Великие куртизанки. Дорогая услуга или нет

Вячеслав Шпаковский Анастасия Стежка, 18.08.2013 в 14:00

Первая древнейшая профессия - это падение нравов или социальный заказ? В последние годы активность проституции связывают с проникновением западной масс-культуры и приоритетами гедонизма на культе денег. Но не стоит забывать, что еще на рубеже XIX - XX веков в России складывалась система, отрицающая христианскую трактовку отношений мужчины и женщины.

Спрос и предложение по науке

В эпоху всеобщей капитализации, наемного труда и рыночных отношений все стороны общественной жизни начинает регулировать механизм спроса и предложения. Система действует в данном случае прямо: спрос со стороны мужчин, предложение - со стороны женщин. К феномену "рынка любви" в литературе существует два подхода. Первый из них говорит о том, что женщина изначально склонна к оказанию соответствующих услуг и настаивали на существование женщин, генетически обреченных на проституцию. Марксисты и феминисты же напротив, считали, что в основе проституции лежат именно товарно-денежные отношения и указывали на вездесущий рыночный обмен - обмен без разбора. В целом же ученые сходятся в одном, видя корень зла в противоречии между относительно равномерно растущими потребностями членов общества и неравными возможностями их удовлетворения.

На рубеже XIX-XX вв. на фоне перенаселения российской деревни и ухудшившегося материального положения крестьянских семей стало набирать темпы женское отходничество. Причем, чем больше проявлялась пролетаризация деревни в той или иной местности, тем больше "жертв разврата" она поставляла в центр. Проститутками становились тысячи крестьянок, боровшихся в городе за выживание. Естественно, женщина не начинала торговать собой с вокзала, по некоторым данным в сети разветвленной агентуры публичных домов попадали лишь чуть больше одного процента жриц любви. Как правило, основная часть ступала на скользкую тропу в условиях местного рынка труда: в качестве швей, домашней прислуги, будучи занятыми в сфере обслуживания.

Скудность заработка, постоянные искушения городской цивилизации были главными причинами того, что вчерашняя крестьянка, попадая в город в поисках счастья, делалась билетной девицей, бланковой девицей (проституткой-одиночкой) или начинала заниматься проституцией время от времени, пополняя свой бюджет.

Проститутки из-за лени

По данным официальной статистики, в Российской империи в 1889 году более 85 процентов надзорных проституток Санкт-Петербурга были выходцами из бедных семей, из зажиточных - 8, из богатых - только один процент. В общероссийском масштабе: 70 процентов, 13,7 и 0,7 соответственно.

Статистика авторитетно фиксирует и прямую зависимость проституции от экономических факторов: проституция падала с сокращением безработицы, увеличением нормы заработной платы и удешевлением предметов первой необходимости. Наблюдалась и ситуация, когда крестьянки, во время отходов на ярмарки в город, подрабатывали себе и детям на обновки. Таким образом, к проституции стали обращаться, так же как и к промыслу, гарантирующему периодический, но стабильный доход.

Интересно в данном отношении наблюдение П. Е. Обозненко (член Российского Теософического общества,1908). В конце XIX века в проститутки из-за нужды шли около 40 процентов девиц, официально промышлявших развратом, 18 - сознательно, "по желанию", 8 процентов - из-за "лени", 7 - следовали примеру своих подруг. Анкетные опросы, проведенные в 1910 г. среди представительниц древнейшей из профессий, попавших в Санкт-Петербургский Дом милосердия дали следующие результаты: проститутками из-за лени стали 40 процентов опрошенных, 19 - посчитали это занятие более легким, чем любой другой труд, еще 20 ответили, что такая жизнь им просто нравится и лишь 10 процентов пришли в профессию по нужде.

Интересны и данные канцелярии Пензенского дома губернатора, которые пестрят прошениями несчастных сельских обывателей о содействии в возвращении блудных жен, которые с первого же года замужества начинали изменять своим мужьям, а потом и вовсе уходили жить в публичные дома, хотя у их супругов имелось достаточно денег для достойного содержания семьи. Таким образом, второй корень зла заключается в личности самой женщины.

Проституция вследствие войн и революций

Традиционная модель семейно-брачных отношений в России к началу ХХ века сильно трансформировалась в сторону уменьшения уровня брачности, особенно среди городского населения. В конце ХХ века вне брака оставались 11 процентов мужчин и 12 процентов женщин, живших в городах. В столице этот показатель соответственно был ещё выше: 13-15 и 19-20 процентов.

Ученые отметили и еще один любопытный факт: во время великих исторических поворотов и социальных бедствий уровень проституции резко возрастает. Показательны в этом отношении годы Русско-японской, Первой мировой войны и революции 1905-1907 гг. В эти годы царствовала тайная проституция - бесконтрольная и нерегистрируемая. Однако факт есть факт: мобилизация и концентрация огромного числа мужчин, вырванных из дома, атмосфера всеобщей истерии и разнузданности делали свое дело.

Вместе с ростом "черного рынка" любви росло и число венерических больных. Страшную статистику приводит М. Шиперович: в 1910 г. среди 666 (даже число дьявольское!) поднадзорных проституток столицы 33,7 процентов были больны сифилисом, а в 1914 году этот показатель составил уже 50 процентов.

Свободный и тайный "рынок любви"

В царской России существовали две формы проституции: официально признанная (легальная, поднадзорная) и тайная, т. е. безнадзорная или "гражданская". Первая находилась под контролем государства и подлежала учету, вторая носила творческий и самодеятельный характер. Однако "рынок черной любви" закрывал своими масштабами все легальные "дома любви". По уровню дохода и статуса в обществе также как и во всем соблюдалась иерархия: высшая (аристократическая), средняя (мещанская) и низшая (панельная). Сами же проститутки делились на "билетных" (пребывающие в домах терпимости, отбирая паспорт, и выдавали свидетельство "желтый билет") и "бланковых" или одиночек - бродячие, квартирные, в общем строившие свой бизнес самостоятельно.

Начало государственному признанию и регламентации деятельности публичных домов было положено в 1843 г. министром внутренних дел графом Перовским, который хотел со временем сосредоточить всех проституток в борделях. К этому административный аппарат стремился вплоть до 1917 года. А в 1844 году были изданы даже "Правила для содержания борделей", регламентировавшие вплоть до мельчайших деталей порядок организации и правила работы последних, поведение их обитательниц в общественных местах и т. д.

В частности, было в 1861 году было регламентировано место размещения борделей - не ближе чем 150 саженей (около 300 м) от церквей, училищ и школ.

Из "Правил содержательницам борделей", утвержденных министром внутренних дел 29 мая 1844 года:

1. Бордели открывать не иначе как с разрешения полиции.

