Художественный образ базарова. Образ Базарова из «Отцы и дети» (Школьные сочинения)

Образ Базарова

Начало шестидесятых годов 19 века. Сложная, переходная для России эпоха. Это был переломный период, ознаменовавшийся появлением нового типа людей – разночинцев. Они не имели ни средств на существование и были вынуждены получать образование, а затем своими знаниями зарабатывать на жизнь. Разночинцы шли, как правило, в естественные науки, увлекались материализмом, причем в низшем его проявлении, вульгарном. Базаров в «Отцах и детях» — один из представителей нигилистов-шестидесятников. И. С. Тургенев не приемлет его взгляды, доказывает ложность его теории.

Базаров – убежденный нигилист. И, как оказывается, это не дань новому модному веянию. Герой полностью верит в свою теорию. Тщательно продумав и прочувствовав свои идеи, он претворяет их в жизнь. Так кто же такой нигилист? Лучшее определение дает Аркадий, ученик Евгения: «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру». Но формирование новой идеологии не могло обойтись без крайностей. Базаров считает, что только естественные науки способны вести к прогрессу. Поэтому он и занимается в основном химией, физикой, биологией. Проводит эксперименты с лягушками, наблюдает за амебами, собирает образцы флоры и фауны. Но на этом его интересы и заканчиваются. Герой думает, что искусство и другие проявления духовности жизни людей тормозят движение вперед. Этим, собственно, он и отличается от истинных материалистов, утверждающих первичность материи и вторичность сознания. Чего стоят, например, рассуждения Базарова о том, что «Рафаэль гроша медного не стоит,» а «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Невежество героя не ограничивается этим. Базаров не может понять великого русского поэта А. С. Пушкина. Доходит даже до того, что он оскорбляет его, смеется над его поэзией. Нигилист всячески издевается над пристрастиями Николая Петровича Кирсанова к игре на скрипке и чтению стихов. Жизнь таких людей, в понимании Базарова, бесполезна для общества. Он также отрицает любовь и романтизм. Во время разговора с Аркадием «ученый-материалист» издевается над речами своего друга о «загадочных взглядах» и советует ему получше изучить анатомию глаза.

В прошлые десятилетия молодое поколение узнавало черты своих характеров в онегиных, печориных, рудиных и чацких. У печориных была воля без знания, у рудиных – знание без воли. «У базаровых же есть и знание и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое». Действительно, Базаров – человек жизни, человек дела. Он дни напролет проводит в труде, в занятиях. У него даже руки от работы красные, подчеркивает Тургенев. Базаров не может жить без того, чтобы не давать регулярно работу своему мозгу и извлекать из нее пользу. Так, гостя у Аркадия, все время он проводит в своей лаборатории за микроскопом. Конечно же, такие энергичные люди могли бы внести большой вклад в развитие науки.

Базаров – сын уездного лекаря, имеющего два десятка душ. Поэтому и средств на существование у героя мало. Ему чуждо изящество жизни. Оказавшись в обществе утонченного аристократа Павла Петровича Кирсанова, Базаров не перестает над ним подтрунивать. Герой не устает иронизировать над его воротничками, духами, английской одеждой. Ненависть к «барчукам проклятым» у Евгения в крови. Но она взаимна и вскоре выливается в горячий спор. Выясняются некоторые дикие идеи Базарова. Да, герой все отрицает, все опровергает, стремится все рушить. Но что же он хочет построить взамен? Ничего. Как говорит герой, его задача – лишь расчистить место. А создавать что-то новое это уже не его забота. Какое сходство с варварами! Разрушить Рим – это все, на что они были способны.

Но идеи Базарова нежизнеспособны. Его теория ставит его же самого в тупик, он становится ее рабом. Герой, отрицающий все чувства, вдруг влюбляется. Охватившая его страсть пробивает брешь в его теории. Любовь к Одинцовой заставляет Базарова посмотреть на мир иначе. И вот уже Евгений видит, что жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему. Поэтому Базаров, выстрадавший свою теорию, отступничество от нее видит как свою слабость, как жизненный крах. Рушатся все его устои. Постепенно он начинает подмечать, что совершает непозволительные для себя поступки. Это и участие в дуэли, «рыцарском поединке», который так яростно отрицал герой. Это и благородный поступок, совершенный во время дуэли. Поддавшись чувству, Евгений сохраняет жизнь своему противнику. Внутренний конфликт Базарова не находит своего разрешения и в итоге приводит разочаровавшегося героя к трагическому финалу.

