А суркова бьется в тесной печурке огонь. «Сочинение по песне «Бьётся в тесной печурке огонь…» (на стихи А.А. Суркова). Памятный знак в Кашине

Материал из Википедии - свободной энциклопедии


«В земля;нке» («Землянка», «Бьётся в тесной печурке огонь…») - русская советская песня времён Великой Отечественной войны. Музыка Константина Листова, стихи Алексея Суркова.


Создание


С начала Великой Отечественной войны журналист и поэт Алексей Сурков был военным корреспондентом газеты «Красноармейская правда». В конце осени 1941 года оборонявшая Истру 78-я стрелковая дивизия 16-й армии получила наименование 9-й гвардейской, в связи с чем Политуправление Западного фронта пригласило корреспондентов «Красноармейской правды» осветить это событие; среди прочих поехал и Сурков. 27 ноября журналисты сначала посетили штаб дивизии, после чего отправились на командный пункт 258-го (22-го гвардейского) стрелкового полка, находившийся в деревне Кашино.


По прибытии оказалось, что командный пункт отрезан от батальонов наступающей 10-й танковой дивизией Германии, а к самой деревне подходит пехота врага. Начавшийся обстрел из миномётов вынудил офицеров и журналистов засесть в блиндаже. Немцы заняли соседние дома. Тогда начальник штаба полка капитан И. К. Величкин пополз к зданиям, закидывая противника гранатами, что вызвало ослабление вражеского обстрела и дало возможность пойти на прорыв. Благополучно пройдя минное поле, все отошли к речке и переправились через неё по ещё тонкому льду - под возобновившийся миномётный обстрел - к деревне Ульяшино, в которой стоял батальон.


Штабисты и корреспонденты были размещены в землянке. Все были очень уставшими - настолько, что, по воспоминаниям Суркова, начальник штаба Величкин, сев есть суп, после второй ложки заснул, так как не спал четыре дня. Остальные устроились около печки, кто-то начал играть на гармони, чтобы снять напряжение. Сурков стал делать наброски для репортажа, но получились стихи.


Ночью он вернулся в Москву и в письме к жене и матери его дочери и сына Софье Антоновне под заголовком «Тебе - солнышко мое!» написал впоследствии знаменитые строки. На следующий день письмо было отправлено в город Чистополь, где семья Суркова находилась в эвакуации.


В феврале 1942 года в редакцию газеты «Фронтовая правда», где также начал работать Сурков, зашёл композитор Константин Листов, искавший тексты для песен. Сурков вспомнил о написанных стихах, оформил их набело и отдал музыканту, по собственным словам, уверенный в том, что ничего не получится. Однако через неделю Листов вернулся в редакцию и, взяв гитару у фотокорреспондента Михаила Савина, исполнил новую песню, назвав её «В землянке». Присутствовавшие одобрили композицию, а вечером Савин, попросив текст, исполнил песню сам - мелодия запомнилась с первого исполнения.


Полный текст песни


слова А. Суркова, музыка К. Листова


Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.


Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.


Ты сейчас далеко-далеко,
Между нами снега и снега-
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти - четыре шага.


Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови!
Мне в холодной землянке тепло
От твоей негасимой любви.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.01.2013. В землянке написано А. Сурковым
  • 28.01.2013. Ю. Друнина
  • 21.01.2013. А. С. Пушкин
  • 20.01.2013. Стихирский моветон
  • 17.01.2013. Игорь Колыма
  • 16.01.2013. Константин Симонов
  • 10.01.2013. Июлинка
  • 02.01.2013. Лев Смирнов

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

История создания песни "В землянке"

«Возникло стихотворение, из которого родилась эта песня, случай-но. Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шестнадцать «домашних» строк из письма жене, Софье Андреевне. Письмо было написано в конце ноября, после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось ночью после тяжелого боя пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков... Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы уже где-то в феврале 1942 года не приехал из эвакуации композитор Константин Листов, назначенный старшим музыкальным консультантом Военно-Морского Флота. Он пришел в нашу фронтовую редакцию и стал просить «что-нибудь, на что можно написать песню». «Чего-нибудь» не оказалось. И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи абсолютно уверенным, что хотя я свою товарищескую совесть и очистил, но песня из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет. Листов побегал глаза-ми по строчкам, промычал что-то неопределенное и ушел. Ушел, и все забылось.

Но через неделю композитор вновь появился у нас в редакции, попросил у фотографа Савина гитару и под гитару спел новую свою песню «В землянке».

