Проблемы в мастер и маргарита егэ. Аргументы к творческой части ЕГЭ по русскому языку (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»). Истинное и ложное творчество

Аргументы к творческой части ЕГЭ по русскому языку

(по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Немаловажную роль в формировании развернутого высказывания на ЕГЭ по русскому языку играет подбор аргументов. Аргумент – суждение, подтверждение, объяснение, довод, приводимый пишущим в доказательство высказанной мысли, своей точки зрения. Он должен подтвердить важность, жизненность нравственных постулатов (охраняйте природу, любите родину, берегите близких, уважайте старость). В аргументе необходимо соблюдать структуру текста-рассуждения:

    тезис (утверждение, которое должно быть обосновано);

    доказательство (объяснения, примеры, раскрывающие суть утверждения);

    микровывод (итог сказанного).

Известно, что аргументы приводятся не только на основе жизненного, но и читательского опыта. При изучении произведений признанных мастеров слова обращаю внимание учащихся на нравственно-философские проблемы, затронутые в них авторами, на анализ отдельных эпизодов, затем ученики сами подбирают аргументы по волнующим их вопросам, работая с текстом. Так, например, после вдумчивого чтения и тщательного разбора романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» у учеников в тетрадях остается добротный материал для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку:

Проблемы, поднятые

Аргументы, подготовленные обучающимися

Проблема веры

1. В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» поднимается проблема веры. По мысли автора, истинная вера – это богатство и защита человека. Ее нет у Берлиоза – героя романа, известного литератора, председателя правления МАССОЛИТа. Он ни во что не верит, отрицает существование и бога, и дьявола, несёт в мир ложные ценности, за что и расплачивается своей головой. Берлиоз уходит в никуда, в небытие, потому что, по мнению М. А. Булгакова, каждому воздастся по его вере. (Лесина Е., 11 класс.)

2. Что такое вера? К чему приводит человека безверие? Ответ на эти вопросы дает роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Судьба Берлиоза – нелепая, внезапная смерть – вот то, что ожидает неверующего человека, убеждённого атеиста. Он ни во что не верил и был наказан ничем – небытием. Иными словами, неверие приводит человека в пустоту, туда, где нет ничего, совсем ничего, а вера, наоборот, ведет его к свету, к лучшей жизни. (Бураншин А., 11 класс.)

3. Может ли вера спасти человека? Над этой проблемой задумывается автор романа «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков. Его главная героиня надеется на спасение своего возлюбленного, верит в торжество справедливости, в то, что настоящие «рукописи не горят». Преодолевая трудности, не задумываясь о собственной жизни, она смело идет на все ради возвращения дорогого ей человека. После долгих мучений и бессонных ночей, заключив сделку с Дьяволом и побывав королевой бала Сатаны, она обретает счастье, которое дарит ей Воланд за её безграничную веру и неугасимую надежду. (Салимгареев Б., 11 класс.)

4. Эта проблема раскрывается, по моему мнению, в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» на примере двух героев: Берлиоза и Иешуа Га-Ноцри. Берлиоз, которому от известного композитора досталась лишь фамилия, не верит в Бога, отрицает его существование, «проповедует» ложные истины, за что и прощается с жизнью. А бродячий философ Иешуа Га-Ноцри, напротив, утверждает, что Бог есть. Определяющей для него является вера в добро. В свое время он сделал то же самое открытие, которое совершил Мастер, написав роман: «Злых людей нет на свете». Рисуя этих героев, автор доносит до нас мысль о том, что вера (это может быть вера не только в Бога, но и в любовь, в справедливость, в свои силы, в добро) у человека обязательно должна быть, потому что она наполняет жизнь смыслом, помогает преодолевать трудности, справляться с невзгодами. (Поддубов А., 11 класс.)

Проблема добра и зла

1. На страницах романа «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков решает проблему взаимодействия добра и зла. Воланд, мистический князь тьмы, вместе со своей свитой попадает в Москву, чтобы испытать людей и покарать взяточников, предателей, жуликов. Дьявол борется с ними силами зла: кто-то умирает, кто-то сходит с ума. Грань между добром и злом очень тонка, поэтому не сразу осознаешь смысл поступков Воланда и его свиты. (Ширко А., 11 класс.)

