Жилище монахов в 17 веке барокко. Архитектура Испании, Португалии и Латинской Америки. Художники направления барокко

Барокко искусство (Baroque art.), стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 веков. В разное время в термин "барокко" вкладывалось разное содержание. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд. В настоящее время он употребителен в искусствоведческих трудах для определения стиля, господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 г. до начала 18 века. От маньеризма Барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса - основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое.

В XVII в. Италия -- первое звено в искусстве эпохи Возрождения, потеряла экономическое и политическое могущество. На территории Италии начинают хозяйничать иностранцы --испанцы и французы, они диктуют условия политики и пр. Истощённая Италия не утратила высоты своих культурных позиций -- она остается культурным центром Европы.

Мощь в культуре проявилась приспособлением к новым условиям -- знать и церковь нуждаются в том, чтобы их силу и состоятельность увидели все, но поскольку денег на постройки палаццо не было, знать обратилась к искусству, чтобы создать иллюзию могущества и богатства. Популярным становится стиль, который может возвысить, вот так в XVI веке на территории Италии возникает барокко.

Происхождение слова барокко вызывает больше споров, чем названия всех остальных стилей. Существует несколько версий происхождения.

Португальское barroco -- жемчужина неправильной формы, не имеющая оси вращения, такие жемчужины были популярны в XVII веке.

В итальянском baroco -- ложный силлогизм, азиатская форма логики, приём софистики, основанный на метафоре. Как и жемчужины неправильной формы, силлогизмы барокко, ложность которых скрывалась их метафоричностью.

Использование термина со стороны критиков и историков искусства берет начало со 2-й половины XVIII и относится, в первое время, к фигуративному искусству и, последовательно, также к литературе. Вначале этот термин приобрел негативный смысл. Эрнст Гомбрих писал: «Слово «барокко», означающее «причудливый», «нелепый», «странный», также возникло позднее как язвительная насмешка. Словом «барокко» клеймили своевольные отступления от строгих норм классики, что для них было равнозначно безвкусице». И только в конце XIX века произошла переоценка барокко, благодаря европейскому культуральному контексту от импрессионизма к символизму, который выделяет связи с эпохой барокко.

Одна из спорных теорий предполагает происхождение всех этих европейских слов от латинского bis-roca, скрученный камень. Другая теория -- от латинского verruca, крутое высокое место, дефект в драгоценном камне.

Наконец, ещё одна теория предполагает, что это слово во всех упомянутых языках является пародийным с точки зрения лингвистики, и его словообразование может объясняться его значением: необычностью, неестественностью, неоднозначностью и обманчивостью.

Неоднозначность стиля барокко объясняется его происхождением. Как считают некоторые исследователи, он был заимствован из архитектуры турок-сельджуков.

Самые характерные черты Барокко - броская цветистость и динамичность - соответствовали самоуверенности и апломбу вновь обретшей силу римской католической церкви. За пределами Италии стиль Барокко пустил самые глубокие корни в католических странах. У истоков традиции Барокко искусства в живописи стоят два великих итальянских художника - Караваджо и Аннибале Карраччи, создавшие самые значительные работы в последнее десятилетие XVI века - первое десятилетие XVII века. Для итальянской живописи конца XVI века характерны неестественность и стилевая неопределённость. Караваджо и Карраччи своим искусством вернули ей цельность и выразительность. В итальянской архитектуре самым видным представителем Барокко искусства был Карло Мадерна (1556-1629 гг.), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Его главное творение - фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г.). Основной фигурой в развитие барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 г. Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария делла Виктория (1645-1652 гг.) .

Самыми видными итальянскими современниками Бернини в этот период зрелого барокко были архитектор Борромини и художник, и архитектор Пьетро да Кортона. Несколько позднее творил Андреа дель Поццо (1642-1709 гг.); расписанный им плафон в церкви Сант-Иньяцио в Риме (Апофеоз св. Игнатия Лойолы) является кульминацией тенденции барокко к помпезному великолепию. В XVII веке Рим был столицей мира в области искусства, привлекал художников всей Европы, и Барокко искусство скоро распространилось за пределы "вечного города". В каждой стране Барокко искусство подпитывалось местными традициями. В одних странах оно становилось более экстравагантным, как, например, в Испании и Латинской Америке, где развился стиль архитектурного украшательства, названный чурригереско; в других приглушалось в угоду более консервативным вкусам. В католической Фландрии Барокко искусство расцвело в творчестве Рубенса, на протестантскую Голландию оно оказало не столь заметное влияние. Правда, зрелые работы Рембрандта, чрезвычайно живые и динамичные, явно отмечены влиянием Барокко искусства. Во Франции оно ярче всего выразило себя на службе монархии, а не церкви. Людовик XIV понимал важность искусства как средства прославления королевской власти. Его советником в этой области был Шарль Лебрен, который руководил художниками и декораторами, работавшими во дворце Людовика в Версале. Версаль с его грандиозным сочетанием пышной архитектуры, скульптуры, живописи, декоративного и ландшафтного искусства явил собой один из самых впечатляющих примеров слияния искусств.

Барокко искусство способствовало созданию театральных эффектов, достигавшихся освещением, ложной перспективой и эффектными сценическими декорациями. Однако оно мало отвечало сдержанному британскому вкусу. В английской архитектуре влияние барокко было заметно лишь в начале 18 века в своеобразном творчестве Ванбру и Хоксмора. К этому стилю приближаются некоторые из более поздних работ Рена. Тяга Барокко искусства к масштабности чувствуется в величественных проектах собора Св. Павла (1675-1710 гг.) и Гринвичского госпиталя (начало 1696 г.). Барокко сменилось более спокойным палладианством. Во всех видах искусств барокко слилось с более легковесным стилем рококо. Это слияние было весьма плодотворным в Центральной Европе, особенно в Дрездене, Вене и Праге.

Эпоха барокко порождает огромное количество развлечений ради развлечений: вместо паломничеств -- променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров -- «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий -- театр и бал-маскарады. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.

Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт. Поэтому барокко -- это ещё век Разума и Просвещения. В Версале появляется первый европейский парк, где идея леса выражена предельно математически: липовые аллеи и каналы словно вычерчены по линейке, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур. Впервые одетые в униформу армии эпохи барокко большое внимание уделяют «муштре» -- геометрической правильности построений на плацу .

Барочный человек.

Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством -- всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.

А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен -- от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Изначально он предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета. В эпоху барокко естественность -- это синоним зверства, дикости, вульгарности и сумасбродства. Для философа Гоббса естественное состояние (англ. state of nature), которое характеризуется анархией и войны всех против всех.

Барокко характеризует идея облагораживания естества на началах разума. Нужду не терпеть, но «благообразно в приятных и учтивых словах предлагать» (Юности честное зерцало, 1717). Согласно философу Спинозе, влечения уже составляют не содержание греха, но «саму сущность человека». Поэтому аппетит оформляется в изысканном столовом этикете (именно в эпоху барокко появляются вилки и салфетки); интерес к противоположному полу -- в учтивом флирте, ссоры -- в утончённой дуэли.

Для барокко характерна идея спящего Бога -- деизм. Бог мыслится не как Спаситель, но как Великий Архитектор, который создал мир подобно тому, как часовщик создаёт механизм. Отсюда такая характеристика барочного мировоззрения как механицизм. Закон сохранения энергии, абсолютность пространства и времени гарантированы словом Бога. Однако, сотворив мир, Бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной. Такому Богу бесполезно молиться -- у Него можно только учиться. Поэтому подлинными хранителями Просвещения являются не пророки и священники, а учёные-естествоиспытатели. Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии» (1689), а Карл Линней систематизирует биологию в «Системе природы» (1735). Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные общества .

Таким образом, барокко - это стиль европейского искусства и архитектуры XVII - XVIII веков. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств; одновременно -- тенденция к автономии отдельных жанров.

Мировоззренческие основы стиля сложились как результат потрясения, каким для XVI века стали Реформация и учение Коперника.

Барокко (итал. barocco - «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca - «жемчужина неправильной формы» - характеристика европейской культуры XVII-XVIII веков.

