Вторый, Другой), Третьяк, Четвертак и так далее, по количеству наследников. Так вот, некоторые исследователи считают, что Дурак - это преобразованное, видоизмененное имя Другак. Что ж, возможно, и были Дураки таковыми только по порядку рождения…

Образ Ивана-дурака в детской психологии

Говоря о столь неоднозначном образе в русской культуре, важно отметить, что сказки про Ивана-дурака - это еще и действенный метод детской психотерапии. Ведь ребенок естественно чувствует робость перед будущим: как он впишется во взрослую жизнь? Ведь и знает, и умеет он так мало! А сказка успокаивает его: «Не боись, и не такие вверху оказывались!» Сказка говорит: «Главное - это сделать первый шаг, доверившись внутреннему голосу, и тогда получишь даже больше, чем ожидаешь!»

И ребенок, подталкиваемый успехом такого героя, как Иван-дурак, идет, уже не боясь, во взрослую жизнь, снабженный важным опытом: нет такого дна, откуда нельзя было бы подняться, нет такой беды, которую нельзя было бы преодолеть.

Кстати, и каждый ребенок, и сказочный Иван всегда открыты чуду. Может, поэтому чудеса с ними постоянно случаются? А сказка про Дурака на самом деле - еще и о том, как забывать излишнюю «умность», если стремишься выиграть.

Так кто такой этот любимый

Исследователи считают, что сказки про Ивана-дурака несут в себе некую стратегию, которая исходит не из стандартных постулатов, призывающих поступать всегда разумно, а наоборот, опирается на поиск оригинальных, нелогичных и неожиданных решений. Но они успешны!

В Иване-дураке сокрыт идеальный человек - верный своему слову, честный и лишенный личного интереса. Ведь и к богатству (полученному как дополнение к жене) он относится отрицательно, несмотря на то, что в конце сказки всегда владеет им.

Такое положение вещей вполне объяснимо тем, что стремление к богатству - это с точки зрения русского народа всегда признак корысти, жадности, а значит, не может быть качеством положительного человека. И раз Иванушка - это воплощение чего-то идеального, то он просто должен быть бессребреником, не знающим цену деньгам и не стремящимся их нажить.

Почему Бог дураков любит?

Хоть утверждение, приведенное в подзаголовке, кажется на первый взгляд алогичным, логика в нем все же присутствует. Судите сами: ведь Дураку больше не на кого надеяться! Ему больше никто не может помочь! И сам себе он тоже не поможет. Остается лишь надежда на Божий промысел.

Кроме того, Иван-дурак, в каких сказках он бы не появлялся, всегда преисполнен необыкновенного доверия только к этому. Он не слушает человеческих советов и ничему не учится на собственном опыте, зато он абсолютно открыт Провиденью - и оно никогда не подводит такого героя!

И не только Дураков, но и вполне разумных героев волшебных сказок Господь выводит из сложного для них положения, как только они оказываются на перепутье - не знают куда идти. То есть за каждым из них стоит незримо образ Ивана-дурака, его пассивного, открытого для восприятия состояния, которое и помогает сделать единственный верный выбор и выиграть в борьбе за жизнь.

Образ Дурака в литературе и кино

Иван-дурак, способный «взломать» собою все рамки и приличия, так тесно обступившие обычного человека, пустил глубокие корни в русской литературе и в киноискусстве. Этим образом в свое время воспользовались и Ф. М. Достоевский, и А. Н. Островский, и Н. С. Лесков, и М. Горький, и многие другие знаменитые писатели и поэты.

Ведь в его уста можно вложить то, что ни за что не произнесет «благородный» герой, а его поступки заставляют зрителя находиться в постоянном напряжении и безотрывно следить за развитием сюжета.

Искусство доказывает нам: именно Дураки - это поистине свободные люди. Они не связаны условностями, их поступки не поддаются логике, а все, что делается ими - это верный путь к Чуду.

И слава Богу, что Дураки неистребимы! Иначе чудеса просто ушли бы от нас, а мир, соответственно, засох бы стараниями «мудрецов» и прагматиков.

Если для того, чтобы в мире было место Волшебству, они необходимы, значит, каждому из нас можно и нужно время от времени надевать на себя колпак главного героя сказки про Ивана-дурака. Названия же, которые мы даем этому действу, всегда одинаковы - это жизнь!

Русская народная сказка Иван-дурак, о том и говорит, что дуракам всегда везет, Хоть Иван и дурак был, да Добрыню победил и на царской дочери женился, да успел и русскими богатырями Ильей и Федькой покомандовать. Читайте интересную сказку про Ивана-дурака.

