История. «Тяжелые условия» жизни двух жен в одном замке

Руфь и Серетсе Кхама, Бечуаналенд, 1950 год

Представьте себе на минуту, что вы влюблены и готовитесь к свадьбе, несмотря на явное неодобрение родителей с обеих сторон. Вы любите друг друга, и остальное кажется вам незначительным. И тут на пороге вашего дома появляется британский премьер-министр и заявляет, что вы должны отказаться от своей любви, иначе ваша свадьба приведет к международному политическому кризису. Звучит абсурдно, правда? Но то, что сейчас кажется абсурдом, в далеком 1948 году было суровой реальностью, потому что невеста была белой англичанкой из среднего класса, а жених – черным принцем из британского протектората Бечуаналенд, ныне известного как Ботсвана.

Руфь и Серетсе Кхама, Лондон, 1950 год

Они познакомились в Англии в 1947-м. Он – 26-летний будущий король одного из забытых миром государств Южной Африки, она – 23-летняя дочь британского военного в отставке. Судьбу будущих влюблённых, сама того не подозревая, определила Мюриэль Уильямс-Сэндерсон, сестра Руфи, с которой они были очень дружны. Мюриэль предложила составить ей компанию на танцевальном вечере, организованном для семей военных Лондонским Миссионерским обществом. Там же, по стечению обстоятельств, оказался и Серетсе – подающий большие надежды, великолепно образованный студент Оксфорда, представитель древнего африканского рода Бамангвато и наследный принц Бечуаналенда. Помимо королевского титула Серетсе Кхана обладал недюжинным умом и весьма продвинутыми взглядами на современность, политический строй и главное – собственную страну. Серетсе мечтал о независимости и свободе своего государства, которое находилось под британским протекторатом и было, фактически, лишено возможности развиваться и экономически, и политически.

Руфь Уильямс, 1950 год

Все решил танец, на который, несмотря на предрассудки, темнокожий студент отважился пригласить белую леди. И с этого момента мир обоих перевернулся. Любовь Руфь и Серетсе, возникшая спонтанно, как возникает без всякого предупреждения ураган в степи, стала той самой «с первого взгляда». Их роман развивался стремительно, и уже через год они поняли, что должны пожениться. Несмотря на протесты родных, молодые люди решили, что готовы пойти против воли своих семей: расставание казалось обоим катастрофой. Но они даже не догадывались, какой катастрофой станет их брак для Великобритании и ее планов на переустройство Африки.

Руфь и Серетсе Кхама покидают Лондон, 1949 год.

Руфь и Серетсе - первое официальное фото после свадьбы, 1948 год.

Чтобы нам, с колокольни 2016 года, понять всю глубину происходящего вокруг влюбленных политического конфликта, нужно вспомнить, что как раз в то время в соседней с Ботсваной ЮАР (тогда ЮАС) набирала популярность Национальная партия африканеров, проповедовавшая идеи расовой сегрегации в самых крайних ее проявлениях. В Африке и так было не слишком гладко с «демократией» в отношении темнокожих, но крайние националисты считали, что правящая в ЮАС партия делает недостаточно для того, чтобы блюсти чистоту белой нации. А на дворе маячили выборы 1948-го года…

И вот на этом политическом фоне в прессе появилась информация о романе темнокожего принца и белой англичанки. Действующее правительство ЮАС недвусмысленно дало понять коллегам из Великобритании, что этот союз может иметь тяжелые последствия для отношений обеих стран. Если Серетсе Кхама и Руфь Уильямс поженятся, это даст лишние козыри сторонникам апартеида на грядущих выборах, в чем, разумеется, ни Великобритания, ни правящая элита ЮАС не были заинтересованы. Даже удивительно, как в этой связи ни одна из сторон не пошла на крайние меры…

Руфь провожает мужа в Лондон, 1950 год

Руфь пытались отговорить все. Но если отцу и сестре просто не нравилась идея породниться с чернокожим парнем, то министр Великобритании по делам Содружества приводил девушке иные, политические аргументы. Фактически, девушке было заявлено, что, если она не откажется от своего африканца, это может стать началом конца Британской империи в Африке.

У Серетсе Кхама ситуация была не лучше: его дядя, временно исполнявший обязанности регента, устроил племяннику настоящий разнос. Не затем молодого человека отправляли учиться в Оксфорд, чтобы он опозорил свой род, связавшись с белой: на родине Серетсе ждал не только трон, но и «правильная» невеста – девушка из его же племени. Примечательно, что само племя отнеслось к новости о белой любви своего будущего короля куда благосклоннее, чем родной дядя. Но у того были собственные планы на трон и скандал вокруг племянника оказался как нельзя кстати. Если бы Уильям Шекспир был жив, эта история могла бы стать для него новым источником вдохновения.

И тем не менее, Серетсе и Руфь назначили день свадьбы. Однако венчание так и не состоялось: незадолго до церемонии некто запугал священника, который должен был обвенчать темнокожего жениха и белую невесту. Понимая, что ждать благословения и помощи им неоткуда, влюбленные тайно поженились в 1948 году, спустя год после рокового знакомства, в обычном «загсе».

