Пришвин автор какой был человек. Пришвин Михаил Михайлович (1873–1954). Отправка на передовую в качестве корреспондента

Михаил Михайлович Пришвин – большой, прекрасный русский писатель, которого любят и знают во всех краях и областях нашей страны и за пределами её. Много чудесных книг написано им, отрывки из них печатаются в хрестоматиях, и мы всё чаще встречаем таких читателей Пришвина, которые ещё в школьной тетради писали фразы из его произведений, приведённые в учебнике как образец прекрасного, чистейшего русского языка. Таким языком, выразительным и точным, ярким и живым, написаны все книги Михаила Михайловича.
М. Горький говорил, что "мир, познанный Пришвиным, удивительно богат и широк". Он верно отметил главное в творчестве Михаила Михайловича и об этом писал самому Пришвину: "По Вашим книгам, Михаил Михайлович, очень хорошо видишь, что Вы человеку – друг... Вы умеете измерять и ценить человека не по дурному, а по хорошему в нем".
Многие произведения М. М. Пришвина все вы хорошо знаете. Из путешествия на север Михаил Михайлович привёз первые свои книги: "В краю непуганых птиц" и "Колобок". О своём детстве и юности он написал роман "Кащеева цепь". Вся наша русская природа с её лесами, реками и человеком встаёт перед нами из книги "Журавлиная родина" и из сотен рассказов для детей и для взрослых о природе, об охоте, о любви нашего человека к своей Родине-матери.
Читаешь эти книги и понимаешь, каким большим художником был Михаил Михайлович, как непрерывно совершенствовал он писательское мастерство. Ведь настоящее мастерство бывает законченным для художника лишь на миг и дальше снова растёт. Как бы хорошо ни была сделана работа человека, с годами его опыт увеличивается, талант крепнет. Так и талант Пришвина становился всё более могучим и ясным.
В 1945 году появилась повесть-сказка М. М. Пришвина "Кладовая солнца". Эта повесть полна той "сердечно зоркой дружбы" к человеку, которая так радовала Горького в творчестве М. М. Пришвина. "Кладовая солнца" является вершиной творчества Михаила Михайловича, хотя потом появился и чудесный очерк "Заполярный мёд" и написана большая книга "Корабельная чаща". По необыкновенной ясности всего сюжета, по сказочному ритму и по содержанию, в котором герой, как во всякой сказке, борется со злой силой, эта сказка близка нам сейчас: герой сказки не сказочный, а наш, родной нам человек, и борьба его со злом заканчивается победой.
Действие сказки развёртывается на Блудовом болоте. Это – большое болото, с запасом торфа на сто лет, где "солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки". Солнечный свет и тепло дают жизнь всему зелёному покрову земли: деревьям и травам. Поэтому Блудово болото и есть "кладовая солнца"; в нём накоплено большое богатство – горючее, из которого человек долгое время сможет добывать вложенное сюда тысячелетиями солнечное тепло. В этой "кладовой солнца" рядом с прелестными местами в лесу – "палестинками"– есть и страшная трясина – Слепая елань. На это болото и пошли, как в сказке, братец с сестрицей за ягодами.
Самыми напряжёнными страницами сказки являются те, где Митраша решается пойти через эту Слепую елань по отцовскому компасу и проваливается в трясину, а его преследует страшный Серый Помещик – неуловимый волк, враг человека. И погиб бы мальчик в трясине, если бы не нашла его Травка, собака старого умершего охотника Антипыча. Травка "глаза в глаза" видит погибающего маленького человека; для неё "все люди были как два человека": Антипыч и враг Антипыча; и она старается угадать, кто же из них перед ней. "Скорее всего это Антипыч", – подумала Травка, то есть, значит, этот мальчик – тоже друг ей, каким всегда был для неё старый Антипыч.
Так, угадав нового, молодого Антипыча в глазах мальчика, Травка спасает его, вытаскивает из Слепой елани. Митраша, освободившийся благодаря другу-собаке, убивает страшного Серого Помещика – врага людей.
У сестры Митраши – "Золотой курочки" – тоже есть своя борьба и победа. Настя не заметила, как сошла с тропинки, и обсыпанная клюква завлекла её на такую палестинку, где она потеряла было самую память о брате, погибающем рядом с ней в Слепой елани. Надо бы ей при радостной встрече с палестинкой вспомнить о брате своём и крикнуть ему: "Милый друг, мы пришли!" – а она ползёт за клюквой, одна, вся мокрая и грязная, такая, что проходящий мимо лось "её и за человека не считает: у неё все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно, как мы на бездушные камни".
После встречи с братом Настю мучает совесть, она стыдится своей жадности и отдаёт всю клюкву приехавшим ленинградским детям.
Написана "Кладовая солнца" так удивительно, как будто для писателя даже и труда не было писать такую прекрасную сказку. Читать "Кладовую солнца" – истинное наслаждение. Чего стоит торжество встречи солнца на борине Звонкой, когда все птицы и зверушки стараются выговорить "какое-то общее всем, единое прекрасное слово"!
Михаил Михайлович незадолго до своей смерти закончил большую книгу "Корабельная чаща". В этой книге Пришвин рассказал о том, как знакомые нам из повести-сказки "Кладовая солнца" Митраша и Настя, потерявшие мать во время Отечественной войны, узнают, что отец их, которого они считали погибшим, жив. После ранения он лечился на севере и, хорошо зная лесное хозяйство, задержался там, чтобы помочь местным людям в их работе. Брат и сестра решают поехать и отыскать своего отца. Многие, многие люди, встреченные ребятами на пути, помогают им.
Для того, чтобы была написана "Кладовая солнца", "Корабельная чаща" и множество других книг, Пришвину надо было собирать по травинке, по цветочку, по ягодке в свою творческую кладовую великое богатство знаний и любви к родной земле и человеку. Это богатство Михаил Михайлович собирал в продолжение всей своей большой и прекрасной жизни художника и превращал его в свои замечательные книги. Многие поколения будут читать и любить их.

Михаил Михайлович Пришвин — писатель, прозаик, описывающий в своем творчестве человека и природу в их взаимосвязи, вопросы судьбы человека, его бытия, смысла жизни, религии, сделавший огромный вклад в отечественную литературу.

Детство

Родился Пришвин 4-го февраля 1873 года в родительском имении Хрущево-Левшино, находящегося в составе Елецкого уезда, расположенного в Орловской губернии. Состояние семьи, некогда накопленное успешным купцом Дмитрием Пришвиным, дедом писателя полностью было истрачено отцом.