«Иван-дурак» русская народная сказка

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был старик со старухой. У них было три сына, третьего звали Иван-дурак. Первые двое женатые, а Иван-дурак холостой; два брата занимались делом, управляли домом, пахали и сеяли, третий же ничего не делал. Один раз отец и снохи стали Ивана посылать на поле допахать сколько-то лех пашни. Парень поехал, приехал на пашню, запряг лошадь, проехал с сохой раз ли, два ли, видит: счету нет комаров да мошек; он схватил хлыстик, стегнул по боку лошадь, убил их без сметы; ударил по другому, убил сорок паутов и думает:
- Ведь я на один замах убил сорок богатырей, а мелкой сошки сметы нет!
Взял их всех положил в кучу и завалил конским калом; сам не стал пахать, выпряг лошадь, поехал домой. Приезжает домой и говорит снохам и матери:
- Давайте мне полог и седло, а ты, батюшка, давай саблю, котора у тебя висит — на стене заржавела. Что я за мужик! У меня ничего нет.
Те посмеялись над ним и дали на смех какой-то расколотый тюрик наместо седла; парень наш приделал к нему подпруги и надел на худую кобыленку. Вместо пологу мать дала какой-то старый дубас; он и то взял, да взял саблю у отца, пошел, выточил, собрался и поехал. Доезжает до росстаней — а был еще мало-мало грамотный — написал на столбе: приезжали бы сильные богатыри Илья Муромец и Федор Лыжников в такое-то государство к сильному и могучему богатырю, который на один помах убил сорок богатырей, а мелкой сошки сметы нет, и всех их камнем привалил.
Точно, после его приезжает богатырь Илья Муромец, видит на столбе надпись:
- Ба, — говорит, — проехал сильный, могучий богатырь: ослушаться не годно.
Поехал, догонят Ванюху; далеко не доехал, снял шапку и кланятся:

А Ванюха не ломат шапки, говорит:
- Здорово, Илюха!
Поехали вместе. Не чрез долго времени к тому же столбу приехал Федор Лыжников, видит, на столбе написано, ослушаться не годно: Илья Муромец проехал! — и он поехал туда же; так же далеко не доехал до Ванюхи — снимат шапку, говорит:
- Здравствуй, сильный, могучий богатырь!
А Ванюха шапки не ломат.
- Здорово, — говорит, — Федюнька!
Поехали вместе все трое; приезжают в одно государство, остановились на царских лугах. Богатыри поставили себе шатры, а Ванюха распялил дубас; коней два богатыря спутали шелковыми путами, а Ванюха сорвал прут с дерева, свил его и спутал свою кобылу. Вот и живут. Царь из своего терему увидел, что его любимые луга травят какие-то люди, тотчас отряжат ближнего своего спросить, что за люди? Тот приехал на луга, подошел к Илье Муромцу, спрашиват, что они за люди и как смели без спросу топтать царские луга? Илья Муромец отвечал:
- Не наше дело! Спрашивай вон старшого — сильного, могучего богатыря.
Посол подошел к Ванюхе. Тот закричал на него, не дал слова молвить:
- Убирайся, докуля жив, и скажи царю, что на его луга приехал сильный, могучий богатырь, который на один помах убил сорок богатырей, а мелкой сошки сметы нет, и камнем привалил, да Илья Муромец и Федор Лыжников с ним, и требует у царя дочь замуж.
Тот пересказал это царю. Царь хватил по записям: Илья Муромец и Федор Лыжников есть, а третьего, который убиват на один помах по сороку богатырей, нет в записях. То царь приказал собрать рать, захватить трех богатырей и привести к нему. Где захватить? Ванюха увидел, как стала подходить ближе рать; он крикнул:
- Илюха! Ступай прогони их, что за люди? — сам лежит, растянулся да поглядыват, как сыч.

Илья Муромец на того слова соскочил на коня, погнал, не столько руками бил, сколько конем топтал; всех прибил, оставил только одних язычников царю. Царь услышал эту беду, того больше собрал силы и послал поймать богатырей. Иван-дурак крикнул:
- Федюнька! Поди-ка прогони эту сволочь!
Тот соскочил на коня, всех прибил, оставил одних язычников.
Чего делать царю? Дело худо, силу побили богатыри; царь призадумался и вспомнил, что у него в царстве живет сильный богатырь Добрыня. Он посылает к нему письмо, просит приехать победить трех богатырей. Добрыня приехал; царь на третьем балконе встретил его, а Добрыня навершный подъехал к балкону вровень с царем: вот какой был! Поздоровался, поговорили. Он и поехал на царские луга. Илья Муромец и Федор Лыжников увидели, что к ним едет Добрыня, испугались, соскочили на своих лошадей да ступай-ка оттуда — угнали. А Ванюха не успел. Пока имал свою кобыленку, Добрыня и подъехал к нему, да и смеется, что это за сильный, могучий богатырь? Маленький, худенький! Согнулся головой к самому Ванюхе, смотрит на него, да и любуется. Ванюха да как-то не обробел, выхватил свою саблёшку, да и ссек ему голову.
Царь это увидел, перепугался:
- Ох, — говорит, — богатырь убил Добрыню; беда теперя! Ступайте скорее, зовите богатыря во дворец.
За Ванюхой приехал такой почет, что батюшки упаси! Кареты самолучши, люди все изжалованы. Посадили и привезли к царю. Царь его угостил и отдал дочь; обвенчались они, и теперя живут, хлеб жуют.
Я тут был, мед пил; по усам текло, в рот не попало. Дали мне колпак, да почали толкать; дали мне кафтан, я иду домой, а синичка летат и говорит:
- Синь да хорош!
Я думал:
- Скинь да положь!
Взял скинул, да и положил. Это не сказка, а присказка, сказка впереди!

