Первые образцы Мордовской народной прозы начала XX века. Художественная интерпретация концепта судьба в мордовской прозе xx века

Тимофей Кирдяшкин – автор первого романа на мокшанском языке. В золотой фонд мордовской литературы вошёл историко – революционный роман «Кели Мокша»(«Широкая Мокша»). Его автору, нашему земляку Т.А.Кирдяшкину исполнилось в год издания книги на мокшанском языке(1953) –65 лет. Это единственное произведение писателя, и оно принесло ему огромную известность, завоевало симпатии широких читательских кругов. Этим романом открыта в мордовской литературе яркая страница об историческом прошлом мордовского народа. Жанр произведения «Кели Мокша» («Широкая Мокша) автор определил как роман-хронику, так как повествование ведется последовательно и основано на реальных фактах и событиях. В центре эпического произведения – судьбы жителей села Старое Мамангино в процессе исторических и социальных изменений на рубеже XIX-XX вв., в предреволюционный период. Образ Тихона Черемшина является центральным и связующим звеном повествования. Эволюция судьбы героя проходит через весь роман. Писатель показывает, как под влиянием жизненных испытаний, в преодолении трудностей формируется судьба этого человека. В этом году исполняется 130 лет со дня рождения нашего земляка, автора первого романа на мокшанском языке Тимофея Кирдяшкина. Родился Тимофей Андреевич Кирдяшкин 4 марта 1888 года в бедной крестьянской семье в деревне Старое Мамонгино Краснослободского уезда Пензенской губернии, ныне Ковылкинский район Республики Мордовия. В детстве и юности он батрачил на кулаков, был бурлаком на Волге, ездил на заработки в Москву. В 1910 году он был призван в армию, участвовал в Первой мировой войне, в октябре 1917 года был активным участником вооруженного восстания в Петрограде. В 1918 году он был демобилизован и возвратился на родину, участвовал в организации комитетов бедноты, сельсоветов. Сам был избран членом президиума волисполкома, затем председателем волисполкома. В 1919году для борьбы с иностранными интервентами и белогвардейцами Кирдяшкин был призван в Красную Армию для формирования нового красноармейского полка. С этим полком в качестве политработника был отправлен в Петроград. После окончания гражданской войны Тимофей Кирдяшкин работал начальником Краснослободского уездного земельного управления, а после образования Мордовской автономной области был избран председателем Мордовского областного колхозного Союза. В1932 году Т.А.Кирдяшкин был переведен в Москву, в народный комиссариат земледелия. В должности заместителя начальника Управления лесами местного значения Тимофей Андреевич проработал до 1953 года. В этом же году вышел его роман «Кели Мокша», в переводе на русский язык В.Авдеева роман «Широкая Мокша» опубликован в Саранске в 1955 году и в 1960 году в Москве. Появление романа нашло живой отклик во всех уголках Мордовии. По нему проводились читательские конференции, диспуты. Воспоминания писателя свидетельствуют, что в произведении достоверны не только описываемые события, но и многие персонажи романа. Образ главного героя Тихона Черемшина является прототипом самого писателя. Продолжалась работа и над второй книгой романа. Однако она не была завершена. Читатель познакомился лишь с отдельными ее главами на страницах журнала «Мокша. Писатель создавал и рассказы. Наиболее удачен из них – «Тядя» (Мать»1963) Умер Тимофей Андреевич Кирдяшкин 17 января 1972 года.

Река Мокша - Энциклопедическая справка

Мокша - река в Пензенской, Нижегородской, Рязанской областях и Мордовии, правый приток Оки, впадает в Оку у Пятницкого Яра, ниже города Касимова. Длина реки составляет 656 км, площадь бассейна - 51 тыс. км².
Притоки: правые - Сивинь, Ермишь, Сатис; левые - Цна, Вад.
На реке Мокша находятся Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь, Троице-Сканов монастырь и Краснослободский Спасо-преображенский монастырь.