Руфь и Серетсе покидают Бечуаналенд, 1950 год

Просочившаяся в прессу новость о бракосочетании африканского принца и белой леди имела эффект бомбы. Премьер-министр ЮАР на весь мир объявил этот союз «тошнотворным», нарушающим нравственные межрасовые законы. В адрес правительства Великобритании из Претории сыпались гневные телеграммы, осуждающие брак англичанки и «африканца». И надо ли удивляться, что получившая большинство голосов на выборах в ЮАС Национальная партия первым делом приняла закон о запрете межрасовых браков (1949 год), а вторым этапом внесла поправку к Закону о нравственности, которая устанавливала уголовную ответственность за сексуальные контакты белого человека с представителем другой расы. Отношения Великобритании с ЮАС трещали по швам, планы на возможное присоединение Бечуаналенда к южному соседу были перечеркнуты окончательно.

Руфь Уильямс Кхама, 1953 год

В 1949 году Серетсе с беременной Руфь прибыли в Бечуаналенд, полагая, что шумиха вокруг них уже улеглась. И напрасно. Родное племя Кхамы, подстрекаемое дядей Тшекеди, имевшим свои виды на трон, отказалось признать в белой англичанке свою королеву. От Серетсе потребовали отречься либо от жены, брак с которой не был санкционирован старейшинами, либо от притязаний на трон. С чисто политической позиции, многим было выгодно убрать с глаз долой эту неудобную пару, один вид которой действовал на белое население Африки, как красная тряпка на быка. В конфликт вмешалось правительство Великобритании. В марте 1950 года Серетсе был вызван в Лондон, якобы, для встречи с комитетом по делам Содружества по поводу урегулирования вопросов, касающихся его межрасового брака. Это была ловушка.

Английские политики в сговоре с дядей короля пытались принудить Кхаму отказаться от притязаний на управление страной, однако встретили отказ. В наказание за строптивость Серетсе Кхама стал узником Британского правительства, и вместе с Руфь они до 1956 года не могли покинуть пределов Великобритании, не говоря уже о том, чтобы вернуться на родину Серетсе. Такова была расплата за их межрасовую любовь.

Но не в характере Кхамы опускать руки. Верность своей любви была не единственным достоинством молодого короля. Он обладал харизмой, был полон реальных идей как изменить жизнь в своей стране к лучшему и менее всего собирался сдаваться под натиском обстоятельств. Это привлекало в нем соотечественников. Если Серетсе не мог стать королем Бечуаналенда, значит, он должен был стать его президентом. За годы жизни в изгнании он подготовил для этого хорошую почву.

Руфь и Серетсе Кхама с детьми возвращаются в Ботсвану, 1956 год

В 1956 году старейшины племени Бамангвато направили Елизавете II официальное требование выпустить их лидера из страны. Сложившаяся на тот момент политическая ситуация уже не предполагала отказа, и Кхама вместе со своей белой женой и двумя детьми вернулся на родину. Дальше события развивались стремительно.

Кхама отрекся от претензий на трон, что привело к упразднению монархии в стране. Через год он вошел в совет управления Бечуаналендом, в 1961 году создал Демократическую партию Ботсваны, которая уже через 4 года выиграла парламентские выборы и в 1966 году Серетсе Кхама был избран президентом земли, в которой ему не дали стать королем. Он вошел в историю Ботсваны как человек, который сумел превратить ее из одной из беднейших стран Африки в одну из самых интенсивно развивающихся стран на континенте. Всё это время Руфь была рядом со своим мужем. В беде и в радости, неотступно, преданно, и не помышляя для себя другой, простой судьбы. Белокожая Руфь Уилсон Кхама стала самой влиятельной и политически-активной Первой леди Ботсваны.

А осенью 2016 года, как раз к 50-летию инаугурации первого президента Ботсваны, на экраны вышел фильм Аммы Асанте «Соединённое королевство» (A United Kingdom), в основе которого лежит эта невероятная романтическая история Серетсе Кханы и Рут Уильямс. Роли влюблённых не только преодолевших массу препятствий на пути к счастью, но и изменивших государственный строй своей страны исполнили актёры Розамунд Пайк и Дэвид Ойелоуо.

Кадр из будущего фильма «Соединённое королевство» о жизни и любви Серетсе и Руфь Кхама

Источник фото: Getty Images, кадры из кинофильмов

История любви и брака первого президента Ботсваны сэра Серетсе Кхамы и англичанки Рут Уильямс вызвала небывалые политические и дипломатические волнения в 1948 году. Серетсе Кхама, происходивший из рода вождей Бамангвато и получивший образование в ЮАР и Великобритании, встретил свою будущую жену в Англии во время учебы. Браку влюбленной пары противостояли буквально все - семьи Серетсе и Рут и правительство Великобритании, так как в то время Ботсвана являлась протекторатом Великобритании в Южной Африке. Серетсе принуждали оставить свою жену и вернуться на родину или отказаться от земель своего племени. Однако у недоброжелателей не получилось разлучить влюбленных. Более того, пара вернулась на родину Серетсе, где он стал первым президентом Ботсваны, добился независимости своей страны от Великобритании, превращения в одну из самых интенсивно развивающихся стран на континенте, а Рут вошла в историю Ботсваны как одна из самых влиятельных и политически активных первых леди.