Жил-был Иванушка-дурачок, собою красавец, а что ни сделает, всё у него смешно выходит – не так, как у людей.

Нанял его в работники один мужик, а сам с женой собрался в город; жена и говорит Иванушке:
- Останешься ты с детьми, гляди за ними, накорми их!
- А чем? – спрашивает Иванушка.
- Возьми воды, муки, картошки, покроши да свари – будет похлебка!
Мужик приказывает:
- Дверь стереги, чтобы дети в лес не убежали!

Уехал мужик с женой; Иванушка влез на полати, разбудил детей, стащил их на пол, сам сел сзади их и говорит:
- Ну, вот, я гляжу за вами!
Посидели дети некоторое время на полу, – запросили есть; Иванушка втащил в избу кадку воды, насыпал в нее полмешка муки, меру картошки, разболтал всё коромыслом и думает вслух:
- А кого крошить надо?
Услыхали дети – испугались:
- Он, пожалуй, нас искрошит!
И тихонько убежали вон из избы.

Иванушка посмотрел вслед им, почесал затылок, – соображает: «Как же я теперь глядеть за ними буду? Да еще дверь надо стеречь, чтобы она не убежала!»
Заглянул в кадушку и говорит:
- Варись, похлебка, а я пойду за детьми глядеть!
Снял дверь с петель, взвалил ее на плечи себе и пошел в лес; вдруг навстречу ему Медведь шагает – удивился, рычит:
- Эй, ты, зачем дерево в лес несешь?
Рассказал ему Иванушка, что с ним случилось, – Медведь сел на задние лапы и хохочет:
- Экой ты дурачок! Вот я тебя съем за это!
А Иванушка говорит:
- Ты лучше детей съешь, чтоб они в другой раз отца-матери слушались, в лес не бегали!
Медведь еще сильней смеется, так и катается по земле со смеху!
- Никогда такого глупого не видал! Пойдем, я тебя жене своей покажу!
Повел его к себе в берлогу. Иванушка идет, дверью за сосны задевает.
- Да брось ты ее! – говорит Медведь.
- Нет, я своему слову верен: обещал стеречь, так уж устерегу!

Пришли в берлогу. Медведь говорит жене:
- Гляди, Маша, какого я тебе дурачка привел! Смехота!

А Иванушка спрашивает Медведицу:
- Тетя, не видала ребятишек?
- Мои – дома, спят.
- Ну-ка, покажи, не мои ли это?

Показала ему Медведица трех медвежат; он говорит:
- Не эти, у меня двое было.
Тут и Медведица видит, что он глупенький, тоже смеется:
- Да ведь у тебя человечьи дети были!
- Ну да, – сказал Иванушка, – разберешь их, маленьких-то, какие чьи!
- Вот забавный! – удивилась Медведица и говорит мужу: – Михайло Потапыч, не станем его есть, пусть он у нас в работниках живет!
- Ладно, – согласился Медведь, – он хоть и человек, да уж больно безобидный!
Дала Медведица Иванушке лукошко, приказывает:
- Поди-ка набери малины лесной, – детишки проснутся, я их вкусненьким угощу!
- Ладно, это я могу! – сказал Иванушка. – А вы дверь постерегите!
Пошел Иванушка в лесной малинник, набрал малины полное лукошко, сам досыта наелся, идет назад к медведям и поет во всё горло:
Эх, как неловки
Божии коровки!
То ли дело – муравьи
Или ящерицы!
Пришел в берлогу, кричит:
- Вот она, малина!
Медвежата подбежали к лукошку, рычат, толкают друг друга, кувыркаются, очень рады!

А Иванушка, глядя на них, говорит:
- Эхма, жаль, что я не Медведь, а то и у меня дети были бы!
Медведь с женой хохочут.
- Ой, батюшки мои! – рычит Медведь, – да с ним жить нельзя, со смеху помрешь!
- Вот что, – говорит Иванушка, – вы тут постерегите дверь, а я пойду ребятишек искать, не то хозяин задаст мне!
А Медведица просит мужа:
- Миша, ты бы помог ему!
- Надо помочь, – согласился Медведь, – уж очень он смешной!

Был-жил старик со старухой; у них было три сына: двое умные, третий — Иванушка-дурачок. Умные-то овец в поле пасли, а дурак ничего не делал, все на печке сидел да мух ловил.

В одно время наварила старуха ржаных клецок и говорит дураку:

— На-ко, снеси эти клецки братьям; пусть поедят.

Налила полный горшок и дала ему в руки; побрел он к братьям. День был солнечный; только вышел Иванушка за околицу, увидел свою тень сбоку и думает:

“Что это за человек? Со мной рядом идет, ни на шаг не отстает: верно, клецок захотел?” И начал он бросать на свою тень клецки, так все до единой и повыкидал; смотрит, а тень все сбоку идет.