Михаил Дмитриевич, отец писателя, получивший хорошее наследство, однажды проигравшись за карточным столом, заложил свое имение, расстался с конезаводом, тем самым оставил свою семью без всяких средств к существованию. От пережитого нервного потрясения отец писателя умирает, а мать Мария Ивановна остается с пятью маленькими детьми и заложенным за долг имением. Ей понадобилось много сил, чтобы исправить положение, обеспечив своих детей достойным воспитанием и образованием.

Образование и профессиональная деятельность

Свое образование будущий известный писатель начал в 1882 году с обычной деревенской школы. Спустя непродолжительное время (1883 год) еще маленький Михаил переводится на учебу в Елецкую гимназию. Учеба там продолжается совсем не долго. Из-за отсутствия особых рвений к учебе, отличаясь этим от своих старших братьев, за шесть лет обучения он отучился всего до 4 класса. Низкая успеваемость и самое главное дерзость учителю явились причиной того, что мальчик несколько раз становился второгодником и был отчислен.

С 1893 года Михаил продолжает учебу в Александровском реальном училище, проживая у родного дядьки, крупного промышленника Игнатова. Учеба в Тюмени продолжалась шесть лет. Его дядя, не имеющий собственных детей, видел племянника как будущего преемника, наследника, но юный Михаил отказался от всего и поступил на химико экономическое отделение популярного в то время Рижского политехникума.

Активность будущего писателя привела к плачевным последствиям: за участие в марксистских кружках, организацию революционной деятельности он вскоре был исключен и осужден (1897). Мера наказания за политические побуждения составила 3 года. Именно отбывание наказания заставляет Пришвина больше никогда не заниматься политикой, поэтому этот период в его биографии можно считать переломным. Он снова возвращается в свой родной Елец, имея статус высланного.

После тюрьмы, ссылки находиться в крупном городе Пришвину было запрещено. Он попросил разрешения продолжить обучение за границей. К 1900 году такое разрешение выдается и будущий писатель перебирается в Германию “для того, чтобы учиться, быть полезным для своей Родины”. В 1902 году Пришвин заканчивает обучение на агрономическом отделении университета Лейпцига.

Он возвращается на Родину, проживает в Клине, работает земским агрономом. Был на службе также в Петровской сельхозакадемии под руководством профессора Прянишникова, выполнял обязанности секретаря крупного чиновника Петербурга. Будущий писатель опубликовал несколько статей на сельскохозяйственную тематику. Он старался внести передовые мысли в сельское хозяйство, агрономию.

Истоки творчества

Первый небольшой рассказ “Сашок” Пришвин напечатал в периодическом издании “Родник” (1906 год). Рассказ имел много положительных отзывов. После него Михаил немного забыл свою полученную профессию агронома, начал увлекаться народным фольклором и изучением этнографии. Стал много путешествовать по северным регионам. Посетил Карелию, Норвегию. Именно в этих поездках он наблюдал за дикой природой, бытом, речью коренных народов, записывал сказки, другие формы фольклора как путевые очерки. Выходят труды: “В краю непуганых птиц” , “За волшебным колобком”. Путешествуя по просторам Крыма и Казахстана, писатель пишет небольшие рассказы “Адам и Ева”, “Черный араб” . Он начинает ведение своих известных заметок, которое не прерывал всю свою жизнь, и общий объем их составил 25 томов.

Фото: Михаил Пришвин на прогулке

Теперь Пришвин полностью погрузился в литературную жизнь. Он общался с петербургскими декадентами Ремизовым и Мережковским. Их влияние очень хорошо прослеживается на последующих рассказах писателя “Крутоярский зверь”, “У стен града невидимого”. Опубликованию издательством “Знание” первого собрания трудов писатель обязан литературному деятелю эпохи Максиму Горькому.

Личная жизнь

По мнению Пришвина, личная жизнь должна сложиться у каждого человека. Женился на обычной крестьянке из под Смоленска когда ему было 25 лет. От брака у писателя было трое детей: все трое — сыновья, двое из них потом имели отношение к художественной литературе. Его жена никогда не мешала делам мужа и добровольно посвятила 30 лет своей жизни писателю.

Были другие моменты личной жизни. Еще на обучении за границей его возлюбленной стала молодая англичанка. Это была всего лишь студенческая любовь, необходимая для полета, а не для семейных отношений. Девушка была очень строгих манер и сразу отказала еще не очень известному писателю. От перенесенного отказа Пришвин занялся поэзией, потом вернулся на Родину. Михаил, страдая от неразделенной любви, соглашается на брак с полуграмотной крестьянкой Ефроксиньей Павловной, которая всегда напоминала ему англичанку из прошлого.


Фото: Михаил Пришвин с собакой

После кончины первой жены Пришвин вдруг женился вновь. В 1950 году он искал секретаря. К нему на работу устроилась некая Валерия Лиорко (Лебедева), давшая обещание, что ни одна страница его творений не пропадет. Он предложил женщине свою руку и сердце. Эта женщина действительно не подвела писателя: даже после его смерти она работала с архивами, писала книги о выдающемся человеке и много лет руководила музеем писателя.

Жизнь и творчество — “золотой период”

В годы Первой мировой Михаил Михайлович работал корреспондентом на фронте. Его статьи и очерки о военных событиях часто размещали в газетах “Русские ведомости”, “Речь”.

После Великой Октябрьской революции прозаик недолгое время вел преподавательскую деятельность, работал агрономом, ведя параллельно с основной деятельностью краеведческую работу. Примечательно, что преподавателем он работал именно в той гимназии города Елец, откуда его когда-то исключили. Трудился Дорогобужской школе, был инструктором образования. С сентября 1917 Пришвин печатался в газете “Воля народа”, подготавливая выход своего сборника. Он жил в Ельце, под Смоленском и Подмосковье.

Писатель страстно увлекся охотой, изучением своего родного края, что наложило отпечаток на произведения его творчества: охотничьи рассказы, детские произведения, записки “Родники Берендея” и “Календарь природы”. Своими творениями он призывает к родственному отношению к природе, ее разнообразию. Параллельно с этой тематикой прослеживается новая направленность произведений: появляются очерки, связанные одним героем, который скорее всего представлял собой самого писателя с его философскими взглядами и нравственными исканиями.

В 20-е годы прошлого века Пришвин начинает работу над романом “Кащеева цепь”, продолжая работать над ним почти до самой смерти. Его произведения появляются в изданиях “Новый мир”, “Красная новь”. Опять начинаются путешествия по регионам Дальнего Востока, Северу России, Кавказу.