Их история имела исключительный резонанс в обществе, и про знаменитую пару писали романы и даже сняли фильм «Соединенное королевство» с Розамундой Пайк и Дэвидом Ойелоуо в главных ролях.

Пара познакомилась в 1947 году на танцах Лондонского миссионерского общества, куда Рут привела ее сестра Мюриел. Серетсе подошел к сестрам и пригласил на танец Рут. Так и начался их роман.

Роман разгорался очень быстро. Но ни Серетсе, ни Рут не получили поддержки от своих семей в связи с предстоящей свадьбой. Дядя Серетсе был категорически против, так как наследник должен был закончить образование, вернуться на родину и жениться на женщине, которую ему подберет семья. А отец Рут сразу заявил, что дочь не может выйти замуж за темнокожего.

Но молодые люди даже не подозревали, что им предстоит выдержать натиск не только родственников, но и правительства Великобритании и Южной Африки. В Южной Африке вот-вот должен был быть установлен апартеид, и Великобритания не хотела усложнять отношения со страной. Южная Африка ясно дала понять Великобритании, что если на их территории будет заключен брак между белой женщиной и африканцем, то это будет означать конституционный кризис. На фотографии: пара в Лондоне в 1949 году.

Священнику, который должен был поженить молодых, намекнули, что свадьба не должна состояться. Тогда Серетсе и Рут поженились тайно и отправились в Африку. Но и там их проблемы не закончились. Дядя Серетсе, который, по всей видимости, сам хотел занять трон, был в ярости и сделал все, чтобы старейшины племени отказались признать Рут королевой и сам брак действительным. Через какое-то время Серетсе был приглашен в Лондон, и это оказалось ловушкой. Там его принуждали отказаться от уже к тому времени беременной жены и от своих прав как будущего главы племени. Получив отказ, представители правительства заявили, что он будет изгнан с родной земли. В конце концов Серетсе отказался от трона, вернулся в Африку и после первых демократических выборов был избран первым президентом страны, которая впоследствии стала Ботсваной. На фотографии: президент и первая леди Ботсваны с королевой Елизаветой и принцессой Анной на обеде в Букингемском дворце.

У Серетсе Кхамы и Рут Уильямс родилось четверо детей - дочь и три сына. Старший сын Ян Кхама является президентом Ботсваны с 2008 года.

Британский политик Эньюрин Бивен и президент и первая леди Ботсваны в Палате лордов. Фото: rexfeatures.com

Президент Нигерии Мохаммаду Бухари, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон и президент Ботсваны Ян Кхама, сын Серетсе Кхамы и Рут Уильямс. Фото: rexfeatures.com

Президент США Барак Обама и президент Ботсваны Ян Кхама. Фото: rexfeatures.com

Памятник первому президенту Республики Ботсвана Серетсе Кхаму в столице страны Габороне. Фото: rexfeatures.com

Кадр из британского фильма «Соединенное королевство», снятого по мотивам истории любви первого президента Ботсваны и англичанки Рут Уильямс.


Первыми на территорию нынешней Ботсваны пришли охотники и собиратели, говорившие на койсанских языках. К примеру, самые ранние поселения на стоянке в холмах Тсодило (северо-запад страны) относятся примерно к XVIII веку до н. э. В последние несколько веков до н. э. некоторые племена стали переходить к животноводству, используя сравнительно плодородные земли вокруг дельты Окаванго и озера Макхадикхади. К III веку относится глиняная посуда культуры Бамбата — вероятно, готтентотская по этнической принадлежности.

В начале нашей эры в Южную Африку пришли земледельцы-банту, и с их приходом начинается железный век. Первые памятники железного века в Ботсване относятся примерно 1 190 г. н. э. и связаны, вероятно, с народами банту из долины Лимпопо. К 420 году н. э. относятся остатки небольших домов, похожих на ульи, в поселении возле Молепололе (почти идентичные находкам в раскопе возле Претории); есть и похожие находки VI века на северо-западе, в холмах Тсодило.

В XII веке начинается распространение культуры Моритсане, связанной с юго-востоком Ботсваны: её носителями были племена группы сото-тсвана, которые хотя и принадлежали народам банту, занимались скорее разведением животных, чем земледелием. С материальной точки зрения эта культура также сочетала черты старых культур верхнего неолита (вроде Бамбата) и бантуской культуры восточного Трансвааля (Лейденбергская культура). Распространение культуры Моритсане связано с ростом влияния вождеств Кхалахади.

На востоке и в центре страны большим влиянием обладали вожди Тоутсве, ведшие активную торговлю с восточным побережьем. Позже это образование подпало под власть государства Мапунгубве, а позже — правителей Большого Зимбабве.

Примерно с IX века началось проникновение других племён банту, предков нынешних йейи и мбукушу, на северо-запад страны.

В XIII веке начали набирать силу вожди сото и тсвана в Западном Трансваале. Вожди племени ролонг начали оказывать серьёзное давление на племена кхалахади, заставляя их либо подчиняться, либо уходить дальше в Калахари. К середине XVII века вожди ролонг-кхалахади владели землями вплоть до нынешней Намибии, а новости об их конфликтах с готтентотами из-за медных рудников доходили даже до голландских поселенцев в Капской колонии.
К XVI веку относится выделение собственно тсвана под властью династий Хурутше, Квена и Кгатла, основавших в конце XVII века королевство Нгвакетсе, подчинив себе кхалахади и ролонг. Вскоре им пришлось столкнуться с внешней угрозой: вначале он подверглись нападению племён, бежавших от европейского влияния на юго-западе, а позже тсвана пришлось столкнуться с последствиями Мфекане. В 1826 году призошли стычку тсвана с кололо, убившими вождя Макабу II. Тсвана удалось изгнать кололо дальше на севере, где они ненадолго поселились. Кололо доходили на западе до нынешней Намибии (где им нанесли поражение гереро), а на севере — до земель лози в верховьях Замбези.

После окончания войн, связанных с Мфекане, вожди тсвана стали укреплять своё влияние в регионе, выступая в качестве торговых посредников между европейцами на юге и северными племенами. Особенно выделялись Сечеле, властитель квена, живших вокруг Молепололе и Кама III, король нгвато, владевший фактически всей современной Ботсваной. Кама был союзником британцев, которые использовали его земли для того, чтобы обходить враждебные бурские республики (Трансвааль и Оранжевое Свободное государство) и королевства шона и ндебеле. Напряжение в регионе росло, и в 1885 году вожди тсвана Кама, Батвен и Себеле обратились к британской короне с просьбой о защите. 31 марта 1885 был провзглашён протекторат Великобритании над землям тсвана, получившими название Бечуаналенд. Северная часть Бечуаналенда осталась под управлением английской короны, а бжная — включена в Капскую колонию (ныне часть ЮАР; именно поэтому большинство носителей тсвана проживает сейчас как раз в ЮАР).

Немецкая карта Южной Африки 1905 года. Бечуаналенд ещё не поделён на северную (протекторат) и южную частиБританцы вначале предполагали, что Бечуаналенд, как и Басутоленд (Лесото) со Свазилендом, будет включён в состав Родезии или Южно-Африканского Союза, и поэтому даже административным центром протектората стал Мафикенг, расположенный в Капской колонии. Специальных программ развития Бечуаналенда не предусматривалось, к тому же они вызывали резкий протест у вождей тсвана, не желавших усиления европейского влияния на своих землях. Включение протекторатов в ЮАС постоянно откладывалось, и в конце концов, когда Национальная партия стала вводить в стране режим апартеида, было решено не сливать эти территории воедино. В 1951 году был создан совместный консультативный совет, а в 1961 году была принята конституция, предусматривавшая создание законодательного собрания, имевшего право совещательного голоса.

Великобритания не хотела менять политическое устройство до тех пор, пока не убедилась бы в том, что страна может самостоятельно развивать свою экономику. В 1964 году колониальная администрация согласилась с возможностью провзглашения независимости, в 1965 году было введено самоуправление, а столица перенесена из Мафикенга в быстро отстроенный Габороне, и в 1966 году была провзглашена независимая Республика Ботсвана. Первым премьер министром стал Серетсе Кама, один из лидеров освободительного движения и законный претендент на трон вождя нгвато. Он был переизбран ещё дважды и скончался в 1980 году, занимая пост президента.

Экономика независимой Ботсваны была основана на экспорте (в частности, в стране были найдены залежи алмазов); чтобы получать от этого экспорта максимальную выгоду, в 1969 году правительство добилось изменения условий таможенного договора с ЮАР.

После Камы президентом стал вице-президент Кетумиле Масире, также дважды позже переизбранный. Масире в 1998 году ушёл в отставку, и лидером Ботсваны стал Фестус Мохаэ.

История городов История округов Портал «Ботсвана»

Ранняя история

Первыми на территорию нынешней Ботсваны пришли охотники и собиратели , говорившие на койсанских языках . К примеру, самые ранние поселения на стоянке в холмах Цодило (северо-запад страны) относятся примерно к XVIII веку до н. э. В последние несколько веков до н. э. некоторые племена стали переходить к животноводству , используя сравнительно плодородные земли вокруг дельты Окаванго и озера Макгадикгади . К III веку относится глиняная посуда культуры Бамбата - вероятно, готтентотская по происхождению.

Первое тысячелетие н. э

В начале нашей эры в Южную Африку пришли земледельцы-банту , и с их приходом начинается железный век . Первые памятники железного века в Ботсване относятся примерно к 190 г. н. э. и связаны, вероятно, с народами банту из долины Лимпопо . К 420 году н. э. относятся остатки небольших домов, похожих на ульи, в поселении возле Молепололе (почти идентичные находкам в раскопе возле Претории); есть и похожие находки VI века на северо-западе, в холмах Цодило.