Литература о реке Мокша

Река Мокша - СТИХИ

Мокша, славная река
Николай Ефимкин

Мокша, славная река
Мокша реченька родная
Полноводная всегда
Не сказать, что глубока
Но зеркальна, так чиста
Протекает совсем близко
Мимо нашего села.
В юности мы в ней купались
В воду прыгали с моста
До самой осени обычно
В жаркие дни и в холода.
Рыбу удочкой ловили
Бывало бреднем иногда
Так рыбалку полюбили
Забыли все другие дела.
А как прекрасно вечерком
Слушать песни под гитару
Кататься на лодочке вдвоем
С любимой девушкой на пару.
Юность так давно прошла
Достойно, радостно с любовью
Те удивительные года
Не забываемы в природе

В долину реки Мокши
Николай Тюрькин

Любимая дорожка
Средь сосен и берёз
В долину реки Мокши
Уносит в страну грёз.

Поют стволы и ветви,
Просеивая ветер
и солнца света всплески.
У леса чудный веер.

Шаги в тиши природной
И сердца мерный стук,
Сливаясь с чудным хором,
Сакральный пишут круг.

Песчаный близок берег,
Следы коров, осока.
Кудрявый ветер веет,
Ивняк вдали высокий.

Внутри спирали - тонкий
Души ветр, вечный дух;
Во внешней части кромки –
Вода, цветы, лес, луг.

Калейдоскоп событий,
Пыль суматохи-вздора,
Мой край мной не забытый
Очистят очень скоро.

Спешу к родимой Мокше,
Замкнуть всей жизни круг.
Желанная дорожка,
Средь бед крепи мой дух.

О реке Мокше
Геннадий Румянцев

Река сверкала многократно,
Томились жаждой берега.
Бегу я к вам, друзья, обратно,
Чтоб наблюдать сучков рога.

Склонилась ива над рекою,
Напевно ветер шевелил
Осоку, чтобы ты собою
Её держала в меру сил.

Волна прибрежная скучала,
А солнце грело тишину,
Лишь Мокша свежесть излучала,
Лаская гладью целину.

Порой в жару, на перекатах,
Рыбацкой лодки не пройти.
И когда тучи нет закатов,
Кружков не видно от сети.

Но вот когда в округе ясно,
Я нагловато подкрадусь,
К тебе река, чтоб ежечасно
Сеть извлекать, как тянет Русь.

Как Русь пытается подняться
Над этим хамством полевым,
Ведь зачастую только снятся,
Поля, когда был молодым,

Когда пшеница грела душу,
Рожь колосилась во всю прыть,
Теперь, в непаханную сушу
Мне слёзы хочется пролить.

Они бегут потоком в реку,
Они, как зеркало из бед,
Они простому человеку
Укажут в прошлое свой след.

От слёз ты, Мокша, многоводна,
Река – молчанье наших дней,
Течёшь одна ты хладнокровно -
Свидетель гибели полей.

Но все ж сверкай ты многократно,
В сияньях тонут мысли вслух:
«Хочу вернуть полям обратно,
Когда чарует хлебный дух».

Речка Мокша
Сергей Гурий

Я выйду в поле чистое.
Там, где трава не кошена,
Там, где цветы душистые
Росою запорошены,
Стоят березки стройные
В зеленых сарафанчиках,
Вздыхают, белоствольные,
О кленах – гибких мальчиках.
Бежит река по камушкам,
Звенит, как колокольцами.
Скажи мне, речка-душенька,
С кем обменялась кольцами?
Ответь мне, кто твой суженый,
Не месяц в небе ясный ли,
Что отражает полночью
В твоей воде свой ясный лик,
В глаза твои русалочьи
Глядит, не налюбуется,
С волной играет в салочки.
Со струями целуется.

Смотрите информацию о реках в каталоге по алфавиту:

* * * * * * * * * * * * * *

-- [ Страница 2 ] --

Философы XX–XXI вв. так и не пришли к единому взгляду на концепт «судьба». Одни ученые, например, О. Я. Сивков, придерживаются мнения о том, что судьба – «закономерная неизбежная и единственно возможная цепь событий»3. Другие, например, Н. Гартман, отходят от идей предопределенности судьбы. Судьба – это социальные отношения, обстоятельства, в которые заключен человек, «а тяжелая власть рока ничто иное, как тяжесть самой реальности»4. Следовательно, судьба – это и складывающийся независимо от воли человека ход событий, сила, предопределяющая все, что происходит в жизни, и жизненный путь, история существования, развития чего-либо.

