Психологическая характеристика рассказчика после бала. Cочинение «Образ Ивана Васильевича (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)

Цели:

  • Предметные : раскрыть особенности рассказа и писательский замысел; формирование умений, понятий о личностных качествах героев, дать понятие «контраста» в литературе как художественного приема.
  • Метапредметные : уметь принимать и сохранять учебную задачу.
  • Развивающие : способствовать развитию познавательного интереса школьников к художественной литературе, понимания глубинных психологических процессов, связанных с чувствами любви, долга; продолжить развитие умения анализировать литературные образы, развивать речевой слух; формировать понимание литературоведческих знаний; развивать логическое мышление, речь учащихся.
  • Личностные : воспитывать чувство ответственности по отношению к слову; формировать школьника как грамотную личность; развивать интеллект учащегося.

Оборудование: Литература. 8 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений, В.Я.Коровина, Москва «Просвещение», 2015., маршрутные листы, раздаточный материал для групповой работы (способствует развитию речи учащихся), презентация.
ХОД УРОКА

1. Чтение эпиграфа:

Жизнь - вызов. Примите его!
Жизнь - трагедия. Преодолейте её!
Жизнь - борьба. Выдержите её!
Жизнь - счастье. Сотворите его!

Мария Тереза

2. Беседа. Определение содержания темы, установка на беседу.

Как вы понимаете эти слова? (Ответы обучающихся)
(От человека)
(Ответы обучающихся)
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (О моральной ответственности человека)
- А на основе какого произведения? ("После бала " Л.Н.Толстого)

У каждого из вас на парте лежат "Листы ожидания от урока", в которые вы вносите свои мысли:

Новое (чего не знал) Что удивило? Хочу узнать

3. Эмоционально-оценочное высказывание о прочитанном.

Каковы ваши впечатления от прочитанного текста?
- Каков жанр этого произведения? (Рассказ в рассказе, т.к. в центре повествования одно важное событие из жизни одного героя, один герой, небольшое по объёму произведение, есть рассказчик и герой)
- Почему рассказ называется «После бала»? (Основные события происходят после бала. Именно после бала происходят события, изменившие жизнь героя).
- Надо сказать, что у этого рассказа есть своя предыстория. (См на слайде).

4. Слово - научному эксперту, который расскажет нам о том, как создавалось это произведение

Первоначально рассказ назывался “ Дочь и отец”. Толстой меняет название и называет “После бала”. Почему он это сделал? (Если бы осталось название “Дочь и отец”, главной проблемой было бы отношение отца и дочери, т.е. проблема отцов и детей. Название рассказа “После бала” затрагивало другую проблему, которая утверждала, что формируют человека общественные условия и случаи)
- Назовите действующих лиц рассказа. (Иван Васильевич, Варенька, Петр Владиславович - отец Вареньки, собеседницы, повествователь)

5. Работа в группах

Группа № 1

Как выглядела Варенька? Найдите описание ее портрета.
- Какая деталь портрета вас удивила?
Вывод: При создании картины бала, при описании портрета Вареньки Л.Н.Толстой использует прилагательные: чудесный, прекрасная, знаменитые, великолепный…Все они передают возвышенное настроение Ивана Васильевича, его радость, умиление, восхищение Варенькой: “Не я один, все смотрели на нее и любовались ею, любовались и мужчины, и женщины, несмотря на то, что она затмила их всех. Нельзя было не любоваться”.

Группа № 2

Найдите описание портрета отца Вареньки.
- О чем говорит его портрет?
- Какой вывод делает для себя Иван Васильевич, глядя на сапоги полковника?

6. Работа в группах. Заполнение таблицы. Работа с текстовым материалом

1 группа. Работа с таблицей «Сцена бала».
2 группа. Работа с таблицей «Сцена после бала».

1. Слова и выражения, употребляемые в сцене описания бала : слова, обозначающие цвет: белый, розовый, атласный.
Слова, обозначающие звуки музыки: танцевал до упаду - и кадрили, и вальсы, и польки, мазурку.
Слова, обозначающие чувства: Бал был чудесный.
Зала прекрасная, буфет великолепный.
Без вина был пьян любовью. Препротивный инженер Анисимов - не могу простить до сих пор…
Неучтив с немочкой. И я вальсировал ещё и ещё и не чувствовал своего тела…
Не видал, как прошло время.
Восторг, благодарность, весел, доволен.
Я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро.
Любовался, смотрел с восторженным умилением.
Носки сапог особенно умиляли меня.
В моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любить. Я обнимал весь мир своей любовью.
Речь героев эпизода: ласковая, используются уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Пожалуйста. Варенька.

(Прослушивание грамзаписи вальса, мазурки)

2. Слова и выражения, употребляемые в сцене после бала, в сцене описания наказания солдата :
Слова, обозначающие цвет:
Масленичная погода, был туман, насыщенный водой снег таял на дорогах; большое поле; мокрые головы лошадей; покрытые рогожками извозчики; что-то большое, чёрное; много чёрных людей; кузнец в засаленном полушубке и фартуке. Увидел что-то страшное.
Красная спина, что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное
Слова, обозначающие звуки музыки:
Звуки флейты и барабана; жёсткая, нехорошая музыка; неприятная, визгливая мелодия.
Слова, обозначающие чувства:
На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска… и мне казалось, что меня вырвет всем тем ужасом, который вошёл в меня от этого зрелища.

