Развитие конфликта в пьесе дядя ваня. Список действующих лиц и система персонажей чеховской драмы

А.П. Чехов был известен своими рассказами и пьесами, которые поражали читателей тем, как тонко писатель подмечал особенности человеческой натуры. Для Антона Павловича было важно показать переживания героев и то, как они влияют на их поступки, потому что в первую очередь его интересовала личность, а потом уже все общественные и политические вопросы. В пьесе Чехова "Дядя Ваня", краткое содержание которой представлено ниже, говорится о том, как может переживать человек, когда его представление о личности другого человека полностью меняется.

Действующие лица

Персонажи из "Дяди Вани" Чехова - это простые люди, ничем не выдающиеся, но которые, как и все, радуются и переживают. В пьесе есть два героя, заслуживающих внимание: это профессор Серебряков и его шурин, дядя Ваня. Именно их конфликт занимает центральное место в пьесе. Назовем основных героев произведения:

  • Серебряков Александр Владимирович - профессор в отставке.
  • Елена Андреевна - вторая жена профессора, молодая особа 27 лет.
  • Соня - дочь Серебрякова от первого брака.
  • Войницкая Мария Васильевна - мать первой жены профессора и дяди Вани.
  • Войницкий Иван Петрович - известен в пьесе как дядя Ваня, управляющий имением Серебрякова.
  • Астров Михаил Львович - врач.
  • Телегин Илья Ильич - бедный помещик, приживала у Войницких.
  • Марина - старая няня.

Беседа во время чаепития

Пьеса описывается как "сцены из деревенской жизни в четырех действиях". Все повествование происходит в одном поместье. Писатель рассказывает нам о том, как устроена жизнь вдали от шума и суеты большого города. Все действия разворачиваются в поместье профессора Серебрякова.

Александр Владимирович приезжает туда вместе со своей молодой женой, Еленой Андреевной. Имением управлял его шурин, брат первой жены профессора, Войницкий. Для родных он - просто дядя Ваня. Ему помогает в этом дочь Серебрякова, Соня.

Краткое содержание "Дяди Вани" Чехова начинается с чаепития в имении Войницких. Няня Марина разговаривает с Астровым, врачом, другом Войницкого. Он приехал по просьбе Елены Андреевны, потому что ее муж стал жаловаться на здоровье. Дожидаясь их возвращения с прогулки, Михаил Львович сетует Марине на долю врача. Он рассказывает об антисанитарных условиях в крестьянских избах, о том, как приходится в любое время суток идти к больным.

К ним выходит Войницкий. Он тоже жалуется, но уже на то, что с приездом четы Серебряковых весь его распорядок дня изменился. Дядя Ваня говорит, что он ничего теперь не делает. Только ворчит, ест и спит. Войницкий разочарован в профессоре: раньше он восхищался им и его идеями, а теперь осознал, что Серебряков ничего не сделал существенного.

Дяде Ване непонятно, как его старый шурин может пользоваться успехом у противоположного пола. Войницкий в восхищении от его жены. Дядя Ваня спорит за чаепитием со своей матушкой, потому что она обожает профессора. Елена Андреевна упрекает Войницкого за его несдержанность. Он признается ей в любви, но она отвергает его ухаживания. Иван Петрович призывает ее не разрушать настоящее чувство.

Важные признания

Дальнейшие действия пьесы "Дядя Ваня" Чехова, краткое содержание которой поможет понять смысл и сюжет произведения, продолжаются в столовой Серебряковых. Профессор и его жена живут на доходы с имения его первой жены. После того как Александр Владимирович вышел в отставку и приехал к Войницким, он только ворчит и жалуется на старость и здоровье. Его брюзжание уже раздражает всех, даже его жену.

Только няня Марина жалеет стареющего профессора. Иван Петрович снова признается в своих чувствах к Елене Андреевне, но она отвергает его. Дядя Ваня, Телегин и Астров напиваются и рассуждают о жизни. Соня пытается признаться в любви к Астрову, но он не отвечает ей взаимностью.

Елена Андреевна и Соня откровенно разговаривают. Жена профессора признается, что ее любовь к Серебрякову оказалась лишь иллюзией. Девушка признается ей, что она влюблена во врача, но знает, что она некрасива, поэтому он не любит ее. Елена Андреевна решает ей помочь.