Вместе с тем, рассматривая концепт «судьба» с точки зрения литературоведения, Н. Гартман считает, что судьба – один из содержательных слоев литературного произведения, и раскрывается она в ситуации и действии. Но в данной трактовке упускается из вида внутренняя жизнь героя. На основе изучения литературоведческих работ Гегеля, Н. Гартмана, М. М. Бахтина, В. М. Литвинова, мы пришли к выводу, что основной формой показа судьбы героя в художественном произведении является исследование жизненных событий и поступков человека, выявление их причин, как внешних, так и внутренних, и следствий. С одной стороны, герой строит свою жизнь в соответствии со своими мыслями, желаниями и целями, с другой – лишь реализует свое предназначение. В художественном произведении важно сохранить веру в возможность преобразования судьбы благодаря активной роли самой личности и эффективному воздействию внешних общественных условий.

По мнению М. М. Бахтина, одним из важнейших постулатов художественной интерпретации концепта «судьба» является открытие ценностной категории рода (народа, нации, традиции)5.

Раскрытие роли народа имеет важнейшее значение, особенно для эпическо­го творчества, как преобра­зующей силы, способной вызвать обновление обще­ства. Эта идея может быть выражена и в прямой форме, форме рассказа о крупных исторических событиях, в ко­торых народ принимает самое активное уча­стие, и в опосредованном виде – во внутреннем течении повествования, объемно характеризующем раз­витие социальной жизни, психологии, быта людей. Исследуемый в работе материал подводит к выводу, что категория рода является почвой, культурным контекстом, в котором возможно полноценное раскрытие судьбы.

Во втором параграфе «Судьба человеческая - судьба народная (по материалам романов Т. А. Кирдяшкина «Широкая Мокша» и А. Д. Куторкина «Бурливая Сура»)» анализируются произведения Т. А. Кирдяшкина и А. Д. Куторкина, в которых раскрывается тема культурно-исторического становления судьбы мордовского народа.

Жанр произведения «Кели Мокша» («Широкая Мокша», 1955) автор определил как роман-хронику, так как повествование ведется последовательно и основано на реальных фактах и событиях. В центре эпического произведения – судьбы жителей села Старое Мамангино в процессе исторических и социальных изменений на рубеже XIX-XX вв., в предреволюционный период. Образ Тихона Черемшина является центральным и связующим звеном повествования. Эволюция судьбы героя проходит через весь роман. Писатель показывает, как под влиянием жизненных испытаний, в преодолении трудностей формируется судьба этого человека, которую автор постепенно проецирует на судьбу мордовского народа, что четко прослеживается в диалогах героев – деревенских жителей, где творческим принципом было следование правде жизни. Социальный смысл всех со­бытий истории автор передает через призму восприятия простого крестьянина. Раскрывая интерпретационное поле концепта «судьба» в романе в процессе актуализации темы народной жизни, Кирдяшкин судьбу трактует преимущественно как тяжелую долю: «жаловаться на свою судьбу, на невыносимо тяжелую жизнь», «брошенный на произвол судьбы», «так на роду написано весь век нужду терпеть», «загнанные злой судьбой»6. Через весь роман проходит мысль о покорности судьбе, воле Всевышнего.



Своеобразную альтернативу решения темы народной судьбы как тяжелой доли, заявленной в романе Т. А. Кирдяшкина, предлагает А. Д. Куторкин в романе-трилогии «Лажныця Сура» («Бурливая Сура», две первые части которого вышли на русском языке под названием «Валдаевы»). В романе представлено многообразие сюжетных линий, что обусловило определение его специфики как «романа судеб». Через глубокое проникновение в психологию автор стремится проследить, как под влиянием исторических событий изменяется судьба человека. Большое значение для раскрытия интерпретационного поля концепта «судьба» на страницах романа приобретает мотив судьбоносной роли обстоятельств, особенно когда он используется в целях раскрытия психологического состояния персонажей. Так, роковое стечение обстоятельств ломает судьбу церковного сторожа Евграфа Чувырина: «…Жизнь меня перевернула наизнанку. Четырнадцать лет я маялся в тюрьме не за свою вину. Видел правду в цепях, свободу в кандалах, волю в оковах и кривду в рясе … Что бога нет – это я знаю лучше всех в мире»7. Доводя драматизм изображения до предела, А. Д. Куторкин тем самым наводит на мысль об огромном внутреннем напряжении героев, не осмелившихся бросить вызов судьбе, но берущих на себя ответственность не только за свой выбор, но и за предстоящую кару.

