Фестиваль "монстры рока ссср" (разные издания). Moscow Peace Music Festival’89: как это было. Форматы и занавесы

В истории рок-музыки есть такие события, которые не забываются. Став важной вехой на рубеже эпох, они обрастают всевозможными мифами и легендами, а память о них передаётся из поколения в поколение.

Московский фестиваль Мира и Музыки, состоявшийся 12 и 13 июня 1989 года, безусловно, является одним из таких событий. Наравне с не менее легендарным «тушинским попоищем» 1991 года, он стал одним из крупнейших рок-событий в доживающем последние годы СССР. Сегодня мы расскажем о том, как удалось организовать подобный фест, что увидели пришедшие в тот день в «Лужники» рок-фаны и в чём была (и есть) уникальность подобного действа.

Изрядную долю внимания мы уделим воспоминаниям участников фестиваля. К сожалению, они сильно различаются по объёму и информативности, но надеемся, что их удастся вставить в наш рассказ как можно более органично.

С чего всё началось

Главная роль в организации фестиваля принадлежит одному человеку – Стасу Намину . Один из пионеров отечественной рок-сцены, мажор из мажоров (внук не кого-нибудь, а самого Анастаса Микояна), Стас значительно преуспел в продюсировании более молодых групп и их раскрутке в том числе и за рубежом. Самым известным проектом Намина, безусловно, стал коллектив , который какое-то время колесил по Америке, попал в местные хит-парады, записал там альбом, словом, заставил о себе говорить, пусть и ненадолго. За это время Стас успел обзавестись крайне полезными знакомствами. В том числе ему удалось подружиться с маститым продюсером Доком МакГи и его протеже — не менее маститым и всем известным музыкантом , который тогда был на пике популярности. Узнав о желании Намина организовать в Москве международный рок-фест, они тут же его поддержали.

Важность мероприятия была понятна всем без исключения. Вот слова Бон Джови: «В Америке публика уже не так реагирует на концерты, организованные благотворительными организациями. Для американцев это -просто ещё одно крупное событие.В России же всё наоборот, совершенно другая реакция. Всю нашу жизнь нам внушали, что мы не можем ехать в СССР, что там живут плохие люди. Таким образом, подобное зрелище помогло бы сломать сложившиеся стереотипы общественных и политических взглядов». Фестиваль, таким образом, не только являлся крупнейшим музыкальным событием, но и нёс важнейшую общекультурную и даже политическую нагрузку.

Но и этого было мало. Нужно было выдумать более конкретную подоплёку сего действа, которая устроила бы власть предержащих и не выглядела при этом попыткой идеологической диверсии. Было найдено гениальное решение: фестиваль должен был способствовать объединению стран и народов в борьбе с алкогольной и наркотической зависимостью. Чтобы в полной мере оценить гениальность этой идеи, достаточно ещё раз вспомнить список выступавших в те дни музыкантов. Пчёлы против мёда, честное слово… Кстати говоря, для Дока МакГи эта тема была крайне важна. Незадолго до фестиваля он попался на контрабанде гашиша в особо крупных размерах и по решению суда был вынужден основать рок-фонд борьбы с алкоголизмом и наркоманией Make A Difference Foundation . Организация благотворительного рок-фестиваля была для него отличной возможностью реабилитироваться.

Стас Намин: «С оформлением юридическим была такая мешанина… Никто не знал вообще, что делать. Горбачёв когда-то где-то сказал случайно, мол, что не запрещено, то разрешено. А я просто хамски воспользовался этой фразой».

Итак, серьёзные люди дали добро. Фестивалю – быть! Состав подобрался нешуточный. Док МакГи привёз из-за океана целую россыпь звёзд: от начинающих тогда и до таких монстров, как , и . Стас Намин со своей стороны подтянул уже известный на западе Gorky Park, а также Нюанс и . Несмотря на всю крутость происходящего, советская пресса исходила желчью и предрекала провал фестиваля, ведь советская молодёжь несомненно вместо идеологически ей чуждого хэви-метала предпочитает «отечественный социальный рок»! Да и билеты были для того времени недешёвые – 15 рублей за штуку. А за 25 рублей можно было купить фирменный мерч – американскую футболку с символикой фестиваля. Кстати говоря, отличного качества.