— Эка ненасытная утроба! — сказал дурачок с сердцем и пустил в нее горшком — разлетелись черепки в разные стороны.

Вот приходит с пустыми руками к братьям; те его спрашивают:

— Ты, дурак, зачем?

— Вам обед принес.

— Где же обед? Давай живее.

— Да вишь, братцы, привязался ко мне дорогою незнамо какой человек да все и поел!

— Какой такой человек?

— Вот он! И теперь рядом стоит!

Братья ну его ругать, бить, колотить; отколотили и заставили овец пасти, а сами ушли на деревню обедать.

Принялся дурачок пасти; видит, что овцы разбрелись по полю, давай их ловить да глаза выдирать. Всех переловил, всем глаза выдолбил, собрал стадо в одну кучу и сидит себе радёхонек, словно дело сделал. Братья пообедали, воротились в поле.

— Что ты, дурак, натворил? Отчего стадо слепое?

— Да почто им глаза-то? Как ушли вы, братцы, овцы-то врозь рассыпались, а я и придумал: стал их ловить, в кучу сбирать, глаза выдирать — во как умаялся!

— Постой, еще не так умаешься! — говорят братья и давай угощать его кулаками; порядком-таки досталось дураку на орехи!

Ни много ни мало прошло времени, послали старики Иванушку-дурачка в город к празднику по хозяйству закупать. Всего закупил Иванушка: и стол купил, и ложек, и чашек, и соли; целый воз навалил всякой всячины. Едет домой, а лошаденка такая, знать, неудалая: везет — не везет!

“А что, — думает себе Иванушка, — ведь у лошади четыре ноги и у стола тоже четыре, так стол-от и сам добежит”.

Взял стол и выставил на дорогу. Едет-едет, близко ли, далеко ли, а вороны так и вьются над ним да все каркают.

“Знать, сестрицам поесть-покушать охота, что так раскричались!”-подумал дурачок. Выставил блюда с яствами наземь и начал потчевать:

— Сестрицы-голубушки! Кушайте на здоровье.

А сам все вперед да вперед подвигается.

Едет Иванушка перелеском; по дороге все пни обгорелые.

“Эх, — думает, ребята-то без шапок; ведь озябнут, сердечные!”

Взял понадевал на них горшки да корчаги. Вот доехал Иванушка до реки, давай лошадь поить, а она все не пьет.

“Знать, без соли не хочет!”- и ну солить воду. Высыпал полон мешок соли, лошадь все не пьет.

— Что же ты не пьешь, волчье мясо? Разве задаром я мешок соли высыпал?

Хватил ее поленом, да прямо в голову — и убил наповал. Остался у Иванушки один кошель с ложками, да и тот на себе понес. Идет — ложки назади так и брякают: бряк, бряк, бряк! А он думает, что ложки-то говорят: “Иванушка-дурак!”- бросил их и ну топтать да приговаривать:

— Вот вам Иванушка-дурак! Вот вам Иванушка-дурак! Еще вздумали дразнить, негодные! Воротился домой и говорит братьям:

— Все искупил, братики!

— Спасибо, дурак, да где ж у тебя закупки-то?

— А стол-от бежит, да, знать, отстал, из блюд сестрицы кушают, горшки да корчаги ребятам в лесу на головы понадевал, солью-то пойло лошади посолил; а ложки дразнятся — так я их на дороге покинул.

— Ступай, дурак, поскорее! Собери все, что разбросал по дороге!

Иванушка пошел в лес, снял с обгорелых пней корчаги, повышибал днища и надел на батог корчаг с дюжину всяких: и больших и малых. Несет домой. Отколотили его братья; поехали сами в город за покупками, а дурака оставили домовничать. Слушает дурак, а пиво в кадке так и бродит, так и бродит.

— Пиво, не броди! Дурака не дразни! — говорит Иванушка.

Нет, пиво не слушается; взял да и выпустил все из кадки, сам сел в корыто, по избе разъезжает да песенки распевает.

Приехали братья, крепко осерчали, взяли Иванушку, зашили в куль и потащили к реке. Положили куль на берегу, а сами пошли прорубь осматривать.

На ту пору ехал какой-то барин мимо на тройке бурых; Иванушка и ну кричать:

— Садят меня на воеводство судить да рядить, а я ни судить, ни рядить не умею!

— Постой, дурак, — сказал барин, — я умею и судить и рядить; вылезай из куля!

Иванушка вылез из куля, зашил туда барина, а сам сел в его повозку и уехал из виду. Пришли братья, спустили куль под лед и слушают; а в воде так и буркает.

— Знать, бурка ловит! — проговорили братья и побрели домой.

Навстречу им, откуда ни возьмись, едет на тройке Иванушка, едет да прихвастывает:

— Вот-ста каких поймал я лошадушек! А еще остался там сивко — такой славный!

