Какая основная проблема повести дубровский. Мбоу «сизинская оош». над реальными законами жизни

Разработка урока литературы в 6 классе по теме

«Нравственные и социальные проблемы в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

Мухоплева Елена Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Арктической гимназии

Цели урока:

Обучающие:

Формировать первичное представление о романе; умение определять проблематику художественного произведения на примере романа А.С. Пушкина «Дубровский»; способствовать выявлению учащимися авторского отношения к героям романа;

Отрабатывать умения анализировать эпизод художественного текста;

Обучать умению составлению характеристики героев рассказа;

Учить анализировать сюжет художественного произведения;

Продолжить работу над формированием умения находить средства выразительности художественного текста;

Обеспечить повторение теории литературы: конфликт, портрет, проблематика, основная мысль.

Развивающие: развивать:

Читательские навыки,

Умения устанавливать причинно-следственную связь событий произведения,

Навыки комментированного чтения,

Умения исследовательской работы с текстом.

Воспитывающие: воспитывать:

Благородные качества личности,

Чувство неприязни к подлости, деспотизму, бесчестию.

Теория литературы : роман (первичные представления), авторское отношение к героям.

Развитие речи : выразительное чтение, чтение по ролям.

Связь с другими видами искусства : прослушивание музыкальных записей.

Тип урока: изучение нового материала

Методы организации учебной деятельности учащихся: словесный, практический, самостоятельная работа, индуктивный, продуктивный и репродуктивный метод.

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.

Технологии: информационно-коммуникационная, технологии развития критического мышления.

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Цель

Время

Организационный

Здравствуйте, ребята! Все красивы, здоровы, можно начинать урок. Я уверена, что вы сегодня сделаете еще один шаг к постижению глубин мира литературы.

Создать положительную эмоциональную атмосферу

1 мин.

Целеполагание

Назовите героев, о которых идет речь в данных отрывках

«Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имении…»

Сей …, отставной поручик гвардии, был ему ближайшим соседом и владел семьюдесятью душами…»

Ответы учащихся: К.П. Троекуров и А.Г. Дубровский

Проверить знание текста

1 мин

Каково положение каждого из героев?

Чем похожи и чем отличаются К.П. Троекуров и А.Г. Дубровский?

Ответы учащихся:

Роман А.С.Пушкина «Дубровский»; богатый помещик, второй – обедневший дворянин.

Герои похожи судьбой, отличие в положении каждого героя, взглядах на жизнь.

Сформулируйте и запишите тему урока.

Под руководством учителя формулируется тема урока: «Нравственные и социальные проблемы романа А.С.Пушкина «Дубровский»

Определить тему урока, поставить цели работы.

1 мин

Определим задачи урока, составим корзину идей.

Составление корзины идей (на доске и в тетрадях): проблема, роман, герои, конфликт, сюжет, основная мысль

3 мин

Актуализация субъективных знаний учащихся.

Какую необычную и благородную тему затрагивает автор в романе?

Как вы понимаете выражение «благородный разбойник»?

В каких художественных произведениях встречается тема «благородного разбойничества»?

Ответы учащихся

Подготовка к изучению нового материала

3 мин

Изучение нового материала

1. Работа с текстом.

О ком говорится в начале произведения?

Что связывало этих двух героев?

Как вы думаете, что нам необходимо сделать, чтобы понять, какие проблемы затрагиваются в произведении?

Ответы учащихся

Проверка знания текста

Работа в группах.

Анализ 1-2 глав.

Давайте с вами составим характеристику старых друзей Дубровского и Троекурова, поработав в группах.

Примерный план рассказа:

1. Происхождение героя.

2. Как сложилась жизнь в прошлом.

2. Материальное положение на момент действия в романе.

3. Увлечения.

3. Отношение окружающих людей к герою.

4. Поведение во время ссоры.

5. Поведение во время суда (слайд 2)

Работа в группах.

Составление характеристик героев.

Развитие умения анализировать сюжет рассказа, составлять характеристику героев

7 мин

По мере выступления каждой группы, другая группа делает записи в таблице.