Все свободные от работы «в номер», затаив дыхание, прослушали песню. Всем показалось, что песня «вышла». А вечером Миша Савин после ужина попросил у меня текст и, аккомпанируя себе на гитаре, спел новую песню. И сразу стало видно, что песня «пойдет», если обыкновенный потребитель музыки запомнил мелодию с первого исполнения.

Алексей СУРКОВ

«Враг рвался на восток через Кашино и Дарну по дороге, параллель ной Волоколамскому шоссе, фашистские танки прорвались на дорогу и отрезали штаб полка, расположившийся в деревне Кашино, от батальонов. Надо было прорываться из окружения. Всем штабным работай кам пришлось взяться за оружие и гранаты. Стал бойцом и поэт, Смелый, решительный, он рвался в самое пекло боя. Старый, храбрый солдат выдержал боевое испытание с честью, вместе со штабом полки вырвался из вражеского окружения и попал... на минное поле. Это было действительно «до смерти четыре шага», даже меньше...

После всех передряг, промерзший, усталый, в шинели, посеченной осколками, Сурков всю оставшуюся ночь просидел над своим блокнотом в землянке, у солдатской железной печурки. Может быть, тогда и родилась знаменитая его «Землянка» - песня, которая вошла в народную память как неотъемлимый спутник Великой Отечественной войны».

А. П. БЕЛОБОРОДОВ, генерал армии, дважды Герой Советского Союза

В землянке

Стихи А. СУРКОВА, Музыка К. ЛИСТОВА

Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко, далеко,
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти - четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.

В мае 2014 года в Московском регионе стартовал поддержанный редакцией газеты «Петровка, 38» проект «Полиция и гражданское общество», который ориентирован на нравственно-духовное воспитание населения и связан с многогранной культурно-просветительской деятельностью.

Организаторы проекта совместно с полицейским сообществом целенаправленно осуществляют разнообразные социально-культурные и военно-патриотические инициативы. Представители движения активно участвуют в значимых партнёрских акциях, в том числе в автомобильных марафонах, маршруты которых пролегают по местам боевой славы нашей державы.

Во время одного из очередных автомарафонов общественники обратили внимание на скромную памятную доску, установленную под Истрой - в деревне Кашино. Увы, этот мемориальный знак из-за его не очень удачного места расположения почти незаметен, хотя он посвящён знаменитой песне композитора Константина ЛИСТОВА на стихи Алексея СУРКОВА «В землянке» - очень светлому, предельно искреннему и невероятно трогательному произведению военного времени.

Недавно активисты указанного проекта совместно с редакцией газеты «Петровка, 38» выступили инициаторами создания достойного народного памятника великой песне - мемориального комплекса, в котором предусмотрены монумент в её честь, здание с музейной экспозицией и помещение для проведения мероприятий героико-патриотической направленности и просмотра тематических художественных кинофильмов и документальных лент.

Миссия военкора и поэта!

В Кашине народный символ признательности советскому песенному шедевру, в котором поэт-фронтовик Алексей Сурков блистательно выразил красоту и впечатляющую, всепобеждающую силу чувства двух любящих людей, был
сооружён весной 1999 года.

Бьётся в тесной печурке огонь,

На поляньях смола, как слеза.

И поёт мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой,

Я хочу, чтоб услышала ты,

Торжественное открытие на подмосковной земле оригинального зримого образа этой легендарной песни состоялось тогда в День Победы - 9 Мая, незадолго до 100-летия со дня рождения Алексея Александровича Суркова.

В 1941-1945 годах он доблестно справился с обязанностями военкора фронтовой газеты «Красноармейская правда» и специального корреспондента «Красной звезды», а также был «воюющим пером» газеты «Боевой натиск».

Храбрый фронтовой летописец, который в 1941 году стал батальонным комиссаром, участвовал в обороне Москвы и воевал в Белоруссии. А долгожданную Победу боец слова встретил подполковником - это воинское звание ему присвоили в 1944 году.

Увиденное и пережитое на войне защитником Родины и глубоко запавшее ему в сердце будто выкристаллизовалось и сохранилось в доверительных, точных и образных описаниях не только батальных событий. К читателям пришли написанные Алексеем Сурковым честные, интонационно и стилистически выверенные, наполненные верой в грядущую выстраданную Победу и так необходимые им книги военного цикла.

Вот какой получилась миссия военкора и поэта для Алексея Александровича, удостоенного ряда боевых наград - ордена Красного Знамени (в 1945 году), ордена Красной Звезды (в 1942-м; ещё одну Красную Звезду Суркову вручили раньше - в 1940-м) и медалей!