Эпоха барокко

Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств - променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров - «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий - театр и бал-маскарад. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.

Черты барокко

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно - тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).

Человек эпохи барокко

Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.

А идеалом мужчины в эпоху барокко становится кавалер, джентльмен - от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Он предпочитает брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета.

Галилей впервые направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение Земли вокруг Солнца (1611), а Левенгук под микроскопом обнаруживает крошечные живые организмы (1675). Огромные парусники бороздят просторы мирового океана, стирая белые пятна на географических картах мира. Литературными символами эпохи становятся путешественники и искатели приключений.

Барокко в скульптуре

Скульптура — неотъемлемая часть стиля барокко. Величайшим скульптором и признанным архитектором 17 века был итальянец Лоренцо Бернини (1598-1680). Среди самых известных его скульптур - мифологические сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном и чудесного превращения в дерево нимфы Дафны, преследуемой богом света Аполлоном, а также алтарная группа«Экстаз святой Терезы» в одной из римских церквей. Последняя из них со своими вырубленными из мрамора облаками и словно развевающимся на ветру одеянием персонажей, с театрально преувеличенными чувствами, очень точно выражает устремления скульпторов этой эпохи.

В Испании в эпоху стиля барокко преобладали деревянные скульптуры, для большого правдоподобия их делали со стеклянными глазами и даже хрустальной слезой, на статую часто надевали настоящие одежды.

Барокко в архитектуре

Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелл и в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко - теламон (атлант), кариатида, маскарон.

Барокко в интерьере

Для стиля барокко характерна показная роскошь, хотя он сохраняет в себе такую важную черту классического стиля, как симметрия.

Настенная роспись (один из видов монументальной живописи) использовалась в украшении европейских интерьеров с ранне-христианских времён. В эпоху барокко она получила наибольшее распространение. В интерьерах использовалось много цвета и крупных, богато украшенных деталей: потолок, украшенный фресками, мраморные стены и части декора, позолота. Характерны были цветовые контрасты - например, мраморный пол, оформленный плитками в шахматном порядке. Обильные позолоченные украшения были характерной чертой данного стиля.

Мебель была предметом искусства, и предназначалась практически только для украшения интерьера. Стулья, диваны и кресла обивались дорогой, богато окрашенной тканью. Были широко распространены огромные кровати с балдахинами и струящимися вниз покрывалами, гигантские шкафы. Зеркала украшались скульптурами и лепниной с растительным узором. В качестве материала для мебели часто использовался южный орех и цейлонское чёрное дерево.

Стиль барокко не подходит для небольших помещений, так как массивная мебель и украшения занимают большой объём в пространстве.

Барочная мода

Мода эпохи барокко соответствует во Франции периоду правления Людовика XIV, второй половине XVII века. Это время абсолютизма. При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. Костюм был подчинен этикету. Франция была законодателем моды в Европе, поэтому в других странах быстро переняли французскую моду. Это был век, когда в Европе установилась общая мода, а национальные особенности отошли на задний план или сохранились в народном крестьянском костюме. До Петра I европейские костюмы носили также и в России некоторые аристократы, хотя не повсеместно.

Костюму были характерны чопорность, пышность, изобилие украшений. Идеалом мужчины был Людовик XIV, «король-солнце», искусный наездник, танцор, стрелок. Он был низок ростом, поэтому носил высокие каблуки.

Барокко в живописи

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко - броская цветистость и динамичность; яркий пример - творчество Рубенса и Караваджо .

Микеланджело Меризи (1571-1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо , считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, такие как Аннибале Карраччи (1560-1609) или Гвидо Рени (1575-1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.

Введение

Итальянское слово "барокко" означает буквально "странный", "причудливый". Такое название весьма соответствует особенностям стилистического направления в европейском искусстве с конца 16 века - середины 18 века. В истории искусства 19 и особенно 20 века термином "барокко" начинают обозначать всё европейское искусство 17-18 веков. (Энциклопедический словарь юного художника)

Современные теоретики искусства склонны отделять в искусстве барокко формальные проявления от его жизнеутверждающего пафоса, и тогда общая история художественных форм в искусстве может предстать как противопоставление барокко и классицизма. (Жермен Базен "Барокко" и "Рококо")

Классицизмом называют стиль и направление в искусстве 17 - 19 века. Философской основой классицизма были представления о разумной закономерности мира, о главенстве разума и общественного долга в жизни людей о прекрасной, облагороженной культуре. Для искусства классицизма характерна тяга к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических, нравственных идеалов. (Энциклопедический словарь юного художника)

Немецкий теоретик Вёльфлин описал формальные характеристики каждого из этих двух направлений. Он считал, что классическое искусство обращено к натуре - это искусство наблюдения, его цель заключается в том, чтобы за внешними проявлениями найти глубинную правду, определяющую всемирный порядок вещей. Классицизм отличает простота и ясность, их части составляющие целостность самодостаточны, они статичны и замкнуты в своих границах. Напротив, художник барокко стремится отобразить всё многообразие явление, постичь поток в непрерывном обновлении, его композиции динамичны, открыты и тяготеют вырваться за пределы своих границ, элементы из которых они складываются, связаны единым органическим действием и не могут быть отдаленны один от другого.

Склонность барокко к пафосу приводит мастеров этого направления к выбору драматических сюжетов, к изображению страданий и ярких эмоций, жизни и смерти в их самых драматических проявлениях, тогда как художники классицизма стремятся показать человека полностью владеющего собой.

Классицизм стал кульминацией классического искусства, вдохновлявшего многих художников даже в период наивысшего расцвета барокко, тех самых идей. Которые легли в основу французской эстетики и определили художественные вкусы в Англии. (Жермен Базен "Барокко" и "Рококо").


Барокко

Искусство "барокко" сложилось и расцвело в Италии, где работал крупнейший архитектор и скульптор Л. Бернини, живописец, глава демократического реализма Караваджо, последователи академизма братья Карраччи и др. Стиль был призван прославлять и пропагандировать могущество знати и церкви, он выразил прогрессивные представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его сложности, изменчивости. Основополагающей чертой "барокко" можно считать его стремление к синтезу искусств, объединению в один ансамбль архитектуры, скульптуры живописи и декоративного искусства. Синтез классических искусств, включал монументальное искусство, характерен для стилей барокко, рококо, классицизм для русской художественной культуры второй половины 18 века.

В изобразительном искусстве барокко преобладают виртуозные декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты, подчёркивающие привилегированность общественного положения человека.

Особенность "барокко" - не соблюдение ренессансной гармонии ради более эмоционального контакта со зрителем. Большое значение приобрели композиционные эффекты, выраженные в смелых контрастах масштабов, цветов, света и тени. Но при этом художники "барокко" стремятся к достижению ритмического и цветного единства, живописности целого.

"Барокко" получило распространение во Фландрии (знаменитые представители "барокко" во Фландрии - П.П. Рубенс, Ф. Снейдарс, Я. Йорданс, А. Ван Дейк), в Испании, Португалии, на юге Германии, в Австрии, Чехии, Словакии, Хорватии, на западе Украины, в Литве. Во Франции "барокко" слилось с классицизмом в единый пышный стиль.

В России реформы Петра 1, рост и укрепление дворянской монархии в первой половине 18 века способствовали расцвету искусства барокко, в котором отразилось не только стремление знати к новому образу жизни, но и широкие общественные настроения, чувство гордости за успехи государства и народа. Архитектура русского барокко достигла величественного размаха, большой цельности, динамичности в городских и загородных ансамблях Петербурга, Петергофа (Петродворец), Царского села (г. Пушкин), Москвы - архитекторы В. Растрелли, Д. Ухтомский, С. Чевокинский. Изобразительные искусства обратились к светским общественным темам, к образу государственного деятеля. В портретах парадность композиций сочеталась с достоверностью характеристики персонажа (скульптура К.Б. Растрелли, живопись И.Н. Никитина, А.П. Антропова).

