Во сколько ребенок начинает говорить первые слова и звуки? Обсудим, во сколько дети обычно начинают говорить первые слоги и слова. Причины отставания в развитии.

Когда ребенок начинает говорить? Дети так сильно различаются между собой, что средние данные никак не отражают реальной картины. Есть малыши, которые уже в 10–11 месяцев говорят до 15 слов, а бывают случаи, когда и в 2,5 года упорно молчат, несмотря на нормальное психическое развитие.

Уже не раз психологи пытались точно установить, сколько слов должны знать дети определенного возраста. Однако все эти попытки пока ни к чему не привели, потому что малыши в возрасте от года до двух лет слишком отличаются друг от друга. Шарлотта Бюллер, детский психолог, доктор философии, подсчитала минимальный и максимальный словарь для каждого возраста. Оказалось, что между этими величинами существуют огромные различия. По ее подсчетам, в год и три месяца словарный запас ребенка колеблется от 0 до 232 слов.

Развитие речи имеет два основных направления: пассивное владение словом (ребенок понимает смысл слов, но не может воспроизвести их сам) и активное. Пассивная речь опережает в своем развитии речь активную.

Приблизительные сроки формирования речи:

1-2 месяца - появляется гуление. Гуление -это протяжные негромкие певучие звуки или слоги: «а-а-а-а», «га-а», «гу-у-у», «а-гу».

Образец гуления

2-3 месяца - продолжается гуление. Ребенок произносит разные слоги: гу, ши, бу, зы и другие.

4 месяца - появляется смех и повизгивание. Звуки похожи на: аль-ле-е-лы-aгы.

5 месяцев - малыш «поет», меняя интонацию голоса.

6 месяцев - как правило, ребенок начинает понимать речь взрослого, реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. Появляется лепет. Лепет представляет собой пропевание слогов типа /та-та-та/, /ба/, /ма/ и т. п. С помощью лепета ребёнок выражает свои желания и требования или просто «играет» со звуками голоса.

Образец лепета

7–8-м месяцев- малыш понимает многие слова. Он говорит слоги: ба-ба. да-да-да и звуки звуки: п, б, м, г, к, э, а. Он узнает названия тех предметов, которые произносит взрослый. Ищет предметы глазами.

С 8 месяцев дети начинают связывать слова не только с предметами, но и с собственными движениями.

Могут произносить слова, состоящие из двух-трех открытых слогов (ля-ля, та-та, ку-ка и др.), подражают звукам (би-би, гав-гав, пи-пи и др.). Знают названия некоторых предметов. Понимают простые инструкции: принеси игрушку, дай ручку. На этом этапе их речь скорее «пассивна».

У некоторых детей период развития пассивной речи очень сильно затягивается. Ребенок может вплоть до 2 лет, понимая все, что говорят ему взрослые и даже хорошо выполняя их простые инструкции (дай, сядь, возьми), не произносить ни одного слова - либо вообще молчит, либо объясняется со взрослым с помощью лепетного говорения.

Бывает так, что дети, упорно молчащие до 2 лет, уже в 3 года догоняют и перегоняют в своем развитии тех, кто стал произносить первые слова уже в 9 месяцев. Поэтому не стоит беспокоиться, если до 2 лет в активном словаре ребенка - всего два-три слова. Если он понимает обращенную к нему речь, если с интересом слушает взрослых и узнает названия многих вещей, значит, его речевое развитие идет нормально и рано или поздно он заговорит.

Первое слово малыша совсем не обязательно должно быть похоже на обычное «взрослое» слово. Достаточно, чтобы это был такой набор звуков, который в речи ребенка обозначает конкретный предмет, человека или явление (например, «мо» вместо «молоко», «да» вместо «дай», «кря» вместо «утка», «ко» вместо «кошка» и т. д.). В логопедии такие полуслова считают полноценными словами.

Наталия Пятибратова, логопед-дефектолог, Монтессори-педагог

Человек – не компьютер. Не существует строгих норм по количеству слов в тот или иной период его развития, как и нельзя с точностью до недели ожидать, когда малыш начнет ходить или собирать пирамидку. В логопедии существует лишь приблизительное количество слов – тот минимум, на который мама может ориентироваться. Так, первые узнаваемые слова могут не появляться до 1 года, а с года до 1 года 4 месяцев достаточно, чтобы малыш использовал в речи 3-4 слова. Многие мамы, услышав про завышенную планку по количеству слов (10-20 в 1 годик), пугаются, не учитывая, что словом является и лепет, относящийся к предмету или явлению. Так или иначе, этот подход довольно узок, поскольку оценивая речь крохи, необходимо обращать внимание и на объем понимания обращенной речи, и на эмоциональность и любознательность малыша, и на речевую активность, которая может проявляться безостановочным лепетом, мычанием, вокализациями.