«…А до смерти - четыре шага»

Особым эпизодом в ратной биографии Алексея Суркова оказалось выполнение непростого коллективного журналистского задания на подступах к прифронтовой Москве, связанного с подготовкой к публикации материалов об отважно сражавшихся с врагом пехотинцах, которые благодаря проявленной ими доблести стали гвардейцами. В конце осени 1941 года оборонявшая город Истру 78-я стрелковая дивизия 16-й армии получила наименование 9-й гвардейской, и Политуправление Западного фронта пригласило корреспондентов «Красноармейской правды» осветить это событие. Среди тех, кто направился к фронтовикам-гвардейцам, находился и военкор Сурков.

27 ноября сорок первого журналисты сначала посетили штаб дивизии, после чего отправились на располагавшийся в одной из здешних деревень командный пункт 258-го (22-го гвардейского) стрелкового полка. Однако к тому времени сам командный пункт был отрезан наступавшим вражеским танковым формированием, а к самой деревне уже подходила пехота противника. Угодив в столь сложный боевой переплёт, армейские репортёры и сопровождавшие их офицеры-штабисты вынуждены были из-за начавшегося миномётного обстрела засесть в похожей на блиндаж землянке. Между тем, создавшееся положение ещё больше усугубилось, так как оккупанты заняли соседние дома. В критическую минуту проявил мужество и решительность начальник штаба полка капитан И.К. Величкин: он пополз к избам и начал закидывать фашистов гранатами, что вызвало временную сумятицу у немцев и дало возможность попавшим во вражескую западню пойти на прорыв…

Наших воинов, которые благополучно добрались до полностью контролировавшегося гвардейским подразделением другого сельского населённого пункта, разместили в укрытии-блиндаже. Почти все из них устроились около печки, и кто-то начал тихонько играть на гармони, чтобы приободрить товарищей. Сурков же, памятуя о своей военкоровской задаче, начал было писать наброски для репортажа.

Но тут уже всецело дал о себе знать лирический настрой души журналиста «Красноармейской газеты», и у него по сути возник окончательный замысел душевного фронтового послания в стихах. Надо пояснить, что когда боевой репортёр в составе вырвавшейся из окружения группы добрался до своих, то шинель у Суркова оказалась посечённой осколками. И ещё одна конкретная подробность: преодолевая минное поле, наши воины старались соблюдать между собой дистанцию в четыре шага. Делалось это для того, чтобы всё-таки, в случае подрыва кого-нибудь из них, для других участников вынужденного смертельно опасного марш-броска оставался бы шанс уцелеть. Вот какова реальная предыстория этого выразительного образа в стихотворной основе будущей песни: «…А до смерти - четыре шага».

Ночью военкор возвратился в столицу, где и завершил своё поистине исповедальное и по сути очень сокровенное, личное поэтическое обращение-обобщение - стихотворение «В землянке». Недаром этот наполненный сердечным теплом совершенный рифмованный текст Алексей Александрович в своём письме отправил в город Чистополь Татарской АССР, где семья Суркова жила в эвакуации. На обороте простого солдатского треугольника, адресованного отправителем-поэтом своей жене Софье Антоновне - урождённой Кревс, было начертано трогательное лаконичное посвящение: «Тебе - солнышко моё!».

Тернистый путь певческой классики

Константин Листов
...В феврале 1942-го в редакцию фронтовой газеты, к которой тогда прикомандировали Суркова, заглянул композитор Константин Листов. Он искал хорошие тексты для песен, и военкор предложил ему стихи о землянке, которые «оформил набело» - завершил работу над этим произведением. Правда, передав гостю редакции готовые строфы, поэт-фронтовик, по его собственному признанию, был уверен, что у музыканта вряд ли что в итоге выйдет. Но всего-то через неделю Листов вновь появился в редакции и, взяв гитару у фотокорреспондента периодического армейского издания Михаила Савина, проникновенно исполнил свою новую песню - «В землянке».

Присутствовавшие на премьере песни одобрили новинку, так как это мелодичное сочинение запомнилось буквально с первого же прослушивания. А трудившийся в редакции фронтового печатного органа писатель Евгений Воробьёв скопировал ноты и переписал текст песни и в компании с музыкантом-любителем Савиным пришёл в «Комсомольскую правду». Там они, посетители из «окопной правды», представили коллегам совместное творение Листова и Суркова: на импровизированной презентации их работы Воробьёв пел, а журналист-гитарист Савин ему аккомпанировал.