Один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца 16 - середине 18 вв., "барокко" утвердилось в эпоху интенсивного сложения наций и национальных государств (главным образом абсолютных монархий). Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к реальной среде, к окружающей человека природной стихии "барокко" пришел он на смену гуманистической художественной культуре Возрождения и изощренному субъективизму искусства маньеризма. Отказавшись от присущей классической ренессансной культуре представлений о гармонии и строгой закономерности бытия, о безграничных возможностях человека, его воли и разума, эстетика барокко строилась на коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и власти иррациональных сил. Человек в искусстве барокко предстаёт многоплановой личностью, со сложным внутренним миром, вовлечённым в круговорот и конфликты среды.

Для искусства барокко характерны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастом масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.

Синтезу искусств барокко, носящему всеобъемлющий характер и затрагивающему практически все слои общества (от государства и аристократии до городских низов и отчасти крестьянства), свойственно торжественное, монументально - декоративное единство, поражающее воображение своим размахом. Городской ансамбль, улица площадь, парк, усадьба - стали пониматься как развивающееся в пространстве художественное целое, многообразно разворачивающееся перед зрителем. Дворцы и церкви барокко благодаря роскошной, причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и очертания приобрели живописность и динамичность и как бы вливались в окружающее пространство. Парадные интерьеры зданий барокко украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой. Зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а живопись плафонов создавало иллюзию разверзшихся сводов. Идеализация образов сочетается в них с бурной динамикой, неожиданными композиционными и оптическими эффектами, реальность с фантазией, религиозная аффектация с подчёркнутой чувствительностью, а нередко и с острой натуральностью и материальностью форм, граничащей с иллюзорностью. В произведениях искусства барокко парой включаются реальные предметы и материалы (статуи с реальными волосами и зубами, капеллы из костей и т.п.).

В живописи большое значение приобретают эмоциональное, ритмическое и колористическое единство целого, часто непринужденная свобода мазка, в скульптуре - живописная текучесть формы, ощущение изменчивости становление образа, богатство аспектов и впечатлений.

В Италии - на родине барокко - отдельные его предпосылки и приёмы появились в 16 веке в станковой и декоративной живописи Корреджо, творчестве Караваджо, постройках Дж. Виньолы (тип раннебарочной церкви), скульптуре Джамболоньи. Наиболее законченное и яркое воплощение стиль барокко нашёл в полных религиозной и чувственной аффектации произведениях архитектора и скульптора Л. Бернини, архитектора Ф. Борромини, живописца Пьетро да Кортоны. Позднее итальянское барокко эволюционировало к фантастичности построек Г. Гварини, бравурности живописи С. Розы и А. Маньяско, головокружительной лёгкости росписи Дж.Б. Тьепопо. Во Фландрии мироощущение, рожденное Нидерландской буржуазной революцией 1566-1602, внесло в искусство барокко мощные жизнеутверждающие реалистические начала (живопись П.П. Рубенса, Ван Дейка, Я. Йорданса). В Испании 17 века некоторые черты барокко проступали в аскетичной архитектуре школы Х.Б. де Эрреры, в реалистической живописи Х. де Риберы и Ф. Сурбарана, скульптуре Х. Монтаньеса. В 18 веке в постройках Х.Б. де Чуррегеры формы барокко достигли необычной сложности и декоративной изощренности (еще более гипертрофированной в "ультробарокко" стран Латинской Америке). Стиль барокко получил своеобразное истолкование в Австрии, где он сочетался с тенденциями рококо (арх.И.Б. Фишер фон Эрлах и И.Л. Хильдебран, живописец Ф.А. Маульберич), и абсолютных государствах Германии (архитекторы и скульпторы Б. Нейман, А. Шлютер, М.Д. Пеппепьман, братья Азам, семья Динцехофер, работавших также в Чехии), в Польше, Словакии, Венгрии, Словении, Хорватии, Зап. Украине, Литве. Во Франции, где ведущим стилем в 17 веке стал классицизм, барокко оставалось до середины века побочным течением, но с полным торжеством абсолютизма, оба направления слились в единый помпезный большой стиль (убранство залов Версаля, живописец Ш. Леберна). Понятие "барокко" иногда неправомерно распространяется на всю художественную культуру, в том числе на явления, далёкие от барокко по содержанию и стилю (например, "нарышенское барокко", или "московское барокко", в русском зодчестве). Во многих странах Европы сложились яркие национальные реалистические школы, опиравшиеся как на приёмы караваджизма, так и на местные художественные традиции реализма. Они наиболее ярко выразились в неповторимо своеобразном творчестве великих мастеров (Д. Веласкеса в Испании, Ф. Халса, Я. Вермера Делфотского, Рембрандта в Голландии и др.), принципиально отличном, а порой и сознательно противопоставленном художественным концепциям барокко.

Эпоха барокко отмечена повсеместно подъёмом монументального искусства и декоративно - прикладного искусства, тесно взаимосвязанных с архитектурой. В первой половине 18 века барокко эволюционирует к грациозной лёгкости стиля рококо, соответствует и переплетается с ним, а с 1770-х гг. повсеместно вытесняется классицизмом.

Классицизм

Вступив в полосу упадка в конце 17 века, классицизм возрождается в эпоху Просвещения в 18 веке.

Новый просветительский классицизм существует на протяжении 18 века с просветительским реализмом, а к концу века становится вновь господствующим художественным течением.

Главная тема искусства классицизма - торжество общественных начал над личными, долга над чувством. Классицизму свойственна строгая организованность логичных, ясных и гармоничных образов. Ему были присущи, однако черты утопизма, идеализации и отчётливости образов, нараставшие в периоды его кризиса, когда классицизм был связан с реакционными общественными силами. Для архитектуры классицизма типичны чёткость и геометрическая правильность объёмов, регулярность планировки. На глади стен выделяются портики, колоннады статуи, рельефы.

Развитие классицизма во многом связано с Академиями художеств в Париже, Петербурге и др. Во второй половине века классицизм возродился во Франции, Германии, России. В это время он был связан с идеалами просвещения, а в конце 18 века с идеями Великой французской революции.

Просветители во многом продолжают традиции классицизма 17 века. Им оказались близкими выраженные в классицизме позиция человека, сознательно относящегося к миру их самому себе, способного подчинить общественному и нравственному долгу свои стремления и страсти, пафос цивилизации, рационалистическая концепция художественного творчества.

Однако социально - политическая ориентация просветительского классицизма меняется. В традициях классицизма Вольтер создаёт трагедии, проникнутые борьбой против религиозного фанатизма, абсолютистского гнёта, пафосом свободы. Обращение к античности, как к миру идеальных первообразов, составлявшие суть классицизма, в том числе просветительского, имело глубокие корни в идеологии Просвещения. Там, где просветители стремились проникнуть за внешнюю империю жизни, выйти за рамки частной жизни, они оказывались, как правило, в мире идеальных абстракций, т.к во всех своих постарениях исходили из изолированного индивида и сущность человека искали не в социальных условиях его бытия, не в истории, а в абстрактно понятой человеческой природе.

С просветительским классицизмом тесно связана литература Великой французской революции, которая облекла героические устремления в античные мифы и предания (творчество М.Ж. Шенье и др.). В пределах античности деятели революции, по славам К. Маркса "нашли идеалы и художественные формы, иллюзии, необходимые им для того, чтобы скрыть от самих

себя буржуазно-ограничённое содержание своей борьбы, чтобы удержать своё воодушевление на высоте великой исторической трагедии".

Под влиянием французской литературы классицизм развивается и в других странах Европы: в Англии (А. Поп, Дж. Аддисон), Италии (В. Альфьери, отчасти Уго Фосокло), в Германии (И.К. Готшед). Классицистские произведения Готшеда, всецело ориентированные на французике образцы, не оставили значительного следа в немецкой литературе, и только во второй половине 18 века складывается новый немецкий классицизм как оригинальное художественное явление (Веймарский классицизм).

В отличии от французского, на первый план он выдвигает нравственно - эстетические проблемы. Основы его были заложены И.И. Винкельманом, но высшего расцвета он достиг у И.В. Гёте и Ф. Шиллера в период их творчества. "Благородную простоту", гармонию и художественное совершенство греческой классики, возникшей в условиях полисной демократии, немецкие поэты противостояли убожеству немецкой действительности и всей современной цивилизации, калечащей человека. Шиллер и отчасти Гёте искали в искусстве главное средство воспитания гармонической личности и, обращаясь к античности, стремились создать новую, современную литературу высокого стиля, способную выполнить эту задачу.