Неотвратимый удар судьбы настигает Базарова – он умирает. В том, что смелый «анатом» и «физиолог» заражается от вскрытия трупа, есть что-то роковое. Перед лицом смерти слабыми оказываются опоры, поддерживавшие некогда Базарова. «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!» — признает Евгений. Но герой вдруг проявляет качества, некогда им отрицавшиеся. Смерть Базарова удивительна. Умирая, он думает не о себе, а о своих родителях и об Одинцовой. Ослабив над собой контроль, Базаров становится лучше и человечнее. Но это не признак слабости, а естественной проявление чувства. И «это служит энергичным доказательством цельности, полноты и естественного богатства натуры».

Базарова больше нет. Но жизнь продолжается. Те герои, которые изучали природу, понимали ее красоту, покорялись таинственным силам, действующим в ней, обретают счастье в любви, в жизни. И история продолжается ими. Но Базаров не побежден окончательно. После смерти его продолжают помнить и любить. Базаровы с такими знаниями и умениями нужны обществу. Материализм же в их понимании обречен на гибель.

Главный интерес романа сосредотачивается на Базарове. Автор ничего не говорит о том, как развился его герой, как могло сложиться такое лицо. Быстрое окончание романа не дает возможности угадать, какое развитие суждено Базарову впереди. Это молчание имеет основание предполагать, что Евгений образовался не постепенным накоплением отдельных влияний, а быстрым крутым переломом.

Базаров в романе "Отцы и дети" - человек теории, и теория создала его незаметно, без событий, создала одним умственным переворотом. Быстрая смерть Базарова нужна была автору для простоты и ясности картины. Евгений, рано или поздно, должен был измениться. Мы не имеем право упрекать автора за то, что он остановился на одной ступени в развитии героя. Показавши нам живой полный тип в лице Базарова, автор вполне исполнил свою задачу.

Базаров в романе "Отцы и дети", как представитель детей, прежде всего отличается от отцов презрением к барству. Он не признает различия между мужиком и барином. Базаров нигде не возвышает протеста против крепостного права, но все его поступки и убеждения говорят о том, что, по его мнению, крепостное право незаконно. Сильнее всего его протест против барства выражается в прощальных словах Аркадию.

Базаров отрицает все, что отцами считалось непреложной истиной, именно — «принципы», бесплодные разговоры о которых были в большой моде у Рудиных и Михалевичей. Сделавши опыт единственным источником знания, Евгений стал отвергать все: науку, искусство, религию и нравственность.

Заботясь только об удовлетворении физических потребностей, Базаров в романе "Отцы и дети" унизил достоинство человека и приравнял его к животному. Отсюда и отношение его к людям, по его теории, должно было отличаться грубостью. Если известное лицо мне не нравится или мешает мне жить, то я могу, по его теории, нагадить ему или убить. Этот ужасный вывод из своей теории Базаров нигде не высказывает, но он подтверждается не-которыми фактами. Так, Евгений однажды обнаруживает намерение задушить своего приятеля Аркадия, ни с того, ни с сего, просто из-за того, что ему это нравится. В другой раз на замечание Аркадия, что нужно стремиться к улучшению жизни крестьян, Базаров отвечает: «... А я и возненавидел этого последнего мужика…»