Начинается пропаганда жанра очерк, а затем писатель снова отходит от привычного ему научного знания, фольклора к художественной классической прозе. Он создает новые поэтические рассказы, повести: “Дорогие звери”, “Жень-шень” . В последнем творении, считающемся одним из лучших произведений писателя, прослеживается линия поиска “творчества жизни”, страсти, боли утрат. Повесть “Неодетая весна” рассказывает о его путешествии по русским землям. Писатель создает новый жанр дневниковых записок — поэтических миниатюр. Первые из них появились в поэме “ Фацелия” (1940) и цикле произведений “Лесная капель” (1940).

В начале 30-х модное увлечение автомобилями не прошло мимо писателя. Он один из первых приобрел собственный автомобиль в Москве и обучался автомобильному делу на Горьковском автомобильном заводе. Свой “Москвич” не доверял никому. Он выезжал на нем в лес для поиска вдохновения со своими верными собаками.

Годы Великой Отечественной вся семья Пришвина проводит в небольшой и глухой деревушке у Переславля Залесского, находится там до самого окончания военных действий. 1943 год ознаменован награждением писателя Орденом Трудового Красного Знамени. В годы войны создаются произведения на военную тематику “Рассказы о ленинградских детях” , “Повесть нашего времени” , а также писатель продолжает раскрывать красоту природы в трудах “Кладовая солнца”, “Корабельная чаща”.

В послевоенное время с 1946 по 1954 годы литературный деятель живет на своей загородной даче у Звенигорода, где сейчас создан музей М. Пришвина. Последние годы он как всегда отдавал огромное количество сил своему творчеству. Посмертная книга “Глаза змеи” была опубликована уже в 1957 году уже после гибели писателя.

К возрасту 80 лет врачи нашли у писателя онкологию — рак желудка. Через полгода 16-го января 1954 года Пришвин скончался. На момент смерти выдающемуся писателю был 81 год. Похоронен известный писатель на Введенском кладбище Москвы.

В творческой биографии этого выдающегося писателя прослеживалась высочайшее чувство морального долга, наблюдения художника, натуралиста, противоречия философских взглядов, питаемые соками народной культуры и русскими традициями. Именно это необычное сочетание сделало так, что этот выдающийся деятель литературы внес неоценимый вклад в развитие отечественной прозы.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Когда думаешь об искусстве Михаила Пришвина , то сразу охватывает ощущение свежести. Его прозу как бы вдыхаешь, точно густой сосновый, настой. Его природа приближена к человеку и органически сливается с его плотным, земным, физически ощутимым, подлинно народным словом. Он спокоен и мудр и в больших эпических сказках-былях последних лет («Кладовая солнца», «Корабельная чаща», «Осударева дорога»), и в лирических циклах дневниково-афористичных, миниатюр («Календарь-природы», «Фацелия», «Лесная капель», «Глаза земли»), и в поэме о корне жизни «Женьшень», и в детских рассказах, и в очерках.

Он в лесу и полях как дома и создает свой «интимный пейзаж» как художник-пленерист, рисующий на открытом воздухе, отмечая мельчайшие изменения цвета, света и звука в окружающем его мире.

Все как будто знакомо и в то же время всегда ново в этом пейзаже, схваченном «первым глазом», полным детского удивления перед загадками бытия. И хотя основной, через все книги Пришвина проходящий материал - это родная природа, описание края, смена времен года, звери и птицы, творчество его невозможно замкнуть в узкие рамки описания и изучения природы. Природа для него - вся жизнь, Весь человек (Пришвин любил писать это с большой буквы и в одно слово).

Пришвин как, писатель - новатор - не потому, что он экспериментирует и сознательно ищет новых путей словесного изображения действительности, а потому, что ново его видение мира. Он соединяет в себе первозданную свежесть восприятия ребенка, для которого всё - чудо и тайна, четкость охотника с точным прицелом и аналитическую зоркость исследования. Но главная его новизна - в раскрытии творческого взаимодействия человека с природой.

В «Календаре природы» Пришвин пишет, что обычно лицо, являющееся героем повести, берется «из самого себя», из собственных мыслей и чувств автора. Он же «вместо того, чтобы отдавать свои мысли и чувства вымышленному лицу, отдает их тому краю, который его интересует, и так получается край, как живое существо».

Чувство родственной связи человека с миром природы - основа открытий Пришвина в искусстве.

«В человека вошли все элементы Природы, и если он только захочет, то может перекликнуться со всем существующим вне его».

Для новаторского отношения Пришвина к природе очень важно, что он говорят не только о встрече со зверем, но о встречах с рекой, долиной, лесными оврагами. Он душевно вникает в сущность край. Он вступает в общение с деревьями и ручьями, открывая них всё новые и новые черты, и в то же время, не переставая открывать новое в самом себе, применяя свои открытия к жизни человека.

Так рождается совершенно свежий, неизвестный дотоле литературный жанр, в котором природа пронизана мыслью и переживаниям, наделена всеми особенностями внутреннего мира человека. Пришвин называет этот крайне самобытный жанр «интимным пейзажем». Этот своеобразный психологизм - Пришвина родствен по своему характеру поэтическому восприятию и воссозданию мира. Пришвин часто называл себя «поэтом, распятым на кресте прозы».

Пришвин связан не только с классическими традициями нашей прозы о русской природе, не только с Аксаковым и «Записками охотника» Тургенева, но и с поэзией Лермонтова и Тютчева. Если в стихотворениях Лермонтова «Парус», «Утес», «Тучи» центральный образ соотнесен с душой самого поэта, с подразумеваемым «так и во мне», то в каждой лирической главке. Пришвина, особенно в циклах «Фацелия» или «Лесная капель», это соотношение образа из мира природы с душевным переживанием автора подчеркнуто почти всегда.

Вот хотя бы миниатюра «У ручья» из цикла «Фацелия»: «Березки теперь давно оделись и утопают в высокой траве, а когда я снимал их, то была первая весна, и в снегу под этой березкой, темнея на голубом, начинался первый ручеек. С тех пор, пока разоделись березки и выросли под ними разные травы с колосками и шишечками и шейками разных цветов, много, много воды утекло из ручья, а сам ручей тот до того зарос в темно-зеленой густоте непроницаемей осокой, что не знаю, есть ли еще в нем теперь хоть сколько-нибудь воды. И так точно было со мной в это время: сколько воды утекло с тех пор, как мы расстались, и по виду моему никому не узнать, что ручей души моей все еще жив».

Но особенно близок Пришвин Тютчеву с его полнотой растворения: мира в человеке и человека в мире. Строку «все во мне и я во всем» часто цитирует Пришвин. Она как бы становится эпиграфом ко многим его вещам - подразумеваемым лейтмотивом и повести «Женьшень», и «Неодетой весны», и «Лесной капели». Пришвин, называет это «понимать весь мир в себе самом». В своих записях Пришвин прямо признается, что долгое время эта тютчевская строка служила ему ключом поэтического восприятия мира. «Этим ключом я открывал соответствие того, что во мне, с тем, что во всем. Этим открытием я потом и жил».