2. На протяжении всего романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» ярко отражается борьба между добром и злом. Воланд, как представитель темной силы, явившись в Москву, убеждается, что зло, алчность, зависть создали вокруг себя мир, похожий на ад. Население погрязло в пьянстве и разврате. Жадность побеждает разум. На сеансе черной магии в московском варьете он в прямом и переносном смысле раздевает граждан, позарившихся на дармовое «добро», и делает вывод, что люди, как и прежде, любят деньги и только иногда милосердие стучится в их сердца. Зло призвано уничтожать зло, чтобы торжествовало добро. (Закирова А., 11 класс.)

3. Своеобразно решает конфликт добра и зла в своем произведении «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков. Дьявольская свита вихрем проносится по Москве, в которой существуют ложь, недоверие к людям, зависть. Фантастическое зло в романе, представленное в образе Воланда, наказывает зло реальное, нещадно разоблачает лицемерие таких людей, как Степа Лиходеев, Никанор Босой, Александр Рюхин. Мы узнаем, что Лиходеев, хорошо известный в культурных высоких кругах Москвы, - опустившийся бездельник, пьяница и развратник; Босой - буфетчик варьете – плут и вор; поэт Рюхин – «балбес и бездарность». Таким образом, Воланд называет всех своими именами, указывая, кто есть кто. (Гадыльшина Э., 11 класс.)

4. Будет ли зло в нашем мире наказано? Восторжествует ли в нем добро? Ответ на эти вопросы дает роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». В одном из эпизодов произведения мы сталкиваемся с журналистом Алоизием Могарычем, который пишет донос на Мастера, стремясь «переехать в его комнаты». На некоторое время он действительно поселяется в подвальчике своего бывшего приятеля. Но вскоре Могарыч лишается неправедно нажитого имущества. Зло наказывается. Подтверждается мысль, высказанная еще в Библии: каждому воздастся по делам его. (Бураншин А., 11 класс.)

Проблема любви

1. Проблему истинной любви не раз поднимали в своих произведениях русские писатели. Ярким примером является роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». В нем мы видим двух любящих друг друга людей, именами которых названо произведение. Однако их светлое чувство раскрывается автором по-разному. Мастер не готов бороться за свою любовь. Попав в психиатрическую больницу, он надеется, что Маргарита забудет его, нищего и больного. Главное для него - это благополучие любимой. Он не хочет обременять ее. Маргарите же гораздо важнее быть рядом с возлюбленным. Она, несмотря ни на что, борется за свое счастье и побеждает. (Копнина А., 11 класс.)

2. В романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков поднимает проблему любви. Он показывает истинную любовь Мастера и Маргариты. Для любящих не важны материальные блага, они ценят духовные отношения, совместное творчество. Счастье любимой для Мастера главнее всего. Маргарита продает душу дьяволу ради Мастера, делает все возможное во имя любви. Воланд, сатана, вознаграждает Маргариту за милосердие к Фриде, несчастной женщине, удушившей своего ребенка, и возвращает ей Мастера, подарив им вечный покой. (Артамонова Т., 11 класс.)

Проблема ответственности

1. В «закатном» романе М. А. Булгаков поднимает важную проблему ответственности за свои поступки, за добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих к истине и свободе или к рабству. Так, председатель МАССОЛИТа Берлиоз, человек образованный и неглупый, вяло плывет по течению жизни, так как боится потерять свою должность и общественные привилегии. Его не интересует ничья судьба, кроме своей собственной, он не верит ни в Бога, ни в дьявола, и за это несет наказание. «Каждому будет дано по его вере», - говорит Воланд и лишает жизни Берлиоза за его самоуверенность и атеизм. (Бикбулатова В., 11 класс.)

2. В романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков говорит об ответственности. Его герой, могущественный прокуратор Иудеи Понтий Пилат, считающий себя не только жестоким, но и справедливым, проявляет слабость и трусость, отправив на казнь бродячего философа Иешуа Га-Ноцри. Пилат понимает, что Иешуа несет людям добро, видит в нем целителя душ, но из-за боязни потерять власть идет против самого себя, против своей совести. Пилат мог спасти Га-Ноцри, но не сделал этого, поэтому ответственен за свой выбор и наказан за него высшими силами. (Ишимбаева Е., 11 класс.)

