«Что за прелесть эти сказки! Что за прелесть эти сказки

Данные об авторе

1) Стефанова Лариса Михайловна, 2) Панина Елена Валерьевна

Место работы, должность:

1) Государственное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение "Республиканский центр образования" (Республика Коми, г. Сыктывкар), учитель русского языка и литературы;

2) МОУ СОШ № 1, г. Котовск (Тамбовская область), учитель русского языка и литературы.

Республика Коми

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Основное общее образование

Класс(ы):

Предмет(ы):

Внеклассная работа

Предмет(ы):

Литература

Целевая аудитория:

Библиотекарь

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

Конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса:

В ходе внеклассного мероприятия учащиеся обобщают и закрепляют знания о сказках А. С. Пушкина.

“Что за прелесть эти сказки!”

Внеклассное мероприятие по сказкам А. С. Пушкина для учащихся 5 классов.


Цель: обобщить и закрепить знания учащихся сказок А. С. Пушкина.

Задачи:

образовательная: проверить уровень знаний учащихся о сказках А. С. Пушкина;

развивающая: развивать речь, память, наблюдательность учащихся, их интерес к русской литературе, к литературным сказкам, расширять кругозор школьников;

воспитательная: воспитывать уважение к творчеству А. С. Пушкина, культурному наследию страны.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, выставка книг и рисунков учащихся, презентация учебного материала.

Время реализации внеклассного мероприятия: 45 мин.

Предварительная работа: у чащиеся делятся на 3 команды, придумывают название команды.

1. Вступительное слово.

Он идёт среди прохожих

Улицей многоэтажною,

Удивительно похожий,

Хорошо знакомый каждому.

Ясноглазый,

Смуглолицый,

Будто в мир явился заново.

На высокий лоб ложится

Завиток волос каштановых.

Снова к нам летит литое,

И живое, и весомое:

Здравствуй, племя младое,

Незнакомое!

Эти слова Марка Лисянского говорят о том, что Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Действительно, о сказках Пушкина мы слышим с детства. Герои пушкинских сказок живут с нами и позже, в школьные годы. В сказках Пушкина есть всё, что нужно и для взрослого человека, а главное, есть гармоничность, исходящая из самого Пушкина и являющаяся его главным чудом. Читая Пушкина, каждый человек одной или несколькими своими гранями соприкасается с этой гармонией и становится лучше, чище, добрее.

Сегодня мы совершим путешествие в сказочный мир А. С. Пушкина.

2. Рассказ учителя о сказках Пушкина.

Место действия пушкинских сказок - Древняя Русь с её избами и куполами. Любить Россию, понимать поэзию своей страны, узнавать неслыханно богатый и милый сердцу русский язык научила Пушкина его няня Арина Родионовна. Демонстрируется портрет няни. Сервис ImageChef. Инструмент “Фоторамка”.

Арина Родионовна была крепостной бабушки поэта, Марии Алексеевны, а в семье Пушкиных появилась, когда родился Александр. Няня очень любила курчавого, смышлёного, очень подвижного Сашеньку. А уж какие сказки сказывала она! И про разбойников, и про грозного Черномора, и о мёртвой царевне; пела песни, раздольные, чаще грустные, о нелёгкой доле крестьянской. Мальчик слушал их с затаённым дыханием, и всё просил: «Ещё, ещё!».

Это знакомство с народным фольклором постепенно воплощалось в поэтический, могучий талант великого поэта. С любовью и уважением относился Пушкин к няне. Немало стихотворений посвятил ей. Называл её «подругой юности» своей, «ангелом кротким, безмятежным», «бесценным другом». Он доверял ей свои мысли, мечты. Нередко Арина Родионовна становилась первой слушательницей его сочинений:

Я плоды своих скитаний,

И гармонических статей

Читаю только старой няне -

Подруге юности моей...

Александр Сергеевич любил слушать сказки няни не только в детстве. В 1824 году Пушкин был сослан в село Михайловское Псковской губернии. Вместе с ним в Михайловском жила его няня Арина Родионовна. Эта простая крестьянка была самым преданным другом опального поэта.

В Михайловском среди зимы, завалившей снегом просёлки и старенький дом поэта, Пушкин слушал милые нянины сказки - необыкновенно простые и волшебные. Они превращались под его беглым быстрым пером в поющие строчки:

В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны плещут;

Туча по небу идёт,

Бочка по морю плывёт …

Вот как Пушкин пишет о своих занятиях в Михайловском брату Льву: «Знаешь ли ты мои занятия? До обеда пишу записки, после обеда няня рассказывает мне сказки… Что за прелесть эти сказки, каждая из них поэма!»

А. М. Горький так писал в повести «В людях»: «Великолепные сказки Пушкина были всего ближе и понятнее мне: прочитав их несколько раз, я уже знал их на память, лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, пока не усну… »

Давайте и мы с вами ещё раз заглянем на страницы пушкинских сказок, встретимся с их героями.

