Заха хадид и ее творение архитектора. Фирменный стиль — бренд «Заха Хадид». Новый национальный стадион в Токио, Япония

Заха Хадид — гранд-дама современной архитектуры. Она не сразу добилась признания и достойного места в этой почти исключительно мужской профессии, но поразила мягкостью линий, новым подходом к организации пространства… каким-то особым женским взглядом на футуристическую архитектуру. Она твердо стоит на земле и при всей фантастичности решений отличается продуманным практическим подходом.

Для футбольного стадиона в Катаре (строительство запланировано на 2022 год), где бетон лишь будет набирать прочность со временем, она предлагает одно решение, а для музея транспорта Риверсайд в Глазго, где все же бывает и достаточно холодно — совершенно иное. Там ломанные линии фасада, тем не менее, выверены с учетом снеговой нагрузки.

Бизнес-центр Dominion Tower в Москве изначально вписывается в окружающую индустриальную «серую застройку», тщательно сверяясь с «птичкой» и существующими сооружениями, поскольку для архитектурной гранд-дамы важно главное: чтобы архитектура не только удовлетворяла требованиям заказчиков и, подчас, их нездоровым амбициям, но и делала жизнь людей чуточку лучше. А уж когда это возможно, то и похожей на сказку.

У нас, конечно, больше принято тешить амбиции, забывая об окружающих людях… Но на то и существуют такие по-настоящему выдающиеся личности, как Заха Хадид.

Заху Хадид (араб. زها حديد‎ ; англ. Zaha Mohammad Hadid) считают одной из самых оригинальных, необычных и самых успешных современных архитекторов мира, именуя «современным Гауди». Ее считают настоящим гением, а её здания и строения самых необычных форм находятся во многих странах мира и до сих пор продолжают строиться по сумасшедшим планам талантливого творца.

Дама Заха Мохаммад Хадид родилась 31 октября 1950 года в Багдаде (Ирак). Ирак в то формально он уже двадцать лет как освободился от господства Великобритании, однако страна по-прежнему находилась под сильным влиянием западной культуры. В Багдад приезжали архитекторы с мировыми именами, по их проектам строились музеи и университеты. Отец Захи получил хорошее европейское образование в Лондонской Школе Экономики, и по возвращении на родину стал одним из основателей Народной Демократической Партии, выступавшей за модернизацию Ирака. Будучи успешным предпринимателем, он смог дать своим детям все, что требовалось для воспитания в них свободомыслящих неординарных личностей. Благодаря его любви и поддержке Заха смогла реализовать себя, взойдя на вершину архитектурного Олимпа и заняв там место, соответствующее ее таланту, трудолюбию и целеустремленности.

Заха Хадид никогда не носила паранджу и, в отличие от остального населения страны, имела возможность свободно ездить по миру.

Существует несколько версий того, почему Заха решила стать архитектором. Скорее всего это решение зрело в ней постепенно. В одном из своих многочисленных интервью она рассказывала, как однажды родители взяли ее с собой на прогулку к древним шумерским руинам, и, находясь под впечатлением от уведенного, она решила, что сама будет строить удивительные, ни на что не похожие дома. В другом интервью Заха вспоминала, как увидела в журнале фотографии с выставки работ Фрэнка Ллойда Райта, и спросила родителей, как называют людей, которые строят дома. Родители ответили, что таких людей называют архитекторами, и Заха сказала, что хочет стать архитектором. Впрочем, в столь юном возрасте она еще не определилась с выбором будущей профессии и хотела стать певицей, модельером или даже космонавтом. Окончательное решение пришло к ней в возрасте 11 лет в Лондоне. С тех пор вся ее жизнь была подчинена страстному желанию воплощать свои фантазии в бетоне.

Получив начальное образование во французской монастырской школе в Багдаде, Заха в 1968-ом году покидает Ирак (ее возвращение обратно на родину затянулось более чем на сорок лет). Она едет в Ливан, где изучает математику в Бейрутском Американском университете.

С 1972 по 1977 год она училась в Архитектурной ассоциации в Лондоне. Начав карьеру в бюро ОМА своего учителя, видного голландского архитектора и теоретика деконструктивизма Рема Колхаса, в 1980 году Заха Хадид основывает собственную архитектурную фирму Zaha Hadid Architects.

В настоящее время проживает в Британии и считается как арабским, так и британским архитектором. Имеет титул Дамы-Коммандора ордена Британской империи. Стиль её работ относится к деконструктивизму. Уроженка Багдада Заха Хадид стала самой известной женщиной в архитектурной среде Европы и всего мира.

Она изменила представление о линиях и организации пространства, и хотя успех пришел к ней довольно поздно, Заха сумела покорить оппонентов и привнести в архитектуру новые веяния.

Центр водных видов спорта, Лондон, Великобритания (2005 — 2011)

Деконструктивизм — это яркое противопоставление отточенному и тщательно спланированному конструктивизму. Можно сказать, что деконструктивизм — это сюрреализм в архитектуре. Зачастую это очень сложные формы объектов с ломаными и неправильными линиями. Также для этого стиля характерно вторжение в городской массив самым агрессивным образом, то есть среди обычных жилых домов высится здание из стекла или среди ровных небоскрёбов вдруг появляется низкий и кривой дом, который похож на комок скомканной бумаги и так далее, и находится это в таких неожиданных местах, что кажется — это не план строителей, а постройка свалилась сюда нечаянно и совершенно случайно.

Заха Хадид стала одной из самых ярких фигур в современной архитектуре. Дамой-Командор ордена Британской империи она стала в 2012 году. В 2004 году стала первой в истории женщиной-архитектором, награждённой Притцкеровской премией, которая равна по своему значению Нобелевской премии или Пулитцеровской премии. Произошло награждение Захы Хадид в Санкт-Петербурге, в здании Эрмитажа. Обе премии архитектор получила, когда ей было уже за 50. Ее путь к славе был долгим и нелегким.