Пришвин часто говорит о «чувстве цельности бытия и своего личного в нем соучастия». Из этого-то чувства кровной связи с природой и развилось у него «родственное внимание ко всей летающей, плавающей, бегающей твари», населяющей мир.
Каждое знакомство Пришвина с зверем, птицей, деревом глубоко лично, неповторимо. Это всегда открытие. Пришвин решительно требует индивидуализации и характера в каждом образе, взятом из мира природы. Ни одно дерево не похоже у него на другое, ни одна птица, ни один жуй.

В «Неодетой весне» Пришвин ставит перед собой любопытную задачу - проследить, как встретят животные весеннее половодье, как они будут спасаться каждый по-своему, как испытание бедствием раскроет индивидуальный характер каждой мыши, каждого зайца, каждой землеройки. Раскрытие неповторимой индивидуальности для Пришвина обязательно не только при изучении человека, но и в процессе познания всего живого.

В «Неодетой весне» Пришвин возмущается: «Так почему же нас с детства приучают к тому, что свойственно всем зайцам, а не тому, чтобы учиться понимать животных, как мы учимся понимать людей с первого момента нашего сознания. Нас приучают думать о животных, как мы думаем бесстрастно о людях на большой, переполненной улице. И вот бывает, в этой безликой толпе двое узнали друг друга и бросились навстречу друг к другу! Вот и мне хочется тоже так изучать природу: среди всех зайцев, всех дятлов, землероек находить своего зайца, своего дятле, свою землеройку. Этим путем родственного внимания Лев Толстой начинал создавать - и так удачно! - свою зоологию, свою ботанику для детей».

У каждого зверя Пришвин находит свой характер, свой ход мыслей, свои повадки. Вспомним великолепные портреты собак - Ярика, Верного, Кэт, Нерль, Ромки, Жульки в «Календаре природы» и «Глазах земли» или целую галерею котов, ежей, мышей, утят в детских рассказах Пришвина.

Из этого постоянного пристального внимания к мельчайшим личным проявлениям жизни природы вытекает очень важный для писателя творческий принцип. Именно потому, что ни одно существо не похоже на другое и ничто в мире не повторяется ни одно утро, ни один день ни один год, ни одна весна - Пришвин считает своим писательским долгом беспрестанно возвращаться к одному и тому же материалу, каждый раз освещая его по-новому.

Так, раздел «Времена года» мы встречаем в трех книгах Пришвина разных периодов его творчества. Впервые «Времена года» появляются в цикле «Календарь природы» (1025-1926), затем в «Лесной капели» (1940) и, наконец, в посмертно изданной дневниковой книге «Глаза земли». А любимому своему времени, года Пришвин посвящает еще и отдельную книгу «Неодетая весна» (1940).

Эти постоянные возвращения к одним и тем же темам вызваны у Пришвина его верой в неповторимость каждого явления жизни и природы. В одном из предисловий сборника «Весна света» Пришвин пишет: «Долго странствовал я пока не понял, что каждый новый день в природе - это день, какого никогда еще не бывало на, земле. И разве это не будет тоже открытием, если я во всем бывалом буду находить нечто новое и небывалое?»

Закрепляя свои постоянные открытия и наблюдения в природе, Пришвин одновременно пользуется как бы двумя принципами: изучая природу, устанавливая законы ее жизни, он узнает себя и свой внутренний мир, авто же время свои личные мысли, свое душевное состояние переносит на все попутные открытия в мире природы. Так рождается новое, насыщенное мыслью и реальным наблюдением видение природы, новое психологическое постижение творческой личности человека у Пришвина. «Календарь природы», превращенный в календарь души, лицо края, согретое родственным вниманием автора в превращенное в живого героя его книг, познание мира «по себе» и познание себя через открытие мира - вот новаторские принципы творчества Пришвина .

В поразительной по мастерству и поэтичности повести его «Женьшень», где речь идет о создании питомника оленей и поисках целительного корня женьшень, главная внутренняя тема Пришвина - празднично творческое овладение жизнью, когда взамен утраты возлюбленной весь мер стал герою как возлюбленная и силой этой всепроникающей любви рождается новая гармония радости бытия: «свою душу, себя в незнакомой природе отразил или, наоборот, незнакомую природу отразил в зеркале своей души, и это отражение природы в себе и себя в природе описал. Это было очень нелегко, и редко можно человеку найти и перенеси, в искусство соответствие души своей с природой».

Секрет этого искусства Пришвина в том, что природа для него не статическая картина, которую он созерцает и описывает, природа - непрекращающийся, динамический процесс творчества, жизнетворящий процесс. Жизнетворящая природа и мыслетворящий человек в природе даны у Пришвина в их диалектическом взаимодействии. Для него естественно непрестанное сопоставление и противопоставление всех живых существ, творящих в природе свое жизненное дело.

В «Журавлиной родине» Пришвин говорит о том, что каждое живое существо в природе по-своему творят. Крестьянин на сенокосе тоже творит, «его материал - трава»; охотник, натаскивающий собаку, творит; собака, которая учится делать стойку, тоже в своем роде «творец» - «ее материал был бекас. А у того тоже свое творчество, свои червячки, итак без конца в глубину биосферы».

Но чаще всего Пришвин говорит о творчестве человека и природы не сопоставляя их, а объединяя в общем деле. Соучастие человека и художника в деле природы - любимая мысль Пришвина: «Мы в природе соприкасаемся с творчеством жизни и соучаствуем в нем, присоединяя к природе прирожденное нам чувство гармонии. Все это какое-то чистое и единственное человеческое чувство и мысль, соприкасаясь с природой, вспыхивает, оживляет, сам человек встает весь - происходит какое-то восстановление нарушенной гармонии».
И в конкретных записях о поразивших его в природе прекрасных мгновениях Пришвин настаивает на личном соучастии человека в красоте открывающегося ему мира:

«Редко бывает совсем хорошо, все чего-то не хватает то слишком морозит, то моросит дождь, то ветер, как осенью, свистит по неодетым деревьям. Не приходит наконец, вечер, когда развернется ранняя ива, запахнет зеленой травой, покажутся примулы. Тогда оглянешься назад, вспомнишь, сколько зорь я прождал, сколько надо было пережить, чтобы сотворился прекраснейший вечер. Кажется тогда, будто участвовал в этом творчестве вместе с солнцем, ветром, тучами, и зато получаешь от них в этот вечер ответ: - не напрасно ты ждал!»