3. Конкурсная программа для учащихся.

Конкурс 1. Восстановите знаменитые пушкинские строки.

Ребята! Из какого произведения эти строки? (Поэма “Руслан и Людмила”)

В. А. Жуковский, старший современник Пушкина, был известным автором баллад и стихотворений. С Пушкиным их связывали дружеские отношения. Между ними было шутливое соревнование в пересказе сказочных сюжетов. В результате этого состязания появились сказки Пушкина и Жуковского, любимые не одним поколением детей и взрослых.

Демонстрируется портрет В. А. Жуковского.

Задание: назвать в каждой группе сказку, которая не принадлежит перу А. С. Пушкина.

1) «Сказка о царе Салтане»

«Сказка об Иване Царевиче и Сером Волке»

«Сказка о попе и о работнике его Балде»


2) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

«Сказка о царе Берендее»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка об Иване Царевиче и Сером Волке» и «Сказка о царе Берендее» были написаны В. А. Жуковским.

Конкурс № 3. «Сказочный вернисаж». Сервис “Пазлы”.

Задание: сложить иллюстрацию, назвать сказку.

История иллюстрирования сказок А. С. Пушкина насчитывает около полутора веков. Каждый художник ищет в творчестве Пушкина со-звучие своему миропониманию и, создавая иллюстрации, становится соавтором великого поэта.

Давайте познакомимся с художниками-иллюстраторами пушкинских сказок, полюбуемся их работами.

Демонстрация презентации.


Задание: назвать героев пушкинских сказок, которым принадлежат эти предметы.

Учащиеся называют героев, учитель читает строчки из сказок А. С. Пушкина.

Мешок, верёвка - Балде.

Пошёл Балда в ближний лесок,

Поймал двух зайков, да в мешок.

Балда, с попом понапрасну не споря.

Пошёл, сел у берега моря;

Там он стал верёвку крутить

Да конец её в море мочить.

(«Сказка о попе и о работнике его Балде»).

Мешок - мудрецу.

Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.

(«Сказка о золотом петушке»).

Зеркало, яблоко - злой царице.

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

С ним одним она была

Добродушна, весела.

Старушонка хлеб поймала;

«Благодарствую, - сказала. -

Бог тебя благослови;

Вот за то тебе, лови!»

И к царевне наливное,

Молодое, золотое

Прямо яблочко летит …

Кушай яблочко, мой свет.

(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).

Невод - старику.

Пряжа - старухе.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

(«Сказка о рыбаке и рыбке»).

Орешки - белке.

Ель в лесу, под елью белка.

Белка песенки поёт

И орешки всё грызёт ….

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра - чистый изумруд.

(«Сказка о царе Салтане…»).

Задание: внимательно рассмотрите иллюстрации и надписи к ним. Кому из пушкинских героев на самом деле принадлежат слова?

Конкурс № 6. “Музыкальная шкатулка”. Сервис “Свидетель”.

Задание: прослушайте музыкальные фрагменты; назовите героев из сказок А. С. Пушкина, чьи образы вдохновили композиторов на создание этих музыкальных произведений.

1 команда - музыкальный фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакова “Полёт шмеля” (“Сказка о царе Салтане”);

“Полет шмеля” - музыкальная картинка, отрывок из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» на сюжет А. С. Пушкина. Это одно из великих и самых популярных произведений композитора.

2 команда - М. Глинка “Марш Черномора” из оперы “Руслан и Людмила”

Прочитав поэму А.С. Пушкина "Руслан и Людмила", М. Глинка сразу влюбился в эту волшебную сказку великого поэта.

Он с большим удовольствием писал к ней музыку и закончил оперу очень быстро. Рассказывают, что артисты, которые репетировали в Большом театре "Руслана и Людмилу", то и дело переставали петь и от восторга хлопали автору.

Первое представление оперы "Руслан и Людмила" состоялось 27 ноября 1842 года в Москве, в Большом театре. С тех пор уже более 150 лет эта опера остается одной из самых лучших российских опер.

3 команда - Н. А. Римский-Корсаков. Ария Царевны-Лебедь (“Сказка о царе Салтане”)

Демонстрируется репродукция картины М. А. Врубеля “Царевна-Лебедь”.




Секунду помедлив, жирно перечеркнул написанное, улыбнулся и начал с новой строки: У Лукоморья дуб зелёный, Златая цепь на дубе том… Скрипнула дверь, и большой серый кот легко прыгнул на стол, улёгся среди бумаг. «Каков нахал», - подумал Пушкин, но перо уже вновь бежало по белому листу: И днём, и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом…




1)Ветер по морю … И кораблик … ; Он бежит себе в … На поднятых … Мимо… крутого, Мимо … большого; Пушки с … палят, Кораблю … велят. 2)Знайте, вот что не …: Ель в лесу, под елью …, Белка … поёт, И … всё грызёт, А орешки не …, Всё … золотые, … - чистый изумруд; Вот что … зовут.