Речь героев эпизода:

Слова, обозначающие действия, движение:

Военный шёл твёрдой, подрагивающей походкой;
бил по лицу солдата;
крикнул;
грозно и злобно нахмурился, поспешно отвернулся.

(Прослушивание грамзаписи фрагмента военного марша)

7. Вопрос группам: Какой литературный прием здесь используется? (Контраст) С какой целью?

Термин на доске "контраст" (запись определения)

Эпизод бала и события после него противопоставлены друг другу. Контрастное изображение героев, обстоятельств, событий - это важный прием для постижения идеи рассказа.
Эти эпизоды органически связаны друг с другом. Прием контраста помогает показать перелом в душе героя.
- Тогда что мы можем сказать о полковнике? О его характере? (Он статичен. Его характер неизменен. Может ли он измениться и стать не таким жестоким человеком по отношению к своей службе? Нет.)
- Приемлемы ли для него понятия милосердие, гуманность, чуткое отношение к людям? (Нет.)
- Как воспринимает роль жестокого полковника Иван Васильевич? (Ответы учеников.)
- Как вы думаете, почему главный герой ничего не предпринял? Не высказал своего мнения?

8. Проблемный вопрос

А сейчас вернёмся к началу урока и ответим на вопрос.
- От кого зависит все происходящее в жизни? (От человека)
- Должен ли человек чувствовать ответственность за все происходящее?
Наша жизнь - всегда вызов. От него нельзя бежать.
- А наш герой принял жизненный вызов? (Нет. Он бежал от него.)
- В нашей жизни есть трагедии? (Конечно.)
- Но после этих трагедий мы можем стать сильнее? (Да. Потому что приобрели новый жизненный опыт.)
- Можно сказать, что жизнь - это борьба? С кем? С чем? (Со своими чертами характера, желаниями и др.)
- А счастье, дорогие мои, мы творим своими руками. Берегите свою жизнь.
- Я желаю вам быть творцами своего счастья и успешно преодолевать все трудности.

9. Составление синквейна

10. Откройте свои "Листы ожидания" от урока (зачитать некоторые)

11. Оценить свою работу по карточкам : синяя - все удалось, активно работал; желтая - были проблемы, не всегда был активен; красная - не все получилось

12. Домашнее задание. Написание эссе "Должен ли человек чувствовать моральную ответственность за все происходящее".

  1. С какой целью Л. Н. Толстой обращается к прошлому?
  2. В отличие от Лермонтова («Песня про царя Ивана Васильевича...»), Гоголя («Тарас Бульба»), обращавшихся к прошлому в поисках героических характеров, Толстой в рассказе «После бала» восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут в настоящем, лишь слегка видоизменившись, что прошлое с его социальным неравенством, жестокостью, несправедливостью незримо присутствует в дне сегодняшнем (время написания рассказа), что необходимо обновление жизни. В рассказе перекликаются две эпохи — та, которую изображает Толстой (40-е годы XIX века, эпоха Николая I), и та, которая присутствует незримо, в постановке социальных, философских проблем, вопросов морали (900-е годы).

  3. Какова основная тема рассказа?
  4. Это тема нравственной ответственности каждого члена общества за жизнь всех. Она раскрывается через образ рассказчика, Ивана Васильевича, жизнь которого, как он полагает, изменил один-единственный случай.

  5. Как построено произведение?
  6. В основе композиции — прием антитезы (бал и после бала), рассказ ведется от первого лица, в произведении два рассказчика: молодой человек, который знакомит читателя с Иваном Васильевичем, и сам Иван Васильевич, рассказчик и одновременно один из главных героев произведения. Перед нами, по сути, «рассказ в рассказе». Такая кольцевая композиция позволяет сблизить, а значит, и сопоставить две эпохи.

  7. От чьего лица ведется в рассказе повество-вание о том, что произошло на балу и после бала? Можно ли считать, что в рассказе «После бала» два рассказчика? Как можно назвать каждого из них, памятуя о том, что Иван Васильевич является и героем произведения?
  8. Обратимся к началу рассказа.

    «- Вот вы говорите, что человек не мо-жет сам по себе понять, что хорошо, что дурно…

    Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич после разговора, шедшего между нами…»

    Мы понимаем, что в произведении два рассказчика. Один ведет рассказ от авто-ра. Другой этим автором обозначен и как участник событий, и как рассказчик — это Иван Васильевич.

  9. Прочитайте начало рассказа по ролям от ли-ца каждого из рассказчиков.
  10. Исполнение от лица автора предполага-ет спокойное и лишенное эмоциональной окраски чтение. Решив читать от лица Ивана Васильевича, необходимо передать эмоциональное отношение этого человека к рассказу о своей трагической судьбе. Это тем более важно, что автор утвержда-ет: «увлекаясь рассказом… рассказывал он очень искренно и правдиво».