Взыскательной аудитории из редакции орденоносного молодёжного издания песня тоже понравилась, и она была обнародована в номере центральной газеты за 25 марта 1942 года. Собственно говоря, с её подачи и началась уверенная и мощная поступь песни. Она зазвучала повсюду: «Землянку» пели воины действующей армии и труженики тыла, популярные артисты-солисты, профессиональные и любительские творческие коллективы...

Вообще-то, в авторском варианте стихов утверждалось: «Мне в холодной землянке тепло/ От моей негасимой любви». Но простые люди да и признанные исполнители вместо слова «моей» предпочитали петь «твоей», и однажды по этому поводу мудрая жена-муза в разговоре с супругом-поэтом высказалась очень остроумно и афористично: «Вот, Алёшенька, народ тебя и поправил…».

Сейчас в это даже трудно поверить, но тем не менее летом 1942 года на песню вдруг был объявлен негласный запрет. Объяснялась такая чрезмерно жёсткая административная мера тем, что кем-то наверху правдивый поэтический постулат: «До тебя мне дойти нелегко,/ А до смерти - четыре шага» был расценён как упадничество.

И всё же песня, благодаря её действительно массовой популярности на фронте и в тылу, выстояла и продолжила своё триумфальное шествие. И, как высшая справедливость, для торжествующих советских воинов-победителей песня «В землянке» в исполнении Лидии Руслановой прозвучала у стен поверженного Рейхстага и у Бранденбургских ворот в Берлине.

Прототип для стихотворной темы

Спустя несколько десятилетий прояснилось, какая именно «безымянная землянка» послужила поэту-военкору реальным прототипом для стихотворения-песни. В опубликованной в подмосковной областной газете «Ленинское знамя» в номере за 14 февраля 1982 года статье корреспондента И. Мясникова «Здесь родилась песня» говорится:

«В октябре 1971 года автор «Землянки» снова, через тридцать лет, приехал в Истру. На встрече с горожанами и жителями близлежащих деревень Алексей Александрович Сурков рассказал, как было написано стихотворение, ставшее позже в сочетании с музыкой К. Листова одной из самых любимых песен военной поры.

…В ноябре 1941 года в селе [деревне] Кашино под Истрой, в одном из уцелевших домов, располагался штаб стрелкового полка. «На приусадебном участке [напротив] этого дома, - вспоминает поэт, - была отрыта землянка. И в этой самой землянке после того, как фашисты просочились в деревню, собрались все. Гитлеровцы уже заняли ближайшие избы и рубают из автоматов. Как раз по тому самому пятачку, где в землянке сосредоточилась группа командиров и красноармейцев…».

Свой рассказ А. Сурков закончил такими словами: «Самое тёплое в своей жизни стихотворение - «Землянку» я писал у себя в редакции, а в сердце мне оно запало в деревне Кашино, в той землянке, о которой рассказывал…».

Сейчас с землянкой, о которой десять лет назад поведал А. Сурков, можно ознакомиться в народном музее боевой и трудовой славы в Снегирях. В деревне, возле которой на Волоколамском шоссе был остановлен рвавшийся к Москве враг, можно увидеть не только землянку, воспетую поэтом, но и приусадебный участок, где она была отрыта, и дом, где помещался штаб полка. Конечно, всё это - на макете. Пояснительный текст к нему гласит, что участок принадлежал А. Кузнецовой, а землянку вырыл её сын Михаил. […]

…После того как этот материал был подготовлен к печати, я познакомил с ним Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной премии СССР, секретаря правления Союза писателей СССР Алексея Александровича Суркова. Вот что он сказал:

А знаете, я ведь снова, в 1980 году, побывал под Истрой, где в сорок первом встречался с бойцами 9-й гвардейской дивизии. К сожалению, то место в Кашине, где находился памятный мне блиндаж, заплыло землёй, заросло кустарником. Но я рад, что макет землянки, подсказавшей мне тему стихотворения, находится в народном музее в Снегирях.

Не только макет, но и всё, что собрано в этом музее, надо передавать как эстафету от поколения к поколению, чтобы навсегда сохранилась память о битве под Москвой, о подвиге нашего народа…».

Герои Отчизны - мемориалы памяти!

Корреспондент газеты «Петровка, 38» Александр Нестеров, автор идеи проекта и эскизов памятника-мемориала, лауреат фотоконкурса МВД России «Открытый взгляд».