Не пассивное растворение в природе, но активное сотворение красоты, каждый раз заново открываемой человеком, находим мы у Пришвина. Для него соучастие - значит включение своей творческой мысля в происходящий на его глазах процесс жизни. Это мысль, на ходу, ассоциативно переходящая от явления, увиденного им к догадке о причинах явления и к думам о самом себе, о человеческих судьбах и путях. Пришвин воплощает не только процессы жизни, но и процесс ищущей мысли во всех ее звеньях.

Никто так глубоко и тонко не понимал себя и не говорил о характере своего таланта, как сам Пришвин. Особенно это заметно в его зрелую пору, когда он не только растет, но каждый раз уже подводит итоги. Творчество его автобиографично не в поверхностно-анкетном, а в самом глубоком смысле этого слова - в том, как вся его душевная жизнь развивается и отражается в цепи неистощимых открытий и находок.

Пришвин справедливо считал, что все его книги - это как бы единственная книга о Родине и своем жизненном пути. Каждая маленькая вещь, имеющая законченную самостоятельную ценность, попадая в цикл, становился как бы вехой единого творческого пути. Отдельные конкретные записи и зарисовки обогащаются глубоким философским и психологическим подтекстом.

Для Пришвина любая синтезирующая мысль о природе и действительности - это прежде всего осмысление себя, каждого звена своего творческого процесса, каждого периода своего душевного роста. Пришвин, обостренно чувствующий движение всей своей творческой жизни как единого пути, достигнув какой-то крайней точки, пытается проанализировать и осмыслить все пройденные этапы. Вот почему во многих своих сборниках Пришвин размещает материал в хронологическом порядке и становится своеобразным путеводителем по собственному творчеству.

Комментарии внутри книги образуют соединительную ткань между разными вещами и как прожектор освещают весь творческий путь Пришвина. Этот принцип Пришвин применяет в таких сборниках, как «Мой очерк», «Моя страна», «Весна света».

На принципе переосмысления и подведения итогов пройденного пути - и своего, и своей страны - построен такой очерк, как «Заполярный мед». Этот ретроспективный очерк, сравнивающий прошлое с настоящим и заглядывающий в будущее, очень типичен для зрелого и позднего Пришвина. Именно в поздних книгах он настойчиво говорит о «своем путике», по которому приходит в общую современную жизнь страны.

Очень бегло и схематично можно говорить о нескольких основных этапах пути Пришвина. Сначала это «поиски небывалого», это мальчишеские мечты о сказке и чуде, голубых бобрах и Марье Моревне, это бегство в какую-то неизвестную страну, блуждание «за волшебным колобком». Предреволюционное творчество Пришвин отразило его поиски небывало.

Затем идет углубленнее осмысление себя - автобиографический роман «Кащеева цепь», где с одной стороны дано сочное реалистическое изображение жизни Пришвина - ребенка, подростка, юноши с полнокровными семейными портретами и характерами всех встречающихся на его пути людей.

При всем своем своеобразии «Кащеева цепь» примыкает к классическим в русской литературе книгам о детстве и юности: «Детство Курымушки» у Пришвина по масштабу изображения стоит в одном ряду с «Детством», «Отрочеством», и «Юностью» Л. Толстого и трилогией М. Горького, Но автор ее ограничивается первым слоем большого семейного и социального полотна на фоне которого протекала жизнь его героя.

Самое значительное в романе Пришвина - его глубинный, лирический автобиографизм. Описание событий социальных неразрывно связано с проникновением в чувства и помыслы героя. Это внутреннее поэтическое воспроизведение действительности - тоже реальность, но реальность Психологическая, реальность эмоций и дум. Все переломные эпизоды внутренней жизни Курымушки-Алпатова, явно адекватного автору, все, даже, казалось бы, мимолетные впечатления, осмыслены в романе философски и символически, как внутренний путь от гнета к свободе, как постепенное освобождение от многих звеньев «Кащеевой цепи», опутавшей жизнь и сознание герой.

Подробное символическое раскрытие каждого эвена и освобождение от него - это последовательно отринутые пути исканий. И в то же время, помимо бытового и социального реализма воспроизведения жизни, помимо глубокого психологического анализа внутреннего мира «Курымушни» - Алпатова, явно адекватного автору, идет подробное символическое раскрытие каждого звена «Кащеевой цепи», опутавшей жизнь и сознание героя; освобождение от звеньев Кащеевой цепи - это последовательно отринутые пути исканий - путь карьерного «достижения»; путь любви, утраченной и неудавшейся; путь науки; путь политической борьбы. Роман не кончен. Он обрывается в тот момент, когда, спасаясь от политического преследований, герой оказывается един на един с природой на чужом полустанке в ночь весеннего таяния и язычески праздничного пробуждения жизни!

В этой «живой ночи» природа открывается Алпатову во всей своей жизненной полноте первозданности и диковатом буйстве извечно жизнетворящих сил. Именно в природе находит Пришвин для своего героя внутреннее освобождение от цепи гнета и зла, сковывающей жизнь людей хитрыми своими условностями.

Но, столкнув своего героя с природой, Пришвин подводит его к самому порогу творчества и здесь останавливается. Ощущение неудачности конца романа, его незавершенности не оставляло Пришвина.

Любопытно, что в написанной после «Кащеевой цепи» полудневниковой теоретической книге «Журавлиная родина» со знаменательным подзаголовком «Повесть о неудавшемся романе». Пришвин намечает и туг же на глазах у читателя зачеркивает несколько вариантов продолжения автобиографического романа об Алпатове.

А затем уже без помощи вымышленного героя Пришвин определяет свое место в творчестве жизни. Он понимает, что чудо бытия можно открыть и не уезжая за тридевять земель, что «небывалое рядом» в скромной и простой природе Средней России и что, в простейшем фенологическом построении, в смене времен года можно наблюдать бесконечные ежедневные, ежеминутные изменения мира, углубленно раскапывая все новые и новые пласты жизни. Этот принцип проникновенного наблюдения сказался в книгах зрелого Пришвина: «Календарь природы», «Неодетая весна», «Фацелия», «Лесная капель» и в ряде детских рассказов.

Война вносит в творчество Пришвина новую, открыто патриотическую тему. Любовь к родному краю, его природе, его языку, близкому к народному, раскрывается уже как борьба за землю, природу и жизнь своего народа. Природа населяется людьми. Эпос, сказка, фольклор окрашивают большие полотна последних лет - «Кладовая солнца», «Осударева дорога», «Корабельной чаща». Притча о своей стране, о ее героическом устремлении к мирному расцвету всех животворящих сил становится главной темой Пришвина.