  11. Перечитайте заключительную часть рассказа, возвращающую читателя к разговору о среде, о том, «что хорошо, что дурно». Почему автор в конце рассказа вновь вернулся к этому разгово-ру? Как сочетаются разговор-беседа, обрамляю-щая произведение, с темой и содержанием рас-сказа Ивана Васильевича о событиях на балу и после бала? Почему «После бала» можно на-звать рассказом в рассказе? Как соотносятся в произведении прошлое и настоящее?
  12. «После бала» — произведение, которое можно назвать рассказом в рассказе, по-скольку повествование Ивана Васильеви-ча о событиях на балу и после бала воз-никло в ходе беседы старых друзей. Они пытаются решить, «что хорошо, что дур-но». Иван Васильевич предлагает эпизоды из своей жизни, которые могут помочь ре-шению этого вопроса. Беседа друзей — рамка рассказа — является началом и концовкой этого произведения. Рамка (об-рамление) рассказа тоже важная часть для того, чтобы понять, насколько участ-ников беседы волнуют нравственные про-блемы.

  13. Какие чувства охватывают молодого Ивана Васильевича на балу? Что переживает герой рас-сказа, расставшись с Варенькой? Что «видел» и «слышал» он под впечатлением веселого бала? Как чувства, испытываемые героем-рассказчиком по возвращении домой, проявляются в отношении к брату и лакею Петруше? Как воспринимает герой утренний городской пейзаж? Выпишите слова и выражения, которые наиболее емко передают со-стояние Ивана Васильевича.
  14. Восторженное чувство охватило Ивана Васильевича на балу: «Я был не только ве-сел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». Эти чувства только усили-лись после его расставания с любимой де-вушкой. И брат, и лакей Петруша показа-лись ему «умилительно трогательными». Не менее нежное чувство владело им и при взгляде на то, что окружало его на улице: «все было мне особенно мило и зна-чительно».

  15. Какие чувства овладели Иваном Васильеви-чем после увиденного им жестокого наказания та-тарина? Почему в его рассказе о наказании так часто повторяются слова «стал различать», «стал смотреть», «увидал», «расслышал», «видел», «мельком увидал», «услыхал», «не зная, куда смотреть», «слышались слова»? Как они помогают постепенно раскрыть нарастание того чувства, ко-торое испытал герой рассказа в страшное утро эк-зекуции? Выпишите слова, которые передают со-стояние Ивана Васильевича как свидетеля наказа-ния.
  16. «Мне было до такой степени стыд-но…» — говорит Иван Васильевич. Он уходит домой, а «у него на сердце была почти физическая, доходившая до тошно-ты, тоска». Многократно повторяющиеся слова, которые говорят о пристальном внимании невольного свидетеля наказа-ния, к тому, что происходит, заставляют и читателя вникнуть в существо происхо-дящего, понять переживания героя.

  17. Расскажите о переживаниях и думах героя на балу и после бала.
  18. Для того чтобы рассказать о пережива-ниях и думах героя, можно пересказать весь рассказ. Но можно охарактеризовать их вкратце — путь от восторга и счастья к потрясению и ужасу занимает все повест-вование. Возможен и другой вариант: описание наших читательских наблюде-ний о том, как от очарования, которое охва-тило героя на балу, от ощущения полноты счастья вдруг человек движется к траги-ческому потрясению, которое возникает от сцены узаконенного убийства прови-нившегося солдата. Стоит вспомнить и то, что эти резко отличные картины развер-тываются на фоне музыки, которая очень точно сопровождает события, описывае-мые на страницах рассказа.

  19. Какие краски преобладают в описании бала и в описании наказания татарина за побег?
  20. Рассказ распадается на две контраст-ные картины и каждая из них резко отли-чается своей тональностью, которая за-метна и в музыкальном, и в живописном решении этих картин. Даже очень тща-тельно просмотрев первую радостную часть рассказа, мы увидим лишь белый, розовый и серебряный цвета — светлую, праздничную гамму. Жесткой, нехоро-шей музыке второй картины сопутствует черный цвет и «что-то такое пестрое, мок-рое, красное, неестественное», во что пре-вратилась спина избиваемого человека. Итак, белое и розовое, черное и красное. Детали, которые сопутствуют этому изо-бражению, лишь усиливают эмоциональ-ное воздействие картин.

  21. Как нарисован полковник на балу и после бала? Можно ли слова, сказанные полковником на балу — «надо все по закону», — соотнести с его поведением во время экзекуции?
  22. Образ полковника на балу и после ба-ла — образ одного и того же человека, ко-торый всегда и во всем следует закону. В нем нет коварного желания что-то изо-бразить из себя, отступить от своих при-вычек. И тем сильнее потрясение героя — он видит, что в человеке нет фальши, что он всегда одинаков, и тем очевидней орга-ничность его поведения на плацу во время наказания солдата. Полковник — натура цельная, но эта цельность включает в себя как свою органическую и существенную часть способность к жестокой расправе, жестокость по приказу устава. Раз это так, то что-то изменить и исправить в его судьбе и в его личности нельзя.