Ответы на задания: 1)Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На поднятых парусах. Мимо острова крутого, Мимо города большого; Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят. 2)Знайте, вот что не безделка: Ель в лесу, под елью белка, Белка песенки поёт, И орешки всё грызёт, А орешки не простые, Всё скорлупки золотые, Ядра - чистый изумруд; Вот что чудом – то зовут.


























Сопоставь литературного героя со сказкой. Гвидон Чертенок Елисей Звездочет Дворянка Кот ученый «Сказка о рыбаке и рыбке» «Сказка о царе Салтане» «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» «Сказка о попе и работнике его Балде» «Сказка о золотом петушке» «У Лукоморья»


Какие сказки заканчиваются словами «Я там был; мед, пиво пил – И усы лишь обмочил»? «Сказка о царе Салтане»«Сказка о царе Салтане» «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» «Сказка о попе и работнике его Балде»«Сказка о попе и работнике его Балде» «Сказка о золотом петушке»«Сказка о золотом петушке» «Сказка о рыбаке и рыбке»).«Сказка о рыбаке и рыбке»).




Наступило утро. Голубеет высокое небо. Ослепительно белеют снега. Ночью пришла зима. Пушкин в накинутом полушубке вышел на крыльцо и воскликнул: «Вот оно – моё Лукоморье! Здесь так глубоко и вольно дышится. Здесь тёплый дом, добрые соседи и старая няня моя…»



Действующие лица:

1.Ведущие

Реквизит:

1.(2-4)Ватмана и фломастеры

2.Диск с музыкой из мультипликационных фильмов

3.Призы и подарки

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке. Да, да! Именно она Сказка, будет сегодня гостеприимной хозяйкой нашего праздника «Что за прелесть, эти сказки!». А я помогу вам ребята, чтобы вы были веселыми, любознательными и остроумными. И начнем мы наш праздник с разминки.

Разминка

Ну что, ребята поиграем?

Я начну, вы продолжайте,

Хором в рифму отвечайте!

В сказке – лошадь не простая:

Чудо-грива золотая,

По горам парнишку носит,

Да никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок –

Удивительный конек,

Удивительный конек,

По прозванью…(Горбунок)

Перед волком он дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался…(Колобок)

Про уютный некий дом

Разговор мы заведем.

Там богатая особа

Проживала, чай пила.

Чай пила жевала сдобу

И жила бы, так до гроба!

К сожаленью, у особы

Дом весь выгорел дотла.

Что ж, подумайте немножко…

Верно, это тетя… (Кошка)

В реках Африки давно

Злое плавает бревно.

Кто б навстречу ни поплыл,

Всех проглотит…(Крокодил)

Враг людей

И враг зверей —

Злой разбойник… (Бармалей)

Я ведерка не брала, за водою

не пошла,

Я боялась чердака, и мышей и

паука.

А как встретилась я с мишкой,

Перестала быть трусишкой.

Про меня есть даже книжка,

А зовут меня…(Аришка)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

А однажды бегемота

Вынимал он из болота.

Добротою знаменит,

Это доктор…(Айболит)

Он со всеми неизменно

Вежлив, кто б ни проходил.

Догадались? Это Гена,

Это Гена…(Крокодил)

Его хозяин – мальчик Робин,

Его приятель – Пяточек.

Он раз был облаку подобен;

Он прост, но он не дурачок.

Для него прогулка – праздник

А на мед особый нюх.

Это плюшевый проказник

Медвежонок…(Винни– Пух)

Он знаком всем малым детям,

Обожают все его,

Но таких, на целом свете,

Не найдешь ни одного.

Он не лев, не слон, не птица,

Не тигренок, не синица,

Не котенок, не щенок,

Не волчонок, не сурок.

Но заснята для кино

И известна всем давно

Это милая мордашка,

А зовется…(Чебурашка)

Ведущий: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо знаете сказочных героев. А теперь посмотрите все сюда.

(На листе – контуры портрета Чебурашки во весь рост)

Узнаете? Верно, это всеми любимый Чебурашка. Я предлагаю вам по очереди нарисовать по одному элементу портрета, например: ухо, глаз т.д. Посмотрим, сумеете ли вы дополнить портрет этого замечательного персонажа.

Ребята дополняют портрет Чебурашки под музыку

«Песни Чебурашки»

Ведущий: Ой, какие вы молодцы! А теперь настало время сказочной викторины. Вам предлагается ответить на два вопроса, о какой сказке идет речь и кто автор этой сказки. Тот, кто даст правильный ответ, получит от меня приз.

И так, внимание!

Столяр Джузеппе- Синий нос

Полено как-то в дом принес.

Он начал ножку мастерить

Для кресла или стула.

