Золотые правила поощрения и наказания

Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. И у каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка.

Большинство родителей, как показывает практика, отдают предпочтение – наказанию, а психологи, которые занимаются проблемами поведения и подсказывают родителям приёмы эффективного взаимодействия с детьми, делают акцент на позитивном подходе. Они советуют родителям переключить внимание с проступков ребёнка на его хорошие поступки. Позитивный подход выражается, прежде всего, в поощрениях и наградах, то есть в благоприятных последствиях. Определяя, что может служить наградой ребёнку, родители должны повнимательнее присмотреться к ребёнку, подметить, каковы его интересы, нужды, пожелания.

Учить важность ограничений. Правила присутствуют на протяжении всей нашей жизни в обществе, поэтому подготовьте своего ребенка к их уважению. Дома, в школе, на работе, в доме бабушки, независимо от места, ему придется жить с правилами начальства. По словам Криса Поли, сверхъестественная детская телевизионная дисциплина Возвращение к решению демонстрирует неудачу в авторитете. Ребенок будет смущен его сменой ума.

Право действовать не всегда является самым простым способом, но вам все равно нужно это делать. Когда ребенок перестает играть из-за времени, устраивает свои игрушки без лени и умудряется контролировать себя в момент гнева, его нужно признать и вознаградить. Когда он достигает определенного количества звезд, вы можете вознаградить его за конфету, новую игрушку или поездку. В отношениях между родителем и ребенком очень важна беседа «с глазу на глаз», когда вы проходите урок или даете какой-то заказ.

Поощрения и наказания - важные рычаги воспитания. Формируясь как личность, ребенок совершает выбор, а с этим - судьбу. Посеешь поступок - пожнешь судьбу. И он выбирает сам, выбирает похвалу или наказания. Он выбирает поощряемый или осуждаемый путь. Выбирает очень рано, еще неосознанно. И это - самое важное. Ребенок, сам того не ведая, своими поступками, своим отношением к поощрениям и наказаниям делает первые шаги на пути формирования характера. Родители, поощряя и наказывая, формируют характер ребенка. А каков характер, такова во многом судьба человека.

Такое отношение показывает, что вы передаете авторитет, серьезность и сосредоточенность ребенка на том, о чем вы говорите. Узнайте некоторые советы, которые помогут вашему ребенку быть финансово независимыми. Обучение детей тому, как обращаться с деньгами, является одним из самых ценных уроков, которые родители дают своим детям. Это не только помешает им совершить ошибки, которые поставят под угрозу их стабильность, но также поможет им добиться финансовой независимости в будущем.

В Всемирный день защиты детей выучите восемь советов, которые помогут вашему ребенку быть финансово независимыми. Финансовое обучение должно начинаться как можно раньше. Чуть позже вы можете начать давать неделю. Таким образом, дети привыкают к управлению деньгами, в смысле знания того, что они могут потратить, и того, что они могут сэкономить, чтобы купить то, что они хотят в будущем. Когда ребенок старше и посещает школу, вы можете перейти на пособие. Подробнее об этом читайте в статье.

Цель собрания: Формирование у родителей осознанного применения в воспитательном процессе методов поощрения и наказания.

Задачи: Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье;

Формировать у родителей культуру поощрения и наказания в семье.

Материалы:

  • Листы бумаги А4 разного цвета (всего 4 цвета).
  • Карточки тех же цветов (для каждого участника).
  • Плакаты с высказываниями.
  • Карточки с практическими заданиями.
  • Карточки с описанием проблемных ситуаций.

Подготовительная работа к собранию:

Предоставьте вам финансовые обязательства

Речь идет не о том, чтобы заставить его работать, а в том, чтобы позволить ему выполнять небольшие задачи - например, торты, соки или украшения - которые можно продать и тем самым заработать деньги. По мере роста вашего ребенка он может добавить вам некоторые финансовые обязанности. В дополнение к тому, чтобы побудить вас купить что-то, что вам нужно, вы можете поощрять ее покупать что-то, что ей нужно для хобби, или оплачивать телефонный счет, например. Трюк состоит в том, чтобы постепенно увеличить свои обязанности.

Анкетирование детей.