На протяжении достаточно продолжительного времени Фондом поддержки социальных сфер творческого объединения КИНО пресс-клуба осуществляется общественно значимая программа «Герои Отчизны - мемориалы памяти!». В рамках указанной программы и планируется реализация проекта по возведению мемориального комплекса «Землянка». В Доме ветеранов Истринского района мы уже представили серию дизайн-проектов «Землянки», и на этих первых публичных слушаниях все присутствующие одобрили по-своему оригинальную идею возведения самого памятника. Ведь, как мы рассчитываем, появится комплексная инфраструктура мемориала и таким образом сформируется перспективная площадка для проведения крупных культурно-массовых мероприятий гражданственно-патриотической направленности.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Почётный гражданин Истринского района Московской области Михаил КУЗНЕЦОВ, награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени, медалями «За оборону Москвы», «За боевые заслуги» и другими:

У меня за плечами уже почти век: как раз 21 ноября нынешнего года - моё 95-летие. Несмотря на все выпавшие на мою долю трудности и испытания, считаю свою жизнь интересной и насыщенной.

Когда началась Великая Отечественная война, мне не было и восемнадцати лет. Сначала я работал в Тушине, а потом клепальщиком - на оборонном заводе в Химках.

Фронт всё ближе продвигался к нашей местности… По радио тогда советовали во дворах и близ домов рыть щели, в которых можно спрятаться от бомб и осколков. Вместе со своим младшим братом Володей решили соорудить укрытие на случай бомбёжки. Летом сорок первого года стали копать на своём огороде. К работе подключились соседские ребята - братья Коля и Витя Михайловы, Володя Сенатов. Таскали из леса тяжёлые брёвна, соорудили из них настил, который сверху прикрыли соломой и слоем глины - получилась довольно надёжная крыша. А стены оставили земляными. У входа в землянку пристроили дверь, вырубили в земле ступеньки. Получилась траншея в виде буквы «г» и высотой в рост человека. Позже, с наступлением холодов, я установил в нашем «бомбоубежище» чугунную печурку.

Сентябрь, дождь идёт, холодновато, а нам в землянке тепло. Собирались человек по восемь деревенских парней и девчат, чтобы поболтать… Я на гармошке играл…

Фашисты, когда отступали, за два дня всё Кашино спалили. Я-то к тому времени, если быть точным - 5 декабря сорок первого года, добровольцем на фронт ушёл. А в деревне оставался мой брат, который видел всё это ужасающее варварство, учинённое оккупантами.

…Прошли годы, и вдруг выяснилось, что как раз наша кашинская землянка и отображена поэтом Алексеем Сурковым в его знаменитом стихе, положенном на музыку и ставшем всенародно любимой песней «Бьётся в тесной печурке огонь…».

Дело в том, что в 1971 году в наш город на встречу с общественностью приехал бывший фронтовой корреспондент, поэт Алексей Сурков и рассказал, что в ноябре 1941-го он был в деревне Кашино…

К сожалению, в тот день меня в Истре не было, поскольку я присутствовал в Москве на важном областном мероприятии.

…Много лет в Снегирёвском музее боевой славы экспонировался макет землянки, созданный руками режиссёра Истринского драматического театра Юрия Щеглова. Рядом были размещены две фотографии: Алексея Суркова и моя… Я нарисовал эскиз своего бывшего «бомбоубежища».

Вспоминается давний эпизод. Ко мне приехал корреспондент областной газеты «Ленинское знамя» Мясников, чтобы узнать подробности о моей землянке. Потом он позвонил Алексею Александровичу Суркову, чтобы расспросить о рождении его «Землянки». И снова - ко мне, согласовать получившуюся статью. Из моего кабинета журналист набрал номер телефона Суркова, что-то у него уточнил, а потом обратился ко мне: «Поговорить не хотите?». Я взял телефонную трубку, поздоровался. Алексей Александрович в свою очередь спросил: «Михаил Михайлович, а гармонь цела?». Я ответил, что цела, но только другая. Потому что в войну наш дом сгорел, и из имущества ничего не осталось. На публикацию же статьи поэт дал добро…

В великолепном стихотворении Суркова, мне кажется, всё моё - и землянка, и печурка, и гармонь. Я охотно присоединился к замечательному современному проекту «Землянка» и очень надеюсь на его скорейшее воплощение в памятник прекрасной и буквально неповторимой песне.