2. Разрешение открыть бордель может получить только женщина от 30 до 60 лет, благонадежная.

8. В число женщин в бордели не принимать моложе 16 лет…

22. Запрещается содержательницам по воскресным и праздничным дням принимать посетителей до окончания обедни, а также в Страстную неделю.

23. Мужчин несовершеннолетних, равно воспитанников учебных заведений ни в коем случае не допускать в бордели.

Цена платы "за любовь"

В конце XIX - начале XX вв. существовало три типа публичных домов: дорогие бордели с модной мебелью, паркетными полами, зеркальными стенами и потолками (интерьеру соответствовали и женщины, рассчитанные на состоятельных клиентов), многочисленные и вариабельные по убранству и цене дома для потребителей среднего класса (мелкие чиновники, студенты, купечество средней руки, кадеты и младшие офицеры) и убогие, дешевые дома для бедного люда (солдаты, бродяги, рабочие и проч.).

Плата за сексуслуги в подобных легальных притонах разврата существенно разнилась в зависимости от ранга заведения. К примеру, в фешенебельных заведениях Москвы и Санкт-Петербурга с посетителя взимались 3-5 рублей за сеанс, 5-15 руб. за ночь и 10-25 руб. за обслуживание клиента на дому, тогда как в провинции соответствующие показатели равнялись 1-3 руб., 1-5 руб., 3-10 руб.

Гораздо скромнее была плата в "средних" домах терпимости: от 1-2 руб. "за время" до 3-7 руб. за выезд на дом, в провинции: от 0,5 руб. до 5 руб. В дешевых публичных домах мегаполисов и периферии за разовое посещение проститутки брали от 20 до 50 коп. Здесь заработок шел уже не от качества, а от количества: проституткам приходилось обслуживать за ночь до 50 человек, причем в предпраздничные и праздничные дни наплыв клиентов требовал "двойного удара". Инфляции на перечисленные услуги не было, начиная с 70-х гг. ХIХ вв.

Дорогая услуга или нет?

Любые услуги - будь то секс или покупка курицы оплачиваются деньгами и, соответственно, зная цены, мы можем сказать, что было дорого, а что нет. После введения золотого курса рубля в 1897 году фунт (400 г) ржаного хлеба стоил 3 коп., белого - 10 коп.; пуд соли - 10 руб.; фунт мяса - 13 коп.; 100 яиц - 2,8 руб.; пуд коровьего масла - 11,6 руб.; фунт чая - 2,8 руб.; пуд осетрины - 13 руб.

Однако как всегда где-то было дороже, где-то - дешевле. Например, в Приазовье в 1905 году за 50 копеек можно было купить двух цыплят, пяток яиц и две круглые булочки-франзольки из пшеничной муки! Соответственно оклады конца ХIХ века составляли: у младших офицеров - 35 рублей, у учителей - 25, у фельдшера - 40, у фабрично-заводского рабочего (в среднем) - 16 рублей.

Офицеры и "продажная любовь"

А вот обмундирование офицера императорской армии, кстати говоря, приобретавшееся им за свои деньги, стоило весьма дорого. Причем, государство бесплатно снабжало его обмундированием только один раз - при производстве! Между тем мундир в конце 90-х годов стоит 65 рублей (в коннице дороже): сюртук - 32 руб., китель - 25 руб., сапоги - 20 руб., фуражка - 7 руб., погоны - 3 руб. Кроме того, приходилось много денег тратить на всякого рода званые обеды, которые обременяли офицерские семьи.

Куртизанки. Секреты красоты.

Куртизанка («придворная дама» в переводе с французского courtisane и с итальянского cortigiana ) - от Ренессанса до начала XX века так называли содержанок, работающих в элитных слоях общества.

С глубокой древности время от времени появлялись женщины, которые благодаря своей красоте, уму, образованию и искусству любовного обольщения, получали власть над влиятельными мужчинами .

В спальнях самых известных куртизанок короли и аристократы оставляли за ночь любви целое состояние . Ради обладания знаменитой куртизанкой и славы содержать ее рисковали не только богатством, но и жизнью .

Античные гетеры («спутницы» в переводе с греческого), гейши («люди искусства» в переводе с японского) индийские девадаси, римские и венецианские куртизанки XV-XVI веков, королевские фаворитки - эти яркие женщины, поэтессы, артистки, певицы, дамы полусвета оказали сильное влияние на историю своего времени.

Куртизанки не имели ничего общего с «порнай» - проститутками самого низшего класса. При жизни им воздавались почести, после смерти им присваивались почетные достоинства (могильные надгробия).

С эпохи Возрождения в зависимости от положения в обществе и на профессиональной лестнице признавали две категории куртизанок, а в Венеции даже был составлен официальный реестр......

История знает множество примеров, когда женщинам, не имевшим государственной власти, покорялись страны и трон , за умение использовать свой ум, таланты, красоту и мужские слабости. Ценой всего одной ночи убедила графиня де Кастильоне поддержать объединение Италии не кого-нибудь, а императора Наполеона. Судебный процесс, вошедший в историю как чудесное избавление от смертной казни - греческая гетера Фрина была признана невиновной благодаря совершенству своего тела.

Куртизанки, оставившие память в истории разных эпох:

Века до нашей эры и начало новой эры:

Клеопатра

Эпоха Ренессанса (начало XIV - начало XVII вв):

Агнесса Сорель

Маркиза де Помпадур

Роксолана

XVII—XVIII века:

Клодин Герен Де Тенсин

XIX - XX века:

Мата Хари.

В то время как большинство женщин были домашними затворницами, могли лишь вести хозяйство, ходить в церковь, рожать и воспитывать детей, куртизанки были интересными собеседницами, прекрасно разбирающимися в искусстве, музыке, философии, литературе, танцах, зачастую практикующими магию и мистические ритуалы.

В отличие от скучных и необразованных добродетельных жен , куртизанки излучали сладострастие и жизнелюбие, с ними мужчины получали наслаждение, недозволенное на супружеском ложе, а зачастую и мудрый совет, и душевную поддержку. Куртизанки редко вступали в брак, предпочитая иметь связи с несколькими мужчинами (в случае, когда куртизанка была замужем, ее супруг занимал более низкое социальное положение, чем клиенты жены.)

Куртизанки выбирали себе покровителей, принимали подарки, устраивали приемы, выманивали деньги, заводили интриги, заставляя трепетать мужские сердца, сгорать от страсти и совершать деяния ради ее внимания и благосклонности. В их домах собирались важные государственные мужи, политические деятели, люди искусства - музыканты, поэты, художники и скульпторы.