Романы А. Д. Куторкина и Т. А. Кирдяшкина раскрывают жизнь в сложном переплетении исторических конфликтов, рассматривают воздействие обстоятельств на судьбу человека и способность или не способность личности бороться с этими обстоятельствами. Писатели, отражая перестройку в душах людей, ищут художественную опору в разнообразных связях человека с миром, в том числе с природой. Лейтмотивом романов являются образы рек Суры и Мокши. Они становятся символами «бурливой» и «широкой» жизни народа.

В третьем параграфе « Художественная концепция судьбы исторической личности в романах К. Г. Абрамова, М. Т. Петрова, А. М. Доронина» представлен анализ произведений на историческую тематику, в которых писатели стремятся к поиску новых возможностей непредвзятого изображения человеческой судьбы, стремлению оторваться от устоявшихся канонов.

В 70-х годах XX в. в мордовской литературе появляются первые историко-биографические романы. Крупнейшим из них является трилогия К. Г. Абрамова о скульпторе С. Д. Эрьзе (Нефедове). Жанр историко-биографического романа позволил автору создать образ Степана Эрьзи более объемным и многомерным, добиться широты и глубины в философском осмыслении закономерностей жизни.

Действие первой части романа происходит преимущественно в селе Баево. Картины природы, пейзажные зарисовки призваны не только обозначить фон, на котором складывается человеческая судьба. Они играют роль многозначных и емких символов, художественно тонко раскрывают состояние души героев, выражают лирико-философские раздумья автора, а также являются способом обобщения концептуально значимых идей, касающихся нравственных и социальных сторон общенационального уклада, исторического течения и сущности бытия. Вторая часть романа посвящена юности Степана Дмитриевича, периоду самоопределения, выбора жизненного пути героя. Тяга к правдивому воспроизведению жизни, к созданию емких художественных образов стала для Степана смыслом жизни, его судьбой. Судьба Степана сложилась благополучно, вопреки горестным ожиданиям матери, благодаря не столько случаю, сколько проявлению его невиданной силы яркого народного таланта: «Впервые в жизни Степан услышал в свой адрес похвалу понимающего в живописи человека. Он даже не все слова и понимал – силуэт, гармоничность сочетания, тип лица, композиция, но понимал, что слова эти говорятся ему в похвалу, и сердце его трепетало от радости, от счастья, и он не знал, куда деть глаза, которые жгли счастливые слезы»8. Третья часть трилогии охватывает значительный период жизни героя – от первого приезда в Москву до последних дней жизни. Здесь и учеба, и первые успехи, и разочарования, странствия по стране и Европе, жизнь в Аргентине и возвращение на родину. Как отмечает К. Г. Абрамов, большое место в зрелом творчестве Эрьзи занимала религиозная скульптура, причем Христа он лепил с себя самого. Как представляется автору, для Эрьзи это было творческим ответом на вопрос о высшем смысле посланных судьбой лично ему испытаний и горестей.

Литература 70-80-х гг. XX в., обращенная к изображению исторической личности, синтезирует характер в единстве его самопознания и самоосуществления, в его приобщении к историческому процессу не только в качестве объекта, но и в качестве субъекта истории. Ярким примером такого синтеза являются романы М. Т. Петрова «Румянцев-Задунайский» (1976, 1979) и «Боярин Российского флота», главными героями которых выступают генерал-фельдмаршал П. А. Румянцев-Задунайский и адмирал Ф. Ф. Ушаков.