Рождение ребенка - важное событие в жизни каждого человека. В первые несколько месяцев новорожденный адаптируется к незнакомой среде, немаловажную роль в этот период играет общение и внимание родителей. Мама должна как можно чаще брать малыша на руки, обнимать, чтобы он чувствовал себя в безопасности. Уже в этом возрасте закладывается отношение ребенка к окружающему миру, он отлично осознает, что происходит вокруг, учится распознавать звуки.

В первые месяцы жизни малыш издает разные звуки, по ним мама может определить его настроение и состояние. Несмотря на то, что скорость овладевания речью в каждом отдельном случае отличается, весь процесс можно разделить на несколько периодов .

Во сколько дети начинают произносить первые слоги, агукать

Услышать первые «агу» от ребенка можно в период 1,5 - 3 мес., в этот период они нечленораздельно произносят звуки и слоги, реагируют на речь родителей. В 4-5 месяцев от малыша можно услышать однообразные односложные звуки “ме”, “ба”, “му”, “па”. В этот период рекомендуется с ним разговаривать, описывать окружающую обстановку и события, можно показывать падающие за окном листья и рассказывать, что происходит.

Сложные слова при этом лучше не произносить, речь должна быть максимально точной и понятной , чтобы малыш постепенно запоминал произношение.

Первые слова

Первые двусложные слова малыш начинают говорить к восьмимесячному возрасту . Ребенок произносит наиболее удобные слова, это не обязательно “мама”, первыми словами могут быть “ляля”, “тата”, “папа” и т. д. В первое время ребенок мамой может называть взрослых и все окружающие предметы, это будет продолжаться до тех пор, пока малыш не поймет, что каждый предмет имеет свое наименование. К одному году словарный запас состоит из 5-10 несложных слов.

Простые фразы

В полтора года малыш умеет строить простые фразы из коротких слов, например, “хочу есть”, “дай пить” и т. д. Стоит отметить, что девочки начинают говорить быстрее, при наличии проблем рекомендуется показать ребенка логопеду.

Родители на этом этапе должны показывать какое-либо действие и называть его, малыш охотно будет повторять за взрослым.
Запоминать слова лучше в игровой форме, малышу можно предложить поиграть в ладушки, и он охотно это продемонстрирует. В это период рекомендуется все комментировать и призывать малыша к действию .

Ребенок отлично запоминает часто используемые предметы и игрушки, все названия рекомендуется постоянно проговаривать вслух.

Мозг ребенка находится в постоянной активности, он каждый день запоминает информацию, даже если со стороны кажется, что процесс несколько замедлился. В определенный момент малыш выдаст все накопленные знания.

Простые предложения

К двум годам словарный запас ребенка состоит уже из 200 слов , ежедневно он запоминает до 10 слов, в основном существительных. В этот период взрослые должны следить за речью в присутствии малыша.

Ребенок учится соединять слова в простые предложения, в этот период рекомендуется разучивать с ним стишки и песенки.

Сложные осмысленные предложения

В период с 2 до 3 лет словарный запас расширяется до 300 слов , малыш начинает контролировать уровень громкости, постоянно меняя его. Он активно использует местоимения, предложения состоят из существительных, глаголов и наречий. К 3 годам речь усложняется, ребенок участвует в разговорах, меняют слова и тон голоса в зависимости от того, о чем и с кем он разговаривают. Большинство детей знают свое имя и возраст, их можно легко понять.

Причины отставания в речевом развитии

Многие родители волнуются, что малыш для своего возраста мало или плохо говорит, в данном случае необходимо учитывать, что скорость развития у всех разная. Основания для беспокойства появляются в том случае, если ребенок не говорит в трехлетнем возрасте . На это существует множество причин, проблемы со здоровьем при этом часто не играют никакой роли.

Основные причины отставания речевого развития:

  • плохо развитая моторика - так как между речью и моторикой существует прямая связь, рекомендуется делать массаж пальчиков, ребенок должен больше лепить и рисовать;
  • интернациональные семьи – в таких случаях малышу сложно определиться с языком, он может путаться в словах и понятиях, не говоря уже о составлении предложений;
  • дефицит внимания со стороны взрослых – малышу не с кем говорить и не за кем повторять;
  • сильная опека со стороны родителей , которые исполняют желания ребенка по первому его жесту, у малыша отпадает необходимость учиться говорить, так как он моментально получает все необходимое;
  • стресс – в семьях, где много ругаются, ребенок замыкается в себе и долго не говорит, так как у него отсутствует стремление к этому, первые предложения он начинает говорить только к 5 годам.

Доктор Комаровский о нормах и сроках


Ребенок учится быстро говорить в семьях, где с ним много общаются, где речь обращена именно к нему . Очень важно с первых месяцев рождения читать ему сказки, петь колыбельные.