В эпоху наполеоновской империи классицизм утратил своё живое прогрессивное содержание. Его характеризовали внешняя официальная помпезность и парадность, холодный и мёртвый академизм. Тем не менее, как эпигонское течение он просуществовал во Франции вплоть до 30-40 гг. 19 века.

В середине 18 века возникает новое направление, соответствующее просветительскому классицизму в литературе и развивающееся первоначально в полемике с рококо. В архитектуре теперь всё чаще отказываются от жёстких планировочных схем, стремятся подчеркнуть конструктивный смысл ордера, особое внимание уделяется интерьеру и гибкой планировке комфортабельного жилого дома. Идеальным обрамлением для классицистического здания нового типа становится пейзажная среда "английского" парка.

Огромное влияние на классицизм 18 века оказали развитие археологических знаний о греческой и римской древности (особенно раскопки Геркуланума и Помпей), а также теоретические труды И.И. Винкельмана, И.В. Гёте, Ф. Шиллера. Во французском зодчестве этой эпохи складывается архитектурные типы: изысканно-интимный особняк, лаконически - монументальное общественное сооружение, открытая городская площадь (архитекторы Ж.А. Габриель, Ж.Ж. Суфло). Гражданский пафос и лирическая мечтательность по разному сочетается в пластике Ж.Б. Пигаля, Э.М. Фальконе, Ж.А. Гудона, исторической и мифологической живописи Ж.М. Вьена, декоративных пейзажей Ю. Роббера. Накануне великой французской революции в архитектуре возникает стремление к суровой лапидарности форм, к внушительным дидактическим образам, зодчие всё чаще обращаются к мотивам греческой архаики, искусства Древнего Египта, иногда к безродной системе (постройки и проекты К.Н. Леду, Э.Л. Булле, Ж.Ж. Леке). Эти поиски (отмеченные также влиянием архитектурных офортов Пиранези) послужили отсчётной точкой для позднего классицизма, или ампира.

В изобразительном искусстве главное значение приобрели логическое развёртывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, плановая обобщённая контурная линия, чёткая моделировка объёма. Цвет играл подчинённую роль и служил выделению смысловых акцентов, подчёркивал ведущую роль линейно-объёмного построения.

В живописи классицизма крупнейшим представителем революционного направления был Ж. Давид, чьё творчество насыщено мужественной драматичностью, торжественностью образного строя. В эпоху Наполеона 1 в архитектуре французского ампира усиливаются черты пышной репрезентативности, нередко приводящей к чрезмерной измельчённости деталей, что сказалось и в декоративно - прикладном искусстве. Живопись позднего классицизма, несмотря на появление отдельных крупных мастеров (Энгр), выражается в официально - апологетическое направление.

В скульптуре (Ж.Б. Пигаль, Э.М. Фальконе, Ж.А. Гудон во Франции, Готфрид Шадов в Германии, Б. Торвальдсен в Дании, А. Канова в Италии, М.И. Козловский, И.П. Мартос, Ф.Ф. Щедрин в России), рисунке, гравюре - идеи гражданской героики, общественного долга, просветительские идеалы благородной простоты и спокойного величия выражались в строгих, ясных, формах, навеянных античным и ренессансным искусством, часто в произведениях на античные сюжеты. Архитектурный декор и декоративное искусство основывались на античных образцах.

Классицизм, утвердившийся в русской архитектуре играл в России роль доминирующего направления более полувека. Его базой стала эпоха Просвещения эстетика рационализма, диктующая господство разумного начала в художественном творчестве, - в противовес экспрессии и чувственного началу, прежде всего свойственным искусству барокко.

Однако классицизм не стал в 18 столетии всеобъёмлющим стилем, в середине этого века сформировалось и стало развиваться по собственным законам романтическое направление, тесно связанное с эстетикой сентиментализма и культом "естественного" человека, живущего в единении с природой и свободного от всяческого угнетения.

В европейской архитектуре 17-18 веков два стиля - Барокко и Классицизм - развивались параллельно. Классицизм назвали "неогреческим" или "помпейским" стилем. Стремление придерживаться классицизма в архитектуре называли также "Паладианством".

Во Франции классицизм - это стиль "Людовика 16", в Испании классицизм связывали с именем архитектора Эррера Хуана Батиста Де и называли "Эрреско".

Эволюция архитектурного стиля Классицизм в конце 18 века привела к перерождению его в архитектуру "ампир". Переходным стилем стал "стиль Французской Директории".

В Российское государство архитектурный стиль Классицизм пришёл в конце 18-19 века и занял прочное положение, вытеснив русское Барокко. Классицизм, будучи поддержанным как официальный стиль императорской фамилии, быстро распространился в российских столицах и её провинциальных центрах.

В новом архитектурном стиле проектировались и строились новые дворцовые комплексы для членов императорской фамилии. Этот же стиль тиражировался и в провинции, в крупных и мелких поместных постройках российского дворянства.

Как и в других европейских странах, в Российской империи новый архитектурный стиль - Классицизм, приобрёл некоторый характер, что позволило в последствии в теоретической архитектуре ввести в оборот такое научное понятие как русский Классицизм.

Для русского классицизма характерны следующие черты:

Применение в разработке общей композиции здания классических греческих ордерных схем в виде колоннад, портиков, фронтов;

Признание знаков симметрии, как основы для разработки архитектурной композиции храмовых, дворцовых и другого типа построек;

Применение строгих прямоугольных очертаний планов и фасадов построек всех типов;

Использование классических скульптурных форм в архитектуре экстерьера и интерьера.

Так же, как и в европейской архитектуре, в России архитектурный стиль классицизм эволюционировал в стиль Ампир - российское производное от французского "империя".

Искусство барокко (17 век).

Основные черты барокко:

· Основные черты барокко:

· Контрасты во всем, противоречивость

· Пышность, вычурность, театральность, стремление удивить, нагромождение деталей

· Динамизм (культ движения)

· Патетика (преувеличенная эмоциональность)

· Приоритет личного

· Смещение пропорций, утрата гармоничности и симметрии

Самая распространенная версия происхождения термина «барокко» происходит от испанского слова, которое означает жемчужину неправильной формы. Oсновные черты барокко - парадность, торжественность, пышность, динамичность, жизнеутверждающий характер. Искусству барокко свойственны смелые контрасты масштабов, света и тени, цвета, совмещение реальности и фантазии. Особенно необходимо отметить в стиле барокко слияние различных искусств в едином ансамбле - синтез архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. Это стремление к синтезу искусств - основополагающая черта барокко. Стиль барокко был призван прославлять и пропагандировать могущество власти, знати и церкви, но вместе с тем он выразил прогрессивные идеи о сложности мироздания, безграничности и многообразии мира, его изменчивости. Человек в искусстве барокко воспринимается как часть мира, как сложная личность, переживающая драматические конфликты.

В произведениях барокко - бурный, учащенный ритм биения самой жизни, эмоциональный порыв, преувеличение в выражении чувств. Если в искусстве Ренессанса земное, телесное и дкховное начала органично совмещались, то в барокко мы видим их конфликтность. Стихия природы и стихия духа находятся в постоянном противоречии. Искусство барокко - искусство патетичное. Барочный образ всегда активен по отношению к зрителю, он захватывает его чувства, обращается к его эмоциям.

К 17 столетию мало кто мог верить в декларацию Пико делла Мипандолды: человек сам творит себя и свою судьбу и волен подняться до степени существа богоподобного. Человечество убедилось в том, что личность сама находится во власти времени. Вот это чувство времени, протекаемости, изменяемости составляет характерную черту мироощущения наступеившей эпохи.Человек не мыслит себя в категориях стабильности, как это было в Эпоху Ренессанса и тем более в средние века. «Весь мир - это вечные качели, - говорит Мишель Монтень. - Я не в силах закрепить изображаемый мною предмет. Он бредет, пошатываясь и беспорядочно, ибо таким он создан природою. Я беру его таким, каков он передо мною в то мгновение, когда занимает меня. И не рисую его в неподвижности».