Получив диплом, Заха начинает работать в бюро OMA под руководством все того же Рема Колхаса, а спустя три года основывает собственную фирму Zaha Hadid Architects, продолжая при этом преподавать в Архитектурной Ассоциации. Заказов мало. Клиентов пугает ее необычный подход и своенравный характер, однако Заха не устает повторять, что архитектура - это не обслуживающая, а формообразующая дисциплина. Она упорно продолжает прокладывать свой собственный путь, чего бы ей это ни стоило. В 1983-ем году ее проект загородного клуба одерживает победу на конкурсе в Гонконге, однако он так и остается нереализованным. С этого момента Заха на долгие годы превращается в «бумажного архитектора». Ее творчеством восхищаются, она получает множество наград, но построить ничего не может. Фирма занимается мелкими заказами, а о Захе говорят, что ее проекты в принципе невозможно воплотить в жизнь.

Начиная с раннего, почти подросткового возраста, Заха Хадид постоянно фантазирует и работает над множеством проектов: как по заказу, так и по личной инициативе. В разные годы она предлагает варианты постройки обитаемого моста над Темзой (1966), перевёрнутого небоскрёба для английского города Лестера (1994) и клуба на вершине горы в Гонконге (1983). Проектирует здания оперы в Кардиффе (1994), Центров современного искусства в Огайо (1988) и Риме (1999)… Эти и другие проекты приносят ей победу в престижных архитектурных конкурсах (первый был выигран в 1983 в Гонконге), интерес, а затем и популярность среди профессионалов, но остаются на бумаге. Во многом - из-за неготовности заказчиков принять её нестандартный и оригинальный дизайн.

Музей Гуггенхайма в Бильбао

Ситуация неожиданным образом изменилась, когда в 1997-ом по проекту Фрэнка Гери был построен знаменитый Музей Гуггенхайма в Бильбао. Набрав силы, деконструктивизм вошел в моду. На Заху снова обратили внимание, и она получила заказ на строительство Центра современного искусства в Цинциннати, который сам по себе превращается в произведение искусства, а спустя два года по ее проекту начинается строительство лыжного трамплина в Инсбруке.

Заха на практике доказывает, что ее фантастические идеи можно сделать реальными. Постепенно она становится востребованным архитектором. Ее политика творческого самовыражения, превалирующего над принципами эргономики и функциональности, но не подавляющего их, начинает приносить свои первые плоды.

Она приступает к строительству научного центра Phaeno и центрального здания завода BMW (оба в Германии), ее проекты побеждают в конкурсах и не сходят со страниц архитектурных журналов. Заха продолжает преподавать и ездит с лекциями по всему миру, неизменно собирая полные аудитории.

По словам самой Хадид, всплеск интереса к её творчеству начался после того, как (в 1997 году) было построено здание музея Гуггенхейма в Бильбао по проекту Фрэнка Гери. А после участия в строительстве Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати США, открывшегося в 2003 году, идеи Захи Хадид становятся по настоящему востребованными.

Пожарная часть мебельной компании Vitra, Вайль-на-Рейне, Германия (1990 — 1994)

Продолжавшаяся целое десятилетие черная полоса заканчивается в 1990-ом году, когда Заха получает заказ на строительство пожарной части компании-производителя дизайнерской мебели Virta.

Это необычное здание, похожее на бомбардировщик, стало событием в архитектурном мире и заставило говорить о Захе как о мастере сформировавшегося в конце 80-х течения деконструктивизма.

Станция представляет собой остроугольную бетонную конструкцию, которая будто вырастает из-под земли. Все строение символизирует собой динамику, с которой приходится трудиться пожарным.

Пожарная часть мебельной компании Vitra, напоминающая бомбардировщик «Стелс» (1993), становится одной из первых ее осуществлённых разработок.

Но пожарная часть и эпизодические работы в коллективных проектах — это очень мало для полноценной карьеры в архитектуре.

Вскоре Заха выигрывает конкурс на строительство Оперного театра в заливе Кардифф (Великобритания), однако под давлением недовольной общественности заказчик аннулирует результаты конкурса и назначает новый, в котором Заха снова одерживает победу, обойдя в общей сложности 268 конкурентов.

Тогда заказчик вообще отказался от проекта, и долгожданный триумф обернулся для Захи катастрофой. Ее карьера достигла низшей точки. Работы практически не было, но Заха не сдавалась. Она решила идти до конца. Постепенно к Захе Хадид приходит признание.

Центр современного искусства Цинциннати, США (1997 — 2003)

В 1997 г. ей предложили первый реальный заказ — проект Центра современного искусства Розенталя. Это здание в Цинциннати было построено в 1997-2003 гг. Именно за проект Центра современного искусства госпожа Хадид удостоилась Притцкеровской премии, и стала первой женщиной-архитектором в истории, получившей эту высокую награду.

В облике здания прослеживается характерная для г-жи Хадид манера «рубить» пространство, создавая многоярусные и остроугольные объемы. Фасад первого этажа полностью остеклен; благодаря этому бетонный пол превращается как бы в продолжение тротуара. Массивные блоки верхних этажей, облицованные бетоном и металлом, будто подвешены в воздухе.

Архитектор всегда пыталась разрушить общепринятые каноны и «растянуть» рамки привычного пространства, придав ему мощный динамический импульс. С этой же целью - усиления внутреннего движения и деформации - Заха Хадид, полностью отметая общепринятую геометрию, использует искажённую перспективу, выявляющую острые углы и кривые линии.

Кроме чисто архитектурной работы с крупными формами, Заха Хадид охотно экспериментирует в жанре инсталляции, а также создаёт театральные декорации, выставочные и сценические пространства, интерьеры, обувь, картины и рисунки. Здесь она оттачивает новые формы в условиях полной композиционной свободы или, напротив, в условиях жёстких задач. Её малые работы есть во многих музейных коллекциях - таких, как MoMA, Немецком музее архитектуры во Франкфурте-на-Майне (DAM) и других. Также она читает лекции и устраивает мастер-классы по всему миру, каждый раз собирая полные аудитории.