Организация пространства:

В зале стоят 4 стола и стулья вокруг них, при входе в зал каждый участник получает карточку какого-либо цвета, заходит в зал и садится за стол, на котором лежат того же цвета листы А4. (Случайное распределение родителей в группы способствует развитию коммуникативных навыков и установлению более тесных контактов между участниками)

Дети, как правило, следуют примеру своих родителей, поэтому они должны включать их в финансовые решения семьи, показывая, как они берут свои варианты. В этот момент важно, чтобы родители действовали в соответствии с тем, что они говорят, то есть они не должны преподавать в одном направлении и делать иначе.

Не осуждайте его за его ошибки

Возможно, что пока они все еще учатся, дети ошибаются в управлении своими деньгами. Вместо того, чтобы наказать своего ребенка, если вы допустили ошибку, воспользуйтесь возможностью, чтобы научить его тому, что вы сделали неправильно, и как вы можете решить ситуацию. Ошибка будет служить уроком для будущего.

Ход собрания

Играет музыка, родители входят в зал и рассаживаются

Зал оформлен плакатами с мудрыми высказываниями, согласно теме собрания

1. Вступительная часть

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

Чем больше детей и молодых людей знают о финансах, тем лучше они будут иметь дело с деньгами. Когда ваш ребенок в подростковом возрасте, покажите ему свой лист зарплаты и научите его, какой валовой и чистый доход, что он платит налогами и социальным обеспечением, и тем, что он на самом деле получает. Он также может научить вас работе с кредитами, процентами и инвестициями.

Поощряйте его не застревать на работе

Трудно передать это сообщение детям. Однако времена меняются, и для маленьких детей важно быть готовыми адаптироваться и иметь несколько потоков дохода, будь то посредством работы, инвестиций или предпринимательства. На этой неделе, когда отмечается День защиты детей, мы, безусловно, все желаем им наилучшего.

Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. У каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка, поэтому мы обратим внимание на их виды, влияние на детей и эффективность.

Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: Нужно ли наказывать детей? Как и когда лучше это сделать? За что можно поощрять ребёнка?

Мы хотим, чтобы они были счастливы, хорошо жили в жизни, мы хотим, чтобы они никогда не страдали. Мы заставляем их изучать языки, музыку, посещать хорошие школы, мы думаем, что делаем все возможное, чтобы быть счастливыми, а также совершенными в академической и профессиональной областях.

Но мы часто забываем или не осознаем, что для того, чтобы победить все это, необходимы некоторые основные условия, но по невежеству или небрежности мы не можем дать эти понятия маленьким. Среди прочего - образование для жизни, самопознание, устойчивость, этика, как поддерживать здоровые отношения, духовность, финансовое образование и образование для здоровья и качества жизни.

2. Практическое задание

Сейчас я предлагаю начать с вами работу с выполнения практического задания по группам. Первой группе необходимо составить перечень приемлемых методов поощрения. Второй группе необходимо составить перечень неприемлемых методов поощрения. Третьей группе необходимо составить перечень приемлемых методов наказания. Четвёртой группе необходимо составить перечень неприемлемых методов наказания (Приложение 1 ).

Давайте поговорим о здоровье детей. Шоппенгауэр заставляет нас задуматься со своими утверждениями: В целом, девять десятых нашего счастья основаны исключительно на здоровье. С этим все становится источником удовольствия, и тот, который ему приписывается «Самая большая ошибка, которую может сделать человек, - это принести в жертву свое здоровье для любого другого преимущества».

Без сохранения здоровья в будущем, как наши дети могут пользоваться преимуществами хорошего обучения, хорошей профессии или даже хорошей социально-экономической ситуации? Недостаточно просто отнести их к врачу, когда они больны, или следовать графику прививок.

(Участники представляют свои результаты работы в группах. Проводится дискуссия.)

3. Анализ анкетирования детей

Предварительно, перед нашей встречей, дети ответили на вопросы анкеты (Приложение 2 ).

Давайте посмотрим, каковы выборы методов поощрения и наказания в ваших семьях глазами ваших детей?

Здоровое питание имеет много общего с укреплением здоровья и профилактикой заболеваний. Связанный с этой темой, вчера был «Национальный день профилактики ожирения» и «Всемирный день ожирения». Ожирение - это заболевание, которое может вызвать опасные хронические заболевания, которые убивают самые современные: сердечно-сосудистые заболевания, сахарный диабет, некоторые виды рака, иммунные, мышечно-скелетные и психологические заболевания среди других.