Культура Моритсане

В XII веке начинается распространение культуры Моритсане , связанной с юго-востоком Ботсваны: её носителями были племена группы сото-тсвана , которые хотя и принадлежали народам банту , занимались скорее разведением животных, чем земледелием. С материальной точки зрения эта культура также сочетала черты старых культур верхнего неолита (вроде Бамбата) и бантуской культуры восточного Трансвааля (Лейденбергская культура). Распространение культуры Моритсане связано с ростом влияния вождеств Кгалагади.

На востоке и в центре страны большим влиянием обладали вожди народа Тоутсве, ведшие активную торговлю с восточным побережьем. Позже это образование подпало под власть государства Мапунгубве , а позже - правителей Большого Зимбабве.

XIX в. - Бечуаналенд

После окончания войн, связанных с Мфекане , вожди тсвана стали укреплять своё влияние в регионе, выступая в качестве торговых посредников между европейцами на юге и северными племенами. Особенно выделялись Сечеле , властитель баквена, живших вокруг Молепололе и Кхама III , король племени бамангвато , владевший фактически всей современной Ботсваной. Кхама был союзником британцев, которые использовали его земли для того, чтобы обходить враждебные бурские республики (Трансвааль и Оранжевое Свободное государство) и королевства шона и ндебеле . Напряжение в регионе нарастало, и в 1885 году вожди тсвана Кхама, Батвен и Себеле обратились к британской короне с просьбой о защите. 31 марта был провозглашён протекторат Великобритании над землям тсвана, получившими название Бечуаналенд . Северная часть Бечуаналенда осталась под управлением английской короны, а южная - включена в Капскую колонию (ныне часть ЮАР ; именно поэтому часть носителей языка тсвана проживает сейчас как раз в ЮАР).

Британцы вначале предполагали, что Бечуаналенд, как и Басутоленд (Лесото) со Свазилендом , будет включён в состав Родезии или Южно-Африканского Союза , и поэтому даже административным центром протектората стал Мафикенг , расположенный в Капской колонии. Специальных программ развития Бечуаналенда не предусматривалось, к тому же они вызывали резкий протест у вождей тсвана, не желавших усиления европейского влияния на своих землях. Включение протекторатов в состав ЮАС постоянно откладывалось, и в конце концов, когда Национальная партия стала вводить в стране режим апартеида , было решено не сливать эти территории воедино. В 1951 году был создан совместный консультативный совет, а в 1961 году - принята конституция, предусматривавшая создание законодательного собрания, имевшего право совещательного голоса.

Независимость

Великобритания не хотела менять политическое устройство до тех пор, пока не убедилась бы в том, что страна может самостоятельно развивать свою экономику. В 1964 году колониальная администрация согласилась с возможностью провозглашения независимости; в 1965 году было введено самоуправление, а столица перенесена из Мафикенга в быстро отстроенный Габороне , и в 1966 году была провозглашена независимая Республика Ботсвана. Первым премьер министром стал Серетсе Кхама , один из лидеров освободительного движения и законный претендент на трон вождя племени бамангвато . Он был переизбран ещё дважды и скончался в 1980 году , занимая пост президента.

Экономика независимой Ботсваны была основана на экспорте продукции (в частности, в стране были найдены залежи алмазов); чтобы получать от этого экспорта максимальную выгоду, в 1969 году правительство добилось изменения условий таможенного договора с ЮАР.

После Кхамы президентом стал вице-президент Кетумиле Масире , также дважды позже переизбранный. Масире в 1998 году ушёл в отставку, и лидером Ботсваны стал Фестус Могае .

Напишите отзыв о статье "История Ботсваны"