К прискорбию, считанные дни назад, 6 ноября, мой брат - подполковник в отставке Владимир Михайлович Кузнецов, кавалер ордена Отечественной войны II степени, - на 92-м году ушёл из жизни.

Думаю, народный монумент «Землянка» станет не только достойным мемориальным знаком в честь великой песни, но и будет напоминать потомкам о нашем доблестном поколении победителей.

Памятный знак в Кашине

Члены местного краеведческого клуба «Исток» во главе с его руководителем Сергеем Борисовичем Лавренко, ставшего автором проекта памятного знака песне «В землянке», своими силами выполнили необходимые работы. Наряду с созданием графического эскиза мини-стелы и резьбой по дереву, были осуществлены требовавшиеся сборка металлоконструкции, сварка каркаса мемориальной доски, токарные работы и установка этого песенного символа в деревне Кашино. В его возведении участвовали двое художников-консультантов и сотрудники научно-исследовательского института.

На церемонии открытия памятного знака выступила дочь поэта - Наталья Алексеевна Суркова. Среди участников волнующего события, наряду с другими сельскими жителями, были и те самые кашинцы, которые и соорудили в сорок первом основательную землянку. Деревенское «бомбоубежище» являлось делом рук Михаила Михайловича Кузнецова, которому помогали младший брат Владимир Михайлович и несколько их друзей.

Старший сержант Михаил Кузнецов в составе 367-го отдельного пулемётно-артиллерийского батальона (так называемого 152-го укрепрайона) сражался в боях под Москвой, а позже - на Смоленщине, в Белоруссии. Из-за полученного тяжёлого ранения он, фронтовик, в мае 1944 года был признан не годным к дальнейшей военной службе и, имея вторую группу инвалидности, вернулся в родное Кашино. Окончив в 1968 году экономический факультет сельхозинститута, Михаил Михайлович три десятка лет трудился по полученной специальности и был в Истре заведующим финотделом города и начальником финансового управления района. Коллектив, возглавляемый Михаилом Кузнецовым, дважды завоёвывал призовые места во Всесоюзном социалистическом соревновании. Успешному специалисту-руководителю за достижения на профессиональном поприще присвоены почётные звания «Отличник финансовой работы» и «Заслуженный экономист РСФСР».

Отреставрировав впоследствии - уже в наступившем двадцать первом столетии - памятный знак, краеведы-умельцы при этом выразили надежду, что всё же со временем в честь песни «В землянке» будет установлена какая-нибудь более фундаментальная, монументальная композиция. И вот теперь общественность Московского региона при содействии ряда организаций, учреждений и представителей электронных и печатных СМИ выступили с инициативой создания поистине знакового памятника - монумента-мемориала «Землянка» в деревне Кашино Истринского муниципального района Московской области.

Авторами - сопредседателями проекта являются корреспондент газеты «Петровка, 38», директор Фонда поддержки социальных сфер (Москва), член Творческого Союза художников России Александр Нестеров и руководитель Истринского районного отделения общественной организации «Союз инвалидов «Чернобыль» Александр Шабуткин из подмосковного города Дедовска - участник ликвидации аварии на ЧАЭС, кавалер ордена Мужества.

В данном проекте в настоящее время активно участвуют: общественная организация «Союз инвалидов «Чернобыль» (Истринское отделение); Дом ветеранов Истринского района; районное отделение партии «Единая Россия»; объединения движения поисковиков; редакция газеты «Петровка, 38» ГУ МВД России по городу Москве и одноимённый Благотворительный фонд; культурный фонд и редакция журнала «Моя Москва».

Деятельную поддержку благородному начинанию оказывают: настоятель храма Крестовоздвижения в селе Дарна отец Константин (в миру - Волков); народный художник России скульптор Сергей Казанцев; киновед Александр Шпагин, художественный руководитель фестиваля «Правда о войне и мире»; профессор, доктор культурологии Ольга Шлыкова; тележурналист из Истры Полина Громова; руководители пресс-центров проекта - журналисты Михаил Мосалёв (в Истре) и Валерий Сенкевич (в Москве).

Фондом поддержки социальных сфер в партнёрстве с подвижниками-чернобыльцами и редакцией газеты «Петровка, 38» вскоре будет снят документальный фильм по истории песни «В землянке». В фильм войдёт её коллективное исполнение, в частности, и московскими правоохранителями, представляющими различные структурные звенья полиции города. По замыслу создателей документальной ленты, каждый творческий коллектив, который примет участие в красивой неординарной акции, споёт по строчке легендарного произведения.