Судьба генерал-фельдмаршала Румянцева-Задунайского в одноименном романе М. Т. Петрова интерпретируется автором прежде всего с точки зрения его военной деятельности. Большое влияние на судьбу сына оказал отец – Александр Иванович Румянцев, отправленный в ссылку в годы правления императрицы Анны Ивановны, эпоху борьбы фаворитов за власть. Образ Петра Румянцева дан М. Т. Петровым в развитии, во внутреннем росте, в непрерывном положительном становлении. Автор прослеживает, как меняются взгляды героя на жизнь, отношение к родителям, как из картежника и кутилы он превращается в воина, для которого на первом месте благополучие Родины и подчиненных ему солдат. Писатель стремился выразить в конкретном герое представление о человеке, который становится творцом истории, талантливым и мужественным военачальником. Важную роль в художественной интерпретации концепта «судьба» в романе играет степень осознанного участия героя в исторических событиях. Нельзя не согласиться с тем, что «... в таком подходе к мотивировке человеческой судьбы сказалась не только историчность понимания характера персонажа, но и этическая установка автора - показать право человека на личный выбор, на самостоятельность нравственного поведения»9.

Своеобразным продолжением раздумий М. Т. Петрова о роли личности в исторической судьбе России стал роман о выдающемся российском флотоводце Федоре Федоровиче Ушакове «Боярин Российского флота» (1981). Основа сюжета романа – это не только изображение личности Ф. Ф. Ушакова, не только судьба типических героев в типических обстоятельствах, но ещё и драматическая история всего народа. Показывая героя во всевозможных связях с эпохой и людьми, анализируя его деятельность как политика и военачальника, М. Т. Петров создал исторически правдивую интерпретацию судьбы Ф. Ф. Ушакова.

Роман начинается с важного события в судьбе Ушакова, он уходит в отставку. Автор дает понять, что это решение адмирала вынужденное. Честный, прямолинейный характер адмирала оказался несовместимым с придворными интригами. Создавая художественную интерпретацию судьбы Ушакова, автор акцентирует внимание на том, что флот был смыслом жизни великого флотоводца, он заменил ему семью, детей, а государственная деятельность полностью поглотила личную жизнь. Вторая глава романа посвящена военным подвигам адмирала, а именно событиям 1798-1799 гг., битве за Ионические острова. Здесь Ушаков проявил себя не только как талантливый флотоводец, но и как грамотный государственный деятель – пришлось заняться установлением республики на освобожденных островах. Новаторский подход М. Т. Петрова к изображению эпохи начала XIX в. состоял в том, что впервые за все время существования жанра исторического романа писатель сумел осмыслить как историк и воплотить в живописном повествовании как художник сложнейшие законы взаимодействия движущих сил истории, прежде всего законы взаимодействия выдающейся личности (Ф. Ф. Ушакова) и народа. В лице адмирала народ видел своего заступника: «Он-то, адмирал Ушаков, батюшка Федор Федорович, все знает, далеко видит…»10. Сам Ушаков обращается к народу не иначе как «дети мои…»11. В процессе исторического развития России существовала взаимосвязь отдельных судеб и судьбы народа в целом, среди которых приходилось действовать реальной исторической личности.

Исследовательский интерес вызывает творчество К. Г. Абрамова, обратившегося в 80-е г. XX в. к жанру романа-сказания, в центре повествования которого находится легендарная личность. К. Г. Абрамов создает два произведения в этом жанре – «Пургаз» (1988) и «За волю» (1989). В основу сюжета романа «Пургаз» легли события рубежа XII-XIII вв., периода межродовых споров и военных конфликтов. В романе судьба героев изображена во власти стечения обстоятельств, неожиданных событий (похищений, нападений монголо-татарского войска). Писатель, описывая судьбу каждого героя, показывает его не только как представителя определенной социальной группы, но и как отдельную личность. Судьба Пургаза – судьба народного национального лидера. Большое влияние на формирование его личности и становление судьбы оказал дед – Обран. Автор наделяет Обрана чертами былинного богатыря. Обран стремится укрепить положение Мордовских земель, объединив несколько родов. Мордовский инязор Пургаз после смерти деда решает эти национальные проблемы: объединяет эрзян и мокшан, борется за независимость от русских князей, от монголо-татарского ига: «Кто же не знает Пургаза? Вся мордва знает тебя… Ты сделал то, о чем мечтал твой дед: собрал воедино Мордовскую землю. Теперь вся мордва живет в одном доме»12. Судьба Пургаза представляется автором как череда обстоятельств, когда крайне необходимы были необыкновенная сила воли, мужество, отвага, героизм для того, чтобы сделать, казалось бы, невозможное, преодолеть такие препятствия, которые под силу только героическому характеру. Пургаз изображен с потрясающей силой жизненной убедительности, которая проявляется в изобра­жении даже самых малых подробностей его внешности, поведения, дум и дел, поэтому воспринимается как самый реальный, земной человек, без каких-либо внешних, бросаю­щихся в глаза примет сказочного. В конце романа автор подводит итог изображаемым событиям сказочным исчезновением князя.