У забугорных гостей, в свою очередь, тоже имелись опасения по поводу визита в Страну Советов. «Я считал, что представление русских об Америке сильно искажено, как и было моё о России. Я раньше представлял танки, которые едут по улицам, плохих парней, продаюших стероиды на каждом углу, что в России детям дают молоко и стероиды, чтобы они стали олимпийскими спортсменами. А позже я подумал -`у них ведь великая армия, у них великие олимпийские чемпионы, поэтому у них должна течь нормально вода из крана и должен быть МакДоналдс, у всех же есть это!` Но их изоляция от всего человеческого на 70 лет замедлила прогресс», — вспоминал всё тот же Джон Бон Джови. Должен отметить, что образ торгующих стероидами барыг несомненно достоин встать в один ряд с уже всем надоевшими медведями и водкой.

Как бы то ни было, музыканты добрались до Москвы бодрыми, весёлыми и почти трезвыми (!) – МакГи бдительно отбирал любую выпивку и смывал в унитаз вещества. Более того, Оззи в это время и вовсе находился в завязке.

Меры безопасности в «Лужниках» были беспрецедентными. Помимо профессиональных секьюрити, на охрану правопорядка были брошены военные, а также наша доблестная милиция. Не всех это порадовало. «Меня угнетало огромное количество военных на поле стадиона. Казалось, что выступаешь в армейской части. Потом мне всё объяснили одной фразой: “У нас в стране всё немножко по-другому”», — вспоминал . Зато всем запомнилась ультрасовременная сцена, состоявшая из трёх секторов. В одном секторе проходило выступление, в другом в этот момент готовилась к своему сету следующая группа, а в третьем техники разбирали горы аппаратуры, оставшиеся от предыдущих исполнителей.

Моя милиция меня бережёт

И как продолжилось

Всё началось 12 июня в час дня. Концерту предшествовали торжественные речи официальных лиц в белоснежных пиджаках и несколько слов, сказанных Стасом Наминым. Загорелся Олимпийский огонь – впервые с 1980 года. Это, безусловно, добавило происходящему торжественности.

Концерт открывал молодой и практически не известный советскому слушателю коллектив Skid Row с юным и дерзким на вокале. «Skid Row вышли, и первое, что произнёс Себастьян — `Ну что, зацените, мать вашу!`…А я подумал, -`О, нет, они дали нам карт- бланш, а мы им — Себастьяна.` Но никто ничего не сделал из представителей цензуры. Они хорошо отыграли свой сет и их очень хорошо встретили для нераскрученной команды», — снова Бон Джови. Публика тем временем активно требовала Оззи, но до его выхода было ещё далеко. После Skid Row настало время советских групп. Увы, что Нюанс , что Бригада С выглядели невзрачно – проще говоря, затерялись на фоне более именитых коллег. Их выступления даже не попали в документальный фильм о фестивале. Gorky Park смотрелись живее – очевидно, сказался приобретённый американский опыт. Правда, на их вычурные костюмы «a la rus» мало кто мог смотреть без смеха…

Настоящая движуха началась, когда на сцене появилась Cinderella. «Золушка» в тот момент уже успела выстрелить двумя мощными альбомами – Night Songs и особенно Long Cold Winter . Теперь же публика слышала эти хиты вживую. Яркие глэмовые костюмы музыкантов, развесёлое поведение на сцене и хриплый пронзительный голос сделали своё дело! Под Cinderella публика оторвалась на славу.

После 40-минутного перерыва на сцену вышли Motley Crüe – главные борцы с алкоголем и наркотиками, не иначе. Зажечь на этом фестивале было для них делом принципа, дабы снова вернуться на пик популярности. И сделали они это так, что мало не показалось! Легенды глэм-метала пустили в ход все атрибуты стиля – яркий грим, бешеный драйв, сексапильные красотки на бэк-вокале… Но не всё прошло так, как они того хотели. Во-первых, музыканты Motley Crüe приехали в СССР с жёнами, что явно мешало им отрываться на полную катушку. Во-вторых, Док МакГи так и не позволил им занять почётное место хэдлайнера, отданное в итоге Bon Jovi, за что после концерта получил в глаз от и .

Следом на сцену вышел со своей бандой тот, кого ждали едва ли не больше, чем всех остальных, — Оззи Осборн! Он привёз в Москву совершенно убойный состав, в который, помимо барабанщика , входили старый соратник Великого и Ужасного ещё со времён и юный вундеркинд , покоривший всех своей филигранной техникой и неистовым поведением на сцене. Сет-лист Оззи состоял из проверенных временем сольных хитов, разбавленных классическими боевиками Sabbath. Но всю «конфетку» испортило качество звука, которое было явно провальным. Настройкой звука руководила команда техников, привезённая Scorpions, поэтому Оззи психовал и не без оснований подозревал их в саботаже сета, дабы рокеры из Ганновера выглядели на фоне Осборна более предпочтительно. Хотя мне, например, сложно представить что-то более крутое, чем Crazy Train и Paranoid в переполненных Лужниках.