Нарастание конфликта

Вроде бы ничего особенного не происходит с героями пьесы "Дядя Ваня" Чехова. Краткое содержание третьего действия, однако, показывает, что между присутствующими на чаепитии назревает конфликт. Молодая жена профессора понимает, что Войницкий прав. Женщина не чувствует себя счастливой. Выйдя замуж за профессора, прельстясь его ученостью и положением, она не обрела того семейного уюта, которого ждала. Елене хочется настоящего чувства, она влюблена в Астрова.

Она с волнением соглашается поговорить с ним о Соне. Но женщина догадывается, что врач влюблен в нее. Астров подтверждает ее догадки. Он пытается поцеловать женщину: в этот момент их видит дядя Ваня. Елена Андреевна, боясь нравственного осуждения, говорит, что покинет имение вместе с мужем.

Раскрывается личность профессора: он оказывается корыстным и эгоистичным человеком. Ему кажется, что доходы с этого поместья недостаточны, поэтому он решает продать его. Часть денег поместить в банк и жить на проценты. Дядя Ваня в ужасе: куда деваться ему, старушке-матери и Соне? Ведь они столько лет для него трудились, старались побольше денег ему отправить.

Профессор говорит, что позже обдумает это. Соня не может поверить в то, что отец выставляет своих близких родственников на улицу. Потрясенный такой несправедливостью, дядя Ваня два раза стреляет в профессора, но оба раза промахивается.

Отъезд Серебряковых

В последнем действии пьесы Чехова показано, как рушатся все надежды героев на лучшую жизнь. Дядя Ваня пребывает в удрученном состоянии и решается на самоубийство. Поэтому он тайно забирает из аптечки Астрова морфий. Врач обнаруживает пропажу и просит Войницкого вернуть его. Дядя Ваня согласился только благодаря уговорам Сони.

Михаил Львович пытается уговорить Елену Андреевну остаться с ним. Но она не решается на этот поступок из-за книжных идеалов. Елена прощается с дядей Ваней и врачом в теплых чувствах. Войницкий внешне примиряется с профессором. Он обещает присылать ему столько же денег, сколько и раньше.

Все, кроме Телегина, покидают поместье. Расстроенная Соня призывает дядю заняться делами. Иван Петрович жалуется племяннице, что ему тяжело. Тогда девушка произносит свой монолог о том, что их предназначение в том, чтобы трудиться. И потом они будут вознаграждены за свои труды.

Личность дяди Вани

В пьесе Чехова один из центральных персонажей - Иван Петрович. В самом начале читателю показывается, что ранее этот мужчина обладал впечатлительностью, возвышенностью, верой в идеалы. Но постепенно, все больше занимаясь обыденными делами, он черствеет и осознает, что все идеалы - пусты.

В пьесе показано, нарастание внутреннего конфликта героя, который заканчивается его попыткой самоубийства. Войницкий - это разочаровавшийся в жизни человек, но еще не до конца утративший веру в лучшее. В его сердце еще есть справедливость и любовь к ближним, в отличие от его шурина.

Трагедии других героев

В пьесе "Дядя Ваня" А.П. Чехова показано, что не только главный герой стремился улучшить свою жизнь. Елена Андреевна, приняв увлечение за любовь, вышла замуж за эгоистичного и пустого человека. Но она испугалась, что все ее "книжные" устои разрушатся, поэтому не решилась оставить профессора.

Астров - талантливый человек, но из-за непростых условий ему все труднее сохранить свой талант и умение чувствовать. Соня надеялась, что Елена поможет ей в отношениях с Астровым, но та сама в него влюбилась. Все эти герои надеялись на то, что их жизнь улучшится, но эти надежды не сбылись. Поэтому всем остается жить так, как раньше.

Это был краткий анализ произведения "Дядя Ваня" Чехова, в котором показано, как страх человека перед переменами может помешать ему построить счастье. У них были возможности, чтобы поставить себе новые цели, изменить жизнь. Но их надуманные идеалы помешали это осуществить. Также рассказывается и о том, как важно иметь цель и трудиться для ее достижения - тогда помыслы будут чище, а жизнь правильнее.

Драматургия Чехова — революционный прорыв в истории русского театра. Писатель отошел от классической традиции и начал творить в русле модернизма, экспериментируя с формой и содержанием своих работ. Одним из таких примеров является пьеса, посвященная безотрадной жизни и экзистенциальному бунту Ивана Войницкого.

В 1889 году драматург пишет комедию «Леший», но вскоре решает коренным образом переделать пьесу. Хотя ее уже поставили в таком виде, и премьера прошла успешно, автора не удовлетворял результат. Чего-то «Лешему» явно не доставало. Так появляется известный нам вариант «Дядя Ваня». Окончательно Чехов завершил работу в 1896 году.

В новом тексте были широко использованы выдержки из дневника Чехова. Он заносил туда наблюдения из жизни, а затем переносил их в художественную явь. Кроме того, он полностью изменил структуру пьесы. Так, с «Лешего» началась история создания «Дяди Вани». «Первый блин» казался ему неудачным произведением, поэтому он сразу же после премьеры снял его с репертуара, и сделал из него нечто новое, самобытное, то, что критики потом назовут «лучшей работой Чехова». Но это будет далеко не сразу. Свежий взгляд автора на театр ругали и не принимали в обществе: постановка «Чайки», например, в том же 1896 году провалилась. После этого писатель решил переделать «Дядю Ваню» в повесть, но замешкался, и ее напечатали уже в виде пьесы. Однако, несмотря на резонансную и неоднозначную карьеру драматурга, к нему начали стекаться предложения о постановке новой комедии.

В Сумах вам могут указать на героев Чехова… Назовут Соню, профессора Серебрякова, Вафлю…

М. П. Чехов в дочери Серебрякова видел их сестру Марию Павловну. О своих догадках он сообщает в эпистолярном жанре:

Ах, какая это превосходная пьеса! Насколько не люблю „Иванова“, настолько мне нравится „Ваня“. Какой великолепный конец! И как в этой пьесе я увидел нашу милую, бедную, самоотверженную Машету!

В. Я. Лакшин утверждает, что Серебряков – вылитый народник С. Н. Южаков.

Смысл названия произведения указывает на простоту, обыденность, обыкновенность изображенной трагедии. Иван Петрович так и остался «дядей Ваней», реализовавшись лишь в качестве члена семьи и опекуна племянницы. Только для Сони он существовал, как личность. Все остальные видели его исключительно в качестве приказчика. Герой попросту не заслуживал в их глазах называться как-то иначе. В этом непризнании скрыта психологическая драма главного героя, разрешившаяся выстрелом, промахом и смирением на грани с отчаянием.

Основная проблематика

В пьесе «Дядя Ваня» особенно остро стоит проблема экологии. Авторские взгляды на нее до читателя доносит Астров, тонкий ценитель природы и романтик в душе. Он возмущен тем, что леса вырубаются ради выгоды, а не в пользу людям. От прогресса им не становится лучше: все так же распространен тиф, живут в нищете дети, болеют их матери, а отцы надрываются и умирают на непосильно тяжелой работе. Социальные проблемы населения не решаются, зато финансовые интересы господ удовлетворяются бескомпромиссно.

Герой искренне переживает о гибели прелести всего живого и внутренней красоты души. Между ними он видит нерасторжимую связь. Прогресс сулит лишь комфорт существования, но не энергию жизни, которую люди черпают в природе.

Также очевидна проблема разочарования в идеале и напрасного служения ложной цели. Осознание тщетности поклонения перед ничтожным идолом застигло героя врасплох, причем в возрасте, когда уже ничего нельзя исправить. Он не смог сбросить с себя это служение даже в крайней степени разочарования. Мнимая избранность поработила его волю, и он понял, что жизнь уже не повернуть вспять, значит, и менять ничего не следует. Герой разуверился в себе – и это психологическая проблема, кризис среднего возраста. Критически оценивая себя, он осознал свое ничтожество и…покорился ему.

Проблема духовной нищеты и практической бездеятельности, присущая дворянскому сословию, тоже не осталась без внимания в комедии «Дядя Ваня». В образах Елены и ее супруга автор изобличает сибаритство и внутреннюю пустоту, которые прикрывает одна кичливость. В таких тонах изображается «опора государства» и «гордость страны», дворянское сословие. Чехов опасается, что такие «опоры» только подтачивают основы государственности и не могут быть полезными своей стране.

Тематика

Смысловое богатство драмы Антона Павловича – уникальная черта его творчества. Поэтому спектр тем, затронутых им в произведении, чрезвычайно широк.

  • Трагическое самопожертвование маленького человека во имя фальши — главная тема «Дяди Вани» Чехова. В этом выражается преемственность в русской литературе, где авторы продолжают описывать глобальные и общечеловеческие вопросы из поколения в поколение. Всего себя отдавали и Акакий Акакиевич из «Шинели», и Самсон Вырин из «Станционного смотрителя», и Макар Девушкин из «Бедных людей» Достоевского. Несчастные и недооцененные судьбы были разбиты, но на восстание осмелился лишь Войницкий Чехова. Он стал раскованнее своих предшественников, но все равно не сумел довести бунт до логического завершения, так как природную робость души ему не перебороть. В этом было бы его нравственное падение.
  • Гибнущая красота и ее особенная эстетика овевают всю книгу. С ней же связана и тема экологии. Леса безжалостно вырубаются, все живое, что находило там пристанище, умирает безвозвратно. Люди вроде Астрова понимают всю чудовищность этого варварского истребления природы, страдают вместе с ней, но ничего не могут поделать.
  • Отношение к природе является для автора показателем духовного богатства. Профессор и ему подобные, кроме себя, ничего не видят. Чехов противопоставляет равнодушие и эгоизм этих слепцов чуткости, естественности и мягкости настоящих людей – Сони, Ивана и Астрова. В них скрыто подлинное душевное благородство, без которого человек погружается в пучину себялюбия и перестает замечать мир вокруг. Теряя способность любить что-то помимо себя, он сеет лишь губительную пустоту вокруг, сравнимую разве что с вырубленным лесом. Ведь природу люди тоже губят от внутренней нищеты.

Действующие лица

Чеховский список персонажей никогда не бывает случайным: в сухом перечне имен и должностей уже скрывается конфликт, уже зарождается драма. Так в «Дяде Ване» профессор контрастирует с «честным приказчиком» Иваном Петровичем.

Финал произведения можно назвать безысходным. Все покидают имение, и все возвращается на круги своя: Соня и ее дядя остаются одни, их труд возобновляется в прежнем режиме. Героиня навсегда рассталась с Астровым и смирилась со своим положением вслед за опекуном. Бунт его не дал никаких результатов, напротив, жить с осознанием бессмысленности жизни стало невыносимо.

Что же тогда хотел донести до нас Чехов? Почему не помог, не возвысил своих положительных персонажей над жестокой реальностью? Бунт Ивана даже не подарил читателям ощущения справедливой мести. Но суть финала пьесы заключается в другом: упоминание о «жизни светлой, прекрасной, изящной» должно вдохновить нас оглянуться вокруг и заметить, наконец, тех, кто ее достоин, и вместе с ними делать окружающий мир лучше, чтобы прийти в эту новую жизни обновленными людьми. Множество незаметных тружеников, отдающих всю свою энергию ради счастья других, достойно лучшей доли. Это призыв реализовать справедливость в жизни, пока не поздно, а не в книгах, где кара писателя все равно запоздала: Войницкому уже поздно начинать жить по-другому.

Больше всего автор ценит в человеке способность к созиданию и красоту души, которые невозможны без чистоты помыслов. Только такой гражданин может своим трудом изменить страну к лучшему, только такой семьянин в силах воспитать новых людей в радости и любви, только такая личность способна гармонично развиваться и вдохновлять на прогресс других. К этому надо стремиться каждому из нас.

Новаторство Чехова драматурга

При жизни автора часто упрекали в нарушении устоявшихся канонов театра. Тогда это ставили в вину, а сейчас – превозносят. Например, новаторская композиция в «Дяде Ване» - повествование без разделения пьесы на явления - относится к открытиям Чехова. Ранее драматурги не нарушали композиционного правила оформления и добросовестно формировали список действующих лиц, участвующих в каждом явлении. Так делал и Антон Павлович, но со временем он не побоялся поэкспериментировать с консервативным видом искусства, внеся в русский театр ветер перемен, дух эпохи модернизма, соответствующий времени. Новаторство Чехова-драматурга не было оценено по заслугам при жизни писателя, зато сполна вознаграждено его потомками. Благодаря ему русская литература ни чуть не отставала от общемировой культурной тенденции, даже во многом опережала ее.

Что касается содержания, здесь Чехов тоже отражает новую тенденцию – кризис реализма. В его драмах действие растворяется в повседневности, герои – в бесконечных отступлениях от темы, смысл – в нарочитой абсурдности изображенного бытия. Например, «Дядя Ваня» — про что это? Автором изображена какая-то сумбурная история без морали и финала, где робкий и смирный герой, казалось бы, ни с того, ни с сего пытается убить родственника и завладеть его женой. С точки зрения логики, это полный бред. Но жизнь гораздо шире того, во что мы пытаемся ее загнать, и человеком порой движут более тонкие и менее очевидные психические процессы, которых мы подчас не в силах понять.

Диалоги, обращенные в никуда, тоже не способствуют пониманию. Герои Чехова говорят, не слыша, отвечая лишь собственным мыслям. Их слова не стоит воспринимать буквально: в них важно именно то, что не сказано. Так же скрыт и настоящий конфликт, ведь персонажи не имеют черно-белой окраски. Таким образом, драматург раскрывает проблемы личности в пьесе «Дядя Ваня» по-новому, не тривиально, заставляя нас острее воспринимать происходящее на сцене и сильнее задумываться над ним.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Которой полностью передает ее сюжетную линию, была написана Антоном Павловичем Чеховым. Он был не только драматургом и писателем, но и на протяжении всей своей жизни практиковал в медицине. Антон Чехов создал в литературе новое направление, которое позднее переняли многие авторы.

Он считал, что основная задача писателя заключается в том, чтобы не отвечать в своих произведениях на вопросы читателя. А, наоборот, самому задавать их и попутно создавать тему для размышлений.

Начало произведения. Первое действие

Пьеса "Дядя которой начинается с описания чаепития в усадьбе, состоит из сцен деревенской жизни. Под старым тополем стоит стол, который накрыли специально для чаепития. Пасмурная осенняя погода.

За столом расположилась пожилая няня Марина, сухонькая старуха Елена Андреевна, супруга профессора Серебрякова, которому и принадлежит имение. Войницкий, или дядя Ваня. Вокруг стола нервно ходит Астров. Вскоре появляется Телегин, которому дали кличку Вафля. Это разорившийся помещик, он живет в усадьбе на правах иждивенца.

Разговоры присутствующих за чаепитием

О чем говорят эти люди, собравшиеся за чаепитием? Пьеса "Дядя Ваня", краткое содержание которой лишь в общих чертах передает настроение всех присутствующих, не стремится анализировать их поступки. Автор только озвучивает мысли каждого своего персонажа, предоставляя читателю самому судить о правильности их рассуждений и действий.

Астров по профессии доктор, и, пока старушка наливает ему чай, он без устали рассказывает ей о трудностях своей работы. Жалуется на антисанитарные условия в избах крестьян, различные эпидемии и из-за этого частые смертельные случаи. Он переживает за российские леса, которые вырубают даже без дела. Однако этот человек не только сочувствует природе, но и находит время, чтобы высаживать новые молодые деревья.

Родной брат первой супруги профессора

Дядя Ваня, который является родным братом первой супруги Серебрякова, ворчит, что с тех пор, как профессор явился в усадьбу со своей второй женой, весь привычный уклад словно перевернулся. Войницкий даже не старается скрыть своей зависти к Серебрякову. Критикует его за постоянные жалобы. Насмехается над тем, что профессор уже четверть века пишет об искусстве, а на самом деле ничего в этом не понимает.

Елене Андреевне, второй супруге профессора, которая значительно моложе мужа, безгранично скучно в этом поместье. Она жалуется на отсутствие каких-либо развлечений. Отрывочные фразы и реплики всех присутствующих не связаны между собой. Нет за столом какого-то общего диалога. Но именно по ним можно судить о том, что пьеса "Дядя Ваня" (краткое описание ее и дальше будет содержать различные диалоги) прежде всего подчеркивает всю напряженность драмы, которую переживают персонажи пьесы. Нет в этом имении ни благополучия, ни спокойствия.

Отношение к профессору окружающих

Мать дяди Вани, Мария Васильевна, очень тепло относится к своему зятю и выговаривает своему сыну за то, что он выражает презрение к профессору. А Войницкий завидует Серебрякову не только из-за его успехов в карьере, но и из-за популярности среди женщин. Более того, ему понравилась молодая супруга профессора.

Но на признания Войницкого Елена Андреевна не отвечает взаимностью, а лишь отмахивается. Она сначала не понимает, чем вызвано такое отношение к ее супругу. Ей кажется, что он такой же, как и все. Так пьеса "Дядя первой главы которой подошло к концу, описывает своих персонажей. Практически все негативные эмоции сосредотачиваются вокруг профессора.

Страсти накаляются, или Брюзжащий профессор

О чем в дальнейшем повествует в своей пьесе "Дядя Ваня" Чехов? Краткое содержание теперь полностью посвящено Серебрякову. С каждой проходящей минутой чувствуется, как вокруг этого человека сгущается атмосфера ненависти и вражды. Он раздражает буквально всех. И теперь даже собственную супругу, которая как-то позабыла, что он такой же, как и все.

Профессор постоянно жалуется на разнообразные болезни. Требует тщательного ухода за ним. Войницкий окончательно понимает, насколько мелочен его родственник. Он вспоминает все то время, которое они вместе со своей племянницей Сонечкой, которая тоже живет в усадьбе, работали на него. Зачастую отказывая себе в чем-либо, старались отправить Серебрякову как можно больше денег, заработанных на имении.

Невозможно скрыть эмоции

Кипение чувств вокруг супруги Серебрякова

Соня замечает, как дядя Ваня словно тень бродит за ее мачехой, да и доктор Астров забросил медицинскую практику, даже леса, которые так его волновали. Елена Андреевна предлагает девушке поговорить с Астровым о своих чувствах и даже сама стремится выведать о его отношении к своей падчерице.

Но доктор не замечает этого. Он, наоборот, начинает рассказывать Елене о своей любви к ней. Пытается поцеловать ее. Свидетелем этой сцены становится Войницкий. Дядя Ваня не только смущен, но и в какой-то степени даже испуган. Женщина хочет покинуть имение. Таким образом, краткое содержание "Дяди Вани" раскрывает все тайные чувства персонажей.

Имение будет продано, или его обитателям

Профессор собрал всех обитателей имения и объявил, что собирается продать его. Он вложит деньги в ценные бумаги, которые и обеспечат им с супругой дальнейшее безбедное существование. Что хотел показать этим в своей пьесе "Дядя Ваня" Чехов?

Хотя есть немаловажный факт, о котором упомянул автор. Это то, что сама усадьба принадлежит Соне. Она досталась ей в наследство от матери. Краткое содержание книги "Дядя Ваня" не может не упомянуть о реакции основных персонажей на это заявление профессора.

Выстрел, или Заключительные события произведения

Войницкий просто вскипел от такого решения Серебрякова. Он наконец высказывает профессору все, что накопилось за долгое время. Начался грандиозный скандал. В течение которого дядя Ваня не сдержался и выстрелил в надоевшего ему профессора Серебрякова. Но, к счастью, промахнулся.

Чем же заканчивается произведение "Дядя Ваня" Чехова? Краткое содержание подходит к концу, и остается описать только последнюю сцену, во время которой Астров и Войницкий рассуждают о своих жизнях. Профессор вместе с супругой собирается в Харьков. В имении все остается по-прежнему. Дядя Ваня и Соня занимаются запущенным хозяйством. Девушка также мечтает о лучшей жизни.

В пьесе Чехова «Дядя Ваня» ис-пользуется кольцевая композиция: окончание произведения как бы возвращает нас к его началу. Напомним авторскую ремарку в конце первого действия: «Телегин бьет по струнам и иг-рает польку; Мария Васильевна что-то записывает на полях брошюры». А вот как заканчивается по-следнее, четвертое действие: «Телегин тихо наигры-вает; Мария Васильевна пишет на полях брошюры; Марина вяжет чулок». Ситуация полностью совпа-дает, и это, конечно же, не случайность.

Что изменится в жизни Сони, дяди Вани, Аст-рова после отъезда профессора Серебрякова с его молодой женой? Дядя Ваня говорит Серебрякову в конце: «Ты будешь аккуратно получать то же, что получал и раньше. Все будет по-старому».

Да, жизнь безжалостна, разрушаются мечты, ис-чезают надежды... И дело не просто в конкретных обстоятельствах жизни чеховских героев. Чехов не примитивный бытописатель; он озабочен проблемами общечеловеческого значения. Разрушается природа, разрушается человеческое сообщество; происходит, по словам доктора Астрова, «вырождение от кос-ности, от невежества, от полнейшего отсутствия само-сознания...». Что остается делать людям? Понимать страшную опасность, когда «человек, чтобы спасти остатки жизни, чтобы сберечь своих детей, инстин-ктивно, бессознательно хватается за все, чем только можно утолить голод, согреться, разрушает все, не думая о завтрашнем дне...».

Смысл чеховского творчества вообще и «дяди Ва-ни» в частности заключается в постоянном призыве: надо все время думать о будущем, о своей ответст-венности перед ним, думать о завтрашнем дне...

Для Астрова, например, забота о лесах — это воз-можность оставить о себе след на земле, сделать что-то для потомков — ведь леса растут медленно... «...Когда я слышу, как шумит молодой лес, поса-женный моими руками,— говорит Астров,— я со-знаю, что климат немножко и в моей власти, и, что если через тысячу лет человек будет счастлив, то в этом немножко буду виноват и я. Когда я сажаю березку и потом вижу, как она зеленеет и качается от ветра, душа моя наполняется гордостью...»

Задумываетесь ли вы о будущем? О том, какой вы след оставите на земле? Может быть, сейчас такие мысли и не приходят вам в голову. Но раньше или позже проблема смысла жизни, цели жизни встанет перед вами... И тогда, возможно, вы вспомните чеховских героев, которые жили надеж-дой на то, что жизнь все же прожита не напрасно.

Бессмысленно желание сделать чеховских героев нашими современниками и требовать от них пря-мого участия в политической жизни и хозяйственном строительстве. Они прожили трудную и напряженную жизнь, но для них был характерен пафос духовных исканий. Да, они ошибались, мучались, впадали в отчаяние, но все же надеялись, что их жизнь имеет некий высший смысл, возможно, неясный им самим. Об этом, собственно, и говорится в заключительном монологе, которым заканчиваются «сцены из дере-венской жизни в четырех действиях»:

«Соня . Что же делать, надо жить!

Пауза.

Мы, дядя Ваня, будем жить. Проживем длин-ный, длинный ряд дней, долгих вечеров; будем терпеливо сносить испытания, какие пошлет нам судьба; будем трудиться для других и теперь и в старости, не зная покоя, а когда наступит наш час, мы покорно умрем и там за гробом мы скажем, что мы страдали, что мы плакали, что нам было горь-ко, и Бог сжалится над нами...» Материал с сайта

Никакой иронии, никакого осуждения эти мысли у Чехова не вызывали. Напротив, они повторялись у него неоднократно, о чем свидетельствует заклю-чительный монолог одной из героинь следующей пьесы драматурга — «Три сестры»:

«Пройдет время, и мы уйдем навеки, нас забу-дут, забудут наши лица, голоса, и сколько нас было, но страдания наши перейдут в радость для тех, кто будет жить после нас, счастье и мир настанут на земле, и помянут добрым словом и благословят тех, кто живет теперь».

Уже в самом начале «Дяди Вани» Астров говорит:

«...те, которые будут жить через сто — двести лет после нас и для которых мы теперь пробиваем дорогу, помянут ли нас добрым словом? Нянька, ведь не помянут?

Марина . Люди не помянут, зато Бог помянет».

Если не верить в это, то тогда, действительно, жить не стоит.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • смысл произведения дядя ваня
  • анализ диалогов героев чехова дядя ваня
  • дядя ваня чехов смысл
  • дядя ваня смысл
  • рецензия к спектаклю дядя ваня

Главный хребет чеховской драматургии образуют пьесы «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1901), «Вишнёвый сад» (1904). Все эти пьесы игрались в Московском Художественном театре, в постановках К- С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, и имели историческое значение как в судьбе Чехова-драматурга, так и в судьбах русского и мирового театра. У Чехова была сразу удавшаяся ему «малая драматургия» - шутки в одном действии: «Медведь» (1888), «Предложение» (1889), «Трагик поневоле» (1889). У театральной общественности ещё при жизни автора появился соблазн инсценировать чеховские рассказы. Чехов и сам переделывал свои рассказы в драматические этюды, шутки и сцены. Из рассказа «Калхас» он сделал драматический этюд «Лебединая песня» (1887). Из рассказа «Свадьба с генералом» вышла блестящая сцена, может быть, лучшая из чеховской «малой драматургии» - «Свадьба» (1890). Из рассказа «Беззащитное существо» - не менее знаменитая чеховская шутка «Юбилей» (1892).

Но особо важное место в качестве подступа к большой драматургии занимает пьеса Чехова «Иванов» (1889; предыдущее литографированное издание - в 1887). Пьеса «Иванов» была написана Чеховым как-то неожиданно для самого себя.«Иванов» имел много достоинств. В этой пьесе есть чисто чеховские черты, которые были замечены критикой, пророчившей реформу в русской драматургии и в театре.

В 90-е годы закипели споры о сценичности и несценичности «странной» драматургии Чехова. Первым, кто начал подлинно постигать складывающуюся новаторскую драматургию Чехова, был Вл. И. Немирович-Данченко.

«Дядя ваня»

Слава пьесы придёт после успеха драматургии Чехова, начало которому положит постановка «Чайки» в Москве. Вероятно, Чехов написал «Дядю Ваню» в промежутке после окончания первого варианта «Чайки» (ноябрь 1895 года) и до постановки её в Александрийском театре 17 октября 1896 года. Родилась, в сущности, пьеса с новым идейным звучанием, примкнувшая затем к шедеврам Чехова-драматурга. Но путь ей пробивала всё же «Чайка»... Напеча­тан «Дядя Ваня» в 1897 году в сборнике чеховских пьес.

Смысл «Дяди Вани» не в том, что ссорятся хорошие люди. Смысл - в обличении «серебряковщины», либерально-народнических «властителей дум», оказавшихся ничтожеством, мнимой величиной. Тут крушение авторитета, который считался мудрецом, знающим секреты жизни.

Протестует «маленький человек», который принёс себя в жертву идолу. Войницкий - труженик, творец красоты и полезного дела. Имя героя - дядя Ваня - нарочито будничное. Это те Иваны, на которых мир держится. По словам М. Горького, тут «реализм возвышается до одухотворённого и глубоко продуманного символа». Такова и племянница Войницкого - Соня. На их труде и безответности зиждется счастье привилегированных. Но такая несправедливость когда-нибудь должна же быть изжита.

Доктор Астров - друг дяди Вани. Они дополняют друг друга. В Астрове резче подчёркнуто стремление к красоте. Это ему принадлежат слова: «В человеке должно быть всё прекрасно...». Астров - врач артистического склада. Но и жизнь Астрова прошла в уезде почти бесцельно. Он с молодости здесь служил и ничего не добился, хотя разносторонен в своих интересах и полон любви к жизни. Тут служения идолу не было, не было и идола... Астров страдает, ему некуда приложить свои силы и не с кем. Одна мечта - о счастье свободного труда. Эта идея перейдёт в следующие пьесы Чехова: человек должен трудиться.

Войницкий - большой ребёнок, он наивен, непосредствен, иногда плачет. А вот Астров посвистывает. Он скептик.

Поведение Марии Васильевны, женщины восторженной, объясняет, почему Серебряков в молодости мог так полюбиться её дочери, а сын пошёл на жертвы ради него. Именно Мария Васильевна подготавливала почву для идолопоклонства перед Серебряковым.

Астрову не хватает трезвости понять безнадёжность своего и Войницкого положения. Обывательщина одолевает их. Астров пьёт. Он проходит мимо любящей его Сони. Его скептицизм нередко переходит в цинизм. Поклонение таланту оказалось ложью, как и поклонение красоте. Это - ложно направленные силы.