Бразильские дети являются одними из самых пухлых в мире. Шанс, что они вырастут и станут ожирением и носителями этих хронических заболеваний, и сократят продолжительность жизни, увеличивается с ожирением. Родителям часто бывает трудно понять, имеют ли их дети избыточный вес, особенно если они сами страдают ожирением, и поэтому слишком долго предпринимают действия. В Испании и Великобритании исследования показали, что от 30% до 45% респондентов не смогли определить избыточный вес у своих детей, если ребенок не был очень страдальческим.

(Приводится обобщённый анализ ответов, подводится итог анкетирования.)

4. Информационная часть

Воспитание в семье требует разумного применения наказаний и поощрений, поскольку и то, и другое влияет на самооценку ребёнка. Наказание и поощрение должны быть проявлением конкретного отношения старших членов семьи к поведению детей.

По данным Всемирной организации здравоохранения, более 42 миллионов детей в возрасте до пяти лет имеют избыточный вес в мире, из которых 35 миллионов находятся в развивающихся странах, а 92 миллиона детей подвержены риску избыточного веса и ожирения. Бразильская ассоциация по изучению ожирения и метаболического синдрома и бразильского общества эндокринологии и обмена веществ провела вчера несколько мероприятий в рамках кампании: «Сменить жизнь и все больше», что поощряет четыре основных принципа поддержания здоровья и вес: хорошо питайтесь, двигайтесь, пить воду и хорошо спать.

А теперь я хочу предложить вам, что на эту тему говорят отечественные и зарубежные психологи, которые занимаются проблемами поведения и подсказывают родителям приёмы эффективного взаимодействия с детьми, они делают акцент на позитивном подходе. Психологи советуют родителям переключить внимание с проступков ребёнка на его хорошие поступки. Позитивный подход выражается, прежде всего, в поощрениях и наградах, то есть в благоприятных последствиях. Определяя, что может служить наградой, поощрением, ребёнку, родители должны повнимательнее присмотреться к ребёнку, подметить, каковы его интересы, нужды, пожелания .

Мир изменился, у детей больше нет свободы бегать и играть на улице, а оседлый образ жизни стал основной причиной ожирения в детстве, а физическая активность способ предотвратить его. Родители служат образцом для подражания для образа жизни ребенка. Сыны активных матерей имеют на 60% больше шансов быть активными, а дети как активной матери, так и отца имеют до 80% шанс быть активными.

Знайте некоторые ошибки, которые нам следует избегать при кормлении детей. Всегда предлагать ребенку такое же меню, поскольку они могут заболеть и, кроме того, не нуждаются в некоторых необходимых питательных веществах в рационе. Разрешить все, что ребенок хочет есть, обычно она будет выбирать продукты, богатые жирами и углеводами, поскольку они более приемлемы. Выберите еду в выходные дни и позвольте ей сделать выбор, выберите лучшие из них. Некоторые из них никогда не должны допускаться.

Детский психолог Д. Фонтенел считает, что поощрением может служить всё, что приятно данному ребёнку. Обычно поощрения следует выбирать из следующих областей:

Поощрения, связанные с внешкольными занятиями, с распорядком дня в семье и т. д.

Это поощрения, связанные с внешкольными занятиями. Например: лечь спать на два часа позже обычного; пригласить друга с ночёвкой; подольше поговорить по телефону.

Предлагать сладости и угощения в качестве награды, если она ест еду. Передайте сообщение, что у вас будет что-то хорошее, если вы примете то, что плохо. Также угрожают наказать ребенка, если он не ел салат или фрукты, поскольку это создает больше гнева с едой.

Время приема пищи должно быть временем, когда родители должны развивать внимательную и сознательную пищу для своих детей, что приносит больше удовлетворения и здоровья. Замените еду, которую ребенок не хотел делать с помощью бутылки или закуски. Защемление между приемами пищи.

Перестаньте настаивать, когда ребенок не хочет попробовать какую-то еду, так как обычно ребенок пытается привыкнуть к какой-то неизвестной пище. Родители или опекуны должны быть первыми, кто возглавит здоровое питание и активный образ жизни. Ребенок всегда моделирует, в большей или меньшей степени, свое поведение.

Материальные поощрения.