«I can’t f…n’ hear you!»

Некоторые источники передают такой рассказ. Когда на следующий день после фестиваля Оззи повезли на экскурсию по центру Москвы, зарядил дождь. И вот, взирая на затянутое тучами небо, мокрые мостовые и мрачные стены Кремля, Оззи якобы произнёс: «Да, жить в этой стране и не пить… просто невозможно!» Откуда на обратном пути в самолёте взялись два ящика «Столичной», объяснить не мог никто. Как вы понимаете, на этом завязка, в которой пребывал Оззи, закончилась, а сам он пришёл в себя лишь через пару недель.

Выступление Scorpions стало едва ли не самым удачным и запоминающимся на этом фестивале. Напомним, что немецкие рокеры были единственной группой, которая уже имела опыт выступлений в СССР, да ещё какой! Годом ранее «скорпы» дали 10 (!) аншлаговых концертов в Ленинграде и, разумеется, стали любимцами публики. Сет-лист состоял из бронебойнейших хитов: Blackout , Rhytm of Love , Rock You Like a Hurricane и, конечно же, Still Loving You – такое никого не оставит равнодушным. Да и, стоит честно признаться, с тех пор набор концертных вещей Scorpions почти не изменился.

Scorpions дают жару

Вспоминает : «Scorpions уже были очень хорошо известны в СССР. И именно мы должны были стать хедлайнерами, но из-за американского MTV, которые хотели всё представить как «Bon Jovi завоёвывают Россию», он (Док МакГи – ред.) поставил Bon Jovi после нас. И вот только в этом моменте он здорово прокололся: так как Bon Jovi в итоге имели очень бледный вид. После нас около половины народа просто ушла, и сам Джон Бон Джови остался крайне огорчён. Он даже сказал: «Никогда больше не буду играть после Scorpions!» Ошибка была в том, что, выступив перед нами, Bon Jovi предстали бы в отличном ракурсе – их с триумфом показали бы по MTV, и всё было бы здорово».

Рудольф, конечно, перегнул палку. Bon Jovi выглядели вовсе не бледно, да и с их выступления ушло, понятное дело, не полстадиона, а поменьше. Сам фронтмен вспоминал об этом так: «Наконец-то я в самом центре стадиона, а вокруг сотни советских солдат, стоящих рука об руку, подобнo живым баррикадам, которые разделили море из людей. На этот раз это и былo моей задумкой. После Scorpions, когда погас свет, Bon Jovi вышли на сцену и раздались аккорды Lay Your Hands On Me , я представил себя Рокки Бальбоа в полном военном обмундировании, посреди стадиона имени Ленина, перед публикой 90 000 человек. Все улыбались и старались дотронуться до меня, а прямo над нашими головами пылал Олимпийский Огонь. Я шёл в советской военной форме, всё шло так, как и было задумано». Со сцены звучали мощнейшие хиты тех лет: Bad Medicine , Wanted Dead or Alive , You Give Love a Bad Name … И Living on a Prayer , разумеется. Между тем, на выступлении Bon Jovi концерт не закончился. Сразу после них начался мощнейший джем, в котором участники концерта и примкнувший к ним Джейсон Бонэм выдали сет классических рок-боевиков. Финальную черту подвело совместное исполнение песни Give Peace a Chance . Затем грянул праздничный салют, ставший ещё одним украшением грандиозного события. На второй день всё повторилось с не меньшим успехом.

А что в итоге?

«Для молодёжи это был такой показательный момент перестройки. Никто не мог поверить, что это и правда будет, и вдруг они реально это всё увидели, и никто никого не посадил в тюрьму, ничего не случилось… Всё было просто, по-человечески и с кайфом», — подвёл итог всему действу Стас Намин. Действительно, Фестиваль Мира и Музыки сыграл важнейшую роль. Благодаря нему, поклонники рока со всех концов нашей необъятной Родины смогли воочию увидеть своих кумиров на пике славы (а не в пенсионном возрасте в процессе очередного «чёса» по градам и весям), а сами кумиры убедились, что и за «железным занавесом» живут такие же простые и доброжелательные люди, которые точно так же любят рок и хотят, чтобы во всём мире не было войны. В рок-тусовке раздавались оптимистичные прогнозы о том, что отечественный рок наконец-то прочно впишется в общемировой контекст, а мировые звёзды хлынут к нам вереницей… Вот только официальная советская пресса расщедрилась на сообщения о фестивале лишь неделю спустя. А лучшей музыкальной группой 1989 года всё та же пресса признала «Ласковый май». Пожалуй, говорить о рок-триумфе всё-таки было преждевременно…