Таким образом, теоретические взгляды Базарова ужасны. Евгений вышел бы извергом, разбойником, если бы следовал своей теории. Но жизнь совершенно разбила все его взгляды. Базаров в романе "Отцы и дети" почти во всем поступает против своих взглядов. Он отрицает науку, но на самом деле предан ей осей душой. Он усердно занимается медициной, которая не ограничивается только наблюдением над частными фактами, а, напротив, требует синтетического обобщения, исторических данных и т. п. Базаров старается соблюдать только практические интересы в жизни, но в то же время он исполнен горячей любви к людям «Странное существо человек — хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними». Он старается холодно, равнодушно относиться ко всем, но через эту внешнюю холодность брызжет горячая струя любви ко всем. Лица, окружающие героя, бессознательно ощущают в нем любящего человека; вот почему к нему обращено столько привязанностей, сколько не сосредотачивает на себе ни одно другое лицо романа. Кроме отца и матери, которые вспоминают и молятся о нем с бесконечной нежностью, Базарова вспоминают и другие лица с искренней любовью, так, в минуту счастья Катя, сестра Одинцовой, и Аркадий чокаются «в память Базарова». Евгений отрицает красоту, поэзию и искусство, а сам на деле искренно влюбляется в Одинцову, увлекается Фенечкой и проч. Базаров честен, правдив и прост с людьми. Таким образом, действительный Базаров в романе "Отцы и дети" совсем не тот, что в теории, которая, как мыльный пузырь, должна была уничтожиться при первом столкновении с действительностью.

Базаров обладает непреклонной силой воли. Он твердо отстаивает свои воззрения и поэтому на каждом шагу вынужден вести ожесточенную борьбу с современными порядками. Протест и самозащита часто бросают его в крайности. Базаров в романе "Отцы и дети" с презрением смотрит на все, способное на уступки или на оговорки. Ничто так его не раздражает, как малейшее отклонение его воли с обычного пути. Евгений, например, почувствовал, что сконфузился перед Одинцовой, и поэтому немедленно рассердился на себя «Вот тебе раз! — бабы испугался!» — подумал он, и, чтобы совершенно подавить в себе застенчивость, развалился в кресле и заговорил «преувеличенно развязно». Прямота и практическая сила, на взгляд Базарова, самые лучшие добродетели. Он и Одинцовой начинает интересоваться потому, что она — «баба с мозгом», «видала виды», «тертый калач». Действительно, Одинцова — сильная натура; она обладает практическим умом, энергией и самообладанием. Базаров мог полюбить только такую женщину, здесь сила одолевает силу. Встретивши отпор со стороны Одинцовой, Евгений долго не мог успокоиться.

Таким образом, борьба за свои убеждения была для Базарова не легка. Но он твердо надеялся, что победа останется на его стороне. Когда Павел Петрович указал ему, что последователей его всего четыре человека с половиною и миллионы противников раздавят его, Евгений спокойно отвечал: « — Коли раздавят, туда и дорога».

Базаров в романе "Отцы и дети" умирает от случайной причины, а не от удара своих противников. Поэтому смело можно предположить, что победа осталась бы на его стороне. Но в этой борьбе многое из его убеждений должно было измениться, отпасть или аргументироваться иным образом.

Величайшее творение мастера психологии И.С. Тургенева. Он создал свой роман в переломную эпоху, когда передовые люди общества интересовались будущим России, а литераторы - поисками героя времени. Базаров (характеристика этого персонажа наглядно демонстрирует то, какой была самая развитая молодежь того времени) является центральным персонажем романа, к нему сводятся все нити повествования. Именно он самый яркий представитель нового поколения. Кто же он?

Общая характеристика (внешность, род занятий)

Как писатель-психолог, Тургенев продумал все до мелочей. Одним из способов характеристики персонажа является внешность героя. У Базарова высокий лоб, что является признаком ума, узкие губы, говорящие о высокомерии и надменности. Однако большую роль играет одежда героя. Во-первых, она показывает, что Базаров является представителем демократов-разночинцев (молодое поколение, противопоставленное старшему поколению 40-х годов либералов-аристократов). Он одет в длинный черный балахон с кистями. На нем свободные штаны из грубой ткани и простая рубаха - вот как одет Базаров. Образ получился более чем говорящий. Он не гонится за тенденциями моды, более того, презирает элегантность Павла Петровича Кирсанова, внешний вид которого полностью противоположен. Простота в одежде - один из принципов нигилистов, чью позицию занял герой, так он чувствует себя ближе к простому народу. Как показывает роман, герою и вправду удается сблизиться с простыми русскими людьми. Базарова любят крестьяне, за ним по пятам следуют дворовые ребятишки. По роду деятельности Базаров (характеристика героя в плане профессии) - врач. И кем бы еще он мог быть? Ведь все его суждения основываются на немецком материализме, где человек рассматривается лишь как система, в которой действуют свои физические и физиологические законы.