Нередко из-за связи с куртизанкой мужчины лишались доброго имени, службы, семьи, состояния, положения в обществе, душевного здоровья, становились изгоями, а порой и расставались с жизнью на дуэлях, совершали убийство или самоубийство. Но это лишь разжигало страсти и популярность куртизанок среди мужчин. Имена некоторых куртизанок остались в веках как вдохновительниц великих мужчин , которых они подвигали на поиски и победы, развитие культуры мира.

Как и почему девушки становились куртизанками?

Почти каждая выбравшая путь любви за материальные блага подвергалась насилию в детстве. Некоторые женщины не хотели жить в бедности и безвестности, приезжали в крупные города, где учились искусству любви, а не просто «секс за деньги», большинство из них были актрисами и певицами, играя в жизни как на сцене. Многие из них страдали и умирали от болезни тех времен - сифилиса.

Современное законодательство неоднозначно относится к сексу за деньги или материальные блага. Многие из них страдали и умирали от болезни того времени - сифилиса.

  • В Африке проституция запрещена, но при этом широко распространена, являясь причиной болезней СПИД, ВИЧ, сифилис, гепатит.
  • В Азии имеет место двойной стандарт: официальный запрет на проституцию и популярность услуг «жриц любви» (признанный мировой центр секс-туризма -Тайланд). Мужчинам позволено иметь секс за деньги, но самих проституток принято всячески осуждать и презирать, как вступивших в интимную связь до брака.
  • В большинстве стран Евросоюза незаконна пропаганда и агитация секса, притоны, сутенерство. Несмотря на это, в Бельгии проституция и сутенерство весьма популярны.
  • В Швеции, Исландии и Норвегии плата за секс объявлена преступлением как форма эксплуатации женщины наравне с работорговлей, виновным признается клиент, а не проститутка.

June 18th, 2015 , 10:03 pm

Доброго времени суток.

Сегодня после небольшого перерыва предлагаю снова окунуться в историю сексуальных отношений.

В дошедшем до нас письме XVIII века французский путешественник с изумлением сообщает приятелю, что «итальянские куртизанки носят под юбками небольшие штанишки ». Показательно, что этот предмет туалета обнаруживается именно у куртизанок - панталоны долгое время считались крайне неприличными, так как означали узурпацию мужского предмета туалета.

Кто же они? Многое мы знаем по фильмам и книгам, вот немного еще про "честных" и "нечестных" куртизанок и их быте и одежде.

В XV столетии в Италии была распространена эстетическая проституция , которая, по свидетельству Графа, представляла собою возрождение . Проститутки этого класса, в отличие от обыкновенных, назывались "Meretrices honestae ". Они отличались в общем высоким образованием и вращались в высших сферах общества: среди артистов, сановников, принцев и т. п.

У Графа мы находим следующее описание некоторых из них: знаменитая Imperia изучила искусство сочинять стихи у Nicolo Compono , прозванного "Lo Strascino ", и владела латинским языком. Лукреция , прозванная "Madrema non vuote ", могла служить образцом корректного и изящного языка, и Аретино говорит о ней устами известного прожигателя жизни Ludovico в одном из своих Ragionamenti следующее: "Ее можно было бы назвать Цицероном: она знает на память всего Петрарку и Боккаччо и массу стихов из Вергилия, Горация, Овидия и многих других авторов ". Лукрецию Squarcia , родом венецианку, о которой говорится в известной Таriffa , можно было часто видеть на гуляньях с сочинениями Петрарки , Вергилия и Гомера в руках.

Имена Туллии д"Арагона и Вероники Франко известны в истории литературы, а Камилла Пизана написала книгу, которую редактировал Франциск дель Неро . Дошедшие до нас письма ее отличаются немного вычурным слогом, но не лишены изящества; в них встречается множество латинизмов и даже целые латинские выражения. Говоря о знаменитой Изабелле де Луна , испанке, которая объездила полсвета, Банделло замечает, что она считалась самой умной и ловкой женщиной в Риме . Аристократы и писатели не только не скрывали своих связей с наиболее известными куртизанками, но даже хвастали ими, и каждый стремился добиться у них большего внимания, чем его соперники. Знаменитый полководец Джовани Медичи приказал увести насильно Лукрецию ("Madrema non voule") от Giovanni del Stufa , который давал в честь ее праздник в Recanati. В 1531 году шесть рыцарей вызывали во Флоренции на поединок всякого, кто не хотел бы признать Туллию д"Арагона самой почтенной и достойной удивления женщиной в свете.


«Куртизанка» — изображение Туллии д’Арагона кисти Алессандро Моретто (1498−1554)

Куртизанки делились на две основные категории. К первой относились так называемые "честные " куртизанки - cortigiane "oneste" . Их основная характеристика состояла в том, что они находились на содержании одного или нескольких богатых покровителей, как правило, выходцев из высшего сословия. "Честная" куртизанка имела свою определённую независимость, и обладали свободой передвижения. Она обучена правилам хорошего поведения, умеет вести застольную беседу, а иногда является обладательницей высокой культуры и литературного таланта.

Помимо культурного общения, они выполняли свои прямые обязанности проститутки и получили привилегированный социальный статус Cortegiana, hoc est meretrix honesta (cortigiana, ovvero prostituta onesta) или "честная" куртизанка. Честность в этом случае не имеет ничего общего с целомудрием, а означает мещанский образ жизни, культуру и хорошие манеры .

Представители знати открыто содержали красивых куртизанок, подобно тому, как они содержали редких, драгоценных зверей. Они нанимают им дома или отдают в их распоряжение свой дом, окружают их прислугой, лошадьми, колясками, покупают им роскошные платья, драгоценности и т. д., превращают их дом в блестящий предмет роскоши. Здесь они бывают совершенно открыто, приводят сюда своих друзей, устраивают общие празднества. Связи с куртизанкой, безумная на нее трата денег являются даже одним из способов демонстративного выставления напоказ своих богатств. Такие содержанки знати, кардиналов и прелатов назывались в Италии — в отличие от обыкновенных meretrices — courtisanae honestae .


ДЖОРДЖОНЕ. «Портрет молодой женщины (Лора)». 1506 г. Картина маслом, 41x34 см. Музей Kunsthistorisches, Вена

Особенно богатые содержали целые гаремы с одной, двумя и тремя куртизанками. Мы знаем это главным образом о богатой аристократии Италии и отчасти Франции. В Италии знаменитые, знатные куртизанки жили преимущественно во Флоренции, Венеции и Риме - в тех трех центрах, куда со всех сторон Италии стекались волны золота. Во Флоренции царила наибольшая пышность, в Венеции — наибольшее богатство, в Риме предавались исключительно сладострастию и наслаждению.