Но как бы ни менялся Пришвин на протяжении всего своего творчества, неизменно и характерно основное для него - жизнеутверждающая, неиссякаемая радость бытия. Мера таланта для Пришвина - это способность передать красоту и радость жизни.
Это связано еще е одной очень существенной особенностью Пришвина-художника - активной обращенностью его творчества к людям. Все, написанное им, обращено к «неведомому другу» читателю, призванному разделить с ним радость постоянных открытий. «Жень-шень», «Неодетая весна», «Календарь природы» и особенно последние самые лирические его циклы - «Фацелия», «Лесная капель», «Глаза земли» - это настоящие гимны радости, призывающие людей к сотворчеству, к активному постижению красоты мира. Целый раздел «Фацелии» так и называется: «Радость» и в нем - ликующий призыв к «неведомому другу»?

«Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу! Вот слушай, и кукушка взялась тебе помогать. Гляди, лунь плывет над водой: это же не простой лунь, в это утро он первый и единственный, и вот сороки, сверкая росой, вышли на дорожку, - завтра так точно сверкать они уже не будут, и день-то будет не тот, - и эти сороки выйдут где-нибудь в другом месте. Это утро - единственное, ни один человек его еще не видел на всем земном шаре: только видишь ты и твой неведомый друг. И десятки тысяч лет жили на земле люди, копили, передавая друг другу радость, чтобы ты пришел, поднял её, собрал в пучки ее стрелы и обрадовался. Смелей же, смелей!»

Сотворение радости - вот цель, суть, пафос всей жизни Пришвина, всего созданного им. В дневниках последних лет он неустанно пишет о радости, как источнике искусства: «...надо нам так радостью жизни захлебнуться, чтобы хорошо написать. ...Вот эта труднейшая культура праздника всего мира и есть школа художника». Эту жизнеутверждающую и глубоко человеческую сущность Пришвина-художвика лучше всех понял и почувствовал великий знаток людей Максим Горький. Он писал Пришвину: «По Вашим книгам, Михаил Михайлович, очень хорошо видишь, что Вы человеку друг.

Не о многих художниках можно сказать это так легко и без оговорок, как говоришь о Вас. Ваше чувство дружбы к человеку так логически просто исходит из Вашей любви к земле, из «геофилии» Вашей, из «геооптимизма»... А главное, что восхищает меня - это то, что Вы умеете измерять и ценить человека не по дурному, а по хорошему в нем. Любоваться человеком, думать о нем я учился у многих, и мне кажется, что знакомство с Вами, художником, тоже научило меня думать о человеке - не умею сказать как именно, но лучше, чем я думал».

В этом письме Горький угадал самое главное в Пришвине. «Природа Пришвина - это та благодатная почва, на которой лучше, всего этому большому художнику удается раскрыть неисчерпаемые созидательные возможности человека и богатство его внутреннего мира, это та культура «творческого праздника жизни», которую Пришвин хочет привить всем.

Любопытно, что для Пришвина изображение природы - это своеобразное разрешение проблемы положительного героя, открытие «живых душ», того лучшего в Человеке, что так проницательно сочувствовал в его книгах Горький. «Почему я всё пишу о животных, о цветах, о лесах, о природе? Многие говорят, что ограничиваю свой талант, выключая свое внимание к самому человеку. А пишу я о природе, потому что хочу о хорошем писать, о душах живых, а не мертвых. Но, видимо, талант мой невелик, потому что если о живых людях напишу хорошо, то говорят: «неправдоподобно!»...

И вот мое открытие: когда свое же человеческое, столь мне привычное добро найдешь у животных, верят все, все хвалят и благодарят, радуются. Итак, я нашел себе любимое дело: искать и открывать в природе прекрасные стороны души человеческой».

Пришвин неоднократно говорит о том жизнеутверждающем и творческом начале, которое находит в мире природы, о том, как обогащает, очищает и укрепляет человека прикосновение к земле. Не удивительно, что Пришвину так близок миф об Антее. Соприкосновение с природой, с Землей для него освобождение от всего узколичного, мелочного. Оно помогает подлинному раскрытию творческих сил для общего дела.

Вот почему возрождение душевных и творческих сил человека на целительной и цельной почве природы - главная - мысль и любимая тема всех книг Пришвина. Вот почему и реализм он понимает как раскрытие постоянного движения к лучшему. И как всегда, у Пришвина эта общая мысль конкретизируется в реальном, природном образе: «...движение чистых стволов вверх, к свету поднимает человека; и ему хочется туда, вверх, как дереву тянуться к солнцу».

И, говоря уже непосредственно о реализме как насущном методе искусств, Пришвин утверждает: «У нас понимают под реалистом обыкновенно художника, способного видеть одинаково и темные в светлые стороны жизни, но, по правде говоря, что это за реализм! Настоящий реалист, по-моему, это кто сам видит одинаково и темное и светлое, но дело свое ведет в светлую сторону и - только пройденный в эту светлую сторону путь считает реальностью».

Большой долгий творческий путь пройден Пришвиным в светлую сторону. Но, он не только сам так прошел; Он проложил этот путь и неведомым друзьям - любимым своим читателям и последователям - новым писательским поколениям. Всем своим творчеством Пришвин доказал, что природа - не узкая, а неисчерпаемая и всеобъемлющая тема, которую каждый талант решает по-новому. Подлинным и достойным продолжением завещанного Пришвиным дела и будет каждый раз неизведанное постижение и воплощение жизни человека в природе.

Недаром Пришвин говорил: «Красотой природы насыщаешься, как пищей; тебе дано столько-то вместить, и больше не можешь. Но если ты сумеешь это выразить, то рано или поздно придет человек другой, и на твое прибавит свое, а после другого третий, дальше, дальше: человек в красоте ненасытим».

Чтобы скачать материал или !

Русский советский писатель, прозаик, публицист. В своем творчестве он исследует важнейшие вопросы человеческого бытия, размышляя о смысле жизни, религии, взаимоотношениях мужчины и женщины, о связи человека с природой. Родился 23 января (4 февраля) 1873 года в Елецком уезде Орловской губернии (ныне Елецкий район Липецкой области), в фамильном имении Хрущёво-Лёвшино, которое в своё время было куплено дедом, преуспевавшим елецким купцом Дмитрием Ивановичем Пришвиным. В семье было пятеро детей (Александр, Николай, Сергей, Лидия и Михаил).

Мать - Мария Ивановна (1842-1914, урождённая Игнатова). Отец будущего писателя Михаил Дмитриевич Пришвин после семейного раздела получил во владение имение Констандылово и немало денег. Жил он по-барски, водил орловских рысаков, выигрывал призы на конных скачках, занимался садоводством и цветами, был страстным охотником.