  23. В самом начале рассказа собеседники Ивана Васильевича говорят о важности понимания того, «что хорошо, что дурно». Какой ответ на эти во-просы дает писатель в рассказе «После бала»? Ка-кие иллюстрации вы бы нарисовали к произведе-нию Л. Н. Толстого? Как своими иллюстрациями вы бы откликнулись на то, «что хорошо» и «что дурно» в картине жизни, запечатленной в рас-сказе?
  24. В рассказе «После бала» автор дает чет-кие ответы на вопросы: «что хорошо» и «что дурно». Один из этих ответов — сцена на балу. Второй — сцена после бала. И иллюстрации, которые можно было бы создать, могут содержать или две конт-растные картины или две серии таких картин. Как бал, так и экзекуция состо-яли из множества моментов, каждый из которых может быть запечатлен на иллю-страции. Первая серия показывала бы, как красивы, трогательны, человечны от-ношения отца и дочери на балу. Их красо-та, грация, манера держаться, пластика танца, чисто человеческое общение вызы-вают благодарный отклик всех, кто их ви-дит. И столь же эмоционально выразитель-ны жестокие сцены экзекуции, которые демонстрируют самые мрачные стороны человеческого характера. Тут и жестокость, и трусость, и бессмысленная беспощад-ность, и спокойное отношение к чужому унижению.

  25. Каким предстает Иван Васильевич в харак-теристике своих собеседников? Какую роль в жиз-ненной судьбе Ивана Васильевича сыграл «слу-чай»? Как характеризует героя его решение не слу-жить в военной службе и нигде не служить?
  26. Ивана Васильевича мы видим челове-ком, которому не чужды радость от сопри-косновения с прекрасным, способность от-клика и на хорошее и на дурное, чуткость к тому, что происходит рядом. Он в обри-совке автора представлен добрым, поря-дочным человеком. Так же его оценивают и собеседники, которым он рассказал свою историю. В обычное течение его судьбы вмешался случай, который и пока-зал, чем отличается Иван Васильевич от любого другого человека. Для того чтобы отречься от привычной для его окруже-ния судьбы, нужно обладать сильным и решительным характером, прочностью убеждений.

  27. Работая над рассказом «После бала», Л. Н. Толстой расширял эпизод экзекуции и на-стойчиво подчеркивал контраст в облике полков-ника на балу и после бала. Что стремился этим сказать писатель?
  28. Хотя Толстой расширял описание экзе-куции и при этом подчеркивал контраст в облике полковника на балу и после бала, все же события, происходившие на балу, нарисованы детальнее и полнее.

    Контраст этих двух частей рассказа оче-виден и сила описания экзекуции все рав-но подавляет светлые и радостные краски бала.

  29. Известно, что в первой редакции рассказа Иван Васильевич сожалеет о том, что не женился на Вареньке. Почему Л. Н. Толстой исключил этот мотив из окончательной редакции рассказа?
  30. Если бы в тексте рассказа осталось та-кое сожаление, то сильно бы изменился характер Ивана Васильевича. В таком ва-рианте он примирился бы с контрастом в поведении полковника. Из человека с чуткой совестью и способностью к неорди-нарным решениям он превратился бы в того, кто смиренно следует привычным стандартам.

  31. В чем вы видите критическую силу рассказа?
  32. Критическая сила рассказа в решитель-ном изображении мрачных сторон жизни, в очевидном утверждении человеческого достоинства. Расширяя трагическую часть рассказа, автор не уменьшал размеров опи-сания счастья героя на балу. Пропорции добра и зла в рассказе не нарушены.

  33. В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: «Дочь и отец», «А вы гово-рите». Почему, как вы думаете, писатель отдал предпочтение заглавию «После бала»?
  34. В своих воспоминаниях о Л. Н. Толстом из-вестный юрист и литератор А. Ф. Кони, коснув-шись рассказа «После бала», не смог пройти мимо свойственного произведению контраста. Он отме-тил: «Этот роковой диссонанс действует сильнее всякой длинной и сложной драмы». В прямом значении слово «диссонанс» означает негармони-ческое сочетание звуков, а в переносном — раз-лад, несогласованность, противоречие, резкое несоответствие чему-либо. В каком значении, на ваш взгляд, употребил мемуарист слово «диссо-нанс»? Можно ли слова «контраст» и «диссонанс» назвать в данном случае синонимами? Почему «диссонанс» назван автором воспоминаний «ро-ковым»?
  35. В оценке рассказа слово диссонанс употреблено как синоним контрасту. Несоответствия возникают и в эмоцио-нальном строе, в цвете, в звучании. Глав-ное, почему диссонанс назван роковым, в том, что велико его воздействие на судьбу героя, что он страшен как социальное яв-ление.

  36. Контрастное сопоставление двух частей рас-сказа ярко отразилось на языке художественного произведения. Подберите из каждой части расска-за антонимы, передающие звуки и краски бала и экзекуции. Включите их в свой устный рассказ.
  37. Бал чудесный, зала прекрасная, музы-канты знаменитые (крепостные!), буфет великолепный и разливанное море шам-панского…

    Что-то большое, черное…

    Контрастные сравнения заключены и непосредственно в тексте: «В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жестокая, нехорошая музыка».

    Едва ли стоит сравнивать скорчившее-ся, потерявшее человеческий облик тело наказуемого со стройными и ловкими тан-цорами на балу. Поэтому в устный рас-сказ мы будем их включать с осторожно-стью.