3. Ответственность – та черта характера человека, которая облагораживает его, делает духовно прекрасным. Именно ее лишен Понтий Пилат, герой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Он, прокуратор Иудеи, побоялся взять на себя ответственность за отмену смертного приговора Синедриона Иешуа Га-Ноцри. Именно попытка избежать ответственности привела к тому, что странствующий философ, несущий добро, был несправедливо казнен. Ответственность – вот краеугольный камень всего лучшего, светлого, праведного. (Уразбаев Р., 11 класс.)

Таким образом можно организовать работу по любому произведению, а если начинать её с пятого класса, то к окончанию одиннадцатого у школьников будет солидная база аргументов для подготовки к ЕГЭ.

Умение связно мыслить, а также выразительно говорить или писать, пригодится ученикам не только на уроках литературы и русского языка, но и на всех других предметах без исключения. Понадобятся и навыки компрессии (представлены в таблице) – сжатия текста. Все эти умения необходимы на ЕГЭ по любой дисциплине, относятся к метапредметным и составляют деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции.

Мастер и Маргарита — шедевр русской литературы, где переплелись настоящее и прошлое. Над своим творением автор работал большую часть жизни и в итоге подарил читателям грандиозное и уникальное произведение полное красок. Разнообразие героев, привлекающее внимание своей фантастичностью и необычностью. Это роман Булгакова, где поднимаются разные темы со всеми его проблемами, о чем и напишем наше .

Мастер и Маргарита проблемы

Как мы уже сказали, в своем романе Булгаков поднимает разнообразные проблемы, которые с помощью своих героев, их образов и действия писатель раскрывает их и ищет пути решения. Таким образом в романе Мастер и Маргарита раскрываются такие проблемы, как проблема выбора, проблемы добра и зла, проблемы любви и одиночества, проблемы творчества и нравственности. Рассмотрим все более подробно.

Читая произведение Булгакова, мы замечаем первую проблему, которую поднимает писатель и это проблема выбора. Булгаков строит сюжет так, что от каждого персонажа зависит его судьба и то по каким законам будет развиваться жизнь. Писатель дает каждому из своих героев возможность менять жизнь к лучшему, вот только не каждый из них этим шансом пользуется. А ведь перед выбором поставлен каждый. Это и Маргарита, которой нужно выбирать жизнь с мужем в богатстве, либо жить с бедным Мастером. Это и выбор, который нужно было сделать Понтию Пилату. Выбор, который нужно было делать Рюхину и Бездомному. Дочитав работу Булгакова, мы увидели, что каждый из героев все-таки сделал свой личный выбор и он для каждого был по-своему правильным.

Ключевой в романе является и нравственная проблема, когда каждый человек должен определить для себя, что хорошо, что плохо, стать на путь предательства или остаться верным своим идеалам, быть трусом или же стать на справедливый путь. Все герои в определенный момент своей жизни решают для себя нравственные вопросы, выбирая тот или иной путь. Так Понтий должен для себя решить, оправдать невиновного или же вынести смертный приговор. Мастер должен делать выбор либо отказаться от своего произведения, подчинившись цензуре или же отстаивать собственный роман. Маргарите нужно решить быть с мужем или же разделить судьбу с любимым Мастером. При этом все персонажи сталкиваются с нравственной стороной проблемы.

Еще одной из вечных проблем, что раскрыл Булгаков, была проблема добра и зла. Данная тема интересовала многих писателей и была актуальна во все времена. Булгаков тоже не остался в стороне от проблемы добра и зла и раскрыл ее по-своему, используя жизнь и выбор своих персонажей. Две разные силы, что должны быть в равновесии и не могут существовать одна без другой, автор воплощает в образах Иешуа из Ершалаима и Воланда. Мы увидели, что две силы равноправны и стоят на одной ступени. Воланд и Иешуа не управляют миром, а лишь сосуществуют и противоборствуют, устраивая споры. При этом можно смело утверждать то, что борьба добра и зла вечная, так как не найдется в мире ни одного человека, кто бы не совершил греха, точно так же как нет того, кто бы ни разу в жизни не совершил добра. Главное уметь распознать эти две силы и выбрать правильный путь. Как раз роман помогает читателям понять, что есть добро, а что зло.