Нигилизм Базарова

Базаров, характер которого, безусловно, является одним из самых ярких в литературе 19 века, придерживался одного из наиболее популярных учений того времени - нигилизма, что в переводе с латыни означает "ничего". Герой не признает никаких авторитетов, не склоняется ни перед какими жизненными принципами. Главное для него - это наука и познание мира опытным путем.

Внешний конфликт в романе

Как отмечалось выше, роман Тургенева многоплановый, в нем можно выделить два уровня конфликта: внешний и внутренний. На внешнем уровне конфликт представлен спорами Павла Петровича Кирсанова с Евгением Базаровым.

Споры с Павлом Петровичем Кирсановым касаются разных сторон человеческой жизни. Наиболее непримиримым Базаров является по отношению к искусству, в первую очередь поэзии. Он видит в ней лишь пустой и никому не нужный романтизм. Второе, о чем ведут диалог герои - это природа. Для таких, как Николай Петрович и Павел Петрович, природа - это божий храм, в котором человек отдыхает, они восхищаются ее красотой. Базаров (цитаты персонажа это подтверждают) категорически против такого воспевания, он считает, что природа - "это мастерская, и человек в ней работник". В конфликте с Павлом Петровичем герой часто проявляет себя довольно грубо. Нелестно он отзывается о нем в присутствии племянника - Аркадия Кирсанова. Все это показывает Базарова не с самой лучшей стороны. Именно за такое изображение героя впоследствии пострадает Тургенев. Базаров, характеристика которого во многих критических статьях сказывается не в пользу Тургенева, оказался незаслуженно поруган автором, некоторые считают даже, что Тургенев клевещет на все молодое поколение, незаслуженно обвиняя его во всех грехах. Однако не стоит забывать о том, что старшее поколение также отнюдь не восхваляется в тексте.

Отношения с родителями

Нигилизм Базарова ярко проявляет себя во все моменты его жизни. Родители, которые долго не видели сына, с упоением ждут его. Но они слегка стесняются своего серьезного и образованного ребенка. Мать изливает свои чувства, а отец смущенно извиняется за такую несдержанность. Сам Базаров стремится поскорее покинуть родительский дом, видимо, потому что боится сам вдруг проявить теплые чувства. Согласно немецкому материализму, никаких душевных привязанностей у человека быть не может. В свой второй приезд Евгений также просит родителей не мешать ему, не докучать своей заботой.

Внутренний конфликт

Внутренний конфликт в романе очевиден. Он заключается в том, что герой начинает сомневаться в своей теории, он разубеждается в ней, но не может с этим смириться. Первые сомнения по поводу нигилизма возникают у Базарова, когда он встречает Ситникова и Кукшину. Эти люди называют себя нигилистами, но слишком мелки и ничтожны.

Любовная линия в романе

Испытание героя любовью является классическим для жанра романа, не стал исключение и роман "Отцы и дети". Базаров, закоренелый нигилист, отрицающий любые романтические чувства, влюбляется в молодую вдову Одинцову. Она покоряет его с первого же взгляда, когда он видит ее на балу. Она отличается от остальных женщин красотою, величавостью, ее походка грациозна, каждое движение по-королевски изящно. Но самая главная ее черта - ум и рассудительность. Как раз рассудительность помешает ей остаться с Базаровым. Поначалу их отношения кажутся дружескими, но читатель сразу же понимает, что между ними промелькнула искра любви. Однако ни один из них не в состоянии перешагнуть через свои принципы. Признание Евгения Базарова выглядит нелепо, ведь в момент откровения его глаза больше полны злости, чем любви. Базаров - образ сложный и противоречивый. Что заставляет его злиться? Конечно же, то, что его теория рухнула. Человек есть и всегда был существом с живым сердцем, в котором теплятся самые сильные чувства. Он, отрицающий любовь и романтику, покоряется женщиной. Идеи Базарова рухнули, они опровержены самой жизнью.