Самбора, Намин, Бон Джови

26 лет назад в это ночное время в Москве на стадионе "Лужники" завершился первый в новой истории России Международный рок-фестиваль Moscow Music Peace Festival. Обозреватель сайт Алексей Певчев вспоминает веселые дни главного рок-н-ролльного лета восьмидесятых.

С российской стороны инициатором проведения фестиваля был Стас Намин, на тот момент к рок-н-роллу отношение имеющий весьма косвенное. Во всяком случае, большинству из тех, кто на протяжении двух дней наполнял чащу стадиона "Лужники" и что-то слышал о нем, Намин был известен в лучшем случае как руководитель группы "Цветы". Для Намина этот фестиваль стал не просто менеджерским стартом, но и, пожалуй, наивысшим, по-настоящему международным достижением в его карьере. Сделать фестиваль такого масштаба судьба дает шанс одному на десять тысяч. Когда-нибудь, подробности организации и проведения Moscow Music Peace Festival в стране, недавно вступившей в эпоху перестройки и гласности, несомненно, войдут в учебники менеджмента шоу-бизнеса. И это правильно!
Об американском менеджере Доке МакГи, от которого успех мероприятия зависел в не меньшей степени – чуть позже.

Для проведения мероприятия был выбран самый универсальный слоган "Фестиваль против алкоголя и наркотиков". До этого в СССР ни о каких фестивалях с подобным посылом не слышали, и ирония вроде "пчелы против меда" была не в ходу, да и дареному коню (несмотря на не низкие цены на билеты, которые исчезли, едва появившись) смотреть в зубы в то время никто бы и не помыслил. Можно было своих зубов лишиться.

Форматы и занавесы

Лайнап, точнее его "фирменная" часть, в целом был сформирован безукоризненно. Немного уставшая на тот момент от прямолинейного heavy metal советская молодежь почти параллельно со своими сверстниками из стран развитого капитализма плавно знакомилась с актуальным форматом hard’n’ heavy. Надо сказать, большинство мировых ведущих музыкантов еще вчера ни на шаг не отступавших от канонов тяжелого музыкального жанра, на тот момент почти поголовно возделывали эту коммерчески успешную ниву.

"Железный занавес" рухнул – и советская молодежь уже очень хорошо представляла, кто едет к ней в гости. Кроме почти неизвестных на тот момент Skid Row и Cinderella, на афишах значились активно теряющие популярность в мире, но безумно популярные у нас Motley Crue. Неизменно великий во все времена Оззи Осборн. Герои всех школьных дискотек Scorpions. Ну и наконец, всеобщий любимец, молодой Бон Джови с группой имени себя. Нашу страну представляли группы "Нюанс", тогдашний коллектив Гарика Сукачева "Бригада С" и ансамбль "Парк Горького", в экспортном варианте именуемый Gorky Park. Фестиваль проходил два дня – 12 и 13 августа, при полном аншлаге на Большой спортивной арене "Лужников". Еще миллионы зрителей в 59 странах мира смогли увидеть его трансляцию.

Таланты и участники

Как уже говорилось, в целом формат оказался максимально точным. Единственным, абсолютно выбивающимся из общей колеи моментом оказался блок российских музыкантов. К участию в Moscow Music Peace Festival Стас Намин, пользуясь служебным положением, пригласил группы, находящиеся под его менеджментом, репетирующие на его базе в Зеленом театре парка Горького и выпускающие пластинки на его лейбле SNC. Стас Намин покровительствовал молодым талантам, но не очень представлял, что с ними делать. Группы "Нюанс" и “Бригада С” на тот момент были яркими, молодыми, нестандартными мощнейшими коллективами. “Нюанс” блистал очень интересной психоабсурдисткой иронией с ярким шоу и чуть раньше даже удостоился высокой оценки великого авангардиста Фрэнка Заппы.