Примечания

Отрывок, характеризующий История Ботсваны

Государь вызвал полкового командира и сказал ему несколько слов.
«Боже мой! что бы со мной было, ежели бы ко мне обратился государь! – думал Ростов: – я бы умер от счастия».
Государь обратился и к офицерам:
– Всех, господа (каждое слово слышалось Ростову, как звук с неба), благодарю от всей души.
Как бы счастлив был Ростов, ежели бы мог теперь умереть за своего царя!
– Вы заслужили георгиевские знамена и будете их достойны.
«Только умереть, умереть за него!» думал Ростов.
Государь еще сказал что то, чего не расслышал Ростов, и солдаты, надсаживая свои груди, закричали: Урра! Ростов закричал тоже, пригнувшись к седлу, что было его сил, желая повредить себе этим криком, только чтобы выразить вполне свой восторг к государю.
Государь постоял несколько секунд против гусар, как будто он был в нерешимости.
«Как мог быть в нерешимости государь?» подумал Ростов, а потом даже и эта нерешительность показалась Ростову величественной и обворожительной, как и всё, что делал государь.
Нерешительность государя продолжалась одно мгновение. Нога государя, с узким, острым носком сапога, как носили в то время, дотронулась до паха энглизированной гнедой кобылы, на которой он ехал; рука государя в белой перчатке подобрала поводья, он тронулся, сопутствуемый беспорядочно заколыхавшимся морем адъютантов. Дальше и дальше отъезжал он, останавливаясь у других полков, и, наконец, только белый плюмаж его виднелся Ростову из за свиты, окружавшей императоров.
В числе господ свиты Ростов заметил и Болконского, лениво и распущенно сидящего на лошади. Ростову вспомнилась его вчерашняя ссора с ним и представился вопрос, следует – или не следует вызывать его. «Разумеется, не следует, – подумал теперь Ростов… – И стоит ли думать и говорить про это в такую минуту, как теперь? В минуту такого чувства любви, восторга и самоотвержения, что значат все наши ссоры и обиды!? Я всех люблю, всем прощаю теперь», думал Ростов.
Когда государь объехал почти все полки, войска стали проходить мимо его церемониальным маршем, и Ростов на вновь купленном у Денисова Бедуине проехал в замке своего эскадрона, т. е. один и совершенно на виду перед государем.
Не доезжая государя, Ростов, отличный ездок, два раза всадил шпоры своему Бедуину и довел его счастливо до того бешеного аллюра рыси, которою хаживал разгоряченный Бедуин. Подогнув пенящуюся морду к груди, отделив хвост и как будто летя на воздухе и не касаясь до земли, грациозно и высоко вскидывая и переменяя ноги, Бедуин, тоже чувствовавший на себе взгляд государя, прошел превосходно.
Сам Ростов, завалив назад ноги и подобрав живот и чувствуя себя одним куском с лошадью, с нахмуренным, но блаженным лицом, чортом, как говорил Денисов, проехал мимо государя.
– Молодцы павлоградцы! – проговорил государь.
«Боже мой! Как бы я счастлив был, если бы он велел мне сейчас броситься в огонь», подумал Ростов.
Когда смотр кончился, офицеры, вновь пришедшие и Кутузовские, стали сходиться группами и начали разговоры о наградах, об австрийцах и их мундирах, об их фронте, о Бонапарте и о том, как ему плохо придется теперь, особенно когда подойдет еще корпус Эссена, и Пруссия примет нашу сторону.
Но более всего во всех кружках говорили о государе Александре, передавали каждое его слово, движение и восторгались им.
Все только одного желали: под предводительством государя скорее итти против неприятеля. Под командою самого государя нельзя было не победить кого бы то ни было, так думали после смотра Ростов и большинство офицеров.
Все после смотра были уверены в победе больше, чем бы могли быть после двух выигранных сражений.

На другой день после смотра Борис, одевшись в лучший мундир и напутствуемый пожеланиями успеха от своего товарища Берга, поехал в Ольмюц к Болконскому, желая воспользоваться его лаской и устроить себе наилучшее положение, в особенности положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии. «Хорошо Ростову, которому отец присылает по 10 ти тысяч, рассуждать о том, как он никому не хочет кланяться и ни к кому не пойдет в лакеи; но мне, ничего не имеющему, кроме своей головы, надо сделать свою карьеру и не упускать случаев, а пользоваться ими».
В Ольмюце он не застал в этот день князя Андрея. Но вид Ольмюца, где стояла главная квартира, дипломатический корпус и жили оба императора с своими свитами – придворных, приближенных, только больше усилил его желание принадлежать к этому верховному миру.
Он никого не знал, и, несмотря на его щегольской гвардейский мундир, все эти высшие люди, сновавшие по улицам, в щегольских экипажах, плюмажах, лентах и орденах, придворные и военные, казалось, стояли так неизмеримо выше его, гвардейского офицерика, что не только не хотели, но и не могли признать его существование. В помещении главнокомандующего Кутузова, где он спросил Болконского, все эти адъютанты и даже денщики смотрели на него так, как будто желали внушить ему, что таких, как он, офицеров очень много сюда шляется и что они все уже очень надоели. Несмотря на это, или скорее вследствие этого, на другой день, 15 числа, он после обеда опять поехал в Ольмюц и, войдя в дом, занимаемый Кутузовым, спросил Болконского. Князь Андрей был дома, и Бориса провели в большую залу, в которой, вероятно, прежде танцовали, а теперь стояли пять кроватей, разнородная мебель: стол, стулья и клавикорды. Один адъютант, ближе к двери, в персидском халате, сидел за столом и писал. Другой, красный, толстый Несвицкий, лежал на постели, подложив руки под голову, и смеялся с присевшим к нему офицером. Третий играл на клавикордах венский вальс, четвертый лежал на этих клавикордах и подпевал ему. Болконского не было. Никто из этих господ, заметив Бориса, не изменил своего положения. Тот, который писал, и к которому обратился Борис, досадливо обернулся и сказал ему, что Болконский дежурный, и чтобы он шел налево в дверь, в приемную, коли ему нужно видеть его. Борис поблагодарил и пошел в приемную. В приемной было человек десять офицеров и генералов.
В то время, как взошел Борис, князь Андрей, презрительно прищурившись (с тем особенным видом учтивой усталости, которая ясно говорит, что, коли бы не моя обязанность, я бы минуты с вами не стал разговаривать), выслушивал старого русского генерала в орденах, который почти на цыпочках, на вытяжке, с солдатским подобострастным выражением багрового лица что то докладывал князю Андрею.