Завидно стало братьям; говорят дураку:

— Зашивай теперь нас в куль да спускай поскорей в прорубь! Не уйдет от нас сивко…

Опустил их Иванушка-дурачок в прорубь и погнал домой пиво допивать да братьев поминать.

Был у Иванушки колодец, в колодце рыба елец, а моей сказке конец.

Исследователи не пришли к однозначному мнению о происхождении образа. Е. М. Мелетинский считает, что образ гонимого героя был заимствован волшебной сказкой из мифологических преданий, поскольку отдельные мотивы, составляющие сюжеты сказок об Иване, распространены в мифологии разных народов.

Иван - третий и младший из братьев. Он появляется на свет в крестьянской семье, но чаще всего не занимается никаким полезным трудом, в отличие от старших братьев - расчетливых, домовитых хозяев. Тем не менее, братья Ивана никогда не достигают поставленной цели, в то время, как он, наоборот, обретает богатство и счастье.

Иван-дурак, или Иванушка-дурачок - один из главных персонажей русских сказок. Как правило, его социальный статус низкий - крестьянский сын или сын старика со старухой. В семье часто являлся третьим, младшим сыном. Не женат. По некоторым версиям имя Иван-дурак является именем-оберегом, предотвращающим сглаз. Как известно, сказки складывались во времена язычества, и многие герои являлись представителями Добра и Зла. Иван-дурак относится к положительным героям.

С помощью волшебных средств и особенно благодаря своему «не уму» Иван-дурак успешно проходит все испытания и достигает высших ценностей: он побеждает противника, женится на царской дочери, получает и богатство, и славу. Возможно, Иван-дурак достигает всего этого благодаря тому, что он воплощает по мнению учёного-литературоведа Ж. Дюмезиля магическую функцию, связанную не столько с делом, сколь со словом, с обязанностями жреца. Иван-дурак - единственный из братьев, кто говорит в сказке. Иван-дурак загадывает и отгадывает загадки, т. е. занимается тем, чем занимается во многих традициях жрец во время ритуала, приуроченного к основному годовому празднику. Иван-дурак - поэт и музыкант; в сказках подчеркивается его пение, его умение играть на чудесной дудочке или гуслях-самогудах, заставляющих плясать стадо. Иван-дурак - носитель особой речи, в которой помимо загадок, прибауток, шуток отмечены фрагменты, где нарушаются или фонетические, или семантические принципы обычной речи, или даже нечто, напоминающее заумь; сравните «бессмыслицы», «нелепицы», языковые парадоксы, основанные, в частности, на игре омонимии и синонимии, многозначности и многореферентности слова и т. п. (так, убийство змеи копьем Иван-дурак описывает как встречу со злом, которое он злом и ударил, «зло от зла умерло»). Иван-дурак связан в сюжете с некоей критической ситуацией, завершаемой праздником (победа над врагом и женитьба), в котором он главный участник.

3. Образ Ивана-дурака в русских народных сказках

Русские дураки и юродивые не столько о своей глупости свидетельствовали, сколько чужую выявляли, а особенно боярскую и царскую. Кажется, сам "батюшка" Иван Грозный завидовал славе Иванушки-дурачка и юродствовал вовсю. И женился без конца, и царство надвое делил, чтобы с полцарством остаться, и опричный двор в Александровском заводил со всяким шутовством. Даже от царства отрекался, шапку Мономаха на касимовского царевича Симеона Бекбулатовича надевал, а сам

И совершали скоморохи и юродивые подвиг - тот подвиг, который делал их почти что святыми, а часто и святыми. Юродивых нередко народная молва объявляла святыми, да и скоморохов тоже. Вспомните замечательнейшую новгородскую былину "Вавило скоморох". А скоморохи люди не простые – соморохи, люди святые.

Но особого умиления перед глупостью народ никогда не выказывает. А вот про сказочного дурака принято думать хорошо: он, мол, с виду такой, а на самом деле – ума палата. Но дураки бывают разные.

Дурак-невежа

«Таскать вам не перетаскать!» - кричит такой Иван-дурак на похоронах. А свадебному поезду он желает царствия небесного и вечного покоя. Он невежа и всё делает невпопад. Сказка над таким дураком смеётся.

Ленивый дурак

Такой дурак лежит себе целые дни на печи. Но ему невероятно везёт. Пойдёт за водой – щуку волшебную из проруби вытащит. Станет пень стегать – а из-под пня золото посыплется. И тут он неожиданно получает всё, что только пожелает: и красный кафтан, и красоту, и пригожесть, и даже царскую дочку с полцарством в придачу. В таком дураке скрыты добрые начала. Когда приходит время, он и выглядит, и поступает по-молодецки. Один отпускает щуку на волю, другой, охраняя пшеницу, показывает и ловкость, и смелость, и смекалку.

Исполнительный дурак

Есть дураки исполнительные. «Заставь дурака Богу молиться – он и лоб расшибёт» - это сказано про таких. Таким работником бывает дурак, что и дверь отдельно от дома охраняет, и медведя вместо коровы к скотине загоняет.