Выступление групп.

Заполнение сравнительной таблицы

Отчет о результатах работы групп, составление характеристики героев

4 мин

Что мы можем сказать К.П. Троекурове и А.Г. Дубровском?

Чем окончилась их ссора?

Ответы учащихся

В чем же заключался конфликт произведения?

Запишите в тетради

Записи в тетрадях

Определение конфликта произведения

1 мин

Работа по теории литературы:

Как вы понимаете слово «конфликт»?

Ответы учащихся

Повторение теории литературы

1 мин

Ссора между друзьями на псарне и их обида – это настоящая причина конфликта?

В чем заключается внутренний конфликт?

Ответ учащихся: в разных взглядах на жизнь у героев, в разном понимании чести, достоинства, нравственности

Как понимают данную проблему герои?

Работа в парах.

Примерные ответы учащихся:

А.Г. Дубровский – дорожит свои человеческим достоинством, честью, не терпит оскорбления и обиды, не желает преклоняться перед богатым соседом, хотя и знает его силу и власть.

К.П. Троекуров – не может позволить, чтобы кто-то поступил не по его воле, не оказывает должного почета и уважения другим, требует только уважения к себе, не может терпеть замечаний от бедных, пусть и дворян.

Развитие умения делать выводы

2 мин

Физкультминутка.

2 мин

Лексическая работа

Как вы понимаете слова чувство собственного достоинства ?

Подберите противоположные по смыслу понятия.

Ответы учащихся: угодничество, заискивание, лесть

Обогащение словарного запаса

1 мин

Как развивались события в дальнейшем?

Кто стал «наследником» конфликта между старыми друзьями?

Самостоятельная работа

Задание по выбору:

1. Опишите жизнь В.Дубровского в городе.

2. Как Владимир воспринял весть о болезни отца?

3. Расскажите о встрече молодого Дубровского с отцом.

Какой мы можем сделать вывод о жизни Дубровского в Петербурге?

Рассказ о жизни В.Дубровского

Составление рассказа о жизни В. Дубровского.

Записи в тетрадях.

Развитие умения составлять рассказ о герое произведения

5 мин

Чтение по ролям 6 главы.

В какой момент В. Дубровский изменился? (после смерти отца)

Какие чувства посетили Владимира после смерти отца?

Когда он решает сжечь родное имение?

Кто участвовал в поджоге?

Работа с иллюстрацией с.190.

Чтение по ролям, ответы на вопросы по прочитанной главе

5 мин

Каким разбойником стал Дубровский?

Как вы понимаете слово «благородный»?

Ребята, а как вы относитесь к тому, какой путь выбрал Владимир Дубровский? Правильно он поступил или нет?

Какую характеристику мы можем дать Дубровскому с нравственной точки зрения?

Ответы учащихся.

Проверка первичного усвоения материала

Какие нравственные проблемы затрагиваются в романе А.С.Пушкиным?

В чем заключается основная мысль романа? Что нам, читателям, хотел сказать А.С. Пушкин?

Формулирование тем и основной мысли произведения: Достоинство личности, ее нравственность ценится меньше, чем достоинство знатности рода. Но богатство не делает людей лучше.

Развитие умения определять главную мысль произведения

3 мин

Этап контроля

Прием «Письмо по кругу». Ребята работают по рядам. Каждому ряду достается «письмо» с вопросом. Поочередно учащиеся отвечают на вопрос и передают дальше следующему ученику.

1. Что определяет поступки Владимира Дубровского?

2. В чем основные нравственные проблемы романа «Дубровский»?

3. В чем заключаются социальные проблемы?

Выполнение задания. Взаимопроверка.

Определение усвоения учащимися материала

2 мин

Домашнее задание

Задание по выбору

А) Подготовить рассказ о Дефорже.

Б) Пересказ эпизода «В клетке с медведем…»

В) Творческое задание: написать сочинение-рассуждение «Как я понимаю, что такое честь и бесчестие»

Запись домашнего задания

2 мин

Подведение итогов урока

Какие проблемы затрагиваются в романе?