Каждая страна имеет свою историю. История Ботсваны, африканской страны, расположенной на Юге Африки, является очень интересной и необычной.

История страны до XIX века изучена недостаточно. Учеными установлено, что автохтонное население - бушмены и готтентоты - было оттеснено во внутренние районы Калахари племенами банту, которые в очень далекие времена пришли сюда из современного Трансвааля (провинции ЮАР). Уже больше тысячи лет назад банту населяли восточные берега Африки вплоть до Наталя, а некоторые из этих племён пришли из районов нынешней Замбии.

Сложный и длительный процесс образования тсванских племён на территории Ботсваны был в значительной мере результатом миграций. Исследователь Африки И. Шапера писал: "С некоторой уверенностью можно утверждать лишь то, что тсвана населяли восточную половину страны уже с 1600 г. н.э." В течение последующих двух столетий "каждая из существующих родовых ветвей давала всё новые и новые побеги. История племен тсвана богата расколами. Обычно недовольный член семьи вождя вместе со своими сторонниками уходил в дальние края, где возникало независимое племя, получавшее своё название по имени вождя".

Тсвана - народ, населяющий Ботсвану, - считают, что их главные племена произошли от народа, управлявшегося вождем Масило, который жил в середине XVII в. Один из его двух сыновей, Малопе, имел трех сыновей - Квена, Нгвато и Нгвакетсе, от которых пошли названия современных племен Ботсваны.

В начале XIX в. большая часть южной Африки подверглась экспансии со стороны зулу во главе с воинственным вождем Чакой и ндебеле, боковой ветви этого этноса, во главе с вождем Мзиликази. Войны с зулу, вторгавшимися на территорию тсвана, были особенно кровопролитными и опустошительными.

В середине XIX в. тсвана покорили коренное население - бушменов - и заняли принадлежавшие им области к западу от Трансвааля вплоть до пустыни Калахари. В 1820г. представитель Лондонского миссионерского общества Роберт Моффат основал в Курумане (территория современной ЮАР) первую христианскую миссию среди тсвана.

В 1820-1870 гг. происходили межплеменные распри среди тсвана и конфликты с расширявшими территорию своих владений треккерами-африканерами. Лишь наиболее многочисленные племена тсвана, такие, как, например, нгвато во главе с вождем Секгома, могли оказывать сопротивление африканерам. Тем временем другой английский миссионер, Давид Ливингстон, основал миссию среди племени квена и сумел обратить многих из них в христианство. В 1872 г. во главе крупнейшего тсванского племени нгвато встал прошедший в 1862 г. обряд крещения сын Секгомы Кхама III. Во время своего длительного правления он успешно оборонялся от ндебеле и осуществил различные реформы в своих владениях.

Между тем отношения между тсвана и проживавшими в Трансваале африканерами ухудшались. В 1876 г. вождь Кхама и вожди других племен тсвана обратились к верховному комиссару Великобритании в Южной Африке с просьбой принять его народ под британское покровительство. В 1878 г. территория, контролировавшаяся вождями, просившими о помощи, была оккупирована английскими войсками. Когда через три года эти войска ушли, туда вторглись африканеры.

Европейцы появились на территории нынешней Ботсваны в XVIII веке, а постоянные контакты тсвана с выходцами из Европы установились в начале XIX века. Первыми из европейцев, которые познакомились с областью расселения тсвана на восточных границах Калахари, считают англичан Питера Траттера и Уильяма Соммервилла. В 1801 г. они проникли в район, расположенный к северу от реки Оранжевой. В 1812-1813 гг. Джон Кэмпбелл, посланный Лондонским миссионерским обществом, обследовал некоторые другие реки системы Оранжевой.

Крупные географические открытия в Южной части материка связаны, прежде всего, с именем Ливингстона, который открыл Южную Африку для науки. Его книга "Миссионерские путешествия и исследования в Южной Африке", вышедшая в Лондоне в 1857 г., считалась в те времена своего рода энциклопедией научных знаний об этом регионе.

В 1836 г. суд Капской колонии, принадлежавшей англичанам, установил свою юрисдикцию над частью территории, заселённой племенами тсвана, но вождям тсвана всё же удалось тогда сохранить свою независимость.

В 1852 г. буры Трансвааля добились от Англии признания их самостоятельности, и с этого момента началась борьба тсвана против непрерывных налётов буров. Однако тсванским вождям, использовавшим англо-бурские противоречия, удавалось ещё в течение трёх десятилетий отстаивать свою независимость.