Обычно это конкретные материальные вещи, представляющие интерес для ребёнка: дополнительные карманные деньги, одежда, и т. д., то, что вы обычно покупаете тли разрешаете детям. Многое из того, что мы покупаем детям, делаем или можем сделать для них, можно с успехом использовать в качестве последствий. Для этого надо добиваться, чтобы они заслужили в виде поощрения, а не получали разрешение или какую-то вещь просто так.

Верования, ценности и привычки, которые мы развиваем, в том числе о еде, происходят в детстве. Наслаждайтесь и «устанавливайте» хорошие привычки в маленьких. Укрепление наших детей активным и здоровым является прекрасным наследием, которое мы оставим им.

Хороший день для детей, много мира и здоровья для всех! Является ли тысячелетняя систематическая практика наказаний и вознаграждений эффективным процессом дисциплинирования и обучения наших детей образцовым образом? Родители и воспитатели должны более серьезно относиться к так называемому компенсационному образованию, где ребенок или ученик получают подарки или удовольствия для выполнения своих школьных обязанностей или обязанностей в семье. Если родители дома видят в награде способ мотивировать ребенка выполнять свои обязательства, в школе, педагог, от имени учреждения и системы поощряет конкурентное поведение, отдавая почести учащемуся, который достигает установленных целей.

Социальные поощрения.

Это наиболее мощный тип поощрения, имеющийся в распоряжении родителей. Социальное поощрение может выражаться в словесном выражении одобрения, смехе, похвале за хорошо сделанное дело, улыбки, похлопывание по спине или в других формах доброжелательного отношения. Например: поощрить, вешает на место одежду, вовремя возвращается домой. Социальное поощрение должно сопровождаться материальным вознаграждение или поощрением, связанным с внешкольными занятиями. Оно очень важно для детей, а значит, укрепляет ваше положительное взаимодействие с детьми

В обоих случаях создается неизбежная ситуация соперничества между людьми. В школе это будет между учениками и дома с братьями и сестрами или с самими родителями. В таких условиях понимание между людьми - не что иное, как миф, поскольку каждый, как-то, теперь видит себя в качестве противников.

Почему это не должно быть естественным делом для выполнения вашей задачи? Чтобы почистить зубы, вам действительно нужен стимул, уход за счет удовольствия или другой формы убеждения? Разве не было бы разумнее показывать детям реальность вещей, отрицательные последствия каждого упущения, если они не выполняют свои обязанности?

О чём нужно помнить при поощрениях

Поощрение является очень мощным последствием и эффективным средством изменения поведения детей. Однако, чтобы вознаграждение было действенным, необходимо учитывать ряд обстоятельств.

  • Поощрение должно быть строго индивидуальным.
  • Поощрение не должно предшествовать желаемому поведению.
  • Заслуженное поощрение необходимо выдать.
  • Необходимо вознаграждать малейшие улучшения в поведении.
  • Возможно, награды придётся менять.
  • Поощрение должно быть достижимым.

Многие родители, как показывает практика, отдают предпочтение – наказанию и теперь мы поговорим о наказаниях.

Наказания можно определить так: это лишение ребёнка того, что для него важно и будет воспринято как ощутимая потеря. Наказания, которые обычно применяют большинство родителей, можно разделить на пять категорий.

Потеря привилегии.

Это очень эффективная форма наказания. Данная система предполагает, что ребёнок штрафуется, лишается привилегий или важных для него занятий, если не выполняет определённые поручения или совершает проступок. Любой тип занятия, привилегия или вещь, представляющая для ребёнка ценность, может быть использована для наложения штрафа.

Например: дочери полагается в десять быть дома, насколько ты опоздаешь сегодня, на столько раньше десяти должна будешь вернуться завтра.

Это эффективная мера наказания, однако, важно учитывать несколько моментов:

  1. Надо чётко определить поведение, подлежащее штрафу, и обозначить цену возможной провинности.
  2. В случае проступка, необходимо последовательно применять систему штрафов и потерю привилегии.
  3. Доказано, что эта система бывает максимально эффективна, если параллельно ей ребёнок может получать поощрения или вознаграждения за положительное поведение.
  4. Остерегайтесь нереальных или слишком суровых наказаний (например, оплата за отметки .

Запрет на приятные для ребёнка занятия.