Просто дурак

Такие дураки есть во всяком народе. Недаром говорят: «Дураков не сеют, не жнут – они сами родятся». Над ними всегда вволю потешаются и рассказчики, и слушатели, чувствуя себя очень умными.

4. История имени

Герой сказок Иван-дурак вовсе не дурак, в современном значении этого слова. До принятия христианства и долгое время после существовала традиция не называть детей «взрослыми» именами, чтобы их не похитили «черти», пока они беспомощные. «Взрослое», «настоящее» имя ребёнок получал на посвящении в 10-13 лет, а до этого носил ненастоящее, детское. Большое распространение имели детские имена, образованные от числительных - Первак, Вторак, Третьяк. А также и Другак, то есть «другой», следующий. Так как оно было самым популярным, обозначающим, в большинстве случаев, младшего ребёнка, то в результате стало нарицательным и упростилось до «Дурак». Имя «Дурак» встречается в церковных документах до 14-15 веков. С 17 века оно начало значить то, что значит и сейчас - глупого человека. Естественно, ведь самый младший - самый неопытный и несмышлёный. Поэтому знаменитый Иван-Дурак из русских сказок вовсе не дурак, а просто младший из трёх сыновей.

5. Загадка образа Ивана-дурака

Иван-дурак - персонаж, по своей сути неясный, если не сказать, загадочный. Будучи главным героем сказки, он, в согласии с законами жанра, успешно преодолевает все препятствия, расставленные на его пути судьбой, и достигает благополучия, обычно символизируемого женитьбой на царской дочке. В этом Иван-дурак мало чем отличается от Ивана-царевича и других сказочных героев, которым сочувствуют и с которыми могут отождествлять себя слушатели, но если в других сказочных сюжетах удача в конце концов вознаграждает героев за их ум, хитрость, верность, доброту, храбрость, то, рассматривая данный тип сказок, приходится сделать вывод, что Иван-дурак вознаграждается за свою глупость. Не обладая никакими особенными достоинствами, которые хотя бы уравновешивали его глупость, он тем не менее приходит к такому же финалу, как и заведомо достойные герои. Более того, в сказке кроме Ивана-дурака часто присутствуют его братья, которые отличаются от него только своей разумностью и которые тоже пытаются завоевать удачу, но из трех братьев судьба оказывается благосклонной именно к дураку, подтверждая вывод о награде за глупость.

Прямолинейно выведенная из этих сказок мораль говорит, что ум человеку не особенно и нужен, он вовсе не требуется для достижения жизненного успеха (а то и мешает его достижению); если тебе на роду написано стать царским зятем, то, даже если ты дурак, это тебе не помешает им стать, а если не написано, то и стараться не стоит. Отсюда иногда делается довольно обидное для нас, русских, заключение, что народ, любимым фольклорным героем которого может быть дурак и бездельник, не ценит ума, трудолюбия, расчета и упорства в достижении цели, а склонен, лежа на печи, надеяться на чудо, которое безо всяких хлопот вознесет его из грязи в князи. Но этот вывод - помимо того, что он явно нереалистически описывает шкалу народных ценностей, - находится в явном противоречии с тем, что в других - созданных тем же народом - сказках природный ум героев, их образованность, расчетливость, остроумие, хитрость служат основой их жизненных успехов и получают очень высокую оценку.

Ершов в своем знаменитом “Коньке-горбунке”, пользуясь фольклорным сюжетом об Иване-дураке, идет этим общепринятым путем. В зачине он, правда, следует народной сказке, говоря:

“Было у него три сына.

Старший умный был детина,

Средний был и так, и сяк,

Младший вовсе был дурак. ”

Однако в дальнейшем мотив “дурости” главного героя совершенно исчезает, он остается “дураком” лишь по названию, но ни его действия, ни мнение о нем окружающих никак этой кличке не соответствуют. Скорее он выгодно отличается от своих братьев, чья лень, трусость и непослушание родительской воле перекрывают им возможность повстречаться с волшебной кобылицей и, следовательно, путь к жизненному успеху. Таким образом, Иван-дурак трактуется Ершовым как герой, которого считают глупым лишь по недоразумению и чьи достоинства до поры до времени скрыты под неприметным обликом. В русских сказках есть подобный сюжет, в котором главный персонаж, занимающий низкое социальное положение (мужик, солдат) и только из-за этого расцениваемый окружающими как заведомый глупец и невежда, посрамляет других - высоко вознесенных в общественном мнении - персонажей благодаря природному мужицкому уму и хитрости, но это сюжет других сказок, явно отличающихся от сказок про Ивана-дурака. “Редактируя” сюжет и заменяя в нем один мотив другим, взятым из другой сказки, Ершов следует обыденному здравому смыслу, уверенному в том, что, если человек, которого мы считали дураком, добился в жизни неординарного успеха, то он, вероятно, не такой уж и дурак, а может быть, и поумнее прочих. Сказка от этого становится более “правильной”, логичной, но при этом теряется оригинальность и истинный смысл сюжета.