Важно помнить, что на скорость речевого развития влияют самые разные факторы. Некоторые дети могут молчать до 1,9 года, а в 2 отлично выговаривать все буквы. При этом необходимо учитывать, что после продолжительного молчания малыш не будет говорить полноценными предложениями.

На этом этапе очень важно не давить на него, он не должен повторять за взрослыми все фразы, тем более не нужно заставлять его это делать.

Ребенка не следует сравнивать с его ровесниками и другими детьми, не нужно думать что он чем-то хуже них.

Следует учитывать, что если малыш не умеет говорить до трехлетнего возраста, дальше будет только сложнее. Он будет коверкать слова, использовать неправильные словоформы, что существенно затруднит общение.

При наличии проблем с речью в 3 года малыша рекомендуется показать специалисту, тест позволит определить уровень речевого развития .

Родители должны обращать внимание на построение предложений, поправлять малыша следует ненавязчиво, чтобы у него не исчезло желание учиться говорить. При наличии дефектов рекомендуется обратиться к логопеду.

Рождение малыша - это самое памятное и радостное событие в жизни родителей. Также они стрепетом ожидают первого шага и слова от ребенка. Поэтому они часто повторяют: «скажи папа или мама». Именно для тебя десять самых частых слов, которые малыш говорит впервые.

Первое слово ребенка, зависит от того, как он изучил социальные навыки. А это в каждого малыша происходит индивидуально. А есть какие-то общие закономерности? Вместе попытаемся разобраться.

1.Мама

Для ребенка это самое родное - это мама. И папы пусть не обижаются, так устроено природой. Более того, «мама» является самым частым первым словом. Ведь родная мама стает самым нужным и важным человеком в доме.

В возрасте от 6 до 10 месяцев дети произносят первые слова. Уже к 15 месяцам жизни малыш говорит около пяти слов.

2.Папа

Первое слово ребенка, как правило, это слово с повторяющимися слогами - так доказали ученые. Секрет заключается в звуковой структуре, а не значимости. Поэтому малыш очень часто говорит первые слова с повторяющимися слогами: баба, папа, мама.

3.Тетя, деда, баба

Обычно мальчики начинают говорить в двенадцать месяцев, а девочки в девять. Они могут говорить отдельные звуки или слоги. Редко у ребенка первые слова звучат так же, как их говорят взрослые. Малыш может произносить такие первые слова «те-тя», «де-да», «ба-ба». Такие слова говорит малыш, которого воспитывали родители, а не дедушка или бабушка. Просто для ребенка так удобнее и ему понравилось данное слово.

4.Ам-ам

Дети от природы могут воспринимать и систематически изучать родной язык, - так показывают исследования. Слова с повторяющимися слогами - это жизненный урок для малыша. Ребенок поначалу говорит только один слог, а уже потом он его удваивает.

Детей нужно учить понимать и говорить слова, которые для них очень важны. Они позволяют малышу сказать родителям, чего они хотят: «спать», «пить», «гулять», «есть».

5.Дай, на

Кроме того, для ребенка также важны не сложные команды: «дай» и «на». Так ребенок может сказать, что ему нужно в данный момент.

6.Да, нет

Если ребенку что-то не нравится, он начинает своей головой мотать. Поэтому ничего странного, если малыш в скором времени скажет «нет» или «да».

7.Тик-так, ав-ав, му

Ребенок может произносить и звукоподражания: тик-так, му, ав-ав. Дети свои первые слова говорят в единственном числе.

8. Бо-бо

Детские первые слова могут отобрать не только его желания, но и состояние: «бо-бо».

9.Дай, иди

Как правило, существительными словами пополняется словарный запас малыша. А когда ему исполниться двадцать месяцев запас пополняется глаголами. Все может быть и наоборот. В таком случаи глагол будет в повелительном наклонении: «иди», «дай». И пройдет пару месяцев, и малыш сможет говорить предложения: «Мама, иди!», «Папа, дай!».

10.Ако, пи

Если малыш бубнит звуки, то это не говорит о том, что он делает это просто так. Когда ребенок произносит «ако» - это означает «молоко», а если «пи» - хочет сказать «пить». Часто дети до одного слога сокращают слова. Это будет длиться то тех пор, пока они не овладеют речью.

Вот теперь вы узнали первые слова и звуки малыша. Поэтому, Вы должны поддержать ребенка, который только начинает произносить какие-то звуки.

сентябрёнок

29-04-2007, 22:15

Нам 7 месяцев, и мы ещё не говорим ни баба, ни мама, ни дададад. Можем сказать ам. Пошли к местному поликлиническому невропатологу. Он длго добивался от рбёнка речи очень своеобразным путём. Говорил -" гав,гав,гав" глядя на ребёнка, а потм грозно так (с 7 месячным ребёнком) - "Говори сечас же, а то сейчас диагноз влеплю. Даже моя собака гавкает когда я гав говорю" (прцитировала дословно):065: . А мне - " Мамочка, явитесь ко мне в 8 месяцев, если не заговорит лечить будем". Я вот думаю, почему анестезиологи психиатрическую экспертизу проходят, а врачи работающие с детьми нет:009: . Мужу сказала, что если к 8 месяцам не загавкаем нас будут лечить:))
А во сколько ваши детишки начали говорить слоги?