Сама личность подвержена закону изменчивости. Она далеко не всесильна и не является центром вселенной и вершиной мироздания. Не всесильна, но зато интересна в своих изменениях. Эти преходящие аспекты и стремятся уловить художники барокко.

Отказавшись от присущих классической ренессансной культуре представлений о гармонии и строгой закономерности бытия, о безграничных возможностях человека, его воли и разума, эстетика барокко строилась на антитезах человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и власти иррациональных сил. Человек в искусстве барокко предстаёт уже не центром Вселенной, а многоплановой личностью, со сложным миром переживаний, вовлечённой в круговорот событий. На искусство барокко повлияли и антифеодальные крестьянские и плебейские движения, буржуазные революции, внёсшие в него струю демократических бунтарских устремлений

Архитектура.

Особенности: сложная форма, ассимметрия, криволинейность, изобилие лепнины, использование ордера в декоративных целях.

Главным видом искусства является архитектура. В Ренессансе существовало равноправие видов искусств. В барокко доминанта задается архитектурой.

Архитектурные формы барокко противоположны строгой геометрии. Центрическое сменяется протяжным, круг - овалом, квадрат - прямоугольником, четкость ясных пропорций - разнообразием архитектурных объемов. Здания обильно украшаются скульптурой и лепниной. Используются традиционные ордерные формы, но они так изменяются, что создают ощущение ломаных пропорций. Зародилось барокко в Италии. Именно здесь сформировались основные черты стиля. Католические соборы отличаются разнообразием форм и пышностью отделки. Но новаторство особенно ярко видно на ансамблях парков, площадей и улиц. Архитекторы создали новую планировочную систему, придав улицам прямолинейность и завершив их площадями. Именно в Риме впервые была осуществлена система трех улиц - лучей, расходящихся от площади. Пересечение улиц отмечали обелисками, площади украшали фонтанами. Создание архитектурных ансамблей - главная заслуга барокко.

Микеланджело Буонаротти (1475 - 1564). Впервые элементы стиля барокко встречаются у Микеланджело в его Библиотеке Лауренциано и Соборе Св. Петра в Риме. Применение кривых линий, изменение значения стены, использование архитектурных деталей - все эти новаторские приемы Микеланджело лягут в основу принципов стиля барокко. Микеланджело можно назвать последним архитектором Ренессанса и первым архитектором барокко.

Лоренцо Бернини (1598 - 1680). Архитектор, скульптор, живописец, декоратор. Считается создателем барокко. Работы поражают пространственным размахом, парадностью и пышностью декора, смелыми перспективными эффектами, целостным синтезом искусств. Органично сочетал архитектуру и скульптуру, использовал позолоту, различные материалы, световые эффекты. (Ансамбль площади собора Св. Петра в Риме, интерьер в римских церквях).

Джакомо делла Порта. Церковь Иль Джезу в Риме.

Франческо Борроминм. Церковь Сан Карло в Риме.

Скульптура.

Особенности: динамичность, светотень,создание скульптурных групп, патетичность.

Архитектуру барокко нельзя представить без скульптуры. По своему предназначению барочная скульптура разделяется на культовую и светскую.Культовая создавалась на библейский сюжет, в основном сцены чудес и мученичества (отдельные статуи, скульптурные группы, рельефные композиции, скульптурные надгробия). Динамизм, эффектность поз, порывы страстей в этих скульптурах совсем не напоминают средневековых аскетов и благородных героев Ренессанса. Светская скульптура представлена парадными портретами монархов и знати, скульптурами для городских фонтанов и садово - парковой скульптурой. Типичный признак барочной скульптуроы - взаимодействие со средой - водой, воздухом, светом, стенами и садами. Эти работы теряются в музейной среде, они требуют архитектурного обрамления. Кроме того, мастера стремились преодолеть пассивность материала, одухотворить, насытить камень и бронзу эмоциями.

Материал подчиняется художественной среде.

Бернини: Экстаз святой Терезы, интерьер собора Св. Петра, Давид, Людовик ХХIV, фонтан Треви.

Живопись.

Особенности: чувствующий герой, патетичность, ассимметрия, сложность композиции, богатый колорит, контраст света и тени, сложные ракурсы, диагональная композиция.

Главными заказчиками были католическая церковь (контрреформация толкала на поиски новых способов привлечения верующих и утверждения главенства католицизма в Европе) и королевские дворы (абсолютистские монархии, сложившиеся в большинстве стран Европы, требовали восхваления). Барокко с элемениами преувеличения, экспрессии, патетики ка нельзя лучше служило этим целям. Особенности барочной живописи - сложная форма и композиция (чаще всего диагональная), обилие разнообразных ракурсов, культ движения, богатство колорита и контраст цвета и тени. Колорит становится преобладающим, поэтому размывается четкая объемность форм. По сравнению с эпохой Возрождения появляются новые жанры: исторические сцены, баталии, сцены охоты, триумфы, аллегории, пейзыжи и натюрморты. Из портретов наиболее популярным становится парадный портрет.

Фресковая живопись переходит на плафоны церквей и двоцов. В них наиболее ярко можно было использовать новые приемы живописи. Для плафонов чаще всего выбирали жанр триумфа или аллегории с изобилием действующих лиц.

Питер Пауль Рубенс (1577 - 1640). Фламандский живописец -монументалист, график, архитектор-декоратор, оформительтеатральных зрелищ, ученый-гуманист. Рубенс - это воплощение духа барокко, баловень счастья и любимец фортуны. Своим произведениям он привил народную вольность, восхищение здоровым телом и силой человека. Его произведения отличаются чувственностью, посвящены прославлению красоты жизни, радости бытия. Работал в жанрах мифологической и аллегорической картины, портрета. Много писал на библейский сюжет. Как истинный художник барокко, Рубенс изображал обнаженные тела в сильном, возбужденном движении и, где только можно, вводил мотивы схватки, борьбы, погони, напряженных физических усилий.

«Сцены охоты», «Персей и Андромеда», «Союз земли и воды», «Воздвижение креста» и «Снятие с креста», «Похищение дочерей Левкиппа», «Портрет камеристки».

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 - 1669). Голладский художник и гравер, представитель реалистического направления в барокко. В Голландии, как протестанской стране, сложился свой тип живописного искусства:

Нет развития монументально - декоративного искусства

Развивались типы небольших картин (так называемые «малые голландцы»)

Популярны жанры портрета, пейзажа, натюрморта, а также бытовой жанр

Религиозная живопись лишается мистического начала и трактуется как реалистическая, бытовая история

Развивается непарадный тип портрета

Основная тема искусства Рембрандта - человеческая жизнь в ее решающих моментах. Он ставил в своих работах проблему нравственного смысла человеческой жизни. В отличие от многочисленных работ эпохи барокко, в картинах и гравюрах Рембрандта можно найти глубокие философские идеи, которые выражены в простых и ясных образах. Во всех его работах - правда жизни, не всегда приглядная. Работал в различных жанрах. Самыми удачными считаются картины на библейские сюжеты и портреты. В библейских сюжетах он искал вечные обобщающие образы, выбирал сюжеты, где герои могут проявить самые высокие душевные порывы. Его образы психологически многоплановы, он способен передать тончайшие душевные порывы - в этом Рембрандт остается недосягаемой вершиной в мировой живописи. Из живописных средств выразительности можно выделить знаменитую рембрандтовскую светотень и сложное взаимодействие цвета и света. В картинах Рембрандта мало внешнего действия. Акцент делается на внутреннем содержании образа или события. Даже в портретах он создает психологическую характеристику, которая может заменить биографию героя.

«Возвращение блудного сына», «Автопортрет с Саскией на коленях», «Ночной дозор», «Даная», «Портрет старика в красном».


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15

Искусство XVII века. Стиль барокко.