ТИЦИАНО Вечелльо. «Виоланте (Ла Белла Гатта)». 1514 г. Картина маслом, 65x51 см. Музей Kunsthistorisches, Вена

Порой несколько друзей сообща покрывали расходы по содержанию куртизанок. Когда один из кавалеров пресыщался своей дамой, то он просто передавал ее приятелю.

Рядом с такими куртизанками, содержавшимися одним человеком или целым кружком, возникла в эпоху Ренессанса, как некогда в античном мире, аналогичная историко-экономическая ситуация. Она привела, естественно, к аналогичным последствиям, — тип первоклассной кокотки, la grande Cocotte, la grande Puttana , тип гетеры, зарабатывавшей своей красотой и изысканностью столько, что могла освободиться от экономической зависимости, превращавшейся из рабыни в госпожу, за которой ухаживали самые богатые и могущественные люди.


КАРПАЧЧО Витторе. «Две венецианских леди». 1510 г. Нефть на древесине, 94x64 см. Museo Correr, Венеция

Венецианские куртизанки

В одной Венеции насчитывалось, по словам Монтеня , полтораста первоклассных куртизанок, соперничавших в смысле блеска и роскоши с принцессами. Опытная в любви куртизанка насчитывала среди своих клиентов высшую родовитую и умственную аристократию второй половины XVI в. Ее спальня была своего рода первоклассной гостиницей на самом бойком перекрестке Европы, связывавшем Рим с Востоком. В ней останавливались пестрой вереницей князья и короли, платившие порой огромное состояние за одну ночь любви. Характерной их представительницей, и притом наиболее знаменитой, была венецианка Вероника Франко .


Вероника Франко, известная венецианская поэтесса и куртизанка. Портрет Паоло Веронезе.

Вероника была долгое время подругой великого Тинторетто и принимала в своем салоне знаменитейших писателей и художников Италии, а также тех французских и немецких, которые путешествовали в Италию. О ней не без основания говорили: «Если эта новая Аспазия меняла местожительство, то ее переезд напоминал переезд королевы, причем посланники распространяли весть о ее отъезде и приезде» .
Ради славы содержать знаменитую и дорогую куртизанку разорился не один аристократ. Ради обладания такой знаменитой куртизанкой люди рисковали не только состоянием, но и жизнью.

Таким образом, "честные" куртизанки в конце XV века, благодаря щедрым дарам своих покровителей, становятся владелицами недвижимого имущества, нежатся в роскоши, и как самые изысканные принцессы устраивают ежедневные приёмы. Ремесло куртизанок настолько выгодно, что нередко матери готовы потратить немало денег для обучения дочерей, надеясь увидеть своё чадо под "опёкой" знатного вельможи.

Так как видная куртизанка была провозглашена эпохой самым драгоценным предметом роскоши, самым желанным предметом наслаждения, то она по необходимости должна была щеголять всеми теми ценностями, которые повышали тогда значение человека. А этими ценностями прежде всего были искусства и науки.

В конце XV начале XVI века в Венеции был издан необычный указ, в котором говорилось, что проститутки, проживающие в специальных кварталах, обязаны сидеть напротив окон, вывесив наружу ноги и обнажив грудь, чтобы сильнее притягивать к себе мужчин, уберегая их тем самым от гомосексуальных связей. Документ, дошедший до нашего времени подтверждает, что в Венецианской Республике XV-XVI вв., распространение гомосексуализма приняло слишком большой размах, особенно среди интеллектуалов и религиозных деятелей, так что многие проститутки остались без своих завзятых клиентов.

Проститутки получали оплату с проезжих иностранцев, вкладывали затем капиталы в местные банки (куртизанки являлись излюбленными клиентами банков), тем самым, поощряя местную экономику.

Одежда "честных" куртизанок была настолько схожа с нарядами дам высшего общества, что трудно было определить, кто есть кто. Поэтому во Флоренции был заново введён в действие средневековый закон, обязывающий куртизанок использовать опознавательные знаки, закон распространялся также на евреев и прокажённых. В 1546 году Cosimo I приказывает проституткам покрывать лицо жёлтой вуалью или прикреплять к одежде (на видном месте) жёлтый бант, шириной в палец. В 1562 году вуаль заменяется беретом.

Туалеты куртизанок были роскошными - они ни в чем не уступали благородным дамам. В свою очередь по степени открытости декольте благородные дамы не отставали от куртизанок, даже в храм являлись с практически обнаженной грудью, декольте заканчивалось под ней, а соски "стыдливо" прикрывали прозрачной тканью или сеткой:


ВЕРОНЕЗЕ Паоло. «Семья Дэриуса перед Александром» (фрагмент). 1565-1570 гг. Картина маслом. Национальная галерея, Лондон

Один английский путешественник, проездом в Венеции, описывает замужних женщин, увиденных в городе. Он пишет, что платья дам спереди и сзади, укреплены китовым усом. Светлые волосы венецианок уложены толстыми косами поверх головы в виде своеобразных рогов, без какой-либо поддержки, сзади, на плечи спадает чёрная вуаль, не закрывающая ни волос, ни плеч, ни грудей, которые открыты почти до живота. Женщины кажутся выше мужчин, т. к. носят обувь на очень высокой платформе (50 см), поэтому рядом с госпожой идут две служанки, на одну дама опирается при ходьбе, другая несёт её шлейф. Нетвёрдой походкой передвигаются молодые и пожилые дамы, показывая обнажённую грудь всем встречным.

Куртизанки в Риме или «нечестные» куртизанки

После того, как Medici в 1494 году были высланы из Флоренции, благодаря меценатству Папы Alessandro VI Borgia и его последователям Папы Giulio II (1503 - 1513) и Папы Leone X (1513 - 1521), Рим становится самым блистательным центром итальянского периода эпохи Возрождения.

В Вечный город стремятся не только художники и скульпторы того времени, такие как Michelangelo , Raffaello и на некоторое время Leonardo da Vinci , но и многочисленные персонажи со всего полуострова, в погоне за блеском римской жизни. Среди них интеллектуалы со всей Европы, аристократы и мещане из провинции, жаждущие славы, развлечений и зрелищ.

Каждый кардинал, и особенно, каждый Папа, сразу же после своего избрания, приводил следом целую толпу родственников и прислужников, живших исключительно за счёт своего господина. Папа Leone X, по свидетельствам того времени, побил все рекорды, он окружил себя "семейством", состоящим из 700 человек.

В связи с этим в Риме мужское население намного превосходит женское и составляет около 60% от общего количества горожан. В Риме проживает много неженатых мужчин, среди которых, представители аристократии, дорогой ценой купившие важные посты в папской канцелярии. Здесь находятся коммерсанты и банкиры, связанные с той же канцелярией, поставщики для папской армии, которые, если и были женаты, то держали своих жён на очень далёком расстоянии. Если добавить, художников, артистов, военных, всевозможных посланников и послов, то картина становится ещё более полной.