Также в ближайших планах общественников-единомышленников - проведение церемонии закладки памятного камня на месте будущей монументальной достопримечательности в Кашине. Инициаторы проекта уверены, что величественный памятник любимой песне поколений наших соотечественников обязательно будет воздвигнут. И это, что очень важно, будет народный мемориал.

Протоиерей Константин Волков сказал, что такое дело - правильное, нужное для всех, и с Божией помощью оно получится. Отец Константин поддержал выбор места для монумента, который будет поставлен на перекрёстке трёх дорог - поблизости от храма и местного историко-культурного символа: точно установленного «адреса» увековеченной в песне землянки.

К участию в этом благом деле, девизом которого являются лейтмотив памяти и душевной теплоты, приглашаются граждане и организации. С целью осуществления проекта будет организован сбор народных средств, а лучше сказать - «Землянка» позволит многим-многим людям объединиться и почувствовать свою непосредственную сопричастность к культурно-духовным ценностям общества и сохранению памяти о славном историческом прошлом нашего Отечества.

Александр ТАРАСОВ,

фото Александра НЕСТЕРОВА
и из архива Михаила КУЗНЕЦОВА

От редакции:

Дополнительную информацию о проекте мемориального комплекса «Землянка» в деревне Кашино можно узнать на сайте:
www.fond-sfer.ru.

А.А. Сурков «В землянке»

Стихотворение было написано А. Сурковым в ноябре 1941 года на Западном фронте. Оно посвящено любимой жен­щине поэта - Софье Крево. В феврале 1942 года Сурков пере­дал эти стихи композитору Листову, и тот переложил их на музыку. Получилась песня, ставшая очень популярной в годы войны.

По своему жанру это - послание любимой, мы можем от­нести его к интимной лирике, однако будем учитывать нали­чие в стихотворении военной и патриотической темы. По сво­ей форме стихотворение представляет собой монолог лиричес­кого героя, обращенный к любимой женщине.

Произведение построено по принципу антитезы. Холодная землянка, вьюга, белоснежные снега, смерть - все эти образы противопоставлены бьющемуся в печурке огню, живой песне гармони, улыбке любимой женщины. Все это спасает лиричес­кого героя в страшные минуты, дает ему веру и надежду.

Стихотворение имеет кольцевую композицию. Открыва­ется оно образом огня, символизирующим любовь и жизнь. Завершается - признанием лирического героя:

Мне в холодной землянке тепло От твоей негасимой любви.

Любовь - тот пламень, который согревает душу бойца, кре­пит его волю, дает силы в бою.

Стихотворение написано трехстопным анапестом, катре­нами, рифмовка - перекрестная. Поэт использует различ­ные средства художественной выразительности: эпитет («в тесной печурке», «в белоснежных полях», «голос живой»), сравнение («На поленьях смола, как слеза»), олицетворение («И поет мне в землянке гармонь», «Про тебя мне шептали кусты»), метафору («Мне в холодной землянке тепло От твоей негасимой любви»),


«В землянке» - советская песня времён Великой Отечественной войны. Музыка Константина Листова, стихи Алексея Суркова.

Памятный знак установлен в 1998 году на месте землянки, в которой в ноябре 1941 года фронтовой корреспондент и поэт Алексей Сурков написал стихи, впоследствии ставшие словами песни "В землянке" д. Кашино, Истринский район, Московская область.

«Возникло стихотворение, из которого родилась эта песня, случайно, - вспоминал Сурков. - Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шестнадцать «домашних» строк из письма жене, Софье Антоновне. Письмо было написано в конце ноября, после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось ночью после тяжелого боя пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков…»

Дотошные исследователи творчества поэта точно называют день, когда проходил тот памятный бой на подступах к Москве, - 27 ноября 1941 года, и ту часть, в которой оказался и принял бой корреспондент газеты «Красноармейская правда» Западного фронта, батальонный комиссар Алексей Сурков, – 258-й полк 9-й гвардейской стрелковой дивизии.


Борис Неменский. О далеких и близких. (1950).

После всех передряг, промерзший, усталый, в шинели, посеченной осколками, Сурков всю оставшуюся ночь просидел над своим блокнотом в землянке, у солдатской железной печурки. Может быть, тогда и родилась знаменитая его «Землянка» – песня, которая вошла в народную память как неотъемлемый спутник Великой Отечественной войны…»

«Так бы и остались эти стихи частью письма, - продолжает он свои воспоминания, - если бы уже где-то в феврале 1942 года не приехал из эвакуации композитор Константин Листов, назначенный старшим музыкальным консультантом Главного политического управления Военно-Морского Флота. Он пришел в нашу фронтовую редакцию и стал просить «что-нибудь, на что можно написать песню». «Что-нибудь» не оказалось.