Часто называется наказанием тайм-аутом. Чтобы наказания тайм-аутом было эффективным, у ребёнка должно быть какое-то приятное ему занятие, увлечение, которого он будет лишён подобным наказанием.

Например, наказание тайм-аутом. Дочь затевает спор в магазине из-за стиля одежды. Ей можно сказать: “Я буду делать тебе предупреждение каждый раз, когда ты будешь дерзить; после третьего предупреждения ты отправишься домой, а покупки будут отложены на неделю”.

Для тайм-аута подойдёт любое привлекательное занятие для ребёнка.

Чтобы использовать этот приём с успехом, надо учитывать ряд условий:

1) Вы должны ясно обозначить, за какую провинность последует наказание.

2) Провинность должна определяться очень чётко. Например: “Я больше не хочу терпеть ваши скандалы, под скандалами я понимаю, что вы дразните, друг друга и обзываете”. Теперь ребёнок знает, какое именно поведение карается тайм-аутом.

3) Далее делается предупреждение: “Я делаю тебе первое предупреждение. После третьего предупреждения случится то-то и то-то”. Кроме того, ребёнок должен знать, на какой период ему будет запрещено то или иное занятие, и что он должен сделать, чтобы выйти из тайм-аута.

Например: “Если ты будешь помогать по дому три дня без споров, мы поедим за покупками в субботу”. Процедуру тайм-аута надо проводить последовательно, с невозмутимым видом без эмоций, и применять меру, которая была заранее объявлена .

Лишение поощрения.

Если в семье применяется система поощрений и ребёнок не получает награды, потому что не делает того, чего от него требуют родители, это может рассматриваться как наказание. Неполучение награды само по себе является действенной мерой .

Вербальные наказания.

Если родители кричат на ребёнка, обзывают его, упрекают, читают нотации – это очень неэффективная форма наказания. Дети умеют отключать внимание, пропуская излияния родительского гнева мимо ушей .

Физическое наказание.

Физическое наказание подразумевает управление ребёнком посредством запугивания. Иначе говоря: “Я сильнее тебя, поэтому могу делать с тобой что хочу”. Однако, можно достичь цели, используя множество разных методов наказания, избегая физических (Приложение 3 ) .

О чём нужно помнить прибегая к наказаниям

Существует ряд условий, которые необходимо соблюдать, чтобы сделать наказание эффективным средством, позволяющим свести до минимума поведенческие проблемы.

  • Используйте наказание в сочетании с поощрениями.
  • Скажите ребёнку, что необходимо сделать, чтобы наказание было снято.
  • Индивидуализируйте наказания.
  • Наказывайте поведение, а не самого ребёнка.
  • Сохраняйте холоднокровие.
  • Не злоупотребляйте наказаниями.
  • Старайтесь наказывать сразу.

5. Рассмотрение проблемных ситуаций

Сейчас я предлагаю попробовать решить несколько жизненных ситуаций в подгруппах (Приложение 4 ).

Сколько людей, столько и различных мнений. Давайте будем уважительно относится к каждому решению проблемы.

(Участникам в группах предлагаются карточки с описанием проблемных ситуаций. Участники обсуждают ситуацию внутри группы, затем предлагают решение для общего обсуждения)

6. Итог собрания

А в заключении я хотела бы обратить ваше внимание на высказывания великих педагогов и психологов, которые вы видите на плакатах. Выберите то высказывание, которое вам ближе (Приложение 5 )

(Участники по желанию высказывают и аргументируют своё мнение)

Уважаемые родители, поощрения и наказания - важные рычаги воспитания. Формируясь как личность, ребенок совершает выбор, а с этим - судьбу. Посеешь поступок - пожнешь судьбу. И он выбирает сам, выбирает похвалу или наказания. Он выбирает поощряемый или осуждаемый путь. Выбирает очень рано, еще неосознанно. И это - самое важное. Ребенок, сам того не ведая, своими поступками, своим отношением к поощрениям и наказаниям делает первые шаги на пути формирования характера. Родители, поощряя и наказывая, формируют характер ребенка. А каков характер, такова во многом судьба человека.

Желаю вам успехов в нелёгком труде родителя!

Любите своих детей! Удачи вам и счастья!

“Как поощрять ребенка в семье”.

“Общие правила, что нельзя делать и, напротив, о чём нужно помнить и делать, если возникло желание наказать ребёнка”.

