Борис кустодиев и его русский мир. Лучшие картины русского художника бориса кустодиева

Наверное, все, кому за 40, помнят как в школьные годы нам внушали: «бытие определяет сознание». А также: «в здоровом теле — здоровый дух». Напротив, о том, что дух и сознание преобладают над любыми обстоятельствами, свидетельствует эта удивительная картина. Как же удалось русскому художнику создать одновременно очень эротичное и целомудренное полотно?

Борис Кустодиев родился в 1878 году и застал патриархальную жизнь русской провинции с ярмарками, церковными праздниками и масленицей. Эти радостные воспоминания детства и молодости он сохранил и в зрелости. «Русская Венера» была написана в Петрограде 1926 года на обороте картины «На террасе», поскольку нового холста не нашлось. Кустодиеву позировала дочь, но лицо героини он придумал. Художник тяжко болел туберкулезом позвоночника, но картина несёт только свет и радость!

На переднем плане изображена русская красавица в деревенской бане из брёвен, в парилке. Она уже заканчивает «священнодействие» и сияет здоровьем, чистотою кожи. Героиня невысокого роста, у неё маленькие ступни, крепкая, среднего размера грудь и широкий таз. Пожалуй, любой зритель-мужчина восхитится плавными изгибами тела этой девушки, которые сулят успешное продолжение рода. Правой рукой она держит берёзовый веник, прикрываясь, а пальцы левой руки расчёсывают водопад длинных рыжих волос. Зелень листьев берёзы создаёт красивый контраст с золотом волос. На полоке, рядом с куском мыла — хлопья пены, будто у богини Венеры, созданной из пены морской. Справа от полока заткнута за доску газета с заголовком «Русская Венера». На полоке стоит деревянное ведро, под потолком и у стены клубится пар. Девушка стоит на приступке, наклонив голову, чтобы не стукнуться о низкий потолок. За спиной красавицы открыта дверь и виден предбанник с оконцем и лежащей одеждой, накрытой цветастым платком. За окном — зимний день, улица, куда совсем скоро вернётся героиня, сияя чистотой.

Кустодиев создал собирательный образ русской девушки — чистой душой и телом, способной к созданию семьи и рождению детей. У его героини — искренняя живая улыбка и голубые глаза. Курносое рязанское лицо; мимо такого на улице пройдешь и не обратишь внимание, но художник разглядел, сумел показать обаяние молодой красоты. Кустодиев с его огромной наблюдательностью и вниманием к мелочам создал столько портретов-синтезов! А «Русская Венера», написанная за год до кончины мастера, сияет всеми гранями его таланта и опыта. Эта картина — очередной подвиг творца, способного сидеть ограниченное время, но духом преодолевшего немощь позвоночника!

По мнению критиков, «Русская Венера» — один из лучших образцов портретного искусства. Полотно «Русская Венера» — большого размера, 200 на 175 сантиметров. Хранится в Русском музее Санкт-Петербурга.

P.S. Борис Кустодиев выбрал в жёны женщину с живым умом, худощавую. Он ценил её мнение о своих полотнах. Примечателен факт: во время реставрации выяснилось, что веник дорисован к девушке почти через год после завершения картины. Так художник принял совет жены и добавил целомудреный штрих, раскрывающий характер героини.

Борис Михайлович Кустодиев, «Купчиха», «Русская Венера»

Борис Михайлович Кустодиев родился в Астрахани, и там на волжских берегах прошли его детство, отрочество и юность. В 5 лет мальчик начал рисовать, в этом же возрасте впервые испытал потрясение от музыки и сцены, слушая оперу «Иван Сусанин», а в 9 лет бесповоротно решил стать художником. Одной из причин послужила V выставка Товарищества передвижников, приехавшая в его родной город, где не было ни одного музея. Именно здесь он познакомился с полотнами Репина, Сурикова, Поленова, Крамского, Шишкина. Восемнадцатилетним юношей он становится учащимся Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

К 1910 г. Борис Михайлович уже всемирно известен и представляет русское искусство за рубежом. Единственной неприятностью, от которой хотелось скорее избавиться и забыть о ней, стала болезнь. Боли в руке и спине постоянно давали себя знать, и в 31 год художнику был поставлен неутешительный диагноз - костный туберкулез, за которым последовало более серьезное заболевание - опухоль в спинномозговом канале. Была предложена операция, в которой врачи видели единственную возможность избавиться от недуга.

Перенеся тяжелую операцию, Кустодиев возвращается в Петербург, где работает над заказами Петербургского совета.В 1913 г. он начинает писать ставшую знаменитой и находящуюся ныне в Русском музее в Санкт-Петербурге «Купчиху». (Румяное, свежее лицо купчихи приветливо. Тугие косы, уложенные короной, венчают гордую голову. Красавица рада гостям, ее брови чуть приподняты, карие глаза блестят. Она прелестна и величава. Кажется, еще миг - и она степенно шагнет навстречу гостям и поклонится. Тогда станет видна серебряная стежка пробора, сверкнут рубиновые серьги, зашуршат тяжелые складки шелкового платья, блеснет огнем большая серебряная брошь. Кажется, что она степенно опустит руку, чуть не касаясь земли кружевным платком, и прозвучит любезное сердцу: «Добро пожаловать!»