Поворот от Возрождения к XVII в. в мировоззрении и психологии людей – это переход от безграничной веры в человека, в его силу, энергию, волю, от представлений о гармонически организованном мире с героем-человеком в центре сначала к разочарованию, отчаянию или скепсису, к трагическому диссонансу человека и мира, а затем к новому утверждению человека как частицы огромного, бесконечно разнообразного и подвижного мира. Человек как бы вновь обретает свое место, но уже не как средоточие мироздания, а в сложном соотнесении с природой, обществом, государством, со средой. Действия человека уже не воспринимаются как прямое выражение его воли, а как завершающий результат многообразного действия сил.

В это время были написаны трагедии Шекспира, роман Сервантеса, первая социалистическая утопия Томаса Мора, учение Джордано Бруно. Проявился изуверский фанатизм Игнасия Лайолы, основателя ордена иезуитов. В XVI-XVII вв. были открыты новые земли от Аляски до Америки, изобретены телескоп и микроскоп.

Искусство XVII в. связано с тремя основными стилями: барокко, классицизмом и реализмом.

Мировоззрение XVII в. пронизано ощущением трагического противоречия человека и мира, в котором он, человек, занимает далеко не первое место, а растворен в его многообразии. Италия становится столицей нового стиля – барокко. Стиль барокко завуалировал логику. Барокко соединило в себе черты мистики, фантастичности, иррациональности, повышенной экспрессивности с трезвостью и рассудочностью, бюргерской деловитостью. В религиозной тематике наблюдается преобладание сюжетов чудес и мученичеств. Величавость, сдержанность, статичность Ренессанса сменяется любовью к динамике. Искусство простроено на контрастах, тяготеет к перегруженности декоративными мотивами. В барокко преобладают сложные криволинейные формы. Используются визуальные иллюзии. В архитектуре пластическое начало стоит над тектоническим. С временем барокко связана организация больших средовых комплексов и пространств: городских площадей, дворцов, парков, загородных резиденций.

Особенности архитектуры. XVII-XVII I века.

Видимые формы стиль барокко начал обретать в конце XVIв. (церковь Иль-Джезу Виньолы; роспись купола Д.-Б. Гаули, вторая половина XVII в.). Он развивался в европейских странах на протяжении XVIIв. и первой половины XVIIIв. Но в Австрии и Германии в XVIIв. монументальное строительство почти не велось. В Англии некоторые признаки этого стиля отмечаются лишь с середины XVIIв. В итальянской архитектуре барочная стилистика распространилась и на внешний и на внутренний облик здания. Во Франции в экстерьере наблюдаются черты классицизма, а в интерьере – барокко. В Англии барокко выступает скорее как оттенок классицизма – «обароченный» классицизм.

Италия. Архитектура барочных дворцов, вилл, церквей в Италии связана с именами Лоренцо Бернини, Гварино Гварди, Франческо Борромини, К. Райнальди (церковь Санта Мария ин Кампителли в Риме), Бальдассаре Лонген, Кармо Мадерна.

Одним из первых памятников архитектуры, выполненных в стиле барокко является церковь Иль Джезу, построенная орденом иезуитов, недавно основанным. Фасад выглядит более телесным, слитным и словно подвижным. Прежде фасад расчленялся одинаковыми пилястрами на равномерные части. Теперь формы сгущаются и набухают к центру. Большие волнообразные волюты соединяют верхний ярус с нижним. Раскрепованный (с уступами над группой пилястр) антаблемент – непременный признак барокко. Постройки рассчитаны на восприятие под углом. Перетекаемость, волнистость и густота форм таким образом усиливается.

Кармо Мадерна руководил достройкой собора святого Петра в Риме. Приемником его по строительству собора стал Лоренцо Бернини . Он создает огромную площадь перед собором. Колоннады заслоняют неупорядоченную застройку и образуют монументальный «фон» для религиозных процессий. Бернини организует две площади, «нанизанные» на единую с собором ось: овальную и трапециевидную. Бернини является выдающимся скульптором (композиция «Экстаз святой Терезы» в церкви Санта Мария делла Витторио). Лоренцо Бернини одаренный и образованный мастер. Он делал проекты храмов, палаццо, фонтанов, архитектурных ансамблей, статуи, скульптурные портреты, театральные декорации, надгробия пап (пережил 9 пап). Бернини гордился тем, что мог уподоблять скульптуру живописи.

Стиль барокко был доведен до максимальной выразительности и экспрессивности форм Франческо Борромини . Он любит изгибать, изворачиватьв различные стороны поверхности стен. Иногда эти изгибы вялы, иногда более энергичны. Церковь Святого Карла у Четырех фонтанов имеет срезанные углы.

Еще более эффектнее интерьеры зданий барокко. Борромини в церкви Сант Ива построил внутренний план в форме, напоминающей очертания пчелы. Пчелы изображались на гербе семейства Барберини, откуда родом был очередной папа, заказчик церкви. Изощренность пространственной структуры уже сама по себе рождала массу светотеневых эффектов. Здесь использовался мрамор, лепнина, скульптура.

Для архитектуры венецианского барокко типично палаццо Пезаро (архитектор Лонген Б.), отличающееся большой насыщенностью внешнего убранства. Здание трехэтажное, первый этаж – массивный, облицован рустом. На верхних этажах применен ордер, арки-окна, используется скульптура.

В XVII-XVIII в. возникают крупные садово-парковые ансамбли. Складывается стиль итальянского парка. Вилла Альдобрандини формируется как террасный парк, композиция которого развивается вдоль главной оси. Десь используются водные каскады.

В Испании видны готические традиции и мавританские черты в архитектуре. Высшие достижения испанского барокко связаны с творчеством архитектора Хосе Чурригера и его учеников. Он был не только архитектором, но и занимался декоративными работами (оформление парадного дворца Изуитской коллегии). Стиль чурригереск, как он назывался в Испании, характеризуется насыщенностью фантастически сложными, причудливыми сплетениями декоративных форм, динамизмом композиции. Некоторые мотивы подчеркнуты из древнемексиканских и древнеперуанских памятников (монастырь Чертозы в Гранаде). К стилю барокко относится алтарь Эль Транспоренте в соборе города Толедо (XVIIIв.). Вторая половина XVIII в. в Испании ознаменовалась усилением поиций классицизма.

Франция . Зодчий Луи Лево в середине XVII в. продолжает строительство Лувра, строит замок Во ле Виконт вместе с живописцем-декоратором Лебреном и архитектором Ленотром для министра финансов Фуке. Людовик XIV приступил к строительству Версаля (1661-1708) в двадцати двух летнем возрасте, решительно отвергнув советы министра Кольбера достроить резиденцию предков – парижский Лувр. Цвет в период барокко становится абстрактным средством для ритмизации пространства, усиления восприятия глубины. Декоративные работы в Версале выполняет Шарль Лебрен. Для Франции характерна барочная отделка залов и скульптуры в экстерьерах. Фасады зданий по-классически сдержанны.

С именем архитектора Ардуэна Мансара связан третий этап строительства Версаля во второй половине XVII в. Он строит собор Инвалидов – крупнейшее сооружение французской столицы. Им создана одна из основных площадей Парижа – Вандомская.

В XVIII в. преобладает стиль рококо. Новых зданий возводится мало. В основном это переделка интерьеров. Орнамент становится мелкомасштабным, иногда асимметричным (отделка отеля Субиз, архитектор Деламер, 1730).

Интересна церковь Сан-Лоренцо в Турине (1668-1687). Здесь архитектор Гварди использовал возможности конструкций того времени.

Германия характеризуется стилистической неоднородностью и наличием иностранных влияний в различных районах страны в начале XVIII в. На западе ощущается влияние Франции, на севере – Нидерландов, на юге – Италии. Как представитель позднего барокко вГерманииархитектор Бальтазар Нейман (1687-1753) в 1743 г. начал строительство церкви Четырнадцати святых на вершине горы над рекой Майн. В итальянских церквях позднего барокко купол часто был погружен в полутьму, но в церкви Четырнадцати святых свет льется через большие окна со всех сторон. К сооружениям в стиле барокко можно отнести Церковь святого Иоганна Непомук в Мюнхене (первая половина XVIIIв., архитектор Е.-К. Азам), Цвиингер в Дрездене (первая половина XVIIIв., архитектор Пеппельман),

В XVIII в. стиль рококо появляется в интерьерах Германии и Австрии. Француз Франсуа Кювилье способствовал развитию рококо в Германии (павилион Амалионбург в Нимфербурге под Мюнхеном).