Полено стало говорить

И в нос его щипнуло.

(«Буратино», А.Н. Толстой)

Фруктово-огородная страна, —

В одной из книжек детских

есть она,

А в ней герой – мальчишка не

плохой,

Он храбрый, справедливый,

озорной.

(«Чипполино», Дж. Родари)

Собрались на именины гости:

Много и больших и малышей.

Вдруг явился к ним от лютой

Злости,

Жуткий и коварнейший злодей.

Да, злодей умел ужасно злится,

Он хозяйку, чуть не погубил.

Прилетел тогда бесстрашный

рыцарь

И злодею голову срубил!

(«Муха-Цокотуха»,

К.Чуковский)

Кто-то пасть свою открыл.

Кто-то что-то проглотил.

Потемнело все вокруг,

Ой, какой везде испуг!

(«Краденое солнце», К. Чуковский )

Скорей бы приблизился вечер

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золоченой карете

Поехать на сказочный бал.

(«Золушка», Ш. Перро )

Сейчас потолкуем о книжке другой:

Тут синее море, тут берег морской.

Старуха заставит –

Старик выйдет к морю,

Он невод забросит, кого-то поймает

И что-то попросит.

(«Сказка о рыбаке и рыбке»,

А.С. Пушкин )

Ведущий: Молодцы, ребята! Оказывается, вы действительно любите и знаете сказки. А вы помните, как учился писать и считать Буратино? Давайте посмотрим этот фрагмент из сказки «Приключения Буратино».

Отрывок из м/ф

Ребята, неужели вы все-все знаете сказки? Замечательно! И все-таки я чуть-чуть сомневаюсь в ваших знаниях. Предлагаю вам игру «Узнай сказку по отрывку». Тот, кто знает, отвечает и конфету получает!

Слушайте внимательно!

Петушок-петушок, золотой гребешок.

Масляна головушка, шелкова бородушка,

Выгляни в окошко, дам тебе горошку.

(«Петушок золотой гребешок»)

Девочка взяла самую большую ложку, и похлебала из самой большой

чашки.

(«Три медведя»)

Красна- девица грустна-

Приближается весна.

Ей на солнце тяжко.

Слезы льет, бедняжка.

(«Снегурочка»)

Долго она бегала по полям, по лесам. День клониться к вечеру, делать было нечего – надо идти домой. Вдруг, видит, стоит избушка на курьих ножках, об одном окошке, кругом себя поворачивается. В избушке — старая Баба Яга. А на лавочке сидит братец, играет серебреными яблочками.

(«Гуси – лебеди»)

А дорога – далека,

А корзина – нелегка.

Съесть бы Маше на пенек,

Съесть бы вкусный пирожок.

(«Маша и Медведь»)

А были у ее хозяйки три дочери. Старшая звалась – Одноглазка, средняя – Двуглазка, а младшая – Триглазка.

(«Хаврошечка»)

Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода в ямке от копытца…

(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

Жил старик со своею старухой у самого синего моря. Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года.

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

Колотил да колотил

По тарелке носом,

Ничего не проглотил

И остался «с носом».

(«Лиса и Журавль»)

Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла по улице, по дороге прямо к Царю.

(«По Щучьему велению»)

Ведущий: Какие вы молодцы ребята! Вы просто – талантливые! А я для вас приготовила еще задание:

Из какой сказки взяты эти строки?

Маленькие дети,

Ни за что на свете

Не ходите в Африку,

В Африку гулять!

В Африке акулы,

В Африке гориллы,

Африке большие

Злые крокодилы.

(«Бармалей», К. Чуковский)

Из какой сказки следующие строки: «Это и точно был тюльпан, только в самой чашечке на зеленом сукне сидела девочка, совсем крошка, и такая она была нежная и хорошенькая…»?

(«Дюймовочка», Х.К. Андерсен)

Из какой сказки?

Ехали медведи

На велосипеде,

А за ними кот

Задом наперед…

(«Тараканище», К. Чуковский)

Кто написал «Сказку о мертвой Царевне и о семи богатырях», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о Золотом петушке»?

(А. Пушкин)

Героиня, какой сказки

потеряла на балу туфельку?

(Золушка)


Ведущий: А сейчас я вам предлагаю викторину. Ну не просто викторину, а музыкальную. Сейчас будет звучать музыка, а вы должны узнать, из каких мультфильмов взяты строки следующих песен.

Главная > Методическая разработка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19

с углублённым изучением отдельных предметов»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ!»

Составитель Митькина Н.В.,

учитель русского языка и

литературы

Классы: 5 «Б», 5 «К», 6 «Б»

Старый Оскол - 2011

Тема: «Что за прелесть эти сказки!»

Тип занятия : внеклассное мероприятие по дисциплине «Литература».

Классы: 5 «Б», 5 «К», 6 «Б».