Естественно, что всё это способствовало быстрому распространению проституции. Уже в 1490 году в Риме промышляло около 6800 куртизанок, не считая сожительниц и проституток из подпольных публичных домов. Согласно переписи населения, проведённой в 1526 году в Вечном городе на 55035 жителей насчитывалось 4900 куртизанок. Опираясь на эти данные, можно предположить, что 10% населения города занималось этим ремеслом.


Римская куртизанка

Таким образом, Рим в период эпохи Возрождения являлся не только столицей христианского мира, но и столицей проституции. Перепись населения города в 1490 году была произведена в связи с распущенным образом жизни священников и служащих папской канцелярии, поскольку, редко кто из них не имел в своём доме куртизанку или сожительницу.

С середины XVI века религиозные власти решили возобновить доброе имя города и вернуть ему звание столицы христианства. Поэтому, в 1549 году выходит закон, запрещающий проституткам проживать в определённых кварталах, в 1556 году новое постановление, запрещающее римским куртизанкам посещение церкви в присутствии честных горожанок. Проститутки не могут больше подъезжать к церкви в коляске и слушать молебен в мужском обществе. Нередко куртизанки, благодаря связям в высших церковных кругах, с лёгкостью обходили все эти запреты.

С приходом Папы Pio V законы становятся ещё строже, ежедневно из города высылаются всё новые и новые куртизанки. Горожане начинают протестовать, тогда, идя навстречу населению, Папа разрешает, оставшимся проституткам расположиться на окраине города, вдали от богатых кварталов.

В любом случае гонения на куртизанок на этом не заканчиваются, новый Папа Sisto V продолжает дело своего предшественника. Он приказывает римским проституткам перебраться в специально отведённый для них квартал, но поскольку число куртизанок насчитывает около 15000, то для всех не хватает места. В 1566 году многие кредиторы проституток терпят банкротство, цены на жильё подскакивают вверх. В декабре 1585 года банк Gostardi-Ceuli объявляет свою несостоятельность. Gostardi-Ceuli администрировал деньги многих римских куртизанок, вынужденные покинуть город, они изъяли свои вложения, нанеся тем самым непоправимый удар банку.

Несмотря на то, что куртизанки были изолированы в гетто, несмотря на все указы и запреты, проституция в Риме продолжала процветать, хотя и в более скрытой форме. Во время Великого Юбилея 1600 года папские законы выполняются с большей строгостью и рвением, но затем всё опять встаёт на свои места.

Венерические болезни

Одной из самых опасных венерических болезней того времени был сифилис, который всего за несколько лет распространился по всей Европе, не разбирая между низшими и высшими сословиями. Проституция ещё больше содействовала данному явлению. В Италии это заболевание называли французской болезнью - mal francese , а в Испании и Франции, неаполитанской болезнью - mal napoletano .

Первые очаги сифилиса появляются в Неаполе в 1495 году, после прибытия туда французской армии. Симптомы неизвестной тогда болезни напоминают чуму, это способствует ещё большей неразберихе, с конца XV века по начало XVI века сифилис уносит с собой бесчисленные жертвы.

Первыми жертвами сифилиса становятся куртизанки, они же главные распространители опасной болезни. В отличие от больных из состоятельных уважаемых семей, имеющих возможность прибегнуть к лечению знаменитых врачей или просто оставить высший свет, скрывшись от посторонних глаз в своих шикарных дворцах, проститутки приговорены к тяжёлым физическим и моральным страданиям. Заболевшие куртизанки полностью исключены из общественной жизни, они обречены на потерю всех клиентов и полное разорение.

В связи с широкими масштабами заболевания, благодаря пожертвованиям и милосердию городских властей и богатых членов общества, открываются первые приюты для больных сифилисом. Так, в 1522 году в Венеции, под началом двух дам из высшего общества и поддержке Доже открывается Госпиталь для неизлечимо больных - l"Ospedale degli Incurabili , на 80 мест. Это, конечно, капля в море, поэтому огромное количество больных можно увидеть по всему городу, на обочинах дорог, на ступенях церквей.

Прежде чем опуститься до такого состояния, куртизанки пытаются всячески замаскировать свою болезнь, чтобы продолжать прибыльное ремесло. Не имея возможности обратиться к врачам, нередко эти женщины прибегают к помощи всевозможных шарлатанов, предлагающих "чудодейственные" средства против болезни. В первую очередь это дорогие ароматические эссенции, смягчающие запах болезни (нарывы, гной и т. д.), но не имеющие никакого отношения к лечению сифилиса.

Большой популярностью среди куртизанок пользуются моющие средства на основе ртути. Но поскольку дозировка ртути подобрана на глаз, без медицинского контроля, то подобные шампуни приносили больше вреда, чем пользы, не говоря уже об их дороговизне. В связи с бесконтрольным применением ртути, устранявшей первичные признаки болезни, нередко появлялись нежелательные побочные явления, такие, как выпадение волос и зубов.

Некоторым куртизанкам, употребляющим дорогостоящее лекарство, привезённое из Америки в 1515 - 1520 гг., удаётся избежать подобной участи. Это отвар так называемого святого дерева, крестики из этой древесины продают, как чудодейственные. В 1530 году болезнь начинает идти на спад, хотя куртизанки долго ещё будут мучиться в страданиях, по-прежнему обманутые шарлатанами и импровизированными врачами.


«Портрет молодой женщины». 1540-е гг., Венеция

Куртизанки и религия

Куртизанкам не дозволялось находиться в церкви вместе с дамами из приличных семей, для проституток были отведены отдельные места, а, начиная с XVI века, устраивались отдельные богослужения.

В начале XVI века открывается монастырь Santa Caterina di Cordai , куда отправляли, иногда насильно, дочерей куртизанок в возрасте от восьми до двенадцати лет, там им в течение семи лет преподавалось христианское учение. Затем девушки могли выйти замуж или стать монахинями, необходимо отметить, что приданное для тех, кто решал посвятить себя церкви, было в два раза больше, чем для желающих выйти замуж.

Не забыты и сами куртизанки, чтобы обратить их в христианство был также открыт монастырь, но поскольку проституток, желающих не так уж и много, то монастырь начинает принимать, новобрачных жён, которым разрешено по какой-либо причине оставить своих мужей. В 1563 году Папа Pio IV открывает другой монастырь, для тех же куртизанок, обратившихся в католическую веру. Они могли находиться там, до тех пор, пока не выходили замуж или принимали обет монахинь.