Не остался в стороне автор и от проблемы творчества. Уже с первых страниц мы замечаем поднятую проблему ложного и настоящего творчества. Данная тема также волновала и была болезненной для Булгакова. Видимо поэтому многие читатели и литературоведы в образе Мастера видят самого Булгакова.

Читая произведение, мы видим членов МАССОЛИТа, которые заботятся не о том, что написать, а как набить свои карманы. Автор изображает писателей, для которых храмом культуры и его достопримечательностью во все времена был ресторан, что расположен на первом этаже. А вот истинный писатель — это Мастер, в его образе изображается настоящий художник пера, который написал поистине хорошую работу. Но вот бездарные массолитяне ее не оценили, мало того, довели персонажа до сумасшествия. Однако автор говорит о том, что придет время и халтура будет наказана, высшие силы воздадут каждому за их деяния. В произведении сделан упор на то, что рукописи не горят, а значит каждый человек, который связал себя с литературой, должен относиться к творчеству ответственно. Справедливость была восстановлена благодаря Воланду и его свите. Весь рассадник лжи и халтуры был объят огнем. И пускай, новое здание отстроится, придут новые халтурщики, но на время истина восторжествовала. А у настоящих талантов появилось немного времени для того, чтобы нести в мир свои шедевры.

Любовь чувство, которое волнует всех, и проблема любви также была раскрыта в романе Мастер и Маргарита. Любовь — воистину сильное чувство, которое толкает людей на разные поступки. Булгаков раскрывает тему любви с помощью образов двух героев: Маргариты и Мастера. Вот только имеются препятствия на пути их общего счастья. Во-первых замужество героини, во-вторых нахождение Мастера в психиатрической больнице. Но любовь героев настолько сильная, что Маргарита решается на сделку с дьяволом. Она продает свою душу ему, лишь бы тот вернул ей любимого человека. Какой мы видим любовь в романе? Прежде всего, это любовь, которая не делает героев хуже или лучше, она их делает просто другими. Любовь у писателя самоотверженная, бескорыстная, милосердная, вечная и верная.

Аргументы к итоговому сочинению 2016-2017 года по произведению "Мастер и Маргарита"

Итоговое сочинение 2016-2017: аргументы по произведению "Мастер и Маргарита" для всех направлений

Честь и бесчестие.

Герои: Воланд, Мастер, Маргарита

Литературный пример. Ложь, страх и бесчестие пронизывают роман насквозь. Все лгут, страшатся и лукавят. Воланд и его свита выводят «на чистую воду» завравшихся горожан, но тут же обманывают всех собравшихся в варьете, мастерски играя на их страстях. Обманывает он и Мастера с Маргаритой, не дав им прожить и дня обещанной счастливой жизнью в подвальчике. Сделка с дьяволом -грандиозный обман, увенчанный гибелью. Оба героя, сослужив службу нечистому и получив от него обещание исполнения желаний, отравлены по его указанию в тот же день, они так и не успели насладиться свободой.

Победа и поражение.

Герои: Понтий Пилат

Литературный пример: Во сне прокуратор производит впечатление абсолютно другого человека. Пилат соглашается с мыслью Иешуа о том, что они теперь всегда будут вместе. Прокуратор перестает испытывать отвращение, которое возникало у него по отношению ко всему, что было связано с учением Иисуса.
Стоит человеку обрести богатство, как сразу же он начинает бояться его потерять.
Сон позволяет Пилату сделать то, на что он не мог решиться в жизни. Зачастую литературные критики оценивают сон Пилата, его прогулку по «лунной дороге» как высшую победу человека над самим собой.

Ошибки и опыт.

Герои: Понтий Пилат

Литературный пример: Пилат не смеет пойти против воли Синедриона, с ощущением совершения непоправимой ошибки он объявляет свое решение толпе. После этого рокового поступка в голове игемона проносятся страшные мысли: "Бессмертие... Пришло бессмертие... Чье бессмертие пришло?" Героя обрекли на вечные страдания. После казни ни в чем не повинного Иешуа Пилат мучается страшными угрызениями совести. Он ясно чувствует свою ошибку, но уже не в силах что-либо исправить: "Ему ясно было, что сегодня днем он что-то безвозвратно упустил, и теперь он упущенное хочет исправить какими-то мелкими и ничтожными, а главное, запоздавшими действиями".

Разум и чувства.

Герои: Мастер, Маргарита

Литературный пример: Любовь между Мастером и Маргаритой вспыхнула, как только они увидели друг друга: «Так поражает молния! Так поражает финский нож!». Героиня любит мастера всем своим сердцем, вдыхает жизнь в его квартирку. Свою внутреннюю силу и энергию она отдает роману своего возлюбленного. Герои очень разные. Мастер спокоен, задумчив. Маргарита же сильная и резкая. Мастер воплощает в себе раздумье, мысль, Маргарита – действие. Они настолько близки духовно, что просто не могут существовать раздельно. Будучи безумно одинокими до своей встречи, герои обретают понимание, поддержку, искренность и тепло.

1. Месть сатаны в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», представлена, как правосудие. Гуляя по столице, поэт Иван Бездомный рассуждал с литератором Михаилом Берлиозом об антирелигиозной поэме. Они присели на скамейку и к ним вскоре присоединился незнакомец, напоминающий иностранца. От случайных знакомых он услышал, что дьявола не существует, а каждый человек сам управляет собственной жизнью. Случайный знакомый рассказал историю о прокураторе Понтий Пилате, отправившем на смерть Иешуа за высказывания против власти. Затем незнакомец предсказал Берлиозу, что ему комсомолка отрежет голову. В этот же вечер предсказание сбылось: литератор попал под трамвай и лишился головы. Иван Бездомный заподозрил в этой трагедии незнакомца, решил его выследить и разоблачить, но оказался в психиатрической больнице с диагнозом шизофрения. Таким жестоким способом Воланд отомстил людям, усомнившимся в существовании дьявола. Однако к ним нет жалости, поскольку эти люди творчество превратили в нескончаемую пропаганду. Правосудие представляет собой процесс, где наказываются лишь преступники, а не те люди, которые проявили неуважение суду.

2. Месть, которую в некоторой степени можно оправдать, идеально представлена в романе Михаила Булкакова. Незнакомец, представившийся Воландом, стал проживать в квартире умершего Берлиоза, предварительно отправив в Ялту Лиходеева, директора театра Варьете. Теперь председателя жилищного товарищества, принялись донимать граждане, желавшие получить в личное пользование комнату погибшего человека. Никанор Иванович Босой получил от Коровьева (переводчик Воланда) определенную сумму рублей в качестве взятки. Однако рубли превратились в доллары и председателя жилищного товарищества арестовали за спекуляцию валютой. Это случилось благодаря звонку Коровьева в милицию. Таким способом сатана наказал Никанора Босого за корыстолюбие. Он всегда пользовался служебным положением ради получения выгоды. Собирая взятки с просителей, он их презирал. Такая месть оправдывается, поскольку она пошла взяточнику на пользу.

3. Нередко месть застает человека неожиданно, причем безо всякого повода. Подобный случай описывает в своем бессмертном романе Михаил Булгаков. Как известно, сатана отправил из столицы Степана Лиходеева в Ялту, откуда тот стал отправлять телеграммы с просьбой подтверждения его личности и, что он является сотрудником театра. Однако администрация сочла это неуместной шуткой, поскольку Лиходеева буквально час назад видели в Москве. Помощник финдиректора Варенуха решил все это объяснить в милиции, но был звонок и по телефону незнакомый голос приказал,что никуда ходить не нужно. Мужчина проигнорировал данный приказ, был схвачен и доставлен в «нехорошую квартиру». Здесь его сделали вампиром, после чего Лиходеев примкнул к шайке Воланда. Данный пример подтверждает, что мести избежать невозможно, даже прибегая к разным ухищрениям. Она может заявиться в любое время и не спасут никакие контрмеры. Миновать расплату можно единственным способом – не делать ничего, что может повлечь возмездие.

4. В книге «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков описывает мнимое великодушие, но главное то, что люди в него верят. Примером стал сеанс черной магии,проведенный Воландом. Он сделал вывод, что человечество внешне заметно изменилось, но решил проверить, насколько осталась неизменной внутренняя сущность людей. Сначала на них посыпались деньги, затем кот лишил головы конферансье за то, что он назвал все происходящее обычным фокусом. Затем кот вернул голову на место. Далее Воланд наколдовал появление магазина, в котором предлагалось обменять свою старую одежду на новые дорогостоящие вещи иностраного производства. Затем маг со своей свитой исчез под звуки марша и общий переполох. Новая одежда, в которую были облачены женщины, исчезла в один миг в присутствии многочисленной публики, а деньги превратились в обычную бумагу. Зрители поздно поняли, что настоящее великодушие преподносится скромно. Это делается для того, чтобы человек, принимающий дары, не чувствовал себя чем-то обязанным, а тем более сконфуженным.