Однажды отец проигрался в карты, поэтому пришлось продать конный завод и заложить имение. Он не пережил потрясения и умер, разбитый параличом. В романе «Кащеева цепь» Пришвин рассказывает, как здоровой рукой отец нарисовал ему «голубых бобров» - символ мечты, которой он не смог достичь. Тем не менее, матери будущего писателя, Марии Ивановне, происходившей из старообрядческого рода Игнатовых и оставшейся после смерти мужа с пятью детьми на руках и с имением, заложенным по двойной закладной, удалось выправить положение и дать детям достойное образование.

В 1882 году Михаила Михайловича Пришвина отдали учиться в начальную деревенскую школу, в 1883 году он был переведён в первый класс Елецкой классической гимназии. В гимназии успехами не блистал - за 6 лет учёбы дошёл только до четвёртого класса и в этом классе должен был очередной раз был оставлен на второй год, из-за конфликта с учителем географии В. В. Розановым - будущим известным философом - был из гимназии отчислен «за дерзость учителю». У братьев Михаила не было таких проблем в гимназии, как у него. Все они успешно учились, а получив образование, стали достойными людьми: старший, Николай, стал акцизным чиновником, Александр и Сергей – врачами. Да и сам М.Пришвин, впоследствии живя у дяди в Сибири, вполне показал умение учиться, и очень успешно. Надо полагать, его неудачи в Елецкой гимназии связаны с тем, что Михаил относился к разряду учеников, нуждающихся в особом внимании. Заканчивать обучение пришлось в Тюменском Александровском реальном училище (1893 год), куда будущий писатель переехал под крыло своего дяди купца И. И. Игнатова. Не поддавшись уговорам бездетного дяди унаследовать его дело, поехал продолжать образование в Рижском политехникуме. За участие в деятельности студенческого марксистского кружка подвергся аресту и заключению, после освобождения уехал за границу.

В 1900-1902 годах учился на агрономическом отделении Лейпцигского университета, после чего получил диплом инженера-землеустроителя. Вернувшись в Россию, до 1905 года служил агрономом, написал несколько книг и статей по агрономии - «Картофель в огородной и полевой культуре» и др.

Первый рассказ Пришвина «Сашок» был напечатан в 1906 году. Оставив свою профессию агронома, стал корреспондентом различных газет. Увлечение этнографией и фольклором привело к решению путешествовать по европейскому Северу. Несколько месяцев Пришвин провёл в Выговском крае (окрестности Выгозера в Поморье). Тридцать восемь народных сказок, записанных им тогда, вошли в сборник этнографа Н. Е. Ончукова «Северные сказки». В мае 1907 года Пришвин по Сухоне и Северной Двине отправился в Архангельск. Затем он объехал берег Белого моря до Кандалакши, пересёк Кольский полуостров, побывал на Соловецких островах и в июле морем вернулся в Архангельск. После этого писатель на рыбацком судне отправился в путешествие по Северному Ледовитому океану и, побывав за Каниным Носом, приехал на Мурман, где остановился в одном из рыбацких становищ. Затем на пароходе он уехал в Норвегию и, обогнув Скандинавский полуостров, вернулся в Санкт-Петербург. На основе впечатлений от путешествия в Олонецкую губернию Пришвиным была создана в 1907 году книга очерков «В краю непуганых птиц (Очерки Выговского края)», за которую он был награждён серебряной медалью Русского географического общества. В путешествии по Русскому Северу Пришвин знакомился с бытом и речью северян, записывал сказы, передавая их в своеобразной форме путевых очерков («За волшебным колобком», 1908). Стал известным в литературных кругах, сближается с Ремизовым и Мережковским, а также с М. Горьким и А. Н. Толстым. Являлся действительным членом Санкт-Петербургского религиозно-философского обществ.

В 1908 году результатом путешествия в Заволжье явилась книга «У стен града невидимого». Очерки «Адам и Ева» и «Чёрный араб» были написаны после поездки по Крыму и Казахстану. Максим Горький содействовал появлению первого собрания сочинений Пришвина в 1912-1914 годах.

В годы Первой мировой войны был военным корреспондентом, печатая свои очерки в различных газетах.

Во время революционных событий и Гражданской войны успел пережить тюремное заключение, напечатать ряд статей, близких по взглядам к идеологии эсеров, вступить в полемику с А. Блоком по поводу примирения творческой интеллигенции с большевиками (последний выступил на стороне Советской власти). В конечном итоге Пришвин, пусть с большим недоверием и тревогой, но всё же принял победу Советов: по его мнению, колоссальные жертвы явились результатом чудовищного разгула низшего человеческого зла, что высвободила мировая война, но наступает время молодых, деятельных людей, дело которых - правое, хотя оно победит ещё очень не скоро. После Октябрьской революции некоторое время учительствовал на Смоленщине. Страстное увлечение охотой и краеведением (жил в Ельце, на Смоленщине, в Подмосковье) отразилось в написанной в 1920-е серии охотничьих и детских рассказов, которые впоследствии вошли в книгу «Календарь природы» (1935), прославившую его как повествователя о жизни природы, певца Средней России. В эти же годы он продолжал работать над автобиографическим романом «Кащеева цепь», начатый им в 1923 году, над которым трудился до последних дней.

В начале 1930-х годов Пришвин побывал на Дальнем Востоке, в результате появилась книга «Дорогие звери», послужившая основой для повести «Жень-шень» («Корень жизни», 1933). О путешествии по Костромской и Ярославской земле написано в повести «Неодетая весна». В 1933 году писатель снова посетил Выговский край, где строили Беломорско-Балтийский канал. На основе впечатлений этой поездки им был создан роман-сказка «Осударева дорога». В мае-июне 1935 года М. М. Пришвин совершил ещё одно путешествие на Русский Север вместе с сыном Петром. Поездом писатель добрался из Москвы до Вологды и плыл на пароходах по Вологде, Сухоне и Северной Двине до Верхней Тоймы. От Верхней Тоймы на лошадях М. Пришвин добрался до верхнепинежских селений Керга и Согра, затем на весельной лодке достиг устья Илеши, на лодке-осиновке вверх по Илеше и её притоку Коде. Из верховьев Коды, пешком по дремучему лесу вместе с проводниками писатель пошёл искать «Берендееву чащу» - нетронутый топором лес, и нашёл его. Вернувшись в Усть-Илешу, Пришвин спустился по Пинеге до села Карпогоры, а затем на пароходе добрался до Архангельска. После этой поездки на свет появились книга очерков «Берендеева чаща» («Северный лес») и повесть-сказка «Корабельная чаща», над которой М. Пришвин работал в последние годы жизни. Писатель писал о сказочном лесе: «Лес там - сосна за триста лет, дерево к дереву, там стяга не вырубишь! И такие ровные деревья, и такие чистые! Одно дерево срубить нельзя, прислонится к другому, а не упадёт».