Дата проведения: 11.11.2011Цели :1. Обобщение и расширение знаний учащихся о творчестве А.С. Пушкина.2. Развитие интереса к произведениям поэта, устной речи, аналитического и образного мышления, памяти, активности, самостоятельности, творческого потенциала учащихся.3. Воспитание любви к русской поэзии. Создание условий для сплочения коллектива. Оснащение : выставка книг (сказки Пушкина), презентация, сделанные из бумаги жёлтые листья, шкатулки, ватман, клей, цветные карандаши, кроссворд «Сказки Пушкина».

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

СЛАЙД 1

1. Вступительная часть. Слово о Пушкине Для нас теперь уже не ново – Творит наука чудеса!- Что из недавнего былого До нас доходят голоса. Но века девятнадцатого начало Немым останется для нас. Как слово Пушкина звучало? Увы! Услышать бы хоть раз. Как он, волнением объятый, Друзьям «Онегина» читал, Как он смеялся… Век двадцать первый Наверное, добрее б стал. Есть одно имя, знакомое и дорогое каждому человеку, вне зависимости от его литературных привязанностей и увлечений. Это Александр Сергеевич Пушкин. Его произведения знают, читают и перечитывают, заучивают наизусть. Ещё при жизни его называли «солнцем русской поэзии». «Он входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает нас до конца», - сказал однажды А. Твардовский.

СЛАЙД 2

В детстве Пушкин проводил бессонные ночи в кабинете отца, "пожи-рал" книги и уже в одиннадцать лет был хорошо знаком с французской литературой. Несомненно, полезными оказались для поэта домашние литературные вечера, поэт с детства привыкал к литературным разговорам и спорам. Всё это оказало большое влияние на одарённого и впечатлительно-го мальчика.

СЛАЙД 3

А сказки! Услышанные впервые в детстве от няни, они оставили глубокий след в сознании будущего великого поэта. Через много лет, вспоминая добрую свою сказочницу, поэт так напишет о ней: Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелён оставила свирель,
Которую сама заворожила. Эта волшебная свирель из няниных сказок зазвучала потом в чудесных пушкинских произведениях.

СЛАЙД 4

В письме к брату в 1824 году он написал: "Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!" 2. Основная часть. Конкурсная программа

СЛАЙД 5

Видеоролик на песню «Лукоморье» (детский ансамбль «Светофор»)

СЛАЙД 6

Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие. Это путешествие в мир сказок Пушкина. Я знаю, вы любите игры, Песни, загадки и пляски, Но нет ничего интересней, Чем эти волшебные сказки. Мы проведём конкурс на лучших знатоков сказок Пушкина. Вопросы будут задаваться командам поочерёдно. За каждый правильный ответ команда получает кленовый, берёзовый или рябиновый листочек. Их нужно сохранять до конца игры. Если команда не даёт правильного ответа, вопрос переходит к команде соперников.

СЛАЙД 7

I конкурс. «Из какой сказки строки?»

1. Царь скопца благодарит, горы золота сулит…(«Сказка о золотом петушке») 2. Пустились бесёнок и зайка: бесёнок по берегу морскому, а зайка в лесок до дому… («Сказка о попе и о работнике его Балде») 3. В сени вышел царь-отец. Все пустились во дворец…(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди») 4. Видит, на море чёрная буря: так и вздулись сердитые волны, так и ходят, так воем и воют…(«Сказка о рыбаке и рыбке») 5. И молва трезвонить стала: дочка царская пропала!.. 6. Помнишь, за мою услугу обещался мне, как другу, волю первую мою ты исполнить, как свою… («Сказка о золотом петушке») 7. В синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут, туча по небу идёт, бочка по морю плывёт… («Сказка о царе Салтане») 8. Перед утренней зарёю братья дружною толпою выезжают погулять, серых уток пострелять!.. («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях») 9. Три девицы под окном пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, –
говорит одна девица, – то на весь крещёный мир приготовила б я пир»... («Сказка о царе Салтане») 10. Платить обязались черти мне оброк по самой моей смерти; лучшего б не надобно дохода, да есть на них недоимки… («Сказка о попе и о работнике его Балде»)

СЛАЙД 8

II конкурс. «Портреты героев»

1. До светла всё у него пляшет. Лошадь запряжёт, полосу вспашет, печь затопит, всё заготовит, закупит, яичко испечёт, да сам и облупит... (Балда) 2. Ум у бабы догадлив, на всякие хитрости повадлив…(Попадья)
3. Смолоду был грозен он и соседям то и дело наносил обиды смело, но под старость захотел отдохнуть от ратных дел и покой себе устроить…(Царь Дадон) 4. Сын на ножки поднялся, в дно головкой уперся, понатужился немножко: «Как бы здесь на двор окошко нам проделать?» - молвил он…(Князь Гвидон Салтанович) 5. Улыбнулась – и с поклоном его за руку взяла и в шатёр свой увела… (Шамаханская царица) 6. Все красавцы молодые, великаны удалые, все равны, как на подбор… (Тридцать три богатыря) 7. На руках золотые перстни, на ногах красные сапожки. Перед нею усердные слуги; она бьёт их, за чупрун таскает… (Старуха) 8. Высока, стройна, бела, и умом и всем взяла… (Царица-мачеха) 9. Чуть опасность где видна, верный сторож как со сна шевельнётся, встрепенётся, к той сторонке обернётся и кричит… (Петушок) 10. Белолица, черноброва, нраву краткого такого… (Царевна)