Василь Ирина. Землянка.

И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав их начисто, отдал Листову, будучи абсолютно уверенным, что хотя я свою товарищескую совесть и очистил, но песня из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет. Листов побегал глазами по строчкам, промычал что-то неопределенное и ушел. Ушел, и все забылось.

Но через неделю композитор вновь появился у нас в редакции, попросил у фотографа Савина гитару и под гитару спел новую свою песню «В землянке». Все свободные от работы “в номер”, затаив дыхание, прослушали песню. Всем показалось, что песня «вышла». Листов ушел. А вечером Миша Савин после ужина попросил у меня текст и, аккомпанируя себе на гитаре, спел новую песню. И сразу стало видно, что песня «пойдет», если обыкновенный потребитель музыки запомнил мелодию с первого исполнения…»

На «премьере» песни в редакции «Фронтовой правды» присутствовал и писатель Евгений Воробьев, который работал тогда в газете. Сразу же после того, как «Землянка» была исполнена, он попросил Листова записать ее мелодию. Нотной бумаги под рукой не оказалось. И тогда Листов, как уже не однажды приходилось ему поступать в тех условиях, разлиновал обычный лист бумаги и записал мелодию на нем.

25 марта 1942 год ав «Комсомольской правде» впервые была напечатана песня «В землянке» – слова и мелодическая строчка. Так уж получилось, что публикация эта оказалась едва ли не единственной в первые годы войны. Дело в том, что некоторые «блюстители фронтовой нравственности» посчитали строки “До тебя мне дойти нелегко, а до смерти - четыре шага” упадочническими, разоружающими. Они требовали вычеркнуть их, заменить другими, «отодвинуть» смерть «дальше от окопа». Но менять что-либо, т.е. портить песню, было уже поздно, она, как говорится, «пошла». А ведь известно: «из песни слов не выкинешь».

Из воспоминаний Суркова следует, что изменения в текст песни вносил не он (встречается утверждение, что это сделал Константин Симонов). О возмущении, которое вызывала эта замена у фронтовиков, рассказывала Суркову Ольга Берггольц. Сам поэт получил от фронтовиков письмо со следующей просьбой: «Напишите вы для этих людей, что до смерти четыре тысячи английских миль, а нам оставьте так, как есть, - ведь мы-то знаем, сколько шагов до смерти».


Николай Бут. Письмо маме. 1970г.

Неутомимыми пропагандистами «Землянки» в годы войны были замечательные советские мастера песни Леонид Утесов и Лидия Русланова. Лидия Андреевна записала ее в августе 1942 года на грампластинку вместе с “Синим платочком”. Её обожал Юрий Никулин, исполнивший однажды песню со своими друзьями-однополчанами.

После войны, в 1946 году, Алексей Сурков получил Сталинскую премию первой степени, в том числе и за свои стихи "Бьётся в тесной печурке огонь…". А в мае 1999 года, в деревне Кашино Московской области, ребятами из клуба «ИСТОК» города Истры был установлен памятный знак, на открытии которого присутствовали ветераны 9-ой Гвардейской дивизии и дочь поэта - Наталья Алексеевна Суркова. В Истринском районе проводятся фестивали военной песни, а в городе Дедовске состоялся фестиваль песни и поэзии имени Алексея Суркова «И поёт мне в землянке гармонь».


Марат Самсонов. В минуту затишья. 1958г.

Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко-далеко.
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти - четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.

Часто последняя строка песни исполняется в варианте «От твоей негасимой любви».


И. Евстигнеев. В землянке. Гармонь. 1945г.

Во время войны в некоторых исполнениях текст песни выглядел совершенно по-другому: после первых двух куплетов (без изменений) следовали не два, а четыре:

Ты теперь далеко-далеко.
Между нами - снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко -
А до смерти четыре шага.

Пой, гармоника, ветру назло,
Заплутавшее счастье зови.
Стало в нашей землянке тепло
От моей негасимой любви.

Я любовь, что в душе, как маяк
Пронесу сквозь тоску и бои,
Чтоб увидеть, родная моя,
Мне счастливые слёзы твои.

И гармоника, будто в ответ
Песню радостной встречи поёт,
Словно ты посылаешь привет,
Словно имя ты шепчешь моё.