Дружба

Аркадий Кирсанов является одним из самых преданных сторонников Базарова. Однако сразу же заметно, насколько они различны. В Аркадии, как и в его родне, слишком много романтизма. Он хочет наслаждаться природой, он хочет обзавестись семьей. Удивительно, но Базаров, цитаты которого в адрес Павла Петровича резки и недружелюбны, не презирает его за это. Он наставляет его на свой путь, понимая при этом, что истинным нигилистом Аркадий никогда не будет. В момент ссоры он оскорбляет Кирсанова, но его слова, скорее, необдуманны, чем злы. Недюжинный ум, сила характера, воля, спокойствие и самообладание - вот качества, которыми обладает Базаров. Характеристика Аркадия на его фоне выглядит слабее, ведь он не такая выдающаяся личность. Но Аркадий в финале романа остается счастливым семьянином, а Евгений умирает. Почему же?

Смысл финала романа

Многие критики упрекали Тургенева в том, что он "убивает" своего героя. Финал романа очень символичен. Для таких героев, как Базаров, время не пришло, а автор считает, что и вовсе никогда не придет. Ведь человечество и держится только из-за того, что в нем есть любовь, доброта, уважение к традициям предков, культуре. Базаров слишком категоричен в оценках, он не принимает полумер, а его изречения звучат кощунственно. Он покушается на самое ценное - природу, веру и чувства. В итоге его теория разбивается о скалы естественного порядка жизни. Он влюбляется, не может быть счастлив только из-за своих убеждений, а в конце концов и вовсе погибает.

Эпилог романа подчеркивает то, что идеи Базарова были противоестественными. Родители приходят на могилу к сыну. Он нашел покой посреди красивой и вечной природы. В подчеркнуто романтическом ключе изображает Тургенев кладбищенский пейзаж, еще раз проводя мысль о том, что Базаров был не прав. "Мастерская" (как назвал ее Базаров) продолжает цвести, жить и радовать всех своей красотой, а героя больше нет.

Роман «Отцы и дети» написан И.С. Тургеневым в 1862 году, через год после отмены крепостного права. Действие же романа происходит в 1859 году в преддверии реформы. Вполне естественно, что главным действующим героем выступает новый герой русской литературы – революционер-нигилист, разночинец-демократ.

Происхождение Базарова

Евгений Васильевич Базаров – выходец из простой крестьянской семьи. Его дед «землю пахал», отец и мать живут скромно и просто, при этом позаботились о будущем сына – дали ему прекрасное медицинское образование. Зная о крестьянской жизни не понаслышке, Базаров прекрасно понимает, что грядут значительные перемены. В его сознании созрел план по переустройству общественного порядка, заключающийся в абсолютном разрушении прошлого и построении нового мира.

Нигилизм Базарова

Базаров – новый человек. Он – нигилист, материалист, не подчиняющийся иллюзиям, проверяющий все опытным путем. Базаров увлекается естественными науками, всеми днями он трудится, ищет что-то новое.

Личность, по мнению Базарова, — это человек, обладающий знаниями. Он уверен, что именно труд делает из человека человека. Евгений Васильевич всегда оказывается там, где его знания будут полезны. Это выгодно отл

ичает его от других героев и «лишних» людей, а также от людей новой формации.

Базаров зачастую груб и резок в высказываниях: о женщинах, о прошлом, о чувствах. Ему кажется, что все это мешает построению здорового общества будущего. Все, кто не умеет трудиться, не нужны человечеству. Во многом его можно считать неправым. Чего стоит только отрицание основных ценностей человеческого существования: любви, почтения, принципов, природы как храма, души человеческой.

Значимость героя для общества

Наверное, такие люди были необходимы российскому социуму, чтобы всколыхнуть его, заставить посмотреть на все происходящее со стороны. Новые люди появляются в обществе только в периоды исторических потрясений, они обладают особенной духовной мощью, стойкостью и непоколебимостью, умением не прятаться от правды и быть честными перед самим собой даже на пороге смерти.

Базаров-нигилист отлично понимает, что жизнь никогда не будет легкой, от любого человека нужны будут жертвы. И он готов к ним, не изменяя ни на грамм своим убеждениям. Это делает его наиболее привлекательным как для современников, так и для нынешнего читателя.