СЛАЙД 9

III конкурс. «Расшифруйте строки»

В прозаических текстах зашифрованы стихотворные строки из произведений А.С. Пушкина. Расшифруйте их, назовите строки из сказок. 1. На берегу морского залива раскидистое дерево, не тронутое желтизной. («У Лукоморья дуб зелёный») 2. Мелкий грызун исполняет музыкальные композиции и уплетает лесные плоды. («Белка песенки поёт да орешки всё грызет»)

СЛАЙД 10

СЛАЙД 11

IV конкурс. «Знакомые с детства строки» 1. Как начинает Пушкин «Сказку о царе Салтане»?
Три девицы под окном Пряли поздно вечерком… 2. Какими словами заканчивается «Сказка о царе Салтане»? Я там был; мёд, пиво пил- И усы лишь обмочил… 3. С какими словами обращалась царица-мачеха к волшебному зеркалу? Свет мой, зеркальце! Скажи, Да всю правду доложи; Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее? 4. Какие слова обычно кричал золотой петушок, предупреждая об опасности? Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!.. 5. Что отвечала рыбка старику, когда он приходил к ней с очередной просьбой? Не печалься, ступай себе с богом… 6. Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же пригова-ривал Балда с укоризной? Не гонялся бы ты, поп, За дешевизной.

СЛАЙД 12

V конкурс. «Сказочный эрудит»

1. Сколько раз ходил старик к морю по приказу старухи? (5) 2. Сколько раз закидывал старик в море невод? (3) 3. Сколько торговых городов приготовил царь в приданое дочери в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»? (7) 4. Сколько теремов приготовил царь в приданое дочери в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях? (140) 5. За сколько лет Балда должен был собрать оброк с чертей? (3) 6. Сколько сыновей было у царя Дадона? (2) 7. Какая кличка была у собаки из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»? (Соколко ) 8. Кто исполнял песню «Во саду ли, в огороде» в «Сказке о царе Салтане»? (Белка ). 9. В каких сказках Пушкина упоминается море? («Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и о работнике его Балде») 10. Какие злые герои сказок Пушкина оказываются наказанными? (Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», царица из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях», царь Дадон из «Сказки о золотом петушке», поп из «Сказки о попе и о работнике его Балде»)

СЛАЙД 13

VI конкурс. «Восстановите последовательность событий»

1. Перечислите по порядку все чудеса из «Сказки о царе Салтане».33 богатыря, белка, царевна-лебедь. (1 – белка, 2 – 33 богатыря, 3 – царевна-лебедь). 2. Назовите все желания старухи по порядку. Стать столбовой дворянкой, изба, корыто, стать владычицей морской, стать царицей. (1 – корыто, 2 – дом, 3 – стать столбовой дворянкой, 4 – стать царицей, 5 – стать владычицей морской) 3. К кому и в какой последовательности обращался королевич Елисей, когда искал свою невесту? Месяц, солнце, ветер. (1 – солнце; 2 – месяц; 3 – ветер) 4. Назовите в нужной последовательности все превращения князя Гвидона. Шмель, муха, комар. (1 – комар; 2 – муха; 3 – шмель). 5. В какой последовательности проходили соревнования между Балдой и чертёнком? Кто скорее обежит вокруг моря, кто пронесёт на себе полверсты кобылу, кто дальше бросит палку. (1 – кто скорее обежит вокруг моря, 2 – кто дальше бросит палку, 3 - кто пронесёт на себе полверсты кобылу) 6. В «Сказке о попе и о работнике его Балде» Балда дал попу три щелчка. Сопоставьте последовательность щелчков с их воздействием. Вышибло ум у старика, прыгнул до потолка, лишился языка. (1 – прыгнул до потолка; 2 – лишился языка; 3 – вышибло ум у старика)

СЛАЙД 14

VII конкурс «Сказочное лото» (конкурс капитанов).

Капитаны получают строки из сказок. Необходимо сложить строки, восстановив отрывок из сказки.

Час обеда приближался,

Топот по двору раздался:

Входят семь богатырей,

Семь румяных усачей.

Старший молвил: "Что за диво!

Всё так чисто и красиво.

Кто-то терем прибирал

Да хозяев поджидал.

Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу, -
Молвил он царю, - на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой.