Бельгия ярче проявила барочный стиль, чем Голландия.

Англия. Ведущим мастером второй половины XVII в - начала XVIII в. был Кристофер Рен. Самым крупным его произведением является собор святого Петра в Лондоне. Проект сочетал базиликальный и центральнокупольный тип храма. Фасад, фланкируемый двумя портиками, напоминает английскую готику, но декорирован ордером. Архитектура в целом классинестична, барокко проявляется в подчеркнутой монументальности и некоторой живописности башен. Классическая сдержанность проявляется и в другой работе Рена – Гринвичском госпитале на берегу Темзы.

Современником Рена был Джон Ванброу – наиболее барочный из всех английских мастеров. Замок Бленхейм (1705) в композиционном отношении напоминает Версаль.

Интерьер барокко. XVII в. – век мебели с секретом. Здесь используется двойное, иногда тройное дно. Немецкие шкафы напоминали архитектуру. Нажатием на розу, например, выдвигается шкафчик. В это время появляются музыкальные шкатулки, гобелены. Рим изобрел шкаф с вешалкой (до этого были сундуки). Архитектор Шарль Буль придумал комод. Мейсенский фарфор в Германии подарил статуэтки из фарфора.

«Стиль Булль» – стиль дворцовой мебели по имени придворного мастера Людовика XIV Андре Шарля Булля (1642-1732). Характерные черты стиля: использование главным образом черного дерева, декор из бронзовых рамок, заполненных вставками из черепахи, перламутром и другими материалами, тягами, розетками. Композиционную основу составляло панно с введением человеческих фигур в обрамлении извивов орнамента.

В наиболее ярких барочных архитектурных композициях статическое пространство решено как пространство, обладающее динамикой ритма. Цвет привлекался для этой же цели. Он отделен от предметного значения и становится абстрактным средством артикуляции пространства. Он используется для усиления глубины (работы венского художника Маульбертиа (1724-1796)).

В Италии XVII в. вестибюль решается как парадный зал, откуда по монументальной лестнице можно подняться в аванзал, а затем в главный парадный зал. До середины XVII в. потолки имели преимущественно плоскую форму, позднее их вытесняют так называемые зеркальные (деревянные) своды на развитых подпругах, покрытые штукатуркой с росписью. Плоскости стен оформлялись элементами ордеров, лепниной. Потолки разграничивались тягами и рамами, в которых располагались картины, создающие эффект прорыва пространства за счет перспективных изображений и ракурсов фигур. В комнатах меньших размеров стены затягивались тканями и покрывались росписями. В основе орнамента итальянского барокко лежат темы Возрождения. Исключительного развития достигает прикладное искусство, черты которого во многом были определены придворным художником Шарлем Лебреном.

Сикст V и планировка барочного Рима. Сикст V прокладывал улицы не считаясь с существующей застройкой, а исходя из требований топографической структуры Рима.

Архитектор Барромини был родом из северных районов Италии. Его деятельность началась с работы в качестве каменщика на строительстве собора св. Петра. Церковь Сан Кармо (1167) была построена на средства испанского монашества францискансткого ордена. Церковь Сант Иво в Риме строилась 25 лет (1642-1667) на средства ордена иезуитов. Шестиконечная звезда – излюбленный мотив Барромини – представляет собой невидимое центральное ядро, на котором основан план Сант Иво. Своей трактовкой стен и плана сооружения Барромини внес в архитектуру новое представление о пластике форм. Он. Придавал динамизм всему архитектурному облику здания. Волнистая стена, выделенные сегменты купола церкви Сант Иво, завершение купола в виде устремленной в небо спирали – все это пути к единой цели. Влияние Барромини распространилось по свей Европе и сказалось даже на планировке городов, несмотря на осуждения французских и английских архитекторов академического направления в течении всего XVIII и значительной части XIX в.

Стиль барокко в архитектуре Италии 17 века.Часть1

Монументальная архитектура Италии 17 века удовлетворяла почти исключительно запросы католической церкви и высшей светской аристократии. В этот период строятся главным образом церковные сооружения, дворцы и загородные виллы.

Церковь св. Присциллы в Таско-де-Аларконе — пример колониального ультрабарокко

Свой вклад в архитектуру барокко сделал и маньеризм. Несмотря на все недостатки и капризы, мастера маньеризма подхватили эстафету интеллектуальных поисков, высокой эрудиции, виртуозного мастерства, научности и передали её архитекторам раннего барокко (Джакомо Делла Порта, Доменико Фонтана, Карло Мадерна).


Палаццо Кариньяно (арх. Гварино Гварини)

Именно в это время (по потребностям общества) возникают типы величественного городского дворца, барочного монастыря, загородной виллы с дворцом и барочным садом. Фасад церкви Иль Джезу в Риме (архитектор Джакомо делла Порта) стал образцом для строительства многих церквей как в Италии, так и далеко за её пределами (Париж, Гродно, Львов и др.)

Ступиниджи близ Турина

Тяжелое экономическое положение Италии не давало возможности возводить очень крупные сооружения. Вместе с тем церковь и высшая аристократия нуждались в укреплении своего престижа, своего влияния. Отсюда — стремление к необычным, экстравагантным, парадным и острым архитектурным решениям, стремление к повышенной декоративности и звучности форм.

Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане — пример радикальной интерпретации стиля со стороны Борромини

Строительство импозантных, хотя и не столь крупных сооружений способствовало созданию иллюзии социального и политического благополучия государства.

Церковь Джезу -«церковь святого имени Иисуса» — соборная церковь ордена иезуитов в Риме

Неф церкви

Плафон церкви

Проект
Барокко достигает наибольшего напряжения и экспрессии в культовых, церковных сооружениях; его архитектурные формы как нельзя лучше отвечали религиозным принципам и обрядной стороне воинствующего католицизма. Строительством многочисленных церквей католическая церковь стремилась укрепить и усилить свой престиж и влияние в стране.

Фасад церкви св. Сусанны,Карло Мадерна
Стиль барокко, вырабатывавшийся в архитектуре этого времени, характеризуется, с одной стороны, стремлением к монументальности, с другой — преобладанием декоративного и живописного начала над тектоническим.

Фасад базилики Святого ПетраФасад Мадерна.
Подобно произведениям изобразительного искусства, памятники архитектуры барокко (особенно церковные сооружения) рассчитаны были на усиление эмоционального воздействия на зрителя. Рациональное начало, лежавшее в основе искусства и архитектуры Ренессанса, уступило свое место началу иррациональному, статичность, спокойствие — динамике, напряжению.

Санта-Мария-делла-Виттория,Карло Мадерна

Корни барокко уходят в архитектуру эпохи Возрождения. Первый, действительно большой и величественный ансамбль создал в Ватикане Браманте. Это двор Бельведер протяжением 300 метров, который был построен в едином стиле при сохранении различных функций зданий (Бельведер с античными скульптурами, регулярный сад, Ватиканская библиотека и театр под открытым небом.) Но все формы архитектуры довольно спокойные, уравновешенные. Это ещё не барокко.

На гравюре Пиранези.Палаццо Барберини
Барокко — стиль контрастов и неравномерного распределения композиционных элементов. Особое значение в нем получают крупные и сочные криволинейные, дугообразные формы. Для сооружений барокко характерны — фронтальность, фасадность построения. Здания воспринимаются во многих случаях с одной стороны — со стороны главного фасада, нередко заслоняющего объем сооружения.

Villa Aldobrandini a Frascati Teatro delle Acque
Барокко уделяет большое внимание архитектурным ансамблям — городским и парковым, однако ансамбли этого времени основаны на иных началах, чем ансамбли Ренессанса. Барочные ансамбли Италии строятся на декоративных принципах. Для них характерны изолированность, сравнительная независимость от общей системы планировки городской территории. Примером может служить самый крупный ансамбль Рима — площадь перед собором св. Петра.