Мордовская литература конца XX в. обращает внимание на ранее художественно не освещенные страницы истории русского православия. В центре повествования романа А. М. Доронина «Баягань сулейть» («Тени колоколов», 1996) личность патриарха Никона. Писатель раскрывает его незаурядные человеческие силы и способности, благодаря которым он смог начать церковные реформы. Патриарх в романе предстает не только как Владыка, но и как мудрый государственный деятель. Он активно участвует в решении политических вопросов, склоняя царя к прекращению войны с Польшей и выступая за борьбу со Швецией в Прибалтике. В образе Никона глубокий и смелый ум грамотного политического деятеля и нравственные качества религиозного лидера оказываются противопостав­ленными его слабостям и недостаткам: тщеславию, любви к роскоши, властолюбию, которые нередко приводили патриарха к необдуманным поступкам. Строгим отбором деталей в изображении героя писатель добивается того, что при многогранности харак­тера, неоднозначности поведения и места в историческом собы­тии, нравственная и историческая оценка Никона автором вполне опре­деленна. Очень много умеет вложить Доронин в одну реплику героя: «Только одна у нас великая забота – о России. О ней, родимой земле, сначала переживай. Все другое – пустая обуза…»13

В ней вся суть деятельности и судьбы Никона.

В художественной интерпретации концепта «судьба» А. М. Доронина, так же как и К. Г. Абрамова, М. Т. Петрова, история выступает фоном, на котором осуществляется формирование характера человека, его нравственного потенциала и воплощается в развитии жизненного пути героя.

Помимо осмысления концепта «судьба» как исторической и социальной категории в художественном воплощении эпохи, для мордовской прозы характерен интерес к проблемам человеческой жизни, судьбе со всей сложностью и многообразием личностных отношений. Этому посвящена вторая глава « Эволюция основных тенденций художественного изображения судьбы в объективной обусловленности и многообразии связей с окружающей действительностью».

Первый параграф «Художественная рецепция женской судьбы в аспекте эволюции самосознания мордовской женщины (Т. А. Раптанов «Татю», А. И. Завалишин «Первый блин», А. Я. Дорогойченко «Товарищ Варвара»)» посвящен проблемам специфики гендерной интерпретации концепта «судьба» мордовскими авторами.

Писатели Т. А. Раптанов, А. И. Завалишин, А. Я. Дорогойченко создавали художественные произведения, интерпретируя концепт «судьба» в аспекте эволюции самосознания мордовской женщины. Данная тенденция мотивирована прежде всего социально-историческими изменениями в обществе – установлением нового политического строя, равноправия между женщинами и мужчинами. Утверждается новый тип героини, обусловленный своеобразием исторической эпохи. Проблемы женской судьбы, осмысленные в социальном и философском контексте, самоопределение женщины в семье, обществе, проблемы брака, воспитания детей, взаимоотношений с мужчиной, стремление женщин к самовыражению и препятствия на этом пути – ведущие темы произведений А. Я. Дорогойченко, А. И. Завалишина, Т. А Раптанова.