Любовь в жизни Базарова

Сила его духовности распространяется и на любовное чувство Базарова к Анне Одинцовой – женщине сильной и независимой. Его пленил ее ум, незаурядность взглядов на происходящие события. Понимая, что она не может ради него пожертвовать всем, он признается ей в своих чувствах. Безответная любовь к Анне Сергеевне словно выбивает его из привычнго уклада жизни. Но мне кажется, что если бы смерть не помешала, Базаров смог бы перебороть себя и свои несчастные чувства, которые он мнил за слабость собственной личности.

Развенчание теории Базарова

Порой странный и необычный, герой И.С. Тургенева восхищает читателей набором качеств «совершенного человека»: силой духа, целеустремленностью, стойкостью, умением убеждать и др., хотя и согласиться во всем с Базаровым невозможно. Его теория терпит крах, и герой это осознает – красота, любовь и доброта становятся неотъемлемой частью его души. И с ними он умирает, не найдя применения своим убеждениям.

В романе «Отцы и дети» И. Тургенева благодаря Базарову раскрывается конфликт старого и нового поколений. Он нигилист, приверженец модного в то время течения. Нигилисты отрицали все — красоту природы, искусство, культуру, литературу. Евгений, как истинный нигилист, жил практично и рационально.

Каков характер Базарова? Он человек, достигший всего сам. Он верит не в искусство, а в науку. Поэтому, отчасти, природа для него «не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Его убеждения во многом мешают ему по-настоящему ценить человеческие отношения — к Аркадию он относится исключительно как к младшему товарищу, их общение держится на интересе к нигилизму. К своим родителям, которых он искренне любит, он обращается снисходительно. Они же робеют и теряются перед ним.

Казалось бы, человек, который отрицает любые человеческие слабости, чувства, живет только рационализмом, добьётся всего. Он убедит в своей правоте всех, ведь в основе его аргументов — факты, наука, разумные доводы. В спорах с ним теряется Павел Петрович Кирсанов, а уж Николай Кирсанов и вовсе побаивается вступать с ним в споры.

Взгляды Базарова на любовь, в силу нигилизма, тоже специфичны. Он рассматривает отношения между мужчиной и женщиной исключительно с биологической стороны, ничего загадочного и романтичного он в этом не видит. «Любовь - белиберда, непростительная дурь», — говорит он. Когда Аркадий откровенничает с ним о «загадочном женском взгляде», Евгений лишь высмеивает его, объясняя другу анатомию глаза, утверждая, что таинственности там взяться неоткуда; все глаза анатомически одинаковы. Но судьба сыграла с Базаровым злую шутку: она проверила твердость его убеждений любовью, но проверку эту он не прошел.

Знакомство с Одинцовой стало для Базарова роковым. Общаясь с ней, он находит «романтика в самом себе». На время Евгений забывает о своих взглядах. Однако когда не получает взаимности, он пытается сам себя убедить, что это было лишь мимолетным наваждением. Что он все тот же прежний нигилист, которому нет дела до романтичных глупостей. Он пытается забыть о своих чувствах, заняться работой, отвлечься. Но внутренне он переживает уже совсем другие эмоции. Все его действия после отъезда от возлюбленной — не более, чем самообман.

Базаров умирает от того, что заразился тифом из-за неаккуратности во время работы с тифозным трупом. Казалось бы, он мог обработать рану и предотвратить такой трагичный финал собственной истории, но Евгений полагается на случай, относится с безразличием к собственной судьбе. Почему же Базаров вдруг опускает руки? Причиной тому — несчастная любовь. Тот фактор, с существованием которого он отказывался мириться.

Базаров признает свое поражение Одинцовой, когда та по его просьбе приезжает к нему перед его смертью. Это, пожалуй, первый раз, когда герой признается сам себе, что любовь взяла над ним верх, он «раскис». По сути, он повторил судьбу Павла Петровича, пошел по той дороге, которую презирал.

Возможно, именно это упрямство, нежелание пересмотреть свои правила и привело Базарова к проигрышу. Проигрышу перед судьбой. Но то, что он признал свое поражение, разве не является победой? Победой над самим собой? Пусть совсем незадолго до смерти, но герой нашел в себе силы признать свои неудачи, признал, что все, во что он верил безоговорочно, оказалось не таким прочным на поверку. Новый Базаров победил старого Базарова, и такая победа заслуживает уважения.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!