Пройдут века, многое изменится, но навсегда напоминанием о вечной красоте останутся богини Рубенса, закованные в парчу и бархат, очаровательные и милые парижанки Ренуара и среди этих образов будет и русская красавица «Купчиха», созданная Кустодиевым в 1915 г.

В 1916 г. болезнь снова начинает напоминать о себе, и Кустодиев соглашается на повторную операцию. Полгода он проводит в больнице. Врачи категорически запрещают ему работать. Но он столь же категорично заявляет: «Если не позволите мне писать, я умру». Уже в больнице Кустодиев начал работать. По его признанию, голова пухла от проектов будущих картин, графики, скульптуры, театральных декораций. В последующие годы свет увидело множество картин, посвященных старому русскому быту второй половины XIX в.

Особое место в жизни Кустодиева занимала дружба с Федором Шаляпиным. Как результат этой дружбы и дань таланту великого певца появился один из лучших портретов в русской классической галерее. Элегантный силуэт фигуры певца имеет черты некоторой обобщенности, за широкой спиной в жемчужном уборе раскинулась зима. Шаляпин высоко оценил портрет. Больной Кустодиев писал его, сидя в кресле, по частям воспроизводя облик великого певца. Это была работа почти на ощупь, наугад. Автор ни разу не видел портрет целиком в достаточном удалении, и поэтому даже не представлял, насколько картина удалась.

За год до кончины Кустодиев создал картину «Русская Венера». Прекрасное обнаженное тело молодой женщины, крепкое здоровье, излучающее аромат свежести, чистоты. Водопад золотистых волос, глаза, будто васильки в степной ржи, лицо, далекое от классической правильности, но притягательное, доброе.

Непринужденный, по-своему грациозный и величавый жест, неприхотливая обстановка простой деревенской баньки. «Не знаю, - писал художник накануне смерти, - удалось мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел - любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему, русскому. Это было всегда единственным «сюжетом» моих картин». И он постоянно оставался верен этому сюжету, доказательство тому - его картины. «Ярмарку» он писал трижды - в 1906, 1908 и 1910 гг. Кроме того, были такие работы, как «Праздник в деревне», «Деревенский праздник», «Гуляния», «Провинция», «Девушки на Волге», «Московский трактир», «Балаганы», «Масленица», «Купчихи» и мн. др.

Борис Михайлович Кустодиев, «Купчиха», «Русская Венера»

Борис Михайлович Кустодиев родился в Астрахани, и там на волжских берегах прошли его детство, отрочество и юность. В 5 лет мальчик начал рисовать, в этом же возрасте впервые испытал потрясение от музыки и сцены, слушая оперу «Иван Сусанин», а в 9 лет бесповоротно решил стать художником. Одной из причин послужила V выставка Товарищества передвижников, приехавшая в его родной город, где не было ни одного музея. Именно здесь он познакомился с полотнами Репина, Сурикова, Поленова, Крамского, Шишкина. Восемнадцатилетним юношей он становится учащимся Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

К 1910 г. Борис Михайлович уже всемирно известен и представляет русское искусство за рубежом. Единственной неприятностью, от которой хотелось скорее избавиться и забыть о ней, стала болезнь. Боли в руке и спине постоянно давали себя знать, и в 31 год художнику был поставлен неутешительный диагноз - костный туберкулез, за которым последовало более серьезное заболевание - опухоль в спинномозговом канале. Была предложена операция, в которой врачи видели единственную возможность избавиться от недуга.

Перенеся тяжелую операцию, Кустодиев возвращается в Петербург, где работает над заказами Петербургского совета.В 1913 г. он начинает писать ставшую знаменитой и находящуюся ныне в Русском музее в Санкт-Петербурге «Купчиху». (Румяное, свежее лицо купчихи приветливо. Тугие косы, уложенные короной, венчают гордую голову. Красавица рада гостям, ее брови чуть приподняты, карие глаза блестят. Она прелестна и величава. Кажется, еще миг - и она степенно шагнет навстречу гостям и поклонится. Тогда станет видна серебряная стежка пробора, сверкнут рубиновые серьги, зашуршат тяжелые складки шелкового платья, блеснет огнем большая серебряная брошь. Кажется, что она степенно опустит руку, чуть не касаясь земли кружевным платком, и прозвучит любезное сердцу: «Добро пожаловать!»

Пройдут века, многое изменится, но навсегда напоминанием о вечной красоте останутся богини Рубенса, закованные в парчу и бархат, очаровательные и милые парижанки Ренуара и среди этих образов будет и русская красавица «Купчиха», созданная Кустодиевым в 1915 г.

В 1916 г. болезнь снова начинает напоминать о себе, и Кустодиев соглашается на повторную операцию. Полгода он проводит в больнице. Врачи категорически запрещают ему работать. Но он столь же категорично заявляет: «Если не позволите мне писать, я умру». Уже в больнице Кустодиев начал работать. По его признанию, голова пухла от проектов будущих картин, графики, скульптуры, театральных декораций. В последующие годы свет увидело множество картин, посвященных старому русскому быту второй половины XIX в.