VIII конкурс. Конкурс чтецов (проводится параллельно с предыдущим)

СЛАЙД 15

IX конкурс. «Таинственный предмет»

В каждой шкатулке находится предмет, упоминающийся в произведениях Пушкина. Вы должны сказать, о каком предмете идёт речь. 1-я шкатулка. Повсеместно встречающийся, не имеющий особой ценности предмет, который, однако, способствовал превращению обезьяны в человека, а Балда с его помощью сумел доказать Бесёнку своё преимущество. (Палка) 2-я шкатулка. Предмет, мимо которого ни одна женщина спокойно не пройдёт, неотъемлемая часть одной из героинь сказки А.С. Пушкина. (Зеркало) 3-я шкатулка. Плод, которым отблагодарила царевну старуха в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях». (Яблоко) 4-я шкатулка. Украшение, при помощи которого Руслан освободил от сна Людмилу. (Кольцо)

СЛАЙД 16

X конкурс. «Пушкин в искусстве»

1. Всем известный портрет А.С. Пушкина. Назовите имя художника.

(Орест Адамович Кипренский. Портрет был написан в 1827 году в доме Шереметевых на Фонтанке по заказу друга поэта - Антона Антоновича

Дельвига.)

СЛАЙД 17

2. Знаком ли вам этот памятник? Где он находится? (Памятник находится в Царском Селе. Скульптор - Роберт Бах.)

СЛАЙД 18

XI конкурс. «Осенний листопад»

Знаете ли вы, какое время года больше всего любил А.С. Пушкин? Предлагаю командам сделать аппликацию «Осенний листопад». Проявите своё творчество и фантазию. (На столе у каждой команды ватман, листочки, клей, цветные карандаши) Параллельно – конкурс болельщиков «Знаешь ли ты сказки Пушкина?» (кроссворд по сказкам Пушкина) Команда болельщиков, выполнившая большее количество заданий приносит команде 1 балл (1 листок).

Звучит музыка

Проверяем болельщиков. Просим команды показать свои работы. Посчитайте, сколько листочков на вашей аппликации. (Объявляется победитель.)

СЛАЙД 19

3. Заключительная часть

Звучит музыка

Слово учителя К нам приходят пушкинские сказки Яркие и добрые, как сны. Сыплются слова, слова-алмазы На вечерний бархат тишины. Шелестят волшебные страницы, Всё быстрей нам хочется узнать... Вздрагивают детские ресницы, Верят в чудо детские глаза. Даже если мы уже не дети, В 20, 30 лет и в 45 Убегаем мы порою в детство, Убегаем к Пушкину опять. Убегаем в буйство ярких красок, В торжество добра над тёмным злом, Убегаем в пушкинские сказки, Чтоб добрей и лучше стать потом.

Нестандартный урок по внеклассному чтению

« Что за прелесть

эти сказки!...»

(по произведениям А.С.Пушкина)

Учитель : Хафизова Эльвира Рашитовна.

Тема: «Что за прелесть эти сказки!...»

Цель: обобщить знания по произведениям А.С. Пушкина; развивать речь

учащихся;

Оборудование: плакат – портрет А.С. Пушкина; рисунки детей; плакат с

Изображением сказок Пушкина;

Ход урока:

I Организационный момент.

Динь – дилинь звенит звонок

Начинается урок!

II Сообщение темы, постановка целей урока.

Итак, друзья, начнём программу

Затей у нас большой запас!

А для кого они? Для вас!

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интереснее,

Чем наши волшебные сказки.

Прочитайте тему нашего урока.

Кто так говорил, как вы думаете?

Сегодня мы вспомним произведения

А.С. Пушкина, побываем в его поэтическом мире.

III Вступительная беседа об А.С. Пушкине.

Сказку нередко наполняют разные чудеса: то молодая царевна засыпает

вечным сном, проглотив кусочек отравленного яблока, то умелец Балда

проучивает чертей. Всё это очень интересно! И всё это придумал

А.С. Пушкин.

Воспитывали мальчика французские гувернёры. Маленький Саша рано

библиотеки своего отца Сергея Львовича Пушкина.

В 12 лет Александра Сергеевича отдали в Царскосельский лицей,

где он проучился 6 лет. В этом лицее Пушкин полюбил литературу и решил

стать поэтом.

Пушкин любил русскую природу с самого раннего детства.

Ещё ребёнком он бывал у своей бабушки в деревне Захарово, где цвели

черёмуха и липы, колыхалась тень от берёзы. В стихах Пушкина можно

найти все четыре времени года.

За свои стихи, призывавшие к свободе, Пушкин в ранней молодости

был выслан из Петербурга на юг России, а потом на север – в село

Михайловское. Больше двух лет прожил Пушкин в этом глухом селении.

Только одна старушка, няня – Арина Родионовна, которая воспитывала его

ещё в младенческие годы и преданно любила его, была с ним всё время.