В 1556 году среди куртизанок зарегистрировано 82 обращения в католичество, правда, многие женщины совершенно не собирались становиться монахинями, они предпочитали выйти поскорей замуж, часто это был только предлог, чтобы продолжить своё прежнее ремесло. Кто же женился на бывших куртизанках? Обычно это были бедняки, позарившиеся на приданное или заключённые, которые по древнему обычаю, получали полную свободу, женившись на куртизанке.

Нередко, родители отправляли дочерей в монастырь, чтобы сохранить наследство для сына или собрать богатое приданое для старшей дочери. Такие девушки входили туда без желания и были очень далеки от Бога. И если добавить куртизанок, ставших монахинями, но не забывших свою предыдущую деятельность, то можно только представить, что иногда творилось в этих святых местах.

Но, как все знают, рыба тухнет с головы, так что церковная иерархия, сама была не без греха и зачастую подавала отрицательные примеры, о чём свидетельствуют события в Венеции, а точнее в монастыре delle Convertite , описание которых дошло до наших дней в письме от 1551 года.

В письме говориться, что духовник монастыря, в течение 19 лет удовлетворял свои сексуальные потребности с монахинями, число которых составляло 400, почти все они были красивыми и молодыми девушками. Узнав на исповеди тайные желания, мысли и греховные побуждения, он наказывал и подчинял своей воле всех находящихся там монахинь. Если какая-либо девушка беременела, он лично заботился о том, чтобы был сделан аборт и уничтожен фрукт греховной любви. Летом священник заставлял самых красивых монахинь раздеваться до гола и мыться в его присутствии. Помимо этого, он присваивал все церковные деньги. После доносов, сбежавших монахинь, духовник был разоблачён и приговорён к сметной казни. Ему отрубили голову, а труп сожгли.

Родившаяся в 1876 году в Нидерландах Маргарета Гертруда Зелле вышла замуж за капитана голландской армии в возрасте 18 лет. В 1897 году вместе с мужем они переехали на остров Ява, где Маргарета родила двоих детей.

Ее муж был жестоким и агрессивным алкоголиком. Чтобы хоть как-то отвлечься от безрадостного брака, Маргарета погрузилась в изучение индонезийской культуры и традиций, в том числе - танцев.

В 1902 году после возвращения в Нидерланды семья Зелле распалась. Женщина переехала в Париж, где вскоре нашла работу цирковой наездницы. Иногда она подрабатывала натурщицей и исполнительницей экзотических танцев.

(Всего 13 фото)

Зарабатывая неплохие деньги на растущей популярности восточных шоу, Маргарета взяла себе сценический псевдоним Мата Хари, что в переводе с малайзийского означало «солнце», и выдумала впечатляющую легенду о своем прошлом. Женщина говорила, что является индонезийской принцессой, обученной индийским танцам и проведению экзотических ритуалов.

Она умело пользовалась своей привлекательной внешностью, которая в сочетании с достаточно распущенным характером сделала ее сенсацией на танцевальной сцене. Разумеется, танцы не всегда оставались традиционными и целомудренными. Порой выступления Хари больше напоминали стриптиз.

Ею восхищались зрители по всей Европе. В основном, конечно, мужская половина, которую она покорила танцами и провокационными фотосессиями. Вскоре Мата Хари приобрела репутацию дорогой куртизанки.

Она действительно состояла в сексуальных отношениях с несколькими мужчинами, занимавшими высокое положение в обществе, в том числе с дипломатом Жюлем Камбоном и наследным принцем Германии.

Карьера Хари с возрастом пошла на спад, но посещать своих «ухажеров» она продолжала. Куртизанка много путешествовала и часто пересекала границу. Именно из-за этого на женщину обратили внимание секретные службы в период Первой мировой.

Незадолго до начала войны Мата Хари была в Германии. Ее просьба о выезде за границу в Париж обернулась обыском и конфискацией значительной части имущества. Ей пришлось вернуться на родину в Голландию, где один из любовников смог предоставить ей жилье.

Вместо того чтобы переждать войну дома, женщина отправилась в Париж через Англию, что сделало ее объектом пристального внимания английских спецслужб. Они были уверены, что Мата Хари - немецкая шпионка.

Тем временем в Париже Мата Хари влюбилась в молодого русского капитана, который частично ослеп, находясь на службе во французской армии. Во время визита в госпиталь к возлюбленному, Мата Хари столкнулась с офицером французской контрразведки. От англичан он слышал, что танцовщица подозревается в шпионаже.

После их встречи мужчина предложил куртизанке использовать ее связи и шпионить для Франции. Тогда Мата Хари согласилась при условии, что ей заплатят внушительную сумму денег. Она мечтала заработать достаточно средств на беззаботную жизнь со своим новым возлюбленным.

На свою первую миссию Мата Хари отправилась в Германию, вновь проложив маршрут через Туманный Альбион. В Англии женщину арестовали и подвергли допросам. Тем временем французский вербовщик отрицал факт знакомства с танцовщицей. В конечном итоге женщину отпустили, и спустя некоторое время она оказалась в Мадриде, совершенно на мели.

Тогда она решила соблазнить немецкого атташе в надежде получить от этой связи хоть какую-то выгоду - будь то информация или деньги. Она рассказывала ему все французские сплетни, в то время как неудавшийся любовник, заподозривший в Хари шпионку, скармливал ей устаревшую информацию.

13 декабря 1916 года французская разведка перехватила секретное сообщение от атташе, которое на самом деле было фиктивным и содержало в себе слухи, рассказанные бывшей танцовщицей. Согласно полученным данным, информацию атташе предоставлял некий агент под кодовым именем H-21. Спецслужбы заклеймили Мату Хари как двойного агента, а немцы таким способом пытались выяснить, является ли женщина французской шпионкой. В итоге контрразведка Германии убедилась в своей правоте.

Вскоре Мата Хари вернулась в Париж в надежде получить обещанные деньги за работу, но не смогла связаться со своим вербовщиком. 13 февраля 1917 года женщина была арестована французскими спецслужбами по подозрению в шпионаже.

Привычка выдумывать легенды о своем прошлом на допросе сыграла с Матой Хари злую шутку. Она постоянно путалась в показаниях. В итоге выяснилось, что неудавшаяся шпионка действительно получала деньги от представителей немецких спецслужб. Правда, добывать информацию она вовсе не собиралась и рассматривала этот жест как месть за то, что произошло с ней в начале войны. В итоге суд признал Мату Хари виновной в шпионаже и приговорил к смертной казни.

Приговор был приведен в исполнение 15 октября 1917 года. В казни принимали участие 12 солдат. Стоя на эшафоте, словно на сцене, Мата Хари скинула пальто и послала своим палачам воздушный поцелуй: «Я готова, господа!»