Сукачев и его "Бригада С" уверенно входили в статус одной из лучших групп страны и жгли "пролетарским джазом". Вот только ни те ни другие не имели ни малейшего опыта работа на стадионных площадках. Назвать их "клубными" также было сложно в силу того, что в то время в СССР клубов для исполнения подобной музыки не существовало в принципе. Кроме того, ни "Нюанс", ни "Бригада С" не имели ни малейшего отношения к тяжелому жанру, в котором работали западные гост. Да и публика пришла совсем на другое. Чуть ближе к общему пафосу мероприятия был "Парк Горького" – искусственно созданный Стасом Наминым для западного рынка хард-н-хэви проект, состоящий из профессионалов с филармоническим прошлым.

Отыгравшие

Skid Row

Оба дня фестиваль открывала молодая группа Skid Row – подопечные Дона МакГи. На тот момент "лыжники" в России были неизвестны, но активно засветились в мире благодаря Moscow Music Peace Festival и поначалу резко рванули вперед. Хрупкий вокалист Себастьян Бах, в ту пору смотревший снизу вверх на своих кумиров – Motley Crue, со временем заматерел, выпустил несколько сольных альбомов, но так и остался артистом того времени и того жанра.

Парк Горького (Gorky Park)

Несмотря на то что профессиональные музыканты на тот момент имели в репертуаре крепкую песню Bang, на которую был снят яркий клип, ротируемый на американском MTV, в своих аляповатых одеждах и со стилизованными под народные инструменты гитарами Kramer выглядели малоубедительно. Вероятно, в первую очередь потому, что в этом жанре они были все-таки людьми пришлыми. К сожалению, показать настоящих лидеров отечественной тяжелой сцены того времени в лице "Шаха" и "Черного обелиска" было невозможно, так как ставка делалась на хозяйский "Парк Горького". Группа просуществовала до начала 2000-х. Бывших музыкантов "Парка" – вокалиста Николая Носкова, басиста Александра Маршала, реже – гитариста Алексея Белова – сейчас можно увидеть в программах центрального ТВ, исполняющими куда более подходящую для них музыку.

Cinderella

Мощь и энергетику этого коллектива на момент фестиваля оценили немногие, зато стать и томный взгляд лидера Тома Кифера сразил женскую аудиторию наповал. Тяжелый, энергичный ритм-н-блюз и пронзительный вокал выдавали тесное знакомство автора с лучшими образцами рок-жанр в диапазоне от Дженис Джоплин до AC/DC. Сразу после фестиваля едва появившаяся в продаже югославская виниловая пластинка Long Cold Winter была моментально сметена с прилавков советских магазинов сети "Мелодия". Пару лет назад Cinderella приезжала с концертом в Москву, собрав не так много публики, но эта публика пришла ровно за тем, чем славится американская "Золушка".

Motley Crue

Одна из самых долгожданных групп фестиваля. Культ Motley Crue на тот момент убедительно подтверждался граффити на большинстве трансформаторных будок страны, школьных сумках и партах, самодельными значками и кустарными майками и нашивками. Про бытовое, околоконцертное буйство музыкантов ходили легенды, а сама довольно-таки незамысловатая музыка переписывалась с кассеты на кассету до полной потери слышимости. Интриги придавал и вброс в виде перевода названия группы, звучащего как "пестрый сифилис".

От коллектива с таким названием ожидали многого! Motley Crue приехали в Москву с женами, что мешало им в полной мере насладиться всеми радостями рок-н-ролльной жизни. Трудно сказать, чему в большей мере радовалась публика "Лужников" – музыке, внешнему виду полностью пробитых татуировками любимцев, двум красоткам идеальных форм на бэк-вокале или многократно повторяющемуся слову fuck в песнях и между ними, но Motleu Crue стали одними из самых ярких героев тех дней.

Оззи Осборн

Если бы организаторы заявили об участии в фестивале одного Оззи, результат по сборам и результату вряд ли бы отличался. По значимости для истории и в качестве фигуранта граффити Оззи превосходил даже Motley Crue. Все-таки группа Black Sabbath входила в спектр интересов еще и чуть более старшей возрастной группы, нежели составлявшая основную массу посетителей Moscow Music Peace Festival. С именем Оззи на устах ложились и вставали все поколения любителей тяжелого рока, так что его появление для многих было основополагающим.

В этом сете все было на высшем уровне невзирая на то, что в какой-то момент вырубились сценические мониторы и себя Оззи не слышал в принципе. Двдцатидвухлетний гитарист-виртуоз Зак Уайлд крутился на спине, выдавая фантастические соло. За бас отвечал старый друг и коллега Оззи по Black Sabbath – Гиззи Батлер. Наряду с лучшими сольными вещами Оззи, стадион сокрушали бессмертные Paranoid и Iron Man. Ну а сам на поверку оказавшийся добрым волшебником Оззи поливал изнуренных жарой зрителей водой из ведра.