  38. Характеризуя внешность полковника, Толс-той подчеркивает, что «лицо у него было очень румяное, с белыми a la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками». Сравнение внешности полковника, «служаки николаевской выправки», с Николаем I является важной художе-ственной деталью рассказа. Подумайте, почему писатель прибегает к сравнению внешности пол-ковника с внешностью царя. Какое развитие это сравнение находит в сюжете рассказа «После бала»?
  39. Рисуя портрет «служаки николаевской выправки», автор как бы обозначает от-правную точку в раскрытии его характера и жизненной позиции. Для автора, который написал рассказ под впечатле-нием своей юности, был жив облик слу-жаки николаевского времени, которого он воплотил как в портрете героя рассказа, так и в его сопоставлении с внешностью самодержца. Так, автору удалось ярко воспроизвести николаевскую эпоху.

    Об этом говорит и портрет отца Ва-реньки: «Отец Вареньки был очень краси-вый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяным, с белы-ми a la Nicolas I подвитыми усами, белы-ми же, подведенными к усам бакенбарда-ми и зачесанными вперед височками… Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки». В об-лике и поведении полковника достаточно полно и бескомпромиссно раскрывается типичный облик солдафона николаев-ской выправки, который и ведет себя и думает как предписано. Материал с сайта

  40. Герой произведения и рассказчик Иван Ва-сильевич «случай» из своей жизни называет «длинной историей». Но в самом ли деле это «длинная история»? Ведь тут же он говорит, что его «жизнь переменилась от одной ночи, или ско-рее утра». Вчитайтесь в рассказ и проследите, как писатель устами Ивана Васильевича фиксирует время ночного бала и наступившего следом за ним дня. С какими событиями связаны эти указа-ния на время действия? Какова временная дистан-ция между началом рассказа о «чудесном» бале и событиями, замыкающими рассказ Ивана Ва-сильевича?
  41. Мы помним, что герой уехал с бала «в пятом часу, пока доехал домой, посидел дома, прошло еще часа два, так что, когда я вышел, уже было светло». Так утро сле-дующего дня ознаменовано для Ивана Ва-сильевича трагическим открытием: из поэтического мира он неожиданно пере-местился в трагический мир жестокости и бесправия. И заняло это путешествие все-го несколько часов.

  42. Рисуя облик хозяйки бала, писатель подчер-кивает, что она была «в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке на голове и с открытыми старыми, пухлыми, белыми плечами и грудью, как портреты Елизаветы Петровны». Поче-му Толстой в рассказе «После бала» трижды вос-создает портрет хозяйки бала, каждый раз сопо-ставляя его с портретом Елизаветы Петровны? В какой мере упоминание об императрице Елиза-вете Петровне расширяет временные границы про-изведения Толстого?
  43. Автор, намекая несколько раз на сход-ство хозяйки бала с портретом Елизаветы Петровны, как бы раздвигает временные рамки. Он включает в систему отноше-ний, которые его волнуют и возмущают, не только несколько эпизодов недавнего времени, но и эпоху, которая может быть измерена ни одним десятилетием.

  44. С каким чувством, вспоминая далекое прошлое, описывает Иван Васильевич бал? Представьте, что вы должны изобразить бал на художественном полотне. Какие краски преобладали бы? Почему?
  45. Каким предстает в сцене бала полковник? Что в его внешности и поведении трогает и восхищает рассказчика?
  46. Влияет ли настроение, с каким Иван Васильевич возвращается домой, на то, как он воспринимает сцену наказания солдата за побег?
  47. Каким видим мы полковника в этой сцене? Как здесь описаны его внешность и поведение? «Напишем» еще одну картину. Какие краски понадобятся? Почему?
  48. Так каков же полковник на самом деле? Лицемерил ли он на балу? Притворялся ли заботливым добрым отцом, воспитанным, доброжелательным человеком?
  49. Может ли Иван Васильевич ответить на эти вопросы? Какие чувства он испытывает? Понял ли он причины противоречий в поведении полковника?
  50. Как изменило увиденное после бала жизнь этого честного, мыслящего человека? Почему он не стал военным, как собирался ранее? К каким выводам пришел? Чему посвятил свою жизнь?
  51. Покажите на конкретных примерах художественное мастерство Толстого.
  52. Какое впечатление произвел этот рассказ на вас? Чем взволновал? Над чем заставил задуматься?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • как построен рассказ после бала и почему
  • толстой после бала как эта история влияет на главного героя и его отношение к жизни
  • примеры антитез в рассказе после бала
  • Первая встреча с Фаддеем на страницах рассказа. Каким человеком предстаёт перед вами старик? Что поражает в его внешности? Какое впечатление произвёл Фаддей на Игнатича, какое – лично на вас?
  • психологическое настроение рассказчика после бала

Глубокий смысл маленькой истории

Знакомясь с событиями всего одного дня, можно дать подробную характеристику Ивану Васильевичу из рассказа «После бала» Толстого. Талантливый писатель сумел несколькими штрихами нарисовать внутренний мир человека, разобраться в его состоянии. В рамках небольшого произведения решаются не только личные, но и общественные проблемы. Нужны ли нам дела давно минувших дней? Л. Н. толстой убеждает нас в том, что знание истории помогает правильно жить, не совершать ошибки, адекватно оценивать действительность. Прошлое и настоящее тесно связаны между собой.

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» возвращает нас в далёкое прошлое, но остаётся востребованным и в нашем современном XI веке. В нём поднимаются вечные проблемы бытия, которые являются актуальными для любого человека. Вопрос нравственного выбора – один из основных в этом небольшом по объёму, но достаточно глубоком по содержанию произведении.

Знакомство с главным героем

Каждому хотя бы раз приходится принимать решения, влияющие на дальнейшую судьбу. Главный персонаж рассказа Л. Н. Толстого «После бала» тоже стоит перед выбором.

Красивый, молодой, богатый

Человек, рассказывающий поучительную историюцентральный персонаж произведения. Мужчина вспоминает историю, круто изменившую его жизнь. Описание Ивана Васильевича из рассказа «После бала» вложено в уста самого героя. Много лет назад он был молодым человеком, учился, развлекался, влюблялся. Обладая привлекательной внешностью, большим состоянием и добрым нравом, Иван Васильевич имел много друзей, пользовался успехом у женщин. Молодой человек мог позволить себе весело проводить время и не задумываться о будущем. Его «удовольствие составляли вечера и балы». Был таким же, как и его сверстники, прожигал жизнь как все. «Были мы просто молоды, и жили как свойственно молодости: учились и веселились», – объясняет рассказчик.

Добрый малый

В рассказе «После бала» характеристики Ивану Васильевичу автор не даёт. Но из текста становится ясно, что это был обычный молодой человек. Добрый по натуре, он искренне видел в людях только хорошее. Губернский предводитель и его жена – милая семейная пара, полковник – любящий и заботливый отец, Варенька – ангел, спустившийся с небес, с «ласковой, всегда весёлой улыбкой у рта». Мы понимаем, что влюблённый юноша наивен и бескорыстен. Он живёт счастливым настоящим и мечтает о будущем.

Жизнь раскололась пополам

Счастье на балу

Жестокая реальность одного утра развеяла грёзы и поставила перед Иваном Васильевичем трудную задачу. Приём антитезы, используемый автором, помогает понять состояние главного героя. Его жизнь будто раскололась надвое. Описание бала насыщено ощущением счастья и любви. На протяжении вечера молодой человек не отходит от своей любимой девушки. Белое платье невесты, звуки вальса, добрые улыбки – эти детали помогают создать неповторимую картину праздника.

Ужас после бала

Страшная картина экзекуции беглого солдата заставила юношу по-другому взглянуть на современную действительность. Неприятные, резкие звуки, чёрные мундиры, красная спина символизируют боль, несчастье и ужас. Реальная действительность разрушила мечты и грёзы. Ивана Васильевича.

Трудный выбор

«Вся жизнь переменилась от одной ночи или утра». Герой должен определиться: как жить дальше. Он мог притвориться, что ничего не произошло и продолжать общаться с семьей полковника, руководившего страшным истязанием несчастного татарина. Сделать предложение любимой девушке, жениться, обзавестись детьми и жить как все вокруг. Ведь жестокие телесные наказания, двуличность полковника, равнодушие прохожих – норма для большинства его современников. Однако молодой человек выбирает другой путь. И этот выбор – протест безнравственности и жестокости законов, царивших в эпоху правления Николая I. Главный герой не в состоянии общаться с Варенькой, так как она напоминает своего отца, а притворяться и врать он не умеет. Ему «становилось как-то неловко и неприятно». Изменяет планы на будущее, отказывается от карьеры. «Не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но и нигде не служил и никуда, как видите, не годился». Многое потеряв, сохраняет главное: честь и достоинство. Это утро изменило дальнейшую жизнь Ивана Васильевича, заставило иначе посмотреть на окружающих людей. Но ничто не могло заставить его изменить самому себе. В рассказе «После бала» Иван Васильевич изображён человеком, который не боится общественного мнения, поступает по совести.

Уроки произведения

Нелегко выбирать правильный путь в своей жизни. «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, ибо спокойствие – душевная подлость», – говорил сам великий писатель Л. Н. Толстой. Важно принимать такие решения, чтобы потом не было стыдно за свои поступки. Главный герой рассказа «После бала» – пример для подражания. Его поступки учат честности и благородству.

Тест по произведению

Отличительная особенность жизни и творчества великого русского писателя и мыслителя Льва Николаевича Толстого - постоянные нравственные поиски. В чём истинное предназначение человека, как относиться к другим людям и общепринятым «истинам» - все эти вопросы в той или иной степени затронуты в его произведениях. Особенно остро и бескомпромиссно писатель говорит о них в романах, повестях и рассказах, созданных им после духовного кризиса, пережитого в конце 70-х годов XIX в. К таковым относится и рассказ «После бала».

История создания

В начале апреля 1903 г. в городе Кишинёве Бессарабской губернии Российской империи произошёл крупный еврейский погром. Л. Н. Толстой выступил с резким осуждением погромщиков и бездействовавших властей. Комитет помощи пострадавшим от погрома организовал сбор средств. В конце апреля известный еврейский писатель Шолом-Алейхем попросил Льва Толстого «дать что-нибудь» для готовящегося им с той же целью литературного сборника. В ответном письме Лев Николаевич обещал выполнить его просьбу.

9 июня Толстой решил написать рассказ о случае из жизни своего брата Сергея Николаевича, навевающем определённые ассоциации с кишинёвским погромом. Эту историю 75-летний Лев Николаевич запомнил ещё со студенческих времён, проведённых вместе с братьями в Казани.