Боже! Позволь мне стать добродетельным человеком,но не добродетельной женщиной! Выбирайте: либо любить женщин, либо понимать их. Нинон де Ланкло Слово" куртизанка" в понимании середины шестнадцатого века означало высококлассную любовницу, прежде всего ассоциируемую с богатыми, сильными мира сего, мужчинами высшего класса, которые в обмен на ее услуги обогащали ее драгоценностями и давали статус в обществе. В Европе эпохи Ренессанса куртизанки играли важную роль в обществе высшего класса, иногда даже исполняя роль жен на общественных приемах.

Существовало два типа куртизанок: Первая категория девушек, известных в Италии как "cortigiana onesta" или честная куртизанка, считались интеллектуалками. Вторых называли "cortigiana di lume", и считали их куртизанками низшего класса. Невзирая на то, что последние считались все же классом повыше обычной дамы легкого поведения, первых обычно романтизировали и даже в той или иной степени уравнивали с женщинами королевской фамилии. Именно с этим типом служительниц красоты ассоциируется понятие "искусство куртизанки"


С падением большинства монархий и ростом демократического общества роль куртизанок изменилась. В правительстве они играли роль шпионов. Эту роль обычно ассоциируют с Матой Хари. Сегодня все еще можно встретить куртизанок старого типа, но это огромная редкость ГРАФИНЯ де КАСТИЛЬОНЕ

В 1856 - 1860 фотографический дом Майер и Пирсон выполнил необычный заказ. Одна из постоянных клиенток фотоателье,графиня Кастильоне, попросила сделать серию фото, для которых позировала, приподняв юбки, с обнаженными ногами. Эти снимки, по нашим меркам вполне скромные, для середины XIX века воспринимались как вызывающие и эпатажные. Скандалу немало способствовала известность заказчицы. Графиня де Кастильоне – знаменитая итальянская куртизанка. По общему признанию современников, прекраснейшая женщина своего века. В 16 лет вышла замуж за графа Франческо де Кастильоне в1855 родила ему сына. В том же году переехала в Париж, где вскоре стала возлюбленной Наполеона III. Так она, среди прочего, выполняла поручение своего кузена, графа Кавура убедить Наполеона не препятствовать объединению Италии. Их связь длилась лишь два года, но она открыла красавице двери в гостиные германской императрицы Августы, Отто фон Бисмарка, Адольфа Тьера.

Будучи влиятельной светской дамой, она блистала при дворе, не пренебрегая при этом и дипломатическими поручениями. Ее красота породила массу легенд, и немалую роль в ее популярности сыграли именно фотографии. Для фотосессии подбирались специальные костюмы, которые служили названием всей серии: «Белая монахиня», бальное платье «Пиковая дама», «Черное платье», «Королева Этрурии», «Бретонская крестьянка». В этих нарядах графиня Кастильоне появлялась на костюмированных балах. В знаменитой серии «Игры безумия» она позировала, закрыв часть лица овальной рамкой для фотографии.

Эти фотографии она нередко посылала друзьям, любовникам и обожателям. Иногда использовала свои фотоперформансы и для устрашения. Так,серию фотографий под названием «Месть», где она была снята с нарочито угрожающим видом (разметавшиеся кудри, свирепый вгляд и кинжал в руках), послала бывшему мужу, когда он хотел отнять у нее ребенка.

В общей сложности она заказала Пирсону более 400 снимков. Иногда графиня заказывала рискованные снимки в дезабилье, кокетливо приоткрывая ту или иную часть тела. Особое место в фотогалерее графини занимали ноги.Несколько раз она просила сделать съемку крупным планом своих ног, формой которых она особенно гордилась.

После разрыва с Наполеоном III и нескольких лет пребывания в Италии графиня вернулась во Францию, поселилась в Пасси. В ходе франко-прусской войны она выполнила важное секретное поручение – отговорить Бисмарка от оккупации Парижа(столица не была оккупирована). В 1880-е годы, страдая от неврастении,затворилась в своём особняке на Вандомской площади, где стены были затянуты черным, а зеркала занавешены. Она не хотела видеть, что с ней сделало время, избегала чужих взглядов и выходила из дома лишь по ночам. Умерла от апоплексического удара. Похоронена на кладбище Пер-Лашез. МАТА ХАРИ

Мата Хари - в переводе с яванского означает "Око утренней зари", но для всех оно стало символом шпиона. Эта уникальная женщина стала легендой еще при жизни. Вся ее жизнь была окружена такими легендами, что даже сейчас очень трудно отделить правду от вымысла и точно сказать, кем она была на самом деле: скандальной танцовщицей или неприличной шпионкой, работавшей на две разведки, важной соблазнительницей или объективной жертвой. Одни говорят, что Мата Хари торговала собой направо и налево, не пропуская ни одного мужчины, и, в результате, получила по заслугам, другие считают, что ее предали те самые мужчины, которые не смогли поделить между собой эту неслыханную женщину.

Легенды, легенды, легенды... Не исключено, что сама Мата Хари распространяла их. В жизни же все было, как всегда: и проще, и трагичнее. Мата Хари - дочь голландского мастера-шляпника Адама Зеле, который несказанно разбогател на биржевых торгах и купил фешенебельный дом в их родном городке Леувардене. Но вскоре он обанкротился, развёлся с женой и ушёл из семьи. Спустя несколько лет еще совсем юная Маргарет Зелле потеряла и мать, умершую в 1891 году от туберкулеза. Адам Зелле взял на себя воспитание двух младших братьев-близнецов, а дочь отдал родственникам, в соседний городок Ляйден. В 1895 году девятнадцатилетняя Маргарет познакомилась по объявлению с шотландским офицером, служившим в Индии и находящимся в отпуске, и вышла за него замуж. Какое-то время Маргарет Зелле жила в Индии со своим мужем. Но семья не сложилась, и молодая женщина окунулась в пучину Парижа, стараясь найти там свое счастье. Там же появился и псевдоним Мата Хари. И умение танцевать по-восточному. Фактически она стала первой парижской стриптизершей, шокировав публику и своей феноменальной природной красотой, и раскованностью, и искусством. Такого тогда французская столица еще не знала.

Это сейчас никого не удивишь танцами с раздеванием, а тогда, в 1905 году, они стали настоящей сенсацией, тем более что выдавались за воспроизведение религиозных обрядов в честь Будды, Шивы и других индийских божеств. Выступления сопровождались восточной музыкой, тоже мало известной в то время, и даже прирученными змеями, которые, обвивая тело танцовщицы, оставались чуть ли не единственным ее одеянием.