29-04-2007, 22:25

Мы на этой неделе четко заговорили, почти кричим мамама,папапа, дедаде,бабаба, тата и разнообразные вариации. До этого были слоги всякие, заунывные песни -звуки, но драйв тока счас пошел.:080: Возраст-8,5.
Любимое слово-да. Повторяется каждые пять минут.За мной еще ничего не повторяет.

Тишустик

29-04-2007, 22:44

сразу после полугода начали со слога ба-ба...потом ма-ма, та-та и понеслось...

Тишустик

29-04-2007, 22:46

автор, ни в коем случае больше не водите к невропатологу этому:(((
Мне наш невропатолог на мой вопрос такой же ровно в 6 мес сказал так: "У Вас прекрасный малыш, он никому ничего не должен и может не говорить до 3 лет- это его право!"

Тишустик

29-04-2007, 22:47

а еще...лучше сороку-ворону делайте и всевозможные пальчиковые игры и забейте на лечение!!! интересно,а что лечить-то???:))

Даша_и_Настёнка

29-04-2007, 22:50

Мы где-то месяцев в 6 начали активно "говорить" ба-ба-ба, ва-ва-ва, га-га-га".....
А потом вдруг замолчали. Почти месяц так молчали, мы даже испугались и тоже уже о врачах подумывали. Но на днях доча опять решила нас порадовать своими монологами, типа "да-да-да-да-да" и так до бесконечности. :080:
Может и у вас скоро "заговорит"???

29-04-2007, 22:57

Сегодня:)). Целый день: а-ба-ба-ба-ба. И чавкает при этом так смешно! До этого могла только когда "командный голос" пробует, крикнуть: да! Или когда плачет: мммыыыыы!

А на врача такого я бы сама нагавкала:))

29-04-2007, 23:22

В 6 мес начали та-тата, сегодня мама сказали первый раз =)

29-04-2007, 23:24

А мы тоже слоги пока не говорим. Ам-ам, когда кушать хотим. Я пока не паникую.
А доктор веселый вам попался.

29-04-2007, 23:38

Ой,а мы чего только ни говорим.И слоги разные,и слова простые(ттт)Ростет болтушка.:004:

29-04-2007, 23:54

мы с полугода говорили ма-ма, но только, когда капризничали... с 8.5 начали дя-дя, ля-ля, па-па, ба-ба и т.д. А сегодня сказала четко НИЗЯ! я ей все время так говорю, когда занавески теребит. Начала занавески седня теребить, я ей: Варя! Она ко мне повернулась: Низя...:010:

Я и не думала, что она у меня будет чего-то болтать в 6 месяцев... в 8 должна может уже стихи читать? бред:))

29-04-2007, 23:56

А мы как в 2-3 месяца "гы" говорили, так и продолжаем выражаться:(, ни звука более, а нам уже 6 мес.!!! ну, подождём ещё немного!

30-04-2007, 00:54

:041: а нам 7 месяцев и мы только мычим да пыхтим на разные лады:041:
и все!!! как ее ни уговариваю - больше ни звука! маленькая вреднючечка!:love:
а к врачу боюсь ее вести, а то тоже нас облает и лечить начнет!:005:

30-04-2007, 00:57

начала говорить слоги около 6-ти месяцев

Но не вижу повода для беспокойства, если в 6-7-8 еще не говорят это.

Заниматься, разговаривать с малышом и все будет ок!:flower:

30-04-2007, 01:28

Если не заговорит - сходите к невропатологу и послушайте, какое лечение он предложит. Лечить - это же необязательно таблетками пичкать, врач может просто что-то посоветовать...хотя, конечно, часто бывает как раз наоборот. Я к тому, что не надо так сразу от врача отказываться.

Алое Сердце Леса

30-04-2007, 09:58

мы дня 3 назад стали говорить дадада да, дайдадай, тата. Все времярадуюсь, когда слышу!

30-04-2007, 10:07

Мы в 6 месяцев начали говорить слоги. Потом замолчали.
в 8,5 сказали мама.
Вообще от у меня не очень-то говорить любит.
Но к врачу тоже боюсь идти - залечить могут химией.

30-04-2007, 10:50

сентябрёнок

30-04-2007, 11:48

А мой говорит только "КЫ" и "ГЫ" раз в неделю, когда проберет его поболтать, ноет маааа-мааааа-маааа (случайно получается), и кричит как птеродактиль АААААААААААААААА. ВСЕ!!! Жду первых слов с 6 мес. А врача не слушайте, сейчас многие детки поздно начинают говорить. Сначала тоже переживала, теперь не парюсь.Мы даже УЗИ ГМ делали, все нормально.
Спасибо! Мы тоже УЗИ ГМ делали у Иовы, делали доплер, ходили в Отто к Фомнко. Везде говорят, что очень развитый, нормальный ребёнок, без проблем (Т Т Т). Зан6есло же нас в поликлинику. ....Просто нужна была запись невропатолога для карты в ясли. Я особо стараюсь не переживать, но вдруг....

30-04-2007, 11:53

Вообще все детки индивидуальны!! Тоже знаю что многие известные личности, будучи детьми заговаривали в 2-2,5 года.. Особенно мальчики.

Но! По поводу лепета - это еще не речь. "Лепет еще не является собственной речью, он не зависит от "научения", а является показателем созревания малыша. Это подтверждается тем, что лепет есть даже у глухих от рождения детей, которые не слышат ни окружающих их звуков, ни звуков, которые издают сами. Лепетать они начинают в том же возрасте, что и нормально слышащие дети, но более монотонно, а со временем лепет и вовсе затухает из-за отсутствия обратной связи и специальных приемов стимулирования речи."

И вот еще:
"Как ускорить речевое развитие ребенка:
• Больше разговаривайте с ребенком, начиная с самого его рождения. Всегда отвечайте на младенческий лепет и агуканье.
• Больше читайте малышу, задавайте вопросы, и обсуждайте вещи, которые составляют окружающий ребенка мир.
Показывайте ребенку окружающие его вещи и называйте их. Объясняйте ребенку, что именно вы делаете в данный момент. Четко произносите слова и повторяйте фразы несколько раз.
• Используйте в своей речи как можно больше описательных слов и синонимов. Например, вместо того, чтобы попросить малыша дать вам просто «машинку», скажите «Дай мне маленькую красную машинку», даже если других машинок в зоне видимости нет. Чем больше слов он слышит, тем активней будет его лексика.
• Разучивайте с ребенком стишки и песенки.
• Всегда внимательно и терпеливо выслушивайте, если ваш ребенок хочет вам что-то сказать.
Сопровождайте словами все свои действия, например, с кулаками и игрушками. А когда ребёнок начнёт за вами повторять, спрашивайте его, что он делает.

Этапы речевого развития:
1,5 - 3 месяца * Гуляние: а-аа, г-у, ш-и, бу-у, эи и др. 4 месяца * «свирель»: аль-ле-е-лы, аты-аы и т.п.
7-8,5 месяцев * Лепет, произносит слоги: ба-ба, да-да-да и т.п.
8,5-9,5 месяцев * модулированный лепет: повторяет слоги с разнообразными интонациями.
9,5-1 год 6 месяцев * Слова: ма-ма, ба-ба, ам-ам и т.д. * Звукоподражательные слова: ав-ав (собака), тик-так (часы), му-му (корова) и т.п.

Сейчас трындит целый день ма-ма-ма, ба-ба-ба, бу-бу-бу, но любимое наше бува-бува-бува:love: А во сколько ваши детишки начали говорить слоги?

сентябрёнок

30-04-2007, 21:48

Где-то я это уже слышала:)) Лариса это ты? Привет!!! Вот это да, я тебя здесь давно видела, но не думала что это ты. Еще же хотела спросить когда встретились бываешь ли ты на ЛВ!!!
:)) Хи,хи! Конечно слышела вчера на улице:support: . Это я.
http://www.akusherstvo.ru/lines/lineika/64111.gif

01-05-2007, 00:37

Первый раз начала говорить бабаба, мамама где-то ближе к 5 месяцам, потом перестала, сейчас опять вовсю болтает.

Первое полугодие жизни ребенка представляет собой этап эмоционально-личностного общения с окружающими людьми, которое удовлетворяет его потребность во внимании и доброжелательности. Так как эмоционально-личностное взаимодействие оказывает решающее влияние на формирование всех сторон психики младенца, этот этап общения получает статус ведущей деятельности ребенка первого полугодия жизни. Развитие речи ребенка связанно с органическим развитием его мозга, но тем не менее в основном определяется воспитанием ребенка окружающими его взрослыми. Развитие мозга в раннем возрасте происходит очень интенсивно. Однако не следует думать, что органическое развитие мозга является достаточным условием для психического развития ребенка, в частности для развития его речи. Следовательно, воспитание надо начинать своевременно, так как его "дефицит" может возникнуть с первых месяцев жизни ребенка. Младенца с первых минут жизни окружает множество вещей - пеленки, бутылочки, ложечки, игрушки и т. д. Но как ни странно, маленький ребенок этого не замечает, не видит, несмотря на вполне нормальное зрение. А чтобы он увидел предмет, захотел взять его в руки и рассмотреть, необходимо вмешательство взрослого. Речь ребенка надо воспитывать, надо учить его понимать речь окружающих и самостоятельно говорить. Для этого требуется немало усилий со стороны взрослых и активной деятельности самого ребенка в различных видах его деятельности.

В первом полугодии формируется очень важная способность ребенка - умение подражать словам, произносимым взрослым. Однако развитие артикуляционного аппарата его таково, что в начале второго года малыш произносит слова облегченно: машина - "би-би", собачка - "ав-ав". Поэтому очень важно, чтобы взрослый давал для подражания слова "облегченные", сопровождая их словами, произнесенными правильно.

Период младенческих криков (0 мес. - 2-3 мес.).

Первый крик ребенка возникает как компонент стволово-подкорковые оборонительной реакции, обусловленной прекращением плацентарного кровообращения и охлаждением его тела во внешней атмосфере. Условия, необходимые для голосообразования, возникают в периоде новорожденности случайно, когда под влиянием резкого возбуждения симпатической нервной системы изменяются физические свойства мышц тела и возрастает объемная скорость вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Они способствуют наискорейшему устранению матерью дискомфортных состояний младенца.

Крики каждого ребенка обладают индивидуальными чертами, которые настолько хорошо выражены, что по особенностям криков можно опознать индивида так же безошибочно, как это делается по отпечаткам пальцев.

Крики как целостная реакция выражают дискомфортные функциональные состояния, а каждый отдельный крик, сопряженный с одним дыхательным циклом, выражает относительную степень и фазу этого состояния. Таким образом, в звуковой структуре врожденных младенческих криков, возникающих в связи с развитием дискомфортных состояний, обнаруживаются переходящие друг в друга четыре зоны различной субъективной ценности. Там, где оборонительная реакция неиболее или наимение интенсивна (зоны максимальной и минимальной субъективной ценности), голосовая реакция искажается и маскируется шумами или вообще не выявляется замещаясь шумами. Там же, где интенсивность оборонительной реакции умеренная (зоны умеренной субъективной ценности), - в начале криков и на их спаде, - там голосовая реакция наиболее отчетлива и отдаленно напоминает гласные звуки речи или журчание ручья.

Начиная с третьего месяца по характеру крика мать может определить состояние своего ребенка: мокрый, голодный, болит живот. Поэтому принято подразделять крики детей на три вида: крики "боли", крики "удовольствия" и крики "голода".

Понятно, что короткость голосовых связок младенца благоприятствует включению в вибрацию мыщечных стенок высокочастотных резонаторов. Другими словами, звуковые волны, образующиеся в речевом тракте, могут подвергаться не только положительной, но и отрицательной интерференции и, следовательно, мощность голоса может резко падать.

Период гуления (2-3 мес. - 5-6 мес.).

Наблюдения показали, что младенец уже первой недели жизни реагирует на речь человека, а с конца второй недели он прекращает крик, как только с ним начинают разговаривать. Замолкая, младенец внимательно следит за матерью и запечатлевает в памяти особенности ее эмоционально положительного поведения: неторопливые и плавные движения рук, головы и глаз, медленный темп и громкость ее речи. Подражая матери, он постепенно снижает ситуации такого же эмоционально положительного общения с нею интенсивность своих двигательных реакций и криков.

На втором месяце увеличивается время бодрствования ребенка, а это расширяет возможности воспитательного воздействия на него со стороны окружающих взрослых. Здесь задача состоит в том, чтобы уловить взгляд ребенка, задержать его на себе и при этом заиграть с ребенком, воздействуя одновременно на его зрение, слух. К 2,5 - 3 месяцам жизни коммуникативно и познавательно опосредованные комфортные состояния внутренней среды становятся потребностью ребенка, поэтому он снова и снова воспроизводит тот комплекс поведенческих реакций, который, как свидетельствует его опыт, стимулирует мать к эмоциональному общению с ним.

Гуление в отличие от криков можно характеризовал как "согласные, возникающие на фоне скользящего гласного и фонетически мало определенные с точки зрения их места образования". Согласно-подобные элементы обычно звучат мягко. Наблюдается обилие шумов типа аффрикат, бывают хрюкающие и всхрапывающие звуки, звуки, обусловленные дрожанием нёбной занавески. Язычных звуков практически нет. Губные звуки представлены только в губно-губном варианте: по большей части они носовые и часто смягчены. Освоение совокупности гласных звуков или вокализма обычно начинается с широкого гласного, затем узкий гласный начинает противополагаться широкому гласному, а спустя еще некоторое время возникает система из трех гласных, что и составляет вокалический минимум в живых языках мира: а, и, у. Имея в виду эти данные, следует думать, что раньше всего ребенком осваиваются национально-спецефические варианты эмоционально-выразительных а-тембров, потом и- и у-тембров, т. е. тех тембров, которые превалировали у него в разных типах криков.

На третьем месяце возникает новое явление - ребенок уже сам ищет взрослого взглядом для общения с ним. Ребенок останавливает на нем длительный, сосредоточенный взгляд и улыбается. В ответ на приветствие взрослого ребенок выражает большую радость - смеется, взвизгивает. Назвали такое выражение радости "комплексом оживления". Инициатива общения сейчас уже принадлежит ребенку. У младенца появляются первые короткие звуки: г…к…кхы. В период гуления здоровый ребенок произносит много звуков, например: а-а-а, а-гу, бу, бум, ма, ам, тль, пль, пф. При молчаливом уходе за ребенком появление первых звуков запаздывает, и речь начинает развиваться позднее.

На четвертом месяце жизни ребенка самое значительное приобретение заключается в развитии общения между ним и взрослым посредством речевых звуков. Кроме того, в течение этого месяца наблюдаются некоторые сдвиги в развитии движений ребенка. Он начинает прислушиваться к голосу взрослого, искать его и, встретившись с ним взглядом, отвечать звуками, громким смехом.

На третьем месяце ребенок реагирует на "разговор" с ним взрослого смехом, некоторыми звуками голоса, движениями ручек и ножек. Но на четвертом месяце слуховое восприятие приобретает особое значение во взаимоотношениях ребенка со взрослым. Он перекликается со взрослым на расстоянии, когда слышит голос и одновременно видит взрослого.

Несколько увеличивается число звуков, которые произносит ребенок: гласные звуки "а", "э", "у", "и", согласный звук "р", а у некоторых детей появляются сложные комплексы звуков, вроде "агу", "тиль", "тилья" и т. п. Кроме этого, некоторые дети часто начинают пользоваться в общении высокими певучими звуками наподобие трели, которые они произносят с большим напряжением. Изменяется и характер всех звуков, произносимых детьми: вместо отрывистых сейчас преобладают протяжные, певучие звуки ("а-а-а", "р-р-р"). Смена коротких звуков (гуканье) протяжными, певучими звуками (гуление) происходит одновременно с изменением движений ребенка. Это связано, по их мнению, с тем, что он приобретает способность к более длительному сокращению отдельных мускульных групп. Произнесение звуков, как и выполнение движений, осуществляется ребенком под контролем высших органов чувств: звуки произносятся под контролем слуха, а движения выполняются под контролем зрения.

Удалось установить факт подражания звукам у ребенка в очень раннем возрасте. Если, общаясь с ним, произносить звуки, которые умеет произносить и он сам, тем же тоном, в ответ могут последовать такие же звуки. Меняя звуки, например, "а-а-а", на "р-р-р", можно вызвать такие же изменения звуков у ребенка. Переход его от одних звуков к другим происходит после маленькой паузы. Ребенок произносит звуки, повторяя их многократно. Дети начинают произносить звуки и вне ситуации общения. Это подготовляется в течение долгого времени, в процессах общения ребенка со взрослым. Каждое общение со взрослым оставляет после себя след. Ребенок сохраняет некоторое время хорошее приподнятое настроение и продолжает гулить. Все это приводит к тому, что произнесение звуков становится самостоятельной деятельностью ребенка.

Расцвет гуления падает на 4-6 месяцы жизни. Видимо, к этому времени ребенок полностью осваивает национальную специфику эмоционально-выразительного вокализма родной речи. Научаясь распознавать форматные области отдельных аллофонов гласных родного языка, ребенок переходит к дифференциации соответствующих двигательных, в данном случае артикуляторных, сноровок.

Для понимания дальнейшего развития коммуникативно-познавательных средств важно подчеркнуть, что в звуковых комплексах гуления обладают эмоциональными значениями лишь вокализованные участки. Связующие же их более или менее зашумленные участки эмоционально незначимы. При восприятии материнской речи ребенок точно так же принимает во внимание лишь ее вокализированные участки, а все то, что находится между ними, он игнорирует. Однако такое отношение к зашумленным участкам потока материнской речи постепенно изменяется. Период гуления завершается тем, что ребенок на грани первого полугодия начинает опознавать специфические гласные тембры из безударных слогов, в которых они слиты с шумовыми элементами слога. Переход к восприятию "трудных" зашумленных участков материнской речи связан с усилением коммуникативно-познавательной мотивации и, следовательно, активации соответствующих актов.
Отсюда можно заключить, что в периоде освоения эмоционально-выразительного вокализма возрастает коммуникативно-познавательная активность ребенка вообще. С точки зрения фонетики умение опознавать эмоциональные значения тембра зашумленных гласных означает, что ребенок перешел к бессознательному восприятию cегментов речи меняющейся звучности. Однако, воспринимая такие сегменты меняющейся звучности, ребенок подвергает эмоциональной интерпретации по-прежнему лишь их вокальные или гласные компоненты. Начиная непроизвольно различать, а потом и подражательно воспроизводить слитые с вокальными шумовые элементы материнской речи, ребенок нормирует их звучание в соответствии с закономерностями родной речи. Важнейшими в этом процессе нормирования оказываются И-образные тембровые переходы между шумовыми и вокальными элементами - основа будущих характернейших для русской речи мягких согласных. С этих-то переходных участков и начинается временное упорядочение шумовых частот в звуковых комплексах гуления.

Научиться говорить ребенок может только на основе деятельности. На четвертом месяце дети обычно начинают бормотать, а уже на шестом многие пробуют подражать услышанным звуковым сочетаниям.

Взрослым доставляет большое удовольствие слушать малыша, вести с ним короткие диалоги, побуждать его к бормотанию. Бормотание - важное упражнение для последующего говорения. Повторяются простые, обычно бессмысленные слоги, которые по-разному комбинируются друг с другом. Малыши с удовольствием повторяют такие звукосочетания как "ма", "ха" и др.

Пятый-шестой месяцы дают большой сдвиг в нервно-психическом развитии ребенка. В инициативные обращения ребенка к взрослому включаются разнообразные речевые звуки и движения, имеющие целенаправленный характер.

На пятом-шестом месяца , как движения, так и звуки выделились из общего состава выразительных движений. Ребенок уже несколько овладел своими движениями и голосовым аппаратом. Он пользуется движениями и звуками как специальными средствами общения.

На этом этапе возникает еще одна особенность в общении ребенка со взрослым. Ребенок произносит звуки и производит движения в качестве средства заставить взрослого обратить на себя внимание и "выразить" ему свои желания. Своеобразие этого общения заключается в том, что ребенок произносит звуки, как только заметит взрослого издали. Эти звуки не только выражают его радость при виде взрослого - они адресованы ему, служат тому, чтобы заставить взрослого приблизиться. Звуки становятся для него инициативной формой общения со взрослым и средством выражения своих желаний.

В этот период большую роль в общении ребенка со взрослым начинает играть его память. Прошлый опыт помогает ребенку более четко дифференцировать настоящее. Он узнает своих и отличает их от чужих. Все это подготовляет ребенка к самому важному шагу - к общению со взрослым на основе понимания. В конце первого полугодия ребенок начинает обращать внимание на движения и действия взрослого и обнаруживать их понимание. Когда взрослый протягивает ребенку руки, он, посмотрев на них, в ответ протягивает свои.

На данном возрастном этапе в развитии ребенка выделяется и еще одна важная линия: развитие подготовительных этапов активной речи. В 4 месяца малыш длительно гулит, к 5 месяцам у него появляется певучее гуление, с разной интонацией. Он гулит часто и подолгу: в ответ на эмоциональное общение с ним взрослого, во время спокойного бодрствования, при рассматривании игрушки. Если ребенок слышит голос взрослого или самого себя, продолжительность гуления удлиняется, и оно становится более разнообразным. Для развития гуления обязательным условием является хорошее самочувствие и положительное эмоциональное состояние ребенка.

К 5-6 месяцам малыш произносит согласные звуки: п, б, т, д, м, н, л и др. Появляются первые слоги (сочетание гласного и согласного звука): па, ба, ма, т. е. лепет. Этому способствует развитие артикуляционного аппарата и слухового сосредоточения, речевого слуха. Ребенок слышит звуки, произносимые взрослым, слышит сам себя и начинает произносить звуки и слоги повторно.

Подведем краткие итоги .

Возникновению у ребенка речи предшествует подготовительный период, на первом этапе которого (в течение первого полугодия жизни) формируется эмоциональное общение, имеющее очень большое значение для всего последующего развития ребенка, в том числе и для развития его речи.

1. на первом месяце жизни ребенок еще не умеет воспринимать воздействие и отвечать на него, поэтому устанавливать общение с ним очень затруднительно;

2. на втором месяце жизни можно организовать общение с ребенком путем воздействий на его зрение, слух и осязание, которые вызывают у него в ответ положительные эмоции, а к концу второго месяца - в ответном взгляде, громком смехе со взвизгиванием и движением ручек и ножек;

3. на третьем месяце у ребенка возникает потребность в общении со взрослым, оно осуществляется уже по инициативе самого ребенка; в ответ на приветствие взрослого ребенок выражает свою радость ("комплекс оживления");

4. на четвертом месяце ребенок начинает прислушиваться к человеческому голосу, возникает общение на основе речевых звуков, при этом общение со взрослым осуществляется по инициативе ребенка;

5. на пятом и шестом месяцах ребенок сам встречает взрослого звуками голоса, а также произносит звуки в своей самостоятельной деятельности вне ситуации общения.

На основании прежнего опыта ребенок узнает людей, предметы и начинает различно на них реагировать. Он также различает мимику и голос взрослого, некоторые его движения и действия. Все это является основой для возникновения у ребенка понимания речи.