В 1884 г. британское правительство, опасаясь интервенции со стороны Германии, направило своим представителем в ранге заместителя комиссара по Южной Африке миссионера Джона Макензи. В 1885 г. Великобритания одержала верх над африканерами, и, с согласия Кхамы и других влиятельных вождей, вся территория, населенная народом тсвана, была объявлена протекторатом Великобритании под названием Бечуаналенд. Административный центр протектората находился за пределами территории Бечуаналенда (единственный случай в мировой практике): он управлялся из Мафекинга, расположенного на территории нынешней ЮАР, вблизи границы. В 1895 г. южная часть территории Бечуаналенда была присоединена к Капской колонии, тогда как северная сохранила статус английского протектората.

Хотя официально Великобритания заявляла о своем уважении к законам и обычаям африканских народов, в 1895 г. ее правительство одобрило передачу управления Бечуаналендом частной компании "Бритиш Саут Африка компани", основанной Сесилом Родсом. Этот шаг Лондона вызвал опасения со стороны народа тсвана, и Кхама в сопровождении двух других вождей отправился в Англию, чтобы выразить протест по поводу этой сделки. В результате Великобритания согласилась сохранить свое управление протекторатом, а вожди тсвана дали согласие на передачу компании узкой полосы земли на востоке для строительства железной дороги.
Несмотря на то, что по положению еще на 1964 г. вся полнота власти в Бечуаналенде принадлежала верховному комиссару Великобритании в Южной Африке, реальная власть находилась у комиссара, постоянно пребывавшего в Мафекинге (ЮАР). На протяжении нескольких лет после 1891 г. вся деятельность английской администрации сводилась главным образом к защите территории Бечуаналенда от посягательств других иностранных держав. Решение всех внутренних вопросов было предоставлено племенным вождям. Изменившаяся к 1934 г. ситуация и требования со стороны африканцев о совершенствовании системы управления побудили Лондон пойти на расширение полномочий центральной власти.

С созданием в 1920 г. африканских совещательных советов тсвана получили возможность участвовать в работе государственных органов Бечуаналенда. В том же году был создан совещательный орган европейского населения, а в 1950 г. объединенный совет. В результате возросла роль африканцев в обсуждении проблем управления. В 1959г. конституционный комитет Объединенного совета выдвинул предложение о создании Законодательного совета. Лондон одобрил это предложение, и в 1960 г. была обнародована конституция Бечуаналенда. На состоявшихся в 1961 г. выборах в Законодательный совет большинство мест, выделенных для африканцев, завоевали сторонники Серетсе Кхамы, внука вождя Кхамы III. В 1965 г. была принята конституция, которая закрепляла внутреннее самоуправление и предусматривала создание кабинета министров.

Во время второй мировой войны и в первые послевоенные годы никаких потрясений в Бечуаналенде отмечено не было. Шли своим чередом постепенные социальные изменения. Шел процесс расслоения крестьянства, участились конфликты между вождями и общинниками. Расширялась система образования. В 1946 г. число учащихся в Бечуаналенде превысило 20 тыс. Возросло число людей, получивших среднее образование. Некоторым африканцам удавалось поступить в зарубежные Университеты.
Во время второй мировой войны в боевых операциях английской армии на Ближнем Востоке и в Европе участвовали 10 тысяч тсвана. Вернувшиеся с войны солдаты, обладавшие относительно высоким уровнем политического сознания, стали в первые послевоенные годы главными выразителями недовольства масс колониальными порядками. Эти недовольства в последствии привели к принятию независимости Ботсваны.

30 сентября 1966 г. Ботсвана была провозглашена независимым государством. На парламентских выборах 1969, 1974 и 1979 годов победу неизменно завоевывала Демократическая партия Ботсваны (ДПБ), созданная Серетсе Кхамой. Главной оппозиционной партией был более радикальный Национальный фронт Ботсваны (НФБ). После смерти 13 июля 1980 г. Серетсе Кхамы страну возглавил бывший вице-президент Куетт Кетумиле Масире. На очередных выборах в 1984 и 1989 годах Масире и ДПБ легко добились победы. Однако на выборах 1989 г. почти треть голосов получил НФБ. На выборах 1994 г. оппозиция набрала уже 37% голосов избирателей, и число полученных ею мест возросло с 3 до 13. НФБ сумел также получить все 6 дополнительных мест от городских избирательных участков, выделенных для обеспечения представительства возросшего городского населения.

С созданием правительства африканского большинства в ЮАР в 1994 г. Ботсвана избавилась от ряда политических и экономических проблем, порожденных системой апартеида. В Ботсване находится штаб-квартира Сообщества развития Юга Африки (САДК). Ботсвана вносит достойный вклад в поддержание деятельности миротворческих сил ООН в конфликтных районах Африки. После отставки президента Масире в 1998 г. страну возглавил бывший вице-президент и министр финансов Фестус Могае. Своим новым вице-президентом он назначил сына Серетсе Кхамы - вождя Яна Кхаму, бывшего командующего вооруженными силами страны. Избрание на должность Президента Ф. Могае постепенно приведёт страну к достижению ещё большей политической стабильности, потому что его политика управления государством признаётся одной из наиболее оптимальной на всём африканском континенте.