Работа с корзиной идей. Добавляют отсутствующие надписи.

Подведение итогов работы

1 мин

МБОУ «Сизинская ООШ»

Учитель: Глазкова Ирина Борисовна

Мубаракшина Гульнара Рашитовна

План-конспект урока литературы в 7 классе по теме

«Нравственные и социальные проблемы в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

Цели урока:

Обучающие:

Обучать умению составлению характеристики героев рассказа;

Формировать первичное представление о романе; умение определять проблематику художественного произведения на примере романа А.С. Пушкина «Дубровский»; способствовать выявлению учащимися авторского отношения к героям романа;

Учить анализировать сюжет художественного произведения;

Обеспечить повторение теории литературы: конфликт, портрет, проблематика, основная мысль.

Развивающие: развивать:

Читательские навыки,

Умения устанавливать причинно-следственную связь событий произведения,

Навыки комментированного чтения,

Умения исследовательской работы с текстом.

Воспитывающие: воспитывать:

Благородные качества личности,

Чувство неприязни к подлости, деспотизму, бесчестию.

Теория литературы : роман (первичные представления), авторское отношение к героям.

Развитие речи : высказывание своего мнения

Тип урока: повторение изученного материала

Методы организации учебной деятельности учащихся: словесный, практический, самостоятельная работа, индуктивный, продуктивный и репродуктивный метод.

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Цель

Время

Организационный

Доброе утро, ребята. Поприветствуйте друг друга. Сегодня мы вспомним с вами роман Пушкина «Дубровский»

Создать положительную эмоциональную атмосферу

Целеполагание

Назовите героев, о которых идет речь в данных отрывках

1. «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имении…»

2. Сей …, отставной поручик гвардии, был ему ближайшим соседом и владел семьюдесятью душами…»

Ответы учащихся: К.П. Троекуров и А.Г. Дубровский.

Отвечают ученики №2 первой (1 вопрос) и второй (2 вопрос) команды.

Проверить знание текста

Тайм раунд робин.

Расскажите своей команде какой эпизод из романа «Дубровский» вам больше всего запомнился или понравился

Учащиеся отвечают в течении 15 секунд, начиная с участника под номером 3.

Актуализация субъективных знаний учащихся.

Конэрс

Перед вами 2 угла: те из вас, кто считает, что Дубровский положительный герой романа идет в правый угол, а кто считает, что отрицательный – в левый.

Как ты понял точку зрения своего партнера?

Учащиеся делятся на углы, каждый находит соседа из своего угла и объясняет свою точку зрения (15 секунд). Перемешайтесь. Найдите пару из другого угла. Докажите свою точку зрения.

Какую необычную и благородную тему затрагивает автор в романе?

Как вы понимаете выражение «благородный разбойник»?

В каких художественных произведениях встречается тема «благородного разбойничества»?

Расходятся по местам.

Учитель задает вопросы. Отвечают ученики под номером 1, 3,4

Повторение материала

Модель Фрейер.

Давайте с вами составим характеристику старых друзей Дубровского и Троекурова. Примерный план рассказа:

1. Происхождение героя.

2. Как сложилась жизнь в прошлом.

2. Материальное положение на момент действия в романе.

3. Увлечения.

4. Отношение окружающих людей к герою.

5. Поведение во время ссоры.

6. Поведение во время суда (слайд 2)

Составление характеристик героев в течении 2 минут.

Учитель раздает готовые листы.

Учитель спрашивает: читает ученик под номером __.

Развитие умения анализировать сюжет рассказа, составлять характеристику героев

Повторение изученного материала.

Куиз-куиз-трейд

Напишите на карточках вопрос по роману «Дубровский». Снизу запишите ответ и закройте его.

Передвигайтесь по кабинету. Найдите пару не из своей команды, задайте вопрос. Ответьте на его вопрос. Поменяйтесь карточками. Найдите следующую пару. Обойдите 4 человека.

Сядьте на свои места

Учитель опрашивает нескольких человек.

Работа в парах.