План будущего рассказа был набросан в дневниковой записи от 18 июня 1903 г. Первый вариант рассказа под названием «Дочь и отец» был написан 5-6 августа. Затем Толстой поменял название на «А вы говорите». Окончательная редакция рассказа под названием «После бала» была закончена 20 августа 1903 г. Произведение было опубликовано уже после смерти писателя в «Посмертных художественных произведениях Л. Н. Толстого» в 1911 г.

Описание произведения

Повествование ведётся от имени главного героя - Ивана Васильевича. В привычном окружении он рассказал два случая из своей жизни в бытность студентом провинциального университета. Они должны были иллюстрировать его утверждение о том, что определяющим в судьбе человека является не среда, а случай.

Большую часть рассказа занимают переживания героя, побывавшего в последний день Масленицы на балу у губернского предводителя. Там собрались все «сливки» провинциального общества, включая Вареньку Б., в которую студент был без памяти влюблён. Она стала королевой бала, и ею любовались не только мужчины, но и женщины, которых она оттеснила на задний план. Так, по крайней мере, казалось студенту Ване. Прекрасная девушка благоволила к нему и подарила большинство танцев с ней.

Варенька была дочерью полковника Петра Владиславовича, вместе с женой также бывшего на балу. В его конце присутствующие уговорили полковника станцевать с дочерью. Пара оказалась в центре внимания. Пётр Владиславович вспомнил прежнюю удаль и станцевал по-молодому лихо. С повышенным вниманием следил за парой Ваня. Особенно тронули его душу старомодные полковничьи сапоги. В них угадывалась экономия на себе с тем, чтобы ни в чём не отказывать любимой дочери.

После танца полковник сказал, что ему завтра рано вставать, и не остался на ужин. А Иван ещё долго танцевал с Варенькой. Неземное чувство счастья и абсолютной гармонии бытия охватила главного героя. Он любил не только Вареньку, её отца, но и весь мир, в котором, как ему казалось в эти минуты, не было ничего дурного.

Наконец, бал закончился. Вернувшись домой под утро, Иван понял, что от избытка чувств не сможет заснуть. Он вышел на улицу и ноги сами понесли его к дому Вареньки, расположенному на окраине города. По мере приближения к полю, прилегающему к дому, зазвучала барабанная дробь и неприятные, визгливые звуки флейты, заглушающие танцевальные мелодии, ещё звучавшие в душе Ивана. Там пропускали через строй беглого солдата-татарина. Другие солдаты с двух сторон с размаху били несчастного по оголённой спине, а он только обессиленно бормотал: «Братцы, помилосердствуйте». Спина его давно превратилась в кровавое месиво.

А руководил экзекуцией отец Вареньки, и делал он это так же старательно, как танцевал с дочерью накануне. Когда один малорослый солдат ударил татарина недостаточно сильно, полковник с перекошенным от злобы лицом начал бить его за это по лицу. Иван был потрясен увиденным до тошноты. Его любовь к Вареньке пошла на убыль. Кровавая спина истязаемого её отцом солдата встала между ними.

Главные герои

Герой рассказа Иван Васильевич наделён чувством сострадания и умением поставить себя на место другого человека. Людские несчастья не стали для него простыми жизненными декорациями, как для абсолютного большинства представителей привилегированных сословий. Совесть Ивана Васильевич не заглушена ложной жизненной целесообразностью. Эти качества в высшей степени были присущи и самому Толстому.

Полковник Пётр Владиславович - заботливый отец и хороший семьянин. Скорее всего, он считает себя и истинным христианином, служащим Богу, государю и отечеству. Но он, как и большинство людей во все времена, абсолютно глух к главному в христианстве - великому нравственному закону Христа. Согласно этому закону, к людям надо относиться так, как хотелось, чтобы они относились к тебе. Невзирая на сословные и имущественные перегородки.

Трудно составить психологический портрет красавицы Вареньки. Скорее всего, вряд ли её внешняя привлекательность сочеталась с такой же душой. Ведь воспитывалась она отцом, который на поверку оказался настоящим изувером на государственной службе.

Анализ рассказа

Композиционная доминанта рассказа - противопоставление двух его частей, описывающих события на балу и после него. Сначала сверкающий светлыми красками бал - праздник молодости, любви и красоты. Он проходит в последний день Масленицы - Прощёное воскресенье, когда верующие должны прощать друг другу взаимные прегрешения. Затем - тёмные краски, бьющая по нервам «нехорошая музыка», и жестокая расправа над несчастными солдатами, среди которых главная жертва - инаковерующий (как и кишинёвские евреи).

В рассказе можно выделить несколько главных мыслей. Прежде всего, это абсолютное неприятие любого насилия, включая оправдываемое государственной необходимостью. Во-вторых, противное воле Бога деление людей на достойных уважения и уподобляемых скоту.

Менее очевидны другие мотивы. В истязании инаковерующего в Прощёное воскресенье Толстой иносказательно продолжает упрекать оправдывающую государственное насилие официальную церковь, от которой был отлучён за два года до этого.

Образ влюблённого и беспечного Ивана Васильевича напоминает Толстому и собственную молодость, к которой писатель относился критически. Как ни странно, но у молодого Толстого были общие черты и с полковником. В другом своём произведении («Юность»), писатель пишет о собственном подразделении людей на достойных и презираемых.