Scorpions

Культ "Скорпов", конечно, не шел в сравнение с магическим ореолом Оззи, но лирические баллады – медляки Still Loving You и Holiday знали наизусть все посетители тогдашних дискотек. Любители металла были готовы благодаря концертнику World Wild Live. Scorpions закатили потрясающее рок-н-ролльное шоу, а свет десятков тысяч зажигалок над "Лужниками" не забудет никто.

Bon Jovi

Упругий рокер Бон Джови – предмет девичьих грез в качестве хедлайнера был великолепен и гармоничен. Кооперативные постеры, купленные у фарцовщиков пластинки и кассеты с альбомами 7800 Fahrenheit и Slippery When Wet были выучены наизусть, материал c New Jersey находился в стадии изучения, но все вместе это подготовило крепкий фундамент к встрече с этим парнем. Относить то, что он делал к стилю глэм-метал, софт-рок или благосклонно к хард-року, публика предоставила занудам и отрывалась так, что, вероятно, в этот момент стало ясно – мелодичный рок на ближайшее десятилетие из моды не выйдет.

Оба дня завершались огромным совместным джемом. На сцену выходили все, кто мог стоять на ногах после длительного 12-тичасового марафона на сцене и за кулисами, и под грохот барабанов Джейсона Бонэма – сына легендарного Джона Бонэма из Led Zeppelin - начиналась классика рок-н-ролла. Hound Dog Элвиса Пресли сменял Rock’n’ roll – Led Zeppelin. В какой последовательности – сейчас уже, наверное, не так важно, но поверьте, это было незабываемо!

Десять фактов из истории первого российского рок-фестиваля мирового значения.

1. Для американского менеджера Дока МакГи этот фестиваль был мероприятием реабилитационным. За какое-то время до фестиваля Док был пойман полицией неподалеку от границы с Мексикой, снаряженный изрядным грузом гашиша, который вез для своих подопечных из Motley Crue. Организация фестиваля была для него очень важной вехой во всех смыслах.

2. Музыкантам, в числе которых были знатные трезвенники вроде тех же Motley Crue и Оззи, было строжайше запрещено употреблять в пути что-либо крепче сока. На этот случай Док МакГи подверг строжайшей проверке салон самолета и личные вещи музыкантов. Все конфискованное было тут же вылито и высыпано в унитаз. Первое время летели в непривычной грусти. Всех спасли Scorpions, подсевшие в Лондоне и пронесшие необходимый жидкий боезапас. От них никто ничего подобного не ждал. Ни МакГи, не включивший в контракт с ними этот пункт, ни более молодые коллеги, давно списавшие их с этих счетов.

Видео: youTube / Пользователь: 80RockConcerts

3. В "Лужниках" была выстроена немыслимая на тот момент сцена, разделенная на три сектора. Одна группа работала свой сет для зрителей, другая подключалась, третья – раскоммутировалась.

4. Российские менеджеры и переводчики были одинаково сражены не только уровнем технического обеспечения, но еще и едой, которую музыканты, не знавшие, что им ждать в СССР, на всякий пожарный привезли с собой. Если фанта и кола в банках еще воспринимались спокойно, то куриные окорочка в герметичной упаковке вызывали вкусовой и эстетический восторг.

Видео: youTube / Пользователь: TheTRollingStones

5. У отечественных устроителей на тот момент не было никакого опыта в проведении столь крупных опен-эйров. Профессиональные "фирменные" секьюрити с большинством ситуаций никогда не сталкивались, а милиция и вовсе не знала, как себя вести. В результате огромное количество московской тусовки просочилось за кулисы, попивая музыкантское пиво и фотографируясь на память. Музыканты не возражали. Так музыканта группы "Наив" Руслан Ступин, по предложению техника Motley Crue, едва не улетел в США в ящике от аппаратуры. Многие из этих воспоминаний можно найти в сети.

6. МакГи на том этапе курировал сразу несколько команд: Scorpions, Skid Row, Motley Crue и Bon Jovi. "Роу" были молоды и ничего, кроме суппорта, им не светило, со Scorpions, хедлайнерами, тоже все было ясно, а вот для Bon Jovi и Motley Crue это выступление было наиважнейшим. За ним следила вся мировая музыкальная пресса, по следам планировался выход документального фильма. Слава Motley Crue угасала, и им было важно врезать как надо. МакГки обещал, что все будет, но … В последний момент статус хедлайнера и безумный салют-фейерверк он, как четкий коммерсант, работающий на перспективу, отдал Bon Jovi. За что сразу же, как только отгремели залпы салюта, со страшной силой получил в репу от гитариста Никки Сикса и барабанщика Томми Ли. Чуть позже все помирились, но больше вместе не работали.

7. Оззи, находящийся на тот момент в завязке, на фестивале Moscow Music Peace Festival (направленном, как вы помните против алкоголизма и наркомании) уверенно развязал и очнулся спустя две недели в полицейском участке – грязный, рваный и без понимания, что все это время происходило.

8. К 1993 году компании любителей рока разделились. Одни вспоминали Moscow Music Peace Festival-1989 и злорадствовали над теми, кто там не был. Те, отгрустив по этому поводу, припоминали "Монстров рока" в Тушине с участием AC/DC, Metallica и Black Crows в 1991-м, и тут начинали грустить первые. Армия, знаете ли, вносила корректировки в рок-н-ролл.

Видео: youTube / Пользователь: otakuced

9. Больше в России международного фестиваля, представившего настолько вовремя, настолько актуальную на том этапе музыку, пожалуй, и не было.

10. До сих пор на улицах российских городов можно встретить людей в белых майках с эмблемой Moscow Music Peace Festival и расписанием групп, отыгравших в те дни в "Лужниках". Что говорит не только о качестве концертного мерчандайзинга тех лет, но и о неизменно высоком статусе настоящего рок-н-ролла.

На этот раз я предлагаю нам всем вместе поностальгировать и вспомнить историческое событие, имевшее место в Москве 12-13 августа 1989 года. Я говорю о Московском музыкальном фестивале мира, Moscow Music Peace Festival, ознаменовавшем окончательное падение железного занавеса и коллапс совка в том виде, каким мы его знаем. Конечно, я там не присутствовал, и знаю о фестивале, как и многие, только из многочисленных СМИ.

Московский музыкальный фестиваль мира в Лужниках

Это мероприятие по своей исторической значимости было более важным, чем Олимпиада. Олимпиады проходят регулярно. Кроме того, они представляют собой всего лишь соревнования и не дают ничего ни душе, ни телу.

Мы все без исключения знаем песню Scorpions «Wind of Change». Но не все знают, что вдохновлена она как раз августовским мероприятием, в котором эта группа приняла участие. Именно после фестиваля Scorpions стали чем-то особенным для постсоветского пространства. А раньше были одной из многих зарубежных групп, не более.

Фестиваль проходил два дня на переполненном стадионе в Лужниках. Какой музыкальный стиль сейчас самый популярный? Наверно, рнб. А в те времена, как ни странно, глэм-метал. Самые популярные группы мира, игравшие в основном в этом стиле, приехали в Москву. Даже сейчас такое событие взбудоражило бы всех. А тогда, представьте! Учитывая, что до того даже отечественный рок не поощрялся, не говоря про выходцев из капстран. И тут на пике своей популярности в Москву приехали мировые суперзвёзды. Bon Jovi, Scorpions, Cinderella, Mötley Crüe, Skid Row, Ozzy Osbourne, Gorky Park, Нюанс и Гарик Сукачёв с Бригадой С - вот каков звёздный состав.

Формально фестиваль пропагандировал мир во всём мире и отказ от алкоголя и наркотиков. Фактически он стал кульминацией потепления отношений между и США.

Этот фестиваль стал стал лебединой песней глэма. Пройдёт ещё пара лет, и Мэлвинс и прочие Нирваны резко войдут в моду, а звёзды 80-х окажутся никому не нужными. Обидно. Ещё мероприятие можно в какой-то мере назвать праздником для Bon Jovi: они фактически организовали фест, а выступали на нём группы Cinderella, Skid Row и GP - их протеже. Из-за этого за кулисами некоторые группы косо смотрели друг на друга.

Рассмотрим всех по порядку.

Skid Row - молодые, красивые, дерзкие, полные неуёмной энергии. Особо всем запомнился фронтмен Себастьян Бах. Собственно, объективно кроме него группа ничем не примечательна. Сейчас она тоже существует, и никому до неё нет дела. У певца - сольная карьера, не особо удачная. Но это в наше время, а тогда харизма молодого Себастьяна и вложенные Джоном Бонджиови миллионы в раскрутку сделали из Skid Row рок-звёзд. Ненадолго, правда. На фестивале они выступили просто ураганно. Я считаю, именно так должны выглядеть на сцене настоящие рокеры.

В этот раз я предлагаю нам всем вместе поностальгировать и вспомнить историческое событие, имевшее место в Москве 12-13 августа 1989 года. Я говорю о Московском музыкальном фестивале мира, Moscow music peace festival, ознаменовавшем окончательное падение железного занавеса и коллапс совка в том виде, каким мы его знаем.

Мы все без исключения знаем песню Scorpions «Wind of Change». Но не все знают, что вдохновлена она как раз августовским мероприятием, в котором эта группа приняла участие. Именно после фестиваля Scorpions стали чем-то особенным для постсоветского пространства. А раньше были одной из многих зарубежных групп, не более.

Фестиваль проходил два дня на переполненном стадионе в Лужниках. Какой музыкальный стиль сейчас самый популярный? Наверно, рнб. А в те времена, как ни странно, глэм-метал. Самые популярные группы мира, игравшие, в основном, в этом стиле, приехали в Москву. Даже сейчас такое событие взбудоражило бы всех. А тогда, представьте! Учитывая, что до того даже отечественный рок не поощрялся, не говоря про выходцев из капстран. И тут, на пике своей популярности, в Москву приехали мировые суперзвёзды. Bon Jovi, Scorpions, Cinderella, Mötley Crüe, Skid Row, Ozzy Osbourne, Gorky Park, Нюанс и Гарик Сукачёв с Бригадой С — вот каков звёздный состав.

Формально фестиваль пропагандировал мир во всём мире и отказ от алкоголя и наркотиков. Фактически он стал кульминацией потепления отношений между совком и США.

Ещё мероприятие можно в какой-то мере назвать праздником для Bon Jovi: они фактически организовали фест, а выступали на нём группы Cinderella, Skid Row и GP — их протеже. Из-за этого за кулисами некоторые группы косо смотрели друг на друга.

А теперь р ассмотрим всех по порядку.

Skid Row — молодые, красивые, дерзкие, полные неуёмной энергии. Особо всем запомнился фронтмен Себастьян Бах. Собственно, объективно кроме него группа ничем не примечательна. Сейчас она тоже существует, и никому до неё нет дела. У певца — сольная карьера, не особо удачная. Но это в наше время, а тогда харизма молодого Себастьяна и вложенные Джоном Бонджиови миллионы в раскрутку сделали из Skid Row рок-звёзд. Ненадолго, правда. На фестивале они выступили просто ураганно. Я считаю, именно так должны выглядеть на сцене настоящие рокеры.

Cinderella — одна из величайших глэм-групп мира. Неповторимый голос Тома Кифера, великолепное мастерство и попсовые в хорошем смысле хиты не могут оставить равнодушными.

Mötley Crüe — рок-н-ролл как он есть. Люблю эту группу. Подпевали им тётки с модными тогда и смешными в наше время пышными причёсками.

Bon Jovi — махина! Для нашего поколения их популярность началась с хита It’s my life, но пик их карьеры — это всё-таки конец 80-х. Ричи Самбора в то время играл намного техничнее, чем сейчас.

Scorpions — мэтры, почётные участники. Их выступление там стало переломным и для советского шоу-бизнеса, и для их собственной карьеры.

Горький Парк — «наш ответ» западному глэму. Классический состав с Николаем Носковым, который вскоре со скандалом уйдёт из группы. Визуально они смотрелись не так ярко, как иностранцы. Носков был в каком-то страшном чёрном наряде, Белов подстрижен под Иванушку-дурачка. Но популярные хиты сделали своё дело: ГП с тех пор на равных были приняты в число мировых звёзд.

Оззи Осборн тогда ещё не был пенсионером и ходячим скелетом. Его карьера была на пике. Именно он был главной и самой долгожданной звездой фестиваля. Но даже его смог в какой-то мере затмить недавно на тот момент нанятый гитарист Зак Уайлд. Что он делал на сцене — не описать словами, это надо видеть!

Бригада С. Гарик Сукачёв выступал как в последний раз. Невероятный артистизм и льющаяся через край энергия. Остальная часть коллектива подпортила дело. Неумение музыкантов его группы по-человечески играть на своих инструментах особенно было заметно на фоне филигранной исполнительской техники западных групп.

Про Нюанс ничего не могу сказать, а жаль. Их участие там просто проигнорировали, в то время как это — одна из самобытных и самых интересных отечественных групп.