Литература

  1. Н.И.Дереклеева “Родительские собрания 1-4 классы”.
  2. И. М. Марковская “Тренинг взаимодействия родителей с детьми”.
  3. Л. И. Саляхова “Родительские собрания 1-11 классы”.
  4. К. Кузьма “Как понимать своего ребёнка”.
  5. Д. Фонтенел “Проблемы переходного возраста”.
  6. Т. Л. Шишова “Как правильно наказывать ребёнка”.
  7. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 1, 2/ Под ред. Н.А. Алексеевой.
  8. Школьный психолог № 25 2000 год.
  9. Школьный психолог № 21 2008 год.

Методы поощрения и наказания

в воспитании ребенка

Поощрение и наказание относятся к одним из самых древних методов воспитания. И раньше и сейчас ни один элемент воспитания не обходиться без этих методов. Действительно, ведь воспитание - это целенаправленный процесс воздействия одного человека на другого с целью формирования определённых качеств личности. Однако не всегда воспитываемый согласен с теми требованиями, которые ему предъявляют. Очень часто возникает противостояние, то есть объект воспитания не желает принимать к сведению или исполнять то, что от него требуют. В таком случае возникает вопрос: «Как же добиться исполнения требований?» Вот тут-то воспитатель (родитель) и вспоминает о поощрении и наказании. Ведь можно за не исполнение требований наказать, а за послушание и уступчивость поощрить. Для большинства людей именно поощрение и наказание является основными методами в воспитании.

Чаще всего объектами воспитания становятся дети, и это правильно. Родители обязаны воспитывать своих детей, то есть, заложив в их сознание определённую систему правил поведения, нравственных ценностей, основ взаимоотношений между людьми. В процессе формирования личности именно поощрение и наказание выступают в большинстве семей как основные показатели успешности или безуспешности процесса воспитания. К сожалению, чаще взрослые используют наказание, как способ воздействия на детей. Не всегда взрослые задумываются над тем, насколько глубокими могут оказаться последствие использования того или иного метода для воспитания ребёнка. Ещё реже родители, сталкиваясь с какой – либо проблемой в процессе воспитания, продумывают, насколько обоснованным и правильным будет использование поощрения и наказания для решения возникшей спорной проблемой, а также для того, чтобы ребёнок выполнил требования взрослых. В наши дни среди педагогов и широкой общественности бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие, наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка, некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и такие, кто убеждён, что истинное воспитание - это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний. И всё - таки, использовать в процессе воспитания методы поощрения и наказания приходиться почти всем родителям, в любых семьях. Поэтому смело можно сказать, насколько важна и актуальна эта тема, так как пока существует общество, нужно будет воспитывать подрастающее поколение. Также важно уметь правильно использовать поощрение и наказание, так как без этого невозможно осуществлять разумное руководство детьми.

Многие педагоги прошлого и наши современники писали о проблемах поощрения и наказания. Первым советским педагогом, сумевшим не только понять принципиально новое назначение и содержание поощрения и наказания, но и раскрыть «механизм» действия этих воспитательных средств в системе организации воспитательного процесса, был А.С. Макаренко. Главный смысл наказания А.С. Макаренко видел в том, что оно должно « разрешить и уничтожить отдельный конфликт и не создавать новых конфликтов». С таким пониманием тесно связана его идея о необходимости индивидуализации наказания и недопустимости каких бы то ни было регламентированных «шкалой» мер воздействия. Вместе с тем Макаренко А. С. отстаивал необходимость выработки в коллективе определённых традиций, связанных с поощрением и наказанием. Борясь против «шкалы», по которой можно было бы поощрять и наказывать без анализа причин поступков детей и учёта их индивидуальных особенностей, он вместе с тем считал, что педагог должен располагать достаточно богатым арсеналом средств поощрения и наказания. Овладение же искусством применения поощрений и наказаний требует и от педагогов, и от родителей немалых усилий. «Наказание - очень трудная вещь, оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности»,- подчёркивал А.С. Макаренко. То же самое следует сказать и в отношении поощрения. Именно поэтому А.С. Макаренко советовал и учителям, и в особенности родителям использовать поощрение нечасто, а к наказаниям вообще не прибегать без особой на то необходимости. А.С. Макаренко сформулировал даже правила к требованиям родителей, при соблюдении которых может исчезнуть необходимость использования наказаний: