Является ли недоросль классическим произведением. Традиции классицизма в комедии Фонвизина «Недоросль

Комедия «Недоросль» была написана Д. И. Фонви­зиным в 1781 году и стала вершиной отечественной драматургии XVIII века. Это произведение класси­цизма, но в нем проявляются и определенные черты реализма, что делает новаторским данное сочинение.

Классицизм - литературное направление, осно­ванное на принципах философского рационализма, идеале гармонии и меры, строгом соблюдении норма­тивности в поэтике, подражании образцам античной словесности, вере в человеческий разум. Гармония содержания и формы, строгое деление героев на поло­жительных и отрицательных, использование «гово­рящих» фамилий, правила «трех единств», соблюде­ние иерархии жанров - вот основные черты классицизма.

Русский классицизм отличает сатирическая на­правленность произведений, преобладание нацио­нально-исторической тематики над античной.

Д. И. Фонвизин соблюдает в «Недоросле» единство места и времени: все события комедии разворачива­ются в доме госпожи Простаковой и действие проис­ходит в течение 24 часов. Но автор комедии нарушает единство действия, так как в произведении два кон­фликта: любовный и социально-политический. Лю­бовный конфликт является основным. Герои комедии делятся на отрицательных (госпожа Простакова, гос­подин Скотинин) и положительных (Милон, Стародум, Софья). Автор наделяет героев «говорящими» фамилиями: Правдин, Скотинин, Вральман. Положительные герои - Стародум, Софья, Милон - гово­рят правильным литературным языком, их речь по­учительна; отрицательные же герои используют про­сторечные слова, бранную лексику, их речь более живая (например, Простакова говорит: «А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Скажи, бол­ван, чем ты оправдаешься?»). Речь героев является средством характеристики героев. Четко прослежи­вается связь с фольклором: герои в разговоре употреб­ляют пословицы и поговорки, которые делают коме­дию «народной» (например, «Всякий женись на своей невесте», «Век живи, век учись», «Не хочу учиться, хочу жениться»).

Комедия имеет воспитательную направленность, так как в ней затрагиваются важнейшие вопросы вос­питания гражданина, образования, нравственности, произвола помещиков. Комедия носила злободнев­ный характер, ведь Д. И. Фонвизин показал все тяго­ты крепостного права, недостатки обучения. Эта пье­са стала предшественницей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

    Проблема воспитания детей, наследия уготовленного стране, играло важную роль в обществе в старину и остаётся актуальна по сей день. Члены семьи Простаковых чужие друг другу люди. Они совсем не похожи на крепкую, любящую семью. Госпожа Простакова груба,...

    Случай «Недоросля» - особый. Комедию изучают в школе так рано, что уже к выпускным экзаменам в голове не остается ничего, кроме знаменитой фразы: «Не хочу учиться, хочу жениться». Эта сентенция вряд ли может быть прочувствована не достигшими половой...

    Митрофан является недорослем, отрицательным персонажем в комедии, молодым дворянином. Он очень похож на свою мать, госпожу Простакову, брата Тараса Скотинина. У Митрофана, у госпожи Простаковой, у Скотинина можно заметить такие черты характера, как жадность...

    (по творчеству Д. И. Фонвизина) Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы. А. С. Пушкин Смелый властелин сатиры, писатель большого дарования, беспощадный в своей правде художник, Денис Иванович...

20.04.2016 1752 357 Жунусова Гульнара Касенаевна

И. Фонвизин «Недоросль». Изучение комедии. Система уроков.
Урок 1. «Недоросль» как классицистическая комедия.
1. Фонвизин и его комедия
Реализация домашнего задания
Какие основные этапы жизни Фонвизина вы отметили при выполнении домашнего задания? (Родился в Москве в семье обрусевших немцев, учился в гимназии при Московском университете прекрасно, переехал в Петербург, был знаком с Ломоносовым, увлёкся театром. Начал свою литературную деятельность с переводов басен и пьес. Потом работал переводчиком в Коллегии иностранных дел. Первая пьеса Фонвизина «Бригадир». Был приближённым Панина, которого ненавидела Екатерина 2. «Недоросль» впервые была поставлена 24 сентября 1782 года. Но Фонвизину после этого пришлось выйти в отставку. Написал сатиру «Всеобщая придворная грамматика», после которой его запретили к печати. Потом тяжело заболел и умер в возрасте 47 лет.)
Посмотрим видеосюжеты и ответим на вопросы (слайды 2-4)
Слайд 2. Родословная. Детство
Какова по происхождению фамилия Фонвизиных? (немецкого происхождения).
Когда они появились в России? (Предки Фонвизина оказались в России во времена правления Ивана Грозного, во время Ливонской войны)
Где родился Фонвизин? (в Москве)
В честь кого он назван? (в честь своего предка Дениса)
Где и как он учился? (учился в гимназии при Московском университете прекрасно)
Слайд 3. Комедия «Недоросль»
Какие недостатки обличает Фонвизин? (лесть, низкопоклонство, дикость и жестокость крепостничества)
В чьи уста вложил он свои сокровенные мысли? (В уста Правдина и Стародума)
Слайд 4. Постановка комедии
Где впервые была поставлена комедия? (В старом театре на Царицыном лугу)
Что сказал князь Потёмкин Фонвизину после выхода комедии? («Умри, Денис, лучше не напишешь!»)
Что осудил писатель в комедии? («злонравия достойные плоды»)
Что раньше обозначало слово «недоросль»? (так называли дворян, не достигших совершеннолетия)
2. Объявление темы урока, цели, проблемы.
“С момента первого представления “Недоросля” прошло уже более двухсот лет, однако комедия Фонвизина с успехом идёт на сцене современного театра, значит, не поглотила “река времён в своём стремленье” пьесу восемнадцатого века. И этот феномен мы объясняем тем, что пьеса, созданная в эпоху классицизма, вобравшая его черты, благодаря таланту автора, вышла за рамки классицизма, заняв совершенно особое место в русской драматургии. Сегодня мы выявим в ней черты классицизма, а также найдём те черты, которые отличают комедию от классицистических произведений.
Слайд 15.
Но сначала надо познакомиться с классицизмом как с направлением литературы.
В литературе и искусстве существуют такие направления:
1. Классицизм
2. Сентиментализм
3. Романтизм
4. Реализм
5. Модернизм
Слайд 16.
Классицизм – это художественная система, которая сложилась не только в литературе, а и в живописи, скульптуре, архитектуре, садово-парковом искусстве, музыке. Об этом мы сегодня и поговорим. Само название классицизм (от лат. Сlassicus – образцовый) подчеркивало тот факт, что художники этого направления наследовали античную “классику”. Но классицисты взяли у греков и римлян не все, а только то, что считали воплощением порядка, логики, гармонии. Как известно, в основе античной архитектуры лежит принцип прямых линий или идеального круга. Классицисты воспринимали его как выражение приоритета разума, логики над чувствами. Античное искусство импонировало классицистам еще и тем, что в нем широко была представлена патриотическая, гражданская тематика.
Слайд 17. (* постановка задачи: заполнить таблицу ответами)
Слайд 18. Классицизм сложился в XVII веке во Франции, отразив подъем абсолютизма, или абсолютной монархии.
Слайд 19. Принципы классицизма
1. Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно.
2. Главная задача – укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного.
3. Главная тема – конфликт личных и гражданских интересов, чувства и долга
4. Высшее достоинство человека – исполнение долга, служение государственной идее
5. Наследование античности как образцу
(Устное пояснение: действие переносилось в другое время не только с целью подражания античным образцам, но и для того, чтобы знакомая жизнь не мешала зрителю, читателю воспринимать идеи)
6. Подражание “украшенной” природе
7. Главная категория – красота
Слайд 24. Теоретик французского классицизма Никола Буало-Депрео в своем труде “Поэтическое искусство” изложил принципы классицизма в литературе.
Основные требования классицизма в литературе
1. Герои - “образы без лиц”. Они не меняются, являясь выразителями общих истин.
2. Исключалось использование простонародного языка
3. Требование композиционной строгости
4. Соблюдение в произведении трех единств: времени, места и действия.
5. Строгое деление на жанры.
6. Система амплуа
Слайд 26.
А вот мнение Мольера: “Задача комедии состоит в том, чтобы бичевать пороки”.
Слайд 27.
3. Работа над кластером: Черты классицизма в комедии Фонвизина
 Учащиеся работают над отрывками, отвечают на вопросы слайда
 Защита кластеров
 Делается вывод, учитель дополняет фактами отклонения произведения от классицизма
Слайд 28.
Обратимся теперь к вопросу создания комического
Вопрос. Какими способами автор раскрывает характер тех, кто оказывается предметом “ его беспощадной иронии”, чьи недостатки, говоря словами Н.Гоголя, “выставлены в очевидности беспощадной”?
Ответ. Фонвизин использует “говорящие” фамилии, фразы-саморазоблачения.
Речь отрицательных героев оттеняет индивидуальные особенности героев, это мы уже отметили на примере речевой характеристики Простаковой.
“ Конечно, комедия “Недоросль” - произведение русского классицизма. Но она находится у истоков русской реалистической литературы. В пьесе Фонвизина – всё русское, национальное: тема, сюжет, конфликт, характеры. Великая заслуга Фонвизина в том, что он, находясь в рамках классицистических правил и условностей, сумел разрушить многие из них, создав произведение глубоко новаторское как по содержанию, так и по художественной форме.
 Завершая наш разговор, попробуем ответить ещё на несколько вопросов: “Как вы думаете, для нашего времени, очень непростого, проникнутого жаждой денег, власти, жизнеспособными ли оказываются столь дорогие Фонвизину идеи?
 Устарели ли сегодня идеи гражданственности, служения Отечеству, столь любимые классицистами?
Синквейн. Ребята составляют синквейн на слово классицизм для обобщения понимания данного понятия
Рефлекия: Заполняем листы, отвечая на вопросы, показанные на слайде.
Оценивание. Подведение итогов.
Домашнее задание:
1. Найти определения понятий
2. Индивидуальные задания по героям

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Успех комедии “Недоросль” был предопределен идейной атмосферой самой эпохи, потребностью качественного отечественного репертуара в становлении русского театра. Но что позволяет ему выходить за рамки только своего времени, быть актуальным и сейчас? Означает ли это, что, как талантливый художник, Фонвизин вышел за рамки литературной традиции своего времени и сделал следующий шаг в изображении человека, который является главным предметом литературы?
Автор неукоснительно следует правилу драматического триединства в своей комедии. Его герои соответствуют литературным типам классицизма: они четко делятся на положительных и отрицательных, а последние становятся живым воплощением одного из человеческих пороков. Нравоучительные интонации автора мы слышим в словах резонера Стародума. Все эти моменты очевидны. Поэтому нас будет интересовать, что в этом произведении не соответствует традиции классицизма.
Сюжет комедии изобилует неожиданными поворотами и интересен сам по себе. То есть комедию можно смотреть не только ради воспитания, но и просто ради развлечения. Обратим также внимание, насколько велика роль случаи в судьбе героев.
Язык комедии живой, образный, афористичный. Автора отличает знание разговорной речи, оттенков и значений слов, Писатель-драматург не имеет возможности описывать своего герои – он должен быть представлен через поступки и словесные реплики. Именно поэтому уже в начале произведения у нас складывается конкретное представление о каждом из действующих лиц: от черт характера до положении в доме Простаковых.

(No Ratings Yet)

  1. Литература классицизма оправдывала свой статус “образцового” искусства, предлагая не только образцовые правила, по которым надо писать сочинения, но и “образцового героя классицизма”, который был примером для подражания жителям государства. Поскольку...
  2. Относительно эстетических ориентаций на прошлые эпохи, то нужно отметить, что классицисты и просветители абсолютизировали роль античности, ее прозрачность, гармоничную простоту и четко продуманную симметрию (как колоннады знаменитых античных храмов). Средневековье...
  3. Древнерусская литература и литература XVIII века Проблема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” Русский историк В. О. Ключевский очень справедливо писал о том, что комедия “Недоросль” – “бесподобное зеркало....
  4. Глава 4. Пьер Корнель и классицизм 4.2. Требования теоретиков классицизма Франсуа Малербу: видный лирик начала века. Ему принадлежит пальма первенства в утверждении классицистических норм в лирике. Малербу создатель од, стансов,...
  5. Одним из главных героев комедии “Недоросль” Фонвизина является Митрофан Терентьевич Простаков. Имя Митрофан означает “подобный”, похожий на мать. Может, таким именем госпожа Простакова хотела показать, что ее сын – отражение...
  6. А. С. Грибоедов написал комедию “Горе от ума” в 1824 году. В это время в России было крепостное право. Грибоедову была тяжела мысль, что народ находится в рабстве. Среди лучших...
  7. ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Пьетро Аретино (pietro aretino) 1492-1556 Комедия о придворных нравах (La cortigiana) (1554) В прологе Иностранец допытывается у Дворянина, кто сочинил комедию, которую вот-вот будут разыгрывать: называется несколько имен...
  8. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ В годы изгнания, оказавшиеся наиболее плодотворными для Данте, он создает главное произведение своей жизни – поэму “Божественная комедия”. Это произведение распадается на три части...
  9. Д. И. ФОНВИЗИН НЕДОРОСЛЬ Комедия в пяти действиях Действие первое Госпожа Простакова, помещица, бранит лакея Тришку за то, что он к сговору (обручению) дядюшки Скотинина шил ее ненаглядному единственному сыночку...
  10. В разных временах были свои герои, которые совершали подвиги, какие – то действия во благо страны или мира. Но бывало и такое, что в то время, когда жил человек и...
  11. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА В русской литературе XVIII век – это время интенсивного развития на основе освоения достижений западноевропейской культуры – пре­жде всего классицизма. Классицизм (от лат. classicus – образцовый)...
  12. Глава 1. Характеристика европейской литературы XVII века 1.6. Основные представители литературных направлений Классицизм выдвинул своих теоретиков – Жана де Ла Тай, Франсуа Малербу, Пьера Корнеля, Н. Буало-Депрео. Главным теоретиком данного...
  13. Глава 1. Характеристика европейской литературы XVII века 1.2. Литературный процесс: ренессансный реализм XVII век продолжает претворять ренессансные традиции в литературе в условиях изменяющейся исторической картины мира. Ренессансный реализм не сформировался...
  14. Как вы понимаете слова И. А. Гончарова: “Чацкие живут и не переводятся в обществе”? (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Они жили в самом начале XIX века… Рылеев,...
  15. Выдающийся русский драматург и дипломат, поэт и композитор настоящий русский дворянин Александр Сергеевич Грибоедов вернувшись из заграничной командировки в 1816 году, был приглашен на один из аристократических вечеров. Жеманство, лицемерие...
  16. КЛАССИКА А. С. ГРИБОЕДОВ ЧТО СКРЫВАЕТСЯ ЗА НАЗВАНИЕМ КОМЕДИИ “ГОРЕ ОТ УМА” А. С. ГРИБОЕДОВА Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” носит необычное, интригующее, прямо-таки из ряда вон выходящее...
  17. Гениальный драматург, талантливый поэт и выдающийся дипломат Александр Сергеевич Грибоедов своей комедией “Горе от ума” положил начало расцвету русской реалистической драматургии. В Московском университете Грибоедов сближается с будущими декабристами, страстно...
  18. КЛАССИКА А. Н. ОСТРОВСКИЙ А. Н. ОСТРОВСКИЙ И РУССКИЙ ТЕАТР С именем А. Н. Островского связана совершенно новая страница в истории российского театра. Этот величайший русский драматург был первым, кто...
  19. Глава 4. Пьер Корнель и классицизм 4.8. Сложность композиции трагедии “Сид” Композиция драмы Корнеля осложнена второй сюжетной линией – любовью инфанты к Родриго. В образе героини также Корнель раскрывает противоречивость...
  20. Первоначальным намерением Пушкина в отношении романа “Евгений Онегин” было создание комедии, похожей на “Горе от ума” Грибоедова. В письмах поэта можно найти наброски к комедии, в которой главный герой изображался...
  21. В подтексте произведения есть еще и эстетические проблемы, связанные, прежде всего с Мольеровой оценкой тогдашней эстетической ситуации во Франции. Не забывайте, что гениальный драматург, а ныне национальная гордость Франции –...
  22. Глава 6. Жан-Батист Поклен (Мольер) и жанр комедии в Новом времени 6.2. Сатирическое изображение Мольером общественных нравов (прециозности, жеманства, искусственности поведения) в комедиях “Школа мужей” и “Школа жен” Молодой Мольер...
  23. Появление комедии “Ревизор” в 1836 г. вызвало в обществе приподнятое, волнующее чувство. Более 160 лет прошло с тех пор, однако комедия “Ревизор” не утратила актуальности и своего звучания и сегодня....
  24. Глава 4. Пьер Корнель и классицизм 4.4. Теоретические взгляды Корнеля Имя Корнеля неразрывно связано с утверждением главного жанра классицизма – трагедии. Корнель первым в истории французской литературы поднял драматургию до...
  25. Недавно я закончила читать книгу. Это научная фантастика – “Путешествие Алисы” Кира Булычева. У этого автора есть огромная серия книг об Алисе Селезневой, она главная героиня в каждой из них....
  26. Величайшим писателем, творившим в эпоху классицизма, был Жан Батист Мольер, создатель французской комедии, один из основоположников французского национального театра. В комедии “Мещанин во дворянстве” Мольер отразил сложные процессы разложения старого...
  27. Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Авторская позиция – это отношение автора к своим героям, выраженное в смысле названия произведения, в портретах героев, в их мыслях и чувствах, в композиции, в...
  28. На уроках литературы я встретился со многими произведениями, достойными внимания и размышления о проблемах, которые поднимает тот или иной автор на страницах книги. Но самый глубокий след в моей жизни...
Недоросль как комедия классицизма

В эпоху правления Петра Великого в России стали закладываться основы нового направления в литературе. Признаки классицизма зародились в Италии в 16 веке. Уже через сотню лет направление достигло своего наивысшего развития во Франции во время правления Людовика 14, который утверждает

Зарождение классицизма и общая характеристика эпохи

Идейной основой формирования литературного направления является утверждение сильной государственной власти. В качестве основной цели классицизм ставил прославление абсолютной монархии. В переводе с латинского термин classicus означает "образцовый". Признаки классицизма в литературе черпают свои истоки из античности, а теоретической основой становится произведение Н. Буало "Поэтическое искусство" (1674 год). В нем вводится понятие трех единств и говорится о строгом соответствии содержания и формы.

Философская основа классицизма

Метафизика рационалиста Рене Декарта повлияла на становление этого литературного направления. Основным конфликтом у классиков становится противостояние разума и страстей. В соответствии с разделением всех жанров на высокие, средние и низкие создавались стили художественной системы.

Основные признаки классицизма подразумевают использование (времени, места и действия) и нормативной поэтики, из-за чего стало затормаживаться естественное развитие Сословно-феодальная иерархия находит свое отражение в аристократическом характере классицизма. Героями становятся преимущественно представители дворянского сословия, которые являются носителями добродетели. Высокий гражданский пафос и чувство патриотизма впоследствии становятся основой для формирования других литературных течений.

Признаки классицизма в литературе. Особенности русского классицизма

В России это литературное направление начинает формироваться в конце 17 века. Несмотря на то, что работы русских классицистов обнаруживают связь с Н. Буало, классицизм в России значительно отличается. Свое активное развитие он начал после смерти Петра Первого, когда духовенство и дворяне пытались вернуть государство в допетровские времена. Следующие признаки классицизма присущи исключительно русскому направлению:

  1. Оно более гуманно, поскольку формировалось под влиянием идей Просветительства.
  2. Утверждало естественное равенство всех людей.
  3. Основной конфликт происходил между аристократией и буржуазией.
  4. В России была своя античность - отечественная история.

Одическая поэзия классицизма, творчество Ломоносова

Михаил Васильевич был не только естествоиспытателем, но и писателем. Он строго соблюдал признаки классицизма, а его классические оды можно подразделить на несколько тематических групп:

  1. Победоносно-патриотические. "Ода на взятие Хотина" (1739 год) была приложена к письму о правилах российского стихотворства. В произведении широко используется символика и вводится собирательный образ русского солдата.
  2. Оды, связанные с восшествием на престол монарха, в которых особенно четко прослеживаются признаки классицизма. Ломоносов писал произведения, обращенные к императрице Анне, Елизавете, Екатерине Второй. Похвальная ода представлялась писателю наиболее удобной формной беседы с монархом.
  3. Духовные. В 18 веке они называли переложение библейских текстов с лирическим содержанием. Здесь автор говорил не только о личных переживаниях, но и об общечеловеческих вопросах.

Оды Ломоносова

Михаил Васильевич придерживался написания произведений исключительно высокого жанра, которым был характерен торжественный язык, использование и обращений - это главные признаки классицизма в оде. Ломоносов обращается к героико-патриотической тематике, славит красоты родины и призывает народ заниматься наукой. Он положительно относился к монархии и в "Оде на день восшествия на престол Елисаветы Петровны" отражает эту идею. Будучи просвещенным человеком, Михаил Васильевич направляет усилия на просвещение всей части населения России, поэтому дарит своим последователям богатое литературное наследие.

Как отличить классическое произведение? Признаки классицизма в комедии "Недоросль"

Условное деление персонажей на положительных и отрицательных

Использование говорящих фамилий

Скотинин, Вральман - отрицательные персонажи; Милон, Правдин - положительные.

Наличие героя-резонера

Правило трех единств (времени, места, действия)

События происходят в доме Простаковой в течение суток. Основным конфликтом является любовный.

Герои ведут себя соответственно специфике жанра - низко и подло

Речь Простаковой и других отрицательных героев гнусная, простая, а их поведение служит этому подтверждением.

Произведение состоит из действий (обычно их 5) и явлений, а предметом разговора в классической комедии является государство. Автор соблюдает и эти признаки классицизма в "Недоросле" и "Бригадире".

Новаторский характер комедий Фонвизина

Свою литературную деятельность Денис Иванович начал с переводов европейских текстов, успевал при этом играть роли в драматическом театре. В 1762 году была представлена его комедия "Бригадир", а затем "Корион". Лучше всего прослеживаются признаки классицизма в "Недоросле" - самом узнаваемом произведении автора. Особенность его творчества заключается в том, что он выступает против правительственной политики и отрицает существующие формы помещичьего господства. Идеальной он видит монархию, огороженную законом, которая позволяет развиваться буржуазному классу и допускает значение человека вне сословной принадлежности. Подобные взгляды отразились в его публицистических сочинениях.

"Бригадир": идея и краткое содержание

Фонвизин проявляет себя в качестве драматурга при создании своих комедий. Постановка "Бригадира" имела огромный успех у зрителей за счет подачи собирательного образа целого сословия. Основу составляет сюжетно-любовный конфликт. Главного героя выявить непросто, поскольку каждый существует не сам по себе, а дополняет коллективный образ русского дворянства. Традиционный для классической комедии любовный сюжет использован драматургом в сатирических целях. Всех героев объединяет глупость и скупость, они строго подразделяются на положительных и отрицательных - основные признаки классицизма в комедии четко сохранены. Комического эффекта драматург достиг полным несоответствием поведения персонажей здравому смыслу и моральной норме. "Бригадир" для русской литературы был новым жанровым явлением - это комедия нравов. Фонвизин объясняет действия персонажей бытовой обстановкой. Его сатира не конкретна, поскольку он не обозначает отдельных носителей социальных пороков.

Начальник бригады с женой решают женить своего сына Иванушку на умнице и красавице Софье, дочери советника, которая, наблюдая за поведением этой семьи, не желает с ними вступать в родство. Сам жених тоже не испытывает чувств к невесте, а когда узнает, что она влюблена в Добролюбова, переубеждает в этой затее мать. В доме возникает интрига: бригадир влюбляется в советницу, а советник - в жену бригадира, но в итоге все становится на свои места и счастливыми остаются только Софья и Добролюбов.

"Недоросль": идея и краткое содержание

В произведении главным становится социально-политический конфликт. "Недоросль" - самая узнаваемая комедия классицизма, признаки которой - три единства, строгое разделение на положительных и отрицательных героев, говорящие фамилии - Фонвизин успешно соблюдает. Для автора существуют две категории дворян: злонравные и прогрессивные. Открыто звучит тема бедственности крепостного права в России. Новаторство драматурга проявляется в создании положительных образов, которые по замыслу должны были оказать воспитательное действие, но он продолжает сохранять признаки классицизма. В комедии "Недоросль" характер Простаковой был своеобразным открытием для Фонвизина. Эта героиня представляет собой образ русской помещицы - недалекой, жадной, грубой, но любящей своего сына. Несмотря на всю типичность, в ней раскрываются индивидуальные черты характера. Ряд исследователей увидели в комедии черты просветительского реализма, другие же обратили внимание на нормативную поэтику классицизма.

Семейство Простаковых планирует женить своего бездаря Митрофанушку на умнице Софье. Мать с отцом презирают просвещение и утверждают, что знание грамматики и арифметики ни к чему, тем не менее, нанимают сыну учителей: Цыфиркина, Вральмана, Кутейкина. У Митрофана есть соперник - Скотинин, брат Простаковой, который хочет жениться из желания стать обладателем деревень со свиньями. Однако девушке находят достойного мужа Милона; дядя Софьи, Стародум, одобряет их союз.

1. Конфликт комедии "Недоросль".

2. Традиции классицизма и новаторство Д. И. Фонвизина.

3. "Недоросль" — реалистическая комедия.

Литература XVIII века во время всеобщего национального подъема сформировала в обществе гражданское сознание. Классицисты пропагандировали идеи равенства людей, гуманизм, принцип общей пользы, ответственности властей перед народом. Они считали своим долгом принести пользу отечеству. Классицисты стремились к правдивому изображению жизни, говорили об актуальных проблемах общества, им присущи гражданский пафос, патриотизм. Но драматургия того времени обогащалась и произведениями, выходящими за рамки классицизма. Такова комедия Д. И. Фонвизина "Недоросль". Комедия была завершена в 1781 году. Пафос ее определила политическая острота и привер-женность Фонвизина идеалам свободы человека.

Главная тема комедии, ее конфликт обозначен автором уже в самом начале, это — произвол помещиков и бесправие крепостного. Борьба прогрессивного дворянства с крепост-никами—драматический конфликт "Недоросля". На сторо-не передового дворянства выступают Правдин и Стародум, крепостники — Простаковы и Скотинины. Фонвизин убеж-дает нас, что крепостничество губительно, с ним надо бо-роться. Оно развращает самих крепостников, которые те-ряют свои человеческие качества в обращении с крепост-ными, чувствуют себя всесильными. Автор хотел показать в своем произведении поступки и мораль крепостников, по-рожденные крепостным правом. Именно крепостнический произвол, а не борьба за руку Софьи — главная тема "Недо-росля". Изображение претендентов на ее руку — еще один случай внимательно рассмотреть представителей "благо-родного сословия", изображенных в комическом свете. Лю-бовный сюжет, по мнению Фонвизина, не может быть осно - вой драматического произведения. Его основой стал кон-фликт эпохи.

Литературовед Г. П. Макогоненко считает, что "Недо-росль" — политическая комедия, так как новаторские чер-ты в ней определили именно политические убеждения ав-тора. Здесь есть сюжет, передающий реальный историчес-кий конфликт; положительные герои с чертами дворян-ских просветителей.

Пьеса продолжает традиции классицизма. По мнению Г. А. Гуковского, художественное мышление Фонвизина все-гда "сохраняло явственный отпечаток этой школы". "Недо-росль" — явление позднего русского классицизма, который испытал влияние просветительской идеологии. Это произ& shy;ведение сочетает в себе трогательное и комическое, разрушает привычные жанровые формы. Характеры героев сложны, противоречивы, отсутствует их деление только на положительных и отрицательных, как того требовали принципы классицизма. Но положительные герои, следуя канонам классицизма, в "Недоросле" имеют одну характерную черту. Власть традиций классицизма сохранилась в говорящих фамилиях героев, в сохранении симметрии в распределении отрицательных и положительных персонажей. Речь героев в пьесе передает характеры действующих лиц, но герой-резонер, в классицистических произведениях — носитель мнения автора, тоже присутствует, это благородный Стародум. Главная идея классицизма — идея просвещения. В "Недоросле" же она получает иную трактовку: просвещение важно, но добродетель важнее ума. Триединство времени, места и действия нарушено: вместо одной проблемы автор затрагивает целый ряд одинаково важных.

Фонвизинский реализм — правдивость, историческая конкретность образов, особенно ярко проявил себя в создании характеров Еремеевны и Простаковой, показав сложность их натуры. Образы Стародума и Правдина — тоже живые характеры, читатели даже "узнавали" их прототипов, дворянских просветителей. Реализм помог Фонвизину отойти от литературных штампов, автор первым сделал шаг к созданию героя-передового деятеля. Стародум, Правдин и Милон выписаны в общих чертах, без подробностей биографии, внутреннего мира. Но образ Стародума в этом плане более значителен.

Фонвизин создал новый тип реалистической комедии: положил не готовый сюжет в ее основу, а реальный исторический конфликт, который затрагивает всех героев. Конфликты в доме, по мысли автора, — это отражение конфликтов в стране. Поведение Простаковой, например, исходит из указа о вольности дворянской. Осуждение ее значит то, что в ее лице осуждается крепостничество. Но высокое содержание не означает для автора отказ от комического. Но это комедия обличительная, а порой и с горькой иронией. С "Недоросля" начинается русская общественная комедия. Фонвизин придал комедии социальную глубину и резкую сатирическую направленность. Автор обличает порок — крепостническую практику, дворянское "злонравие" и стремится показать его причины: неправильное воспитание, невежество людей.

По словам Г. А. Гуковского, "Недоросль" — "полукомедия, полудрама". Жанровое своеобразие произведения в том, что основа пьесы — классицистическая комедия, обновленная серьезными и трогательными сценами: беседой Правдина со Стародумом, разговорами Стародума с Софьей и Милоном. Финал сочетает морализаторство и трогательность. Простакову постигло наказание, но ее жалко.

Традиции Фонвизина продолжили его последователи — А. С. Грибоедов со своим "Горем от ума" и Н. В. Гоголь с "Ревизором". Гоголь называл комедии Фонвизина и Грибоедова самыми яркими произведениями: "В них уже не легкие насмешки над смешными сторонами общества, но раны и болезни нашего общества... Обе комедии взяли две разные эпохи. Одна поразила болезни от непросвещения, другая — от дурно понятого просвещения".