5. Настоящее благородство проверяется в беде. Это хорошо описывает русский писатель в своей книге «Мастер и Маргарита». Одного из героев помещают в психиатрическую больницу. Его коллеги признают помешательство сослуживца и спешат поскорее разорвать с ним всякие отношения.Никто из них даже не усомнился в правомерности принятых мер. Никто не пришел на помощь здоровому человеку, кроме незнакомца, душа которого по-настоящему добрая и бескорыстная. Сидя на больничной койке, Иван Бездомный увидел, как в окно протиснулся незнакомец, а затем представился Мастером. Поэт, лечащийся в психиатрической больнице поведал незнакомцу, что украл у фельдшера ключи, но все равно остается здесь, поскольку ему негде жить. После рассказа своей истории, Мастер сообщил Бездомному, что это происки сатаны. Затем посетитель поведал поэту свою историю, в которой рассказал, что писал роман о человеке, влюбившемся в замужнюю женщину. Благодаря непринужденной беседе с понимающим человеком, у Бездомного появилось настроение и поэт перестал переживать о своем забвении. Мастер, невзирая на потенциальную опасность, пришел на помощь незнакомому человеку, заточенному в психбольнице. Именно такой поступок можно назвать настоящим примером великодушия и мужества.

6. Подлинную благородность души и бескорыстия, не каждый человек способен оценить по достоинству. Иногда люди из-за великодушия даже страдают. В частности, такой пример описывает в своей книге Михаил булгаков. Здесь к смертной казни приговорил Понтий Пилат философа Иешуа, который предварительно избавил прокуратора от головной боли. Римский правитель понимал, что святой ни в чем не виноват, но он говорил, что Бог выше Кесаря и лишь ему нужно молиться и просить прощения за грехи. Понтий Пилат не рискнул противостоять местному духовенству, тем самым, позволив свершиться чудовищной несправедливости. Иешуа казнили вместе с двумя разбойниками, свидетелями чего стала толпа людей, с удовольствием наблюдавшая за казнью. Никому из них святой ничего плохого не сделал, а даже помогал. Нашелся лишь один ученик Иисуса, который выкрал тело своего учителя и захоронил. Толпа глуха к настоящей добродетели, а великодушие одного человека нередко обезоруживает.

7. Иногда щедрость души возникает под воздействием любви. Это хорошо описывает в своем бессмертном романе Михаил Булгаков. Потеряв любимого, героиня не знала, как и где его найти. На помощь пришел Азазелло, пообещав помочь разыскать Мастера. Демон пригласил Маргариту к Воланду, предварительно предложив ей волшебный крем. Она, преодолевая страх, покрыла себя этим зельем и стала невесомой. Девушка вместе с Азазелло полетела на бал к Воланду, который вернул ей Мастера вместе с квартирой. Но чего стоил Маргарите этот бал? Страх и отвращение испытывала девушка. Она даже решила облегчить загробную жизнь своей знакомой. Воланд по достоинству оценил великодушие Маргариты. Так любовь к Мастеру идеально раскрыла в девушке ее добродетель.

Аргументы к творческой части ЕГЭ по русскому языку

(по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Немаловажную роль в формировании развернутого высказывания на ЕГЭ по русскому языку играет подбор аргументов. Аргумент – суждение, подтверждение, объяснение, довод, приводимый пишущим в доказательство высказанной мысли, своей точки зрения. Он должен подтвердить важность, жизненность нравственных постулатов (охраняйте природу, любите родину, берегите близких, уважайте старость). В аргументе необходимо соблюдать структуру текста-рассуждения:

    тезис (утверждение, которое должно быть обосновано);

    доказательство (объяснения, примеры, раскрывающие суть утверждения);

    микровывод (итог сказанного).