Пушкин по настоящему крепко любил свою няню и написал несколько

трогательных стихотворений, к ней обращённых.

Арина Родионовна пела Пушкину старинные песни и рассказывала

сказки, которые он потом переложил в стихи. Пушкин в своём письме к брату

Льву писал: «Что за прелесть эти сказки!... Каждая есть поэма!»

IV Викторина по сказкам.

Сейчас мы вспомним сказки Пушкина, приоткроем дверь в мир сказки.

1) – Я называю героев и предметы из сказки, а вы должны назвать сказку:

Старик со старухой («Сказка о рыбаке и рыбке».)

Три девицы («Сказка о царе Салтане…»)

Царь Дадон («Сказка о золотом Петушке»)

Царица – мачеха («Сказка о мёртвой царевне…»)

Чёрт («Сказка о попе и работнике его Балде».)

Царевна – лебедь («Сказка о царе Салтане…»)

Зеркало («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)

Чернявка («Сказка о мёртвой царевне…»)

Шамаханская царица («Сказка о золотом петушке».)

Невод («Сказка о рыбаке и рыбке».)

2) – Проверим, как вы внимательно читали сказку:

Какими словами в «Сказке о мёртвой царевне» царица обращалась к

волшебному зеркалу?

Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-ку-ку. Царствуй лёжа

Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда

с укоризной? (Не гонялся, бы ты, поп, за дешевизной).

Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? (Жил старик

со своею старухой у самого синего моря.)

Какими словами обращался старик к золотой рыбке? (Смилуйся,

государыня рыбка!)

Как начинает Пушкин «Сказку о царе Салтане»? (Три девицы под окном

пряли поздно вечерком.)

Что отвечало зеркало царице? (Ты, конечно, спору нет; Ты, царица, всех

V – Каждый из вас должен был подготовить дома наизусть отрывок из сказки.

А остальные должны отгадать: кто и из какой сказки произносил эти

- «Здравствуй, красная девица, -

Говорит он, - будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу сентября». (Царь «Сказка о царе Салтане».)

- «Ты царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель,

Не тужи, что за меня

Есть не будешь ты три дня…».

(Царевна – лебедь «Сказка о царе Салтане».)

- «Кабы я была царица,

Я б для батюшки – царя

Родила богатыря».

(Третья – сестрица. «Сказка о царе Салтане».)

- «Грусть – тоска меня съедает,

Одолела молодца:

Видеть я б хотел отца».

(Князь Гвидон. «Сказка о царе Салтане».)

- «Мы объехали весь свет:

За морем житьё не худо,

В свете ж вот какое чудо».

(Корабельщики. «Сказка о царе Салтане».)

- «Свет мой, зеркальце! скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее

Всех румяней и белее?»

- «Ты, конечно, спору нет:

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее».

(Зеркало. «Сказка о мёртвой царевне».)

- «Не печалься, ступай себе с богом».

(Золотая рыбка. «Сказка о рыбаке и рыбке».)

- «Что за диво!

Всё так чисто и красиво

Кто – то терем прибирал

Да хозяев поджидал».

(Старший из семи богатырей. «Сказка о мёртвой царевне».)

- «Ой вы, молодцы честные

Братцы вы мои родные, -

Для меня вы все равны

Все удалы, все умны…»

(Царевна. «Сказка о мёртвой царевне».)

- «Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не даёт старику мне покою…»

(Старик. «Сказка о рыбаке и рыбке».)

- « Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!»

(Старуха. «Сказка о рыбаке и рыбке».)

- «За такое одолженье, -

Говорит он в восхищенье, -

Волю первую твою

Я исполню, как мою».

(Царь Дадон. «Сказка о золотом Петушке»).

VI Физминутка.

VI Инсценирование (пантомима)

Вы просмотрите отрывки из сказок. Отгадайте сказку, слова, которые

вы должны были услышать.

VII Разгадывание кроссворда.

VIII Отгадывание сказок по рисункам, плакату.

IV Итог урока

Чем занимались на уроке?

О чём говорили?

Какие сказки Пушкина были использованы?

    Герой «Сказки о Попе и работнике его Балде».

    Кого подарил звездочёт царю Дадону?

    В кого превращался князь Гвидон?

    Имя князя в «Сказке о царе Салтане…».

    Сказка о мёртвой…

    Имя царя в одной из сказок Пушкина.

    Чем ловил старик золотую рыбку?

    Имя работника в «Сказке о попе и работнике его Балде».

10. К кому обращается царевич Елисей?

11. К кому обращается царевич Елисей?

Физ. Минутка.

Вы наверное устали?

И поэтому все встали.

Дружно вытянули шеи

И, как гуси, зашипели «ш-ш-ш»!

Пошипели, помолчали

И, как зайки, поскакали.

Поскакали, поскакали

И за кустиком пропали.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.