Объясните партнеру по плечу.

Как относятся к ссоре Дубровский и Троекуров?

Примерные ответы учащихся: (15 секунд)

А.Г. Дубровский – дорожит свои человеческим достоинством, честью, не терпит оскорбления и обиды, не желает преклоняться перед богатым соседом, хотя и знает его силу и власть.

К.П. Троекуров – не может позволить, чтобы кто-то поступил не по его воле, не оказывает должного почета и уважения другим, требует только уважения к себе, не может терпеть замечаний от бедных, пусть и дворян.

Развитие умения делать выводы

Физкультминутка.

Лексическая работа

Как вы понимаете слова чувство собственного достоинства?

Подберите противоположные по смыслу понятия.

Ответы учащихся: угодничество, заискивание, лесть.

Обогащение словарного запаса

Ответы на вопросы.

1. Опишите жизнь В.Дубровского в городе.

2. Как Владимир воспринял весть о болезни отца?

3. Расскажите о встрече молодого Дубровского с отцом.

4. Какой мы можем сделать вывод о жизни Дубровского в Петербурге?

5. В какой момент В. Дубровский изменился? (после смерти отца)

6. Какие чувства посетили Владимира после смерти отца?

7. Когда он решает сжечь родное имение?

8. Кто участвовал в поджоге?

Составление рассказа о жизни В. Дубровского.

Развитие умения составлять рассказ о герое произведения

Проверка первичного усвоения материала

Какие нравственные проблемы затрагиваются в романе А.С.Пушкиным?

В чем заключается основная мысль романа? Что нам, читателям, хотел сказать А.С. Пушкин?

Формулирование тем и основной мысли произведения: Достоинство личности, ее нравственность ценится меньше, чем достоинство знатности рода. Но богатство не делает людей лучше.

Развитие умения определять главную мысль произведения

Этап контроля

Мини-тест (слайд) :

1. Что определяет поступки Владимира Дубровского?

а. Желание отомстить Троекурову.

б. Стремление поднять крестьянский бунт.

в. Желание быть богатым.

2. В чем основные нравственные проблемы романа «Дубровский»?

а. В борьбе Дубровского и Троекурова.

б. В противопоставлении справедливости и беззакония.

в. В стремлении захватить Кистеневку.

Выполнение тестовых заданий. Взаимопроверка.

Определение усвоения учащимися материала

Домашнее задание

Задание по выбору (слайд) :

А) Подготовить рассказ о Дефорже.

Б) Пересказ эпизода «В клетке с медведем…»

В) Творческое задание: написать сочинение-рассуждение «Как я понимаю, что такое честь и бесчестие»

Запись домашнего задания

Подведение итогов урока

Назовите произведение, которое повторялось на уроке.

Какие проблемы затрагиваются в романе?

Какова главная мысль романа?

Работа с кластером.

Нравственные: коррупция, предательство, любовь, разбойничество.

Подведение итогов работы

Роман «Дубровский» А.С. Пушкина является наиболее известным русским разбойничьим романом, созданном в духе популярного в Англии, Франции и Германии XVIII-XIX веков жанре литературного сочинения, в центре которого находится образ благородного разбойника.

В основе романа лежит мысль о моральном разложении русского дворянства и его противостоянии простому народу. Раскрыты темы защиты чести, семейного бесправия, крестьянского бунта.

История создания

Роман в 3-ех частях был начат Александром Пушкиным (1799 - 1837) после окончания работы над сочинением «Повести Белкина» осенью 1832 года.

Пушкин написал из задуманной трехтомной работы только 2 тома, второй из них был закончен в 1833 году, то есть работа над романом шла довольно быстро. Третий том так и не был начат.

Первая публикация сочинения состоялась спустя 4 года после гибели поэта на дуэли в 1841 году. Пушкин не оставил в рукописи названия романа и ему было предпослано название по имени главного героя «Дубровский».

Основой для произведения стал случай, рассказанный поэту его товарищем Нащокиным. Согласно рассказу помещик Островский, разоренный по вине высокопоставленного соседа, собрал своих крепостных и создал разбойничью банду. История заинтересовала Пушкина, как реалистичная основа для прозаического сочинения.