В 1941 году Пришвин эвакуировался в деревню Усолье Ярославской области, где протестовал против вырубки леса вокруг деревни торфоразработчиками. В 1943 году писатель вернулся в Москву и выпустил в издательстве «Советский писатель» рассказы «Фацелия» и «Лесная капель». В 1945 году М. Пришвин написал повесть «Кладовая солнца». В 1946 году писатель купил дом в деревне Дунино Звенигородского района Московской области, в котором жил в летний период 1946-1953 годах.

Почти все произведения Пришвина, опубликованные при жизни, посвящены описаниям собственных впечатлений от встреч с природой, описания эти отличаются необычайной красотой языка. Константин Паустовский называл его «певцом русской природы», Максим Горький говорил, что Пришвин обладал «совершенным умением придавать гибким сочетанием простых слов почти физическую ощутимость всему».

Сам Пришвин своей главной книгой считал «Дневники», которые он вёл в течение почти полувека (1905-1954) и объём которых в несколько раз больше самого полного, 8-томного собрания его сочинений. Опубликованные после отмены цензуры в 1980-х годах, они позволили по-другому взглянуть на М. М. Пришвина и на его творчество. Постоянная духовная работа, путь писателя к внутренней свободе подробно и ярко прослеживается в его богатых наблюдениями дневниках («Глаза земли», 1957; полностью опубликованные в 1990-х годах), где, в частности, дана картина процесса «раскрестьянивания» России и сталинской модели социализма, далёкая от той, что была притянута за уши идеологией; выражено гуманистическое стремление писателя утвердить «святость жизни» как высшую ценность.

Умер писатель 16 января 1954 года от рака желудка, похоронен на Введенском кладбище в Москве. Пришвин очень любил автомобили. Ещё в 30-е годы, когда приобрести личный автомобиль было очень сложно, он обучался автоделу на Горьковском автозаводе и приобрел фургон, на котором путешествовал по стране. Ласково называл его «Машенька». А в последние годы жизни имел автомобиль «Москвич-401», который до сих пор стоит в его доме-музее.

Когда напечатали первый рассказ Михаила Пришвина, ему уже было за 30 лет. К этому времени будущий известный писатель поработал агрономом, совершил путешествие по Русскому Северу, Средней Азии, Дальнему Востоку, Кавказу, Европе и, по собственному признанию, едва не попал в сумасшедший дом из-за неразделённой любви.

Непоседа

Официальное «Михаил Михайлович Пришвин» было именем «для города». Дома же, в лесах и полях, где писатель проводил большую часть времени, его звали просто Михалычем.

Пришвин родился в семье богатого помещика, но не считал себя особенным: «С малолетства я чувствовал себя в этой усадьбе ряженым принцем, и всегда мне хотелось раздеться и быть простым мужиком».

Сперва по собственной воле, а после — по необходимости писатель коротал досуг в кругу крестьянских детей. Отец мальчика проиграл в карты крупную сумму денег, поэтому был вынужден заложить семейное имение и продать конный завод. Из долгов Михаил Дмитриевич Пришвин выбраться так и не успел: умер. Работать «на банк» пришлось матери писателя, у которой на руках осталось пятеро детей.

Михаил не думал облегчать и без того нелёгкую жизнь своей матери: он, настоящий хулиган, даже в сельской школе раз за разом оставался на второй год. А устроившись в приличную Елецкую гимназию, стал отравлять жизнь новым педагогам. Особенно досталось учителю географии Василию Васильевичу Розанову , в будущем известному во всём мире учёному и религиозному философу.

«Слушайте, Козёл! Если вы не прекратите придираться ко мне, я вам морду разобью!» — это только одна из знаменитых реплик, брошенных Пришвиным своему педагогу. В итоге взбешённый Розанов однажды написал на «безнадёжного ученика» докладную записку, поставив ультиматум: «Или он, или я».

Через 24 часа Пришвин вылетел из гимназии с волчьим билетом. Мать же «сослала» непоседу к дяде в Сибирь, где он неожиданно переменился и благополучно окончил Тюменское Александровское реальное училище.

Пришвин мог спокойно продолжать купеческое дело своего бездетного дяди в Сибири, но вместо этого отправился путешествовать. Вскоре авантюрист осел в Рижском политехническом институте, затем — в Лейпцигском университете... «Меняю разные факультеты в поисках „философского камня“», — пишет о себе Пришвин. И, наконец, находит. Знаменитый «певец природы» получил диплом инженера-землеустроителя.

«Картофель в полевой и огородной культуре» — так назывался первый литературный труд Пришвина. Однако научная карьера у агронома не складывалась, и он нашёл выход в журналистике, которая хотя бы приносила стабильный заработок: «Я выбрал писательство для того, чтобы не зависеть от начальников в казённой службе и как-нибудь прокормиться».

Влюблённый агроном

О творчестве Пришвина знает каждый школьник, а вот о том, что творилось в душе писателя, пока он работал над «Кладовой солнца», «Золотым лугом», «Этажами леса», «Кощеевой цепью», — единицы.

Ещё будучи студентом Лейпцигского университета, будущая литературная знаменитость встречает свою музу: дочь крупного петербургского чиновника Варвару Петровну Измалкову . «Я её так полюбил, навсегда, что потом, не видя её, не имея писем о ней, четыре года болел ею и моментами был безумным совершенно и удивляюсь, как не попал в сумасшедший дом», — вспоминал писатель.

После непродолжительного романа дама категорически отказала влюблённому в неё агроному, что стало для Пришвина настоящим ударом. Вернувшись в Россию, «неудачник» с горя женился на обычной крестьянке Ефросинье Смогалёвой.

Как и следовало ожидать, из случайного брака не вышло ничего хорошего: супруги совершенно не понимали друг друга. Крестьянка «с грустными глазами» быстро превратилась в «злейшую Ксантиппу», и, чтобы избегать общения с ней, писатель путешествовал по России.

Только к 60 годам «певец природы» осел в своей новой московской квартирке в Лаврушинском переулке. «Вот желанная квартира, а жить не с кем… Один я. Прожил свою долгую брачную жизнь „полумонахом“», — так писал Пришвин незадолго до встречи со своей новой музой: Валерией Дмитриевной Лиорко.