Площадь Святого Петра
Колоннады и декоративные стенки, замыкающие пространство перед входом в собор, прикрыли беспорядочную, случайную застройку, находящуюся за ними.

Проект Сангалло

Собор Святого Петра, вид от замка Святого Ангела, показывающий купол, возвышающийся за фасадом Мадерны.

Между площадью и примыкающей к ней сложной сетью проулков и случайных домов нет связи. Отдельные здания, входящие в состав барочных ансамблей, как бы утрачивают свою самостоятельность, всецело подчиняясь общему композиционному замыслу.
Барокко по-новому поставило проблему синтеза искусств.

Скульптура и живопись, играющие в зданиях этого времени очень большую роль, переплетаясь между собой и нередко заслоняя или иллюзорно деформируя архитектурные формы, способствуют созданию того впечатления насыщенности, пышности и великолепия, которое неизменно производят памятники барокко.



Огромное значение для формирования нового стиля имело творчество Микеланджело. В своих произведениях он разработал ряд форм и приемов, которые были использованы позже в архитектуре барокко.

Архитектор Виньола также может быть охарактеризован как один из непосредственных предшественников барокко; в его произведениях можно отметить целый ряд ранних признаков этого стиля.

Санта-Мария-дельи-Анджели (Ассизи)Миньолы
Новый стиль — стиль барокко в архитектуре Италии — приходит на смену Ренессансу в 80-х годах 16 века и развивается на протяжении всего 17 и первой половины 18 столетия.

Фонтаны Миньолы
Условно, в пределах архитектуры этого времени, могут быть выделены три этапа: раннее барокко — с 1580-х до конца 1620-х годов, высокое, или зрелое, барокко — до конца 17 века и позднее — первая половина 18 века.

Church Santa Maria ai Monti in Rome.Д.Порта

Первыми мастерами барокко принято считать архитекторов Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана. Они принадлежали к следующему поколению по отношению к Виньоле, Алесси, Амманати, Вазари и закончили свою деятельность в начале 17 века. Вместе с тем, как ранее отмечалось, в творчестве этих мастеров продолжали еще жить традиции позднего Ренессанса.

Виньола, первый двор виллы Джулия в Риме

Идею Браманте по созданию ансамбля из нескольких зданий подхватил Виньола (1507—1573). Он не имел таких возможностей как Браманте в использовании многих стройматериалов и площадей. Поэтому его ансамбль виллы Джулия для папы римского Юлия III (понтифик в 1550—1555 годах) был небольших размеров. Вилле присущи уже все черты барокко — единый ансамбль с павильонами, садом, фонтаном, ступеньками различных типов, связывающие террасы разного уровня. Вилла ещё сильно отделена от окружающей среды, замкнута на себя, как большинство зданий Возрождения, а её архитектура тоже уравновешена, как и большинство сооружений эпохи Возрождения.

Sant"Atanasio, afternoon sun on via del Babuino..Д.Порта
Джакомо делла Порта. Джакомо делла Порта (1541—1608) был учеником Виньолы. Раннее его сооружение — церковь Сайта Катарина в Фунари (1564) — по своему стилю принадлежит еще Ренессансу.

Sculptures in the Cappella di San Giovanni (San Lorenzo, Genoa)‎.Д.Порта

Sculptures in the Cappella di San Giovanni (San Lorenzo, Genoa)‎Giacomo della Porta

"Christ delivering the keys of Heaven to St. Peter" (1594) by the architect and sculptor Giacomo della Porta ; St. Peter chapel in the church of Santa Pudenziana, Rome, Italy

Однако фасад церкви дель Джезу , которую этот зодчий заканчивал после смерти Виньолы (с 1573 г.), значительно барочнее первоначального проекта его учителя. Фасад этой церкви с характерным делением на два яруса и боковыми волютами, план сооружения явились образцом для целого ряда католических церквей в Италии и других странах.

Джакомо делла Порта завершил после смерти Микеланджело постройку большого купола собора св. Петра. Этот мастер явился также автором известной виллы Альдобрандини(см.выше) во Фраскати близ Рима (1598—1603).

Как обычно, главный корпус виллы расположен на склоне горы; к главному входу подводит двухсторонний закругляющийся пандус. С противоположной стороны к зданию примыкает сад. У подножия горы расположен полукруглый в плане грот с арками, над ним находится водяной каскад в обрамлении лестниц. Само здание очень простой призматической формы завершено огромным разорванным фронтоном.


В композиции виллы, в составляющих ее парковых сооружениях и в характере пластических деталей ясно проявляется стремление к нарочитой красивости, рафинированности архитектуры, столь характерной для барокко в Италии.

Фонтаны работы Д.Порта
В рассматриваемое время окончательно складывается система итальянского парка. Она характеризуется наличием единой оси парка, расположенного на склоне горы с многочисленными спусками и террасами. На этой же оси располагается и главное здание. Характерным примером подобного комплекса и является вилла Альдобрандини.

Villa Aldobrandini in Frascati

Roma, palazzo Maffei Marescotti oggi del Vicariato, cortile
Доменико Фонтана. Другим крупным архитектором раннего барокко явился Доменико Фонтана (1543—1607), который принадлежал к числу римских преемников Микеланджело и Виньолы.

Латеранский дворец и базилика

Наиболее крупной его работой является Латеранский дворец в Риме. Дворец в том виде, который придал ему Фонтана, представляет собой почти правильный квадрат с заключенным внутри квадратным же двором. Фасадное решение дворца полностью основано на архитектуре палаццо Фарнезе — Антонио Сангалло Младшего. В целом дворцовое строительство Италии 17 века основано на дальнейшем развитии того композиционного типа дворца-палаццо, который был выработан архитектурой эпохи Возрождения.

Совместно со своим братом Джованни Фонтана Доменико соорудил в Риме в 1585—1590 годах фонтан Аква Паоло (без аттика, выполненного позднее Карло Мадерна). Его архитектура основана на переработке форм античных триумфальных арок.

Карло Мадерна. Ученик и племянник Доменико Фонтана — Карло Мадерна (1556—1629) окончательно укрепил новый стиль. Творчество его является переходным к периоду развитого барокко.

Ceiling of the Sale Sistine (detail) - Hall of Papal Archives - Domenico Fontana.

Ceiling designed by Carlo Maderno (1556 - 1629) who created the facade of St. Peter"s Basilica. This church is off the beaten track but fabulous inside.

Ранняя работа Мадерна — фасад раннехристианской базилики Сусанны в Риме (ок. 1601 г.). Созданный на основе схемы фасада церкви дель Джезу, фасад церкви Сусанны четко расчленен ордерами, оформлен статуями в нишах и многочисленными орнаментальными украшениями.

Roma - Cupola di Dan"Andrea della Valle

В 1604 году Мадерна был назначен главным архитектором собора св. Петра.

По приказу папы Павла V Мадерна составил проект расширения собора путем пристройки передней, входной части. Духовенство настаивало на удлинении греческого креста до формы латинского, что соответствовало традиции церковного зодчества. Кроме того, габариты собора Микеланджело не охватывали полностью места, где находилась древняя базилика, что было недопустимо с точки зрения служителей церкви.
В результате при постройке нового переднего фасада собора

Roma, palazzo del Monte di Pietà: lapide dedicatoria con stemmi dei papi che lo stabilirono (Clemente VIII Aldobrandini (a sinistra) e Paolo III Farnese (a destra)) e Cristo in Pietà (1604)

Мадерна совершенно изменил первоначальный замысел Микеланджело. Последний задумал собор стоящим в центре большой площади, которая позволяла бы обойти здание вокруг и увидеть его со всех сторон. Мадерна же своей пристройкой закрыл от зрителя боковые стороны собора: ширина фасада превышает ширину продольной части храма. Удлинение здания привело к тому, что купол собора св. Петра воспринимается полностью лишь на очень большом расстоянии, по мере приближения к зданию он постепенно скрывается за фасадной стеной.

Roma, fontana nel cortile del Monte di Pietà

Galeerenbrunnen am Piazzale della Galera in der Vatikanstadt

Le Palais Barberini

Продолжение следует...