В центре внимания повести Т. А. Раптанова «Татю» эволюция женского самосознания от полной безропотности и подчинения к открытому протесту и общественному вызову. Прозаик большое значение придает мордовским обычаям и традициям. Так, обычай заключения браков по уговору родителей был широко распространен как среди мордвы, так и среди русских. Воля жениха и невесты при этом не учитывалась. Замужество Татю представлялось ее родственникам достойным решением судьбы девушки. Выданная против воли замуж за Петра Чагаева, Татю жила в его семье на правах рабыни. Непосильная работа, постоянные придирки со стороны свекра и свекрови, побои – всё это приходилось ежедневно терпеть Татю. Автор отмечает, что его героиня не жалуется на свою судьбу, не пытается обвинить кого-то в своих несчастьях. Первоначально она осознает это как горькую долю, которая предопределена свыше, как извечный факт женской судьбы, не подлежащий ни сомнению, ни обсуждению, ни анализу и поэтому принимающийся героиней с покорностью. Автор прослеживает эволюцию мировоззрения Татю. Несмотря на покорность судьбе, в душе молодой женщины постепенно зреет протест. Вначале он находит выход во внутрисемейном конфликте, затем приобретает более широкий характер. Героиня встает на защиту своих односельчанок, также терпящих насилие и унижения в семье.

Исполняется 125 лет со дня рождения Тимофея Андреевича Кирдяшкина, мордовского писателя, автора романа «Широкая Мокша».
Родился он 21 февраля 1888 года в бедной мордовской семье в селе Старое Мамангино Краснослободского уезда Пензенской губернии, ныне Ковылкинский район Республики Мордовия.
В 1909 году он был призван на действительную военную службу. Окончил там полковую учебную команду и был произведен в унтер-офицеры. В 1913 году уволен в запас.
В 1914 году Тимофей Кирдяшкин был мобилизован на русско-германскую войну и отправлен на Западный фронт, где в 1917 году принимал активное участие в Февральской революции. С тем же полком, в котором служил, он активно участвовал в вооруженном восстании в Петрограде в октябре 1917 года.
В 1918 году был демобилизован и возвратился на родину, участвовал в организации комитетов бедноты, сельсоветов, волисполкома. На первом Большеазяском волостном съезде советов был избран членом президиума волисполкома, а затем председателем волисполкома.
В 1919 году для борьбы с иностранными интервентами и белогвардейцами, Т.А. Кирдяшкин, в порядке партийной мобилизации, был призван в Красную Армию для формирования нового красноармейского полка. С этим полком в качестве политработника был отправлен в Петроград. После разгрома Юденича, полк был переброшен на Западный фронт на борьбу с белополяками.
После окончания Гражданской войны, по ходатайству Пензенского Губкома РКП(б), Т.А. Кирдяшкин был освобожден из рядов Красной Армии. Пензенский Губком направил Тимофея Андреевича в город Краснослободск в распоряжение Укома РКП(б). В Краснослободске начальником уездного земельного управления он работал до осени 1923 года, затем был переведен в г. Спасск.
В 1928 году началась работа по организации мордовской автономии. В числе известных деятелей мордовской национальности, Т.А. Кирдяшкин был направлен в Саранск. На первой партийной конференции Мордовской автономной области он был избран членом президиума областной партийной контрольной комиссии и рабоче-крестьянской инспекции. По окончании курсов областных земельных работников при Наркомземе РСФСР, был избран председателем Мордовского областного колхозного Союза. В 1932 году Т.А. Кирдяшкин был переведен в Москву, в народный комиссариат земледелия. В должности заместителя начальника Управления лесами местного значения. Т.А. Кирдяшкин проработал до 1953 года.
В годы Великой Отечественной войны Т.А. Кирдяшкин начал писать роман «Широкая Мокша», который создавался с некоторыми перерывами более десяти лет и печатался в альманахе «Сяськома» («Победа») с 1947 по 1952 год.
В 1953 году роман вышел отдельной книгой. В переводе на русский язык В. Авдеева роман «Широкая Мокша» опубликован в Саранске в 1955 году и в Москве в 1960 году.
Роман «Широкая Мокша» стал значительным произведением мордовской литературы. В архиве писателя много писем читателей, хороших отзывов на книгу.
В 1967 году Т.А. Кирдяшкин был награжден орденом «Знак Почета».
В 1978 году дочь писателя Елена Тимофеевна Костина передала Республиканскому краеведческому музею 130 фотографий, документов и наград. Эти материалы используются на выставках, частично будут включены в новую экспозицию музея.

В.А. Шурыгина - научный сотрудник отдела современной истории, заслуженный работник культуры РМ