АВТОР И РАССКАЗЧИК В РАССКАЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ПОСЛЕ БАЛА» В основе рассказа Л.Н. Толстого «После бала» лежит действительное событие, о котором писа­тель узнал от своего брата. В середине 80-х годов, описывая эпоху Николая I, Толстой вспоминал о знакомом полковом командире, который «нака­нуне с красавицей дочерью танцевал мазурку на балу и уехал раньше, чтобы назавтра рано утром распорядиться прогонянием на смерть сквозь строй бежавшего солдата-татарина, засекал это­го солдата до смерти и возвращался обедать в се­мью». Сюжет рассказа «После бала» дублирует это событие. При этом писатель акцентирует вни­мание не столько на самом факте, сколько на пе­реживаниях и размышлениях человека, ставше­го невольным свидетелем произошедшего. Оче­видно, писателю были чрезвычайно близки и по­нятны переживания и духовные поиски, изобра­женные в рассказе. Лев Толстой считал, что как ни многообразны людские характеры, все они присущи каждому человеку. «Различные харак­теры, выражаемые искусством, - утверждал писатель, - только потому и трогают нас, что в каждом из нас есть возможности всех возможных характеров». Это предположение подтверждают и некото­рые данные биографии самого писателя. Молодо­му Толстому хотелось увидеть войну своими гла­зами и проверить, храбрый ли он человек. С этой целью он едет на Кавказ, а с началом Крымской войны переводится в Дунайскую армию, действо­вавшую против турок. Затем переводится в Сева­стополь, где, командуя батареей на 4-м бастио­не, проявил редкое бесстрашие. Не раз Толстого представляли к награде боевым Георгиевским крестом, но у высшего начальства он находился на плохом счету. Толстой пишет проект о перереформировании всей русской армии, где подчер­кивает тяжелые условия солдатской службы. Вскоре он вышел в отставку, записав в свой днев­ник: «Военная карьера - не моя…» Эту же мысль писатель вкладывает в уста рассказчика, пере­жившего один из драматичнейших периодов сво­ей молодости: «…не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как ви­дите, не годился». Толстой считал, что заложенное в человеке «нравственное чувство» развивается под влияни­ем природы, тогда как порочные чувства связа­ны с условиями общества, условиями света. Но не только природа противостоит «порокам» и «условиям света». Им противостоит заложенное в душе человека влечение к добру. «Цель жиз­ни есть добро. Это чувство присуще душе на­шей», - отмечает Толстой в дневнике от 30 июня 1852 года. «Влечение души есть добро ближ­них», - говорится в его дневниковой записи от 3 сентября 1852 года. Об этом же он говорит и в рассказе «После бала», написанном почти через пятьдесят лет после этих дневниковых записей, т. е. в 1903 году. Добро присуще душе главного героя-рассказчика. По ходу развития действия в рассказе «Пос­ле бала» выясняется, что это существующее в потенциале добро герой ощутил в момент влюб­ленности. Все чувства его оголены: «я был счаст­лив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». Герой не понимает источник сво­его добра, объясняет свои эмоции всепоглощаю­щей любовью, способной перевернуть мир: «как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутыл­ки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви». Он настолько глубоко погружается в свои внутренние чувства, что, кажется, готов по­верить в добро всеобщее. Не потому ли у него воз­никает убеждение, что все, так же как и он, лю­буются его возлюбленной, «несмотря на то, что она затмила их всех»? Не потому ли его восхи­щает отец возлюбленной, безусловно, красивый и, безусловно, добрый. Как он заботится о доче­ри! Экономит даже на сапогах ради того, чтобы Варенька, милая красивая Варенька, могла по­явиться на этом балу во всей своей красе. В свете любви, счастья герою прекрасным представляет­ся весь мир: и хозяйка бала в фероньерке, и ее муж, и ее лакеи. Но, тем не менее, в монологе влюбленного героя присутствует некая логика и связность. Писателю интересно наблюдать, как одни чув­ства и мысли развиваются из других; как мысль, рожденная первым ощущением, ведет к другим мыслям, увлекается все дальше и дальше, слива­ет грезы с действительными ощущениями. Влюб­ленный герой не может уснуть, он бродит пустын­ными переулками, возвращаясь мысленно к собы­тиям прошедшей ночи. В его воображении еще танцует возлюбленная с отцом, еще звучит мотив мазурки. Но звучащую в душе мелодию внезапно прерывает «другая, жесткая, нехорошая музы­ка», а грациозная пара превращается во «что-то большое, черное». Он становится свидетелем ужасной экзекуции, превращающей человека во «что-то такое пестрое, мокрое, красное, неесте­ственное». И если раньше герой мог определить свои чувства, то сейчас эта определенность сменя­ется замешательством. Герой не испытывает жа­лости, но «на сердце была почти физическая, до­ходившая до тошноты тоска». Он продолжает раз­мышлять над увиденным, пытаясь пояснить про­исходящее всеобщим благом, тайным знанием. Но все эти усилия оказываются тщетными. Хотя по­ток переживаний героя все время меняется, где- то в глубине его души существует постоянная мо­ральная опора, нравственный инстинкт, подлин­ная искренность, личная правда. Постепенно этот голос непосредственной искренности, голос лич­ной правды прорывается сквозь стену всеобщей тайной правды, которая на поверку оказывается обыкновенной жестокостью.