Успех танцевальных вечеров Маты Хари был колоссальный. Высокая, стройная брюнетка быстро приобрела всеобщую известность и такую популярность, что все моралисты, выступившие с осуждением танцев обнаженной женщины, вынуждены были замолчать. Особенно восторженно принимали Мату Хари в Берлине. Здесь (как, впрочем, и в других столицах) ее любви домогались многие сильные мира сего. Число любовников росло – исполнительница эротических танцев стала одной из наиболее модных и высокооплачиваемых великосветских куртизанок.

Она состояла в связи с рядом высокопоставленных военных, политиков и других влиятельных лиц во многих странах, включая Францию и Германию. Несмотря на богатые подарки, которые она получала от любовников, Мата Хари знала продолжительные периоды недостатка в средствах и делала много долгов. Страстью её была также карточная игра, на которую, возможно, и уходили её деньги.


Гонорары танцовщицы превосходили прибыли крупных банкиров и предпринимателей, а о ее любовных связях писали практически все газеты. Т рудно сказать, что было правдой, а что вымыслом, но во время суда над Мата Хари в качестве свидетелей ее невиновности выступали два короля, наследный принц Германии, премьер-министр, французский министр и еще несколько крупных чиновников, признавшихся в любовных связях с ней и просивших о снисхождении к женщине. Все они в один голос говорили: никакая Мата Хари не шпионка.

Высокопоставленные любовники – это ли не идеальный источник для добывания разного рода информации! Еще за четыре года до начала войны Мату Хари завербовала немецкая разведка, и она стала одним из наиболее эффективных ее агентов. Правда, трудно понять, зачем понадобилась ей такая служба. О какой-то особой любви к Германии или патриотизме и речи быть не могло, да и на особые доходы вряд ли приходилось рассчитывать, тем более что эта женщина привыкла получать деньги без счета от своих поклонников. Одни историки утверждают, что просто она тратила заведомо больше, чем получала, другие – что хотела за что-то отомстить Парижу. Как бы то ни было, но о причинах остается лишь гадать.


По прошествии многих десятилетий нынешние историки склонны считать, что популярность женщины действительно привлекала внимание к ее персоне со стороны спецслужб Франции и Германии, находившихся на пороге войны. Когда грянула беда, Парижу уже было не до танцев и развлечений, и гонорары знаменитости растворились, как дым. Это вынудило Мата Хари на какое-то время перебраться в родную Голландию, там-то ее и достала немецкая разведка. Авантюрный характер в сочетании с безденежьем сделали женщину агентом Н21. Но никак не разведчицей. В Париже, куда она вернулась в разгар Первой мировой, ее вычислили в два счета, и уже французы предложили ей, пользуясь личными связями в высоких европейских сферах, снабжать их необходимой информацией. Еще в начале 20-х годов полковник Вальтер Николаи, руководивший разведкой германского генштаба, сделал сенсационное заявление: да, Мата Хари искала возможность подзаработать, сотрудничая с его ведомством, но шпионкой не была. Просто ввязалась красивая дама совсем не в женские игры, и погибла за это.

13 октября 1917 года Мата Хари,тотчас же по возвращении в Париж, была арестована французской разведкой и обвинена в шпионаже в пользу противника в военное время. Суд над ней был устроен при закрытых дверях. Ей инкриминировалась передача противнику сведений, приведших к гибели нескольких дивизий солдат.Материалы суда до сих пор засекречены, однако некоторые сведения проникли в печать. Нидерландская подданная Маргарета Зелле была признана виновной и расстреляна на военном полигоне в Венсенне 15 октября 1917 года.

Бывшая куртизанка и знаменитый двойной агент, Мата Хари спокойно, без тени волнения, стояла у расстрельного столба. Повернувшись к монахине, поцеловала её и, сняв с плеч пальто, протянула ей: «Быстро обними меня, я буду смотреть на тебя.Прощай!» Она отказалась от того, чтобы ей связали запястья, предпочла стоять у столба, не будучи привязанной к нему. От чёрной повязки на глаза тоже отказалась. Послав воздушный поцелуй двенадцати солдатам (своим палачам), неустрашимая Мата Хари крикнула: «Я готова, господа!» Тело её было передано в анатомический театр. КАРОЛИНА ОТЕРО


Блистательный персонаж "La Belle Epoque", актриса, певица, танцовщица, "последняя куртизанка эпохи" - Каролина "La Belle" Отеро родилась в 1868году в Понте де Валга Понтеведра в Испании в бедной семье. В возрасте двадцати лет, Каролина нашла спонсора в Барселоне, который помог развитию ее танцевальной карьеры во Франции. Скоро она создала образ La Belle Otero, выдавая себя за испанскую цыганку.

Очень быстро La Belle стала звездой постановок Les Folies Bèrgere в Париже, с каждым триумфальным сезоном всё больше и больше увешивая свою грудь собственными настоящими драгоценностями. Подобно многим из ее конкуренток, скоро La Belle Otero стала более знаменита как куртизанка. Её называли последней великой куртизанкой. Она была известна частыми любовными связями с могущественными мужчинами.В списке её любовных побед - 6 королевских особ, среди которых были королиАнглии, Сербии и Испании, Кайзер, принц Монако, русские Великие Князья,Петр и Николай, Герцог Вестминстерский и писатель Габриель д’Анунцио.


Хотя это и не подтверждено, но ходили слухи, что шестеро мужчин совершили самоубийство после того, как она порвала с ними. И точно известно, что, по крайней мере, двое мужчин дрались на дуэли из-за неё. Она была прелестна, решительна, у неё была красивая фигура, а её грудь была знаменита. Существует легенда, что форма ее груди вдохновила архитекторазнаменитого французского отеля "Карлтон" при проектировании башен-близнецов. Отель был построен в 1912 году и остается одним исимволов европейского гламура и шика уже почти столетие.

Её любовные связи принесли ей дурную славу и зависть многих других знаменитых французских дам того времени. В августе 1898 года в Санкт-Петербурге французский кинооператор Flix Mesguich (служащий в компании Люмьер) снял Отеро, исполняющую свой знаменитый вальс бриллиантов, в минутном фильме, сделав её, возможно, первой в истории кинозвездой.

После концертной поездки на фронт во время Первой Мировой Войны Каролина Отеро внезапно ушла со сцены, имея огромное состояние, которое она скопила за все эти годы. Она купила особняк на юге Франции. С ее красотой и славой, она вела расточительный образ жизни, растрачивая свои миллионы на азартные игры в казино. Belle Otero умерла в бедности в возрасте девяносто семи лет в Ницце во Франции в 1965 году, через сорок семь лет после завершения своей необыкновенной карьеры.