Особое место в жизни Кустодиева занимала дружба с Федором Шаляпиным. Как результат этой дружбы и дань таланту великого певца появился один из лучших портретов в русской классической галерее. Элегантный силуэт фигуры певца имеет черты некоторой обобщенности, за широкой спиной в жемчужном уборе раскинулась зима. Шаляпин высоко оценил портрет. Больной Кустодиев писал его, сидя в кресле, по частям воспроизводя облик великого певца. Это была работа почти на ощупь, наугад. Автор ни разу не видел портрет целиком в достаточном удалении, и поэтому даже не представлял, насколько картина удалась.

За год до кончины Кустодиев создал картину «Русская Венера». Прекрасное обнаженное тело молодой женщины, крепкое здоровье, излучающее аромат свежести, чистоты. Водопад золотистых волос, глаза, будто васильки в степной ржи, лицо, далекое от классической правильности, но притягательное, доброе.

Непринужденный, по-своему грациозный и величавый жест, неприхотливая обстановка простой деревенской баньки. «Не знаю, - писал художник накануне смерти, - удалось мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел - любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему, русскому. Это было всегда единственным «сюжетом» моих картин». И он постоянно оставался верен этому сюжету, доказательство тому - его картины. «Ярмарку» он писал трижды - в 1906, 1908 и 1910 гг. Кроме того, были такие работы, как «Праздник в деревне», «Деревенский праздник», «Гуляния», «Провинция», «Девушки на Волге», «Московский трактир», «Балаганы», «Масленица», «Купчихи» и мн. др.

Кустодиевские женщины воплощают представления о национальной русской красоте, притягательной своим ароматом свежести, здоровьем, чистотой. Их пышные тела предназначены для создания сильной и крепкой многодетной семьи. Не случайно художник изображает героиню картины «Русская Венера» в бане: здесь столь естественна ее красота, и неприхотливая деревенская обстановка подчеркивает значимость самого образа. Мыльные пузыри на лавке, клубы пара оправдывают название картины. Перед нами именно Венера. Ведь она родилась из пены. На Средиземноморье – из морской, а в России – из банной пены.

Стыдливо прикрывая интимное место березовым веником, красавица со струящимися длинными рыжими волосами напоминает Марию-Магдалину: похоже изображали живописцы эпохи возрождения блудницу, ставшую впоследствии святой. Видимо, сказались впечатления художнической юности Кустодиева, когда он копировал в музеях Франции, Испании и Италии старых мастеров. Замысел этой картины возник в последний год жизни художника, позировала ему русоволосая дочь Ирина. Но в лице просматривается собирательный образ многих других женщин, которых он всегда изображал с удивительно нежностью.

По версии искусствоведов, не случайно в маленькое оконце баньки видна зима. Многие увидели в этом сочетание жизни и смерти, ведь великолепно выписанная молодая нагая женщина создавалась в то время, когда художник говорил: «Меня мучит по ночам один и тот же кошмар: черные кошки впиваются острыми когтями в спину и раздирают позвонки...» Может быть, это и было для художника прощанием с жаркой красивой жизнью и приготовление к тесной, как и это маленькое окошечко, холодной смерти.

Также любопытной историей или секретом (как вам больше нравится) этого полотна является тот факт, что Кустодиеву пришлось писать его на оборотной стороне ранее созданной картины «На террассе» (заработок находившегося в инвалидном кресле художника в стране Советов был скромным - на покупку нового холста не хватало денег).

На обороте интеллигентской дачной идиллии Кустодиев и изобразил голую пышнотелую Венеру!

Картина «Русская Венера», по единодушному мнению критиков, стала одним из лучших достижений русского портретного искусства.

ВЫГОДНОЕ предложение от интернет-магазина BigArtShop: купить картину Русская Венера художника Бориса Кустодиева на натуральном холсте в высоком разрешении, оформленную в стильную багетную раму, по ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ цене.

Картина Бориса Кустодиева Русская Венера: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Большой каталог картин Бориса Кустодиева на сайте интернет-магазина BigArtShop.

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Бориса Кустодиева. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Бориса Кустодиева на натуральном холсте.

Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии. В девятилетнем возрасте он впервые на выставке передвижников познакомился с картинами настоящих художников, был потрясен настолько, что впечатления от увиденного определили его будущее: он решил стать художником. После завершения учебы в духовной семинарии в 1896 году Борис поступил в петербургскую Академию художеств. Занимался живописью в мастерской Ильи Репина. Стал знаменит образами традиционного русского быта и красочными народными типажами, на которые его вдохновляли провинциальные города и села Верхней Волги, куда он часто выезжал, проживая в Москве и Санкт-Петеребурге. «Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу. После революции 1917 года, которую он принял в духе народного лубка, Кустодиев создал лучшие свои произведения в сфере книжной иллюстрации.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Бориса Кустодиева не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.