Анализ произведения

Основной сюжет

(Иллюстрация Б. М. Кустодиева "Троекуров выбирает щенят" )

Помещики Троекуров и Дубровский, отец главного героя Владимира, являются соседями и дружат. Ряд конфликтных ситуаций разводят друзей друг от друга и Троекуров, пользуясь своим особым положением, заявляет права на единственное имение соседа. Дубровский не в силах подтвердить свое право на имение и сходит с ума.

Приехавший из города сын Владимир находит отца при смерти. Вскоре старший Дубровский умирает. Не желая мириться с несправедливостью Владимир сжигает имение вместе с чиновниками, которые приехали оформлять его на Троекурова. Вместе с преданными крестьянами он уходит в лес и наводит ужас на всю округу, однако, не трогая людей Троекурова.

На службу в дом Троекуровых едет учитель-француз и благодаря подкупу Дубровский занимает его место. В доме врага он влюбляется в его дочь Машу, которая отвечает ему взаимностью.

Спицын опознает в учителе-французе разбойника, который обокрал его. Владимиру приходится скрываться.

В это время отец выдает Машу замуж за старого князя против воли. Попытки Владимира расстроить брак не дают успеха. После венчания Дубровский и его банда окружают карету молодых и Владимир освобождает возлюбленную. Но она отказывается идти с ним, так как уже обвенчана с другим.

Власти губернии делают попытку окружить банду Дубровского. Он решает прекратить разбой и, распустив верных ему людей, уезжает за границу.

Главные герои

Владимир Дубровский в творчестве Пушкина предстает одним из наиболее благородных и смелых героев. Он является единственным сыном своего отца, потомственного обедневшего дворянина. Молодой человек окончил Кадетский корпус и является корнетом. На момент новости об отобранном у отца имении Владимиру 23 года.

После смерти отца Дубровский собирает верных крестьян и становится разбойником. Однако, разбой его окрашен благородными тонами. Всеми жертвами банды становятся богатые люди, ведущие недостойный образ жизни. В этом образ главного героя во многом пересекается с образом Робин Гуда.

Целью Дубровского является месть за отца и она направлена на Троекурова. Под видом учителя Владимир селится в доме помещика и заводит хорошие отношения со всеми членами семьи, а в дочь Машу влюбляется.

О смелости и решительности Дубровского говорит случай в доме Троекурова. Оказавшись в шутку запертым в комнате с медведем, Дубровский не теряет самообладания и убивает медведя одним выстрелом из пистолета.

После встречи с Машей главная цель героя меняется. Ради воссоединения с возлюбленной Дубровский готов отказаться от стремления отомстить ее отцу.

Отказ Маши последовать за Дубровским после ее венчания с Верейским, а также облава на банду, заставляют Владимира отказаться от своих планов. Он благородно отпускает своих людей, не желая втягивать их в неприятности. Отказ от возлюбленной и бегство за границу свидетельствуют о покорности юноши и нежеланию идти против судьбы.

В существующих набросках к третьему тому прослеживается возвращение Владимира в Россию и попытки вернуть Машу. В связи с этим можно говорить о том, что герой не отказывается от своей любви, а лишь принимает желание возлюбленной жить согласно церковным законам.

(прим. от редакции -Кирила Петрович- не путать с Кириллом)

Троекуровв романе выступает главным отрицательным персонажем. Богатый и влиятельный помещик не знает границ в своем самодурстве, может шутки ради запереть гостя в комнате с медведем. При этом он уважает независимых людей, к которым относится отец Владимира Андрей Гаврилович. Их дружбе приходит конец из-за пустяков и самолюбии Троекурова. Решив наказать Дубровского за дерзость, он присваивает себе его имение, используя свою неограниченную власть и связи.

При этом образ Троекурова выстроен не только в отрицательных тонах. Герой, остыв после ссоры с другом, сожалеет о своем поступке. В его поведении Пушкин закладывает схему русского социального устройства, в котором дворяне чувствовали себя всесильными и безнаказанными.

Троекуров характеризуется как любящий отец. Его младший сын рожден вне брака, однако воспитывается в семье на равных со старшей дочерью Машей.

Преследование выгоды прослеживается в выборе мужа для любимой дочери Маши. Троекуров знает о нежелании дочери выходить замуж за старика, но организует свадьбу и не дает дочери сбежать с возлюбленным Дубровским. Это является отличным примером того, как родители пытаются устроить жизнь своих детей наперекор их желаниям.

Маша Троекурова на момент действия является 17-летней девушкой, которая воспитывается в одиночестве большой усадьбы, она молчалива и замкнута в себе. Ее главной отдушиной является богатая отцовская библиотека и французские романы. Появление в доме учителя-француза в виде Дубровского для романтической барышни перерастает в любовь, похожую на многочисленные романы. Правда о личности учителя не пугает девушку, что говорит о ее смелости.

Важно отметить, что Маша принципиальна. Обвенчавшись с нежеланным мужем - стариком-графом - Маша отвергает предложение Дубровского бежать с ним и говорит о своем долге перед супругом.

Произведение драматично по своей композиции и стоится на ярких противопоставлениях:

  • дружба и суд,
  • встреча главного героя с родными местами и смерть отца,
  • похороны и пожар,
  • праздник и ограбление,
  • любовь и побег,
  • венчание и сражение.

Таким образом, в основе композиции романа лежит конфликтный метод, то есть столкновение контрастных сцен.

Роман «Дубровский» Пушкина под оболочкой романтического сочинения содержит ряд глубоких размышлений автора о проблемах русского быта и устройства.

Роман «Дубровский», написанный А. С. Пушкиным в 1833 году, был и остается одним из главных произведений русской литературы. Несмотря на то, что действие происходит в начале 19 века, он не потерял своей актуальности и в наши дни. Главная суть произведения «Дубровский» – противопоставление двух миров – помещичьего и крестьянского.

Месть, как социальный протест в романе «Дубровский»

Сын провинциального помещика, после смерти отца, незаконно лишается крова. Он возглавляет бунт крестьян своего имения и становится разбойником. Месть – главная цель его жизни. Однако образ Владимира автор идеализирует. Перед читателем он предстает не простым разбойником, а борцом за справедливость. Он умен, добр, смел, красив. Все его действия, борьба против несправедливости, проснувшаяся любовь к дочери своего врага, не оставляют в сердце читателя равнодушия.

Все поступки и характеристики главных героев романа «Дубровский» объясняются временем, в котором они живут. В романе затронута главная острая проблема прошлого века: взаимоотношения крестьян и помещиков. И с помощью крестьянского бунта под предводительством Владимира Дубровского Пушкин очень полно показывает картину несправедливости и угнетения крестьян помещиками.

Вынужденный разбой

Но Владимира Дубровского назвать единомышленником крестьян и их заступником трудно. Им руководит лишь чувство мести за обиду, которую нанес Троекуров его отцу. Тема романа «Дубровский» – как беззаконие может повлиять на судьбу человека. Владимир стал разбойником поневоле, а не по убеждениям. Он был вынужден стать бунтарем, бросив тем самым вызов обществу. Однако этот вызов не стал выходом из ситуации. Это не принесло ничего хорошего в жизнь героев.

Выдвинутый Владимиров Дубровским протест – единственно возможная в то время форма самозащиты. Таким образом, герой пытается не стать таким же, как Троекуров. Он самоутверждается как личность. Но все изменения происходят только в судьбе героя, не затрагивая его характера. Отсутствие эволюции во внутреннем мире, Пушкин считает главной причиной поражения, которое потерпел Дубровский в своих начинаниях.

Подводя итог, можно утверждать, что Владимир – жертва обстоятельств. Он чужой для крестьян. Он оказался за чертой закона, за чертой любви. И он не может исправить ситуацию и вернуть прежнюю жизнь и свой статус.

Тест по произведению