Чтобы правильно понять смысл сказки и выяснить, почему главный герой - дурак, в чем функциональная роль его глупости в развертывании сюжета, необходимо отойти от своих привычных представлений и попытаться стать на точку зрения субъекта фольклора,

Личная судьба человека, выступающая в виде его личных жизненных обстоятельств, (той среды, в которой он вынужден действовать и которую он не может выбирать по желанию), постоянно затрудняет его продвижение к цели и уклоняет в сторону от нее. Задача каждого состоит в том, чтобы исправить уклонения, ликвидировать или обойти препятствия и вернуться на правильный путь, причем сделать это как можно быстрее, эффективнее, не тратя лишнего времени и энергии. Именно в решении таких задач проявляются личные достоинства человека, здесь проверяются его ум, смекалка, стойкость, другие необходимые для жизненной борьбы качества, и чем больше были препятствия, чем дальше от цели заносила человека судьба, тем больше чести тому, кто сумел все-таки преодолеть трудности и прийти к цели.

Многие волшебные сказки строятся именно по такому образцу: некто ставит перед героем трудные задачи, и он вынужден, если не хочет лишиться жизни и счастья, преодолевать все препятствия. (Но самому герою не может ни с того, ни с сего прийти в голову отправиться на подвиги; любые подвиги, не связанные с его жизненным путем, не имеют для него никакого смысла). При этом главное, к чему он стремится, это восстановление исходного состояния, а не завоевание каких-то новых высот. Даже если в конце его ожидает награда, вроде женитьбы на царской дочке, то это лишь почетное звание, подтверждающее его доблесть и успех, но не цель, к которой он стремился.

Сюжет об Иване-дураке похож на этот тип сказок, и в нем используются те же элементы: здесь также есть трудные задания, превосходящие человеческие возможности, есть волшебные помощники, решающие за героя неразрешимые проблемы, в конце героя ожидает тот же блистательный финал. Кубики, из которых строится сказка, те же самые, но сказка другая. В ней человек ставится в граничную ситуацию, заведомо исключающую для него возможность счастья. В сказке народ ищет ответа на вопрос, что должен делать человек, если судьба ставит его в такое положение, из которого нет возврата на жизненный путь, ведущий к цели. Именно такого человека символизирует образ Ивана-дурака. Если стать на эту точку зрения, сразу становится понятно, почему герой должен быть дураком не по видимости, а по своей сущности.

Глупость Ивана ничем в сказке не доказывается, он дурак по определению. Очевидно, его дурь настолько неоспорима, что ее и не надо доказывать, он общеизвестный деревенский дурачок, которому Господь не дал разума.

В сказках об Иване-дураке есть противоречие, снимаемое развитием сюжета (тезис: “Дурак не может прийти к цели, потому что он действует по-дурацки”; антитезис: “Дурак может прийти к цели, только если он действует по-дурацки”), обычно достаточно ясно выражено, и, по-видимому, легко “вычитывается” из сюжета теми, кому, собственно, и адресована сказка. Так, в одном из вариантов этой сказки сюжет разворачивается следующим образом. При разделе имущества между братьями младший брат-дурак просит у отца также выделить ему часть, и хотя старик-отец сомневается, стоит ли это делать - никакое имущество дураку не поможет, дело его безнадежное, - он все же из справедливости и жалости выдает дураку сто рублей. Дурак идет на улицу, а там мальчишки мучают котенка и щенка. Дурак просит отдать их ему и взамен отдает свои сто рублей. В дальнейшем собака с кошкой вырастают и, естественно, оказываются чудесными помощниками дурака, приносящими ему удачу и счастливый финал сказки. Из этого видно, что успех дураку приносит правильный (в его положении) выбор пути: после того, как он совершился, доведение сюжета до благополучного конца оказывается уже делом сказочной техники

6. Мир без "ученых".

Между ним и "учеными" людьми - безусловная граница: в одном из циклов сказок Иван подчеркнуто носит прозвище Незнайки, а в другом - Бесталанного. И "ученые" - единственная людская среда, откуда сказочные Иваны не вышли, то есть в сказках не имеет представителя. Ни единого! Будто "ученых" для автора сказок, - народа, вообще не существует или какие-то они недостойные для представительства в Иванстве-Ивании. Идет это не от самоуничижения и не от гордыни авторской. Просто - напросто народ сам учен, без отколовшихся от него "ученых". В народной многотысячелетней вселенской лаборатории многое такое создано, что ученые лишь потом подтвердили. Список бесконечный: первые представления о мировой гармонии, материи и энергии, силе и движении, молекуле и атоме, изобретение глобуса, создание книги и т. д. и т. д. Наш Михайло Ломоносов, пробившись в "ученые", только тем и занимался, что народные представления уточнял. А сколько этих представлений так и не понято "учеными", так и не развито, зачастую искажено до неузнаваемости. Но главное, повторяю, духовная граница между Иванами и "учеными". Незнайка неслучайно излучает свет, удивительно чистый, яркий. Если бы "знайки" такой свет излучали, может и мир другой был, а не такой страшный. как сейчас. Не лезли бы "ученые", родство забывшие, на горб Ивана, не стремились погонять, учить уму-разуму, не уничтожали бы живое.