Известно, что аргументы приводятся не только на основе жизненного, но и читательского опыта. При изучении произведений признанных мастеров слова обращаю внимание учащихся на нравственно-философские проблемы, затронутые в них авторами, на анализ отдельных эпизодов, затем ученики сами подбирают аргументы по волнующим их вопросам, работая с текстом. Так, например, после вдумчивого чтения и тщательного разбора романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» у учеников в тетрадях остается добротный материал для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку:

Проблемы, поднятые

Аргументы, подготовленные обучающимися

Проблема веры

1. В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» поднимается проблема веры. По мысли автора, истинная вера – это богатство и защита человека. Ее нет у Берлиоза – героя романа, известного литератора, председателя правления МАССОЛИТа. Он ни во что не верит, отрицает существование и бога, и дьявола, несёт в мир ложные ценности, за что и расплачивается своей головой. Берлиоз уходит в никуда, в небытие, потому что, по мнению М. А. Булгакова, каждому воздастся по его вере. (Лесина Е., 11 класс.)

2. Что такое вера? К чему приводит человека безверие? Ответ на эти вопросы дает роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Судьба Берлиоза – нелепая, внезапная смерть – вот то, что ожидает неверующего человека, убеждённого атеиста. Он ни во что не верил и был наказан ничем – небытием. Иными словами, неверие приводит человека в пустоту, туда, где нет ничего, совсем ничего, а вера, наоборот, ведет его к свету, к лучшей жизни. (Бураншин А., 11 класс.)

3. Может ли вера спасти человека? Над этой проблемой задумывается автор романа «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков. Его главная героиня надеется на спасение своего возлюбленного, верит в торжество справедливости, в то, что настоящие «рукописи не горят». Преодолевая трудности, не задумываясь о собственной жизни, она смело идет на все ради возвращения дорогого ей человека. После долгих мучений и бессонных ночей, заключив сделку с Дьяволом и побывав королевой бала Сатаны, она обретает счастье, которое дарит ей Воланд за её безграничную веру и неугасимую надежду. (Салимгареев Б., 11 класс.)

4. Эта проблема раскрывается, по моему мнению, в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» на примере двух героев: Берлиоза и Иешуа Га-Ноцри. Берлиоз, которому от известного композитора досталась лишь фамилия, не верит в Бога, отрицает его существование, «проповедует» ложные истины, за что и прощается с жизнью. А бродячий философ Иешуа Га-Ноцри, напротив, утверждает, что Бог есть. Определяющей для него является вера в добро. В свое время он сделал то же самое открытие, которое совершил Мастер, написав роман: «Злых людей нет на свете». Рисуя этих героев, автор доносит до нас мысль о том, что вера (это может быть вера не только в Бога, но и в любовь, в справедливость, в свои силы, в добро) у человека обязательно должна быть, потому что она наполняет жизнь смыслом, помогает преодолевать трудности, справляться с невзгодами. (Поддубов А., 11 класс.)

Проблема добра и зла

1. На страницах романа «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков решает проблему взаимодействия добра и зла. Воланд, мистический князь тьмы, вместе со своей свитой попадает в Москву, чтобы испытать людей и покарать взяточников, предателей, жуликов. Дьявол борется с ними силами зла: кто-то умирает, кто-то сходит с ума. Грань между добром и злом очень тонка, поэтому не сразу осознаешь смысл поступков Воланда и его свиты. (Ширко А., 11 класс.)

2. На протяжении всего романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» ярко отражается борьба между добром и злом. Воланд, как представитель темной силы, явившись в Москву, убеждается, что зло, алчность, зависть создали вокруг себя мир, похожий на ад. Население погрязло в пьянстве и разврате. Жадность побеждает разум. На сеансе черной магии в московском варьете он в прямом и переносном смысле раздевает граждан, позарившихся на дармовое «добро», и делает вывод, что люди, как и прежде, любят деньги и только иногда милосердие стучится в их сердца. Зло призвано уничтожать зло, чтобы торжествовало добро. (Закирова А., 11 класс.)

3. Своеобразно решает конфликт добра и зла в своем произведении «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков. Дьявольская свита вихрем проносится по Москве, в которой существуют ложь, недоверие к людям, зависть. Фантастическое зло в романе, представленное в образе Воланда, наказывает зло реальное, нещадно разоблачает лицемерие таких людей, как Степа Лиходеев, Никанор Босой, Александр Рюхин. Мы узнаем, что Лиходеев, хорошо известный в культурных высоких кругах Москвы, - опустившийся бездельник, пьяница и развратник; Босой - буфетчик варьете – плут и вор; поэт Рюхин – «балбес и бездарность». Таким образом, Воланд называет всех своими именами, указывая, кто есть кто. (Гадыльшина Э., 11 класс.)