Заха - автор нескольких экспериментальных коллекций мебели. В 1990 г. она оформила интерьер ресторана «Моондзун» в Саппоро (Япония), а в 1992 г. — выставку «Великая утопия» в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке. В 1999 г. ей доверили оформление Зоны разума под Куполом Миллениума в Лондоне.

Её наиболее известные работы в области мебельного дизайна - светильник Chandelier Vortexx, и кресло Cristal, выполненные для Sawaya & Moroni (Sawaya and MoroniВ), а также дизайн мебели и столового серебра, выполненные для той же фирмы. Дизайн 2005 году её избрали дизайнером года в рамках первой выставки дизайна Design Miami.

Светильник дизайна Заха Хадид для Sawaya & Moroni

Сумка от Заха Хадид для Louis Vuitton



Жидкий стол

Диван от Заха Хадид для B&B

Заха Хадид занимается инсталляциями, создаёт театральные декорации, экспериментальную мебель, дизайн обуви, пишет картины, занимается дизайном интерьеров. Кроме знаменитого светильника ее дизайна для Sawaya & Moroni, она разрабатывает дизайн туфель для Lacoste и бразильской компании Melissa (2008), выполняет проект идеального дома, представленный на Imm Cologne 2007 (Кёльн, Германия). В 1999-2000 гг. именно ей принадлежит дизайн оформления мирового турне группы Pet Shop Boys.

Дизайн выручает в отсутствии крупных значимых проектов. Только в 2001 г. Заха проектирует вокзал Hoenheim-North и автостоянку в Страсбурге (Франция), а в 2002 г. - трамплин Bergisel в Инсбруке (Австрия).

В мае 2004-го года происходит событие, которое многие ждали, но в возможность которого мало кто верил. Заха Хадид становится первой женщиной, получившей Прицкеровскую премию - самую престижную в мире архитектуры. С этого момента жизнь ее меняется в лучшую сторону. Критики уже не называют ее работы безумными и нереалистичными, понимая, что ее уникальный взгляд будет оказывать большое влияние на развитие архитектуры в ХХI веке.

Отныне сама Заха определяет правила игры, а ее удивительные оригинальные здания начинают постепенно менять облик мира, в котором мы живем. Меняется и ее стиль. Заха отходит от «классического» деконструктивизма, в ее работах появляется больше плавных линий и органических форм. Заха Хадид превращается в одного из самых влиятельных архитекторов нового века.

Центральное здание завода BMW Лейпциг, Германия (2001 — 2005)

В 2005-м центральное здание BMW признается лучшей постройкой года на территории Германии по версии Федеральной палаты архитекторов. Заха в буквальном смысле перевернула представления об организации рабочего пространства. В предложенном ею проекте конвейер с проходящими по нему автомобилями находился над помещениями для администрации, а не наоборот, как это было до сих пор.

В том же году Заха была избрана лучшим дизайнером года в рамках первой выставки дизайна Design Miami. Интерес к дизайну появился у Захи в детстве. В одном интервью она рассказывает, как родители купили для ее комнаты асимметричное зеркало в стиле модерн. На Заху оно произвело столь сильное впечатление, что она немедленно переделала всю свою комнату, а потом и комнаты своей кузины и тети, вспомнив, как в конце 80-х она создала удивительный интерьер для ресторана в Саппоро.

Позднее она с удовольствием занималась дизайном мебели и интерьеров, создавала театральные декорации и сценические пространства.

В 2005-ом она разработала дизайн для Отеля Пуэрто Америка, каждый из двенадцати этажей которого был решен одним архитектором. Кроме Захи в проекте участвовали Норман Фостер, Рон Арод, Жак Нувель, Катрин Финдлэй и другие. Отель получил множество наград и стал одной из достопримечательностей Мадрида.

В 2006-ом прошла персональная выставка в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, посвященная тридцатилетию карьеры Захи Хадид. Значительная часть представленных на ней проектов существовали уже не только на бумаге, но и реально строились по всему миру.

Музей естественных наук Phaeno, Вольфсбург, Германия (2000 — 2005)

Музей естественных наук Phaeno в Вольфсбурге вошел в список лучших архитектурных сооружений 2006 года и был отмечен премиями имени Мис Ван дер Роэ и Стирлинга. Заха называет этот проект в числе своих самых любимых: «Phaeno - это наиболее законченное изложение моих поисков комплексности, динамики, многослойности архитектурного пространства».

Музей напоминает космический корабль, парящий в воздухе вопреки всем законам гравитации, да и саму Заху иногда называют «инопланетянкой» и даже «колдуньей». Люди, которые встречались с ней лично говорят, что фотографии совершенно не передают ее демоническую красоту и духовную силу.

У нее, как и у всех талантливых людей, много врагов, но даже самые непримиримые ее противники признают, что многие работы Захи поистине великолепны. Тридцать лет назад вряд ли кто-нибудь осмелился сказать такое про женщину-архитектора, но Заха коренным образом изменила ситуацию.

В 2010-ом году Прицкеровскую премию снова получила женщина - японка Кадзуо Седзима. Сегодня это уже никого не удивляет и не вызывает такого ажиотажа, как в случае с Захой, потому что она была первопроходцем.

Заха неоднократно бывала в России. 31 мая 2004 года в здании Эрмитажного театра (Санкт-Петербург) состоялась церемония вручения Захе Хадид Прицкеровской премии. В том же 2004 году Хадид выступила с программной лекцией в Московском центральный доме архитектора (ЦДА). Годом позже (в 2005) в рамках выставки АРХ-Москва Заха Хадид провела мастер-класс.

Хадид является членом Международного попечительского комитета по созданию в Москве музея Дома Мельникова. Еще в начале своей головокружительной карьеры Заха ставила перед собой задачу продолжить незаконченный проект модернизма в экспериментальном духе раннего авангарда.

Тектоник Малевича

В русских авангардистах ее привлекал дух отваги, риска, новаторства, стремления ко всему новому и вера в мощь изобретательства. Еще в период Заха страстно увлекается русским авангардом и в особенности творчеством великого русского художника Казимира Малевича. Много лет спустя она скажет, что мечтает повесить «Черный квадрат» у себя в гостиной. Дипломная работа Захи так и называлась «Тектоник Малевича» и представляла собой проект обитаемого моста над Темзой. Заха применила оригинальный подход к работе, отказавшись от проекций, и стала использовать живопись как метод проектирования. Ей не нравится, что современные студенты почти не умеют рисовать, предпочитая пользоваться компьютером. Заху научила азам живописи ее мать, и для каждого своего проекта она делает по нескольку сотен набросков, из которых потом рождается новый архитектурный шедевр.

От фрагментарной архитектуры своих ранних проектов, создававшихся под влиянием творчества Малевича и Кандинского, она постепенно перешла к сложным текучим формам, в которых все сильнее проявляется органическое начало. Архитектура снова стала искусством, рождающим новые удивительные миры. Освобождаясь от гнета привычных форм, человек учится прокладывать свои собственные маршруты в пространстве и учится думать вовне, а не внутрь себя. Для Захи творчество - это способ осмысления и формирования мира.

В эпоху, когда религии и философии оказались бессильны перед глобальными проблемами XXI века, архитектура выходит на первый план как искусство, способное объединить людей и изменить их отношение друг к другу. Будущее наступает уже сегодня, и его облик будут определять такие талантливые и деятельные люди как Заха Хадид.


Катер Z-Boat


Обувь от Заха Хадид для Lacoste

Обувь от Заха Хадид для Melissa

Культурный центр, Абу-Даби, ОАЭ (2007 — ?)

Заха строит не только в Европе, Азии и США. Ее архитектурные проекты востребованы и на Ближнем Востоке. Среди ее работ для этого непростого региона следует отметить Культурный центр и Мост Шейха Саида в Абу-Даби, Музей современного искусства в Бахрейне, «танцующие башни» в Дубаи и офисные здания в Египте. В силу сложившихся обстоятельств Заха не может пока вернуться на родину, однако она признается, что с удовольствием построила что-нибудь в Багдаде.

«Я думаю, что в первую очередь надо восстанавливать даже не город и его инфраструктуру, хотя и это тоже необходимо, а гражданское общество. - говорит она в интервью журналу «Итоги», - То, что продолжалось в течение пятнадцати лет, просто полностью его разрушило, я знаю истории про то, как люди были вынуждены продавать своих детей, чтобы купить еду. Следует, конечно, воспользоваться опытом архитекторов, чтобы обдумать и понять, что делать с разрушенными городами. Багдад был потрясающим городом, как и Бейрут когда-то…»

Впрочем, ситуация может измениться. Недавно стало известно, что иракское правительство предложило Захе проектировать новое здание для Центрального банка Ирака. Если обстоятельства сложатся удачно, этот проект станет первым для ее родной страны.

В мае 2010-го в Риме открылся Национальный музей искусств XXI века. Строительство обошлось в 150 миллионов евро и на тот момент являлось самым крупным зданием из всех спроектированных Захой. В том же году этот музей получил приз Стирлинга (Великобритания) за лучшее архитектурное оформление и был назван лучшим зданием года (по версии WAF).

Кроме выставочных залов, Музей оснащен конференц-залом, библиотекой, мастерскими и помещениями для мероприятий. Два подразделения – живописи и архитектуры – собирают, изучают и популяризируют современное искусство.

Римляне прозвали здание «макарониной». Спиралевидная бетонная конструкция площадью в 27 тыс.кв.м обошлась властям в 150 млн евро. Основой для здания послужил комплекс казарм Монтелло: в классическом фасаде казарм располагается главный вход в музей.

Национальный музей искусств XXI века, Рим, Италия (1998 — 2009)

2010 год вообще стал одним из самых удачных для Захи Хадид. Ее фирма обеспечена заказами на десятилетие вперед, уже сейчас ведется строительство около двадцати объектов по всему миру. В 2011-ом планируется открытие Оперного театра в Гуаньчжоу, а к летним Олимпийским играм 2012-го года в Лондоне будет закончено строительство спорткомплекса для водных видов спорта. Времена, когда ее здания не хотели строить в Соединенном Королевстве, давно прошли. Заха проиграла битву при Кардиффе, но выиграла войну в столице своей второй родины - Великобритании.

Она много и успешно работает, в том числе и в России, где занимается несколькими проектами, включая частный дом в Барвихе, жилой комплекс «Живописная тауэр» и офисное здание. В 2005 году компания «Капитал Груп» заявила о своём сотрудничестве с Хадид в процессе проектирования жилого комплекса «Живописная Тауэр» на Живописной улице в Москве.

В 2012 году в Подмосковье, в районе Рублёво-Успенского шоссе был построен футуристический особняк по проекту Захи Хадид, заказчиком которого выступил российский бизнесмен Владислав Доронин. Дом под названием Capital Hill Residence выполнен в виде космического корабля построили в посёлке Барвиха.

Частный особняк в Барвихе, Россия

Особняк выполнен в экостиле - смеси современных технологий с природными формами и расположен в отдалении от соседних строений посреди соснового бора. Его площадь - 2 650 квадратных метров. В двух 22-метровых башнях расположены спальни и детские комнаты. В подвале находится финская сауна, хамам, русская баня, зал для занятий фитнесом и гостевая комната.

Интересно, что спальни хозяев будут располагаться на вершине 22-метровой башни, как и детские комнаты. Башня, будто корма корабля, возвышается над домом, из которого открывается чудный вид на сосновый бор.

В 2015 году в Москве, в районе Дубровки, планируется открытие бизнес-центра Dominion Tower, построенного по проекту «Zaha Hadid Architects» в неизменной архитектурной манере Захи - в авангардном стиле (основное строительство было завершено в 2014 году).

Бизнес-центр Dominion Tower

Сама Заха говорит о своем творчестве так:

«Я пытаюсь передать эмоции, которые испытывает человек, оказавшийся в дикой природе, в незнакомом, неисследованном месте. Постижение природы не имеет ничего общего с линейной системой координат… Мне интересно создать пространство, где у вас есть выбор системы координат. Когда вы оказываетесь в дикой природе, у вас нет определенного маршрута, и вы обнаруживаете места и вещи, которые не стремились обнаружить. Иногда вы чувствуете себя потерянным, но это лишь акцентирует внимание на том, что есть и другие пути. Многих людей не устраивает такой подход, потому что вообще люди не любят ставить под сомнение свои представления о правильном и неправильном. Мне, напротив, больше всего нравится менять свои мнения. Это как раз та причина, по которой люди путешествуют, смотрят мир, экспериментируют. И меня очень удивляет, насколько люди привержены какому-то одном способу существования. Это надо менять, и причем менять постоянно».

А теперь посмотрим на наиболее известные проекты и сооружения Дамы Захи Хадид. То есть все ее лучшие проекты, которые уже воплощены в жизнь, и те, что в скором времени станут реальностью.


Оперный театр Гуаньчжоу, Китай (2003 — 2010)

Guangzhou Opera House – считается одним из крупнейших театров в Китае и практически ничем не уступает Пекинскому Национальному театру и Шанхайскому Большому театру. Это крупнейший центр исполнительского искусства на юге Китая.

Театр в Гуанчжоу эксплуатируется уже 4 года. Строили его пять лет, затратив на возведение более 200 миллионов долларов. Говорят, что архитектор признавалась, что вдохновили ее на работу необыкновенные образы взятые из области топографии и геологии. Не случайно конструкция имеет изломанные линии, которые отчасти напоминают речные долины, узкие ущелья, неприступные каньоны.

Главный зал театра способен вместить 1800 человек. В Guangzhou Opera House имеется и малый зал на 400 человек. Театр с многофункциональным залом занимает территорию 70 000 m2 и построен из бетона, стекла и стали. Структура архитектуры здания разбита на треугольники. Заха Хадид создавала проект совместно с Патриком Шумахером (Patrik Schumacher).


«Живые камни» (Pierresvives) в Монпелье, Франция. Центр знаний и спорта для всех

В здании, получившем имя «Живые камни», располагаются архив, библиотека и управление спорта департамента Эро, в котором находится Монпелье. Хадид планировала создать некое дерево, чьи ветви развиваются в горизонтальном направлении. Соответственно разместились и учреждения: архив, требующий минимального количества окон, — на первом этаже; библиотека – на втором; а наверху расположились офисы спортивных чиновников. Общим является длинный вестибюль с выставочным пространством.

Острые углы на этот раз смягчены и округлены; бетон и стекло будто струятся по фасадам. Формы здания повторяются и в очертаниях парковки.


«Плиссированный» Музей искусств Элая и Эдит Броуд. Лансинг, США

Музей расположен на окраине кампуса Мичиганского университета. Проектируя здание, Заха Хадид вдохновлялась центральной частью кампуса, выстроенной в манере кирпичной неоготики, а также линиями проходящих мимо магистралей. В результате получилась вытянутая постройка, облицованная нержавеющей сталью. Металл собран в глубокие «складки». Поскольку многие хотят дотронуться до необычного здания, сталь обработали специальными составами против излишнего блеска и отпечатков пальцев.

Музей занимает площадь в 4273 кв.м. Экспозиции размещены на обоих наземных и подземном этажах; нашлось также место для магазина, кафе и образовательного крыла.

Комплекс Galaxy Soho в Пекине, Китай
Торгово-развлекательный центр Galaxy Soho открылся совсем недавно. Его площадь – 332857 кв.м, высота – 67 м. Четыре корпуса яйцевидной формы соединены между собой многочисленными «подвесными мостками», все вместе напоминает кадр из научно-фантастического фильма. Кажется, по мнению госпожи Хадид, будущее уже наступило!

Три надземных этажа и один подземный предназначены для торговли; в 12 верхних этажах расположились офисы. Под крышами находятся бары и рестораны с панорамным видом на город. В двухъярусной подземной парковке можно разместить 1275 машин. Основа здания – стандартная бетонная несущая конструкция с пролетом 8,4 м. Высота нижних этажей –5,4 м, в офисной части –3,5 м.

Культурный центр Гейдара Алиева в Баку, Азербайджан

В Азербайджане недавно был построен культурный центр, спроектированный Захой Хадид. Здесь разместились музей, библиотека, конференц-холл, зал для торжественных мероприятий. По очертаниям здание напоминает волны или складки, сформированные из бетона; в складках прячутся многочисленные окна. По замыслу Хадид, такое количество остекленных поверхностей как внутри, так и на фасадах, позволит сэкономить на освещении.



Возведённый в 2013 году Центр Гейдара Алиева - это современный культурный центр, ставший новым символом Баку и всего Азербайджана. Он представляет собой комплексное сооружение, которое включает аудиториум, музей, концерт-холл, выставочные залы и административные офисы.

Настоящей изюминкой здания является концертный зал округлой формы, рассчитанный на 2000 мест. Зал полностью выполнен из дерева, этот материал позволяет достичь идеальной акустики.

Мост шейха Зайда в Абу-Даби, ОАЭ

Четвертый мост, соединивший островной эмират Абу-Даби с материком, спроектировала архитектурная студия Захи Хадид. Ажурное сооружение длиной 842 м считается одним из самых затейливых мостов в мире. Здесь организовано многополосное движение, есть пешеходная дорожка и аварийная полоса. Несимметричные арки моста напоминают песчаные барханы в пустыне. Конструкция легко выдерживает порывы ветра до160 км/ч. Мост был открыт через 8 лет после начала его строительства, в 2010 году.

Музей транспорта Риверсайд в Глазго



Музей транспорта Риверсайд в Глазго - уже осуществленный проект. Изначально музей планировалось открыть в 2009 году, но строительство было приостановлено из-за кризиса, и с начала закладки до открытия прошло семь лет. Но оно того стоило. Футбольный стадион 2022, Катар


Стадион в портовом городе Аль-Вакра будет частью грандиозного строительства на площади 585000 квадратных метров. Его вместимость - 40000 зрителей, при этом верхний ярус стадиона будет съемным, что позволит уменьшить вместительность в два раза после окончания чемпионата.

Золотая станция метро в Эр-Рияде, Саудовская Аравия



Уникальный талант и необычное видение мира ввели Заху Хадид в число самых известных архитекторов планеты. Высокий статус этой женщины-архитектора подтверждает награждение Притцкеровской премией и командорством в ордене Британской империи, и в не меньшей степени – популярность ее проектов.

Биография и личная жизнь женщины довольно интересны. Она родилась в Багдаде (Ирак) 31.10.1950 года. Родители отличались прогрессивными взглядами и увлеченностью своими занятиями. Мать, Ваджиха аль-Сабунджи, родом из Мосула, была художницей. Отец, Мухаммад аль-Хадж Хусейн Хадид, входил в число соучредителей Национально-демократической партии Ирака.

Образование Заха Хадид (Zaha Hadid) получала в монастырской французской школе в Багдаде, потом в Американском институте в Бейруте (математическая направленность). Следующим этапом стала школа Архитектурно Ассоциации в Лондоне (Великобритания), курс мастеров Рем Колхаса и Элии Зенгелиса.

Дипломная работа – план отеля-моста над Темзой по мотивам творчества Малевича. Обучаясь архитектуре в период с 1972 по 1977 год, Заха Хадид работала над проектами, часть которых осталась нереализованной.

Реализация идей началась с разработки в 1990 году интерьера для ресторана в Японии (Саппоро) «Моондзун». Более известна другая ранняя ее работа в области архитектуры: оформление пожарной части германской мебельной компании «Витра» в 1994 году.

Карьера дизайнера складывалась ровно. После окончания Архитектурной школы она поступила в проектное бюро своего учителя, Колхаса, и работала у него до 1980 года. После ухода из бюро ОМА Хадид организовала собственную фирму – Zaha Hadid Architects. Работы по созданию «бумажных» проектов велись в сотрудничестве с инженером П. Райсом, который придавал визуальным идеям Захи материальную «плоть», воплощая их в инженерные конструкции. Параллельно с проектированием дизайнер занималась преподавательской деятельностью.

Известность пришла после возведения Центра современного искусства Розенталя (США, Цинциннати) – первого выигранного тендера-конкурса, в разработке идеи которого она участвовала.

В России творчество Захи Хадид было отмечено Притцкеровской премией, врученной ей в 31.05.2004 в Санкт-Петербурге. Впервые премия вручалась женщине. Заха Хадид в Москве бывала и до этого времени, работая над своими проектами.

Британия подтвердила заслуги мастера присвоением ей звания Дамы-командора ордена Британской империи (2012).

Личная жизнь архитектора не задалась, она не была замужем и не имела детей. Со слов самой Захи, ее дети – это ее проекты и сотрудники, так что в этом понимании семья женщины была огромна. Хадид жила очень скромно, в историческом центре британской столицы. По отзывам гостей и журналистов, дом представлял собой свободное пространство креативной планировки с авангардной мебелью.

Смерть Захи Хадид случилась в 2016 году, 21 марта. Она умерла в госпитале Майами, где проходила лечение от бронхита. Причиной смерти стал сердечный приступ.

Креативная архитектура

Жилой дом на Манхеттене

Ключевая концепция, на которой основаны все проекты Захи Хадид – проектирование знаковых объектов в стиле авангарда и футуризма.

Особенности ее эскизов:

  • Нет прямых линий, только плавные, выверенные переходы сложных кривых, воплощенные в бетон и стекло алгебраических формул. Видимо, именно так проявило себя ее базовое образование на математическом факультете. Почетные звания «Королева кривой» и «Королева форм» вполне отвечают удивительной силе впечатления ее объектов.
  • Перспектива намеренно искажена.
  • Общий объем разбит на отдельные компоненты.
  • Ранние проекты отличаются угловатыми формами, поздние – криволинейными.

Наиболее известные работы Захи Хадид (воплощенные в жизнь), представлены ниже.

Центр Гейдара Алиева (Баку, Азербайджан) – многоуровневая постройка государственного значения, предназначенная для проведения крупных мероприятий. Проектирование завершено в 2007 году, постройка – в 2012. Работа архитектора отмечена Design of the Year в 2014 году как лучшее в мире здание. В эскизах преобладают волнообразные линии, сложная форма здания трактуется как символ бесконечности.

Интерьеры соответствуют внешнему облику, они также вызывают ассоциацию с космическим объектом. Заха Хадид в Баку признана, в частности как архитектор и дизайнер мусульманского происхождения.

Центр современного искусства (Цинциннати, США). Это единственный в США музей, спроектированный женщиной. Проект был выполнен в 1998 году, здесь ярко проявилось стремление разбивать здание на отдельные криволинейные и остроугольные фрагменты.

Dominion Tower (Москва, Россия). Проекты Захи Хадид в Москве ограничиваются этим зданием, построенным в 2008-2015 годах. Несмотря на уникальную архитектуру, «Пересвет-Плаза» считается малопривлекательным в своем первоначальном качестве офисного центра. Однако как сооружение входит в число достопримечательностей столицы России.

Коттедж (Барвиха, Подмосковье, Россия), построен в 2012 году как подарок Доронина (российский предприниматель, миллионер) Наоми Кэмпбелл. Внешний вид и интерьеры имитируют космический корабль, базовый материал – искусственный камень.

Здесь как нельзя более ярко проявилась тяга дизайнера к кривым линиям и поверхностям, а также цветовая лаконичность.

Национальный музей искусств XXI века (Рим, Италия), постройки 1999-2010 годов. Этот комплекс на основе старинных казарм – самые крупные здания Захи Хадид. Возведенный из бетона и стекла, имеет площадь в 27 тыс. кв. метров.

Чтобы оценить другие яркие работы дизайнера, предлагаем посмотреть фото проектов Захи Хадид.

Опера в Гуанчжоу (Китай, 2010)

Здание гражданского суда (Мадрид, Испания, 2007)

Музей транспорта Риверсайд (Шотландия, Глазго)

Неоконченные работы и будущие здания

Среди спроектированных, но непостроенных объектов, архитектура Захи Хадид включает:

  • Opus Hotel&Serviced Apartaments (Дубаи, ОАЭ);

  • футбольный стадион (Катар)

Сейчас студия, основанная Хадид, продолжает работать под руководством Патрика Шумахера. Их проекты пока не так популярны и востребованы, поскольку как архитектор Заха Хадид была вне конкуренции. Однако публикация всех новых концептов ведется регулярно. Сейчас ведется строительство 24 объектов, спроектированных Zaha Hadid Architects.

Малые формы и предметы быта

Помимо крупных архитектурных объектов, Заха была признанным дизайнером интерьеров и предметов обихода. Уникальные созданные ею светильники, сочетающие криволинейность, традиционную для большинства ее работ, с необычными конструктивными решениями.

Один из примеров – монохромные люстры для компании Slamp.

Или креативные светодиодные люстры из глянцевого полимера Vortexx Chandelier (2005).

Интересна также мебель ее дизайна – столики из прозрачного акрила, бесшовные диваны и кресла, геометрически сложные каркасные стулья.

Несмотря на странные внешне формы, все предметы мебели вполне эргономичны и удобны.

Разработанные дизайнером интерьеры для жилых и нежилых помещений удивляют лаконичностью, часто монохромностью цветовой гаммы, сочетанием плоских и криволинейных поверхностей, «космическим» обликом деталей, многоуровневой планировкой.

Футуристический дизайн в непривычных областях

Достопримечательности Заха Хадид создавала не только в области архитектуры. Одним из наиболее оригинальных ее проектов является яхта, которая напоминает фантастический звездолет, по недоразумению оказавшийся плавучим.

Этот проект разработан в сотрудничестве с судостроительной компаний из Гамбурга Blohm+Voss. Длина базовой модели 128 метров, ее меньшие аналоги – 90 м.

Яхты предназначены для быстрого и сверхбыстрого движения, поэтому помимо обычных инженерных расчетов для них проводился анализ гидродинамических свойств.

Интерьеры отличаются максимальным уровнем комфорта, превышающим обычное оснащение люкс-кораблей этого класса.

Биография (по материалам Википедии, www.zaha-hadid.com , www.lenta.ru)

       Заха Хадид появилась на свет 31 октября 1950 г. в семье крупного иракского бизнесмена. У отца была возможность отправить дочь на обучение в Лондон. Та постигала тонкости архитектурного искусства у таких гениев, как Рем Колхаас и Элиа Зенгелис.

       Однако в начале карьеры у Хадид не все было гладко. Практикующие архитекторы называли ее чудачкой, чьи работы слишком эксцентричны, чтобы быть реализованными. Но Колхаас был не согласен с этим мнением. Он увидел в Захе талант и почувствовал в ней родственную творческую душу. Так она попала в его мастерскую.

       Дочери иракского промышленника потребовалось всего 3 года, чтобы стать самостоятельной. Так в Лондоне появилась ее собственная фирма. Поначалу архитектору приходилось заниматься скромными заказами. Фирма выполняла оформление выставок, баров и прочих небольших объектов. Слишком радикальные художественные приемы Хадид отпугивали клиентов. Безумная геометрия Захи казалась противоречащей законам физики. Люди не верили, что такие здания могут появиться в реальном мире.

       Однако эксцентричный архитектор не планировала сдаваться. Она продолжала свои творческие поиски и неоднократно выигрывала тематические конкурсы и выставки. Однако со строительством собственных проектов дела обстояли не так радужно, как с их созданием.

       Такое положение вещей сохранялось до 1999 года. А потом фирма Хадид получила первый большой заказ. Заха спроектировала Центр современного искусства в одном из городов США. Выбор исполнителя более чем соответствовал духу здания, и результат не разочаровал. Постройка напоминает вертикальную улицу.

       Строительство продолжалось 4 года, после чего к Захе Хадид пришла всемирная известность. Заказы не заставили себя ждать, они посыпались, как из рога изобилия. Стиль Захи охарактеризовали как деконструктивизм, хотя это не строгое определение. Нечто промежуточное между абстрактным и метафорическим, он уникальный.

       Хадид много работала с нью-йоркским музеем Гуггенхайма. В его стенах она оформляла одну из первых крупных выставок. Мероприятие посвящалось русскому авангарду. Впоследствии Заха была назначена архитектором для очередного музея Гуггенхайма на Тайване.

       Притцкеровскую премию Заха Хадид получила в Санкт-Петербурге. Стоит отметить, что архитектор нередко приезжала в Россию. Она даже организовывала мастер-классы на территории РФ. Открытость миру связана с особым видением роли архитектуры в жизни общества. Заха считала, что искусство должно объединять людей, а не разделять.

       Сегодня ее авторство распространяется на многие объекты по всему миру, включая "танцующие башни" в Дубаи, ж/д станцию в Неаполе, "лежачий" небоскреб в Монпелье и т.д. Оригинальные, смелые работы Хадид всегда интересны публике.

       Легендарная женщина-архитектор внезапно скончалась на 66-м году жизни от инфаркта 31 марта 2016 года в Майами, США.

       МАТЕРИАЛЫ

Современная архитектура мира потрясает своей необыкновенной красотой, которая воплощена порой в самых невероятных формах. Одним из таких ярких примеров «архитектуры будущего» является направление деконструктивизма и проекты архитектора Захи Хадид. Be In Trend выбрал 9 самых ярких архитектурных проекта Хадид.

Заха Хадид — всемирно известная на сегодняшний день британский архитектор арабского происхождения, которая в своих проектах придерживается направления деконструктивизма. Для этого направления в современной архитектуре характерны визуальная усложненность, неожиданные изломанные и нарочито деструктивные формы, а также подчёркнуто агрессивное вторжение в городскую среду. Яркими представителями направления деконструктивизма, сформированного в конце 1980-х годов, являются Питер Айзенман, Даниэль Либескинд, Рем Колхас. В свою очередь Заха Хадид является ученицей известного голландского архитектора и теоретика деконструктивизма Рема Колхаса — начав карьеру в бюро своего учителя ОМА, в 1980 она основывает собственную архитектурную фирму Zaha Hadid Architects.

Также в 2004 году Заха Хадид стала первой в истории женщиной-архитектором, награждённой Притцкеровской премией.

2012 — Комплекс Galaxy Soho в Пекине (Китай)


Совсем недавно архитектурное бюро Zaha Hadid Architects закончило проект нового мультифункционального центра в Пекине. Архитектуру комплекса составляют пять непрерывных объемов, которые, перетекая друг в друга, образуют единое пространство Galaxy Soho. Проектируя здание, дизайнеры вдохновлялись архитектурой старинных китайских двориков, пытаясь это объединить с потребностями стремительно развивающегося современного Пекина. Здание вышло достаточно футуристичным.

2012 — Культурный центр Гейдара Алиева в Баку (Азербайджан)

Культурный центр в Баку имени 3-го президента Азербайджана Гейдара Алиева представляет собой комплексное сооружение, которое включает в себя конгресс-центр, музей, выставочные залы и административные офисы. Этот центр, как и само здание, считается одним из символом современного Баку.

2012 — здание в Монпелье (Франция)


Во французском городе Монпелье появилось эффектное административное здание Pierresvives, в котором расположились библиотека, архив и спортивное управление департамента Эро — столицы Монпелье. По замыслу Хадид, здание внешне напоминает горизонтально ветвящееся дерево.

2011 — Музей транспорта в Глазго (Шотландия)

Разработанный архитектурным бюро Zaha Hadid Architects, Музей транспорта в Глазго (Шотландия) является одним из самых новых и современных культурных зданий в этом городе.

2010 — Оперный театр в Гуанчжоу (Китай)


В 2011 году в китайском городе Гуанчжоу открылся оперный театр, спроектированный Хадид. Конструкция здания отличается изломанными линиями внутренних помещений и внешнего облика театра, которые выражают общую концепцию Захи Хадид в стиле «текучести» и «переливания».

2011 — галерея Roca Gallery в Лондоне

Галерея Roca в Лондоне построена для испанского бренда Roca, известного своими ванными комнатами. Конструкция здания отличается плавным и обтекаемыми формами, гладкой поверхностью и отсутствием углов. Вдохновила Хадид на такой выбор красота естественных линий в природе, где не существует резких углов.

2010 — Академия в Брикстоне (Великобритания)

В 2010 году архитектурная студия Захи Хадид реализовала проект школы Evelyn Grace Academy в Брикстоне (южный Лондон). Комплекс состоит из четырех маленьких школ, которые построены зигзагообразно в гармонии с беговыми дорожками и спортивными площадками.

2009 — Национальный музей искусств 21 века в Риме

В 1998 году был проведен конкурс на право создания проекта здания Национальный музей искусств 21 века в Риме, и архитектурное бюро Захи Хадид выиграло этот конкурс. В 2009 году в Риме появилось здание. Это самое крупное сооружение из всех ею спроектированных на сегодняшний день. Возведение спиралеобразной бетонной постройки площадью в 27 тысяч квадратных метров длилось 11 лет.

1994 — Пожарная часть «Витра» в Вайль-ам-Райне (Германия)

Заха Хадид (Zaha Hadid) – известнейший британский архитектор арабского происхождения, чьи удивительные и невероятные работы прославились на весь мир. Давайте же узнаем немного о ней самой и посмотрим на ее как реализованные проекты, так и «проекты в проектах».

Родилась Заха 31 октября 1950 года в городе Багдад (Ирак). Начальное образование получила во французской школе при монастыре в Багдаде, потом уехала в Ливан изучать математику в одном из американских университетов, а далее перебралась в Лондон (Великобритания), где в 1972 году поступила в Архитектурную Ассоциацию.

Карьера Захи началась в архитектурном бюро «OMA», под надзором учителя, известнейшего голландского архитектора Рема Колхаса (Remment Koolhaas). И уже в 1980 году Хадид основала свою собственную архитектурную студию под названием «Zaha Hadid Architects ».

Заха питает слабость к нетрадиционной архитектуре, искаженной перспективе, острым углам и изогнутым формам. Но большинство проектов ее студии остаются нереализованными именно из-за нестандартного подхода. И лишь спустя десять лет, в 1990 году, Хадид получает первый серьезный заказ на разработку проекта пожарной части «Vitra», после которого о ней начинают говорить как о непревзойденном мастере деконструктивизма.

В 1998 году Заха реализовывает новый проект – Центр современного искусства Розенталя, расположенный в Цинцинатти (США).

5. космический корабль для Наоми

Примечателен ее проект футуристической башни « », расположенной в Гонконге. В башне разместилась университетская школа дизайна с просторным лекционным залом, десять аудиторий и множество дизайнерских студий и мастерских. Помимо прочего здесь же появится музей дизайна, будут проходить временные и постоянные выставки и откроется обзорная галерея.

7. футуристическая башня

2004 год – разработка проекта , строительство которого началось в 2009 году. «Citylife» состоит из семи «извилистых» зданий разной высоты, от 5 до 13 этажей каждое. Отличительным архитектурным элементом являются изогнутые балконы и скошенная крыша с широкими крытыми террасами, придающая элегантный вид пентхаусам.

9. комплекс Citylife

В 2004 году Заха получает официальное признание публики и становится первой женщиной-архитектором, получившей Притцкеровскую премию.

В 2007 году студия «Zaha Hadid Architects» проектирует новое здание – . Постройка, выполненная по последнему слову дизайна, представляет собой культурный комплекс, включающий пять функциональных зон – художественную галерею, музей, лабораторию дизайна, выставочный центр и парк истории и культуры города площадью 30.000 кв.метров. Изогнутый фасад покрыт алюминиевыми панелями в количестве более сорока пяти тысяч штук.

11. Dongdaemun design park & plaza