Линия между Иванами и "учеными" - линия принципиальная, разделительная. Иваны никогда о родстве своем не забывают. "Иваны, родства не помнящие", - так сказано, чтобы подчеркнуть невероятность подобного случая. Не помнящий родства - это уже и не Иван.

Кто ненавидит Ивана. Прежде всего, Иван - Дурак начисто лишен трех пороков, которые его враги считают достоинствами.

Во-первых, он совершенно не тщеславен и никогда не требует за свои подвиги признания и славы. Более того, он всеми силами стремится, чтобы его не считали героем. Его хочется назвать, как это и делают некоторые исследователи, "замаскированныым героем". Будто на Иване - маска Дурака. Но в том-то и дело, что это не маска, а лик - образ, выражение внутреннего отношения к миру. Маску можно снять, - лик снять невозможно, с ним живут, с ним умирают, с ним предстают перед Богом, где "будут последние первыми". Поэтому надо говорить не о замаскированном герое, а о главных чертах определенного личностного класса.

Во-вторых, Иван бескорыстен, нигде и никогда ради корысти ничего не делает. В третьих, нет в нем даже и какого-либо намека на склонность убить или измываться над другими, и жесток он лишь в случаях крайней необходимости, и только с нечистой силой. С точки зрения врагов именно отсутствие этих трех пороков, которые они считают наипервейшими достоинствами, позволяет назвать Ивана "дураком". В сказках враги, зная, как поведет себя Иван, пользуются этим, провоцируют условия, в которых он идет "туда, не зная куда", чтобы "принести то, не зная что", для них достает и славу, и богатство.

Крестьянского происхождения, он иным быть не может. Как не могут быть иными его враги. Они не специально его враги, они - такие, они просто другие, представляют другой противоположного значения, личностный класс. И даже злость их на Ивана можно объяснить тем, что они не могут быть как Иван. Они живут по другим заповедям.

Почему побеждает Иван. Высший смысл путешествий и всех злоключений Ивана даже тогда, когда он идет, и не зная куда и неизвестно за чем - в борьбе с нечистью и в умножении добра. Он побеждает врагов в силу своего естественного, Богом данного поведения. Ивану помогает все, что светло и добро, и мать - сыра земля, и леса, и реки, и меньшие братья, до малой зверушки и букашки. Помогает, потому что он сам светел и добр, а не просто близок свету и добру. Он человек внутренний, живущий сердцем - вещуном. "Тут старушечка прыгает через грядку: Фу-фу-фу, что это такое! Русский дух ко мне в лес зашел!". Царству мертвых, основных врагов Ивана - Кощею, Бабе-Яге, Змею Горынычу - противостоит царство живых. Особая страна Иванство-Ивания, - особая цивилизация. "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет". Это - цивилизация Россия. Другой такой не найти. "Рус Иван" называли и называют нас западные соседи, "урус Иван" - восточные.

Причем человек противного личностного класса, противоположной цивилизации, где в почете, прежде всего, "любимые" богатства, то есть человек внешний, живущий холодным рассудком, православных считает уже не сказочными, а самыми настоящими дураками, и Россию - дикой, нецивилизованной страной дураков. Люди из этой страны-цивилизации, оставшиеся православными, то есть мы с вами, и есть Иваны - Дураки.

Между тем бессмертие России - именно в том, что в ней жили и творили, живут и творят Иваны, помнящие родство. Личность народного любимца узнается во всей нашей культуре, как в творцах ее, так и в их творениях, как, положим, в Достоевском и князе Мышкине или Шолохове и его герое из "Судьбы человека". В Пушкине и Юродивом.

Конечно же, чем не Иван - Дурак национальная гордость России - Александр Сергеевич Пушкин. Ведь даже смерть его для благоразумного человека глупость, не оправдать никак. Гениальный поэт, почитаем народом, мог бы и не стреляться, жить-поживать, далее сочинительстововать. Но в том-то и дело, что за Пушкиным на дуэли стояла вся Россия, от крестьянки Арины Родионовны до героев 1812 г. , до ее святых. Убийца, стреляя в Пушкина по заказу мракобесия, тьмы, стрелял и в каждого из нас. И это случай, когда "смертию смерть поправ", человек побеждает.

7. Заключение

Любит русский народ дураков не за то, что они глупые, а за то, что умные: умные высшим умом, который не в хитрости и обмане других заключен, не в плутовстве и удачном преследовании своей узкой выгоды, а в мудрости, знающей истинную цену всякой фальши, показной красивости, видящей цену в совершении добра другим, а следовательно, и себе, как личности. И не всякого дурака и чудака любит русский народ, а только такого, который некрасивого конька-горбунка приголубит, голубка не обидит, деревце говорящее не сломает, а потом и свое другим отдаст, природу сбережет и родимых родителей уважит. Такому "дураку" не просто красавица достанется, а царевна из окошечка перстень обручальный отдаст, а с ним вместе и полцарства-государства в приданое.