4. Будет ли зло в нашем мире наказано? Восторжествует ли в нем добро? Ответ на эти вопросы дает роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». В одном из эпизодов произведения мы сталкиваемся с журналистом Алоизием Могарычем, который пишет донос на Мастера, стремясь «переехать в его комнаты». На некоторое время он действительно поселяется в подвальчике своего бывшего приятеля. Но вскоре Могарыч лишается неправедно нажитого имущества. Зло наказывается. Подтверждается мысль, высказанная еще в Библии: каждому воздастся по делам его. (Бураншин А., 11 класс.)

Проблема любви

1. Проблему истинной любви не раз поднимали в своих произведениях русские писатели. Ярким примером является роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». В нем мы видим двух любящих друг друга людей, именами которых названо произведение. Однако их светлое чувство раскрывается автором по-разному. Мастер не готов бороться за свою любовь. Попав в психиатрическую больницу, он надеется, что Маргарита забудет его, нищего и больного. Главное для него - это благополучие любимой. Он не хочет обременять ее. Маргарите же гораздо важнее быть рядом с возлюбленным. Она, несмотря ни на что, борется за свое счастье и побеждает. (Копнина А., 11 класс.)

2. В романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков поднимает проблему любви. Он показывает истинную любовь Мастера и Маргариты. Для любящих не важны материальные блага, они ценят духовные отношения, совместное творчество. Счастье любимой для Мастера главнее всего. Маргарита продает душу дьяволу ради Мастера, делает все возможное во имя любви. Воланд, сатана, вознаграждает Маргариту за милосердие к Фриде, несчастной женщине, удушившей своего ребенка, и возвращает ей Мастера, подарив им вечный покой. (Артамонова Т., 11 класс.)

Проблема ответственности

1. В «закатном» романе М. А. Булгаков поднимает важную проблему ответственности за свои поступки, за добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих к истине и свободе или к рабству. Так, председатель МАССОЛИТа Берлиоз, человек образованный и неглупый, вяло плывет по течению жизни, так как боится потерять свою должность и общественные привилегии. Его не интересует ничья судьба, кроме своей собственной, он не верит ни в Бога, ни в дьявола, и за это несет наказание. «Каждому будет дано по его вере», - говорит Воланд и лишает жизни Берлиоза за его самоуверенность и атеизм. (Бикбулатова В., 11 класс.)

2. В романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков говорит об ответственности. Его герой, могущественный прокуратор Иудеи Понтий Пилат, считающий себя не только жестоким, но и справедливым, проявляет слабость и трусость, отправив на казнь бродячего философа Иешуа Га-Ноцри. Пилат понимает, что Иешуа несет людям добро, видит в нем целителя душ, но из-за боязни потерять власть идет против самого себя, против своей совести. Пилат мог спасти Га-Ноцри, но не сделал этого, поэтому ответственен за свой выбор и наказан за него высшими силами. (Ишимбаева Е., 11 класс.)

3. Ответственность – та черта характера человека, которая облагораживает его, делает духовно прекрасным. Именно ее лишен Понтий Пилат, герой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Он, прокуратор Иудеи, побоялся взять на себя ответственность за отмену смертного приговора Синедриона Иешуа Га-Ноцри. Именно попытка избежать ответственности привела к тому, что странствующий философ, несущий добро, был несправедливо казнен. Ответственность – вот краеугольный камень всего лучшего, светлого, праведного. (Уразбаев Р., 11 класс.)

Таким образом можно организовать работу по любому произведению, а если начинать её с пятого класса, то к окончанию одиннадцатого у школьников будет солидная база аргументов для подготовки к ЕГЭ.

Умение связно мыслить, а также выразительно говорить или писать, пригодится ученикам не только на уроках литературы и русского языка, но и на всех других предметах без исключения. Понадобятся и навыки компрессии (представлены в таблице) – сжатия текста. Все эти умения необходимы на ЕГЭ по любой дисциплине, относятся к метапредметным и составляют деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции.